Изменения в сути и расчетах кадастровой стоимости земельного участка в 2020 году

С 1 января 2020 года во всех регионах определять и оспаривать кадастровую стоимость будут согласно закону о государственной кадастровой оценке

.shock / Depositphotos.com

Кадастровая оценка и оспаривание кадастровой стоимости пока могут осуществляться согласно Федеральному закону от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” (далее – Закон № 135-ФЗ). Но с 1 января 2020 года во всех субъектах РФ эти вопросы должны будут регулироваться Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ “О государственной кадастровой оценке”(далее – Закон № 237-ФЗ). В течение переходного периода, который начался с 1 января 2017 года, государственная кадастровая оценка (ГКО) может проводиться в соответствии с обоими законами. При этом ГКО, начатая в соответствии с Законом № 135-ФЗ, должна быть завершена до 1 января 2020 года. Точная дата начала применения к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, исключительно Закона № 237-ФЗ определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта (ч. 1-3, ч. 5 ст. 24 Закона № 237-ФЗ).

Согласно “новому” порядку определение кадастровой стоимости объекта недвижимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о ГКО, а не оценочной организацией, отбираемой на основе конкурса (ч. 1 ст. 14 Закона № 237-ФЗ). Датой утверждения результатов определения кадастровой стоимости – то есть вступления в силу соответствующего акта уполномоченного органа субъекта РФ, считается 1 января года, следующего за годом проведения ГКО. Но в любом случае акт вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его обнародования (ч. 4 ст. 15 Закона № 237-ФЗ). Убытки, причиненные в результате нарушений при определении кадастровой стоимости, возмещаются в полном объеме за счет бюджетного учреждения (ч. 4 ст. 7 Закона № 237-ФЗ).

На практике нередко кадастровая стоимость объектов оказывается завышенной. А правообладатели, конечно, заинтересованы в справедливой оценке, поскольку кадастровая стоимость учитывается при определении налоговой базы по земельному налогу, налогу на имущество организаций и налогу на имущество физлиц. Главный юрисконсульт ООО НКЦ “Эталон” Александр Попов на круглом столе “Кадастровая оценка и налогообложение объектов недвижимости. Вопросы, возникающие на стыке бизнеса и власти”, состоявшемся в МТПП, обозначил ключевые шаги, которые следует, как правило, предпринять для оспаривания кадастровой стоимости: подготовка отчета об оценке рыночной стоимости, оспаривание кадастровой стоимости в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – комиссия), подготовка и подача соответствующего административного искового заявления (п. 15 ч. 1 ст. 20, глава 25 Кодекса административного судопроизводства), разбирательство в суде первой инстанции и затем в апелляции (чаще всего дело уходит в апелляционную инстанцию и на этом процесс завершается). Эксперт обратил внимание на то, что в отличие от порядка, предусмотренного ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ, досудебная процедура оспаривания в комиссии для юрлиц согласно Закону № 237-ФЗ не является обязательной, можно сразу обращаться в суд (ч. 1 ст. 22 Закона № 237-ФЗ).

Ключевыми документами, которые необходимо представить в суд при обращении с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости являются:

  • правоустанавливающие или правоудостоверяющие документы на объект недвижимости;
  • выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта;
  • отчет о рыночной стоимости объекта (ч. 2 ст. 246 КАС РФ, ч. 9 ст. 22 Закона № 237-ФЗ, ч. 16 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ).

Может ли требование установления кадастровой стоимости в размере рыночной рассматриваться как оспаривание императивно установленного налогового платежа? Узнайте ответ в “Энциклопедии судебной практики. Закон об оценочной деятельности. Кадастровая оценка интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Александр Попов напомнил о том, что в случаях, когда удовлетворение требований административного истца сводится к реализации в судебном порядке его права на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию, судебные расходы относятся на заявителя. Решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем юридических интересов (п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 “О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости”). Между тем, правило, обозначенное ВС РФ, расходится с позицией по этому вопросу Конституционного Суда Российской Федерации, о нюансах котрой можно узнать из авторской колонки управляющего партнера правового бюро “Тимофеев и партнеры” Александра Тимофеева, подготовленной специально для ГАРАНТ.РУ.

Напомним также, что с 1 января 2019 года будет изменен порядок применения кадастровой стоимости при налогообложении недвижимости. Стоит отметить, что измененная после указанной даты кадастровая стоимость должна учитываться при налогообложении с даты начала применения изначальной стоимости.

Изменение земельного кадастрав 2020 году

Юридическая тематика очень сложная но, в этой статье, мы постараемся ответить на вопрос «Изменение земельного кадастрав 2020 году». Конечно, если у Вас остались вопросы Вы сможете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Бесплатный официальный способ регистрации излишков земли — ожидание итогов комплексных кадастровых работ. Он исключает траты на межевание. Оформление увеличенного участка выполнит Росреестр по заявлению органа власти, получившего результаты ККР.

  • номер кадастрового квартала (нескольких смежных кадастровых кварталов), в границах которого будут выполняться ККР
  • данные государственного (муниципального) контракта на выполнение ККР
  • данные заказчика ККР
  • данные исполнителя ККР
  • права и обязанности правообладателей объектов недвижимости, расположенных на территории ККР

Установление границ земельных участков

  • для установления границ землепользователю нужно обратиться к кадастровому инженеру
  • кадастровый инженер определяет координаты границ ЗУ и проводит их согласование, выбрав один из способов:
    • с каждым владельцем смежного участка
    • на общем собрании заинтересованных лиц, отправив им почтовое или электронное сообщение не позднее, чем за 30 дней до собрания

ВНИМАНИЕ . С начала 2020 года налог на участки коснулось значительное увеличение. Он был поднят на 20% по сравнению с 2020 годом. В 2020 году это увеличение достигнет уже 60%. Одновременно запланировано проведение переоценки. В соответствии с новыми поправками в законодательстве будет изменена формула расчета налогов, и уменьшены параметры льгот и вычетов.

Как изменится кадастровая стоимость земли в 2020 году

ВАЖНО . Органы муниципалитета не могут подать обращение о перерасчете кадастровой стоимости в судебном порядке, не пройдя комиссию. В 2020 году действует мораторий на проведение переоценки самими владельцами и представителями администраций.

Взаимосвязь размера по кадастру и налога

Такое становится возможным в том случае, если арендная плата за пользование землей зависит от стоимости по кадастру. Но для проведения проверки правильности установления стоимости по кадастру по заявлению арендатора, потребуется предоставить дополнительно письменное согласие самого собственника.

«3) представляет в орган регистрации прав заявление о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений об адресе электронной почты и (или) о почтовом адресе, по которым осуществляется связь с лицом, чье право на объект недвижимости зарегистрировано, а также с лицом, в пользу которого зарегистрировано ограничение права или обременение объекта недвижимости (далее — адрес правообладателя и (или) адрес электронной почты правообладателя), если указанные лица являются правообладателями объектов недвижимости, в отношении которых выполняются комплексные кадастровые работы, и заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ, в соответствии с предоставленными правообладателями этих объектов и заверенными в порядке, установленном частями 1 и 9 статьи 21 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», копиями документов, устанавливающих или подтверждающих права на эти объекты недвижимости, которые в соответствии с частью 4 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» считаются ранее учтенными, но сведения о которых отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости либо права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен;»;

Изменение земельного кадастрав 2020 году

«32.1) в результате государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о местоположении границ и площади земельного участка на основании карты-плана территории такая площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет меньше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на десять процентов, за исключением случая, предусмотренного частью 5 статьи 42.8 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»;»;

Федеральный закон от 17 июня 2020 г. № 150-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «О кадастровой деятельности» и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» (не вступил в силу)

«4.1. В случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о расположенных в кадастровом квартале, в границах которого выполняются комплексные кадастровые работы, земельных участках, за исключением земельных участков, являющихся лесными участками, о зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, которые считаются в соответствии с частью 4 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» ранее учтенными, а также о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального района, орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя по месту нахождения таких объектов недвижимости при наличии у них документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном частями 1 и 9 статьи 21 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», направляют заявление о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о таких земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства по правилам, предусмотренным частями 5 — 9 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». После внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о таких земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства такие объекты недвижимости включаются в перечень объектов, в отношении которых выполняются комплексные кадастровые работы.»;

При неправильном начислении кадастрового налога (например, при обжаловании, ошибки в подсчёте), сумма к оплате пересчитается за весь период, включая время на такой пересчёт — со дня, когда ошибочное начисление было произведено. До этого перерасчёт проводили лишь с года, в котором была сформирована на такой переучёт соответствующая заявка. Сейчас же заново рассчитать земельный налог можно лишь в соответствии с трёхлетней давностью — но не ранее данной отметки. Иначе говоря, за 4-5 лет исправить расчёт уже невозможно.
Когда сумма по кадастру возрастёт относительно прежнего размера оплаты, то за какой-либо истёкший до этого период налог не перерассчитается.

Чтобы было яснее, приведём пример. Обжалование позволило снизить кадастровую стоимость земельного участка, скажем, на одну пятую. С учётом такой поправки налог рассчитан с начала 2017 г., при этом владелец обратился с таким заявлением лишь пару лет спустя. Пересчитать налог ему должны вплоть с 01.01.2017 г. Обратись он с заявкой в 2020 г., ему “скинули” бы оплату лишь за этот же год. Здесь кадастровая цена земли переучитывается в сельской местности каждые три года, в Москве, Подмосковье и Ленинградской области (с Санкт-Петербургом) — каждые два.

Когда выгоднее обратиться с заявлением об обжаловании кадастровой стоимости земли?

Для наследополучателя земли налог на неё теперь рассчитывается не с первого дня в месяце открытия наследства, а с точностью до одного дня. К примеру, если оставивший наследство умер 30.10.2020 г., то налоговая сумма начислится принявшему наследство лишь со дня смерти наследодателя — а не за весь “неотработанный” месяц, как ранее.

Прирезка земельного участка осуществляется на основании ст. 39.29 ЗК РФ. Эта процедура доступна гражданам, которые владеют и пользуются земельным участком, предназначенным для ведения ИЖС, для занятий садоводством и огородничеством.

Прирезка земельного участка — последние новости

Для граждан самое важное изменение нового закона – это возможность легально расширить границы участка, которым они пользуются. Если в ходе изысканий будет установлено, что площадь реально используемого земельного участка больше, чем зарегистрировано в ЕГРН, излишек можно будет официально прирезать к своему наделу.

Порядок оформления прирезки к участку

  • Общегражданский паспорт, если заявитель – физическое лицо, свидетельство о государственной регистрации для организаций. При условии, что юридическое лицо зарегистрировано за рубежом, потребуется нотариально заверенный перевод регистрирующего свидетельства.
  • Правоустанавливающие документы на земельный участок, которым владеет заявитель. Они необходимы только при отсутствии регистрирующих сведений о владении в Росреестре.
  • Нотариальная доверенность на представление интересов требуется, если с заявлением от имени собственника выступает иное лицо.
  • если цену участка определяли в 2013 году, в 2020 требуется это делать снова.
  • неудовлетворенности итогами оценки, независимо от проведения массовой государственной переоценки.
  • изменения каких-либо характеристик участка.

Собственник участка при оспаривании его кадастровой цены вправе привлекать независимых оценщиков. Результаты независимой оценки рассматривает и утверждает суд или комиссия по рассмотрению споров при определении кадастровой цены объектов недвижимости (далее «Комиссия»). Она создана и действует в каждом регионе при управлении Росреестра. Физические лица вправе обращаться либо в Комиссию, либо сразу в суд. Органам власти необходимо пройти через досудебное рассмотрение дела Комиссией.
Казалось бы, исходя из этих законов, изменения кадастровой цены территорий до 2020 года не следует ожидать. Но органы власти заинтересованы в пересмотре кадастровой цены территорий в целях:

Кадастровая цена и ее оспаривание

Земельный налог в ряде регионов РФ с начала 2015 года исчисляется из цены земли по результатам кадастровой оценки. К началу 2020 года эта форма налогообложения будет введена во всех регионах. С января 2020 года налог земельный увеличен на 20% в сравнении с прошлым годом. В 2020 ставка, действующая в 2017 году, будет увеличена на 60%. В 2020 году будет одновременно проведена кадастровая переоценка земли и увеличен размер земельного налога. Новыми поправками действующего законодательства также уменьшены размеры налоговых вычетов, льгот, изменена формула расчета налога.

Кадастровый учёт – идентификация недвижимости. Идентификация подразумевает внесение сведений об объекте в ЕГРН (Единый Государственный Реестр Недвижимости). Для строительства жилого или садового дома на садовом участке необходимо подавать Уведомление о планируемом строительстве объекта. Затем обращаться к кадастровому инженеру за техническим планом, и подавать Уведомление об окончании строительства в органы местного самоуправления.

Новшевстро в кадастре 2020

Каждый из этапов, в свою очередь, может состоять из нескольких пунктов. Например, первый этап включает изучение документов, обследование на местности геодезической основы измерений, существующих межевых знаков. Координаты ПТ могут быть определены различными методами – путем засечек, использованием теодолита или с помощью спутниковой навигации (GPS или ГЛОНАСС). Согласование границ с соседями должно быть закончено путем подписания Акта согласования.

Как происходит изменение кадастрового номера земельного участка

Постановка на кадастровый учет объектов недвижимости позволяет собственнику полноценно распоряжаться собственным имуществом. Без осуществления данной процедуры возможности владельца серьёзно ограничены. Может собственность находится во владении до вступления в силу закона о кадастре, но распоряжение имуществом в виде продажи, сдачи в аренду будет невозможно. Потому разберёмся, что такое кадастровый учёт? Какими нормативно-правовыми актами регулируется процедура постановки.

Помимо обязательного межевания с 2020 года, собственникам земельных участков необходимо учитывать другие изменения в кадастре, которые останутся актуальными в следующем году. В первую очередь это касается оценки участков, на основании которых будет рассчитываться размер налога.

Закон о земельном кадастре в 2020 году: изменения, кадастровый учет

Со следующего года собственников земельных наделов ожидают очередные нововведения, которые могут ограничить права владельцев. Проблемы ожидают владельцев, которые своевременно не зафиксируют границы участков в земельном кадастре. В таком случае суд может признать землю «ничейной», а экс-владелец потеряет право распоряжаться своим участком.

Закон о земельном кадастре: нововведения с 1 января 2020 года

Переход на кадастровую стоимость положительно отразится на доходах местных бюджетов. В 2020 году кадастровую оценку будут проводить исключительно госучреждения. Если собственник земельного надела считает кадастровую стоимость завышенной, то придется оспаривать оценку в судебном порядке.

Новый закон позволяет создавать с 1 января 2020 года садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества . В СНТ будут расположены садовые земельные участки, в ОНТ – огородные земельные участки.

Новый закон о садоводстве с 1 января 2020 года

До 1 января 2024 года на рассмотрение общего собрания должен быть вынесен вопрос о безвозмездной передаче имущества общего пользования (в том числе земельного участка общего назначения), принадлежащего товариществу на праве собственности, в общую долевую собственность садоводов пропорционально площади их участков.

Новый закон о садоводстве с 1 января 2020 года

Для строительства жилого или садового дома на садовом участке необходимо подавать Уведомление о планируемом строительстве объекта. Затем обращаться к кадастровому инженеру за техническим планом, и подавать Уведомление об окончании строительства в органы местного самоуправления. В ответ застройщик должен получить Уведомление о соответствии построенного объекта параметрам строительства (соблюдение отступов от границ участка и др.).

Читайте также:  Содержание договора на межевание земельного участка

Однако, в соответствии со ст. 12 ФЗ № 218, в большинстве случаев постановка земли на КУ осуществляется одновременно с государственной регистрацией прав, за которую, согласно ст. 333.33 НК , придется уплатить. Госпошлина за постановку земельного участка на кадастровый учет и одновременную государственную регистрацию составит:

Участок, конечно, будет физически существовать и без такого признания, но при этом он никогда не станет объектом гражданских прав. В его отношении нельзя будет осуществлять сделки, он не может быть унаследован, подарен или иным образом отчужден. Права на него до внесения сведений в ЕГРН не существуют.

Комплект документов

Функции по постановке на государственный КУ возложены на Росреестр и его территориальные представительства на местах. Гл. 3 ФЗ № 218 регулирует порядок постановки земельного участка на кадастровый учет в 2020 году. Условно можно разделить процедуру на следующие этапы:

  1. Подготовка землеустроительной и правоустанавливающей документации.
  2. Подача регистратору пакета документов.
  3. Правовая экспертиза представленных сведений сотрудниками Росреестра.
  4. Внесение в ЕГРН данных и постановка участка земли в СНТ, ДНП и так далее на кадастровый учет.
  5. Выдача заявителю подтверждения постановки на КУ – выписки из ЕГРН.

Неясности с исчислением налога на имущество по кадастровой стоимости в 2020 году после поправок остаются

О ситуации с исчислением налога на имущество по кадастровой стоимости в 2020 году после поправок, внесенных осенью 2019 г. в ст.378.2 НК РФ

Вроде бы только порадовались, что законодатель сам и достаточно оперативно исправляет собственные недочеты в своей работе, но оказывается, что не все вопросы сняты.

Вот, пожалуйста, первые вопросы.

Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ (далее – Закон № 325-ФЗ)), вступающей в силу с 01.01.2020, определено, что объектами налогообложения по налогу на имущество организаций будут являться:

  1. недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 настоящего Кодекса, то есть как среднегодовая стоимость;
  2. недвижимое имущество, находящееся на территории РФ и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 настоящего Кодекса, то есть как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.

При этом в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ в редакции Закона № 325-ФЗ следовало исчислять налог исходя из кадастровой стоимости по:

иным объектам недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 32 настоящего Кодекса, не предусмотренных в подпунктах 1 – 3 настоящего пункта.”

Таким образом, из поправок, внесенных Законом № 325-ФЗ в статью 378.2 НК РФ (подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ и подп. 2.2 п. 12 ст. 378.2 НК РФ), следовало, что с 1 января 2020 года вне зависимости от факта упоминания недвижимого имущества в соответствующем региональном Перечне, если кадастровая стоимость имущества установлена, то подлежит уплате налог на имущество организаций, исчисленный по этой кадастровой стоимости.

То есть данные изменения влекли обязанность налогоплательщиков с 01.01.2020 исчислять налог на имущество по кадастровой стоимости фактически по всем объектам недвижимости, по которым определена кадастровая стоимость. При этом не имело значения, содержится ли недвижимость в региональном перечне, к какому типу относится эта недвижимость и т. д.

В связи с резонансом, вызванным предстоящим порядком исчисления налога на имущество по кадастровой стоимости по всей недвижимости (который многократно увеличивал налоговую нагрузку на налогоплательщиков), были внесены изменения в подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.

Так, 28 ноября 2019 года был принят Федеральный закон № 379-ФЗ «О внесении изменений в ст.ст. ЗЗЗ.33 и 378.2 части II НК РФ» (далее – Закон № 379-ФЗ), уточняющий перечень недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения по налогу на имущество организаций, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость.

Такими объектами согласно новой («последней») редакции подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ считаются:

«жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства».

При этом приходится признать, что и в этот раз не обошлось без неясностей.

Так, в данной формулировке остается не вполне понятным смысловое назначение союза «а также», который разделяет перечисляемые объекты налогообложения и с точки зрения правил русского языка позволяет толковать новую формулировку подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ одним из двух вариантов.

Вариант 1: союз «а также» не имеет самостоятельной смысловой функции и использован исключительно для интонационного «разбавления» текста из 8-ми однородных членов предложения (жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения, сооружения). Таким образом, в целях кадастрового налогообложения критерий расположения объекта на определенном земельном участке относится ко всем перечисленным объектам.

Вариант 2: союз «а также» является смысловым разделителем перечисленных объектов на две самостоятельные части:

1) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства,

2) а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения, сооружения, расположенные на земельных участках.

То есть в целях кадастрового налогообложения критерий расположения объекта на определенном земельном участке относится только ко второй части объектов, перечисленных после союза «а также». Таким образом, первая часть объектов – жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства – облагаются по кадастровой стоимости независимо от назначения земельного участка, на котором они расположены, то есть в любом случае при наличии у них кадастровой стоимости.

Вместе с тем, по нашему мнению, законодатель всё же имел в виду первый вариант формулировки подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, то есть предполагал кадастровое налогообложение по отношению ко всем перечисленным в данной норме объектам исключительно в зависимости от вида земельного участка; если же объект, в том числе жилье, гараж, машино-место, НЗС находится на ином земельном участке, то он облагается по среднегодовой стоимости (и только если относится к основным средствам организации).

Так, например, в Толковом словаре Ефремовой[1] приведено следующее толкование союза «а также»:

«Употребляется при соединении однородных членов предложения или предложений в составе сложносочиненного предложения, указывая на их тождественность или близость по значению; соответствует по значению словам: в равной мере, равным образом, тоже, вместе с».

В защиту данной позиции можем сослаться также на имеющийся в нашем распоряжении текст письма Минфина РФ от 10.10.2019 № 03-05-05-01/77851 за подписью И. В. Трунина, в котором Минфин, еще до Закона № 379-ФЗ, предпринял попытку «успокоить» налогоплательщиков по вопросу «тотального» кадастрового налогообложения всех иных объектов недвижимости:

Вместе с тем, поскольку включение новых объектов налогообложения налогом на имущество организаций реализовано через ссылку на положения главы 32 Налогового кодекса «Налог на имущество физических лиц», при применении новых норм исходя из системного толкования положений Налогового Кодекса следует исходить из того, что речь идет лишь о тех объектах имущества, которые могут находиться в собственности физических лиц – налогоплательщиков налогом на имущество физических лиц и в отношении которых налог на имущество физических лиц должен уплачиваться исходя из кадастровой стоимости таких объектов

Таким образом, руководствуясь положениями главы 32 Налоговою кодекса, полагаем, что в качестве иных объектов недвижимою имущества, подлежащих налогообложению налогом но имущество организаций по кадастровой стоимости, выступают принадлежащие организациям жилые помещения, садовые дома, жилые строения, гаражи и машино-места, объекты незавершенного строительства, а также хозяйственные строения, расположенные на садовых и приусадебных участках, т.е. ограниченный перечень имущества.

Вместе с тем нельзя исключать и иное – по Варианту 2 – толкование последней редакции подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, которое может быть основано на том, что роль союза «а также» заключается в противопоставлении двух групп перечисленных объектов по критерию их нахождения или ненахождения на определенном земельном участке.

Так, например, можно встретить и такой анализ правил применения союза «а также»[2]:

«Союз а также объединяет предыдущее множество объектов в одну семантическую группу и добавляет к ним выделенный объект. Это может быть сделано либо с целью противопоставления, либо просто с целью присоединения к упомянутому множеству объекта другой природы…».

Официальные комментарии по данному вопросу пока отсутствуют.

Таким образом, по нашему мнению, с 2020 года по кадастровой стоимости организации следует облагать следующие объекты:

  • коммерческую торгово-офисную недвижимость, включенную в региональный перечень (подп. 1-3 п. 1 ст. 378.2 НК РФ)
  • жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (если по данным объектам определена кадастровая стоимость).

По остальным объектам, учитываемым на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, налоговая база определяется в соответствии с п. 1 ст. 375 НК РФ, то есть как среднегодовая стоимость.

Генеральный директор Группы компаний «Налоги и финансовое право», кандидат юридических наук. С 1993 года лично провел более 480 судебных дел (в пользу клиентов принято более 90 % судебных актов). Преподавательский стаж с 1988 года. Автор более 250 научных публикаций и книг. С 1994 года является главным редактором журнала “Налоги и финансовое право”.

Изменения в сути и расчетах кадастровой стоимости земельного участка в 2020 году

С 2020 года введен единый подход к применению кадастровой стоимости для объектов налогообложения недвижимого имущества.

Этот подход распространяется на все виды недвижимости и охватывает три вида налога: налог на имущество организаций, земельный налог, налог на имущество физлиц.

Для тех, кто следит за законодательством: Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 334-ФЗ внес поправки в п.2 ст.375 и п.15 ст. 378.2 НК РФ.

Признание кадастровой стоимости в качестве налоговой базы претерпело три ключевых изменения и стало унифицированным для всех видов недвижимости, налогообложение которой производим исходя из кадастровой стоимости.

Запись в реестре – это главное

В качестве налоговой базы может применяться только кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости ( ЕГРН).

До 1 января 2020 года из-за возможности проведения индивидуальной оценки в этом вопросе был полный хаос: кадастровая стоимость устанавливалась, затем корректировалась в сторону уменьшения по решению комиссии или суда, муниципалитеты, заинтересованные в наполнении бюджета, привлекали альтернативного оценщика и направляли ходатайства в суд о пересмотре кадастровой стоимости, принятой комиссией.

Налоговые органы, проверяя уточненные декларации, изучали документы и собирали сведения — подлинность решений комиссий по пересмотру стоимости, даты их вступления в силу, были ли результаты пересмотрены муниципалитетами и т.д. Масса судебных разбирательств регорганов с собственниками, с третьими лицами, споры по налогу на имущество налоговиков и налогоплательщиков. Вал документов и полная неразбериха.

И вот теперь в вопросе определения налоговой базы недвижимого имущества поставлена точка. Законодательно закреплен основной источник сведений о кадастровой стоимости – информационный ресурс ЕГРН.

Кадастровая стоимость изменилась – когда признаем?

С 1 января 2020 года период, с которого действует уточненная кадастровая стоимость, зависит от причины ее изменения.

1. Если изменились качественные или количественные характеристики объекта, а именно – уточнили площадь объекта или его назначение, изменился вид разрешенного использования земельного участка, перевели земли из одной категорию в другую — уточненная кадастровая стоимость признается для налогообложения со дня внесения сведений в ЕГРН. А не со следующего налогового периода, как было ранее.

Для расчета налога объект налогообложения определяем так: за полные месяцы — с начала года до внесения записи в ЕГРН – принимаем сумму по прежней кадастровой стоимости, за полные месяцы — с даты изменения и до конца года – по уточненной.

2. Если изменения кадастровой стоимости произошли из-за технической ошибки в сведениях ЕГРН, или в результате ее пересмотра на комиссии при Росреестре, или обжалования в суде – уточенная кадастровая стоимость- после внесения верных сведений в ЕГРН — может быть применена за весь период , когда применялась ошибочная ( а потом оспоренная вами) кадастровая стоимость.

Это значит, что можно пересчитать и вернуть налоги и за предыдущие годы. Но есть нюанс.

Оспаривание и особенности ретроприменения

Как было раньше: Если вы не согласны с кадастровой стоимостью — можно было применить индивидуальную рыночную стоимость — привлечь оценщика, пойти за решением в комиссию при Росреестре или в суд. Измененная кадастровая стоимость могла быть использована начиная с года, в котором подано заявление о ее оспаривании.

А как быть с предыдущими периодами? Если вы не успели подать заявление, не было отчета оценщика об оспаривании, или вы не успели по каким-то иным причинам?

С 1 января 2020 год это правило изменено: если вам удалось оспорить кадастровую стоимость по решению комиссии или суда или она изменена Росреестром вследствие исправления ошибок или недостоверных сведений — вновь установленная кадастровая стоимость может быть применена за все периоды, в которые применялась ошибочная кадастровая стоимость.

Но важно! По закону перерасчет возможен только в случае, если решение об изменении кадастровой стоимости будет принято после 1 января 2020 года. Это относится и к искам, поданным до 1 января 2020 года.

При выполнении требований об оспаривании вы сможете вернуть деньги за 2015-2918 годы.

Помним, что заявление о зачете или возврате налога можно подать не позднее трех лет со дня его уплаты.

Изменилась кадастровая стоимость земли — пересчитаем налог.

Сила документа: Постановление Арбитражного Суда Округа РФ.

Схема ситуации: Нам пришло письмо от нашего пользователя СПС КонсультантПлюс. И мы не можем пройти мимо такой настойчивой просьбы: «ООО … в лице главного бухгалтера … благодарит специалистов горячей линии за оперативное реагирование и подборку всех необходимых документов, подтверждающих право организации на перерасчет земельного налога за 3 года, в связи с изменением кадастровой стоимости по решению комиссии.

Грамотное обоснование и настойчивость, подкрепленные вашей поддержкой, позволили вернуть из бюджета 144 тыс. руб. Считаю данную ситуацию необходимо отразить в аналитической записке, т.к. многие организации могут столкнуться с отказом в возврате налога по причине несоответствия формы выписки, предоставляемой Росреестром, требованиям НК. В выписке дата начала применения датируется 2020 годом. На этом основании ИФНС отказывалась вернуть излишний налог за три предыдущих года».

А было это так. Кадастровая стоимость земельного участка утверждена еще в 2020 году. Решение комиссии о снижении этой кадастровой стоимости, в связи с приведением ее к рыночной, было принято уже в 2020 году, т.е. ситуация подпадает под новое регулирование, действующее с 01.01.2020. По идее, Организация имеет право на перерасчет земельного налога за три последних года.

Организация подала уточнённые декларации по земельному налогу за указанный период. Началась камеральная проверка. Проверяющие объясняли, что будет отказ в возврате, поскольку в выписке из ЕГРН стоит запись «дата начала применения кадастровой стоимости 01.01.2020». И в выписке нет ни слова о том, что это оспоренная кадастровая стоимость. Налоговики сетовали, что это нестыковки налогового законодательства и норм права о кадастровой стоимости, но тянули с возвратом.

Организация написала запрос в ФНС. В ответе ФНС процитировала законодательство почти на два листа, но четкого ответа не дала. И только когда Организация заявила, что пойдет в суд со ссылкой на предоставленную нами судебную практику, налоговая инспекция приняла решение о возврате налога. Итог – около 144 000 рублей из бюджета в пользу Организации.

В пояснении к подборке материалов Горячая Линия указала, что, по нашему мнению, Организация имеет право на пересчет налогов за три последних года, поскольку решение комиссии об изменении кадастровой стоимости было принято 21.02.2020. Поэтому Организации следует подать заявление на возврат или зачёт земельного налога в налоговую инспекцию. В случае получения отказа – оспорить отказ в вышестоящем налоговом органе. Если и там не поймут, то идти в суд. Судебная практика только начинает формироваться, но она однозначна. Если решение комиссии принято или решение суда вступило в силу с 01.01.2020, то кадастровую стоимость обязаны пересчитать с даты применения оспоренной стоимости, но не более чем за три года.

Читайте также:  Детали регистрации права постоянного бессрочного пользования земельным участком

Например, РЕШЕНИЕ ЗАСВИЯЖСКОГО РАЙОННОГО СУДА ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА ОТ 22.03.2020 ПО ДЕЛУ N 2А-1164/2020

М-787/2020. Гражданин купил участок за 377 тысяч рублей, а кадастровая стоимость участка была почти 3 миллиона 600 тысяч рублей. И когда пришлось платить налог с кадастровой стоимости, то Гражданин задёргался. Он обратился в суд и решением от 20.12.2018 его участку назначили новую кадастровую стоимость в размере 1 миллион 112 тысяч рублей.

Через месяц (20.01.2020) решение суда вступило в силу, и уже 21.01.2020 Гражданин обратился в налоговую инспекцию с просьбой пересчитать ему налоги за 2020 и 2020 гг. Но получил отказ. Пришлось опять идти в суд. В суде налоговая инспекция держалась мнения, что Гражданин обратился в суд в 2020 году, Решение суда об изменении кадастровой стоимости было тоже в 2020 году. Новая стоимость устанавливалась с 01.01.2018. А новый закон о пересчёте начинает действовать с 2020 года. Так что никаких перерасчётов Гражданину не полагается.

Но суд решил иначе. «Кадастровая стоимость, измененная на основании решений комиссии или суда об установлении рыночной стоимости объекта налогообложения, принятых после 1 января 2020 г. (в том числе по искам/заявлениям, поданным до 1 января 2020 г.), и внесенная в ЕГРН, будет учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания (Письма Минфина России от 27.09.2018 N 03-05-05-02/69137, ФНС России от 27.11.2018 N БС-4-21/[email protected] «О применении для налогообложения сведений о кадастровой стоимости, установленной решениями комиссии или суда с 01.01.2020»)». В итоге суд решил, что налоговая инспекция должна пересчитать Гражданину земельный налог за 2020 и 2020 гг. по новой кадастровой стоимости.

Естественно возникает вопрос: а если кадастровую стоимость поменяли в 2020 или 2020 году, можно ли пересчитать в 2020 году налоги за три предыдущих периода? Тут, по нашему мнению, ответ огорчительный. Если кадастровая стоимость изменена в 2020 году то, за 2020 и 2020 земельный налог уже не пересчитать. Например, АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 20.03.2020 ПО ДЕЛУ N 33А-2271/2020. У Гражданина в 2020 году изменилась кадастровая стоимость земли. Гражданин как раз судился с налоговой по земельному налогу за прошлый период. А тут удача – изменение законодательства с 2020 года. И Гражданин в апелляционной жалобе написал, что налоговая должна пересчитать ему земельный налог не только за 2020 год, но и за предыдущие годы. Но суд Гражданину отказал. Потому что изменения по земельному налогу с 2020 года применяется «к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2020 года». А у Гражданина кадастровая стоимость земли была изменена в 2020 году. Тогда как в предыдущем примере основания для внесения изменений в ЕГРН появились после вступления в силу решения суда – 20.01.2020.

Выводы и Возможные проблемы: Кадастровая стоимость поменялась до 2020 г. – новшество не применимо. Кадастровая стоимость поменялась в 2020 году – можно пересчитать налог за три последних года. Строка для поиска в КонсультантПлюс: «Изменения кадастровой стоимости с 2020».

Цена вопроса: Разница между налогами по старой и по новой кадастровой стоимости.

(Подготовлена ООО «Инженеры информации» и Центром Правовой Информации «ЭКСПЕРТ» с использованием материалов систем Консультант Плюс.)

Назначение аналитической записки – информировать руководителя организации о существующих и возникающих рисках законодательства, осложняющих его жизнь и работу.

Как изменить кадастровую стоимость недвижимости, интересует многих владельцев земельных участков, квартир и прочих объектов. Изменение предполагает оспаривание показателей, установленных оценщиками. Их необоснованное завышение влечет начисление внушительных, часто непосильных, налоговых и арендных платежей в пользу государства. Переоценка кадастровой стоимости – реальная возможность их понизить.

Изменение кадастровой стоимости в 2020 году: новые правила

В августе прошлого года Президент России подписал закон, изменивший порядок оспаривания кадастровой стоимости недвижимости – Федеральный закон № 334-ФЗ от 3 августа 2020 года. Данным правовым актом были скорректированы некоторые статьи Налогового кодекса (далее – НК), в частности, ст.ст. 52, 378.2, 391, 403. Законодательные новеллы вступили в действие с 01 января 2020 года.

Благодаря закону № 334-ФЗ, изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости теперь позволяет произвести перерасчет уплаченных налогов, начиная не с периода, когда она была пересмотрена, а с начала применения оспоренного значения. Например, если неверный стоимостный показатель стал применяться с 1 апреля 2020 года, с этого дня можно пересчитать имущественный налог, исчисленный от неправильной величины кадастровой стоимости недвижимого объекта.

Однако, в применении этого правила есть два ограничения:

по времени оспаривания – так как изменить кадастровую стоимость возможно по основаниям, возникшим после наступления 2020 года, учитываются решения об изменении, принятые не раньше 01.01.2020 (п. 6 ст.3 закона № 334-ФЗ);

по времени перерасчета налоговых платежей – переплату нельзя вернуть больше чем за три года.

О последнем обстоятельстве, сославшись на ст.78 НК, напомнили:

Минфин РФ – письмо от 27.09.2018 № 03-05-05-02/69137;

Федеральная налоговая служба – письмо от 27.11.2018 № БС-4-21/[email protected]

Кроме того, ведомства сослались на п.2.1 ст.52 НК, где говорится: земельный налог, а также налог на имущество физических лиц пересчитываются только за три налоговых периода, предшествующих году направления уведомительного документа (о перерасчете).

Правило применения скорректированной кадастровой стоимости распространяется не только на указанные налоги, но и на налог на имущество организаций (п. 15 ст. 378.2 НК). Оно действует, если неверное значение стоимости было внесено в ЕГРН вследствие технического сбоя или ошибок оценщика, допущенных при ее определении.

Как изменить кадастровую стоимость объекта недвижимости

Порядок изменения кадастровой стоимости определен на законодательном уровне:

закон «О государственной кадастровой оценке» № 237-ФЗ от 03.07.2016 (ст. 22);

закон «Об оценочной деятельности» № 135-ФЗ от 29.07.1998 (ст. 24.18).

Данные статьи разъясняют, как изменить кадастровую стоимость земельного участка, самостоятельно, обратившись в государственные органы. У граждан есть две возможности добиться переоценки стоимостной характеристики:

через специальную комиссию, которая занимается подобными спорами;

через суд, инициировав судебный процесс о пересмотре (изменении) кадастровой стоимости недвижимости.

Второй способ является более сложным, но и более действенным. Обратиться в суд гражданин вправе сразу, минуя комиссию. Поскольку российские суды завалены тысячами исков об изменении кадастровой стоимости, Пленум Верховного Суда РФ издал постановление № 28 от 30.06.2015 – о рассмотрении судебных дел, связанных с подобным оспариванием. Документ освещает различные вопросы в данной сфере и является ориентиром для правоприменителей.

В частности, в постановлении Пленума ВС № 28 (п.6) отмечается, что изменить кадастровую стоимость земельного участка или иной недвижимости вправе не только ее собственники, но и арендаторы. Это допустимо, если величина начисляемой арендной платы зависит от цены объекта по кадастру. Но собственник должен дать письменное согласие на оспаривание стоимостного показателя.

Почему вкрадываются ошибки

Завышенная стоимость недвижимости по кадастру не обязательно связана с намеренными ошибками оценщиков или их некомпетентностью. Хотя и они могут стать причиной неправильного расчета. Однако, чаще ошибки случаются из-за несовершенства методики, когда массовая оценка недвижимых объектов не учитывает их индивидуальные особенности.

Например, изменить кадастровую стоимость земли нередко требуется из-за того, что оценщики не приняли во внимание нахождение «дорогих» участков вблизи вредного производства или их загрязненность. Также часто не учитывается отсутствие нормальной дорожной инфраструктуры, социальных объектов, инженерных коммуникаций. И лишь повторные экспертизы выявляют эти обстоятельства. В действующих Методических указаниях о государственной кадастровой оценке говорится, что специалистам-оценщикам следует описывать данные факторы (приказ Минэкономразвития РФ № 358 от 07.06.2016, Приложение 1).

При массовой оценке жилых помещений основными критериями являются их месторасположение и площадь. Однако в этом случае в расчет не берется:

состояние конкретной квартиры (может быть ветхим, аварийным, и т.д.), подведенных коммуникаций;

уровень ремонта, его наличие (некоторые жилые помещения продаются без отделки).

Изменить кадастровую стоимость квартиры ее собственник может с учетом этих и других характеристик. Иногда, после объективной переоценки, она снижается в несколько раз.

Изменения в сути и расчетах кадастровой стоимости земельного участка в 2020 году

С 2020 года введен единый подход к применению кадастровой стоимости для объектов налогообложения недвижимого имущества.

Этот подход распространяется на все виды недвижимости и охватывает три вида налога: налог на имущество организаций, земельный налог, налог на имущество физлиц.

Для тех, кто следит за законодательством: Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 334-ФЗ внес поправки в п.2 ст.375 и п.15 ст. 378.2 НК РФ.

Признание кадастровой стоимости в качестве налоговой базы претерпело три ключевых изменения и стало унифицированным для всех видов недвижимости, налогообложение которой производим исходя из кадастровой стоимости.

Запись в реестре – это главное

В качестве налоговой базы может применяться только кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости ( ЕГРН).

До 1 января 2020 года из-за возможности проведения индивидуальной оценки в этом вопросе был полный хаос: кадастровая стоимость устанавливалась, затем корректировалась в сторону уменьшения по решению комиссии или суда, муниципалитеты, заинтересованные в наполнении бюджета, привлекали альтернативного оценщика и направляли ходатайства в суд о пересмотре кадастровой стоимости, принятой комиссией.

Налоговые органы, проверяя уточненные декларации, изучали документы и собирали сведения — подлинность решений комиссий по пересмотру стоимости, даты их вступления в силу, были ли результаты пересмотрены муниципалитетами и т.д. Масса судебных разбирательств регорганов с собственниками, с третьими лицами, споры по налогу на имущество налоговиков и налогоплательщиков. Вал документов и полная неразбериха.

И вот теперь в вопросе определения налоговой базы недвижимого имущества поставлена точка. Законодательно закреплен основной источник сведений о кадастровой стоимости – информационный ресурс ЕГРН.

Кадастровая стоимость изменилась – когда признаем?

С 1 января 2020 года период, с которого действует уточненная кадастровая стоимость, зависит от причины ее изменения.

1. Если изменились качественные или количественные характеристики объекта, а именно – уточнили площадь объекта или его назначение, изменился вид разрешенного использования земельного участка, перевели земли из одной категорию в другую — уточненная кадастровая стоимость признается для налогообложения со дня внесения сведений в ЕГРН. А не со следующего налогового периода, как было ранее.

Для расчета налога объект налогообложения определяем так: за полные месяцы — с начала года до внесения записи в ЕГРН – принимаем сумму по прежней кадастровой стоимости, за полные месяцы — с даты изменения и до конца года – по уточненной.

2. Если изменения кадастровой стоимости произошли из-за технической ошибки в сведениях ЕГРН, или в результате ее пересмотра на комиссии при Росреестре, или обжалования в суде – уточенная кадастровая стоимость- после внесения верных сведений в ЕГРН — может быть применена за весь период , когда применялась ошибочная ( а потом оспоренная вами) кадастровая стоимость.

Это значит, что можно пересчитать и вернуть налоги и за предыдущие годы. Но есть нюанс.

Оспаривание и особенности ретроприменения

Как было раньше: Если вы не согласны с кадастровой стоимостью — можно было применить индивидуальную рыночную стоимость — привлечь оценщика, пойти за решением в комиссию при Росреестре или в суд. Измененная кадастровая стоимость могла быть использована начиная с года, в котором подано заявление о ее оспаривании.

А как быть с предыдущими периодами? Если вы не успели подать заявление, не было отчета оценщика об оспаривании, или вы не успели по каким-то иным причинам?

С 1 января 2020 год это правило изменено: если вам удалось оспорить кадастровую стоимость по решению комиссии или суда или она изменена Росреестром вследствие исправления ошибок или недостоверных сведений — вновь установленная кадастровая стоимость может быть применена за все периоды, в которые применялась ошибочная кадастровая стоимость.

Но важно! По закону перерасчет возможен только в случае, если решение об изменении кадастровой стоимости будет принято после 1 января 2020 года. Это относится и к искам, поданным до 1 января 2020 года.

При выполнении требований об оспаривании вы сможете вернуть деньги за 2015-2918 годы.

Помним, что заявление о зачете или возврате налога можно подать не позднее трех лет со дня его уплаты.

Изменилась кадастровая стоимость земли — пересчитаем налог.

Сила документа: Постановление Арбитражного Суда Округа РФ.

Схема ситуации: Нам пришло письмо от нашего пользователя СПС КонсультантПлюс. И мы не можем пройти мимо такой настойчивой просьбы: «ООО … в лице главного бухгалтера … благодарит специалистов горячей линии за оперативное реагирование и подборку всех необходимых документов, подтверждающих право организации на перерасчет земельного налога за 3 года, в связи с изменением кадастровой стоимости по решению комиссии.

Грамотное обоснование и настойчивость, подкрепленные вашей поддержкой, позволили вернуть из бюджета 144 тыс. руб. Считаю данную ситуацию необходимо отразить в аналитической записке, т.к. многие организации могут столкнуться с отказом в возврате налога по причине несоответствия формы выписки, предоставляемой Росреестром, требованиям НК. В выписке дата начала применения датируется 2020 годом. На этом основании ИФНС отказывалась вернуть излишний налог за три предыдущих года».

А было это так. Кадастровая стоимость земельного участка утверждена еще в 2020 году. Решение комиссии о снижении этой кадастровой стоимости, в связи с приведением ее к рыночной, было принято уже в 2020 году, т.е. ситуация подпадает под новое регулирование, действующее с 01.01.2020. По идее, Организация имеет право на перерасчет земельного налога за три последних года.

Организация подала уточнённые декларации по земельному налогу за указанный период. Началась камеральная проверка. Проверяющие объясняли, что будет отказ в возврате, поскольку в выписке из ЕГРН стоит запись «дата начала применения кадастровой стоимости 01.01.2020». И в выписке нет ни слова о том, что это оспоренная кадастровая стоимость. Налоговики сетовали, что это нестыковки налогового законодательства и норм права о кадастровой стоимости, но тянули с возвратом.

Организация написала запрос в ФНС. В ответе ФНС процитировала законодательство почти на два листа, но четкого ответа не дала. И только когда Организация заявила, что пойдет в суд со ссылкой на предоставленную нами судебную практику, налоговая инспекция приняла решение о возврате налога. Итог – около 144 000 рублей из бюджета в пользу Организации.

В пояснении к подборке материалов Горячая Линия указала, что, по нашему мнению, Организация имеет право на пересчет налогов за три последних года, поскольку решение комиссии об изменении кадастровой стоимости было принято 21.02.2020. Поэтому Организации следует подать заявление на возврат или зачёт земельного налога в налоговую инспекцию. В случае получения отказа – оспорить отказ в вышестоящем налоговом органе. Если и там не поймут, то идти в суд. Судебная практика только начинает формироваться, но она однозначна. Если решение комиссии принято или решение суда вступило в силу с 01.01.2020, то кадастровую стоимость обязаны пересчитать с даты применения оспоренной стоимости, но не более чем за три года.

Например, РЕШЕНИЕ ЗАСВИЯЖСКОГО РАЙОННОГО СУДА ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА ОТ 22.03.2020 ПО ДЕЛУ N 2А-1164/2020

М-787/2020. Гражданин купил участок за 377 тысяч рублей, а кадастровая стоимость участка была почти 3 миллиона 600 тысяч рублей. И когда пришлось платить налог с кадастровой стоимости, то Гражданин задёргался. Он обратился в суд и решением от 20.12.2018 его участку назначили новую кадастровую стоимость в размере 1 миллион 112 тысяч рублей.

Через месяц (20.01.2020) решение суда вступило в силу, и уже 21.01.2020 Гражданин обратился в налоговую инспекцию с просьбой пересчитать ему налоги за 2020 и 2020 гг. Но получил отказ. Пришлось опять идти в суд. В суде налоговая инспекция держалась мнения, что Гражданин обратился в суд в 2020 году, Решение суда об изменении кадастровой стоимости было тоже в 2020 году. Новая стоимость устанавливалась с 01.01.2018. А новый закон о пересчёте начинает действовать с 2020 года. Так что никаких перерасчётов Гражданину не полагается.

Но суд решил иначе. «Кадастровая стоимость, измененная на основании решений комиссии или суда об установлении рыночной стоимости объекта налогообложения, принятых после 1 января 2020 г. (в том числе по искам/заявлениям, поданным до 1 января 2020 г.), и внесенная в ЕГРН, будет учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания (Письма Минфина России от 27.09.2018 N 03-05-05-02/69137, ФНС России от 27.11.2018 N БС-4-21/[email protected] «О применении для налогообложения сведений о кадастровой стоимости, установленной решениями комиссии или суда с 01.01.2020»)». В итоге суд решил, что налоговая инспекция должна пересчитать Гражданину земельный налог за 2020 и 2020 гг. по новой кадастровой стоимости.

Читайте также:  Обзор судебной практики по перераспределению земельных участков

Естественно возникает вопрос: а если кадастровую стоимость поменяли в 2020 или 2020 году, можно ли пересчитать в 2020 году налоги за три предыдущих периода? Тут, по нашему мнению, ответ огорчительный. Если кадастровая стоимость изменена в 2020 году то, за 2020 и 2020 земельный налог уже не пересчитать. Например, АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 20.03.2020 ПО ДЕЛУ N 33А-2271/2020. У Гражданина в 2020 году изменилась кадастровая стоимость земли. Гражданин как раз судился с налоговой по земельному налогу за прошлый период. А тут удача – изменение законодательства с 2020 года. И Гражданин в апелляционной жалобе написал, что налоговая должна пересчитать ему земельный налог не только за 2020 год, но и за предыдущие годы. Но суд Гражданину отказал. Потому что изменения по земельному налогу с 2020 года применяется «к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2020 года». А у Гражданина кадастровая стоимость земли была изменена в 2020 году. Тогда как в предыдущем примере основания для внесения изменений в ЕГРН появились после вступления в силу решения суда – 20.01.2020.

Выводы и Возможные проблемы: Кадастровая стоимость поменялась до 2020 г. – новшество не применимо. Кадастровая стоимость поменялась в 2020 году – можно пересчитать налог за три последних года. Строка для поиска в КонсультантПлюс: «Изменения кадастровой стоимости с 2020».

Цена вопроса: Разница между налогами по старой и по новой кадастровой стоимости.

(Подготовлена ООО «Инженеры информации» и Центром Правовой Информации «ЭКСПЕРТ» с использованием материалов систем Консультант Плюс.)

Назначение аналитической записки – информировать руководителя организации о существующих и возникающих рисках законодательства, осложняющих его жизнь и работу.

Как изменить кадастровую стоимость недвижимости, интересует многих владельцев земельных участков, квартир и прочих объектов. Изменение предполагает оспаривание показателей, установленных оценщиками. Их необоснованное завышение влечет начисление внушительных, часто непосильных, налоговых и арендных платежей в пользу государства. Переоценка кадастровой стоимости – реальная возможность их понизить.

Изменение кадастровой стоимости в 2020 году: новые правила

В августе прошлого года Президент России подписал закон, изменивший порядок оспаривания кадастровой стоимости недвижимости – Федеральный закон № 334-ФЗ от 3 августа 2020 года. Данным правовым актом были скорректированы некоторые статьи Налогового кодекса (далее – НК), в частности, ст.ст. 52, 378.2, 391, 403. Законодательные новеллы вступили в действие с 01 января 2020 года.

Благодаря закону № 334-ФЗ, изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости теперь позволяет произвести перерасчет уплаченных налогов, начиная не с периода, когда она была пересмотрена, а с начала применения оспоренного значения. Например, если неверный стоимостный показатель стал применяться с 1 апреля 2020 года, с этого дня можно пересчитать имущественный налог, исчисленный от неправильной величины кадастровой стоимости недвижимого объекта.

Однако, в применении этого правила есть два ограничения:

по времени оспаривания – так как изменить кадастровую стоимость возможно по основаниям, возникшим после наступления 2020 года, учитываются решения об изменении, принятые не раньше 01.01.2020 (п. 6 ст.3 закона № 334-ФЗ);

по времени перерасчета налоговых платежей – переплату нельзя вернуть больше чем за три года.

О последнем обстоятельстве, сославшись на ст.78 НК, напомнили:

Минфин РФ – письмо от 27.09.2018 № 03-05-05-02/69137;

Федеральная налоговая служба – письмо от 27.11.2018 № БС-4-21/[email protected]

Кроме того, ведомства сослались на п.2.1 ст.52 НК, где говорится: земельный налог, а также налог на имущество физических лиц пересчитываются только за три налоговых периода, предшествующих году направления уведомительного документа (о перерасчете).

Правило применения скорректированной кадастровой стоимости распространяется не только на указанные налоги, но и на налог на имущество организаций (п. 15 ст. 378.2 НК). Оно действует, если неверное значение стоимости было внесено в ЕГРН вследствие технического сбоя или ошибок оценщика, допущенных при ее определении.

Как изменить кадастровую стоимость объекта недвижимости

Порядок изменения кадастровой стоимости определен на законодательном уровне:

закон «О государственной кадастровой оценке» № 237-ФЗ от 03.07.2016 (ст. 22);

закон «Об оценочной деятельности» № 135-ФЗ от 29.07.1998 (ст. 24.18).

Данные статьи разъясняют, как изменить кадастровую стоимость земельного участка, самостоятельно, обратившись в государственные органы. У граждан есть две возможности добиться переоценки стоимостной характеристики:

через специальную комиссию, которая занимается подобными спорами;

через суд, инициировав судебный процесс о пересмотре (изменении) кадастровой стоимости недвижимости.

Второй способ является более сложным, но и более действенным. Обратиться в суд гражданин вправе сразу, минуя комиссию. Поскольку российские суды завалены тысячами исков об изменении кадастровой стоимости, Пленум Верховного Суда РФ издал постановление № 28 от 30.06.2015 – о рассмотрении судебных дел, связанных с подобным оспариванием. Документ освещает различные вопросы в данной сфере и является ориентиром для правоприменителей.

В частности, в постановлении Пленума ВС № 28 (п.6) отмечается, что изменить кадастровую стоимость земельного участка или иной недвижимости вправе не только ее собственники, но и арендаторы. Это допустимо, если величина начисляемой арендной платы зависит от цены объекта по кадастру. Но собственник должен дать письменное согласие на оспаривание стоимостного показателя.

Почему вкрадываются ошибки

Завышенная стоимость недвижимости по кадастру не обязательно связана с намеренными ошибками оценщиков или их некомпетентностью. Хотя и они могут стать причиной неправильного расчета. Однако, чаще ошибки случаются из-за несовершенства методики, когда массовая оценка недвижимых объектов не учитывает их индивидуальные особенности.

Например, изменить кадастровую стоимость земли нередко требуется из-за того, что оценщики не приняли во внимание нахождение «дорогих» участков вблизи вредного производства или их загрязненность. Также часто не учитывается отсутствие нормальной дорожной инфраструктуры, социальных объектов, инженерных коммуникаций. И лишь повторные экспертизы выявляют эти обстоятельства. В действующих Методических указаниях о государственной кадастровой оценке говорится, что специалистам-оценщикам следует описывать данные факторы (приказ Минэкономразвития РФ № 358 от 07.06.2016, Приложение 1).

При массовой оценке жилых помещений основными критериями являются их месторасположение и площадь. Однако в этом случае в расчет не берется:

состояние конкретной квартиры (может быть ветхим, аварийным, и т.д.), подведенных коммуникаций;

уровень ремонта, его наличие (некоторые жилые помещения продаются без отделки).

Изменить кадастровую стоимость квартиры ее собственник может с учетом этих и других характеристик. Иногда, после объективной переоценки, она снижается в несколько раз.

С 2020 года кадастровая оценка будет проводиться по новой единой методике. Как самим рассчитать налоги?

К 2020 году будет введен институт государственных кадастровых оценщиков, и полномочия по определению кадастровой стоимости будут переданы государственным бюджетным учреждениям, созданным субъектом РФ. Что изменится с введением новой методики кадастровой оценки, вырастет ли стоимость кадастровой оценки объектов, какие новые функции появятся у кадастровой палаты?

По последним данным, комиссии по пересмотру кадастровой стоимости больше половины решений приняли в пользу граждан. Все больше россиян стали оспаривать кадастровую стоимость своих квартир и дач. Показатель серьезный, ведь именно от этого зависят налоги на недвижимость. Да и суммы, на которые граждане смогли «удешевить» свою недвижимость впечатляют.

Достаточно назвать цифры только в одном, «среднем» регионе страны. Так, в 2017 году комиссия при Управлении Росреестра по Псковской области рассмотрела 513 заявлений о снижении кадастровой стоимости объектов недвижимости. Итог – были приняты решения об уменьшении ранее установленной общей кадастровой стоимости 386 объектов. В денежном эквиваленте – это более четырех миллиардов рублей.

Цифра для непосвященного кажется огромной, но в Росреестре говорят, что это всего 0,06 процента от общего количества объектов недвижимости, сведения о которых на 1 января 2018 года содержались в ЕГРП. К слову, там есть сведения на 161,8 миллиона объектов по всей стране. По итоговым цифрам хорошо заметно, что успешно оспаривать кадастровую стоимость год от года граждане стали чаще. Если сравнить эти цифры с 2016 годом, то количество рассмотренных комиссиями заявлений выросло на 7,5 процента.

В самом Росреестре напоминают, что любой человек, несогласный с оценкой кадастровой стоимости своей недвижимости, может оспорить ее результаты. Вариантов на выбор предлагается два.

Можно пойти в суд, но проще и надежнее обратиться в специальные комиссии по оспариванию. Они созданы при управлениях Росреестра абсолютно во всех регионах России.

Напомним, что заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца.

В Росреестре назвали самую свежую цифру – с января по декабрь 2017 года решение в пользу заявителя принято комиссиями в отношении 58,2 процента заявлений. Фактически это означает, что чуть ли не каждое второе заявление недовольных кадастровой оценкой граждан было удовлетворено.

Росреестр напомнил, что он сам не проводит кадастровую оценку объектов недвижимости. Но он участвует в исправлении ее оценки, если у собственников, или как выражаются чиновники – у правообладателей, появились сомнения в ее правильности.

Стоит напомнить, что до 1 января 2017 года кадастровую стоимость объектов недвижимости по всей стране определяли так называемые независимые оценщики.

Работа независимых оценщиков вызывала и до сих пор вызывает немало вполне справедливых нареканий. В их расчетах попадались не только чисто арифметические ошибки, но и просто неграмотные действия. В некоторых регионах одинаковые объекты недвижимости стоили совсем не одинаково, в других же регионах кадастровая оценка дворца вдруг оказывалась ниже стоимости лачуги.

А вот потом оспаривать результаты работы независимых оценщиков было невероятно сложно.

Количество нареканий перешло все границы, и стало понятно, что ситуацию необходимо менять. Причем кардинально.

Новые функции Кадастровой палаты

Как известно, с 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке». В связи с этим изменились и функции Кадастровой палаты.

Росреестр участвовал в разработке проекта этого закона и последовательно выступал за принятие его положений. Для тех, кто не очень хорошо знаком с этим важным для буквально каждого собственника законом, стоит напомнить следующее.

Согласно новому закону государственная кадастровая оценка будет проводиться во всех субъектах Российский Федерации по новым правилам с 2020 года. При этом регионы по своему усмотрению могут начать проведение государственной кадастровой оценки по новым правилам уже с 2018 года.

Закон «О государственной кадастровой оценке» предусматривает введение института государственных кадастровых оценщиков и передачу полномочий по определению кадастровой стоимости государственным бюджетным учреждениям.

Эти государственные учреждения будут на постоянной основе определять кадастровую стоимость объектов недвижимости. И не важно каких – хоть дачи на шести сотках, хоть огромного частного завода или гостиницы.

Ответственность за работу новых государственных структур по проведению кадастровой оценки будет возложена на региональные органы власти.

В Росреестре напомнили, что новый механизм кадастровой оценки направлен на недопущение ошибок и, как следствие, на сокращение количества обращений о пересмотре кадастровой стоимости.

Что изменит новая методика кадастровой оценки?

Напомним, что методика – это часть новой системы проведения и оспаривания государственной кадастровой оценки, введенной 3 июля 2016 года федеральным законом № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». Полный переход на неё рассчитан до 2020 года. Кадастровую оценку сегодня проводят независимые оценщики. К 2020 году будет введен институт государственных кадастровых оценщиков, и полномочия по определению кадастровой стоимости будут переданы государственным бюджетным учреждениям, созданным субъектом РФ.

Эксперты отмечают, что новая методика создана на основе федерального стандарта оценки (ФСО) № 4 и полученного оценщиками опыта. Система расчёта осталась той же, по которой работали оценщики, она стала лишь более подробно расписана.

Объекты недвижимости будут оцениваться с учетом экономических, экологических и социальных факторов региона, таких как уровень жизни населения, процент миграции, социальный состав жителей, инфляция, уровень ВВП субъекта РФ, наличие источников, загрязняющих природную среду.

При этом будет учитываться фактическое, а не «возможно выгодное использование строения и участка», как оценивалось ранее. К неблагоустроенным объектам (без газа, отопления, горячего водоснабжения, электричества и канализации) будет применяться понижающая корректировка.

Юристы считают также, что новая методика прибавит работы оценщикам, и стоимость их работы для потребителя скорее всего вырастет.

Зачем нужно больше информации об объектах недвижимости

Акцент сделан на учёт ряда ценообразующих факторов, таких как ситуация на рынке недвижимости, макроэкономическое окружение, состояние объекта, то есть степень его физического износа и прочее. Также принимается в расчёт историческая ценность объекта – очевидно, что оценщики все вышеназванные факторы всегда учитывали.

Более того, в последние годы оценочное сообщество и на уровне саморегулируемых оценочных организаций (СРОО), и в формате работы экспертов на площадках рабочих групп при министерстве экономического развития многое сделало для совершенствования методик.

Основная проблема, к сожалению, никакими методиками не решается. Речь идёт о базах данных и источниках, которые необходимы для анализа рынка. На сегодня общепризнанным в среде специалистов является факт, что именно недостатки баз данных Росреестра – основная причина проблем в оценке.

И без решения этой проблемы ни работа независимых оценщиков, ни передача полномочий по оценке в ГБУ в данном вопросе «погоды не улучшит». Уже и Росреестр признал, что основные ошибки в кадастровой оценке объектов произошли не из-за того, что методика оценки плоха, а из-за того, что информация, внесенная в базу Росреестра, мягко говоря, неполная, – где-то нет конструкций объектов, где-то неправильно указана площадь и т. д.

Вырастет ли кадастровая стоимость?

Как пояснили в Кадастровой палате, кадастровая стоимость не будет меняться (также сохраняется право на обжалование кадастровой стоимости за правообладателями земельных участков) в нескольких случаях.

Не будет меняться кадастровая стоимость объекта недвижимости, определенная после 1 января 2014 г., меньше кадастровой стоимости этого объекта недвижимости, действующей на 1 января 2014 г. или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость.

Если на 1 января 2014 г. отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения, применяется кадастровая стоимость объекта недвижимости, определенная после 1 января 2014 г. или после 1 января года, в котором впервые начала действовать кадастровая стоимость для целей налогообложения. В то же время, если на 1 января 2014 г. отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения.

В таком случае кадастровая стоимость подлежит пересчету до 1 января 2017 г. с использованием результатов государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2014 г. или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения, если на 1 января 2014 г. отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения.

Кадастровая стоимость после 1 января 2017 г. определяется с использованием результатов государственной кадастровой оценки, действующих по состоянию на 1 января 2014 г. или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения, если на 1 января 2014 г. отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения.

Как правильно оспорить кадастровую стоимость

Оспорить кадастровую стоимость можно, если при оценке использовались неверные сведения об объекте недвижимости, например, неправильная площадь, и если кадастровая стоимость оказалась выше рыночной. Для этого необходимо обратиться в специальную комиссию по оспариванию кадастровой стоимости при Росреестре либо в суд. Более быстрый способ скорректировать кадастровую стоимость – это обратиться в комиссию. Порядок обращения в комиссию можно узнать на официальном сайте Росреестра (http://rosreestr.ru) или по телефону кол-центра 8 () 100-34-34.

Физические лица могут выбирать – обратиться в суд или в комиссию, а юридические лица обязаны сначала обратиться именно в комиссию. Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается в течение одного месяца.

Вместе тем, согласно федеральному закону № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», с 1 января 2017 года по 1 января 2020 года кадастровая стоимость меняться не будет, право на обжалование кадастровой стоимости также сохраняется за правообладателями объектов недвижимости».

Как будут увеличатся налоги на недвижимость

До 2020 года налог на недвижимость будет постепенно увеличиваться. Расчёт налога будет осуществляться от кадастровой стоимости, а не от инвентаризационной, которая ниже первой. По некоторым объектам разница может достигать десятков раз. К этому времени для объектов с кадастровой стоимостью недвижимости менее 10 млн рублей, сумма налога составит 0,1 % от стоимости в год, до 20 млн рублей – 0,15 %, дороже 20 миллионов – 0,2 %.

Кроме этого при исчислении налога расчёт будет производиться не от кадастровой стоимости всего объекта, а от кадастровой стоимости за минусом вычета. На квартиру такой вычет составляет 20 кв. метров, на комнату – 10 кв. м, на жилой дом – 50 кв. м, на единый недвижимый комплекс – 1 млн рублей. Например, если площадь квартиры 48 кв. метров, то налог будет исчисляться с 28 кв. метров.

Ссылка на основную публикацию