Центральная избирательная комиссия РФ: что это

Центральная избирательная комиссия РФ: что это

Статья 21. Порядок формирования и статус Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

1. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

2. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации действует на постоянной основе и является юридическим лицом.

3. Срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации составляет пять лет. Если срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации истекает в период избирательной кампании, в период со дня назначения референдума Российской Федерации и до окончания кампании референдума, которые организует Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума.

(в ред. Федерального закона от 04.06.2010 N 117-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации состоит из 15 членов. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предложенных фракциями, иными депутатскими объединениями в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. При этом от одного депутатского объединения в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации может быть назначено не более одного представителя. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предложенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Президентом Российской Федерации.

5. Члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации должны иметь высшее образование.

(в ред. Федеральных законов от 30.01.2007 N 6-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации организуют работу по конкретным направлениям ее деятельности, определяемым Регламентом Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, и несут ответственность за результаты работы по этим направлениям.

7. Члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации избирают из своего состава тайным голосованием Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, заместителя Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и секретаря Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет.

(в ред. Федерального закона от 05.04.2022 N 89-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации является избирательной комиссией, организующей выборы в федеральные органы государственной власти, а также комиссией референдума, организующей референдум Российской Федерации.

9. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации:

а) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

б) организует разработку нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением, а также организует закупку этого технологического оборудования при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 24.11.2014 N 355-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции;

Читайте также:
Умышленное уничтожение или повреждение имущества

г) осуществляет меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума, установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов, а также порядка опубликования (обнародования) итогов голосования и результатов выборов, референдумов, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”;

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) осуществляет меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов, референдумов, распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств;

е) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь комиссиям;

ж) осуществляет международное сотрудничество в области избирательных систем;

з) заслушивает сообщения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в федеральные органы государственной власти и референдума Российской Федерации;

и) устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей, участников референдума и другие избирательные документы, а также документы, связанные с подготовкой и проведением референдума;

к) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

л) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

10. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации рассматривает жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, референдумов субъектов Российской Федерации, выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов, в соответствии с пунктом 7 статьи 75 настоящего Федерального закона.

Ст. 21 (в ред. ФЗ от 09.03.2022 N 43-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 09.03.2021.

10.1. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе обращаться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с представлением о пресечении распространения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети “Интернет”, агитационных материалов, изготовленных и (или) распространяемых с нарушением требований законодательства Российской Федерации о выборах, информации, распространяемой с нарушением законодательства Российской Федерации о выборах, при проведении выборов в федеральные органы государственной власти.

(п. 10.1 введен Федеральным законом от 09.03.2022 N 43-ФЗ)

11. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в пределах ассигнований, предусмотренных ей федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяет размер и устанавливает порядок оплаты труда работников учреждений и организаций, созданных для обеспечения ее деятельности.

12. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления организует государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума и участвует в осуществлении регистрации (учета) избирателей, участников референдума, в том числе формирует и ведет регистр избирателей, участников референдума.

(п. 12 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12.1. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации осуществляет проверку сводных финансовых отчетов и сведений о поступлении и расходовании средств политических партий, контроль за источниками и размерами имущества, получаемого политическими партиями в виде вступительных и членских взносов, пожертвований граждан и юридических лиц, информирует граждан о результатах этих проверок.

Читайте также:
Перерегистрация компании при смене руководства

(п. 12.1 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

13. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения настоящего Федерального закона, обязательные для исполнения.

14. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе давать заключения о соответствии законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации настоящему Федеральному закону, а также иным федеральным законам, регулирующим избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

15. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации имеет официальный печатный орган и официальное сетевое издание.

