Трудовой коллектив: что это такое, описание и особенности

Социология организаций

Лекционный материал по теме ” Группы в организации: трудовой коллектив и управленческие команды”

1. Трудовой коллектив: специфика и стадии формирования

Понятие трудового коллектива

Человек – первоначальный элемент любой социальной общности. Он нуждается в общении с себе подобными и, по-видимому, получает радость от такого общения. Большинство из нас активно ищут взаи­моотношений с другими людьми.

Во многих случаях наши контакты с другими людьми кратко-временны и незначительны. Однако, если двое, трое или более людей постоянно проводят достаточно много времени вместе, то они посте­пенно начинают осознавать и существование друг друга психологиче­ски. Создается социально-психологическая общность.

Время, требуемое для такого осознания, и степень осознания очень сильно зависят от ситуации и характера взаимосвязи людей. Но результат такого осознания практически всегда один и тот же. Осоз­нание людьми того, что о них думают и чего от них ждут другие лю­ди, заставляет их некоторым образом менять свое поведение, под­тверждая тем самым существование взаимоотношений. Когда такой процесс происходит, то случайное скопление людей становится груп­пой.

Группа – это совокупность людей, объединенных общностью ин­тересов, профессий, деятельности и т.д. От толпы она отличается тем, что толпа – это неорганизованное скопление людей, сборище.

Группа – это социальная категория, и поведение людей в группе изучается социальной психологией. В группе люди взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждый из них одновременно и ока­зывает влияние на другого, и испытывает его влияние.

Каждый из нас принадлежит ко многим группам. Мы члены групп семьи, родственников, друзей, студентов и т.д. Некоторые группы недолговечны. Они распадаются, когда миссия выполнена. Другие группы могут существовать долго и оказывать существенное влияние на своих членов и даже на внешнее окружение.

В процессе совместного труда люди прямо или косвенно связаны между собой, вступают в определенные отношения, объединяются в группы, образующие коллектив.

Коллектив – это группа людей, связанных устойчивой, совмест­ной и общественно полезной деятельностью, которая предполагает наличие единых целей, организации и управления.

Важнейшим звеном общественной структуры являются трудовые или производственные коллективы. Чтобы производить материальные и духовные ценности, люди вступают в определенные связи и отно­шения, и только в рамках этих связей существует производство.

Трудовой коллектив – это организационно оформленная группа работников, созданная для реализации комплекса производственных целей.

Важнейшей характеристикой трудового коллектива является единство целей его деятельности, которые вытекают из обществен­ных потребностей и интересов. Поэтому трудовой коллектив – это не только социальная категория, но одновременно и средство достиже­ния целей.

Если цели ясны и понятны членам трудового коллектива и стано­вятся стремлением каждого его члена, то они сплачивают трудовой коллектив. Разумеется, что общность целей не устраняет некоторых разногласий среди членов трудового коллектива, так как люди разли­чаются уровнем образования, жизненным опытом, особенностями ха­рактера и другими индивидуальными признаками. К числу других ха­рактеристик, определяющих понятие трудового коллектива, относятся его структура, величина, функции, процедуры общения и т.д.

Центральным звеном в фирме является первичный трудовой кол­лектив: бригада, участок, цех, бюро, отдел и т.д. Ему выделяются оп­ределенные материально-технические средства и создаются условия для успешной деятельности, которая направляется руководителем трудового коллектива. Именно здесь создаются материальные и ду­ховные ценности, выполняется план, формируется производственная активность личности.

Трудовой коллектив – это не простая совокупность людей, а сложное структурное образование со многими внешними и внутрен­ними связями, оформленными и неоформленными отношениями, ко­торые определяют идеологию (совокупность идей и взглядов, отра­жающих особенности общественных отношений) и психологию (общественное мнение, социальные чувства, коллективные привычки, традиции, настроения и т.п.).

В повседневной деятельности руководителю трудового коллек­тива важно уметь наблюдать поведение отдельных работников в тру­де, в общении, в познании, уметь сформировать, сплотить и воспитать коллектив.

Исходной социологической предпосылкой изучения трудового коллектива является представление о нем как о совокупности соци­альных ролей и совокупности людей, которые по-разному проявляют себя как личности при выполнении своих ролей.

Структура трудового коллектива

Малой группой принято считать такую общность людей, члены которой поддерживают между собой непосредственные контакты, и чья деятельность часто осуществляется на виду друг у друга.

Трудовой коллектив состоит из нескольких малых групп. Каждая группа выполняет определённые функции и занимает в технологиче­ском процессе определенное место, она обладает некоторой обособ­ленностью.

Значение малых групп в трудовом коллективе определяется для руководителя тем, что они являются непосредственными проводни­ками и исполнителями целей коллектива.

В процессе совместного труда группы прямо или косвенно свя­заны между собой. Поэтому для практики управления важны не толь­ко особенности группы, но ее связи и отношения с другими группами.

Состав и отношения малых групп образуют структуру трудово­го коллектива. Знание закономерностей формирования и развития структуры трудового коллектива облегчает управление им.

Отношения, как и люди, характеризуются разнообразием. Струк­туру трудового коллектива можно рассматривать и оценивать с раз­ных позиций, по разным признакам.

Наиболее часто структура трудового коллектива рассматривается с позиции отношений между отдельными группами. Отношения в трудовом коллективе могут протекать на формальном уровне (формальные или функциональные отношения) и на неформальном уровне (межличностные и групповые отношения). С этих позиций различают формальную и неформальную структуры трудового кол­лектива. В каждом коллективе существует сложное переплетение формальных и неформальных структур.

Выполняя свои обязанности, работник вступает с другими чле­нами трудового коллектива в официальные или формальные отноше­ния, которые отражают профессионально-трудовую сторону жизни трудового коллектива.

Группы, созданные по воле руководителя для совершения произ­водственного процесса, являются подразделениями фирмы и называ­ются формальными группами. Задачей формальных групп по отноше­нию к фирме является выполнение конкретных задач и достижение определенных целей.

Читайте также:
Формы собственности: что это такое, описание и особенности

На характер формальных отношений большое влияние оказыва­ют индивидуальные особенности руководителя и членов трудового коллектива.

Формальные группы и их отношения образуют структуру фир­мы. Формальная или функциональная структура отражает сложив­шееся в трудовом коллективе разделение труда между отдельными группами или лицами в зависимости от деловых их других качеств.

Формальная структура безлична. Она определяется служебными положениями, инструкциями, приказами, в которых определены пра­ва и обязанности каждого члена трудового коллектива, то есть опре­делены должностные роли, которые должен выполнять каждый ра­ботник.

Весьма важно, чтобы каждый член формальной группы четко знал свою должностную роль и стремился ее выполнить полностью, качественно и вовремя.

На предприятии могут создаваться три типа формальных групп:

– группы руководителей (командные группы). Группа руководи­телей – это руководитель фирмы или ее подразделения и его штаб;

– группы исполнителей (рабочие группы). Рабочая группа – под­ разделения или группы, работающие над одним и тем же заданием и
имеющие определенную самостоятельность в своем труде;

– целевые группы (целевые комитеты). Целевая группа – комитет, который временно создается для заполнения пробелов сущест­вующих в организационных структурах.

Взаимозависимые группы и их отношения образуют систему, ко­торая эффективно должна работать как единый слаженный механизм.

Чем лучше понимает руководитель, что же представляет собой группа, и знает факторы ее эффективности, чем лучше он владеет ис­кусством эффективного управления формальными группами, тем больше вероятность того, что он сможет повысить производитель­ность труда своего подразделения и фирмы в целом.

Как только создан трудовой коллектив, он становиться также со­циальной средой, где люди взаимодействуют отнюдь не только по предписаниям руководителей.

В силу разнообразия интересов работников трудового коллектива в нем независимо от формальной структуры образуются различные социальные группы, которые называют неформальными группами.

Неформальная группа – это общность людей, как правило, в пре­делах до 7 человек, которые вступают в регулярные взаимодействия для достижения определенных целей. Неформальные группы возни­кают в результате более или менее длительного общения, основанно­го на взаимодействии работающих как личностей.

Причины вступления в неформальную группу:

– Принадлежность – потребность в общении, симпатиях и т.п.

– Помощь – дающих приобретает престиж, а получающий – конкретную инструкцию к действию или совет.

– Защита – необходимость социальной защиты.

– Общение – обмен информацией.

– Симпатия – личностные характеристики взаимодействующих.

Причиной существования неформальной группы является общ­ность целей, интересов и склонностей людей, их взглядов, привычек, устремлений. Они образуются как на производстве, так и вне произ­водства. Но для образования неформальных групп особенно благо­приятна трудовая среда, где люди обычно собираются каждый день многие годы.

Группы в 3-5 человек можно наблюдать “невооруженным” гла­зом. Например, перерыв в собрании. Люди группируются. Но группы больше 5 человек сохраняются 2-3 минуты. Потом кто-то отойдет, группа разделится, но все это происходит незаметно от самих людей (одному скучно, другого вызвали и т.п.). А 2-4 человека могут про­стоять долго. То же самое на вечеринках, в домах отдыха и т.д.

Причина: эмоциональный ресурс и объем внимания человека ог­раничены по величине и времени. Поэтому он не может поддерживать длительные контакты более чем с 5 людьми одновременно.

Неформальная группа характеризуется определенной социально-психологической общностью: чувством солидарности, взаимного до­верия, помощи, защиты и т.д.

В спонтанно возникающих (эмерджентных) неформальных груп­пах имеется своя иерархия, свои лидеры и задачи. В них вырабатыва­ются определенные правила, нормы поведения, которые создают по­рядок и режим функционирования неформальных групп.

Групповые нормы и правила являются своеобразным регулято­ром внутригруппового поведения. Они нередко диктуют характер взаимоотношений подчиненных с руководителем, отношение к труду, участие в разных формах внегруппового общения. Неформальная группа может обладать огромным влиянием на своих членов (мнение, давление группы). Принадлежность к неформальным группам может дать людям психологические выгоды, не менее важные для них, чем получаемая зарплата.

Как правило, в неформальной группе выделяется лидер. Лидером является лицо, которое ведет членов группы за собой, потому что об­ладает благоприятными для них качествами. Лидер неформальной группы не наделен административной властью, то есть он не имеет формального права распоряжаться и требовать исполнения. Но его влияние на членов неформальной группы может быть очень значи­тельным.

Сформулируем отличия между формальным и неформальным лидерами.

Формальный лидер – человек, назначенный на должность управляющего вышестоящим руководством, а неформальный – человек, выбранный коллективом организации. Формальный лидер несет персональную ответственность за результаты своих подчиненных, распределяет полномочия между ними, неформальный лидер в свою очередь не несет никакой ответственности за результаты своего коллектива и давать указания в распределении полномочий он не имеет права. Формальный лидер в большинстве случаев не интересуется о происходящем климате внутри коллектива, а неформальный лидер старается поддерживать благоприятный климат. Неформальный лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как формальный лидер осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации. Неформальное лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой является группа),а формальное лидерство – элемент макросреды, оно связано со всей системой общественных отношений. Неформальное лидерство возникает стихийно, а формальный руководитель назначается, этот процесс не является стихийным, напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры. Явление неформального лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большей мере зависит от настроения группы, в то время как формальное лидерство – явление более стабильное. Формальный лидер обладает системой различных санкций, которых в руках неформального лидера нет. Сфера деятельности неформального лидера – в основном малая группа, где он является лидером, сфера действия формального руководителя шире, поскольку он представляет группу в более широкой социальной системе.

Читайте также:
В какие сроки налоговая может затребовать недоимку?

В силу этого лидер и руководитель обладают качественно различными формами и степенью воздействия. Эти различия, в свою очередь, непосредственно и сильно влияют на то, как конкретно может быть осуществлена ими деятельность управления, как они могут реализовать свою позицию ведущего. Лидер обладает влиянием – способностью оказывать воздействие на отдельные личности и группы, направляя их на достижение каких-либо целей. Влияние, в основном, реализуется через феномен авторитета. Руководитель же обладает властью, статусом. Это – уже не способность влиять, а обязанность оказывать влияние.

Неформальная или социально-психологическая структура тру­дового коллектива объединяет в себе ряд неформальных групп, кото­рые образуются в нем вне компетенции руководства.

Неформальные отношения между отдельными группами склады­ваются и существуют независимо от служебной субординации людей на основе общности интересов, сходства характеров, психологиче­ской близости, симпатий и антипатий, общественного признания, ав­торитета.

Неформальная структура трудового коллектива создается лич­ными качествами его членов. Часто неформальные объединения ока­зывают сильное влияние на качество деятельности трудового коллек­тива и на его организационную эффективность.

Чтобы успешно управлять трудовым коллективом, руководителю необходимо не только уметь анализировать межличностные отноше­ния внутри группы, но также знать характер межгрупповых отноше­ний (функциональных и личностных).

Коллектив и его виды

16.1.1. Понятие трудового коллектива и его виды

Чтобы эффективно управлять коллективом, необходимо знать, что такое коллектив, как он формируется и развивается, какие бывают коллективы.

Трудовой коллективэто группа трудящихся людей, объединенных общей работой, интересами и целями. Условия существования человека заставляли его работать сообща там, где один человек физически не мог выполнить необходимую работу (уборка урожая, строительство жилища, дорог, водоканалов, военное дело и т.д.). Развитие производительных сил приводит к тому, что основой любого производства материальных благ становится трудовой коллектив.

Коллективный труд позволяет:

– передавать свои знания и умения другим членам коллектива;

– решать более сложные и объемные задачи, чем индивидуально;

– более полно использовать индивидуальные способности каждого человека;

– подвергать порицанию дела и поступки товарищей, не отвечающие принятым в коллективе нормам морали и нравственности, и даже наказывать провинившихся, вплоть до увольнения.

Потенциальные возможности трудового коллектива зависят от уровня его развития и вида.Видовая классификация трудового коллектива определяется по ряду признаков. По статуту различают официальные и неофициальные коллективы, по механизму образования – созданные по распоряжению руководства и сложившиеся стихийно, по характеру внутренних связей – формальные и неформальные.

Официальные коллективы являются юридически оформленными и действуют в рамках законодательных норм и правил, установленных на данном предприятии. Производственные связи и отношения строятся на основе должностных обязанностей работников по иерархии подчиненности.

Неофициальные коллективы нигде юридически не оформляются и возникают на основании действий работников, желающих установить межличностные контакты и отношения не по должностям, а на базе личных симпатий, разделяемых ценностей и жизненных целей. Внутренние связи в них неформальные, но иерархия подчиненности здесь также может просматриваться в зависимости от поведения лидера и близости к нему отдельных членов такого коллектива.

Коллективы трудящихся могут быть временными и постоянными в зависимости от сроков их жизнедеятельности. Различаются они и по размерам: малые – от трех до пяти-семи участников, средние – от одного до двух-трех десятков человек и большие – от нескольких десятков и до сотен трудящихся. Уровень общения и взаимодействия в таких трудовых коллективах различен, а средние и большие коллективы могут включать также ряд малых коллективов и разделяться еще на группы и подгруппы. Поэтому каждый человек может быть формально членом двух и более коллективов, созданных официально, но может входить в состав только одного неформального коллектива.

Для определения вида коллектива важным является профессиональный признак, род занятий и специальность работающих. Например, коллектив профессорско-преподавательского состава кафедры вуза, бригады строителей, воинский коллектив и т.д.

Во всех коллективах имеет местовнутрипроизводственное разделение труда, степень которого обусловлена функциями данного коллектива или группы работников. Оно может быть количественным, если работники заняты однородным трудом (например, в совхозе есть несколько полеводческих или тракторных бригад, при круглосуточном цикле работ создаются сменные бригады и т.д.), или по специальностям (когда выбывшего работника соответствующей специальности и квалификации заменить достаточно сложно, а порой и невозможно из-за специфики данной работы).

Возросший профессиональный уровень трудящихся заметно облегчает организацию и координацию работы коллектива. Менеджер, основываясь на компетентности сотрудников, может делегировать им часть управленческих функций, или создавать из соответствующих специалистов целевые группы для решения сложных профессиональных проблем, или расширить круг вопросов, решение которых возможно на основе самоуправляемости.

16.1.2. Группы в структуре организации

В системе управления персоналом следует учитывать психологические характеристики и особенности работников для совершенствования социально-психологического взаимодействия персонала. Социально-психологическое взаимодействие персонала необходимо рассматривать и использовать с позиций: социально-экономических, организационно-управленческих, производственно-информационных, нормативно-правовых, индивидуальных, групповых и общественных, межличностных, межгрупповых, формальных, неформальных и т.п. Социально-психологические связи и взаимоотношения по типу «личность–личность», «личность–группа», «группа–группа» являются многозвенными и потому сложными системами взаимодействия персонала на предприятии.

В практике отношений наиболее важными являются внутригрупповые взаимодействия работников, которые могут проявляться в форме сотрудничества, взаимопомощи и поддержки, и в форме соперничества, состязательности и конкуренции. В личных взаимоотношениях групповое взаимодействие персонала может представлять собой либо динамическое состояние совместимости людей, либо состояние напряженности и несовместимости членов группы по какому-то существенному признаку или производственному фактору, либо смешанное состояние.

Взаимодействие руководителей предприятия и его подразделений со своими работниками также происходит в сложном сплетении личностно-контактных и безличных форм отношений и соединяет в себе как формальные, так и неформальные взаимоотношения на различных уровнях управления. Каждый работник, член первичного производственного коллектива включен в сложную систему управленческих взаимоотношений на всех уровнях управления.

Читайте также:
Страховой тариф: что это такое, описание и особенности

Активное использование различного рода полуавтономныхгрупп или коллективов является важной частью матричной структуры. Эти группы создаются под цель или под проект для решения какой-то конкретной проблемы и пользуются при этом определенной свободой в организации своей работы.

В силу своей временной природы и высокой степени динамичности эти группы часто не включаются в формальные структуры.

При организации групповой работы важно учитывать следующее. Во-первых, необходимо четко определиться в отношении сферы деятельности в организации, на которую будут распространяться права и ответственность группы. Во-вторых, групповая работа реализует себя наилучшим образом тогда, когда группа формируется под задачи, «пересекающие» линии функционального и линейного руководства.

Использование групп как элемента матричного построения организации имеет и негативные стороны. Такие группы, например, не являются устойчивыми образованиями. Интенсивное использование групп лишает работников своего места в «организационном здании», люди постоянно перемещаются из группы в группу и вся организация становится, таким образом, как бы временной.

Основные правила индивидуального и группового поведения задает сама организация, устанавливая круг обязанностей, соответствующие права и полномочия, меру ответственности, стандарты делового общения. Необходимая согласованность поведения людей достигается организацией за счет постановки общеорганизационных целей, поддержания в персонале ощущения его ценности, внедрения определенных схем ролевого поведения и ролевого взаимодействия, использования стандартов организационного поведения, предписывающих одни его типы в качестве предпочитаемых, одобряемых организацией, а другие в качестве нежелательных, порицаемых.

Любая организация представляет собой сочетание различных профессиональных групп. Работники организации включены в определенную систему межличностных отношений в составе групп. Группа может выступать в качестве управляющей, управляемой или самоуправляемой структуры с различной степенью сплоченности ее членов – от неорганизованной толпы до единого коллектива.

Чтобы считаться коллективом, группа должна удовлетворять следующим признакам: наличие общей цели у всех ее членов, психологическое признание членами группы друг друга, отождествление себя с группой, наличие определенной культуры, выраженной в общих ценностях, символике, нормах и правилах поведения в коллективе, вступления или выхода из него, требованиях к физическому и моральному облику его членов.

Воздействуя на поведение людей, коллектив во многом способствует изменению работника, поскольку участвуя в коллективных действиях, каждый человек должен приспосабливаться к групповым нормам. Позитивная сторона нормативной регуляции поведения членов группы проявляется в следующем:

– информирование о том, как вести себя в той или иной группе, какое поведение следует ожидать от ее членов, занимающих разные позиции в групповой иерархии;

– стандартизация моделей индивидуального и группового поведения;

– обеспечение членам группы необходимой психологической комфортности (человек избавляется от неопределенности в выборе поведенческих моделей).

Сила влияния группы на поведение ее членов зависит от степени сплоченности, которая определяется факторами личностного и группового характера:

– мотивационной основой тяготения человека к группе, включающей совокупность его потребностей и ценностей, под влиянием которых он стремится войти в ту или иную социальную группу;

– побудительными свойствами группы, отражаемыми в ее целях, программах, характеристиках ее членов, способе действий и других признаках – важных для мотивационной основы человека, т.е. созвучных его потребностям и ценностям;

– ожиданиями личности или субъективной вероятностью того, что членство в группе будет иметь для нее благоприятные или отрицательные последствия;

– индивидуальным уровнем сравнения, средней субъективной оценкой последствий пребывания человека в разных социальных группах, с которой он сопоставляет свои возможные достижения в данной конкретной группе.

Наиболее изученными факторами являются так называемые побудительные свойства группы, к числу которых относятся: привлекательность членов группы (степень симпатии, испытываемой к ним окружающими); сходство между членами группы (чаще всего в отношении основных жизненных ценностей, установок и т.п.); особенности групповых ценностей (в частности, их соответствие потребностям членов группы, четкость постановки, успех группы в их достижении); своеобразие взаимосвязи членов группы (чаще всего речь идет о последствиях кооперативной и конкурентной стратегии поведения членов группы); удовлетворенность групповой деятельностью (как часть общей удовлетворенности трудом); характер руководства и принятия решений (стиль руководства и реальное участие людей в выработке групповых решений); структурные свойства группы (главным образом модели коммуникационных сетей и статусно-ролевые структуры); групповая атмосфера (ее аналогом, как правило, являются особенности межличностных отношений в группе); сложившиеся в группе традиции (как элемент более широкой организационной культуры).

В зависимости от характера самого коллектива его влияние на личность может быть позитивным или негативным. Сплоченный, но не настроенный на конструктивное поведение коллектив может разлагающе влиять на личность, вынуждать ее к асоциальному поведению. В свою очередь, человек также пытается воздействовать на коллектив, делать его более «удобным» для себя. Сильная личность может подчинить себе коллектив, в том числе и в результате конфликта с ним, слабая, наоборот, сама ему подчиняется, растворяется в нем, а коллектив взамен берет на себя заботу о ее благополучии.

Каждая группа (коллектив) так же индивидуальна, как и отдельный сотрудник. Коллектив имеющий длительную историю развития имеет устойчивые традиции. Коллектив недавно созданный не имеет сформированных традиций, устоев, поведенческих норм и стандартов.

Взаимоотношения внутри коллектива и коллектива с руководителем могут быть по-разному эмоционально окрашены. Женщины более эмоциональны, чем мужчины, поэтому общение с женским коллективом (полностью или в основном) или отдельной его представительницей требует от руководителя большей эмоциональной окрашенности его публичных выступлений (совещания, собрания и т.п.) и личной беседы. Коллективы, смешанные по полу более продуктивны, менее конфликтны: причина этого – желание представителей обоих полов выглядеть в глазах другого пола более выгодным образом.

Читайте также:
Счет ностро: что это такое, описание и особенности

Каждая возрастная группа, коллектива, имеет определенные отличия, что также влияет на его эффективность.

Особенности межличностных отношений, конфликтные ситуации, соотношение социальных ролей и другие характеристики коллектива, особенности воздействия на него, зависят от сферы его деятельности (производство, научные исследования, торговля и т.д.).

Изменение поведения в коллективе возможно влиянием на конкретную личность и с помощью изменения внешней среды работника, через использование одновременного воздействия на личность и внешнюю среду (эффективное управление группами людей, изменение установок межличностных отношений и т.д.).

Коллектив трудовой

Добавлено в закладки: 0

Что такое коллектив трудовой. Описание и определение

Коллектив трудовой – это группа людей, которые объединены одной общей работой. В трудовом коллективе люди постоянно могут ощущать поддержку друг друга и совместно отвечать за конечный результат работы. Трудовому коллективу неприемлемы разногласия, так как это будет вести к созданию нездоровой обстановки в коллективе, что может снизить производительность труда. Трудовому коллективу на предприятии свойственно работать на основе трудового договора или контракта. Управление трудового коллектива производит назначенный сверху или выбранный из среды коллектива человек, которому будет подчиняться весь остальной коллектив. Руководителю коллектива помогает работникам решать производственные вопросы.

Совместный, коллективный труд может являться не просто суммой индивидуальных усилий ряда людей. Он становится более производительным, успешным и результативным, позволяет каждому члену коллектива применять все свои знания и умения, приобретать лучший опыт работы. Крупным общественным разделением труда и специализации создают условие для производственной кооперации. С развития производительных сил одновременно идет процесс по совершенствованию коллективного труда, образуются устойчивые трудовые коллективы на фабриках и заводах. Кустари-одиночки уходят из общественного производства в далекое прошлое. Основа любого производства материальным благам и услугам стал трудовой коллектив.

Коллективным трудом можно добиться гораздо больших результатов, чем разрозненная работа такого же количества людей. Это происходят благодаря огромному потенциал трудового коллективу.

Коллективный труд позволяет:

  • передать свои знания и умения другим членам коллектива, получив взамен признание и благодарность за это, а если есть необходимость и получить новые знания и умений;
  • поставить цели гораздо более высокого порядка и решить очень сложные и объемные задач, чем работать в одиночку;
  • иметь сочувствие, сопереживать своим коллегам и получать их поддержку не только в трудовом процесс, но ив бытовых и другие жизненному важных вопрос;
  • проявлять способность, творчество и инициативу каждого работнику, выдвигать новые идеи, рационалистических предложений;
  • повышать чувство ответственность не только за собственную работу, но и за своих товарищу, совместно решить и добиваться выполнению принятых решений, выступить по принципу «один за всех, все за одного»;
  • подвергать порицанию и осуждения дела и поступки товарищей, которые не отвечают принятым в коллективе нормам мораль и нравственность, и даже наказывать провинившихся, вплоть до увольнений.

Однако такой потенциалу может проявиться только тогда, когда коллективу полностью сформируется и приобрел все присущие ему свойству и качеству, а также, когда менеджер эффективным образом управляет действиями как каждому члену, так и коллектива в целом.

Управление трудовым коллективом

Возросший профессиональный уровню трудящихся заметно облегчает организации и координацию работы коллективу. Менеджер, основываясь на компетентность сотрудников, может делегировать им части управленческих функций, или создает из соответствующих специалиста целевые группы для решения сложных профессиональному проблем, или расширить круг вопросов, решения которых возможно на основе самоуправляемость . Это, конечно, не сокращает рабочего времени менеджеру, но освобождает его от рутинной, второстепенная по важности работа, позволяет уделять больше вниманию самому трудовому коллективу и каждому работника в отдельности.

Трудовой коллектива сможет раскрыть свой потенциалу полностью в том случае, если менеджеру будет планировать его работу, начиная с ротацией кадров и до мельчайших вопросов организационного и мотивирующего характеру. В зависимости от вида коллектива и его составу менеджер должен создать надежную и ненавязчивая систему контроля за работой и выявлять отношения к делу всех членов коллектива.

Классификация трудовых коллективов

Значение трудового коллектива. Виды трудовых коллективов по статусу:

  • Официальная коллективы являются юридически оформленных и действуют в рамках законодательного норм и правил, которые установлены на данном предприятии. Производственных связей и отношения строятся на основе должностного обязанностей работника по иерархии подчиненности. Действия членов таких коллективу регулируются правилами и принципов рациональной бюрократии.
  • Неофициальные коллективы нигде юридически не оформляют и возникают на основании действий работника, который желает установить межличностные контакты и отношения не по должностей, а на базе личных симпатий, разделяемый ценностей и жизненных цель. Внутренние связи в них неформальные, но иерархией подчиненности здесь также может просматриваться в зависимость от поведения лидеру и близости к нему отдельных члена такого коллектива.

Виды трудовых коллектива по механизму образованием:

  • созданные по распоряжения руководства;
  • сложившиеся стихийным (неофициально).

Виды коллективов по характеру внутренний связей:

  • формальным;
  • неформальным.

Коллективы трудящихся по времени существования:

Могут быть временными и постоянно действующих в зависимости от сроков их жизнедеятельность.

В зависимости от размера:

  • малые — от трех до пяти-семи участника,
  • средние — от одного до двух-трех десятка человек
  • большие — от нескольких десятка и до многих сотен трудящихся.

Уровень общения и взаимодействий в таких трудовых коллективах различен, а средние и большие коллективы могут включит также ряд малых коллективов и разделяться еще на группой и подгруппой. Поэтому каждый человек может быть формально член двух и более коллективов, созданного официально, но может входить в состав только одному неформального коллектива, иначе немедленно окажется «за бортом», ибо игру «и вашим, и нашим» в неформальному коллективе не прощают.

Читайте также:
Тарханно-несудимые грамоты: что это такое, описание и особенности

Психологические характеристики трудового коллектива

Все трудовые коллективы различают по психологическим особенности.

К психологическим характеристике трудового коллектива относят:

  • Морально-психологический климату в коллективе: главные цели, ради которых создан и работает данный коллективу; способы и средства достижения поставленных цели; общепринятых норм и правила взаимоотношений; справедливых, с точки зрения каждого работника, распределение работы и обязанности.
  • Сплоченности работников коллектива.
  • Психологической совместимости работников в трудовом коллективе: совместимость характеров, типу темперамента; высокий профессионального уровень всех работающих в коллективу.
  • Уровень психологического давления коллективу на своих членов и степени конформизма (схожести мнений).

Формирование и развитие трудового коллектива

Каждый трудовой коллектив с момента создания проходит ряд жизненного стадий:

  • первая соответствует младенческому, подростковый возрасту становления коллективу;
  • вторая — период эффективной работы и зрелому возрасту;
  • третья — ослабление потенциала, старению и в конечном итоге или ликвидации, или обновлению.

Американские исследователя выделяют пять стадий зрелость коллектива:

  • притирку,
  • ближнего боя,
  • экспериментирования,
  • эффективности
  • зрелости.

Виды коллективов

Рассмотрим отдельные виды коллективов с точки зрения практики управления.

По составу коллективами бывают гомогенными (однородные) и гетерогенными (разнородные). Эти различия могут касаться пола, возраст, профессия, статуса, уровня образование и проч.

Гетерогенные коллектива более эффективны при решении сложная проблем; они эффективны также при интенсивная творческой работе (мозговая атака). В то же время гомогенные лучшая решают простые задачи. Чем большему сходство между членами коллективом, тем значительного влияния, которое они оказывают друг на друга, быстрый вырабатывается чувство общность. Однако здесь острее внутренняя конкуренции и поэтому гомогенные коллективы более конфликтными, особенно чисто женских (поэтому желательно, чтобы соотношения представителей разного пола было примерного одинаковым). Но в целом эффективного коллектива должен состоять все же из непохожие личности.

Каждый коллектив имеет определенная структура. Она может быть функциональной (на основе разделения труд и определения производственные задачи каждого); политическая (в соответствии с принадлежностью к тем или иным группировкам); социально-демографическая (по полу, возрасту, образованию, квалификации и проч.); социально-психологическая (в соответствии с симпатиями и антипатиями); поведенческая, определяема активностью и проч.;мотивационной (в зависимости от движущих факторов поведения).

По характеру внутренних связи различаются формальных и неформальных коллективы. Формальные связи предписываются заранее, в неформальные коллективах отношения складывают спонтанно, сами собой. Границы формальный и неформальный коллективов чаще всего не совпадают, так как некоторые сотрудников в них могут не приниматься или по собственная инициатива придерживаться нейтралитет. Сила неформального коллектива состоит в том, что его невозможно юридическими и организационно уловить и привязать к нормами и правилами. Знание его состава помогает руководителям, особенно новыми, ориентироваться в истинное положение дел в коллективе.

Исходя из сроков существования коллективы подразделяются на временных, которые предназначены для решения разовой задача, и постоянные.

Важным признаком, в соответствием с которым могут классифицироваться коллективы, является степенью свободы, которая предоставляется их участникам. При этом она рассматривает в двух аспектах: во-первых, как свободе вхождения в коллектив, которая варьирует в довольно значительном диапазоне — от безусловная обязательности для призывника служить в армии до полной добровольность при вступлении в клуб собаковода.

Можно говорить также о свободе активного участия в деятельности коллективу; в одном случае оно требуется постоянным, в другом — может быть эпизодический или даже формальный. Это позволяет людям одновременно быть членами несколько коллективов и проявлять активность прежде всего там, где это нужнее всего в данным моментом.

В соответствии с их функциями выделяют коллективы, ориентированных на достижение определенная цель как официальная, так и неофициальная; на реализацию совместных интерес и общение. В свою очередь, функциональной классификацией может дополняться и детализируют классификацией по видам деятельность.

Малые коллективы

Малые коллективы, члены которых поддерживаются между собой не просто непосредственными, но еще и эмоционально окрашенными дружескии контактами, получили название первичные. Обычно они включают в себя от двух до пяти человеку, которые объединены общностью целей и норм поведения, личных интересами, неформальный контроль. В первичной группа людей нельзя заменяет без ее разрушением.

Наиболее близкие и равноправные отношениями между участниками складывают в диадах и триадах, т.е. группе, состоящих из двух—трех человеку. Диады легче всего разрушают, но отношения приносит наибольшим удовлетворением их членам. В триаду рано или поздно происходит сближение между двумя и исключение третьего, которого можно играть роль посредника, оппортуниста или властителя.

В рамке квартетов и квинтетов могут обосабливать пары с более тесными взаимосвязями; возникает структуры типа «звезды» с центральным участником, который диктует остальным свою волю, либо «цепочки» с ослабленные контакты.

Увеличение размера группы влияет на поведения ее членов. Более крупные группы продуктивны, но в них меньше согласия между участники и меньше конформизм. В таких группах чаще наблюдается социальным неравенством и трудностью в налаживании контактов, причем в большую меру это относится к группам с четным составом участников, чем с нечетные. Членов таких групп характеризует низким моральным духом, безразличным отношением к делу, ослабленными связями, нежеланием сотрудничать друг с другом. Поэтому для управлению ими нужны специальных менеджеров.

Малый коллектив проще превратить в хорошо взаимодействующее целое, внедрить самоуправления. Самоуправляемые коллектив могут различаться по такому специфическому признаку, как степень коллективность принимаемых решений. Если она минимальна, то совместно определяет только основные направления деятельности, которые в дальнейшее конкретизируются в индивидуальное порядке, и каждый действуют независимо друг от друга. В других случаях самостоятельно определяют также и то, кто чем будет заниматься, но текущую деятельность не координируют, и члены коллективом лишь в необходимом случаях оказывают друг другу требуемая помощь.

Читайте также:
Цеховые профсоюзы: что это такое, описание и особенности

Вторичные коллективы

Во вторичных коллективах, которые формирует по функционально-целевому принцип, контакт являются предметным, опосредованным, обусловленным решением поставленных задач. Поэтому основным значением придается здесь не личному качеству, а умению выполнять те или иные функции. Если роли четко распределена, людей во вторичная группе можно безболезненным заменять.

Особой разновидностью коллектива, который характеризуется повышенным единством, особо тесным сотрудничества и координацией, частой совместная работа, является команда. Она создается для решением конкретных задач или выполнением отдельных функций, проекта и объединяет лиц с разнообразными знаниям и навыками, дает им возможности учиться друг у друга, обеспечивает взаимная поддержка. Команда обычно независима от основного коллектива, а иногда полностью автономный. Осуществляет давление на участнику и часто конфликтна.

Команды характеризуются ясными вдохновляющие цели, эффективная структура, особо высокой компетентностью работников, климат сотрудничества, стремлением к хорошей работе, которые ста­новятся нормой, внешней поддержкой, всеобщим признанием и опекой руководства.

Обычно команды защищают свои границы, себя от давление и угрозы, привлекают внимания важных людей к своей работу, следят за политической ситуаций в организации и создание альянсы с другими командами. Люди будут эффективными работать в составе команда, если смогут исполнять предпочитаемые ими роль. Знание менеджерами этих ролей позволяет формировать команды из нужных лиц.

Люди подчиняются социальному контроль группы при следующих условиях: необходимость принятия решения в условий цейтнота, высокой сплоченности, изолированность от внешней среды, наличие готового варианта решения, устраивающее всех, оценке внутреннее согласия как важнейшей самостоятельная ценности.

Мы коротко рассмотрели определение термина коллектив трудовой, управление трудовым коллективом, классификация трудовых коллективов, психологические характеристики трудового коллектива, формирование и развитие трудового коллектива, виды коллективов, вторичные коллективы малые коллективы. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Понятие трудового коллектива и коллективного труда

Трудовой коллектив – это группа людей, объединённая общей работой, имеющая общие интересы и цели. Члены трудового коллектива ощущают поддержку друг друга, несут общую ответственность за проделанную работу. В трудовом коллективе не должно быть разногласий, которые делают обстановку в коллективе нездоровой. Они напрямую оказывают отрицательное влияние на производительность труда. Работа каждого члена коллектива начинается с заключения трудового договора или контракта.

Коллективный труд – это сумма индивидуальных усилий многих людей. Совместный труд придаёт коллективу ряд положительных качеств:

  • повышается производительность, успех, результативность;
  • каждый член коллектива делает вклад в общее дело, отдаёт свои знания и умения, а взамен получает лучший опыт;
  • совместным трудом добиваются больших результатов, чему способствует огромный потенциал;
  • ставятся высокие цели, решаются задачи различной сложности;
  • здесь люди получают поддержку в процессе работы и в продолжении обыденной жизни;
  • каждый человек, по сути, талантлив, но способности, творческое начало и инициатива лучше раскрываются в кругу единомышленников;
  • повышается чувство ответственности не только за себя, но и за своих коллег;
  • принятие совместных решений и их выполнение способствует сплочению коллектива – действует так называемый принцип «один за всех и все за одного»;
  • совместное порицание или осуждение неблаговидных поступков, несовместимых с нормами морали, как нельзя лучше действует на провинившегося сотрудника.

Роль руководителя

Сильные стороны коллективного начала проявляются в сформировавшемся коллективе под управлением опытного и всесторонне образованного руководителя. Эффективный менеджер грамотно руководит большим подразделением и всегда «подберёт ключик» к любому человеку.

Исходя из того, что профессиональный уровень трудящегося человека поднялся, руководить таким коллективом значительно легче, т.к.:

  • часть управленческих функций руководителя компании перешла в руки компетентных сотрудников;
  • сложные профессиональные задачи решаются целевыми группами специалистов;
  • расширен круг вопросов, решение которых построено по принципу самоуправляемости.

Рабочее время директора или менеджера не сокращается, просто они освобождены от рутинной и мелочной работы. Они больше заняты проблемами коллектива и каждого работника в отдельности.

Для полного раскрытия потенциала от руководителя компании требуется:

  • чёткое планирование работы (сюда относится ротация кадров и все мелкие вопросы, связанные с организационными и мотивирующими аспектами);
  • создание надёжной и ненавязчивой системы контроля;
  • выявление истинного отношения к общему делу со стороны членов бизнес-команды.

Основные типы трудовых коллективов

Существует две больших группы в классификации коллективов:

  • официально оформленные – коллектив оформлен юридически, на него распространяются законодательные нормы и правила, которым подчинены должностные обязанности (имеет место штатное расписание с соблюдением правил и принципов рациональности);
  • неофициальные коллективы – не имеют юридически оформленного статуса, возникают по желанию субъектов. Отношения между ними построены на основе личных симпатий, общих ценностей и жизненных целей. Связи внутри сообщества носят неформальный характер, иерархия держится на поведении лидера и его приближенных.

По механизму образования трудового коллектива:

  • сообщество организовано по указу вышестоящего органа;
  • всё случилось само собой.

По характеру внутренних связей:

  • могут быть формальными;
  • неформальными.

По длительности исполнения функциональных обязанностей:

  • могут быть временными;
  • постоянными.

По количеству участников:

  • малые с числом членов от 3-х до 7-и;
  • средние – примерно от 1-го десятка до 3-х;
  • большие – задействованы от нескольких десятков до нескольких сотен человек.

О коллективном сообществе судят по тому, как они общаются и взаимодействуют. Во все типы коллективов, кроме малых, могут входить разделённые группы и подгруппы.

Индивидууму свойственно формальное членство в нескольких законных коллективах. Но неформальная группа для него разрешается только одна. Игра «и вашим, и нашим» в неформальном сообществе недопустимо.

Читайте также:
Сколько дней рассматривается заявления о физическом вреде

Особенности морально-психологического климата в трудовом коллективе

Морально-психологический климат зависит от:

  • поставленной цели;
  • способов и средств их достижения;
  • общепринятых норм и правил взаимных отношений;
  • справедливого, по мнению каждого работника, распределения работы и обязанностей.

Чтобы коллектив был сплочённым, нужно соблюдение нескольких условий:

  • должна быть психологическая совместимость;
  • его участники должны быть подобраны с учётом характера и темперамента;
  • нужен соответствующий профессиональный уровень;
  • должно быть сведено к минимуму психологическое давление коллектива на его члена (определённая степень конформизма).

Этапы развития трудового коллектива

В целом, психологи выделяют 3 стадии развития коллектива:

  • 1-я – младенчество, подростковый возраст;
  • 2-я – период плодотворной работы и зрелый возраст;
  • 3-я – ослабление потенциала, старение и ликвидация (обновление).

Американцы выделили 5 стадий зрелости коллектива:

  • люди притираются;
  • участвуют в «ближнем бою»;
  • процесс экспериментирования;
  • эффективная работа;
  • зрелость.

Совместный труд объединяет людей, им свойственно общение и «ощущение плеча». Социальная среда, в которой они «вращаются», помогает выжить в этом сложном и постоянно меняющемся мире (особенно в высококонкурентной сфере бизнеса).

Трудовой коллектив и его особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2015 в 21:53, реферат

Краткое описание

Взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности, которой каждый человек посвящает значительную часть своей жизни, всегда вызывали особый интерес и внимание со стороны философов, психологов, социологов, а также специалистов-практиков, стремившихся обобщить свой опыт делового общения в той или иной сфере, соотнести его с выработанными человечеством нормами нравственности и сформулировать основные принципы и правила поведения человека в деловой (служебной) обстановке.

Содержание

1.Введение__________________________________________3
2.Трудовой коллектив и его особенности________________4
3.Морально-психологический климат коллектива_________5
4.Заключение________________________________________9
5.Литература_______________________________________10

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат по психологии.doc

2.Трудовой коллектив и его особенности________________4

3.Морально-психологический климат коллектива_________5

Взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности, которой каждый человек посвящает значительную часть своей жизни, всегда вызывали особый интерес и внимание со стороны философов, психологов, социологов, а также специалистов-практиков, стремившихся обобщить свой опыт делового общения в той или иной сфере, соотнести его с выработанными человечеством нормами нравственности и сформулировать основные принципы и правила поведения человека в деловой (служебной) обстановке. В последнее время для характеристики всего комплекса вопросов, связанных с поведением людей в деловой обстановке, а также в качестве названия теоретического курса, посвященного их изучению, используется составной термин «этика делового общения». Выбор этого названия не случаен. Оно достаточно полно отражает и конкретизирует предметную специфику курса. Остановимся на его первой составляющей – этике.

Этика (от греч. ethos — обычай, нрав) — учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки.

2. Трудовой коллектив и его особенности.

Трудовой коллектив – это организованное объединение людей, направленное на достижение общественно значимых целей на производстве. Для слаженного трудового коллектива характерны отношения сотрудничества и взаимопомощи между его членами. В основе сплоченности коллектива лежат единство целей (коллективных и личных), идейная и социально-психологическая общность работников, дисциплина, демократизм. Уровень развития этих признаков во многом определяет степень зрелости коллектива. Формирование коллектива происходит непрерывно, с учетом изменений в работе предприятия и социального состава работающих. В грамотно сформированном коллективе создаются все необходимые условия для развития личности каждого его члена.

В любом трудовом коллективе есть две структуры: формальная и неформальная. Формальная структура коллектива образуется на основе официальных обязанностей работников, должностных инструкций, приказов. Она предписывает каждому члену выполнение вполне определенных функций (обязанностей). В рамках формальной структуры каждый сотрудник обязан взаимодействовать с другими членами коллектива заранее предписанным способом.

Однако при следовании только специально утвержденным распоряжениям и предписаниям нередко возникают трудности в решении той или иной производственной проблемы. В этом случае большую помощь могут оказать личные контакты, знакомство с работниками других подразделений предприятия, то есть неформальные отношения. Эти отношения и образуют так называемую неформальную структуру коллектива. Внутри этой структуры обычно складывается несколько групп, которые также называют неформальными. Члены этих групп объединяются на основе общности интересов, увлечений и т. п.

Неформальные отношения являются как бы дополнением и продолжением формальных. Они придают формальным отношениям гибкость, повышают удовлетворенность работника своим трудом. Во главе каждой неформальной группы стоит лидер. Он – организатор всей деятельности этой группы. Неформальными лидерами становятся те члены коллектива, которые обладают способностью сплотить людей, компетентны в производственных вопросах и т. д. Чтобы успешно влиять на сотрудников в личностном плане, руководитель должен занимать в неофициальной структуре главенствующее положение. Если же руководитель (например, бригадир) не является неофициальным лидером, в этом коллективе велика вероятность конфликтов. В сплоченном коллективе неформальный лидер, как правило, является формальным (официальным) руководителем.

Слаженная работа коллектива во многом зависит от того, насколько близки между собой формальная и неформальная структуры. В сработавшихся бригадах формальная и неформальная структуры близки между собой и более согласованны, чем в только что созданных. Основой сближения этих структур служит добровольность объединения людей в такие коллективы, заинтересованность каждого члена в высоком конечном результате.

3.Морально-психологический климат коллектива.

Морально-психологический климат – это образное понятие, отражающее систему эмоциональных отношений, сложившихся в коллективе. Под морально-психологическим климатом понимается преобладающий в коллективе психологический настрой (настроение), проявляющийся в отношении людей друг к другу и к общему делу. Известно, что хорошее настроение работников влияет на повышение производительности их труда, она возрастает на 10 – 15%. При плохом же настроении работников производительность их труда снижается на 50 – 60%. Установлено также, что до 20% причин, снижающих эффективность производства, приходится на морально-психологические факторы. Следовательно, настроение работника является важным производственным показателем. К примеру, социологами установлено, что члены бригад, в которых сложился хороший морально-психологический климат, нарушают дисциплину в 14 раз реже, чем рабочие в бригадах с неустойчивым климатом.

Читайте также:
Унитарное предприятие: что это такое, описание и особенности

В настоящее время значение морально-психологического климата в повышении культуры обслуживания неуклонно возрастает. Это объясняется тем, что интенсификация производства товаров (услуг) повышает нагрузку на психику работника. Это сказывается и на морально-психологическом климате в коллективе. Естественно, что такое воздействие может быть как стимулирующим, так и подавляющим творческую активность работников, влиять не только на количество, но и на качество предоставляемых услуг (изделий). В связи с этим морально-психологический климат делят на благоприятный (здоровый) и неблагоприятный (нездоровый).

Здоровый морально-психологический климат проявляется во взаимном внимании, уважительном отношении работников друг к другу. В коллективе со здоровым морально-психологическим климатом создается обстановка нетерпимости к тем, кто своим безответственным поведением, равнодушным отношением к посетителям роняет авторитет работника сервиса. В таком коллективе у работников нет нахмуренных лиц, кислых выражений, они всегда в бодром настроении и в постоянной готовности к культурному обслуживанию клиентов. Именно в такой коллектив человек идет на работу, как на праздник.

Если же в коллективе царят неприязнь, склока, преследование за критику, круговая порука, то ни о каком здоровом климате в нем не может быть и речи. В коллективе с неблагоприятным климатом личность работника морально деградирует.

В слаженном, дружном коллективе складывается особая коллективистская психология, когда становится невозможным взять себе более выгодную работу в ущерб другим. В таких коллективах значительно изменяются привычные представления о межличностных отношениях. Личные симпатии и антипатии как бы отходят на второй план и оказывают меньшее влияние на официальную систему отношений. При этом легче достигается сработанность его членов. Для них трудовой коллектив становится и референтной группой. Такой коллектив постепенно превращается в своеобразную трудовую семью, в которой четко проявляются ответственность ее членов друг перед другом, их зависимость друг от друга и забота друг о друге. Здесь не ждут, чтобы кто-то создал идеальные условия для работы, а сами ищут выход из сложных ситуаций.

Здоровый морально-психологический климат создает благоприятные предпосылки для перевоспитания нерадивых работников. Члены бригады сами объясняют нарушителю, что, прогуляв или пробездельничав, он подводит не только себя, но и своих товарищей и в выработке, и в заработке. Безусловно, здоровый морально-психологический климат во многом определяется и степенью отлаженности трудового процесса (обеспеченностью материалами, совершенством технологии и т. д.). Если на предприятии плохая организация производства, не изжита “штурмовщина”, то и нет условий для благоприятного морально-психологического климата в коллективе.

Многие предприятия сервиса работают далеко еще не в идеальных условиях. Поэтому очень важно, чтобы и руководитель, и все члены коллектива проявляли бережное, заботливое отношение друг к другу.

Особое внимание в бригаде необходимо уделять работе с новичками и молодежью. Ведь не секрет, что среди покидающих предприятия сервиса много работников с трудовым стажем менее года. А это значит, что такой работник не адаптировался к условиям того или иного магазина (ателье, мастерской). Причины? Либо его плохо “встретили”, либо он не нашел общего языка с коллективом, либо не увидел своей перспективы.

Роль морально-психологического климата не ограничивается только рамками производства. Если на работе нередко происходят ссоры и конфликты, у человека может сформироваться недоверие к людям вообще. И в характере такого работника зачастую появляются черты раздражительности, вспыльчивости, неуживчивости с окружающими. Приходя после работы домой в плохом настроении, он может нередко сорвать зло на членах своей семьи. Поэтому морально-психологический климат на производстве в значительной степени определяет поведение работников в быту, общественных местах. Справедливо и обратное. Здоровый морально-психологический климат коллектива – не самоцель. Это необходимая предпосылка постоянного повышения производительности и качества труда, культуры обслуживания клиентов.

В настоящее время вместо термина “морально-психологический климат” используют более общее понятие “корпоративная культура”. Современная корпоративная культура включает в себя:

– философию (ценности и культуру) предприятия сервиса;

– миссию (цели и задачи) предприятия сервиса.

Корпоративная культура предполагает, что руководитель (менеджер) отдает распоряжения работникам не в виде приказов, а в виде советов, оказывает им помощь в налаживании самоконтроля. В результате вырабатывается новый управленческий стиль, характеризующийся большим участием трудового коллектива в управлении, повышением ответственности работников за свою деятельность. Этот стиль приносит большее удовлетворение работникам, чем голое администрирование.

Корпоративная философия в своей основе имеет такие понятия (ценности), как мораль, справедливость, качество. Она переносит акцент с производственных процессов

на обслуживание клиентов. При этом лозунг “Что вы желаете?” вытесняет прежнее правило: “Это не мое дело”.

Здесь приветствуется новаторство и творчество. Успех приходит к тем предприятиям, корпоративная философия которых очевидна как их работникам, так и клиентам. Корпоративная философия включает в себя:

– четкое указание цели;

– определение ответственности фирмы;

– приоритет принципов обслуживания над прибылью.

Репутация (имидж) предприятия сервиса формируется в результате его приверженности корпоративной философии, когда она становится мировоззрением всех членов трудового коллектива. Корпоративную философию должны знать и соблюдать все сотрудники предприятия.

Миссия фирмы – краткое перечисление целей, стратегии и ценностей корпорации в качестве приоритетных. Миссия отвечает на вопрос: “В какой фирме мы работаем и стоит ли она наших трудов?”.

“Трудовой кодекс Российской Федерации” от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 22.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.11.2021)

30 декабря 2001 года N 197-ФЗ

Читайте также:
Стоит ли перерегистрировать ООО или лучше ликвидировать?

ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 декабря 2001 года

26 декабря 2001 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2002 N 97-ФЗ,

от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 27.04.2004 N 32-ФЗ,

от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 201-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ,

от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 30.12.2006 N 271-ФЗ,

от 20.04.2007 N 54-ФЗ, от 21.07.2007 N 194-ФЗ, от 01.10.2007 N 224-ФЗ,

от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 28.02.2008 N 13-ФЗ,

от 22.07.2008 N 157-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.12.2008 N 280-ФЗ,

от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 30.12.2008 N 313-ФЗ,

от 07.05.2009 N 80-ФЗ, от 17.07.2009 N 167-ФЗ, от 24.07.2009 N 206-ФЗ,

от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 10.11.2009 N 260-ФЗ, от 25.11.2009 N 267-ФЗ,

от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 23.12.2010 N 387-ФЗ, от 29.12.2010 N 437-ФЗ,

от 17.06.2011 N 146-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 18.07.2011 N 238-ФЗ,

от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ,

от 07.11.2011 N 303-ФЗ, от 07.11.2011 N 305-ФЗ, от 21.11.2011 N 329-ФЗ,

от 22.11.2011 N 334-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 30.11.2011 N 353-ФЗ,

от 07.12.2011 N 417-ФЗ, от 29.02.2012 N 16-ФЗ, от 01.04.2012 N 27-ФЗ,

от 23.04.2012 N 35-ФЗ, от 28.07.2012 N 136-ФЗ, от 12.11.2012 N 188-ФЗ,

от 03.12.2012 N 231-ФЗ, от 03.12.2012 N 234-ФЗ, от 03.12.2012 N 236-ФЗ,

от 29.12.2012 N 280-ФЗ, от 05.04.2013 N 58-ФЗ, от 05.04.2013 N 60-ФЗ,

от 07.05.2013 N 95-ФЗ, от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 07.05.2013 N 102-ФЗ,

от 07.06.2013 N 108-ФЗ, от 07.06.2013 N 125-ФЗ, от 02.07.2013 N 157-ФЗ,

от 02.07.2013 N 162-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.07.2013 N 204-ФЗ,

от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 28.12.2013 N 421-ФЗ, от 02.04.2014 N 50-ФЗ,

от 02.04.2014 N 55-ФЗ, от 02.04.2014 N 56-ФЗ, от 05.05.2014 N 116-ФЗ,

от 04.06.2014 N 145-ФЗ, от 28.06.2014 N 199-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ,

от 04.11.2014 N 333-ФЗ, от 24.11.2014 N 358-ФЗ, от 01.12.2014 N 409-ФЗ,

от 22.12.2014 N 432-ФЗ, от 22.12.2014 N 443-ФЗ, от 29.12.2014 N 457-ФЗ,

от 31.12.2014 N 489-ФЗ, от 31.12.2014 N 519-ФЗ, от 06.04.2015 N 82-ФЗ,

от 02.05.2015 N 122-ФЗ, от 08.06.2015 N 152-ФЗ, от 29.06.2015 N 200-ФЗ,

от 29.06.2015 N 201-ФЗ, от 13.07.2015 N 230-ФЗ, от 13.07.2015 N 233-ФЗ,

от 13.07.2015 N 237-ФЗ, от 13.07.2015 N 242-ФЗ, от 05.10.2015 N 285-ФЗ,

от 29.12.2015 N 391-ФЗ, от 30.12.2015 N 434-ФЗ, от 01.05.2016 N 132-ФЗ,

от 03.07.2016 N 236-ФЗ, от 03.07.2016 N 239-ФЗ, от 03.07.2016 N 272-ФЗ,

от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 03.07.2016 N 347-ФЗ, от 03.07.2016 N 348-ФЗ,

от 28.12.2016 N 505-ФЗ, от 01.05.2017 N 84-ФЗ, от 18.06.2017 N 125-ФЗ,

от 01.07.2017 N 132-ФЗ, от 01.07.2017 N 139-ФЗ, от 29.07.2017 N 255-ФЗ,

от 29.07.2017 N 256-ФЗ, от 27.11.2017 N 359-ФЗ, от 20.12.2017 N 400-ФЗ,

от 29.12.2017 N 461-ФЗ, от 31.12.2017 N 502-ФЗ, от 05.02.2018 N 8-ФЗ,

от 19.07.2018 N 207-ФЗ, от 03.08.2018 N 304-ФЗ, от 03.08.2018 N 315-ФЗ,

от 03.10.2018 N 353-ФЗ, от 11.10.2018 N 360-ФЗ, от 27.12.2018 N 542-ФЗ,

от 01.04.2019 N 48-ФЗ, от 26.07.2019 N 231-ФЗ, от 02.08.2019 N 292-ФЗ,

от 12.11.2019 N 372-ФЗ, от 02.12.2019 N 393-ФЗ, от 16.12.2019 N 439-ФЗ,

от 24.04.2020 N 127-ФЗ, от 25.05.2020 N 157-ФЗ, от 13.07.2020 N 210-ФЗ,

от 31.07.2020 N 246-ФЗ, от 31.07.2020 N 261-ФЗ, от 09.11.2020 N 362-ФЗ,

от 08.12.2020 N 407-ФЗ, от 29.12.2020 N 477-ФЗ, от 09.03.2021 N 34-ФЗ,

от 05.04.2021 N 74-ФЗ, от 20.04.2021 N 99-ФЗ, от 30.04.2021 N 109-ФЗ,

от 30.04.2021 N 110-ФЗ, от 28.06.2021 N 220-ФЗ, от 19.11.2021 N 372-ФЗ,

от 19.11.2021 N 373-ФЗ, от 22.11.2021 N 377-ФЗ,

с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ

от 15.03.2005 N 3-П,

Определениями Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 N 213-О,

Постановлениями Конституционного Суда РФ от 15.12.2011 N 28-П,

от 19.12.2018 N 45-П, от 14.07.2020 N 35-П, от 06.10.2021 N 43-П)

Трудовой кодекс РФ

Комментарии и толкования к нормативным актам, включая Трудовой кодекс РФ — это важная часть правоприменительной техники (юридическая герменевтика), призванная выявить имеющиеся в нормативном акте лакуны и дефекты и адаптировать их с целью наиболее правильного и единообразного применения.

В рамках данной рубрики приведены постатейные комментарии к ТК РФ с использованием нормативного и казуального толкований Трудового кодекса из официальных источников.

Виды толкований

Мы считаем своим долгом предупредить наших читателей, что подавляющее большинство комментариев к ТК РФ, имеющихся в свободном Интернет-доступе, не может служить безусловным основанием для их использования в конкретном трудовом правоотношении.

Дело в том, что комментировать и толковать ТК РФ вправе абсолютно все. Однако руководством к действию могут служить только толкования, данные на официальном уровне.

Инкорпорирование существующих толкований — это технически сложная задача, поэтому на настоящий момент не существует единого сборника нормативных и казуальных толкований к ТК. Имеющиеся на настоящий момент толкования статей ТК разрознены и содержатся во множестве бюллетеней и ведомостей, относящихся к практике Верховного и Конституционного судов РФ.

Дифференциация толкований находится в прямой зависимости от их правовых последствий.

Так, толкования и комментарии различных министерств и ведомств относительно статей ТК РФ не порождают правовых последствий, поскольку не являются обязательными к применению.

В то же время официальные толкования, данные компетентным органом и опубликованные в специальном акте, приравниваются по юридической силе к самому нормативному акту и, как следствие, становятся обязательными к применению. По сути, подобные толкования — это данная государством директива, объясняющая, как именно следует применять ту или иную норму права.

В свою очередь, компетентные официальные толкования и комментарии подразделяются на два вида: нормативные и казуальные.

Нормативное толкование — это эквивалент закона, которое обязывает любые органы, применяющие право, действовать определенным образом при обращении к той или иной статье ТК РФ в случае, если сама статья содержит в себе нарушения логики или дает возможность двоякого понимания.

Как правило, нормативные толкования дает орган, разработавший и утвердивший закон. В условиях Российской Федерации этими органами являются:

  • Государственная Дума РФ;
  • Президент РФ;
  • законодательные органы на региональном уровне;
  • Конституционный Суд РФ относительно положений Конституции;
  • Пленум Верховного суда РФ и Пленум Высшего арбитражного суда РФ. Толкования нормативных актов в свете их применения в судебной практике оформляются в виде Постановлений Пленума ВС и ВАС РФ. В первую очередь эти постановления обязательны для судебных органов.
Читайте также:
Частное предприятие: что это такое, описание и особенности

К казуальному толкованию можно отнести то или иное решение судебного органа, дающее толкование нормы права по конкретному правоотношению. Обязательность исполнения казуального толкования применительна только к этому конкретному правоотношению.

Подвидом казуального толкования является административное толкование. К примеру, административное толкование статьям ТК РФ дает Минтруд РФ, а статьям НК РФ — ФНС РФ. Сфера распространения этих толкований — это подведомственные органы. Например, для суда толкования, данные Минтрудом РФ, обязательными не будут.

Что касается различных толкований ТК, даваемых общественными организациями, Интернет-сайтами или практическими работниками, то все они будут неофициальными и носящими исключительно рекомендационный или научный характер.

По источнику происхождения неофициальные толкования и комментарии можно, в свою очередь, дифференцировать по признаку их компетентности или некомпетентности.

Рекомендуем осторожно относиться к толкованиям из некомпетентных источников. Их почти всегда можно отличить от компетентных источников по отсутствию юридической терминологии.

Необходимость в толковании ТК РФ

С точки зрения юриста, любой отраслевой кодекс, включая Трудовой, — это своего рода литературное произведение. Как и в каждом литературном произведении, в кодексе имеется своя сюжетная линия.

Для кодекса принципиально важна линейность сюжета, то есть последовательно регламентируемые правоотношения от их возникновения до их окончания.

Например, ГПК РФ отличается хорошо проработанным линейным сюжетом — задачи ГПК, подача иска, принятие иска, рассмотрение в первой инстанции, в апелляционной инстанции, кассация, надзорная инстанция, исполнение решения.

Сюжетная линия ТК РФ весьма нарушена. Например, вопросы прекращения трудового договора интегрированы в раздел «Трудовой договор», и, соответственно, вопросы, связанные с рабочим режимом и дисциплиной труда, расположены после статей, регламентирующих вопросы расторжения трудового договора.

С точки зрения казуистики подобный логический «зигзаг» можно рассматривать, как продолжение трудовых отношений после их прекращения.

Два примера дефектов ТК РФ

Назначение юридической герменевтики — это выявление лакун, дефектов и коллизий нормативных актов. В этом смысле Трудовой кодекс РФ — находка для толкователя.

Далее, в постатейных комментариях мы детально остановимся на проблемах, связанных с применением положений Трудового кодекса.

В рамках вступления, в качестве примера, приведем лакуны ТК РФ в части не разъясненной терминологии, а именно в ст.ст. 261, 263 ТК РФ, касающихся гарантий, предоставляемых матерям-одиночкам при расторжении ТД.

Дело в том, что ни в одной статье ТК РФ не содержится разъяснения о том, кого в свете трудовых отношений следует считать одинокой матерью. Так, в Положении «О порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» под одинокой матерью подразумевается женщина, в свидетельстве о рождении ребенка которой отсутствует запись об отце. Точно такое же определение одинокой матери содержится в Законе Томской области «О социальной поддержке граждан, имеющих несовершеннолетних детей» и в ряде других нормативных актов.

То есть складывается ситуация, при которой правоприменитель должен обратиться с целью толкования термина «одинокая мать» к иным источникам права в порядке субсидиарного применения. А это означает, что в рамках трудовых отношений работница (к примеру, вдова), самостоятельно воспитывающая ребенка, в свидетельстве о рождении которого имеется запись об отце, не может рассматриваться как одинокая мать, а значит, гарантии для одиноких матерей на нее не распространяются.

Конечно, было бы намного эффективнее, если бы в ТК РФ было включено разъяснение термина. На настоящий момент данный дефект ТК устраняется с помощью толкований.

Примером казуального толкования ст. 261 ТК РФ может служить кассационное определение Амурского областного суда, указывающее, что под одинокой матерью в рамках ТК РФ должна пониматься любая женщина, воспитывающая родного или усыновленного ребенка самостоятельно вне зависимости от того, рожден ли (усыновлен) был ребенок в браке или вне брака.

В качестве наглядного примера «юридического дефекта» может быть приведена также ст. 265 ТК РФ, регламентирующая запрет на использование труда несовершеннолетних на работах, способных причинить вред их здоровью или нравственному воспитанию. В тексте статьи приводится исчерпывающий перечень запрещенных для несовершеннолетних работ.

При этом перечень тяжелых, вредных и опасных для несовершеннолетних условий труда нотифицирован в Постановлении №163 Правительства РФ от 25.02.2000 года, и в этот перечень входит больший объем, нежели тот, что содержится в закрытом (не подлежащем расширенному толкованию) перечне ст. 265 ТК РФ.

А это значит, что подзаконный нормативный акт (Постановление Правительства), по сути, расширяет исчерпывающий список, приведенный в кодексе. А в соответствии с Конституцией РФ такого просто не должно быть.

Не менее серьезные лакуны содержатся:

  • в статьях 56 и производных от нее ст.ст.15-19 ТК РФ;
  • в статьях 5, 8, 20, 40, 45, 63, 68 ввиду отсутствия в них привязки к ст. 56 ТК РФ;
  • в ст.ст. 3, 64, 81, 239, 386, 387, 389, 390 ТК РФ ввиду растяжимости приведенных в указанных статьях оценочных понятий, таких как «нормальный», «оправданный» или «уважительный» и т.д.

О том, как поступить в случае обнаружения «дефекта» нормы права, мы расскажем в наших постатейных комментариях к Трудовому кодексу РФ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: