Ответственность за нарушение вида разрешенного использования земельного участка в 2020 году

Закон О Изменении Вида Разрешенного Использования Земельного Участка 2020

Как изменить вид разрешенного использования земельного участка

Административный регламент устанавливает перечень документов, которые должны подаваться вместе с заявлением на изменение вида разрешенного использования надела. Категория участка земли может повлиять на количество документов, которым потребуется расширить вышеперечисленный перечень.

  • осуществления с/хозяйства (производства с/х продукции) с возможностью возведения помещений, требуемых для переработки, а также хранения выращенной продукции;
  • ЛПХ;
  • организации садоводства и огородничества;
  • крестьянско-фермерской деятельности;
  • ИЖС с правом строительства частного жилого дома определенных параметров.

Виды разрешенного использования земельного участка — классификатор в 2020 году

Все ВРИ перечислены в специальном Приказе Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540. Классификатор видов разрешенного использования земельного участка в 2020-2020гг. применяется наряду с Земельным кодексом, Градостроительным кодексом и еще рядом нормативных документов, так как сам классификатор представляет собой лишь перечень ВРИ. Читайте обзор документа — полный текст Классификатора можно скачать ниже по ссылке.

Фонд земель в РФ не является единым, земли разбиты на участки, есть деление по категориям. Кроме того, у каждого участка есть вид разрешенного использования (ВРИ) и даже не один. Этот термин определяет более точное, чем категория (которых всего 7), целевое назначение объекта. То есть, в нем указано, какая деятельность может осуществляться на участке, ведь например, нельзя на любом месте построить магазин или создать новое домовладение.

Как изменить вид разрешенного использования земельного участка

В соответствии с Земельным (ст. 1, 7) и Градостроительным Кодексом РФ (ст. 37), вы можете выбрать любой, из предусмотренных видов разрешенного использования для земельного участка и расположенного на нем здания, самостоятельно и без дополнительных разрешений и согласований. Из 37 статьи Градостроительного кодекса РФ следует, что при соблюдении технических условий, можно изменить вид разрешенного использования с одного на другой.

  • Заявление установленного образца (выдает Росреестр);
  • Копию Правил Землепользования и застройки с указанием возможного вида разрешенного использования для данной территории (где взять писал выше);
  • Декларацию о выбранном виде разрешенного использования земельного участка в виде, как указано в Правилах Землепользования и застройки.

Порядок изменения вида использования земельного участка

В общем случае заявление и все приложения к нему в администрацию подает сам землевладелец. Однако с его согласия это могут сделать доверенное лицо (при наличии нотариально заверенной доверенности), а также арендаторы. Документы можно отправить и Почтой России.

С момента, когда администрация направляет в Росреестр сведения о принятом решении об изменении ВРИ, в отношении какого-либо земельного участка, должно пройти не более 15 дней до внесения изменений в ЕГРН. Этот регламент принят в отношении межведомственного информационного взаимодействия. Далее закон отводит только 5 дней на то, чтобы уведомить о внесении изменений правообладателя. Уведомление отправляется по известному адресу (электронному или обычному), согласно Приказу №173 от 25.03.2016 г. Минэкономразвития России, а также ст. 34 ФЗ №218.

Порядок изменения вида разрешенного использования земли

Чтобы процедура прошла быстро, необходимо заблаговременно подготовить необходимый пакет бумаг. Список этот достаточно большой, причем помимо основных документов в каждом отдельно взятом муниципалитете он может быть увеличен. Прежде чем подавать бумаги, соответственно, лучше получить полный перечень документов, чтобы затем не терять время. В обязательном порядке должны присутствовать:

Чаще всего пакет документов собирает и подает сам землепользователь, нередко от его имени выступают юристы или другие лица, действующие по доверенности. Помимо личной подачи документов, сделать это можно по почте. Получив документы, специалисты администрации выдают расписку в получении, в которой перечисляются все полученные документы. Хотя законом не предусмотрена госпошлина, в некоторых муниципалитетах за смену ВРИ могут потребовать некоторую сумму в пользу бюджета.

Закон О Изменении Вида Разрешенного Использования Земельного Участка 2020

После того, как решение о смене ВРИ было принято и составлены соответствующие документы, требуется внести поправки в документацию, касающуюся кадастрового учета надела. Для этого от собственника участка потребуется собрать пакет необходимой документации и обратиться в Росреестр. Сейчас такую заявку можно подать через официальный сайт ведомства. Потребуются следующие бумаги:

Когда мужчина обратился в администрацию, ему предоставили пояснение о правомочности такого пересчета согласно ст. 391 НК РФ. Вместе с тем Константин посчитал, что такое увеличение стоимости излишне и обратился с жалобой в Росреестр, где руководствуясь ч. 2,3 ст. 24.18 ФЗ-135 от 29.07.1998 отстоял свою позицию. В итоге было вынесено решение о пересчете кадастровой стоимости надела в меньшую сторону.

Ответственность за нарушение вида разрешенного использования земельного участка в 2020 году

Судебная практика по делам о несоответствующей законам реализации земельного участка обладает достаточно противоречивыми свойствами. Подобное связано в первую очередь с тем, что истцам зачастую сложно обеспечить разбирательство необходимыми доказательствами по факту выявленных нарушений (как пример: участок, предназначенный под ИЖС, используется для получения предпринимательской прибыли).

С начала 2015 года все подобные виды рассматриваются и утверждаются лишь Классификатором. До этого такую власть могли применять и органы местного самоуправления. Но вследствие их деятельности произошло существенное расширение вариантов по содержанию правовых режимов в отношении земли, что повлекло за собой возникновение неточностей и путаницы.

Порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка

Выбор способа зависит от наличия установленных Правил землепользования и градостроительных регламентов, а также отношение участка к той или иной группе. Если все документы приняты и действуют, а желаемый вид входит в число основных, то действовать нужно через Росреестр. При замене основного вида на условно разрешённый единственный способ узаконивания – проведение публичных слушаний.

До 2015 года их определение было отдано на откуп муниципалитетам, решения которых влияли на стоимость объектов. Затем был принят общий классификатор, обязательный для использования. Такое правило введено в 2015 году. Документ перечисляет только основные ВРИ. В 2017 году действует Классификатор ВРИ ЗУ 2017.

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков (ВРИ)

Территория страны разделена на определенные категории земель и виды разрешенного использования участков. Эти два понятия направлены на установление функционального значения определенной территории. Деление имеет юридическую силу и закреплено в земельном законодательстве. Цель создания классификации – сохранение свойств земельных участков.

  • Документы, удостоверяющие личность заявителя. Если собственников несколько, то паспорта всех;
  • Доверенность, если один из собственников действует через доверенное лицо;
  • Нотариально оформленное согласие на изменение целевого назначения участка;
  • Кадастровая документация на участок (паспорт и план);
  • Выписка из реестра недвижимости;
  • Документ, на основании которого осуществляется владение землей (аренда, купчая, дарственная и т.д.);
  • Заявление.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка 2020 крым

С момента, когда администрация направляет в Росреестр сведения о принятом решении об изменении ВРИ, в отношении какого-либо земельного участка, должно пройти не более 15 дней до внесения изменений в ЕГРН. Этот регламент принят в отношении межведомственного информационного взаимодействия. Далее закон отводит только 5 дней на то, чтобы уведомить о внесении изменений правообладателя. Уведомление отправляется по известному адресу (электронному или обычному), согласно Приказу №173 от 25.03.2020 г. Минэкономразвития России, а также ст. 34 ФЗ №218.

Однако существуют способы изменить ситуацию. В принципе это возможно осуществить, изменив целевое назначение земель либо их ВРИ. Второй способ имеет преимущество благодаря относительной простоте исполнения. Именно поэтому различные варианты изменения ВРИ являются весьма востребованной процедурой.

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков

Узнать, какой вид присвоен ЗУ, можно, только запросив кадастровую выписку по нему или же в территориальном отделении кадастра. При себе в обязательном порядке следует иметь паспорт, нумерацию участка (№ следует выписать заранее), по которому необходимо получение данные. Само заявление пишется здесь же.

  • оформить заявление в адрес органов самоуправления на месте касательно перевода участка в новую категорию;
  • когда владелец участка не один, тогда подтвердить свое согласие необходимо каждому из них. Обычно переводят с/х земли в категории земель поселений. Обратный порядок возможен, но таких случаев мало;
  • вместе с поданным заявлением передается собранная документация;
  • на протяжении одного месяца в администрации подготавливают ответ. Если ответ положительный, принятое решение передают заявителю и в кадастр для внесения изменений в базу.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка 2020 в москве

Возможна ситуация, когда владелец решает сменить основной ВРИ на условно разрешенный. Для получения соответствующего разрешения, от владельца требуется документальное обоснование необходимости проведения такой смены. В данном случае законодательством предполагается процедура проведения публичных слушаний вопроса, чтобы органы местного самоуправления имели возможность выдать обоснованное разрешение или мотивированный отказ, которые учитывают мнение и интересы землепользователей смежных площадей. Хотя существует вероятность того, что владелец участка не получит ожидаемого разрешения, так как законодательством установлено право (а не обязанность) его выдачи.

2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Ответственность за нецелевое использование земли

Все земли в Российской Федерации разделены по категориям, выдаются они в собственность или владение только для использования их по целевому назначению.

Использование земли сельскохозяйственного назначения для строительства многоэтажного дома или возведение промышленного объекта на земле под ИЖС являются нарушениями норм земельного законодательства.

Нецелевое использование земельного участка признаётся административным преступлением. За подобное нарушение виновному лицу грозит не только административный штраф, но и вероятность изъятия надела из его владения.

В отдельных случаях при установлении факта ухудшения состояния используемой не по назначению земли виновное лицо также должно будет заплатить компенсацию за причинённый земле ущерб.

Понятие и особенности нецелевого использования земли

Узнать, что такое нецелевое использование земельного участка, можно из норм земельного законодательства. Закон говорит о том, что все земли на территории страны разделены на отдельные категории в зависимости от целевого назначения.

Исходя из установленной за землёй категорией гражданин вправе использовать участок с помощью одного или нескольких видов разрешённого использования. Устанавливает виды разрешённого использования единый для всех классификатор.

Земельный Кодекс (ст. 7) гласит, что в стране существует 7 категорий земель:

  • Территории населенных пунктов.
  • Сельскохозяйственного назначения.
  • Земли для промышленных объектов, связи или энергетики.
  • Участки особых охраняемых территорий.
  • Земли лесного фонда.
  • Земли водного фонда.
  • Фонд запаса.
  • Целевое использование земель определяется Приказом Министерства экономического развития РФ № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешённого использования земельных участков».

    Примеры нецелевого использования

    Чтобы легче было понять, какие действия могут трактоваться контрольными или надзорными органами как незаконные, нужно привести реальные примеры нецелевого использования земель.

    Примерами могут служить следующие ситуации:

  • Нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения – строительство на наделах промышленных предприятий или многоквартирных домов.
  • Нецелевое использование участков для дачного строительства – возведение на земле многоквартирного дома.
  • Возведение 9-этажного дома на участке с видом разрешённого использования «Среднеэтажная жилая застройка» — максимум можно построить здание в 8 этажей.
  • То есть нарушением целевого использования будет признаваться по закону не только нарушением категории назначения земли, но и вида ее разрешённого использования. В некоторых случаях земли можно перевести из одной категории в другую, но это потребует много времени и бумажной волокиты.

    Что грозит нарушителю за нецелевое использование?

    Наказание и ответственность в каждом конкретном случае будет определяться в индивидуальном порядке. Обычно за подобные действия наступают следующие меры воздействия:

    1. Санкции по ст. 8.8 КоАП РФ.
    2. Расторжение арендного договора и изъятие земельного участка за нецелевое использование по ст. 46 ЗК РФ.
    3. Превращение права пользования или пожизненного владения по ст. 45 ЗК РФ.
    4. Изъятие надела при наличии обстоятельств, регламентированных ст. 284 ГК РФ.

    Мера ответственности к виновному лицу может быть применена только на основании судебного акта.

    Штрафные санкции

    Штраф за нецелевое использование земли установлен нормами КоАП РФ, которые действуют в неизменном виде с 2015 года.

    На размер штрафа, который может быть равен 2 тысячам рублей и 700 тысячам рублей, влияет несколько факторов:

  • категория нарушителя (гражданин, юридическое или должностное лицо);
  • категория земли;
  • кадастровая стоимость участка;
  • его площадь.
  • Если для участка определена кадастровая стоимость, штраф будет выражаться в процентном соотношении от 0,1 % до 10 %. Если кадастровая стоимость не определена, штраф будет назначен в фиксированной сумме.

    За нецелевое использование земли сельскохозяйственного назначения установлены следующие штрафы:

    • 0,3-0,5 % кадастровой стоимости, но не более 3 тысяч рублей – для граждан;
    • 0,5-1,5 % кадастровой стоимости, но не более 50 тысяч рублей – для должностных лиц;
    • 2-10 % кадастровой стоимости, но не более 200 тысяч рублей – для юридических лиц.

    За нецелевое использование земель под ИЖС, садоводство и огородничество штрафы имеют другие значения:

    • 1-1,5 % кадастровой стоимости, но не более 20 тысяч рублей – для граждан;
    • 1,5-2 % кадастровой стоимости, но не более 50 тысяч рублей – для должностных лиц;
    • 3-5 % кадастровой стоимости, но не более 400 тысяч рублей – для юридических лиц.

    За нецелевое использование иных категорий земли:

    • 0,5-1 % кадастровой стоимости, но не более 10 тысяч рублей – для граждан;
    • 1-1,5% кадастровой стоимости, но не более 20 тысяч рублей – для должностных лиц;
    • 1,5-2 % кадастровой стоимости, но не более 100 тысяч рублей – для юридических лиц.

    Штраф может быть применён к нарушителю и без судебного решения, по предписанию инспектора по земельным делам. Суд решает только вопрос об изъятии земли из пользования или незаконного владения.

    Изъятие надела

    В 2020 году при нецелевом использовании земельных наделов, могут отобрать землю у собственника или владельца.

    Принудительное изъятие участка – это крайняя мера воздействия на нарушителя. Изъятие следует тогда, когда владелец земли не выполняет предписание инспектора об устранении выявленных нарушений.

    Основаниями изъятия могут быть:

    1. При неиспользование участков под ИЖС или сельскохозяйственного назначения в течение 3 лет.
    2. Нецелевое использование земли на праве постоянного пользования или пожизненного владения.
    3. Нецелевое использование земли, используемой по арендному договору.

    Помимо изъятия земли нарушитель должен будет возместить убытки, которые были причинены почвенному слою, а также затраты на рекультивацию и восстановление свойств земли.

    Если участок земли изымается у собственника, он вправе будет претендовать на выкупанную цену участка. Из неё будут удержаны расходы на восстановление качеств земли, остальную сумму собственник получит на руки.

    Если землёй нарушитель владеет без права собственности, претендовать на какую-либо компенсацию при изъятии он не имеет права.

    Процедура привлечения к ответственности

    В стране действуют специальные надзорные органы, контролирующие охрану земель и порядок их использования.

    Происходит процедура привлечения виновного лица к ответственности по следующему алгоритму:

    Читайте также:  Что именно гласит закон о дачных участках

  • Выявление факта нецелевого использования земли – проверка земельным надзором или Прокуратурой, обращение граждан или муниципальных учреждений.
  • Отправка требования инспектором о прекращении противоправных действий.
  • Оформление административного протокола по ст. 8.8 КоАП РФ.
  • Рассмотрение дела в суде и вынесение постановления о назначении виновному лицу штрафа.
  • При продолжении нецелевого использования в адрес владельца участка направляется уведомление о предстоящем изъятии земли.
  • Если собственник согласен с изъятием, назначаются публичные торги. Если не согласен, принудительное изъятие происходит через суд по иску уполномоченного органа.

    При выявлении факта нарушения составляется акт проверки, при подготовке которого присутствуют кадастровый инженер и представитель муниципалитета, в ведении которого находится данный земельный надел.

    Акт содержит сведения о расположении участка и его идентификации, категории надела и величине, а также об основании использования надела лицом, его эксплуатирующим.

    Примеры из судебной практики

    Государственные органы на разных уровнях могут выступить с инициативой судебного процесса и изъятия земли. Государственный орган выступает истцом, гражданин, владеющий землёй, — ответчиком.

    Суд при рассмотрении дела должен определить категорию земли и вид ее разрешённого использования, факт нецелевого использования и обоснованность предъявленных государственным органом обвинений.

    Обычно судебные споры возникают при использовании жилых территорий под коммерческие или при возведении незаконных построек. Однако судебная практика богата и нестандартными делами и исходами разбирательств.

    В 2016 году Арбитражный суд Московского округа вынес интересное решение по делу о нецелевом использовании земли. Земля имела вид разрешённого использования «Эксплуатация складского комплекса», однако собственник использовал склады как офисы.

    Судья в решении указал, что в данном случае вопрос касается использования недвижимости, а не земли, поэтому основания предъявленного иска не имеют правовой обоснованности.

    В 2017 году в Башкирии районный суд вынес решение в пользу ответчика при факте нецелевого использования земли. Гражданин за 6 лет владения участком под ИЖС так на нем ничего и не построил. Инспектор вынес гражданину постановление о назначении штрафа в размере 10 тысяч рублей за нецелевое использование земли.

    Гражданин в своё оправдание сумел доказать в суде, что не строил дом из-за отсутствия коммуникаций и подъезда к участку. Суд согласился с позицией ответчика и указал, что подведение коммуникаций и подъезда к участку является обязанность местной администрации.

    Все территории страны поделены на отдельные категории земельных участков, которые могут использоваться владельцами только в рамках разрешённых видов использования.

    Совершение на участке нецелевых действий является административным нарушением, за которое к виновному лицу применяются штрафные санкции и даже изъятие участка из владения.

    Видео: Штраф за нецелевое использование земли


    Нецелевое использование земельного участка собственником помещения в деловом центре, или Практика применения ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ

    Собственникам и покупателям нежилых зданий (помещений) необходимо учитывать виды разрешенного использования земельного участка, на котором расположены такие нежилые здания (помещения).

    Частью 1 статьи 8.8. КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде административного штрафа за «использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием». К ответственности могут быть привлечены как граждане (физические лица), так и организации (юридическое лица), в последнем случае к ответственности привлекается также директор организации-правонарушителя.

    За что предусмотрена ответственность?

    Как это иногда бывает, статья закона написана с нарушением правил русского языка. Законодатель имел в виду три случая, когда нарушитель привлекается к ответственности:

    1. земельный участок используется не по целевому назначению ;
    2. земельный участок используется не в соответствии с разрешенным использованием;
    3. земельный участок используется не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием.

    Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории (п. 1 ст. 7 ЗК РФ):

    1. земли сельскохозяйственного назначения;
    2. земли населенных пунктов;
    3. земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
    4. земли особо охраняемых территорий и объектов;
    5. земли лесного фонда;
    6. земли водного фонда;
    7. земли запаса.

    Из названия категорий земель можно понять, для каких целей разрешается использовать земельный участок, отнесенный к той или иной категории земель. Использование земель запаса, как правило, допускается после перевода их в другую категорию. Интерес для рассматриваемого вопроса об административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ, представляют земли населенных пунктов (это земли, находящиеся в границах населенных пунктов, и используемые для застройки и развития населенных пунктов).

    Что касается видов разрешенного использования земельного участка, то они устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне градостроительными регламентами. Градостроительные регламенты являются частью Правил землепользования и застройки. Так, например, Правила землепользования и застройки города Москвы утверждены Постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 № 120-ПП. До принятия правил землепользования и застройки разрешенное использование земельных участков в городе Москве устанавливалось Департаментом городского имущества города Москвы (ранее – Департаментом земельных ресурсов города Москвы) на основании градостроительных планов земельных участков или иной документации по планировке территории (п. 9 Постановления Правительства Москвы от 24.06.2008 N 532-ПП «Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2007 году и мерах по реализации задач в области земельных отношений на 2008 год»).

    В крупных городах большинство компаний и предпринимателей арендуют или имеют в собственности помещения, расположенные в бизнес-центрах или деловых центрах, многие из которых в прежние годы были предоставлены научно-исследовательским институтам (НИИ) или производственным предприятиям, и, соответственно, земельные участки под ними имеют соответствующий вид разрешенного использования: для размещения организаций, осуществляющих научные изыскания, исследования и разработки; для эксплуатации научно-.исследовательского института; для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии и т.п.). Размещение офисов в таких бизнес-центрах и деловых центрах может повлечь административную ответственность.

    Кто может быть привлечен к ответственности?

    Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов.

    Таким образом, к ответственности могут быть привлечены как собственники, так и арендаторы земельных участков, а также лица, которым земельный участок был предоставлен на основании акта уполномоченного органа (см. Постановление Верховного Суда РФ от 02.07.2018 N 33-АД18-3).

    Не вызывает сомнений, что размещение торгового объекта на земельном участке с видом разрешенного использования – для благоустройства или размещение рынка на земельном участке с видом разрешенного использования – для эксплуатации торгово-развлекательного центра, является правонарушением, и собственник (арендатор) земельного участка будет привлечен к административной ответственности.

    Более интересными являются случаи, когда, к примеру, собственник делового центра, расположенного на земельном участке, имеющем вид разрешенного использования – для эксплуатации научно-исследовательского института, сдает часть помещений в аренду под офисы, при этом на большей площади делового центра действительно находится и функционирует научно-исследовательский институт. Будет ли собственник привлечен к ответственности? Судебная практика по этому вопросу неоднозначная. В одних случаях суды считают, что земельный участок используется по целевому назначению, когда площадь сдаваемых в аренду помещений незначительная (как правило, не более 20% от общей площади здания). См., например, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2019 N 09АП-32263/2019 по делу N А40-283428/18; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.04.2018 N Ф05-3936/2018 по делу N А40-101253/17. В других случаях, те же (московские) суды отмечают, что здание хотя и является отдельным объектом недвижимости, тем не менее имеет прочную связь с земельным участком и его использование (в том числе использование расположенных в нем помещений, как его составных частей) невозможно без использования земельного участка. Иными словами, на основе закрепленного в Земельном кодексе РФ принципа единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов, суды делают вывод о том, что земельный участок используется не в соответствии с разрешенным использованием (пр.: Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.01.2019 N Ф05-21825/2018 по делу N А40-118400/2018; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 05.02.2019 N Ф05-23523/2018 по делу N А40-37466/2018). Хотя в некоторых случаях собственнику удаётся доказать, что столовая или сауна, находящиеся в здании, используются только для сотрудников предприятия (например, если установлен пропускной режим в здание), и состав административного правонарушения отсутствует (пр.: Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2011 N 09АП-26978/2011 по делу N А40-58558/11-154-479; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.05.2019 N Ф05-5270/2019 по делу N А40-230302/18). Еще более интересная ситуация, когда небольшое по площади помещение в этом деловом центре принадлежит на праве собственности другому лицу (не научно-исследовательскому институту). Будет ли такой собственник привлечен к ответственности за использование земельного участка не в соответствии с разрешенным использованием, если в принадлежащем ему помещении находится продуктовый магазин или офис? По мнению судов – да (решений в пользу таких собственников найти не удалось).

    Арендаторам зданий (помещений) повезло больше, так как они не являются земплепользователями и, соответственно, не могут быть привлечены к ответственности по ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ, что подтверждается судебной практикой (пр.: Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13.08.2019 N Ф05-12631/2019 по делу N А40-236549/18-72-2401).

    Срок давности привлечения к ответственности.

    Зачастую, единственная возможность оспорить постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ – это пропуск уполномоченным органом срока давности привлечения к административной ответственности.

    Позиция Верховного Суда РФ состоит в том, что объективная сторона этого административного правонарушения выражается не в действиях, нарушающих нормы законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, а в нарушении земельного законодательства (Определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 26.09.2017 N 307-АД17-6188 и от 20.06.2018 N 305-АД18-864). Это означает, во-первых, подсудность таких споров для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, арбитражным судам, а во-вторых, общий (двухмесячный) срок давности привлечения к административной ответственности.

    Правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ, является длящимся. Срок давности начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (со дня составления уполномоченным органом акта обследования). Таким образом, постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ должно быть принято уполномоченным органом в течение двух месяцев со дня составления акта обследования.

    Тем не менее, в судах общей юрисдикции иногда применяется годичный срок давности привлечения к административной ответственности (как для правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования). См., например, Решение Московского городского суда от 22.11.2017 по делу N 7-15475/2017.

    Почему к ответственности стали привлекать чаще?

    По-видимому, причиной, послужившей росту количества административных дел по ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ, является собираемость налогов. При этом, целью является не только сбор штрафов, но и побуждение собственников к изменению вида разрешенного использования земельных участков. От вида разрешенного использования земельного участка зависит кадастровая стоимость земельного участка, а она, в свою очередь, влияет на плату за земельный участок (земельный налог/арендную плату).

    Таким образом, собственники и покупатели нежилых зданий (помещений) должны учитывать вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, при осуществлении своей деятельности в нем и деятельности арендаторов. Целесообразно ограничить право арендатора сдавать нежилое здание (помещение) в субаренду (и иную передачу прав на него) и предусматривать в договоре аренды обязанность арендатора использовать здание (помещение) с учетом целевого назначения и разрешенного использования земельного участка, а также условие о возмещении потерь арендодателя в случае привлечения его к административной ответственности.

    Закон О Изменении Вида Разрешенного Использования Земельного Участка 2020

    Как изменить вид разрешенного использования земельного участка

    Административный регламент устанавливает перечень документов, которые должны подаваться вместе с заявлением на изменение вида разрешенного использования надела. Категория участка земли может повлиять на количество документов, которым потребуется расширить вышеперечисленный перечень.

    • осуществления с/хозяйства (производства с/х продукции) с возможностью возведения помещений, требуемых для переработки, а также хранения выращенной продукции;
    • ЛПХ;
    • организации садоводства и огородничества;
    • крестьянско-фермерской деятельности;
    • ИЖС с правом строительства частного жилого дома определенных параметров.

    Виды разрешенного использования земельного участка — классификатор в 2020 году

    Все ВРИ перечислены в специальном Приказе Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540. Классификатор видов разрешенного использования земельного участка в 2020-2020гг. применяется наряду с Земельным кодексом, Градостроительным кодексом и еще рядом нормативных документов, так как сам классификатор представляет собой лишь перечень ВРИ. Читайте обзор документа — полный текст Классификатора можно скачать ниже по ссылке.

    Фонд земель в РФ не является единым, земли разбиты на участки, есть деление по категориям. Кроме того, у каждого участка есть вид разрешенного использования (ВРИ) и даже не один. Этот термин определяет более точное, чем категория (которых всего 7), целевое назначение объекта. То есть, в нем указано, какая деятельность может осуществляться на участке, ведь например, нельзя на любом месте построить магазин или создать новое домовладение.

    Как изменить вид разрешенного использования земельного участка

    В соответствии с Земельным (ст. 1, 7) и Градостроительным Кодексом РФ (ст. 37), вы можете выбрать любой, из предусмотренных видов разрешенного использования для земельного участка и расположенного на нем здания, самостоятельно и без дополнительных разрешений и согласований. Из 37 статьи Градостроительного кодекса РФ следует, что при соблюдении технических условий, можно изменить вид разрешенного использования с одного на другой.

    • Заявление установленного образца (выдает Росреестр);
    • Копию Правил Землепользования и застройки с указанием возможного вида разрешенного использования для данной территории (где взять писал выше);
    • Декларацию о выбранном виде разрешенного использования земельного участка в виде, как указано в Правилах Землепользования и застройки.

    Порядок изменения вида использования земельного участка

    В общем случае заявление и все приложения к нему в администрацию подает сам землевладелец. Однако с его согласия это могут сделать доверенное лицо (при наличии нотариально заверенной доверенности), а также арендаторы. Документы можно отправить и Почтой России.

    С момента, когда администрация направляет в Росреестр сведения о принятом решении об изменении ВРИ, в отношении какого-либо земельного участка, должно пройти не более 15 дней до внесения изменений в ЕГРН. Этот регламент принят в отношении межведомственного информационного взаимодействия. Далее закон отводит только 5 дней на то, чтобы уведомить о внесении изменений правообладателя. Уведомление отправляется по известному адресу (электронному или обычному), согласно Приказу №173 от 25.03.2016 г. Минэкономразвития России, а также ст. 34 ФЗ №218.

    Порядок изменения вида разрешенного использования земли

    Чтобы процедура прошла быстро, необходимо заблаговременно подготовить необходимый пакет бумаг. Список этот достаточно большой, причем помимо основных документов в каждом отдельно взятом муниципалитете он может быть увеличен. Прежде чем подавать бумаги, соответственно, лучше получить полный перечень документов, чтобы затем не терять время. В обязательном порядке должны присутствовать:

    Читайте также:  Написание заявления об объединении земельных участков

    Чаще всего пакет документов собирает и подает сам землепользователь, нередко от его имени выступают юристы или другие лица, действующие по доверенности. Помимо личной подачи документов, сделать это можно по почте. Получив документы, специалисты администрации выдают расписку в получении, в которой перечисляются все полученные документы. Хотя законом не предусмотрена госпошлина, в некоторых муниципалитетах за смену ВРИ могут потребовать некоторую сумму в пользу бюджета.

    Закон О Изменении Вида Разрешенного Использования Земельного Участка 2020

    После того, как решение о смене ВРИ было принято и составлены соответствующие документы, требуется внести поправки в документацию, касающуюся кадастрового учета надела. Для этого от собственника участка потребуется собрать пакет необходимой документации и обратиться в Росреестр. Сейчас такую заявку можно подать через официальный сайт ведомства. Потребуются следующие бумаги:

    Когда мужчина обратился в администрацию, ему предоставили пояснение о правомочности такого пересчета согласно ст. 391 НК РФ. Вместе с тем Константин посчитал, что такое увеличение стоимости излишне и обратился с жалобой в Росреестр, где руководствуясь ч. 2,3 ст. 24.18 ФЗ-135 от 29.07.1998 отстоял свою позицию. В итоге было вынесено решение о пересчете кадастровой стоимости надела в меньшую сторону.

    Ответственность за нарушение вида разрешенного использования земельного участка в 2020 году

    Судебная практика по делам о несоответствующей законам реализации земельного участка обладает достаточно противоречивыми свойствами. Подобное связано в первую очередь с тем, что истцам зачастую сложно обеспечить разбирательство необходимыми доказательствами по факту выявленных нарушений (как пример: участок, предназначенный под ИЖС, используется для получения предпринимательской прибыли).

    С начала 2015 года все подобные виды рассматриваются и утверждаются лишь Классификатором. До этого такую власть могли применять и органы местного самоуправления. Но вследствие их деятельности произошло существенное расширение вариантов по содержанию правовых режимов в отношении земли, что повлекло за собой возникновение неточностей и путаницы.

    Порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка

    Выбор способа зависит от наличия установленных Правил землепользования и градостроительных регламентов, а также отношение участка к той или иной группе. Если все документы приняты и действуют, а желаемый вид входит в число основных, то действовать нужно через Росреестр. При замене основного вида на условно разрешённый единственный способ узаконивания – проведение публичных слушаний.

    До 2015 года их определение было отдано на откуп муниципалитетам, решения которых влияли на стоимость объектов. Затем был принят общий классификатор, обязательный для использования. Такое правило введено в 2015 году. Документ перечисляет только основные ВРИ. В 2017 году действует Классификатор ВРИ ЗУ 2017.

    Классификатор видов разрешенного использования земельных участков (ВРИ)

    Территория страны разделена на определенные категории земель и виды разрешенного использования участков. Эти два понятия направлены на установление функционального значения определенной территории. Деление имеет юридическую силу и закреплено в земельном законодательстве. Цель создания классификации – сохранение свойств земельных участков.

    • Документы, удостоверяющие личность заявителя. Если собственников несколько, то паспорта всех;
    • Доверенность, если один из собственников действует через доверенное лицо;
    • Нотариально оформленное согласие на изменение целевого назначения участка;
    • Кадастровая документация на участок (паспорт и план);
    • Выписка из реестра недвижимости;
    • Документ, на основании которого осуществляется владение землей (аренда, купчая, дарственная и т.д.);
    • Заявление.

    Изменение вида разрешенного использования земельного участка 2020 крым

    С момента, когда администрация направляет в Росреестр сведения о принятом решении об изменении ВРИ, в отношении какого-либо земельного участка, должно пройти не более 15 дней до внесения изменений в ЕГРН. Этот регламент принят в отношении межведомственного информационного взаимодействия. Далее закон отводит только 5 дней на то, чтобы уведомить о внесении изменений правообладателя. Уведомление отправляется по известному адресу (электронному или обычному), согласно Приказу №173 от 25.03.2020 г. Минэкономразвития России, а также ст. 34 ФЗ №218.

    Однако существуют способы изменить ситуацию. В принципе это возможно осуществить, изменив целевое назначение земель либо их ВРИ. Второй способ имеет преимущество благодаря относительной простоте исполнения. Именно поэтому различные варианты изменения ВРИ являются весьма востребованной процедурой.

    Классификатор видов разрешенного использования земельных участков

    Узнать, какой вид присвоен ЗУ, можно, только запросив кадастровую выписку по нему или же в территориальном отделении кадастра. При себе в обязательном порядке следует иметь паспорт, нумерацию участка (№ следует выписать заранее), по которому необходимо получение данные. Само заявление пишется здесь же.

    • оформить заявление в адрес органов самоуправления на месте касательно перевода участка в новую категорию;
    • когда владелец участка не один, тогда подтвердить свое согласие необходимо каждому из них. Обычно переводят с/х земли в категории земель поселений. Обратный порядок возможен, но таких случаев мало;
    • вместе с поданным заявлением передается собранная документация;
    • на протяжении одного месяца в администрации подготавливают ответ. Если ответ положительный, принятое решение передают заявителю и в кадастр для внесения изменений в базу.

    Изменение вида разрешенного использования земельного участка 2020 в москве

    Возможна ситуация, когда владелец решает сменить основной ВРИ на условно разрешенный. Для получения соответствующего разрешения, от владельца требуется документальное обоснование необходимости проведения такой смены. В данном случае законодательством предполагается процедура проведения публичных слушаний вопроса, чтобы органы местного самоуправления имели возможность выдать обоснованное разрешение или мотивированный отказ, которые учитывают мнение и интересы землепользователей смежных площадей. Хотя существует вероятность того, что владелец участка не получит ожидаемого разрешения, так как законодательством установлено право (а не обязанность) его выдачи.

    2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

    Нецелевое использование земли: каковы последствия и условия наступления ответственности

    Руководствуясь ст. 7 ЗК РФ, суды признают нецелевым использование земельного участка не в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель. Кроме того, зачастую суды оперируют термином «нецелевое использование земельного участка» также в случае использования участка не в соответствии с установленным для него видом разрешенного использования (ВРИ). Следствием этого, в частности, может быть требование о сносе самовольных построек. Примеры того, как суды квалифицируют действия ответчика в связи с заявленными истцом доводами о нецелевом использовании земельного участка, а также возможных последствий нецелевого использования земли — в материале.

    Определении от 02.08.2016 № 35-КГПР16-12 Верховный суд РФ поддержал выводы нижестоящих инстанций, признавших действия ответчика нецелевым использованием земельного участка и обязавших снести возведенные на данном участке постройки.

    В этом деле собственник земельного участка, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения (сельхозугодья), возвел на его территории ангары. По его словам, строения предназначались для хранения сельскохозяйственной продукции. С исковыми требованиями о сносе данных строений обратился прокурор, который представил суду доказательства использования ангаров для хранения самолетов. В результате суд поддержал доводы прокурора о нецелевом использовании земельного участка и обязал ответчика снести указанные строения.

    Представляет интерес позиция о том, что нецелевое использование здания (его части), расположенного на земельном участке, не является признаком нецелевого использования земельного участка (постановление ВС РФ от 20.02.2015 по делу № 305-АД14-5167, А41-20594/14). Такая позиция представляется небесспорной, поскольку фактически хозяйственная деятельность лица на земельном участке во многом определяется тем, как используются размещенные на нем объекты, а нецелевое использование объектов недвижимости связано с нецелевым использованием земельного участка.

    Так, например, в одном деле собственник земельного участка, которому присвоен ВРИ «Эксплуатация складского комплекса», использовал находящиеся на нем складские помещения для размещения офисов (постановление АС Московского округа от 11.07.2017 по делу № А40-151922/2016). Суды не согласились с доводами Управления Росреестра о том, что данный факт свидетельствует о нецелевом использовании земельного участка. Напротив, они указали, что использование помещений в нежилом здании относится к вопросу использования объекта недвижимости, а не земельного участка.

    Аналогичного подхода придерживался АС Центрального округа в постановлении от 07.12.2017 № Ф10-4923/2017 по делу № А08-72/2017, установив, что одно из помещений нежилого здания производственного назначения, расположенного на земельном участке, имеющем ВРИ «Для размещения и эксплуатации производственных зданий и сооружений», используется в торговой деятельности.

    При этом в другом деле суд признал незаконными действия ответчика по возведению и эксплуатации торгового павильона на земельном участке, имеющем ВРИ «Для обслуживания здания клуба». Суд отклонил доводы ответчика о том, что торговый павильон используется им для обслуживания клуба, а следовательно, его возведение не свидетельствует о нецелевом использовании участка (постановление ВС РФ от 24.03.2016 № 31-АД16-3).

    Интерес также представляет постановление ВС РФ от 12.05.2017 № 31-АД17-5. В этом деле собственник земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов и с ВРИ «Для эксплуатации гаражного бокса», разместил на кровле гаражного бокса опору станции сети сотовой радиотелефонной связи с соответствующим оборудованием. Таким образом, по мнению Управления Росреестра, собственник использовал земельный участок не по целевому назначению. Суд не согласился с данной позицией, указав следующее.

    В классификаторе видов разрешенного использования земельных участков (утв. приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, далее — Классификатор) установлено, что содержание ВРИ допускает без отдельного указания в Классификаторе размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, если федеральным законом не установлено иное. Основываясь на положениях Классификатора и разъяснениях Минэкономразвития России, приведенных в письме от 18.03.2016 № Д23и-1239, суд пришел к выводу, что размещение антенно-мачтовых сооружений допускается на земельных участках с любым ВРИ (в том числе на земельных участках, в ВРИ которых специально не оговорено размещение объектов связи) без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка.

    В дополнение к случаям нецелевого использования земельного участка следует отметить, что использование земельного участка не в соответствии с целью его предоставления, указанной, например, в договоре аренды, может стать основанием для расторжения данного договора, а также применения договорной ответственности, если таковая предусмотрена (см. определения ВС РФ от 17.02.2017 по делу № А81-293/2016, от 17.02.2016 по делу № А40-206687/2014, постановления АС Московского округа от 29.05.2017 по делу № А40-102752/16, Уральского округа от 16.09.2015 по делу № А60-38963/2014). В частности, за несоблюдение цели предоставления земельного участка может быть взыскана неустойка или арендная плата, рассчитанная с учетом повышающего коэффициента.

    При этом факт использования земельного участка в соответствии с целевым назначением (то есть при отсутствии нарушений, связанных с использованием земельного участка не в соответствии с категорией земель и ВРИ) не исключает гражданско-правовую ответственность арендатора за использование земельного участка не в соответствии с целью его предоставления и право арендодателя требовать расторжения договора.

    Так, например, АС Московского округа удовлетворил требование арендодателя о расторжении договора аренды земельного участка, предоставленного для целей эксплуатации здания кафе, после того, как это кафе было снесено арендатором (постановление от 29.05.2017 по делу № А40-102752/16). Суд указал, что снос здания кафе следует квалифицировать на основании ст. 451 ГК РФ как существенное изменение обстоятельств, предоставляющее арендодателю земельного участка право на досрочное расторжение договора аренды.

    Суды удовлетворяют требования о расторжении договора аренды при схожих обстоятельствах, применяя также нормы ст. 450, п. 1 ст. 619 ГК РФ о существенном нарушении условий договора как основания для его расторжения.

    Вместе с тем не только факт нецелевого использования земельного участка может привести к неблагоприятным последствиям, но и неиспользование земельного участка в случаях, предусмотренных ч. 2, 2.1 и 3 ст. 8.8 КоАП РФ.

    Рассмотрим отдельные вопросы наступления ответственности за нецелевое использование земельных участков более детально.

    Привлечение к административной ответственности

    Административная ответственность за нецелевое использование земельных участков установлена ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ. При этом под действие данной статьи подпадает использование участка как не в соответствии с целевым назначением с учетом его категории, так и с нарушением ВРИ.

    Например, согласно статистике, опубликованной Росреестром (уполномоченным на рассмотрение данной категории дел), по состоянию на 1 января 2016 г. за использование земельных участков не по целевому назначению было привлечено к ответственности 5861 лицо, общая сумма наложенных штрафов составила более 200 млн руб., при этом было устранено менее половины выявленных нарушений — всего 2625 (данные доступны на сайте Росреестра в разделе «Статистическая отчетность»).

    Санкцией за совершение правонарушения по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ является штраф. С марта 2015 г. размер штрафов был существенно увеличен, а также был установлен новый механизм расчета штрафа: в размере, кратном в процентном выражении кадастровой стоимости участка. Теперь на организацию может быть наложен штраф в размере от 1,5 до 2% кадастровой стоимости участка, но не менее 100 000 руб. (ранее ответственность организаций ограничивалась 50 000 руб.)

    Следует отметить, что действия могут быть квалифицированы по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, даже если лицо использовало не в соответствии с целевым назначение только часть земельного участка, а не весь участок целиком (см. постановление Президиума ВАС РФ от 18.06.2013 № 71/13 по делу № А67-4294/2012).

    Спорный вопрос связан с подведомственностью дел об обжаловании привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ. Так, многие арбитражные суды, руководствуясь разъяснениями ВС РФ (п. 33 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»), указывают, что данное нарушение относится к нарушениям в сфере природопользования, не связано с предпринимательской деятельностью и далеко не во всех случаях может рассматриваться в арбитражном суде (Определение ВС РФ от 04.09.2017 по делу № А40-227685/2016).

    В некоторых делах, напротив, суд указывает на незаконность прекращения производства по делу арбитражным судом, поскольку привлечение к ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ напрямую затрагивает экономические (предпринимательские) интересы лица и не может обжаловаться в судах общей юрисдикции (Определение ВС РФ от 26.09.2017 по делу № А56-5983/2016).

    Обязание привести земельный участок в пригодное для использования (исходное) состояние

    Устранение нарушений целевого использования земельного участка в натуре является распространенным способом защиты прав на земельный участок и охраны земельного участка как природного объекта.

    Требование о приведении участка в исходное состояние может быть связано с обязанностью освободить его от незаконно размещенных некапитальных объектов, например торговых палаток, а также самовольно возведенных объектов недвижимости (постановление АС Московского округа от 28.07.2017 по делу № А41-33933/2016). Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние осуществляется самими нарушителями или за их счет (п. 2 ст. 62 и п. 3 ст. 76 ЗК РФ).

    Читайте также:  Существует ли ограниченный срок действия кадастровой выписки на земельный участок

    При рассмотрении требований о приведении земельного участка в исходное состояние суды также обязывают нарушителя обеспечить рекультивацию участка и восстановить почвенный слой, нарушенный в результате его нецелевого использования. В первую очередь такие требования заявляются в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения (см., например, постановление АС Восточно-Сибирского округа от 10.10.2016 по делу № А78-11504/201).

    При этом суд может обязать лицо, уже осуществившее рекультивацию поврежденного земельного участка, возместить вред еще и в денежной форме. Такое двойное взыскание применимо, если суд установит, что восстановление состояния земельного участка возможно лишь частично, в том числе в силу наличия невосполнимых экологических потерь, в связи с чем в полном объеме вред должен возмещаться не только в натуре, но и в денежной форме (п. 17 постановления Пленума ВС РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», Определение ВС РФ от 17.07.2017 по делу № А34-5469/2014).

    Взыскание убытков, причиненных нецелевым использованием земельного участка

    Зачастую нецелевое использование земельного участка приводит к причинению вреда участку как природному объекту. На настоящий момент сформирована обширная судебная практика по возмещению вреда, причиненного земельным участкам (на основании ст. 15 ГК РФ, п. 1 ст. 62, п. 1 ст. 76 ЗК РФ). При этом положения земельного и гражданского законодательства применяются судами в тесной увязке с нормами природоохранного законодательства (ст. 77—79 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

    Причинение вреда земельному участку может быть связано, например, с неправомерным использованием участка для складирования мусора, строительных материалов, замощением части участка, размещением объектов недвижимого имущества (см., например, Определение ВС РФ от 29.08.2017 по делу № А43-16958/2016). Вопрос оценки размера и возмещения вреда особенно остро стоит в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения.

    Для взыскания убытков с нарушителя необходимо доказать наличие вреда, его размер и причинно-следственную связь между действиями лица и причиненным вредом. При этом размер вреда определяется в соответствии с утвержденными таксами и методиками, например Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (утв. приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238).

    Помимо возмещения вреда, причиненного нецелевым использованием, с нарушителя могут быть взысканы иные убытки, например расходы собственника земельного участка на снос (демонтаж) объектов, возведенных не в соответствии с разрешенным использованием участка, а также недополученная прибыль правообладателя участка в связи с невозможностью его использования.

    Прекращение прав арендаторов, землепользователей на земельный участок, изъятие земельного участка у собственника

    Основаниями для принудительного прекращения ограниченных прав на землю (в частности, права постоянного (бессрочного) пользования) и прав аренды, безвозмездного пользования участком являются использование земельного участка не по целевому назначению, а также использование участка, приводящее к порче земель, невыполнение правообладателем обязанности по рекультивации и восстановлению состояния участка. Отметим, что, исходя из буквального толкования соответствующих положений ЗК РФ (ст. 45—47), использование участка не в соответствии с его разрешенным использованием в число таких оснований не входит.

    При этом, исходя из сложившейся практики, во многие договоры аренды земельных участков включается условие о праве арендодателя в одностороннем внесудебном порядке отказаться от исполнения договора при нарушении арендатором как разрешенного использования, так и цели предоставления участка в аренду.

    Статья 285 ГК РФ, в свою очередь, предусматривает, что земельный участок может быть изъят у собственника, если его использование осуществляется с нарушением требований законодательства, в частности не в соответствии с целевым назначением. В судебной практике существуют единичные и исключительные случаи применения данной нормы, что позволяет оценить данный инструмент как декларативный и фактически не работающий.

    Вместе с тем в судебной практике существуют примеры судебного изъятия земельных участков у собственника по специальным основаниям, установленным для земельных участков сельскохозяйственного назначения.

    Согласно ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок может быть изъят у собственника в судебном порядке, если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель (Критерии существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения утверждены постановлением Правительства РФ от 22.07.2011 № 612), а также в случае неиспользования в течение трех и более лет подряд участка для ведения сельского хозяйства, если ранее в рамках земельного надзора были выявлены нарушения в его использовании.

    Отметим, что абсолютное большинство изъятий земельных участков связано именно с неиспользованием участков для сельскохозяйственного производства (см., например, Определение ВС РФ от 10.10.2016 по делу № А66-10514/2015).

    Однако в целом институт изъятия земельных участков в связи с нецелевым использованием, в отличие от механизма прекращения права аренды, в правоприменительной практике не слишком развит. Скорее всего, причина кроется в том, что суды опасаются принимать такие крайне меры, как прекращение права собственности нарушителя.

    Иные виды ответственности и негативные последствия нецелевого использования земельных участков

    Статьями 74 и 75 ЗК РФ предусмотрены также уголовная (ст. 254 «Порча земель») и дисциплинарная (применяемая к работникам и должностным лицам) ответственность, которые могут применяться при нецелевом использовании земельных участков.

    Также не стоит забывать, что размещение здания, сооружения на земельном участке не в соответствии с его разрешенным использованием свидетельствует о самовольности постройки, которую могут снести по решению суда (п. 1 ст. 222 ГК РФ).

    Среди иных последствий нецелевого использования следует упомянуть также повышение ставки земельного налога в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения, не используемых для сельскохозяйственного производства (п. 1 ст. 394 НК РФ).

    Таким образом, нецелевое использование земельных участков чревато существенными негативными последствиями как материального, так и неимущественного характера, что необходимо учитывать текущим землепользователям и лицам, приобретающим права на земельные участки.

    Нецелевое использование земельного участка собственником помещения в деловом центре, или Практика применения ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ

    Собственникам и покупателям нежилых зданий (помещений) необходимо учитывать виды разрешенного использования земельного участка, на котором расположены такие нежилые здания (помещения).

    Частью 1 статьи 8.8. КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде административного штрафа за «использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием». К ответственности могут быть привлечены как граждане (физические лица), так и организации (юридическое лица), в последнем случае к ответственности привлекается также директор организации-правонарушителя.

    За что предусмотрена ответственность?

    Как это иногда бывает, статья закона написана с нарушением правил русского языка. Законодатель имел в виду три случая, когда нарушитель привлекается к ответственности:

    1. земельный участок используется не по целевому назначению ;
    2. земельный участок используется не в соответствии с разрешенным использованием;
    3. земельный участок используется не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием.

    Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории (п. 1 ст. 7 ЗК РФ):

    1. земли сельскохозяйственного назначения;
    2. земли населенных пунктов;
    3. земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
    4. земли особо охраняемых территорий и объектов;
    5. земли лесного фонда;
    6. земли водного фонда;
    7. земли запаса.

    Из названия категорий земель можно понять, для каких целей разрешается использовать земельный участок, отнесенный к той или иной категории земель. Использование земель запаса, как правило, допускается после перевода их в другую категорию. Интерес для рассматриваемого вопроса об административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ, представляют земли населенных пунктов (это земли, находящиеся в границах населенных пунктов, и используемые для застройки и развития населенных пунктов).

    Что касается видов разрешенного использования земельного участка, то они устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне градостроительными регламентами. Градостроительные регламенты являются частью Правил землепользования и застройки. Так, например, Правила землепользования и застройки города Москвы утверждены Постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 № 120-ПП. До принятия правил землепользования и застройки разрешенное использование земельных участков в городе Москве устанавливалось Департаментом городского имущества города Москвы (ранее – Департаментом земельных ресурсов города Москвы) на основании градостроительных планов земельных участков или иной документации по планировке территории (п. 9 Постановления Правительства Москвы от 24.06.2008 N 532-ПП «Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2007 году и мерах по реализации задач в области земельных отношений на 2008 год»).

    В крупных городах большинство компаний и предпринимателей арендуют или имеют в собственности помещения, расположенные в бизнес-центрах или деловых центрах, многие из которых в прежние годы были предоставлены научно-исследовательским институтам (НИИ) или производственным предприятиям, и, соответственно, земельные участки под ними имеют соответствующий вид разрешенного использования: для размещения организаций, осуществляющих научные изыскания, исследования и разработки; для эксплуатации научно-.исследовательского института; для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии и т.п.). Размещение офисов в таких бизнес-центрах и деловых центрах может повлечь административную ответственность.

    Кто может быть привлечен к ответственности?

    Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов.

    Таким образом, к ответственности могут быть привлечены как собственники, так и арендаторы земельных участков, а также лица, которым земельный участок был предоставлен на основании акта уполномоченного органа (см. Постановление Верховного Суда РФ от 02.07.2018 N 33-АД18-3).

    Не вызывает сомнений, что размещение торгового объекта на земельном участке с видом разрешенного использования – для благоустройства или размещение рынка на земельном участке с видом разрешенного использования – для эксплуатации торгово-развлекательного центра, является правонарушением, и собственник (арендатор) земельного участка будет привлечен к административной ответственности.

    Более интересными являются случаи, когда, к примеру, собственник делового центра, расположенного на земельном участке, имеющем вид разрешенного использования – для эксплуатации научно-исследовательского института, сдает часть помещений в аренду под офисы, при этом на большей площади делового центра действительно находится и функционирует научно-исследовательский институт. Будет ли собственник привлечен к ответственности? Судебная практика по этому вопросу неоднозначная. В одних случаях суды считают, что земельный участок используется по целевому назначению, когда площадь сдаваемых в аренду помещений незначительная (как правило, не более 20% от общей площади здания). См., например, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2019 N 09АП-32263/2019 по делу N А40-283428/18; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.04.2018 N Ф05-3936/2018 по делу N А40-101253/17. В других случаях, те же (московские) суды отмечают, что здание хотя и является отдельным объектом недвижимости, тем не менее имеет прочную связь с земельным участком и его использование (в том числе использование расположенных в нем помещений, как его составных частей) невозможно без использования земельного участка. Иными словами, на основе закрепленного в Земельном кодексе РФ принципа единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов, суды делают вывод о том, что земельный участок используется не в соответствии с разрешенным использованием (пр.: Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.01.2019 N Ф05-21825/2018 по делу N А40-118400/2018; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 05.02.2019 N Ф05-23523/2018 по делу N А40-37466/2018). Хотя в некоторых случаях собственнику удаётся доказать, что столовая или сауна, находящиеся в здании, используются только для сотрудников предприятия (например, если установлен пропускной режим в здание), и состав административного правонарушения отсутствует (пр.: Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2011 N 09АП-26978/2011 по делу N А40-58558/11-154-479; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.05.2019 N Ф05-5270/2019 по делу N А40-230302/18). Еще более интересная ситуация, когда небольшое по площади помещение в этом деловом центре принадлежит на праве собственности другому лицу (не научно-исследовательскому институту). Будет ли такой собственник привлечен к ответственности за использование земельного участка не в соответствии с разрешенным использованием, если в принадлежащем ему помещении находится продуктовый магазин или офис? По мнению судов – да (решений в пользу таких собственников найти не удалось).

    Арендаторам зданий (помещений) повезло больше, так как они не являются земплепользователями и, соответственно, не могут быть привлечены к ответственности по ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ, что подтверждается судебной практикой (пр.: Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13.08.2019 N Ф05-12631/2019 по делу N А40-236549/18-72-2401).

    Срок давности привлечения к ответственности.

    Зачастую, единственная возможность оспорить постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ – это пропуск уполномоченным органом срока давности привлечения к административной ответственности.

    Позиция Верховного Суда РФ состоит в том, что объективная сторона этого административного правонарушения выражается не в действиях, нарушающих нормы законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, а в нарушении земельного законодательства (Определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 26.09.2017 N 307-АД17-6188 и от 20.06.2018 N 305-АД18-864). Это означает, во-первых, подсудность таких споров для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, арбитражным судам, а во-вторых, общий (двухмесячный) срок давности привлечения к административной ответственности.

    Правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ, является длящимся. Срок давности начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (со дня составления уполномоченным органом акта обследования). Таким образом, постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ должно быть принято уполномоченным органом в течение двух месяцев со дня составления акта обследования.

    Тем не менее, в судах общей юрисдикции иногда применяется годичный срок давности привлечения к административной ответственности (как для правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования). См., например, Решение Московского городского суда от 22.11.2017 по делу N 7-15475/2017.

    Почему к ответственности стали привлекать чаще?

    По-видимому, причиной, послужившей росту количества административных дел по ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ, является собираемость налогов. При этом, целью является не только сбор штрафов, но и побуждение собственников к изменению вида разрешенного использования земельных участков. От вида разрешенного использования земельного участка зависит кадастровая стоимость земельного участка, а она, в свою очередь, влияет на плату за земельный участок (земельный налог/арендную плату).

    Таким образом, собственники и покупатели нежилых зданий (помещений) должны учитывать вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, при осуществлении своей деятельности в нем и деятельности арендаторов. Целесообразно ограничить право арендатора сдавать нежилое здание (помещение) в субаренду (и иную передачу прав на него) и предусматривать в договоре аренды обязанность арендатора использовать здание (помещение) с учетом целевого назначения и разрешенного использования земельного участка, а также условие о возмещении потерь арендодателя в случае привлечения его к административной ответственности.

    Ссылка на основную публикацию