Положения Земельного кодекса по перераспределению земельных участков

Перераспределение земельных участков

Суть правовой категории «перераспределение земельных участков» раскрыта в ст. 11.7 Земельного кодекса РФ. В результате этого юридически значимого события из нескольких ранее существовавших смежных участков образуются новые.

Перераспределение земельных участков: определение, особенности

Элементарной единицей земельного фонда России признается участок земли. Как объект гражданских и земельных правоотношений он обладает такими характеристиками, как границы, площадь, целевое назначение, виды разрешенного использования. Участок не является чем-то неизменным. Он может быть образован, изменен или ликвидирован.

Суть правовой категории «перераспределение земельных участков» раскрыта в ст. 11.7 Земельного кодекса РФ.

В результате этого юридически значимого события из нескольких ранее существовавших смежных участков образуются новые. В такой трансформации может учувствовать неограниченное количество участков. Все они как самостоятельные объекты гражданских прав прекращают существование в связи с образованием новых.

Особенности перераспределения земельных участков таковы:

  • Такого рода трансформации характерна множественность на всех стадиях процедуры. Ситуация, в которой из одного участка образуются несколько, именуется разделением. Если же результатом действий заинтересованных лиц является создание одного участка из нескольких исходных, речь идет об объединении.
  • Как и объединение, перераспределение может касаться исключительно смежных участков. При этом смежными считают соседние участки, часть границ которых совпадает.
  • Количество участков, создаваемых в результате перераспределения, может отличаться от исходного. Но даже если оно совпадает (например, из двух «старых» участков образуются два «новых»), их границы изменятся. Может существенно варьироваться площадь участка.

Перераспределение как способ образования земельных участков

Передел представляет собой один из способов создания участков наряду с объединением, разделением и выделом (ст. 11.2 ЗК РФ).

Суть такой трансформации легче всего уяснить путем сравнения. Перераспределение позволяет добиться того же эффекта, какой имеет последовательное объединение и новый раздел.

Логический объем рассматриваемого понятия таков: перераспределение = объединение + разделение. Однако для заинтересованных лиц перераспределение предпочтительней, поскольку позволяет произвести все необходимые действия (объединение и раздел) в ходе процедур одного цикла.

Если бы законодатель не предусмотрел существование перераспределения, для достижения нужного эффекта правообладателям пришлось бы дважды последовательно проходить все бюрократические процедуры:

  • инициировать принятие административного акта либо заключать сделку (сначала об объединении, позже о новом разделе);
  • разрабатывать проектную документацию и проводить межевание;
  • регистрировать новые участки (сначала объединенный, потом разделенные) в органах ГКН, ЕГРП.

Юридические режимы перераспределения участков, пребывающих в частной и публичной собственности, существенно различаются. Правовым основанием в первом случае признается гражданское соглашение, во втором – административный акт компетентного органа.

Сохранение прав и обременений при перераспределении участков

Возникновение и сохранение права собственности на образуемые при распределении участки осуществляется согласно правоустанавливающему документу (решение компетентного органа либо соглашение частных собственников) и статей 11.4 – 11.7 ЗК РФ. У гражданина, которому исходный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование в результате преобразования, возникает аналогичное право на участок другой площади и конфигурации.

Точно так же обстоит дело с правами наследуемого владения и безвозмездного пользования. Иными словами, при перераспределении объект владения изменяется, а суть права остается прежней.

Сервитуты (право беспрепятственного прохода, проезда, прогона скота, доступа к водоемам) и другие обременения переходят с исходных участков на вновь созданные в прежних границах.

Ст. 11.8 ЗК РФ специально защищает права арендаторов. Согласно предписаниям п. 4 указанной статьи в случае преобразования арендуемых участков, граждане вправе перезаключать договора на прежних условиях без проведения новых торгов, аукционов или конкурсов.

Реализация преимущественного права осуществляется на основании ст. 621 Гражданского кодекса РФ. Необходимость перезаключения арендного договора (невозможность внесения изменений в существующий) обусловлена изменением его предмета.

Цель перераспределения земельного участка

Существует множество разноплановых жизненных ситуаций, в которых необходимо перераспределение земельных участков. Первый вариант: конфигурация и расположение участка усложняют его использование по целевому назначению.

  • неудачная форма, изломанная линия границы;
  • вкрапления/вклинивания смежных участков;
  • логистические сложности;
  • необходимость использования чужого участка для подвода и обслуживания коммуникаций;
  • отсутствие выхода к дорогам общего пользования;
  • неудобный подход/подъезд.

Зачастую собственника устраивает конфигурация участка, однако его площадь является недостаточной. В этом случае можно оформить «прирезку» к участку за счет земель соседа.

Чтобы сделать собственника смежного участка более уступчивым, необходимо предложить ему денежную или иную компенсацию. Договоренность о новом разделе земель и размере доплаты оформляется соглашением.

До недавнего времени по общему правилу перераспределение возможно было только между землями одной формы собственности. В связи с изменениями, внесенными в Земельный кодекс Федеральным законом №171 от 23.06.2014 г., частный собственник участка вправе претендовать на оформление «прирезки» за счет земель, принадлежащих государству или территориальной общине.

В частности, можно оформить самовольно захваченные смежные земли. За их присоединение к существующему участку в местный бюджет вносится плата, порядок расчета которой установлен соответствующим муниципалитетом. В большинстве случаев стоимость «прирезки» оказывается ниже рыночной.

Правила перераспределения земельных участков

Передел осуществляется согласно общим правилам, оговоренным ст. 11.2 ЗК РФ. Специальные нормы применяются в случае, если в процедуре перераспределения задействованы искусственно созданные земли либо в результате перераспределения создаются многоконтурные участки.

Передел осуществляется в процессе землеустройства. С точки зрения заказчика эти работы направлены на установление границ участков на местности, описание их местоположения. В глобальном масштабе землеустроительные мероприятия призваны обеспечить организацию рационального землепользования и охраны земель.

Регламентация землеустройства, помимо ст. 68, 69 ЗК РФ обеспечивается профильным законом №78 «О землеустройстве», множеством правительственных и ведомственных подзаконных актов. Установление границ участка, образованного в результате перераспределения в натуре, выполняется по координатам характерных точек. Сведения о них содержаться в госкадастре недвижимости.

Участки, образованные в результате перераспределения, должны соответствовать общим требованиям, оговоренным ст. 11.9 ЗК РФ. Они касаются:

  • непревышения граничного размера объектов, могущих передаваться в частное владение (устанавливается муниципальными градостроительными регламентами);
  • непересечение границ муниципальных образований, населенных пунктов, лесничеств, территориальных зон;
  • неущемление прав собственников недвижимости, расположенных на исходных участках, а также иных правообладателей;
  • границ и расположения вновь образуемого участка, недопустимости чересполосицы, вкрапливания или иных недостатков, препятствующих рациональному землепользованию.

Распределение земельных участков, находящихся в частной собственности на основании соглашения

На текущий момент перераспределение земельных участков чаще всего регистрируется в отношении частных владений. В результате процедуры у заинтересованных лиц возникают права собственности на преобразованные участки.

Юридическим основанием передела служит соглашение, заключенное между собственниками соседних участков по правилам Земельного кодекса России (п. 2 ст. 11.7 ЗК). Оно может представлять собой:

  • отдельный самостоятельный договор;
  • часть комплексной гражданско-правовой сделки (купли-продажи, мены, дарения).

На соглашения об образовании новых участков путем преобразовании распространяется принцип свободы договора (ст. 421 ГК РФ). При этом договор не может противоречить земельному законодательству и публичному порядку. Его нотариальное удостоверение не является обязательным, может проводиться по желанию и на средства сторон. Сделка вступает в силу при условии ее государственной регистрации в ЕГРП (ст. 164 ГК РФ).

Перераспределение земельных участков муниципальной и частной собственности

Основания передела земель, пребывающих в публичной собственности, оговорены ст. 39.27 ЗК РФ. Допускается перераспределение муниципальных земель и участков:

  • не предоставленных в пользование частным лицам и при этом не обремененных правами сторонних лиц (сервитут не учитывается);
  • предоставленных на одном виде права одному лицу (с его согласия).

Если перераспределение производится на основании проекта межевания, соответствующее соглашение или решение об образовании новых участков должно содержать ссылку на административный акт, которым этот проект утвержден. Если передел проводится согласно схеме расположения участка на кадастровом плане, такая схема прилагается к соглашению либо решению муниципалитета и утверждается им же.

Правовое регулирование передела земель муниципальной и частной собственности между собой претерпело значимые изменения в связи с принятием Федерального закона № 171 от 23.06.14 г. Согласно ст. 39.28 ЗК РФ в действующей редакции, процедура возможна, когда:

  • исходные участки расположены в пределах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии, при условии, что цель передела – приведение границ существующих участков в соответствие с проектом межевания территории;
  • осуществляется приведение границ частных участков в соответствие с ранее утвержденным проектом межевания с целью исправления таких недостатков как чересполосица, изломанность границ, вклинивание, вкрапливание при условии, что после передела площадь частного земельного участка не превысит граничных лимитов;
  • осуществляется перераспределение муниципальных земель и участков, предназначенных для ведения огородничества, садоводства, личного подсобного или дачного хозяйства;
  • преобразование связано с изъятием участков для муниципальных нужд для строительства линейных и других капитальных объектов недвижимости.

Перераспределение земельных участков, находящихся в частной и публичной собственности, подразумевает подписание соглашения. Перераспределение может осуществляться на основании (одно из двух):

  • проекта межевания территории;
  • схемы расположения участка на кадастровом плане.

К соглашению в обязательном порядке прилагается кадастровый паспорт участка. Если передел предполагает увеличение площади земельного участка, находящегося в частной собственности, заинтересованное лицо вносит плату, порядок расчета которой устанавливается муниципалитетом.

Порядок перераспределения земельных участков разных форм собственности: общие положения

Правила и процедура передела земель напрямую зависят от формы собственности. Если исходные участки находятся в частных руках, инициатива может исходить от владельца любого из них. Остальные правообладатели вправе, но не обязаны соглашаться. Споры разрешаются в суде. Процедура переговоров не подвержена бюрократическим формальностям: допустимы официальные письма, устные предложения.

Кадастровые работы по переделу участков частные собственники поручают специализированной организации. На основании полного пакета технической, правоустанавливающей и правоудостоверяющей документацией они обращаются в органы госкадастра и регистрации прав на недвижимость.

Если все преобразуемые участки подведомственны одному органу госвласти или муниципалитету, преобразование происходит по его решению. Он же ответственен за разработку земельно-кадастровой документации, инициацию внесения соответствующих сведений в ГКН, ЕГРП.

Перераспределение земельных участков, распоряжение которыми находится в компетенции нескольких муниципалитетов, происходит по соглашению между ними. Административное соглашение также необходимо, когда перераспределяются земли или участки муниципальной и госсобственности между собой. Документ должен определять:

  • взаимные обязательства по организационному и финансовому обеспечению образования участков;
  • распределение издержек на выполнение кадастровых работ;
  • сведения о правах, возникающих на вновь образуемые участки.

Частные лица, заинтересованные в перераспределении участков с участием муниципальных земель, обращаются в муниципалитеты с заявлением. Если оно не соответствует требованиям, не сопровождено необходимой документацией, документ возвращается заявителю. Если оснований для возврата нет, на протяжении следующих 20 дней компетентный орган рассматривает заявление по сути. Результатом может стать:

  • утверждение схемы расположения участка;
  • согласие на заключение соглашения о перераспределении участков согласно проекту межевания территории;
  • мотивированный отказ.

Регистрация перераспределения земельных участков

Правила кадастрового учета передела участков оговорены 221-ФЗ «О госкадастре недвижимости». Данные, внесенные в госкадастр недвижимости при постановке на учет вновь образуемых объектов, носят временный характер.

Они обретают постоянство с момента госрегистрации прав в ЕГРП. Временные данные аннулируются и исключаются из госкадастра в случае, если преобразуемые участки не были поставлены на учет в ЕГРП на протяжении 2-х лет.

Процедура госрегистрации прав на участки, образуемые при перераспределении, оговорены 122-ФЗ «О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Внесение сведений осуществляется в заявительном порядке, на основании надлежащего пакета бумаг.

Основным правоустанавливающим документом может быть решение административного органа либо соглашение правообладателей. Исключение из реестра сведений о преобразуемых «старых» участках и внесение данных о «новых» вновь созданных проводится при наличии необходимой технической и кадастровой документации.

Отказ в перераспределении земельного участка

Перечень обстоятельств, препятствующих заключению административного соглашения о перераспределении земель муниципальной и госсобственности, оговорен ст. 39.27 ЗК РФ. Это:

  • отсутствие письменного согласия лица, в пользование которого находится один из исходных участков;
  • предусмотрен передел объектов, хотя бы один из которых выставлен на аукцион;
  • в отношении одного из исходных участков принято решение о предварительном согласовании предоставления, и срок его действия не истек;
  • границы исходного участка подлежат уточнению;
  • имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения участка (перечень которых дан в ст. 11.10 ЗК РФ);
  • в отношении одного из исходных участков подано заявление о предоставлении, и оно находится на рассмотрении.

Отказ в перераспределении участков, находящихся в частной и публичной собственности, последует при отсутствии:

  • оснований для передела, исключительный перечень которых содержит ст. 39.28 ЗК РФ;
  • нотариально удостоверенного согласия всех правообладателей.

Отказ ждет частное лицо, обратившееся в муниципалитет за переделом участков в случае, если по его окончании в частных руках окажутся земли и участки:

  • превышающие гранично допустимые размеры;
  • ограниченные в обороте;
  • зарезервированные для публичных нужд;
  • в отношении которых оглашено извещение о проведении аукциона;
  • касательно которых принято решение о предварительном согласовании предоставления или получено заявление по этому поводу.

Отказ в перераспределении может быть дан:

  • если муниципальные земли, которые подлежат передаче в частные руки в ходе передела, могут стать самостоятельным полноценным земельным участком;
  • границы исходного объекта, находящего в частной собственности, подлежат уточнению на основании Закона №221 «О госкадастре недвижимости»;
  • есть основания к отказу в утверждении схемы расположения участка, документ разработан с нарушениями требований к особо охраняемым природным территориям;
  • хотя бы один из образуемых участков расположен в границах территории, касательно которой утвержден проект межевания территории.

Отказ в заключении соглашения о переделе должен быть мотивированным. Примечательно, что отсутствие в госкадастре недвижимости сведений о местоположении земельного участка, находящегося публичной собственности, самого по себе не считается основанием для отказа в перераспределении.

Выполнение кадастровых работ в этом случае обеспечивает заявитель. По решению органа власти он же обращается с заявлением о кадастровом учете.

Письмо Минэкономразвития России от 09.10.2019 N Д23и-34697 “О перераспределении земельных участков в случае, предусмотренном подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.27 Земельного кодекса Российской Федерации”

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 9 октября 2019 г. N Д23и-34697

ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В СЛУЧАЕ, ПРЕДУСМОТРЕННОМ ПОДПУНКТОМ 4

ПУНКТА 1 СТАТЬИ 39.27 ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА

Ранее Департаментом недвижимости направлялась позиция о невозможности перераспределения земель и нескольких земельных участков исходя из положений абзаца второго пункта 1 статьи 11.7 ЗК РФ (письмо от 24.08.2018 N Д23и-4640).

Федеральным законом от 2 августа 2019 г. N 283-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон N 283-ФЗ) среди прочего внесены изменения в положения Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), регулирующие вопросы перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой.

Так, пункт 1 статьи 39.27 ЗК РФ дополнен новым подпунктом 4, установившим еще один случай, при котором допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой: если приводятся в соответствие с утвержденным проектом межевания территории (в том числе для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы) границы земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земель и земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, не предоставлены гражданам и юридическим лицам и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута, при условии, что площадь земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Читайте также:  Условия для заявления о предоставлении земельного участка в аренду

Согласно положениям, установленным подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.27 ЗК РФ, допускается перераспределение земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, одновременно с землями и земельными участками, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, не предоставлены гражданам и юридическим лицам и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута.

Считаем необходимым также отметить, что статья 39.27 ЗК РФ не содержит положений (в том числе с учетом внесенных Законом N 283-ФЗ изменений), наделяющих полномочиями на обращение в орган регистрации прав с заявлением о государственном кадастровом учете образуемых земельных участков лиц, которые не являются собственниками исходных земельных участков, участвующих в перераспределении.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (далее – Закон N 218-ФЗ) с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образованные объекты недвижимости вправе обратиться собственник исходного объекта недвижимости, из которого образованы новые объекты недвижимости. Указанные правила применяются также в отношении земельных участков, образуемых путем перераспределения, за исключением земельного участка, образуемого путем перераспределения земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, на основании решения об утверждении схемы расположения земельного участка или согласия органа государственной власти либо органа местного самоуправления на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, в отношении которых государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации).

Согласно части 5 статьи 15 Закона N 218-ФЗ в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, в том числе земельный участок, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления.

С учетом изложенного, по мнению Департамента недвижимости, с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые в результате перераспределения в установленном пунктом 4 статьи 39.37 ЗК РФ случае, вправе обращаться уполномоченные в установленном порядке представители органа государственной власти и (или) органа местного самоуправления, уполномоченного в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования своими действиями осуществлять имущественные права и обязанности, в отношении исходных земельных участков, участвующих в перераспределении, либо обладающих полномочиями на их предоставление в соответствии с пунктами 2, 4 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”.

Статья 11.7 ЗК РФ. Перераспределение земельных участков

Новая редакция Ст. 11.7 ЗК РФ

1. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.

При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

2. При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков.

3. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

4. Утратил силу с 1 марта 2015 г.

Комментарий к Статье 11.7 ЗК РФ

Перераспределение земельных участков практикуется значительно реже, чем, скажем, раздел или объединение. В обобщенном виде перераспределение можно охарактеризовать как совокупность действий, направленных на преобразование смежных земельных участков, осуществляемых на основании соглашения между правообладателями данных объектов, в результате которых образуются один или несколько других смежных земельных участков, но с иными индивидуализирующими признаками (площадью, границами). Учитывая, что в соответствии с п. 2 ст. 11.7 ЗК при перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки, соглашение между такими субъектами об образовании земельных участков путем их перераспределения можно рассматривать в качестве основания возникновения прав на образуемые смежные участки .
——————————–
Гряда Э.А. Правовая природа соглашения о перераспределении земельных участков // .

Часто к перераспределению обращаются, руководствуясь п. 3 ст. 11.7 ЗК, в тех случаях, когда земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности – в границах застроенной территории в связи с реализацией инвестиционных проектов по (многоэтажной) застройке земельных участков, или в соответствии с п. 1 ст. 49 ЗК. Значительно реже как способ образования земельных участков перераспределение используется крупным сельскохозяйственными предприятиями (в основном – бывшим совхозам или колхозам). Юридическое основание перераспределения в данном случае – решение собственника земельных участков. Наконец, перераспределение в отдельных случаях является единственным путем, который помогает легализовать незаконно возведенный объект капитального строительства на части чужого смежного земельного участка. Собственник такого смежного земельного участка может либо договориться с “захватчиком” и заключить с ним соглашение о перераспределении, в результате чего часть его земельного участка, занятая самовольно возведенным строением, войдет в состав нового земельного участка, либо обратиться в суд с негаторным иском и потребовать устранения препятствий в пользовании земельным участком и сноса возведенного строения.

При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается (п. 1 ст. 11.7 ЗК). Перераспределяться могут только земельные участки, поставленные на кадастровый учет. По чисто технической причине невозможно перераспределить “неотмежеванные” ранее учтенные земельные участки, так как у таких преобразуемых земельных участков отсутствует местоположение границ характерных точек и как следствие – общие характерные точки границ.

Для граждан и юридических лиц, если они выбирают рассматриваемый способ образования земельного участка, юридическим основанием перераспределения является соглашение между собственниками всех перераспределяемых земельных участков. Одним из условий соглашения является согласие сторон на изменение площади их участков, которое происходит в результате перераспределения. Необходимо также иметь в виду, что перераспределение – вторичный способ образования земельного участка; ему предшествует первичное образование перераспределяемых участков.

Перераспределение может быть осуществлено как между несколькими смежными многоконтурными земельными участками, так и между несколькими смежными многоконтурными земельными участками и обычными земельными участками. В результате такого перераспределения может быть образовано несколько других многоконтурных земельных участков и (или) обычных земельных участков, а существование исходных земельных участков прекращено с даты государственной регистрации прав на образуемые земельные участки. Обязательным условием осуществления перераспределения является наличие у исходных земельных участков смежных границ .
——————————–
Пункт 12 письма Минэкономразвития России от 22 декабря 2009 г. N 22409-ИМ/Д23.

Подготовка проектов перераспределения земель (разновидности проекта территориального землеустройства) в массовом порядке осуществлялась в Российской Федерации в период проведения аграрной реформы в 1992 – 1995 годах в соответствии с Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323. Без них невозможно было возникновение общей долевой собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения почти у 12 млн. граждан . Проект перераспределения земель предназначался для следующих целей:
——————————–
Данная цифра приводится в Указе Президента РФ от 7 марта 1996 г. N 337 “О реализации конституционных прав граждан на землю” // СЗ РФ. 1996. N 11. Ст. 1026.

а) определения (уточнения) размера земельной доли, которой наделяется каждый указанный в приложении к проекту перераспределения гражданин;

б) составления схемы раздела сельскохозяйственных угодий, передаваемых в общую долевую собственность совокупности граждан с передачей “лишних” земель в районный фонд перераспределения.

Проект перераспределения включал в себя значительное число текстовой информации, а также плановый материал (карту) по землепользованию. Его утверждение главой администрации района являлось одновременно и моментом возникновения права общей долевой собственности на земельные доли у граждан.

Перераспределение земель в настоящее время как способ образования земельного участка существенно отличается от перераспределения периода аграрной реформы XX вв. (в основном в период самой активной фазы в 1992 – 1993 гг.). В первом случае перераспределяются земельные участки, принадлежащие либо одному, либо нескольким собственникам. Во втором же случае перераспределению подлежали земли, которыми колхозы и совхозы пользовались, говоря современным языком, на праве постоянного (бессрочного) пользования; само перераспределение свелось к прекращению такого права и к передаче земельных участков новым собственникам – физическим лицам. Если в первом случае для случаев перераспределения земель подготавливается обычный межевой план, то во втором случае специальный документ – проект землеустройства.

Другой комментарий к Ст. 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации

Перераспределение смежных земельных участков, которое приводит к образованию иных смежных земельных участков, возможно на основании соглашения, которое заключается между собственниками этих участков. В результате такого перераспределения существование прежних земельных участков прекращается.

Юридический факт перераспределения частных земельных участков является основанием приобретения права собственности на образованные земельные участки.

По общему правилу предусмотрен запрет на перераспределение земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, и частных земельных участков. Из этого правила есть исключения. Во-первых, такое перераспределение земельных участков возможно в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории. И во-вторых, перераспределение земельных участков, находящихся в публичной собственности и частной собственности, допускается в целях образования земельных участков для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных в п. 1 ст. 49 ЗК РФ (см. комментарий). Речь идет о таких объектах, как объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны и безопасности и др.

При перераспределении частных и публичных земельных участков условия приобретения права частной или государственной либо муниципальной собственности на образуемые земельные участки определяются в соглашении между их собственниками.

Положения Земельного кодекса по перераспределению земельных участков в 2019 году

Sorry, the page you are looking for is currently unavailable.
Please try again later.

If you are the system administrator of this resource then you should check
the error log for details.

Faithfully yours, nginx.

Перераспределение земельных участков между двумя собственниками и более осуществляется согласно статей земельного кодекса, регулирующих данный вопрос. В ходе такого процесса возможно осуществлять как увеличение общей площади земельного надела, так и его уменьшение путем корректировки границ с принятием дополнительных площадей в свою собственность либо передаче другим лицам.

С 1 января 2017 года нормативные акты, определяющие условия подобных изменений, а также сопутствующие факторы, которые могут помешать таким процедурам, несколько изменились.

Скачать Образец соглашения о перераспределении земельных участков

В чем заключается перераспределение земель

Что такое перераспределение земель – в чем оно заключается? Процедура перераспределения земель заключается в следующих операциях:

  • Изменение границ смежных друг с другом территорий (такие перемены могут касаться двух и более участков);
  • Образование новых территорий с измененными границами, занесенными в соответствующие кадастровые документы;
  • Упразднение старых пределов участков и их использование с учетом уже нового назначения (если таковое было принято).

Изменения в порядке перераспределения земель

Основными изменениями, вступившими в силу после начала действия ФЗ РФ от 03.07.2016 №334, стали касающиеся органов, уполномоченных к выдаче разрешений и определения возможности перераспределения. Такие нововведения касаются участков, государственная собственность на которые не разграничивается и заключаются они в следующем:

  • Все вопросы, касающиеся территорий, относящимся к сельским поселениям, принимаются на уровне органов местного самоуправления;
  • При необходимости корректировки границ участка с использованием земель с/х поселений в первую очередь нужно обращаться с заявлением в администрацию того района, к которому территориально относится интересующий участок;
  • С момента проведения перераспределения все полномочия по использованию таких участков переходят к их владельцу.

Классификация возможных перераспределений

На данный момент законодательством выделяется три типа возможных изменений границ земель, зависящих от их собственников:

  • Если осуществляется перераспределение земель, находящихся в собственности граждан, физических и юридических лиц. В таком случае такое изменение долей регламентируется подписанием соглашения о перераспределении земельных участков между собственниками наделов с одновременным получением разрешения государственных органов;
  • Перераспределения, связанные исключительно с муниципальной землей. Такой вариант осуществляется, когда участки, находящие под ведомством государства переходят от одного учреждения (министерства, организации и т.д) к другому;
  • Изменение границ двух смежных участков, когда один из них находится в частной собственности, а другой принадлежит государству. Данный вариант связан с особо жестким регламентом, определяющим возможность размежевания. Кроме того, существенную роль играет назначение муниципальных участков, а также целевое использование участка собственника.

Возможные причины отказа в перераспределении

Новый закон также несколько изменил основные условия, при наличии которых может быть вынесен отказ в проведении перераспределения:

  • Если государственный участок, который рассматривается для проведения межевания, выставлен на аукцион;
  • В том случае, если перераспределяемые участки не являются смежными (графическая схема их расположения должна содержать участки соприкосновения и наличия хотя бы одной общей границы);
  • Если к землям, заявленным для изменения границ за счет друг друга, не применялась процедура межевания. Для выхода из такой ситуации, необходимо в порядок обязательных шагов включить предварительное обозначение границ участка;
  • Если перераспределяемые земли принадлежат к категориям с разным разрешенным использованием. К примеру, одна из них может быть сельскохозяйственного назначения, другая выделена под ИЖС. В таком случае можно попытаться изменить назначение особым распоряжением государственных органов, однако данная процедура потребует некоторого времени и сбора различных документов;
  • В том случае, если участки земли находятся на территориях, принадлежащих к разным территориальным образованиям.

Порядок процедуры перераспределения участков

В том случае, если участки не подпадают под категории, при которых перераспределение невозможно, собственникам наделов необходимо будет осуществить такие шаги:

  • Составить предварительную устную договоренность между владельцами земель;
  • Обратиться в государственный муниципальный орган для выдачи разрешения;
  • Пригласить специалиста кадастрового отдела для проведения процесса перенесения границ;
  • Заключить письменный договор и подать его в орган местного самоуправления;
  • В случае положительного решения получить решение об утверждении плана участков с внесенными корректировками;
  • Поставить участок с новыми границами на учет в Кадастровой палате;

Получить кадастровый паспорт, содержащий новые утвержденные границы.

Видео: Консультация о прирезки земли к своему земельному участку

Кадастровые работы по перераспределению земельных участков выполняются в том случае, если собственников не устраивают существующие границы между смежными участками или конфигурация участков. Неудачная форма земельного участка, наличие вкраплений и вклиниваний смежных участков, сложности с логичным подведением коммуникаций и подъездом к земельному участку – оснований и причин для перераспределения земельных участков достаточно много. Что такое перераспределение земельных участков – это комплекс кадастровых работ по изменению границ и конфигурации смежных земельных участков, фактически это сведение ряда действий таких как раздел и объединение в одно – перераспределение.
При перераспределении смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование первичных смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки.

Читайте также:  Особенности раздела земельного участка с сохранением исходного в 2020 году

Наиболее распространенным вариантом перераспределения земельных участков является перераспределение границ внутри границ землепользования, находящегося в частной собственности. При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков.

Земельные участки, подлежащие перераспределению должны соответствовать ряду требований:

  • участки должны быть поставлены на государственный кадастровый учёт в соответствии с требованиями действующего законодательства, границы их должны быть определены
  • участки должны быть смежными
  • участки должны принадлежать одному административному округу (в результате кадастровых работ не должны изменяться границы муниципальных образований)
  • участки должны иметь одну категорию и одно целевое назначение.

Право собственности на образуемые в результате перераспределения новые земельные участки возникает у собственников исходных (преобразуемых) в соответствии с теми условиями, которые указанные собственники установят в соглашении об образовании земельных участков.

Согласно п. 3 ст. 11.7 ЗК РФ перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между их собственниками и (или) между собственниками земельных участков — физическими или юридическими лицами не допускается, за исключением случаев:

  • перераспределения таких земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории;
  • образования земельных участков для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных п. 1 ст. 49 ЗК РФ.

В вышеназванных случаях перераспределение земельных участков осуществляется на основании соглашений между собственниками земельных участков, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 ЗК РФ. При этом условия возникновения права частной либо государственной или муниципальной собственности на образуемые земельные участки определяются указанным соглашением.

Соглашение заключается по правилам гражданского законодательства Российской Федерации с учетом императивного требования специальной нормы п. 4 ст. 11.7 ЗК РФ: в таком соглашении обязательно должны быть определены условия возникновения права частной либо государственной или муниципальной собственности на образуемые земельные участки.

Перераспределение допускается при наличии в письменной форме согласия собственников исходных земельных участков. Не требуется такое согласие при перераспределении земельных участков на основании решения суда.

Как провести работы по перераспределению земельных участков Правильно и законно провести кадастровые работы и получить именно тот кадастр который вам нужен вам помогут специалисты землеустроительной компании КадГеоТрест. Звоните или присылайте заявку на электронную почту.

Если у Вас возникли вопросы, то вы можете их задать нам в этой форме и мы ответим вам на указанный вами e-mail.

Перераспределение земельных участков — это новый упрощенный порядок, который позволяет прирезать к имеющимся в собственности участкам смежные, что очень удобно для садоводов и огородников, земля которых располагается на границе с муниципальными участками.

Новый закон

По новому федеральному закону от июня 2014 года граждане и организации имеют право на перераспределение земельных участков. Попросту — это возможность прирезать к своей земле еще участок. Его можно использовать не только как приусадебный, но и для постройки дачного дома.

В Земельный кодекс были внесены дополнительные поправки и новая глава, в которой идет речь о перераспределении земель. Главным условием должна быть подходящая категория нужного земельного участка. Если это территории специального назначения или особо охраняемые зоны, то рассчитывать на положительное решение нельзя. Проверить категорию можно на публичной кадастровой карте.

Для этого необходимо пройти упрощенную регистрацию на сайте Росреестра. Если вы с этим справились, то без труда найдете бесплатный сервис, который позволит узнать краткую информацию:

  • собственника земли;
  • кадастровую стоимость;
  • категорию земель.

Запрос на кадастровой карте можно сделать при помощи введения координат участка либо его кадастрового номера. В последнем случае не понадобится даже адрес, поскольку кадастровый номер имеет уникальное значение.

Что такое «прирезки»

С начала 2017 года в Земельный кодекс были внесены еще несколько поправок, которые касаются перераспределения земель. Большинство из тех, кто обращается с подобным заявлением, желают «прирезать» к своему участку часть муниципальной земли. Эти переходящие в частную собственность территории и называют «прирезками».

Эта узаконенная процедура позволяет увеличить площадь своего участка. Фактически были узаконены самовольные захваты смежных участков некоторыми дачниками. Но есть и другие причины, по которым может возникнуть такая необходимость.

Если участок имеет неровную форму, то у собственника может возникнуть желание изменить ее при помощи процедуры перераспределения. Перед тем, как решиться на этот шаг, проверим:

  1. Проведено ли межевание, стоит ли на кадастровом учете ваш участок. Если нет, то эту процедуру придется выполнить.
  2. Потенциально образуемый участок не должен выходить за границу поселения.
  3. Будущий участок не должен оказаться за «красной линией».

Кроме этого, нужно проверить имеющиеся ограничения по площади прирезаемых территорий. Перераспределение земельных участков связано с утратой бывших и появлением новых участков на одной и той же территории. Участки должны иметь общую границу.

Для того, чтобы выполнить эту процедуру, нужно, чтобы были соблюдены следующие условия:

  • земельные участки должны быть смежными, то есть соприкасающиеся хотя бы одной стороной;
  • эти участки не должны находиться под санкциями или арестом;
  • о перераспределении должна быть предварительная устная договоренность между владельцами;
  • необходимо подготовить документы;
  • заявление на процедуру перераспределения нужно подать в местное отделение Росреестра;
  • необходимо пригласить кадастрового инженера для проведения необходимых работ.

Заключение договора

Для того, чтобы заключить письменный договор о перераспределении земли, необходимо обратиться в орган, в собственности которого находится земельный участок. Срок рассмотрения заявления — не больше месяца.

В это время местная администрация выполнит ряд мероприятий:

  • представители администрации при положительном решении утверждают план расположения участка;
  • решение об утверждении плана направляется заявителю.

В случае отказа, его причины указываются в письменном виде. При согласии заявитель обязан поставить полученный участок на кадастровый учет и выполнить на нем все необходимые межевые работы за свой счет.

Стоимость прирезаемого участка зависит от его кадастровой стоимости. Он составит:

  • 15% в том случае, когда площадь не превышает нормативы;
  • полную кадастровую стоимость, когда площадь превысит норматив более, чем на 10%.

Получив кадастровый паспорт, владелец и администрация должны подписать соглашение, предметом которого станет перераспределение участков.

На видео о перераспределении земельных участков

Благодаря Земельной реформе оформление дополнительных участков при помощи процедуры перераспределения стало вполне реальным. Большим плюсом является низкая цена таких «прирезков».

1. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.

При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

2. При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков.

3. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

4. Утратил силу с 1 марта 2015 года. — Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

Перераспределение земельных участков – что это такое?

Перераспределение земельных участков

Перераспределение земельных участков — это определение , относящееся к изменениям границ наделов. Его проводят при объединении участков, изменении их размеров, разделении на несколько собственников. Мы расскажем, что это такое, как провести процедуру и какие особенности в ней есть.

Что такое перераспределение земельных участков

Перераспределение земельных участков — изменение границ смежных наделов с согласия двух собственников, с установлением новых границ. Процедура регламентируется статьей 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации. Закон о перераспределении земельных участков определяет упрощенную процедуру — достаточно заключить соглашение между собственниками смежных наделов и зарегистрировать сделку в местном муниципальном органе, а также поставить новые участки на кадастровый учет.

Согласно классификации, предложенной законодательством, есть три типа возможных изменений границ — с участием собственников:

Юридических и физических лиц. В этом случае нужно заключить соглашение между собственниками наделов и получить разрешение государственных органов.

Муниципальных структур. Этот тип сделок используют только для передачи надела от одного государственного учреждения к другому.

Муниципальных структур и физических лиц. Здесь действует особо жесткий регламент размежевания, а к наделам предъявляется ряд дополнительных требований. Это — исключение из правил, мы расскажем о нем ниже.

ФЗ №344 от 03.07.2016 года внес ряд изменений в регламент процедуры . Основные нововведения:

Все решения по территориям сельских поселений принимаются на уровне местных органов самоуправления.

Если при корректировке границ используются земли сельских поселений, нужно обратиться в администрацию района, к которому территориально относится надел.

С момента перераспределения границ все полномочия по использованию наделов переходят к их владельцам.

В каких случаях возможна процедура перераспределения земель и/или земельных участков

Законодательство предусматривает четкие основания, при которых возможно перераспределение границ земельного участка с изменением площади .

Исключение ломаных границ

Ломаные границы доставляют неудобство собственникам надела и государственным органам. В этом случае происходит перераспределение с сохранением первоначальной ширины участка и выравниваем ломаных границ.

Выделение смежных границ

Перераспределение проводят по программе развития территории, в том числе с землями с недвижимостью или под застройку. Собственники перераспределяют наделы для удобного расположения границ и выполнения требований к строительству дома.

Перераспределение наделов в кооперативе

Чаще всего перераспределение проходит по причине определения четких смежных границ или урегулирования требований и пожеланий владельцев участков ЛПХ, ИЖС.

Вмешательство строительных мероприятий, федеральных программ.

Перераспределение происходит в случае, если в наделах будут проходить строительные работы по федеральным программам — например, прокладка железной дороги, строительство моста, образование водоема.

Частные случаи перераспределения наделов включает в себя другие основания. Собственники могут провести процедуру:

при объединении нескольких участков, расположенных по соседству, в один надел;

по решению суда, в случае споров по границам земельных участков;

при необходимости прокладки коммуникаций по нескольким смежным наделам;

для соблюдения требований к строительству жилой и нежилой недвижимости;

при разграничении участков между несколькими собственниками;

при продаже доли земельного участка, разделяя его на несколько отдельных наделов.

Кому доступна регистрация перераспределения земельных участков

Перераспределение земельных участков между двумя собственниками , одним или несколькими владельцами по статье 11.7 Земельного кодекса доступно только физическим или юридическим лицам. Причем юридические лица могут согласовывать процедуру с физическими и наоборот, юридические лица могут перераспределять наделы с юрлицами, физические — с физическими.

Но в документе есть исключения, согласно которым в сделке может участвовать муниципалитет. Это:

Образование новых наделов для капитального строительства по статье 49 Земельного кодекса. В этом случае муниципалитет выделяет участки собственникам — чаще всего физическим лицам.

Перераспределение в рамках Градостроительного кодекса с обязательным развитием территории. В этом случае изменяют границы участков, собственниками которых являются юридические/физические лица и муниципалитет. Участки, которые остались в собственности государства, облагораживают — например, прокладывают асфальтированную дорогу.

Требования к процедуре

Перераспределение земельных участков, находящихся в частной собственности , обязано соответствовать ряду требований. Процедуру можно провести, если она соответствует следующим условиям:

✅ Наделы должны располагаться по соседству, то есть соприкасаться хотя бы в одной точке, в идеале — иметь одну или несколько общих границ.

✅ На земельных участках не должно быть ограничений, арестов, обременений — например, при невыплаченной ипотеке.

✅ Владельцы смежных земель, перераспределение которых будет происходить, согласны со всеми условиями сделки.

✅ Все собственники земельного участка, в том числе супруг владельца, согласны с перераспределением.

✅ Участки, которые участвуют в перераспределении, имеют одинаковое назначение — например, ИЖС.

✅ Наделы расположены в одной территориальной зоне.

✅ На наделах, перераспределение которых будет происходить, выполнено межевание, и собственники имеют все необходимые документы.

✅ Собственники земельных участков предоставили в Росреестр весь пакет документов, составили заявление и оплатили услуги кадастрового инженера.

✅ Процедура не будет затрагивать интересы третьих лиц — собственников других участков, граничащих с вашим.

Если хоть одно из условий не выполнено, государственный орган откажет в проведении перераспределения.

Например: Петя хочет провести перераспределение наделов с соседом, но он — собственник ½ участка. Жена Пети против. Государство откажет в процедуре, потому что не получило согласие всех собственников недвижимости.

Как узнать, кто собственник смежного участка

Если вы хотите провести перераспределение, обязательно предварительно договоритесь с владельцем соседнего участка, который тоже будет участвовать в процедуре. Если не знаете, кому принадлежит надел, запросите выписку из органов государственной регистрации одним из следующих способов :

Закажите выписку из ЕГРН онлайн, на сайте Росреестра

Закажите выписку в местном отделении Росреестра или через МФЦ

Получение выписки из государственного реестра облагается пошлиной. Ее размер отличается в зависимости от сведений, которые вы хотите получить. Оплачивать пошлину рекомендуем заранее, если подаете заявление лично, или после подачи заявки, если обращаетесь в Росреестр онлайн.

Как провести процедуру перераспределения границ земельных участков

Заключите соглашение

Встретьтесь с собственником соседнего участка, который тоже будет участвовать в перераспределении. Договоритесь об условиях изменения границ и зафиксируйте их в соглашении. Укажите в документе:

Информацию о собственниках перераспределяемой недвижимости — фамилию, имя, отчество, серию, номер, дату и место выдачи паспорта гражданина РФ . Если второй собственник — юридическое лицо, укажите учредителей, название организации, данные правоустанавливающих документов.

Информацию обо всех наделах, которые будут участвовать в перераспределении. Укажите номер кадастрового паспорта, площадь надела, вид участка, сведения о правоустанавливающих документах и свидетельств права собственности .

Данные об основаниях процедуры. Укажите, на каких основаниях хотите провести перераспределение границ.

В конце документа обязательно поставьте дату и подписи всех сторон сделки с расшифровкой. Также укажите согласие всех собственников участков со сделкой, если один из наделов находится в долевой собственности.

Соберите пакет документов

После заключения соглашения проверьте, все ли документы на месте. Для регистрации сделки в государственных органах вам понадобятся:

Схема участка — ее нужно взять в местных органах самоуправления, в отделе по земельным делам.

Документы, подтверждающие право собственности — выписка из ЕГРН, договор купли-продажи, договор дарения или другие.

Документация на постройки, расположенные на участки — например, план жилого дома.

Приложите заключенное ранее соглашение с собственником другого участка. Каждый собственник, участвующий в сделке, должен предоставить полный пакет документов. Если какой-то собственник действует через посредника, он должен иметь нотариально заверенную доверенность на осуществление подобной сделки с недвижимостью.

Внимание! В государственные органы нужно предоставлять оригиналы документов. Если не хотите или не можете предоставить оригиналы, предъявите копии. Если при подаче документов не возьмете с собой оригиналы, копии должны быть нотариально заверены.

Подготовьте заявление

Соберите необходимый пакет документов и составьте заявление на образование земельного участка путем перераспределения либо изменение границ участков. Укажите в нем:

Данные заявителя — фамилию, имя, отчество, место проживания и данные паспорта.

Кадастровые номера участков, границы которых будут перераспределены.

Данные проекта межевого дела на все наделы, которые участвуют в процедуре.

Читайте также:  Требуемые документы для оформления земельного участка в собственность

Список документов, который прилагается к заявлению.

Подайте заявление вместе с собранным ранее пакетом документов в местный орган управления. Срок рассмотрения заявления — не больше месяца.

Пригласите кадастрового инженера

Обратитесь в государственные органы, к геодезическим компаниям или частным кадастровым инженером. Обязательно проверьте, есть ли у компании лицензия на осуществление подобной деятельности и есть ли сведения о частном специалисте в федеральном списке на официальном сайте Росреестра.

Кадастровый инженер должен провести целый ряд работ и выдать план с утвержденными изменениями границ. Стоимость его услуг отличается в зависимости от региона, репутации специалиста, объема работ. В среднем она составляет 15 000–50 000 рублей.

Получите постановление

Обратитесь с планом, полученным от кадастрового инженера, в местный орган самоуправления и получите разрешение — постановление — на перераспределение. В постановлении будут указаны данные участков, в границы которых внесены изменения, данные о их собственниках и другая информация. Документ понадобится для регистрации наделов с обновленными данными в государственных органах.

Обратитесь в Росреестр

Возьмите с собой пакет документов:

📁 план с утвержденными изменениями границ земельных участков, полученный от кадастрового инженера;

📁 постановление о перераспределении земельных участков, полученное в местном органе управления;

📁 свидетельства о праве собственности на наделы и документы на земельные участки.

Оплатите государственную пошлину за перерегистрацию наделов и внесение изменений в сведения. Для физических лиц она составляет 2 000 рублей, для юридических — 22 000 рублей. Пошлину должны оплачивать оба участника сделки — собственники наделов.

Напишите заявление о внесении изменений в сведения, передайте специалисту Росреестра оригиналы или нотариально заверенные копии документов. Следите, чтобы в документах не было помарок, ошибок, исправлений, иначе такие документы не примут к рассмотрению.

Получите документы

Сроки внесения изменений и выдачи новых документов могут отличаться в каждом регионе, в среднем они составляют 1–2 недели. За это время государственный орган:

📌 сформирует протокол об образовании новых земельных наделов;

📌 присвоит индивидуальные номера каждому вновь образованному участку;

📌 оформит кадастровый паспорт на каждый надел;

📌 поставит земельные участки на учет в ЕГРН, внесет изменения;

📌 оформит выписку из ЕГРН.

Выписка из ЕГРН с печатью и подписью сотрудника Росреестра послужит документом, который подтверждает право собственности. Остальные бумаги — кадастровый паспорт — понадобятся при любых сделках с недвижимостью в дальнейшем.

Срок проведения сделки может отличаться в каждом регионе. В среднем он превышает 2 месяца. Если органы Росреестра или местного самоуправления намеренно «затягивают» проведение процедуры или отказывают в перераспределении без видимых причин, обратитесь в суд.

Плата за перераспределение земельных участков

Закон о перераспределении земельных участков гласит, что в случае с расширением границ надела процедура проходит на возмездной основе. Выгодоприобретатель — тот, надел которого в результате увеличивается, чаще всего это заявитель — должен заплатить за полученную землю. Сумма оплаты рассчитывается по следующей формуле:

📱 15% от кадастровой стоимости прирезаемого земельного участка, если размеры вашего надела не выходят за установленные государством нормативы;

📱 100% кадастровой стоимости, если размер вашего надела выше норматива, установленного государством, более, чем на 10%.

Чаще всего оплату требуют при перераспределении двух участков — муниципалитетного и частного. В этом случае физическое лицо, если он инициировал процедуру, платит государству. Если сделка проходит между физическими лицами, инициатор платит государству пошлину, второму участнику сделки — сумму, оговоренную заранее.

Порядок перераспределения земельных участков без изменения площади не предусматривает оплаты. Если участок не увеличивается, нужно будет заплатить только государственную пошлину.

Причины отказа в перераспределении земельных участков

Государственные органы могут законно отказать в проведении процедуры. Основные основания для отказа :

🔹 Один из собственников участка, участвующего в сделке, не согласен с перераспределением, или с процедурой не согласен собственник одного из наделов.

🔹 На наделе, который хотят перераспределить, есть здания, которые принадлежат органу местной власти или государству.

🔹 В отношении участков установлены ограничения — например, наложен арест или обременение.

🔹 Надел имеет муниципальную, государственную бронь или выставлен на аукцион.

🔹 Земельный участок, в котором заинтересован заявитель, подлежит передаче третьим лицам по приоритетному праву.

🔹 В результате процедуры будет превышен максимально допустимый размер участка.

🔹 Надел относится к категории земель с ограниченным оборотом либо назначения участков не совпадают.

🔹 Заявитель не предоставил полного пакета документов либо сведения в них неверны.

🔹 В результате процедуры будут изменены границы участков третьих лиц, которые не давали согласия на перераспределение.

🔹 Границы участков не соприкасаются друг с другом, либо наделы находятся в разных территориальных зонах.

Если заявитель устранит суть претензий — например, проведет межевание или снимет обременение с надела — он сможет снова обратиться в местный орган управления с заявлением.

Перераспределение позволяет изменить параметры наделов по упрощенной схеме — например, сделать так, чтобы из двух получилось три , или один участок увеличился, а другой — уменьшился. У процедуры есть множество тонкостей и нюансов: лучше обратиться к профессионалам, чтобы ускорить процесс и избежать фатальных ошибок.

Статья 39.28. Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности

СТ 39.28 ЗК РФ

1. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:

1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;

2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

2. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.

3. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

4. Обязательными приложениями к указанному в пункте 2 настоящей статьи соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.

5. Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется:

1) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;

2) в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

3) в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Комментарий к Статье 39.28 Земельного кодекса РФ

Юридическая природа перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, заключается в возможности изменения местоположения границ земельных участков, находящихся в частной собственности, в том числе с увеличением площади таких земельных участков за счет земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Использование механизма перераспределения предполагается в тех случаях, когда в целом для изменения местоположения границ земельного участка, находящегося в частной собственности, прямых препятствий не существует, а в некоторых случаях такая процедура является желательной, но предоставление и образование для этих целей самостоятельного земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, запрещено или нецелесообразно.

Так, в частности, перераспределение земель и (или) земельных участков в границах территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории (ст. ст. 46.1 – 46.3 ГрК РФ) осуществляется в целях исполнения условий такого договора и приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории. Утвержденный проект межевания территории, а точнее, содержащиеся в нем чертежи межевания территории (п. 3 ч. 5 ст. 43 ГрК РФ), могут отражать границы образуемых и изменяемых земельных участков.

Распространенным явлением в настоящее время, особенно применительно к территории сложившейся застройки, является наличие таких явлений, как вклинивание, вкрапливание, изломанность границ и чересполосица (см. комментарий к ст. 11.9 ЗК РФ), существование которых зачастую препятствует установлению единой границы между смежными земельными участками, появлению ограждений неправильной конфигурации, искажению архитектурного облика элементов планировочной структуры, возникновению споров о местоположении границ земельных участков, в том числе на территории садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, невозможности выбора удобных вариантов размещения объектов инфраструктуры.

При наличии таких земельных участков на территории, применительно к которой утвержден проект межевания территории, эти недостатки могут быть также устранены путем приведения местоположения границ земельных участков в соответствие с таким проектом межевания территории путем перераспределения.

Положения подп. 3 п. 1 комментируемой статьи, устанавливая возможность перераспределения земель и (или) земельных участков для граждан, которым принадлежат земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, призваны способствовать решению проблем оформления так называемых прирезок или излишков земель, как фактически используемых гражданами, так и в случае, когда земельный участок не запользован, но для целей предоставления не может быть сформирован как самостоятельный без нарушения требований, предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ. Увеличение площади таких земельных участков в указанном случае осуществляется за плату, размер которой определяется по правилам, предусмотренным п. 5 комментируемой статьи.

Необходимо отметить, что до появления на законодательном уровне механизма перераспределения земель и земельных участков для целей изменения местоположения границ и увеличения площади земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, граждане испрашивали такие “прирезки” в качестве дополнения к существующим земельным участкам. Вместе с тем в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2015 г. N 18-КГ14-178 изложена правовая позиция, согласно которой подобные “прирезки” должны были предоставляться на общих основаниях в случае, если можно было сформировать самостоятельный земельный участок, в том числе для дальнейшего предоставления на торгах.

Следует напомнить, что в соответствии с п. 32 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в результате государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о площади земельного участка такая площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.

Однако увеличение площади земельных участков в результате перераспределения, предусмотренного комментируемой статьей, и в результате уточнения местоположения границ земельных участков для целей государственного кадастрового учета и регистрации являются совершенно различными правовыми механизмами, при которых меняются площадь и местоположение границ земельных участков.

Механизм перераспределения земельных участков, находящихся в частной собственности и земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, также используется при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд как наименее “болезненный” способ решения вопросов размещения объектов государственного и муниципального значения для лиц, у которых изымаются земельные участки, поскольку в таком случае фактически прекращения прав на земельные участки не происходит, а осуществляется изменение местоположения их границ с целью обеспечения возможности размещения таких объектов.

Так, в соответствии с п. 6 ст. 56.9 ЗК РФ в случае, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать путем перераспределения земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, принадлежащих гражданину или юридическому лицу, соглашение об изъятии недвижимости должно предусматривать условия такого перераспределения, включая размер возмещения и порядок его предоставления за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества. При этом в размер возмещения за изымаемый земельный участок включается разница между рыночной стоимостью исходного земельного участка, принадлежащего гражданину или юридическому лицу, и рыночной стоимостью образуемого земельного участка, на который в соответствии с соглашением об изъятии недвижимости возникает право собственности данных гражданина или юридического лица, если в результате такого перераспределения рыночная стоимость образованного земельного участка уменьшается.

Возможность перераспределения земельных участков при изъятии для государственных нужд предусматривается и в ряде специальных федеральных законов, принятых в целях реализации крупнейших государственных проектов .
——————————–
См., например, ст. 30 Федерального закона от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ “О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (СЗ РФ. 2013. N 23. Ст. 2866), ст. ст. 10, 12 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 43-ФЗ “Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации – городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1651).

Правила определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в федеральной собственности, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1308 (СЗ РФ. 2014. N 50. Ст. 7097).

Ссылка на основную публикацию