Правила установления вида разрешенного использования земельного участка

Определение вида разрешенного использования земельного участка

Правовой центр ДВА М предлагает комплексное правовое сопровождение по вопросам установления и изменения вида разрешенного использования земельного участка и размещенных на нем объектов капитального строительства.

Правовой центр ДВА М оказывает квалифицированную правовую помощь по вопросам, связанным с определением и установлением видов разрешенного использования земельного участка, включая:

  • правовое консультирование по вопросам установления и изменения видов разрешенного использования земельных участков и капитальных объектов;
  • градостроительный и земельный аудит – подготовка правовых заключений о градостроительном регламенте земельного участка и определенных им параметрах его использования (включая параметры допустимого на участке строительства и/или реконструкции) и возможности пересмотра данных параметров в рамках изменения правил землепользования и застройки;
  • выработка организационно-правовых схем оптимизации земельных платежей через корректировку его вида разрешенного использования;
  • полное правовое сопровождение установления и изменения вида разрешенного использования земельного участка;
  • полное правовое сопровождение приведения вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с классификатором;
  • внесение изменений в правила землепользования и застройки Москвы и муниципалитетов Московской области, генеральные планы;
  • установление и исключение из правил землепользования и застройки зон мероприятий по комплексному устойчивому развитию территории (КУРТ), в том числе для целей осуществления строительства в таких зонах.

Вид разрешенного использования земельного участка

Порядок определения вида разрешенного использования земельного участка зависит от того, есть ли на территории муниципального образования по месту нахождения земельного участка утвержденные правила землепользования и застройки (ПЗЗ).

По общему правилу, виды разрешенного использования, которые могут быть установлены конкретному земельному участку, закреплены в правилах землепользования и застройки, принятых для соответствующей территории.

При этом, градостроительным регламентом земельного участка могут быть предусмотрены виды разрешенного использования трех типов:

  • основные виды разрешенного использования – это те виды, которые могут быть установлены для земельного участка его собственником без дополнительных разрешений и согласований каких-либо публичных органов;
  • условно разрешенные виды разрешенного использования – это те виды использования, которые могут быть установлены для земельного участка только после прохождения специальной публичной процедуры и получения отдельного разрешения;
  • вспомогательные виды разрешенного использования – это виды использования, устанавливаемые в дополнение к основным или условно разрешенным, которые, как правило (но не всегда), направлены на «обслуживание» основного вида использования.

Виды разрешенного использования

Основные виды разрешенного использования

Установленные градостроительным регламентом земельного участка основные виды разрешенного использования – это, как правило, виды, которые определяют содержание регулирования в соответствующей территориальной зоне.

Так, в производственной территориальной зоне в качестве основных видов разрешенного использования могут быть предусмотрены «Производственная деятельность», «Склады» и «Транспорт», в то время как «Общественное питание» (для размещения столовых при предприятиях) и «Спорт» (ФОКи и спортивные площадки для отдыха работников) могут быть учтены в качестве вспомогательных или условно разрешенных видов.

В случае, если градостроительный регламент земельного участка содержит основной вид разрешенного использования, который соответствует перспективной деятельности собственника участка, собственник вправе уведомить уполномоченный орган о выборе данного ВРИ без дополнительных разрешений и согласований.

Основные виды разрешенного использования в ПЗЗ г. Москвы и ПЗЗ в Московской области имеют свою существенную специфику.

Так, многие земельные участки в соответствии с ПЗЗ г. Москвы не имеют полноценного перечня основных видов разрешенного использования.

Градостроительный регламент остальных земельных участков, как правило, состоит из 2-3 основных ВРИ, среди которых может не оказаться видов разрешенного использования, необходимых для ведения на земельном участке полноценной предпринимательской деятельности (так, например, для многих производственных участков ПЗЗ г. Москвы не предусматривают возможности размещения складов). Возможным выходом в данной ситуации является установление участку вспомогательных видов разрешенного использования или изменение ПЗЗ в части градостроительного регламента участка.

Правила землепользования и застройки Московской области, как правило, предусматривают полноценное регулирование порядка определения основных видов разрешенного использования для всех земельных участков с установленными градостроительными регламентами.

Вместе с тем, и в случае с участками в Московской области региональное градостроительное регулирование может порождать отдельные вопросы, решение которых потребует привлечения квалифицированных специалистов.

Специалисты Правового центра ДВА М помогут определить вид разрешенного использования земельного участка, который является наиболее рентабельным для осуществления планируемой на земельном участке деятельности, а также установят данный вид в отношении Вашего участка, в том числе, в рамках процедуры изменения Правил землепользования и застройки.

Условно разрешенные виды разрешенного использования

Помимо установленных земельному участку основных видов разрешенного использования, градостроительный регламент земельного участка, как правило, содержит информацию об условно разрешенных видах использования участков.

При этом для ряда территориальных зон, обозначенных в ПЗЗ, в частности, для земель сельхозназначения, условно разрешенные виды использования предоставляют широкие возможности как для размещения коммерчески ценных объектов, не предусмотренных ни основными, ни вспомогательными видами использования: производственно-складских объектов, магазинов, гостиниц, домиков для отдыха, объектов развлекательного характера. Таким образом условно разрешенные виды могут обеспечить для осуществления полноценной производственной и иной предпринимательской деятельности на, казалось бы, непредназначенной для этого земле.

В отличие от основных ВРИ, условно разрешенные виды использования, не могут быть выбраны землепользователем самостоятельно; чтобы установить такой вид использования земельному участку, требуется получение специального разрешения.

Разрешение на условно разрешенный вид использования принимается в порядке, который в общих чертах сходен с изменением ПЗЗ: заявка на получение разрешения направляется в тот же уполномоченный орган, который запрашивает одобрение согласующих органов на выдачу разрешения, а также проводит публичные слушания по данному вопросу. В большинстве случаев для получения разрешения требуется представить предпроектные проработки планируемого объекта, соответствующего условно разрешенному виду использования.

Однако в отличие от изменения ПЗЗ, которое по большому счету зависит от усмотрения уполномоченного или одного из согласующих органов, в случае с установлением условно разрешенного ВРИ возможно эффективное понуждение уполномоченного органа к предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования (в т.ч. в судебном порядке). Немотивированный отказ в выдаче разрешения на условно разрешенный вид не допускается, а основания отказа жёстко регламентированы законом.

Следует отметить, что градостроительное регулирование порядка предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования в Москве и Московской области существенно отличается, при этом подобные виды использования ПЗЗ г. Москвы практически не установлены.

В связи с указанным, вопрос получения разрешения на условно разрешенный вид использования является весьма актуальным для правообладателей земли в Московской области.

Установление условно разрешенного вида использования для участка в Московской области может быть гораздо более эффективной и менее затратной процедурой по сравнению с изменением ПЗЗ.

Правовой центр ДВА М оказывает услуги по получению разрешения на условно разрешенный вид использования для земельных участков и объектов капитального строительства. После тщательного анализа Вашей правовой ситуации наши специалисты помогут Вам выбрать желаемый вид разрешенного использования, а также осуществят сопровождение всех необходимых процедур от направления документов до получения положительного результата.

Вспомогательные виды разрешенного использования

Вспомогательные виды разрешенного использования устанавливаются в дополнение к основным или условно разрешенным видам разрешенного использования; таким образом, вспомогательный ВРИ не может быть единственным видом разрешенного использования, который установлен земельному участку.

Чтобы иметь возможность использовать земельный участок в соответствии с назначением, предусмотренным вспомогательным видом разрешенного использования, правообладатель участка должен внести данный ВРИ в единый государственный реестр недвижимости.

Для этого правообладатель участка обращается в уполномоченный орган с уведомлением о выборе одного из вспомогательных ВРИ, предусмотренных градостроительным регламентом его земельного участка.

Если Вы заинтересованы в установлении вспомогательного ВРИ своему земельному участку, необходимо принимать во внимание, что установление вспомогательных видов может вести к увеличению кадастровой стоимости участка.

Так, в г. Москве широкий перечень вспомогательных видов разрешенного использования установлен практически всем территориальным зонам, допускающим застройку. В том числе для большинства застроенных участков в качестве вспомогательных предусмотрены такие коммерчески ценные виды как торговля, размещение различных видов офисов и т.д. Вместе с тем, совокупная общая площадь объектов, размещенных в рамках вспомогательного вида разрешенного использования, не может превышать 25% общей (поэтажной) площади всех капитальных строений, расположенных на земельном участке.

Правовой центр ДВА М оказывает услуги по выбору вспомогательного вида разрешенного использования в отношении земельных участков и объектов капитального строительства. Наши специалисты помогут определить необходимость установления вспомогательного вида разрешенного использования в отношении земельного участка, рассчитают его возможную кадастровую стоимость и осуществят все необходимые действия по внесению вспомогательного вида использования земельного участка в реестр недвижимости.

Определение вида разрешенного использования до введения в действие Правил землепользования и застройки

В отсутствие правил землепользования и застройки порядок установления видов разрешенного использования земельных участков является менее прозрачным.

Так, если на земельном участке имеются ранее построенные капитальные объекты, оформленные в установленном законом порядке, вид разрешенного использования земельного участка устанавливается в зависимости от вида функционального использования капитального объекта.

Если земельный участок был предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ (2001 год), вид разрешенного использования может определяться в соответствии с ранее принятым решением о предоставлении земельного участка.

Если в отношении территории, на которой находится земельный участок, имеется проект планировки территории, то определение вида разрешенного использования участка осуществляется согласно данному документу.

В остальных случаях определение вида разрешенного использования участка, в том числе при его первичном формировании, осуществляется в соответствии с имеющимися проектами генеральных планов поселений или правил землепользования и застройки.

При этом, с 31.12.2017 г. в муниципальных образованиях Московской области, где не были приняты правила землепользования и застройки, предоставление земельных участков для строительства невозможно.

Правовой центр ДВА М готов оказать услуги по установлению вида разрешенного использования в отношении формируемого земельного участка.

Мы поможем определить вид разрешенного использования, который должен быть установлен земельному участку для сокращения будущих земельно-правовых расходов, и возьмем на себя полное сопровождение соответствующей процедуры от подготовки пакета документов до вынесения решения об установлении ВРИ уполномоченным органом.

Приведение вида разрешенного использования участка в соответствие с Классификатором видов разрешенного использования

Для систематизации видов разрешенного использования, которые могут быть установлены земельным участкам на территории РФ, Министерством экономического развития был принят классификатор видов разрешенного использования земельных участков. В связи с этим в настоящее время виды разрешенного использования должны определяться в соответствии с ним.

Вместе с тем, вид разрешенного использования большинства участков был установлен до введения классификатора в действие.

Кроме того, в ряде муниципалитетов правила землепользования и застройки также были приняты до момента утверждения классификатора ВРИ.

Возникающие на практике спорные ситуации зачастую берут свое начало из противоречий между установленным участку видом разрешенного использования, градостроительным регламентом и классификатором.

В связи с этим в ряде случаев актуальным для нужд правообладателя земельного участка является установление соответствия между текущим видом разрешенного использования земельного участка и классификатором.

Данная процедура не является изменением вида разрешенного использования земельного участка, поскольку ее целью является выявление в Классификаторе и установление Земельному участку наиболее близкого аналога его текущего разрешенного использования, которое правообладатель участка имеет право сохранять неограниченно долго на основании п. 8 ст. 36 ГрК РФ.

Вместе с тем, установление соответствия между текущим ВРИ и классификатором осуществляется в порядке, аналогичном изменению ВРИ.

Правовой центр ДВА М оказывает услуги по приведению вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с классификатором видов разрешенного использования. Мы поможем определить, какому именно виду разрешенного использования по классификатору должен быть поставлен в соответствие текущий ВРИ, а при наличии нескольких вариантов возможного толкования – добьемся установления в отношении участка наиболее благоприятного для заказчика вида разрешенного использования.

Бесплатные юридические консультации

по тел. 8 () 500-27-29 (доб. 677) Все регионы! Звонок по России бесплатный!

Как установить вид разрешенного использования земельного участка?

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ) разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

— основные виды разрешенного использования;

— условно разрешенные виды использования;

— вспомогательные виды разрешенного использования.

Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков (далее — Классификатор).

Согласно Письму ФГБУ «ФКП Росреестра» от 18.05.2015 N 10-1428-КЛ «О направлении позиции Росреестра» виды разрешенного использования земельных участков определяются соответствующим градостроительным регламентом, являющимся составной частью правил землепользования и застройки.

Из Письма Минэкономразвития России от 31.07.2015 N ОГ-Д23-10238 и Письма Росреестра от 17.01.2018 N 01-00357-ГЕ/18 «Об установлении или изменении границ территориальных зон» следует, что органы местного самоуправления устанавливают виды разрешенного использования в соответствии с правилами землепользования и застройки, если они были приняты до вступления в силу Классификатора , однако если виды разрешенного использования устанавливаются или изменяются в правилах землепользования и застройки после 24.12.2014, то виды разрешенного использования должны соответствовать Классификатору .

Орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными Классификатором до 1 января 2020 г.

Согласно ч. 4 ст. 37 ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями, за исключением органов власти, государственных и муниципальных учреждений и предприятий, выбираются самостоятельно, без дополнительных разрешений и согласования.

Из п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ следует: любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 39 ГрК РФ.

Статьей 39 ГрК РФ, в частности, предусмотрено:

— заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка лицо направляет заявление о предоставлении разрешения в комиссию;

— проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях;

— в случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка может оказать негативное воздействие на окружающую среду, общественные обсуждения или публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия;

— на основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации;

— глава местной администрации после поступления указанных рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

В соответствии с п. 4 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» дополнительные сведения о виде или видах разрешенного использования земельного участка вносятся в кадастр недвижимости.

Читайте также:  Форма акта обследования земельного участка

На основании п. 2 ч. 1 ст. 32 указанного Федерального закона органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка.

Как следует из ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон о введение в действие ГрК РФ), в случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов.

Законами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков с учетом требований Закона о введении в действие ГрК РФ.

Иной порядок установлен ст. 8 Федерального закона от 01.05.2016 N 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно ч. 3 , 4 указанной статьи разрешенное использование земельного участка, установленное до даты предоставления земельного участка гражданину в безвозмездное пользование, не является препятствием для выбора таким гражданином иного вида или иных видов разрешенного использования земельного участка по правилам, установленным настоящей статьей. При этом принятие решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка не требуется.

В случае если земельный участок, предоставленный гражданину в безвозмездное пользование, расположен в границах территориальной зоны, применительно к которой утвержден градостроительный регламент, гражданин вправе использовать такой земельный участок в соответствии с любым видом или любыми видами разрешенного использования, предусмотренными данным регламентом, без каких-либо согласований и разрешений. При этом гражданин вправе использовать земельный участок в том числе в соответствии с условно разрешенным видом использования земельного участка без получения разрешения и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.

Согласно п. п. 37 , 41 Порядка заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утвержденного Приказом Минстроя России от 25.04.2017 N 741/пр «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения» информация о видах разрешенного использования земельного участка включает основные виды разрешенного использования земельного участка, условно разрешенные виды использования земельного участка, вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка.

В случае если в отношении земельного участка не установлен градостроительный регламент или на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента, в строках «Основные виды разрешенного использования земельного участка», «Условно разрешенные виды использования земельного участка», «Вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка» вносится запись «Градостроительный регламент не устанавливается» или «Действие градостроительного регламента не распространяется».

Изменение разрешенного использования участка 2-мя способами

В 2020 году изменение разрешенного использования земельного участка зависит от нескольких условий.

Первое условие: вид права, на котором вам принадлежит земля.

Второе условие: местонахождение земельного участка.

Третье условие: группа, к которой отнесены старый и новый виды разрешенного использования земельного участка.

Всего существует 5 видов прав, на которых можно владеть участком.

Среди них выделяют:

  • собственность,
  • аренда,
  • безвозмездное пользование,
  • постоянное (бессрочное) владение,
  • пожизненное наследуемое владение.

В этой статье рассмотрим изменение разрешенного использования земельного участка, который находится в собственности и аренде.

1-ый способ.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности.

Для начала коротко разберемся:

  • что такое разрешенное использование земельного участка,
  • поймем что такое территориальная зона,
  • что такое градостроительный регламент,
  • узнаем что такое карта градостроительного зонирования,
  • что такое Правила землепользования застройки.

Перечисленные термины звучат сурово, но на самом деле разобраться в них достаточно просто.

Что мы сейчас и сделаем, чтобы на основе понимания этих терминов, суметь изменить разрешенное использование земельного участка.

Что такое разрешенное использование земельного участка?

В законах нет четкого определения термина – разрешенное использование земельного участка.

Тем не менее, из системного толкования законов можно сделать вывод, что разрешенное использования – это направления деятельности, которые можно осуществлять на участке.

Иными словами, разрешенное использование — это то, что можно делать на земле.

Существует 113 видов разрешенного использования земельных участков.

Все виды разрешенного использования (сокращенно – ВРИ) изложены в Классификаторе.

Безопасно скачать Классификатор видов разрешенного использования по ссылке.

Что такое территориальная зона?

В законе, в частности в Градостроительном кодексе (статья 1), дано определение.

Иными словами, территориальная зона – это область, которая имеет границы и для которой установлены какие-то градостроительные регламенты.

К градостроительным регламентам подойдем чуть позже, а пока отметим следующее.

Практически все города, поселки, села и др. населенные пункты разделены на территориальные зоны.

Некоторые примеры территориальных зон:

  • жилая зона,
  • деловая зона,
  • промышленная зона,
  • сельскохозяйственная.

В разных населенных пунктах может быть разное количество территориальных зон.

Каждая территориальная зона имеет свои виды разрешенного использования земельных участков, которые на ней находятся.

Одна территориальная зона может иметь от 1 до нескольких десятков видов разрешенного использования.

Напомню, что всего существует 113 видов разрешенного использования.

Виды разрешенного использования, действующие на территориальной зоне, распределяются по 3-м группам:

  • основные виды разрешенного использования,
  • вспомогательные виды разрешенного использования,
  • условно разрешенные виды использования.

Иными словами, если допустим территориальная зона имеет 35 видов разрешенного использования, то все эти ВРИ будут распределены по 3-м группам.

Далее в статье рассмотрим, как изменять виды разрешенного использования из разных групп, а пока продолжим разбираться с терминами.

Что такое градостроительный регламент?

В законе (статья 1 ГрК) дано очень объемное определение.

Градостроительный регламент — устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.

Для целей изменения разрешенного использования нужно просто запомнить, что градостроительные регламенты – это документы, в которых описаны виды разрешенного использования для каждой территориальной зоны.

Иными словами, чтобы узнать виды разрешенного использования, действующие на вашей территориальной зоне, нужно найти нужный градостроительный регламент.

Где найти градостроительный регламент?

Градостроительные регламенты содержаться в Правилах землепользования и застройки (сокращено – ПЗЗ).

Для справки.

В Правилах землепользования и застройки помимо градостроительных регламентов, содержатся Карты градостроительного зонирования.

Карты – это графические документы, которые являются приложением к Правилам землепользования и застройки.

На картах зонирования отображаются границы всех территориальных зон, которые установлены в конкретном населенном пункте.

Проще говоря, с помощью карты зонирования можно определить, к какой территориальной зоне относится ваш участок.

Исходя из территориальной зоны, можно определить, какие виды разрешенного использования может иметь ваш участок.

Что такое Правила землепользования и застройки? Где взять ПЗЗ?

В законе (статья 1 ГрК) дано определение.

Другими словами, ПЗЗ – это документ, в котором содержаться градостроительные регламенты и карты территориального зонирования.

Правила землепользования и застройки принимаются в каждом населенном пункте.

Поэтому на сайте местной администрации, в открытом доступе, должны находиться действующие редакции ПЗЗ с прилагаемыми картами зонирования.

Правила землепользования и застройки нужно скачать с сайта местной администрации.

Подведем предварительный итог.

Прежде чем начинать изменение разрешенного использования земельного участка, нужно найти Правила землепользования и застройки, в которых содержатся градостроительные регламенты и карты зонирования.

Используя карту, следует определить, в какой территориальной зоне находится ваш земельный участок.

Зная наименование своей территориальной зоны, необходимо в ПЗЗ найти описание градостроительного регламента, в котором содержаться все виды разрешенного использования, допустимые на данной территориальной зоне.

Из найденного перечня видов разрешенного использования, нужно выбрать подходящий ВРИ и приступить к процедуре смены вида разрешенного использования.

Продолжим начатую в начале статьи тему изменения разрешенного использования участка, который находится в собственности.

Как изменить ВРИ участка, находящегося в собственности?

Порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка, который находится в собственности зависит от того, к какой группе относится новый ВРИ.

Напомню, виды разрешенного использования участка распределяются по 3-м группам:

  • основные виды разрешенного использования,
  • вспомогательные виды разрешенного использования,
  • условно разрешенные виды использования.

В Правилах землепользования и застройки вы найдете все 3 группы.

Смена основных видов разрешенного использования.

Если вид разрешенного использования, который вы хотите установить, относится к основным видам, то достаточно подать декларацию в Росреестр.

Декларацию для смены вида разрешенного использования земельного участка

легко составить в течение 3 минут с помощью онлайн сервиса.

Вместе с Декларацией система предоставит готовое пошаговое руководство.

Заявление об изменении ВРИ, как правило, заполняет сотрудник Росреестра самостоятельно с использованием программных средств.

Получать чье-либо согласие или разрешение на изменение ВРИ из числа основных видов, не нужно.

Таким образом, собственник земельного участка может самостоятельно, в уведомительном порядке изменить вид разрешенного использования на любой основной вид, предусмотренный в ПЗЗ.

Изменение вспомогательных видов разрешенного использования.

Если вид разрешенного использования, который вы хотите установить, относится к вспомогательным видам, то достаточно подать декларацию в Росреестр, точно также как и для основных ВРИ.

Никаких разрешений и согласований получать не нужно.

Важный нюанс.

Собственник не может изменить основной вид разрешенного использования на вспомогательный.

Допускается добавление вспомогательного вида разрешенного использования к основному.

Иными словами, выбирая вспомогательный ВРИ, вы добавляете его к основному виду, и в результате ваш участок будет иметь 2 вида разрешенного использования (основной и вспомогательный).

Таким образом, собственник земельного участка может самостоятельно, в уведомительном порядке добавить вспомогательный вид разрешенного использования, предусмотренный в ПЗЗ, к основному виду.

Изменение условно разрешенного вида использования земельного участка.

По общему правилу, нет запрета на изменение условно разрешенного вида использования.

Однако, процедуры, которые необходимо пройти, достаточно сложны и затратны.

Тем не менее, если вы собственник участка и хотите выбрать условно разрешенный вид использования, то действовать нужно следующим образом.

1. Направить в местную администрацию заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.

Единой формы заявления нет.

Образец можно поискать на сайте местной администрации или в Правилах землепользования и застройки.

В данном заявлении обязательно нужно обосновать необходимость установления условно разрешенного использования участка.

В качестве обоснования можно указать — повышение эффективности использования земли.

2. Рассмотрение заявления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.

В администрациях есть комиссии, которые рассматривают такие заявления.

Как правило, такие комиссии действуют при отделах архитектуры и градостроительства.

Комиссия проверяет заявление, готовит проект решения и организует общественные обсуждения или публичные слушания.

Указанные обсуждения или слушания проводятся в порядке, установленном уставом муниципального образования.

В любом случае, срок проведения слушаний не может превышать 1 месяц.

По результатам общественных обсуждений или публичных слушаний комиссия готовит рекомендации, которые направляются главе администрации.

На основании рекомендаций комиссии глава администрации принимает решение: разрешить или отказать в предоставлении условно разрешенного использования земельного участка.

Отказ можно обжаловать в суде.

3. Изменение условно разрешенного использования участка.

Если глава администрации вынес положительное решение, то оно является основанием для Росреестра установить условно разрешенный вид использования земельного участка.

Обратите внимание: заявитель несет расходы по проведению общественных обсуждений или публичных слушаний.

Таким образом, собственник земельного участка имеет возможность установить условно разрешенный вид использования участка, протянув решение через процедуру общественных обсуждений или публичных слушаний.

2-ой способ.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в аренде.

По общему правилу, арендатор земельного участка может изменить вид разрешенного использования только с согласия арендодателя, то есть с согласия собственника участка.

Единой процедуры получения согласия арендодателя нет.

В каждом муниципалитете действуют свои правила и процедуры получения такого согласия.

Если вы арендуете муниципальную землю, то нужно обратиться с заявлением (в свободной форме) в администрацию, в котором обосновать необходимость изменения ВРИ и попросить дать письменное согласие.

Скорее всего, данное согласие будет выражено в распоряжении или постановлении главы администрации.

Если согласие получено, то дальнейшая процедура изменения разрешенного использования участка будет аналогична той, которая описана для собственника участка.

Если получен отказ в даче согласия, то история на этом заканчивается, потому что изменить вид разрешенного использования в таком случае не получится.

Арендатор не может изменить вид разрешенного использования даже с согласия собственника в следующих случаях:

— арендатор получил участок по результатам торгов.

Если участок находится в государственной или муниципальной собственности и арендатор заключил договор аренды участка по результатам торгов, то он (арендатор) не вправе требовать изменения вида разрешенного использования земельного участка (п. 2 Обзора практики рассмотрения дел, утвержденного Президиумом ВС РФ от 14.11.2018 года).

— участок предоставлялся в аренду для определенного вида использования.

Если арендатор получил участок под конкретный вид использования (как правило, такие участки предоставляются без аукциона), то изменить вид разрешенного использования он не может.

Таким образом, возможности арендаторов в изменении видов разрешенного использования участков очень ограничены.

Выходом из ситуации может быть выкуп земельного участка из аренды.

Для справки.

Если арендуемый участок имеет вид разрешенного использования под ИЖС, то его можно выкупить из аренды после строительства дома.

Как правило, в большинстве муниципальных образований, стоимость выкупа земли из аренды под ИЖС не превышает 15% кадастровой стоимости.

В моем населенном пункте она составляет всего 3 процента.

Хотя, надо признать, что встречаются неадекватные власти, которые устанавливают цену выкупа в размере 100% кадастровой стоимости. Но таких меньшинство.

И в завершение, рассмотрим случай,

когда изменение вида разрешенного использования не допускается как для собственников, так и для арендаторов.

Как вы помните, в Правилах землепользования и застройки перечисляются виды разрешенного использования, действующие на определенных территориальных зонах.

Однако, ПЗЗ содержит не только виды разрешенного использования, но и предельные размеры земельных участков.

Предельные размеры земельных участков имеют 2 параметра:

  • минимальный размер земельных участков,
  • максимальный размер участков.

Например, на скриншоте видно, что для территориальной зоны Ж-1, предназначенной для индивидуального жилищного строительства, установлены минимальные размеры участков — 6 соток, а максимальные размеры – 20 соток.

Читайте также:  Сколько можно иметь земельных участков в собственности различным категориям граждан

Иными словами, для каждого вида разрешенного использования устанавливаются минимальные и максимальные размеры земельных участков.

Это означает, что в данной территориальной зоне, все земельные участки с определенным видом разрешенного использования не могут по своей площади выходить за пределы минимальных и максимальных размеров.

Наличие предельных размеров земельных участков накладывает одно ограничение на изменение разрешенного использования.

Указанное ограничение состоит в следующем.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка невозможно в случае, когда площадь земельного участка не будет соответствовать предельным размерам запрашиваемого вида разрешенного использования.

Другими словами, если площадь земельного участка не вписывается в параметры предельных размеров нового вида разрешенного использования, то произвести изменение ВРИ не получится.

Вы наверняка заметили, что все вышеописанные способы изменения разрешенного использования земельного участка, завязаны на Правила землепользования застройки.

Однако, ПЗЗ принимаются и действуют только в пределах населенных пунктов.

Как быть, если нужно

изменить вид разрешенного использования участка, на который Правила землепользования и застройки не распространяются.

К участкам, на которых не действуют ПЗЗ, как правило, относятся земли сельскохозяйственного назначения, расположенные за пределами населенных пунктов, и земли лесного фонда.

Про изменение разрешенного использования таких земельных участков, напишу отдельную статью, если в комментариях будет достаточно запросов на эту тему.

Вкратце скажу, изменение видов разрешенного использования земельных участков с/х назначения, лесного фонда и других, на которые не распространяются Правила землепользования и застройки, устанавливается отдельными федеральными законами.

Желаю вам удачного дня и достойной жизни.

Как в Подмосковье изменить вид разрешенного использования земельного участка

Вид разрешенного использования (ВРИ) – индивидуальная характеристика земельного участка. Она определяет способ его использования, то есть вид деятельности, которую можно на нем вести. Как изменить вид разрешенного использования или установить его, читайте в материале портала mosreg.ru.

Виды разрешенного использования

Источник: ©, pixabay.com

По словам министра имущественных отношений Московской области Владислава Когана, в регионе нередки ситуации, когда жилые, дачные или садовые дома стоят на земле, оформленной по старым документам. В них неверно указан ВРИ, и размещение объекта капстроительства на такой земле не предусмотрено. В таком случае собственнику надо изменить ВРИ на назначение «Для индивидуального жилищного строительства (ИЖС)», «Ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ)» или «Ведение садоводства».

Перечень всех возможных видов разрешенного использования приведен в классификаторе ВРИ, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540.

Виды разрешенного использования бывают основными, вспомогательными и условно разрешенными. Вспомогательный вид можно выбрать только дополнительно к основному или условно разрешенному. Установить его вместо основного нельзя.

Основной и вспомогательный виды использования участка можно установить или изменить самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований (если это не противоречит правилам землепользования и застройки). Для этого надо обратиться в Управление Росреестра и внести в ЕГРН сведения об установлении или изменении ВРИ.

Установить условно разрешенный вид использования возможно в рамках государственной услуги, которую предоставляет комитет по архитектуре и градостроительству Московской области. Распоряжение Главархитектуры Московской области о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка принимается с учетом правил землепользования и застройки (ПЗЗ), а также результатов общественных обсуждений или публичных слушаний.

Если нужно изменить вид использования на не предусмотренный градостроительным регламентом, придется обратиться в специальную комиссию для внесения изменений в ПЗЗ.

Когда нельзя изменить ВРИ

Источник: Фотобанк Московской области

Изменить ВРИ невозможно:

– по требованию арендатора – если договор аренды участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, заключен на торгах;

– арендатору самостоятельно – если участок предоставлен в аренду для определенного вида использования;

– если градостроительным регламентом и ПЗЗ для запрашиваемого вида использования установлены предельные размеры и параметры, не позволяющие вести деятельность согласно данному ВРИ.

Где подать заявление на изменение ВРИ

Заявление на изменение ВРИ подается в Росреестр через любой МФЦ Московской области.

Установление соответствия ВРИ классификатору

Источник: ©, pixabay.com

В случае если существующий вид разрешенного использования не соответствует действующему классификатору ВРИ, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, правообладатель земельного участка может обратиться за государственной услугой и установить соответствие существующего ВРИ классификатору. При этом для земельного участка устанавливается ВРИ согласно классификатору, по смыслу и содержанию соответствующий существующему.

Если испрашиваемый ВРИ не соответствует по смыслу и содержанию существующему ВРИ, необходимо обращаться за его изменением в Росреестр.

Как установить соответствие классификатору

Источник: Фотобанк Московской области, Роман Варцев

Услугой установления соответствия вида разрешенного использования земельного участка классификатору могут воспользоваться правообладатели земельного участка – собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков. Получить ее можно через региональный портал государственных и муниципальных услуг.

Для жителей, не имеющих выхода в Интернет, доступ к порталу организован в офисах МФЦ.

В случае подачи заявления онлайн заполняется заявление и прикладываются документы в электронном виде. С перечнем необходимых документов можно ознакомиться на странице услуги на РПГУ.

Порядок и сроки оказания услуги

Источник: Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области

Рассмотрение заявления может занять до 13 рабочих дней, после чего ответ поступит в личный кабинет заявителя на РПГУ. Дополнительно результат государственной услуги можно получить в МФЦ, где его распечатают и заверят подписью уполномоченного сотрудника и печатью МФЦ.

Информация о стадии рассмотрения заявления также направляется в личный кабинет или на электронную почту.

Кроме того, заявитель может самостоятельно получить информацию о готовности результата предоставления госуслуги по телефону центра телефонного обслуживания населения Московской области 8() 550-50-30 или посредством сервиса РПГУ «Узнать статус заявления».

Плата за изменение ВРИ

Источник: Фотобанк Московской области, Александр Кожохин

В случаях, предусмотренных законодательством, заявитель обязан внести в полном объеме плату за изменение ВРИ в тридцатидневный срок со дня получения соответствующего уведомления от министерства имущественных отношений Московской области. Плата взимается в случае изменения ВРИ на вид, предусматривающий жилищное строительство.

Установление соответствия ВРИ классификатору видов разрешенного использования земельных участков осуществляется бесплатно.

Вид разрешенного использования земли: как его установить и изменить

Использование участка устанавливается нормативным актом в пределах его целевого назначения и в соответствии с территориальным зонированием.

Категории земель

Земельный кодекс РФ установил, что земли (земельные участки в их составе) имеют целевое назначение и правовой режим использования. В соответствии с ними каждый надел должен быть отнесён к определённой категории. С учётом классификатора видов разрешённого использования земельных участков выделяют следующие категории земель:

  • для сельского хозяйства;
  • для населённых пунктов;
  • для промышленности;
  • лесной фонд;
  • водный фонд;
  • особо охраняемые территории;
  • для ведение бизнеса;
  • для рекреационных зон;
  • для транспорта;
  • для обеспечения обороны и безопасности;
  • для ритуальных целей (отведённые под организацию кладбищ);
  • специального назначения (предусмотренное для обращения разного вида отходов);
  • запас (те, что не предоставляются в пользование).

Назначение участка

У каждого земельного участка есть целых три типа его назначения — основной, условно-разрешённый и вспомогательный.

Основное назначение

То, чем точно и безоговорочно можно заниматься на участке на законных основаниях. Владелец участка вправе самостоятельно выбирать любой из предусмотренных градостроительным регламентом основных видов разрешённого использования без дополнительных разрешений и согласований.

Условно-разрешённое назначение

Дополнительные варианты использования земельного надела, которые возможны при соблюдении предписанных законом условий. Например, к таким условиям относятся согласование с местной администрацией и одобрение на общественных слушаниях.

Вспомогательное назначение

Существует только вместе с основным или условно-разрешённым. По общему правилу вспомогательными видами использования на участке разрешается (допускается) размещение дополнительных объектов, необходимых для использования или обслуживания основных объектов, то есть тех, что возведены в рамках основного вида разрешённого использования участка.

Обратите внимание: в правилах землепользования и застройки обычно предусмотрены ограничения по использованию участка в соответствии со вспомогательными видами.

Если владелец считает необходимым использовать участок в соответствии с условно-разрешённым назначением, необходимо пройти процедуру согласования. Для этого владелец надела должен направить заявление о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования участка в комиссию, уполномоченную производить подготовку проекта правил землепользования и застройки территории, на которой расположен участок. После того как заявление поступит в комиссию, по вопросу предоставления разрешения должны быть назначены публичные слушания. На основании заключения по итогам публичных слушаний и подготовленных комиссией рекомендаций глава местной администрации принимает решение о предоставлении разрешения или же об отказе в его предоставлении.

Рассмотрим на примере. Основное назначение земельного участка; индивидуальное жилищное строительство, условно-разрешённый вид использования; гостиничное обслуживание, вспомогательный; стоянка легковых автомобилей. Таким образом, на участке может быть возведён жилой дом или небольшая гостиница с парковкой.

Где узнать категорию и вид разрешенного использования

Информация о категории земли и виде разрешённого использования является открытой.

Официальные акты

Характеристики земель устанавливаются в том числе в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; в различных договорах, предметом которых являются земельные участки; в государственном кадастре недвижимости; в документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Публичная кадастровая карта

Основной вид использования участка можно найти на публичной кадастровой карте. Полные официальные данные содержатся в выписке из ЕГРН (такая выписка выдаётся с 1 января 2017 г.).
Если выписки нет или же информация нужна в отношении участка, который в собственности не находится (например, риелтору, нотариусу), документ заказывают через МФЦ или на сайте Росреестра в электронной форме.

Классификатор, применяемый на все территории РФ

Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешённого использования земельных участков» утверждён соответствующий классификатор, где содержится закрытый перечень возможных видов разрешённого использования. Классификатор подлежит применению на всей территории РФ. При этом виды разрешённого использования земельных участков, установленные до дня утверждения классификатора, признаются действительными вне зависимости от соответствия классификатору.

Однако категории земель и виды их разрешённого использования подлежат периодическому пересмотру. В результате чего может оказаться, что вид разрешённого использования земельного участка классификатору не соответствует. Владелец участка в этом случае вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением об устранении такого несоответствия. На рассмотрение такого заявление отводится месяц.

Решение об установлении соответствия является основанием для внесения изменений в сведения кадастрового учёта земельного участка, содержащиеся в Государственном кадастре недвижимости.

Порядок определения

Категория земли

Категория земель определяется путём отнесения земельного участка к той или иной категории земель или путём установления категории земель.

Решение об отнесении земель к определённой категории принимается уполномоченными органами власти, исходя из фактической цели использования земельного участка, изучения природных, социальных, экономических и иных факторов использования земельного участка. В результате в отношении земель издаётся индивидуальный правовой акт.

Целевое назначение

Если же необходимо уточнить и закрепить документально существующее целевое назначение земельного участка в соответствии со сложившейся системой, то речь идёт об установлении категории.

Разрешённое использование земельных участков определяется в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены наделы. При этом орган власти обязан внести информацию о разрешённом использовании в градостроительный план земельного участка (ГПЗУ).

Что, если вид не установлен

Если землю выделяют впервые, то основной и вспомогательный типы использования можно выбрать самостоятельно, используя действующий классификатор разрешённого использования земельных участков. Впоследствии органами власти будет принят нормативный правовой акт об отнесении земельного участка к землям определённой категории в зависимости от цели использования.

Возможно также, что категория земель указана в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю. Если записи в этих документах противоречат данным о принадлежности земельных участков к землям определённой категории, указанным в документах государственного кадастра недвижимости, определение категории земельных участков осуществляется на основании правоустанавливающих документов по заявлению владельца (владельцев) надела.

Для земельных участков, внесённых в государственный земельный кадастр до 2014 г., категория земель определяется на основании сведений, содержащихся в земельно-кадастровой документации, в соответствии с которой был составлен и утверждён по состоянию на 1 января 2001 г. отчёт о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям.

Как внести изменения

Несмотря на то что вид разрешённого использования земельного участка представляет собой едва ли не самую главную характеристику надела, его можно изменить. Сделать это можно, как корректируя целевое назначение участка, так и оставив его прежним.

Изменение целевого назначения земельных участков осуществляется путём перевода земель и земельных участков из одной категории в другую, что регламентируется Федеральным законом «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». В таком случае земельному участку может быть присвоен любой вид разрешённого использования, исходя из его целевого назначения.

Если же вносить изменения в категорию участка не планируется, вид разрешённого использования земельного участка может быть выбран только из перечисленных в законодательстве вариантов для конкретной категории земель.

Для того чтобы изменить вид разрешённого пользования, в органы местной власти по месту нахождения земельного участка необходимо представить заявление (ходатайство), в котором должны быть указаны кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.

Вместе с ходатайством представляют выписку из государственного кадастра объектов недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить; выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок.

Пакет документов

  • паспорта или другого документа, удостоверяющего личность заявителя (для юридических лиц — выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписку из Единого государственного реестра юридических лиц);
  • если вы будете действовать через доверенное лицо, ему понадобится документ, подтверждающий его полномочия (доверенность);
  • если на участке есть дом, необходимо представить правоустанавливающие документы на объекты капитального строительства;
  • правоустанавливающих документов на земельный участок (свидетельство о регистрации права собственности на земельный участок или договор аренды земельного участка);
  • кадастрового паспорта земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) и иных документов на земельный участок;
  • технических паспортов на объекты капитального строительства, располагающиеся на земельном участке на момент обращения (при наличии таковых).

Кроме того, к заявлению могут быть приложены:

  • эскизы планируемого к проектированию объекта;
  • проект планировочной организации земельного участка;
  • информация о планируемом объекте капитального строительства;
  • согласие правообладателей земельного участка об изменении вида разрешённого использования земельного участка или объектов капитального строительства (в том случае, если земля находится у вас в долгосрочной аренде);
  • согласие правообладателей земельных участков и правообладателей объектов капитального строительства, располагающихся на земельных участках, граничащих с земельным участком, применительно к которому запрашивается разрешение об изменении видов разрешённого использования земельного участка и объекта капитального строительства;
  • заключение государственной экологической экспертизы (если её проведение предусмотрено федеральными законами);
  • расчёты потерь сельскохозяйственного производства (для участков, которые используются для целей сельского хозяйства).
Читайте также:  Сколько обычно стоит кадастровая выписка о земельном участке

Документы можно представить лично (или через представителя) или отправить по почте. О том, что пакет документов получен, выдаётся расписка (если документы направляются по почте, расписка также отправляется заявителю по почте).

Срок рассмотрения пакета документов составляет, как правило, 2 месяца со дня регистрации заявления в общем отделе администрации. После рассмотрения заявления глава местной администрации принимает решение об изменении вида разрешённого использования земельных участков. В противном случае должен быть выдан письменный отказ в предоставлении услуги, который может быть обжалован в судебном порядке.

Что делать дальше

После принятия решения необходимо внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Для этого необходимо подать заявление (лично или через представителя) в территориальное отделение Росреестра или же воспользоваться аналогичной электронной услугой.

Если вы подаёте заявление в электронной форме, вам будет необходимо подготовить межевой план участка в формате XML, подписанный электронной цифровой подписью (ЭЦП) кадастрового инженера. Учтите, что заявление также необходимо подписать ЭЦП заявителя.

При подаче заявления в традиционной бумажной форме (лично или по почте с описью вложения и с уведомлением о вручении) в орган кадастрового учёта по месту нахождения земельного участка необходимо представить следующие документы:

  • заявление;
  • паспорт или другой документ, удостоверяющий личность заявителя;
  • свидетельство о регистрации права собственности на земельный участок;
  • кадастровый паспорт земельного участка;
  • решение главы местной администрации об изменении вида разрешённого использования земельного участка;
  • межевой план.

Срок рассмотрения документов составляет 20 рабочих дней.

По истечении этого срока при положительном решении должна быть получена кадастровая выписка о земельном участке, где отражены внесённые в государственный кадастр недвижимости изменения (включая новый вид разрешённого использования земельного участка).

Когда нельзя менять категорию

Существует несколько случаев, в которых перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается.

Это происходит, если:

  • законом установлены ограничения перевода участков из одной категории в другую либо запрет на такой перевод;
  • существует отрицательное заключение государственной экологической экспертизы в случае, если её проведение предусмотрено федеральными законами;
  • установлено несоответствие испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утверждённым документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

Виды разрешенного использования земли в РФ (2015)

Информация о компании

Компании и рынка

Помощь в любых вопросах

Документы и справки

Документы и справки

Виды разрешенного использования земли в РФ (2015)

ВРИ – вид разрешенного использования, разрешенное использование

ГР – градостроительный регламент

ГрК РФ – Градостроительный кодекс Российской Федерации [1]

ЗК РФ – Земельный кодекс Российской Федерации [ 3 ]

Классификатор ВРИ, Классификатор – Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный Приказом № 540 Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 г. [ 10 ]

ПЗЗ – правила землепользования и застройки

1.1 Понятие вида разрешенного использования земли (земельного участка)

В нормативных актах Российской Федерации нет определения термина « разрешенное использование земли» или « вид разрешенного использования земли (земельного участка)». Несмотря на это, данные понятия, наряду с категориями земель по целевому назначению и территориальными зонами, являются одними из определяющих при установлении правого режима земельного участка. Такое заключение можно сделать из п.8 ст.1 ЗК РФ [ 3 ].

В п.2 ст. 7 ЗК РФ дублируется данное утверждение: «Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий».

Таким образом, разрешенное использование – это одна из основных характеристик земли (земельного участка), которая влияет на определение правового режима использования земли и устанавливается в соответствии с зонированием территорий. Правовой режим – это следствие установления ВРИ. Зонирование, территориальная зона – это первичные понятия по отношению к ВРИ.

· Если углубляться, то проблема состоит в том, что общие принципы и порядок проведения зонирования территорий (выделения территориальных зон) устанавливаются разрозненными законодательными актами и требованиями специальных федеральных законов. Согласно ст.1 Федерального закона «О государственном земельном кадастре» [ 7 ]: « Территориальная зона – часть территории, которая характеризуется особым правовым режимом использования земельных участков и границы которой определены при зонировании земель в соответствии с земельным законодательством, градостроительным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством, законодательством о налогах и сборах, законодательством об охране окружающей природной среды и иным законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации».

Как видим, выделение территориальных зон затрагивает много законодательных актов из различных сфер. Это значительно усложняет процесс восприятия норм земельного законодательства, нарушает его целостность и самодостаточность.

· Если упрощать, то конкретный и исчерпывающий перечень видов разрешенного использования земельных участков предусмотрен в соответствующем классификаторе, который служит средством познания такого понятия, как ВРИ, упрощает его понимание и восприятие. Классификатор упорядочивает все многообразие видов деятельности человека на земельном участке и условно выделяет те, которые значимы для каких-либо общественных отношений [ 4 ].

В практической деятельности хозяйствующих субъектов большее значение имеет понятие ВРИ, поскольку оно относится к конкретному земельному участку, тогда как территориальная зона включает обычно несколько земельных участков и служит для целей планирования развития территорий. ВРИ влияет на разрешенный характер использования земельного участка, его кадастровую и рыночную стоимость, а также на размер ставки налога на землю.

1.2 Развитие института видов разрешенного использования земельных участков в РФ. Виды разрешенного использования земли в Российской Федерации до 2015 г.

До принятия действующего Земельного кодекса в Российской Федерации не существовало норм, предусматривающих зонирование территорий и установление ВРИ для земельных участков. В условиях отсутствия частной собственности на землю для учета и регулирования земельных отношений достаточным было деление всех земель на категории по целевому назначению. Данные нормы о делении земель на категории по целевому назначению содержались еще в Законе СССР «Об утверждении основ земельного законодательства» [ 12 ] 1968-го года, а также в принятом впоследствии Земельном кодексе РСФСР [ 2 ].

Принцип, согласно которому правовой режим земли определялся не только в зависимости от категории земли, но и от вида разрешенного использования конкретного земельного участка, установлен только в 2001 г. в ЗК РФ [3]. Данная норма была попыткой соединить исторически сложившиеся подходы к разделению земель на категории по целевому назначению, которые были характерны для СССР – страны с плановой экономикой, и подходы к зонированию территорий, применяемые в странах с рыночной экономикой [ 13 ].

Зонирование территорий и выделение ВРИ земельных участков впервые было разработано в США – в Нью-Йорке. В 1916 г. в городе были приняты правила застройки, запрещающие размещать по соседству земельные участки с ВРИ, которые бы ухудшали качество среды. Например, промышленные объекты запрещалось размещать рядом с жилыми кварталами, многоэтажные дома рядом с домами с малой этажностью и пр.

Из-за разнообразия видов деятельности, большой плотности населения и застройки, желания собственников и землепользователей использовать земельные участки по своему усмотрению, традиционно в разработке и установлении ВРИ для конкретных земельных участков больше нуждаются городские территории. Возможность разработки правил землепользования и застройки была предусмотрена еще Градостроительным кодексом Российской Федерации 1998-го года. Еще ранее разрабатывались правила застройки. В 1951 г. были приняты правила о порядке застройки г. Ленинграда. Впервые правила о порядке застройки Москвы были утверждены в 1935 г. Таким образом, это были первые документы, предусматривающие проведение зонирования территорий городов.

Долгое время в России не существовало единого перечня (классификатора) видов разрешенного использования земельных участков, который бы имел общефедеральное значение. Первый перечень ВРИ для земель населенных пунктов был введен в 2007 г. Минэкономразвития РФ в Методических указаниях по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов [ 11 ]. Данный перечень состоял из 16 видов разрешенного использования земельных участков. В ЗК РФ норма, согласно которой ВРИ определяются в соответствии с единым классификатором, введена в 2010 г. А сам Классификатор утвержден лишь в сентябре 2014 г.

На практике ВРИ вводились в соответствии с правилами землепользования и застройки и градостроительными регламентами, утвержденными нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, а также нормативно-правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Основными недостатками такого подхода являются:

– Бессистемность – субъекты Федерации и органы местного самоуправления устанавливали различные виды разрешенного использования земельных участков, существовала тенденция к излишней конкретизации ВРИ;

– Избирательность – на землях поселений предусматривается зонирование всей территории, а на землях других категорий территориальному зонированию подлежат лишь отдельные земельные массивы;

– Создание предпосылок для манипуляций и злоупотреблений органами местного самоуправления:

o существенное ограничение прав и возможностей использования земельных участков для правообладателей;

o возникновение дополнительных расходов по изменению вида разрешенного использования земельного участка;

o возможность определения ВРИ земельного участка произвольно и без согласования с собственниками зданий, строений и сооружений, расположенных на участках.

Для решения этих вопросов в целях реализации требований ЗК РФ Приказом Минэкономразвития России № 540 от 01.09.2014 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков [ 10 ].

1.3 Классификатор ВРИ – 2015. Виды земельных участков

Классификатор ВРИ в 2015 г. стал основным нововведением в земельном законодательстве Российской Федерации. Все виды разрешенного использования земельных участков после 24 декабря 2014 г. (после вступления Классификатора в силу) определяются в соответствии с данным Классификатором.

Особенности Классификатора ВРИ:

1) Классификатор устанавливает наименования, описания и коды (числовые обозначения) видов разрешенного использования земельных участков. В описаниях приводится разрешенная деятельность на земельном участке и виды объектов, размещение которых соответствует установленному ВРИ.

2) Классификатор содержит 12 обобщенных видов разрешенного использования земельных участков и 81 уточненный вид разрешенного использования земельных участков (табл. 1). Относительно применения обобщенных и уточненных ВРИ, в некоторых случаях, когда конкретное направление для будущего развития территорий не определено, допустимо установление обобщенного ВРИ без конкретизации. Если такой обобщенный вид разрешенного использования установлен в качестве основного вида, то это позволяет осуществлять любой вид хозяйственной деятельности, входящий в состав уточненных ВРИ [ 4 ].

Табл. 1 – Общая структура Классификатора

Наименование обобщенного вида разрешенного использования земельных участков

Наименование уточненного вида разрешенного использования земельных участков

1.0 – Сельскохозяйственное использование

1.2 – Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур

1.4 – Выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур

1.6 – Выращивание льна и конопли

1.14 – Научное обеспечение сельского хозяйства

1.15 – Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции

1.16 – Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках

1.18 – Обеспечение сельскохозяйственного производства

2.0 – Жилая застройка

2.1 – Малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных и садовых домов);

2.2 – Приусадебный участок личного подсобного хозяйства

2.3 – Блокированая жилая застройка

2.4 – Передвижное жилье

2.5 – Среднеэтажная жилая застройка

2.6 – Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)

2.7 – Обслуживание жилой застройки

3.0 – Общественное использование объектов капитального строительства

3.1 – Коммунальное обслуживание

3.2 – Социальное обслуживание

3.3 – Бытовое обслуживание

3.5 – Образование и просвещение

3.6 – Культурное развитие

3.7 – Религиозное использование

3.8 – Общественное управление

3.9 – Обеспечение научной деятельности

3.10 – Ветеринарное обслуживание

4.1 – Деловое управление

4.2 – Торговые центры (Торгово-развлекательные центры)

4.5 – Банковская и страховая деятельность

4.6 – Общественное питание

4.7 – Гостиничное обслуживание

4.9 – Обслуживание автотранспорта

5.0 – Отдых (рекреация)

5.2 – Природно-познавательный туризм

5.3 – Охота и рыбалка

5.4 – Причалы для маломерных судов

5.5 – Поля для гольфа и конных прогулок

6.0 – Производственная деятельность

6.2 – Тяжелая промышленность

6.3 – Легкая промышленность

6.4 – Пищевая промышленность

6.5 – Нефтехимическая промышленность

6.6 – Строительная промышленность

6.10 – Обеспечение космической деятельности

7.1 – Железнодорожный транспорт

7.2 – Автомобильный транспорт

7.3 – Водный транспорт

7.4 – Воздушный транспорт

7.5 – трубопроводный транспорт

8.0 – Обеспечение обороны и безопасности

8.1 – Обеспечение вооруженных сил

8.2 – Охрана Государственной границы Российской Федерации

8.3 – Обеспечение внутреннего правопорядка

8.4 – Обеспечение деятельности по исполнению наказаний

9.0 – Деятельность по особой охране и изучению природы

9.0 – Деятельность по особой охране и изучению природы

9.1 – Охрана природных территорий

9.2 – Курортная деятельность

10.1 – Заготовка древесины

10.2 – Лесные плантации

10.3 – Заготовка лесных ресурсов

10.4 – Резервные леса

11.0 – Водные объекты

11.1 – Общее пользование водными объектами

11.2 – Специальное пользование водными объектами

11.3 – Гидротехнические сооружения

12.0 – Общее пользование территории

12.1 – Ритуальная деятельность

3) Классификатор не различает основных, вспомогательных или условных видов разрешенного использования. Но в некоторых случаях вид разрешенного использования описан достаточно широко и сам по себе предполагает несколько видов деятельности. Некоторые из них могут быть вспомогательными. Например, ВРИ с кодом 2.1 «Индивидуальное жилищное строительство» допускает выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур. Но такое использование должно проводится не вместо, а вместе с размещением жилого дома .

4) Для всех видов разрешенного использования в примечаниях к Классификатору установлена возможность строительства линейных объектов (за исключением железных и автомобильных дорог), инженерных и защитных сооружений. Это означает, что для размещения, например, линии электропередач, линии связи, водопровода и других подобных объектов не требуется установление вспомогательных или основных видов разрешенного использования.

5) Одним из критериев при разработке Классификатора, наряду с критериями юридической значимости, значимости в налоговом или имущественном значении, преемственности с ранее используемыми классификаторами, пригодности для различных целей, являлся критерий наибольшего соответствия устоявшейся системе категорий земель и наиболее часто встречающимся видам территориальных зон. Но, к ак видно из Классификатора, между видами разрешенного использования земельных участков и категориями земель по целевому назначению не установлено четкого соответствия. При определении ВРИ нужно руководствоваться целевым назначением участка в соответствии с категорией, а также установленной территориальной зоной.

В таблице 2 мы попытались установить соответствие между ВРИ земельных участков и категориями земель по целевому назначению. Соответствие условное, так как многие уточненные виды разрешенного использования могут быть установлены по отношению к земельным участкам других категорий. Конкретный перечень ВРИ из Классификатора для различных территориальных зон будет установлен ПЗЗ.

Табл. 2 – Классификатор ВРИ – 2015. Виды земельных участков

Категория земель по целевому назначению

Наименование ВРИ земельного участка

Описание вида разрешенного использования земельного участка

Ссылка на основную публикацию