Ценз оседлости: что это такое, описание и особенности

Юридический словарь

– в конституционном праве установленное законом требование, согласно которому наличие активного или пассивного избирательного права связано с определенным сроком проживания в данной местности или стране. Так, согласно п. 2 ст. 81 Конституции РФ Президентом РФ может быть избран гражданин РФ, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет. Установление чрезмерно высокого О. ц. для избирателей в ряде стран носит антидемократический и дискриминационный характер.

Смотреть значение Оседлости Ценз в других словарях

Ценз — ценза, м. (латин. census – перепись, оценка; имущество). 1. Условие, ограничивающее допущение лица к осуществлению тех или иных политических прав (преимущ. избирательных). -.
Толковый словарь Ушакова

Ценз М. — 1. Условие, ограничивающее допущение лица к осуществлению определенных политических прав. 2. Условие, необходимое для внесения предприятия в определенный список, реестр.
Толковый словарь Ефремовой

Ценз — (от лат. сensus, censeo – делаю опись, перепись) – условие, ограничивающее участие лица в осуществлении тех или иных прав.
Политический словарь

Ценз Избирательный — Ограничительные условия допущения гражданина к осуществлению избирательного права при выборах представителей в законодательные учреждения. В некоторых странах избирателя.
Политический словарь

Возрастной Ценз — возрастное ограничение на
занятие определенной должности,
вид деятельности.
Экономический словарь

Избирательный Ценз (квалификация) — – в конституционном праве – устанавливаемые конституцией или избирательным законом
условия для получения или осуществления гражданином избирательного
права.
Экономический словарь

Имущественный Ценз — показатель, характеризующий количество имущества (в натуральном или денежном выражении), принадлежащего данному лицу.
Экономический словарь

Моральный Ценз — – в ряде государств –
требование избирательного
закона, согласно которому для обладания активным и (или) пассивным избирательным
правом необходимо “иметь.
Экономический словарь

Образовательный Ценз — –
требование избирательного
закона, в соответствии с которым
избирательное право (активное или пассивное) предоставляется только тем гражданам, которые.
Экономический словарь

Партийный Ценз — – в ряде государств с однопартийными режимами (например, Джибути, Малави) требование, согласно которому для обладания пассивным избирательным правом необходимо принадлежать.
Экономический словарь

Профессиональный Ценз — – положения избирательного закона, ограничивающие избирательные права граждан по признаку занимаемой должности, профессиональной деятельности или духовного сана.
Экономический словарь

Расовый Ценз — –
требование избирательного
закона, согласно которому избирательные
права предоставляются только гражданам определенной расы. В последние десятилетия.
Экономический словарь

Ценз — ограничительные
условия
допущения лица к пользованию какими-либо правами.
Экономический словарь

Ценз Возрастной — ограничение по возрасту на занятие каких-либо должностей или осуществление некоторых видов работ.
Экономический словарь

Ценз Гражданства — – установленное конституцией или избирательным законом
требование, согласно которому
избиратель или
кандидат на выборную государственную
должность.
Экономический словарь

Ценз Национальности — –
требование конституции или избирательного
закона, согласно которому для обладания активным или пассивным избирательным
правом необходимо принадлежать.
Экономический словарь

Ценз Оседлости — –
требование конституции или избирательного
закона, согласно которому обладание активным или пассивным избирательным
правом обусловлено определенным.
Экономический словарь

Ценз Пола — – законодательное ограничение активного и (или) пассивного избирательного
права по
признаку пола, а именно
отказ в избирательном праве женщинам. В ХГХ и начале.
Экономический словарь

Черта Оседлости — – в 1791 -1917 гг.
часть территории Российской Империи (Бессарабская, Виленская, Волынская, Гродненская, Екатеринославская, Ковенская, Минская, Могилевская, Подольская.
Экономический словарь

Языковой Ценз — –
требование избирательного
закона, согласно которому для обладания избирательным
правом (активным иили) пассивным) необходимо владеть официальным (государственным).
Экономический словарь

Ценз — -а; м. [лат. census]
1. В Древнем Риме: перепись граждан с указанием имущества для определения их социально-политического, военного и податного положения.
2. Условия доступа.
Толковый словарь Кузнецова

Оседлости Черта — см. Черта оседлости.
Большой энциклопедический словарь

Ценз — (лат. census – от censeo – делаю опись, перепись). 1) в Древнем Римеперепись граждан с указанием имущества для определения ихсоциально-политического, военного и податного положения. 2).
Большой энциклопедический словарь

Черта Оседлости — в России в 1791-1917 граница территории, за пределамикоторой запрещалось постоянное жительство евреям (за исключением купцов1-й гильдии, ремесленников и др.). Охватывала.
Большой энциклопедический словарь

Имущественный Ценз — – определенное количество имущества (в денежном выражении), которое необходимо иметь, чтобы обладать избирательным правом.
Исторический словарь

Оседлости Черта — – территория Российской империи, на которой разрешалось проживать евреям. Существовала с 1791 по 1917 гг. Охватывала 15 губерний Царства Польского, Литвы, Белоруссии, Бессарабии.
Исторический словарь

Ценз — (лат. census, от censeo – делаю опись, перепись, оцениваю имущество) – 1) В Др. Риме – перепись граждан с указанием имущества для определения их социально-политич., военного и податного.
Советская историческая энциклопедия

Черта Оседлости — часть терр. Российской империи, на к-рой разрешалось постоянное проживание евреев. В 15 – сер. 18 вв. в России не было постоянного евр. населения, а евреям-иностранцам доступ.
Советская историческая энциклопедия

Читайте также:
Упущенная выгода: что это такое, описание и особенности

Ценз — – делаю опись, перепись – в Древнем Риме перепись граждан с указанием имущества для определения их социально-политического, военного и податного положения. В средние.
Исторический словарь

Черта Оседлости — – в России в 1791-1917 гг. граница территорий, на которой разрешалось постоянное жительство евреям. Охватывала 15 губерний Царства Польского, Литвы, Белоруссию, Бессарабию.
Исторический словарь

Черта оседлости – это. Определение, история и интересные факты

Черта оседлости — это граница территории, за пределами которой в Российской империи запрещалось проживать иудеям. В стране данные правила официально действовали с 1791 по 1917 год, хотя фактически закон перестал применяться в 1915-м. Исключения составляли только некоторые категории евреев, в которые в разное время могли входить лица с высшим образованием, купцы первой гильдии, рекруты, отслужившие в армии, караимы, ремесленники, которые были приписаны к конкретным ремесленным цехам, а также бухарские и горские евреи. Общая площадь территории составляла более 1 миллиона 200 тысяч квадратных километров.

Определение понятия

Вам будет интересно: Дифракция волн. Принцип Гюйгенса-Френеля. Примеры дифракции волн

Черта оседлости — это понятие, которое еще называли чертой постоянной еврейской оседлости. Данный закон был сформирован во времена царствования императрицы Екатерины II. Она подписала соответствующий указ, который строго определял, где имеют право селиться и работать евреи.

Черта оседлости — это, по сути, территория, которая охватывала заранее оговоренные населенные пункты, относящиеся к городскому типу. Под ними понимались и местечки, так как в сельской местности проживать иудеям также запрещалось. В результате в нее вошли значительные территории современных Беларуси, Литвы, а также Царства Польского, Латгалии, Бессарабии, некоторые области современной Украины, которые в то время соответствовали южным губерниям Российской империи.

Вам будет интересно: Семимильными шагами – значение фразеологизма и примеры

В результате считается, что черта оседлости — это одна из самых позорных страниц в отечественной истории до Октябрьской революции, когда фактически ущемлялись в правах граждане определенной национальности и вероисповедания.

История появления

Фактическое начало черте оседлости евреев в Российской империи положил указ Екатерины II. Он был подписан в декабре 1791 года. Это стала формальная реакция правительства на обращение еврейского купца из Витебска Цалки Файбишовича.

Согласно этому указу, иудеям разрешалось постоянно жить на территориях Белоруссии и Новороссии, в то время совсем недавно присоединенной к России. При этом им запрещалось записываться в купечество, например, в Москве. В частности, этого требовали купцы, которые опасались того, что конкуренция значительно вырастет.

Вам будет интересно: Что такое одолжение? Помощь или услуга?

Специалист по истории еврейства Генрих Слиозберг подчеркивал, что указ императрицы стал свидетельством того, что для евреев решено было не делать никакого исключения. Дело в том, что ограничения в праве свободного выбора места своего жительства и в праве на свободное передвижение существовали для всех. В некоторой степени это касалось даже дворян.

Фактически черта еврейской оседлости возникла после Второго раздела территории Речи Посполитой. В результате ее территории на востоке отошли к Российской империи вместе со всеми местными еврейскими жителями.

Когда в 1795 году произошел третий раздел Польши, в составе черты оседлости евреев вошли Гродненская и Виленская губернии, в которых проживало большое количество евреев.

Юридическое оформление

Хоть все началось с указа Екатерины II, формально данная ситуация была оформлена только в 1804 году, когда было принято “Положение об устройстве евреев”. В нем подробно перечислялись все территории и губернии, в которых им дозволялось жить и торговать. До 1835 года к таким губерниям причислялись Кавказская и Астраханская.

В частности, данный документ четко определял, что значит черта оседлости. В нем строго предписывалось всем евреям записываться в одно из сословий. Они могли становиться фабрикантами, землевладельцами, купцами, ремесленниками или мещанами.

Примечательно, что данное “Положение” было основано на “Мнении” сенатора Гавриила Державина, который сформулировал причины продовольственного дефицита на территории Белоруссии, а также на существовавших польских законопроектах еще XVIII века.

Сам термин впервые был употреблен в новой редакции “Положения о евреях”, которая увидела свет в 1835 году.

Причины

Считается, что было несколько факторов, которые привели к появлению черты оседлости евреев в царской России. Один из них заключается в нежелании конкурировать с ними русских купцов, так как они подозревали, что потерпят неминуемое поражение. Евреи всегда славились своим умением успешно торговать.

В результате основными причинам черты оседлости стали экономические аспекты и вероисповедание. Екатерина II считала их опасными противниками для действующей церкви, к тому же людьми, которые представляют непроизводительную нацию, она мечтала обратить их к полезному труду для общества и всего государства.

Более того, некоторые историки уверены, что Екатерина боялась, будто с евреями по стране распространятся масонские идеи и настроения Французской революции.

География

Вам будет интересно: Биекция – это. Определение понятия, характеристика

Читайте также:
Общество с дополнительной ответст венностью

В результате в черту оседлости в царской России входили конкретные местечки, существовавшие в ряде губерний. Это Виленская, Бессарабская, Волынская, Витебская, Гродненская, Киевская, Екатеринославская, Минская, Ковенская, Подольская, Могилевская, Полтавская, Херсонская, Таврическая и Черниговская губернии.

К тому же в черту оседлости в Российской империи попадали все десять губерний Царства Польского. В разное время исключался Киев (тогда евреям разрешали селиться только в нескольких частях города), а также Ялта, Николаев и Севастополь.

Также евреи составляли более одного процента от местного населения в Рижском, Новгородском, Смоленском, Брянском, Харьковском, Валкском, Торопецком, Рославльском, Харьковском уездах, Курляндской губернии, во многих районах Сибири и в Ростовском округе Области Войска Донского.

Практика применения

Конечно, за годы существования такого закона о черте оседлости в России практика его применения менялась. Например, к концу XIX столетия в России было около пяти миллионов евреев, они были пятой по численности нацией в стране. При этом только около 200 тысяч из них могли проживать в городах, которые не попадали в черту оседлости.

Осложнен был даже временный выезд, к тому же им запрещалось проживать в сельской местности. В результате данных ограничений, а также при небольшом выборе специальностей, которыми они могли заниматься, в этих местах отмечалась сильная нищета и скученность. Еще в 1880-х годах большинство евреев жили гораздо хуже, чем даже самые бедные русские рабочие и крестьяне. При этом основная масса была фактически обречена на медленную смерть от голода.

До воцарения на престоле императора Александра II никто из них не мог постоянно жить за пределами черты оседлости в России. Евреи из-за этого сильно страдали.

Политика послаблений

Первые послабления были приняты в 1859 году. Правительство решило, что данный запрет не будет распространяться на купцов первой гильдии. Чтобы получить разрешения жить за пределами данной черты, следовало стать купцом первой гильдии в ее границах, как минимум, за два года до издания указа. Либо прожить пять лет в этом статусе после подписания документа.

Данное послабление при этом не распространялось на города, расположенные в 50 верстах от границ Бессарабской и западной губерний, а также на города в казачьих областях, в Финляндии и некоторых других населенных пунктах. Для проживания за пределами черты оседлости евреи-купцы первой гильдии имели право взять с собой одного приказчика, а также четырех домашних слуг.

При этом вступить в первую гильдию было непросто. Необходимо было выполнить два условия. Во-первых, получить промысловое свидетельство конкретного разряда – его стоимость вначале XX столетия составляла от 500 до 1500 тысяч рублей в год. Во-вторых, стать обладателем гильдейского свидетельства за 75 рублей в год. При этом фактическое получение согласие самой гильдии на вступление или занятие определенное коммерческой или промышленной деятельностью не требовалось.

Фактически вступление евреев в первую гильдию купцов позволяло им снять с себя ограничения в проживании, заплатив достаточно высокий налог и выждав в течение пяти лет. Для большинства представителей этого народа это было нереально, так что послабления сказались на незначительной части еврейства.

Образованные люди

В дальнейшем постепенно вводить отмену черты оседлости начали для образованных евреев. В 1861 году запрет перестал распространяться на лица с высшим образованием, у которых были дипломы докторов хирургии и медицины, а также на всех с дипломами магистров, докторов или кандидатов по другим факультетам университетов.

С 1865 года в течение трех лет принимаются законы, которые окончательно снимают запрет с врачей, которые никакой ученой степени не имеют вовсе.

В 1872 году данный запрет официально был снят с евреев, которые сумели окончить Петербургский технологический институт.

К 1879 году право на свободу перемещения и выбор места жительства получили евреи, которые стали выпускниками высших учебных заведений, в том числе медицинских, а также дантистов, аптекарей, повивальных бабок, фельдшеров.

Вскоре данный запрет перестал распространяться на цеховых ремесленников, а также отставных нижних чинов, которые поступили на военную службу по рекрутскому набору. Ремесленникам выдавалось временное разрешение на проживание в конкретных населенных пунктах. В большинстве случаев они находились под пристальным надзором местной полиции.

Получение образования или приписка к ремесленному цеху для евреев были связаны с определенными трудностями. С 1880-х годов в университетах действовала процентная норма, которая разрешала принимать не более трех процентов евреев в столицах, не более 5 % в других городах и не более 10 % в самой черте. А ремесленные цеха практически везде были распущены. В черте оседлости они оставались только в Одессе.

Отечественный государственный деятель того времени граф Иван Толстой отмечал, что власти при сохранении данного закона всегда имели в виду, что евреи остаются опасным, преступным и практически неисправимым народом.

Во второй половине XIX столетия данное понятие фактически превратилось в синоним антисемитизма, утвержденного на государственном уровне. Он основывался на религиозной нетерпимости, в основном не распространяясь на крещеных евреев.

Читайте также:
Холдинговая компания: что это такое, описание и особенности

Последствия

Вам будет интересно: Мародер – это. Значение и происхождение слова

Данная государственная политика, по сути, включала в себя ограничения при приеме в гимназии и университеты, запрет на занятие сельским хозяйством, отношение к евреям как к людям, ограниченным в правах, одобренные властями погромы.

Все это приводило к росту миграции представителей этой нации в США, последующей колонизации им Палестины и Аргентины. С другой стороны, провоцировало какую-то их часть к радикализации, участию в революционных партиях и организациях.

Политика запрета критиковалась многими деятелями культуры того времени. Например, писателем и публицистом Владимиром Короленко, который в повести “Братья Мендель” писал, что данная черта воспринималась окружающими уже как данность. Некоторые даже сравнивали ее с чертой оседлости зверей, то есть их ареалом, областью распространения, за пределы которой они, как правило, не выходили.

В результате с 1881 по 1914 год только в Америку из России уехали около полутора миллионов евреев.

Погромы

Фактически санкционированные властью еврейские погромы (по крайней мере, правоохранительные органы не вмешивались, когда представители радикальных политических организаций их устраивали), стали ярким последствием существовавшей черты оседлости вначале XX века.

Все началось в Кишиневе еще в апреле 1903 года. Со временем они стали предметом не только внешней, но и внутренней политики Российской империи. На переговорах с иностранными державами о просьбах выдать стране очередные заемные средства именно погромы становились одной из основных причин, по которой с данными кредитами возникали регулярные проблемы.

Уже в 1904 году американский президент Рузвельт выдвигал жесткие требования внести изменения в еврейский вопрос, а также строго соблюдать соглашение о навигации и торговле, заключенное между странами в 1832 году. Но в сознании Николая II, как отмечает большинство историков, жила сюрреалистическая схема. Он считал, что раз договор предполагает подчинение американцев на территории России отечественному законодательству, то к американским евреям режим черты оседлости становится применим. После продолжительных споров и пререканий Америка денонсировала соглашение 1832 года в 1911-м.

Именно погромы спровоцировали многих представителей еврейской молодежи массово примыкать к революционным организациям и движениям, которых в то время в стране было чрезвычайно много. Власть привыкла воспринимать евреев как трусливых и покорных граждан, поэтому оказалась не готова к такой самоотверженности и борьбе, подобному самопожертвованию, презрению к собственной смерти.

Призывы к ее отмене раздавались постоянно. Причем уравнять евреев в правах требовали не только представители самого еврейства, но и выдающиеся гуманисты того времени, высокопоставленные отечественные чиновники. Началось это еще вначале XIX столетия, когда о необходимости отмены черты оседлости говорил Сперанский. За ним с подобными инициативами выступали Витте, Строганов, Милюков, Столыпин, Лев Николаевич Толстой. На стыке XIX и XX веков пункт об отмене черты оседлости вошел в программы большинства политических партий, за исключением черносотенцев.

Отмена

Фактически черта оседлости прекратила свое существование в августе 1915 года. Именно тогда в Министерстве внутренних дел было принято решение разрешить проживание евреев в городах вне пресловутой черты в связи с чрезвычайными обстоятельствами военного времени. Под запретом по-прежнему оставались столицы, а также местности, находившиеся в ведении министерств военного или императорского двора. К ним относились дворцовые пригороды Санкт-Петербурга, а также прифронтовая зона.

Отмена черты оседлости никак не повлияла на смягчение государственной политики в отношении этой нации. Более того, значительная часть евреев оказалась в прифронтовой зоне, правительством они стали рассматриваться как неблагонадежные элементы, считалось, что в других местностях они будут представлять меньшую опасность.

Окончательно связана отмена черты оседлости с русской революцией. Это было сделано Временным правительством после событий февраля 1917 года. При этом, по оценкам историков, с начала Первой мировой войны, из западных прифронтовых губерний были высланы от 250 до 350 тысяч евреев. Их переселили в Екатеринославскую, Полтавскую и Таврическую губернии. До 80 тысяч представителей этой нации были высланы из Царства Польского, большинство из них сразу бежали в Варшаву.

Вместе с самой чертой оседлости Временной правительство отменило запрет евреев на офицерскую службу в армии. Это также было вызвано условиями военного положения, в котором находилась страна.

За чертой. Откуда взялась оседлость и что это значит

Коллаж © L!FE Фото: © РИА Новости / Владимир Вдовин, wikireading.ru

В связи с недавним высказыванием вице-спикера Госдумы Петра Толстого о черте оседлости тема, давно уже ставшая достоянием пыльных архивов, неожиданно вновь стала актуальной. В социальных сетях с жаром обсуждают черту оседлости и пытаются понять ,что конкретно подразумевал Толстой. При этом немногие представляют себе, чем она являлась в реальности и в чём заключалась её суть.

Появление

До екатерининских времён никакой черты оседлости в Российской империи не было, хотя евреи, несомненно, были, правда в незначительном количестве. Черта оседлости была введена в 1791 году и была связана с тем, что по итогам нескольких разделов Польши в составе России оказалась значительная часть польских земель. А Польша к тому моменту была страной с наибольшим количеством еврейского населения. И после раздела Посполитой всё её население превратилось в подданных российского монарха.

Читайте также:
Уклонение гражданина от уплаты налога

Екатерина II решила, что многочисленное еврейское население, доставшееся от Польши, следует ограничить специальной чертой проживания. Согласно указу императрицы, евреи должны были жить там же, где они жили до включениях их земель в состав России. Проще говоря, им было запрещено перебираться в русские города, за редким исключением.

Позднее указ был более детально регламентирован последующими монархами, и уже в XIX веке были чётко ограничены территории, на которых в Российской империи дозволялось жить еврейскому населению. В число этих территорий входили 15 губерний, все они располагались на территории нынешних Польши, Украины, Литвы и Белоруссии.

Чем было вызвано появление черты оседлости

Считается, что введение черты оседлости было пролоббировано влиятельными купцами. К концу XVIII века, когда Польша вошла в состав России, евреи уже имели славу выдающихся торговцев и банкиров. Более того, многие европейские правители имели при себе гоф-фактора — нечто вроде финансового помощника, чаще всего еврея. Ценилось именно еврейское происхождение, поскольку только они имели организованные диаспоры во всех европейских странах, что позволяло прокручивать деньги почти так же быстро, как в современных банках.

Купцы, разумеется, опасались, что хлынувшие в города евреи, как и другие инородцы, создадут диаспоры, быстро завладеют всей торговлей и разорят их. Духовенство также опасалось появления в городах больших масс лиц нехристианского вероисповедания. Нации в те времена ещё не изобрели, поэтому основным мобилизующим и объединяющим фактором была религия. И представители отличающихся от доминирующих в регионе религиозных групп повсеместно сталкивались с подозрительностью и недоверием. А власти стремились ограничить контакты между различными религиозными течениями, в Европе в те времена практически повсеместно считалось, что иудеи нелояльны власти.

Исключения из правил

Хотя формально евреям запрещалось проживать вне губерний, отведённых им под место жительства императорским указом, на деле всегда было немало лазеек и исключений. Самым простым способом снять любые дискриминирующие ограничения была смена веры. В том случае, если еврей принимал православие или лютеранство, все ограничения с него моментально снимались, поскольку они касались не евреев, а иудеев, т.е. лиц, придерживающихся иудаизма. Однако в те времена к вопросам веры относились серьёзно и далеко не каждый мог себе позволить сменить веру предков, тем более что и в еврейской общине т.н. выкресты подвергались очень суровому осуждению вплоть до конца XIX века.

Второй способ — получить высшее образование. На лиц с высшим образованием не распространялись ограничения, связанные с чертой оседлости, и они могли свободно жить где угодно. Однако университетов в стране было не так уж много, и, кроме того, были опасения, что многие пожелают воспользоваться этой лазейкой, поэтому в университетах была введена процентная квота на число учащихся-евреев, соответствующая их пропорции от общей численности населения (если университет находился в черте оседлости, квота повышалась).

Третий способ — получить нужную профессию. В число нужных городских профессий входили аптекари, фельдшеры, повитухи, врачи, стоматологи. Кроме того, разрешалось жить вне черты оседлости бывшим кантонистам (рекрутам из числа евреев, набираемых по спецнабору), отслужившим в армии. Также в числе тех, кто мог жить в любом городе, были ремесленники, но с обязательным условием быть записанными в ремесленный цех. Вместе с этими людьми разрешалось жить и их семьям.

Четвёртый способ — самый сложный. Стать купцом первой гильдии. Всего было три купеческих гильдии, и в первую входили самые богатые и крупные купцы, сейчас их назвали бы миллионерами.

Пятый способ — пригодный только для женщин. Можно было самовольно уехать из черты оседлости и записаться в проститутки. Тогда вместо паспорта женщине выдавался т.н. заменительный билет, более известный как “жёлтый билет”, который разрешал ей заниматься проституцией при условии постановки на учёт в полиции. Способ малопригодный, поскольку, получив однажды жёлтый билет, в дальнейшем было очень трудно устроиться на какую-либо другую работу.

Шестой способ — эмигрировать в другую страну. Желающим уехать не чинилось никаких препятствий. По понятной причине, способ не пригоден для тех, кто переезжать в другую страну не планировал.

Всем остальным черту оседлости разрешалось покидать, но только на время. В частности, срок, на который житель покидал черту оседлости, не должен был превышать шести недель. Кроме того, он обязательно должен был иметь паспорт, выданный губернатором. Получить такой паспорт можно было, только внятно объяснив свою цель путешествия за пределы черты.

Читайте также:
Таможенное оформление: что это такое, описание и особенности

Правила проживания евреев в специально отведённых им местах постоянно изменялись на протяжении XIX века, постепенно смягчаясь. В общей сложности черта оседлости просуществовала в России около 120 лет. Де-факто она была отменена в годы Первой мировой войны в 1915 году, когда евреям в условиях угрозы наступления немецких войск было разрешено селиться где угодно, за исключением Петербурга и его пригорода. Официально же черта оседлости была отменена уже Временным правительством весной 1917 года.

Ценз оседлости и поправки в Конституцию Российской Федерации Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ермошин Павел Юрьевич

Статья посвящена истории и перспективам развития избирательного ценза оседлости в Российской Федерации. В работе проводится анализ отечественного и зарубежного избирательного законодательства . Приводятся позиции представителей научного сообщества и практиков по изменению законодательства о цензе оседлости в России и дается характеристика указанных предложений по изменению ценза оседлости в Российской Федерации для кандидата в Президенты Российской Федерации.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ермошин Павел Юрьевич

RESIDENCY REQUIREMENTS AND AMENDMENTS TO THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the history and prospects of development of the electoral qualification of settlement in the Russian Federation. The paper analyzes domestic and foreign electoral legislation. Given the position of the scientific community and practitioners to change the law on residency requirements in Russia and is a characteristic of these proposals for change of residency in the Russian Federation for the candidate for Presidents of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Ценз оседлости и поправки в Конституцию Российской Федерации»

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 18.03.2019, с изм. от 03.07.2019) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 5. – ст. 410.

4. О финансовой аренде (лизинге): федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ: офиц. текст по состоянию на 16.10.2017 / Собрание законодательства Российской Федерации. – 02.11.1998. – № 44. -Ст. 5394.

5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 14.11.2002 № 138-Ф3: офиц. текст по состоянию на

02.12.2019 / Собрание законодательства Российской Федерации. – 18.11.2002. – № 46. – Ст. 4532.

6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 03.08.2018 № З03-Ф3: офиц. текст по состоянию на 30.10.2018 / Собрание законодательства Российской Федерации. – 06.08.2018. – № 32. -Ст. 5096.

7. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ: офиц. текст по состоянию на

08.01.2022 / Собрание законодательства Российской Федерации. – 08.04.2013. – № 14. – Ст. 1652.

8. Решение Арбитражного суда Калининградской области от 11 ноября 2019 по делу № А21-10903/2019 «О взыскании задолженности по договору и понуждению внести изменения в условия договора». – URL: http://ras.arbitr.ru/ (дата обращения 18.02.2019).

9. Зернов А.О. Право и основные критерии классификации юридических норм / А.О. Зернов. В.Н. Снетков. // Неделя науки СПбПУ: материалы научной конференции с международным участием, лучшие доклады. – СПб.: Изд-во Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого». – 2019. – С. 485-489.

10. Воскресенская Е. В. Применение новых методов обучения в преподавании юридических дисциплин // Успехи современного естествознания. -2008. – № 4. – с. 25-26.

11. Elena Voskresenskaya, Vitaly Snetkov, Alexander Tebryaev Current-day matters of administration and law in the field of high-rise construction E3S Web of Conferences 33, 03051 (2018) doi.org/10.1051/e3sconf/20183303051

12. Воскресенская Е. В. Корпоративное право России и Германии: сравнительно-правовое исследование. – Санкт-Петербург: Изд-во Астерион, 2010. – 124 с.

13. «Общая стоимость договоров финансового лизинга, заключенных организациями, осуществляющими деятельность в сфере финансового лизинга в Российской Федерации (в фактически действовавших ценах)». – URL: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/in-vest/tab_Lizing.htm (дата обращения 18.02.2019).

Ермошин Павел Юрьевич

Аспирант кафедры конституционного и муниципального права Института аспирантуры и докторантуры ФГБОУВО «Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)» РР1: 10.24411/2520-6990-2020-11423 ЦЕНЗ ОСЕДЛОСТИ И ПОПРАВКИ В КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

post-graduate student Department of constitutional and municipal law Institute of postgraduate and doctoral studies FGBOU VO Kutafin Moscow State Law University, Moscow

RESIDENCY REQUIREMENTS AND AMENDMENTS TO THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN

Статья посвящена истории и перспективам развития избирательного ценза оседлости в Российской Федерации. В работе проводится анализ отечественного и зарубежного избирательного законодательства. Приводятся позиции представителей научного сообщества и практиков по изменению законодательства о цензе оседлости в России и дается характеристика указанных предложений по изменению ценза оседлости в Российской Федерации для кандидата в Президенты Российской Федерации.

Читайте также:
Собственность граждан и юридических лиц

The article is devoted to the history and prospects of development of the electoral qualification of settlement in the Russian Federation. The paper analyzes domestic and foreign electoral legislation. Given the position of the scientific community and practitioners to change the law on residency requirements in Russia and is a characteristic of these proposals for change of residency in the Russian Federation for the candidate for Presidents of the Russian Federation.

Ключевые слова: Конституция Российской Федераци, конституционное право, конституционное законодательство, избирательное право, избирательное законодательство, право зарубежных стран, избирательные цензы, ценз оседлости, Президент Российской Федерации.

Keywords: The Constitution of the Russian Federation, constitutional law, constitutional law, election law, electoral law, law offoreign countries, voting qualifications, residency requirements, the President of the Russian Federation.

Большинство граждан Российской Федерации имеют определенное место жительства, что порождает совокупность прав и обязанностей. Такие права и обязанности проявляются в том числе и в сфере осуществления избирательных прав.

Одним из институтов избирательного права является ценз оседлости. Ю.А. Дмитриев и В.Б. Исраелян полагают, что избирательные цензы представляют собой установленные законодательством ограничения активного и пассивного избирательного права, обусловленные теми или иными обстоятельствами17. Избирательные цензы существуют как для активного, так и для пассивного избирательного права. В зависимости от исторической эпохи и уровня развития общества создавались и применялись различные избирательные цензы18.

Под цензом оседлости обычно понимают установленное законодательством требование, согласно которому активное или пассивное избирательное право обусловлено определенным сроком проживания в данной местности или государстве. Подобный избирательный ценз не лишен логики в связи с тем, что выборное лицо наделяется полномочиями населением конкретной территории, следовательно, оно должно быть связано с этим населением и его территорией при осуществлении представительства в органах власти.

Национальные законодательства разных стран по-своему регулируют ценз оседлости на соответствующих исторических этапах. Рассмотрим конкретные примеры правового регулирования ценза оседлости в зарубежных странах.

Второй соединенный ландтаг Пруссии 8-го апреля принял избирательный закон („Wahlgesetz für die zur Vereinbarung der preußischen Staatsverfassung zu berufende Versammlung” unter dem 8. April 1848), § 8 которого устанавливал, что каждый пруссак, достигший 24 лет и не потерявший гражданских прав вследствие законного судебного приговора, является полноправным избирателем в той общине, в которой он живет последние 6 месяцев, если только он не получает средств к жизни из общественной благотворительности19.

Все иностранные граждане Европейского Союза делятся на граждан Европейского Союза и

17 Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право: Учебник. ЗАО «Юстицинформ», 2008. Раздел «Принципы участия российских граждан в выборах».

18 Ермошин П.Ю. Избирательный ценз электронной грамотности // Вопросы российского и международного права. 2019. Том 9. № 9А. С. 357-362.

19 Боков Ю.А. Избирательные цензы в отдельных герман-

ских государствах первой половины XIX века: уроки для

российского права// Теория и практика общественного развития. 2013. № 1. С. 200 – 205.

граждан «третьих стран». Например, для получения активного избирательного права достаточно гражданину другой страны Евросоюза прожить в Италии лишь 4 года. Представители «третьих стран» должны находиться в Италии не менее 10 лет.

Для получения активного избирательного права на парламентских выборах в США требуется постоянное проживание в соответствующем избирательном округе не менее 1 месяца.

В Японии ценз оседлости формально предусмотрен для местных выборов, но фактически в своеобразной форме применяется и на парламентских выборах (непрерывное проживание в течение 3 месяцев для регистрации в списки избирателей)20.

Таким образом, применение подобного рода ограничения не является редкостью и достаточно активно используется в зарубежном политическом пространстве, в том числе, в муниципальном самоуправлении.

В соответствии с пунктом 2 статьи 81 Конституции Российской Федерации21 Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в России не менее 10 лет.

А.С. Ткач предлагает закрепить в российском избирательном законодательстве следующую норму: ««Кандидат на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации должен постоянно проживать в соответствующем субъекте не менее пяти лет непосредственно до момента назначения выборов на эту должность, либо прожить не менее семи лет, при условии, что он изменил место жительства не позднее трех лет до момента объявления выборов, либо он ранее проживал в данном субъекте, а на данный момент занимает должность члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, являясь представителем данного субъекта, либо депутата Государственной Думы, избранного по одномандатному округу, образованному на территории данного субъекта, либо в составе территориальной группы, в которую входит данный субъект

20 Рыгина Е.В. К вопросу о применении ценза оседлости в системе местного самоуправления // Теории и проблемы политических исследований. 2017. Том 6. № 6А. С. 52-58.

21 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами России о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445

Читайте также:
Сельскохозяйственный кооператив: что это такое, описание и особенности

РФ.»22. Данная поправка позволит повысить правовую и моральную связь кандидата на пост высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Президент Российской Федерации в послании к Федеральному Собранию Российской Федерации в 2022 году предложил: «Еще более жесткие требования должны предъявляться к лицам, претендующим на должность Президента Российской Федерации. Предлагаю здесь закрепить требование о постоянном проживании на территории России не менее 25 лет, а также отсутствии иностранного гражданства или вида на жительство в другом государстве, причем не только на момент участия в выборах, но и когда бы то ни было ранее»23.

В мире существуют и более жесткие проявления избирательных цензов. Например, в США стать президентом может только гражданин, вступивший в гражданство США по рождению24.

Ранее Федеральным законом от 28.06.2014 № 196-ФЗ «О внесении изменений в статью 2 Федерального закона «О порядке формирования Совета

Федерации Федерального Собрания Российской Федераци» были повышены требования к членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федераци в части ценза оседлости.

На данный момент инициатива Президента Российской Федерации нашла отражение в проекте Закона Российской Федерации № 885214-7 о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти».

Учитывая наличие международного опыта, позиции представителей научного сообщества, развития избирательного законодательства на современном этапе изменение ценза оседлости для кандидата в Президенты Российской Федерации кажется обоснованным. В тоже время, права быть избранным главой государства могут быть лишены лица проходившие длительное лечение в иностранном государстве, проходившие обучение за рубежом, осуществлявшие трудовую детальность заграницей, что несколько противоречит принципу всеобщности избирательного права25.

22 Ткач А.С. Ценз оседлости как гарантия эффективной работы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации // Наука сегодня: теория и практика. 2017. № 8. С. 87-89.

23 Послание Президента Российской Федерации Феде-

ральному Собранию от 15.01.2022 // Российская газета,

24Конституция США 1787 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.constitutionfacts.com/con-tent/constitution/flles/USConstitution_Russian.pdf (дата обращения 20.02.2020).

25 Руппель А.Х. Принципы избирательного права как критерий демократичности избирательных систем. Дисс. канд. юрид. наук. М., 1993. С. 55 -56.

Ценз оседлости как решето президентских амбиций или добрая норма, необходимая и для членов Правительства

Иногда темы общественного обсуждения актуализируются снова случайным образом. В беседе Президента Л. Тибилова с корреспондентом информационного агентства EADaily прозвучал вопрос относительно того, сохранится ли десятилетний ценз оседлости для кандидатов в президенты РЮО. Ответ был краток и однозначен. «Это правило заложено в Конституции РЮО. Ситуация с цензом – непростой вопрос. Общее мнение пока сводится к тому, чтобы сохранить прежнюю позицию по данному вопросу», – пояснил Л.Тибилов. Четкий и лаконичный ответ. Но практически на следующий же день после этого интервью в юго-осетинском сообществе снова начали обсуждать необходимость этой конституционной нормы.

Споры вокруг ценза оседлости для кандидатов на выборные должности в стране идут практически с появлением самого понятия «выборы». Одни считают эту меру фильтром против прихода к власти случайных людей, другие полагают, что это является ущемлением прав каждого осетина быть избранным на своей исторической родине. Как бы то ни было, в основном законе страны Конституции эта норма прописана однозначно: «Президентом РЮО может быть избран гражданин РЮО не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом, владеющий государственным языком и постоянно проживающий на территории РЮО последние 10 лет, предшествующие дню регистрации». Подобная норма существует и в отношении депутатов: «Депутатом Парламента РЮО может быть избран гражданин Республики Южная Осетия, достигший на день голосования 21 года и постоянно проживающий последние 5 лет на территории РЮО».

Правда и здесь были попытки разного толкования конституционной нормы. Помнится, в 2011 году ЦИК РЮО даже сделала запрос в Парламент с просьбой разъяснить эту норму в деталях. Дело в том, что в Конституции на тот момент период проживания в РЮО для кандидатов в президенты определялся только 10-летним проживанием в стране. Это могло быть истолковано таким образом, что если человек даже ребенком прожил в Южной Осетии 10 лет, то он имел возможность выдвигать свою кандидатуру на пост Президента. Самое интересное, что эта «лазейка» осталась только в положении о выборах Президента, в требованиях к кандидатам в депутаты такого разночтения не было. Было ли это сделано специально или это просто небрежность при составлении закона, теперь уже не определить.

Поэтому Парламентом были инициированы поправки, уточняющие срок проживания десятью годами непосредственно перед самими выборами. Собственно говоря, это была прерогатива Конституционного суда, но на тот момент такой важной инстанции в стране не существовало. Надеемся, что хотя бы к следующей кампании по выборам этот орган начнет свою работу, чтобы избежать неизбежных разночтений понимания ценза оседлости для кандидатов в президенты и депутаты.

Читайте также:
Террористическая группа: что это такое, описание и особенности

Отметим, что ценз оседлости не является изобретением юго-осетинских законодателей, такая норма записана в правовых актах России, Германии, Бельгии, Голландии, Австрии, Швеции.

Различаются возрастной ценз, ценз гражданства, ценз оседлости, образовательный ценз, языковой ценз и другие; ранее также существовали имущественные и сословные цензы, половой ценз.

Ценз оседлости (Residential qualifications for voters) – требование избирательного закона, согласно которому получение гражданином активного или пассивного избирательного права обусловлено определенным сроком проживания в данной местности или стране к моменту проведения выборов. Это значит, что для того, чтобы быть избранным в органы власти, необходимо прожить в определенной местности определенное законом время. Это требование выдвигается для того, чтобы кандидат был знаком с жизнью страны, ее проблемами не только по Интернету, рассказам родственников и друзей, новостям по ТВ, а через свою ежедневную сопричастность.

Например, для избрания Президентом Российской Федерации требуется постоянно проживать в РФ не менее 10 лет. В некоторых республиках в составе России от кандидатов на высшие должности (президент, глава республики) требуется знание государственного языка. Для кандидатов в депутаты российского Парламента ценз оседлости определяется в пять лет.

За то, чтобы ценз оседлости был сохранен как норма, выступает и глава Парламента А.Бибилов. «Я убежден, что ценз для Президента необходим. Это не затрагивает никакие демократические нормы и права человека. Что касается «ценза оседлости» для депутатов, то его надо пересматривать», – так высказал свое отношение к этому вопросу А. Бибилов. Впрочем, здесь нам видится некоторое противоречие. Действительно, если мы не хотим допускать случайных людей на высший пост в стране, то почему они должны оказаться в Парламенте. Ведь не стоит сомневаться в том, что Парламент имеет достаточно серьезные рычаги влияния на принятие важных государственных решений.

Понятно, что ценз оседлости существенно ограничивает количество действующих фигур на политическом поле Южной Осетии. Существует вероятность того, что со временем нам придется выбирать все время между двумя-тремя кандидатами на президентскую должность. Ведь предельного возрастного срока для претендентов на эту должность не существует. Впрочем, наученные опытом ряд политических игроков уже сегодня, дабы нивелировать требования ценза оседлости, время от времени приезжают в Цхинвал, чтобы «наработать» срок проживания в РЮО. А по-другому никак.

Вводить или отменять конституционные нормы, в том числе и ценз оседлости, суверенное право любого государства. Если такая норма есть, она должна соблюдаться. Есть даже предложения (и наша редакция его не раз высказывала) вводить ценз оседлости и для представителей исполнительной власти: премьера, министров. Не будем скрывать, что за годы существования РЮО мы видели многих заезжих чиновников, которые ощущали себя в Южной Осети как в краткосрочной командировке. Не прожив с нами все тяжелые, полные лишений и смертельной опасности годы, они не чувствовали себя органической частью юго-осетинского социума. Это касается в первую очередь осетин, потому что с других и спроса, как ни крути, все же меньше. Впрочем, многих приезжих осетин это нисколько не смущало. Оттого и наблюдающееся и сегодня у некоторых чемоданное настроение с ориентиром дожить бы до середины пятницы и элементарно свалить. Могут ли быть добрые итоги у работы в таких условиях? Думается, ответ очевиден. Поэтому с наемными, пусть и осетинской национальности, менеджерами, если их привлечение так уж необходимо, следует, видимо, заключать контракты с прописыванием в договорах ожидаемых результатов от их работы. При этом переезд семьи в РЮО должен также быть обязательным условием.

Я помню одного главу Правительства (уроженца РЮО), который мерилом своей ответственности считал время, проведенное им в рабочем кабинете. Он все удивлялся: «Что еще нужно людям, ведь я на работе сижу до двенадцати часов ночи!». Или министра-осетина, прожившего весь период грузино-осетинского про тивостояния во Владикавказе и назначенного чудесным образом на важную должность в РЮО. Так, он первые полгода оперировал еще советскими представлениями: «мы живем в югоосетинской области», «я зайду в Обком». Понятно, что такие люди просто не в состоянии понять менталитет местных жителей. Человек, не пропустивший через себя всю боль пережитого нашим народом, едва ли достоин руководить этим народом, пусть и в каком-то отдельном направлении.

Конечно же, мы понимаем, что наши внутренние кадровые ресурсы ограничены. Стране нужны люди, которые знают современные требования бизнеса, организации труда. И таких людей надо привлекать при любой возможности. Но им необязательно становиться президентами, депутатами или министрами. Для этого вполне достаточно должности заместителя министра или руководителя отдельной отрасли. Главное, обеспечить умелого и опытного управленца достойной зарплатой и условиями проживания.

После геноцида, устроенного меньшевиками Грузии в 1920 году Южная Осетия оказалась в запустении. Инфраструктура была разграблена или разрушена, тысячи людей погибло или умерло от болезней в изгнании. Восстанавливать Осетию приходилось с неимоверными трудностями. И если сожженные здания можно было отстроить, поля заново засеять, то резерв специалистов практически отсутствовал. И это не была проблемой только юга Осетии, это была общеосетинская проблема. Поэтому неудивительно, что в 20-30-х года в страну стали приезжать осетины со всей России и из Северной Осетии, в том числе. Основоположник современной художественной школы Осетии Махарбек Туганов, основатель осетинской музыкальной школы Борис Галаев, основатель осетинской прозы Арсен Коцоев, основатель классической осетинской хореографии Заурбек Бирагов… – это только несколько имен осетин-подвижников, которые приехали на юг Осетии, чтобы участвовать в ее возрождении. Не из-за денег, не из-за должностей, а по велению сердца. Ведь все эти подвижники долгие годы работали здесь на рядовых должностях. Потому что честно хотели помочь возрождению юга страны. Например, Арсен Коцоев, имевший стаж журналиста в такой известной газете как «Правда», устроился на должность обычного учителя в горной деревушке Заккор. Можете ли вы представить такое сегодня? Я приведу другой пример, уже из наших дней. Как-то на одну из руководящих должностей был приглашен осетин из-за пределов РЮО. Так он привез с собой весь административный аппарат, начиная от бухгалтера и заканчивая секретаршей. Этот чиновник-гастролер даже оборудовал отдельный санузел на работе, ключи от которого имелись только у «своих» сотрудников. И все бы ничего, если бы этот госслужащий показал выдающиеся результаты. Однако единственное, чем он запомнился своим подчиненным, помимо своего апломба, так это своим неуемным аппетитом на застольях… Очень жаль, что спустя годы в Южной Осетии будут по-прежнему помнить гражданский и национальный подвиг М.Туганова, Б.Галаева, А.Коцоева, но не вспомнят имена из наших дней.

Читайте также:
Умышленное уничтожение или повреждение имущества

Однако вернемся к теме сегодняшнего разговора. Если мы проанализируем запросы на отмену ценза оседлости, то обнаружим, что все сигналы однозначно идут из-за пределов РЮО. Как наглядный пример, инициатива Московской осетинской общины В.Камболова по отмене ценза, выдвинутая в 2011 году в преддверии президентских выборов. Но В.Камболов хотя бы это делал открыто, другие продвигают свои политические интересы более скрытно. Давно уже не секрет, что требование отмены ценза оседлости исходят от политических сил, аффилированных с тем или иным вероятным претендентом на должность президента или депутата.

В преддверии очередных выборов Президента или Парламента может возникнуть еще одна правовая коллизия и как следствие, работа для будущего состава судей Конституционного суда. Как быть, скажем, гражданам РЮО, которые определенное время исполняют представительские функции за пределами страны: послы, сотрудники посольств, спецпредставители? Ведь непроживание в стране не зависит в этом случае от них самих и определено должностными обязанностями. Когда-то статус торгового представителя Южной Осетии в России дал право одному из кандидатов в президенты получить регистрацию в ЦИК.

И еще. Мы часто негодуем по поводу того, что Осетия разделена границей в пункте пропуска Н.Зарамаг. Но от этого пограничного кордона есть и своя польза. Ведь именно на сведениях о пересечении границы обычно и руководствуются при определении сроков проживания того или иного кандидата. Заинтересованные органы всегда могут узнать, когда тот или иной человек выехал из РЮО в Россию и въехал обратно. Так и определяется реальный срок проживания в Южной Осетии, а не на показаниях соседей и родственников, как это было ранее.

Ценз оседлости однозначно необходимо сохранить. Ибо эта конституционная норма выполняет роль сакрально оберега страны от политических авантюристов. И подумать о подведении под ценз и членов Правительства.

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Ценз – оседлость

Ценз оседлости в избирательном праве, вызвавший волну справедливого возмущения как решение, противоречащее Конституции СССР и международно-правовым обязательствам СССР, давно действует в жилищном праве. Он противоречит и общей концепции нового Союзного договора, одобренной постановлением IV Съезда народных депутатов СССР и предусматривающей, что обновленный Союз призван обеспечивать равноправие всех граждан страны независимо от места их проживания. [1]

Установление ценза оседлости лишает миллионы сезонных рабочих, безработных, переезжающих с места на место в поисках работы, права принять участие в выборах. [2]

Требование постоянного проживания в каждом населенном пункте имеет значение ценза оседлости , ограничивающее всеобщность осуществления права на получение жилого помещения, направлено против мигрирующего населения, не оформившего постоянную прописку в месте проживания. [3]

В ряде регионов ( республики Прибалтики, УССР, Молдавская ССР) введен ценз оседлости . [4]

Конституция Австрийской – империи, введенная 25 апреля 1848 г., устанавливала высокий имущественный ценз и ценз оседлости при выборах в рейхстаг, учреждала две палаты – нижнюю палату и сенат, сохраняла провинциальные сословные представительные учреждения, передавала исполнительную власть и командование вооруженными силами императору и предоставляла ему право отклонения законов, принятых палатами. [5]

Читайте также:
Условное осуждение: что это такое, описание и особенности

В качестве эквивалента берется русский термин, форма которого не связана с формой английского термина: white collar workers – служащие, Chancellor of the Exchequer – министр финансов, residence qualification – ценз оседлости . [6]

Это ограничение всеобщего избирательного права проводится как раз для тех земских и городских учреждений, которые выбирают верхнюю, земскую палату. Для борьбы якобы с крайностями якобинского централизма служит двоякое отступление от демократизма: во-первых, ограничение всеобщего избирательного права цензом оседлости , во-вторых, отказ от принципа прямого избирательного права введением двухстепенных выборов. Неужели отсюда еще не ясно, что пугало яко-бинизма служит только всяческим оппортунистам. [7]

Прежде всего нарушена всеобщность жилищных прав, в частности, права на получение жилого помещения требованием о постоянном проживании и цензе оседлости граждан , желающих осуществить это право. [8]

Избирательный закон от 15 марта 1849 г. включает в эту категорию всех преступников, кроме политических. А избирательный закон от 31 мая 1850 г. причисляет к этой категории не только политических преступников, не только всех, кто признан виновным в оскорблении издавна установленного общественного мнения и законов о печати, но он фактически устанавливает ценз оседлости , при котором две трети французов не допускаются к голосованию. [9]

В некоторых европейских странах женщины до сих пор не имеют права голоса. Во многих государствах мира сохраняется минимальный ценз оседлости . Значит, здесь за рамки общества выведены целые слои населения. [11]

Она решила отнять у народа завоеванное на февральских баррикадах всеобщее избирательное право. Законодательное собрание приняло новый избирательный закон, который вводил 3-летний ценз оседлости и некоторые другие ограничения, специально направленные против рабочих. [12]

Они выступали за сохранение имущественного и образовательного цензов, а также ценза оседлости для выборов в Государственную думу, местное самоуправление и местный суд. [13]

Утверждение освобождепцев, что именно верхняя палата, выбираемая земскими учреждениями, способна выражать начало децентрализации, выражать момент многообразия различных частей России, есть величайший вздор. Децентрализация не может выражаться ограничением всеобщности выборов; многообразие не может выразиться ограничением принципа прямых выборов. Суть в том, что верхняя палата неизбежно станет, по их системе, преимущественно и главным образом органом дворянства и буржуазии, ибо именно пролетариат всего более оттесняется цензом оседлости и двухстепенной системой выборов. [14]

Отдельные стратификационные системы могут взаимообуслов-ливать друг друга, меняясь местами с течением времени. Например, первоначально в русской истории сословия возникли на основе экономических классов – из профессиональных различий и имущественного расслоения. Затем, наоборот, уже классовые различия определяются преимущественно сословной принадлежностью. Затем на подходе к рубежам двадцатого века сословия и классы становятся все более независимыми друг от друга, во многом существуя параллельно. Например, запись в первую купеческую гильдию происходит здесь уже скорее по неэкономическим причинам ( престиж, преодоление ценза оседлости ), в то время как множество представителей торгово-промышленных слоев формально к купечеству не принадлежат. [15]

Словари

ru А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
en A B C D E F G H I K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

Ценз оседлости: основные понятия и термины

  • Финам в Facebook
  • Финам в Twitter
  • Финам в Вконтакте
  • Торговые сигналы
  • Торговые сигналы
  • Подписывайтесь на Яндекс Дзен
  • Стикеры для Telegram и iMessage
  • Финам на YouTube
  • Финам в Instagram
  • Обучение трейдингу
  • Контактная информация
  • Размещение рекламы
  • Личный кабинет
  • Стать партнёром
  • Часто задаваемые вопросы (FAQ)
  • Раскрытие информации
  • Тендеры
  • Связаться с пресс-службой
  • Редакция RSS
  • Подкасты RSS

© 2007–2022 «ФИНАМ»
Дизайн — «Липка и Друзья», 2015

При полном или частичном использовании материалов ссылка на Finam.ru обязательна. Подробнее об использовании информации и котировок. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. 18+

АО «Инвестиционная компания «ФИНАМ». Лицензия на осуществление брокерской деятельности №177-02739-100000 от 09.11.2000 выдана ФКЦБ России без ограничения срока действия. Адрес: 127006 г. Москва, пер. Настасьинский, д.7, стр.2.

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

ООО «Управляющая компания «Финам Менеджмент». Лицензия на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами №077-11748-001000 выдана ФСФР России без ограничения срока действия.

АО «Банк ФИНАМ». Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте № 2799 от 29 сентября 2015 года.

ООО «ФИНАМ ФОРЕКС», лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности форекс-дилера № 045-13961-020000 от 14 декабря 2015 года. Адрес: 127006, Российская Федерация, г. Москва, пер. Настасьинский, д. 7, стр. 2.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: