Как регулирует 44-ФЗ аренду земельного участка

​Заказчикам по Закону №44-ФЗ определили минимальную обязательную долю закупок товаров российского происхождения

Ранее в наших новостях мы писали, что федеральным законом от 31.07.2020 N 249-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” и статью 2 Ф.


8 декабря 2020 года на официальном портале размещен Федеральный закон от 08.12.2020г. №385-ФЗ “О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов”.Будьте готовы к необходимости утверждения и размещения плана-графика на 2021, при.

Аренда земельного участка по 44-ФЗ (Федеральный закон)

Аренда земельного участка по 44-фз возможна только с единственным поставщиком. Сделка оформляется посредством проведения конкурентных процедур: запрос котировок, электронный аукцион. В фз-44 чётко прописан порядок и срок проведения сделки. Принципиальное условие — максимальная конкретизация объекта.

Аренда земельного участка по 44-фз возможна только с единственным поставщиком. Сделка оформляется посредством проведения конкурентных процедур: запрос котировок, электронный аукцион. В фз-44 чётко прописан порядок и срок проведения сделки. Принципиальное условие — максимальная конкретизация объекта.

Как регулирует 44-ФЗ аренду земельного участка

Как известно земля может находиться в собственности у частных лиц, предприятий или организаций, государства. В большей степени государственной землей распоряжаются муниципальные органы, которым она передается для управления, восполнения нужд населенного пункта и граждан, для размещения на ней важных государственных объектов и т. д.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

У собственника объекта, а это может быть не только частный дом или коммерческое здание, но и завод, крупное предприятие, строение любых масштабов, госучреждение остается единственная возможность – взять землю в аренду. Участниками сделки являются арендодатель (поставщик, подрядчик) – государство с одной стороны, заинтересованное лицо (арендатор, заказчик) — с другой.

Соглашение между участниками должно заключаться без применения конкурентных способов, которыми можно определить поставщика, или с применением таких критериев. Поэтому законодатель указывает на договор об аренде земельного участка по 44-ФЗ.

Конечно, речь идет о предприятиях стратегического значения, которые восполняют государственные и муниципальные нужды, именно они нуждаются в том, чтобы арендовать землю.

Этого же мнения придерживается Минфин и ФАС России, которые указывают на то, что различные предприятия, в том числе и унитарные, чтобы осуществить хозяйственное или оперативное управление должны брать землю в аренду у государства или муниципалитета.

Единственный поставщик (арендодатель участка) − это муниципалитет или государство. Заказчику (арендатору) при заключении сделки на конкурентной основе требуется за 5 дней до момента заключения контракта разместить в единой информационной системе сведение о том, что он будет делать закупку.

Кроме этого заказчик за 1 день уведомляет контрольный орган о том, что состоится заключение контракта, т. е. закупка. К письменному уведомлению он прилагает копию контракта и обоснования для его заключения.

Минэкономразвития в своем Письме №ОГ-Д28-9907 (19.08.16) и федеральный закон №44 (05.04.13) в ст. 1 п. 2 указывают, что закупка услуги по аренде земли должна осуществляться у единственного поставщика, чтобы избежать коррупции и других злоупотреблений. Согласно ст. 93 (пп. 1 пп. 4) такая закупка по аренде участка может осуществляться на сумму не более 100 тыс. руб.


Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

Что значит аренда по 44-ФЗ

В соответствии с Гражданским кодексом РФ под арендой понимается пользование объектом на временной основе. При этом стороны (арендатор и арендодатель) заключают между собой соглашение, закрепляя в нем свои отношения.

Вопросы найма недвижимого имущества также прописаны в законодательстве о контрактной системе (ст. 93 44-ФЗ). В соответствии с этим нормативным актом государственные и муниципальные учреждения имеют право арендовать жилые и нежилые помещения и земельные участки для собственных нужд. Причем располагаться объекты недвижимости могут как на территории России, так и за ее пределами, если того требует деятельность заказчика.

Аренда имущества по 44-ФЗ также связана с необходимостью для заказчика выбрать поставщика. Контракт может быть заключен с единственным поставщиком в соответствии со статьей 93, либо проводится конкурентная процедура – электронный аукцион, запрос котировок.

Если заказчик принимает решение о закупке у единственного поставщика, то ему необходимо иметь документальное подтверждение невозможности либо нецелесообразности выбора поставщика через тендер. Также потребуется привести доказательства в пользу установленной цены предмета контракта.

Обратите внимание! В такой закупке заказчик самостоятельно назначает сумму обеспечения исполнения контракта.

Это условие может быть отражено в тексте договора примерно следующим образом: «Стоимость услуг по настоящему договору включает арендную плату и сумму затрат на коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, канализация, отопление, электроснабжение), потребленные Арендатором. Величина расходов на коммунальные услуги определяется в соответствии со счетами поставщиков пропорционально занимаемой Арендатором площади и оплачивается Арендатором на основании счета, выставляемого Арендодателем с приложением копий счетов ресурсоснабжающих организаций».

Как регулирует 44-ФЗ аренду земельного участка в 2021 году

В перечень отношений, на которые не распространяется действие Закона N 44-ФЗ, не входит заключение контракта на аренду земельного участка. Данный вывод содержится в

письме Минэкономразвития России от 17.05.2016 № Д28и-1375

Необходимо отметить, что контракт на аренду нежилого здания, строения, сооружения или нежилого помещения заказчик вправе заключить с единственным поставщиком. Заказчики, которые находятся в иностранном государстве, могут также арендовать у единственного поставщика жилое помещение в здании, расположенном на территории этого государства.

«Февраль 2021»
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728

30.06.2017 15:06, Орловская область, RegionFAS.ru:

В связи с большим количеством вопросов о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» при заключении заказчиком договора аренды земельного участка, который находится в государственной, муниципальной собственности и на котором расположены здания, сооружения, принадлежащие заказчику на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, Орловское УФАС России публикует разъяснения Минфина России и ФАС России по данному вопросу.

1. Согласно пункту 3 части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, связанные с заключением гражданско-правового договора, предметом которого является, в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества.

В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся, в том числе земельные участки.

На основании изложенного, при заключении заказчиком (в том числе унитарным предприятием) договоров аренды земельных участков, в том числе находящихся в государственной или муниципальной собственности, подлежит применению Закон № 44-ФЗ.

Глава V.1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает основания и порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственно или муниципальной собственности. В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе на основании договора аренды.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ, на праве оперативного управления.

При этом следует обратить внимание, что в соответствии с частью 2 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» указанный в части 1 статьи 17.1 данного закона порядок заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (путем проведения конкурсов или аукционов) не распространяетсяна имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с ЗК РФ.

В соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 — 11 ЗК РФ. В соответствии с пунктами 2 статей 9-11 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляют соответственно Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.

Учитывая, что соответствующие исполнительные органы, указанные в статье 39.2 ЗК РФ, наделены исключительными полномочиями по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, Минфин России и ФАС России считают, что заказчики (в том числе унитарные предприятия) вправе заключить с указанными органами договор аренды земельного участка, который находится в государственной, муниципальной собственности и на котором расположены здания, сооружения, принадлежащие заказчику на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ без применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Таким образом, земельный участок в случае, установленном подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, может быть предоставлен заказчику без проведения торгов, который, в свою очередь, имеет право заключить договор с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление такого земельного участка, на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ без применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

При этом следует обратить внимание, что в соответствии с частью 2 статьи 93 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, предусмотренном пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта.

Кроме того, заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке. К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта с обоснованием его заключения.

Регулирует ли Федеральный закон №44-ФЗ вопросы по аренде земли? Как проводить такую закупку?

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2021 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2021 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ, данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ (далее — контракт). Соответственно, об обороте земельных участков речь не идет.

В ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», указано: «Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения — сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.» Действие Закона № 101-ФЗ не распространяется на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с разрешенным использованием которых предусматриваются гаражное строительство, ведение личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом РФ.

Читайте также:  Какой установлен срок постановки земельного участка на кадастровый учет

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста,

зарегистрируйтесь

. Это займет не больше минуты.
Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

В свою очередь, в ч. 1 ст. 27 Земельного кодекса РФ указано: оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. В ч. 3 ст. 279 ГК РФ указано: решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с Земельным кодексом РФ, т.е. «выкуп» земельных участков осуществляется с учетом его требований, особенностей, порядка), но не в рамках Закона № 44-ФЗ.

Таким образом, продажа земельного участка не регламентируется Законом № 44-ФЗ, и соответственно применять Закон № 44-ФЗ при реализации такого участка не нужно.

Нет, положениями Закона № 44-ФЗ не регулируются вопросы по аренде земли.

В свою очередь, отмечаем, что положениями Закона № 44-ФЗ предусмотрены закупки по аренде нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, а также аренда жилых помещений, находящихся на территории иностранного государства, заказчиками, осуществляющими деятельность на территории иностранного государства.

«Госзакупки.ру»

— единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.

Подписаться по акции >>

Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.

Справочная Система Госзаказ – незаменимый помощник для тысяч заказчиков и поставщиков благодаря грамотным рекомендациям, четким ответам на вопросы и уникальным шаблонам. Онлайн-помощник, удобные сервисы и расчетчики значительно упростят вашу работу.

Ассистент заказчика — онлайн-сервис, который помогает автоматизировать документооборот по планированию закупок. Вы быстро и правильно спланируете закупки, проверите план на предмет ошибок, создадите электронную и печатную форму отчета по закупкам у едпоставщика и загрузите готовые документы в ЕИС.

Опубликовал admin • Рубрики: Контрактная система

Письмо Минэкономразвития России от 05.07.2016 N Д28и-1699

Письмо Минэкономразвития России от 08.08.2016 N Д28и-2177

Письмо Минэкономразвития России от 15.08.2016 N Д28и-2058

Такого мнения придерживаются специалисты Минэкономразвития России. Их позиция основана на том, что в ч. 2 ст. 1 Закона N 44-ФЗ, содержащей перечень исключений из сферы действия этого Закона, правоотношения, связанные с арендой (субарендой) заказчиками земельных участков, отсутствуют.

Кроме того, представители ведомства отмечают, что ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ не предусматривает отдельного основания для аренды земельного участка у единственного контрагента. В частности, п. 31 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ не предусматривает право заказчика заключить контракт с единственным контрагентом, предметом которого является аренда земельного участка.

Без коммент. • Октябрь 12, 2016

Кроме того, заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке. К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта с обоснованием его заключения.

Как регулирует 44-ФЗ аренду земельного участка

Минфина России N 24-04-01/ВН-28711, ФАС России N РП/43555/17 от 28.06.2017 «О позиции Минфина России и ФАС России по вопросу применения Федерального закона от 5 апреля 2021 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при заключении договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной, муниципальной собственности»

По мнению Минфина России и ФАС России, в связи с тем, что исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления наделены исключительными полномочиями по предоставлению земельных участков, находящихся соответственно в государственной или муниципальной собственности, заказчики (в том числе унитарные предприятия) вправе заключить с указанными органами договор аренды земельного участка, который находится в государственной, муниципальной собственности и на котором расположены здания, сооружения, принадлежащие заказчику на праве собственности, хозяйственного управления, оперативного управления, без применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

В этом случае при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик размещает в единой информационной системе в сфере закупок извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за 5 дней до даты заключения контракта. Кроме того, заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке. К уведомлению прилагается копия заключенного контракта с обоснованием его заключения.

Дата публикации на сайте: 30.06.2017

30.06.2017 15:06, Орловская область, RegionFAS.ru:

В связи с большим количеством вопросов о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» при заключении заказчиком договора аренды земельного участка, который находится в государственной, муниципальной собственности и на котором расположены здания, сооружения, принадлежащие заказчику на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, Орловское УФАС России публикует разъяснения Минфина России и ФАС России по данному вопросу.

1. Согласно пункту 3 части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, связанные с заключением гражданско-правового договора, предметом которого является, в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества.

В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся, в том числе земельные участки.

На основании изложенного, при заключении заказчиком (в том числе унитарным предприятием) договоров аренды земельных участков, в том числе находящихся в государственной или муниципальной собственности, подлежит применению Закон № 44-ФЗ.

Глава V.1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает основания и порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственно или муниципальной собственности. В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе на основании договора аренды.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ, на праве оперативного управления.

При этом следует обратить внимание, что в соответствии с частью 2 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» указанный в части 1 статьи 17.1 данного закона порядок заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (путем проведения конкурсов или аукционов) не распространяетсяна имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с ЗК РФ.

В соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 — 11 ЗК РФ. В соответствии с пунктами 2 статей 9-11 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляют соответственно Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.

Учитывая, что соответствующие исполнительные органы, указанные в статье 39.2 ЗК РФ, наделены исключительными полномочиями по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, Минфин России и ФАС России считают, что заказчики (в том числе унитарные предприятия) вправе заключить с указанными органами договор аренды земельного участка, который находится в государственной, муниципальной собственности и на котором расположены здания, сооружения, принадлежащие заказчику на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ без применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Таким образом, земельный участок в случае, установленном подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, может быть предоставлен заказчику без проведения торгов, который, в свою очередь, имеет право заключить договор с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление такого земельного участка, на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ без применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

При этом следует обратить внимание, что в соответствии с частью 2 статьи 93 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, предусмотренном пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта.

Кроме того, заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке. К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта с обоснованием его заключения.

Как известно земля может находиться в собственности у частных лиц, предприятий или организаций, государства. В большей степени государственной землей распоряжаются муниципальные органы, которым она передается для управления, восполнения нужд населенного пункта и граждан, для размещения на ней важных государственных объектов и т. д.

землю не всегда возможно не только у государства, но и у других собственников. Ситуация, когда на земле, права собственности которой имеет определенное лицо, расположено имущество, принадлежащее другому, нередки.

У собственника объекта, а это может быть не только частный дом или коммерческое здание, но и завод, крупное предприятие, строение любых масштабов, госучреждение остается единственная возможность – взять землю в аренду. Участниками сделки являются арендодатель (поставщик, подрядчик) – государство с одной стороны, заинтересованное лицо (арендатор, заказчик) — с другой.

Читайте также:  От чего обычно зависит кадастровая стоимость земельного участка

Соглашение между участниками должно заключаться без применения конкурентных способов, которыми можно определить поставщика, или с применением таких критериев. Поэтому законодатель указывает на договор об аренде земельного участка по 44-ФЗ.

Конечно, речь идет о предприятиях стратегического значения, которые восполняют государственные и муниципальные нужды, именно они нуждаются в том, чтобы арендовать землю.

В федеральном законе рассматривается вопрос контрактной системы, когда приходится закупать товары, услуги или работы, чтобы обеспечить нужды муниципалитета или государства.

Этого же мнения придерживается Минфин и ФАС России, которые указывают на то, что различные предприятия, в том числе и унитарные, чтобы осуществить хозяйственное или оперативное управление должны брать землю в аренду у государства или муниципалитета.

Единственный поставщик (арендодатель участка) − это муниципалитет или государство. Заказчику (арендатору) при заключении сделки на конкурентной основе требуется за 5 дней до момента заключения контракта разместить в единой информационной системе сведение о том, что он будет делать закупку.

Кроме этого заказчик за 1 день уведомляет контрольный орган о том, что состоится заключение контракта, т. е. закупка. К письменному уведомлению он прилагает копию контракта и обоснования для его заключения.

Минэкономразвития в своем Письме №ОГ-Д28-9907 (19.08.16) и федеральный закон №44 (05.04.13) в ст. 1 п. 2 указывают, что закупка услуги по аренде земли должна осуществляться у единственного поставщика, чтобы избежать коррупции и других злоупотреблений. Согласно ст. 93 (пп. 1 пп. 4) такая закупка по аренде участка может осуществляться на сумму не более 100 тыс. руб.


В соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 — 11 ЗК РФ. В соответствии с пунктами 2 статей 9-11 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляют соответственно Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Пункты документа

В соответствии со статьей 2 44-ФЗ договор, основанный на контрактной системе, регулируется положениями Гражданского кодекса Российской Федерации. Стандартное соглашение между заказчиком и исполнителем (арендатором и арендодателем) должно содержать так называемые существенные условия.

Статья 66 ГК РФ предусматривает следующие существенные положения для договора об аренде нежилого помещения:

  1. Данные, позволяющие четко установить, в отношении какого недвижимого имущества наступают правовые отношения о временном пользовании арендатором.
  2. Размер арендной платы за недвижимость.

Статья 432 ГК РФ сообщает, что в случае отсутствия хотя бы одного существенного положения, сделка будет считаться незаключенной (недействительной). Для сторон не наступят юридические последствия после подписания бумаги. Срок арендного договора не считается существенным параметром, стороны могут заключать как срочные, так и бессрочные контракты. Бессрочные соглашения считаются заключенными на максимальный срок.

Однако для контрактов по 44-ФЗ данное условие не действует, и срок указывается в качестве еще одно существенного параметра договора. Дабы минимизировать риски каждой стороны, стандартный договор аренды по 44-ФЗ включает в себя положения о вариантах расторжения сделки и компенсациях.

Контракт по 44-ФЗ имеет произвольную форму, однако в нем заказчик должен обязательно указать, что цена является твердой (не может меняться), каждая сторона несет ответственность за невыполнение контракта, порядок и сроки предоставления помещения на условиях аренды, предусмотрено ли обеспечение по данной сделке.

Заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности — мнение федеральных органов власти.

Министерство финансов Россйской Федерации и Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации обозначили свое мнение в совместном письме.

Письмо сформировано в связи с поступающими вопросами заказчиков о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» при заключении заказчиком договора аренды земельного участка, который находится в государственной, муниципальной собственности и на котором расположены расположены здания, сооружения, принадлежащие заказчику на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления.

Минфин РФ и ФАС РФ считают, что земельный участок в случае, установленном подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, может быть предоставлен заказчику без проведения торгов, который в свою очередь, имеет право заключить договор с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление такого земельного участка, на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ без применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

пп.9 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации
2. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления:
п.6 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ
1. Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях:

При этом, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, предусмотренном пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ, заказчику необходимо разместить в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за 5 дней до даты заключения контракта. Также, заказчику следует уведомить контрольный орган в сфере закупок о такой закупке в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта, при том не забыв приложить к уведомлению копию заключенного контракта с обоснованием его заключения.

Документ: Письмо Минфина РФ №24-04-01/ВН-28711, Письмо ФАС России №РП/43555/17 от 28 июня 2017 года

Текст Письма Минфина РФ №24-04-01/ВН-28711, Письма ФАС России №РП/43555/17 от 28 июня 2017 года «О позиции Минфина России и ФАС России по вопросу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при заключении договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной, муниципальной собственности»

В связи c поступающими вопросами о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «0 контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон No 44-ФЗ) при заключении заказчиком договора аренды земельного yчacтка, который находится в государственной, муниципальной собственности и на котором расположены здания, сооружения, принадлежащие заказчику на пр rве со ственности, хозяиственного ведения, оперативного управления, Минфин России и ФАС России сообщают следующее.

1. Согласи! пункту 3 части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, связанные с заключением гражданско-правового договора, предметом которого является, в недвижимого имущества или аренда имущества.

В соответсrвии с пунктом 1 статьи 13 О Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся, в том числе земельные участки.
На основагии изложенного, при заключении заказчиком (в том числе унитарным предп иятием) договоров аренды земельных участков, в том числе находящихся в государственной или муниципальной собственности, подлежит применению Закон № 44-ФЗ.

2. Глава V.] ЗК РФ устанавливает основания и порядок предоставления земельных участков, находящихся в госу арственной или муниципальной собственности. В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственнои или муниципальнои со ственности, предоставляются, в том числе на основании договора аренды.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяиственного ве ения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ, на праве оперативного управления.

При этом следует обратить внимание, что в соответствии с частью 2 статьи 17.1 Феlерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» указанный в части 1 статьи 17 .1 данного закона порядок заключения догороров в отношении государственного и муниципального имущества (путем проведения конкурсов или аукционов) не распространяется на имущество, ра,поряжение которым осуществляется в соответствии с ЗК РФ.

В соответЬтвии со статьей 3 9 .2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 — 11 ЗК РФ. В соответствии с пунктами 2 статей 9-11 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, субъектов Россиискои Федерации, муниципальной собственности, осуществляют соответственно Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления.

В соответс вии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии в его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормат,вными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.

Учитывая, что соответствующие исполнительные органы, указанные в статье 39.2 ЗК РФ, наделены исключительными полномочиями по предоставлению rемельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, Минфин России и ФАС России считают, что заказчики (в том числе унитарные предприятия) вправе заключить с указанными органами договор аренды земельного участка, которыи находится в государственной и муниципальной собственности и на котором расположены здания, сооружения, принадлежащие заказчику на праве собственности, хозяиственного владения, оперативного управления, на основании пункта части 1 статьи 91 Закона № 44-ФЗ без применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Таким образом, земельный участок в случае, установленном подпунктом 9 пунrта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, может быть предоставлен заказчику без проведения торгов, которым, в свою очередь, имеет право заключить договор с исполrительным органом государственном власти или органом местного самоу,равления, уполномоченным на предоставление такого земельного участ,а, на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ без применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

При этом, следует обратить внимание, что в соответствии с частью 2 статьи 93 Законd № 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика ( подрядчика, исполнителя) в случае, предусмотренном пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. Кроме того, заказчик обязан уведомит , в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке. К этому
уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта с обоснованием его заключения.

Настоящее письмо не является правовым актом и носит информационный арактер.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяиственного ве ения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ, на праве оперативного управления.

Области применения

Положения статьи № 15 закона № 44 применяются в следующих случаях:

  • при проведении закупок муниципальными органами власти, а также местными автономными и унитарными предприятиями;
  • при определении допустимых источников финансирования закупок различными бюджетными организациями;
  • при определении правовой области законодательства, регулирующей конкретную закупку.

Например, если муниципальное предприятие планирует заказать строительство здания для нужд бюджетной организации, то такое предприятие должно согласовывать положения закона с Бюджетным кодексом и местным градостроительным регламентом (ч. 5 ст. 15 44-ФЗ), а также утверждать окончательную смету закупки до конца предыдущего года (ч. 2,3 ст. 15).

Для закупок, проводимых за счет бюджета, такими органами выступают специальные экспертные организации, имеющие федеральную лицензию, а для закупок, проводимых за счет безвозмездных грантов от частных лиц, контролирующие органы могут выбираться заказчиком с учетом местных требований.

Статья 15 закона № 44 определяет применимость закона №44 к юридическим лицам в зависимости от их статуса, вида проводимых закупок и источника их финансирования. Для точного определения правовой области, в которой осуществляется конкретная закупка, необходимо изучать нормативные акты соответствующего субъекта РФ.

Заключение договора

Протокол, оформленный в соответствии с требованиями законодательства РФ, является базисом для заключения арендных правоотношений в форме договора. В него входят:

  • параметры арендной территории, включая характеристики и признаки;
  • период действия договора аренды;
  • размер платежей и порядок их выплаты;
  • обязательства и правомочия сторон.

Арендованный земельный участок проходит учет в Росреестре. Право аренды переходит после получения выписки из ЕГРП (Единый Государственный Реестр Прав) по окончании регистрационных действий. Имущество передается в пользование по акту передачи.

  • заявку на участие подал только один претендент;
  • ни один из участников не предложил большую цену при её троекратном объявлении;
  • подписание протокола или соглашения затягивается по причине уклонения победителя.

Наша организация работает по 223-ФЗ, организация занимается добычей карбонатных пород.

Заключаем договор аренды земли, на которой расположен наш карьер. Земля находится в собственности администрации района. При заключении договора аренды земли с администрацией это является для нас закупкой по 223-ФЗ? Мы должны размещать документацию о закупке как у единственного поставщика на сайте госзакупок или нет?

Нет арендные отношения не являются госзакупками. Под 223 ФЗ вы в данном случае не подпадаете. Удачи вам и всего хорошего.

Кто собственник ресурсов и земли, тот и торги проводит. Вы тут причем? Муниципалитет работает по 44-ФЗ, по нему в их торгах и участвуйте, если они будут. Удачи вам.

Для Вашей организации это будет 223-ФЗ, а для администрации 67 приказ ФАС и (или) 135-ФЗ. При этом, в таких случаях, когда арендодатель и арендатор подпадают под проведение торгов, приоритет имеет нормативный правовой акт, который регулирует право предоставления аренды (ст. 17.1 135-ФЗ). Таким образом, если арендодатель объявит торги и Ваша организация выиграет (1 вариант) или (2 вариант) арендодатель заключает с Вашей организацией договор аренды без торгов, – для Вашей организации это закупка у единственного поставщика (в положении о закупке должен быть соответствующий пункт). В ЕЭС размещается информация о закупке с единственным поставщиком в общем порядке (может не размещаться, если подпадает под исключения 223-ФЗ).

Нужно ли включать в план закупок закупки у единственного поставщика?

Смотря какие закупки у единственного поставщика. До ста тысяч не нужно включать в план-график, остальные необходимо смотреть.

Вопрос по закупке у единственного поставщика по 44 ФЗ. Наша компания занимается сервисным обслуживанием аварийно спасательного, противопожарного и радионавигационного оборудования на морских судах. Для выполнения этих работ необходимо иметь Свидетельство одобрения Российского Морского Регистра Судоходства (РМРС), В регионе только у нашей компании есть данное свидетельство на эти работы. Есть несколько компаний у которых есть свидетельство только на обслуживание спасательного оборудования или только радионавигационного оборудования. Является ли это основанием чтобы провести закупку у единственного поставщика или заказчик обязан разделить это на несколько закупок и провести конкурентные процедуры. Заранее спасибо.

Лучше провести конкурсную процедуру. Далее составить протокол о том, что только один участник отвечает требованиям, предъявляемым к поставщикам данных услуг. Соответственно закупка будет произведена у единственного поставщика.

Мы субъект естественных монополий, хотим заключить договор на закупку у единственного поставщика. В нашем положении прописан пункт, под который попадает эта закупка. Поставщик – гражданин иностранного государства. Работаем по 223-ФЗ, международные договора он не регулирует. Следовательно, мы попадаем под 44-ФЗ статью 93, верно? Необходимо ли размещать информацию о договоре закупке на портале? И при размещении извещения о такой закупке будет ли это считаться нарушением?

ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” не попадает под 44-ФЗ.

Ст. 4 ФЗ указывает:

“Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в единой информационной системе:

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

1) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг;

2) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика”.

Нужно размещать Вам информацию.

Перечень случаев, в которых закупка может осуществляться у единственного поставщика, установлен в ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. В Вашем случае нужно также размещать информацию на портале согласно ст. 4 закона.

Вас это сделать обязывает ст 4 ФЗ-44

Да, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами. Нужно размещать информацию на портале, размещайте в том объеме, который по факту имеется.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ

“О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”

Статья 14. Применение национального режима при осуществлении закупок

1. При осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

2. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок размещает перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, указанные в части 1 настоящей статьи, и условия применения национального режима в единой информационной системе.

Да, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами. Нужно размещать информацию на портале, размещайте в том объеме, который по факту имеется.

Подписывать договор, заключенный по результатам торгов, нужно через десять дней с момента размещения информации о проведении торгов на официальном сайте

Соответствующий вывод сделала ФАС РФ, проанализировав положения нормы части 7 статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ. В случае подписания договора ранее указанного срока это будет расцениваться как нарушение требований закона, в связи с чем такая сделка будет считаться ничтожной (ст. 168 ГК РФ).

Напомним, что по общему правилу договор в письменном виде оформляется как единый документ, подписанный уполномоченными представителями сторон (п. 2 ст. 434 ГК РФ). Заметим, что момент подписания сам по себе не является моментом заключения договора.

Однако, исходя из положений части 7 статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ, речь в данном случае идет именно о моменте подписания договора, поскольку офертой является информация о проведении конкурса (аукциона) на официальном сайте торгов, а акцептом – заявка, соответствующая требованиям торгов.

Таким образом, рекомендуем внимательно относиться к оформлению договора, заключенного на торгах. В частности, необходимо проверить дату, которой будет подписан соответствующий договор.

  • размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством об оценочной деятельности в РФ, если иное не установлено другим законодательством;
  • минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, составляет не менее трех лет. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.

Дарственная: общие положения

Перед тем как приступить к решению вопросов об оформлении дарения дома, необходимо ознакомиться с общими положениями этого процесса:

  • В сделке участвует 2 лица: даритель (тот, кто дарит недвижимость) и одаряемый (тот, кто принимает в дар недвижимость и становится новым собственником безвозмездно).
  • Оформляется дарственная путем заключения договора дарения, в котором указываются стороны, предмет дарения и сроки проведения сделки.
  • Для того чтобы подарить свое недвижимое имущество (в нашем случае дом), для начала нужно удостовериться в том, что он точно вам принадлежит, то есть находится в личной собственности.
  • Дарственную можно оформить на любое лицо (на родственников, друзей и т.д.). Но только родные люди освобождаются от налога на подаренное имущество (13%).


Для того чтобы официально оформить дарственную на дом, необходимо собрать все необходимые документы. Данный пакет должен включать в себя:

Отмена договора дарения

Отменить сделку можно на основании ст. 578 ГК РФ по одному из оснований:

  1. По инициативе дарителя: одаряемый совершил покушение на жизнь и здоровье, нанес телесные повреждения или убил близкого родственника дарителя; плохое обращение одаряемого с подарком, если это влечет его безвозвратную утрату.
  2. Составление ДД под психологическим или физическим давлением.
  3. По желанию одаряемого: наличие обстоятельств, влекущих существенные финансовые расходы. Например, если даритель не предупредил о юридических проблемах с землей, но это выяснилось одаряемым.
  4. По инициативе наследников, если одаряемый убил дарителя умышленно.
  5. По требованию кредиторов, если даритель находится в процессе банкротства, а участок подарен за полгода до подачи заявления в арбитражный суд.

Дарение отменяется по соглашению сторон или в судебном порядке. Если суд удовлетворяет требования, одаряемый обязуется вернуть участок в установленные сроки, при необходимости – компенсировать ущерб дарителю.

Дарение отменяется по соглашению сторон или в судебном порядке. Если суд удовлетворяет требования, одаряемый обязуется вернуть участок в установленные сроки, при необходимости – компенсировать ущерб дарителю.

Сроки и стоимость

В соответствии с законом, максимальный срок предоставления услуги регистрации договора дарения составляет 10 рабочих дней с момента поступления документов в Росреестр. При оформлении договора в МФЦ к этому сроку может добавиться 4-6 дней, необходимых для передачи документов между МФЦ и Росреестром.

Размер государственной пошлины за регистрацию договора дарения составляет 2000 руб. (2017 год).

Если у вас остались вопросы, задайте их по бесплатным телефонам горячей линии:

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию