Особенности образования земельного участка путем перераспределения

Статья 22.2. Особенности государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков

Статья 22.2. Особенности государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков

Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 141-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений” Земельный кодекс Российской Федерации (далее – ЗК РФ) и комментируемый закон был дополнен положениями об образовании, разделе, выделе, объединении и перераспределении земельных участков.

Согласно ст. 11.4 ЗК РФ, раздел земельного участка представляет собой образование нескольких участков из одного. При этом первоначальный участок прекращает свое существование.

Раздел земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства, огородничества или дачного строительства либо относящихся к имуществу общего пользования, но при этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.

Объединение в силу ст. 11.6 ЗК РФ подразумевает объединение смежных земельных участков в один. В результате этого образуется один участок, но при этом существование объединяемых смежных земельных участков прекращается. Если они находились в собственности у одного лица, оно является собственником вновь образуемого земельного участка. Если же собственников было несколько, после объединения у них возникает право общей собственности на образуемый земельный участок.

Под перераспределением земельных участков ст. 11.7 ЗК РФ понимается образование из первоначальных смежных участков нескольких других смежных земельных участков. При этом существование первоначальных участков прекращается. Право собственности на вновь образованные в результате перераспределения земельные участки возникает у первоначальных собственников в соответствии с соглашениями между ними об образовании земельных участков.

Еще один способ образования земельных участков – выдел из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, – согласно ст. 11.5 ЗК РФ, если первоначальный земельный участок находился в долевой собственности, допускается выдел земельного участка в случае выдела доли или долей из него. В результате образуются один или несколько земельных участков, но первоначальный земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок). В этом состоит существенное отличие правовых последствий образования участков путем выдела от образования в виде раздела. Во втором случае существование первоначального участка прекращается. При выделе право собственности на новый участок возникает у участника долевой собственности, по заявлению которого осуществляется выдел земельного участка. Но свое право долевой собственности в отношении изначального участка (измененного земельного участка) он теряет. Другие участники долевой собственности сохраняют право долевой собственности на измененный земельный участок с учетом изменившегося размера их долей в праве долевой собственности.

Для раздела и выдела земельных участков установлены следующие условия:

– сохранение категории земли,

– соблюдение минимального размера участка. Так, статья 33 ЗК РФ определяет порядок установления предельных – максимальных и минимальных размеров предоставления участков. Конкретные размеры участков определяются органами местного самоуправления, а так же устанавливаются в соответствии с утвержденными нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией,

– соблюдение правил градостроительной деятельности. Например, если на участке находится один объект недвижимости, раздел которого в натуре невозможен без образования прочно связанных с участком частей объекта, то такой участок неделим. В таких случаях применяются нормы о регулировании правоотношений по поводу неделимого земельного участка между собственниками помещений в находящемся здании (многоквартирный дом, производственные и административные здания и др.);

– отсутствие установленного законодательством запрете раздела земельного участка. Так, например, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ “О крестьянском (фермерском) хозяйстве” при выходе одного из членов хозяйства земельный участок разделу не подлежит.

Во всех случаях образования земельных участков их целевым назначением и разрешенным использованием признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых они образованы путем раздела, объединения, перераспределения или выдела.

В соответствии с комментируемой статьей основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, являются:

1) решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков;

2) соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков;

3) иной документ, на основании которого в соответствии с комментируемым законом и другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков.

Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

Не требуется согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”.

Образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом РФ принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется лицом, с которым заключен такой договор, в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности. Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.

Государственная регистрация прав осуществляется одновременно в отношении всех земельных участков, образуемых при разделе, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков.

Если земельный участок, из которого при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, не был зарегистрирован в установленном порядке, это не является препятствием для осуществления государственной регистрации прав на вновь образуемые земельные участки.

В этом случае одновременно с государственной регистрацией прав на образуемые земельные участки регистрируется прекращение права, ограничений (обременений) права на земельный участок, из которого были образованы такие земельные участки.

Перераспределение земельных участков

Суть правовой категории «перераспределение земельных участков» раскрыта в ст. 11.7 Земельного кодекса РФ. В результате этого юридически значимого события из нескольких ранее существовавших смежных участков образуются новые.

Перераспределение земельных участков: определение, особенности

Элементарной единицей земельного фонда России признается участок земли. Как объект гражданских и земельных правоотношений он обладает такими характеристиками, как границы, площадь, целевое назначение, виды разрешенного использования. Участок не является чем-то неизменным. Он может быть образован, изменен или ликвидирован.

Суть правовой категории «перераспределение земельных участков» раскрыта в ст. 11.7 Земельного кодекса РФ.

В результате этого юридически значимого события из нескольких ранее существовавших смежных участков образуются новые. В такой трансформации может учувствовать неограниченное количество участков. Все они как самостоятельные объекты гражданских прав прекращают существование в связи с образованием новых.

Особенности перераспределения земельных участков таковы:

  • Такого рода трансформации характерна множественность на всех стадиях процедуры. Ситуация, в которой из одного участка образуются несколько, именуется разделением. Если же результатом действий заинтересованных лиц является создание одного участка из нескольких исходных, речь идет об объединении.
  • Как и объединение, перераспределение может касаться исключительно смежных участков. При этом смежными считают соседние участки, часть границ которых совпадает.
  • Количество участков, создаваемых в результате перераспределения, может отличаться от исходного. Но даже если оно совпадает (например, из двух «старых» участков образуются два «новых»), их границы изменятся. Может существенно варьироваться площадь участка.

Перераспределение как способ образования земельных участков

Передел представляет собой один из способов создания участков наряду с объединением, разделением и выделом (ст. 11.2 ЗК РФ).

Суть такой трансформации легче всего уяснить путем сравнения. Перераспределение позволяет добиться того же эффекта, какой имеет последовательное объединение и новый раздел.

Логический объем рассматриваемого понятия таков: перераспределение = объединение + разделение. Однако для заинтересованных лиц перераспределение предпочтительней, поскольку позволяет произвести все необходимые действия (объединение и раздел) в ходе процедур одного цикла.

Если бы законодатель не предусмотрел существование перераспределения, для достижения нужного эффекта правообладателям пришлось бы дважды последовательно проходить все бюрократические процедуры:

  • инициировать принятие административного акта либо заключать сделку (сначала об объединении, позже о новом разделе);
  • разрабатывать проектную документацию и проводить межевание;
  • регистрировать новые участки (сначала объединенный, потом разделенные) в органах ГКН, ЕГРП.

Юридические режимы перераспределения участков, пребывающих в частной и публичной собственности, существенно различаются. Правовым основанием в первом случае признается гражданское соглашение, во втором – административный акт компетентного органа.

Сохранение прав и обременений при перераспределении участков

Возникновение и сохранение права собственности на образуемые при распределении участки осуществляется согласно правоустанавливающему документу (решение компетентного органа либо соглашение частных собственников) и статей 11.4 – 11.7 ЗК РФ. У гражданина, которому исходный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование в результате преобразования, возникает аналогичное право на участок другой площади и конфигурации.

Точно так же обстоит дело с правами наследуемого владения и безвозмездного пользования. Иными словами, при перераспределении объект владения изменяется, а суть права остается прежней.

Сервитуты (право беспрепятственного прохода, проезда, прогона скота, доступа к водоемам) и другие обременения переходят с исходных участков на вновь созданные в прежних границах.

Ст. 11.8 ЗК РФ специально защищает права арендаторов. Согласно предписаниям п. 4 указанной статьи в случае преобразования арендуемых участков, граждане вправе перезаключать договора на прежних условиях без проведения новых торгов, аукционов или конкурсов.

Реализация преимущественного права осуществляется на основании ст. 621 Гражданского кодекса РФ. Необходимость перезаключения арендного договора (невозможность внесения изменений в существующий) обусловлена изменением его предмета.

Цель перераспределения земельного участка

Существует множество разноплановых жизненных ситуаций, в которых необходимо перераспределение земельных участков. Первый вариант: конфигурация и расположение участка усложняют его использование по целевому назначению.

  • неудачная форма, изломанная линия границы;
  • вкрапления/вклинивания смежных участков;
  • логистические сложности;
  • необходимость использования чужого участка для подвода и обслуживания коммуникаций;
  • отсутствие выхода к дорогам общего пользования;
  • неудобный подход/подъезд.

Зачастую собственника устраивает конфигурация участка, однако его площадь является недостаточной. В этом случае можно оформить «прирезку» к участку за счет земель соседа.

Чтобы сделать собственника смежного участка более уступчивым, необходимо предложить ему денежную или иную компенсацию. Договоренность о новом разделе земель и размере доплаты оформляется соглашением.

До недавнего времени по общему правилу перераспределение возможно было только между землями одной формы собственности. В связи с изменениями, внесенными в Земельный кодекс Федеральным законом №171 от 23.06.2014 г., частный собственник участка вправе претендовать на оформление «прирезки» за счет земель, принадлежащих государству или территориальной общине.

В частности, можно оформить самовольно захваченные смежные земли. За их присоединение к существующему участку в местный бюджет вносится плата, порядок расчета которой установлен соответствующим муниципалитетом. В большинстве случаев стоимость «прирезки» оказывается ниже рыночной.

Правила перераспределения земельных участков

Передел осуществляется согласно общим правилам, оговоренным ст. 11.2 ЗК РФ. Специальные нормы применяются в случае, если в процедуре перераспределения задействованы искусственно созданные земли либо в результате перераспределения создаются многоконтурные участки.

Передел осуществляется в процессе землеустройства. С точки зрения заказчика эти работы направлены на установление границ участков на местности, описание их местоположения. В глобальном масштабе землеустроительные мероприятия призваны обеспечить организацию рационального землепользования и охраны земель.

Регламентация землеустройства, помимо ст. 68, 69 ЗК РФ обеспечивается профильным законом №78 «О землеустройстве», множеством правительственных и ведомственных подзаконных актов. Установление границ участка, образованного в результате перераспределения в натуре, выполняется по координатам характерных точек. Сведения о них содержаться в госкадастре недвижимости.

Участки, образованные в результате перераспределения, должны соответствовать общим требованиям, оговоренным ст. 11.9 ЗК РФ. Они касаются:

  • непревышения граничного размера объектов, могущих передаваться в частное владение (устанавливается муниципальными градостроительными регламентами);
  • непересечение границ муниципальных образований, населенных пунктов, лесничеств, территориальных зон;
  • неущемление прав собственников недвижимости, расположенных на исходных участках, а также иных правообладателей;
  • границ и расположения вновь образуемого участка, недопустимости чересполосицы, вкрапливания или иных недостатков, препятствующих рациональному землепользованию.

Распределение земельных участков, находящихся в частной собственности на основании соглашения

На текущий момент перераспределение земельных участков чаще всего регистрируется в отношении частных владений. В результате процедуры у заинтересованных лиц возникают права собственности на преобразованные участки.

Юридическим основанием передела служит соглашение, заключенное между собственниками соседних участков по правилам Земельного кодекса России (п. 2 ст. 11.7 ЗК). Оно может представлять собой:

  • отдельный самостоятельный договор;
  • часть комплексной гражданско-правовой сделки (купли-продажи, мены, дарения).

На соглашения об образовании новых участков путем преобразовании распространяется принцип свободы договора (ст. 421 ГК РФ). При этом договор не может противоречить земельному законодательству и публичному порядку. Его нотариальное удостоверение не является обязательным, может проводиться по желанию и на средства сторон. Сделка вступает в силу при условии ее государственной регистрации в ЕГРП (ст. 164 ГК РФ).

Перераспределение земельных участков муниципальной и частной собственности

Основания передела земель, пребывающих в публичной собственности, оговорены ст. 39.27 ЗК РФ. Допускается перераспределение муниципальных земель и участков:

  • не предоставленных в пользование частным лицам и при этом не обремененных правами сторонних лиц (сервитут не учитывается);
  • предоставленных на одном виде права одному лицу (с его согласия).

Если перераспределение производится на основании проекта межевания, соответствующее соглашение или решение об образовании новых участков должно содержать ссылку на административный акт, которым этот проект утвержден. Если передел проводится согласно схеме расположения участка на кадастровом плане, такая схема прилагается к соглашению либо решению муниципалитета и утверждается им же.

Читайте также:  Существует ли ограниченный срок действия кадастровой выписки на земельный участок

Правовое регулирование передела земель муниципальной и частной собственности между собой претерпело значимые изменения в связи с принятием Федерального закона № 171 от 23.06.14 г. Согласно ст. 39.28 ЗК РФ в действующей редакции, процедура возможна, когда:

  • исходные участки расположены в пределах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии, при условии, что цель передела – приведение границ существующих участков в соответствие с проектом межевания территории;
  • осуществляется приведение границ частных участков в соответствие с ранее утвержденным проектом межевания с целью исправления таких недостатков как чересполосица, изломанность границ, вклинивание, вкрапливание при условии, что после передела площадь частного земельного участка не превысит граничных лимитов;
  • осуществляется перераспределение муниципальных земель и участков, предназначенных для ведения огородничества, садоводства, личного подсобного или дачного хозяйства;
  • преобразование связано с изъятием участков для муниципальных нужд для строительства линейных и других капитальных объектов недвижимости.

Перераспределение земельных участков, находящихся в частной и публичной собственности, подразумевает подписание соглашения. Перераспределение может осуществляться на основании (одно из двух):

  • проекта межевания территории;
  • схемы расположения участка на кадастровом плане.

К соглашению в обязательном порядке прилагается кадастровый паспорт участка. Если передел предполагает увеличение площади земельного участка, находящегося в частной собственности, заинтересованное лицо вносит плату, порядок расчета которой устанавливается муниципалитетом.

Порядок перераспределения земельных участков разных форм собственности: общие положения

Правила и процедура передела земель напрямую зависят от формы собственности. Если исходные участки находятся в частных руках, инициатива может исходить от владельца любого из них. Остальные правообладатели вправе, но не обязаны соглашаться. Споры разрешаются в суде. Процедура переговоров не подвержена бюрократическим формальностям: допустимы официальные письма, устные предложения.

Кадастровые работы по переделу участков частные собственники поручают специализированной организации. На основании полного пакета технической, правоустанавливающей и правоудостоверяющей документацией они обращаются в органы госкадастра и регистрации прав на недвижимость.

Если все преобразуемые участки подведомственны одному органу госвласти или муниципалитету, преобразование происходит по его решению. Он же ответственен за разработку земельно-кадастровой документации, инициацию внесения соответствующих сведений в ГКН, ЕГРП.

Перераспределение земельных участков, распоряжение которыми находится в компетенции нескольких муниципалитетов, происходит по соглашению между ними. Административное соглашение также необходимо, когда перераспределяются земли или участки муниципальной и госсобственности между собой. Документ должен определять:

  • взаимные обязательства по организационному и финансовому обеспечению образования участков;
  • распределение издержек на выполнение кадастровых работ;
  • сведения о правах, возникающих на вновь образуемые участки.

Частные лица, заинтересованные в перераспределении участков с участием муниципальных земель, обращаются в муниципалитеты с заявлением. Если оно не соответствует требованиям, не сопровождено необходимой документацией, документ возвращается заявителю. Если оснований для возврата нет, на протяжении следующих 20 дней компетентный орган рассматривает заявление по сути. Результатом может стать:

  • утверждение схемы расположения участка;
  • согласие на заключение соглашения о перераспределении участков согласно проекту межевания территории;
  • мотивированный отказ.

Регистрация перераспределения земельных участков

Правила кадастрового учета передела участков оговорены 221-ФЗ «О госкадастре недвижимости». Данные, внесенные в госкадастр недвижимости при постановке на учет вновь образуемых объектов, носят временный характер.

Они обретают постоянство с момента госрегистрации прав в ЕГРП. Временные данные аннулируются и исключаются из госкадастра в случае, если преобразуемые участки не были поставлены на учет в ЕГРП на протяжении 2-х лет.

Процедура госрегистрации прав на участки, образуемые при перераспределении, оговорены 122-ФЗ «О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Внесение сведений осуществляется в заявительном порядке, на основании надлежащего пакета бумаг.

Основным правоустанавливающим документом может быть решение административного органа либо соглашение правообладателей. Исключение из реестра сведений о преобразуемых «старых» участках и внесение данных о «новых» вновь созданных проводится при наличии необходимой технической и кадастровой документации.

Отказ в перераспределении земельного участка

Перечень обстоятельств, препятствующих заключению административного соглашения о перераспределении земель муниципальной и госсобственности, оговорен ст. 39.27 ЗК РФ. Это:

  • отсутствие письменного согласия лица, в пользование которого находится один из исходных участков;
  • предусмотрен передел объектов, хотя бы один из которых выставлен на аукцион;
  • в отношении одного из исходных участков принято решение о предварительном согласовании предоставления, и срок его действия не истек;
  • границы исходного участка подлежат уточнению;
  • имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения участка (перечень которых дан в ст. 11.10 ЗК РФ);
  • в отношении одного из исходных участков подано заявление о предоставлении, и оно находится на рассмотрении.

Отказ в перераспределении участков, находящихся в частной и публичной собственности, последует при отсутствии:

  • оснований для передела, исключительный перечень которых содержит ст. 39.28 ЗК РФ;
  • нотариально удостоверенного согласия всех правообладателей.

Отказ ждет частное лицо, обратившееся в муниципалитет за переделом участков в случае, если по его окончании в частных руках окажутся земли и участки:

  • превышающие гранично допустимые размеры;
  • ограниченные в обороте;
  • зарезервированные для публичных нужд;
  • в отношении которых оглашено извещение о проведении аукциона;
  • касательно которых принято решение о предварительном согласовании предоставления или получено заявление по этому поводу.

Отказ в перераспределении может быть дан:

  • если муниципальные земли, которые подлежат передаче в частные руки в ходе передела, могут стать самостоятельным полноценным земельным участком;
  • границы исходного объекта, находящего в частной собственности, подлежат уточнению на основании Закона №221 «О госкадастре недвижимости»;
  • есть основания к отказу в утверждении схемы расположения участка, документ разработан с нарушениями требований к особо охраняемым природным территориям;
  • хотя бы один из образуемых участков расположен в границах территории, касательно которой утвержден проект межевания территории.

Отказ в заключении соглашения о переделе должен быть мотивированным. Примечательно, что отсутствие в госкадастре недвижимости сведений о местоположении земельного участка, находящегося публичной собственности, самого по себе не считается основанием для отказа в перераспределении.

Выполнение кадастровых работ в этом случае обеспечивает заявитель. По решению органа власти он же обращается с заявлением о кадастровом учете.

Перераспределение земельных участков – что это такое?

Перераспределение земельных участков

Перераспределение земельных участков — это определение , относящееся к изменениям границ наделов. Его проводят при объединении участков, изменении их размеров, разделении на несколько собственников. Мы расскажем, что это такое, как провести процедуру и какие особенности в ней есть.

Что такое перераспределение земельных участков

Перераспределение земельных участков — изменение границ смежных наделов с согласия двух собственников, с установлением новых границ. Процедура регламентируется статьей 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации. Закон о перераспределении земельных участков определяет упрощенную процедуру — достаточно заключить соглашение между собственниками смежных наделов и зарегистрировать сделку в местном муниципальном органе, а также поставить новые участки на кадастровый учет.

Согласно классификации, предложенной законодательством, есть три типа возможных изменений границ — с участием собственников:

📍 Юридических и физических лиц. В этом случае нужно заключить соглашение между собственниками наделов и получить разрешение государственных органов.

📍 Муниципальных структур. Этот тип сделок используют только для передачи надела от одного государственного учреждения к другому.

📍 Муниципальных структур и физических лиц. Здесь действует особо жесткий регламент размежевания, а к наделам предъявляется ряд дополнительных требований. Это — исключение из правил, мы расскажем о нем ниже.

ФЗ №344 от 03.07.2016 года внес ряд изменений в регламент процедуры . Основные нововведения:

📎 Все решения по территориям сельских поселений принимаются на уровне местных органов самоуправления.

📎 Если при корректировке границ используются земли сельских поселений, нужно обратиться в администрацию района, к которому территориально относится надел.

📎 С момента перераспределения границ все полномочия по использованию наделов переходят к их владельцам.

В каких случаях возможна процедура перераспределения земель и/или земельных участков

Законодательство предусматривает четкие основания, при которых возможно перераспределение границ земельного участка с изменением площади .

Исключение ломаных границ

Ломаные границы доставляют неудобство собственникам надела и государственным органам. В этом случае происходит перераспределение с сохранением первоначальной ширины участка и выравниваем ломаных границ.

Выделение смежных границ

Перераспределение проводят по программе развития территории, в том числе с землями с недвижимостью или под застройку. Собственники перераспределяют наделы для удобного расположения границ и выполнения требований к строительству дома.

Перераспределение наделов в кооперативе

Чаще всего перераспределение проходит по причине определения четких смежных границ или урегулирования требований и пожеланий владельцев участков ЛПХ, ИЖС.

Вмешательство строительных мероприятий, федеральных программ.

Перераспределение происходит в случае, если в наделах будут проходить строительные работы по федеральным программам — например, прокладка железной дороги, строительство моста, образование водоема.

Частные случаи перераспределения наделов включает в себя другие основания. Собственники могут провести процедуру:

🔹 при объединении нескольких участков, расположенных по соседству, в один надел;

🔹 по решению суда, в случае споров по границам земельных участков;

🔹 при необходимости прокладки коммуникаций по нескольким смежным наделам;

🔹 для соблюдения требований к строительству жилой и нежилой недвижимости;

🔹 при разграничении участков между несколькими собственниками;

🔹 при продаже доли земельного участка, разделяя его на несколько отдельных наделов.

Кому доступна регистрация перераспределения земельных участков

Перераспределение земельных участков между двумя собственниками , одним или несколькими владельцами по статье 11.7 Земельного кодекса доступно только физическим или юридическим лицам. Причем юридические лица могут согласовывать процедуру с физическими и наоборот, юридические лица могут перераспределять наделы с юрлицами, физические — с физическими.

Но в документе есть исключения, согласно которым в сделке может участвовать муниципалитет. Это:

🔻 Образование новых наделов для капитального строительства по статье 49 Земельного кодекса. В этом случае муниципалитет выделяет участки собственникам — чаще всего физическим лицам.

🔻 Перераспределение в рамках Градостроительного кодекса с обязательным развитием территории. В этом случае изменяют границы участков, собственниками которых являются юридические/физические лица и муниципалитет. Участки, которые остались в собственности государства, облагораживают — например, прокладывают асфальтированную дорогу.

Требования к процедуре

Перераспределение земельных участков, находящихся в частной собственности , обязано соответствовать ряду требований. Процедуру можно провести, если она соответствует следующим условиям:

✅ Наделы должны располагаться по соседству, то есть соприкасаться хотя бы в одной точке, в идеале — иметь одну или несколько общих границ.

✅ На земельных участках не должно быть ограничений, арестов, обременений — например, при невыплаченной ипотеке.

✅ Владельцы смежных земель, перераспределение которых будет происходить, согласны со всеми условиями сделки.

✅ Все собственники земельного участка, в том числе супруг владельца, согласны с перераспределением.

✅ Участки, которые участвуют в перераспределении, имеют одинаковое назначение — например, ИЖС.

✅ Наделы расположены в одной территориальной зоне.

✅ На наделах, перераспределение которых будет происходить, выполнено межевание, и собственники имеют все необходимые документы.

✅ Собственники земельных участков предоставили в Росреестр весь пакет документов, составили заявление и оплатили услуги кадастрового инженера.

✅ Процедура не будет затрагивать интересы третьих лиц — собственников других участков, граничащих с вашим.

Если хоть одно из условий не выполнено, государственный орган откажет в проведении перераспределения.

Например: Петя хочет провести перераспределение наделов с соседом, но он — собственник ½ участка. Жена Пети против. Государство откажет в процедуре, потому что не получило согласие всех собственников недвижимости.

Как узнать, кто собственник смежного участка

Если вы хотите провести перераспределение, обязательно предварительно договоритесь с владельцем соседнего участка, который тоже будет участвовать в процедуре. Если не знаете, кому принадлежит надел, запросите выписку из органов государственной регистрации одним из следующих способов :

🔖 Закажите выписку из ЕГРН онлайн, на сайте Росреестра

🔖 Закажите выписку в местном отделении Росреестра или через МФЦ

Получение выписки из государственного реестра облагается пошлиной. Ее размер отличается в зависимости от сведений, которые вы хотите получить. Оплачивать пошлину рекомендуем заранее, если подаете заявление лично, или после подачи заявки, если обращаетесь в Росреестр онлайн.

Как провести процедуру перераспределения границ земельных участков

Заключите соглашение

Встретьтесь с собственником соседнего участка, который тоже будет участвовать в перераспределении. Договоритесь об условиях изменения границ и зафиксируйте их в соглашении. Укажите в документе:

🚩 Информацию о собственниках перераспределяемой недвижимости — фамилию, имя, отчество, серию, номер, дату и место выдачи паспорта гражданина РФ . Если второй собственник — юридическое лицо, укажите учредителей, название организации, данные правоустанавливающих документов.

🚩 Информацию обо всех наделах, которые будут участвовать в перераспределении. Укажите номер кадастрового паспорта, площадь надела, вид участка, сведения о правоустанавливающих документах и свидетельств права собственности .

🚩 Данные об основаниях процедуры. Укажите, на каких основаниях хотите провести перераспределение границ.

В конце документа обязательно поставьте дату и подписи всех сторон сделки с расшифровкой. Также укажите согласие всех собственников участков со сделкой, если один из наделов находится в долевой собственности.

Соберите пакет документов

После заключения соглашения проверьте, все ли документы на месте. Для регистрации сделки в государственных органах вам понадобятся:

📋 Схема участка — ее нужно взять в местных органах самоуправления, в отделе по земельным делам.

📋 Документы, подтверждающие право собственности — выписка из ЕГРН, договор купли-продажи, договор дарения или другие.

📋 Документация на постройки, расположенные на участки — например, план жилого дома.

Приложите заключенное ранее соглашение с собственником другого участка. Каждый собственник, участвующий в сделке, должен предоставить полный пакет документов. Если какой-то собственник действует через посредника, он должен иметь нотариально заверенную доверенность на осуществление подобной сделки с недвижимостью.

Внимание! В государственные органы нужно предоставлять оригиналы документов. Если не хотите или не можете предоставить оригиналы, предъявите копии. Если при подаче документов не возьмете с собой оригиналы, копии должны быть нотариально заверены.

Подготовьте заявление

Соберите необходимый пакет документов и составьте заявление на образование земельного участка путем перераспределения либо изменение границ участков. Укажите в нем:

📒 Данные заявителя — фамилию, имя, отчество, место проживания и данные паспорта.

📒 Кадастровые номера участков, границы которых будут перераспределены.

📒 Данные проекта межевого дела на все наделы, которые участвуют в процедуре.

📒 Список документов, который прилагается к заявлению.

Читайте также:  В какой момент происходит возникновение права частной собственности на земельный участок

Подайте заявление вместе с собранным ранее пакетом документов в местный орган управления. Срок рассмотрения заявления — не больше месяца.

Пригласите кадастрового инженера

Обратитесь в государственные органы, к геодезическим компаниям или частным кадастровым инженером. Обязательно проверьте, есть ли у компании лицензия на осуществление подобной деятельности и есть ли сведения о частном специалисте в федеральном списке на официальном сайте Росреестра.

Кадастровый инженер должен провести целый ряд работ и выдать план с утвержденными изменениями границ. Стоимость его услуг отличается в зависимости от региона, репутации специалиста, объема работ. В среднем она составляет 15 000–50 000 рублей.

Получите постановление

Обратитесь с планом, полученным от кадастрового инженера, в местный орган самоуправления и получите разрешение — постановление — на перераспределение. В постановлении будут указаны данные участков, в границы которых внесены изменения, данные о их собственниках и другая информация. Документ понадобится для регистрации наделов с обновленными данными в государственных органах.

Обратитесь в Росреестр

Возьмите с собой пакет документов:

📁 план с утвержденными изменениями границ земельных участков, полученный от кадастрового инженера;

📁 постановление о перераспределении земельных участков, полученное в местном органе управления;

📁 свидетельства о праве собственности на наделы и документы на земельные участки.

Оплатите государственную пошлину за перерегистрацию наделов и внесение изменений в сведения. Для физических лиц она составляет 2 000 рублей, для юридических — 22 000 рублей. Пошлину должны оплачивать оба участника сделки — собственники наделов.

Напишите заявление о внесении изменений в сведения, передайте специалисту Росреестра оригиналы или нотариально заверенные копии документов. Следите, чтобы в документах не было помарок, ошибок, исправлений, иначе такие документы не примут к рассмотрению.

Получите документы

Сроки внесения изменений и выдачи новых документов могут отличаться в каждом регионе, в среднем они составляют 1–2 недели. За это время государственный орган:

📌 сформирует протокол об образовании новых земельных наделов;

📌 присвоит индивидуальные номера каждому вновь образованному участку;

📌 оформит кадастровый паспорт на каждый надел;

📌 поставит земельные участки на учет в ЕГРН, внесет изменения;

📌 оформит выписку из ЕГРН.

Выписка из ЕГРН с печатью и подписью сотрудника Росреестра послужит документом, который подтверждает право собственности. Остальные бумаги — кадастровый паспорт — понадобятся при любых сделках с недвижимостью в дальнейшем.

Срок проведения сделки может отличаться в каждом регионе. В среднем он превышает 2 месяца. Если органы Росреестра или местного самоуправления намеренно «затягивают» проведение процедуры или отказывают в перераспределении без видимых причин, обратитесь в суд.

Плата за перераспределение земельных участков

Закон о перераспределении земельных участков гласит, что в случае с расширением границ надела процедура проходит на возмездной основе. Выгодоприобретатель — тот, надел которого в результате увеличивается, чаще всего это заявитель — должен заплатить за полученную землю. Сумма оплаты рассчитывается по следующей формуле:

📱 15% от кадастровой стоимости прирезаемого земельного участка, если размеры вашего надела не выходят за установленные государством нормативы;

📱 100% кадастровой стоимости, если размер вашего надела выше норматива, установленного государством, более, чем на 10%.

Чаще всего оплату требуют при перераспределении двух участков — муниципалитетного и частного. В этом случае физическое лицо, если он инициировал процедуру, платит государству. Если сделка проходит между физическими лицами, инициатор платит государству пошлину, второму участнику сделки — сумму, оговоренную заранее.

Порядок перераспределения земельных участков без изменения площади не предусматривает оплаты. Если участок не увеличивается, нужно будет заплатить только государственную пошлину.

Причины отказа в перераспределении земельных участков

Государственные органы могут законно отказать в проведении процедуры. Основные основания для отказа :

🔹 Один из собственников участка, участвующего в сделке, не согласен с перераспределением, или с процедурой не согласен собственник одного из наделов.

🔹 На наделе, который хотят перераспределить, есть здания, которые принадлежат органу местной власти или государству.

🔹 В отношении участков установлены ограничения — например, наложен арест или обременение.

🔹 Надел имеет муниципальную, государственную бронь или выставлен на аукцион.

🔹 Земельный участок, в котором заинтересован заявитель, подлежит передаче третьим лицам по приоритетному праву.

🔹 В результате процедуры будет превышен максимально допустимый размер участка.

🔹 Надел относится к категории земель с ограниченным оборотом либо назначения участков не совпадают.

🔹 Заявитель не предоставил полного пакета документов либо сведения в них неверны.

🔹 В результате процедуры будут изменены границы участков третьих лиц, которые не давали согласия на перераспределение.

🔹 Границы участков не соприкасаются друг с другом, либо наделы находятся в разных территориальных зонах.

Если заявитель устранит суть претензий — например, проведет межевание или снимет обременение с надела — он сможет снова обратиться в местный орган управления с заявлением.

Перераспределение позволяет изменить параметры наделов по упрощенной схеме — например, сделать так, чтобы из двух получилось три , или один участок увеличился, а другой — уменьшился. У процедуры есть множество тонкостей и нюансов: лучше обратиться к профессионалам, чтобы ускорить процесс и избежать фатальных ошибок.

Особенности образования земельных участков путём перераспределения

Образование земельных участков путем перераспределения, как показывает практика, наиболее часто бывает востребовано в случаях, когда у владельца земельного участка имеется желание «прирезать» к своей земле часть иного земельного участка, находящегося в собственности иного владельца, например у государства или муниципалитета. Хотя это далеко не единственный случай.

Его применяют, когда требуется узаконить самозахват земли, а также часто используют как один из методов урегулировать конфликты между соседями и найти оптимальное решение земельных споров. Но, в любом случае суть перераспределения остается одинаковой — это образование из первоначальных смежных участков несколько других смежных земельных участков путем их разделения или объединения.

Однако само понятие «перераспределение земельных участков» не просто словообразовательная форма, обобщающая такие действия как «объединение земельных участков» или «раздел земельного участка». И в этом заключается основная особенность образования земельных участков путем перераспределения.

Перераспределение как один из способов образования земельных участков

Долгое время термин «перераспределение земельных участков» имел совсем иное значение. Еще в 1991 году Указом Президента РФ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» было определено, что те земельные участки, которые остались после бесплатной передачи земель коллективам колхозов, кооперативов, акционерным обществам и т. д. включались в фонды перераспределения земель.

И хотя создание фонда перераспределения земель предусматривается Земельным кодексом России и в настоящее время, но к вопросу образования земельных участков он не имеет никакого отношения.

В настоящее время, как гласит ЗК ФР, перераспределение земельных участков является одним из способов образования земельных участков, наряду с иными способами, такими как объединение, разделение или выдел. Именно он позволяет, в рамках одной процедуры, добиваться того же эффекта, что и выполнение ряда последовательных действий, которые приходилось делать ранее.

Конкретный пример. Вы имеете желание прирезать к своей земле часть муниципальной территории. Раньше требовалось сначала провести процедуру объединения земельных участков, а затем провести процедуру разделения земельных участков. Пришлось бы дважды проходить все бюрократические мытарства (сначала об объединении, затем о новом разделе), дважды оплачивать необходимые кадастровые работы и проводить межевание, оформлять права собственности, регистрировать новые участки в ЕГРН и т. д. Представьте, какой ад пришлось бы вам пройти, если бы таких участков было не два, как в примере, а три или более.

Перераспределение земельных участков, позволяет вам провести все необходимые мероприятия в рамках одного цикла.

Запрет на перераспределение земельных участков

Перераспределение границ невозможно применять по отношению к участкам, которые:

  • находятся под судебным арестом;
  • не прошли кадастровый учёт;
  • не являются смежными;
  • не относятся к одной категории земель.

Порядок оформления перераспределения земельных участков, находящихся в частной собственности

Убедившись, что перераспределяемые земельные участки не относятся к категориям, в отношении которых процедура перераспределения запрещена, от вас потребуется:

  • заранее договориться с владельцами смежных земель о перераспределении, можно в устной форме;
  • обратиться в геодезическую компанию, провести межевание земельных участков для установления новых границ;
  • посетить местную администрацию и подать заявление о перераспределении границ;
  • дождаться получения решения по утверждению плана землевладений с зафиксированными изменениями;
  • поставить землю с измененными границами на кадастровый учет;
  • получить кадастровый паспорт с новыми утвержденными границами.

Порядок оформления перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

  • подать заявление об увеличении площади участка путём перераспределения в орган исполнительной власти для его рассмотрения
  • при положительном решении, пригласить кадастрового инженера для изменения земельных границ;
  • поставить землю с измененными границами на кадастровый учет;
  • обратится за получением кадастрового паспорта с новыми утвержденными границами.

Как видите, есть и сходство и небольшие отличия, которые вносят свои особенности.

Сходство

Главное сходство в том, что обоих случаях по результатам кадастровых работ составляется межевой план, который требуется предоставить в орган кадастрового учета.

Различия

  • при перераспределении земель, находящихся в частном владении с землями муниципальной или государственной собственности к основному пакету документов обязательно должна быть приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории;
  • различаются сроки проведения процедуры и ее оплаты. Так, для частной собственности цена устанавливается на договорной основе, в другом случае цена назначается уполномоченным органом власти;
  • различается очередность подачи заявления о перераспределении: в случае частной собственности заявление подается после проведения кадастровых работ, а с землями государственной и муниципальной собственности заявление подается до проведения кадастровых работ.

В завершение хочется отметить, что так называемые прирезки могут помочь устранить недостатки землевладения такие как вытянутость, изломанность границ или вкрапливание. Вы получаете увеличение своего участка, устраняете режущие глаз неудобства, улучшаете коэффициент компактности. Но и муниципалитеты внакладе не остаются. Они получают пополнение бюджета в виде разовой продажи участков земли и ежегодных земельных налогов.

Конечно, бюрократия еще долго будет пугать наших сограждан. Но это не повод отказывать себе в улучшении жизни. Расширяйте свои владения, улучшайте условия и не пренебрегайте помощью земельных юристов. Тогда оформление земельных участков будет приносить вам радость, а не головную боль.

Порядок перераспределения земельных участков с 1 января 2020 года

Земельные участки, в соответствии со ст.11.7 Земельного кодекса могут быть перераспределены между собственниками. В статье подробно разберем, какой существует порядок перераспределения земельных участков с 1 января 2020 года.

Правила образования земельных участков в 2020 году

В соответствии с земельным кодексом (ст.11.2) существует несколько способов возникновения новых земельных наделов. Вот так звучат общие правила образования земельных участков, в 2020 году:

  • Выдел одного, или наоборот, объединение нескольких участков
  • Перераспределение земельных участков
  • Раздел (один участок делится на несколько)

Но мы остановим свое внимание на образовании земельных участков путем перераспределения. Уточним какова процедура и порядок перераспределения земельного участка в 2020 году. Также выясним куда стоит обращаться и какие документы следует собрать.

Когда возникает необходимость перераспределения земельных участков?

Необходимость в перераспределении земельных участков возникает по разным причинам. Чаще всего, собственник обращается по этому вопросу тогда, когда возникает проблема, которую удобно решить путем перераспределения земельных участков. Например, изломанная линия границы; вклинивания смежных участков; подвод коммуникаций; неудобный подход или подъезд; дом, который уже построен выходит за предельно допустимые границы от забора. Ведь по сути – перераспределение площади земельных участков – это процедура их объединения, а затем раздела. То есть, перераспределение создано для удобства собственников, чтобы исключить дополнительную волокиту с документами.

Собственник земельного участка, может путем перераспределения земельных участков осуществить прирезку земельного участка за счет смежных земель и увеличить свою площадь.

Особенности перераспределения земельных участков с 1 января 2020 года

Какие существуют особенности перераспределения земельных участков с 1 января 2020 года? По закону нельзя перераспределить дачные участки. Но это связано лишь с тем, что понятие дачный участок с 2019 года упразднили и заменили на садовый участок. Другие новшества в законодательстве касаются общих изменений в системе кадастра. Они связаны со вступлением в силу с 16.09.2019 закона 150-ФЗ (от 17.06.2019), который предусматривает новый порядок комплексных кадастровых работ для согласования границ земельных участков СНТ, территорий общего пользования и прочих участков, находящихся в собственности граждан. Что же получается в результате перераспределения земельного участка между собственниками? Все просто – возникает новый участок (участки), с другими координатами и площадью. Насчет кадастрового номера – будет ли он изменен или нет, это решит кадастровая палата.

Порядок действий при перераспределении

Для начала собираем комплект документов. Чтобы выяснить, какие именно документы понадобятся для перераспределения земельных участков именно в вашем случае, следует обратиться в органы местной власти. Статья 39.29 Земельного кодекса гласит, что для перераспределения земельных участков нужно заключить соглашение между собственниками, в целях заключения которого подается заявление.
Заявление о перераспределении земельных участков
Заявление типовое, заполняется легко. Примерную форму можно найти на просторах интернета, однако лучше поинтересоваться в местных органах власти, какой бланк заявления принят в вашем муниципалитете, так как форма заявления не является общепринятой. Также заявление можно подать через госуслуги или по почте.
В заявлении обязательно должно быть указано:

  • ФИО, адрес, паспортные данные (для физ.лиц)
  • Наименование и реквизиты (для юр.лиц)
  • Кадастровые номера участков

Неотъемлемой частью заявления будет пакет документов, необходимых при перераспределении между земельными участками:

  • выписка из ЕГРН, либо копии документов о собственности или ином правообладании на землю
  • проект межевания территории
  • схема расположения земельного участка (если нет проекта межевания)
  • выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (для юридических лиц).

Это не исчерпывающий список документов. При перераспределении земельных участков, находящихся, в частной собственности или в государственной собственности, могут понадобиться еще какие-нибудь уточняющие документы, все зависит от индивидуального случая.

Сроки рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков

В соответствии со ст.39.29 (п.8) Земельного кодекса срок рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков составляет 30 рабочих дней.
Этот срок может быт увеличен до 45 рабочих дней в случае, если для рассмотрения заявления требуется получить дополнительную документацию или материалы.
Если же заявление подано с нарушениями (в комплекте не хватает документов, подано в иной орган) – тогда оно возвращается в течение 10 дней со дня поступления.
Рассмотрев заявление о заключении соглашения о перераспределении земель администрация принимает одно из следующих решений:

  • Утвердить схему расположения, либо основываясь на утвержденный проект межевания дать положительный ответ на подписание соглашения о перераспределении земельных участков;
  • Отказать в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, указав при этом законные причины.
Читайте также:  Основные правила межевания дачного участка

Если заявление рассмотрено, и дан положительный ответ, тогда следующим шагом будет Соглашение о перераспределении земельных участков.
Соглашение о перераспределении земельных участков заключается обязательно в письменном виде – это добровольное желание сторон с подробным описанием способов и мотивов перераспределения.
Соглашение составляется между заинтересованными собственниками участков. Собственниками могут выступать как частники, так и государство или муниципалитет.

Кто оформляет перераспределение земельного участка

Мы выяснили, что для перераспределения земельных участков требуется ряд документов. А кто оформляет перераспределение земельного участка? Порядок перераспределения земельных участков предполагает участие не только собственников земель, в том числе муниципальных, государственных органов, но других структур и лиц. Так, в результате перераспределения готовится межевой план, право подписи которого принадлежит только зарегистрированному кадастровому инженеру, кроме того, кадастровый инженер дает консультации и оказывает помощь как на этапе подготовки документов (схем, проектов), так и после заключения соглашения.

Для того, чтобы оформить межевание следует выбрать кадастровую компанию или кадастрового инженера в своем регионе. Мы подготовили для этого бесплатный и удобный онлайн сервис – калькулятор цен на кадастровые услуги, с помощью которого можно выбрать исполнителя кадастровых работ.
Диск с межеванием, а также пакет документов для регистрации вновь созданных перераспределенных земельных участков, передается в местный МФЦ, для последующей регистрации в органах Росреестра.
Когда вновь созданные участки будут поставлены на кадастровый учет, тогда старые прекратят свое существование.
Таким образом, за счет перераспределения земельных участков возможно увеличение или уменьшение площади таковых. Увеличение площади (прирезка земельного участка) может быть как за счет государственных (муниципальных) земель, так и за счет частной собственности. Как правило, при таком раскладе, в соглашении обычно прописывается денежная компенсация.

Особенности образования земельного участка путем перераспределения

Перераспределение земельных участков – это один из способов образования земельных участков, закрепленных в пункте 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ).

В результате перераспределения земельных участков из нескольких смежных земельных участков образуется несколько других земельных участков, а существование исходных участков прекращается.

При перераспределении участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков Земельное право: Учебник. / Под ред. С.А. Боголюбова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2013. – С. 283..

Площадь образуемых земельных участков при перераспределении (по соглашению сторон) может отличаться от площади земельных участков, из которых они образованы Корнеев А. Л. Некоторые вопросы образования земельных участков / А. Л. Корнеев // Экологическое право. – 2012. – № 5. – С. 38-43..

В каких же случаях возникает необходимость в процедуре перераспределения земельных участков? Это могут быть самые различные жизненные ситуации, когда существующая конфигурация смежных участков больше не удовлетворяет потребностям владельцев (соседей). Например, предположим по границе, образованной характерными точками 1-3, муниципалитет провел коммуникации (ЛЭП, газопровод, водопровод и т.д.). В этом случае, для доступа к коммуникациям владельцу земельного участка 1 придется проводить их на свой участок через земельный участок 2 (с установлением сервитута в отношении последнего). Если участки принадлежат разным собственникам – это усложняет взаимоотношения соседей, а если это инвестиционные участки и предназначены для продажи, то стоимость участка 1 будет существенно ниже второго. При перераспределении, путем изменения конфигурации (новая граница обозначена пунктиром), данная проблема легко решается и владельцы участков обеспечены возможностью независимого подключения к коммуникациям с минимальными затратами.

В большинстве случаев поставленную задачу можно разрешить путем объединения земельных участков и дальнейшего раздела в нужной конфигурации (трасформируя права собственников в долевую собственность и обратно).

Однако процедура перерераспределение земельных участков позволит избежать дополнительных временных и финансовых затрат, решая задачу изменения конфигурации смежных земельных участков значительно проще.

Перераспределение земельных участков не допускается, если образование новых участков приводит к нарушению требований к образуемым земельным участкам. Никаких иных ограничений, кроме вышеуказанных, в том числе в части изменения площадей образуемых земельных участков, законом не установлено Земельное право: Учебно-методический комплекс. / Нецветаев А.Г. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2013. – С. 97..

Как и в иных случаях образования новых земельных участков из существующих, образование земельных участков путем перераспределения допускается только при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков Современные проблемы земельного права: учебное пособие./ С.А.Липски – М.: ГУЗ, 2013 – 144 с.. Вместе с тем, с учетом новой редакции Требований к подготовке межевого плана Аликиева А.М. Земельное право : учеб. пособие / А.М. Аликиева ; Рос. Федерация, М-во образования и науки, Федер. агентство по образованию, Тюмен. гос. ун-т. – Тюмень : Истина, 2009. – 350 с., для осуществления государственного кадастрового учета такое согласие (как и соглашение собственников о перераспределении земельных участков) представлять нет необходимости.

Особенности перераспределения земель сельскохозяйственного назначения.

Проект территориального землеустройства в виде проекта перераспределения сельско-хозяйственных угодий составляется в случае перераспределения земель, используемых СХО или находящихся в общей долевой собственности.

Содержание проекта — в проекте предусматривается:

– определение (уточнение) размера земельной доли;

– определение (уточнение) границ земель фонда перераспределения;

– определение (уточнение) границ земель, являющихся собственностью СХО;

– определение (уточнение) границ земель, находящихся в общей долевой собственности;

– определение на землях, находящихся в общей долевой собственности, границ земель, переданных собственникам земельных долей на различном праве СХО или др.

– юридическим лицам и гражданам, а также границ невостребованных земельных долей;

– составление схем раздела массивов сельско-хозяйственных угодий, передаваемых (переданных) в общую долевую собственность, на которых отображаются проектное местоположение границ земельных участков, их нумерация и при необходимости, положение полевых дорог и защитных лесных полос относительно проектируемых границ земельных участков.

Кроме этого, может предусматриваться:

1. закрепление определенных массивов сельско-хозяйственных угодий за определенными собственниками земельных долей;

2. установление последовательности предоставления в счет земельных долей запроектированных земельных участков в массивах сельско-хозяйственных угодий;

3. передача в собственность граждан и юрлиц угодий, выбывших из сельско-хозяйственных использования;

4. передача в собственность земельных участков, полученных в счет имущественных паев.

В СОСТАВ ПРОЕКТА ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ включаются: пояснительная записка; проектный план; экспликации земель; список собственников земельных долей.

СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ: Сведения о землях территории до проведения землеустройства (кому и на каком праве принадлежит участок, его правовой режим, площадь, экспликация земель, качественные характеристики сельско-хозяйственных угодий, наличие ограничений в использовании). Цель проведения землеустройства. Обоснование проектных решений.

В составе земель сельскохозяйственных предприятий к концу 2013 г. насчитывалось около 12 млн. собственников земельных долей, на которые приходилось 99,7 млн. га сельскохозяйственных угодий, в т. ч. невостребованных 24,9 млн. га. Средний размер земельной доли в РФ менее 10 га. Из общей площади земельных долей, которыми распорядились, 91,9 % передано сельскохозяйственным предприятиям на различном праве.

Собственникам земельных долей предоставлены широкие возможности. Они имеют право:

— распорядиться земельной долей, получив свидетельство на право собственности;

— передать земельную долю по наследству;

— использовать земельную долю (с выделением земельного участка в натуре) для ведения крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства;

— продать земельную долю;

— подарить земельную долю;

— обменять земельную долю на имущественный пай или земельную долю в другом хозяйстве;

— передать земельную долю (с выделением земельного участка в натуре) в аренду крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства;

— передать земельную долю на условиях договора ренты и пожизненного содержания;

— внести земельную долю или право пользования этой долей в уставный капитал или паевой фонд сельскохозяйственной организации Савенко Г. В. О некоторых вопросах землеустройства и кадастровой деятельности в процессе выделения земельных участков в счет земельных долей / Г. В. Савенко, В. М. Столяров // Право и экономика. – 2013. – № 3. – С. 44-50..

Включение земельных долей в земельный оборот нарушило экономику, организацию производства и территории почти каждого сельскохозяйственного предприятия. Это требует проведения комплекса землеустроительных работ по наведению порядка в распоряжении земельными долями, использовании земель и отводе их в натуре.

Одним из основных видов землеустроительных работ на территории сельскохозяйственных предприятий, которыми используются земли, имеющие различный правовой статус, будет являться установление местоположения и границ земельных массивов, соответствующих по площади земельным долям.

К этим земельным долям относятся:

– выкупленные сельскохозяйственной организацией как юридическим лицом и перешедшие в ее собственность;

– внесенные в качестве вклада в уставной (складочный) капитал или паевой фонд сельскохозяйственной организации без права изъятия земельной доли в натуре при выходе из состава этой организации;

– внесенные в качестве вклада в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации с правом изъятия земельной доли в натуре по истечении срока, на который земельная доля была передана для использования;

– переданные сельскохозяйственной организации для использования на праве аренды;

– зарегистрированные собственниками, которые пока не приняли конкретного решения по распоряжению земельной долей;

– невостребованные собственниками, в том числе переданные для использования сельскохозяйственными организациями с их согласия и включенные в фонд перераспределения;

– выкупленные органами местного самоуправления для использования при расширении личного подсобного хозяйства.

Во всех случаях, при проведении землеустроительных работ с земельными долями следует избегать чрезмерного дробления земельных массивов, выделяемых под земельные доли, что в дальнейшем неминуемо приведет к необходимости осуществления мер по их консолидации (объединению).

В случае, если земельными собственниками принято решение о выделении земельных долей на местности, с целью снижения ущерба от дробления массивов земель при составлении проектов землеустройства необходимо осуществить следующие решения.

1. Земельные участки собственников земельных долей надо проектировать правильной формы, по возможности прямоугольными, с параллельными длинными сторонами. По отношению к рельефу местности, длинные стороны участков следует размещать поперек склона во избежание концентрации водного стока вдоль границ участков.

2. В равнинной местности при однородном почвенном покрове земельные участки необходимо размещать в виде прямоугольной сетки границ с выходом коротких сторон этих участков на магистральную дорогу. Ширина магистральной дороги должна обеспечивать свободный разъезд двух машин и проезд достаточно громоздкой сельскохозяйственной техники и может доходить до 6 м. Остальные межучастковые дороги проектируют шириной 3-4 м. Во всех случаях к каждому земельному участку должен быть обеспечен удобный подъезд Сыродоев Н. А. Земельное право / Н. А. Сыродоев. – М. : Проспект, 2011. – 368 с. .

3. На массиве, подлежащем разделению на земельные доли в районах ветровой эрозии, следует предусматривать совмещение границ земельных участков с продольными и поперечными лесными полосами для защиты пашни от дефляции.

Поперечные лесополосы при этом располагают поперек направления господствующих ветров с расстоянием между ними 400-600 м, а продольные лесополосы – вдоль направления ветров с расстоянием 1500-2000 м.

4. При выделении земельных массивов, подлежащих разделу на земельные доли, в проектах землеустройства надо обеспечить соответствие качества выделяемых земель желаемой специализации (структуре посевных площадей), устанавливаемой земельными собственниками. Для этого все разделяемые земельные массивы должны быть оценены по своим агроэкологическим свойствам, по пригодности возделывания различных сельскохозяйственных культур или их групп. Только после этого следует приступать к отводам земель.

5. Для предотвращения появления раздробленности земельных угодий, ухудшения использования земель, остающихся в неделимых фондах или коллективной собственности, а также в целях планирования и поэтапного отвода земельных долей в натуре их собственникам, в проектах землеустройства необходимо предусмотреть выделение земельных массивов, подлежащих первоочередному разделу.

Эти массивы должны отвечать следующим требованиям:

– иметь удобный подъезд;

– не отличаться по качественному состоянию, плодородию, мелиоративному и культуртехническому обустройству в ту или другую сторону от остальных земель сельскохозяйственного предприятия;

– при изъятии от хозяйства и разделении на земельные доли данный массив не должен способствовать появлению недостатков землепользования (вклиниваний, вкрапливаний, дальноземелья, чересполосицы);

– соответствовать по своим качественным характеристикам специализации вновь образуемых хозяйств.

6. При разделении массивов на участки собственников земельных долей необходимо предусматривать возможность их последующего объединения в различные хозяйственные образования, совместного осуществления полевых работ. присоединения рядом расположенных участков с целью восстановления и перехода к крупному производству, а также проведения комплекса мелиоративных, природоохранных и противоэрозионных работ всеми земельными дольщиками.

7. Для того, чтобы не дробить и не расчленять земельные массивы сельскохозяйственных предприятий и создать наилучшие условия выделяющимся собственникам земельных долей, нужно обеспечить выполнение следующих правил:

– выделять земельные доли в натуре, преимущественно группам желающих, чтобы обеспечить занятие всего массива, подлежащего разделению (в противном случае из-за появляющихся неудобств в обработке, проезде незанятые земли могут выйти из оборота);

– начинать выделение земельных долей единичным собственникам, если не собралась их группа, не от центра массива, а от его периферийной части, чтобы обеспечивалась компактность расположения неразделенных участков;

– запрещать выделение земельных долей в натуре, если нет проектов землеустройства на всю территорию реорганизуемого хозяйства и при отсутствии ТЭО (бизнес-плана) на использование испрашиваемого участка земель;

– запрещать строительство на земельном участке при отсутствии необходимых коммуникаций и, прежде всего, водоснабжения, энергообеспечения Земельное право и проблемы правового регулирования использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения: Учебное пособие. / Липски С.А. – М.: ГУЗ, 2011. – С. 419..

В итоге с точки зрения эффективности землеустройства и организации производства сельскохозяйственных предприятий, выделение земельных долей в натуре нанесет большой ущерб использованию земель и экономике агропромышленного комплекса страны.

Поэтому при разрешении проблем, связанных с распоряжением земельными долями, следует по возможности избегать выделения земельных долей в натуре, а стараться создавать такие организационно-правовые формы СХО, которые будут способствовать консолидации земельных долей и препятствовать появлению парцеллярного малоэффективного земледелия.

Ссылка на основную публикацию