Целевой бюджетный фонд: что это значит

Целевые бюджетные фонды России.

Целевые бюджетные фонды – это фонды денежных средств, образуемые в составе бюджета за счет доходов целевого назначения (в порядке отчислений от конкретных видов налогов или иных поступлений) и используемые по отдельной смете по указанному целевому назначению.

ЦЕЛЕВЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ – один из элементов бюджетной системы, создаются в бюджетах для направленного финансирования наиболее приоритетных отраслей народного хозяйства, государственных программ или конкретных регионов. Ц.б.ф, образуются в основном на федеральном уровне в силу Закона РФ о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год. Положения об этих фондах устанавливаются Правительством РФ.

Отличается от внебюджетных фондов формально только тем, что их доходы и расходы должны быть учтены в целом в составе бюджета .

Целевые бюджетные фонды появились в 1995 г. в качестве целевых источников финансирования отдельных государственных расходов по отдельным бюджетным статьям с целевыми поступлениями средств из различных источников. Включение целевых фондов в бюджет придает им официальные признаки бюджетных средств. По-иному, выделение целевого фонда в бюджете более наглядно отражает функцию перераспределения средств, чем простое их перемещение за рамки бюджета или их консолидации в бюджет. Правовые основы целевых бюджетных фондов заложены в ст. 17 Бюджетного кодекса РФ. Здесь же даётся правовое определение целевому бюджетному фонду: Целевые бюджетные фонды создаются на федеральном уровне в силу федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год. Возможно создание аналогичных фондов на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований. Состав целевых бюджетных фондов в федеральном бюджете непостоянен.

В последние годы в состав бюджетов включены следующие целевые фонды:

1) дорожные фонды РФ (Федеральный дорожный фонд, территориальные дорожные фонды);

2) экологические фонды РФ (Федеральный экологический фонд, территориальные экологические фонды);

3) Федеральный фонд изучения, сохранения и воспроизводства биологических ресурсов;

4) Государственный фонд борьбы с преступностью;

5) Фонд развития таможенной системы РФ.

Среди функционирующих целевых бюджетных фондов за последние 10 лет, можно выделить:

1. Федеральный дорожный фонд Российской Федерации (упразднён с 1 января 2001 года);

2. Федеральный экологический фонд Российской Федерации (упразднён с 1 января 2001 года);

3. Федеральный фонд Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации (упразднён с 1 января 2001 года);

4. Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов (упразднён с 1 января 2001 года);

5. Государственный фонд борьбы с преступностью (упразднён с 1 января 2001 года);

6. Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии (упразднён с 1 января 2005 года);

7. Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы (упразднён с 1 января 2001 года);

8. Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов (упразднён с 1 января 2001 года);

9. Фонд контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации (упразднён с 1 января 2001 года);

10. Фонд по охране озера Байкал (упразднён с 1 января 2001 года); 11. Другие целевые бюджетные фонды (например, фонд помощи малому бизнесу).

Целевые бюджетные фонды – Конспект лекций по дисциплине «Бюджетная система РФ»

Целевые бюджетные фонды (ст.17. Бюджетного кодекса РФ) – это фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете.

Целевые бюджетные фонды — это промежуточная ступень между бюджетной формой перераспределения средств и внебюджетной. Понятие целевые бюджетные фонды» появилось в 1995 г., когда подобный статус был закреплен за некоторыми ранее внебюджетными фондами, создаваемыми в качестве целевого источника финансирования отдельных государственных расходов, и отдельными бюджетными статьями с целевыми поступлениями средств.

С внебюджетными фондами их сближают целевые источники и целевое расходование средств, принадлежность к бюджету определяет все прочие характеристики этих фондов. Включение целевых фондов в бюджет придает им формальные признаки бюджетных средств, не меняя их сущности как ограниченной формы перераспределения определенной части вновь созданной стоимости. Иными словами, выделение целевого фонда в бюджете более существенно с позиции изменения перераспределительной роли, чем его перемещение за рамки бюджета или консолидации в бюджет.

Анализ некоторых внебюджетных фондов выявил ряд недостатков, и прежде всего таких, как распыление государственных средств и ослабление государственного финансового контроля за их целевым использованием. Правда, случай нецелевого использования средств является нередким и для бюджетных средств. В свою очередь, включение внебюджетных фондов в бюджеты приводит к их использованию на другие нужды, не связанные с целевым характером средств. Так, большие разногласия вызывает, например, целесообразность консолидации в бюджеты дорожных фондов. Причина тому — нецелевое использование их средств при самом плачевном состоянии российских дорог.

Представляется, что использование всех трех форм организации государственных финансов: бюджетной, ограниченно бюджетной в виде целевых бюджетных фондов и внебюджетной — в динамично меняющихся условиях переходного периода весьма актуально, а несоблюдение финансового законодательства не должно быть фактором, определяющим форму функционирования государственных финансов.

Доходы целевых бюджетных фондов учитываются обособленно от остальных бюджетных доходов (расходы по отдельной смете).

Целевые бюджетные фонды могут иметь:

1) отраслевой характер;

К ним относятся целевые бюджетные фонды, предназначенные для решения задачи либо отдельной отрасли (например, атомной энергетики, воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных объектов и т.д.)

Читайте также:
Права несовершеннолетних родителей: что это значит

2) общерегулирующий характер.

– резервные фонды бюджета,

– федеральный фонд финансовой поддержки регионов,

Операции по средствам этих фондов (за исключением средств дорожного фонда), включенных в состав федерального бюджета, проводятся только через органы Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ. Для учета доходов и расходов целевых бюджетных фондов в Главном управлении Федерального казначейства открываются специальные бюджетные счета, управление которыми осуществляют уполномоченные государственные органы.

Особенностью ЦБФ является то, что они, как и бюджет действуют в течение 1 года, после чего создаются вновь или прекращают свое существование.

Состав целевых бюджетных фондов в федеральном бюджете не постоянен. Так, в бюджет на 1999 г. были включены следующие целевые фонды: дорожный, экологический, борьбы с преступностью, развития таможенной системы, воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных объектов, управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов, а также Фонд Министерства РФ по атомной энергии; Федеральный фонд Министерства РФ по налогам и сборам; Федеральной службы налоговой полиции РФ.

В федеральном законе «О федеральном бюджете на 2000 г.» учтены следующие фонды: дорожный, экологический, борьбы с преступностью, воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных объектов, управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов, а также Фонд Министерства РФ по атомной энергии». Также были образованы фонды: Фонд регионального развития и Фонд развития региональных финансов (для предоставления дополнительной финансовой помощи высокодотационным субъектам РФ).

Но уже с 2001 г. в федеральном бюджете остался только один фонд – Фонд Министерства РФ по атомной энергии. Упразднение части бюджетных фондов было осуществлено в связи с выполнением задач, для которых они создавались, но в основном упразднение было связано с необходимостью централизации бюджетных средств и сложностями при осуществлении казначейского контроля за их использованием, что приводило к неэффективности расходования средств целевых бюджетных фондов.

Фонд Министерства РФ по атомной энергии – это фонд, из которого финансируются мероприятия по повышению ядерной, радиационной и экологической безопасности и поддержке фундаментальной и прикладной науки, компенсируются расходы организациям, связанные с исполнением международных обязательств, а также мероприятия по Федеральной целевой программе «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 гг.)».

Прослеживая динамику образования и упразднения целевых бюджетных фондов, можно заметить, что их создание связано с появлением целевых источников. Чаще всего это платежи за использование какого-либо ресурса, облаченные в налоговую форму.

1) ЦБФ отраслевого характера:

Региональные целевые бюджетные фонды.

Несмотря на ликвидацию ЦБФ на федеральном уровне, они продолжают играть немаловажную роль на уровне регионов. При этом в развитии системы ЦБФ регионального уровня можно выделить следующие 3 этапа:

1. 1995 – 1997 гг. – зарождение ЦБФ. В это время происходит консолидация в бюджеты фондов, ранее функционировавших как внебюджетные.

2. 1998 – 2000 гг. – быстрый рост доли ЦБФ в бюджетах. На данном этапе ЦБФ становятся значимым элементом бюджетной системы многих регионов. Появляются новые виды ЦБФ, растут объемы уже созданных фондов. Развивается нормативно-правовая база, регламентирующая отношения, связанные с формированием и использованием ЦБФ.

3. 2001 гг.- по настоящее время – упорядочивание и совершенствование системы ЦБФ. Проводится анализ целесообразности существования отдельных видов фондов. Оценивается эффективность функционирования фондов, проводится оптимизация их объемов, структуры доходов и расходов.

В среднем доля расходов ЦБФ в бюджетах субъектов РФ на 2007 г. составила 7%.

Территориальные дорожные фонды остались самым распространенным видом ЦБФ в 2006 г. Из 28 субъектов, сохранивших ЦБФ, ТДФ существуют в 21 регионе, при этом в 11 из них он является единственным целевым бюджетным фондом.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что ЦБФ как инструмент финансовой политики и в настоящий момент не теряют своей актуальности.

2) ЦБФ общерегулирующего характера:

Резервные фонды бюджетов – это обособленная часть денежных средств в бюджетах всех уровней бюджетной системы РФ, получившая форму ЦБФ, предназначенных для обеспечения бесперебойного финансирования как предусмотренных ранее затрат, так и непредвиденных расходов, возникших внезапно и имеющих чрезвычайный характер.

Их размер не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.

Источники финансирования резервных фондов – бюджетные средства всех уровней бюджетной системы РФ

В России в состав резервных фондов входят:

1. Резервный фонд Президента РФ (для финансирования непредвиденных, а также дополнительных расходов предусмотренных указами Президента);

2. Резервные фонды президентов республик в составе РБ;

3. Резервные фонды органов исполнительной власти (для финансирования непредвиденных расходов и мероприятий, в т.ч. на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций).

Резервный фонд Правительства РФ (для государственной поддержки общественных организаций и объединений; издания сборников нормативных актов и законодательства РФ; проведения встреч, симпозиумов на высшем уровне по проблемам общегосударственного значения; разовых премий и оказания материальной помощи гражданам за заслуги перед отечеством и др.).

Фонд финансовой поддержки регионов (ФППР)

Формы финансовой помощи территориальным бюджетам

Финансовая помощь территориям в Российской Федерации осуществляется несколькими методами (формами):

1. Отчисления в процентах от налогов, закрепленных за вышестоящим бюджетом. Такой метод финансовой помощи существует более 60 лет. Он имеет ряд преимуществ, основные из которых – единство бюджетных источников для всех бюджетов и заинтересованность органов власти всех уровней в их мобилизации.

2. В случаях, когда на территориях не имеется достаточного налогового потенциала и поэтому не имеется возможности отрегулировать территориальные бюджеты за счет отчислений от налогов, используется метод дотаций, т. е. плановой передачи средств из вышестоящих бюджетов абсолютной сумме.

Читайте также:
Декларация о соответствии: что это значит

Разновидности дотаций – субвенция (целевая передачи средств) и субсидия (предоставление средств другому бюджету на условиях долевого финансирования целевых расходов).

3. В случае имеющихся в территориальных бюджетах кассовых разрывов, вызванных сезонным характером поступления доходов или осуществления расходов, территориальные бюджеты могут получить из вышестоящих бюджетов бюджетные ссуды.

Всем этим методам финансовой помощи территориальным бюджетам свойственны общие весьма существенные недостатки. Их применение в межбюджетных отношениях связано с субъективизмом в перераспределении бюджетных средств, с зависимостью территориальных органов власти от вышестоящих органов и наличием элементов иждивенчества у территориальных органов власти.

Фонд финансовой поддержки регионов (ФППР) формируется за счет средств федерального бюджета. Средства этого фонда распределяются (в виде трансфертов) между регионами, нуждающимися в поддержке, т. е. регионами, в которых среднедушевой уровень доходов по их бюджетам ниже среднедушевого дохода по бюджетам всех субъектов РФ. Распределение средств Фонда осуществляется на объективной основе по единой методике и формуле, учитывающей бюджетные доходы соответствующего бюджета и численность населения, проживающего на соответствующей территории.

В дальнейшем этот способ перераспределения бюджетных ресурсов был распространен и на местные бюджеты. За счет средств региональных бюджетов были созданы региональные фонды финансовой поддержки. Предоставление финансовой помощи территориям регламентируется законодательно. В Бюджетном кодексе РФ зафиксирован ряд условий предоставления такой помощи.

Субвенции регионам из федерального бюджета

В последние десятилетия наиболее распространенной формой предоставления финансовой помощи территориям стали субвенции. Это обусловлено не только ограниченностью финансовых ресурсов, но и необходимостью более эффективного их использования на основе целевого предоставления и освоения денежных средств. Предоставление территориям субвенций регламентируется законодательными актами.

В соответствии с законодательством действуют следующие условия выделения субвенций и ответственность за соблюдение этих условий.

1. Субвенции предоставляются для финансирования конкретных мероприятий. Использование субвенций не ведет к изменению форм собственности на финансируемые с их помощью объекты и проекты.

2. Орган, предоставивший субвенции, вправе контролировать их использование. Получатель субвенций обязан отчитаться об их использовании в установленном порядке.

3. Субвенция, не использованная в срок или использованная не по назначению, подлежит возврату предоставившему ее органу. При нарушении условий предоставления и использования субвенций их выделение прекращается.

Субвенции могут быть текущие и инвестиционные.

Текущие субвенции вышестоящего бюджета предназначены для выравнивания условий финансирования за счет средств территориальных бюджетов, закрепленных за ними общегосударственных социальных расходов. При этом к общегосударственным социальным расходам относятся текущие расходы на социально-культурные мероприятия, содержание бюджетных организаций и социальную защиту населения, подлежащие первоочередному бюджетному финансированию.

Инвестиционные субвенции из вышестоящего бюджета предназначены для выравнивания условий финансирования за счет средств территориальных бюджетов закрепленных за ними общегосударственных капитальных вложений. К общегосударственным капитальным вложениям относятся капитальные вложения на развитие социальной инфраструктуры, охрану окружающей среды, комплексное развитие территории, подлежащие первоочередному бюджетному финансированию.

Фонд субвенций создается для предоставления субвенций субъектам РФ из федерального бюджета. Объем и распределение фонда субвенций федерального бюджета рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием при постатейном рассмотрении и утверждении федерального бюджета. Не использованные в отчетном году или возвращенные субвенции перечисляются в фонд субвенций федерального бюджета следующего за отчетным финансового (бюджетного) года.

Контроль за использованием субвенций из федерального бюджета возлагается на Федеральное Собрание РФ и Министерство финансов РФ.