(в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)

Центральная избирательная комиссия РФ

Центральная избирательная комиссия РФ является постоянно действующим коллегиальным органом государственной власти.
Центральная избирательная комиссия РФ осуществляет свою деятельность на основе Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” от 5 сентября 1997 г. с изменениями от 30 марта 1999 г. Она осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента РФ, депутатов Государственной думы, а также иных федеральных государственных органов, предусмотренных Конституцией РФ и по проведению референдума Российской Федерации.
Центральная избирательная комиссия состоит из пятнадцати членов, и срок ее полномочий – четыре года. Формируется она особым способом. Пять членов Центральной избирательной комиссии назначаются Государственной думой. Кандидатуры на эти должности предлагают депутатские объединения. Пять членов назначаются Советом Федерации. Кандидатуры на эти должности предлагают законодательные и исполнительные органы субъектов РФ, и пять членов Центральной избирательной комиссии назначает персонально Президент РФ. Из своего состава Центральная избирательная комиссия путем тайного голосования избирает председателя, заместителя председателя и секретаря.
В своих действиях Центральная избирательная комиссия полностью самостоятельна, она неподконтрольна и неподотчетна никакому органу государственной власти. Центральная избирательная комиссия издает инструкции и разъяснения по вопросам единообразного применения избирательного законодательства, вопросам подготовки и проведения выборов, определения их результатов и т.д. Документы, издаваемые Центральной избирательной комиссией, регулируют практически все сферы подготовки и проведения выборов.
В соответствии с законом полномочия Центральной избирательной комиссии довольно значительны.

  • Совместно с избирательными комиссиями субъектов РФ она в первую очередь:
    • осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан РФ и их права на участие в референдумах, контроль за законностью выборов, организует общегосударственную систему регистрации избирателей;
    • организует разработку нормативов технологического оборудования, необходимого для работы избирательных комиссий, и осуществляет контроль за их соблюдением;
    • осуществляет меры по организации системы финансирования выборов и референдумов, контролирует их целевое использование;
    • оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь избирательным комиссиям и т.д.

Центральная избирательная комиссия утверждает персональный состав территориальных избирательных комиссий краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Центральная избирательная комиссия осуществляет меры по организации единообразной системы подведения итогов голосования, используя в том числе и систему “ГАС – выборы”. Члены Центральной избирательной комиссии работают под руководством председателя и могут быть досрочно освобождены от своих должностей только по решению органа, назначившего их на эту должность. Более конкретно и детально полномочия Центральной избирательной комиссии определяются в законах о выборах Президента РФ, выборах депутатов Государственной думы, проведении референдума в РФ.
Изменения в статусе Центральной избирательной комиссии могут быть внесены только в связи с принятием новых федеральных избирательных законов.

Читайте также:
Существующее требование: что это такое, описание и особенности

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации: функции, структура и история

Регулярная смена власти – это основа политической системы большинства современных государств. В демократическом обществе выборы выполняют сразу несколько важнейших функций. С их помощью не только формируются органы власти, но и происходит процесс их легитимации. Через этот механизм граждане выражают свое отношение к политическим процессам, лидерам страны и курсу, которым идет государство. Можно сказать, что именно выборы обеспечивают обратную связь между властью и обществом.

Организацией и проведением избирательного процесса занимаются специальные органы. Как правило, они формируются по коллегиальному принципу и не зависят от властных структур, партий или общественных организаций. В России выборами в высшие органы власти занимается Центральная избирательная комиссия (ЦИК). В зоне ее ответственности – избрание президента страны, депутатов парламента, проведение общенациональных референдумов.

Общая информация

ЦИК РФ – государственный орган, который занимается организацией выборов в нашей стране. Кроме того, комиссия следит за соблюдение избирательных прав российских граждан и за распределением средств в границах своих полномочий. Порядок ее формирования, полномочия и деятельность регулируются специальным законом и рядом нормативных актов.

ЦИК РФ – это коллегиальный орган, который не относится ни к одной из трех ветвей власти. Он действует на постоянной основе и имеет статус юридического лица. Решения данного органа принимаются на заседаниях простым большинством голосов.

В нашей стране существует довольно сложная избирательная система, состоящая из пирамиды комиссий разных уровней. ЦИК является вышестоящей инстанцией в данной системе, именно сюда приходят жалобы на нарушения или бездействие, допущенные избирательными комиссиями в регионах.

Комиссия является разработчиком и основным эксплуатантом электронной информационной системы «Выборы». Она позволяет подводить итоги голосований практически в режиме реального времени.

Нынешним председателем ЦИК РФ является Элла Памфилова . Она заняла эту должность в марте 2016 года. Центральный офис комиссии расположен в Москве , по адресу: Большой Черкасский переулок, д. 9. Официальный сайт организации – cikrf.ru.

ЦИК РФ имеет собственный герб. Это двуглавый российский орел золотого цвета. На его груди расположен червлёный щит с изображением колокола и императорской короны. В лапах орел держит черный шар и серебряный безант. Колокол на эмблеме – это символ верховной власти народа, а корона указывает на общегосударственный масштаб деятельности ЦИК. Шары в лапах птицы – традиционный символ честного волеизъявления.

На основе данного герба была разработана эмблема ЦИК. На ней орел помещен в лазоревый круг с двумя каймами серебряного цвета. Эмблема и герб были утверждены специальным постановлением комиссии.

У комиссии есть даже собственный знак отличия – «Почетный член ЦИК».

Функции и полномочия

Полномочия ЦИК весьма велики – она является главным органом в избирательной системе нашего государства. Комиссию можно назвать «последней инстанцией», она разбирает обращения и жалобы граждан на неудовлетворительную работу местных избиркомов.

Главной функцией ЦИК является проведение процесса голосования. Кроме того, комиссия:

  • Является гарантом избирательных прав граждан РФ .
  • Разрабатывает требования и технические условия для оборудования, которое используется в процессе волеизъявления (сканеры, кабины и урны для голосования). Комиссия размещает заказы на производство данного оборудования и контролирует их исполнение.
  • Организует справедливое распределение времени на телевизионных каналах и площадей в печатных СМИ между кандидатами, политическими партиями и другими участниками избирательного процесса.
  • Финансирует проведение выборов и референдумов, распределяет средства, которые выделяются на данный процесс из государственного бюджета.
  • Осуществляет информирование населения о сроках и порядке проведения выборов, ходе кампаний, знакомит граждан со списками кандидатов и политическими силами, участвующими в процессе.
  • Оказывает региональным комиссиям организационную, техническую и правовую помощь.
  • Участвует в международном сотрудничестве в области своей компетенции.
  • Контролирует работу органов власти и местного самоуправления по избирательным вопросам.
  • Устанавливает требования для подготовки списков избирателей или участников референдума.
  • Утверждает форму и текст бюллетеней для голосования на едином федеральном округе, а также образцы печатей для нижестоящих комиссий. Утверждает формы иных документов, которые используются в избирательном процессе, обеспечивает защиту бюллетеней, списков избирателей и протоколов комиссий.
  • Регистрирует и публикует списки кандидатов по единому федеральному округу. Также она заверяет списки представителей политических сил и доверенных лиц кандидатов.
  • Принимает и разбирает жалобы на работу региональных избирательных комиссий и их решения.
  • Определяет результаты выборов, публикует их официальные результаты. ЦИК устанавливает победителей из числа зарегистрированных кандидатов, выдает им удостоверения.

Кроме того, в обязанности ЦИК входит работа по совершенствованию избирательной системы в стране, создание и внедрение более эффективных средств автоматизации, проведение обучения членов региональных комиссий, просвещение населения.

Состав и принципы формирования

ЦИК – это коллегиальный орган, действующий на постоянной основе. В его состав входит 15 членов с правом решающего голоса. Срок их полномочий – пять лет. Если его окончание приходится на период выборов или подготовки к референдуму, то полномочия органа продлевают, а новые члены назначаются уже после завершения выборов. Работу комиссии определяет ее Регламент.

Читайте также:
Тарифная система: что это такое, описание и особенности

Назначение членов ЦИК РФ происходит по квотному принципу: по пять кандидатов назначает глава державы, Государственная дума и Совфед . При этом каждая фракция ГД или депутатское объединение может делегировать в ЦИК только одного представителя.

В составе ЦИК есть члены с правом совещательного голоса. Они присутствуют на заседаниях, но в принятии решений участия не принимают.

ЦИК РФ руководит председатель, он избирается путем тайного голосования. В работе ему помогает секретарь и заместитель.

Кроме того, в структуру ЦИК входит ревизионная служба, консультативные органы и аппарат. Последний занимается обеспечением текущей работы комиссии. Согласно штатному расписанию, в настоящий момент в нем трудится 292 человека.

В состав аппарата входят отделы и управления, каждый из них занимается своим направлением работы. Например, есть правовое управление, отдел для рассмотрения избирательных споров, управление информации, пресс-служба.

Членом ЦИК с решающим правом голоса может стать любой гражданин РФ , достигший возраста 18 лет. Он не должен состоять на государственной службе, быть депутатом ГД или местного законодательного собрания, иметь непогашенную судимость, вид на жительство в другой стране. Еще одно требование к кандидатам – это наличие высшего образования. Также кандидат на должность члена ЦИК должен обнародовать сведения о доходах и имуществе.

История

Предшественником института выборов в нашей стране можно считать народное вече. Данная традиция существовала во многих крупных городах Киевской Руси: в Новгороде , Киеве , Суздале , Полоцке , Белгороде . Специального органа, который бы проводил подобные мероприятия, не существовало.

После создания централизованного Московского государства вся полнота власти перешла к князю, и вече утратило свое значение. Вплоть до середины XIX столетия выборы в государстве не проводились.

В 1864 года Александр II назначил выборы в органы местного самоуправления. Они проходили под надзором губернаторов и полицейских управлений.

В государстве не существовало особого органа для подсчета голосов и организации избирательного процесса. После учреждения Государственной думы эти функции были возложены на специально образованное управление министерства внутренних дел. К губерниях и уездах были созданы особые комиссии, которые подсчитывали голоса и принимали жалобы.

Читайте также:
Хронологическая инкорпорация: что это такое, описание и особенности

В их состав входил председатель дворянского собрания, голова губернского города, судья и несколько высших чиновников. В период работы первого российского парламента в документах появляется термин «избирательная комиссия».

После победы Февральской революции была создана специальная комиссия, которая занялась подготовкой избрания Учредительного собрания. Она состояла из 15 членов и председателя. После прихода к власти большевиков данный орган был распущен.

Советская республика предоставила избирательные права всем категориям граждан, но сама процедура выборов не была выписана законодательно. Считалось, что местные Советы будут сами организовывать процесс, подсчитывать голоса и объявлять итоги волеизъявления.

В 1925 году было принято специальное постановление по выборам. В ней был выписан механизм создания единой системы комиссий. В 1930 году появилась ЦИК, которая стала руководить процессом волеизъявления в масштабах страны.

Конституция 1936 года изменила форму голосования – оно стало прямым и тайным. Кандидаты в органы власти стали выдвигаться от общественных организаций, предприятий, научных и культурных учреждений. Власть стала большое внимание уделять агитации.

Обычно в СССР местные комиссии состояли из 10 человек. В их состав входил председатель, его заместитель и секретарь. Если участок был небольшим, то последние две должности объединяли. Членов комиссий выдвигали местные партийные ячейки, комсомол, профсоюзы или крупные предприятия.

Для первых конкурентных выборов 1989 года была создана новая ЦИК СССР. В 1991 году специальная комиссия была учреждена для проведения референдума и подведения его итогов. В данный период были значительно расширены полномочия избиркомов, к их работе стали привлекать общественные организации.

ЦИК в современной России

В независимой России ЦИК появилась в 1993 году, накануне выборов в Верховный совет и голосования по Конституции.

В первом составе ЦИК находилось 20 человек, половину из них предложили региональные парламенты, другую – главы исполнительной власти субъектов страны. Обязательным условием для кандидатов было наличие ученой степени в области права, позже это требование было отменено.

В 1994 году парламент принял закон о гарантиях избирательных прав, в котором были четко выписаны полномочия и функции комиссии. В это же время началась работа над системой «Выборы». Она была задействована уже во время парламентской кампании 1995 года.

В 1996 году появились первые сканеры для обработки бюллетеней. В 1997 году парламент принял закон о референдуме.

В 1999 году были приняты законы о президентских и парламентских выборах, а в 2001 – закон о партиях.

Первые формирования ЦИК имели срок полномочий в четыре года, в 2010 году он был увеличен до пяти лет.

На протяжении «нулевых» годов постоянно росла техническая оснащенность российской избирательной системы. В этот период появились первые комплексы для электронного голосования, более совершенные сканеры бюллетеней, постоянно улучшалась система «Выборы».

С момента образования ЦИК на посту ее председателя пребывало пять человек. Нынешняя глава комиссии Элла Памфилова успешно провела две крупные кампании: парламентские выборы в 2016 году и президентские – в 2018. Также на ее счету референдум по изменениям в Конституцию, который прошел летом прошлого года.

Несмотря на такой послужной список, ходят слухи, что в 2022 году состав ЦИК будет серьезно обновлен. Своих должностей может лишиться заместитель председателя комиссии и ее секретарь. По информации журналистов, сама Памфилова, скорее всего, сохранит свое кресло.

Читайте также:
Фирменное наименование: что это такое, описание и особенности

Избирательная комиссия РФ

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие и виды избирательных комиссий Российской Федерации

Избирательная комиссия РФ – это независимый орган коллегиального характера, порядок и сроки формирования которого установлены законодательством, а цель деятельности состоит в подготовительной работе и непосредственном проведении выборов различного уровня.

Совокупность избирательных комиссий, функционирующих в Российской Федерации, подразделяется на два вида:

  • во-первых, вышестоящие комиссии, статус которых определяется их нахождением в цепочки избирательных комиссий на более высоком месте по отношению к другой избирательной комиссии при условии курирования ими одних и тех же выборов;
  • во-вторых, нижестоящие комиссии, статус которых определяется их нахождением в цепочке избирательных комиссий на более низком месте по отношению к другой избирательной комиссии при условии курирования ими одних и тех же выборов.

В соответствии с законодательством избирательные комиссии РФ представлены Центральной комиссией, региональными и муниципальными комиссиями, окруженными и территориальными комиссиями, а также участковыми комиссиями.

Соответственно Центральная комиссия обладает высшим статусом по отношению ко всем остальным избирательным комиссиям, в то время как участковые комиссии являются нижестоящими комиссиями по отношению ко всем остальным избирательным комиссиям.

Для проведения референдума не формируются специальные избирательные комиссий, их обязанности возлагаются на действующие избирательные комиссии.

Цель функционирования избирательных комиссий России состоит в:

  • во-первых, обеспечении реализации и защиты избирательных прав населения страны;
  • во-вторых, осуществлении подготовки и проведения выборов на территории Российской Федерации и за ее пределами, при наличии там граждан Российской Федерации, наделенных активным избирательным правом.

Готовые работы на аналогичную тему

Особенности формирования Центральной избирательной комиссии

Центральная избирательная комиссия выступает в качестве федерального государственного органа, на который возложена обязанность организации подготовки и проведения выборов и референдумов.

Функционирование данной комиссии осуществляется на постоянной основе.

Данная комиссия обладает статусом юридического лица.

Центральная избирательная комиссия наделяется полномочиями на срок 5 лет. При совпадении этого срока с ходом избирательной кампании или кампании референдума срок полномочий подлежит продлению до их окончания.

Законодательством установлена численность данной избирательной комиссии, которая составляет 15 членов.

Назначение членов данной избирательной комиссии осуществляется следующим образом:

  • во-первых, назначение одной трети членов данной комиссии осуществляется нижней палаты парламента России. Кандидатуры на замещение Ростов избирательные комиссии предлагается фракциями и другими объединениями депутатов в количестве не более одного кандидата от каждого объединения;
  • во-вторых, назначение одной трети членов данной комиссии осуществляется верхней палаты российского парламента. Кандидатуры на замещение этих мест в избирательной комиссии предлагается региональными органами государственного управления представительного характера и высшими должностными лицами регионального уровня;
  • в-третьих, назначение одной трети членов данной комиссии осуществляется российским президентом. претендентам на замещение поступившие на данной избирательной комиссии предъявляется требование обязательности высшего образования.

Состав полномочий Центральной избирательной комиссии

Данная избирательная комиссия наделяется следующими полномочиями:

  1. организация и осуществление контроля соблюдения избирательных прав населения России;
  2. организация разработки нормативов технологического характера по отношению к оборудованию для выборов;
  3. организация закупки оборудования, необходимого для осуществления выборов и референдумов;
  4. обеспечение реализации мероприятий, направленных на подготовку и проведение референдумов и выборов;
  5. осуществление мер по развитию российской избирательной системы;
  6. организация финансового обеспечения процесса осуществления референдумов в РФ, распределения бюджетных средств, предназначенных для финансирования избирательного процесса, контроль их целевого использования;
  7. организация помощи избирательным комиссиям в правовом, методическом и организационно-техническом плане;
  8. осуществление международного сотрудничества в сфере избирательных прав и систем;
  9. заслушивание информационных сообщений от различных органов власти по вопросам организации и проведения референдумов и выборов;
  10. установление нормативов изготовления списков избирателей и иных избирательных документов;
  11. рассмотрение жалоб на действия избирательных комиссий и так далее.
Читайте также:
Можно ли начать деятельность по окончанию оформления ИП

В качестве вышестоящей избирательной комиссии Центральная комиссия осуществляет рассмотрение жалоб на деятельность или бездействие избирательных комиссий регионального уровня.

В обязанности данной избирательной комиссии также входит определение размеров оплаты труда ее сотрудников.

На Центральную избирательную комиссию возложена обязанность взаимодействия с избирательными комиссиями всех уровней, органами государственной власти федерального и регионального уровня, органами муниципального управления по вопросам организация и проведения референдумов и выборов.

Данная избирательная комиссия контролирует содержание финансовых отчетов политических партий, расходование средств на избирательные кампании и информирует население о результатах такого контроля.

В распоряжении данной избирательной комиссии имеются собственный печатный орган и сетевое издание, наделенные официальным статусом.

Вышестоящая избирательная комиссия наделена правом формирование инструкций по применению федерального законодательства о выборах, оценки соответствия нормативных актов федеральному законодательству о выборах.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 21 08 2022

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление» , преподавательский стаж — 15 лет

Центральная избирательная комиссия

Центризбирком (Центральная избирательная комиссия Российской Федерации) – является избирательной комиссией, организующей выборы в федеральные органы государственной власти, а также комиссией референдума, организующей референдум Российской Федерации.

Чуров Владимир Евгеньевич – Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации:

  • осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
  • организует разработку нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением, а также организует размещение заказа на производство этого технологического оборудования при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации;
  • обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции;
  • осуществляет меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума, установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов, а также порядка опубликования (обнародования) итогов голосования и результатов выборов, референдумов, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования “Интернет”;
  • осуществляет меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов, референдумов, распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств;
  • оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь комиссиям;
  • осуществляет международное сотрудничество в области избирательных систем;
  • заслушивает сообщения федеральных органов исполнительной власти , органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в федеральные органы государственной власти и референдума Российской Федерации;
  • устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей, участников референдума и другие избирательные документы, а также документы, связанные с подготовкой и проведением референдума;
  • рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, иными федеральными законами.
Читайте также:
Сельский суд: что это такое, описание и особенности

Состав ЦИК

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации состоит из 15 членов.

Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначены Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предложенных фракциями, иными депутатскими объединениями в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

28 марта 2011 года члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации избрали из своего состава тайным голосованием Председателем ЦИК России – В.Е. Чурова, заместителями Председателя ЦИК России – С.В.Вавилова и Л.Г. Ивлева, секретарем ЦИК России – Н.Е. Конкина.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации действует на постоянной основе, срок ее полномочий – пять лет.

Центральная избирательная комиссия РФ

Виды, порядок формирования и организация деятельности избирательных комиссий

Избирательная комиссия – коллегиальный орган, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов. Избирательные комиссии в Российской Федерации обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан.

В РФ действуют следующие избирательные комиссии:

– Центральная избирательная комиссия РФ;

– избирательные комиссии субъектов РФ;

– избирательные комиссии муниципальных образований;

– окружные избирательные комиссии;

– территориальные (районные, городские и другие) комиссии;

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РФ

действует на постоянной основе и является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в РФ. ЦИК РФ является юр. лицом.

Срок полномочий ЦИК РФ – 4 года. Если срок полномочий ЦИК РФ истекает в период избирательной кампании срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании.

ЦИК РФ состоит из 15 членов. 5 членов ЦИК РФ назначаются ГД РФ. 5 членов ЦИК РФ – СФ РФ. 5 членов ЦИК РФ назначаются Президентом РФ.

Члены ЦИК РФ должны иметь высшее образование.

Члены ЦИК РФ избирают из своего состава тайным голосованием Председателя ЦИК РФ, заместителя Председателя ЦИК РФ и секретаря ЦИК РФ.

ЦИК РФ является избирательной комиссией, организующей выборы в федеральные органы государственной власти, а также комиссией референдума, организующей референдум РФ.

1.осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ;

2.организует разработку нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их обеспечением;

3.обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в РФ, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий;

4.осуществляет меры по организации единого порядка распределения эфирного времени зарегистрированными кандидатами, кандидатами для проведения предвыборной агитации, установления итогов голосования, определения результатов выборов;

5.осуществляет меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов, референдумов;

6.оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь комиссиям;

7.рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

8.осуществляет иные полномочия.

Центральная избирательная комиссия РФ имеет официальный печатный орган.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ СУБЪЕКТОВ РФ

Срок полномочий избирательных комиссий субъектов РФ составляет 4 года. Число членов – устанавливается конституцией (уставом), законом субъекта РФ – от 10 до 14.

Формирование ИК субъекта РФ осуществляется законодательным органом государственной власти субъекта РФ и высшим должностным лицом субъекта РФ на основе предложений политических партий, а также предложений представительных органов муниципальных образований, избирательной комиссии субъекта РФ предыдущего состава, ЦИК РФ.

Половина членов избирательной комиссии субъекта РФ назначается законодательным органом, другая половина – высшим должностным лицом субъекта РФ.

Читайте также:
Сельскохозяйственный товаропроизводитель: что это такое, описание и особенности

Как законодательный орган государственной власти субъекта РФ, так и высшее должностное лицо субъекта РФ обязаны назначить не менее одной второй от назначаемого ими числа членов избирательной комиссии субъекта РФ на основе поступивших предложений:

1. политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе РФ;

2. политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном органе государственной власти субъекта РФ;

и не менее одного члена – на основании предложений ЦИК РФ.

Полномочия избирательной комиссии субъекта РФ сходны с полномочиями ЦИК РФ.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Срок полномочий – 4 года.

Избирательная комиссия муниципального образования формируется в количестве 5 – 11 членов с правом решающего голоса.

Формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования на основе предложений политических партий, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, а также предложений избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава, избирательной комиссии субъекта РФ, а формирование избирательной комиссии поселения – также на основе предложений избирательной комиссии муниципального района.

ОКРУЖНЫЕ ИЗБИРАТЕЛЬНВЕ КОМИССИИ

Окружные избирательные комиссии формируются в случаях, предусмотренных законом, при проведении выборов по избирательным округам. Полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии.

Срок полномочий окружных избирательных комиссий истекает через два месяца со дня официального опубликования результатов выборов, если в вышестоящую комиссию не поступили жалобы на действия (бездействие) данной комиссии.

Число членов окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления с правом решающего голоса устанавливается законом субъекта РФ.

Формирование окружной избирательной комиссии по выборам в органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления осуществляется вышестоящей комиссией на основе предложений политических партий, а также предложений представительных органов муниципальных образований, предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.

– осуществляет регистрацию кандидатов;

– утверждает текст бюллетеня в избирательном округе;

– осуществляет на территории избирательного округа меры по обеспечению единого порядка голосования, подсчета голосов избирателей, установления итогов голосования, определения результатов выборов, а также порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов;

– определяет результаты выборов по избирательному округу;

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ

Территориальные комиссии действуют на постоянной основе.

Территориальные комиссии формируются в количестве 5 – 14 членов с правом решающего голоса.

Формирование территориальной комиссии осуществляется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации на основе предложений политических партий, а также предложений представительных органов муниципальных образований, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, территориальных комиссий предыдущего состава.

УЧАСТКОВЫЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ

Участковые комиссии формируются в период избирательной кампании в сроки, установленные законом, для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума. На выборах в органы местного самоуправления, при проведении местного референдума полномочия участковой комиссии могут быть возложены на иную комиссию, действующую в границах избирательного участка, участка референдума.

Срок полномочий участковой комиссии истекает через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума, если в вышестоящую комиссию не поступили жалобы на действия (бездействие) данной комиссии.

Число членов участковых комиссий с правом решающего голоса устанавливается законом.

Формирование участковой комиссии осуществляется вышестоящей комиссией на основе предложений политических партий а также предложений представительного органа муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Законом может быть предусмотрено формирование участковой комиссии на избирательном участке, участке референдума, образованном на судне, находящемся в плавании, или на полярной станции, а также за пределами территории РФ, соответствующими должностными лицами.

Читайте также:
Перерегистрация компании при смене руководства

– выдает открепительные удостоверения;

– организует на избирательном участке, участке референдума голосование в день голосования, а также досрочное голосование;

– проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, участке референдума, составляет протокол об итогах голосования и передает его в территориальную комиссию;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Центральная избирательная комиссия РФ

Центральная избирательная комиссия РФ является постоянно действующим коллегиальным органом государственной власти.
Центральная избирательная комиссия РФ осуществляет свою деятельность на основе Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” от 5 сентября 1997 г. с изменениями от 30 марта 1999 г. Она осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента РФ, депутатов Государственной думы, а также иных федеральных государственных органов, предусмотренных Конституцией РФ и по проведению референдума Российской Федерации.
Центральная избирательная комиссия состоит из пятнадцати членов, и срок ее полномочий – четыре года. Формируется она особым способом. Пять членов Центральной избирательной комиссии назначаются Государственной думой. Кандидатуры на эти должности предлагают депутатские объединения. Пять членов назначаются Советом Федерации. Кандидатуры на эти должности предлагают законодательные и исполнительные органы субъектов РФ, и пять членов Центральной избирательной комиссии назначает персонально Президент РФ. Из своего состава Центральная избирательная комиссия путем тайного голосования избирает председателя, заместителя председателя и секретаря.
В своих действиях Центральная избирательная комиссия полностью самостоятельна, она неподконтрольна и неподотчетна никакому органу государственной власти. Центральная избирательная комиссия издает инструкции и разъяснения по вопросам единообразного применения избирательного законодательства, вопросам подготовки и проведения выборов, определения их результатов и т.д. Документы, издаваемые Центральной избирательной комиссией, регулируют практически все сферы подготовки и проведения выборов.
В соответствии с законом полномочия Центральной избирательной комиссии довольно значительны.

  • Совместно с избирательными комиссиями субъектов РФ она в первую очередь:
    • осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан РФ и их права на участие в референдумах, контроль за законностью выборов, организует общегосударственную систему регистрации избирателей;
    • организует разработку нормативов технологического оборудования, необходимого для работы избирательных комиссий, и осуществляет контроль за их соблюдением;
    • осуществляет меры по организации системы финансирования выборов и референдумов, контролирует их целевое использование;
    • оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь избирательным комиссиям и т.д.

Центральная избирательная комиссия утверждает персональный состав территориальных избирательных комиссий краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Центральная избирательная комиссия осуществляет меры по организации единообразной системы подведения итогов голосования, используя в том числе и систему “ГАС – выборы”. Члены Центральной избирательной комиссии работают под руководством председателя и могут быть досрочно освобождены от своих должностей только по решению органа, назначившего их на эту должность. Более конкретно и детально полномочия Центральной избирательной комиссии определяются в законах о выборах Президента РФ, выборах депутатов Государственной думы, проведении референдума в РФ.
Изменения в статусе Центральной избирательной комиссии могут быть внесены только в связи с принятием новых федеральных избирательных законов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: