Когда возможен отказ в приватизации земельного участка

Оспаривание отказа в приватизации государственной и муниципальной собственности

Директор ООО “Агентство социального содействия” (г. Омск), юрист

специально для ГАРАНТ.РУ

Для облегчения ведения предпринимательской деятельности и более эффективного экономического развития государством для физических и юридических лиц предусмотрена возможность приватизации (приобретения в собственность) государственного и муниципального имущества (ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества” (далее – Закон о приватизации). Несмотря на относительно несложную с точки зрения закона процедуру приватизации, зачастую со стороны государственных органов и предприятий выносится отказ в приватизации государственной собственности лицу, желающему его приобрести. И, конечно же, данное решение можно оспорить, такое дело будет подведомственно арбитражному суду на основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса, согласно которой организации и физические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов публичной власти. В данной колонке я рассмотрю причины отказа в приватизации, логике суда по такому делу и методах оспаривания такого отказа.

Начнем с того, какие объекты физические лица и организации вправе приватизировать. Согласно ст. 5 Закона о приватизации может быть приватизировано имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности. Исключения составляют объекты, перечисленные в ч. 2 ст. 3 Закона о приватизации. К ним относятся, например, природные ресурсы, государственный и муниципальный жилищный фонд, государственный резерв, государственное и муниципальное имущество на основании судебного решения и т. д. Нужно отметить, что наиболее популярными объектами приватизации являются нежилые помещения, имущественные комплексы, объекты недвижимости на стадии строительства и земельные участки. Сразу хочу отметить, что отношения, связанные с приобретением земельных участков, которые принадлежат на праве собственности государству или муниципальным образованиям, не регулируются Законом о приватизации, нормы и порядок получения земельных участков закреплены в Земельном кодексе. Однако, в случае приобретение объектов недвижимости, строительство которых не завершено, одновременно передаются в собственность и земельные участки, которые данные объекты занимают и которые необходимы для их эксплуатации (ч. 1 ст. 28 Закона о приватизации).

Порядок приватизации представляет собой довольно-таки сложный процесс, состоящий из следующих этапов: разработка прогнозного плана приватизации государственного имущества (ст. 7-8 Закона о приватизации), далее – принятие решения о приватизации и исполнение решения о приватизации имущества, предусмотренным законом способом (ст. 14 Закона о приватизации).

Почему необходимо знать и учитывать этот порядок? Потому что условия приватизации в следующем финансовом году могут отличаться от того, что предыдущем году, это касается способов приватизации государственного имущества, нормативной цены, сроков рассрочки платежа и другое.

Что касается способов приватизации, то законодательно закреплен закрытый перечень данных способов в ст. 13 и гл. IV Закона о приватизации. Подавляющее большинство способов – это продажа государственного и муниципального имущества. К ним относятся продажа имущества на аукционе, конкурсе, продажа имущества без объявления цены, продажа находящихся в государственной собственности акций акционерных обществ за пределами Российской Федерации, продажа имущества посредством публичного предложения. Помимо продажи также существуют способы преобразования унитарного предприятия в акционерное общество, а также внесения акций в качестве вклада в уставной капитал акционерного общества.

Особо хотелось бы обратить внимание на способ приватизации, закрепленный в Федеральном Законе от 22 июля 2008 г. №159-ФЗ “Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности” (далее – Закон № 159-ФЗ). В соответствии с данным нормативно-правовым актом субъекты МСП пользуются преимущественным правом приватизации арендуемого имущества из государственной собственности по цене, равной их рыночной стоимости (ст. 3).

Рассмотрим некоторые ситуации из арбитражной практики для того, чтобы разобраться, какие проблемы происходят и могут произойти при приватизации государственной и муниципальной собственности.

Ситуация 1. Отказ в представлении земельных участков

Для начала рассмотрим возможные отказы в предоставлении земельных участков. Согласно действующему Закону о приватизации, владелец земельного участка (государственный или муниципальный орган) может отказать в предоставлении участка в собственность в случае, если на данном земельном участке находятся объекты недвижимости в стадии строительства или имущественные комплексы, участок является изъятым из оборота, находится в резерве, на участке имеются постройки, принадлежащие на праве собственности третьим лицам и т.д. (исчерпывающий перечень оснований приведен в ст. 39.16 Земельного кодекса РФ).Чаще всего отказывают в следующих двух случаях:

  • местная администрация оставляет участок в резерве для будущего строительства инженерных коммуникаций и иных нужд;
  • нахождение на приватизируемом земельном участке объектов недвижимости в стадии строительства, однако в этом случае, если именно владелец данных недостроенных объектов обратится с заявлением о приватизации участка, на котором они находятся, то уполномоченный орган обязан предоставить данный участок обратившемуся лицу в случае, конечно же, исполнения последний иных обязательных условий, предусмотренных законодательством.

Из судебной практики можно привести пример решения Арбитражного суда Мурманской области от 30 ноября 2017 г. по делу №А42-8768/2016. В данном случае истец (ИП) обратился с заявлением о предоставлении ему земельного участка из государственной собственности по договору купли-продажи на основании ст. 39.17 Земельного кодекса РФ. Основанием для этого служит тот факт, что истец является собственником сооружений, расположенных на данном участке, что дает ему право на приобретение земельных участков (подп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ). Уполномоченный государственный орган оставил без рассмотрения данное заявление на основании того, что заявитель не выполнил все требования, предусмотренные ст. 36.16 Земельного кодекса (а именно, ответчик ссылается на неполный объем предоставленных документов), в связи с этим заявитель вынужден был обратиться в суд. Соответственно суд вынес решение в пользу истца, признав решение ответчика незаконным и нарушающим права истца.

Сложнее ситуация обстоит, если оспаривается отказ в предоставлении земельного участка на основании того, что данный участок зарезервирован для государственных и муниципальных нужд. Можно привести в пример Постановление Восьмого Апелляционного арбитражного суда от 25 мая 2016 г. по делу №А46-8230/2015.В данном деле ИП выдвигает требования о предоставлении ему в пользование земельного участка, при этом он является владельцем недвижимого имущества, расположенного на данной территории. Суд первой инстанции, а также апелляционный арбитражный суд исковые требования оставили без удовлетворения. Исходя из материалов дела, можно сделать вывод, что суд, в первую очередь, руководствуется ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, на основании которой разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным ИП в заявлении о предоставление земельного участка.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что резервирование земли под государственные и муниципальные нужды является весомым основанием для отказа в предоставлении юридическим и физическим лицам права на данный земельный участок. Например, раньше была возможность оспаривать подобное решение на основании ст.28, ст. 36 Земельного кодекса РФ по вопросу предоставления в аренду сроком на три года земельного участка, необходимого в целях эксплуатации объекта недвижимости, находящегося на данном участке. Однако, с 1 марта 2015 года данные статьи утратили силу и теперь не имеется возможности основывать требования на этих нормах. Собственно, в приведенном мной последнем примере, Апелляционный суд также обосновал свое решение именно из-за утраты юридической силы данных статей, в противном случае суд, возможно, был бы на стороне истца.

Также, хочу обратить внимание на еще одну возможную (но часто встречающуюся) причину отказа в предоставлении земельных участков, а именно наличие разногласий с уполномоченным органом по площади или границам участка, а также площади максимальной застройки. Примером подобного спора можно привести решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга от 22 июня 2017 г. по делу № А56-61466/2016. В данном случае отказ в предоставлении участка по договору купли-продажи был основан на двух причинах: наличие на участке недвижимого имущества, принадлежащего третьим лицам и факт того, что площадь земельного участка превышает площадь, необходимую для функционирования и использования объекта недвижимости, который на нем расположен. Подобный отказ возможно оспорить с помощью проведения судебной экспертизы по оценке необходимой площади для функционирования объекта недвижимости, а также о статусе объекта, принадлежащего третьим лицам. В данном деле с помощью экспертизы установлено, что объект, принадлежащий третьим лицам, является движимым имуществом (трансформаторная подстанция), а наличие подобных объектов, согласно Земельному кодексу РФ, не является причиной для отказа в предоставлении участка. Также эксперт установил, что площадь, на которую претендует заявитель является необходимой для функционирования объекта недвижимости, который ему принадлежит. В итоге суд удовлетворил заявление истца в полном объеме и признал решение уполномоченного органа (ответчика) незаконным. Впоследствии ответчик обратился с апелляционной жалобой по данному делу, которая Постановлением Тринадцатого апелляционного суда от 31 октября 2017 г. по делу № А56-61466/2016 осталась без удовлетворения.

Подводя итог рассмотрения возможных отказов в предоставлении земельных участков можно сделать вывод, что уполномоченные государственные органы, а впоследствии и арбитражный суд, требуют выполнение от заявителя норм, предусмотренных ст. 39.16-39.17 Земельного кодекса РФ. Наиболее частыми причинами отказа являются: нахождение земель в резерве, наличие на спорном участке возведенных построек, принадлежащих третьим лицам, а также разногласия по площади или границам участка, а также площади максимальной застройки. Данные решения можно (а иногда и необходимо) обжаловать через арбитражный суд.

Ситуация 2. Отказ в приватизации нежилых помещений и имущественных комплексов

В практике арбитражных судов очень часто встречаются споры о приватизации нежилых помещений и имущественных комплексов, являющихся государственной и муниципальной собственностью. Предметом данных споров является чаще всего необъективно завышенная цена на данное имущество, что, естественно, затрудняет процесс приватизации и заключения сделки.

При составлении договора купли-продажи имущества с уполномоченным органом, при несогласии с ценой приватизируемого имущества, необходимо ответным письмом направить протокол разногласий. В случае, если уполномоченный орган не согласится с данным протоколом, данный спор необходимо разрешить в судебном порядке. Можно привести пример подобного спора, а именно Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30 октября 2017 г. по делу № А40-5650/2017-28-45. Данный спор возник по причине, которую я описал выше. Следует отметить, что суд в данном случае будет руководствоваться следующими нормативно-правовыми актами: Законом № 159-ФЗ, определяющий порядок отчуждения государственного и муниципального имущества, Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в РФ”, а также Законом о приватизации.

Цена приватизируемого государственного и муниципального имущества на основании ст. 12 Закона о приватизации должна устанавливаться на основании отчета об оценке составленного в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.В данном споре истец ссылался на оценку рыночной стоимости выкупаемого объекта, в соответствии с которой рыночная стоимость объекта ниже, чем стоимость, заявленная уполномоченным органом. Поэтому суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в полном объеме.

Теперь проанализируем преимущественное право приватизации арендуемого имущества согласно ст. 3 Закона № 159-ФЗ. В качестве примера можно привести Решение Арбитражного суда Тюменской области от 31 октября 2017 г. по делу № А70-11965/2017. В данном деле ООО является арендатором нежилого помещения, являющимся государственной собственностью. На основании ч. 1 ст. 3 Закона № 159-ФЗ Общество подало заявление в уполномоченный государственный орган на приватизацию данного помещения. Однако, по данному заявлению был вынесен отказ на основании того, что заявителем не выполнены требования, предусмотренные вышеуказанной статьей, из-за чего Общество подало исковое заявление в арбитражный суд. В процессе рассмотрения дела заявитель предоставил документы, подтверждающие тот факт, что Общество временно владеет данным имуществом более двух лет по состоянию на 1 июля 2015 г. (в соответствии с ч.1 ст. 3 Закона № 159-ФЗ). Соответственно, заявитель имеет объективное преимущественное право на приватизацию данного объекта недвижимости. Также истец подтвердил, что является субъектом МСП. Суд также согласился с доводами истца и удовлетворил его требования в полном объеме.

Читайте также:  Характеристика земельного участка в долевой собственности

Из вышеприведенного анализа судебной практики можно сделать вывод, что зачастую решения или бездействия уполномоченных органов необъективны и незаконны в отношении предпринимателей. Чтобы выиграть данный спор, необходимо четко проанализировать нормы Закона № 159-ФЗ и Закона о приватизации, так как именно на нормы данных нормативно-правовых актов опирается суд. Оценочная экспертиза также играет ключевую роль в подобных делах особенно, когда разногласия касаются стоимости приватизируемого имущества.

В заключении хочу отметить, что арбитражная практика знает довольно большое количество споров, возникающих при приватизации государственного и муниципального имущества. Объектами данных споров могут выступать нежилые помещения, земельные участки, имущественные комплексы, объекты в стадии строительства. Разногласия возникают из-за того, что многие объекты недвижимости являются спорными, многие организации и физические лица не выполняют условия, при которых они получают право на приватизацию, а также, как указано выше, часто уполномоченные органы выносят немотивированное и незаконное решение относительно заявителя, что дает право на основании ч. 1 ст. 198 АПК РФ обратиться за защитой своих прав и интересов в арбитражный суд. Оспорить отказ в приватизации государственного и муниципального имущества можно, главное, определить соответствующие основания и доказательную базу.

Как действовать при отказе в приватизации земельного участка

Земельное законодательство предоставляет гражданам право приватизировать участки земли, находящиеся в муниципальной или федеральной собственности. Если в процессе оформления права собственности получен необоснованный отказ в приватизации земельного участка, то владелец надела имеет право добиваться справедливого решения через суд.

Какие участки земли приватизировать невозможно

Заявление на передачу земельного надела в частную собственность может не приниматься уполномоченными органами, если Земельный кодекс ограничивает возможность приватизации при следующих обстоятельствах:

  • приватизируемый участок относится к категории земель, изъятых из оборота;
  • закон запрещает оформление права собственности на конкретные виды земель;
  • территория находится в резерве и будет использована для нужд государства.

В этой статье мы рассказываем о типовых вариантах решения юридических вопросов, но каждый случай уникален. Воспользуйтесь бесплатной консультаций именно по вашему конкретному случаю, прямо сейчас позвоните по телефону: (это бесплатно)

+7 () 350-84-35 – Москва
+7 () 309-76-98 – Санкт-Петербург
+7 () 555-67-55 доб.636 – Круглосуточная бесплатная линия по все России

Категория изъятых из оборота земельных наделов включает в себя следующие зоны:

Парки и государственные заповедники, исключая территории, которые можно приватизировать в границах природных парков по ст. 95 Земельного кодекса;

  • земли, на которых расположены воинские и стратегические объекты;
  • зоны под предприятиями, относящимися к атомной энергетики;
  • территории, занятые захоронениями;
  • территории, на которых возведены здания, принадлежащие военным судам и учреждениям федеральной службы охраны.

Кроме перечисленных участков, невозможна приватизация земель, имеющих существенное значение на обороноспособность России.

Помимо прямого изъятия земельного оборот существует категория участков, использование которых возможно с ограничениями. Такие территории непозволительно оформлять в частную собственность. К землям, ограниченным в обороте, законодательство относит:

  • территории в границах природных зон, находящихся под охраной государства;
  • зоны, относящиеся к лесному или водному фонду;
  • земельные участки, находящиеся в закрытых АТО (административно-территориальных образований);
  • территории, отведенные под нужды предприятий связи, транспорта, энергетики;
  • зоны с расположенными на них объектами культурного и исторического наследия.

Отказ в приватизации земли возможен и в том случае, если территория резервируется под государственные или муниципальные нужды. Однако в этом случае резервирование должно быть оформлено в соответствии с действующим регламентом. Помимо решения органа государственной власти о предстоящем резервировании необходимо внесение соответствующей записи в ЕГРП, наличие подробной схемы забронированного участка с четко обозначенными границами и размещение сведений о нем в кадастре недвижимости.

Одной из распространенных причин отказа в передаче земли в собственность является резервация земель местными властями для собственных нужд. При этом порядок оформления бронирования не соблюдается и соответствующего решения не выносится. В таких ситуациях лицо, желающее приватизировать «запретный» участок, может добиться разрешения на оформление собственности в суде.

Следует отметить, что местные исполнительные органы власти могут мотивировать отказ в приватизации земель тем, что на спорном участке планируется строительство энергетических объектов или инженерных коммуникаций. Если возведение подобных сооружений не зафиксировано в генеральном плане застройки, то такой земельный участок (или его часть) не может быть признанным зарезервированным для муниципальных нужд, и его приватизация не может быть запрещена.

При приватизации земельных наделов, находящихся в ограниченном обороте, отказ местной администрации в большинстве случаев подлежит судебному обжалованию. Это объясняется тем, что в Земельном кодексе перечислен закрытый список земель ограниченного оборота. При принятии решении о передаче земельного надела в частную собственность уполномоченные органы обязаны иметь доказательства того, что приватизируемый участок может быть отнесен к категории земель ограниченного оборота.

Если таких документальных подтверждений нет, то отказ в приватизации должен рассматриваться как необоснованный и незаконный и обжаловаться в суде.

Причины отказа в приватизации земельного надела

Если земельный участок, подлежащий приватизации, не подпадает ни под одну из категорий «запретных» для оформления частной собственности земель, но территориальное подразделение Росреестра выносит решение об отказе, то возможны следующие основания:

  • невыполнение владельцем земли формальных требований закона – например, наличие на испрашиваемом участке самовольно возведенных строений либо построек, принадлежащих третьим лицам;
  • наличие разногласий по площади или границам приватизируемого участка.

Подобные основания должны не являются неустранимыми, и для завершения процедуры приватизации заявителю потребуется сформировать пакет документов, который предусматривается в конкретном регионе. Чтобы избежать излишних финансовых и временных затрат, землепользователь должен предварительно составить полный перечень необходимых для приватизации земли документов.

При сборе документации следует максимально внимательно отнестись к достоверности информации, представленной в кадастровом паспорте участка, исключить наличие расхождений между задокументированными и фактическими параметрами земельного надела.

Не предусмотрены действующим земельным законодательством отказы в приватизации земельных участков по следующим причинам:

  • нахождение приватизируемого надела в пределах «красных линий», которыми обозначаются границы зон общего пользования, дорог, земель под трубопроводами или линейно-кабельными сооружениями;
  • вхождение испрашиваемого для оформления в собственность участка в природный комплекс.

Подобные мотивы предоставления отказа не являются законными. Для регистрации права собственности на землю заявитель в обязательном порядке предъявляет актуальный кадастровый паспорт с указанными границами земельного участка. Этот документ подтверждает, что приватизируемый надел не располагается в зоне общего пользования и может быть оформлен в собственность.

Алгоритм действий при получении отказа на приватизацию земельных участков

При получении отрицательного ответа на заявление о передаче земельного участка в частную собственность гражданин имеет право подать жалобу на действие или бездействие уполномоченного органа.

Заявитель вправе выбрать досудебный порядок разрешения земельного конфликта с местной администрацией или обратиться с соответствующим исковым заявлением в судебный орган.

Для того чтобы обжаловать отказ в оформлении права собственность на земельный надел без привлечения судебных органов, землепользователь должен подать заявление-жалобу в территориальный орган Росимущества, в котором должно быть указано:

  • личные данные заявителя и его точный адрес;
  • суть и предмет жалобы с указанием местонахождения земельного участка, в приватизации которого отказано и фамилии ответственного сотрудника уполномоченного органа, подписавшего отказ;
  • персональная подпись заявителя.

Закон предусматривает 15 дней на рассмотрение заявления заинтересованного лица, после чего заявителю должен поступить письменный ответ с результатами досудебной проверки правомерности отказа в приватизации. Если землепользователя не удовлетворит решение органов Росимущества, то ему следует подготовить исковое заявление в Арбитражный суд.

Судебное обжалование отказа в приватизации земельного участка возможно в течение трех месяцев с момента получения его заявителем. Исковое заявление, подаваемое в арбитражный суд, включает в себя три части:

  • описательная часть, в которой содержится ссылка на полученный отказ в оформлении права собственности;
  • мотивировочная часть, представляющая все аргументы заявителя;
  • просительная часть с обоснованием своих требований на восстановление нарушенного права.

Вместе с исковым заявлением необходимо передать следующие документы:

  • копия вынесенного отказа;
  • копии искового заявления для предоставления ответчику и для судебного дела;
  • копия документа, подтверждающего право заявителя на пользование земельным участком;
  • копия кадастрового паспорта земельного надела;
  • документ об уплате государственной пошлины или справка, подтверждающая льготу по данному виду бюджетного платежа;
  • при подаче заявления уполномоченным лицом – доверенность, оформленная у нотариуса.

При рассмотрении дел, связанных с законностью отказов органов местной исполнительной власти на оформление земельных наделов в частную собственность, суды принимают во внимание доводы обеих сторон и рассматривают предоставленные аргументы.

Судебная практика по делам, связанным с отказом в приватизации земельного участка, показывает, что в большинстве случаев заявления землепользователей подлежат удовлетворению. Исключение могут составлять те случаи, когда запрет на приватизацию зафиксирован в законодательстве. Кроме того, суд может признать отказ мотивированным в том случае, если заявление на приватизацию надела было подано землепользователем после того, как был утвержден генеральный план развития населенного пункта и на спорном земельном участке планируется возведение городского объекта.

Срок проведения судебной процедуры четко регламентируется законодательством, поэтому в случае нарушения уполномоченным органом права землепользователя на приватизацию участка земли суд может обязать администрацию выдать разрешение на передачу спорного надела в собственность.

Особого рассмотрения требуют отказы, связанные с приватизацией земель в дачных и садоводческих товариществах или участках под имеющимися жилыми домами. Причиной отрицательного решения органов Росреестра в таких случаях чаще всего служит не полностью сформированный пакет документов.

Если такие земельные участки были получены в пользование до вступления в силу Земельного кодекса, то правоустанавливающими документами, необходимыми для приватизации, могут быть всевозможные решения районных и городских советов, акты о передаче участка в пользование, договоры аренды. При отсутствии указанных документов землепользователь автоматически получит отказ в приватизации.

Вопрос о правовой принадлежности земельного участка следует решать в суде, представив все имеющиеся у землепользователя бумаги, сколь старыми бы они ни были. Судебное решение о признании права на спорный земельный надел за гражданином обеспечит успешную приватизацию принадлежащего ему участка.

Остались вопросы?

В этой статье мы рассказываем о типовых вариантах решения юридических вопросов, но каждый случай уникален. Воспользуйтесь бесплатной консультаций именно по вашему конкретному случаю, прямо сейчас позвоните по телефону: (это бесплатно)

  • +7 () 350-84-35 — Москва
  • +7 () 309-76-98 — Санкт-Петербург
  • +7 () 555-67-55 доб.636 — Круглосуточная бесплатная линия по все России

Рекомендуем к прочтению

Дачная амнистия — что это и как этим пользоваться

Хотя многие россияне слышали о законе, условно называемом «дачная амнистия», что это такое, знают не все. И уж тем более не всем известно, как воспользоваться преимуществами, которые этот закон даёт.

Как получить разрешение на строительство и сколько это стоит

Чтобы построить дом, нужно не только подготовить проект и нанять строительную бригаду. Один из важнейших этапов строительства – получение разрешения на возведение объекта ИЖС.

Раздел земельного участка: грамотное и безопасное прохождение процедуры

Раздел земельного участка и регистрация права собственности на вновь образованные наделы невозможны без соглашения совладельцев общей долевой собственности или судебного решения.

Как приватизировать земельный участок: подробная инструкция

Чтобы приватизировать землю, нужно собрать необходимые документы и соблюсти все формальности. Кроме того, важно разобраться в условиях приватизации.

Отказ в приватизации земельного участка, основания

Приватизация земельного надела означает его продажу государством в пользу частных лиц. Процедура имеет свои особенности, алгоритм действий. Но не всегда возможно ее осуществление. Рассмотрим причины отказа в приватизации земельного участка.

Отказ в приватизации: основные моменты

Приватизация участка заключается в его приобретении. По ст. 36.1 ЗК РФ граждане и организации имеют исключительное право на приватизацию. Но бывает и так, что участок приватизировать нельзя и на это существуют основания, предусмотренные законом. Перечень отказов носит исчерпывающий характер. Это означает, что никакие причины, кроме тех, которые указаны в законе не могут стать причиной отказа.

Читайте также:  Что нужно знать о приватизации земельного участка под частным домом в 2020 году

Отказ в приватизации носит объективный характер. Неодобрение связано с тем, что участок не может быть продан из-за того, что он предназначается для нужд государственных органов. Это обстоятельство должно быть подтверждено. В качестве доказательств выступают документы, а также инвестиционные программы.

Причины отказа

Если гражданину или представителю ЮЛ отказали в приватизации земельного надела, сделали это правомерно, это значит, что на неодобрение существуют причины. Их полный список указан в законе:

  1. Земельный участок располагается на красных линиях. Это означает его нахождение на территориях общего пользования, включая пределы ЛЭП, коммуникационных связей, трубопроводов, дорог различного назначения, проездов и проходов.
  2. Полное или частичное нахождение земельного надела в природоохранительной зоне. Например, на территории заповедника.
  3. Расположение на территории, которая будет подвергнута реорганизации или ее планируют отнести к особо охраняемым объектам.
  4. Земельный участок находится в частном владении. То есть, он выступает собственностью организации или гражданина.
  5. Надел относится к имуществу, которое изъято или ограничено в обороте.
  6. Земельный участок находится на землях, которые входят в резервный перечень (государственный). Соответственно, недвижимость может потребоваться исключительно для государственных нужд.
  7. Участок не может быть выкуплен, передан в собственность частному лицу. Эти действия прямо запрещены законом.
  8. На земле находятся строения, которое было возведено ранее и не оформлено надлежащим образом.

Существуют и иные основания, которые могут действовать в определенной ситуации. Они следующие:

  • гражданин, ЮЛ использовали право на приватизацию;
  • участок земли не имеет границ в СНТ;
  • не были соблюдены формальные требования, предъявляемые к приватизации;
  • отсутствие документов для приватизации;
  • несоблюдение порядка покупки участка.

Причины отказа, которые чаще всего оспариваются заинтересованными лицами

Уполномоченные лица чаще всего не ограничиваются причинами, изложенными в законе. И отказывают неправомерно. В части ситуаций, отказ может носить лишь формально правомерный характер. С этими явлениями граждане сталкиваются на практике:

Недостаточное количество документов: некоторые из бумаг, входящих в комплект, могут быть потеряны, архивы расформированы. Стоит знать, что некоторые бумаги чиновники обязаны искать самостоятельно.

  1. Ошибки, которые были сделаны в обработке данных из документации отчетного характера. В результате может наблюдаться расхождение, которые существует между сданными документами и теми данными, которые имеются у местных органов власти. По какой-то причине, виновником произошедшего объявляется лицо, которое заинтересовано в приватизации земельного участка.
  2. На участке находятся строения, которые относятся к незаконно построенным.
  3. Задолженность по налоговым сборам, услугам ЖКХ.

Все эти основания могут быть оспорены в суде.

Что делать, если отказали в приватизации участка

Отказ в приватизации оспаривается заинтересованными гражданами. Они могут воспользоваться двумя путями:

  1. Досудебный процесс.
  2. Обращение за помощью к судебной инстанции.

В порядке претензионного урегулирования спорного вопроса составляется жалоба. Она адресуется тому органу, который вынес необоснованное решение. В жалобе обязательно указывается следующая информация:

  • обстоятельства спорного дела: кто обращается, какую цель при этом преследует, что произошло в результате рассмотрения заявления от заинтересованных лиц;
  • обоснованность вынесенной претензии: причины, по которым заявитель считает, что претензия носит необоснованный характер;
  • требования к уполномоченному органу.

Жалоба на уполномоченный орган обычно направляется в прокуратуру. Это проще всего, так как поможет избавить заявителя от выбора вышестоящей инстанции. В обязанности прокуратуры входит обработка сообщения, а также выявление несоответствия законодательству, вынесение предписания об устранении нарушений.

По факту обращения необходимо написать иск. Он передается в суд районного уровня. В деле действует исключительная подсудность, что означает передачу иска по месту нахождения участка земли. Исковое заявление формируется по определенным правилам, указанным в ст. 131 ГПК РФ. В иске нужно указать следующие данные:

  • обстоятельства спора: в иске указывается аналогичная информация, то та, что написана в жалобе;
  • ссылка на вынесенное неодобрение, отсылка к решению муниципалитета;
  • позиция истца: она должна быть аргументирована, с указанием документов, норм права, которые подтверждают правоту заявителя;
  • требования о передаче в собственность земельного надела.

К иску обязательно прикладываются документы, которые связаны с земельным наделом и его характеристикой.

Отказ в приватизации: судебная практика

В одном из дел, которые рассматривались судом, истец просил принудить местный орган власти заключить с ним соглашение купли-продажи участка, на котором находится строения, принадлежащие заявителю на праве собственности.

В суд гражданин обратился по причине бездействия местного органа власти. В заседании суда представитель администрации объяснил бездействие тем, что существуют расхождения в площади земельного надела. Иными словами, нормативы, указанные в правоустанавливающих документах, и те, которые определены фактически, не совпадают.

Суд удовлетворил требования истца. В своем решении уполномоченный орган заявил, что несовпадение в площади могло произойти только в результате некорректного обмера участка. Это было сделано при межевании.

На что обратить внимание при отказе в приватизации

Особый акцент следует сделать на отказах, связанных с приватизацией земель, находящихся на территории дачных, садоводческих товариществах. А также земельных наделов, которые находятся под жилым домом.

На практике, органы Росреестра – органа, уполномоченного государством на регистрационные действия, выносят отрицательное решение по причине того, что пакет документов неполный. И необходимую бумагу не может выдать председатель СНТ.

В случае если земельные участки были получены до момента вступления в действие настоящего Земельного Кодекса, до 2001 года, то в качестве документов предоставляются решения местных органов власти, арендные договоры, акты приема-передачи земли. Если этих документов нет в наличии, то пользователь земельным наделом получает отказ в приватизации.

Но пользователь также не всегда может получить эти документы, даже из архивов территориального образования. В этом случае вопрос решается через суд. Туда нужно предоставить бумаги, имеющиеся у землепользователя. Не обращая внимания на то, какой датой они были выданы.

Решение судебной инстанции, связанное с признанием правомочий собственника на земельный надел, обеспечивает гражданину приватизацию в ускоренном темпе.

На практике, Росреестр также отказывает в приватизации, если площадь земельного надела по площади менее 600 кв.м. По закону, максимальные и минимальные размеры площади устанавливают местные органы власти. Они отражены в таком документе, как Правила землепользования и застройки. И указанная площадь – это традиционный размер. Если площадь не вписывается в параметры, то Росреестр и Кадастровая палата отказывает в постановке на кадастровый учет. Как могла произойти такая ситуация, когда площадь земельного надела меньше требуемой законом? Все просто: участок у гражданина появился до того, как были установлены Правила землепользования. Как действовать в этой ситуации? Искать свободный участок. Если он в наличии, никому не принадлежит, то можно подать запрос на его приватизацию, тем самым увеличив площадь первоначального.

Если свободный земельный надел отсутствует, то универсальным способом защиты выступает обращение в суд. Нужно составить иск, в котором указать все обстоятельства спорного дела. Правота истца основывается на том, что ПЗЗ устанавливает минимальные площади. И кроме того: эти правила появились после получения гражданином земельного участка.

Когда гражданину не могут отказать в бесплатной приватизации садового участка?

В споре между Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Невского райотдела Санкт-Петербурга и гражданкой, которая хотела оформить приватизацию своего садового участка, ВС РФ встал на сторону истицы.

В чем суть дела?

Жительница Санкт-Петербурга обратилась в суд с требованием признать незаконным отказ Невского райотдела Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города оформить ее право собственности на участок в садовом товариществе. Кроме того, она попросила «устранить нарушение ее прав на приватизацию земельного участка» и поставить на кадастровый учет ее садовый участок.

Районный и городской суды встали на сторону Комитета, сославшись на решение исполкома Ленинградского горсовета от 1976 года. Этот почти исторический документ назывался «О незаконно занятых землях садоводческими товариществами предприятий и организаций Ленинград». Кратко о его содержании: разные местные предприятия «из-за отсутствия должного контроля за правильным использованием свободных земель» заняли 41 гектар земли под садоводческие товарищества (в том числе в Невском районе города). На занятые СНТ участки разрешили оформлять договоры на временное земплепользование. В 1993 году провели инвентаризацию участков СНТ, среди них был и тот, который хотела оформить в собственность истица. С 1996 по 1999 год администрация Невского района продлевала договор аренды земли. Однако в договоре был такой пункт: после окончания аренды земли должны вернуть муниципалитету без каких-либо компенсаций.

А теперь вернемся к мотивировке судов. Отказав в иске судьи подчеркнули временный характер пользования землей, также сославшись на то, что в 2012 году была сделана госрегистрация прекращения договора аренды земли под СНТ.

Истица обратилась в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ.

Что решил Верховный Суд?

Суд, изучив дело, согласился с доводами истицы. И рассуждали судьи так…

Особенности предоставления в собственность садоводам и огородникам и их СНТ участков на момент возникновения этого спора регулирует Закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», вступивший в силу в апреле 1998 года. В частности, ст. 28 Закона говорит о праве члена СНТ на бесплатную приватизацию своего участка, если он представлен товариществу до вступления в силу этого закона. В этом пункте, подчеркнул ВС РФ, нет указания на зависимость передачи участка в собственность от основания (временно или постоянно) предоставления земли самому СНТ.

Чтобы получить в собственность участок бесплатно член СНТ должен соблюсти три момента:

  1. Участок земли должен входить в состав территории СНТ.
  2. СНТ должно быть создано до вступления в силу закона о садоводческих товариществах.
  3. Человек, который просит участок в собственность, должен быть членом СНТ и пользоваться им законно.

ВС РФ указал, что на эти ключевые вопросы местные суды ответов не получили. Более того, они не учли, что после принятия решения исполкомом Ленинградского горсовета в 1976 году «О незаконно занятых землях», уже в 1980 году это СНТ было зарегистрировано. С этих пор гражданка использует свой участок. А договор аренды земли СНТ пролонгировали на неопределенный срок.

Поэтому обстоятельство прекращения договора аренды участка под СНТ, зарегистрированное в 2012 году, само по себе не может являться безусловным основанием для отказа в иске.

Обратил внимание нижестоящих судов ВС РФ и на то, что они рассматривал спор в порядке 25-й главы ГПК РФ (порядок рассмотрения заявлений об оспаривании решений, действий или бездействий чиновников государственной и муниципальной власти). А ведь истица оспаривала не только отказ чиновников в оформлении документов на участок, но и просила произвести некие действия по подготовке документов на оформление участка в собственность. Получается, что она обратилась в суд за защитой нарушенного права на получение участка в собственность бесплатно по закону о садоводческих товариществах. И спор надо было рассматривать в порядке искового производства.

ВС РФ отменил решения местных судов и постановил пересмотреть спор, учитывая все разъяснения.

Отказ в приватизации земельного участка

Если Вы получили отказ, не расстраивайтесь. Мы сможем Вам помочь. Звоните!

Тел. () 535-44-43, ()959-52-95

Консультация юриста – от 2 тыс. руб.;

Консультация адвоката – 3-5 тыс. руб.

Судебная практика. Полезные результаты – выигранные дела.

Наиболее частые судебные дела при отказах в приватизации – по землям сельхозназначения в СНТ, а также ИЖС. Администрация, обычно, при выдаче отказов в передаче земельных участков в собственность граждан, Протоколов МВК, чаще всего употребляет фразу «заявителем нарушен подпункт NN пункта N Федерального закона № -66 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», а по участкам земель поселений отказы менее классифицируются.

Вот ряд причин, которые (законно или незаконно) указывает Администрация:

  1. Вашим СНТ не предоставлен утвержденный генеральный план садоводства;
  2. Собственность на этот земельный участок уже передана другому гражданину;
  3. Ваше садоводство нарушило внешние границы со смежными землепользователями;
  4. Документы не соответствуют сведениям, имеющимся в Госоргане;
  5. Часть истребуемого для приватизации земельного участка расположена на земельном участке, находящемся в собственности третьего лица;
  6. Размер и местоположение земельного участка по предоставленным документам не соответствуют генеральному плану / нормам предоставления / проектной документации и пр.;
  7. Земельный массив находится в аренде, и СНТ имеет непогашенную задолженность с 1998 года по арендным платежам
  8. была проведена приватизация земельного массива в коллективно-долевую собственность и повторная приватизация невозможны;
  9. Администрация располагает данными об ином землепользователе на данном земельном участке;
  10. Документы подписаны ненадлежащим лицом от имени организации и пр.

Этот список причин огромен и может быть продолжен еще.

Читайте также:  Правила установления вида разрешенного использования земельного участка

Как оспорить отказ в приватизации земельного участка

Когда отказ в приватизации земли оспорить нельзя, но, зная как – можно.

В ряде случаев, действительно, приватизировать, казалось бы – нельзя. Например, в 1992 году уже была приватизация на гражданина А., который забрал свидетельство на землю и исчез сам. А в дальнейшем, необработанный земельный участок вновь избранный председатель искренне или корыстно передал (или «продал») новому пользователю, который и получил из Администрации отказ в приватизации земельного участка. Именно в такой ситуации есть возможность признать право собственности за новым землепользователем, даже при имеющемся свидетельстве о собственности на старого собственника, оформившего его в 1992 году. У нас есть такие решения.

Существует ряд дел, когда нужно разбираться, можно или нельзя получить право собственности. Например, гражданином произведен самозахват излишних площадей, которые он и испрашивает для приватизации, да еще и с нарушением внешних границ СНТ; гражданин купил дом в 2012 году, и ему участок могут выдать только за плату, иные варианты.

Если отказ госоргана по передаче в собственность оспорить можно

В большинстве случаев, отказ в приватизации земли членам СНТ необоснован или неправомерен. Его можно оспорить в суде. Чтобы понимать, правомерен или не правомерен отказ, надо попросить провести экспертизу документов у адвоката. Только специалист может ответить на вопрос, достаточно ли у Вас доказательств и правомерно ли поступила Администрация или иной орган, выдавший отказ. Во многих случаях, не права. И можно бороться в суде по защите ваших прав. Надо составить правильный иск и с приложением документов, доказывающих Ваши права, подать в суд. Лучше и во много раз более результативно, если судебную защиту будет вести тот же адвокат, который написал исковое заявление.

Обращайтесь к нам за помощью. У наших специалистов достаточный опыт работы с земельными вопросами.

Часть отказов можно решить без суда

Еще раз напоминаем, по ряду отказов в суд идти не обязательно, достаточно сформировать правильный пакет документов и подать заново.

Советы адвоката

Как говорится, главное при самостоятельных действиях – не испортить то, что есть. Поэтому, лучше всего обратиться к адвокатам нашей организации, у которых есть многолетний опыт решения споров по отказам в приватизации. И еще (если Вы все же пока не дошли до адвоката):

1. Нельзя подавать в суд «сырые» документы. Прежде, чем подавать, и даже составлять исковое заявление, надо у председателя СНТ попросить все документы, имеющие юридическое значение для решения вашего вопроса. Разузнать об исторических юридических фактах по данному садоводству (был ли раньше утвержденный генеральный план, приватизированы ли у СНТ земли общего пользования, каким образом происходило предоставление земли и по каким документам, была ли коллективно-долевая приватизация и пр.).

2. Ни в коем случае нельзя переписать исковое заявление, составленное соседу для оспаривания отказа в приватизации земли. Почему? У каждого владельца земельного участка может быть своя история его получения. Например, один садовод получил земельный участок в 1976 году и до сих пор им пользуется, другой получил его по наследству, третий «перекупил» по садовой книжке… А в девяностые годы садоводства предоставляли списки членов СНТ в Администирации районов. У одного отказ из-за того, что владелец участка по мнению Администрации ненадлежащий, у другого нарушение границ, у третьего – несоответствие площади испрашиваемого в собственность земельного участка и пр. У каждого – разные стартовые условия и разные основания для оспаривания отказов. Конечно, бывают и одинаковые иски. Но это надо понимать или посоветоваться с адвокатом. Опять же, почему это понимать? Два раза по одним и тем же основаниям в суд подать нельзя. Если один раз суд откажет (вынесет решение об отказе в исковых требованиях), второй раз по этим же основаниям подать в суд нельзя. Это закон. Поэтому с исковыми – надо аккуратнее. Плюс понимать, чего просить – признания отказа в приватизации недействительным или права собственности?

3. Нельзя подать маленький короткий иск по земельному спору в три-четыре строчки, в котором нет объяснений по существу и законодательных норм, доказывающих вашу правоту . Судье необходимо обосновать исковые требования настолько хорошо, чтобы у судьи были основания такие требования удовлетворить. Как правило, такие обоснования знают адвокаты, у которых большая судебная практика по таким вопросам.

Стоимость услуг адвоката по оспариванию отказов в приватизации

Стоимость услуг адвоката зависит от сложности самого дела. Для простых дел достаточно написать исковое заявление (около 5 тысяч руб.) и достаточно. При сложных делах иск будет сложнее и дороже, но этого недостаточно для выигрыша. Надежнее нанять адвоката в суд по ведению всего судебного процесса. Стоимость услуг может быть от 30 до 150 тысяч рублей. Плюс госпошлина в суд.

Почему Вам нужен наш адвокат?

Земельное законодательство менялось очень-очень много раз. Непосвященному гражданину разобраться именно в том законодательстве, которое следует применить к спорным правоотношениям, практически невозможно. Лучший для вас вариант – практикующие юристы с опытом судопроизводства по земельным вопросам. Это – к нам. У нас опыт работы специалистов с 2000-го года.

Как поступить, если пришел отказ в приватизации участка

Можно ли что-то сделать, если отказали в приватизации земельного участка? Вообще, на каком основании власти вправе выносить отказ? Именно такими вопросами задаются люди, которые никак не могут реализовать свое право на приватизацию земли. В этой статье разберемся в причинах отказа, вариантах их оспаривания. Также объясним, почему следует спешить с приватизацией и обжаловать отказ в обязательном порядке.

Основания для отказа в приватизации участка

Земельным законодательством предусматривается строго определенный перечень оснований для отказа в приватизации земельного участка (далее – «ЗУ»).

  1. Участок расположен в красных линиях. То есть он располагается на территории общего пользования (включая лесопарковые зоны), в том числе в пределах ЛЭП, коммуникационных сетей связи, трубопроводов, железных, автомобильных и пешеходных дорог, проездов и проходов.
  2. ЗУ полностью или частично расположен в природоохранной зоне. Это может быть территория заповедника и пр.
  3. Участок располагается в зоне, которая в недалеком будущем будет отнесена к особо охраняемым или подвергнута реорганизации.
  4. ЗУ частично или полностью располагается на территории частного владения физического или юридического лица.
  5. На участок или зону его расположения наложено ограничение или исключение из оборота.
  6. ЗУ располагается на территории земель, входящих в государственный резервный перечень и может потребоваться для реализации государственных (муниципальных) проектов.
  7. Участок запрещен к выкупу, иной передаче в частную собственность действующим федеральным законом или муниципальным правовым актом.
  8. На участке возведена незаконная постройка.

Это предельный перечень оснований для отказа. При этом основания, по которым отказывают в приватизации квартиры (о них читайте здесь), в данном случае действуют лишь частично:

  • гражданин однажды уже приватизировал ЗУ;
  • участок не имеет определенных границ (о межевании можно узнать здесь);
  • не соблюдение формальных требований к приватизации (участок ранее не передавался гражданину);
  • отсутствуют определенные документы, необходимые для приватизации участка;
  • не соблюдение регламента приватизации (о нем можно узнать из этой статьи).

Оспоримые основания для отказа в приватизации ЗУ

Но чиновники не ограничиваются перечнем оснований для отказа, который определен действующим законодательством. И довольно часто выносятся неправомерные отказы, которые, тем не менее, формально могут быть истолкованы как обоснованные. Чаще всего люди, желающие приватизировать надел, сталкиваются со следующей отказной мотивировкой.

  • Недостаточно документов. Определенные бумаги могут быть утеряны или пришли в негодность. Органы, которые ответственны за них, могут быть уже расформированы, а архивы пропасть. Но при этом забывается, что чиновники в ряде случаев обязаны самостоятельно делать необходимые запросы.
  • Ошибки в обработке сведений из отчетной документации. В итоге наблюдается расхождение между сданными документами и данными, которыми располагает муниципалитет. Несмотря на явную ошибку муниципалитета или 3-х лиц, «виновником» объявляется человек, желающий приватизировать ЗУ.
  • На участке расположены незаконно возведенные строения. При этом власти не учитывают капитальность постройки. Ведь некапитальные конструкции не являются основанием к отказу в приватизации.
  • Имеется задолженность по налогам, перед коммунальщиками. Это, как и в случае с квартирой, не может рассматриваться как основание для отказа в безвозмездной передаче земли на основании приватизации.

Что делать, если отказали в приватизации участка

За отказом в приватизации участка часто следует несогласие человека, собиравшегося обрести право собственности на обрабатываемый надел. Но можно ли как-то оспорить вынесенное муниципалитетом решение? При наличии оснований – вполне реально. Вариантов 2 – досудебное обжалование решения, либо обращение в суд. Рассмотрим оба варианта.

Досудебный порядок обжалования отказа в приватизации ЗУ

Жалоба составляется на тот орган, который вынес необоснованное решение. В тексте обращения необходимо указать:

  • обстоятельства дела – кто, куда и с какой целью обратился, и что случилось в итоге;
  • обоснованность претензий – почему заявитель считает вынесенное решение в отказе в приватизации ЗУ необоснованным;
  • конкретные требования.

Важно! К обращению прикладывается ответ на заявление о приватизации земли.

Жалобу проще всего направить в прокуратуру. Это избавит от лишней мороки, связанной с определением вышестоящей инстанции. Прокуратура обязана провести проверку по факту обращения, и при выявлении несоответствия законодательству, вынести предписание об устранении нарушений.

Но чаще всего ответом будет стандартная «отписка». И в таком случае «приватизатору» остается либо пойти вверх по инстанции (пожаловаться на прокурора), либо обратиться в суд.

Как в суде обжаловать отказ в приватизации земли

По факту отказа в приватизации ЗУ необходимо подать исковое заявление в районный суд по местонахождению участка (исключительная подсудность). Иск составляется по правилам ст. 131 ГПК РФ (об этом читайте здесь). Но в теле иска нужно указать:

  • обстоятельства дела – по сути, то же самое, что и при составлении жалобы;
  • ссылка на вынесенный отказ и отсылка к приложениям (решение муниципалитета прикладывается к иску);
  • аргументированная позиция истца, со ссылками на имеющиеся документы и нормы законодательства;
  • конкретные требования о передаче земли в собственность истца.

Важно! К исковому заявлению обязательно прикладываются все документы, связанные с приватизируемой землей.

Почему отказ в приватизации обязательно нужно оспорить

К сожалению, мы живем в несовершенном мире. И за отказом в приватизации ЗУ может стоять вполне приземленный расчет – передать огромную территорию в собственность 3-го лица, которое решит построить на ней очередной жилой комплекс или коттеджный поселок.

Именно поэтому нужно тщательно проверить аргументацию муниципалитета и при наличии малейших нестыковок требовать передачи земельного надела, в том числе и через суд. И лучше доверить это дело юристу, который установит законность вынесенного решения и подскажет, как правильно поступить в сложившихся обстоятельствах. Подробней о юридической помощи в приватизации можно узнать в этом материале.

В связи с частым обновлением законодательства и юридической уникальностью каждой ситуации,
мы рекомендуем получить бесплатную телефонную консультацию юриста. Свой вопрос Вы
можете задать по номеру горячей линии 8 () 555-40-36 или написать его в форме ниже.

Ссылка на основную публикацию