Трибутные собрания: что это такое, описание и особенности

Виды народных собраний. Их характеристика.

Римской республике существовали три вида народных собраний — центуриатные, трибутные и куриатные.

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие благодаря своей структуре и порядку принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. Правда, их структура с середины III в. до н.э. с расширением пределов государства и увеличением числа свободных изменилась не в их пользу: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное количество центурий — по 70, а общее число центурий было доведено до 373. Но преобладание аристократии и богатства все же сохранилось, так как в центуриях высших разрядов было гораздо меньше граждан, чем в центуриях низших разрядов, а неимущие пролетарии, чья численность значительно возросла, по-прежнему составляли только одну центурию. В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

Второй вид народных собраний представляли трибутные собрания, которые в зависимости от состава жителей триб, участвовавших в них, делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Поначалу их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Плебейские собрания, кроме того, избирали плебейского трибуна, а с III в. до н.э. они получили и право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима. Но вместе с тем в результате увеличения к этому времени числа сельских триб до 31 (с сохранившимися 4 городскими трибами всего стало 35 триб) жителям отдаленных триб стало затруднительно являться в собрания, что позволило богатым римлянам усилить свои позиции в этих собраниях. Куриатные собрания после реформ Сервия Туллия потеряли былое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и в конце концов были заменены собранием тридцати представителей курии — ликторов.

Народные собрания в Риме созывались по усмотрению высших должностных лиц, которые могли и прервать собрание, и перенести его на другой день. Они же председательствовали в собрании и объявляли вопросы, подлежащие решению. Участники собрания не могли изменять внесенные предложения. Голосование по ним было открытым и только в конце республиканского периода было введено тайное голосование (участникам собрания раздавались специальные таблицы для голосования). Важную, чаще всего определяющую роль играло то обстоятельство, что решения центуриатного собрания о принятии законов и избрании должностных лиц в первый век существования республики подлежали утверждению сенатом, но и затем, когда в III в. до н.э. это правило было отменено, сенат получил право предварительного рассмотрения вопросов, выносимых в собрание, что позволяло ему фактически направлять деятельность собрания.

Важную роль в государственном механизме Римской республики играл сенат. Сенаторы (вначале их было 300, по числу патрицианских родов, а в 1 в. до н.э. число сенаторов было увеличено сначала до 600, а затем до 900) не избирались. Специальные должностные лица — цензоры, распределявшие граждан по центуриям и трибам, раз в пять лет составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, уже занимавших, как правило, высшие государственные должности. Это делал сенат органом верхушки рабовладельцев, фактически независимым от воли большинства свободных граждан.

Читайте также:
Страховой полис: что это такое, описание и особенности

Формально сенат был совещательным органом, и его постановления назывались сенатус-консульты. Но компетенция сената была обширной, Он, как указывалось, контролировал законодательную деятельность центуриатных (а затем и плебейских) собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая (и отвергая) законопроекты. Точно таким же образом контролировалось избрание народными собраниями должностных лиц (вначале утверждением избранных, а впоследствии — кандидатур). Большую роль играло то обстоятельство, что в распоряжении сената находилась казна государства. Он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы. К компетенции сената относились постановления по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу. Важное значение имели внешнеполитические полномочия сената. Если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями. Наконец, в чрезвычайных обстоятельствах (опасная война, мощное восстание рабов и т.п.) сенат мог принять решение об установлении диктатуры.

Магистратурами в Риме именовались государственные должности. Как и в Древних Афинах, в Риме сложились определенные принципы замещения магистратур. Такими принципами были выборность, срочность, коллегиальность, безвозмездность и ответственность.

Все магистраты (кроме диктатора) избирались центуриатными или трибутными собраниями на один год. Это правило не распространялось на диктаторов, срок полномочий которых не мог превышать шести месяцев. Кроме того, полномочия консула, командовавшего армией, в случае незакончившейся военной кампании могли быть продлены сенатом. Как и в Афинах, все магистратуры были коллегиальными — на одну должность избиралось несколько человек (диктатор назначался один). Но специфика коллегиальности в Риме заключалась в том, что каждый магистрат имел право самостоятельно принимать решение. Это решение могло быть отменено его коллегой (право интерцессии). Вознаграждения магистраты не получали, что, естественно, закрывало путь к магистратурам (а затем и в сенат) малоимущим и неимущим. В то же время магистратуры, особенно в конце республиканского периода, стали источником значительных доходов. Магистраты (за исключением диктатора, цензора и плебейского трибуна) по истечении срока их полномочий могли быть привлечены к ответственности народным собранием, избравшим их.

Необходимо отметить и еще одно существенное отличие римской магистратуры — иерархию должностей (право вышестоящего магистрата отменить решение нижестоящего).

Власть магистратов подразделялась на высшую (imperium) и общую (potestas). В imperium включались высшая военная власть и право заключать перемирие, право созывать сенат и народные собрания и председательствовать в них, право издавать приказы и принуждать к их исполнению, право суда и назначения наказания. Эта власть принадлежала диктатору, консулам и преторам. Диктатор имел “высочайший империум” (summum imperium), включавший право приговаривать к смертной казни, не подлежащее обжалованию. Консулу принадлежал большой империум (majus imperium) — право выносить смертный приговор, который мог быть обжалован в центуриатном собрании, если он был вынесен в городе Риме, и не подлежал обжалованию, если был вынесен за пределами города. У претора был ограниченный империум (imperium minus) — без права приговаривать к смертной казни.

Читайте также:
Служебное изобретение: что это такое, описание и особенности

Власть potestas принадлежала всем магистратам и включала в себя право отдавать распоряжения и налагать штрафы за их невыполнение.

Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстраординарные, (чрезвычайные). К ординарным магистратурам относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.

Консулы (в Риме избирались два консула) были высшими магистратами и возглавляли всю систему магистратур. Особенно существенными были военные полномочия консулов: набор в армию и командование ею, назначение военачальников, право заключать перемирие и распоряжаться военной добычей. Преторы появились в середине IV в. до н.э. в качестве помощников консулов. В силу того, что последние, командуя армиями, часто отсутствовали в Риме, к преторам перешло управление городом и, что особенно важно, руководство судопроизводством, позволявшее в силу имевшегося у них империума издавать общеобязательные постановления и тем самым создавать новые нормы права. Вначале избирался один претор, затем два, один из которых рассматривал дела римских граждан (городской претор), а другой — дела с участием иностранцев (претор перегринов). Постепенно число преторов увеличилось до восьми.

Два цензора избирались раз в пять лет для составления списков римских граждан, распределения их по трибам и разрядам и для составления списка сенаторов. Кроме того, к их компетенции относилось наблюдение за нравственностью и издание соответствующих эдиктов. Квесторы, бывшие сначала помощниками консулов без специальной компетенции, со временем стали ведать (под контролем сената) финансовыми расходами и расследованием некоторых уголовных дел. Число их, соответственно, росло и к концу республики достигло двадцати. Эдилы (их было два) наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организовывали празднества и зрелища.

Коллегии “двадцати шести мужей” состояли из двадцати шести человек, входивших в пять коллегий, ведавших надзором за тюрьмами, чеканкой монеты, очисткой дорог и некоторыми судебными делами.

Особое место среди магистров занимали плебейские трибуны. Их право veto играло большую роль в период завершения борьбы плебеев за равноправие. Затем, по мере увеличения роли сената, активность плебейских трибунов пошла на убыль, а попытка Гая Гракха во II в. до н.э. усилить ее окончилась крахом.

Экстраординарные магистратуры создавались только в чрезвычайных, грозящих особой опасностью Римскому государству обстоятельствах — тяжелая война, большое восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Право veto плебейского трибуна на него не действовало, распоряжения диктатора не подлежали обжалованию, и за свои действия он не нес ответственности. Правда, в первые века существования республики диктатуры вводились не только в чрезвычайных обстоятельствах, а для решения конкретных задач и полномочия диктатора ограничивались рамками этой задачи. За ее пределами действовали ординарные магистратуры. В период расцвета республики к диктатуре почти не прибегали.

Читайте также:
Форма сделок: что это такое, описание и особенности

Дата добавления: 2015-01-29 ; просмотров: 25 ; Нарушение авторских прав

Реферат: Трибутные комиции

План
Введение
1 Виды трибутных комиций
2 Процедура голосования
Список литературы

Трибутные комиции (лат. comitia tributa ) — один из видов народного собрания в Древнем Риме. В раннюю эпоху проводились как плебейские собрания по трибам (территориальным округам), которые созывались на Капитолии, Форуме или Марсовом поле. Со II века до н. э. трибутные комиции стали основными.

1. Виды трибутных комиций

Существовало три вида трибутных комиций:

1. Consilia plebis tributa — чисто плебейские собрания, проводились под председательством плебейских магистратов (плебейского трибуна или эдила). Постановления concilia plebis tributa назывались лат. plebiscita (плебисцит). По законам 449 г. до н. э. (Закон Валерия и Горация), 339 г. до н. э. (Закон Публия Филона) и 287 г. до н. э. (Закон Гортензия) плебисциты стали иметь силу законов для всех граждан, независимо от происхождения. До того они были обязательны лишь для плебеев. Concilia plebis tributa стали собственно полноправным видом народных собраний с 471 г. до н. э., когда стали избирать плебейских трибунов. На этих комициях избирались и плебейские эдилы.

2. Comitia tributa — патрициано-плебейские собрания. Патриции начали принимать активное участие в работе трибутных комиций после 471 г. до н. э., после расширения прав последних. Проводились под председательством консула или претора — высших магистратов, первоначально избиравшихся только из патрициев. Постановления comitia tributa назывались лат. populuscita или лат. leges — законы. В comitia tributa избирали квесторов и курульных эдилов. Обладали эти собрания и судебной властью — в них рассматривались дела, влекшие за собой штраф.

3. Contio — сходка. Это было просто собрание плебеев, на котором не принимались никакие постановления. На сходках заслушивались сообщения магистратов, народ совещался между собой, но голосования не происходило. Данный вид комиций, в силу своей специфичности, просуществовал в Риме дольше всех остальны — институт contio был широко распространен в римской императорской армии и зачастую именно на таких армейских собраниях в эпоху Империи императоры обретали легитимность[1].

2. Процедура голосования

Голосование в трибутных комициях было таким же, как и в куриатных или центуриатных. Созывать комиции могли только магистраты. Повестка и дата собрания обсуждались заранее, тексты законопроектов, имена кандидатов предварительно публиковались (выставлялись на форуме). Комиции собирались в определенные дни — лат. dies comitales , такими днями считались дни перед календами и большинство из дней, предшествовавшие идам.

Собрание начиналось (кроме consilia plebis tributa ) с ауспиций, после чего объявлялся вопрос, и, без какого-либо обсуждения, начиналось голосование. В ранний период оно было устным и открытым. Со второй половины II в до н. э. голосование стало закрытым и письменным (Закон Габиния 139 г. до н. э. — для выборов, закон Папирия 131 г до н. э. — для законов). При письменном голосовании на табличках писалось «UR» (лат. uti rogas — «так, как ты предлагаешь» — формула согласия) или «А» (лат. antiquo — «отклоняю», знак несогласия), а на выборах — имена кандидатов.

Читайте также:
Собственность интеллектуальная: что это такое, описание и особенности

При голосовании на Марсовом поле (где обычно проходили избирательные комиции) человек входил в одно из 35 (по числу триб) закрытых помещений (которые назывались «оградами» или «загонами»). Триба определяла свой голос независимо от того, сколько ее членов явилось для голосования. Если голосование проходило на Капитолии или Форуме (законодательные и судебные комиции), то (из-за ограниченности пространства) устанавливалась очередность голосования триб в одном «загоне». Сначала голосовали в трибах, потом подсчитывали число триб, проголосовавших «за» или «против». Абсолютное большинство давали 18 триб (общее их количество — 35, 4 городских и 31 сельская). После того, как «за» или «против» набиралось больше 18, голосование прекращалось.

1. см. Махлаюк А. В. Солдаты Римской империи: Традиции военной службы и воинская ментальность. СПб., 2006. Гл. VII «Воинская сходка (contio) в жизни армии и политическом механизме Римской империи». С. 208—227.

Трибутные комиции

Главная > Реферат >История

Трибутные комиции (лат. comitia tributa ) — один из видов народного собрания в Древнем Риме. В раннюю эпоху проводились как плебейские собрания по трибам (территориальным округам), которые созывались на Капитолии, Форуме или Марсовом поле. Со II века до н. э. трибутные комиции стали основными.

1. Виды трибутных комиций

Существовало три вида трибутных комиций:

Consilia plebis tributa — чисто плебейские собрания, проводились под председательством плебейских магистратов (плебейского трибуна или эдила). Постановления concilia plebis tributa назывались лат. plebiscita (плебисцит). По законам 449 г. до н. э. (Закон Валерия и Горация), 339 г. до н. э. (Закон Публия Филона) и 287 г. до н. э. (Закон Гортензия) плебисциты стали иметь силу законов для всех граждан, независимо от происхождения. До того они были обязательны лишь для плебеев. Concilia plebis tributa стали собственно полноправным видом народных собраний с 471 г. до н. э., когда стали избирать плебейских трибунов. На этих комициях избирались и плебейские эдилы.

Comitia tributa — патрициано-плебейские собрания. Патриции начали принимать активное участие в работе трибутных комиций после 471 г. до н. э., после расширения прав последних. Проводились под председательством консула или претора — высших магистратов, первоначально избиравшихся только из патрициев. Постановления comitia tributa назывались лат. populuscita или лат. leges — законы. В comitia tributa избирали квесторов и курульных эдилов. Обладали эти собрания и судебной властью — в них рассматривались дела, влекшие за собой штраф.

Contio — сходка. Это было просто собрание плебеев, на котором не принимались никакие постановления. На сходках заслушивались сообщения магистратов, народ совещался между собой, но голосования не происходило. Данный вид комиций, в силу своей специфичности, просуществовал в Риме дольше всех остальны — институт contio был широко распространен в римской императорской армии и зачастую именно на таких армейских собраниях в эпоху Империи императоры обретали легитимность [1] .

Читайте также:
Равенство перед законом и судом

2. Процедура голосования

Голосование в трибутных комициях было таким же, как и в куриатных или центуриатных. Созывать комиции могли только магистраты. Повестка и дата собрания обсуждались заранее, тексты законопроектов, имена кандидатов предварительно публиковались (выставлялись на форуме). Комиции собирались в определенные дни — лат. dies comitales , такими днями считались дни перед календами и большинство из дней, предшествовавшие идам.

Собрание начиналось (кроме consilia plebis tributa ) с ауспиций, после чего объявлялся вопрос, и, без какого-либо обсуждения, начиналось голосование. В ранний период оно было устным и открытым. Со второй половины II в до н. э. голосование стало закрытым и письменным (Закон Габиния 139 г. до н. э. — для выборов, закон Папирия 131 г до н. э. — для законов). При письменном голосовании на табличках писалось «UR» (лат. uti rogas — «так, как ты предлагаешь» — формула согласия) или «А» (лат. antiquo — «отклоняю», знак несогласия), а на выборах — имена кандидатов.

При голосовании на Марсовом поле (где обычно проходили избирательные комиции) человек входил в одно из 35 (по числу триб) закрытых помещений (которые назывались «оградами» или «загонами»). Триба определяла свой голос независимо от того, сколько ее членов явилось для голосования. Если голосование проходило на Капитолии или Форуме (законодательные и судебные комиции), то (из-за ограниченности пространства) устанавливалась очередность голосования триб в одном «загоне». Сначала голосовали в трибах, потом подсчитывали число триб, проголосовавших «за» или «против». Абсолютное большинство давали 18 триб (общее их количество — 35, 4 городских и 31 сельская). После того, как «за» или «против» набиралось больше 18, голосование прекращалось.

см. Махлаюк А. В. Солдаты Римской империи: Традиции военной службы и воинская ментальность. СПб., 2006. Гл. VII «Воинская сходка (contio) в жизни армии и политическом механизме Римской империи». С. 208—227.

Что такое циклотимность? Характеристика и особенности

Циклотимность в психиатрии — это скачки настроения, которые напоминают волны. Также понятие означает неустойчивый характер. Человек с такой акцентуацией может быть активным и радостным, а затем резко впасть в депрессивное состояние. Смена настроения при этом может происходить через разные промежутки времени — через несколько дней, недель или даже месяцев.

У циклотимиков со временем могут начать развиваться маниакально-депрессивные психозы. При наличии биполярного расстройства психопатия характеризуется определенной формой поведения. Но циклотимики все равно могут четко анализировать происходящее и оценивать определенную ситуацию.

Характеристика циклотимности

Циклотимность приводит к тому, что изначально человек находится в состоянии эйфории, ему хочется чем-то заниматься и чего-то достигать. Затем у него резко может появиться самое настоящее отвращение к жизни и непосредственно к самому себе. В данном случае речь идет не только о настроении, но еще и о чертах характера. Человек начинает замыкаться в себе и перестает общаться со всеми, активность меняется на постоянную усталость и упадок сил. Чередование подобных состояний зависит от нескольких факторов, которые могут провоцировать смену настроения и поведения:

  • нарушение режима отдыха и сна;
  • перегрузка эмоционального или физического характера;
  • проблемы на работе, учебе или конфликты с другими людьми;
  • какие-то не совсем радостные события, которые становятся причиной серьезных изменений в жизни.
Читайте также:
Имеет ли право продавец не выдавать сдачу покупателю

В свою очередь циклотимная психопатия проявляется тем, что человек чувствует себя полностью подавленным, но при этом он ведет себя активно и пытается даже шутить, веселиться. Когда такое неприятное состояние начинает проявляться в подростковом возрасте, то нужно пытаться установить причины, ведь все вполне может закончиться даже летальным исходом.

Причины возникновения

Основной причиной, которая провоцирует развитие циклотимности, считается наследственность. Если в роду были люди, которые обладали весьма неустойчивым характером, были вспыльчивы, излишне эмоциональны, то это вполне может передаться по наследству. Такие люди крайне отрицательно влияют на своих близких и особенно на детей. Ребенок не понимает, чего стоит ожидать в следующую минуту, и поэтому в его жизни с ранних лет постоянно присутствуют стрессовые ситуации. Он часто испытывает глубокую душевную боль, которая потом во взрослой жизни может начать постепенно превращаться в расстройство психического характера.

Стрессы и постоянные переживания, по большей части негативные, приведут к тому, что все перемены в жизни будут восприниматься очень болезненно. Человек будет делать все возможное, чтобы найти стабильность и сделать свой быт максимально спокойным. При этом во время разных препятствий, которые подкидывает жизнь и окружающие, он будет теряться и не знать, как нужно правильно поступить в той или иной ситуации. Стоит отметить, что среди женщин встречается примерно в 2-4 раза больше циклотимиков, чем среди мужчин. Причиной этого является тонкая и довольно ранимая психика. Все события изначально воспринимаются через призму чувств, и только после этого женщины уже анализируют их с помощью разума.

Взаимоотношения с окружающими

Циклотимики не умеют полноценно выстраивать достаточно прочные отношения с людьми. Они просто не знают, что можно ждать от того или иного человека через несколько дней или же месяцев. Циклотимики — личности, чье поведение невозможно предсказать. Именно поэтому знакомые, друзья и даже родственники пытаются по возможности держаться в стороне, чтобы избежать конфликтных ситуаций, которые могут на регулярной основе возникать во время общения с неуравновешенным человеком.

Если говорить непосредственно о циклотимике, то он не пытается даже выстроить хоть какую-то линию поведения, которая помогла бы сформировать полноценное общение. Он не ставит перед собой определенную цель, к которой бы он мог стремиться ежедневно и что-то для этого делать. Планы на будущее в большинстве случаев он не строит, или они только примерные. Очень часто они настолько сказочные, что могут даже напугать своей несбыточностью окружающих. Люди не могут понять до конца или хотя бы частично человека, который предпочитает жить мечтами.

Читайте также:
Можно ли продать квартиру по расписке?

Избавиться от циклотимности можно, развивая эмоциональный интеллект. Курс Викиум «Эмоциональный интеллект» учит понимать свои эмоции и управлять ими.

Трибутные комиции

Трибутные комиции (лат. comitia tributa ) — один из видов народного собрания в Древнем Риме. В раннюю эпоху проводились как плебейские собрания по трибам (территориальным округам), которые созывались на Капитолии, Форуме или Марсовом поле. Со II века до н. э. трибутные комиции стали основными.

Содержание

  • 1 Виды трибутных комиций
  • 2 Процедура голосования
  • 3 Примечания
  • 4 Литература
  • 5 См. также

Виды трибутных комиций [ править | править код ]

Существовало три вида трибутных комиций:

  1. Consilia plebis tributa — чисто плебейские собрания, проводились под председательством плебейских магистратов (плебейского трибуна или эдила). Постановления concilia plebis tributa назывались лат. plebiscita (плебисцит). По законам 449 года до н. э. (Закон Валерия и Горация), 339 года до н. э. (Закон Публия Филона) и 287 года до н. э. (Закон Гортензия) плебисциты стали иметь силу законов для всех граждан, независимо от происхождения. До того они были обязательны лишь для плебеев. Concilia plebis tributa стали собственно полноправным видом народных собраний с 471 года до н. э., когда стали избирать плебейских трибунов. На этих комициях избирались и плебейские эдилы.
  2. Comitia tributa — патрициано-плебейские собрания. Патриции начали принимать активное участие в работе трибутных комиций после 471 года до н. э., после расширения прав последних. Проводились под председательством консула или претора — высших магистратов, первоначально избиравшихся только из патрициев. Постановления comitia tributa назывались лат. populuscita или лат. leges — законы. В comitia tributa избирали квесторов и курульных эдилов. Обладали эти собрания и судебной властью — в них рассматривались дела, влекшие за собой штраф.
  3. Contio — сходка. Это было просто собрание плебеев, на котором не принимались никакие постановления. На сходках заслушивались сообщения магистратов, народ совещался между собой, но голосования не происходило. Данный вид комиций, в силу своей специфичности, просуществовал в Риме дольше всех остальных — институт contio был широко распространен в римской императорской армии и зачастую именно на таких армейских собраниях в эпоху Империи императоры обретали легитимность [1] .

Процедура голосования [ править | править код ]

Голосование в трибутных комициях было таким же, как и в куриатных или центуриатных. Созывать комиции могли только магистраты. Повестка и дата собрания обсуждались заранее, тексты законопроектов, имена кандидатов предварительно публиковались (выставлялись на форуме). Комиции собирались в определённые дни — лат. dies comitales , такими днями считались дни перед календами и большинство из дней, предшествовавшие идам.

Собрание начиналось (кроме consilia plebis tributa) с ауспиций, после чего объявлялся вопрос, и, без какого-либо обсуждения, начиналось голосование. В ранний период оно было устным и открытым. Со второй половины II в до н. э. голосование стало закрытым и письменным (Закон Габиния 139 г. до н. э. — для выборов, закон Папирия 131 г до н. э. — для законов). При письменном голосовании на табличках писалось «UR» (лат. uti rogas — «так, как ты предлагаешь» — формула согласия) или «А» (лат. antiquo — «отклоняю», знак несогласия), а на выборах — имена кандидатов.

Читайте также:
Складочное право: что это такое, описание и особенности

При голосовании на Марсовом поле (где обычно проходили избирательные комиции) человек входил в одно из 35 (по числу триб) закрытых помещений (которые назывались «оградами» или «загонами»). Триба определяла свой голос независимо от того, сколько её членов явилось для голосования. Если голосование проходило на Капитолии или Форуме (законодательные и судебные комиции), то (из-за ограниченности пространства) устанавливалась очередность голосования триб в одном «загоне». Сначала голосовали в трибах, потом подсчитывали число триб, проголосовавших «за» или «против». Абсолютное большинство давали 18 триб (общее их количество — 35, 4 городских и 31 сельская). После того, как «за» или «против» набиралось больше 18, голосование прекращалось.

Реферат: Трибутные комиции

План
Введение
1 Виды трибутных комиций
2 Процедура голосования
Список литературы

Трибутные комиции (лат. comitia tributa ) — один из видов народного собрания в Древнем Риме. В раннюю эпоху проводились как плебейские собрания по трибам (территориальным округам), которые созывались на Капитолии, Форуме или Марсовом поле. Со II века до н. э. трибутные комиции стали основными.

1. Виды трибутных комиций

Существовало три вида трибутных комиций:

1. Consilia plebis tributa — чисто плебейские собрания, проводились под председательством плебейских магистратов (плебейского трибуна или эдила). Постановления concilia plebis tributa назывались лат. plebiscita (плебисцит). По законам 449 г. до н. э. (Закон Валерия и Горация), 339 г. до н. э. (Закон Публия Филона) и 287 г. до н. э. (Закон Гортензия) плебисциты стали иметь силу законов для всех граждан, независимо от происхождения. До того они были обязательны лишь для плебеев. Concilia plebis tributa стали собственно полноправным видом народных собраний с 471 г. до н. э., когда стали избирать плебейских трибунов. На этих комициях избирались и плебейские эдилы.

2. Comitia tributa — патрициано-плебейские собрания. Патриции начали принимать активное участие в работе трибутных комиций после 471 г. до н. э., после расширения прав последних. Проводились под председательством консула или претора — высших магистратов, первоначально избиравшихся только из патрициев. Постановления comitia tributa назывались лат. populuscita или лат. leges — законы. В comitia tributa избирали квесторов и курульных эдилов. Обладали эти собрания и судебной властью — в них рассматривались дела, влекшие за собой штраф.

3. Contio — сходка. Это было просто собрание плебеев, на котором не принимались никакие постановления. На сходках заслушивались сообщения магистратов, народ совещался между собой, но голосования не происходило. Данный вид комиций, в силу своей специфичности, просуществовал в Риме дольше всех остальны — институт contio был широко распространен в римской императорской армии и зачастую именно на таких армейских собраниях в эпоху Империи императоры обретали легитимность[1].

Читайте также:
Нужно ли платить налог при покупке нежилого здания

2. Процедура голосования

Голосование в трибутных комициях было таким же, как и в куриатных или центуриатных. Созывать комиции могли только магистраты. Повестка и дата собрания обсуждались заранее, тексты законопроектов, имена кандидатов предварительно публиковались (выставлялись на форуме). Комиции собирались в определенные дни — лат. dies comitales , такими днями считались дни перед календами и большинство из дней, предшествовавшие идам.

Собрание начиналось (кроме consilia plebis tributa ) с ауспиций, после чего объявлялся вопрос, и, без какого-либо обсуждения, начиналось голосование. В ранний период оно было устным и открытым. Со второй половины II в до н. э. голосование стало закрытым и письменным (Закон Габиния 139 г. до н. э. — для выборов, закон Папирия 131 г до н. э. — для законов). При письменном голосовании на табличках писалось «UR» (лат. uti rogas — «так, как ты предлагаешь» — формула согласия) или «А» (лат. antiquo — «отклоняю», знак несогласия), а на выборах — имена кандидатов.

При голосовании на Марсовом поле (где обычно проходили избирательные комиции) человек входил в одно из 35 (по числу триб) закрытых помещений (которые назывались «оградами» или «загонами»). Триба определяла свой голос независимо от того, сколько ее членов явилось для голосования. Если голосование проходило на Капитолии или Форуме (законодательные и судебные комиции), то (из-за ограниченности пространства) устанавливалась очередность голосования триб в одном «загоне». Сначала голосовали в трибах, потом подсчитывали число триб, проголосовавших «за» или «против». Абсолютное большинство давали 18 триб (общее их количество — 35, 4 городских и 31 сельская). После того, как «за» или «против» набиралось больше 18, голосование прекращалось.

1. см. Махлаюк А. В. Солдаты Римской империи: Традиции военной службы и воинская ментальность. СПб., 2006. Гл. VII «Воинская сходка (contio) в жизни армии и политическом механизме Римской империи». С. 208—227.

Трибутные комиции

Трибутные комиции (лат. comitia tributa ) — один из видов народного собрания в Древнем Риме. В раннюю эпоху проводились как плебейские собрания по трибам (территориальным округам), которые созывались на Капитолии, Форуме или Марсовом поле. Со II века до н. э. трибутные комиции стали основными.

Содержание

Виды трибутных комиций

Существовало три вида трибутных комиций:

  1. Consilia plebis tributa — чисто плебейские собрания, проводились под председательством плебейских магистратов (плебейского трибуна или эдила). Постановления concilia plebis tributa назывались лат.plebiscita (плебисцит). По законам 449 г. до н. э. (Закон Валерия и Горация), 339 г. до н. э. (Закон Публия Филона) и 287 г. до н. э. (Закон Гортензия) плебисциты стали иметь силу законов для всех граждан, независимо от происхождения. До того они были обязательны лишь для плебеев. Concilia plebis tributa стали собственно полноправным видом народных собраний с 471 г. до н. э., когда стали избирать плебейских трибунов. На этих комициях избирались и плебейские эдилы.
  2. Comitia tributa — патрициано-плебейские собрания. Патриции начали принимать активное участие в работе трибутных комиций после 471 г. до н. э., после расширения прав последних. Проводились под председательством консула или претора — высших магистратов, первоначально избиравшихся только из патрициев. Постановления comitia tributa назывались лат.populuscita или лат.leges — законы. В comitia tributa избирали квесторов и курульных эдилов. Обладали эти собрания и судебной властью — в них рассматривались дела, влекшие за собой штраф.
  3. Contio — сходка. Это было просто собрание плебеев, на котором не принимались никакие постановления. На сходках заслушивались сообщения магистратов, народ совещался между собой, но голосования не происходило. Данный вид комиций, в силу своей специфичности, просуществовал в Риме дольше всех остальны — институт contio был широко распространен в римской императорской армии и зачастую именно на таких армейских собраниях в эпоху Империи императоры обретали легитимность [1] .
Читайте также:
Служебное изобретение: что это такое, описание и особенности

Процедура голосования

Голосование в трибутных комициях было таким же, как и в куриатных или центуриатных. Созывать комиции могли только магистраты. Повестка и дата собрания обсуждались заранее, тексты законопроектов, имена кандидатов предварительно публиковались (выставлялись на форуме). Комиции собирались в определенные дни — лат. dies comitales , такими днями считались дни перед календами и большинство из дней, предшествовавшие идам.

Собрание начиналось (кроме consilia plebis tributa) с ауспиций, после чего объявлялся вопрос, и, без какого-либо обсуждения, начиналось голосование. В ранний период оно было устным и открытым. Со второй половины II в до н. э. голосование стало закрытым и письменным (Закон Габиния 139 г. до н. э. — для выборов, закон Папирия 131 г до н. э. — для законов). При письменном голосовании на табличках писалось «UR» (лат. uti rogas — «так, как ты предлагаешь» — формула согласия) или «А» (лат. antiquo — «отклоняю», знак несогласия), а на выборах — имена кандидатов.

При голосовании на Марсовом поле (где обычно проходили избирательные комиции) человек входил в одно из 35 (по числу триб) закрытых помещений (которые назывались «оградами» или «загонами»). Триба определяла свой голос независимо от того, сколько ее членов явилось для голосования. Если голосование проходило на Капитолии или Форуме (законодательные и судебные комиции), то (из-за ограниченности пространства) устанавливалась очередность голосования триб в одном «загоне». Сначала голосовали в трибах, потом подсчитывали число триб, проголосовавших «за» или «против». Абсолютное большинство давали 18 триб (общее их количество — 35, 4 городских и 31 сельская). После того, как «за» или «против» набиралось больше 18, голосование прекращалось.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: