Централизованная религиозная организация: что это значит

Учредители и устав религиозной организации

Учредители религиозной организации, количественные требования к их численности.

Учредители религиозной организации, количественные требования к их численности

Религиозная общественная организация – юридическое лицо некоммерческого типа, которое формируется с целью реализации целей, связанных с духовными, религиозными потребностями граждан.

Нормы закона утверждают:

  • Количество лиц, которые могут входить в состав такой общественной организации;
  • Особенности, которыми характеризуется местная религиозная организация;
  • Особенности, которыми отличается централизованная религиозная организация;
  • Правила формирования такого юридического лица;
  • Требования соответствия деятельности положениями Закона о свободе совести.

Учредителями местной религиозной организации могут быть физические лица, количеством от 10 человек и более. Централизованная организация создается местными организациями, которых должно быть не менее 3 для регистрации сообщества централизованного типа.

На выделение местных и централизованных общественных объединений оказывает прямое влияние территориальный фактор.

Нормы Закон о свободе совести требуют, чтобы учредитель соответствовал определенным требованиям:

  • Учредитель общественной организации должен быть совершеннолетним;
  • Участники сообщества, которые основывают сообщество некоммерческого типа с религиозными целями деятельности, должны проживать на одной территории;
  • В качестве учредителя объединения не допускается несколько категорий физических лиц: лицо без гражданства или гражданин другого государства, лицо, признанное по решению суда экстремистом, лицо, включенное в перечень, согласно федеральному закону «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», лицо, пребывание которого на территории страны признано нежелательным.
  • Учредитель общественного объединения должен иметь полную дееспособность.

Закон о свободе совести, деление религиозных организаций на местные и централизованные

Закон о свободе совести – один из наиболее важных законов, положения которого являются основанием для объединения и функционирования религиозных организаций. Данный документ предъявляет повышенные требования к местным организациям. Требования к объединениям централизованного типа не такие строгие.

Особенности регулирования основания централизованного объединения касаются вопросов составления наименования. В наименовании могут содержаться слова «Россия», «российский» и производные от этих слов только в том случае, если централизованная организация на момент регистрации имеет 50-летнюю историю законной деятельности.

Местные религиозные организации могут иметь в составе не менее 10 лиц. Централизованные общественные объединения формируются местными организациями в количестве не менее 3.

Устав религиозной организации, его функции, требования к содержанию

Устав является единственным учредительным документом религиозной общественной организации. Устав религиозной организации содержит основные положения, которые контролируют деятельность данного сообщества.

Основные положения устава объединения касаются таких вопросов:

  • Наименование;
  • Адрес/Метро расположения;
  • Цели деятельности;
  • Предмет деятельности;
  • Вид организации;
  • Состав;
  • Источники поступления имущества для деятельности религиозного сообщества;
  • Порядок ликвидации и особенности распределения имущества после ликвидации.

Устав местной религиозной организации составляется и утверждается учредителями или централизованной организацией.

Кроме основной информации, могут быть дополнительные данные:

  • Вероисповедание;
  • Принадлежность к централизованному объединению, если таковая имеется;
  • Порядок внесения изменений в текст Устава;
  • Особенности деятельности, которые необходимо урегулировать, помимо основных вопросов.

Данные о вероисповедании, согласно Закону о свободе совести, должны отражаться в наименовании общественной организации.

Порядок осуществления учредителями религиозной организации функций органа управления или члена коллегиального органа управления

Местная религиозная организация и ее деятельность регулируются нормами законодательства и Уставом организации. Центральный орган управления общественной организации является коллегиальным, а его деятельность регламентируется Уставом.

В учредительном документе можно изложить особенности функционирования коллегиального органа, частоту собраний и другие вопросы, которые касаются его деятельности.

Конкретные нормы, относительно формирования и деятельности органов управления общественной религиозной организацией, не установлены. В данном случае, учредители имеют свободу принятия решений относительно данных органов и определения их компетентности.

Структура объединения также определяется учредителями.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Учредители прихода.

Добрый день! Какое минимальное количество человек может быть в учредителях прихода. Должны ли они предоставлять свои паспортные данные.

  • Ответ юриста
  • Дополнительные вопросы (0)
  • Комментарии юристов (0)

Согласно ст. 9 ФЗ-125, Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

Если у вас возникнут трудности в решении данного вопроса, можете обратится в нашу компанию за консультацией.
Юридическая группа МИП – Москва
№1 в рейтинге адвокатов России – top-advokats.ru
Консультации проводят адвокаты с 20 летним опытом в офисе, по скайпу или телефону
Телефон для записи +7 (499) 938-82-06

О порядке вступления в членство религиозной организации

требуют ли государственные органы заявления о вступлении в религиозную организацию евангельских христиан баптистов от её членов?

  • Ответ юриста
  • Дополнительные вопросы (1)
  • Комментарии юристов (1)

Добрый день. Нет, не требуют.

Здравствуйте! В 2002г. являлась учредителем религиозной организации. В настоящее время связь утерена и я не участвую в ней. На сегодня я стою на бирже труда. Там вдруг выяснилось, что я юр. лицо. Дали мне распечатку учредителей, и я в том числе. Биржа труда хочет снять меня с учета, и чтоб я вернула выплаченные мне пособия за 2 мес. Я не хочу сниматься с учета, т.к у меня нет работы, и не нашла биржа еще. Как мне поступать в данной ситуации? В Религиозной организации нет работников и нет зарплат. Подают нулевые деклорации в налоговую о не имеющихся доходов. Спасибо!

Независимо от того, заключен у Вас трудовой договор или нет, Вы считаетесь занятым гражданином и не подлежите постановке на учет в центре занятости населения.

Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 22.12.2014) “О занятости населения в Российской Федерации”

Читайте также:
Государственное политическое управление: что это

Цитата: Статья 2. Занятые граждане

Занятыми считаются граждане:

работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона);

зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее – индивидуальные предприниматели);

занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения (далее – органы службы занятости);

временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, дачных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности;

Религиозные организации

Религиозной организацией (РО) признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний,

обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Виды религиозных организаций

В зависимости от территориальной сферы своей деятельности религиозные организации подразделяются на:

Местные (учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией).

Централизованные (религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций. Централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения указанной религиозной организации с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своих наименованиях слова “Россия”, “российский” и производные от них).

Религиозная организация действует на основании устава, который утверждается её учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям, установленным Гражданским Кодексом Российской Федерации.

Правовое регулирование РО осуществляется Гражданским Кодексом РФ (далее – ГК РФ), ФЗ «О некоммерческих организациях», ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о регистрации), ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» и пр.

Так, в Законе о регистрации закреплено, что государственная регистрация РО проводится в специальном порядке. Органом, осуществляющим государственную регистрацию РО, является Министерство Юстиции Российской Федерации (далее – Минюст России) или его территориальные органы.

Документы, предоставляемые для государственной регистрации религиозной организации

заявление о регистрации;

список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения;

устав религиозной организации;

протокол учредительного собрания;

документ, подтверждающий существование религиозной группы на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданный органом местного самоуправления, или подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию, выданный ее руководящим центром;

сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей;

сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией;

документ об уплате государственной пошлины.

Вы не прошли валидацию

Порядок регистрации религиозной организации

Стадии процесса государственной регистрации религиозных организаций закреплены в положениях ст.11 ФЗ №125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях».

Заявление о государственной регистрации религиозной организации, рассматривается в месячный срок со дня представления документов, указанных выше. В иных случаях Минюст России (его территориальные органы), вправе продлить срок рассмотрения документов до шести месяцев для проведения государственной религиоведческой экспертизы. Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы устанавливается Минюстом России.

На основании принятого Минюстом России или его территориальным органом решения о государственной регистрации религиозной организации и представленных ими необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения указанной записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации религиозной организации.

Читайте также:
Организации культуры: что это такое, описание и особенности

Минюст России или его территориальный орган не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о религиозной организации выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи о религиозной организации в единый государственный реестр юридических лиц.

Формы религиозных объединений

Религиозные объединения могут создаваться в 2 формах:

Религиозная группа – добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Здесь следует подчеркнуть, что помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками. Образование религиозной группы не требует государственной регистрации.

Религиозная организация – добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Следует отметить, что Правительством РФ подготовлен и в марте 2014 года внесён в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект Федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “О свободе совести и о религиозных объединениях” и признании утратившими силу положений отдельных законодательных актов Российской Федерации”, которым в целях совершенствования законодательства, регулирующего правовое положение, порядок создания и деятельности религиозных организаций отменяется требование о подтверждении 15-летнего срока существования религиозной группы на данной территории для ее государственной регистрации в качестве религиозной организации по причине несоответствия названного требования положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Кроме этого, в проекте закона предусматривается изменение порядка уведомления о создании религиозной группы. Такое уведомление будет представляться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере государственной регистрации религиозных организаций, а также предлагается отменить обязанность религиозных организаций ежегодно предоставлять, помимо отчета по установленной форме (статья 32 Федерального закона “О некоммерческих организациях”), дублирующую информацию о продолжении своей деятельности (статья 8 Федерального закона “О свободе совести и о религиозных объединениях”).

Религиозная организация

Организационно-правовые формы юридических лиц:
Коммерческие корпоративные организации:
ООО, АО, производственный кооператив, КТ, ПТ, ХП.
Некоммерческие корпоративные организации:
общественная организация, ассоциация (союз), потребительский кооператив, ТСН, казачье общество, общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Некоммерческие унитарные организации:
АНО, фонд, учреждение, религиозная организация.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ религиозная организация является одним из видов некоммерческих унитарных организаций.

Религиозной организацией признается добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган.

Правовое положение религиозных организаций определяется законом “О свободе совести и о религиозных объединениях”, а также Гражданским кодексом Российской Федерации. Религиозные организации действуют в соответствии со своими уставами и внутренними установлениями, не противоречащими закону. Порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях уставом религиозной организации и внутренними установлениями (другими внутренними документами).

Религиозная организация не может быть преобразована в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

Местная религиозная организация создается в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях не менее чем десятью гражданами-учредителями, централизованная религиозная организация – не менее чем тремя местными религиозными организациями или другой централизованной религиозной организацией.

Учредительным документом религиозной организации является устав, утвержденный ее учредителями или централизованной религиозной организацией. Устав религиозной организации должен содержать сведения о ее виде, наименовании и месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, составе, компетенции ее органов и порядке принятия ими решений, об источниках образования ее имущества, о направлениях его использования и порядке распределения имущества, остающегося после ее ликвидации, а также иные сведения, предусмотренные законом о свободе совести и о религиозных объединениях.

Учредитель (учредители) религиозной организации может выполнять функции органа управления или членов коллегиального органа управления данной религиозной организации в порядке, установленном в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях уставом религиозной организации и внутренними установлениями.

Религиозные организации являются собственниками принадлежащего им имущества, в том числе имущества, приобретенного или созданного ими за счет собственных средств, а также пожертвованного религиозным организациям или приобретенного ими по иным предусмотренным законом основаниям.

На принадлежащее религиозным организациям имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по требованиям их кредиторов. Перечень такого имущества определяется в порядке, установленном законом о свободе совести и о религиозных объединениях.

Учредители религиозной организации не сохраняют имущественные права на имущество, переданное ими этой организации в собственность. Учредители религиозных организаций не отвечают по обязательствам этих организаций, а эти организации не отвечают по обязательствам своих учредителей.

Читайте также:
Прокуратура города: что это значит

Научная электронная библиотека

2.4. Религиозные объединения

Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 14 Конституции).

Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками [18].

Религиозное объединение отвечает таким признакам, как вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

По форме религиозные объединения могут быть религиозной группой или религиозной организацией [14].

Религиозная группа – добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.

Религиозная организация – добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

В зависимости от территориальной сферы деятельности религиозные организации делятся на местные и централизованные.

Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском по-
селении.

Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

Взаимосвязь государства и религиозных объединений сводится к тому, что по отношению к религиозным объединениям:

– государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

– государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

– государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству;

– государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

– государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую и иную помощь;

– деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями;

– органы юстиции осуществляют регистрацию и контроль за деятельностью религиозных объединений.

Религиозной организации могут отказать в государственной регистрации, если: ее цели и деятельность противоречат Конституции и законодательству РФ (со ссылкой на конкретные статьи законов); она не признана религиозной; устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства РФ или содержащиеся в них сведения недостоверны; в Едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем, же наименованием; учредитель (учредители) неправомочен.

Основания для ликвидации религиозной организации, запрета на деятельность религиозного объединения в судебном порядке:

– нарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности государства;

– действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

– создание вооруженных формирований;

– пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества;

– принуждение к разрушению семьи;

– посягательство на личность, права и свободы граждан;

– нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

– склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном, для жизни и здоровья состоянии;

– воспрепятствование получению обязательного образования;

– принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

Религиозным объединениям запрещается вмешиваться в деятельность органов государства и местного самоуправления. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе передавать свои полномочия религиозным организациям либо принимать на себя какие-либо функции последних.

Религиозные организации равны перед законом. Им разрешается иметь собственность, средства массовой информации, заниматься благотворительной деятельностью. Они могут получать от государства определенные финансовые льготы.

Закон разрешает деятельность религиозных объединений по оказанию помощи своим членам в конфликтных ситуациях, признает право священнослужителя на отказ от дачи свидетельских показаний по обстоятельствам, ставших ему известными из исповеди. Государство сотрудничает с религиозными объединениями в противодействии экстремистской деятельности.

Отделение религиозных объединений от государства означает светский характер образования. В то же время церковь может иметь свои учебные заведения для подготовки священнослужителей.

Религиозные объединения и их иерархи не включены в систему государственной власти и местного самоуправления; они не могут влиять на принятие государственных решений. Действия органов государственной власти и местного самоуправления не согласовываются с религиозными объединениями.

Граждане России обладают равными правами независимо от их религиозных воззрений. Государство не участвует в регулировании внутреннего устройства религиозных объединений. Ни одного религиозного объединения не может финансироваться из государственного бюджета.

В государственных органах, органах местного самоуправления, учебных заведениях не могут образовываться структуры религиозных организаций. Решения руководящих органов религиозных организаций не имеют значения публично-правовых норм. Государственные служащие не вправе использовать служебное положение в интересах религиозных объединений. Они могут участвовать в религиозных церемониях как обычные верующие, а не в официальном качестве. В служебных кабинетах не должны размещаться предметы религиозной символики.

Читайте также:
Государственный судовой реестр: что это значит

Государство ограничивает деятельность религиозных или отдельных лиц в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. Ограничения по этим основаниям допускает и Международный пакет о гражданских и политичес-
ких правах.

Являясь институциональной формой выражения религии и важнейшим условием ее социального бытия, религиозные объединения создаются и действуют с целью удовлетворения религиозных потребностей людей, определяющих сущность и назначение религиозных объединений. Эти объединения занимаются благотворительной, образовательной и иными видами деятельности тем самым, оказывая конструктивное воздействие на гражданское общество.

В современной России формирование гражданского общества может стать реальным гарантом демократического характера происходящей в стране глобальной социальной трансформации всех сфер общественной жизни, участниками которой являются в том числе и религиозные объединения, ищущие свое место в системе институтов гражданского общества.

Правовая модель правоотношений государства и религиозных объединений в различный исторический период России определялась правовым статусом религиозных объединений. В истории формирования и развития религиозных объединений в России можно выделить пять этапов:

1) от начала христианства на Руси до утверждения московского единодержавия в XVI веке;

2) от начала московского единодержавия до Петра Великого;

3) от Петра Великого (или утверждения Святейшего Синода) до Октябрьской революции 1917 года;

4) советский период;

5) постсоветский период.

Социально-правовая специфика религиозных объединений как института гражданского общества определяет правовое содержание элементов правового статуса религиозных объединений, которыми являются права, обязанности, юридические гарантии и юридическая ответственность религиозных объединений, закрепленные в Конституции Российской Федерации,

Специфика религиозных объединений среди иных институтов гражданского общества выражается:

1) в исторической устойчивости и неизменности внутренних взаимоотношений, их многообразии, специфичности в зависимости от конфессиональной принадлежности;

2) в субординации с жестким подчинением единоличному главе, который наделяется божественным непререкаемым авторитетом;

3) в особенностях имущественного положения религиозных объединений, связанного с необходимостью использования ими в своей деятельности имущества религиозного, в том числе богослужебного назначения;

4) в целях создания (удовлетворение религиозных потребностей человека).

Формирование надлежащего правового статуса религиозных объединений является фактором предотвращения возможных межконфессиональных конфликтов, преодоления религиозного (и связанного с ним национального) экстремизма, подрывающего основы гражданского общества.

При анализе юридической ответственности религиозных объединений необходимо выделить ее особенности, отличные от мер юридической ответственности, применяемых к другим юридическим лицам. Среди них, в частности, можно выделить норму Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», регламентирующую приостановление деятельности религиозного объединения, ликвидацию религиозной организации, запрет на деятельность религиозного объединения в случае нарушения ими законодательства Российской Федерации и норму, согласно которой на движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензии кредиторов. Применительно к первой норме обращается внимание на то обстоятельство, что конституционно-правовой институт запрета по существу превращается в институт ликвидации для тех религиозных объединений, которые не имеют статуса юридического лица. Между тем институт запрета того или иного объединения – это жесткое средство конституционно-правового воздействия, которое должно иметь адекватные правовые последствия, отличные от последствий применения гражданско-правового института ликвидации юридического лица. Одним из таких последствий должен быть запрет на воссоздание запрещенного объединения без каких-либо оговорок относительно срока действия такого запрета. При рассмотрении второй нормы указано на ее правомерность, т.к. в данном случае иное (т.е. взыскание на имущество богослужебного назначения) означало бы фактически блокирование деятельности религиозных объединений.

Федеральным законом от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», установлено, что религиозные организации не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не имеют права оказывать им материальную поддержку, не могут участвовать в выборах в органы власти и в органы местного самоуправления, не выполняют функции органов государственной власти и других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления. Правомерность таких ограничений вытекает из существа религиозных объединений, их назначения, связанного с удовлетворением религиозных потребностей и интересов людей. В данном случае речь идет о правомерных ограничениях прав религиозных объединений, которые направлены на сохранение религии как фактора, консолидирующего общество.

Законодательство определяет особенность государственной регистрации религиозных организаций, которая отличает ее от регистрации других юридических лиц вообще. Это предусмотренный законодательством пятнадцатилетний срок существования, а также фактически разрешительный порядок государственной регистрации.

Следует отметить, что важным шагом в совершенствовании законодательства о религиозных объединениях могло бы стать исключение из преамбулы Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» фразы «признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России».

Требует уточнения целый ряд норм необоснованно ограничивающих права религиозных объединений. В частности, предусмотренный в законе пятнадцатилетний временной ценз, как необходимое условие создания религиозной организации, является, по нашему мнению, навязыванием религиозным общинам членства в централизованных религиозных организациях (догматика которых может и не совпадать), что противоречит принципу свободы совести, предполагающему добровольность участия каждого в религиозных объединениях. В этой связи предлагается внести соответствующие изменения в пункт 1 статьи 9 и пункт 5 статьи 11 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Читайте также:
Как оформить сельхоз земли?

Одной из проблем, требующей правового регулирования в соответствии с нормами международного права, является проблема «иностранного источника» в религиозном объединении (учредителей религиозной организации). По данному вопросу сформулирована позиция Европейского суда по правам человека не совпадающая с нормами законодательства о религиозных объединениях. Закон устанавливает различное отношение государства к российским и иностранным гражданам, с точки зрения их способности публично осуществлять право на свободу совести посредством участия в деятельности религиозных объединений. Между тем, согласно Конституции Российской Федерации свобода вероисповедания, включающая «право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию», гарантируется каждому.

Другой вопрос, заслуживающий внимания законодателя, касается уточнения понятия «централизованная религиозная организация». Централизованные и местные религиозные организации являются разновидностями религиозной организации как самостоятельной организационно-правовой формы юридических лиц (статья 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»). При этом правовое положение централизованных религиозных организаций неопределенно: Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» называет их собственно религиозными организациями, которые опять же состоят из религиозных организаций. Это не соответствует положению, сформулированному в пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», согласно которому религиозной организацией является «объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих в Российской Федерации». Соответственно централизованные религиозные организации не могут признаваться разновидностью религиозных организаций.

Необходимо отметить, что установление преимуществ религиозным объединениям в сфере экономической деятельности (не вытекающих из их существа как института гражданского общества) может привести к злоупотреблению организационно-правовой формой религиозного объединения, и как следствие, к девальвации ценности религиозной идеологии и формированию негативного отношения к религиозным объединениям как к институту гражданского общества. В связи с этим необходимо откорректировать некоторые льготы религиозным организациям в налоговой сфере, направленные на обеспечение их адресного применения при осуществлении религиозной, образовательной, благотворительной деятельности религиозных организаций. При этом следует исключить распространение налоговых льгот на предпринимательскую деятельность последних. В частности, предлагается пересмотреть соответствующие положения части 3 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовый техники», отменив освобождение предприятий религиозных организаций от применения контрольно-кассовой техники при реализации предметов религиозного назначения культа и религиозной литературы; освободить от налога на имущество организаций не все имущество религиозных организаций, а только непосредственно используемое в религиозных целях не связанного с извлечением прибыли; нормативно определить понятие «религиозная деятельность» в целях применения льготы по налогу на добавленную стоимость.

Статья 13. Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации

Статья 13. Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 13 настоящего Федерального закона

1. К специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения относятся:

1) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

2) социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;

3) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

2. В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, круглосуточно принимаются в установленном порядке несовершеннолетние:

1) оставшиеся без попечения родителей или иных законных представителей;

2) проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении;

3) заблудившиеся или подкинутые;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в подпункт 4 пункта 2 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

4) самовольно оставившие семью, самовольно ушедшие из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

5) не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию;

6) оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и (или) реабилитации.

3. Основаниями приема в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, являются:

1) личное обращение несовершеннолетнего;

2) заявление родителей несовершеннолетнего или иных его законных представителей с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам;

3) направление органа управления социальной защитой населения или согласованное с этим органом ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ в подпункт 4 пункта 3 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 7 сентября 2007 г.

4) постановление лица, производящего дознание, следователя или судьи в случаях задержания, административного ареста, заключения под стражу, осуждения к аресту, ограничению свободы, лишению свободы родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ в подпункт 5 пункта 3 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения

5) акт оперативного дежурного территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел о необходимости приема несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Копия указанного акта в течение пяти суток направляется в орган управления социальной защитой населения.

Читайте также:
Органы регулирования естественных монополий

В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, не могут быть приняты лица, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также с явными признаками обострения психического заболевания;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в подпункт 6 пункта 3 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

6) направление администрации специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в котором находится несовершеннолетний, самовольно ушедший из семьи, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа или иной организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 25.1 настоящего Федерального закона.

4. Несовершеннолетние, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обслуживаются в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в течение времени, необходимого для оказания им социальной помощи и (или) их социальной реабилитации.

Несовершеннолетний, принятый на основании личного заявления в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, имеет право покинуть его на основании личного заявления.

ГАРАНТ:

См. Порядок приема, содержания и выпуска лиц, находящихся в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утвержденный постановлением Минтруда РФ от 30 января 1997 г. N 4

5. Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:

1) принимают участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;

2) оказывают социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействуют возвращению несовершеннолетних в семьи;

ГАРАНТ:

См. Рекомендации по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации”, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 29 марта 2002 г. N 25

См. Методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения “Центр психолого-педагогической помощи населению”, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 19 июля 2000 г. N 53

См. Методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения “центр экстренной психологической помощи по телефону”, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 19 июля 2000 г. N 54

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ в подпункт 3 пункта 5 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения

3) содержат в установленном порядке на полном государственном обеспечении несовершеннолетних, указанных в пункте 2 настоящей статьи, осуществляют их социальную реабилитацию, защиту их прав и законных интересов, организуют медицинское обеспечение и обучение несовершеннолетних по соответствующим образовательным программам, содействуют их профессиональной ориентации и получению ими специальности;

4) уведомляют родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей о нахождении несовершеннолетних в указанных учреждениях;

5) содействуют органам опеки и попечительства в осуществлении устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей.

6. Должностные лица специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, пользуются правами, предусмотренными пунктом 3 статьи 12 настоящего Федерального закона, а также имеют право:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в подпункт 1 пункта 6 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

1) вызывать представителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других организаций для возвращения им несовершеннолетних, самовольно ушедших из указанных организаций;

2) приглашать родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей для возвращения им несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей;

3) изымать в установленном порядке у несовершеннолетних, содержащихся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, предметы, запрещенные к хранению в указанных учреждениях.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в пункт 7 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.

7. Примерные положения о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Детские реабилитационные центры – чем в них занимаются, и как они могут помочь детям с особенностями в развитии?

Если диагноз неизвестен

Вы замечаете, что ваш ребенок позже других своих ровесников встал на ножки, пошел, заговорил, если у него проблемы с приучением к горшку, энурез (ночное недержание мочи) — это верные сигналы к тому, чтобы обратиться к участковому врачу, чтобы он направил вас:

  • во-первых, к неврологу;
  • во-вторых, к генетику;
  • в-третьих, к психиатру.

Родителям не стоит занимать позицию страуса: «Нет, этого не может быть! Почему это произошло с моим ребенком?!» Пока вы рефлексируете, страдаете или сомневаетесь, вы упускаете драгоценное время. Чем раньше будет установлен диагноз, тем скорее надо приступать к реабилитации. В этом случае выше вероятность, что ваш малыш, когда вырастет, станет социально адаптированным человеком, сможет обслуживать себя сам и идти по жизни самостоятельно.

Диагноз известен? Приступаем к реабилитации

Врачи, когда выносят родителям суровый приговор в виде неизлечимого диагноза, как правило, говорят следующее: «Чем больше вы вложите в своего ребенка, чем больше будете его развивать, тем лучше будет результат, тем больше отдача». Да, это касается абсолютно каждого ребенка! Но развитием «особого ребенка» надо заниматься в 10 или в 100 раз больше. Ведь ваша задача – как бы это сурово ни прозвучало — сделать его самостоятельным человеком до того момента, как вы уйдете из жизни. Сейчас без вас ребенок не может одеться-раздеться, помыть посуду, приготовить себе еду, распоряжаться деньгами, делать необходимые покупки… Такие дети могут быть безмерно добры, сочувственны, чистосердечны и при этом абсолютно беспомощны в быту. Ваша задача научить их обслуживать себя. И кроме того, научить их радоваться жизни, находить в ней прекрасное! Для этого жизненно необходимы не только занятия лечебной физкультурой, но и творчеством — рисованием, лепкой, пением, игрой на музыкальных инструментах — в меру сил и возможностей, разумеется.

Читайте также:
Ограничение совместной службы родственников

Методики коррекции и развития индивидуальны

Рекомендовать конкретную программу развития в данном случае невозможно, потому что диагнозы и нарушения у всех особых детей настолько разные, что и подход к их реабилитации и коррекции развития сугубо индивидуален. Методики определяет только специалист, в каждом конкретном случае.

Вот список проблем в развитии или диагнозов с их аббревиатурами:

ДЦП — детский церебральный паралич;

ЗПР — задержка психического развития;

ЗРР — задержка речевого развития;

ММД — минимальная мозговая дисфункция;

ОДА — опорно-двигательный аппарат;

ОНР — общее недоразвитие речи;

РДА — ранний детский аутизм;

СДВГ — синдром дефицита внимания с гиперактивностью;

ОВЗ — ограниченные возможности здоровья.

Главное — не воспринимать любой из диагнозов или отклонений в развитии как окончательный приговор, который «изменению и обжалованию не подлежит». Медицина и наука не стоят на месте. Врачи, психологи и педагоги, их опыт убеждают: и правильные методики, и родительская любовь творят чудеса.

Одна из ошибок родителей особых детей заключается в том, что они надеются вылечить болезнь лекарствами — дорогими, привезенными из-за границы, чудодейственными. Пытаются применять и стволовые клетки, и новейшие препараты — тщетно. Например, если ребенок не держит в руке карандаш, тут никакие таблетки не помогут — только занятия, занятия и еще раз занятия. И в результате ребенок, пусть и позже своих ровесников, но все-таки научится писать!

Куда обращаться?

В первую очередь к лечащему врачу — педиатру или психиатру. Если ребенку положена инвалидность — оформляйте и проследите, чтобы в индивидуальной программе реабилитации (ИПР) были заполнены все важные для вашего диагноза пункты (ортопедическая обувь, слуховой аппарат, инвалидное кресло). Тогда все необходимое органы соцзащиты будут выдавать вам бесплатно. Кроме того, в ИПР должны написать и меры реабилитации — например, массаж, услуги логопеда, психолога и дефектолога. Услуги всех этих специалистов вам должны предоставить в районной детской поликлинике. Только не ждите, что вам оттуда позвонят и скажут: «Приходите на занятия с логопедом и психологом». Скорее всего, вам надо будет взять с собой ИПР, удостоверение ребенка-инвалида и пойди в поликлинику, чтобы выяснить, в какие дни недели и часы с вашим ребенком будут заниматься специалисты.

Итак, детская поликлиника — первое место, где вам обязаны предложить помощь. Кроме того, в тоже каждом районе округа есть Центры социального обслуживания. Найдите в интернете их адреса, например, наберите в поисковике: ЦСО «Коптево» — и выпадет адрес и телефон, куда можно обратиться.

