Трибутные комиции: что это такое, описание и особенности

Трибутные комиции

Трибутные комиции (лат. comitia tributa ) — один из видов народного собрания в Древнем Риме. В раннюю эпоху проводились как плебейские собрания по трибам (территориальным округам), которые созывались на Капитолии, Форуме или Марсовом поле. Со II века до н. э. трибутные комиции стали основными.

Содержание

  • 1 Виды трибутных комиций
  • 2 Процедура голосования
  • 3 Примечания
  • 4 Литература
  • 5 См. также

Виды трибутных комиций

Существовало три вида трибутных комиций:

  1. Consilia plebis tributa — чисто плебейские собрания, проводились под председательством плебейских магистратов (плебейского трибуна или эдила). Постановления concilia plebis tributa назывались лат.plebiscita (плебисцит). По законам 449 г. до н. э. (Закон Валерия и Горация), 339 г. до н. э. (Закон Публия Филона) и 287 г. до н. э. (Закон Гортензия) плебисциты стали иметь силу законов для всех граждан, независимо от происхождения. До того они были обязательны лишь для плебеев. Concilia plebis tributa стали собственно полноправным видом народных собраний с 471 г. до н. э., когда стали избирать плебейских трибунов. На этих комициях избирались и плебейские эдилы.
  2. Comitia tributa — патрициано-плебейские собрания. Патриции начали принимать активное участие в работе трибутных комиций после 471 г. до н. э., после расширения прав последних. Проводились под председательством консула или претора — высших магистратов, первоначально избиравшихся только из патрициев. Постановления comitia tributa назывались лат.populuscita или лат.leges — законы. В comitia tributa избирали квесторов и курульных эдилов. Обладали эти собрания и судебной властью — в них рассматривались дела, влекшие за собой штраф.
  3. Contio — сходка. Это было просто собрание плебеев, на котором не принимались никакие постановления. На сходках заслушивались сообщения магистратов, народ совещался между собой, но голосования не происходило. Данный вид комиций, в силу своей специфичности, просуществовал в Риме дольше всех остальны — институт contio был широко распространен в римской императорской армии и зачастую именно на таких армейских собраниях в эпоху Империи императоры обретали легитимность [1] .

Процедура голосования

Голосование в трибутных комициях было таким же, как и в куриатных или центуриатных. Созывать комиции могли только магистраты. Повестка и дата собрания обсуждались заранее, тексты законопроектов, имена кандидатов предварительно публиковались (выставлялись на форуме). Комиции собирались в определенные дни — лат. dies comitales , такими днями считались дни перед календами и большинство из дней, предшествовавшие идам.

Собрание начиналось (кроме consilia plebis tributa) с ауспиций, после чего объявлялся вопрос, и, без какого-либо обсуждения, начиналось голосование. В ранний период оно было устным и открытым. Со второй половины II в до н. э. голосование стало закрытым и письменным (Закон Габиния 139 г. до н. э. — для выборов, закон Папирия 131 г до н. э. — для законов). При письменном голосовании на табличках писалось «UR» (лат. uti rogas — «так, как ты предлагаешь» — формула согласия) или «А» (лат. antiquo — «отклоняю», знак несогласия), а на выборах — имена кандидатов.

При голосовании на Марсовом поле (где обычно проходили избирательные комиции) человек входил в одно из 35 (по числу триб) закрытых помещений (которые назывались «оградами» или «загонами»). Триба определяла свой голос независимо от того, сколько её членов явилось для голосования. Если голосование проходило на Капитолии или Форуме (законодательные и судебные комиции), то (из-за ограниченности пространства) устанавливалась очередность голосования триб в одном «загоне». Сначала голосовали в трибах, потом подсчитывали число триб, проголосовавших «за» или «против». Абсолютное большинство давали 18 триб (общее их количество — 35, 4 городских и 31 сельская). После того, как «за» или «против» набиралось больше 18, голосование прекращалось.

Трибутные комиции

Трибутные комиции (лат. comitia tributa ) — один из видов народного собрания в Древнем Риме. В раннюю эпоху проводились как плебейские собрания по трибам (территориальным округам), которые созывались на Капитолии, Форуме или Марсовом поле. Со II века до н. э. трибутные комиции стали основными.

Читайте также:
Террористическая акция: что это такое, описание и особенности

Содержание

  • 1 Виды трибутных комиций
  • 2 Процедура голосования
  • 3 Примечания
  • 4 Литература
  • 5 См. также

Виды трибутных комиций [ править | править код ]

Существовало три вида трибутных комиций:

  1. Consilia plebis tributa — чисто плебейские собрания, проводились под председательством плебейских магистратов (плебейского трибуна или эдила). Постановления concilia plebis tributa назывались лат. plebiscita (плебисцит). По законам 449 года до н. э. (Закон Валерия и Горация), 339 года до н. э. (Закон Публия Филона) и 287 года до н. э. (Закон Гортензия) плебисциты стали иметь силу законов для всех граждан, независимо от происхождения. До того они были обязательны лишь для плебеев. Concilia plebis tributa стали собственно полноправным видом народных собраний с 471 года до н. э., когда стали избирать плебейских трибунов. На этих комициях избирались и плебейские эдилы.
  2. Comitia tributa — патрициано-плебейские собрания. Патриции начали принимать активное участие в работе трибутных комиций после 471 года до н. э., после расширения прав последних. Проводились под председательством консула или претора — высших магистратов, первоначально избиравшихся только из патрициев. Постановления comitia tributa назывались лат. populuscita или лат. leges — законы. В comitia tributa избирали квесторов и курульных эдилов. Обладали эти собрания и судебной властью — в них рассматривались дела, влекшие за собой штраф.
  3. Contio — сходка. Это было просто собрание плебеев, на котором не принимались никакие постановления. На сходках заслушивались сообщения магистратов, народ совещался между собой, но голосования не происходило. Данный вид комиций, в силу своей специфичности, просуществовал в Риме дольше всех остальных — институт contio был широко распространен в римской императорской армии и зачастую именно на таких армейских собраниях в эпоху Империи императоры обретали легитимность [1] .

Процедура голосования [ править | править код ]

Голосование в трибутных комициях было таким же, как и в куриатных или центуриатных. Созывать комиции могли только магистраты. Повестка и дата собрания обсуждались заранее, тексты законопроектов, имена кандидатов предварительно публиковались (выставлялись на форуме). Комиции собирались в определённые дни — лат. dies comitales , такими днями считались дни перед календами и большинство из дней, предшествовавшие идам.

Собрание начиналось (кроме consilia plebis tributa) с ауспиций, после чего объявлялся вопрос, и, без какого-либо обсуждения, начиналось голосование. В ранний период оно было устным и открытым. Со второй половины II в до н. э. голосование стало закрытым и письменным (Закон Габиния 139 г. до н. э. — для выборов, закон Папирия 131 г до н. э. — для законов). При письменном голосовании на табличках писалось «UR» (лат. uti rogas — «так, как ты предлагаешь» — формула согласия) или «А» (лат. antiquo — «отклоняю», знак несогласия), а на выборах — имена кандидатов.

При голосовании на Марсовом поле (где обычно проходили избирательные комиции) человек входил в одно из 35 (по числу триб) закрытых помещений (которые назывались «оградами» или «загонами»). Триба определяла свой голос независимо от того, сколько её членов явилось для голосования. Если голосование проходило на Капитолии или Форуме (законодательные и судебные комиции), то (из-за ограниченности пространства) устанавливалась очередность голосования триб в одном «загоне». Сначала голосовали в трибах, потом подсчитывали число триб, проголосовавших «за» или «против». Абсолютное большинство давали 18 триб (общее их количество — 35, 4 городских и 31 сельская). После того, как «за» или «против» набиралось больше 18, голосование прекращалось.

Трибутные комиции

Главная > Реферат >История

Трибутные комиции (лат. comitia tributa ) — один из видов народного собрания в Древнем Риме. В раннюю эпоху проводились как плебейские собрания по трибам (территориальным округам), которые созывались на Капитолии, Форуме или Марсовом поле. Со II века до н. э. трибутные комиции стали основными.

Читайте также:
Тематическая инкорпорация: что это такое, описание и особенности

1. Виды трибутных комиций

Существовало три вида трибутных комиций:

Consilia plebis tributa — чисто плебейские собрания, проводились под председательством плебейских магистратов (плебейского трибуна или эдила). Постановления concilia plebis tributa назывались лат. plebiscita (плебисцит). По законам 449 г. до н. э. (Закон Валерия и Горация), 339 г. до н. э. (Закон Публия Филона) и 287 г. до н. э. (Закон Гортензия) плебисциты стали иметь силу законов для всех граждан, независимо от происхождения. До того они были обязательны лишь для плебеев. Concilia plebis tributa стали собственно полноправным видом народных собраний с 471 г. до н. э., когда стали избирать плебейских трибунов. На этих комициях избирались и плебейские эдилы.

Comitia tributa — патрициано-плебейские собрания. Патриции начали принимать активное участие в работе трибутных комиций после 471 г. до н. э., после расширения прав последних. Проводились под председательством консула или претора — высших магистратов, первоначально избиравшихся только из патрициев. Постановления comitia tributa назывались лат. populuscita или лат. leges — законы. В comitia tributa избирали квесторов и курульных эдилов. Обладали эти собрания и судебной властью — в них рассматривались дела, влекшие за собой штраф.

Contio — сходка. Это было просто собрание плебеев, на котором не принимались никакие постановления. На сходках заслушивались сообщения магистратов, народ совещался между собой, но голосования не происходило. Данный вид комиций, в силу своей специфичности, просуществовал в Риме дольше всех остальны — институт contio был широко распространен в римской императорской армии и зачастую именно на таких армейских собраниях в эпоху Империи императоры обретали легитимность [1] .

2. Процедура голосования

Голосование в трибутных комициях было таким же, как и в куриатных или центуриатных. Созывать комиции могли только магистраты. Повестка и дата собрания обсуждались заранее, тексты законопроектов, имена кандидатов предварительно публиковались (выставлялись на форуме). Комиции собирались в определенные дни — лат. dies comitales , такими днями считались дни перед календами и большинство из дней, предшествовавшие идам.

Собрание начиналось (кроме consilia plebis tributa ) с ауспиций, после чего объявлялся вопрос, и, без какого-либо обсуждения, начиналось голосование. В ранний период оно было устным и открытым. Со второй половины II в до н. э. голосование стало закрытым и письменным (Закон Габиния 139 г. до н. э. — для выборов, закон Папирия 131 г до н. э. — для законов). При письменном голосовании на табличках писалось «UR» (лат. uti rogas — «так, как ты предлагаешь» — формула согласия) или «А» (лат. antiquo — «отклоняю», знак несогласия), а на выборах — имена кандидатов.

При голосовании на Марсовом поле (где обычно проходили избирательные комиции) человек входил в одно из 35 (по числу триб) закрытых помещений (которые назывались «оградами» или «загонами»). Триба определяла свой голос независимо от того, сколько ее членов явилось для голосования. Если голосование проходило на Капитолии или Форуме (законодательные и судебные комиции), то (из-за ограниченности пространства) устанавливалась очередность голосования триб в одном «загоне». Сначала голосовали в трибах, потом подсчитывали число триб, проголосовавших «за» или «против». Абсолютное большинство давали 18 триб (общее их количество — 35, 4 городских и 31 сельская). После того, как «за» или «против» набиралось больше 18, голосование прекращалось.

см. Махлаюк А. В. Солдаты Римской империи: Традиции военной службы и воинская ментальность. СПб., 2006. Гл. VII «Воинская сходка (contio) в жизни армии и политическом механизме Римской империи». С. 208—227.

Трибутные комиции

Трибуны стали собирать плебеев не только для выбора себе преемников на следующий год, но и для совещания по делам, касающимся плебеев. Постановления таких собраний, где голоса подавались по территориальным трибам, считались обязательными для плебеев. Таким образом, рядом с патрицианскими комициями по куриям и общими комициями по центуриям появились чисто плебейские комиции по трибам. В помощь трибунам трибутные комиции стали избирать плебейских эдúлов, заведовавших плебейской казной, которая составлялась из штрафов за проступки против плебеев. Дело в том, что трибутные комиции присвоили себе ещё право суда над всяким, кто действовал против плебеев.

Читайте также:
Таможенный брокер: что это такое, описание и особенности

В середине V в. до н.э. в 449 г. до н.э. консулы Валéрий и Горáций своими законами установили, что постановления плебеев в трибутных комициях – плебисцúты получили обязательную силу для всего народа. Плебисциты тем самым уравнивались с законами (Leges-лэ’гэс), которые принимались центуриатными комициями. С середины V в. до н.э. в Риме стали действовать два законодательных собрания, из которых одно – центуриатные комиции созывалось консулами, другое – трибутные комиции – трибунами. Такое расширение прав трибутных комиций являлось особенно важным потому, что в них голоса подавались не по центуриям – способ, дававший перевес патрициям, – а по местным трибам, где подавляющее большинство принадлежало плебеям. Патриции, чтобы не остаться совсем без влияния на издание новых законов, начали сами принимать участие в трибутных комициях. Таким образом, в римской республике появились трибутные комиции, которые включали патрициев и плебеев независимо от имущественного разряда. Они созывались по трибам, каждая триба имела один голос.

Издание законов XII таблиц. Закон Петелия

Плебеи под руководством трибунов добились издания около 450 г. до н.э. писаных законов XII таблиц, опубликованных для всеобщего сведения на двенадцати досках, подобно тому, как афинский демос добился от эвпатридов в 621 г. до н.э. появления законов Дракóнта. После их создания и публикации стал возможен контроль за судебной деятельностью патрицианских магистратов. Важность издания писаных законов заключалась в том, что консулы обязывались теперь руководствоваться в своих приговорах определёнными нормами. Произвол патрицианских властей тем самым ограничивался определённым писаным законом.

Законы XII таблиц смягчили долговое право, ограничились установлением определённого максимального процента по договору займа – 8, 5 %. В 326 г. до н.э. законом Петéлия отменялась продажа в рабство за долги (долговое рабство), от которой страдали в первую очередь плебеи. Отныне должник отвечал перед кредитором только своим имуществом, а не собственной свободой и жизнью. Рабами могли стать только иностранцы.

Борьба плебеев за государственные должности

Если до сих пор борьба плебеев носила характер самозащиты от произвола патрицианских магистратов и от долгового угнетения, то теперь они перешли в наступление. Богатые плебеи стали добиваться доступа к патрицианским магистратурам и в сенат.

В 445 г. до н.э. трибуну Канулéю удалось добиться принятия закона, который установил право плебеев вступать в законный римский брак с патрициями. Этот закон уничтожил все религиозные препятствия для занятия высших государственных должностей. Дело в том, что перед всяким серьёзным делом консул обязывался совершать ауспúции – гадания, чтобы узнать волю богов, а плебей не мог совершать их, так как он не принадлежал к старым патрицианским родам.

Борьба плебеев и патрициев вызвала образование многих новых государственных должностей. Из консульской магистратуры выделялись новые должности. Их патриции оставляли за собой, когда, уступая натиску плебеев, им приходилось соглашаться на то, чтобы и плебеи могли выбираться на должности высших магистратов. В середине V в. до н.э. от консульства были отделены патрицианские должности сначала двух квéсторов, заведовавших государственной казной (однако выбирались они в трибутных комициях), и вскоре затем и двух цéнзоров для оценки имущества граждан для распределения их по центуриям и имущественным разрядам, то есть для определения их политических прав.

В 367 г. до н.э. по закону трибунов Лицúния и Сéкстия к консульской должности стали допускаться плебеи. Однако патриции добились отделения у консулов судебной власти, и судебные обязанности консулов поручались прéтору. Одновременно с должностью претора выделялась для исключительного обладания патрициями должность курýльных эдúлов. Они обязывались распоряжаться публичными играми, наблюдать за торговлей и общественными зданиями, за порядком и чистотой на улицах. В отличие от эдилов плебейских они имели право сидеть на особом курульном кресле, бывшему привилегией одних патрицианских магистратов. Отсюда и произошло название данной магистратуры.

Читайте также:
Странгуляционная борозда: что это такое, описание и особенности

К концу IV в. до н.э. все эти должности – диктатора, цензора, претора, курульного эдила сделались доступными плебеям. Вместе с доступом к магистратам для плебеев открылся и доступ в сенат, так как в состав сената входили, прежде всего, бывшие магистраты.

С другой стороны, усложнение самой жизни вызывало специализацию магистратур. Консулы, почти постоянно занятые военными делами, не имели времени для аккуратного исполнения многих других обязанностей. Так постепенно разделилась царская власть на новые магистратуры. Сначала существовали консулы, потом прибавились квесторы, после них цензоры, преторы, курульные эдилы, как это происходило и в Афинах.

Словари

Коми́ции (лат. comitia), в Древнем Риме народное собрание, избиравшее должностных лиц, принимавшее законы, решавшее вопросы войны и мира. Было три вида комиций. Куриатные комиции – собрания по куриям, центуриатные комиции – по центуриям, трибутные комиции – собрания всех граждан по территориальным округам – трибам. К концу I в. комиции утратили значение.

КОМИЦИИ – КОМИ́ЦИИ (лат. comitia), в Др. Риме народное собрание, избиравшее должностных лиц, принимавшее законы, решавшее вопросы войны и мира. Было три вида комиций. Куриатные комиции – собрания по куриям, центуриатные комиции – по центуриям, трибутные комиции – собрания всех граждан по территориальным округам – трибам. К кон. 1 в. комиции утратили значение.

В принципе, любой вопрос мог быть отдан на усмотрение народа, но прежде всего народ решал, по каким правилам он будет жить и каким лицам подчиняться, т. е. принимал законы и выбирал должностных лиц. Только комиции могли решать вопросы начала войны или заключения мира и утверждали или отвергали смертные приговоры.

В начале царской эпохи действовали народные собрания, созывавшиеся по куриям (см. КУРИЯ) – куриатные комиции, которые наделяли избранного царя империем, голосовали предложения о войне и мире, принимали апелляции на смертные приговоры. Куриатные комиции вышли из употребления после того, как царь Сервий Туллий (см. СЕРВИЙ ТУЛЛИЙ) стал собирать народ по центуриям (см. ЦЕНТУРИЯ). В центуриатных комициях преимущество имели зажиточные граждане, делившиеся на большее число голосующих единиц, чем люди более скромных достатков; 98 центурий богачей (всадников (см. ВСАДНИКИ) и представителей 1-го класса) противостояли 95-ти центуриям четырех низших классов. В сер. 3 в. до н. э. порядок голосования демократизировался: центурии стали формироваться по территориальным округам – трибам (см. ТРИБА) – в равном числе от всех имущественных разрядов; каждая из 35 триб стала выставлять по две центурии от каждого цензового класса: центурию «молодых» (военнообязанных) и центурию «стариков» (ветеранов).

В эпоху Республики центуриатные собрания назывались Большими комициями. Они избирали высших магистратов (цензоров (см. ЦЕНЗОРЫ), консулов (см. КОНСУЛЫ), преторов (см. ПРЕТОРЫ)), принимали законы, вносимые консулами, выносили решения о начале войны. Центуриатные комиции имели военизированный характер: до сер. 3 в. до н. э. граждане приходили на них при оружии.

С начала 5 в. до н. э. в связи с выборами народных трибунов начались собрания плебеев (см. ПЛЕБЕИ) по трибам. Позднее вошли в обиход общенародные, патрицианско-плебейские собрания по трибам – трибутные комиции, функционировавшие параллельно с центуриатными (Малые комиции). В них избирались младшие магистраты (курульные эдилы (см. ЭДИЛЫ), квесторы (см. КВЕСТОРЫ)), а при чисто плебейском составе избирателей – также плебейские магистраты (народные трибуны, плебейские эдилы). По трибам голосовались законопроекты преторов и народных трибунов.

Читайте также:
Венская конвенция о праве международных договоров

Центуриатные комиции происходили на Марсовом поле (см. МАРСОВО ПОЛЕ (в Риме)), трибутные комиции – там же, но чаще всего на Форуме (см. ФОРУМ), где была особая площадка для голосования – комиций, а также в цирке и на вершине Капитолия (см. КАПИТОЛИЙ (в Риме)), на площади перед храмом Юпитера (см. ЮПИТЕР (в мифологии)). В собраниях обоих видов не было никаких дебатов: народ лишь принимал или отвергал предложения магистратов. Но обсуждение «повестки дня» происходило на предварительных уличных сходках, где между ораторами разгорались иногда ожесточенные споры.

Для голосования ставились 35 деревянных загонов (септы). При Августе (см. АВГУСТ (император)) на Марсовом поле были сооружены мраморные септы. Голоса подсчитывались сначала по «головам», а затем по разрядам: сначала считались голоса внутри центурии или трибы и затем по результату объявлялось мнение всей голосующей единицы. Таким образом, население столицы, распределявшееся по 4 трибам, имело всего 4 голоса из 35 и не могло перевесить голосов иногородних. Кворум сельской трибы в 1 в. до н. э. составлял всего 5 человек. Сначала голосование происходило путем устного волеизъявления, во 2 в. до н. э. было введено тайное голосование с помощью табличек. В эпоху Империи комиции вышли из употребления: избирательные – после смерти Августа (см. АВГУСТ (император)) в 14 н. э., законодательные – при династии Северов (см. СЕВЕРЫ).

КОМИЦИИ (лат. comitia) – в Др. Риме народное собрание, избиравшее должностных лиц, принимавшее законы, решавшее вопросы войны и мира. Было три вида комиций. Куриатные комиции – собрания по куриям, центуриатные комиции – по центуриям, трибутные комиции – собрания всех граждан по территориальным округам – трибам. К кон. 1 в. комиции утратили значение.

КОМИЦИИ (лат. comitia),

народное собрание в Древнем Риме. Председательствовал на комиции обычно консул или претор. Первоначально решение собрания не имело законной силы без санкции сената, но с 3 в. до н.э. собрание стало независимым от сената, санкция которого сделалась простой формальностью. Голосование в собрании происходило по группам, а поскольку таких групп в Риме было три (курии, центурии, трибы), комиций здесь также существовало три вида. Куриатные комиции. Собрание 30 курий (каждая курия – объединение римских родов) было наиболее древним и наименее значимым. В историческое время функции куриатных комиций свелись к формальности: например, это собрание санкционировало вступление магистратов в должность и регистрировало усыновления.

Центуриатные комиции. Центуриатные комиции зародились в римском войске (центурия – “сотня”, армейское подразделение) начиная с 5 в. до н.э. или еще раньше. В качестве гражданского органа центуриатные комиции собирались вне черты города (обычно на Марсовом поле). Они избирали высших магистратов, в том числе цензоров, решали вопросы войны и мира, рассматривали апелляции приговоренных к смертной казни, принимали законопроекты. Основными единицами здесь были центурии, которые различались по размерам. Принадлежность римлянина к той или иной центурии определялась его имущественным положением. Состоятельные римляне имели преимущество при голосовании, поскольку были сведены в большее число центурий, чем бедняки. Первоначально центурий было 193, но позднее их число увеличилось. Процедура голосования была столь сложной, что собрание лишь изредка пользовалось правом законодательной инициативы.

Трибутные комиции. Собрание по трибам появилось позднее центуриатного, голосование здесь проходило по 35 трибам, которые образовывались по территориальному принципу. Основной функцией этого собрания были выборы низших магистратов (квесторов, курульных эдилов, военных трибунов), но и это собрание имело право издавать законы и начинать судопроизводство по менее важным обвинениям. Трибутные народные комиции созывались консулом или претором, что и отличало их от трибутных плебейских комиций, по образцу которых они были созданы. Трибутные плебейские комиции созывались трибунами, происходили без участия немногочисленных патрициев и избирали исключительно плебейских должностных лиц (трибунов, эдилов). Здесь разбирались тяжбы и могли рассматриваться практически те же вопросы, что и на комициях всего народа. Начиная с 287 до н.э. решения трибутных плебейских комиций сразу приобретали статус законов. Поскольку голосование в античном мире могло происходить только посредством личного участия в народном собрании, с расширением размеров римского государства для граждан, обитавших вдали от Рима, такое участие становилось нереальным. В эпоху империи все виды собраний утратили свое значение, их роль в римском государстве становилась все более декоративной.

Читайте также:
Сдвоенная операция: что это такое, описание и особенности

Третье лицо

Помимо основных участников процесса — сторон, в гражданских делах может участвовать третье лицо.

Кто может выступить в качестве такого участника процесса? Какими правами и обязанностями лиц, участвующих в деле, может пользоваться третье лицо?

Основанием и причиной участия в деле третьего лица является интерес такого лица к предмету спора. И к итоговому решению суда. У такого лица могут возникнуть определенные права или обязанности. Как по отношению к истцу, так и к ответчику. Закон называет 2 группы третьих лиц – заявляющие самостоятельные требования и те, кто самостоятельных требований не имеет.

Третье лицо с самостоятельными требованиями

Ярким примером третьего лица, заявляющего самостоятельные требования, может быть дело о ДТП с участием 3 транспортных средств (о возмещении ущерба в ДТП). При обращении одного из потерпевших с иском к причинителю вреда и страховой компании, второй потерпевший может вступить в дело с самостоятельными требованиями в качестве третьего лица.

Третьи лица должны иметь отличный от истца юридический интерес. То есть удовлетворяя требования одного из них, суд вынужден будет в этой части истцу отказать. Поэтому для защиты интересов и прав третьего лица закон наделяет такого участника процесса всеми правами стороны спора в полном объеме.

Собственные требования третье лицо может адресовать как к ответчику, так и к истцу. В таких случаях он по своей сути является дополнительным истцом. Свои требования третье лицо вправе изменить, дополнить или отозвать. Для вступления в гражданское дело в качестве третьего лица с самостоятельными требованиями в суд подается заявление о признании третьим лицом с самостоятельными требованиями. Вступление в дело третьего лица удостоверяется вынесением определения суда.

Третье лицо может вступить в гражданский процесс с требованиями на любой стадии. Следует учесть, что никто не может заставить третье лицо заявлять самостоятельные требования.

Третье лицо, не заявляющее требований

Одним из примеров такого участия в гражданском деле может стать случай причинения вреда работником при осуществлении трудовой деятельности. Истец (кому причинен вред) подаст в суд на работодателя. И если суд вынесет положительное решение, к работнику могут быть предъявлен иск о взыскании в порядке регресса. Таким образом, работник имеет свой интерес. А именно: максимально защитить свои права в судебном процессе с иском в отношении работодателя. К примеру, доказать отсутствие вины.

Третьи лица указанной группы в процессе поддерживают позицию одной из сторон, истца или ответчика. Поэтому часто их так и называют: третье лицо на стороне истца или третье лицо на стороне ответчика.

Заявление о привлечении третьего лица может подать любой участник судебного разбирательства и само лицо, которое хочет быть привлеченным в дело в таком качестве. Суд может привлечь третье лицо по собственной инициативе.

Представляется, что лицо, привлеченное в качестве третьего к участию в деле, вправе подать заявление об исключении третьего лица. Однако на практике такие ходатайства удовлетворяются не всегда.

Не стоит игнорировать вызовы в суд в качестве третьего лица. Последствием этого может быть удовлетворение искового заявления в порядке регресса. Ведь решение суда по ранее рассмотренному делу имеет для участников дела преюдициальное значение.

Права третьих лиц

Объем прав у третьих лиц разный. Если это лицо, которое имеет самостоятельные требования, то объем прав у него как у истца. Кроме того он освобожден от соблюдения обязательного досудебного порядка.

Читайте также:
Законодательство РФ о гражданском судопроизводстве

Третьи лица без самостоятельных требований ограничены в процессуальных возможностях. Они не могут изменить исковые требования, отказаться от иска, изменить оснований или предмет иска, признать иск. Даже если третьи лица совершат такие действия, для суда они юридического значения иметь не будут. Не вправе они и требовать принудительного исполнения судебного решения. Однако третье лицо может быть участником мирового соглашения.

Третье лицо, не согласное с решением суда, имеет право подать апелляционную жалобу на общих основаниях.

20 вопросов по теме

может ли третье лицо в гражданском деле не заявляющее самостоятельных требований, заявить свои требования и переквалифицироваться в третье лицо заявляющее самостоятельные требования

Да, конечно. для этого ему нужно подготовить исковой материал и подать ходатайство о привлечении его к участию в деле в таком качестве.

В гражданском деле заявлено 4 человека как третьи лица со стороны истца. Могут ли третьи лица представить отзыв на исковое заявление общий или каждый должен писать сам.

Можно составить и общий отзыв. Это будет правильным, если позиции всех третьих лиц по делу совпадают.

Является ли третьим лицом муниципальное предприятие при мэрии

Как правило муниципальное предприятие является самостоятельным юридическим лицом. Поэтому оно может быть привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, если решение может повлиять на его права и законные интересы.

Третье лицо в иске по восстановлению срока получения накопительной пенсии умершего. Один из наследников подал иск. Другие наследники привлечены третьими лицами. Ранее все унаследовали имущество умершего в равных долях. Зачем привлечены к суду остальные и что делать в этом случае?

Третьи лица привлекаются к участию в деле, если решение суда по делу может повлиять на их права и обязанности. В вашем случае у всех наследников, принявших наследство, возникает право и на долю накопительной части пенсии.
Только в этой ситуации непонятно, что значит: «ранее все унаследовали имущество умершего в равных долях»? Согласно статье 1152 Гражданского кодекса РФ: Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Статья 1154 ГК РФ: Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Ст. 1155 ГК РФ: По заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
То есть либо наследник, подавший иск, не принял наследство, либо его иск сейчас заявлен безосновательно.

Может ли представитель истца в ходе судебного разбирательства стать третьим лицом по делу? Правомерно ли такое признание судом?

Если решение суда по делу может повлиять на его права и законные интересы, то он должен быть привлечен к участию в деле в качестве третьего лица. Никаких нарушений в этом случае нет.

Является ли «лицом, участвующим в деле», лицо, которое просто указано в тексте искового заявлении?

Состав лиц, участвующих в деле определяет суд. О привлечении третьего лица выноситься определение.

Может ли третье лицо в гражданском деле, не заявляющее самостоятельных требований, по решению суда появиться обязанности по отношению к истцу или ответчику?

Третьи лица — это как раз такие лица, на права и обязанности которых может повлиять решение суда, по отношению к одной из сторон.

Какие последствия ждут третьего лица с самостоятельными требованиями, если он не явится на судебный процесс?

Читайте также:
Незаконное участие в предпринимательской деятельности

Будет вынесено судебное решение, которое может повлиять на права такого лица.

Истец написал заявление об уточнении исковых требований,в котором упомянул меня в качестве третьего лица (не согласовав это со мной).
1. Являюсь ли я уже третьим лицом, или для этого необходимо какое — то определение суда?
2. Могу ли я отказаться, поскольку являюсь свидетелем со стороны ответчика?

Определение суда о привлечении третьего лица обычно отражается в протоколе судебного заседания. Принимая уточнённый иск, суд уже привлёк Вас как третье лицо в процесс. Посмотрите заявление об исключении третьего лица, докажите, что решение суда не влияет на Ваши права.

взяли на испытательный срок юристом в комитет по архитектуре и градостроительству,пришло извещение о том, что комитет является 3 лицом в судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда, каковы мои действия?

Необходимо ознакомиться с иском, материалами дела. И изучить определение суда, которое поступило в адрес Комитета. Возможно (и вероятнее всего), суд ждет отзыв на иск и правовую позицию Комитета. Нужно поучаствовать в судебном заседании или направить отзыв сторонам дела и суду с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя Комитета. Насчет рассмотрения дела в отсутствие Комитета, посмотрите внимательно определение суда. Он мог обязать явкой.

Третьи лица в гражданском процессе: понятие, виды, их процессуальные права и обязанности

Понятие третьих лиц в гражданском процессе

Обычно в гражданском процессе выступают две стороны с противоположными интересами – истец и ответчик, каждая из которых отстаивает свою правоту. Однако в ряде случаев процесс усложняется , и помимо сторон в него вступают по своей инициативе или привлекаются граждане и юридические лица, заинтересованные в разрешении гражданского дела.

Интересы привлекаемых в процесс лиц не всегда совпадают с интересами сторон, поэтому они называются третьими лицами.

Интересы третьих лиц могут быть затронуты решением суда по спору между сторонами. Например, гражданин А., уезжая в отпуск, передал гражданину Б. телевизор на хранение. После возвращения гражданина А. из отпуска он потребовал возвращения телевизора, но получил отказ. Тогда он обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил обязать гражданина Б. передать ему телевизор. В процессе разбирательства было установлено, что гражданин А. взял телевизор в пункте (ателье) проката. Пункт проката вступил в процесс и заявил самостоятельные исковые требования на предмет спора, так как телевизор принадлежит на праве собственности именно пункту проката. Без привлечения (вступления) пункта проката в процесс решение может быть несправедливым. Интерес у третьего лица направлен на сам предмет спора .

Другой пример. Один гражданин купил у другого вещь (шубу). Затем к покупателю было предъявлено требование лицом – не участником договора купли-продажи об отчуждении вещи, так как она выбыла из владения лица, предъявившего требование, помимо его воли. Покупатель указал на продавца, чтобы привлечь его в процесс в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора. Если продавец не докажет, что он имел право продать шубу, то она у покупателя будет отобрана, а покупатель приобретет право на регрессный иск к продавцу о возврате покупной цены. Интерес третьего лица направлен на предотвращение возможности в будущем регрессного иска к себе .

Характерные черты третьих лиц:
    • относятся к той же группе лиц, участвующих в деле, что и стороны (истец и ответчик);
    • вступают в процесс, который уже начался между сторонами;
    • имеют и материально-правовую, и процессуально-правовую за­интересованность в исходе дела, а также
    • выступают в процессе от своего имени и в защиту своих интересов.
Отличия третьих лиц от других лиц, участвующих в гражданском процессе:
    • не являются инициаторами возбуждения гражданского дела ( не участвуют в формировании первоначального материального спорного право­отношения);
    • имеют материальные правоотношения только с тем лицом, на стороне которого они выступают (у них отсутствует связь с противоположной стороной).
Читайте также:
Расскажите, пожалуйста, про договор дарения

Участие третьих лиц в гражданском процессе является одним из случаев осложнения процесса по субъектному составу .

Вступление третьих лиц в процесс осуществляется, как правило, на стадии подготовки дела к судебному разбирательству . Вместе с тем закон допускает возможность вступления в дело третьих лиц до принятия судом первой инстанции судебного постановления по делу (ч. 1 ст. 42 ГПК РФ).

При вступлении в дело третьего лица рассмотрение дела происходит с самого начала (ч. 2 ст. 42 и ч. 2 ст. 43 ГПК РФ).

Распространенным основанием для привлечения в процесс тре­тьих лиц является право регресса. Решение, которое вынесет суд, может оказаться основанием для предъявления нового иска в ином процессе.

Например, согласно ст. 640 ГК РФ ответственность за вред, причиненный третьим лицам арендованным транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, несет арендодатель в соответствии с правилами, установленными гл. 59 ГК РФ. Арендодатель вправе предъявить к арендатору регрессное требование о возмещении сумм, выплаченных третьим лицам, если докажет, что вред возник по вине арендатора. Согласно ст. 1081 ГК РФ лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работни­ком при исполнении им служебных должностных или иных трудовых обязанностей лицом, управляющим транспортным средством и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу.

Третьи лица в ходе судебного разбирательства:
  • дают объяснения по делу (ст. 174 ГПК РФ);
  • могут участвовать в допросе свидетелей (ст. 177 ГПК РФ), в исследовании письменных и вещественных доказательств (ст. 181-183 ГПК РФ), в допросе экспертов (ст. 187 ГПК РФ);
  • участвуют в судебных прениях (ст. 190 ГПК РФ), а после вынесения решения имеют право на его обжалова­ние;
  • могут обжаловать определение суда и возбуждать ходатайства, связанные с движением дела (об отложении дела, о приостановлении производства по делу и т.д.).

Виды третьих лиц в гражданском процессе

Закон предусматривает возможность участия в гражданском процессе двух видов третьих лиц в гражданском процессе:

    1. третьи лица, заявляющие са­мостоятельные относительно предмета спора (ст. 42 ГПК РФ);
    2. третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований от­носительно предмета спора (ст. 43 ГПК РФ).
Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора

Третье лицо, заявляющее самостоятельные требования на предмет спора – лицо, вступающее в процесс, возникший между другими субъектами для защиты своего права .

Правовое положение третьего лица, заявляющего самостоятельные требо­вания относительно предмета спора, уравнено с процессуальным положением истца (ст. 42 ГПК РФ), оно ищет защиты и

    1. требует, чтобы спорное право суд признал не за истцом и не за ответчиком, а только за ним , и
    2. добивается решения в свою пользу .

Требования данного третьего лица равнозначны требованию первона­чального истца к ответчику.

Основным для правильного определения процессуального по­ложения третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, является вопрос о том, предъявляет ли он само­стоятельные требования относительно предмета спора .

Третье лицо, которое предъявляет самостоятельные требования относительно предмета спора к обеим сторонам, по существу само явля­ется стороной в спорном деле и имеет все права и обязанности стороны .

Практика рассмотрения гражданских дел с участием третьих лиц свидетельствует о том, что иск третьего лица, заявляющего самостоятельные требования, может быть предъявлен, как правило, к обеим сторонам первоначального спора, т.е. как к истцу, так и к ответчику. Ему важно отстоять в процессе рассмотрения спора свое самостоятельное право на предмет спора.

Вступление в процесс третьего лица, заявляющего самостоя­тельные требования, происходит на основании определения суда . Их вступление в процесс может произойти:

    • по собственной инициативе,
    • по ходатайству сторон

уже в стадии подготовки дела к судебному разбирательству.

Вместе с тем, если третье лицо, заявляющее самостоятельные требования, не реализует своего права на вступление в процесс с самостоятельными требованиями, судья не может привлечь его к участию в деле . При этом третье лицо может требовать защиты своего нарушенного права путем предъявления самостоятельного иска к той стороне процесса, в пользу которой было вынесено решение суда.

Читайте также:
Частичная демилитаризация: что это такое, описание и особенности

Процессуальное положение третьего лица с самостоятельными требованиями очень похоже на процессуальное положение со­истца.

Отличительные признаки третьего лица с самостоятельными требованиями от соистца:
    1. третье лицо всегда вступает в уже начавшийся процесс;
    2. самостоятельный характер требований третьего лица (которые вытекают из иных или анало­гичных оснований, но не таких же, как у истца).
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований от­носительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судом первой инстанции судебного постановления по делу, если оно может повлиять на их права и обязанности по отношению к одной из сторон (ст. 43 ГПК РФ).

Вступив в процесс, они стремятся помочь лицу, на стороне которого участвуют , с тем чтобы защитить свой собственный ин­терес .

Основанием для вступления (привлечения) в дело третьего лица служит возможность предъявления иска к тре­тьему лицу, обусловленная взаимной связью основного спорного правоотношения между одной из сторон и третьим лицом.

Признаки третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований:
    1. отсутствие самостоятельного требования на предмет спора;
    2. вступление в уже начатое дело и участие в нем на стороне истца или ответчика;
    3. наличие материально-правовой связи только с тем лицом, на стороне которого третье лицо выступает;
    4. защита третьим лицом собственных интересов, поскольку ре­шение по делу может повлиять на его права и обязанности.

Основная цель участия третьих лиц, не заявляющих самостоя­тельные требования в процессе:

    • защита собственных интересов, поскольку решение суда, вынесенное по основному спору между истцом и ответчиком, может повлиять на его собственные права по отношению к одной из сторон.

Третьи лица без самостоятельных требований

    1. не обладают диспозитивными процессуальными правами,
    2. не являются предположительными субъектами спорного материального правоотношения.

Так, например, в случае предъявления иска о возмещении вред причиненного источником повышенной опасности, материальное правоотношение существует между истцом (потерпевшим) и вла­дельцем источника повышенной опасности, но не между истцом и непосредственным причинителем вреда, который участвует в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, могут участвовать в процессе на стороне ответчика. Гораздо реже в судебной практике встречаются случаи участия третьих лиц на стороне истца.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, мо­гут быть привлечены в процесс (ст. 43 ГПК РФ):

    • по ходатайству лиц, участвующих в деле;
    • по инициативе суда.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности стороны, за исключением права на (ч. 1 ст. 43 ГПК РФ):

    1. права на изменение основания или предмета иска,
    2. увеличение или уменьшение размера исковых требований,
    3. отказ от иска,
    4. признание иска или заключение мирового соглашения,
    5. на предъявление встречного иска,
    6. требование принудительного исполнения решения суда.

О вступлении в процесс третьих лиц, не заявляю­щих самостоятельных требований, суд выносит определение, при этом рассмотрение дела в суде производится с самого начала (ч. 2 ст. 43 ГПК РФ).

Так как третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, не является пред­полагаемым субъектом спорного материального правоотношения и не предъявляет никаких требований на объект спора, то закон и не предоставляет ему полный объем прав и обязанностей стороны . Однако поскольку третьи лица участвуют в деле на сто­роне истца или ответчика, они, следовательно, содействуют защите субъективных прав и охраняемых законом интересов сторон.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: