Почему в этом году увеличилась кадастровая стоимость земельного участка

Почему в этом году увеличилась кадастровая стоимость земельного участка

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В публичной кадастровой карте кадастровая стоимость земельного участка (Московская область), принадлежащего предприятию на праве собственности, изменилась по сравнению с 2018 годом. Дата внесения стоимости в базу – 15.01.2019.
С какого момента новая кадастровая стоимость земельного участка используется для расчета налоговой базы по земельному налогу?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Новая кадастровая стоимость земельного участка должна применяться в целях исчисления земельного налога с 01.01.2019.

Обоснование вывода:
В общем случае налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (абзац 1 п. 1 ст. 391 НК РФ).
При этом п. 1.1 ст. 391 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2019) предусмотрено, что изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, за исключением случаев, когда изменение кадастровой стоимости производится:
– вследствие исправления ошибок, допущенных при ее определении;
– по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда;
– вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения его площади.
Однако в рассматриваемой ситуации изменение кадастровой стоимости произошло не вследствие указанных причин, являющихся исключением из общего правила.
Акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости вступает в силу 1 января года, следующего за годом проведения государственной кадастровой оценки, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ “О государственной кадастровой оценке”, далее – Закон N 237-ФЗ).
Датой, по состоянию на которую осуществляется определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки (дата определения кадастровой стоимости), является день, по состоянию на который сформирован перечень объектов оценки (ч. 4 ст. 14, ч. 5 ст. 13 Закона N 237-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 18 Закона N 237-ФЗ сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством РФ, со дня вступления в силу акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей (исключения не имеют к рассматриваемой ситуации отношения).
Когда изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение налогового периода вносится в ЕГРН на основании акта субъекта РФ об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, необходимо учитывать правовую позицию КС РФ, выраженную в постановлении от 02.07.2013 N 17-П. Согласно указанному постановлению нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении результатов определения кадастровой стоимости в той части, в какой они порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен ст. 5 НК РФ. Указанной статьей предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. При этом акты законодательства о налогах, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п. 4 ст. 5 НК РФ, п. 18 постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2015 N 28, письмо Минфина России от 23.01.2018 N 03-05-05-01/3202).
Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2018 N 15ВР-1633 “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки” (далее – Распоряжение N 15ВР-1633) утверждены результаты государственной кадастровой оценки в отношении всех видов объектов недвижимости, а также всех категорий земель, расположенных на территории Московской области, за исключением категории земель лесного фонда на дату Государственной кадастровой оценки – 01.01.2018 (п. 1 названного Распоряжения).
Причем согласно п. 5 Распоряжения N 15ВР-1633 оно вступает в силу через один месяц после его официального опубликования, но не ранее 01.01.2019.
Из прямого прочтения положений Распоряжения N 15ВР-1633 следует, что 01.01.2018 – это дата, по состоянию на которую определялась кадастровая стоимость объектов (ч. 4 ст. 14 Закона N 237-ФЗ), а датой вступления в силу акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки является 01.01.2019. Причем положения Распоряжения N 15ВР-1633 не указывают на возможность применения результатов оценки, утвержденных этим нормативным актом, в периодах ранее 01.01.2019. То есть обратной силы данный документ не имеет (п. 4 ст. 5 НК РФ).
Поскольку дата начала применения кадастровой стоимости определяется датой вступления в силу акта, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, а не датой фактического внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН и не датой, по состоянию на которую определялась кадастровая стоимость (01.01.2018), то новая кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная Распоряжением N 15ВР-1633 в 2018 году, должна в рассматриваемой ситуации применяться в целях исчисления земельного налога с 2019 года (письмо Минфина России от 14.02.2019 N 03-05-04-01/9247).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Титова Елена

Ответ прошел контроль качества

23 апреля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8–200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 () 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 () 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Будет ли меняться кадастровая стоимость земли в 2020 году

Независимо от права собственности кадастровая стоимость земли до 2017 года определялась по № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», а затем по №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». Определение ее требуется не только государству для налогообложения, но и владельцам, арендаторам земельных участков. Результаты оценки вносят в ЕГРН, ведением его занимается Росреестр.
Точная реальная стоимость земли по итогам кадастровой оценки необходима владельцам и пользователям участков для того чтобы:

  1. установить меньший размер земельного налога;
  2. определить меньшую выкупную цену земельного участка при его приобретении в
  3. собственность у органов местной власти;
  4. снизить размер платы при аренде земли;
  5. уменьшить имущественный налог на юрлиц;
  6. для других целей.

Массовая переоценка

Массовая оценка, проведенная в 2014 году, привела к тому, что в некоторых случаях кадастровая стоимость территорий в 5–10 раз превысила рыночную. Это привело к многочисленным судебным процессам. Они продолжаются и сейчас.
По итогам массовой переоценки в 2020 году разница цены рыночной и кадастровой может оказаться еще больше. Два переходных года предоставлены владельцам земли для наведения порядка с документами, установления справедливой кадастровой цены, снижения ее до рыночной величины через суд или Комиссию.
В 2018 году, согласно поправкам в законы, при налогообложении за основу принимают кадастровую стоимость, определенную на начало 2014 г. по итогам массовой оценки, или ее величину, уменьшенную по решению суда.

Налогообложение

Земельный налог в ряде регионов РФ с начала 2015 года исчисляется из цены земли по результатам кадастровой оценки. К началу 2020 года эта форма налогообложения будет введена во всех регионах. С января 2018 года налог земельный увеличен на 20% в сравнении с прошлым годом. В 2020 ставка, действующая в 2017 году, будет увеличена на 60%. В 2020 году будет одновременно проведена кадастровая переоценка земли и увеличен размер земельного налога. Новыми поправками действующего законодательства также уменьшены размеры налоговых вычетов, льгот, изменена формула расчета налога.

Для городов-субъектов РФ (Москва, Севастополь, Санкт-Петербург) сделано исключение: они вправе переоценивать земельные участки через каждые два года.

Кадастровая цена и ее оспаривание

Как изменится в 2020 году кадастровая цена земельных наделов? Чтобы это узнать, следует обратиться к действующим законам и судебной практике.
Принятыми №360-ФЗ от 03.07.2016 г (ст. 19) поправками в законы заморожена кадастровая цена земли на территории всех регионов с 01.01.2017 г. до 01.01.2020 г. Одновременно с поправками взамен №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» приняли закон №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», вступивший в действие 01.01. 2017. В нем указано, что кадастровой государственной оценкой под надзором Росреестра будут заниматься только независимые бюджетные учреждения.

Собственник участка при оспаривании его кадастровой цены вправе привлекать независимых оценщиков. Результаты независимой оценки рассматривает и утверждает суд или комиссия по рассмотрению споров при определении кадастровой цены объектов недвижимости (далее «Комиссия»). Она создана и действует в каждом регионе при управлении Росреестра. Физические лица вправе обращаться либо в Комиссию, либо сразу в суд. Органам власти необходимо пройти через досудебное рассмотрение дела Комиссией.
Казалось бы, исходя из этих законов, изменения кадастровой цены территорий до 2020 года не следует ожидать. Но органы власти заинтересованы в пересмотре кадастровой цены территорий в целях:

  • Регистрации прав на участки земли и сделок с ними, защиты прав землепользователей.
  • Точного определения размеров налогов, арендных платежей, сумм денежных компенсаций при изъятии у собственников земель для муниципальных нужд.
  • Поддержки рынка земли, ипотеки, ценных бумаг, фондового, привлечения инвестиций в регионы.
  • Оценки эффективности землепользования на территории, разработки генпланов развития городов и поселков, осуществления крупномасштабных проектов.

Причины изменения кадастровой цены

На вопрос будет ли меняться кадастровая стоимость земли в 2020 году, ответ неоднозначен. Он определяется тем, к какой категории разрешенного пользования относится территория, место ее расположения. Несмотря на введенный мораторий, переоценка земельных наделов в 2020 году может проводиться по инициативе собственников или администрации поселения. Владелец участка может, обратившись в Росреестр, инициировать переоценку в случаях:

  • если цену участка определяли в 2013 году, в 2020 требуется это делать снова.
  • неудовлетворенности итогами оценки, независимо от проведения массовой государственной переоценки.
  • изменения каких-либо характеристик участка.

По решению органов власти внеочередная переоценка может проводиться в случаях:

  1. изменения площади участка пи объединении его с другим;
  2. проведения межевания;
  3. изменения цели землепользования;
  4. ввода в эксплуатацию построенного объекта;
  5. развития инфраструктуры, повышающей спрос на землю: построенной дороги, подведенного электроснабжения, возведенных объектов соцкультбыта;
  6. изменения рыночных текущих цен.

Законом, принятым ГД РФ, власти Севастополя, Москвы, Санкт-Петербурга вправе через суд оспаривать кадастровую цену территории, если собственник, по их мнению, уменьшил ее умышленно через Комиссию до очень низкого значения, а земля не является муниципальной.
Иначе говоря, если владелец территории сочтет результат ее оценки высоким, обратится в Комиссию или сразу в суд и снизит кадастровую цену, администрация получит право оспаривать это решение через ту же Комиссию и суд.
По определению Конституционного суда РФ администрация муниципального образования имеет законное основание оспаривать решение Комиссии, когда переоценка проведена по обращению собственника. Муниципалитет теряет налоговые потоки в бюджет и заинтересован в их увеличении.
Владельцы земельных наделов на 2020 г. могут ожидать увеличения их кадастровой цены:

  • когда у администрации поселения появятся основания для плановой оценки,
  • если она через Комиссию или суд оспорит текущую стоимость,
  • появятся иные причины, такие как межевание, объединение участков, ввод в эксплуатацию новых объектов и т.д.
Читайте также:  Формирование налога с продажи земельного участка

Собственник участка также имеет право изменить его кадастровую цену, подав в Росреестр заявление о ее пересмотре. Начинать эту процедуру следует в тех случаях, если есть серьезные основания для таких действий, а именно:

  1. использование недостоверных сведений об участке при определении его кадастровой стоимости;
  2. ошибки технические при внесении данных о цене и иных параметрах участка в реестр;
  3. кадастровая цена территории определена на ту же дату, что и рыночная, и они значительно отличаются.

Кадастровая стоимость 2019 — по новым правилам

С 2019 года введен единый подход к применению кадастровой стоимости для объектов налогообложения недвижимого имущества.

Этот подход распространяется на все виды недвижимости и охватывает три вида налога: налог на имущество организаций, земельный налог, налог на имущество физлиц.

Для тех, кто следит за законодательством: Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 334-ФЗ внес поправки в п.2 ст.375 и п.15 ст. 378.2 НК РФ.

Признание кадастровой стоимости в качестве налоговой базы претерпело три ключевых изменения и стало унифицированным для всех видов недвижимости, налогообложение которой производим исходя из кадастровой стоимости.

Запись в реестре – это главное

В качестве налоговой базы может применяться только кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости ( ЕГРН).

До 1 января 2019 года из-за возможности проведения индивидуальной оценки в этом вопросе был полный хаос: кадастровая стоимость устанавливалась, затем корректировалась в сторону уменьшения по решению комиссии или суда, муниципалитеты, заинтересованные в наполнении бюджета, привлекали альтернативного оценщика и направляли ходатайства в суд о пересмотре кадастровой стоимости, принятой комиссией.

Налоговые органы, проверяя уточненные декларации, изучали документы и собирали сведения — подлинность решений комиссий по пересмотру стоимости, даты их вступления в силу, были ли результаты пересмотрены муниципалитетами и т.д. Масса судебных разбирательств регорганов с собственниками, с третьими лицами, споры по налогу на имущество налоговиков и налогоплательщиков. Вал документов и полная неразбериха.

И вот теперь в вопросе определения налоговой базы недвижимого имущества поставлена точка. Законодательно закреплен основной источник сведений о кадастровой стоимости – информационный ресурс ЕГРН.

Кадастровая стоимость изменилась – когда признаем?

С 1 января 2019 года период, с которого действует уточненная кадастровая стоимость, зависит от причины ее изменения.

1. Если изменились качественные или количественные характеристики объекта, а именно – уточнили площадь объекта или его назначение, изменился вид разрешенного использования земельного участка, перевели земли из одной категорию в другую — уточненная кадастровая стоимость признается для налогообложения со дня внесения сведений в ЕГРН . А не со следующего налогового периода, как было ранее.

Для расчета налога объект налогообложения определяем так: за полные месяцы — с начала года до внесения записи в ЕГРН – принимаем сумму по прежней кадастровой стоимости, за полные месяцы — с даты изменения и до конца года – по уточненной.

2. Если изменения кадастровой стоимости произошли из-за технической ошибки в сведениях ЕГРН, или в результате ее пересмотра на комиссии при Росреестре, или обжалования в суде – уточенная кадастровая стоимость- после внесения верных сведений в ЕГРН — может быть применена за весь период , когда применялась ошибочная ( а потом оспоренная вами) кадастровая стоимость.

Это значит, что можно пересчитать и вернуть налоги и за предыдущие годы. Но есть нюанс.

Оспаривание и особенности ретроприменения

Как было раньше: Если вы не согласны с кадастровой стоимостью — можно было применить индивидуальную рыночную стоимость — привлечь оценщика, пойти за решением в комиссию при Росреестре или в суд. Измененная кадастровая стоимость могла быть использована начиная с года, в котором подано заявление о ее оспаривании.

А как быть с предыдущими периодами? Если вы не успели подать заявление, не было отчета оценщика об оспаривании, или вы не успели по каким-то иным причинам?

С 1 января 2019 год это правило изменено: если вам удалось оспорить кадастровую стоимость по решению комиссии или суда или она изменена Росреестром вследствие исправления ошибок или недостоверных сведений — вновь установленная кадастровая стоимость может быть применена за все периоды, в которые применялась ошибочная кадастровая стоимость.

Но важно! По закону перерасчет возможен только в случае, если решение об изменении кадастровой стоимости будет принято после 1 января 2019 года. Это относится и к искам, поданным до 1 января 2019 года.

При выполнении требований об оспаривании вы сможете вернуть деньги за 2015-2918 годы.

Помним, что заявление о зачете или возврате налога можно подать не позднее трех лет со дня его уплаты.

Независимый налоговый консультант-практик. Советник налоговой службы Российской Федерации 3 ранга. Уже много лет я помогаю российским бизнесменам осмысленно и осознанно решать налоговые проблемы, преодолевать страхи и ограничения, вызванные общением с налоговыми органами. Охлаждать пыл и останавливать от опасных налоговых кульбитов. Уверенно, спокойно и с достоинством вести свой бизнес в непростых, а порой и опасных, российских условиях.

Как, когда и почему увеличивается кадастровая стоимость земли

Кадастровая стоимость земли (КСЗ) – это цена участка, устанавливаемая в целях налогообложения. Используемая как налоговая база при расчете имущественных налогов и сборов при сделках с недвижимостью, она часто бывает завышена, что дает повод для недовольства граждан. Еще больше критики вызывает увеличение кадастровой стоимости земель, происходящее в результате плановой переоценки. Как часто она происходит, кем проводится и почему кадастровая стоимость оказывается завышенной?

Кем устанавливается кадастровая стоимость

В соответствии со ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135 «Об оценочной деятельности в РФ » (далее – ФЗ № 135), единственный, кто может изменить кадастровую стоимость (КС) земли – это орган власти субъекта федерации или муниципалитета. Именно он:

Однако оценка в целях установления КСЗ проводится не органом власти, а специальным бюджетным учреждением, созданным региональными властями и уполномоченным на проведение кадастровой оценки (ст. 6 Федерального закона от 03.07.2016 № 237 «О государственной кадастровой оценке» , далее – ФЗ № 237).

Поскольку в большинстве регионов таких организаций пока нет, до 2020 года действует переходной период, а полномочия по определению КСЗ передаются, как правило, частным оценщикам. Согласно ст. 24.14 ФЗ № 135, с ними заключается договор на проведение оценки. После проведения работ по определению КСЗ, эксперты составляют отчет, результаты которого утверждаются вышеупомянутым органом власти.

Как часто производится переоценка КСЗ

Дата определения новой КСЗ зависит от того, когда была переоценка кадастровой стоимости последний раз. Так, в соответствии со ст. 11 ФЗ № 237, проведение кадастровой оценки осуществляется не чаще, чем раз в три года.

Что касается городов федерального значения (Москве, Севастополе и Санкт-Петербурге), минимальный срок для переоценки сокращен до двух лет. В любом случае если речь не идет о внеочередной процедуре, следующая оценка должна проводиться не позже, чем через пять лет.

Региональный или муниципальный орган власти принимает решение о проведении переоценки, после чего на конкурсной основе выбирается оценщик, с которым заключается договор.

Эксперт, используя методы массового оценивания, определяет КСЗ для каждого подлежащего оценке земельного участка и формирует соответствующий отчет.

При изменении кадастровой стоимости земельных участков результаты новой оценки утверждаются органом власти региона или муниципалитета, а обновленные сведения вносятся в реестр недвижимости (ЕГРН).

Изменения в кадастровой стоимости в 2012-2017 годах

Первый этап массового оценивания кадастровой стоимости земель по регионам начался в 2012 году. Изначально она позиционировалась как наиболее приближенная к рыночной. Однако способ ее расчета и применение методов массового оценивания привели к тому, что на практике КСЗ оказывалась завышенной.

Поначалу это не вызывало особого недовольства у граждан, поскольку для целей налогообложения по-прежнему использовалась инвентаризационная стоимость, которая, как известно, значительно ниже рыночной. Но так было лишь до 2015 года, пока не вступили в силу изменения в налоговом законодательстве.

С 01.01.2015 налог на недвижимое имущество физических лиц, а также земельный налог для владельцев/арендаторов земельных участков начислялся с учетом кадастровой стоимости.

Фактическое применение КСЗ началось с 2016 года – именно в этом году стали применять такую специфическую налоговую базу. С тех пор для налогоплательщиков, чья КСЗ оказалась завышенной, сумма налога возросла.

В попытке увеличить налоговые сборы (а земельный налог относится к региональным сборам) местные органы власти, пользуясь правом принимать решение о переоценке уже через 3 года, стремились пересмотреть кадастровую стоимость земель.

Это привело к массовому оспариванию КС. По информации Росреестра , только в 2016 году количество судебных споров по этому поводу достигло 13,5 тыс. В результате оспаривания суммарное падение величины кадастровой стоимости достигло 46,6%.

В связи с этим федеральные власти были вынуждены пересмотреть подходы к политике введения КС. Например, на 2017-2020 годы была введена так называемая «заморозка» кадастровой стоимости.

В соответствии со ст. 19 ФЗ № 360 от 03.07.2016, на период с 2017 по 2020 год КСЗ принимается как стоимость, определенная в ЕГРН на 01.01.2014 или на дату, с которой она начала впервые действовать, если первая кадастровая оценка производилась после 01.01.2014.

Данная норма не касается случаев, когда кадастровая стоимость после 1 января 2014 года снижалась – этот пересмотр остается действительным.

Таким образом, не имеет значения, с какого года повысилась КСЗ. Если это произошло с 2014 по 2017 год, действовать будет лишь первичная оценка кадастровой стоимости. По сути, это является гарантией того, что до 2020 года КСЗ не повысится – она может быть лишь снижена по результатам оспаривания или новой переоценки.

До 2020 года местные или региональные власти должны создать бюджетные организации, которые впредь будут заниматься оценкой. Планируется систематизирование их работы, благодаря чему результаты будут более объективными.

Изменения КСЗ в 2020 году

Проанализировав нормы действующего законодательства, делаем вывод, что изменение кадастровой стоимости земли в 2020 году возможно лишь в меньшую сторону. Ее повышение приостановлено на законодательном уровне, до введения единых методик и подходов оценки во всех регионах страны.

Следовательно, изменение КСЗ в текущем году может произойти лишь вследствие:

  • оспаривания цены заинтересованным в ее снижении собственником;
  • первичного проведения оценки в регионах, где она до этого не проводилась;
  • проведения в регионе или городе переоценки – плановый пересчет цены законом допускается, запрещено лишь ее повышение.

Нельзя исключать и другие причины для законного повышения КСЗ. Это может быть связано, например, с изменением разрешенного вида использования, целевого назначения или площади находящегося в собственности участка, что является легальным основанием для пересмотра цены.

Если собственнику неизвестно, почему возросла кадастровая цена в 2020 году, он может подать запрос в ответственный орган: управление госимущества или профильное региональное министерство.

Причины завышения кадастровой стоимости

Тем, кто интересуется, почему подняли кадастровую стоимость на землю, следует знать, что это может быть связано с несовершенством методики оценки либо с ошибками, допущенными при ее проведении.

Читайте также:  Что такое кадастровая выписка о земельном участке и как ее получить

Так, приоритетным методом определения КС земель является способ массовой оценки. Он предполагает, что объекты недвижимости в пределах конкретных территорий подлежат группировке по видам разрешенного использования. Затем объекты группируются по ценовым зонам, на основе чего выводится удельный показатель кадастровой стоимости, применяемый к каждому участку, исходя из его площади.

Этот подход не требует осмотра и изучения конкретного участка, в результате чего не учитываются его индивидуальные характеристики. Таким образом, выведенная в результате этого метода оценки КСЗ является не более чем усредненной стоимостью 1 м2 земли в пересчете на площадь конкретного участка. Логично, что такой показатель будет иметь значительную погрешность.

Второе основание для увеличения КСЗ – применение некорректных сведений об участке:

  • неправильных показателей площади;
  • недостоверного целевого назначения или вида использования;;
  • неактуальных данных при проведении расчетов;
  • игнорирование значимых дефектов участка и так далее.

Если оценщик допустит такие ошибки, итоговая КСЗ может вырасти в несколько раз. Наличие неточностей в расчете стоимости – законная причина для пересмотра результатов оценки.

Проведение переоценки

В соответствии со ст. 11 ФЗ № 237, переоценка кадастровой стоимости земли может проводиться не чаще, чем раз в три года (2 года для городов федерального значения) и не реже, чем раз в 5 лет. Этот срок начинает исчисляться не с фактической даты проведения оценочных действий и не с даты определения КСЗ, а с момента утверждения результатов оценки заказчиком – органом местной или региональной власти.

По истечении трехлетнего срока уполномоченный орган самостоятельно принимает решение о проведении переоценки.

В рамках переходного периода такая переоценка может проводиться как по старым правилам (с привлечением частных оценщиков), так и по новым (путем создания бюджетного учреждения, проводящего оценку).

С 2020 года закон позволяет регионам проводить внеочередную переоценку.

Так, согласно ст. 19 ФЗ № 237, решение о проведении внеочередной переоценки принимается в случаях, когда:

  • индекс недвижимости в регионе падает на 30%;
  • в отношении 30% объектов недвижимости в качестве КСЗ установлена рыночная стоимость.

Как оспорить КСЗ

Если собственник участка считает КС земли завышенной, согласно ст. 22 ФЗ № 237, он имеет право оспорить ее. Не имеет значения, в каком году она была определена – можно сделать это до момента внесения в ЕГРН результатов новой переоценки.

Собственник вправе оспорить результат оценки в следующем порядке:

  • внесудебный – путем обращения в комиссию по рассмотрению споров, созданную при каждом территориальном подразделении Росреестра;
  • судебный – через обращение в суд с иском по оспариванию КСЗ и с обжалованием негативного решения комиссии при Росреестре.

Закон не обязывает собственника обращаться сначала в комиссию – он вправе сразу идти в суд. В любом случае для этого ему потребуется основание для обращения, которым может быть:

  • выявление ошибок, допущеных экспертом при проведении оценки и значительно завысивших итоговую КСЗ;
  • определение рыночной стоимости путем проведения независимой оценки по заказу собственника на дату определения КСЗ.

Законное основание для изменения КСЗ

Если изменилась кадастровая стоимость земли, для этого могут быть законные причины. Причем такое изменение не всегда происходит при проведении очередной оценки или оспаривании.

Дело в том, что ст. 16 ФЗ № 237 позволяет корректировать данные в отношении конкретных земельных участков в период между оценками в случае модификации качественных/количественных характеристик:

  • изменения фактического размера участка;
  • смены разрешенного вида пользования или целевого назначения;
  • перехода земли из одной категории в другую;
  • объединения нескольких земельных участков или, наоборот, разделения одного надела на несколько частей;
  • присвоения статуса особо охраняемой территории и так далее.

Если информация о таких изменениях поступает в ЕГРН, Росреестр в течение 3 дней передает ее бюджетной оценочной организации. Та, в свою очередь, на протяжении пяти дней проводит необходимые расчеты и в трехдневный срок с момента определения КСЗ вносит обновленные сведения в ЕГРН.

Если для такого определения недостаточно информации, организация-оценщик вправе запросить дополнительные данные у компетентных органов. Такая оценка впоследствии тоже может быть оспорена в порядке, описанном выше. Оспаривание возможно с момента внесения обновленных сведений в ЕГРН.

Возможные изменения в законодательстве 2020

Учитывая нынешние настроения в обществе и позицию властей, повышение кадастровой стоимости в 2020 году, вероятнее всего, не произойдет. О несовершенстве кадастровой оценки и выведенной в итоге КСЗ впервые высказался даже сам президент. В своем послании Федеральному собранию он негативно оценил факты значительного превышения кадастровой стоимости перед рыночной.

Президент отметил, что имущественные налоги должны быть посильны для населения, а механизм определения кадастровой стоимости предполагает получение завышенных цифр. В связи с этим президент поручил правительству усовершенствовать методику определения КСЗ.

Конечная дата исполнения поручения – 15 июля 2020 года. На момент подготовки данной публикации неизвестно, изменилась ли методика – официальных сообщений не было. Однако действующая система не выдерживает критики, а потому в экспертном сообществе ожидают изменений, среди которых возможно:

  • введение максимальной суммы налога с сохранением действующей методики расчета (определение предела, выше которого налог не будет насчитываться);
  • внесение изменений в формулу расчета и стандарты оценки;
  • введение понижающего коэффициента, например, расчет имущественных налогов от КСЗ, сниженной на 30% (погрешность);
  • упрощение порядка обжалования и изменение состава комиссий по обжалованию при Росреестре.

Эксперты едины во мнении – сделать кадастровую оценку безошибочной невозможно. Потому потенциальные изменения вызывают скепсис.

Как уменьшить КСЗ

Единственная возможность уменьшить кадастровую стоимость участка – это оспорить ее. Как упоминалось выше, для этого необходимо подать в комиссию при Росреестре заявление на пересмотр либо обратиться в суд.

Чаще всего применяется стратегия определения КСЗ на основе рыночной стоимости: согласно ст. 66 ЗК РФ , если в отношении объекта установлена рыночная стоимость, она принимается как кадастровая.

Рыночная стоимость – это результат индивидуальной оценки, учитывающий все значимые характеристики конкретного объекта, начиная с площади и заканчивая проведенными коммуникациями.

Этот показатель является наиболее объективным, а потому должен быть определен на ту же дату, что и КСЗ. Для определения рыночной стоимости заинтересованное лицо:

  1. Обращается к частному независимому оценщику.
  2. Заключает с ним договор и предоставляет необходимый доступ.
  3. Получает отчет об оценке с объективной рыночной стоимостью.
  4. С отчетом и пакетом документов отправляется в комиссию при Росреестре или в суд.


Важно: чтобы оценка была максимально объективной, следует обращаться к квалифицированным оценщикам с хорошей репутацией на рынке.

Объективность оценки – главный критерий для успешного оспаривания завышенной КСЗ. Если у суда возникнут сомнения, он назначит независимую судебную экспертизу и сам выберет оценщика. Как показывает практика, в таком случае итоги судебной оценки оказываются на 20-50% выше, чем результаты, представленные заявителем.

Как узнать КСЗ

Чтоб оспорить КСЗ, для начала необходимо узнать ее размер. Так как кадастровая цена является неотъемлемым атрибутом сведений из ЕГРН, а сам реестр является публичным, у любого заинтересованного лица есть доступ к КСЗ конкретного участка.

Такие сведения предоставляются гражданам бесплатно на основании запроса в Росреестр. Есть и другие способы, например, интернет-ресурсы. Среди самых распространенных инструментов выделяются следующие:

  • Фонд данных государственной оценки ;
  • Публичная кадастровая карта ;
  • справочный онлайн-сервис Росреестра ;
  • электронный запрос сведений из ЕГРН .

Все они позволяют получить необходимые сведения в считаные минуты.

Кроме того, доступ к данным о КСЗ предоставляется при личном обращении в офис Росреестра либо в ближайшее отделение МФЦ.

Заключение

Учитывая сказанное, можно сделать ряд важных выводов:

  • определение кадастровой стоимости осуществляется по решению органа местной или региональной власти не чаще чем раз в три года и не реже, чем раз в пять лет;
  • ранее привлекались частные оценщики, но после внесения изменений в законодательство эти функции были переданы новообразованным бюджетным организациям;
  • с 2017 по 2020 год КСЗ остается на уровне, установленном на 01.01.2014 или позже, если она проводится впервые (кроме случаев снижения КСЗ);
  • кадастровая цена участка может вырасти в этот период лишь в случае качественных или количественных изменений в отношении такого надела;
  • заинтересованное лицо вправе оспорить КСЗ в специальной комиссии или суде.

Как узнать кадастровую стоимость: Видео

Магистр юридических наук по направлению «Гражданское и семейное право». В 2005 году окончил СПбГУ, в 2012 году – экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности “Финансовая аналитика”. После получения второго высшего образования основал независимую оценочную компанию. Занимаюсь оценкой недвижимости, земли и другого имущества.

Почему упала кадастровая стоимость земли в Подмосковье и Новой Москве?

Массовое снижение кадастровой стоимости недвижимости в Подмосковье и Новой Москве вызвало беспокойство у жителей этих регионов.

Главный вопрос, которым задаются собственники в Подмосковье и Новой Москве: не связано ли снижение кадастровой стоимости их участков с планами властей по массовому изъятию частной собственности под застройку? «Откровенно говоря, мы тут живем на нервах после принятия закона об упрощенном порядке изъятия земель и строений для государственных и муниципальных нужд в ТиНАО, а также в связи с существенным расширением списка государственных органов, которые такое изъятие могут проводить, – поясняет один из владельцев дома и садового участка в Новой Москве. – Если власти хотят понизить налоговое бремя (с чего бы?), то могли бы изменить налоговую ставку – уменьшить ее любой регион может по своему усмотрению».

Как сообщает ТАСС, власти объясняют уменьшение кадастровой стоимости общим снижением рыночной стоимости земли. Участники рынка видят и другие причины для переоценки участков СНТ, ДНТ и ИЖС.

Директор по продажам RDI Валерий Кузнецов:

Неожиданным это событие стало только для собственников жилья. В действительности же 237-ФЗ, по которому рассчитана новая стоимость, принят еще в позапрошлом году. Он оставил дату перехода на новые стандарты на усмотрение местных властей. Правительство Москвы работает по новым правилам уже больше года, а власти северной столицы – с 1 ноября 2017-го. То есть переход состоялся еще в прошлом году.

Сумма оценки многих объектов изменилась из-за того, что при расчете кадастровой цены аналитики использовали новую федеральную методику. И нынешняя волна – это только вершина айсберга. В соответствии с законодательством, в ближайшие пять лет всю оставшуюся недвижимость переоценят по новой методике. И произойдет это не только в столице и ее окрестностях, а по всей стране.

Что касается разнообразных опасений, то людям вообще свойственно бояться неизвестного. Мало кто разбирался в том, как формировалась кадастровая стоимость и сколько ошибок и судебных разбирательств с ней было связаны. Поэтому рынок давно ждал, что в алгоритм расчета внесут поправки.

Что касается самих цифр, то цены на участки и недвижимость в Москве и области вблизи МКАДа остались практически без изменений, а более дальние районы подешевели. По данным правительства Москвы, земельные участки вдали от кольцевой подешевели на 27-40%. Это же произошло и с жилыми объектами.

Отвечая на последний вопрос, хочется сказать, что вряд ли у властей есть планы по понижению налогового бремени. Цель нового метода расчета – учесть недочеты «старого» варианта методики и уменьшить число судебных исков, единственная цель которых – оспаривание кадастровой цены, которая слишком оторвана от рыночной стоимости. На это же направлены и две другие возможности. Во-первых, собственник может узнать кадастровую стоимость до ее утверждения; в это же время ее можно изменить. Во-вторых, налогообложение частных лиц начнет применять новую оценку только в 2020-м. То есть власти дают россиянам больше года на то, чтобы оспорить оценку, если есть такая необходимость.

Читайте также:  Существует ли налог на дарение земельного участка

Руководитель юридического департамента семейства компаний Kaskad Family Рената Беляева:

Вопрос кадастровой оценки недвижимости в Московской области и по России в целом является широко обсуждаемым в последние годы, так как от кадастровой стоимости объектов недвижимости напрямую зависят суммы уплачиваемых гражданами РФ налогов. Тысячи заявлений поданы гражданами в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (при территориальных управлениях Росреестра) с целью устранения ошибок в ее исчислении.

В конце 2017 года Министерство имущественных отношений Московской области заявило, что в 2018 году кадастровую оценку недвижимости в Московской области впервые проведут по новой методике, оценивающей не только документальное, но и фактическое использование недвижимости. Для этого было создано специализированное государственное бюджетное учреждение Московской области «Центр кадастровой оценки» (далее – ЦКО).

Министерство имущественных отношений Московской области говорит, что их цель – «получить качественную и справедливую оценку объектов недвижимости».

14 сентября 2018 года на сайте ЦКО https://ckomo.ru опубликованы промежуточные отчетные документы о государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, расположенных на территории Московской области. В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», замечания, связанные с определением кадастровой стоимости, к промежуточным отчетным документам представляются в течение пятидесяти дней со дня их опубликования, а именно до 2 ноября 2018 года любой гражданин РФ может предоставить замечание, которое наряду с изложением его сути должно содержать:

  1. фамилию, имя и отчество (последнее – при наличии) физического лица, полное наименование юридического лица, номер контактного телефона, адрес электронной почты (при наличии) лица, представившего замечание к промежуточным отчетным документам;
  2. кадастровый номер и (или) адрес объекта недвижимости, в отношении определения кадастровой стоимости которого представляется замечание к промежуточным отчетным документам;
  3. указание на номера страниц промежуточных отчетных документов, к которым представляется замечание (по желанию).

На мой взгляд, не стоит опасаться изменения кадастровой оценки недвижимости, а следует сейчас ознакомиться с результатами проведенной оценки Центром кадастровой оценки и, если Вы не согласны с ее результатами, обратиться с соответствующими замечаниями.

Управляющий партнер Mitsan Consulting Дмитрий Желнин:

Что касается возможных планов по изъятию собственности, то кадастровая стоимость почти не связана с этим. При изъятии вопрос всегда решается в суде, и собственник вправе представить отчет о независимой рыночной оценке недвижимости. У властей есть желание максимально приблизить кадастровую стоимость к рыночной, но это еще не скоро произойдет, так как механизмы кадастровой оценки никогда не будут успевать за движениями рынка.

Говоря о налоговых ставках, отмечу, что власти, безусловно, имеют право варьировать их. При этом большинство региональных и местных органов власти стараются установить «потолок» ставок, предоставленный Налоговым кодексом, то есть стараются брать максимум. Вообще я убежден, что снижение налоговой ставки не носит глобального характера. Доля земельных налогов и налога на имущество в бюджете каждого региона не доходит и до 5%. Это малая часть. «Стоимость» владения земельными участками СНТ вообще мала. Какой там налог ежегодно с таких участков? До 1000 рублей? Это капля в море для любого бюджета. Государству интереснее получать налог с предприятий. Для сравнения: земельный налог с участка СНТ физлица – 0,3% от кадастровой стоимости, у предприятия с участка «промки» – 1,5%. Разница – в пять раз. Конечно же, интереснее получить 1,5% с нескольких гектар, чем 0,3% с нескольких соток. Кроме того, да, снижение может наблюдаться по некоторым участкам, но по некоторым есть и увеличение.

Отвечает адвокат МКА «Клишин и партнеры» Мария Хохлова:

После того, как начали взимать налоги на недвижимость, исходя из кадастровой стоимости имущества, очень многие собственники стали обращаться в суд с исками об оспаривании кадастровой стоимости из-за ее неправильной и необъективной оценки.

Ранее в одном округе могли установить кадастровую стоимость одинаковой для аналогичных между собой объектов недвижимости по документам, при этом часто не учитывая, что в разных районах округа нельзя продать объекты недвижимости по одинаковой рыночной стоимости, так как при формировании стоимости имеют значение многие факторы: наличие коммуникаций, экологическая обстановка, транспортная доступность и так далее. А ведь от размера кадастровой стоимости зависит размер налогов.

Новая федеральная методика оценки предполагает оценивать каждый объект недвижимости по фактическим критериям использования, а не документальным. Это позволит сократить количество исков по оспариванию кадастровой стоимости.

Отвечает директор «НДВ-Девелопмент» Андрей Стригалев:

Пересмотр кадастровой оценки не носит никакой цели, кроме приближения ее к объективной реальности. Завышение кадастровой стоимости в 1,5-2 раза – вполне распространенная ситуация. После установления зависимости ставки имущественного и земельного налога от кадастровой стоимости вместо инвентаризационной собственники земли и другой недвижимости в Подмосковье подавали на снижение кадастровой оценки целыми деревнями. Из-за стагнации рынка недвижимости в целом и рынка загородной недвижимости в частности разница между рыночной стоимостью и кадастровой увеличилась за последние три года – пять лет и вполне может составлять 100-200%.

Будет ли меняться кадастровая стоимость земли в 2020 году

Независимо от права собственности кадастровая стоимость земли до 2017 года определялась по № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», а затем по №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». Определение ее требуется не только государству для налогообложения, но и владельцам, арендаторам земельных участков. Результаты оценки вносят в ЕГРН, ведением его занимается Росреестр.
Точная реальная стоимость земли по итогам кадастровой оценки необходима владельцам и пользователям участков для того чтобы:

  1. установить меньший размер земельного налога;
  2. определить меньшую выкупную цену земельного участка при его приобретении в
  3. собственность у органов местной власти;
  4. снизить размер платы при аренде земли;
  5. уменьшить имущественный налог на юрлиц;
  6. для других целей.

Массовая переоценка

Массовая оценка, проведенная в 2014 году, привела к тому, что в некоторых случаях кадастровая стоимость территорий в 5–10 раз превысила рыночную. Это привело к многочисленным судебным процессам. Они продолжаются и сейчас.
По итогам массовой переоценки в 2020 году разница цены рыночной и кадастровой может оказаться еще больше. Два переходных года предоставлены владельцам земли для наведения порядка с документами, установления справедливой кадастровой цены, снижения ее до рыночной величины через суд или Комиссию.
В 2018 году, согласно поправкам в законы, при налогообложении за основу принимают кадастровую стоимость, определенную на начало 2014 г. по итогам массовой оценки, или ее величину, уменьшенную по решению суда.

Налогообложение

Земельный налог в ряде регионов РФ с начала 2015 года исчисляется из цены земли по результатам кадастровой оценки. К началу 2020 года эта форма налогообложения будет введена во всех регионах. С января 2018 года налог земельный увеличен на 20% в сравнении с прошлым годом. В 2020 ставка, действующая в 2017 году, будет увеличена на 60%. В 2020 году будет одновременно проведена кадастровая переоценка земли и увеличен размер земельного налога. Новыми поправками действующего законодательства также уменьшены размеры налоговых вычетов, льгот, изменена формула расчета налога.

Для городов-субъектов РФ (Москва, Севастополь, Санкт-Петербург) сделано исключение: они вправе переоценивать земельные участки через каждые два года.

Кадастровая цена и ее оспаривание

Как изменится в 2020 году кадастровая цена земельных наделов? Чтобы это узнать, следует обратиться к действующим законам и судебной практике.
Принятыми №360-ФЗ от 03.07.2016 г (ст. 19) поправками в законы заморожена кадастровая цена земли на территории всех регионов с 01.01.2017 г. до 01.01.2020 г. Одновременно с поправками взамен №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» приняли закон №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», вступивший в действие 01.01. 2017. В нем указано, что кадастровой государственной оценкой под надзором Росреестра будут заниматься только независимые бюджетные учреждения.

Собственник участка при оспаривании его кадастровой цены вправе привлекать независимых оценщиков. Результаты независимой оценки рассматривает и утверждает суд или комиссия по рассмотрению споров при определении кадастровой цены объектов недвижимости (далее «Комиссия»). Она создана и действует в каждом регионе при управлении Росреестра. Физические лица вправе обращаться либо в Комиссию, либо сразу в суд. Органам власти необходимо пройти через досудебное рассмотрение дела Комиссией.
Казалось бы, исходя из этих законов, изменения кадастровой цены территорий до 2020 года не следует ожидать. Но органы власти заинтересованы в пересмотре кадастровой цены территорий в целях:

  • Регистрации прав на участки земли и сделок с ними, защиты прав землепользователей.
  • Точного определения размеров налогов, арендных платежей, сумм денежных компенсаций при изъятии у собственников земель для муниципальных нужд.
  • Поддержки рынка земли, ипотеки, ценных бумаг, фондового, привлечения инвестиций в регионы.
  • Оценки эффективности землепользования на территории, разработки генпланов развития городов и поселков, осуществления крупномасштабных проектов.

Причины изменения кадастровой цены

На вопрос будет ли меняться кадастровая стоимость земли в 2020 году, ответ неоднозначен. Он определяется тем, к какой категории разрешенного пользования относится территория, место ее расположения. Несмотря на введенный мораторий, переоценка земельных наделов в 2020 году может проводиться по инициативе собственников или администрации поселения. Владелец участка может, обратившись в Росреестр, инициировать переоценку в случаях:

  • если цену участка определяли в 2013 году, в 2020 требуется это делать снова.
  • неудовлетворенности итогами оценки, независимо от проведения массовой государственной переоценки.
  • изменения каких-либо характеристик участка.

По решению органов власти внеочередная переоценка может проводиться в случаях:

  1. изменения площади участка пи объединении его с другим;
  2. проведения межевания;
  3. изменения цели землепользования;
  4. ввода в эксплуатацию построенного объекта;
  5. развития инфраструктуры, повышающей спрос на землю: построенной дороги, подведенного электроснабжения, возведенных объектов соцкультбыта;
  6. изменения рыночных текущих цен.

Законом, принятым ГД РФ, власти Севастополя, Москвы, Санкт-Петербурга вправе через суд оспаривать кадастровую цену территории, если собственник, по их мнению, уменьшил ее умышленно через Комиссию до очень низкого значения, а земля не является муниципальной.
Иначе говоря, если владелец территории сочтет результат ее оценки высоким, обратится в Комиссию или сразу в суд и снизит кадастровую цену, администрация получит право оспаривать это решение через ту же Комиссию и суд.
По определению Конституционного суда РФ администрация муниципального образования имеет законное основание оспаривать решение Комиссии, когда переоценка проведена по обращению собственника. Муниципалитет теряет налоговые потоки в бюджет и заинтересован в их увеличении.
Владельцы земельных наделов на 2020 г. могут ожидать увеличения их кадастровой цены:

  • когда у администрации поселения появятся основания для плановой оценки,
  • если она через Комиссию или суд оспорит текущую стоимость,
  • появятся иные причины, такие как межевание, объединение участков, ввод в эксплуатацию новых объектов и т.д.

Собственник участка также имеет право изменить его кадастровую цену, подав в Росреестр заявление о ее пересмотре. Начинать эту процедуру следует в тех случаях, если есть серьезные основания для таких действий, а именно:

  1. использование недостоверных сведений об участке при определении его кадастровой стоимости;
  2. ошибки технические при внесении данных о цене и иных параметрах участка в реестр;
  3. кадастровая цена территории определена на ту же дату, что и рыночная, и они значительно отличаются.

Ссылка на основную публикацию