Затем обратитесь в окружное управление образования, в ведомстве которого находятся центры развития особых детей. В управлениях образования работают знающие специалисты — они знают каждого особого ребенка лично! Если, конечно, родители обращаются к ним за помощью и советом. Там вам порекомендуют и центр развития и реабилитации, и дошкольное учреждение, куда принимают особых детей, и коррекционную школу, подходящую именно вашему чаду. Есть инклюзивные школы (инклюзия — от слова «включение», это когда одного или двух особых детей) принимают в обычный класс. Но пока, скажем честно, инклюзия не очень-то приживается на нашей почве: настолько велика разница в способностях и возможностях детей, что трудно становится всем — и здоровым детям, и особым, и главное — учителям, которым надо, по сути, разрываться на части между одними учениками и другими.

В каждом округе есть Центр социальной помощи — постучитесь и в эти двери! Там тоже занимаются с детьми творчеством, играют в развивающие игры, психологи консультируют семьи в разных ситуациях.

Поскольку особых детей с каждым годом почему-то рождается все больше, то и центров для их развития, коррекции и реабилитации возникает достаточно: как государственных, так и частных. В приложении к этому тексту дан длинный список адресов, где указаны развивающие центры, работающие в каждом округе. Пообдерите, какой именно подходит вашему ребенку.

Чем там занимаются?

Обязательно проходят занятия с дефектологом, логопедом, психологом. Важный предмет — социальная адаптация, где ребенку в игровой форме объясняют, как вести себя в обществе, прививают навыки общения. Развитие речи, расширение кругозора, познание мира — все происходит в доступной для особых детей форме. Разработка мелкой моторики полезна для развития мозговой деятельности, поэтому с детьми обязательно занимаются лепкой из пластилина или соленого теста. Потом игрушки из текста раскрашивают красками — получаются очень милые поделки! В некоторых центрах с детьми занимаются даже иностранными языками. Театр и музыкальные занятия неотъемлемы, потому что педагоги готовят с детьми утренники и праздники. В таких центрах делают все, чтобы дети не чувствовали себя на обочине жизни.

Предварительно позвоните в центр, расспросите условия приема: там, например, могут специализироваться на работе со слабослышащими детьми, а у вас может быть совершенно другая проблема.

Читайте также:
Отложение рассмотрения дела: что это значит

Выбирайте центр поближе к дому. Особенность таких деток — быстрая утомляемость. Не стоит испытывать их силы и ездить через весь город. Залог успеха ваших занятий — стабильность, регулярность. А если ребенок будет утомляться, он начнет часто болеть, и тогда ожидаемого результата от занятий не будет.

Со здоровыми детьми — вместе!

Конечно, выбирая центр для развития своего ребенка, вы должны трезво оценить его способности, таланты и физические возможности. Дети со сложными диагнозами порой настолько разные по уровню своего развития, что иногда удивляешься, как они вообще могут, например, учиться в одном классе? Ведь их учебные знания и навыки — просто небо и земля. Скажем, у одного речь развита, а другой почти не разговаривает.

Поэтому, хорошенько подумайте, стоит ли вам вообще обращаться в центр реабилитации. Тот, у кого проблемы с речью в обществе детей, которые почти не говорят или заикаются, начнет подражать, следовать их примеру, по сути деградировать. Вам это надо?

Может, вашего ребенка можно отдать в обычную музыкальную школу? Пусть он не станет великим музыкантом, но для общего развития будет заниматься. Игра на любом музыкальном инструменте — это развитие координации, мелкой моторики, а значит — и головного мозга. Или может ваш ребенок, имеющий задержку речевого развития, прекрасно рисует? Тогда может отдать его в обычную художественную школу?

Ведь — давайте смотреть правде в глаза — в центрах развития и коррекции подбирается довольно трудное общество. С гиперактивными или, наоборот, аутичными детьми общаться непросто даже взрослому человеку. Очень непросто. Так зачем же тогда держать вашего ребенка в таком трудном обществе, если сам он социально адаптирован, не агрессивен, адекватен, умеет вести себя в обществе и главное — не мешает учебному процессу в классе с обычными здоровыми детьми? Пусть даже сам он чего-то недопонимает, главное — не мешает окружающим!

Если ваш ребенок именно такой — боритесь за то, чтобы его приняли в любое учреждение дополнительного образования — будь то Дом детского творчества, музыкальная или художественная школа. Не будут принимать — обращайтесь в Департамент образования города Москвы. Пока у нас действительно далеко не все люди готовы к тому, чтобы принять всех «немного странных» в свой круг. Наше с вами дело — постепенно стремиться к тому, чтобы ситуация изменилась.

В цивилизованном обществе давно поняли: пользу от такого общения получают обе стороны. Здоровые дети становятся более заботливыми, добрыми, внимательными. А проблемные детки совершают рывок в своем развитии, потому что пытаются следовать примеру здоровых.

Упорные занятия и интеграция, внедрение в здоровую среду — вот верный путь социальной адаптации и реабилитации особых детей.

Так что вы должны трезво оценить возможности вашего ребенка и понять, куда ему лучше направиться, где ему скорее помогут — в учреждении дополнительного образования или в центре реабилитации и коррекции.

Электронная библиотека

Постановлением Минтруда РФ от 19 июля 2000 г. № 52 были утверждены Методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр социальной помощи семье и детям».

Государственное (муниципальное) учреждение «Центр социальной помощи семье и детям» (далее – Центр) создается в целях оказания семьям, детям и отдельным гражданам (далее – граждане), попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.

Деятельность Центра направлена на социальное обслуживание граждан, реализацию прав семьи и детей, на защиту и помощь со стороны государства, содействие стабильности семьи как социального института, на улучшение социально-экономических условий жизни граждан, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизацию связей семьи с обществом и государством, установление гармоничных внутрисемейных отношений. В связи с этим Центр осуществляет:

· мониторинг социальной и демографической ситуации, уровня социально-экономического благополучия семьи и детей;

· выявление и дифференцированный учет семей и детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, нуждающихся в социальной поддержке;

· определение и периодическое предоставление (постоянно, временно, на разовой основе) конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, социально-психологических, социально-педагогических и иных социальных услуг;

· поддержку семей и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;

· социальный патронаж семей и детей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;

· социальную реабилитацию детей с ограниченными умственными и физическими возможностями;

· оказание помощи гражданам, перенесшим психофизическое насилие;

· участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;

· участие в привлечении государственных, муниципальных и негосударственных органов, организаций и учреждений (здравоохранения, образования, миграционной службы и т.п.), а также общественных и религиозных организаций и объединений (ветеранских, инвалидных, комитетов Общества Красного Креста, ассоциаций многодетных, неполных семей и т.п.) к решению вопросов оказания социальной помощи гражданам и координацию их деятельности в этом направлении;

· внедрение в практику новых форм и методов социального обслуживания в зависимости от характера нуждаемости семьи и детей в социальной поддержке и местных социально-экономических условий;

· проведение мероприятий по повышению профессионального уровня работников Центра, увеличению объема предоставляемых социальных услуг и улучшению их качества.

Направления деятельности Центра могут корректироваться в зависимости от социально-демографической и экономической ситуаций в регионе, национальных традиций, нуждаемости населения в конкретных видах социальной поддержки и других факторов. Центр возглавляет директор Центра, назначаемый учредителем. Структурные подразделения Центра возглавляют заведующие, утверждаемые директором Центра. К ним относятся: отделение приема граждан, консультативное отделение, отделение психолого-педагогической помощи, отделение помощи женщинам, оказавшимся в кризисной ситуации и др. (рисунок 4.1)

Читайте также:
Мореходное состояние судна: что это значит

Содержание социального обслуживания граждан Центр определяет индивидуальными программами:

· комплексной реабилитации, направленной на решение всей совокупности проблем граждан, осуществляемой как работниками Центра, так и других социальных служб, государственных, муниципальных и негосударственных органов, организаций и учреждений (здравоохранения, образования, внутренних дел, миграционной службы и т.п.);

· социальной реабилитации, направленной на решение только социальных проблем граждан или части из них, осуществляемой работниками Центра и других социальных служб;

· комплексной адаптации, направленной на решение всей совокупности проблем, возникающих у граждан в связи со сменой условий и места жизнедеятельности, осуществляемой как работниками Центра, так и других социальных служб, государственных, муниципальных и негосударственных органов, организаций и учреждений (здравоохранения, образования, внутренних дел, миграционной службы и т.п.);

· социальной адаптации, направленной на решение социальных проблем, возникающих у граждан в связи со сменой условий и места жизнедеятельности, осуществляемой работниками Центра и других социальных служб;

· комплексной профилактики, направленной на предотвращение реальной угрозы трудной жизненной ситуации, осуществляемой работниками Центра и других социальных служб, государственных, муниципальных и негосударственных органов, организаций и учреждений (здравоохранения, образования, внутренних дел, миграционной службы и т.п.);

· социальной профилактики, направленной на предотвращение социальных последствий реальной угрозы трудной жизненной ситуации, осуществляемой только работниками Центра и других социальных служб.

Решение о разработке конкретного вида индивидуальных программ принимается исходя из их реальной необходимости, способности граждан самостоятельно решить часть собственных жизненных проблем, возможностей, имеющихся у Центра, и других объективных обстоятельств.

Организационно-методическое отделение создается для:

· осуществления социального мониторинга на территории, обслуживаемой Центром; составления «социального паспорта» территории, обслуживаемой Центром;

· проведения анализа и прогнозирования социальных процессов на территории, обслуживаемой Центром, и выработки предложений по совершенствованию системы социальной защиты населения;

· изучения эффективности деятельности структурных подразделений Центра и внесения предложений по повышению ее качества;

· обобщения и внедрения передовых видов и форм социального обслуживания населения;

· разработки и распространения методических и информационных материалов по актуальным вопросам социальной защиты населения;

· решения вопросов повышения квалификации работников Центра;

· информирования населения, в том числе через средства массовой информации, о деятельности Центра.

Отделение приема граждан создается для:

· организации приема граждан, выявления потребностей в социальных услугах у семей и детей, проживающих на территории, обслуживаемой Центром;

· первичного и, при необходимости, последующих приемов граждан в Центре, выявления имеющихся у них потребностей в социальных услугах, направления в соответствующие функциональные подразделения Центра;

· создания банка данных о гражданах, обратившихся в Центр за помощью, осуществления обмена необходимой информацией с заинтересованными государственными и общественными организациями и учреждениями;

· осуществления анализа и прогнозирования социальных процессов на территории, обслуживаемой Центром, подготовки предложений по совершенствованию системы социального обслуживания семьи и детей.

Консультативное отделение организуется в целях защиты прав и интересов граждан, их адаптации в обществе путем содействия в решении социальных, психологических и юридических вопросов, в связи с чем оно осуществляет:

· консультирование по вопросам социального обслуживания граждан;

· содействие в решении правовых вопросов, входящих в компетенцию органов социальной защиты населения;

· оказание психологической помощи, в том числе экстренной, по «телефону доверия»;

· предоставление консультаций по вопросам профессиональной ориентации, получения образования и трудоустройства.

Отделение психолого-педагогической помощи создается с целью:

· повышения психологической устойчивости и формирования психологической культуры граждан, в первую очередь, в сферах межличностного, семейного и родительского общения;

· помощи гражданам в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, благоприятного микроклимата;

· содействия гражданам в преодолении конфликтных ситуаций и иных нарушений супружеских и семейных отношений;

· помощи гражданам, испытывающим трудности в воспитании детей;

· ознакомления с особенностями психологии детского возраста;

· предотвращения возможного эмоционального и психического кризиса у граждан;

· психологической адаптации граждан к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни.

Отделение психолого-педагогической помощи осуществляет:

· помощь гражданам в воспитании детей, обучении детей и родителей здоровому образу жизни, в поддержании психического и физического здоровья, в успешном разрешении семейных конфликтов и иных вопросов;

· патронаж семей, имеющих неблагоприятные психологические и социально-педагогические условия;

· психологическое обследование личности граждан, анализ поведения, тестирование для определения оптимального варианта психолого-педагогической помощи;

· психологическую коррекцию нарушений общения у детей, искажений в психическом развитии ребенка, неблагоприятных форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, конфликтных взаимоотношений родителей с детьми и подростками, неадекватных родительских установок воспитания ребенка, нарушений супружеских отношений;

· диагностику психофизического, интеллектуального и эмоционального развития ребенка, изучение его склонностей и способностей, степени готовности к обучению в школе;

· психологические тренинги по снятию состояний тревожности, нервно-психической напряженности, преодолению неадекватных форм поведения и другим направлениям;

· организацию деятельности групп взаимоподдержки, создание клубов общения, разработку и проведение циклов бесед, «круглых столов» и т.п.

Отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации создается с целью оказания психологической, юридической, педагогической, социальной и помощи иных видов женщинам, находящимся в кризисном и опасном для физического и душевного здоровья состоянии или подвергшимся психофизическому насилию.

Отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, может осуществлять:

Читайте также:
Одномандатный избирательный округ: что это значит

· социальный патронаж женщин, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;

· мероприятия по повышению стрессоустойчивости и психологической культуры женщин, в первую очередь, в сфере межличностного, семейного и родительского общения;

· помощь женщинам в создании в семье взаимопонимания и уважения, благоприятного микроклимата, преодолении конфликтов и иных нарушений супружеских и внутрисемейных отношений;

· социально-психологическую помощь женщинам в адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни.

Отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних создается с целью:

· социального патронажа дезадаптированных несовершеннолетних, склонных к асоциальным поступкам и противоправному поведению;

· социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Основными задачами отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних являются:

· выявление источников и причин социальной дезадаптации;

· организация проведения психолого-медико-педагогического обследования, направленного на установление форм и степени социальной дезадаптации;

· разработка индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации;

· разработка рекомендаций и осуществление взаимодействия с семьями дезадаптированных несовершеннолетних для обеспечения преемственности коррекционно-реабилитационных мероприятий с ними в домашних условиях.

Отделение дневного пребывания несовершеннолетних создается для реализации программ их социальной реабилитации в полустационарных условиях.

Несовершеннолетние посещают отделение дневного пребывания в свободное от учебы время. Продолжительность посещения должна соответствовать времени реабилитационного периода, определяемого индивидуальными программами.

В отделении дневного пребывания несовершеннолетних рекомендуется комплектовать реабилитационные группы численностью от 5 до 10 человек. Деятельность реабилитационных групп осуществляется на основе групповых программ, учитывающих индивидуальные программы реабилитации несовершеннолетних. В период нахождения в отделении дневного пребывания дети и подростки обеспечиваются горячим питанием и лекарственными средствами.

В отделении дневного пребывания несовершеннолетних рекомендуется выделять помещения для медицинского кабинета и кабинета психологической помощи, для проведения учебных занятий, досуга и кружковой работы, а также столовой.

Отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями создается для реабилитации (психолого-социальной, социально-педагогической, социально-медицинской, социально-бытовой, социально-трудовой) в условиях дневного пребывания несовершеннолетних с отклонениями в физическом и умственном развитии, а также обучения родителей особенностям их воспитания и методикам реабилитации.

Основными задачами отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями являются:

· поэтапная реализация индивидуальных программ реабилитации совместно с учреждениями здравоохранения, образования, физической культуры и спорта;

· организация досуга и внешкольного образования в зависимости от возраста и состояния здоровья;

· обучение навыкам самообслуживания, поведения, самоконтроля, общения;

· работа с родителями в целях реализации преемственности реабилитационных мероприятий и адаптации несовершеннолетних в семье;

· оказание консультаций семьям, в том числе по вопросам предоставления им льгот и преимуществ.

В отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями целесообразно выделять помещения для учебных занятий, трудо- и игротерапии, медицинского кабинета, питания, досуга, а при наличии возможностей – для отдыха (сна).

Несовершеннолетние школьного возраста посещают отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями в свободное от учебы время в течение необходимого для реабилитации срока в соответствии с индивидуальными программами реабилитации.

Из несовершеннолетних, в зависимости от их состояния здоровья, степени физического и умственного развития, а также возраста, в отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями рекомендуется формировать группы численностью от 5 до 10 человек.

Стационарное отделение создается с целью реализации программ социальной реабилитации несовершеннолетних в условиях круглосуточного пребывания в Центре. Несовершеннолетние школьного возраста, находящиеся в стационарном отделении, в обязательном порядке посещают учебное заведение или обучаются по индивидуальной программе. В виде исключения может быть организовано их обучение в помещении отделения.

В стационарном отделении образуются реабилитационные группы, объединяющие несовершеннолетних по признаку характера и степени социальной дезадаптации. Количество несовершеннолетних в реабилитационной группе не должно превышать 7 человек. Деятельность реабилитационных групп осуществляется на основе групповых программ, учитывающих индивидуальные программы реабилитации несовершеннолетних. В отделении может быть образовано не более 5 реабилитационных групп.

Работники стационарного отделения обеспечивают жизнедеятельность несовершеннолетних, включение их в учебную, трудовую, познавательную, досуговую и иную деятельность, а также процесс самообслуживания.

В стационарном отделении создаются условия жизни, приближенные к домашним, способствующие социальной реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением. В стационарном отделении выделяются помещения для сна, питания, досуга и труда (в том числе мастерские), оказания медицинской и психологической помощи и другие.

Отделение срочного социального обслуживания создается для оказания гражданам (вне зависимости от их возраста), остро нуждающимся в социальной поддержке, помощи разового характера, направленной на поддержание их жизнедеятельности.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 1996 г. № 739 «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами» срочное социальное обслуживание может включать в себя оказание следующих социальных услуг из числа предусмотренных федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг:

· обеспечение граждан бесплатным горячим питанием, в том числе путем предоставления им талонов на питание, или продуктовыми наборами;

· выделение нуждающимся одежды, обуви и других предметов первой необходимости;

· оказание материальной помощи;

· оказание юридической помощи;

· содействие в получении временного жилого помещения;

· предоставление иных услуг, обусловленных региональными особенностями.

Деятельность отделения срочного социального обслуживания строится на сотрудничестве с различными государственными учреждениями, общественными, благотворительными, религиозными организациями и объединениями, фондами, а также отдельными гражданами.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: