Что говорится в законе о земельных участках

Земельный кодекс (ЗК РФ)

Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ

С изменениями и дополнениями от:

30 июня 2003 г., 29 июня, 3 октября, 21, 29 декабря 2004 г., 7 марта, 21, 22 июля, 31 декабря 2005 г., 17 апреля, 3, 30 июня, 27 июля, 16 октября, 4, 18, 29 декабря 2006 г., 28 февраля, 10 мая, 19 июня, 24 июля, 30 октября, 8 ноября 2007 г., 13 мая, 14, 22, 23 июля, 25, 30 декабря 2008 г., 14 марта, 17, 24 июля, 25, 27 декабря 2009 г., 22 июля, 29 декабря 2010 г., 20 марта, 5 апреля, 14 июня, 1, 11, 18, 19, 21 июля, 21, 30 ноября, 6, 7, 8, 12 декабря 2011 г., 25 июня, 28 июля, 30 декабря 2012 г., 4 марта, 5 апреля, 7 июня, 2, 23 июля, 28 декабря 2013 г., 23 июня, 21 июля, 22 октября, 29, 31 декабря 2014 г., 8 марта, 20 апреля, 29 июня, 13 июля, 5 октября, 28 ноября, 30 декабря 2015 г., 1, 23 мая, 23 июня, 3 июля 2016 г., 1, 18, 29 июля, 31 декабря 2017 г., 27, 29 июня, 1, 3, 19 июля, 3 августа, 18, 25 декабря 2018 г., 27 июня, 2 августа, 27 декабря 2019 г.

Принят Государственной Думой 28 сентября 2001 года

Одобрен Советом Федерации 10 октября 2001 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к ЗК РФ

Президент Российской Федерации

25 октября 2001 г.

Закреплены правовые основы использования и охраны земель (далее – земельные отношения).

Установлено, что земельное законодательство состоит из кодекса, федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними региональных законов. Оно находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

К отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, особо охраняемых природных территорий и объектов, атмосферного воздуха, объектов культурного наследия применяются нормы соответствующих отраслей законодательства и специальных федеральных законов. Их положения распространяются на земельные отношения, если последние не урегулированы земельным законодательством.

По общему правилу имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению землей, а также по совершению сделок с ней регулируются гражданским законодательством. Исключение – случаи, когда земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами предусмотрено иное.

Определены основные принципы земельного законодательства. Так, установлен приоритет охраны земли перед ее использованием в качестве объекта недвижимости. Все прочно связанные с землей объекты следуют судьбе соответствующих участков (за исключением случаев, установленных федеральными законами).

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Категория зависит от целевого назначения. Выделяют земли с/х назначения, населенных пунктов, спецназначения, особо охраняемых территорий и объектов, лесного и водного фондов, запаса.

Земля может находиться в собственности, аренде, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) или безвозмездном срочном пользовании. Также может устанавливаться режим ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут). Определены основания возникновения, изменения, ограничения и прекращения указанных прав.

Установлены права и обязанности участников земельных отношений, порядок возмещения убытков при изъятии земель для государственных и муниципальных нужд и др.

Кодекс вводится в действие со дня его официального опубликования.

Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ

Настоящий Земельный кодекс вводится в действие со дня его официального опубликования

Текст Кодекса опубликован в “Российской газете” от 30 октября 2001 г. N 211-212, в “Парламентской газете” от 30 октября 2001 г. N 204-205, в Собрании законодательства Российской Федерации от 29 октября 2001 г. N 44 ст. 4147

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 502-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2020 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 477-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2020 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 283-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 августа 2019 г.

Федеральный закон от 27 июня 2019 г. N 151-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 июня 2019 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 485-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 18 декабря 2018 г. N 471-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июня 2019

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 августа 2018 г. и с 1 сентября 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 августа 2018 г.

Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 212-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 июля 2018 г.

Федеральный закон от 1 июля 2018 г. N 175-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2018 г.

Федеральный закон от 29 июня 2018 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2018 г.

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 164-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июля 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 507-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 506-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 августа 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 177-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 ноября 2017 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 143-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 июля 2017 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 141-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 373-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 365-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2016 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 354-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 июля 2016 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 349-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 336-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 июля 2016 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 335-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 июля 2016 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 334-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 июля 2016 г.

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2016 г.

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 206-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ

Изменения вступают в силу с 23 мая 2016 г.

Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 119-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 мая 2016 г.

Подпункт 4 пункта 6 статьи 71.1 настоящего Кодекса действует до 1 января 2040 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 431-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 460-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 декабря 2015 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 декабря 2015 г.

Федеральный закон от 5 октября 2015 г. N 277-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 октября 2015 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 252-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 июля 2015 г., за исключением пункта 6 статьи 1, вступающего в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу с 24 июля 2015 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 июля 2015 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 206-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2015 г.

Федеральный закон от 20 апреля 2015 г. N 102-ФЗ

Изменения вступают в силу с 19 октября 2015 г.

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 48-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 марта 2015 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N -ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2015 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 487-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 485-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 января 2015 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 22 октября 2014 г. N 315-ФЗ

Изменения вступают в силу с 22 января 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 234-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 224-ФЗ

Изменения вступают в силу с 22 июля 2014 г., за исключением пунктов 4 – 7 статьи 4 изменений, вступающих в силу с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 217-ФЗ

Изменения вступают в силу с 22 июля 2014 г., за исключением пунктов 4 – 7 статьи 6 изменений, вступающих в силу с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 446-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 411-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2013 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 декабря 2013 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 247-ФЗ

Изменения вступают в силу с 24 июля 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 148-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 123-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 55-ФЗ

Изменения вступают в силу с 19 апреля 2013 г.

Федеральный закон от 4 марта 2013 г. N 21-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 марта 2013 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2012 г.

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2012 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 июня 2012 г.

Федеральный закон от 12 декабря 2011 г. N 427-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 декабря 2011 г.

Федеральный закон от 12 декабря 2011 г. N 425-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 декабря 2011 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2011 г. N 424-ФЗ

Изменения вступают в силу с 20 декабря 2011 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2011 г. N 423-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 декабря 2011 г.

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 января 2012 г.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 365-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 349-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 декабря 2011 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 331-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Читайте также:  Какие бывают ошибки в кадастровом плане земельного участка

Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 257-ФЗ

Изменения вступают в силу с 24 октября 2011 г.

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 августа 2011 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 219-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 августа 2011 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 215-ФЗ

Изменения вступают в силу с 22 июля 2011 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 22 июля 2011 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 193-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 июля 2011 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 14 июня 2011 г. N 138-ФЗ

Изменения вступают в силу с 17 июня 2011 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2011 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 апреля 2011 г.

Федеральный закон от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 марта 2011 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 442-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2010 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 435-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 июля 2010 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 343-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 декабря 2009 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2009 г. N 340-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 декабря 2009 г.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2010 г.

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ

Изменения вступают в силу с 20 августа 2009 г.

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 20 июля 2009 г.

Федеральный закон от 14 марта 2009 г. N 32-ФЗ

Изменения вступают в силу с 16 марта 2009 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 311-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2008 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 декабря 2008 г.

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ

Изменения вступают в силу с 24 октября 2008 г., за исключением изменений в пункт 1 статьи 8 настоящего Кодекса, вступающих в силу с 25 июля 2008 г.

Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 июля 2008 г.

Федеральный закон от 13 мая 2008 г. N 68-ФЗ

Изменения вступает в силу с 16 мая 2008 г.

Федеральный закон от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ

Изменения вступают в силу с 17 мая 2008 г.

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 ноября 2007 г.

Федеральный закон от 30 октября 2007 г. N 240-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 декабря 2007 г.

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 212-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 октября 2007 г.

Федеральный закон от 19 июня 2007 г. N 102-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 июля 2007 г.

Федеральный закон от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 мая 2007 г.

Федеральный закон от 28 февраля 2007 г. N 21-ФЗ

Изменения вступают в силу с 24 марта 2007 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 261-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 января 2007 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 260-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 апреля 2007 г.

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г., за исключением пунктов 3 и 8, подпункта “б” пункта 9, пунктов 13 и 14 статьи 25 названного Федерального закона, вступающих в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 204-ФЗ

Изменения вступают в силу с 19 декабря 2006 г.

Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 декабря 2006 г.

Федеральный закон от 16 октября 2006 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 октября 2006 г.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 154-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 августа 2006 г.

Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2006 г.

Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 92-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 июля 2006 г.

Федеральный закон от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ

Изменения вступают в силу с 5 июня 2006 г.

Федеральный закон от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2006 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 206-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2005 г.

Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 117-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 111-ФЗ

Изменения вступают в силу с 5 августа 2005 г.

Федеральный закон от 7 марта 2005 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 марта 2005 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ

Изменения вступают в силу в порядке, предусмотренном статьей 18 названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 января 2005 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ

Изменения вступают в силу с 5 января 2005 г.

Федеральный закон от 3 октября 2004 г. N 123-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 октября 2004 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу 1 июля 2004 г.

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Порядок оформления самовольно занятых земель – с 16 сентября 2019 года

Содержание

Признаки самовольного использования земли

Самовольное занятие земельного участка – одно из распространённых земельных правонарушений. В юридическом понимании самозахват – нелегальное владение «не своим участком» без разрешений и документов, доказывающих полномочия владельца надела по его распоряжению.

  • договора купли-продажи или аренды
  • свидетельства о наследовании
  • постановления суда
  • решения органа власти о предоставлении земли
  • иных правоподтверждающих документов

становится фактом самовольного владения земельным участком (ЗУ).

Правонарушения с признаками самовольного пользования землёй:

  • эксплуатация по истечении срока действия документов:
      • например, договора аренды
  • оборот по нецелевому назначению:
    • на участке ведётся иная деятельность, чем та, что установлена при его регистрации
  • произвольное изменение границ ЗУ для увеличения его площади:
    • самозахват
  • ведение на участке неузаконенного предпринимательства

За самовольное занятие земли законодательством предусмотрены меры наказания владельцев. Их суть изложена в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. Некоторые правонарушения могут повлечь изъятие участков и даже уголовную ответственность.

Законодательные изменения – 2019

16 сентября 2019 года вступили в силу изменения в Федеральных законы «О кадастровой деятельности» и «О государственной регистрации недвижимости», выполненных на основании закона № 150-ФЗ от 17.06.2019.

Они упростили проблемы:

  1. с самовольным захватом земель и их оформлением
  2. с согласованием границ ЗУ
  3. с выявлением и исправлением допущенных кадастровых ошибок при регистрации объектов недвижимости в ЕГРН

Законодательно отлажено решение следующих вопросов:

  • регулирование процесса согласования общих границ земельных участков
  • оформление незаконных излишков земли с корректировкой границ существующих наделов:
    • при установленных законом условиях и порядку
  • исправление реестровых ошибок в описании границ земельного участка

Возможные конфликтные моменты, возникающие в перечисленных ситуациях, с удобными способами их разрешения устраняются по итогам комплексных кадастровых работ (ККР). Они проводятся на территории одного или нескольких смежных кадастровых кварталов и охватывают все земельные участки в их границах.

Комплексные кадастровые работы (ККР)

Исполнители комплексных кадастровых работ – кадастровые инженеры (индивидуальные предприниматели, юридические лица), с которыми заключён государственный или муниципальный контракт на выполнение комплексных кадастровых работ (статья 42.3 ФЗ «О кадастровой деятельности»).

Выполняются ККР за счёт бюджетных средств по заказу:

  • органов государственной власти (в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе)
  • органов местного самоуправления (в других регионах страны, муниципальных районах, городских округах)

В течение 10 дней со дня заключения контракта на выполнение комплексных кадастровых работ информация о их проведении публикуется в открытых источниках: на сайтах органов госвласти или местного самоуправления.

В извещение включаются следующие сведения:

  • номер кадастрового квартала (нескольких смежных кадастровых кварталов), в границах которого будут выполняться ККР
  • данные государственного (муниципального) контракта на выполнение ККР
  • данные заказчика ККР
  • данные исполнителя ККР
  • права и обязанности правообладателей объектов недвижимости, расположенных на территории ККР

ККР могут проводиться без утверждённого проекта межевания территории (ПМТ), если его разработка не требуется по Градостроительному кодексу РФ. Это исключает лишние бюджетные траты.

Обязательность ПМТ установлена для следующих земель:

  • ЗУ, занятых территориями и объектами общего пользования в границах садоводческих, огороднических товариществ
  • ЗУ под объектами (территориями) общего пользования:
    • площадями
    • улицами
    • проездами
    • набережными
    • скверами
    • бульварами
    • водными объектами общего пользования
    • т.д.
  • ЗУ, на которых расположены многоквартирные дома
  • ЗУ, подлежащих образованию в счет долей в праве общей собственности на земельные участки с/х назначения
  • ЗУ, занятых:
    • зданиями
    • сооружениями (за исключением линейных объектов)

ККР для лесных участков выполняются при наличии проектной документации, подготовленной в соответствии с лесным законодательством.

Цели комплексных кадастровых работ:

  • уточнение границ земельных участков, зданий, сооружений, незавершённого строительства
  • обеспечение справедливого налогообложения
  • выявление и устранение случаев:
    • пересечения границ
    • ошибок в реестре

К задачам ККР относится и выявление незаконной недвижимости:

  • земельные участки:
    • при отсутствием сведений о них в ЕГРН
    • при владении их лицами, не имеющими на то правоподтверждающих документов
  • здания, сооружения, незавершённое строительство:
    • при отсутствии сведений о них в ЕГРН
    • при отсутствии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов у лиц, эксплуатирующих строения или занимающихся их строительством

Отчёты по ККР в виде карты-плана территории со сведениями о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершённого строительства, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ, необходимые для внесения в ЕРГН, направляются:

  1. заказчику комплексных кадастровых работ
  2. в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, занимающийся государственным земельным надзором

Порядок оформления самовольных «прирезок» земли

Не стоит надеяться на увеличение площади имеющегося в собственности земельного надела «до бесконечности» за счёт самовольно занятых соток и оформление их в собственность.

Узаконить захваченные участки можно при одновременном выполнении следующих условий:

  1. излишком земли «захватчик» пользуется не менее 15 лет
  2. органы власти не предъявляют претензии к «захватчику» и с владельцами смежных участков у него нет споров по границам участков
  3. площадь «прирезаемой» территории не должна превышать предельную минимальную площадь земельного участка, установленную в муниципалитете:
    • если минимальный норматив площади ЗУ не установлен, то оформить право собственности можно только на часть земельного излишка, составляющую не более 10% площади основного участка, находящегося в законной собственности
  4. площадь основного участка не должна быть меньше той его площади, что зарегистрирована в сведениях ЕГРН, более чем на 10%

Владелец участка вправе оформить в собственность излишек земли в самостоятельном порядке. Для этого ему необходимо за свои средства выполнить межевание занимаемой им территории и передать в Росреестр полученные материалы для государственной регистрации новых границ участка.

Бесплатный официальный способ регистрации излишков земли – ожидание итогов комплексных кадастровых работ. Он исключает траты на межевание. Оформление увеличенного участка выполнит Росреестр по заявлению органа власти, получившего результаты ККР.

Установление границ земельных участков

При отсутствии в исходных документах на основной участок, находящийся в собственности, сведений о расположении границ, они закрепляются по тем объектам природного или искусственного происхождения, что существуют на местности не менее 15 лет.

В ходе ККР может выясниться, что площадь участка превышает площадь, зафиксированную в ЕГРН:

  1. на величину больше, чем предельный минимальный размер ЗУ
  2. более чем на 10% (для ситуаций, когда предельный минимальный размер ЗУ не установлен)
Читайте также:  Правила и порядок проведения торгов на земельные участки

Исполнитель комплексных кадастровых работ при этом обязан:

  1. установить расположение границ земельного участка и включить сведения о нём в проект карты-плана территории
  2. подготовить информацию о возможном образования земельных участков на территории выполнения ККР

Информация об образуемых земельных участков содержит:

  • кадастровые номера исходных участков
  • сведения о способе образования
  • данные:
    • о расположение границ
    • о площади
    • о ВРИ участков

Если результат ККР показал, что площадь ЗУ меньше на 10 %, чем указана в сведениях в ЕГРН, исполнитель ККР обязан:

  1. внести сведения об участке в карту-план территории
  2. получить письменное подтверждение правообладателя ЗУ о согласии с результатами комплексных кадастровых работ (согласие входит в состав приложения к карте-плану территории

Новый порядок согласования общих границ ЗУ

Законодательным новшеством стало право кадастровых инженеров получать из ЕГРН информацию, необходимую для геодезических и кадастровых работ, например технические паспорта и контактные данные владельцев недвижимости. Это мера по снижению рисков землепользователей при межевании, проводимом для уточнения границ, и обязательном согласовании границ со смежными землепользователями.

Порядок согласования границ стал удобным:

  • для установления границ землепользователю нужно обратиться к кадастровому инженеру
  • кадастровый инженер определяет координаты границ ЗУ и проводит их согласование, выбрав один из способов:
    • с каждым владельцем смежного участка
    • на общем собрании заинтересованных лиц, отправив им почтовое или электронное сообщение не позднее, чем за 30 дней до собрания

Если кадастровый инженер не сумел найти адрес смежника, то адресованное ему извещение публикуется в местной прессе, а значит, владелец смежного участка оповещён о собрании. Отсутствие возражений с его стороны, неявка на собрание – это согласие с границами земельного участка соседа, а само согласование может состояться без личного участия смежника.

В случае несогласия с границами ЗУ смежники в течение 15 дней после получения извещения направляют свои возражения кадастровому инженеру. Он фиксирует их в акте согласования и включает акт в материалы межевого плана. Если возражения обоснованные, то орган регистрации прав приостановит оформление границ. Разрешение споров далее будет вестись в суде, а кадастровый инженер, проводивший межевание, может быть привлечен к делу в качестве третьего лица.

Владельцам участков нужно внести в государственный реестр недвижимости достоверные контактные сведения (почтовый или электронный адрес), отправив заявление через любой офис МФЦ. Эта несложная предострожность – залог получения вовремя уведомления об общем собрании, личного присутствия при замерах спорных границ, чем можно предотвратить ошибки при их установлении и сложные судебные разбирательства.

Права землепользователей и обязанности исполнителя ККР

Правообладатели недвижимости, находящейся на территории комплексных кадастровых работ, не вправе препятствовать их выполнению и обязаны обеспечить в установленное графиком время доступ к объектам исполнителю комплексных кадастровых работ.

Они могут предоставить кадастровому инженеру, непосредственно выполняющего кадастровые работы, имеющиеся по объектам документы и потребовать документы, подтверждающие полномочия исполнителя работ:

  • заверенную копию государственного или муниципального контракта, по которому ведутся ККР
  • справку с места работы кадастрового инженера о том, что он сотрудник юридического лица, с которым заключен государственный или муниципальный контракт
  • документ о внесения сведений о кадастровом инженере как об индивидуальном предпринимателе или копию такого документа
  • документ, удостоверяющий личность кадастрового инженера

Исправление реестровой ошибки

Реестровая ошибка – искажение фактической информации в сведениях об объекте собственности, воспроизведенное в ЕГРН. Она может быть в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории, акте обследования.

Причины реестровых ошибок

1. Ошибки кадастрового инженера:

  • при межевании земельного участка
  • при определении площади здания
  • границы земельного участка могут пересекать границы другого
  • площадь здания не соответствует фактической площади
  • т.д.

2. Неточности и искажения в документах и уведомлениях, направленных в орган кадастрового учёта в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Ранее исправление реестровых ошибок было проблематичным и длительным. Новый закон упростил эту процедуру и в 2 раза уменьшил время, отведённое на исправление недочётов.

Для исправления реестровой ошибки орган регистрации прав наделён новыми полномочиями по выезду на местность для определения:

  1. фактических координат земельных участков
  2. контуров зданий, сооружений, объектов незавершённого строительства

Полученные данные вносятся в ЕГРН без согласия правообладателя:

  • исправление проводится в случае, когда оно не вызовет прекращение, возникновение или переход зарегистрированного права на объект недвижимости
  • срок исправления ошибки составляет 3 месяца
  • собственник недвижимости вправе продлить срок исправления на 3 месяца:
    • по заявлению
  • после исправления реестровой ошибки орган регистрации прав обязан сообщить правообладателю о выполненных изменениях по его объекту
  • правообладатель вправе оспорить в суде решение по исправлению ошибки, если он не согласен с тем, как она была исправлена

Итоги

К законодательным нововведениям нельзя относиться как к простому способу быстрого увеличения площади земельных участов. Они коснутся только части из них.

Заслуга федерального закона № 150-ФЗ в том, что установленный им упрощённый порядок выполнения комплексных кадастровых работ благотворно скажется на положении собственников земельных участков.

Полезно знать

  • Что можно строить на участках для осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) – читать здесь

Какие излишки земли бесплатно оформляют в собственность по новому закону?

Президент РФ Владимир Путин в июне 2019 года подписал закон, который дает право оформить в собственность излишки площадей земельных участков, выявленные в результате комплексных кадастровых работ. Документ вносит изменения в федеральные законы «О кадастровой деятельности» и «О государственной регистрации недвижимости».

Как сказано в законе, если во время проведения комплексных кадастровых работ выяснится, что гражданин использует больше земли, чем указано в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), ему позволят оформить в собственность эти излишки. На сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) отмечается, что законопроект был разработан по инициативе Минэкономразвития России в результате анализа итогов выполнения комплексных кадастровых работ, которых были проведены в 2017-2018 годах на территории 16 регионов.

Что такое комплексные кадастровые работы и зачем они проводятся?

Кадастровые работы бывают индивидуальными и комплексными. В индивидуальном порядке они проводятся по заказу владельца дома, дачи или участка, чтобы провести обмер и узаконить собственность. Комплексные кадастровые работы (ККР) заказывают органы государственной власти или местного самоуправления и выполняют за свой счет.

«Комплексные кадастровые работы финансируются из бюджета. Поэтому, если территория, где расположен участок гражданина, попала в программу проведения комплексных кадастровых работ, ему не придется делать межевание за собственный счет. Точные границы участка будут определены в ходе ККР за счет государства», — объясняют в Росреестре.

Комплексные кадастровые работы проводятся, чтобы централизованно уточнить границы земельных участков, зданий и сооружений, исправить реестровые ошибки, а также сформировать земельные участки общего пользования (площади, улицы, набережные, скверы, бульвары, водные объекты, пляжи и др.). В Росреестре говорят, что сейчас для уточнения границ объектов недвижимости применяются самые современные технологии, в том числе аэрофотосъемка беспилотными летательными аппаратами.

В 2018 году комплексные кадастровые работы проводились в 13 регионах: республиках Башкортостан, Коми, Мордовия, Саха (Якутия), Тыва, Забайкальском, Камчатском, Пермском, Хабаровском краях, Амурской, Вологодской, Псковской областях, а также городе Севастополе. В 2019 году такие работы запланированы в 33 субъектах РФ, из федерального бюджета на них выделено 205 млн рублей.

«Комплексные кадастровые работы выгодны и гражданам, и бизнесу, и государству. Граждане уточняют границы своих участков и при необходимости легализуют излишки площади. Желающие развивать территорию инвесторы видят точные границы участков и охранных зон, их статус, понимают, где установлены ограничения на тот или иной вид деятельности. Государство получает дополнительные налоги», — отмечают в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.

Какие излишки земли можно бесплатно оформить в собственность по новому закону?

В документе сказано, что оформить в собственность участок с излишками можно, если его размер превышает площадь, которая указана в документах, в пределах величины минимального размера земельного участка либо не более чем на десять процентов (если предельный минимальный размер земельного участка не установлен).

«Так называемую бесплатную „прирезку“ можно оформить в пределах установленного минимального размера земельного участка. К примеру, если минимальный размер установлен в две сотки, то обладатель земельного участка площадью шесть соток может увеличить площадь при уточнении границ до восьми соток. Если муниципалитет не установил предельный размер, то допускается увеличение не более чем на десять процентов», — пояснили АиФ.ru в пресс-службе Росреестра.

Предельные максимальные и предельные минимальные размеры земельных участков устанавливаются органами местного самоуправления и указываются в градостроительных регламентах при утверждении правил землепользования и застройки.

Можно ли оформить излишки большего размера?

Да, но уже за плату. Если излишек земли превышает эти значения, нужно определить, какая именно площадь используется дополнительно. Для этого необходимо провести межевание и уточнить границы участка, если сведения о них отсутствуют в ЕГРН. «Если это не земли общего пользования и не земля, которая принадлежит другому собственнику, то нужно воспользоваться механизмом перераспределения. Это осуществляется за плату. Размер платы устанавливается регионами. Если же есть конкретный земельный спор между соседями, то он, конечно, должен решаться только в суде, об этом говорит Земельный кодекс. Если спора нет, то перераспределение осуществляется в пользу того соседа, который первым обратился в орган местного самоуправления за перераспределением», — сообщает пресс-служба Росреестра.

Если излишек представляет собой полноценный земельный участок, его нельзя оформить как «прирезку». В этом случае его нужно брать в аренду или покупать у муниципалитета на конкурентных условиях.

Какие излишки нельзя оформить в собственность?

По данным Росреестра, в собственность нельзя оформить участки, которые пересекаются с дорогой, проездом или проходом, относятся к землям общего пользования или землям, которые по закону не могут находиться в частной собственности (например, если это лесной фонд или береговая полоса водного объекта общего пользования).

Каким образом происходит процедура оформления излишков земельных участков?

В Росреестре говорят, что федеральное законодательство предусматривало возможность оформить излишки земли еще до подписания президентом закона, упрощающего комплексные кадастровые работы. Однако кадастровые работы нужно было заказывать самостоятельно.

«Такое право есть у граждан с 2006 года, с момента вступления в силу закона о дачной амнистии (93-ФЗ от 30.06.2006). Эта процедура применяется в отношении участков, где нет точных границ, то есть не определены координаты в современном виде. Владельцы таких участков при определении кадастровым инженером этих координат как раз и могут уточнить границы таким образом, чтобы оформить еще и так называемые излишки. Например, у гражданина в старом свидетельстве шесть соток, а по факту оказалось семь, хотя забор гражданин никогда не передвигал, с соседями споров нет, ничьи права он не нарушает, никакие проезды и проходы не занял. Просто так исторически сложилось, что в его документе была неточная площадь. Такая прирезка осуществляется бесплатно, оплачиваются только кадастровые работы», — говорится в сообщении пресс-службы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Владельцы участков, у которых определены точные границы, с 2015 года также могут оформить излишки в собственность. Но в данном случае сделать это можно платно. «Например, есть земельный участок с установленными границами, а рядом — никому не нужная полоска земли, которую в качестве самостоятельного участка невозможно образовать и вовлечь в оборот. Тогда гражданин может уже за плату увеличить площадь своего участка, заключив соглашение с муниципалитетом», — поясняют в Росреестре. В этом случае собственнику нужно подать заявление о постановке на кадастровый учет и регистрации прав на земельный участок через МФЦ или официальный сайт Росреестра. Также необходимо иметь правоустанавливающие документы на участок и межевой план земельного участка, составленный кадастровым инженером.

Когда закон вступит в силу?

Закон, который позволяет оформить в собственность излишки площадей земельных участков, выявленные в результате комплексных кадастровых работ, заработает через 90 дней после его официального опубликования. Документ был официально опубликован 18 июня 2019 года.

Новый порядок согласования границ и оформления участка с 16.09.2019 года

С 16.09.2019 официально вступает в силу 150-ФЗ от 17.06.2019, который предусматривает новый порядок комплексных кадастровых работ для согласования границ земельных участков СНТ, территорий общего пользования и прочих участков, находящихся в собственности граждан, юридических лиц или государства. Какие изменения ждут собственников земли с 16 сентября, как надо поступить, чтобы узаконить и оформить излишки земли в собственность в 2019 – 2020 годах рассмотрим более подробно.

Как делаются комплексные кадастровые работы

Так как 150-фз вносит изменения в порядок комплексных кадастровых работ, уточним, что это за работы и кто их проводит.
Согласно закону о кадастровой деятельности, комплексные кадастровые работы проводятся на территории целого квартала с целью приведения сведений о землях и строениях к актуальности. Проведение комплексных кадастровых работ в обязательном порядке включает в себя межевание всех участков в квартале. Эти работы происходят за счет госбюджета и по инициативе местных органов власти. Граждане оповещаются заранее о проведении таких работ.

Читайте также:  Критерии межевания земельного участка до 2020 года

С 16 сентября кадастровые работы будут проводиться по упрощенной схеме

Что поменялось с принятием 150-ФЗ? Владимир Путин, подписав закон, внес изменения сразу в два основных законодательных акта о кадастре: 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и 221-ФЗ «О кадастровой деятельности». Изменения касаются порядка проведения комплексных кадастровых работ и оформления излишков земли в собственность:

  1. Изменился порядок проведения комплексных кадастровых работ: ранее необходимым условием для проведения комплексных кадастровых работ было наличие проекта межевания территории. С введением нового закона – если проект межевания отсутствует, то кадастровые инженеры могут использовать технические паспорта, оценочную и иную документацию, которую готовили ранее органы БТИ. Таким образом порядок организации кадастровых работ упростился.
  2. Учтены интересы собственников земельных участков, попадающих на территорию комплексных кадастровых работ: кадастровый инженер при выполнении своих обязанностей предоставляет собственнику земельного участка, на котором необходимо провести измерения, муниципальный контракт на комплексные работы и документы, удостоверяющие личность.
  3. Новый закон увеличил сроки регистрации карты-плана территории в Росреестре с 5 дней до 15.
  4. Основные изменения, которые коснулись десятипроцентной прирезки земельного участка к уже существующему. На этом пункте остановимся подробнее.

Новый закон о 10 процентах площади земельного участка – оформляем излишки земли

С принятием 150 -ФЗ возникает искусственный ажиотаж вокруг бесплатного межевания земельного участка и присоединения дополнительной площади в размере 10 процентов. Дело в том, что 150-ФЗ действительно говорит о том, что если ваш земельный участок имеет площадь по факту больше чем площадь, зарегистрированную в ЕГРН и при ходе выполнения комплексных кадастровых работ это обнаружилось – тогда, соответственно кадастровый инженер – исполнитель комплекса работ, подает в Росреестр сведения о вашем участке с новыми координатами. Но все это происходит только в том случае, если участок подпадает под комплексные кадастровые работы. Если же кадастровые работы не проводятся, тогда осуществить увеличение площади земельного участка возможно за счет так называемой прирезки.
Эта возможность существовала и ранее, до принятия 150-ФЗ, она закреплена пунктом 3, статьи 42.8 221-ФЗ:

Допустимые параметры увеличения (уменьшения) площади земельного участка, которые учитываются при уточнении границ:

  • участок не должен быть меньше чем на 10 процентов, от площади, указанной в ЕГРН;
  • допускается изменение площади участка в большую сторону, но без превышений размеров:

а) на предельно минимальную площадь, установленную местными властями;
б) если не установлен минимальный размер участка- то не более 10 процентов от площади земельного участка, указанной в ЕГРН.

Как увеличить земельный участок за счет прилегающей территории в 2020 году и оформить излишки земли за счет прирезки более подробно мы описывали в статьях: «Прирезка земельного участка в 2020 году» и «Перераспределение земельных участков».

Новый закон 150-ФЗ от 17.06.2019 говорит не только о возможности увеличить площадь участка, но и о том, что новые границы, установленные при проведении комплексных кадастровых работ, могут быть уменьшены. Это происходит тогда, когда в Росреестре есть сведения о вашем участке, которые не совпадают с фактическими данными (идет наложение границ на другой участок и др.). Когда несовпадения незначительные (до 10% от общей площади участка), тогда по закону в ЕГРН вносятся сведения, согласно новой изготовленной документации о комплексных кадастровых работах, при этом мнение собственника никто не спрашивает. Однако, когда несовпадения будут более чем 10 процентов, тогда новые границы обязательно необходимо согласовать с собственником и акт согласования вместе с пакетом документов отдать в Росреестр. Если такого акта нет – тогда Росреестр приостанавливает рассмотрение документации.
Приятная новость, что в соответствии с новым законом при проведении кадастровых работ можно совершенно бесплатно не только увеличить свой земельный участок, но и стать обладателем отмежеванного участка. О том, как это сделать читайте в статье: «Межевание земельных участков в 2020 году бесплатно».
Таким образом, с сентября 2019 года Владимир Путин официально разрешил россиянам бесплатно оформить излишки земли (до 10 % от общей площади земельного участка) в собственность, на территории, где проводятся комплексные кадастровые работы. Осталось только выяснить где и когда эти комплексные кадастровые работы будут проводиться и кто станет счастливым обладателем бесплатного оформления.
О том какие еще существенные изменения произошли в земельном законодательстве читайте в статье: «Продление дачной амнистии до 1 марта 2021, новый закон 267-ФЗ от 02.08.2019».

Как прирезать

“РГ” публикует новый закон, который разрешает бесплатно регистрировать лишние сотки

С первого взгляда обычный человек может и не понять, что замечательного скрыто под скучным названием публикуемого документа: “О внесении изменений в Федеральный закон “О кадастровой деятельности” и Федеральный закон “О государственной регистрации недвижимости”. Но новый закон не только полезный, но и во многом даже революционный.

Главное его новшество вот в чем. Закон, который заработает через 90 дней после его официального опубликования, позволит владельцам земельных участков зарегистрировать излишки используемой земли.

А теперь об этом подробнее. Из текста нового закона следует, что если при проведении комплексных кадастровых работ выяснится, что владелец участка использует больше земли, чем у него значится по документам, то он сможет оформить на себя эти излишки земли.

В Росреестре говорят, что часто площадь фактически используемых земельных участков превышает ту, что указана в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на 10 процентов, что является минимальным размером.

Публикуемый закон вносит изменения в два важных действующих закона – “О кадастровой деятельности” и “О государственной регистрации недвижимости”. Задача нового закона – упростить проведение комплексных кадастровых работ.

Для тех, кто не сталкивался с кадастровыми работами, сразу уточним – они бывают, если так можно выразиться, индивидуальными и комплексными.

С индивидуальными познакомился почти каждый владелец дома, дачи, огорода, когда заказывал обмер и узаконивал свои сотки. Комплексные же кадастровые работы заказывают власти, как правило, городские или муниципальные. И такие работы выполняются за госсчет.

Поправки в Федеральный закон “О кадастровой деятельности” позволят снять барьеры при выполнении комплексных кадастровых работ. Так, исключается требование о подготовке проекта межевания территории во всех случаях выполнения комплексных кадастровых работ. Это серьезно сэкономит бюджетные деньги. А там, где это оправдано и предусмотрено Градостроительным кодексом, например, на территории, занятой многоквартирными домами, проект межевания будет разрабатываться и дальше.

Определяются особенности проведения комплексных кадастровых работ для участков, занятых объектами общего пользования, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства и огородничества, в отношении лесных участков. Устанавливается порядок выявления самовольного занятия участков и порядок уточнения границ участков, площадь которых не соответствует указанной в ЕГРН.

Органы госвласти и органы местного самоуправления, которые и выступают заказчиками комплексных кадастровых работ, получают право бесплатно получить технические паспорта, оценочную и прочую нужную им документацию.

В законе также прописаны правила устранения ошибок в местоположении границ участков и административных границ силами самого Росреестра. В ведомстве подчеркнули – результаты комплексных кадастровых работ позволяют местным органам власти “повысить эффективность управления территориями, сократить количество земельных споров и защитить права собственников”. Проект закона был разработан по инициативе минэкономразвития после анализа итогов комплексных кадастровых работ в 2017-2018 годах в 16 регионах. В 2019 году работы пройдут в 33 субъектах России. Они будут профинансированы из бюджета и обойдутся казне в 205 миллионов рублей. Популярность таких услуг растет. На 2020 год в Росреестр поступили заявки от 46 субъектов РФ.

Виктория Абрамченко, заместитель министра экономического развития РФ – руководитель Росреестра:

– Закон выгоден как гражданам, так и государству. Если в ходе проведения комплексных кадастровых работ выяснится, что гражданин использует площадь земли, которая больше, чем это предусмотрено документами, закон дает ему возможность оформить такие излишки. С момента начала выполнения комплексных кадастровых работ в 2017 году площадь земельных участков, учтенных в реестре недвижимости в результате таких работ, увеличилась на 20 процентов. Проведение комплексных кадастровых работ позволяет органам власти обеспечить справедливое налогообложение на своих территориях.

Закон о земельных участках – новые изменения с 2019 года

Изменения законодательства о земле в 2019 году

Новые земельные законы с 2019 года предусмотрели:

  • Порядок возмещения убытков при ограничении прав на землю. (см. главу 19 «Зоны с особыми условиями использования территорий» Земельного кодекса РФ, далее — ЗК РФ).
  • Более подробное, нежели ранее, регулирование земельного сервитута. В частности, установлено, что непубличные сервитуты подчиняются гражданскому законодательству, а публичные — нормам ЗК РФ. (см. главу 5.7 «Установление публичного сервитута» ЗК РФ).
  • Отмену предъявления разрешения на строительство для подготовки техплана на объекты общего использования садоводческого или огороднического некоммерческого объединения в период с 01.01.2019 по 01.01.2024 (ч. 10 ст. 70 закона «О госрегистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ).

Последние изменения в ЗК РФ были внесены уже в 2019 законом «О внесении изменений…» от 27.06.2019 № 151-ФЗ.

Обратите внимание! Правки связаны с совершенствованием законодательства в области долевого строительства многоквартирных домов и посвящены разделу земельного участка для целей ст. 13 закона «Об участии в долевом строительстве…» от 30.12.2004 № 214-ФЗ.

Новшества в налогообложении земельных участков

Изменения по земельному налогу, вступившие в силу с 01.01.2019, представлены в таблице:

Запрещен перерасчет земельного налога для физлиц в сторону увеличения

П. 2.1 ст. 52 НК РФ

Кадастровая стоимость, установленная решением суда, учитывается при определении налоговой базы с периода начала налогообложения по оспоренной сумме

П. 1.1 ст. 391 НК РФ, письмо Минфина РФ от 27.09.2018 № 03-05-05-02/69137

Фонды, признанные инновационными научно-технологическими центрами, освобождены от уплаты земельного налога

Подп. 13 п. 1 ст. 395 НК РФ

Налоговый вычет для пенсионеров (уменьшает налоговую базу на величину кадастровой стоимости 6 соток в отношении одного земельного участка) распространен на предпенсионеров

Подп. 9 п. 5 ст. 391 НК РФ

Введена новая форма декларации по земельному налогу для юрлиц

Приказ ФНС РФ от 30.08.2018 № ММВ-7-21/509@

Изменения продолжаются и в 2019 году. Законом «О внесении изменений…» от 15.04.2019 № 63-ФЗ:

  • Отменена декларация по земельному налогу для юрлиц с 01.01.2021.
  • Освобождены от уплаты земельного налога семьи, имеющие троих и более детей, за один участок земли площадью 6 соток. Указанная льгота применяется уже с налогового периода 2018 года.
  • Срок подачи налогоплательщиком уведомления о том, к какому участку будет применена льгота, изменен с 1 ноября на 31 декабря.
  • Уточнено, что ставка 0,3% применяется к земельным участкам, приобретенным для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества или садоводства, если они не используются в предпринимательской деятельности.
  • Установлено, что сумма земельного налога за год не может превышать сумму, начисленную за предыдущий год, более чем на коэффициент 1,1.

Планируемые изменения в земельном законодательстве

Обратите внимание! В октябре 2018 года Госдумой в первом чтении был принят законопроект № 496293-7, предусматривающий ряд значительных изменений в ЗК РФ:

  • ЗК РФ планируют дополнить гл. 2.1 «Разрешенное использование земельных участков». В настоящее время о нем говорится только в ст. 37 ГрК РФ. Под разрешенным понимается допустимое использование в соответствии с законодательством. В отношении одного участка устанавливаются несколько видов допустимого использования. К деятельности, осуществляемой независимо от разрешенного вида использования земли, относятся установка межевых знаков, охрана госграницы, охота в пределах охотничьих угодий, разрешенное недропользование и т. д. Виды разрешенного использования земель устанавливаются тремя регламентами: лесохозяйственным, градостроительным и положением об особо охраняемых территориях. Наряду с обычными видами разрешенного использования земель предусмотрены условно разрешенное (т. е. требующее дополнительного оформления разрешительных документов) и вспомогательные виды.
  • Планируют ввести норму, дозволяющую отчуждение доли неделимого земельного участка одновременно с расположенным на нем объектом недвижимости. При этом преимущественное право покупки у других субъектов долевой собственности не возникает.

В апреле 2019 года в Госдуму был внесен законопроект № 692466-7, которым предлагается внести изменения в ст. 78 ЗК РФ. Поправки разрешают возводить на землях сельхозназначения, принадлежащих крестьянским (фермерским) хозяйствам на праве собственности, жилые дома. Дом не может иметь площадь более 600 кв. м и предназначен исключительно для проживания членов семьи фермера.

Итак, с 2019 года нового в законах о земле появилось много. Они дополнены налоговыми нормами и разъяснениями (преимущественно о льготах для физлиц), введены новый вид земель и подробное регулирование публичного сервитута. Правки вносятся и в течение 2019 года. Они связаны с земельным налогом.

Ссылка на основную публикацию