Органы представительной власти республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга в течение месяца после утверждения отчета об исполнении соответствующего бюджета обязаны представить в Федеральное Собрание РФ и Министерство финансов РФ отчет об использовании полученных субвенций.

Финансовые ресурсы, имеющие целевое назначение, могут выделяться территориям из внебюджетных фондов. Внебюджетные фонды, осуществляющие субвенционное финансирование, создаются по решению Федерального Собрания РФ с целью привлечения дополнительных средств на финансирование мероприятий государственной региональной политики, направленных на сближение уровней социально-экономического развития регионов РФ, освоение новых территорий, оздоровление окружающей среды, регулирование процесса миграции населения, предотвращение и ликвидацию последствий стихийных бедствий.

Средства внебюджетных фондов, осуществляющих субвенционное финансирование, формируются за счет:

1) перечисления федеральных средств из внебюджетных источников;

2) кредитов и займов, в том числе иностранных;

3) прочих поступлений.

Право на получение субвенций из внебюджетных фондов имеют органы представительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, в установленном порядке получивших статус региона Российской Федерации, нуждающегося в финансовой помощи.

Стабилизационный фонд РФ – это часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой, которая закреплена на определенном уровне за один баррель сырой нефти марки «Юранс», и подлежащая обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированного федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой.

Использовать средства данного фонда можно, если цена нефть установится ниже базовой. Также средства могут использоваться для ускоренного погашения внешнего долга.

Источники формирования стабилизационного фонда РФ:

1. дополнительные доходы федерального бюджета, образуемые за счет превышения цены на нефть над базовой ценой;

2. доходы, полученные от размещения средств стабилизационного фонда.

Читайте также:
Удержания из заработной платы

Управление средствами фонда осуществляет Минфин РФ в порядке, определяемом Правительством РФ, хотя отдельные полномочия осуществляется Центральным банком РФ по договору с Правительством РФ.

Операции со средствами стабилизационного фонда отражаются на отдельных счетах Федерального Казначейства РФ, открытых в Центральном банке РФ. Правительство направляет ежеквартальные и годовые отчеты в Государственную Думу Федерального Собрания РФ и Совет Федерации Федерального Собрания РФ о поступлении средств в стабилизационный фонд, их размещении и использовании в составе отчетности об исполнении федерального бюджета. Министерство финансов РФ ежемесячно опубликовывает сведения об остатках средств стабилизационного фонда на начало отчетного месяца, объеме поступлений средств в Стабилизационный фонд и (или) использовании средств данного фонда в отчетном месяце.

Формула расчета стабилизационного фонда:

где СФ- объем средств, подлежащих перечислению в стабилиз.фонд;

ПН – поступления в текущем месяце в федеральный бюджет вывозной таможенной пошлины за нефть;

СТПН и СТПНбаз –соответственно, действующая в текущем месяце и расчетная при базовом уровне цен ставка вывозной таможенной пошлины за нефть.

В 2008 году планируется средств стабилизационного фонда использовать по 2 направлениям:

1) на создание резервных фондов; 2) на создание фондов будущих поколений.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Понятие целевых бюджетных фондов, их особенности и задачи. Источники формирования целевых бюджетных фондов

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

Целевые бюджетные фонды – один из элементов бюджетной системы; создаются в бюджетах для направленного финансирования наиболее приоритетных отраслей народного хозяйства, государственных программ или конкретных регионов [15, с.84].

Правовые основы целевых бюджетных фондов заложены в ст. 17 Бюджетного кодекса РФ. Здесь же даётся правовое определение целевому бюджетному фонду:

Целевой бюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда [2].

В силу статьи 118 Гражданского кодекса РФ, фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Гражданский кодекс РФ фонды выделяет в качестве юридических лиц. Исходя из этого, можно выделить следующие характерные признаки фондов:

а) фонды относятся к некоммерческим организациям;

б) фонды не являются членскими организациями;

в) фонды могут учреждаться как физическими, так и (или) юридическими лицами;

г) фонды создаются на основе добровольных имущественных взносов;

д) фонды должны осуществлять социальные, благотворительные, культурные и иные общественно полезные цели [3].

Все эти признаки относятся и к целевым бюджетным фондам РФ, с учётом того, что их учредителями выступают государственные органы или органы местного самоуправления.

Основным признаком фонда также следует считать обязательное формирование имущества для реализации уставных целей.

Классификация фондов может осуществляться по различным признакам. Например, фонды можно различать в зависимости от того, кто является их учредителями. Здесь можно выделить:

1. частные фонды, учрежденные одним физическим лицом или членами одной семьи;

2. корпоративные фонды, учрежденные одним или несколькими юридическими лицами – коммерческими и (или) некоммерческими организациями;

3. общественные фонды, учрежденные физическими лицами, не являющимися членами одной семьи, и юридическими лицами – общественными объединениями;

4. государственные фонды, созданные решением представительных органов РФ или представительных органов субъектов РФ;

5. муниципальные фонды, созданные представительным органом местного самоуправления [3].

Что касается целевых бюджетных фондов, то они относятся только к четвёртой и пятой группам.

Деятельность некоторых фондов регулируется специальным законодательством. Так, правовой статус и деятельность негосударственных пенсионных фондов определяется Федеральным законом от 07.05.98 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Целевые бюджетные фонды создаются на федеральном уровне в силу федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год. Положения об этих фондах устанавливаются Правительством Российской Федерации. Возможно создание аналогичных фондов на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований.

В качестве источников формирования целевых бюджетных фондов рассматривают специальные налоги, средства бюджета, целевые государственные займы, казначейские векселя и т.д. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

Помимо этого, одной из особенностью целевых бюджетных фондов является то, что на них не распространяется принцип общего (совокупного) покрытия расходов, устанавливаемый в статье 35 Бюджетного кодекса РФ. В силу данного принципа, все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации. То есть, расходы целевых бюджетных фондов носят целевой характер. Доходы целевых бюджетных фондов учитываются в составе доходов бюджетов обособленно по ставкам, установленным налоговым законодательством Российской Федерации, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Читайте также:
Представительство в налоговых правоотношениях

Расходы и доходы целевых бюджетных фондов включаются в состав показателей, представляемых для рассмотрения и утверждения в проекте закона (решения) о бюджете на предстоящий финансовый год. Ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство Российской Федерации представляет в Государственную Думу и Счетную палату Российской Федерации отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона. Одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в Государственную Думу вносятся отчеты об исполнении бюджетов федеральных целевых бюджетных фондов.

Необходимо отметить, что бюджетная система Российской Федерации находится в стадии реформирования, что обуславливает постоянную её изменчивость, в том числе и по целевым бюджетным фондам. Законодатель не пришёл к какому-то единообразию в данном вопросе, но тем не менее, прослеживается чёткая тенденция к отказу от функционирования целевых бюджетных фондов и переходу к программно-целевому методу бюджетного планирования и финансирования, суть которого будет раскрыта далее.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Внебюджетные и бюджетные целевые фонды

Внебюджетные фонды: экономическая сущность, необходимость, источники, структура

Внебюджетные фонды — это самостоятельные финансово-кредитные учреждения и организации, в большинстве своем наделенные статусом юридического лица.

Государственные внебюджетные фонды — целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за пределами государственного бюджета за счет обязательных платежей и отчислений юридических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение и страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Внебюджетные целевые фонды независимы в правовом и экономическом отношении от госбюджета. Денежные средства внебюджетных фондов не включаются в общую сумму доходов и расходов бюджета государства. Вместе с тем средства внебюджетных фондов принадлежат государству, которое и осуществляет общую регламентацию их деятельности (рис. 1).

Все внебюджетные фонды функционируют автономно от бюджета.

Рис. 1. Место внебюджетных целевых фондов в структуре госфинансов

Необходимость возникновения внебюджетных фондов была вызвана рядом общеэкономических и финансово-организационных причин. Основная экономическая причина — необходимость расширить источники финансирования государством социально-экономических нужд. Другими словами, внебюджетные фонды призваны охватить существенно важные направления общеэкономического развития страны, ее социальной сферы.

Органы государства определяют целевое назначение фонда и направление использования средств из фонда.

По функциональному назначению внебюджетные фонды делятся на общегосударственные, т. е. образованные для решения важных общеэкономических проблем, имеющих программный характер (дорожное строительство и дорожное хозяйство; борьба с преступностью; экология; развитие таможенной системы; воспроизводство минерально-сырьевой базы и т. п.) и целевые, которые создаются для финансирования социальных нужд, образования, науки, медицины, снижения безработицы.

Средства всех внебюджетных фондов находятся на специальных счетах. Все внебюджетные фонды подразделяются на общегосударственные, федеральные и местные. Финансирование из фондов выполняется по строго целевому признаку. Причем, социальные потребности гораздо шире финансируются из внебюджетных фондов, чем из соответствующих целевых бюджетных фондов.

Несмотря на автономность финансирования всех внебюджетных фондов, очевидна их взаимосвязь и взаимозависимость с бюджетом. Во-первых, взносы во все внебюджетные фонды носят обязательный характер и объективно соотносятся и взаимодействуют с налоговой системой. Во-вторых, будучи обязательными к уплате, взносы во внебюджетные фонды включаются в себестоимость производимой продукции. В-третьих, законодательные изменения по увеличению социальных выплат неизбежно ведут к дополнительной нагрузке на бюджет, способствуют появлению бюджетного дефицита.

Классификация внебюджетных фондов, их отличия от целевых бюджетных фондов

Внебюджетные фонды представляют собой финансовые ресурсы, не включаемые в бюджеты различных уровней. Они имеют целевое назначение и находятся в распоряжении органов государственной власти или муниципальных образований. Эти фонды являются формой мобилизации денежных средств для решения конкретных экономических и социальных задач.

В финансовой системе России внебюджетные фонды получили большое значение в 90-е гг., в начале экономических реформ. Кризисные явления в экономике вызвали нехватку финансовых ресурсов для решения самых неотложных проблем. Предполагалось, что за счет создания внебюджетных фондов можно будет обеспечить необходимые расходы самостоятельными источниками финансирования.

По своему функциональному назначению можно выделить социальные и общеэкономические внебюджетные фонды.

Социальные внебюджетные фонды

Социальные внебюджетные фонды представляют собой организации (юридические лица). Они обеспечивают функционирование системы обязательного социального страхования. Данная система действует в соответствии с федеральным законом “Об основах обязательного социального страхования” от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ. В настоящее время функционируют три федеральных социальных внебюджетных фонда:

Ранее действовавший Государственный фонд занятости населения РФ ликвидирован с 1 января 2001 г.

Пенсионные фонды имеют доходную базу и направления расходов, расписанные в виде бюджета. Основной источник формирования доходов ПФ — страховые платежи. При расчете облагаемой взносами в пенсионный фонд доходной базы предусматривается исключение некоторых доходов и выплат.

Социальные внебюджетные фонды являются федеральной собственностью.

Общеэкономические внебюджетные фонды

Общеэкономические внебюджетные фонды создавались федеральными, региональными или местными органами власти для решения конкретных задач. Так, Федеральный экологический фонд РФ имел целью обеспечение финансирования природоохранных мероприятий. В качестве доходов в него зачислялись штрафы от загрязнения окружающей среды и за нерациональное использование природных ресурсов, а также компенсационные платежи за причиненный природе ущерб.

Федеральный дорожный фонд должен был обеспечивать денежными ресурсами дорожное строительство. В него зачислялись налоги на пользователей дорог и владельцев автотранспортных средств.

Читайте также:
Предпринимательская деятельность гражданина: что это значит

Статьей 17 Бюджетного кодекса РФ целевой бюджетный фонд определен как фонд денежных средств, образуемый в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого фонда.

В статье 54 Бюджетного кодекса РФ указывается, что доходы федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учитываются в доходах федерального бюджета.

В качестве примера целевого бюджетного фонда можно привести Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов. Он существовал в 1999-2000 г.

Распорядителем средств данного фонда являлось Министерство природных ресурсов РФ. Оно определяло перечень расходов фонда.

Хранение в ломбарде: что это значит

Памятка потребителям – кредитование ломбардами

В соответствии с Федеральным Законом от 19 июля 2007 г. № 196-ФЗ «О ломбардах», ломбардом является юридическое лицо – специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. Ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

Законодательство не предусматривает обязательного лицензирования деятельности ломбардов. Ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг.

Содержание ломбардной деятельности определяется двумя основными договорами – договором займа и договором хранения вещей в ломбарде.

По условиям договора займа ломбард передает на возвратной и возмездной основе на срок не более одного года заем гражданину (физическому лицу) – заемщику, а заемщик, одновременно являющийся залогодателем, передает ломбарду имущество, являющееся предметом залога. Договор займа совершается в письменной форме и считается заключенным с момента передачи заемщику суммы займа и передачи ломбарду закладываемой вещи.

Существенными условиями договора займа являются наименование заложенной вещи, сумма ее оценки, произведенной в соответствии со статьей 5 Федерального Закона от 19 июля 2007 г. № 196-ФЗ «О ломбардах», согласно которой, оценка вещи, передаваемой в залог или сдаваемой на хранение, производится по соглашению сторон в соответствии с ценами на вещи такого рода и качества, обычно устанавливаемыми в торговле в момент и месте ее принятия в залог или на хранение.

Договор займа оформляется выдачей ломбардом заемщику залогового билета. Другой экземпляр залогового билета остается в ломбарде.

Залоговый билет должен содержать следующие положения и информацию:

1) наименование, адрес (место нахождения) ломбарда, а также адрес (место нахождения) территориально обособленного подразделения (в случае, если он не совпадает с адресом (местом нахождения) ломбарда);

2) фамилия, имя, а также отчество заемщика, если иное не вытекает из федерального закона или национального обычая, дата его рождения, гражданство (для лица, не являющегося гражданином Российской Федерации), данные паспорта или иного удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации документа;

3) наименование и описание заложенной вещи, позволяющие ее идентифицировать, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

4) сумма оценки заложенной вещи;

5) сумма предоставленного займа;

6) дата и срок предоставления займа с указанием даты его возврата;

7) процентная ставка по займу (с обязательным указанием процентной ставки по займу, исчисляемой из расчета на один календарный год);

8) возможность и порядок досрочного (в том числе по частям) погашения займа или отсутствие такой возможности;

9) согласие или несогласие заемщика на то, что в случае неисполнения им обязательства, предусмотренного договором займа, обращение взыскания на заложенную вещь осуществляется без совершения исполнительной надписи нотариуса.

Залоговый билет должен содержать информацию о том, что заемщик в случае невозвращения в установленный срок суммы предоставленного займа в любое время до продажи заложенной вещи имеет право прекратить обращение на нее взыскания и ее реализацию, исполнив предусмотренное договором займа и обеспеченное залогом обязательство.

Залоговый билет должен содержать информацию о том, что заемщик имеет право в случае реализации заложенной вещи получить от ломбарда разницу, образовавшуюся в результате превышения суммы, вырученной при реализации заложенной вещи, или суммы ее оценки над суммой обязательств заемщика перед ломбардом, определяемой на день продажи, в случае возникновения такого превышения.

На основании положений ст. 8 Федерального Закона от 19 июля 2007 г. № 196-ФЗ «О ломбардах», сумма обязательств заемщика перед ломбардом включает в себя:

1) сумму предоставленного займа;

2) проценты за пользование займом, исчисляемые за период фактического его использования в соответствии с процентной ставкой по займу, установленной договором займа, при этом периодом фактического пользования займом считается период с даты предоставления займа до даты его возврата и уплаты процентов за пользование займом или продажи ломбардом заложенной вещи, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 4 Федерального Закона от 19 июля 2007г. № 196-ФЗ «О ломбардах».

Периодом фактического пользования займом считается период с даты предоставления займа до даты его возврата и уплаты процентов за пользование займом. Если полученные заемщиком денежные средства не были возвращены в установленный срок, и заложенная вещь в качестве невостребованной была продана ломбардом, проценты за пользование займом рассчитываются до момента продажи ломбардом заложенной вещи.

Размер процентной ставки по займу устанавливается ломбардом в зависимости от сроков, на которые предоставляется заем, суммы предоставляемых денежных средств и рисков, связанных с их предоставлением вещи.

Читайте также:
Собрание граждан: что это значит

Если заем не был погашен заемщиком в срок, установленный договором займа, ломбард не вправе обратить взыскание на заложенную вещь в течение льготного месячного срока.

Днем начала течения льготного месячного срока считается день, следующий за днем возврата займа, указанным в залоговом билете.

В течение льготного месячного срока и далее вплоть до дня реализации заложенной вещи ломбард не вправе увеличивать процентную ставку по займу, предусмотренную договором займа, ухудшать условия хранения заложенной вещи, а также взимать плату за ее хранение.

По условиям договора хранения гражданин (физическое лицо) – поклажедатель сдает ломбарду на хранение принадлежащую ему вещь, а ломбард обязуется осуществить на возмездной основе хранение принятой вещи.

Договор хранения является публичным договором. Существенными условиями договора хранения являются наименование сданной на хранение вещи, сумма ее оценки, произведенной в соответствии со статьей 5 Федерального Закона от 19 июля 2007 г. № 196-ФЗ «О ломбардах», срок ее хранения, размер вознаграждения за хранение и порядок его уплаты. Заключение договора хранения удостоверяется выдачей ломбардом поклажедателю именной сохранной квитанции (далее – сохранная квитанция). Другой экземпляр сохранной квитанции остается в ломбарде. Сохранная квитанция является бланком строгой отчетности, форма которого утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Сохранная квитанция должна содержать следующие положения и информацию:

1) наименование, адрес (место нахождения) ломбарда, а также адрес (место нахождения) территориально обособленного подразделения (в случае, если он не совпадает с адресом (местом нахождения) ломбарда);

2) фамилия, имя, а также отчество поклажедателя, если иное не вытекает из федерального закона или национального обычая, дата его рождения, гражданство (для лица, не являющегося гражданином Российской Федерации), данные паспорта или иного удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации документа;

3) наименование и описание сданной на хранение вещи, позволяющие ее идентифицировать, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

4) сумма оценки сданной на хранение вещи;

5) дата сдачи вещи на хранение и срок ее хранения;

6) технологические условия хранения вещи;

7) вознаграждение за хранение и порядок его уплаты.

Сохранная квитанция должна содержать информацию о том, что поклажедатель в случае реализации не востребованной им вещи имеет право получить от ломбарда сумму, вырученную от продажи невостребованной вещи, или сумму ее оценки (наибольшую из указанных сумм) за вычетом расходов на ее хранение.

Сохранная квитанция может содержать также иные соответствующие настоящему Федеральному закону и гражданскому законодательству положения.

Согласно статье 358 ГК РФ, ломбард не вправе пользоваться и распоряжаться заложенными вещами. Ломбард несет ответственность за утрату заложенных вещей и их повреждение, если не докажет, что утрата, повреждение произошли вследствие непреодолимой силы.

Закон обязывает ломбард страховать в пользу залогодателя за свой счет принятые в залог вещи в полной сумме их оценки. Заемщик вправе потребовать возврата заложенной вещи после полного возврата им суммы займа в установленный договором срок.

Льготный срок по договору хранения:

1. Если сданная на хранение вещь не востребована поклажедателем в срок, установленный договором хранения, ломбард обязан осуществлять ее хранение в течение льготного двухмесячного срока.

2. Днем начала течения льготного двухмесячного срока считается день, следующий за днем окончания срока хранения, указанного в сохранной квитанции.

3. В течение льготного двухмесячного срока, а также срока дальнейшего хранения вплоть до реализации сданной на хранение вещи ломбард не вправе ухудшать условия хранения такой вещи. За хранение вещи в указанный период взимается соразмерное вознаграждение.

Обращение взыскания на невостребованные вещи осуществляется в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи нотариуса. Договором займа может быть предусмотрена возможность обращения взыскания на невостребованные вещи без совершения исполнительной надписи нотариуса.

В течение льготного месячного срока и далее вплоть до дня реализации заложенной вещи ломбард не вправе увеличивать процентную ставку по займу, предусмотренную договором займа, ухудшать условия хранения заложенной вещи, а также взимать плату за ее хранение.

В отличие от льготного периода по договору займа, льготный период по договору хранения составляет два месяца (статья 11 Федерального Закона от 19 июля 2007 г. № 196-ФЗ «О ломбардах»).

Днем начала течения льготного двухмесячного срока считается день, следующий за днем окончания срока хранения, указанного в сохранной квитанции.

В течение льготного двухмесячного срока, а также срока дальнейшего хранения, вплоть до реализации сданной на хранение вещи, ломбард не вправе ухудшать условия хранения такой вещи. Однако следует отметить, что за хранение вещи в указанный период ломбардом взимается вознаграждение, поскольку хранение вещи по договору хранения, в отличие от хранения вещи по договору займа, является основной услугой ломбарда, оказываемой на возмездной основе.

По истечении льготного срока в случае, если заемщик не исполнил обязательство, предусмотренное договором займа, или поклажедатель не востребовал сданную на хранение вещь, такая вещь считается невостребованной и ломбард вправе обратить на нее взыскание. Обращение взыскания на невостребованные вещи осуществляется в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи нотариуса. При этом договором займа может быть предусмотрена возможность обращения взыскания на невостребованные вещи без совершения исполнительной надписи нотариуса.

Следует отметить, что заемщик или поклажедатель в любое время до продажи невостребованной вещи вправе прекратить обращение на нее взыскания, исполнив свои обязательства перед ломбардом.

Читайте также:
Изменение существенных условий труда

Реализация невостребованной вещи осуществляется в целях удовлетворения требований ломбарда к заемщику или поклажедателю в размере, определяемом в соответствии с условиями договора займа или договора хранения на день продажи невостребованной вещи. Реализация невостребованной вещи, на которую обращено взыскание, осуществляется путем ее продажи, в том числе с публичных торгов. Форма и порядок реализации невостребованной вещи определяются решением ломбарда, если иное не установлено договором займа или договором хранения.

После продажи заложенной вещи требования ломбарда к залогодателю (должнику) погашаются, даже если сумма, вырученная при реализации заложенного имущества, недостаточна для их полного удовлетворения.

Если после продажи невостребованной вещи сумма обязательств заемщика или поклажедателя перед ломбардом оказалась ниже суммы, вырученной при реализации невостребованной вещи, либо суммы ее оценки, ломбард обязан возвратить заемщику или поклажедателю:

1) разницу между суммой оценки невостребованной вещи и суммой обязательств заемщика или поклажедателя в случае, если сумма, вырученная при реализации невостребованной вещи, не превышает сумму ее оценки;

2) разницу между суммой, вырученной при реализации невостребованной вещи, и суммой обязательств заемщика или поклажедателя в случае, если сумма, вырученная при реализации невостребованной вещи, превышает сумму ее оценки.

Ломбард по обращению заемщика или поклажедателя в случае, если и такое обращение поступило в течение трех лет со дня продажи невостребованной вещи, обязан выдать ему денежные средства и предоставить соответствующий расчет размера этих средств. В случае если в течение указанного срока заемщик или поклажедатель не обратился за получением причитающихся ему денежных средств, такие денежные средства обращаются в доход ломбарда.

© УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ , 2021

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте
зайти на наш старый сайт

Разработка и продвижение сайта – FMF

Почтовый адрес:
432071, г. Ульяновск, ул. Дмитрия Ульянова, д. 4

Что такое ломбард и как он работает?

Учреждение, которое выдает наличные под залог ценных вещей или движимое имущество, называют ломбардом. Такие кредитно-финансовые организации отличаются по виду залогов, с которыми они работают и способам реализации невостребованного имущества. Бробанк выяснил, какие преимущества и недостатки характеризуют ломбард и что это такое с точки зрения клиента.

Краткое описание

Важно уметь отличить настоящий ломбард от комиссионного магазина или обычной скупки вещей. Для этого следует знать, как работает эта система. В первую очередь у всех учреждений данного типа должна быть лицензия на право деятельности.

Ломбардам запрещено продавать залоговые вещи до истечения срока, на который ценности были заложены. При заключении сделки владельцу залога выдают именной залоговый билет. Вид этого документа утвержден Министерством финансов России. Учреждение самостоятельно страхует вещь на период, пока она находится на хранении в ломбарде. У финансовой организации нет права заставить клиента оплачивать страховку.

Суть деятельности в том, что клиент приносит ценность и получает за это наличные. Остальные нюансы прописываются в договоре. Кроме того, каждому клиенту ломбард составляет опись имущества сданного на хранение с детальным описанием состояния вещи на момент обращения.

Ограничения

Ломбарды не принимают под залог запрещенные законом изделия и предметы, даже если они обладают ювелирной или другой ценностью. Например, запрещено закладывать:

  • яды;
  • оружие;
  • вещи с высоким радиационным фоном;
  • медали, ордена, другие знаки воинской доблести;
  • ювелирные украшения, которые занесены в специальный список, утвержденный государством;
  • пищевые продукты;
  • культурно-исторические ценности, в отношении которых властями запрещено применение в залог для соблюдения госбезопасности.

По законодательству России ломбарды не имеют право принимать в залог недвижимое имущество: дома, квартиры, дачи и другие постройки. Также им запрещена предпринимательская деятельность. Только выдача займов под залог ценностей и консультационная деятельность.

Запрещается также заключать сделки с несовершеннолетними гражданами. Забрать залоговое имущество может либо сам гражданин, оформивший сделку, либо другое совершеннолетнее лицо по нотариальной доверенности.

Ломбарды не могут закладывать вещи, сданные в залог. Также учреждениям запрещено пользоваться или сдавать в пользование действующие заклады. В случае порчи имущества в залоге ломбард обязан компенсировать стоимость нанесенного урона.

Средства, выданные ломбардами, могут быть направлены клиентом на любые цели. Все ограничения этого момента необоснованны.

Правила работы ломбарда

Схема работы ломбарда строится таким образом:

  1. Клиент обращается в учреждение с личной ценностью и паспортом.
  2. Оценщик озвучивает ту сумму, которую он готов выплатить. Она составляет в среднем от 40 до 80 % от рыночной стоимости.
  3. При согласии клиента оформляется договор на хранение. Чаще всего это периоды кратные месяцам. Минимальный срок 1 день, максимальный 365.
  4. В условиях оговаривается процентная ставка на заемные средства. Она варьируется от 0,2 до 10 % в день. Базовая сумма для расчета суммы стартует от 1 тыс. рублей.
  5. По истечении срока клиент выплачивает накопленные проценты и общую сумму залога. Если денег на выплату займа нет, а расставаться с ценностью не хочется, возможно заключить допсоглашение с ломбардом. При этом понадобится выплатить только проценты, а общую сумму долга перенести на определенный срок.

В листе залогового займа указываются такие сведения:

  • персональные данные того, кому выдают наличные;
  • кто выдает;
  • сумму займа;
  • дату и адрес пункта;
  • описание ценности, сданной в залог;
  • размер процентной ставки за пользование заемными средствами.
Читайте также:
Совершенно секретные сведения: что это значит

В ситуации, когда клиент не производит выкуп личной вещи по истечении срока залогового договора ломбард вправе реализовывать данное имущество. Учреждения продают вещь сами или прибегают к помощи торгов. Изделия стоимостью сверх 30 тыс. рублей чаще продаются на открытом аукционе за максимально предложенную сумму.

Виды ломбардов

Ломбарды различаются по типу принимаемых залогов. Самые распространенные такие:

  • ювелирные;
  • прием техники;
  • антикварные;
  • вещевые;
  • автомобильные.

Ювелирные

Принимают в залог изделия из драгметаллов, жемчуга, янтаря и драгоценных камней. Подлинность проверяет оценщик с помощью специального оборудования. Такие изделия относятся к высоколиквидным. Их легко продать в любой момент, они мало теряют в цене с течением времени.

Поэтому наличными могут выдать до 80 % от рыночной стоимости ювелирного украшения. Но часть ломбардов работает с любыми ювелирными изделиями, как с ломом. Поэтому принимает их по заниженным ценам.

Ломбарды техники

Заемные средства в них выдают под бытовую технику. Товар не такой ликвидный как другие виды залогового имущества. Техника быстро морально устаревает и теряет в цене. Ломбарды охотнее принимают изделия, которые находится в идеальном состоянии и желательно на гарантийном периоде обслуживания.

Наличными могут выдать от 30 до 45 % от рыночной стоимости. Чаще всего закладывают дорогие смартфоны, планшеты, ноутбуки, реже бытовую технику.

Антикварные

Ломбарды такого типа предлагают клиентам суммы до 60 % от стоимости. В залог принимают предметы искусства, старины, раритетные издания, картины, фарфоровые изделия, монеты и прочие вещи, которые представляют культурно-историческую ценность.

Не все владельцы таких вещей знают их реальную стоимость, поэтому до обращения в ломбард лучше обратиться к независимому оценщику. Экспертиза покажет, на что следует ориентироваться, и какие предложения точно отклонять.

Вещевые

Для сдачи в ломбард подойдут меховые, кожаные или дизайнерские изделия, которые представляют собой реальную ценность. За одежду можно получить до 40-50 % от рыночной стоимости. В ломбардах такого рода предусмотрены специальные места для хранения этих вещей.

Автотранспортные

Такие учреждения специализируются на залоге личных автомобилей. В редких случаях машину хранят на оборудованной площадке. Гораздо чаще клиент только оставляет в залог ПТС, а ломбард оформляет КАСКО. В случае неприятностей с закладом, кредитное учреждение в любом случае получает страховку на имущество.

При этом у организации нет затрат на хранение автомобиля на стоянке. От состояния машины зависит сумма, которую получит клиент. На новые авто в ломбарде могут выдать до 80 % от их рыночной стоимости, на старые – до 40 %.

Некоторые ломбарды бывают смешанного типа, их еще называют универсальными. Они сочетают в себе 2-3 или даже 4 типа закладов одновременно.

Из чего формируется прибыль ломбарда

Основная прибыль ломбардов складывается из процентов, которые уплачивают клиенты за пользование заемными средствами. По завершении срока действия договора, при отсутствии уплаты процентов и суммы выкупа учреждение реализовывает залоговое имущество.

Средства, которые клиенты получают от ломбарда на руки, как правильно меньше реальной стоимости залога. Такое расхождение в цене страхует финансовую организацию от возможных потерь.

Плюсы и минусы обращения в ломбард

Обращение в ломбард сопряжено с некоторыми рисками, хотя и обладает рядом преимуществ.

Срок выдачи наличных минимален. Решение о приеме в залог принимается за пару минут

Процентная ставка начисляется за каждый день пользования заемными средствами. Она выше, чем в банке, но ниже, чем в МФО

Никакой проверки кредитной истории заемщика и общения с коллекторами, когда вещь не выкупается

Риск потери личной вещи. Если на дату выкупа залога не будет средств, то клиент может потерять на нее права. В случае форс-мажорных обстоятельств, когда владелец не смог в срок выкупить вещь, она будет продана в ломбарде или аукционе

Минимум документов. Достаточно взять с собой паспорт. Никаких свидетельств о браке и прочих бумаг в ломбарде не потребуют

Сумма, которая выдается наличными меньше реальной стоимости вещи. Ломбард страхует себя от недобросовестных клиентов и устанавливает такую цену, за какую точно сможет продать залог. Но для заемщика такая ситуация невыгодна

Большой выбор вещей, которые могут стать залогом. Если заложить изделие в одном ломбарде не получилось, в другом его могут принять с большей охотой

Требования к залогу. Если изделие утратило товарный вид или первоначальные свойства, то оценщик может сократить сумму выдаваемой наличности до 5-25 % от рыночной стоимости

Сумма, которую выдает ломбард, ограничена только реальной стоимостью самой вещи. Если в залог отдают раритетную картину стоимостью миллион рублей, то клиент вправе претендовать на 400-800 тысяч, в зависимости от решения оценщика

Срок действия договора. Если в первоначальном варианте указано, что продлить договор нельзя, то при просрочке даже в один день выкупить свою ценность не получится

Доступность ломбардов. В больших городах учреждения этого типа размещаются в шаговой доступности. Ряд организаций отличаются даже круглосуточным графиком работы

Риск обмана. Отличить легальный ломбард от комиссионки или подпольной скупки можно только, если ознакомиться с уставом или другими учредительными документами. Не все учреждения предоставляют такую информацию в открытом доступе

Скрытые нюансы

При обращении в ломбард найдите онлайн отзывы или воспользуйтесь реальными комментариями от пользователей данного заведения. Репутация – основной критерий, что ваше имущество вернется к вам, при исполнении обязательств по возврату заемных средств и начисленных процентов. Не все учреждения предоставляют такую информацию в открытом доступе. Если сведений нет на стенде, копия лицензии отсутствует, и вам ее отказались предоставить, идите в другое учреждение

Читайте также:
Стационарное рабочее место: что это значит

Еще одним моментом, на что следует обратить внимание при обращении в ломбард, что финучреждение вправе досрочно расторгнуть договор на хранение вещи. Такая ситуация возникает, если ОВД предъявят документы на конфискацию залогового имущества. Заимодавец уведомляет клиента в течение 3-х дней о сложившейся ситуации.

Альтернатива ломбарду и сравнение с другими способами заимствования

Главное преимущество ломбарда в сравнении с другими способами кредитования, что наличные выдадут вне зависимости от кредитной истории заемщика. Кроме паспорта у клиента не потребуют никаких других документов и расписок.

Основная опасность этого способа заимствования – потеря личной ценности. В случаях, если были просрочки по выкупу, оплате процентов, и даже когда ранее происходила реализация залогового имущества, клиенту не откажут в новом залоге.

Кредитная карта

Если заемные средства нужны постоянно, но их удается вовремя выплачивать, то есть смысл открыть кредитную карту. На сайте Бробанка представлен широкий выбор кредиток с разными условиями кредитования. Некоторые выдаются с плохой кредитной историей, другие без справок о доходах, третьи с льготным периодом до 100 дней, за которые не придется ничего платить.

От жилетки рукава и круг от бублика: что можно сдать в ломбард

Когда очень нужны деньги, можно что-нибудь продать. Но это не лучшее решение, если средства понадобились срочно, а расставаться с нажитым добром навсегда не хочется. Как быть тогда?

  • Что такое ломбард: принцип работы
  • Что принимают и не принимают в ломбардах
  • Виды ломбардов
  • Альтернативы ломбарду

Семен – самозанятый, с недавних пор выполняет частные заказы на перевозку грузов на стареньком Mitsubishi Canter. Клиентов пока немного, доход нестабильный.

Парня сложно назвать везучим человеком, всю сознательную жизнь его преследуют финансовые проблемы, и всегда не вовремя. Вот и сейчас: на следующую неделю намечена первая крупная перевозка, а грузовик дал сбой.

На покупку запчастей и ремонт нужно около 120 тысяч рублей. Семен нашел авторазборку, на которой можно приобрести все необходимое, и мастерскую, готовую взяться за срочную работу. Теперь осталось где-то добыть деньги, а точнее – недостающие 60 тысяч рублей.

Поразмыслив, парень решил заложить в ломбард телевизор и наручные часы, которые мама подарила ему на день рождения всего три месяца назад.

Что такое ломбард: принцип работы

Ломбард – это юридическое лицо, которое специализируется на краткосрочном залоговом кредитовании и хранении имущества на возмездной основе. Денежные средства в таких организациях можно получить быстрее, чем в банке, нужно меньше документов, но и условия менее выгодны.

Впервые они появились в Средние века в Ломбардии, регионе на севере Италии, и с тех пор их услугами пользуются люди разного положения и достатка. Пожалуй, самой необычной клиенткой ломбарда стала королева Испании Изабелла I, когда в 1492 году заложила собственную бриллиантовую корону, чтобы финансировать экспедицию Христофора Колумба в Америку.

В XVIII веке в Российской Империи стали открываться сохранные и ссудные казны и кассы, которые выдавали денежные средства под залог небольших предметов, серебра или золота. Первый частный ломбард открыл в 1888 году вологодский предприниматель и меценат Х. С. Леденцов. Его устав стал образцом при создании аналогичных организаций по всей России. В 1891 году в г. Вильно был издан «Проект устава частного ломбарда для Северо-Западного края». Федеральный закон «О ломбардах», который закрепил ломбардные организации как отдельный вид бизнеса, появился в России только в 2007 году.

Обратиться в ломбард может любой гражданин, достигший восемнадцати лет. Если нужна небольшая сумма на короткий срок, это действительно может стать быстрым и простым решением временных финансовых проблем.

  • Из документов нужен только паспорт. Также могут потребоваться бумаги на закладываемое имущество.
  • Заем выдают сразу, процесс оформления занимает не более 15 минут.
  • Минимум негативных последствий в случае непогашения долга – никаких звонков от коллекторов, судебных разбирательств и визитов приставов.
  • Заемщик рискует потерять только заложенную собственность – если не выкупить предмет залога в течение отведенного времени, он будет продан.

Прежде чем сдать что-то в ломбард, убедитесь, что он есть в Государственном реестре на сайте Банка России. Кроме того, легальные фирмы должны называться и работать в соответствии с требованиями законодательства:

  • в названии есть слово «ломбард»;
  • разрешенные часы работы: с 8 до 23 часов;
  • законные виды деятельности строго ограничены: предоставлением займов, хранение вещей, оказание консультационных и информационных услуг.

Не торопитесь заключать договор с первым попавшимся кредитором. Обратитесь в несколько организаций для оценки, чтобы выбрать наиболее выгодный вариант, тем более что это бесплатно.

На оценочную стоимость закладываемого имущества влияют срок эксплуатации, состояние, рыночная цена, спрос и другие факторы. По итогам оценки работник ломбарда определяет размер займа.

Затем формируется договор, на первой странице которого должна быть указана полная стоимость кредита (ПСК) – это обязательное требование. Размер обязательств клиента перед кредитором состоит из полученных средств и процентов за их пользование.

Важно: ПСК по договору может быть больше среднерыночного значения, опубликованного Центробанком, максимум на треть.

После подписания бумаг заемщик получает на руки залоговый билет с информацией о заложенных предметах, величине займа, датой его получения и возврата, сроком предоставления и процентной ставкой. Некоторые фирмы оформляют залоговый билет в электронном виде и отправляют его по электронной почте. В онлайн-формате удобнее вносить изменения в соглашение, например, продлевать срок кредитования.

Прежде чем подписать бумаги, обязательно убедитесь, что ваши ценности описаны в договоре подробно и достоверно, а при выкупе предметов залога проверьте их соответствие первоначальному состоянию. Помните: ломбарды несут ответственность за сохранность имущества и страхуют его за свой счет. Пока сданные вещи находятся в залоге, никто не вправе пользоваться или распоряжаться ими.

Обнаружили повреждения? Пишите претензию на возмещение вреда.

Читайте также:
Представительство в налоговых правоотношениях

Чтобы забрать предмет залога, заемщик должен вернуть кредитору деньги вместе с процентами до наступления установленной даты. Если необходимо продлить срок хранения оставленной вещи, нужно оплатить хотя бы проценты за прошедший период, иначе ломбард вправе приступить к ее реализации. Имущество, стоимость которого по результатам оценки более 30 тысяч рублей, продается на публичных торгах. После продажи долг считается погашенным вне зависимости от фактически вырученной суммы.

Что принимают и не принимают в ломбардах

Не все знают, но, кроме золота, в ломбард можно сдать практически любой ценный предмет: ювелирные, меховые изделия; швейцарские часы; монеты; антикварные, брендовые вещи; цифровую, бытовую, строительную технику; профессиональное оборудование и инструменты; автомобили и водный транспорт.

К каждому виду залога кредиторы предъявляют свои требования. Например, цифровая электроника должна быть актуальной (не старше пяти лет), без повреждений, в рабочем состоянии. Сдавать ее лучше в заводской упаковке со всеми аксессуарами и гарантийными талонами.

Взять заем под залог автомобиля может только его владелец. Машина не должна иметь серьезных повреждений, изменений комплектации и обременения (то есть уже заложенный транспорт не принимается).

Во избежание мошенничества при сдаче автомобиля в залог будьте особенно внимательны к прописанным условиям. Известны ситуации, когда вместо кредитного договора заключался договор купли-продажи по заниженной цене, после чего бывший владелец получал транспорт в пользование (псевдолизинг) под огромные проценты и штрафы за нарушение сроков оплаты. В результате ему было проще отказаться от идеи выкупа машины.

Некоторые ломбарды готовы выдать финансы под залог ПТС, если автомобиль является основным источником дохода заемщика.

Ломбарды не принимают в качестве залога недвижимость и вещи, оборот которых ограничен законодательством:

  • драгоценные материалы в любой форме (принимаются только готовые ювелирные изделия);
  • ордена и медали (кроме юбилейных и памятных);
  • любые виды оружия;
  • лабораторное и промышленное оборудование;
  • сусальное золото и позолоту, снятую с изделий.

Важно: не стоит пытаться получить денежные средства в обмен на медали деда. Согласно законодательству, государственные награды не передаются по наследству. Потомки награжденного могут только принять их на хранение, а за сбыт УК РФ предусматривает штраф до 80 тысяч рублей, исправительные работы и даже арест на срок до трех месяцев.

Виды ломбардов

Существуют ломбарды общей направленности, которые принимают практически все, что не запрещено, – от украшений до мобильных телефонов. Они сами устанавливают перечень возможных предметов в соответствии со своими ресурсами: наличием компетентных оценщиков, подходящих условий для обеспечения сохранности ценностей и т. д.

К наиболее распространенным узконаправленным представителям относятся автоломбарды, часовые, антикварные, меховые, ломбарды техники и, конечно, самые популярные – ювелирные.

Альтернативы ломбарду

Так как основной деятельностью большинства ломбардов является именно предоставление денежных средств под проценты, в качестве альтернативных вариантов рассмотрим банковские кредиты и микрозаймы в МФО (микрофинансовых организациях):

В большинстве случаев нужен только паспорт

Зачастую нужны дополнительные документы, справка о доходах

Нужны паспорт и ИНН

Залог – обязательное условие

Каждый из трех вариантов имеет право на существование и может оказаться единственно возможным в той или иной ситуации. Если вам нужны деньги, есть официальная работа, хорошая КИ и пара дней на ожидание – обращайтесь в банк. В случае отказа можно рассмотреть другие возможности:

  • не хотите рисковать нажитым добром – тогда вам в МФО;
  • готовы оставить залог – добро пожаловать в ломбард.

У нашего героя Семена плохая кредитная история, поэтому для него это самый доступный и быстрый вариант. К тому же теперь, когда машина работает, он не сомневается, что после выполнения заказа сможет вернуть денежные средства и забрать свои вещи, что для него принципиально важно.

При возникновении сложных финансовых ситуаций некоторые люди обращаются в так называемые скупки – это фирмы, которые скупают ценные предметы, зачастую очень дешево, и сразу же выставляют их на продажу, то есть имеют с ломбардами больше различий, чем сходства. Также можно «продать что-нибудь ненужное» через интернет или комиссионный магазин, но тогда, как вы сами понимаете, деньги появятся только после реализации, а комиссионка еще и вычтет из вырученных средств процент.

Но лучше всегда оставлять какую-то часть доходов на черный день, а остальное тратить с умом – в разделе нашего блога «Умный потребитель» вы найдете полезные практические советы по экономии и планированию бюджета.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: