Цивильный лист: что это такое, описание и особенности

Цивильный лист

Цивильный лист — часть государственного бюджета в монархиях, которая предоставляется в личное распоряжение монарха, для потребностей его и его дома. [1] В республиках место цивильного листа занимает содержание президента республики.

Содержание

Цивильный лист и тип монархии

Цивильный лист может появиться лишь тогда, когда личные расходы монарха начинают отделяться от общих государственных расходов и определяться по точным и постоянным нормам; следовательно, цивильный лист в точном смысле этого слова возможен лишь в конституционных монархиях. В неограниченных монархиях этот термин может быть употребляем только по аналогии. В эпоху просвещённого абсолютизма им желали оттенить закономерность в пользовании государственными средствами, в Церковной области он сохранился до конца её существования.

История понятия

Цивильный лист — то есть доходы монарха как такового, составляющие статью в государственном бюджете, — отличается от доходов монарха или членов его семьи, получаемых с имущества, которым они владеют, как частные лица (в Риме fiscus, или Cæsaris fiscus, bonum scatullae, позже — уделы, королевские или коронные домены, кабинетские имущества, Schatullgut, Kabinetsgut, apanages). Впервые цивильный лист появился в Англии, во времена Вильгельма III, когда этим именем стали обозначать ту часть (приблизительно половину) бюджета, которая ассигновалась парламентом в бесконтрольное распоряжение короля, но в которую тогда входили, кроме расходов двора, и расходы на всё гражданское управление. Постепенно расходы на гражданское управление отпадали, и в начале царствования королевы Виктории был установлен цивильный лист в 1.385.000 фунтов стерлингов исключительно на расходы двора и связанные с ним; позднее он был поднят до 407.774 фунтов стерлингов, а при Эдуарде VII назначен в размере 409.452 фунтов стерлингов. В счёт цивильного листа не входят некоторые ассигнования со специальным назначением, имеющие иногда характер временный (при выдаче замуж дочерей, при бракосочетании сыновей и самих королей и т. д.), иногда — длительный. Из Англии термин «цивильный лист» перешёл в эпоху просвещённого абсолютизма в некоторые неограниченные монархии, где он скоро вышел из употребления, и затем, в XIX веке, — в конституционные монархии, где получил значительное развитие и вошёл в тексты многих конституций.

Состав цивильного листа

По общему правилу, в состав цивильного листа входят:

  • личные расходы монарха,
  • расходы на двор (но не на канцелярию, штаты которой устанавливаются особо),
  • расходы на поощрение искусства (театры, картинные галереи и т. д.),
  • расходы на благотворительность.

Экстраординарные расходы главы государства (поездки и пр.) обыкновенно покрываются особенными ассигнованиями; точно так же на содержание двора супруги монарха и наследника престола во многих странах ассигнуются особые дотации (dotations de la couronne), тогда как в других государствах расходы на него предполагаются включенными в цивильный лист. В большинстве государств цивильный лист определяется парламентом в начале царствования каждого государя на всё время его правления. Допускается изменение его по соглашению короны и парламента, к чему прибегают крайне редко, предпочитая изменять цивильный лист косвенным образом, кредитами на специальные цели. Реже цивильный лист назначается на определённый (10-летний) срок, ещё реже — на срок неопределённый, то есть с сохранением права парламента и короны изменить размеры цивильного листа в каждый данный момент.

Размеры цивильного листа в разных странах

В Великобритании цивильный лист в 2003 году составил примерно 9,9 млн. фунтов стерлингов.

В Швеции размер цивильного листа каждый год определяет риксдаг.

Во Франции цивильный лист в размере 25 млн. франков был установлен впервые Учредительным собранием в 1791 году, причём король был лишён других своих доходов. Цивильный лист был отменён законодательным собранием в 1792 году, но восстановлен в том же размере с восстановлением монархии в 1804 году, причём, Наполеон фактически значительно увеличил его посредством специальных фондов и безотчётно употребляемых доходов от военных реквизиций. Во время реставрации цивильный лист равнялся той же сумме, при Луи-Филиппе (обладавшем значительным личным имуществом) понижен до 12 млн., при Второй республике уничтожен и восстановлен при Наполеоне III в прежнем размере 25 млн.; окончательно отменён после падения империи [[6 сентября 1870 года.

В Германской империи не было цивильного листа; германский император довольствовался теми доходами, которые он получал в качестве прусского короля (с 1889 г. — 15 млн. марок).

В Австро-Венгрии цивильный лист, назначаемый на 10-летний срок, в 1870 году был определён в 4 650 000 гульденов для каждого из двух государств всей монархии (Австрии и Венгрии); эта же норма была сохранена и для следующих периодов 1880—89, 1890—99 и 1900—09 гг.

В Италии цивильный лист на начало XX века составлял 15 050 000 лир, в Испании — 7 млн. песет (кроме того, уделы = 2,5 млн. песет).

Читайте также:
Свобода передвижения: что это такое, описание и особенности

Цивильный лист

Цивильный лист — часть государственного бюджета в монархиях, которая предоставляется в личное распоряжение монарха, для потребностей его и его дома. [1] В республиках место цивильного листа занимает содержание президента республики.

Содержание

  • 1 Цивильный лист и тип монархии
  • 2 История понятия
  • 3 Состав цивильного листа
  • 4 Размеры цивильного листа в разных странах
  • 5 Отмена цивильного листа в Великобритании
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки

Цивильный лист и тип монархии [ править | править код ]

Цивильный лист может появиться лишь тогда, когда личные расходы монарха начинают отделяться от общих государственных расходов и определяться по точным и постоянным нормам; следовательно, цивильный лист в точном смысле этого слова возможен лишь в конституционных монархиях. В неограниченных монархиях этот термин может быть употребляем только по аналогии. В эпоху просвещённого абсолютизма им желали оттенить закономерность в пользовании государственными средствами, в Церковной области он сохранился до конца её существования.

История понятия [ править | править код ]

Цивильный лист — то есть доходы монарха как такового, составляющие статью в государственном бюджете, — отличается от доходов монарха или членов его семьи, получаемых с имущества, которым они владеют, как частные лица (в Риме fiscus, или Cæsaris fiscus, bonum scatullae, позже — уделы, королевские или коронные домены, кабинетские имущества, Schatullgut, Kabinetsgut, apanages). Впервые цивильный лист появился в Англии, во времена Вильгельма III, когда этим именем стали обозначать ту часть (приблизительно половину) бюджета, которая ассигновалась парламентом в бесконтрольное распоряжение короля, но в которую тогда входили, кроме расходов двора, и расходы на всё гражданское управление. Постепенно расходы на гражданское управление отпадали, и в начале царствования королевы Виктории был установлен цивильный лист в 385 000 фунтов стерлингов исключительно на расходы двора и связанные с ним; позднее он был поднят до 407 774 фунтов стерлингов, а при Эдуарде VII назначен в размере 409 452 фунтов стерлингов. В счёт цивильного листа не входят некоторые ассигнования со специальным назначением, имеющие иногда характер временный (при выдаче замуж дочерей, при бракосочетании сыновей и самих королей и т. д.), иногда — длительный. Из Англии термин «цивильный лист» перешёл в эпоху просвещённого абсолютизма в некоторые неограниченные монархии, где он скоро вышел из употребления, и затем, в XIX веке, — в конституционные монархии, где получил значительное развитие и вошёл в тексты многих конституций.

Состав цивильного листа [ править | править код ]

По общему правилу, в состав цивильного листа входят:

  • личные расходы монарха,
  • расходы на двор (но не на канцелярию, штаты которой устанавливаются особо),
  • расходы на поощрение искусства (театры, картинные галереи и т. д.),
  • расходы на благотворительность.

Экстраординарные расходы главы государства (поездки и пр.) обыкновенно покрываются особенными ассигнованиями; точно так же на содержание двора супруги монарха и наследника престола во многих странах ассигнуются особые дотации (dotations de la couronne), тогда как в других государствах расходы на него предполагаются включенными в цивильный лист. В большинстве государств цивильный лист определяется парламентом в начале царствования каждого государя на всё время его правления. Допускается изменение его по соглашению короны и парламента, к чему прибегают крайне редко, предпочитая изменять цивильный лист косвенным образом, кредитами на специальные цели. Реже цивильный лист назначается на определённый (10-летний) срок, ещё реже — на срок неопределённый, то есть с сохранением права парламента и короны изменить размеры цивильного листа в каждый данный момент.

Размеры цивильного листа в разных странах [ править | править код ]

В Великобритании цивильный лист в 2003 году составил примерно 9,9 млн фунтов стерлингов.

В Швеции размер цивильного листа каждый год определяет риксдаг.

Во Франции цивильный лист в размере 25 млн франков был установлен впервые Учредительным собранием в 1791 году, причём король был лишён других своих доходов. Цивильный лист был отменён законодательным собранием в 1792 году, но восстановлен в том же размере с установлением империи в 1804 году, причём, Наполеон фактически значительно увеличил его посредством специальных фондов и безотчётно употребляемых доходов от военных реквизиций. Во время реставрации королевской власти цивильный лист равнялся той же сумме, при Луи-Филиппе (обладавшем значительным личным имуществом) понижен до 12 млн, при Второй республике уничтожен и восстановлен при Наполеоне III в прежнем размере 25 млн; окончательно отменён после падения империи 6 сентября 1870 года.

В Германской империи не было цивильного листа; германский император довольствовался теми доходами, которые он получал в качестве прусского короля (с 1889 года — 15 млн марок).

Читайте также:
Субагентский договор: что это такое, описание и особенности

В Австро-Венгрии цивильный лист, назначаемый на 10-летний срок, в 1870 году был определён в 4 650 000 гульденов для каждого из двух государств всей монархии (Австрии и Венгрии); эта же норма была сохранена и для следующих периодов 1880—89, 1890—99 и 1900—09 годов.

В Италии цивильный лист на начало XX века составлял 15 050 000 лир, в Испании — 7 млн песет (кроме того, уделы = 2,5 млн песет).

Отмена цивильного листа в Великобритании [ править | править код ]

В Великобритании долгое время цивильный лист устанавливался единовременно на весь срок правления монарха. Однако при Елизавете II фунт стерлингов заметно обесценился, что вынудило парламент перейти к практике ежегодного пересмотра размера цивильного листа [2] . Наконец, 1 апреля 2012 года в Великобритании вступил в силу «Акт о королевском гранте», который отменил цивильный лист [3] . Вместо него введен ежегодно утверждаемый королевский грант. (см. статью Собственность Короны)

Цивильный лист

Цивильный лист соответствует сумме денег помещенных в личном распоряжении монарха для нужд своего дома; поэтому в монархиях он является составной частью государственного бюджета . В республиках эквивалент гражданского списка занимает бюджет Президента республики . Это понятие очень ассоциируется с Соединенным Королевством и его бывшими колониями, такими как Канада и Новая Зеландия .

Резюме

  • 1 Понятие гражданской ведомости
  • 2 Соединенное Королевство
    • 2.1 История
    • 2.2 Елизавета II
    • 2.3 Списковые пенсии гражданского населения
    • 2.4 В популярной культуре
  • 3 Франция
  • 4 Канада
  • 5 Новая Зеландия
  • 6 Марокко
  • 7 Сингапур
  • 8 Статьи по теме
  • 9 Примечания и ссылки

Понятие гражданской ведомости

Гражданский список может появиться только тогда, когда личные расходы монарха отличны от расходов общего управления и определены точными и постоянными стандартами; следовательно, гражданский список в точном смысле этого слова возможен только в конституционных монархиях . В абсолютных монархиях этот термин может использоваться только по аналогии . Это была идея оздоровления государственных средств, которая циркулировала в эпоху просвещенного абсолютизма . В церковных государствах это различие никогда не проводилось.

Соединенное Королевство

В Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии гражданский список до 2011 года представлял собой ежегодную субсидию, покрывающую большую часть расходов, связанных с выполнением официальных функций суверена, в частности, связанных с заработной платой персонала, государственные визиты, общественные миссии, церемониальные функции и обслуживание королевских домов . Транспортные расходы и расходы на безопасность королевской семьи , а также содержание имущества и другие разные расходы покрывались за счет отдельных субсидий, выплачиваемых различными правительственными ведомствами. Гражданский список был отменен в соответствии с Законом о суверенных субсидиях 2011 года .

История

После « Славной революции » 1688 года расходы, связанные с потребностями монарха, были в значительной степени отделены от обычных расходов государства, управляемых казначейством . Это было реакцией на правление Карла II в Англии и Джеймса II в Англии (также известного как Джеймс VII Шотландии ), которые приносили большие доходы независимо от британского парламента .

Вступление на престол Георга III в 1760 году ознаменовало собой значительные изменения в королевских финансах. Хотя его предшественник, Георг II , не покрыл все расходы, связанные с гражданским правительством в соответствии с предыдущим соглашением, Закон о гражданском списке 1760 года постановил, что Георг III вернет наследственный доход от наследственного состояния короны парламенту на время своего правления и что взамен парламент будет нести большую часть расходов гражданского правительства. Парламент продолжит оплачивать гражданский лист, который покроет расходы королевского двора и часть расходов гражданского правительства. Однако Георг III сохранил доходы герцогства Ланкастер .

После восшествия на престол Вильгельма IV в 1830 году сумма, проголосованная за гражданский список, была ограничена расходами королевского двора, что устранило любую остаточную ответственность, связанную с расходами гражданского правительства. Это в конечном итоге устранило все связи между сувереном и стоимостью гражданского правительства. После присоединения королевы Виктории был принят Закон 1837 года о гражданских списках , в котором были напомнены принципы системы гражданских списков и конкретизирован предыдущий действующий закон. С того времени и до прихода на престол королевы Елизаветы II это конституционное положение было подтверждено, но исторический термин «гражданский список» сохранился, хотя грант не имел ничего общего с расходами гражданского правительства.

В 1931 году Георг V решил не собирать свой гражданский список в 50 000 фунтов стерлингов из-за Великой депрессии . Как опекун частной фондовой биржи , сэр Фредерик Понсонби написал премьер-министру Рамси Макдональду, чтобы сообщить ему, что Джордж считал возможным отказать в выдаче гранта путем «соблюдения строжайшей экономии» и что королева Мэри и другие члены королевская семья были «стремится сократить свои субсидии в это время национального кризиса . »

Читайте также:
Учетная политика: что это такое, описание и особенности

Елизавета II

Пенсии по гражданскому списку

В популярной культуре

В эпизоде ​​3 « Играть за короля» премьер-министр Фрэнсис Уркарт (которого играет Иэн Ричардсон ) говорит своему политическому противнику, королю (которого играет Майкл Китчен ), что правительство рассмотрит список гражданских лиц перед проведением всеобщих выборов. Король указывает ему, что в прошлом году была проведена полная ревизия и что экспертиза, предложенная Уркартом, кажется мстительной.

Франция

Понятие гражданского списка появилось во Франции в 1790 году во время правления Людовика XVI по образцу Соединенного Королевства . Он состоял из двух элементов:

  • ежегодная субсидия, выделяемая государством государю на покрытие расходов его домашнего хозяйства, что позволяет четко разграничить расходы короны в рамках государственного бюджета;
  • недвижимое и движимое имущество , состоящее из набора товаров, принадлежащих государству. Он состоял в основном из резиденций, используемых для жилища государя, содержание которых он должен был обеспечивать. При Луи-Филиппе было решено, что произведения искусства, приобретенные гражданским списком и помещенные в здания для пожертвований, будут воссоединены во владениях Короны.

С понятием гражданского списка, в рамках Реставрации, появилось понятие, неизвестное Ancien Régime , наследства суверена, отличного от государственной собственности: суверен мог, таким образом, представлять собой частное владение, передаваемое или не передаваемое его наследникам, в зависимости от ситуации. Те, кто не имел прямого отношения к порядку престолонаследия, обычно получали удельную собственность .

Канада

В Канаде гражданский список был обычным термином в период до конфедерации ; в нем говорилось о выплате всем государственным служащим из фонда заработной платы правительства. Было много споров по поводу того, будет ли список контролироваться губернатором или законодательным собранием. Собрание требовало контроля над всеми финансовыми вопросами, в то время как губернаторы опасались, что, если Собрание будет обладать такими полномочиями, некоторые должности будут удалены из списка. Наконец, под Болдуин – правительство La Fontaine , был достигнут компромисс с лордом Elgin .

Термин «список гражданских служащих» больше не используется обычно для описания оплаты труда государственных служащих в Канаде, которые покрываются бюджетами исполнительных агентств.

Новая Зеландия

Закон о гражданском Списке 1979 описывает средства , выделяемые на генерал – губернатора , на премьер – министр , министры и члены парламента .

Марокко

У короля Марокко также есть гражданский список (статья 45 Конституции 2011 года , статья 22 предыдущих конституций ).

Сингапур

Хотя страна не является монархией, Закон о гражданском списке и безвозмездных выплатах предусматривает список гражданских лиц и денежное вознаграждение для покрытия расходов президентства Сингапура.

Цивильный лист

Цивильный лист представляет собой список лиц, которым деньги оплачиваются правительством , как правило , для служения государства или в качестве почетных пенсий. Этот термин особенно ассоциируется с Соединенным Королевством и его бывшими колониями – Канадой , Индией , Новой Зеландией , Сингапуром и многими другими. Первоначально он определялся как расходы на поддержку монарха.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Соединенное Королевство
    • 1.1 История
    • 1.2 Елизавета II
    • 1.3 Пенсии по гражданскому списку
  • 2 Канада
  • 3 Индия
  • 4 Марокко
  • 5 Новая Зеландия
  • 6 Сингапур
  • 7 См. Также
  • 8 ссылки
    • 8.1 Цитаты
    • 8.2 Дальнейшее чтение
    • 8.3 Внешние ссылки

Соединенное Королевство [ править ]

В Соединенном Королевстве до 2011 года Гражданский список представлял собой ежегодную субсидию, которая покрывала некоторые расходы, связанные с выполнением Суверенным своих официальных обязанностей, включая расходы на заработную плату персонала, государственные визиты, общественные мероприятия, церемониальные функции и содержание королевских семей. . Расходы на транспорт и безопасность для королевской семьи , вместе с содержанием собственности и другими расходами, покрывались за счет отдельных грантов от отдельных правительственных ведомств. Гражданский список был отменен Законом о суверенных грантах 2011 года .

История [ править ]

После Славной революции 1688 года расходы, связанные с поддержкой монарха, были в значительной степени отделены от обычных расходов государства, управляемых казначейством . Это было реакцией на правление Карла II в Англии и Якова II в Англии (также известного как Яков VII Шотландского ), чьи большие доходы сделали их независимыми от парламента . [ необходима цитата ]

В 1697 году парламент при Вильгельме III и Марии II установил доход короны в мирное время на уровне 1 200 000 фунтов стерлингов в год; из них около 700 000 фунтов стерлингов было ассигновано на Гражданский список. [1] [2] Суверены должны были использовать это, чтобы покрыть некоторые расходы на управление гражданским правительством (такие как государственная служба, зарплаты судей и послов) и выплаты пенсий, а также расходы Королевское хозяйство и личные расходы государя. Именно отсюда возник термин «гражданский список», чтобы отличать его от отчета о военных и военно-морских расходах, которые финансировались за счет специального налогообложения.

Читайте также:
Сворный пункт: что это такое, описание и особенности

Воцарение Георга III в 1760 году ознаменовало собой значительные изменения в королевских финансах. Поскольку его предшественник, Георг II, не смог покрыть все конкретные расходы гражданского правительства в соответствии с предыдущим порядком, Законом о гражданском списке 1760 года было решено, что Георг III передает наследственные доходы от королевского поместья парламенту. на время его правления, а взамен парламент возьмет на себя ответственность за большую часть расходов гражданского правительства. Парламент продолжит оплачивать гражданский список, который покроет расходы королевского двора и некоторые расходы гражданского правительства. Однако Георг III сохранил доход от герцогства Ланкастер .

После вступления на престол Вильгельма IV в 1830 году сумма, голосующая за Гражданский список, была ограничена расходами Королевского двора, исключая любые остаточные обязанности, связанные с расходами гражданского правительства. Это окончательно устранило всякую связь между Сувереном и стоимостью гражданского правительства. После присоединения к власти королевы Виктории был принят Закон 1837 года о гражданском списках, в котором были подтверждены принципы системы гражданских списков и указаны все предыдущие законы как действующие. После присоединения последующих монархов к королеве Елизавете II это конституционное устройство было подтверждено, но исторический термин «гражданский список» сохранился, хотя грант не имел ничего общего с расходами гражданского правительства.

В 1931 году Георг V решил отказаться от причитающихся ему 50 000 фунтов стерлингов из Гражданского списка в результате Великой депрессии . Как Хранитель Тайного Кошелька , сэр Фредерик Понсонби написал премьер – министру Рамсей Макдональд сказать , что Джордж чувствовал, что можно отказаться от гранта «осуществление самой жесткой экономии» и что королева Мария и другие члены королевской семьи были «жаждущий что сокращение этих грантов должно быть произведено в период национального кризиса “. [3]

Елизавета II [ править ]

Последним британским монархом, получившим выплаты по Гражданскому списку, была Елизавета II. Гражданский список для ее правления длился с момента ее вступления на престол в 1952 году до его отмены в 2012 году. В течение этого периода королева как глава государства использовала Гражданский список для покрытия некоторых официальных расходов монархии.

Только королева, герцог Эдинбургский и королева-мать когда-либо получали прямое финансирование от Civil List. [4] Принц Уэльский и его ближайших родственников ( герцогиня Корнуолл , с герцогом и герцогиней Кембриджского , и принц Гарри ) получали доход от герцогства Корнуолл . Государственные пошлины и персонал других членов королевской семьи финансировались из парламентской ренты, сумма которой была полностью возвращена королевой в казну. [5] Супруг королевы ( принц Филипп, герцог Эдинбургский ) получал 359 000 фунтов стерлингов в год. [6] Королеве было разрешено требовать эти суммы в качестве вычета из ее валового дохода от личных инвестиций и других источников – чистая сумма после вычетов подлежала обычному подоходному налогу.

Последние два десятилетия Гражданского списка были отмечены как профицитами, так и дефицитами. Излишки в Гражданском списке 1991–2000 годов, вызванные низкой инфляцией и усилиями Королевы и ее персонала по повышению эффективности Королевского двора, привели к накоплению резерва в размере 35,3 миллиона фунтов стерлингов к концу 2000 года. Следовательно, Гражданский список был установлен на уровне 7,9 млн фунтов стерлингов ежегодно в 2001 году, такая же сумма, как и в 1991 году, и оставалась на этом уровне до ее отмены. Затем этот резерв был использован для восполнения дефицита в Гражданском списке в течение следующего десятилетия. [7] Закон о гражданском Списке 1972 запрещал парламент от сокращения любого из этих платежей. [8]

Отмена Гражданского списка была объявлена в заявлении обзора расходов на Палату общин 20 октября 2010 года по канцлеру казначейства , Джордж Осборн . Вместо этого, по его словам, «королевская семья получит новый суверенный грант поддержки, связанный с частью доходов Crown Estate». Crown Estate является законом корпорации , работать на коммерческих линиях Короны уполномоченных по недвижимости и генерирует доход для Казначейства каждого года (излишек дохода £ 210,7 млн за год , закончившегося 31 марта 2010). [9] Этот доход получает Корона и передается государству в результате соглашения, достигнутого в 1760 году, которое возобновлялось в начале каждого последующего правления. Закон о суверенных субсидиях 2011 года получил королевское одобрение 18 октября 2011 года. Согласно этому закону, суверенные субсидии теперь финансируют все официальные расходы монархии, а не только расходы, которые ранее несли гражданский список.

Пенсии Civil List [ править ]

Это пенсии, которые традиционно назначаются Государом из Гражданского списка по рекомендации Первого лорда Казначейства . В Законе о гражданском списке 1837 г. применялось условие, согласно которому любые новые пенсии должны “предоставляться только тем лицам, которые имеют справедливые права на королевское благосостояние или которые своими личными услугами перед Короной, или выполнением общественных обязанностей, или их полезные открытия в науке и достижения в области литературы и искусства заслужили милостивое внимание их государя и благодарность их страны ». [10] Среди известных получателей – Уильям Вордсворт , [11] Уильям Барнс , [12] Джеральдин Джудсбери , [13] Маргарет Олифант , [14] Кристофер Лог , [15] и Молли Паркин . [16] (Часто говорят, что лорд Байрон получал пенсию по гражданскому списку, но фактическим получателем была его мать. [17] ) С 1911 года из Гражданского списка ежегодно выделялась сумма в 1200 фунтов стерлингов в дополнение кпенсии по гражданскому списку.пенсии уже в силе. Согласно отчету, выпущенному в 1908 году, общая сумма пенсий по гражданскому списку, подлежащих выплате в этом году, составила 24 665 фунтов стерлингов. В 2012-2013 финансовом году ежегодная стоимость пенсий по гражданскому списку, выплачиваемых 53 людям, составила 126 293 фунтов стерлингов. [18] Время от времени продолжают назначаться пенсии по новому гражданскому списку. [16]

Читайте также:
Частный процесс: что это такое, описание и особенности

Канада [ править ]

В Канаде гражданский список был обычным термином в период до конфедерации ; в нем говорилось о выплате всем должностным лицам из государственного фонда заработной платы. Было много споров относительно того, будет ли список контролироваться губернатором или Законодательным собранием. Собрание требовало контроля над всеми денежными вопросами, в то время как губернаторы опасались, что, если Собранию будет предоставлено это право, то некоторые должности будут исключены из списка. В конце концов под Болдуин – Лафонтен правительства, был достигнут компромисс с лордом Elgin .

Термин ” гражданский список” больше не используется для описания оплаты труда государственных служащих в Канаде, которые покрываются бюджетами исполнительных агентств.

Индия [ править ]

Государственные службы государственных служащих Индии в личном качестве оплачиваются из гражданского списка. Парламент может привлекать к ответственности высокопоставленных государственных служащих . Система государственной службы в Индии основана на званиях и не следует принципам государственной службы, основанной на должности. [19]

Марокко [ править ]

Статья 45 Конституции Марокко с внесенными в нее поправками 2011 года гласит, что у короля должен быть гражданский список. [20] Аналогичное положение содержалось в статье 22 Конституции Марокко с поправками 1996 года. [21]

Новая Зеландия [ править ]

Закон о гражданской Список 1979 описывает средства , предусмотренные для генерал-губернатора , премьер – министра , Кабинета министров и членов парламента .

Сингапур [ править ]

Закон о гражданском списке и чаевых [22] предусматривает гражданский список и денежное вознаграждение для содержания президента Сингапура .

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Цивильный лист

Цивильный лист

(liste civile) — та часть государственного бюджета в монархиях, которая предоставляется в личное распоряжение монарха, для потребностей его и его дома. В республиках место Ц. листа занимает содержание президента республики. Ц. лист может появиться лишь тогда, когда личные расходы монарха начинают отделяться от общих государственных расходов и определяться по точным и постоянным нормам; следовательно, Ц. лист в точном смысле этого слова возможен лишь в монархиях конституционных. В монархиях неограниченных этот термин может быть употребляем только по аналогии. В эпоху просвещенного абсолютизма им желали оттенить закономерность в пользовании государственными средствами, в Церковной области он сохранился до конца ее существования. Ц. лист — т. е. доходы монарха как такового, составляющие статью в государственном бюджете, — отличается от доходов монарха или членов его семьи, получаемых с имущества, которым они владеют, как частные лица (в Риме fiscus, или C æ saris fiscus, bonum scatullae, теперь уделы, королевские или коронные домены, кабинетские имущества, Schatullgut, Kabinetsgut, apanages). Впервые Ц. лист появился в Англии, во времена Вильгельма III, когда этим именем стали обозначать ту часть (приблизительно половину) бюджета, которая ассигновалась парламентом в бесконтрольное распоряжение короля, но в которую тогда входили, кроме расходов двора, и расходы на всё гражданское управление. Постепенно, однако, расходы на гражданское управление отпадали, и в начале царствования королевы Виктории был установлен Ц. лист в 1385000 фн. стерл. исключительно на расходы двора и связанные с ним; позднее он был поднят до 407774 фн. ст., а при Эдуарде VII назначен в размере 409452 фн. стерл. В счет Ц. листа не входят некоторые ассигновки со специальными назначениями, имеющие иногда характер временный (при выдаче замуж дочерей, при бракосочетании сыновей и самих королей и т. д.), иногда — длящийся. Из Англии термин Ц. лист перешел в эпоху просвещенного абсолютизма, в некоторые неограниченные монархии, где он скоро вышел из употребления, и затем, в XIX в., — в конституционные монархии, где получил значительное развитие и вошел в тексты многих конституций. По общему правилу, в состав Ц. листа входят: 1) личные расходы монарха, 2) расходы на двор (но не на канцелярию, штаты которой устанавливаются особо), 3) расходы на поощрение искусства (театры, картинные галереи и т. д.), и 4) расходы на дела благотворительности. Экстраординарные расходы главы государства (поездки и проч.) обыкновенно покрываются особенными ассигновками; точно так же на содержание двора супруги монарха и наследника престола во многих странах (Великобритания, Испания, Нидерланды, Дания, Швеция и Норвегия, Вюртемберг, Саксония, Бавария и др.) ассигнуются особые дотации (dotations de la couronne), тогда как в других государствах (Австро-Венгрия, Пруссия, Баден, Гессен, Италия и др.) расходы на него предполагаются включенными в Ц. лист. В большинстве государств (Великобритания, Испания, Нидерланды, Дания, Швеция, Саксония и др.) Ц. лист определяется обыкновенно парламентом в начале царствования каждого государя на все время его правления. Допускается изменение его по соглашению короны и парламента, к чему, впрочем, прибегают крайне редко, предпочитая изменять Ц. лист косвенным образом, кредитами на специальные цели. Реже Ц. лист назначается на определенный (10-летний) срок (Австро-Венгрия, Греция), еще реже (Пруссия) — на срок неопределенный, т. е. с сохранением права парламента и короны изменить размеры Ц. листа в каждый данный момент.

Читайте также:
Существенный недостаток: что это такое, описание и особенности

Размеры Ц. листа в разных странах. В Великобритании, как уже указано, Ц. лист определен в 409452 фн. ст.; к нему надо прибавить особые ассигновки, вотируемые парламентом; размеры их теперь достигают 166000 фн. ст. в год. Взамен Ц. листа королева Виктория при вступлении на престол отказалась в пользу государства от принадлежавших ей доходов с королевских доменов. Во Франции Ц. лист в размере 25 млн. фр. был установлен впервые учредительным собранием в 1791 г., причем король был лишен других своих доходов. Ц. лист был отменен законодательным собранием в 1792 г., но восстановлен в том же размере с восстановлением монархии в XII г. (1804 г.), причем, однако, Наполеон фактически значительно увеличил его посредством специальных фондов и безотчетно употребляемых доходов от военных реквизиций. Во время реставрации Ц. лист равнялся той же сумме, при Людовике Филиппе (обладавшем значительным личным имуществом) понижен до 12 млн., при 2-й республике уничтожен и восстановлен при Наполеоне III в прежнем размере 25 млн.; окончательно отманен после падения империи 6 сент. 1870 г. Назначенное в замен Ц. листа жалованье президента республики, вотируемое ежегодно, но с 1871 г. неизменно в одном и том же размере, равно 600000 фр., к которым прибавляется еще 600000 на представительство и расходы по путешествиям. В Германской империи вовсе нет Ц. листа; император германский довольствуется теми доходами, которые он получает в качестве короля прусского (с 1889 г. — 15000000 мар.). В Австро-Венгрии Ц. лист, назначаемый на 10-летний срок, в 1870 г. был определен в 4650000 гульд. для каждого из двух государств всей монархии (Австрии и Венгрии), всего, следовательно, 9300000 гульд.; эта же норма сохранена и для следующих периодов 1880 — 89, 1890 — 99 и 1900 — 09 гг. В Италии Ц. лист = 15050000 лир, в Испании с 1886 г. — 7 млн. песет (кроме того, уделы = 2,5 млн. песет). В Соединенных Штатах президент получает 200 тыс. долларов.

Размеры Ц. листа в конце и в середине XIX века.

Цивильный лист

Цивильный лист — часть государственного бюджета в монархиях, которая предоставляется в личное распоряжение монарха, для потребностей его и его дома. [1] В республиках место цивильного листа занимает содержание президента республики.

Содержание

  • 1 Цивильный лист и тип монархии
  • 2 История понятия
  • 3 Состав цивильного листа
  • 4 Размеры цивильного листа в разных странах
  • 5 Отмена цивильного листа в Великобритании
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки

Цивильный лист и тип монархии

Цивильный лист может появиться лишь тогда, когда личные расходы монарха начинают отделяться от общих государственных расходов и определяться по точным и постоянным нормам; следовательно, цивильный лист в точном смысле этого слова возможен лишь в конституционных монархиях. В неограниченных монархиях этот термин может быть употребляем только по аналогии. В эпоху просвещённого абсолютизма им желали оттенить закономерность в пользовании государственными средствами, в Церковной области он сохранился до конца её существования.

История понятия

Цивильный лист — то есть доходы монарха как такового, составляющие статью в государственном бюджете, — отличается от доходов монарха или членов его семьи, получаемых с имущества, которым они владеют, как частные лица (в Риме fiscus, или Cæsaris fiscus, bonum scatullae, позже — уделы, королевские или коронные домены, кабинетские имущества, Schatullgut, Kabinetsgut, apanages). Впервые цивильный лист появился в Англии, во времена Вильгельма III, когда этим именем стали обозначать ту часть (приблизительно половину) бюджета, которая ассигновалась парламентом в бесконтрольное распоряжение короля, но в которую тогда входили, кроме расходов двора, и расходы на всё гражданское управление. Постепенно расходы на гражданское управление отпадали, и в начале царствования королевы Виктории был установлен цивильный лист в 385.000 фунтов стерлингов исключительно на расходы двора и связанные с ним; позднее он был поднят до 407.774 фунтов стерлингов, а при Эдуарде VII назначен в размере 409.452 фунтов стерлингов. В счёт цивильного листа не входят некоторые ассигнования со специальным назначением, имеющие иногда характер временный (при выдаче замуж дочерей, при бракосочетании сыновей и самих королей и т. д.), иногда — длительный. Из Англии термин «цивильный лист» перешёл в эпоху просвещённого абсолютизма в некоторые неограниченные монархии, где он скоро вышел из употребления, и затем, в XIX веке, — в конституционные монархии, где получил значительное развитие и вошёл в тексты многих конституций.

Читайте также:
Торговля несовершеннолетними: что это такое, описание и особенности

Состав цивильного листа

По общему правилу, в состав цивильного листа входят:

  • личные расходы монарха,
  • расходы на двор (но не на канцелярию, штаты которой устанавливаются особо),
  • расходы на поощрение искусства (театры, картинные галереи и т. д.),
  • расходы на благотворительность.

Экстраординарные расходы главы государства (поездки и пр.) обыкновенно покрываются особенными ассигнованиями; точно так же на содержание двора супруги монарха и наследника престола во многих странах ассигнуются особые дотации (dotations de la couronne), тогда как в других государствах расходы на него предполагаются включенными в цивильный лист. В большинстве государств цивильный лист определяется парламентом в начале царствования каждого государя на всё время его правления. Допускается изменение его по соглашению короны и парламента, к чему прибегают крайне редко, предпочитая изменять цивильный лист косвенным образом, кредитами на специальные цели. Реже цивильный лист назначается на определённый (10-летний) срок, ещё реже — на срок неопределённый, то есть с сохранением права парламента и короны изменить размеры цивильного листа в каждый данный момент.

Размеры цивильного листа в разных странах

В Великобритании цивильный лист в 2003 году составил примерно 9,9 млн. фунтов стерлингов.

В Швеции размер цивильного листа каждый год определяет риксдаг.

Во Франции цивильный лист в размере 25 млн. франков был установлен впервые Учредительным собранием в 1791 году, причём король был лишён других своих доходов. Цивильный лист был отменён законодательным собранием в 1792 году, но восстановлен в том же размере с восстановлением монархии в 1804 году, причём, Наполеон фактически значительно увеличил его посредством специальных фондов и безотчётно употребляемых доходов от военных реквизиций. Во время реставрации цивильный лист равнялся той же сумме, при Луи-Филиппе (обладавшем значительным личным имуществом) понижен до 12 млн., при Второй республике уничтожен и восстановлен при Наполеоне III в прежнем размере 25 млн.; окончательно отменён после падения империи 6 сентября 1870 года.

В Германской империи не было цивильного листа; германский император довольствовался теми доходами, которые он получал в качестве прусского короля (с 1889 г. — 15 млн. марок).

В Австро-Венгрии цивильный лист, назначаемый на 10-летний срок, в 1870 году был определён в 4 650 000 гульденов для каждого из двух государств всей монархии (Австрии и Венгрии); эта же норма была сохранена и для следующих периодов 1880—89, 1890—99 и 1900—09 гг.

В Италии цивильный лист на начало XX века составлял 15 050 000 лир, в Испании — 7 млн. песет (кроме того, уделы = 2,5 млн. песет).

Отмена цивильного листа в Великобритании

В Великобритании долгое время цивильный лист устанавливался единовременно на весь срок правления монарха. Однако при Елизавете II фунт стерлингов заметно обесценился, что вынудило парламент перейти к практике ежегодного пересмотра размера цивильного листа [2] . Наконец, 1 апреля 2012 года в Великобритании вступил в силу «Акт о королевском гранте», который отменил цивильный лист [3] . Вместо него введен ежегодно утверждаемый королевский грант. (см. статью Собственность Короны)

См. также

Напишите отзыв о статье “Цивильный лист”

Примечания

  1. [www.monarchie.be/monarchy-today/resources Belgian King’s Civil List] (англ.)
  2. Полякова А. А. Роль монархии во внутренней и внешней политике Великобритании в конце XX — начале XXI века. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. — М., 2015. — С. 175. Режим доступа: mgimo.ru/science/diss/rol-monarkhii.php
  3. Полякова А. А. Роль монархии во внутренней и внешней политике Великобритании в конце XX — начале XXI века. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. — М., 2015. — С. 172. Режим доступа: mgimo.ru/science/diss/rol-monarkhii.php
Читайте также:
Предоставление жилья ветеранам боевых действий

Ссылки

  • Цивильный лист — статья из Большой советской энциклопедии.

Отрывок, характеризующий Цивильный лист

леса выскочил перед ними на дорогу коричневый с белыми ногами заяц и, испуганный топотом большого количества лошадей, так растерялся, что долго прыгал по дороге впереди их, возбуждая общее внимание и смех, и, только когда в несколько голосов крикнули на него, бросился в сторону и скрылся в чаще. Проехав версты две по лесу, они выехали на поляну, на которой стояли войска корпуса Тучкова, долженствовавшего защищать левый фланг.
Здесь, на крайнем левом фланге, Бенигсен много и горячо говорил и сделал, как казалось Пьеру, важное в военном отношении распоряжение. Впереди расположения войск Тучкова находилось возвышение. Это возвышение не было занято войсками. Бенигсен громко критиковал эту ошибку, говоря, что было безумно оставить незанятою командующую местностью высоту и поставить войска под нею. Некоторые генералы выражали то же мнение. Один в особенности с воинской горячностью говорил о том, что их поставили тут на убой. Бенигсен приказал своим именем передвинуть войска на высоту.
Распоряжение это на левом фланге еще более заставило Пьера усумниться в его способности понять военное дело. Слушая Бенигсена и генералов, осуждавших положение войск под горою, Пьер вполне понимал их и разделял их мнение; но именно вследствие этого он не мог понять, каким образом мог тот, кто поставил их тут под горою, сделать такую очевидную и грубую ошибку.
Пьер не знал того, что войска эти были поставлены не для защиты позиции, как думал Бенигсен, а были поставлены в скрытое место для засады, то есть для того, чтобы быть незамеченными и вдруг ударить на подвигавшегося неприятеля. Бенигсен не знал этого и передвинул войска вперед по особенным соображениям, не сказав об этом главнокомандующему.

Князь Андрей в этот ясный августовский вечер 25 го числа лежал, облокотившись на руку, в разломанном сарае деревни Князькова, на краю расположения своего полка. В отверстие сломанной стены он смотрел на шедшую вдоль по забору полосу тридцатилетних берез с обрубленными нижними сучьями, на пашню с разбитыми на ней копнами овса и на кустарник, по которому виднелись дымы костров – солдатских кухонь.
Как ни тесна и никому не нужна и ни тяжка теперь казалась князю Андрею его жизнь, он так же, как и семь лет тому назад в Аустерлице накануне сражения, чувствовал себя взволнованным и раздраженным.
Приказания на завтрашнее сражение были отданы и получены им. Делать ему было больше нечего. Но мысли самые простые, ясные и потому страшные мысли не оставляли его в покое. Он знал, что завтрашнее сражение должно было быть самое страшное изо всех тех, в которых он участвовал, и возможность смерти в первый раз в его жизни, без всякого отношения к житейскому, без соображений о том, как она подействует на других, а только по отношению к нему самому, к его душе, с живостью, почти с достоверностью, просто и ужасно, представилась ему. И с высоты этого представления все, что прежде мучило и занимало его, вдруг осветилось холодным белым светом, без теней, без перспективы, без различия очертаний. Вся жизнь представилась ему волшебным фонарем, в который он долго смотрел сквозь стекло и при искусственном освещении. Теперь он увидал вдруг, без стекла, при ярком дневном свете, эти дурно намалеванные картины. «Да, да, вот они те волновавшие и восхищавшие и мучившие меня ложные образы, – говорил он себе, перебирая в своем воображении главные картины своего волшебного фонаря жизни, глядя теперь на них при этом холодном белом свете дня – ясной мысли о смерти. – Вот они, эти грубо намалеванные фигуры, которые представлялись чем то прекрасным и таинственным. Слава, общественное благо, любовь к женщине, самое отечество – как велики казались мне эти картины, какого глубокого смысла казались они исполненными! И все это так просто, бледно и грубо при холодном белом свете того утра, которое, я чувствую, поднимается для меня». Три главные горя его жизни в особенности останавливали его внимание. Его любовь к женщине, смерть его отца и французское нашествие, захватившее половину России. «Любовь. Эта девочка, мне казавшаяся преисполненною таинственных сил. Как же я любил ее! я делал поэтические планы о любви, о счастии с нею. О милый мальчик! – с злостью вслух проговорил он. – Как же! я верил в какую то идеальную любовь, которая должна была мне сохранить ее верность за целый год моего отсутствия! Как нежный голубок басни, она должна была зачахнуть в разлуке со мной. А все это гораздо проще… Все это ужасно просто, гадко!
Отец тоже строил в Лысых Горах и думал, что это его место, его земля, его воздух, его мужики; а пришел Наполеон и, не зная об его существовании, как щепку с дороги, столкнул его, и развалились его Лысые Горы и вся его жизнь. А княжна Марья говорит, что это испытание, посланное свыше. Для чего же испытание, когда его уже нет и не будет? никогда больше не будет! Его нет! Так кому же это испытание? Отечество, погибель Москвы! А завтра меня убьет – и не француз даже, а свой, как вчера разрядил солдат ружье около моего уха, и придут французы, возьмут меня за ноги и за голову и швырнут в яму, чтоб я не вонял им под носом, и сложатся новые условия жизни, которые будут также привычны для других, и я не буду знать про них, и меня не будет».
Он поглядел на полосу берез с их неподвижной желтизной, зеленью и белой корой, блестящих на солнце. «Умереть, чтобы меня убили завтра, чтобы меня не было… чтобы все это было, а меня бы не было». Он живо представил себе отсутствие себя в этой жизни. И эти березы с их светом и тенью, и эти курчавые облака, и этот дым костров – все вокруг преобразилось для него и показалось чем то страшным и угрожающим. Мороз пробежал по его спине. Быстро встав, он вышел из сарая и стал ходить.
За сараем послышались голоса.
– Кто там? – окликнул князь Андрей.
Красноносый капитан Тимохин, бывший ротный командир Долохова, теперь, за убылью офицеров, батальонный командир, робко вошел в сарай. За ним вошли адъютант и казначей полка.
Князь Андрей поспешно встал, выслушал то, что по службе имели передать ему офицеры, передал им еще некоторые приказания и сбирался отпустить их, когда из за сарая послышался знакомый, пришепетывающий голос.

Читайте также:
Система права: что это такое, описание и особенности

Значение ЦИВИЛЬНЫЙ ЛИСТ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

(liste civile) ? та часть государственного бюджета в монархиях, которая предоставляется в личное распоряжение монарха, для потребностей его и его дома. В республиках место Ц. листа занимает содержание президента республики. Ц. лист может появиться лишь тогда, когда личные расходы монарха начинают отделяться от общих государственных расходов и определяться по точным и постоянным нормам; следовательно, Ц. лист в точном смысле этого слова возможен лишь в монархиях конституционных. В монархиях неограниченных этот термин может быть употребляем только по аналогии. В эпоху просвещенного абсолютизма им желали оттенить закономерность в пользовании государственными средствами, в Церковной области он сохранился до конца ее существования. Ц. лист ? т. е. доходы монарха как такового, составляющие статью в государственном бюджете, ? отличается от доходов монарха или членов его семьи, получаемых с имущества, которым они владеют, как частные лица (в Риме fiscus, или C æ saris fiscus, bonum scatullae, теперь уделы, королевские или коронные домены, кабинетские имущества, Schatullgut, Kabinetsgut, apanages). Впервые Ц. лист появился в Англии, во времена Вильгельма III, когда этим именем стали обозначать ту часть (приблизительно половину) бюджета, которая ассигновалась парламентом в бесконтрольное распоряжение короля, но в которую тогда входили, кроме расходов двора, и расходы на всё гражданское управление. Постепенно, однако, расходы на гражданское управление отпадали, и в начале царствования королевы Виктории был установлен Ц. лист в 1385000 фн. стерл. исключительно на расходы двора и связанные с ним; позднее он был поднят до 407774 фн. ст., а при Эдуарде VII назначен в размере 409452 фн. стерл. В счет Ц. листа не входят некоторые ассигновки со специальными назначениями, имеющие иногда характер временный (при выдаче замуж дочерей, при бракосочетании сыновей и самих королей и т. д.), иногда ? длящийся. Из Англии термин Ц. лист перешел в эпоху просвещенного абсолютизма, в некоторые неограниченные монархии, где он скоро вышел из употребления, и затем, в XIX в., ? в конституционные монархии, где получил значительное развитие и вошел в тексты многих конституций. По общему правилу, в состав Ц. листа входят: 1) личные расходы монарха, 2) расходы на двор (но не на канцелярию, штаты которой устанавливаются особо), 3) расходы на поощрение искусства (театры, картинные галереи и т. д.), и 4) расходы на дела благотворительности. Экстраординарные расходы главы государства (поездки и проч.) обыкновенно покрываются особенными ассигновками; точно так же на содержание двора супруги монарха и наследника престола во многих странах (Великобритания, Испания, Нидерланды, Дания, Швеция и Норвегия, Вюртемберг, Саксония, Бавария и др.) ассигнуются особые дотации (dotations de la couronne), тогда как в других государствах (Австро-Венгрия, Пруссия, Баден, Гессен, Италия и др.) расходы на него предполагаются включенными в Ц. лист. В большинстве государств (Великобритания, Испания, Нидерланды, Дания, Швеция, Саксония и др.) Ц. лист определяется обыкновенно парламентом в начале царствования каждого государя на все время его правления. Допускается изменение его по соглашению короны и парламента, к чему, впрочем, прибегают крайне редко, предпочитая изменять Ц. лист косвенным образом, кредитами на специальные цели. Реже Ц. лист назначается на определенный (10-летний) срок (Австро-Венгрия, Греция), еще реже (Пруссия) ? на срок неопределенный, т. е. с сохранением права парламента и короны изменить размеры Ц. листа в каждый данный момент.

Читайте также:
Правила перевозок грузов на железнодорожном транспорте

Размеры Ц. листа в разных странах. В Великобритании, как уже указано, Ц. лист определен в 409452 фн. ст.; к нему надо прибавить особые ассигновки, вотируемые парламентом; размеры их теперь достигают 166000 фн. ст. в год. Взамен Ц. листа королева Виктория при вступлении на престол отказалась в пользу государства от принадлежавших ей доходов с королевских доменов. Во Франции Ц. лист в размере 25 млн. фр. был установлен впервые учредительным собранием в 1791 г., причем король был лишен других своих доходов. Ц. лист был отменен законодательным собранием в 1792 г., но восстановлен в том же размере с восстановлением монархии в XII г. (1804 г.), причем, однако, Наполеон фактически значительно увеличил его посредством специальных фондов и безотчетно употребляемых доходов от военных реквизиций. Во время реставрации Ц. лист равнялся той же сумме, при Людовике Филиппе (обладавшем значительным личным имуществом) понижен до 12 млн., при 2-й республике уничтожен и восстановлен при Наполеоне III в прежнем размере 25 млн.; окончательно отманен после падения империи 6 сент. 1870 г. Назначенное в замен Ц. листа жалованье президента республики, вотируемое ежегодно, но с 1871 г. неизменно в одном и том же размере, равно 600000 фр., к которым прибавляется еще 600000 на представительство и расходы по путешествиям. В Германской империи вовсе нет Ц. листа; император германский довольствуется теми доходами, которые он получает в качестве короля прусского (с 1889 г. ? 15000000 мар.). В Австро-Венгрии Ц. лист, назначаемый на 10-летний срок, в 1870 г. был определен в 4650000 гульд. для каждого из двух государств всей монархии (Австрии и Венгрии), всего, следовательно, 9300000 гульд.; эта же норма сохранена и для следующих периодов 1880 ? 89, 1890 ? 99 и 1900 ? 09 гг. В Италии Ц. лист = 15050000 лир, в Испании с 1886 г. ? 7 млн. песет (кроме того, уделы = 2,5 млн. песет). В Соединенных Штатах президент получает 200 тыс. долларов.

Размеры Ц. листа в конце и в середине XIX века.

Страны В конце века (для разных государств взяты 1898 ? 1901 годы). В середине века (взяты 1852 ? 59 годы) Размеры Ц. листа в немецких марках Отношение Ц. листа ко всему ординарному бюджету На жителя приходится в среднем в марках Размеры Ц. листа Отношение Ц. листа ко всему ординар-ному бюджету Пруссия

0,39 2573000 талеров

См. общие сочинения по финансовому праву, а также: H o fler, “Geschichte der englischen Civilliste” (Штуттгарт, 1834); Alph. Gauthier, “Etudes sur la liste civile en France” (П., 1882); Reyscher, “Die Rechte des Staates an die Dom a nen” (Лпц., 1863); Mischler, ст. “Civilliste” во 2 т. 2 изд. “Handw o rterbuch der Staatswissenschaften”; ст. “Civilliste” в “Deutsches Staatsw orterbu ch” Блунчли и Братера.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: