Трасологическая экспертиза: что это такое, описание и особенности

Трасологическая

Виды трасологических экспертиз:

дактилоскопическая экспертиза,

экспертиза перчаток и их следов,

экспертиза следов обуви,

экспертиза следов зубов,

экспертиза следов губ и иных участков головы человека,

экспертиза механических повреждений на одежде,

экспертиза орудий, инструментов и оставленных ими следов,

экспертиза запирающих и предохранительных устройств,

экспертиза по установлению целого по частям,

экспертиза следов шин транспортных средств,

экспертиза узлов и петель,

экспертиза пломб.

Примерный перечень вопросов, которые могут быть поставлены на разрешение экспертов:

При назначении дактилоскопической экспертизы:

  • Имеются ли на представленных объектах следы папиллярных узоров пригодные для идентификации?
  • Оставлены ли следы папиллярных узоров конкретным лицом?

При этом необходимо учитывать следующее:

  • Объекты со следами папиллярных узоров необходимо упаковывать отдельно, избегая контакта поверхности с материалом упаковки.
  • Экспериментальные отпечатки на дактилоскопической карте подозреваемого должны быть не смазанными, полными.

При назначении экспертизы перчаток и их следов:

  • Перчаткой ли оставлены следы на представленном объекте?
  • Не оставлены ли следы представленной перчаткой?
  • Каков механизм образования следов перчаток (захват, касание и т.п.)?

При назначении экспертизы следов обуви:

  • Пригодны ли для идентификации следы, обнаруженные в ходе ОМП?
  • Не оставлены ли следы обувью, изъятой у подозреваемого?

В случае отсутствия обуви подозреваемого перед экспертом могут быть поставлены вопросы, связанные с установлением групповой принадлежности:

  • Мужской или женской обувью оставлены следы?
  • Обувью какого размера они образованы?

При этом необходимо учитывать следующее:

Перед тем, как изъять след обуви на месте происшествия, необходимо его сфотографировать по правилам масштабной съемки.

При назначении экспертизы следов зубов:

  • Оставлены ли следы, обнаруженные на месте происшествия, зубами человека?
  • Не оставлены ли следы зубами конкретного человека?

При этом необходимо учитывать следующее:

В зависимости от объекта, на котором оставлены следы зубов, следует принять необходимые меры для сохранности его внешнего вида. При отсутствии такой возможности необходимо сфотографировать следы зубов по правилам масштабной съемки.

При назначении экспертизы следов губ и иных участков головы (кожного покрова) человека:

  • Пригодны ли следы губ для идентификации?
  • Не оставлены ли следы губ конкретным человеком?

В случае отсутствия подозреваемого перед экспертом могут быть поставлены вопросы, связанные с установлением групповой принадлежности:

Имеются ли какие-либо особенности в строении губ, а также нет ли каких-нибудь приобретенных признаков (шрамов и т.п.)?

При этом необходимо учитывать следующее:

Обнаружение, фиксация и изъятие таких следов осуществляется по тем же принципам и правилам, что и потожировых следов.

При назначении экспертизы механических повреждений на одежде:

  • Имеются ли на представленных предметах одежды колото-резаные (резаные, рубленые и т.д.) повреждения?
  • Каков механизм образования повреждений на одежде? (под механизмом образования повреждений подразумевается расположение и направление воздействия орудия, что по единичным (однослойным) предметам одежды невозможно определить).
  • Образованы ли повреждения на одежде представленным ножом (топором, шилом и т.д.)?
  • Каким орудием образованы повреждения, имеющиеся на одежде? (поисковый вопрос – когда нет конкретного орудия).

При этом необходимо учитывать следующее:

  • Предметы одежды должны быть просушены. При упаковке непросушенных объектов может произойти видоизменение повреждений (образования плесени, слипание и высыхание ткани), в результате чего повреждения могут стать непригодными для решения поставленных вопросов.
  • Наряду с объектами исследования, необходимо предоставлять: заключение судебно-медицинской экспертизы по трупу (в полном объеме), выписки из истории болезни (по живым лицам) с характеристикой повреждений, заключение медико-криминалистической экспертизы повреждений кожных лоскутов.
  • В случае предоставлении ножа в постановлении необходимо указывать разрешение на видоизменение объекта.

При назначении экспертизы следов орудий и инструментов:

  • Не оставлены ли следы, обнаруженные на месте происшествия, орудием (инструментом), изъятым у подозреваемого?
  • Орудием какого вида оставлены следы?
  • Каков механизм образования следов?
  • Оставлены ли следы представленным орудием (инструментом)?

При этом необходимо учитывать следующее:

  • Если нельзя изъять объект со следами орудий и инструментов целиком, можно предоставить часть предмета с обнаруженными следами, предварительно сделав фотоснимки с масштабной линейкой.
  • Вместе с объектами исследования необходимо предоставлять протокол осмотра места происшествия и фототаблицу.

При назначении экспертизы замков:

  • Исправен ли представленный на исследование замок?
  • Если не исправен, то какова причина его неисправности?
  • Не открывали ли замок поддельным ключом, отмычкой либо другим предметом?
  • В каком состоянии – запертом или отпертом- поврежден замок?

При этом необходимо учитывать следующее:

  • Вместе с объектами исследования необходимо предоставлять протокол осмотра места происшествия и фототаблицу.
  • Не вводить ключи в замочную скважину, не разбирать короб замка.
Читайте также:
Международный банк реконструкции и развития: что это

При назначении экспертизы с целью установления целого по частям:

  • Составлял ли ранее объект, изъятый в ходе ОМП, и объект, изъятый (указать место обнаружения), единое целое?

При этом необходимо учитывать следующее:

  • Объекты исследования помещать в разные упаковки.
  • Если исследуемые фрагменты (веревки, проволоки и.т.д.) частично сняты с трупа, необходимо отметить концы, которые разделялись в момент осмотра места происшествия, а какие были свободными.

При назначении экспертизы следов шин транспортных средств:

  • Пригоден ли след, обнаруженный на месте происшествия, для идентификации транспортного средства?
  • Оставлен ли след, обнаруженный на месте происшествия (на одежде потерпевшего), представленным на исследование колесом?

При этом необходимо учитывать следующее:

  • По возможности предоставлять на исследование сам след (следы).
  • Сфотографировать след по правилам масштабной съемки до его изъятия.
  • Наряду с объектами исследования необходимо предоставлять протокол осмотра места происшествия и фототаблицу.

При назначении экспертизы узлов и петель:

  • К какому виду узлов относится исследуемы узел?
  • Обладал ли человек, завязавший узел (петлю), профессиональными навыками?
  • Не завязан ли узел подозреваемым?
  • Мог ли потерпевший сам завязать узел?
  • Одним ли способом завязаны узлы на разных представленных на исследование объектах (например, узел на веревке, изъятой на месте преступления, и узлы на предметах в доме подозреваемого)

При этом необходимо учитывать следующее:

  • обнаруженные на месте происшествия объекты с узлами необходимо зафиксировать: сначала сфотографировать узел на объекте, а затем – после снятия с него.
  • при изъятии завязанных веревок с трупов, объектов обстановки, необходимо маркировать и фиксировать разделенные (разрезанные) при снятии концы в том положении, в котором они были до разделения. Отсутствие такой фиксации может привести к невозможности решения вопроса о действительном способе завязывания и характере узлов (утрата элемента).
  • разрезать веревку необходимо на стороне, противоположной местонахождению узла.

При назначении экспертизы пломб:

  • Нарушалась ли пломба после первоначального опломбирования?
  • Каким способом нарушена пломба?
  • Одним ли пломбиром образованы оттиски на нескольких представленных пломбах?
  • Образованы ли оттиски на пломбе данным пломбиром?
  • Каким предметом повреждена пломба?

При этом необходимо учитывать следующее:

  • Наряду с объектами исследования необходимо предоставлять протокол осмотра места происшествия и фототаблицу.
  • В случае предоставления нескольких пломб, упаковывать их отдельно.
  • При снятии пломб с объектов исследования необходимо отмечать концы, которые были разделены в ходе осмотра места происшествия

    Трасологическое диагностическое исследование запорно-пломбировочных устройств (ЗПУ), защитных наклеек, поверительных клейм, используемых для инкассации, опломбирования складских и офисных помещений, огнетушителей, автотранспорта, маркировки приборов учета, оргтехники и др.

    Исследование включает в себя:

    • установление наличия или отсутствия следов постороннего воздействия;
    • повторного перевешивания и функциональных изменений ЗПУ;
    • установление нарушения конструктивной целостности ЗПУ;
    • установление изменений или подмены элементов ЗПУ;
    • видоизменение маркировочных обозначений на ЗПУ;
    • установление нарушения антимагнитных пломб (магнитных наклеек), и других самоклеящихся номерных пломб.

    На разрешения эксперта могут быть поставлены следующие вопросы:

    Имеются ли на представленном ЗПУ следы постороннего воздействия, не связаны ли данные следы с попыткой несанкционированного взлома (вскрытия) ЗПУ?

    Подвергалось ли представленное запорно-пломбировочное устройство взлому? Если да, то каким способом, при помощи каких инструментов и приспособлений?

    Нарушались ли поверительные клейма, гарантийные наклейки, голографические защитные наклейки предприятия-изготовителя?

    Имеются ли в электрическом счетчике следы постороннего механического воздействия (на детали, устройства, узлы)?

    Возможно ли вскрытие ЗПУ без нарушения его целостности? Возможно ли повторное навешивание ЗПУ после его вскрытия?

    Имеются ли на представленном ЗПУ следы, свидетельствующие о его повторном использовании?

    Имеются ли на представленном ЗПУ (его частях) следы, свидетельствующие о том, что оно в целом или его элементы были подменены после первоначального навешивания? Составляли ли ранее части не моноблочного ЗПУ один комплект? Составляли ли ранее представленные фрагменты единое целое – закрытое ЗПУ?

    Соответствует ли форма и содержание маркировочного обозначения, имеющегося на ЗПУ, форме и содержанию маркировочного обозначения на контрольных образцах ЗПУ или содержанию обозначения в сопроводительных и иных документах?

    Имеются ли на представленном ЗПУ следы, свидетельствующие о его установке (снятии) с нарушением установленных правил?

    Возможно ли получение доступа к опломбированному хранилищу (его содержимому), с использованием фактора неправильного опломбирования хранилища, конструктивных недостатков запорно-пломбировочного устройства или его повреждения?

    Трасологическое диагностическое исследование проточных магистральных фильтров для очистки воды.

    Исследование включает в себя:

    • установление наличия или отсутствия следов постороннего воздействия;
    • установление механизма образования повреждений;
    • установление возможных причин нарушения конструктивной целостности магистрального фильтра воды.

    На разрешения эксперта могут быть поставлены следующие вопросы:

    Имеются ли на представленном магистральном фильтре воды следы постороннего воздействия?

    Не связано ли разрушение целостности магистрального фильтра воды с неправильным монтажом?

    Какой механизм образования повреждений магистрального фильтра воды?

    Трасологическое диагностическое исследование замков.

    Для запирания различных помещений, сейфов, шкафов, ящиков столов и иного рода объектов используются различные механизмы и приспособления. Одним из наиболее распространенных средств запирания являются замки.

    Замок – это устройство, предназначенное для фиксации тех или иных преград, предотвращения проникновения в помещение, свободного доступа к материальным и иным ценностям; к каждому из них прилагаются штатные ключи.

    Эксперт-трасолог строит свои выводы на основе анализа следовой информации, отобразившейся на исследуемых объектах. Информация, на основе которой делаются выводы в отношении замков, как правило, представлена в виде наличия или отсутствия:

    • следов-отображений контактных частей предметов, воздействовавших на наружные поверхности замков и деталей запирающего механизма, как статического, так и динамического характера;
    • деформаций и поломок как корпуса замка, так и деталей его механизма;
    • нарушений взаимодействия деталей механизма;
    • положения деталей механизма в промежуточных (не фиксированных) положениях;
    • частей (деталей) механизма;
    • элементов, несвойственных данному механизму замка.

    На разрешения эксперта могут быть поставлены следующие вопросы:

    – в исправном ли состоянии находится замок?

    – не отпирался ли замок отмычками, подобранным или поддельным ключами?

    – не отпирался ли замок при помощи конкретного предмета (ключа, отмычкой, т.д.)?

    – каким способом отперт (взломан) замок?

    – в запертом или отпертом состоянии произведен взлом замка?

    В отдельных случаях в рамках экспертизы замков решаются вопросы в отношении способа изготовления ключей, а именно однородности следов механизмов, использовавшихся для изготовления штатного и исследуемого ключа: не изготовлены ли ключи, поступившие на исследование, при помощи одних и тех же механизмов (одних и тех же технологических процессов). При исследовании используется методика трасологического исследования следов производственных механизмов.

    При расследовании конкретных уголовных дел может возникнуть целый ряд других вопросов, постановку которых желательно согласовать с экспертами отдела. Телефон отдела – +7 (343) 350-60-61

    Основная панель

    Новости

    • Открыта вакансия эксперта-оценщика 9 декабря, 2021
    • Удостоверение считать недействительным 28 июня, 2021

    По общим вопросам вы можете написать нам в WhatsApp 73433506073

    Наш Адрес

    620075, г.Екатеринбург,
    ул.Бажова, д.72

    e-mail

    Часы работы

    Понедельник—четверг: 9:00–17:00
    Пятница: 9:00-16:00
    Обед: 13:00–13:48

    Что такое трасологическая экспертиза?

    Информационные материалы по данной статье для сайта ekspertizy.org предоставил администратор сайта – Александр Шпилёв. Задать вопрос автору.

    Трасологическая экспертиза – это процессуальное мероприятие, целью которого является изучение следов в разных ситуациях. Преимущественно ее проводят при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП). Позволяет установить механизм образования следов, причинно-следственную связь, другие объективные обстоятельства.

    Особенности трасологической экспертизы

    Отождествлять трасологическую экспертизу исключительно с исследованиями при ДТП – означает существенно сузить ее понятие. Даже в этом случае проводимые работы будут только одним из видов автотехнических экспертиз. В этом случае исследования сопряжены с применением знаний из других сфер, например, автотехники.

    Многим знакомы эпизоды из приключенческих фильмов, когда следопыты или пограничники изучают оставленный след. Кстати, в последнем случае военнослужащие:

    1. По характерным признакам следа устанавливают реальное направление и тип движения, количество следуемых лиц, их рост, вес, другие особенности, включая всевозможные ухищрения;
    2. Фиксируют след, принимают меры к сохранению отпечатка в интересах судопроизводства.

    То есть, на месте пограничники проводят трасологическое исследование, а в последствии предъявляют органам дознания и правосудию вещественные доказательства. Например, след фиксируется с помощью гипса, фотодокументируется, тщательно описывается в процессуальных актах.

    Все то же самое, только другими методами, применяется, если требуется трасологическая экспертиза при ДТП:

    1. Установление возможного нарушителя, характера движения транспортного средства;
    2. Документирование, фиксация выявленных следов в интересах административного или уголовного производства.

    Виды трасологических экспертиз

    Кроме того, различают следующие виды трасологических экспертиз:

    • дактилоскопическая;
    • перчаток и их следов;
    • следов обуви, зубов, губ и других частей головы человека;
    • механический повреждений на одежде;
    • орудий, инструментов и оставленных ими следов;
    • закрывающих, предохраняющих механизмов, узлов и петель, пломб;
    • шин транспортных средств, следов ноги человека.

    То есть, трасологическая экспертиза изучает следы, которые оставлены на любой поверхности живыми организмами, включая человека, или инструментами, техническими приспособлениями. Как правило, проводится комплексно с другими видами исследований в интересах досудебного или судебного разбирательства.

    В каких случаях проводится трасологическая экспертиза?

    К трасологической экспертизе прибегают, если требуется:

    1. Определить источник какого-либо повреждения;
    2. Установить виновное лицо.

    Например, при ДТП нередко возникает спор как с другим участником происшествия, так и со страховой компанией, которая отказывается компенсировать затраты на ремонт. И участник, и страховщик высказывают сомнения относительно источника повреждения, по-своему определяют виновного человека. Сотрудники ГИБДД также могут неверно определить виновное лицо, а также другие важные обстоятельства ДТП.

    Аргумент в этом случае – заключение трасологической экспертизы. Ее выводы имеют важное значение как в спорах со страховой, так и с другими участниками ДТП.

    Вопросы, решаемые трасологической экспертизой в случае аварии:

    1. Каким транспортным средством (или чем-то другим) причинен ущерб его тип;
    2. Детали механических устройств, который контактировали во время столкновения;
    3. Автомобиль, его тип, марка, который оставил следы и осколки на дороге;
    4. Механика аварии и возникновения повреждений;
    5. Направление движения и скорость транспортных средств перед ДТП;
    6. Место участка дороги, на котором произошел момент столкновения.

    Список вопросов не полный. При проведении иных видов трасологической экспертизы, не связанной с ДТП, стороны будут интересовать другие вопросы. Но их направленность очень схожа с указанными выше.

    Как проводится трасологическая экспертиза?

    Методика трасологической экспертизы основана на исследовании отдельных фрагментов (например, ДТП) и их признаков. Порядок проведения следующий:

    1. Начальный этап, на котором предварительно изучаются обстоятельства происшествия и фрагменты;
    2. Первый этап – основное и детальное изучение фрагментов и обстоятельств;
    3. Второй этап – оценка данных, формирование промежуточных и окончательного вывода;
    4. Оформление заключения эксперта.

    Экспертиза может проводится на любом этапе рассмотрения происшествия. Обязательно соблюдается необходимая процедура – подача заявки, оповещение всех заинтересованных лиц, согласование даты проведения.

    На предварительном этапе выполняются фотоснимки, изучаются и фиксируются выявленные повреждения. Для транспортных средств нередко требуется частичная разборка, чтобы получить доступ к другим деталям, выявить скрытые дефекты.

    При формировании заключения к нему обязательно прикладываются все сделанные фотографии, схемы и другие первичные документы. Обязательно указываются все использованные измерительные приборы, номера их сертификатов.

    Допускается проведение трасологической экспертизы даже по фотографии. Но такое заключение воспринимается скептически, потому что оно не дает точных ответов. Поэтому не рекомендуется проводить ремонт автомобиля до того, как проведена экспертиза и не получена компенсация от страховой компании.

    Трасологические исследования

    Трасологические исследования
    Судебно-трасологическая экспертиза следов ног и обуви

    Следы ног человека подразделяются на следы босых ног, ног в носках, чулках и следы обуви. Трасологическому исследованию могут быть подвергнуты как одиночные следы, так и совокупность последовательно отпечатавшихся следов ног — дорожка следов. Изучение одиночных следов позволяет установить особенности строения ног человека, примерно оценить его рост, а дорожки следов — определить устойчивые элементы, характеризующие особенности походки, количество лиц, оставивших следы обутых и босых ног, выявить некоторые особенности их поведения на месте события (преступления), например установить направление и темп движения. Данный вид экспертиз, как и дактилоскопические экспертизы, в большинстве случаев назначается по уголовным делам и позволяет разрешать следующие диагностические вопросы.

    1. Оставлен ли след (следы) босыми ногами человека (ногами в чулках, носках, обувью)? Пригодны ли следы ног (обуви) для идентификации?
    2. Сколькими лицами оставлены следы босых ног, обуви?
    3. Какой ногой (правой или левой) оставлен след? Каковы размер и особенности босой ноги (шрамы, заболевания кожи, отсутствие фаланг пальцев), оставившей следы?
    4. Какой обувью (вид, размер, степень изношенности) оставлены следы? Какие особенности имеют обувь, чулки, носки?
    5. Каковы физические свойства лица, оставившего следы (пол, рост, особенности телосложения, походки и проч.)?
    6. Каковы направление и характер движения человека (например, шагом, бегом, с грузом, в темноте, в состоянии опьянения)?
    7. Как давно оставлены следы на месте происшествия?
    Вопросы идентификационного характера.
    1. Оставлены ли следы босых ног данным лицом? Оставлены ли следы босых ног одним и тем же лицом?
    2. Оставлены ли следы обувью, чулками или носками, изъ¬ятыми у данного лица? Оставлены ли следы одной и той же обувью, чулками?

    Объекты трасологической экспертизы следов ног и обуви таковы:

    1. поверхностные (наслоения или отслоения) следы ног и обуви (например, след босой ноги на свежеокрашенном полу или ноги, испачканной краской, на еще не окрашенной поверхности), изъятые вместе с предметом-носителем: одеждой, бумагой, вырезанными, выпиленными кусками досок, линолеума;
    2. следы, перекопированные на дактилоскопическую пленку;
    3. фотоснимки единичных следов и дорожек следов (плоскость задней стенки фотокамеры при съемке должна быть параллельна плоскости следа, рядом со следом помещается масштабная линейка);
    4. слепки объемных следов ног или обуви, изготовленные с помощью различ-ных слепочных масс (гипса, пасты «К» и проч.).

    В качестве образцов для сравнительного исследования предоставляются отпечатки босых ног подозреваемых или проверяемых лиц, полученные аналогично отпечаткам рук; два-три слепка с босых ног этих лиц, если были обнаружены объемные следы; обувь, чулки, носки; две-три экспериментально полученные дорожки следов. Для получения такой дорожки проверяемому лицу предлагается пройти по бумажной ленте, покрытой тонким слоем типографской краски, или краска наносится на подошвы его ног или обуви.

    Механоскопические экспертизы орудий и инструментов и их следов производятся в целях установления орудия или инструмента по его следам, вида, отождествления орудия или инструмента, реконструирования механизма следового взаимодействия и отдельных обстоятельств события. Например, с какой стороны произведено разрушение преграды, в каком направлении воздействовало орудие, возможна ли инсценировка взлома, случайное разрушение, сколько было участников взлома, каковы некоторые их признаки: физическая сила, профессиональные навыки, функциональные особенности.
    В соответствии с этими целями при решении диагностических задач судебной механоскопической экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы.

    1. Имеются ли на поверхности объекта следы воздействия посторонними предметами?
    2. Каков механизм образования этих следов? С какой стороны и в каком направлении произошло повреждение (разрыв, разлом, отжим, распил, сверление и проч.) данного объекта (двери, окна, доски, бумаги, ткани, детали и т. д.)? Какова последовательность образования следов?
    3. Одним или несколькими орудиями оставлены данные следы?
    4. К какому виду или типу относится орудие (инструмент, механизм), которым оставлены следы?
    5. Какое минимальное время необходимо для произведения данного взлома?
    6. Какими физическими свойствами должно было обладать лицо, совершившее взлом (большая физическая сила, высокий рост и проч.)?
    7. Обладало ли лицо навыками пользования данными инструментом или механизмом? Обладало ли лицо, совершившее взлом, профессиональными или преступными навыками?
    Решение идентификационных задач связано со следующими вопросами.
    1. Не образованы ли следы на нескольких объектах одним и тем же орудием?
    2. Не образованы ли данные следы орудием (инструментом), представленным на экспертизу?
    3. Не составляли ли ранее части разделенного орудия одно целое?

    Объектами механоскопической экспертизы являются:

    1. предметы со следами (если предмет нельзя изъять целиком, представляется часть предмета со следами, масштабные снимки предмета и схема, где указаны размеры и расположение следов);
    2. слепки со следов, изготовленные с помощью слепочных масс, передающих мельчайшие детали следов (например, СКТН, сиэласт);
    3. фотоснимки с изображениями всех следов и их расположения, снимки отдельных следов, схемы расположения следов с указанием их размеров, расстояний между ними;
    4. орудия, инструменты и механизмы, которыми предположительно могли быть оставлены данные следы (например, обнаруженные на месте происшествия, изъятые у подозреваемых и проч.);
    5. иные материалы, в которых содержится информация, помогающая эксперту представить себе обстановку на месте изъятия следов (например, протокол осмотра места происшествия с фототаблицами), сведения о направляемых на экспертизу орудиях и инструментах, в частности, условиях их хранения, и о том, не пользовались ли ими позднее (если да, то как долго), не подвергались ли они ремонту, заточке.

    В некоторых случаях (проломы в стенах, следы орудий на массивных сейфовых дверях) возможно проведение экспертного исследования непосредственно на месте происшествия.

    Судебно-трасологическая экспертиза запирающих механизмов и сигнальных устройств, преимущественно таких как замки и сигнальные устройства, в том числе пломбы, закрутки, запорно-пломбировочные устройства (ЗПУ).

    Судебно-трасологическая экспертиза замков (и других запирающих устройств) позволяет ответить на вопросы диагностического характера.

    1. Исправен ли механизм представленного замка? Если механизм неисправен, в чем эта неисправность и пригоден ли он для запирания?
    2. Находился ли данный замок в употреблении?
    3. В каком состоянии (запертом или отпертом) находился замок в момент его повреждения?
    4. Каким способом открыт (взломан) замок? Явилось ли отпирание замка результатом нанесения ему имеющихся повреждений? К каким участкам замка прикладывались усилия при его взломе? Можно ли отпереть данный контрольный замок без нарушения вложенного под крышку бумажного вкладыша?
    5. Являются ли следы на данном замке (запирающем устройстве) результатом воздействия поддельного ключа или отмычки? Можно ли отпереть данный замок при помощи определенного приспособления (отмычки, гвоздя, куска проволоки)? Орудием какого типа взломан замок? Не одним ли способом взломаны представленные замки?
    6. Можно ли будет отпереть замок, если ему нанести имеющиеся повреждения?
    7. Не снимались ли слепки с замка или ключей?
    Вопросы идентификационного характера.
    1. Не отпирался ли замок с помощью данного ключа или данной отмычки?
    2. Не оставлены ли следы на замке конкретным орудием или инструментом?

    Для успешного решения задач экспертизы в постановлении о ее назначении необходимо отметить, в каком положении (отпертом или запертом) находится механизм замка, а также указать состояние запирающего приспособления (щеколды, засова) двери, дверной коробки, стенок проема двери, окружающих стен и участка земли (пола) перед дверью. В распоряжение эксперта, помимо замка, предоставляются (если они обнаружены) предполагаемые орудия, использованные для его отпирания (ключи, отмычки, куски проволоки, трубки и проч.). При осмотре замков категорически запрещается вставлять ключ в замочную скважину и, проворачивая его, отпирать или запирать замок

    Судебная транспортно-трасологическая экспертиза имеет целью установление транспортного средства, оставившего следы, выявление существенных обстоятельств механизма образования следов или дорожно-транспортного происшествия в целом.

    Вопросы диагностического характера, разрешаемые транспортно-трасологической экспертизой, следующие.
    1. Каким видом транспорта, типом, моделью автомобиля (мотоцикла, велосипеда, трактора и проч.), какими его частями оставлены следы?
    2. Какой моделью шины оставлены следы? Каким колесом транспортного средства оставлены следы (правым, левым, передним, задним)?
    3. В каком направлении двигалось транспортное средство, оставившее следы?
    4. Какое место являлось местом столкновения транспортных средств? Каково взаимное расположение транспортных средств перед столкновением? Под каким углом столкнулись транспортные средства?
    5. Имеются ли на данном объекте (теле, одежде потерпевшего, ограждении дороги и проч.) следы транспортного средства?
    6. Каково взаимное расположение транспортного средства и пешехода в момент наезда?
    7. Образовались ли следы в результате столкновения, наезда или переезда? Какова последовательность образования повреждений? Каков механизм образования имеющихся следов?
    Вопросы идентификационного характера.
    1. Оставлены ли следы данным транспортным средством?
    2. Не является ли обнаруженный предмет (фрагмент) частью данного транспортного средства (например, обломок кронштейна, гайки, осколок фарного или лобового стекла, частица краски) и не составляли ли они ранее единое целое?
    3. Не образованы ли следы, имеющиеся на транспортном средстве (преграде, одежде потерпевшего), частями данного транспортного средства?

    Объектами транспортно-трасологической экспертизы являются:

    1. транспортное средство и его детали (кронштейны, фарные ободки и осколки фарного стекла, защитных стекол, болты и гайки, осколки лакокрасочных покрытий и проч.);
    2. одежда потерпевшего (при наезде на пешехода), на которой могут быть обнаружены следы частей транспортного средства (шины, бампера, радиатора), образовавшиеся при контакте, осколки стекла, следы горюче-смазочных материалов и частицы лакокрасочного покрытия;
    3. слепки из гипса или специальных полимерных масс объемных следов транспортных средств;
    4. ориентирующие, обзорные, узловые и детальные фотоснимки, запечатлевшие общую обстановку места происшествия (панорамные), показывающие положение и состояние каждого из объектов на месте происшествия, изображения следов протекторов шин и отдельных повреждений на транспортных средствах;
    5. протоколы осмотра места происшествия, осмотра транспортного средства, его частей, схемы и планы.

    В качестве образцов для сравнительного исследования представляются:

    • колеса, шины или экспериментальные следы беговых поверхностей колес проверяемого транспортного средства на бумаге или ткани;
    • осколки фарных и защитных стекол, отделившиеся части и детали, изъятые при осмотре проверяемого транспортного средства, если аналогичные части обнаружены на месте дорожно-транспортного происшествия;
    • транспортное средство со сколами лакокрасочного покрытия, если на месте происшествия обнаружены частицы краски.

    Трасологическая экспертиза

    Автотехническая трасологическая экспертиза — исследование, которое изучает следы, оставшиеся на поверхности объекта после того или иного механического воздействия. Необходима, чтобы установить, могло ли конкретное повреждение автомобиля появиться при заявленных обстоятельствах. Для этого эксперт осматривает и оценивает поврежденные элементы автомобиля, сопоставляя результаты осмотра с данными об обстоятельствах аварии. Такая экспертиза проводится в следующих случаях.

    При отказе в выплате по КАСКО или ОСАГО, если страховая компания ссылается на то, что имеющиеся повреждения автомобиля не могли появиться в конкретном ДТП.

    При занижении размера компенсации страховой компанией, отказе оплачивать устранение некоторых из полученных в аварии повреждений автомобиля. В этом случае страховщики утверждают, что автомобиль получил дефекты в разные моменты, и часть из них не связана с конкретной аварией (дефекты были до ДТП или появились после него). Трасологическая экспертиза при ДТП позволяет определить «принадлежность» конкретных повреждений автомобиля к произошедшей аварии.

    Если в результате ДТП столкновения между автомобилями не было. Это — ситуации, в которых участники аварии стараются уйти от столкновения и врезаются не друг в друга, а в другие предметы (деревья, столбы, ограждения и т.п.). В таких случаях страховая компания может заявить, что ДТП не было, а повреждения автомобили получили потому, что их водители не справились с управлением. Еще один нюанс заключается в том, что ПДД предписывает водителям тормозить, если возникает опасность столкновения. Маневрирование в такой ситуации становится нарушением, и получается, что водители виноваты в аварии. На основании имеющихся данных об аварии, осмотра места происшествия и изучения следов и дефектов на автомобилях эксперт сможет установить, можно ли классифицировать данный случай как ДТП, ущерб по которому должен компенсироваться в рамках ОСАГО или КАСКО.

    Как проводится независимая трасологическая экспертиза при ДТП?

    Исследование проводят в следующем порядке.

    Осмотр поврежденных в аварии автомобилей. Желательно, чтобы эксперт мог осмотреть все автомобили, участвовавшие в конкретном ДТП. Имеющиеся дефекты и следы столкновений фотографируют, замеряют, фиксируют их расположение на кузовных элементах. Отдельно эксперт может фиксировать глубину повреждения ЛКП, степень и характер деформации кузовных элементов и т.п. Эти сведения потребуются для последующего анализа следов столкновения.

    Осмотр места ДТП. Выполняется не во всех случаях, может потребоваться, если при ДТП часть повреждений автомобиль получил в результате ударов об ограждения, столбы, деревья и пр. В некоторых случаях место аварии осматривается сразу же после столкновения, пока его следы еще можно зафиксировать (сфотографировать). Такой осмотр дает эксперту максимум информации о том, как именно произошло ДТП.

    Изучение документации. Дополнительно эксперту, выполняющему исследование, потребуются сведения из ГИБДД о произошедшей аварии: справка с места ДТП, составленный протокол, схема ДТП и т.п. Кроме того, может потребоваться техническая документация по участвовавшим в аварии автомобилям.

    Анализ собранной информации. Эксперт сопоставляет полученные данные, и на основании их делает выводы о том, могли ли имеющиеся дефекты, повреждения быть получены при заявленных обстоятельствах, были ли они получены в один и тот же момент.

    Формирование заключения. Транспортно-трасологическая экспертиза предполагает подготовку развернутого отчета, в котором представлены не только выводы эксперта, но и имеющиеся фотоматериалы, данные об участвовавших в аварии автомобилях, имеющихся у них дефектах и повреждениях, процессе возникновения следов от тех или иных ударов.

    Автотехническая трасологическая экспертиза может проводиться во внесудебном или в судебном порядке. Внесудебная экспертиза выполняется по заказу одного из участников ДТП и может использоваться для досудебного урегулирования конфликта со страховой компанией, при подаче письменной претензии, а также как приложение к иску, если спор дойдет до суда. Судебную трасологическую экспертизу проводят по требованию суда, если имеющейся у судьи информации недостаточно для принятия решения по конкретному делу.

    В компании «Инвест Консалтинг» вы сможете заказать независимую трасологическую экспертизу, а также другие виды исследований, связанных с установлением обстоятельств ДТП. Мы выполняем и внесудебные, и судебные экспертизы. Трасологические исследования проводятся в срок от 5 до 10 дней. Ориентировочная цена – 10 – 20 тыс. руб. В штате компании — не только квалифицированные эксперты-трасологи, но и автоюристы, которые помогут отстоять ваши интересы в споре со страховой компанией и другими участниками аварии.

    Независимая автотехническая экспертиза

    Нажимая кнопку «Отправить», вы автоматически выражаете согласие на обработку своих персональных данных и принимаете условия Пользовательского соглашения.

    Центр экспертиз и исследований ГАРАНТ

    +7(863)296-09-49 +7(928)109-29-74

    cse.garant@yandex.ru

    344002, г. Ростов-на-Дону,
    ул. Станиславского, 48/24

    Напишите Ваш вопрос.
    Мы ответим Вам
    в самое ближайшее время.

    Для отправки сообщения
    перейдите в форму
    обратной связи.

    КАРТА И СХЕМА ПРОЕЗДА

    Транспортная трасология — подраздел трасологии, в котором изучаются закономерности отображения в следах информации о событии дорожно-транспортного происшествия и его участниках, способы обнаружения следов транспортных средств и следов на транспортных средствах, а также приемы извлечения, фиксации и исследования отобразившейся в них информации.

    Объектами транспортно-трасологической экспертизы являются транспортные средства и их детали, следы контактного взаимодействия транспортных средств, с другими транспортными средствами или иными объектами, следы колес, гусениц транспортных средств, предметы одежды пострадавших, фотоснимки дорожно-транспортного происшествия, материалы дела.

    Задачами транспортно-трасологической экспертизы являются установление обстоятельств дела, связанных с идентификацией транспортного средства, участвующего в дорожно-транспортном происшествии, определение механизма происшествия в целом или отдельных его фаз на основе изучения следов транспортных средств, следов на транспортных средствах, на отделившихся частях и деталях транспортных средств.

    Для производства судебной транспортно-трасологической экспертизы трасологу необходимы следующие материалы:
    – определение (постановление) о назначении экспертизы;
    – копия технического паспорта ТС, свидетельства о регистрации ТС;
    – справка о ДТП;
    – схема ДТП;
    – копия протокола об административном правонарушении;
    – фотографии и видеозаписи с места ДТП;
    – акт осмотра автомобиля, составленный экспертом страховой компании и фотографии, сделанные им;
    – фотографии и акт осмотра ТС, выполненный в ходе проведения независимой экспертизы;
    – этот перечень может быть дополнен протоколом следственного эксперимента и другими материалами, а также протоколами допросов свидетелей.

    Транспортно-трасологическая экспертиза выявляет и исследует влияние каждого фактора в процессе произошедшей аварии, раскладывая его по времени и по дистанции. Диапазон вопросов, выясняемых с помощью проведения экспертизы, довольно широк и имеет различные цели.

    Примерный перечень вопросов, решаемых трасологом при транспортно-трасологической экспертизе:
    • Могли ли повреждения транспортного средства, зафиксированные в административном материале о ДТП, схеме ДТП, письменных объяснениях участников события, образоваться в ДТП при заявленных обстоятельствах? Если могли, то какие?
    • К какому ТС относятся следы, оставленные на месте ДТП?
    • Не оставлены ли следы на месте ДТП определенным транспортным средством?
    • Не составляет ли отделившаяся часть (обломок) детали транспортного средства, обнаруженная на месте ДТП, единому целому с деталью данного транспортного средства?
    • Не образованы ли следы, имеющиеся на транспортном средстве, частями другого транспортного средства?
    • Каков режим движения, место и угол столкновения транспортных средств?
    • Каким было взаимное положение транспортных средств до момента столкновения?
    • Каким было взаимное положение транспортных средств в момент столкновения?
    • Каким было взаимное положение транспортного средства и пешехода при наезде на него?
    • Образованы ли определенные следы в результате столкновения, наезда, переезда?
    • Какова последовательность образования следов?
    • Каков в целом механизм дорожно-транспортного происшествия?
    • Каков механизм повреждения протектора шины транспортного средства?
    • Какая шина оставила след на дороге, где произошло ДТП?
    • Соответствуют ли отпечатки следов, снятые на месте ДТП, типу ТС, участвовавших в ДТП?
    • Соответствует ли расположение следов, их очертания, формы и габариты, оставленные на ТС, описываемому характеру столкновения?
    • Могут ли следы торможения, снятые с места ДТП, принадлежать типу протекторов данного ТС?

    41. ПОЗДНИЕ ТРУПНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. ЖИРОВОСК И ТОРФЯНОЕ ДУБЛЕНИЕ

    41. ПОЗДНИЕ ТРУПНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. ЖИРОВОСК И ТОРФЯНОЕ ДУБЛЕНИЕ

    Жировоск. При захоронении трупов во влажную, глинистую или болотистую почву, а также при пребывании их в стоячих водоемах начавшееся гниение в связи с отсутствием кислорода приостанавливается, ткани и органы трупа постепенно переходят в состояние жировоска (омыление трупа). Жировоск – серовато-белого цвета зернистая масса с сальным блеском и характерным запахом прогорклого сыра. Ткани приобретают вследствие этого беловато-желтоватый цвет, грубозернистый вид, постепенно затвердевают и становятся крошащимися. Развитию жировоска способствует повышенное содержание жира в тканях трупа.

    Образование жировоска становится заметным через 3-5 недель. Полностью в состояние жировоска труп новорожденного обычно превращается через 5-6 мес, а труп взрослого человека – не ранее чем через 10-12 мес. Но и трупы в таком состоянии пригодны для опознания, на них могут сохраниться следы повреждений, странгуляционная борозда и другие изменения, имеющие большое значение для следствия и экспертизы. При исследовании внутренних органов иногда удается установить даже различные болезненные изменения.

    Торфяное дубление. Труп при попадании в болотистую почву или торфяные болота под влиянием содержащихся в них гуминовых кислот и танина подвергается так называемому торфяному дублению. При этом кожа трупа дубится, становится плотной, темно-бурого цвета, внутренние органы уменьшаются в размере, минеральные соли в костях растворяются и вымываются из трупа, кости приобретают мягкость и легко режутся ножом, напоминая по своей консистенции хрящи.

    В таком состоянии трупы сохраняются в течение длительного времени. Торфяное дубление фиксирует имеющиеся на трупе повреждения и позволяет производить опознание погибшего.

    Естественная консервация трупа может наступать и при некоторых других условиях, способствующих прекращению процесса гниения в самом начале своего развития (пребывание трупа в воде с высокой концентрацией солей, в нефти, при низкой температуре окружающей среды и др.). В подобных случаях трупы могут сохраняться длительное время, что позволяет эксперту при их исследовании решать ряд важных для следствия вопросов (причина смерти, характер повреждений и др.).

    Читайте также

    5. ИЗМЕНЕНИЯ

    5. ИЗМЕНЕНИЯ Все семейные терапевты сходятся во мнении, что с дисфункциональными аспектами семейного гомеостаза нужно бороться. Однако еще не решен вопрос о том, до каких пределов следует доводить эту борьбу, а ее методы и цели различаются в зависимости от теоретических

    ИЗМЕНЕНИЯ

    ИЗМЕНЕНИЯ 1. Augustus Y. Napier with Carl Whitaker, The Family Crucible (New York: Harper & Row, 1978), Cloe Madanes and Jay Haley, “Dimensions of Family Therapy”, Jornal of Mental and Nevrous Diseases 165, № 2 (1977): 88–98.2. Salvador Minuchin, Bernise L. Rosman, and Lester Baker, Psychosomatic Families: Anorexia Nevrosa in Context (Cambridge: Harvard University Press, 1978), chap.

    Глава 2. Изменения

    Глава 2. Изменения В последнее время в Сашиной жизни многое изменилось, хотя ему самому вначале это не было ясно: во-первых, мама и Петер поженились; во-вторых, в Вене Саша окончательно перестал мочиться в постель; в-третьих, папа снова переехал, теперь он жил вместе с Соней.

    Поздние мысли

    Поздние мысли Раз уж я решился заняться собственным жизнеописанием, то эта глава, мне думается, необходима, хотя читатели могут сказать, что в ней слишком много теории. Но эта «теория» относится к моей жизни и представляет собой форму моего существования, она мне

    Возрастные изменения

    Возрастные изменения «Самая творческая сила в мире – женщина, в которой после периода менопаузы сохранилась «изюминка». Эти слова известного американского психолога Маргарет Мид говорят о многом.Ни для кого не секрет, что в процессе жизни наше тело и эмоциональное

    ПОЗДНИЕ СТАДИИ ТЕРАПИИ

    ПОЗДНИЕ СТАДИИ ТЕРАПИИ После нескольких лет систематического исследования защитных функций патологического грандиозного Я в переносе может наступить новая стадия психоаналитической терапии нарциссической личности, при которой грандиозное Я распадается на свои

    § 7.3. Поздние дети

    § 7.3. Поздние дети Существует множество стереотипов по поводу того, когда надо рожать детей, и для оправдания даже придумывают специальные термины: «поздний ребенок» или «ранний ребенок». Не вижу логики в том, когда при установлении идеального возраста для родов

    6.2.2. Особенности взросления в более поздние периоды жизни

    6.2.2. Особенности взросления в более поздние периоды жизни В этом подпараграфе проверяется вторая экспериментальная гипотеза.Экспериментальная гипотеза 2. Доверительность (интимность) отношений взрослого с разными людьми определяет его уровень независимости и

    37. СМЕРТЬ И ТРУПНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

    37. СМЕРТЬ И ТРУПНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ Умирание и смерть. Лицам, осматривающим первыми труп на месте происшествия, приходится решать ряд сложных проблем: констатировать наступление смерти, определять характер и прижизненность обнаруженных на трупе повреждений и время

    39. РАННИЕ ТРУПНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

    39. РАННИЕ ТРУПНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ Достоверные признаки смерти делятся на ранние (появляющиеся вскоре после наступления смерти) и поздние (наблюдаемые спустя некоторое время после смерти).Охлаждение трупа. Температура трупа вследствие прекращения обменных процессов в

    40. ПОЗДНИЕ ТРУПНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. ГНИЕНИЕ И МУМИФИКАЦИЯ

    40. ПОЗДНИЕ ТРУПНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. ГНИЕНИЕ И МУМИФИКАЦИЯ Труп, в зависимости от характера развивающихся в нем процессов, подвергается разрушению (гниению) или консервации (мумификации, торфяному дублению, превращению в жировоск). Подобные изменения заканчивают свое

    Глава 13. Методы позитивного изменения жизни посредством изменения мышления

    Глава 13. Методы позитивного изменения жизни посредством изменения мышления Как вы уже поняли, все идеи, предложенные в этой книге, просты и понятны. Многие из них, скорее всего, были знакомы вам и прежде, но, вероятно, как и в моем случае, не будет лишним подумать о них еще

    Изменения

    Изменения Известно, что люди не меняются. Что двигало ими тысячу лет назад, то же движет и теперь – не считая, конечно, декораций, в которых объекты вожделения и способы выражения страстей претерпели некоторую метаморфозу. Сами же вожделение и страсть в сути своей

    Изменения

    Изменения У меня есть в Берлине любимый магазин. Маленький, уютный, на тихой улице, с запахом ванили и белыми болонками Фи-Фи и Ки-Ки, вечно дремлющими то в корзине, то на креслах, то на бусах и галстуках в витрине. Хозяйка, пожилая и прекрасная фрау Августа в мутных жемчугах

    Возможны ли изменения?

    Возможны ли изменения? Может ли ситуация с отсутствием любимого человека у нашей девушки измениться? К счастью, может, но лишь в том случае, если система ее ценностей изменится. Например, по истечении некоторого времени. Посмотрим, как это может выглядеть.Допустим, что

    Поздние трупные изменения: гниение, мумификация, жировоск, торфяное дубление и развитие флоры и фауны на трупе.

    Гниение. Это трупное явление представляет собой процесс, сущность которого заключается в распаде биологических тканей под влиянием микробной флоры. В процессе быстрого размножения микроорганизмы выделяют большое количество рассасывающих белок ферментов, разлагающих белковые соединения на простые аминокислоты, аммиак и органические кислоты с последующим образованием сероводорода, метана, углекислого газа, меркаптанов и др. В процессе гниения заразные микробы обычно погибают.

    На скорость развития гниения трупа чрезвычайно влияет температура окружающей среды. При комнатной температуре первые признаки гниения — зеленое окрашивание кожи живота, сначала в подвздошных областях, появляются на 2—3-й день. Ускоряют процесс загнивания трупа ожирение, наличие микробных поражений, особенно органов брюшной полости. На воздухе труп загнивает в два раза быстрее, чем в воде (при той же температуре) и в несколько раз быстрее, чем в земле. Быстро загнивают травмированные участки тела с кровоизлияниями в мягкие ткани, с размозженной подкожной клетчаткой. Иногда они загнивают в первую очередь.

    На 3—4-е сутки через кожу начинает просвечивать грязно-зеленая венозная сеть. Ее цвет обусловлен образованием в крови сульфгемоглобина и сернистого железа. К концу первой недели развивается трупная эмфизема, обусловленная образованием гнилостных газов и скоплением их преимущественно в подкожной клетчатке. Первые проявления трупной эмфиземы наблюдаются в области лица, губ, молочных желез, мошонки, живота. В дальнейшем эмфизема приобретает тотальный характер.

    В случае загнивания трупа на месте происшествия может обратить на себя внимание гнилостная жидкость, имеющая красно-коричневатый, красно бурый цвет, обильно подтекающая изо рта и носа, образующая иногда возле трупа лужицу. Эта жидкость похожа на кровь, содержит гемолизированные эритроциты, и неопытным человеком зачастую делается вывод, что имело место кровотечение. В отлогих местах тела трупа образуются гнилостные пузыри, заполненные подобной жидкостью, которая, пропотев через дерму, встретилась с последним на ее пути препятствием — эпидермисом. Покрышка пузыря дряблая, эпидермис уже потерял связь с дермой, поэтому пузыри легко повреждаются, вскрываются с течением времени. Одежда трупа в этих местах пропитывается гнилостной жидкостью, похожей на кровь.

    Гнилостные газы в большом количестве накапливаются в полостях тела трупа, главным образом в брюшной. Это давление выдавливает наружу пищевые массы, содержимое кишечника, плод из беременной матки, позволяет всплыть погруженному в воду трупу вместе с привязанным к нему грузом до 30 кг. Ранения, проникающие в брюшную и плевральные полости, дают возможность трупу остаться на дне водоема. Гнилостные газы накапливаются и в подкожной клетчатке, увеличивая объем трупа.

    Через 1— 3 недели после наступления смерти эпидермис начинает легко отходить от собственно кожи, которая имеет грязный буро-красный цвет, участки, лишенные эпидермиса, подсыхают, могут напоминать ссадины, ожоговые поверхности. Кожа гнилостно измененных трупов, лежащих на воздухе, в гробу, может покрываться плесенью, при этом плесень в первую очередь предпочитает разрастаться на участках, лишенных эпидермиса. В теплое время года плесень образуется на трупе уже к концу первой недели после наступления смерти.

    Гниение быстрее протекает при средней температуре (+30—+40ºС) и повышенной влажности окружающей среды, при смерти от сепсиа инекоторых инфекционных заболеваний (газовая гангрена), медленнее при высокой (+50—+60ºС) и низкой (менее 0ºС) температуре, сухом воздухе, в сухой земле, в холодной воде. Быстрее разлагаются трупы новорожденных детей, полнокровных субъектов, людей с повышенной упитанностью, медленнее — трупы стариков, истощенных и малокровных индивидуумов, а также лиц, лечившихся массивными дозами антибиотиков.

    Гнилостный процесс захватывает большинство внутренних органов. Позднее других поражаются предстательная железа, матка, связки и хрящи. Спустя несколько месяцев все внутренние органы приобретают вид однородной грязновато-бурой или грязновато-серой массы с плохо различимой структурой. Примерно через 1—1,5 года мягкие ткани распадаются. Кости могут сохраняться де­сятилетиями. Оценка времени наступления смерти по степени выраженности гниения должна проводиться с большой осторожностью.

    Жировоск (омыление жиров) образуется при длительном нахождении трупа в воде, влажной глинистой или иной переувлажненной почве без доступа воздуха, при неблагоприятных условиях для жизнедеятельности микробов. Гниение при этих условиях останавливается в самом его начале, мягкие ткани трупа и внутренние органы длительно сохраняются, превращаясь в мягкое, вязкое, сыровидное вещество, сам же труп издает сильное стойкое зловоние. Скорость образования жировоска, прежде всего, зависит от температуры среды, в которой находится труп. Чем выше температура, тем быстрее образуется жировоск. Так в тропиках образование жировоска в некоторых частях трупа наблюдалось уже через несколько дней.

    Мумификация — это своеобразный процесс, протекающий без участия бактерий, но при противоположных условиях, чем образование жировоска, а именно при значительном доступе сухого теплого воздуха и быстром отнятии влаги из трупа.

    Основные признаки мумификации:

    — огромная потеря в весе (до 93%);

    — сохранение наружных форм вплоть до сохранения лица;

    — сохранение в различной степени внутренних органов.

    Когда сухой воздух поступает к трупу в достаточном количестве, труп быстро теряет влагу, жизнедеятельность микроорганизмов угнетается. По этой причине мягкие части трупа не подвергаются гнилостным изменениям, кожа при этом высыхает, окрашивается в темно-коричневый цвет, становится твердой, деформируется крупными морщинами. В соответствующих условиях полное развитие мумификации трупа взрослого человека происходит не менее, чем за полгода, трупы же новорожденных, плодов и детей мумифицируются легче и быстрее. Замумифицированные кисти рук у неопознанных трупов дают возможность дактилоскопирования, но лишь посла соответствующей подготовки их в лабораторных условиях.

    Торфяное дубление — позднее трупное явление, суть которого состоит в дублении (уплотнении) тканей под действием кислой среды. В судебно-медицинской практике трупы, подвергшиеся такому изменению, встречаются еще реже, чем трупы в состоянии жировоска. Главным образом такие находки были сделаны в торфяных болотах, где ткани тела умерших людей подвергались длительному воздействию гумусовых кислот. Под действием этих кислот кожа трупов и внутренние органы уплотняются и приобретают темную окраску. Под воздействием кислот из костей вымывается кальций и они становятся мягкими и гибкими. Трупы в состоянии торфяного дубления сохраняются очень долго. На таких трупах возможно обнаруживать и изучать повреждения.

    Условия нахождения трупа от момента смерти до момента его исследования могут изменяться. И тогда вместо одних посмертных процессов начинают развиваться другие. На практике распространены случаи, когда на труп одновременно действуют различные условия и соответственно разные его части изменяются по-разному. Например, труп, расположенный на почве, со стороны земли загнивает и разрушается насекомыми-трупоедами, а в это время части тела, обращенные вверх, мумифицируются за счет проветривания и высыхания.

    Если труп с признаками начавшегося гниения попадает в сухое, хорошо вентилируемое место, то процессы гниения приостанавливаются и развивается мумификация. Остановка процессов гниения происходит и при понижении температуры окружающей среды ниже 0ºС. И наоборот, труп, законсервированный каким-либо образом, например замерший в холодное время года, при потеплении может начать гнить и разрушаться животными.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: