Третейская запись: что это такое, описание и особенности

Третейский суд

Третейский суд – это единоличный арбитр (третейский судья) или коллегия арбитров, избранные в согласованном порядке сторонами или назначенные Арбитражным учреждением для разрешения спора, возникшего из гражданско-правовых отношений.

Третейский суд рассматривает споры между юридическими лицами, юридическими лицами и гражданами, а также граждан между собой.

Виды третейских судов

Деятельность российских третейских судов регулируется на трех уровнях:

общеевропейский третейский суд;

федеральный третейский суд;

местный третейский суд.

Какие дела рассматривает третейский суд

Третейские суды рассматривают те же дела, что и арбитражные суды и суды общей юрисдикции, но с некоторыми исключениями.

Стороны могут передать в третейский суд дела, связанные с:

– корпоративными спорами, то есть спорами о «внутренних делах» компании:

о принадлежности акций;

долей в уставном капитале;

об ущербе, причинённом компании действиями её руководства и т.д.

– договорами (подряда, поставки, купли-продажи, аренды, мены, перевозки и любыми другими договорами);

– финансовыми отношениями между компаниями;

– защитой деловой репутации.

Отличия третейского суда от арбитражного и суда общей юрисдикции

Главное отличие: третейские суды создаются компаниями, арбитражные суд и суды общей юрисдикции учреждаются государством.

Но есть и другие отличия:

– В возможности обратиться в суд:

в третейские суды стороны обращаются только по взаимному согласию. Требуется оформление арбитражного соглашения, в котором стороны указывают, что они обязуются обратиться в третейский суд при возникновении спора. Если стороны не договорятся, то придётся идти в арбитражный суд;

для обращения в арбитражные суды и суды общей юрисдикции никаких договорённостей ни о чем не нужно.

– В части назначения судей:

в третейских судах стороны сами определяют количество судей третейского суда (арбитров) и сами их выбирают;

в арбитражных судах и судах общей юрисдикции стороны никак не могут повлиять, какой судья или судьи будут разбирать их дело.

– В части оплаты работы судов:

в третейском разбирательстве стороны оплачивают работу арбитра и его расходы на производство по делу, в том числе расходы на проезд и подобные. Также стороны оплачивают работу переводчиков и экспертов и другие расходы третейского суда;

арбитражные суды и суды общей юрисдикции финансируются государством.

– В части полномочий судов:

третейский суд сам определяет пределы своих полномочий;

полномочия арбитражных судов и судов общей юрисдикции определены законами, то есть государством.

Почему компании обращаются в третейские суды

Компании обращаются в третейские суды по следующим причинам:

разбирательство в третейских судах проходит, как правило, быстрее, чем в арбитражных;

третейские суды куда менее формальны, чем арбитражные суды;

участники спора могут выбирать арбитра сами, ориентируясь на профессиональные качества третейского судьи;

как правило, авторитет третейских судов более высокий по сравнению с арбитражными судами.

Третейское соглашение

Компетенция третейского суда основывается на соглашении сторон. Третейское соглашение может быть заключено в виде третейской оговорки в разделе «Порядок разрешения споров» договора или в дополнительном соглашении к действующему договору. Также третейское соглашение может быть заключено в виде отдельного письменного соглашения. Такое соглашение возможно заключить на любой стадии спора, в том числе если дело уже находится в государственном суде (до принятия решения в первой инстанции).

Третейская оговорка может быть трех видов:

альтернативная оговорка. Текст оговорки будет выглядеть следующим образом: «Все споры по настоящему договору передаются на разрешение по выбору истца, или в , или в »;

безальтернативная оговорка. Текст оговорки будет выглядеть следующим образом: «Все споры по настоящему договору передаются на разрешение в »;

конкретизирующая оговорка. Текст оговорки будет выглядеть следующим образом: «Споры, связанные с передаются на разрешение в . Все остальные споры передаются на разрешение в ».

Требования к третейскому судье

Арбитр (третейский судья) – это физическое лицо достигшее возраста 25 лет.

Если третейский судья председательствует в коллегии или рассматривает дело единолично, то он:

обязан иметь высшее юридическое образование;

не должен иметь не снятую или не погашенную судимость.

Также должны отсутствовать какие-либо компрометирующие сведения.

Порядок третейского судопроизводства

В третейский суд с иском может обратиться любое юридическое или физическое лицо.

Иск может быть в отношении любого юридического или физического лица.

Основание для принятия иска к рассмотрению третейским судом

Основанием для принятия иска к рассмотрению третейским судом является третейское соглашение – письменное соглашение сторон о передаче спора по заключенному между ними договору в конкретный третейский суд.

Истец уплачивает третейскому суду третейский сбор, в порядке и размере установленном регламентом.

Рассмотрение иска чаще всего проходит в одно судебное заседание.

Состав третейского суда для разрешения иска

Состав третейского суда для разрешения иска может определяться либо регламентом третейского суда, либо третейским соглашением.

Состав третейского суда может быть единоличным или коллегиальным. В первом случае судья выбирается сторонами либо назначается председателем суда. Во втором случае стороны предлагают своих арбитров, которые затем выбирают председательствующего третейского судью из списка судей третейского суда.

Результат третейского разбирательства

Результат третейского разбирательства оформляется судебным решением, которое незамедлительно становится обязательным, если в третейской записи стороны не предусмотрели иного.

Исполнение решения третейского суда

Решение третейского суда подлежит немедленному добровольному исполнению.

Если решение третейского суда не исполнено добровольно, то оно подлежит принудительному исполнению.

В этом случае государственный суд вызывает стороны третейского разбирательства и предлагает им заявить о наличии оснований для отказа в выдаче исполнительного листа. Если оснований нет, то выдаётся исполнительный лист, который взыскатель имеет право направить в Федеральную службу судебных приставов либо в определённых законом случаях осуществить принудительное взыскание самостоятельно.

Штрафные санкции за неисполнение решения третейского суда

За неисполнение решения третейского суда проигравшей стороной добровольно, третейским соглашением или регламентом может быть предусмотрен штраф.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Как правильно составить третейскую оговорку

Третейское разбирательство выступает альтернативным способом разрешения споров между сторонами. Использование механизма третейского разбирательства нашло широкое применение не только в международной практике, но и в российской. Однако неправильное оформление специального соглашения о передаче споров в третейский суд является распространенным нарушением, которое допускают стороны при обращении в третейский суд для разрешения спора, тем самым лишая себя возможности воспользоваться данным механизмом разрешения споров (информационное письмо Арбитражного третейского суда города Москвы от 28.03.2013 № 330).

Понятие третейского (арбитражного) соглашения

В законодательстве о третейских судах используется несколько определений: «третейское соглашение» и «третейская оговорка», а также «арбитражное соглашение» и «арбитражная оговорка». Однако данные понятия по своей сути являются тождественными (хотя и имеют отличительные «внешние» черты). В связи с этим в рамках данной статьи будет использоваться термин «третейское (арбитражное) соглашение».

Читайте также:
Продажа товаров с использованием автоматов

Под третейским (арбитражным) соглашением принято понимать оформленное в письменной форме соглашение, регулирующее отношения заключивших его сторон по передаче споров (всех или определенных сторонами) в третейский суд. Соглашение может распространять свое действие как на уже возникшие между сторонами споры, так и на те, которые могут возникнуть в будущем.

Третейское (арбитражное) соглашение имеет силу только тогда, когда оно заключено сторонами добровольно, является актом свободного волеизъявления сторон. Суды не раз отмечали это в своих актах (апелляционное определение Московского городского суда от 12.09.2014 по делу № 33-18771, апелляционное определение Иркутского областного суда от 18 декабря 2014 по делу № 33-10360). Отсутствие добровольности при заключении третейского (арбитражного) соглашения (например, если одна сторона не подписала соглашение, а вторая подделала ее подпись и обратилась в третейский суд) является основанием для обжалования такого соглашения в суд и в дальнейшем его отменены (Постановлении Президиума ВАС РФ от 07.06.2012 № 16517/11 по делу № А63-4088/2011).

Отличие третейской (арбитражной) оговорки от третейского (арбитражного) соглашения

Третейская (арбитражная) оговорка отличается от третейского (арбитражного) соглашения по способу заключения и по действию во времени.

Так, третейская (арбитражная) оговорка является частью основного договора (купли-продажи, аренды, найма и т.п.), заключаемого между сторонами, и направлена на урегулирование всех или части споров, возникающих в рамках заключенного договора в будущем. А третейское (арбитражное) соглашение представляет собой самостоятельный документ, заключаемый сторонами, в котором устанавливаются споры, на которые будет распространяться данное соглашение. При этом соглашение может распространять свое действие как на споры, которые могут возникнуть в будущем, так и на уже возникшие споры.

Форма заключения третейского (арбитражного) соглашения

Законодательством о третейских судах предъявляется единственное и главное требование к третейскому (арбитражному) соглашению – письменная форма. При этом речь идет о простой письменной форме, так как законодатель не устанавливает специальных требований по нотариальному удостоверению.

Несоблюдение требований к форме третейского (арбитражного) соглашения является основанием для признания соглашения незаключенным, а значит не влекущим за собой каких-либо правовых последствий (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.10.2013 по делу № А5618378/2012). Однако признание третейского соглашения незаключенным не лишает стороны права повторно заключить соглашение, соблюдая предъявляемые к нему требования.

Способы заключения третейского (арбитражного) соглашения

Законодатель предусмотрел несколько способов заключения третейского (арбитражного) соглашения:

1. Путем составления и подписания отдельного соглашения сторонами (третейское (арбитражное) соглашение);

2. Путем указания в договоре (третейская (арбитражная) оговорка).

Законодатель приравнивает письма (в том числе электронные), телеграммы, факсы, полученные путем переписки между контрагентами, процессуальные документы, полученные путем обмена между сторонами, уставы юридических лиц к третейским (арбитражным) соглашениям, заключенным в письменной форме, при условии, что в указанных выше документах содержится такая третейская (арбитражная) оговорка. При этом контрагент или сторона по делу не должны в документах указывать на то, что они против использования механизма третейского разбирательства.

Содержание третейского (арбитражного) соглашения

К содержанию третейского (арбитражного) соглашения законодатель не предъявляет особых требований и предоставляет право сторонам самостоятельно определить формулировку такого соглашения.

Между тем, как и любой договор, третейское (арбитражное) соглашение должно содержать обязательные положения, позволяющие суду определить свою компетенцию, а также стороны такого соглашения. К таким положениям относятся:

1. Место и дата составления соглашения;

2. Сведения о лицах, заключающих соглашение;

3. Информация о спорах, которые будут подпадать под данное соглашение;

4. Указание на третейский суд (постоянно действующий или создаваемый для разрешения конкретного спора (ad hoc)), который будет рассматривать спор;

5. Юридические адреса и банковские реквизиты сторон.

В содержании третейского (арбитражного) соглашения стороны могут предусмотреть, что решение по спору в третейском суде будет окончательным и не будет подлежать обжалованию. Возможность установления такого положения в третейском (арбитражном) соглашении является существенным и важным для сторон, так как позволяет им в избежать долгих судебных тяжб в будущем.

Кроме того, в третейском (арбитражном) соглашении стороны вправе закрепить срок действия соглашения, установив его пределы. В таком случае по истечении установленного срока третейское (арбитражное) соглашение теряет свою силу (если только стороны не пролонгируют срок его действия) и стороны вправе обращаться в государственный суд в соответствии с требованиями законодательства.

Преимуществом третейского (арбитражного) соглашения является возможность установления сторонами в содержании процессуального порядка рассмотрения спора, материального права, по которому будет спор разрешаться. Если же стороны не воспользуются данным правом, то третейское разбирательство будет производиться в соответствии с правилами третейского суда, куда обратятся стороны. В случае если это будет суд ad hoc, то правила может утвердить арбитр или коллегия арбитров.

Заключая третейское (арбитражное) соглашение сторонам рекомендуется максимально подробно отразить следующие положения:

1. Третейский суд, который будет рассматривать споры;

2. Круг споров, передаваемых третейскому суду;

3. Определение правил третейского разбирательства;

4. Порядок формирования состава суда;

5. Возможность оспаривания решения суда;

6. Порядок распределения арбитражных расходов.

Новый Федеральный закон от 29.12.2015 № 328-ФЗ, а также новая редакция Закона Российской Федерации от 07.07.1993 № 5338-1, АПК РФ, ГПК РФ предъявляют новые требования по некоторым категориям споров, подведомственным третейским судам (например, корпоративным спорам). В силу этого обстоятельства сторонам, желающим заключить третейское соглашение, уже имеет смысл составлять третейские соглашения, руководствуясь положениями данных законодательных актах.

Третейское разбирательство: особенности рассмотрения дел и основные преимущества

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 16.01.2017 2017-01-16

Статья просмотрена: 1412 раз

Библиографическое описание:

Лапо, А. М. Третейское разбирательство: особенности рассмотрения дел и основные преимущества / А. М. Лапо. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 317-320. — URL: https://moluch.ru/archive/136/38072/ (дата обращения: 21.12.2021).

Реализуя свое право на осуществление предпринимательской деятельности, коммерческие предприятия и индивидуальные предприниматели — заключают большое число гражданско-правовых договоров с другими участниками рынка. Принимая во внимание, имеющуюся возможность неисполнения либо ненадлежащего исполнения положений гражданско-правового договора в период его действия, любой договор, как правило, содержит раздел, посвященный порядку рассмотрения споров, которые могут возникнуть между его сторонами в процессе исполнения договорных обязательств. Чаще всего в данном разделе указывается, что возможные разногласия между контрагентами будут разрешаться путем переговоров, а в случае если это не принесет ожидаемого результата, хозяйственный спор передается на рассмотрение в соответствующий суд.

Но существует и альтернативный способ разрешения споров — третейское разбирательство.

Читайте также:
Обязанности супругов по взаимному содержанию

В период с 1993 года по настоящее время в нашей стране был принят ряд законодательных актов, регламентирующих порядок третейского разбирательства по делам, вытекающим из гражданско-правовых отношений. К ним относятся Закон Российской Федерации от 07.07.1993 № 5338–1 «О международном коммерческом арбитраже», Федеральный закон от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации», Федеральный закон от 29.12.2015 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации».

Согласно действующему законодательству, в третейский суд по соглашению его сторон может быть передан практически любой спор, вытекающий из общественных отношений, перечень которых установлен статьей 2 ГК РФ.

Вместе с тем, законодатель установил отдельные категории дел, которые не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда.

К таким делам, относятся, в частности, дела, перечисленные в статье 33 АПК РФ, а также по договорам, заключенным форекс-дилерами с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (пункт 22 статьи 4.1 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Несмотря на то, что законодатель наделяет третейские суды полномочиями по рассмотрению и разрешению гражданско-правовых споров, следует помнить, что третейский суд государственным органом не является.

В связи с тем, что рассмотрение гражданско-правового спора третейским судом осуществляется исключительно по соглашению сторон договора, юридическим основанием для передачи конкретного дела в третейский суд является арбитражное соглашение.

Как устанавливает статья 7 Федерального закона об арбитраже, арбитражное соглашение представляет собой соглашение сторон о передаче в арбитраж всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с каким-либо конкретным правоотношением. При этом не имеет значения, носило такое правоотношение договорный характер или нет.

Следует отметить, что согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона об арбитраже, арбитражное соглашение может быть заключено несколькими способами, а именно либо в виде арбитражной оговорки непосредственно в договоре, либо в виде отдельного соглашения. Требованием закона является положение о том, что арбитражное соглашение заключается в письменной форме.

При этом данное требование считается соблюденным, если арбитражное соглашение было заключено путем обмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами. К таким документам относятся, в том числе, электронные документы, переданные по каналам связи, которые позволяют достоверно установить, что документ исходит именно от контрагента (пункт 3 статьи 7 Федерального закона об арбитраже).

Кроме этого, арбитражное соглашение также признается заключенным в письменной форме, если оно заключается также путем обмена процессуальными документами (в том числе исковым заявлением и отзывом на исковое заявление), в которых одна из сторон заявляет о наличии соглашения, а другая против этого не возражает.

Действующее законодательство о третейских судах в нашей стране подверглось обновлению совсем недавно. Так, Федеральный закон об арбитраже, принятый в конце прошлого 2015 года, в Российской Федерации начал действовать с 1 сентября 2016 года.

С указанной даты, то есть с 1 сентября 2016 года не подлежат применению Федерального закона о третейских судах, за исключением третейского разбирательства, начатого и не завершенного до 1 сентября 2016 года.

Федеральный закон об арбитраже уравнял понятия «третейское разбирательство» и «арбитраж». И акты третейских судов в настоящее время именуются арбитражными решениями.

Еще одним важным нововведением в законодательстве о третейских судах, на которое нельзя не обратить внимание, является прямой запрет на внесение записи в юридически значимые реестры (единый государственный реестр юридических лиц, единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, реестр владельцев именных ценных бумаг и т. п.) на основании арбитражного решения (статья 43 Федерального закона об арбитраже).

Для исполнения решения третейского суда, требующего внесения записи в указанные реестры, необходимо предварительно получить исполнительный лист, который выдается на основании судебного акта компетентного суда.

Особый интерес представляет правовой статус арбитра (третейского судьи). Арбитр (третейский судья) — это физическое лицо, избранное сторонами или избранное (назначенное) в согласованном сторонами или установленном федеральным законом порядке для разрешения спора третейским судом. Третейский суд может быть представлен либо единоличным арбитром либо коллегией арбитров.

В статье Федерального закона об арбитраже содержатся требования, предъявляемые к арбитру. Так, арбитр, разрешающий спор единолично (в случае коллегиального разрешения спора — председатель третейского суда), должен иметь высшее юридическое образование, подтвержденное выданным на территории Российской Федерации дипломом установленного образца, либо подтвержденное документами иностранных государств, признаваемыми на территории Российской Федерации.

В соответствии с законодательными предписаниями, арбитром не может быть лицо:

– не достигшее возраста двадцати пяти лет, недееспособное лицо или лицо, дееспособность которого ограничена;

– имеющее неснятую или непогашенную судимость;

– полномочия которого в качестве судьи, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого сотрудника правоохранительных органов были прекращены в Российской Федерации в установленном федеральным законом порядке за совершение проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью;

– которое в соответствии с его статусом, определенным федеральным законом, не может быть избрано (назначено) арбитром.

Как устанавливает статья 18 Федерального закона об арбитраже, арбитраж осуществляется на основе принципов независимости и беспристрастности арбитров, диспозитивности, состязательности сторон и равного отношения к сторонам.

В соответствии с законом, стороны могут по своему усмотрению договориться о процедуре арбитража. При отсутствии такой договоренности третейский суд может арбитраж таким образом, какой он посчитает надлежащим, в том числе в отношении определения допустимости, относимости и значения любого доказательства.

В юридической литературе третейское разбирательство рассматривается и оценивается различными авторами по-разному. Одни специалисты выделяют несомненные, по их мнению, преимущества арбитража, другие же, напротив, относятся к арбитражу, как к способу разрешения споров, с осторожностью.

В этом отношении представляет определенный интерес статья практикующего адвоката кандидата юридических наук доцента Малкова С. П. «Третейское разбирательство: доводы «ЗА» и «ПРОТИВ», опубликованная в журнале «Профессия — директор» в 2014 году [4, с. 58–61].

Так, он выделяет следующие, по его мнению, основные преимущества третейского разбирательства:

  1. оперативность разрешения спора;
  2. конфиденциальность;
  3. право избрания (назначения) третейских судей спорящими сторонами;
  4. гарантии независимости третейских судей;
  5. определение правил третейского разбирательства.

Как указывает автор статьи, одним из основных преимуществ, благодаря которому третейское разбирательство значительно выигрывает, является его оперативность.

Действительно, как устанавливает статья 40 Федерального закона об арбитраже, именуемая «Порядок оспаривания арбитражного решения», в арбитражном соглашении, предусматривающем администрирование арбитража постоянно действующим арбитражным учреждением, стороны своим прямым соглашением могут предусмотреть, что арбитражное решение является для сторон окончательным. В таком случае окончательное арбитражное решение отмене не подлежит.

Читайте также:
Суммарный процесс: что это такое, описание и особенности

Таким образом, в стадии составления арбитражного соглашения стороны сами могут выбрать, будет ли их спор разрешен третейским судом оперативно.

Что касается очередного преимущества третейского разбирательства, которое рассматривается в работе — конфиденциальности, то ныне действующим Федеральным законом об арбитраже данный принцип закреплен в статье 21 «Конфиденциальность арбитража».

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона об арбитраже, если стороны не договорились об ином или иное не предусмотрено федеральным законом, арбитраж является конфиденциальным, а слушание дела проводится в закрытом заседании.

В этой же статье федерального закона законодатель предусмотрел и гарантии сохранения конфиденциальности рассмотрения какого-либо дела третейским судом. Так, устанавливается, что арбитры, сотрудники постоянно действующего арбитражного учреждения не вправе разглашать сведения, ставшие им известными в ходе арбитража, без согласия сторон (часть 2 статьи 21 Федерального закона об арбитраже). Закрепляется также, что арбитр не подлежит допросу в качестве свидетеля о сведениях, ставших ему известными в ходе арбитража (часть 3 статьи 21 Федерального закона об арбитраже).

Как уже об этом говорилось, согласно статье 2 Федерального закона об арбитраже арбитр (третейский судья) — физическое лицо, избранное сторонами или избранное (назначенное) в согласованном сторонами или установленном федеральным законом порядке для разрешения спора третейским судов.

Исходя из положений закона, стороны свободны в избрании (назначении) судей, которые будут рассматривать их дело по существу. При рассмотрении дел в государственных судах стороны таким правом не наделяются.

Рассматривая такое преимущество третейского разбирательства, как гарантии независимости арбитров (третейских судей) следует подчеркнуть, что согласно статье 18 Федерального закона об арбитраже, устанавливающей принципы арбитража, арбитраж осуществляется на основе принципов независимости и беспристрастности арбитров, диспозитивности, состязательности сторон и равного отношения к сторонам. Функцию арбитра (третейского судьи) может выполнять лишь лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи.

В частности, частью 2 статьи 12 Федерального закона об арбитраже обоснованные сомнения относительно беспристрастности или независимости арбитра рассматриваются как основание его отвода.

Аналогичные положения, закрепляющие принцип независимости судей судебной системы Российской Федерации, содержатся в статьях 120 Конституции Российской Федерации и 1 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132–1 «О статусе судей в Российской Федерации». Однако хотелось бы обратить внимание именно на гарантии независимости арбитров (третейских судей).

Во-первых, третейские судьи, рассматривающие конкретное дело по существу, в отличие от судей судебной системы России, избираются (назначаются) при непосредственном участии обеих спорящих сторон.

Во-вторых, оплата деятельности третейских судей производится самими спорящими сторонами, а не государством: гонорар третейских судей входит в состав расходов, связанных с разрешением спора в арбитраже (статья 22 Федерального закона об арбитраже), и распределение таких расходов производится третейским судом между сторонами (часть 5 статьи 22).

Еще одним преимуществом третейского разбирательства, предоставляемым законом спорящим сторонам, является возможность устанавливать и согласовывать правила рассмотрения спора с их участием.

Так, согласно части 1 статьи 19 Федерального закона об арбитраже при условии соблюдения законодательных предписаний стороны могут по своему усмотрению договориться о процедуре арбитража. Часть 2 этой же статьи устанавливает, что при отсутствии договоренности третейский суд может с соблюдением положений требований законодательства осуществлять арбитраж таким образом, какой он посчитает надлежащим, в том числе в отношении определения допустимости, относимости и значения любого доказательства.

Институт третейского разбирательства в нашей стране в настоящее время развивается и совершенствуется. В связи с этим в Федеральном законе об арбитраже было предусмотрено создание при уполномоченном федеральном органе исполнительной власти постоянно действующего органа — Совета по совершенствованию третейского разбирательства.

В соответствии с положениями части 5 статьи 44 Федерального закона об арбитраже 13 июля 2016 года Министерством юстиции Российской Федерации был издан приказ от 13.07.2016 № 165 «О Совете по совершенствованию третейского разбирательства» (зарегистрировано в Министерстве юстиции России 15.07.2016 № 42860). Данным приказом было утверждено Положение о порядке создания и деятельности Совета по совершенствованию третейского разбирательства.

Из Положения следует, что Совет по совершенствованию третейского разбирательства создается при Министерстве юстиции Российской Федерации.

Основной задачей Совета является содействие созданию благоприятных условий для развития института независимого и профессионального арбитража (третейского разбирательства) в Российской Федерации.

В состав Совета включаются от 20 до 40 членов, включая Председателя Совета, его заместителей и Секретаря Совета. Состав этот утверждается приказом Министерства юстиции Российской Федерации. При этом свои функции члены Совета выполняют на общественных началах.

В состав Совета включаются: лица, замещающие государственные должности, государственные служащие (не более 1/3 общего состава Совета); 2 представителя от общероссийских объединений предпринимателей; 2 представителя от торгово-промышленных палат из состава лиц, предложенных соответствующими общероссийскими объединениями предпринимателей и торгово-промышленными палатами; представители юридического, научного и предпринимательского сообщества и иные лица.

При этом примечательно, что не менее половины от общего представителей юридического, научного и предпринимательского сообщества, а также иных лиц, включенных в состав Совета, должны иметь ученые степени по юридическим наукам.

  1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 29.07.2002. № 30. Ст. 3012.
  2. Федеральный закон от 29.12.2015 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 04.01.2016. № 1 (часть I). Ст. 2.
  3. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 13.07.2016 № 165 «О Совете по совершенствованию третейского разбирательства» (зарегистрировано в Минюсте России 15.07.2016 № 42860) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 33. 15.08.2016.
  4. Малков С. П. Третейское разбирательство: доводы «ЗА» и «ПРОТИВ» // Профессия — директор. 06.2014. С. 56–61.

Комментарий специалиста. Третейское соглашение – основа третейского разбирательства споров

Третейское соглашение – основа третейского разбирательства споров

Понятие третейского соглашения

Основная особенность разбирательства споров в третейском суде состоит в том, что все основано исключительно на добровольных началах, начиная с договоренности двух или более лиц (как юридических, так и физических) о передаче спора, который уже возник (или может возникнуть в будущем) на разрешение третейского суда, и заканчивая исполнением решения этого суда. Такая договоренность сторон о передаче спора в третейский суд называется третейским соглашением.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2002г. N102-ФЗ “О третейских судах в Российской Федерации” (далее по тексту – Закон) гражданско-правовой спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения. Иными словами, заключение сторонами третейского соглашения является тем юридическим фактом, которое устанавливает компетенцию третейского суда на рассмотрение конкретного спора между сторонами.

Читайте также:
Органы государственной власти субъектов РФ

Наличие третейского соглашения для рассмотрения спора в третейском суде является отличительной особенностью от государственных судов, куда можно подавать исковое заявление без какого-либо предварительного соглашения сторон.

Заключая третейское соглашение, стороны предоставляют определенному ими третейскому суду приоритетное право на рассмотрение конкретных споров между ними. Оно выражается в том, что иные третейские суды не вправе рассматривать соответствующие споры, не вправе такие споры рассматривать и государственные суды (суды общей юрисдикции, арбитражные суды), но только при условии, что хотя бы одна из сторон будет возражать против рассмотрения спора государственным судом.

Согласно ст. 148 АПК РФ, “арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что имеется соглашение сторон о рассмотрении данного спора третейским судом, если любая из сторон не позднее дня представления своего первого заявления по существу спора в арбитражном суде первой инстанции заявит по этому основанию возражение в отношении рассмотрении дела в арбитражном суде, за исключением случаев, если арбитражный суд установит, что это соглашение недействительно, утратило силу или не может быть исполнено”.

В соответствии со ст. 222 ГПК РФ, “суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если: имеется соглашение сторон о передаче данного спора на рассмотрение и разрешение третейского суда и от ответчика до начала рассмотрения дела по существу поступило возражение относительно рассмотрения и разрешения спора в суде”.

Отсутствие третейского соглашения или признание его недействительным, напротив, лишает третейский суд права рассмотреть спор между сторонами, а также является основанием для отмены решения третейского суда или отказа в выдаче исполнительного листа.

Виды третейского соглашения

Теория третейского разбирательства выделяет три вида третейских соглашений – само третейское соглашение (иначе – арбитражный договор), третейская (арбитражная) оговорка и третейская запись.

Под третейским соглашением (арбитражным договором) понимается самостоятельное соглашение между заинтересованными лицами, в соответствии с которым они договариваются о третейском разбирательстве споров, которые могут возникнуть в связи с исполнением или толкованием какого-либо материально-правового договора, заключенного этими же лицами.

Третейская (арбитражная) оговорка – это включение в текст основного договора, регулирующего материально-правовые отношения сторон, условия (оговорки), что споры, которые могут возникнуть в связи с данным договором, подлежат рассмотрению в третейском суде.

Под третейской записью понимается текстуально независимое от основного договора соглашение между сторонами о третейском разбирательстве уже возникшего между ними спора.

На практике же различают собственно само третейское соглашение как самостоятельное соглашение и третейскую оговорку в договоре.

При заключении договора (контракта) стороны могут включить в него третейскую оговорку. Это наиболее оптимальный вариант, при нем стороны изначально определяют порядок своих взаимоотношений, что позволяет им в дальнейшем при возникновении конфликта не тратить время и силы на переговоры. Третейская оговорка может быть включена в текст договора и после вступления его в силу путем внесения дополнений в договор. Однако в данном случае к третейскому соглашению предъявляются такие же требования, как и к договору, в том числе нотариальное удостоверение, государственная регистрация.

Основные черты третейского соглашения

В силу Закона основными чертами третейского соглашения является то, что:

– третейское соглашение заключается между субъектами, связанным гражданским правоотношением;

– третейское соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли, или могут возникнуть между сторонами в связи с конкретным правоотношением;

– стороны свободны в выборе компетентного третейского суда;

– третейское соглашение в отношении спора, который находится на разрешении в государственном суде, может быть заключен сторонами в период до принятия решения по спору.

Особенности третейского соглашения

Третейское соглашение в силу его особой (материально-процессуальной) природы обладает рядом особенностей. Остановимся на основных из них:

1) третейское соглашение обязательно для сторон и уклониться от передачи спора на рассмотрение третейского суда они не могут.

2) заключенное сторонами третейское соглашение не может быть отменено государственным судом, а решение третейского суда не может быть пересмотрено по существу.

3) третейское соглашение обладает в отношении обеспечиваемого договора юридической самостоятельностью, автономностью. Это означает, что действительность третейского соглашения не зависит от действительности договора, в отношении которого оно было заключено.

4) следует учитывать объем третейской оговорки. В частности, расторжение договора, содержащего третейскую оговорку, не всегда влечет прекращение действия третейской оговорки, поскольку она может охватывать все споры и разногласия, которые могут возникнуть как из данного договора, так и в связи с ним.

5) третейское соглашение может утратить силу, если предусмотренный им спор стал относиться к существу дела, которое третейскому суду не подведомственно.

Предмет третейского соглашения

Предметом третейского соглашения в соответствии с п.2 ст.1 Закона может быть спор, вытекающий не из любых, а лишь из гражданских правоотношений. Данная норма закона не допускает отступлений. Поэтому если бы стороны спора, возникшего из административных (например, налоговых) правоотношений, условились о разрешении спора в третейском суде, такое соглашение было бы ничтожным ввиду противоречия Закону.

В качестве неотъемлемой части третейского соглашения рассматриваются правила постоянно действующего третейского суда. В содержание третейского соглашения могут быть включены условия, позволяющие упростить и ускорить процедуру рассмотрения спора. Целесообразно разрешить в третейском соглашении вопросы об ознакомлении сторон с правилами постоянно действующего третейского суда, о составе третейского суда, о необходимости ведения протокола в заседании или включить предложение о том, что решение третейского суда является окончательным и не подлежит оспариванию.

Автономность третейского соглашения или третейской оговорки в договоре в том, что они действуют независимо от истечения срока действия, расторжения или признания недействительным самого договора. Решение третейского суда окончательно и подлежит немедленному исполнению в добровольном порядке, при этом, в случае необходимости, исполнительный лист на принудительное исполнения решения третейского суда выдается государственным судом.

Ударение делается на добровольность исполнения решения третейского суда, при этом деловые отношения между партнерами не прекращаются. Истец, имея на руках исполнительный лист, в любое время может предъявить его к взысканию.

Форма третейского соглашения

Требования к форме третейского соглашения установлены в ст. 7 Закона. Третейское соглашение должно быть оформлено в письменной форме. Также третейское соглашение считается заключенным, если оно содержится в документе, подписанным сторонами, либо заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием других средств электронной или иной связи, обеспечивающих фиксацию такого соглашения. Ссылка в договоре на документ, содержащий условие о передаче спора на разрешение третейского суда, является третейским соглашением при условии, что договор заключен в письменной форме и данная ссылка такова, что делает третейское соглашение частью договора.

Читайте также:
Фиксация следов: что это такое, описание и особенности

При несоблюдении письменной формы третейское соглашение является незаключенным и, следовательно, рассмотрение спора в третейском суде невозможным.

Содержание третейского соглашения

Каких-либо специальных требований к тексту третейского соглашения или к третейской оговорке закон не предъявляет. В тоже время постоянно действующие третейские суды разрабатывают свои формулировки.

Третейский суд при Торгово-промышленной палате Республики Мордовия рекомендует включать в заключаемые гражданско-правовые договоры следующую форму третейской оговорки: “Все споры, возникшие в ходе исполнения настоящего договора, или в связи с ним, либо вытекающие из него, подлежат рассмотрению в Третейском суде при Торгово-промышленной палате Республики Мордовия в соответствии с его Положением и Регламентом”.

Третейское соглашение должно быть сформулировано в такой редакции, которая позволяла бы идентифицировать третейский суд, который имеют в виду стороны. В этих целях название третейского суда лучше всего указывать с максимальной точностью. В противном случае не исключены последующие недоразумения и разногласия по вопросу о том, в какой именно третейский суд стороны условились передать возникший между ними спор.

Впрочем, не всякая ошибка в названии третейского суда с неизбежностью препятствует принятию им спора к своему производству. Если изложенное в третейском соглашении обозначение третейского суда не полностью совпадает с его официальным названием, однако по существу очевидно, о каком третейском суде идет речь, подобную неточность можно признать несущественной.

Например, при Торгово-промышленной палате Российской Федерации функционируют три третейских суда: Третейский суд для разрешения экономических споров, Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия. И если в третейском соглашении будет использовано такое словосочетание, как, например: “Арбитраж при Торгово-промышленной палате Российской Федерации”, то далеко не всегда можно с уверенностью констатировать, о каком именно из числа упомянутых судов условились стороны.

Председатель Третейского суда

при Торгово-промышленной палате

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ –> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информация предоставлена Третейским судом при Торгово-промышленной палате Республики Мордовия. 430000, г.Саранск, ул.Большевистская, 28А

§ 4.7. Третейская запись (компромисс)

Особую значимость для целей настоящей работы представляет анализ правовой природы такого соглашения, как третейская запись (компромисс), которое, в частности, К.П. Победоносцев относил к особому виду мировой сделки *(315).

Третейская запись является одним из видов арбитражных соглашений, правовая природа которых является предметом горячих дискуссий. Высказываемые в отношении правовой природы арбитражных соглашений мнения могут быть условно разделены на четыре основные группы, среди которых принято выделять суждения о договорной, процессуальной, смешанной и автономной природе арбитражных соглашений *(316).

Сторонники понимания арбитражного соглашения как обычного гражданско-правового договора признают, что оно порождает для сторон гражданско-правовые обязанности, в том числе обязанность подчиниться решению, вынесенному арбитражем.

Приверженцы процессуальной теории рассматривают арбитражное соглашение в качестве соглашения процессуального характера, направленного на исключение юрисдикции государственного суда.

Концепция смешанной природы арбитражных соглашений признается более привлекательной по той причине, что позволяет учитывать как материально-правовые, так и процессуальные элементы *(317). Согласно этой теории арбитражное соглашение рассматривается как гражданско-правовой договор, порождающий в том числе процессуальные последствия.

Сторонники автономной теории, напротив, не признают арбитражное соглашение гражданско-правовым договором, поскольку ни один гражданско-правовой договор (даже sui generis) сам по себе не может порождать процессуальные последствия. С другой стороны, арбитражное соглашение не рассматривается и как соглашение в области процесса, поскольку арбитраж выходит за рамки государственной юрисдикции.

Нельзя не согласиться с тем, что арбитражное соглашение обладает качественным своеобразием, однако, думается, положения отечественной доктрины позволяют рассматривать его в качестве гражданско-правовой сделки, направленной на защиту прав. В подтверждение обоснованности данного утверждения можно указать следующее.

Для целей настоящей работы важным представляется право сторон закрепить в договоре положение, согласно которому возникающие из данного договора споры подлежат совместному рассмотрению сторонами, а при недостижении согласия по вопросу урегулирования спора – передаче в компетентный суд. Такое положение не противоречит ст. 9 ГК РФ, устанавливающей, что гражданские права (в том числе и право на защиту) осуществляются гражданами и юридическими лицами по своему усмотрению. По существу названным положением стороны закрепляют возможность использования неюрисдикционной формы защиты прав, а при недостижении положительного результата – юрисдикционной формы защиты прав (о форме защиты прав см. § 1.3 настоящей работы).

Как уже было сказано, ГК РФ наделил субъектов гражданского правоотношения правом самостоятельно определять, в какой суд – государственный или третейский – они обратятся за защитой нарушенного субъективного гражданского права (ст. 11 ГК РФ). Иными словами, право выбора между юрисдикционными органами в рамках, допускаемых законом, принадлежит сторонам гражданского правоотношения.

В силу этого своим соглашением стороны могут не только установить форму защиты прав (неюрисдикционная или юрисдикционная); они вправе допускаемым законом образом конкретизировать (уточнить) юрисдикционную форму защиты прав. Положения арбитражного соглашения, как и само право на защиту, “активизируются” лишь в случае нарушения (оспаривания) субъективных гражданских прав или законных интересов стороны – участника гражданского правоотношения *(318). Сказанное позволяет относить арбитражное соглашение к гражданско-правовым сделкам, направленным на защиту прав.

О.Ю. Скворцов высказывает мнение, согласно которому отсутствие воздействия арбитражного соглашения на права и обязанности сторон не позволяет рассматривать эффект, производимый этим соглашением, как относящийся к гражданскому праву, а само арбитражное соглашение, как имеющее гражданско-правовой характер *(319). Однако, по изложенным выше соображениям о допустимости сделок, не порождающих движение правоотношения (см. об этом § 1.4 настоящей работы), с ним трудно согласиться.

Точка зрения автора настоящей работы, вероятно, в чем-то близка к позиции, обозначенной в курсе А.В. Дайси и выражающей интересы английской судебной и арбитражной практики, согласно которой арбитражное соглашение направлено не на установление взаимных прав и обязанностей сторон, а на регулирование метода, которым эти права и обязанности могут быть определены. Однако в указанном курсе арбитражное соглашение признается процессуальным соглашением. При этом, как подчеркивает А.И. Минаков, критикуя английскую доктрину, считается, что суды должны рассматривать вопросы, связанные с действительностью, юридической силой и толкованием арбитражного соглашения, не как процессуальные, а как материально-правовые *(320).

Читайте также:
Таможенная территория: что это такое, описание и особенности

Арбитражное соглашение не является “процессуальным соглашением”, и признаки, присущие “процессуальным соглашениям” (см. о них § 3.4 настоящей работы), не характеризуют арбитражное соглашение.

Арбитражное соглашение упоминается в процессуальных кодексах (АПК РФ и ГПК РФ), однако они не регламентируют ни порядок и форму его заключения, ни последствия несоблюдения формы арбитражного соглашения. Иными словами, арбитражное соглашение не отвечает второму признаку “процессуальных соглашений”.

Закон РФ “О международном коммерческом арбитраже” воспроизводит норму ст. 7 Типового закона ЮНСИТРАЛ “О международном коммерческом арбитраже”, согласно которой арбитражное соглашение должно быть облечено в письменную форму *(321). Аналогичное требование к форме арбитражного соглашения содержится и в п. 1 ст. 7 ФЗ “О третейских судах в Российской Федерации”. Пункт 2 этой статьи названного Закона устанавливает, что несоблюдение простой письменной формы арбитражного соглашения влечет за собой признание его незаключенным. Такое правило целиком согласуется с положениями ст. 162 ГК РФ, определяющей последствия несоблюдения простой письменной формы гражданско-правовых сделок *(322).

Проверяя арбитражное соглашение, суд должен установить, что арбитражное соглашение действительно, не утратило силу и может быть исполнено. Б.Р. Карабельников, комментируя Нью-Йоркскую конвенцию “О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений” 1958 г., отмечает, что “под “недействительностью” обычно имеется в виду очевидный дефект воли или безусловное отсутствие полномочий на представление стороны при подписании арбитражного соглашения, под “утратой силы” – прекращение действия арбитражного соглашения, до этого действительного, по воле его сторон, под “неисполнимостью” – слишком неясная формулировка арбитражного соглашения, не позволяющая осуществить его на практике” *(323).

Нельзя не согласиться с позицией А.А. Костина, полагающего, что при определенных условиях недействительность арбитражного соглашения может быть предметом рассмотрения в государственном или третейском суде *(324). Не вызывает возражений допустимость изменения или расторжения арбитражного соглашения по воле обеих его сторон (по общим правилам изменения/расторжения обычного гражданско-правового договора).

Рассмотрение арбитражного соглашения в качестве “процессуального соглашения” представляется ошибочным и по той причине, что, заключенное сторонами, оно отвечает только их интересам (интересам защиты субъективных прав в случае их нарушения), поскольку для сторон важно обеспечить возможность защиты их прав наиболее быстрым и эффективным, с их точки зрения, образом *(325). Не имея целью оказание содействия осуществлению задач судопроизводства, арбитражное соглашение не отвечает и четвертому из указанных признаков “процессуальных соглашений”.

В большинстве случаев арбитражное соглашение заключается сторонами до обращения с иском в государственный суд, то есть до момента возбуждения производства по делу. А при отсутствии нарушений прав контрагентами и нормальном исполнении обязанностей из основного контракта спор вовсе не будет иметь место, вследствие чего не возникнут ни судебный процесс, ни процессуальные правоотношения. Таким образом, арбитражное соглашение не отвечает первому упомянутому признаку “процессуальных соглашений”.

Исключением из общего правила о заключении арбитражного соглашения в период до возникновения гражданско-правового спора между сторонами признается третейская запись (компромисс) *(326) – соглашение о передаче уже возникшего спора на рассмотрение третейского суда (арбитража).

В силу положений новейшего процессуального законодательства Российской Федерации совершить компромисс стороны вправе в ходе судебного разбирательства в государственном суде до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу (ч. 3 ст. 3, ст. 222 ГПК РФ, п. 6 ст. 148 АПК РФ, п. 4 ст. 5 ФЗ “О третейских судах в Российской Федерации”).

Несмотря на это, третейская запись не может рассматриваться в качестве “процессуального соглашения”, поскольку третейская запись, как и иные виды арбитражного соглашения, не способствуют осуществлению задач судопроизводства, а изменяет (устанавливает, конкретизирует) форму защиты прав.

Являясь одним из видов арбитражных соглашений, компромисс не может рассматриваться в качестве мирового соглашения. Этот вывод подтверждается тем, что в отличие от мирового соглашения компромисс определяет или изменяет форму защиты прав, что не “в силах совершить” мировая сделка. То обстоятельство, что компромисс заключается в период после возникновения спора между сторонами гражданского правоотношения, не меняет его сущности.

Вопрос о том, влечет ли арбитражное соглашение (в том числе и компромисс) за собой процессуальные последствия, до сих пор не решен правоведами однозначно.

Мыслится, что непосредственно арбитражное соглашение не влечет процессуальные последствия, как и непосредственно мировое соглашение (см. об этом § 3.4 настоящей работы). Наличие арбитражного соглашения дает основание ответчику (по АПК РФ – любой стороне) заявить возражение относительно рассмотрения и разрешения конкретного спора в государственном суде. Установив действительность арбитражного соглашения, которое не утратило силу и может быть исполнено, государственный суд по сути признает отсутствие у него компетенции на рассмотрение этого спора. Отсутствие в этом случае у государственного суда полномочий на рассмотрение и разрешение спора влечет за собой процессуальные последствия в виде оставления искового заявления без рассмотрения (ст. 222 ГПК РФ, ч. 5 ст. 148 АПК РФ).

Часть II. Совершение мировой сделки в коммерческом обороте. Отличия внесудебных и судебных мировых сделок

Глава 5. Значение мировой сделки в коммерческом обороте. Заключение договора, опосредующего мировую сделку

§ 5.1. Содержание понятия “коммерческий оборот”

Е.А. Нефедьев подчеркивал, что всякий спор о праве в любом случае вызывает вражду между сторонами, и эта вражда только увеличивается после постановления судом решения, поскольку обстоятельства, послужившие основанием для спора, остаются и после решения. И напротив, если стороны заключают мировую сделку, это будет ручательством за то, что спор окончился к обоюдной выгоде и вражда между сторонами прекратилась *(327).

Общеизвестно, что сфера коммерческого оборота существенно отличается от сферы отношений бытовых, повседневных, которые специально не урегулированы правом. Специфика, присущая каждой из обозначенных областей отношений, просматривается при совершении сторонами мировых сделок; отличия между названными сферами имеют реальное отражение в значении совершаемых мировых сделок.

Указанный выше психологический аспект – сохранение “мирных” отношений, устранение вражды между сторонами – бесспорно важен для отношений обычных, межличностных. Мировые сделки, заключаемые гражданами в процессе удовлетворения их бытовых потребностей, в большинстве случаев направлены на ликвидацию спора и именно на примирение противников. Так, по мнению германских ученых Баура и Грунского, значимость мировой сделки заключается в том, что в таком случае нет победителей и побежденных, и это обстоятельство становится более важным, когда стороны, например, являются соседями, членами одного общества или семьи, то есть должны жить дальше совместной жизнью *(328).

Можно ли говорить о таком психологическом аспекте, как примирение сторон, в отношениях коммерческого оборота, которые существенно отличаются от “бесконечного разнообразия житейских отношений” *(329), связанных с повседневными потребностями граждан?

Прежде чем однозначно ответить на поставленный вопрос, необходимо, вероятно, уделить внимание анализу понятия “коммерческий оборот” *(330), рассмотрев его через призму взаимосвязанных понятий, таких, как “гражданский оборот”, “предпринимательская деятельность”, “коммерческие организации”, “некоммерческие организации”.

Читайте также:
Синтетический учет: что это такое, описание и особенности

Правовая категория “гражданский оборот”, широко применяемая в юридической литературе, в сущности, как пишет С.С. Алексеев, используется для обозначения сферы действия гражданского права; назвать какое-либо лицо “участником граж *(331).

Гражданский оборот состоит из совокупности актов возмездного обмена, то есть движения меновых ценностей от одного лица к другому, основанного на началах взаимности (внутренней связи между изменениями в имущественной сфере обоих контрагентов) и встречном предоставлении *(332). В качестве меновых ценностей следует рассматривать поименованные в ст. 128 ГК РФ объекты гражданских прав, которые могут находиться в обороте с учетом положений ст. 129 ГК РФ.

Легальное (законодательное) определение предпринимательской деятельности содержится в п. 1 ст. 2 ГК РФ, согласно которому к предпринимательской деятельности относится самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Таким образом, ст. 2 ГК РФ определяет предпринимателей как субъектов гражданского права, которые осуществляют обращение объектов гражданских прав с целью неоднократного (постоянного) получения прибыли *(333) и зарегистрированы в соответствующем качестве (индивидуальные предприниматели и юридические лица).

ГК РФ создал необходимую предпосылку для формирования в необходимых случаях специального, рассчитанного именно на предпринимательскую деятельность режима в рамках общего режима, действующего в пределах единого гражданского оборота *(334), то есть для субъектов гражданского права, когда они вступают в отношения в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, законодательством предусмотрен особый правовой режим.

Согласно п. 1 ст. 50 ГК РФ организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, признаются коммерческими организациями. В силу положений названной статьи организации, которые не имеют упомянутой цели в качестве основной цели деятельности и не распределяют полученную прибыль между своими участниками, являются некоммерческими организациями – это субъекты гражданского права, эпизодически осуществляющие необходимую для их функционирования предпринимательскую (хозяйственную) деятельность *(335) в рамках, установленных законом.

Обобщая изложенное, под понятием “коммерческий оборот” следует понимать совокупность актов возмездного обмена не запрещенных к обращению объектов гражданских прав, систематически осуществляемого между предпринимателями либо между предпринимателями и иными субъектами гражданского права в случаях, когда последние целенаправленно осуществляют необходимую для их функционирования хозяйственную деятельность.

В качестве участников коммерческого оборота рассматриваются граждане-предприниматели без образования юридического лица, юридические лица – коммерческие организации, а также некоммерческие организации и органы государственной власти, когда они целенаправленно вступают в гражданский оборот. Участником коммерческого оборота в любом случае не может быть гражданин. Таким образом, понятие “коммерческий оборот” является по сравнению с понятием “гражданский оборот” значительно более узким.

Исходя из того что настоящая работа посвящена проблемам мировой сделки, совершаемой в коммерческом обороте, она опирается в основном на судебно-арбитражную практику (в отдельных случаях – на практику арбитражей (третейских судов). Иными словами, для целей настоящего исследования используются судебные акты судов, рассматривающих и разрешающих коммерческие споры *(336). Обращение к судебной практике судов общей юрисдикции осуществляется лишь в той мере, в которой это необходимо для целей данного исследования.

Возвращаясь к вопросу значения для участников коммерческого оборота такого последствия мировой сделки, как “примирение”, необходимо отметить следующее.

Безусловно, очень условно можно говорить о “примирении” двух коммерческих организаций, конфликтующих, например, по поводу ненадлежащего исполнения договорного обязательства, то есть в период, когда нарушаются их экономические интересы. В отличие от бытовых отношений, где важным является именно сам факт достижения мира между противниками, в сфере коммерческого оборота акцент несколько смещен. Целесообразно было бы говорить о том, что мировая сделка направлена не на примирение сторон, а на нормализацию имущественного оборота, сохранение хозяйственных связей и деловой репутации, стабилизацию имущественного состояния участников коммерческого оборота.

Вместе с тем понятия “примирение”, “примирительные процедуры” глубоко укоренились в юридической литературе, используются в законодательных актах. Под примирительными процедурами сегодня понимают процесс достижения взаимоприемлемого, взаимовыгодного варианта урегулирования сторонами возникшего спора либо иной правовой неопределенности в правоотношении как путем непосредственных переговоров сторон, так и с привлечением третьей (нейтральной) стороны – примирителя (посредника, медиатора). Как уже отмечалось выше, собственно мировая сделка есть не сама примирительная процедура, но ее результат.

Государственные социальные трансферты: виды, функции, структура

Совокупность способов воздействия со стороны государства на распределение доходной части сегодня называют перераспределительной политикой. Данные методики весьма многообразны. Интересно отметить: им свойственны изменения в широком диапазоне, что зависит от культурных, политических, исторических и иных особенностей любого конкретного государства. Система социальных трансфертов является одним из наиболее действенных способов государственного воздействия на распределение доходов. Целесообразным будет подробнее рассмотреть представленную категорию, а также все аспекты, затрагивающие соответствующую тему.

Трансферты и их структура

Под трансфертами следует понимать определенные методики осуществления государственной политики перераспределения. Важно знать, что внутренняя структура социальных трансфертов предполагает классификацию в зависимости от характеристик конкретной модели социальной политики. Так, она состоит из трех укрупненных элементов, среди которых – следующие пункты:

  • Общественная помощь.
  • Социальное страхование.
  • Детские пособия.

«Европейская» и «американская» модели

Интересно отметить, что основным различием между существующими на сегодняшний день моделями государственной социальной политики является трактовка детских пособий в качестве самостоятельного звена социальных трансфертов (речь идет о «европейской» модели) или в качестве составного элемента общественной помощи (речь идет об «американской» модели). Так, детские пособия в первом случае предоставляются абсолютно всем семьям, которые имеют детей, а во втором – исключительно тем, чьи доходы ниже установленного уровня. Необходимо дополнить, что эта граница определяется посредством специального теста.

Следует знать, что в системе социальной помощи Российской Федерации проверка доходного уровня потенциальных реципиентов не реализуется. Исключением здесь является программа жилищных компенсационных выплат, которая была введена в 1997 году (постановление Правительства РФ “Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг”). Именно поэтому в России выделение из системы общественной помощи таких социальных трансфертов , как детские пособия, может пересматриваться при введении для них проверки доходного уровня семей-реципиентов.

Понятие трансфертов и элементы системы

Государственные социальные трансферты (иными словами, трансфертные платежи) являются целенаправленной операцией, носящей перераспределительный характер. Заключается она главным образом в передаче ресурсов в натуральной и денежной формах некоммерческими и государственными структурами (благотворительными, религиозными, профессиональными и так далее) населению безвозмездно.

Читайте также:
Форма правления: что это такое, описание и особенности

На сегодняшний день к социальным трансфертам целесообразно относить дотации, стипендии, пособия, пенсии, а также иные выплаты, связанные с социальным обеспечением. Помимо этого, формой социальных трансфертов могут выступать бесплатные услуги, которые составляют часть совокупных доходов физических лиц. В натуральном виде они включают в себя товарную продукцию, а также индивидуальные нерыночные и рыночные услуги, которые предоставляются определенным домашним хозяйствам.

Задачи, решаемые системой

Сегодня механизм социальных трансфертов решает множество задач, которые можно классифицировать в соответствии с несколькими группами:

  • Обеспечение общественности услугами, наделенными социальной значимостью.
  • Сокращение разрыва в материальном обеспечении трудоустроенных и нетрудоустроенных членов общества, а также повышение уровня жизни разных социальных групп населения, которые не вовлечены в трудовой процесс.
  • Немаловажной является такая функция социальных трансфертов , как организация необходимой структуры и количества воспроизводства ресурсов трудового назначения.
  • Смягчение негативных эффектов внешнего плана касательно периода приспособления общественности к рыночным условиям, среди которых – рост безработицы, бедности и нищеты. Необходимо дополнить, что в особенности приведенное положение относится к социальным иждивенцам. Именно их возможности адаптации к условиям рынка, как правило, находятся в зависимости от величины социальных трансфертов .

Дополнительные сведения

На сегодняшний день трансферты социальной направленности служат неотъемлемой частью государственной политики в социальной области. Так, актуальная система социальных трансфертов населению является одной из наиболее ярких предпосылок достижения социальной справедливости в современной обществе, формирования и дальнейшего поддержания стабильности в политическом плане.

Формы трансфертов

В настоящее время трансферты социальной направленности могут быть реализованы в форме социальной помощи (вспомоществования); предоставления совокупности социальных гарантий со стороны государства, что включает в себя социальные льготы некоторым категориям населения (подобное явление именуется категориальными социальными услугами); социального страхования (государственного, обязательного и добровольно-корпоративного).

Социальная помощь

Как выяснилось, одним из видов социальных трансфертов является социальная помощь (вспомоществование), которая включает в себя целую системы услуг и благ, предоставляемых со стороны государства уязвимым в социальном плане общественным группам на основании проверки их нуждаемости. Таким образом, на трансферты социальной направленности могут рассчитывать малообеспеченные слои общества, доходы которых ниже черты бедности (прожиточного минимума). Помимо этого, сюда целесообразным будет отнести и лиц, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Так или иначе, со стороны государства им гарантируется материальная поддержка при условии проверки соответствия доходов минимальному уровню жизненных стандартов.

Важно знать!

Сегодня посредством социальных трансфертов осуществляется перераспределение доходов налогового характера, полученных от налогоплательщиков страны, строго установленным слоям населения, за счет чего так или иначе уменьшается неравенство доходов в обществе. Посредством института трансфертов социальной направленности в форме социальной помощи превращается в реальность концепция гарантированного дохода (минимального его уровня). В широком понимании социальная помощь включает в себя различные формы благотворительности добровольно-общественного значения в пользу незащищенных в социальном плане группировок населения. Ее оказывают религиозные и иные общественные структуры, а также профессиональные союзы.

Социальные гарантии и льготы

Еще одним видом социальных трансфертов являются социальные гарантии. Необходимо отметить, что они включают в себя системы значимых для социума услуг и благ в отношении всех физических лиц без учета проверки нуждаемости и их трудового вклада. При этом так или иначе осуществляется принцип распределения в соответствии с потребностями при условии учета ресурсных возможностей общественности, что выявляет меру данных гарантий.

К социальным трансфертам относятся также социальные льготы, которые служат социальными гарантиями конкретным общественным категориям. Необходимо дополнить, что они носят универсальный характер.

Социальное страхование

Трансферты, которые реализуются посредством системы социального страхования, существуют для защиты общества от различного рода рисков социальной направленности, которые могут привести к потере дохода и трудоспособности из-за болезней, производственных травм, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, рождения и дальнейшего воспитания детей, старости, безработицы, смерти кормильца и так далее. Необходимо отметить, что для данной категории трансфертов характерно не только перераспределение, но и предварительное накопление денежных средств, в том числе зачастую и личных, которые формируют страховые фонды для последующей выплаты определенной суммы средств при актуальности страхового случая.

Пенсии, пособия и стипендии

Важно знать, что максимально обширная доля трансфертов социальной направленности в России – стипендии, пенсии и пособия. Так, под пенсией необходимо понимать форму денежных выплат регулярного характера, предусмотренную действующим законодательством, при полной либо частичной нетрудоспособности, потере кормильца или рисках профессионального плана. Следует отметить, что формирование пенсионного обеспечения осуществляется в едином социальном пространстве, которое включает единый порядок пересмотра и начисления пенсий, аккумулирование денежных средств страховой природы, а также их выплат в едином Пенсионном фонде внебюджетного значения. Условия пенсионного обеспечения, которые действуют на территории Российской Федерации, установлены и закреплены в соответствующем федеральном законе.

Под пособием необходимо рассматривать форму выплат денежного характера, разовых или регулярных, в случаях полной или частичной нетрудоспособности, тяжелого положения в материальном плане, смерти родственников, поддержки семей с детьми и в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством. Необходимо отметить, что в российском законодательстве сегодня предусматриваются пособия в связи с временной нетрудоспособностью, детские и семейные пособия, пособия по безработице и так далее.

Под стипендией следует понимать форму регулярных выплат денежного плана студентам средних специальных, высших учебных заведений, а также учащимся учебных структур профессионально-технической направленности, которые обучаются с отрывом от производства.

Ситуация с социальными трансфертами в России

В Российской Федерации доля населения, которая имеет право на получение трансфертов социальной значимости, составляет примерной 68 процентов, а это практически сто миллионов человек, которые могут претендовать на них (конечно же, они делают это). Следует дополнить, что большое количество льгот сегодня предоставляется в соответствии с категориальным принципом. Иными словами, актуальные льготы распространяются на абсолютно всех лиц, которые попали под данную категорию, что никак не зависит от их материального положения.

Кроме прямых выплат денежного характера общественности, к социальным трансфертам целесообразно отнести финансирование затрат текущего плана в образовании, здравоохранении, культуре и так далее. Сюда же следует включить и субсидирование организаций и предприятий, которые оказывают услуги не защищенным на социальном уровне слоям населения, к примеру, субсидии на общественный транспорт или оплату жилищно-коммунальных услуг.

Все существующие на сегодняшний день формы социальных трансфертов часто являются взаимозаменяемыми или же дополняют друг друга. К примеру, трансферты инвалидам, как правило, состоят из различных в плане характера денежных выплат, среди которых – средства, направляемые на содержание соответствующих домов для инвалидов (которые наделены статусом государственных учреждений и финансируются исходя из актуальных нормативов затрат или в порядке возмещения расходной части по факту); ассигнования на закупку медикаментов, протезов, транспортных средств и так далее (для поощрения применения труда инвалидов и производства специфической товарной продукции, в которой они испытывают нужду); денежные средства на выплату пенсий и так далее.

Читайте также:
Свобода завещания: что это такое, описание и особенности

Социальные трансферты – Энциклопедия по экономике

Система социальных трансфертов является одним из наиболее действенных способов государственного воздействия на распределение доходов.

  1. Трансферты и их структура
  2. Трансферт простыми словами
  3. Статья 75. Трансферты населению
  4. Сущность и виды трансферта
  5. Понятие трансфертов и элементы системы
  6. Задачи, решаемые системой
  7. Дополнительные сведения
  8. Навигация
  9. Похожие статьи
  10. МАКРОЭКОНОМИКА
  11. Социальное страхование
  12. Трансферты населению (статьи 261, 262, 263)
  13. Пенсии, пособия и стипендии
  14. Ситуация с социальными трансфертами в России

Трансферты и их структура

Под трансфертами следует понимать определенные методики осуществления государственной политики перераспределения. Важно знать, что внутренняя структура социальных трансфертов предполагает классификацию в зависимости от характеристик конкретной модели социальной политики. Так, она состоит из трех укрупненных элементов, среди которых – следующие пункты:

  • Общественная помощь.
  • Социальное страхование.
  • Детские пособия.

Трансферт простыми словами

Один человек имеет какие-либо ценные бумаги, документы на какое-то здание или просто деньги. И хочет передать это другому человеку или организации безвозмездно, скажем, в качестве помощи. Для этого он просто оформляет это документально и ставит свою подпись. Все, теперь владелец — тот, на кого переписаны эти материальные ценности.

Статья 75. Трансферты населению

Трансферты населению – бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат…

Статья 84. Расходы, финансируемые исключительно из федерального бюджета

Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:

обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального собрания Российской Федерации…, другие расходы на общегосударственное управление…

функционирование федеральной судебной системы;

осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах…

национальная оборона и обеспечение безопасности государства…

фундаментальные исследования… формирование федеральной собственности;

обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;

пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

федеральная инвестиционная программа…

Статья 88. Порядок использования профицита бюджета

2. Если в процессе составления или рассмотрения проекта бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами… следует осуществить сокращение профицита бюджета в следующей последовательности:

сократить привлечение доходов от продажи государственной или Муниципальной собственности…

предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;

увеличить расходы бюджета…

Статья 92.

Сущность и виды трансферта

Трансферт — различные платежи, услуги или товары, перераспределяемые на федеральном уровне на безвозмездной основе:

  • перемещение средств между счетами субъекта в результате сделки;
  • передача права собственности на ценные бумаги;
  • перераспределение акций общества между учредителями;
  • перемещение денежных средств из фонда поддержки регионов в бюджеты нижнего территориального уровня.

Трансферт включает в себя различные инструменты: дотации, субвенции и другие пособия.

Трансферт различается по видам:

  • текущий трансферт — отчисления подоходного налога, социальное страхование, пособия, добровольные взносы, подарки, штрафы;
  • капитальный вид — передача права собственности активов на безвозмездной основе.

Понятие трансфертов и элементы системы

Государственные социальные трансферты (иными словами, трансфертные платежи) являются целенаправленной операцией, носящей перераспределительный характер. Заключается она главным образом в передаче ресурсов в натуральной и денежной формах некоммерческими и государственными структурами (благотворительными, религиозными, профессиональными и так далее) населению безвозмездно.

На сегодняшний день к социальным трансфертам целесообразно относить дотации, стипендии, пособия, пенсии, а также иные выплаты, связанные с социальным обеспечением. Помимо этого, формой социальных трансфертов могут выступать бесплатные услуги, которые составляют часть совокупных доходов физических лиц. В натуральном виде они включают в себя товарную продукцию, а также индивидуальные нерыночные и рыночные услуги, которые предоставляются определенным домашним хозяйствам.

Задачи, решаемые системой

Сегодня механизм социальных трансфертов решает множество задач, которые можно классифицировать в соответствии с несколькими группами:

  • Обеспечение общественности услугами, наделенными социальной значимостью.
  • Сокращение разрыва в материальном обеспечении трудоустроенных и нетрудоустроенных членов общества, а также повышение уровня жизни разных социальных групп населения, которые не вовлечены в трудовой процесс.
  • Немаловажной является такая функция социальных трансфертов , как организация необходимой структуры и количества воспроизводства ресурсов трудового назначения.
  • Смягчение негативных эффектов внешнего плана касательно периода приспособления общественности к рыночным условиям, среди которых – рост безработицы, бедности и нищеты. Необходимо дополнить, что в особенности приведенное положение относится к социальным иждивенцам. Именно их возможности адаптации к условиям рынка, как правило, находятся в зависимости от величины социальных трансфертов .

Дополнительные сведения

На сегодняшний день трансферты социальной направленности служат неотъемлемой частью государственной политики в социальной области. Так, актуальная система социальных трансфертов населению является одной из наиболее ярких предпосылок достижения социальной справедливости в современной обществе, формирования и дальнейшего поддержания стабильности в политическом плане.

Навигация

« Основы политики реформирования заработной платы при переходе к рынкуРазвитие системы социальных трансфертов в переходный период »

Не останавливайтесь, читайте дальше:

Похожие статьи

  1. Секвестр
  2. Субвенция
  3. Инвестиционный консалтинг
  4. Кадровый консалтинг
  5. Технический овердрафт

МАКРОЭКОНОМИКА

21. К трансфертам не относится:

а) пенсия; +б) зарплата бюджетников; в) стипендия; г) пособие по безработице.

Какие из названных ниже потребительских расходов, произведенных в России, будут учтены при подсчете валового внутреннего продукта (ВВП) России 2001 года?

а) Расходы на покупку новых импортных кроссовок приобретенных 29 апреля 2001 года;

+б) Расходы на приобретение редкой антикварной книги, купленной 29 апреля 2001 года.

в) Расходы на оплату услуг нотариуса 29 апреля 2001 года оформившего доверенность на управление автомобилем, купленном в 2000 году.

г) Все расходы, перечисленные выше, учитываются при подсчете ВВП 2001 года.

23. ВВП страны составляет 5360 млрд. дол., расходы на потребление – 3750 млрд. дол., инвестиции – 1100 млрд. дол., государственные закупки товаров и услуг – 600 млрд. дол., налоги – 700 млрд. дол., трансферты – 150 млрд. дол., а импорт – 120 млрд. дол. Экспорт равен:

+а) 30 млрд. дол.; б) 210 млрд. дол.; в) 340 млрд. дол.; г) 440 млрд.

Социальное страхование

Трансферты, которые реализуются посредством системы социального страхования, существуют для защиты общества от различного рода рисков социальной направленности, которые могут привести к потере дохода и трудоспособности из-за болезней, производственных травм, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, рождения и дальнейшего воспитания детей, старости, безработицы, смерти кормильца и так далее. Необходимо отметить, что для данной категории трансфертов характерно не только перераспределение, но и предварительное накопление денежных средств, в том числе зачастую и личных, которые формируют страховые фонды для последующей выплаты определенной суммы средств при актуальности страхового случая.

Читайте также:
Сопутствующий договор: что это такое, описание и особенности

Трансферты населению (статьи 261, 262, 263)

Таблица 2

24. На основе приведенных ниже данных индекс Ласпейреса равен (1990 – базовый)… +а) 0,69; б) 0,97; в) 0,82; г) 0,62; д) верного ответа нет. Годы Виды благ 1990 г. 2000 г.
Р Q Р Q
Товар А
Товар В
Товар С

25. Кривая совокупного спроса сдвигается вправо, если:

а) растет уровень цен; б) увеличивается задолженность домохозяйств;

+в) снижается валютный курс национальной денежной единицы; г) ожидается снижение уровня цен;

д) нет верного ответа.

26. Уравнение совокупного спроса имеет вид Y=4000-500Р, а уравнение сово­купного предложения: Р = 2,5, где Y – реальный ВВП, а Р – уровень цен. Если со­вокупный спрос возрастет на 50 млрд. руб. в результате увеличения потребительских расходов, то при этом уровень цен в краткосрочном периоде:

а) будет иметь тенденцию к повышению; б) будет иметь тенденцию к понижению;

+в) не изменится; г) определенно сказать нельзя.

27. Если предельная склонность к потреблению составляет 0,6, а запланированные инвестиции уве­личиваются на 10 млн. долл., то при прочих рав­ных условиях совокупный доход (в млн. долл.):

+а) увеличится на 25; б) увеличится на 10; в) уменьшится на 10;

г) уменьшится на 6; д) увеличится на 18.

28. Увеличение пособия по безработице:

а) не отразится на уровне безработицы; б) вызовет рост циклической безработицы;

в) вызовет снижение фрикционной безработицы; +г) вызовет рост фрикционной безработицы.

29. Депозитный мультипликатор:

а) увеличивается с ростом нормы банковского резерва;

+б) уменьшается с ростом нормы банковского резерва;

в) увеличивается с ростом денежной массы;

г) не влияет на изменение денежной массы при изъятии наличных денег из обращения.

30. Какие операции приводят к увеличению количества денег в обращении:

а) продажа Центральным банком государственных облигаций населению;

б) повышение Центральным банком учетной ставки процента;

+в) внесение населением наличных денег на вклады до востребования;

г) предоставление одним коммерческим банком ссуды другому коммерческому банку;

д) ни одна из указанных операций.

31. Итальянские рабочие работают во Франции и получают там зара­ботную плату. Их доход увеличивает:

а) ВНП Франции; +б) ВВП Франции; в) ВВП Италии; г) нет верного ответа.

32. В стране нет налогов. Какие из следующих макроэкономических показа­телей будут равны между собой?

а) ЧНП=НД, НД=РЛД; +б) ЧНП=НД, ЛД=РЛД; в) ЧНП=НД, НД=ЛД; г) НД=ЛД, ЛД=РЛД;

33. Предположим, что в гипотетической экономике производится только три вида товаров: Х, Y и Z. Их цены в 1998 и 1999 годах составляли соответственно: Х=3 и 5 руб.; Y=12 и 8 руб.; Z=5 и 7 руб. Объем потребления этих товаров был неизменен и составлял: Х=4 ед., Y=3 ед., Z=1 ед. Номинальный ВНП в 1999 году по сравнению с 1998 годом:

а) увеличился; +б) уменьшился; в) не изменился; г) информации недостаточно.

34. Какой из приведенных графиков описывает последствия увеличе­ния предложения денег в экономике?

б) +

г) Ни один из приведенных графиков не описывает последствия увеличе­ния предложения денег в экономике

35. Если экономика первоначально находится в состоянии долгосрочного равно­весия, то снижение военных расходов приведет в долгосрочном периоде к:

а) росту уровня цен, но объем выпуска не изменится;

+б) снижению уровня цен, но объем выпуска не изменится;

в) росту объема выпуска, но уровень цен не изменится;

г) снижению выпуска, но уровень цен не изменится;

д) не изменится ни объем выпуска, ни уровень цен.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |

Пенсии, пособия и стипендии

Важно знать, что максимально обширная доля трансфертов социальной направленности в России – стипендии, пенсии и пособия. Так, под пенсией необходимо понимать форму денежных выплат регулярного характера, предусмотренную действующим законодательством, при полной либо частичной нетрудоспособности, потере кормильца или рисках профессионального плана. Следует отметить, что формирование пенсионного обеспечения осуществляется в едином социальном пространстве, которое включает единый порядок пересмотра и начисления пенсий, аккумулирование денежных средств страховой природы, а также их выплат в едином Пенсионном фонде внебюджетного значения. Условия пенсионного обеспечения, которые действуют на территории Российской Федерации, установлены и закреплены в соответствующем федеральном законе.

Под пособием необходимо рассматривать форму выплат денежного характера, разовых или регулярных, в случаях полной или частичной нетрудоспособности, тяжелого положения в материальном плане, смерти родственников, поддержки семей с детьми и в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством. Необходимо отметить, что в российском законодательстве сегодня предусматриваются пособия в связи с временной нетрудоспособностью, детские и семейные пособия, пособия по безработице и так далее.

Под стипендией следует понимать форму регулярных выплат денежного плана студентам средних специальных, высших учебных заведений, а также учащимся учебных структур профессионально-технической направленности, которые обучаются с отрывом от производства.

Ситуация с социальными трансфертами в России

В Российской Федерации доля населения, которая имеет право на получение трансфертов социальной значимости, составляет примерной 68 процентов, а это практически сто миллионов человек, которые могут претендовать на них (конечно же, они делают это). Следует дополнить, что большое количество льгот сегодня предоставляется в соответствии с категориальным принципом. Иными словами, актуальные льготы распространяются на абсолютно всех лиц, которые попали под данную категорию, что никак не зависит от их материального положения.

Кроме прямых выплат денежного характера общественности, к социальным трансфертам целесообразно отнести финансирование затрат текущего плана в образовании, здравоохранении, культуре и так далее. Сюда же следует включить и субсидирование организаций и предприятий, которые оказывают услуги не защищенным на социальном уровне слоям населения, к примеру, субсидии на общественный транспорт или оплату жилищно-коммунальных услуг.

Все существующие на сегодняшний день формы социальных трансфертов часто являются взаимозаменяемыми или же дополняют друг друга. К примеру, трансферты инвалидам, как правило, состоят из различных в плане характера денежных выплат, среди которых – средства, направляемые на содержание соответствующих домов для инвалидов (которые наделены статусом государственных учреждений и финансируются исходя из актуальных нормативов затрат или в порядке возмещения расходной части по факту); ассигнования на закупку медикаментов, протезов, транспортных средств и так далее (для поощрения применения труда инвалидов и производства специфической товарной продукции, в которой они испытывают нужду); денежные средства на выплату пенсий и так далее.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: