Содержание закона о кадастровом учете земельных участков

Статья 19. Порядок проведения государственного кадастрового учета земельных участков

Статья 19. Порядок проведения государственного кадастрового учета земельных участков

1. Государственный кадастровый учет земельных участков проводится по месту их нахождения в обязательном порядке на всей территории Российской Федерации по единой методике.

2. Для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.

3. Указанные в пункте 2 настоящей статьи документы должны быть надлежащим образом оформлены.

ГАРАНТ:

См. Правила оформления кадастрового плана земельного участка, утвержденные Росземкадастром 10 апреля 2001 г., а также Правила оформления кадастрового плана территории для расчета кадастровой стоимости земельных участков, утвержденные Росземкадастром 5 марта 2004 г.

См. Требования к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, утвержденные приказом Росземкадастра от 2 октября 2002 г. N П/327

4. Не подлежат приему для проведения государственного кадастрового учета земельных участков документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова или иные не оговоренные в них исправления, документы, исполненные карандашом, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание.

ГАРАНТ:

Приказом Росземкадастра от 13 июня 2001 г. N П/115 утверждены Требования к оформлению заявок о постановке земельных участков на государственный кадастровый учет

5. Получение заявок о проведении государственного кадастрового учета земельных участков подтверждается соответствующими записями в книге учета документов и выдачей заявителям расписок о получении соответствующих документов.

ГАРАНТ:

См. Требования к оформлению расписок о получении документов, представленных для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, утвержденные Росземкадастром 10 апреля 2001 г.

6. Проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ статья 19 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 6.1, вступающим в силу с 1 сентября 2006 г.

6.1. В случае, если для проведения государственного кадастрового учета земельного участка представлен правоустанавливающий документ, в котором сведения о площади земельного участка не соответствуют сведениям об уточненной площади такого земельного участка, содержащимся в документах о его межевании, государственный кадастровый учет такого земельного участка проводится на основании сведений об уточненной площади такого земельного участка, содержащихся в документах о его межевании.

7. Государственный кадастровый учет земельных участков проводится в течение месяца со дня подачи заявки о проведении государственного кадастрового учета определенного земельного участка.

8. В результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков заявителям выдаются удостоверенные в установленном порядке кадастровые карты (планы) земельных участков. Плата за проведение государственного кадастрового учета земельных участков с заявителей не взимается.

9. Деятельность по проведению государственного кадастрового учета земельных участков подлежит страхованию в установленном порядке.

Закон о кадастровом учете земельных участков

Закон о кадастровом учете земельных участков был обновлен в начале 2017 года. Теперь процедура государственной регистрации и оформление права собственности аграрные наделы оформляется проще и быстрее. Документы по ЗУ — межевой план, кадастровый план были реструктуризированы, согласование и объединение границ земельных участков не изменилось, были внесены изменения в согласование границ земельных участков, чьи пределы прерываются другими аграрными территориями.

Новый закон о земельном кадастре: ФЗ 218

С января текущего года, начал действовать обновленный ФЗ номер 218 — о госучете недвижимости. В нем регламентирован порядок госучета права владения гр. РФ на земельный участок, выделенный для ИЖС или хозяйственно-подсобных работ. Новый порядок, установленный статьей 49. ФЗ № 218, устанавливает процесс госрегистрации земли. Это актуально для тех, у кого акт о разрешении владеть земельным участком, выдан еще в 90-е годы.

По новым правилам период регистрации права владения земельным участком сократился с 21 до 7 дней. Уменьшился срок выдачи кадастровых справок ЕГРН. С января 2017 года, информационные базы ЕГРП объединяются, получить право владения земельным участком можно в каждом отделе МФЦ. Акт на недвижимость аннулируется, его заменяет справка из ЕГРН. Еще стоит помнить о правилах проведения кадастровых работ по межеванию земельного участка.

Государственная кадастровая регистрация и регистрация права владения теперь проводятся одновременно, по одному заявлению. Это значительно экономит временные ресурсы граждан. После подачи заявления за 10 календарных суток, специалисты Росреестра оформляют кадастровую регистрацию и регистрацию права собственности. Это актуально для ранее незарегистрированных участков, аннулирующихся земель, чьи права занесены в Единый Государственный Реестр Недвижимости. Теперь выписки из ЕГРН выдаются всего за 72 часа, со дня обращения.

По новому закону, если в рассмотрении документов, выдаче справок отказано по неправомерным причинам, нарушены сроки рассмотрения и выдачи выписок, допущены ошибки в составлении документации, то за это предусмотрена административная ответственность для виновных. Единственная правомерная причина отказа в приеме документов на рассмотрение — не установление личности заявителя.

О бессрочном пользовании земельным участком рассказано здесь.

Изменения в законе

Приказом № 921 от Минэкономразвития РФ утверждены новые положения о межевании и объединении аграрных наделов, в частности о структуре межевой схемы и акта согласования границ ЗУ.

Документ составляется в электронной форме, с электронной подписью кадастрового специалиста или в бумажном виде. Регламентирован процесс составления плана межи для наделов, пределы которых — соединение очертаний, разделенных друг с другом соседними аграрными наделами. В новом межевом плане изменился состав документа, появились новые пункты и уточнения по согласованию границ ЗУ.

К структуре межевого плана добавлен раздел о информации о образуемом аграрном наделе, измененном, уточняемом и его долях. В плане будут указаны пункты — сведения о поворотных точках, формируемых им, обозначения земельного участка, с подстрокой — «Зона номер…». Обновлен раздел информации о пределах аграрных наделов. В план вносится информация о внешних и внутренних границах земельного участка.

Информация о местоположении аграрного удела вписывается по нормам ФИАС.
Через документ ОМС адресную информацию в межевую схему можно вписать, если в государственном адресном реестре адрес аграрного надела, не присвоен ему до начала действия Постановления номер 1221. Межевой план, включает в себя сведения о том как земля будет использоваться. Цели указаны по зонам ЗУ.

В акте согласования пределов аграрного надела и характерных пределов указывается кадастровый номер, площадь и расположение его границ, а так же кадастровые номера смежных участков. Порядок согласования границ и объединения наделов остался неизменным.

Тем, у кого свидетельство на право собственности выдано раньше 2002 года, необходимо обратиться в ЕГРН для обновления документа, и содержащихся в нем сведений, согласно новой структуре межевого плана и акта согласования границ.

Дополнительно стоит прочитать про исправление кадастровой ошибки.

Скачать закон

ФЗ № — 218, принятый 3.07.2015. существенно модернизировал у ускорил процедуру государственной регистрации и постановки недвижимого имущества на кадастровый учет. Обновленный ФЗ о государственном кадастровом учете вступил в действие с 01.01.2017. Ознакомиться с ним может любой пользователь Интернета.

Комментарии к закону

Новый закон о государственном кадастровой учете земельных участков, позволил обновить и дополнить информацию о земельных уделах и жилых объектах недвижимости, полученных из ФКП и Росреестра. Объединение и переработка этих данных дали полные сведения о объектах недвижимого имущества.

Государственный кадастровый учет земельных участков

Для чего предназначен кадастровый учет участков

Возможность использования земельных участков в правовой жизни субъектов права соотносится с индивидуальными признаками таких объектов. Они должны иметь кадастровый номер, площадь, границы и другие уникальные сведения.

Наличие в ЕГРН сведений об объекте недвижимости делает возможным совершать с ним сделки купли-продажи, аренды, дарения и другие.

Проведение кадастрового учета осуществляется при его:

  • образовании;
  • выделении части;
  • изменении индивидуально-определенных характеристик, например, границ или площади.

Процедура по внесению сведений в ЕГРН необходима и в случае, если нужна кадастровая оценка земельных участков: оценщик на основании осмотра и исходя из данных реестра устанавливает стоимость земельного участка.

Читайте также:  Процедура утверждения схемы расположения земельного участка в 2020 году

Как осуществляется учет

Для постановки земельного участка на кадастровый учет требуется правовое основание. На законодательном уровне установлены действия, которые выступают началом правоотношений для кадастрового учета, к ним относятся следующие:

  1. Сделки по отчуждению имущества.
  2. Наследование.
  3. Акты суда.
  4. Постановления судебных приставов.
  5. Документы государственных органов, подтверждающие переход права собственности.
  6. Межевой план.

Чтобы осуществить такую процедуру, как постановка на кадастровый учет земельного участка, необходимо обратиться с заявлением в Росреестр через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Заявление заполняется оператором МФЦ. Ниже вы можете ознакомиться с формой заявления.

Среди документов, которые надо предоставить вместе с заявлением в Росреестр, выделяют следующие:

  • паспорт гражданина;
  • доверенность (если обращается представитель);
  • документы, на основании которых осуществляется постановка на учет.

Если обращается юридическое лицо, необходимо предоставить дополнительно уставные документы: копию ИНН, копию ОГРН, копию устава, копию приказа о назначении руководителя. Документы предоставляют как в письменном, так и в электронном видах.

Срок оказания услуги составляет семь рабочих дней с момента принятия регистрирующим органом документов. Этот срок увеличивается на два рабочих дня, если обращение происходит через МФЦ.

Конечным результатом государственной услуги является внесение изменений в ЕГРН. При оформлении заявления указывается о необходимости получения выписки из ЕГРН или завершении всех процедур без ее выдачи, такая отметка ставится в двенадцатой графе заявления.

Дачная амнистия продлена: что успеть до 2021 года

Под понятием дачной амнистии подразумевается упрощенный порядок совершения процедур, необходимых для кадастрового учета и регистрации права на земельные участки, жилые дома или хозяйственные строения.

Дачная амнистия входит в понятие кадастровый учет земельных участков; 2020 год принес изменения в связи с вступлением в силу Федерального закона от 02.08.2019 № 267-ФЗ. В cоответствии с ним, период действия упрощенного порядка продлен до 01.03.2021. Такой ограничительный срок затрагивает только объекты индивидуального жилищного строительства, поэтому для земельных участков временные ограничения отсутствуют.

Порядок действий при регистрации посредством дачной амнистии выглядит следующим образом:

  1. Обратиться в МФЦ с заявлением о госрегистрации права на объект. Заявление оформляется сотрудником многофункционального центра.
  2. Предоставить документы, которые могли бы подтвердить ваши права: акт госоргана или выписка из похозяйственной книги.
  3. Регистрация права и получение выписки из ЕГРН, подтверждающей факт регистрационных действий.

Вышеуказанный порядок применяется к земельным участкам, права на которые возникли до 25.10.2001. Регистрация происходит независимо от вида права, на основании которого был приобретен объект недвижимости (собственность, наследство, постоянное пользование).

Как дистанционно поставить на учет объект недвижимости

Официальный сайт Росреестра предоставляет возможность удаленного обращения с целью кадастрового учета объектов недвижимости, в т. ч. и земельных участков. Для прохождения всей процедуры вы должны провести кадастровые работы по межеванию земельного участка и по их окончанию получить межевой план. Он выполняется в цифровом формате XML с электронной подписью специалиста, осуществившего работы.

Для дистанционной постановки на кадастровый учет необходимо придерживаться следующих действий.

1. На главной странице портала в разделе «Электронные услуги и сервисы» выберите раздел «Государственный кадастровый учет».

2. В открывшемся окне «Подать заявление о ГКУ» ознакомьтесь с предъявляемыми требованиями к предоставляемым документам. Укажите вид объекта недвижимости (1), место его расположения (2), форму получения документа (3), форму предоставления отказа (4). После этого введите защитный код (5) и нажмите «Перейти к сведениям о заявителе» (6).

3. В появившейся форме заполните графы, указав вид заявителя (1), идентифицирующие и паспортные данные (2), контактные данные (3), согласие на обработку данных (4), подтверждение сведений (5) и нажмите «Перейти к прилагаемым документам» (6).

4. В окне «Подать заявление о ГКУ» укажите данные о направляемом документе (1), прикрепите межевой план в электронном файле XML-формата, заархивированном в zip (2), нажмите «Сохранить» (3).

5. Приложите остальные документы вышеуказанным способом, после чего подтвердите отправление документов в Росреестр на рассмотрение.

Общие положения о том, как поставить участок на кадастровый учет, указаны на портале «Госуслуги». Такая информация находится в соответствующем разделе.

Почему могут приостановить или отказать в процедуре учета земельного участка

При обращении за оказанием услуги по кадастровому учету можно столкнуться с решениями регистрирующего органа о приостановке или отказе.

Пунктом 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым возможна приостановка по оказанию госуслуги. Среди них выделяют наиболее распространенные:

  • обращение лица, не имеющего полномочий на совершение учета;
  • отсутствие полного комплекта документов;
  • предоставленные на регистрацию материалы имеют недостоверные или спорные данные;
  • заявитель не обладает правами на объект недвижимости.

В случае выявления регистрирующим органом одного из оснований приостановки выносится соответствующее решение и доводится до заявителя. Максимальный срок на устранение недостатков составляет три месяца.

Причиной для отказа может послужить только неисполнение требований, которое явилось основанием для приостановления кадастрового учета. Такое исключительное положение закреплено в ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ.

Что такое наложение земельных участков и как это исправить

Несмотря на современные технические устройства для измерения, используемые в кадастровом учете, на практике возникают ситуации, при которых происходит наложение земельных участков или внесение неточных данных в ЕГРН. Наложение объектов представляет собой несовпадение и пересечение границ регистрируемых объектов.

Если границы вашего участка являются неверными и в результате этого он наложился на другой, обратитесь к кадастровому инженеру и выполните работы по уточнению границ. Он составит межевой план, в котором укажет, что он подготовлен в связи с исправлением ошибки. После этого следует обратиться в Росреестр с заявлением о кадастровом учете в связи с изменением описания границ объекта. К заявлению прикладывается межевой план, составленный с изменениями. Ошибка будет исправлена путем уточнения границ объекта недвижимости. По результатам рассмотрения заявления Росреестр вынесет решение о внесении изменений.

В случае если неверными являются границы соседнего участка и его владелец не согласен на добровольное изменение контура, спор придется решать в судебном порядке. Решение суда является основанием, по которому исправится кадастровая ошибка; наложение земельных участков судебная практика не ставит в основание установления фактов нарушения прав истца. Такая позиция установлена Определением Верховного Суда РФ от 16.12.2014 № 18-КГ14-159 — один лишь факт наложения границ земельного участка ответчика на границы земельного участка истца не доказывает нарушение прав последнего.

С какими ошибками можно столкнуться при внесении сведений в ЕГРН

Ошибки учета бывают реестровые и технические:

  1. Технические достаточно легки в устранении, т. к. представляют собой арифметические или грамматические опечатки. Например, сведения о координатах в ЕГРН могут содержать неверное числовое значение. Для устранения такой проблемы необходимо обратиться в МФЦ с заявлением на изменение, предоставив документы, содержащие верные данные. Срок на исправление Росреестром технической ошибки составляет 3 рабочих дня.
  2. Реестровые ошибки, в отличие от технических, носят более сложный характер. Они связаны с неверным проведением работ по установлению границ. Исправить такую ошибку можно решением суда или путем издания государственным органом соответствующего акта. С момента, когда вы предоставите документы для исправления, государственный орган обязан будет внести изменения в течение 5 рабочих дней

Как делается кадастровый учет ранее учтенных земельных участков

Кадастровый учет земельных участков и других объектов недвижимости – это единая база сведений о земле и недвижимости. За последние тридцать лет, с 90х годов, кадастровый учет претерпел много изменений, начиная от требований к точности сведений и измерений и заканчивая видом и формой документов.
Зачастую встает вопрос, как делается кадастровый учет ранее учтенных земельных участков и нужен ли он? Выясним, как происходит кадастровый учет ранее учтенных объектов недвижимости в соответствии с требованиями законодательства 2019 года.

Кадастровый учет в разные периоды времени – законодательная база

В основе регулирования кадастровых отношений лежат Земельный, Жилищный, Градостроительный кодекс, федеральные законы, приказы, нормативные акты местной власти. Это целый пласт запутанных законодательных норм, в котором под силу разобраться только специалисту в своей области.

Читайте также:  Где реально быстро получить кадастровый номер на земельный участок

Регистрация прав

С 1 января 1998 года вступает в силу 122-ФЗ «О регистрации прав на недвижимость». Закон действует до глобальных изменений 2017 года. По его правилам все права на недвижимость вносятся в Единый государственный реестр прав, о чем выдаются свидетельства о регистрации права собственности по установленной законом форме.
До 1998 года выдаются старые свидетельства (розового цвета) в соответствии с требованиями Земельного кодекса РСФСР.

Кадастровый учет

В 2008 году вступает в силу закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», который вот уже более десятка лет постоянно претерпевает изменения. Старая редакция 221-ФЗ говорит об особенностях кадастрового учета и о ведении государственного кадастра недвижимости (ГКН). В ныне действующей редакции осталась лишь часть норм, регулирующих деятельность кадастровых инженеров и касающихся комплексных кадастровых работ, а основной массив норм и правил кадастрового учета утратил силу.

Объединение регистрации прав и кадастрового учета в единое целое

С 1 января 2017 года и по сей день действует Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Его появление объединило воедино две ветви – Государственный кадастр недвижимости (ГКН) и единый государственный реестр прав (ЕГРП). Теперь все сведения вносятся в ЕГРН (единый государственный реестр недвижимости).
С появлением 218-ФЗ поменялось многое. Перестали выдавать свидетельства о регистрации прав (теперь они заменены выпиской из ЕГРН). Однако, следует помнить и иметь в виду, что документы старого образца на недвижимость, которые не выдаются сегодня (например, свидетельства о праве собственности, технические паспорта и пр.) не теряют своей юридической силы. Более того, оригиналы и копии этих документов часто требуются для совершения различных сделок (договора купли-продажи, ипотеки и пр.).
Таким образом, база ЕГРН объединила в себе сведения ГКН и ЕГРП, то есть перекачала все данные воедино. В ЕГРН теперь содержится и кадастр недвижимости, и регистрация прав на нее, и реестровые дела, кадастровые карты, и книги учета документов. Объекты недвижимости, которые фигурировали в старых базах и перешли в ЕГРН считаются ранее учтенными.

Как и где узнать статус земельного участка (объекта недвижимости)?

Если открыть публичную кадастровую карту (сайт: rosreestr.ru), то мы можем найти массу земельных участков или других объектов недвижимости с пометкой «ранее учтенный». Что означает статус участка ранее учтенный?

Что значит ранее учтенный земельный участок?

Как поясняет закон (ст.69, 218-ФЗ) ранее учтенными земельными участками и другими объектами недвижимости признаются:

  1. Объекты недвижимости, которые учтены в законном порядке государством (поставлены на технический или государственный учет) до 1 марта 2008 года;
  2. Объекты недвижимости, на которые зарегистрированы права в ЕГРН, и которым присвоен условный номер в порядка 122-ФЗ от 21.07.1997.
  3. Участки, права на которые возникли до 1997 года (до принятия 122-ФЗ) и кадастровый учет которых до сих пор не был осуществлен.

Статус участка ранее учтенный присваивается если ваш участок подпадает под один из вышеперечисленных критериев. А нужен ли кадастровый учет для ранее учтенных объектов недвижимости? Обратимся к действующему законодательству.

Нужно ли ставить на кадастровый учет ранее учтенный участок или дом?

Как разъясняет Министерство Минэкономразвития в письме от 10.09.2019 N Д23и-30808, постановка на кадастровый учет ранее учтенных земельных участков происходит путем внесения сведений из ЕГРП и ГКН. В соответствии с частью 6 статьи 72 Закона 218-ФЗ, сведения из ЕГРП и ГКН считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН и не требующими дополнительного подтверждения собственниками и другими правообладателями.
Также необходимо отметить, что согласно части 1 статьи 69 Закона N 218-ФЗ, права на объекты недвижимости, возникшие до 1 марта 2008 года, признаются юридически действительными, даже если они не зарегистрированы в ЕГРН. Регистрация таких прав происходит по желанию собственника. Однако, пункт 3 той же 69 статьи указывает на обязательную регистрацию таких прав в ЕГРН в случае их перехода (продажа, дарение, наследство и пр.) к другим лицам.
Исходя из разъяснений норм закона, кадастровый учет ранее учтенных объектов недвижимости – процедура, не обязательная и прямо законом не предписанная. Однако при продаже, наследовании, аренде и т.д. порой возникают спорные ситуации, так как данных в базе ЕГРН, в отношении ранее учтенного объекта недвижимости оказывается недостаточно. Также могут возникнуть споры по границам с соседями. Так как ранее, государственный кадастровый учет не предусматривал четких определений координат поворотных точек.

Особенности кадастрового учета ранее учтенных объектов недвижимости

Итак, каждый вправе обратиться в Росреестр для осуществления кадастрового учета ранее учтенных земельных участков, через МФЦ или госуслуги. Для этого требуется:

  • заполнить заявление (форма утверждена Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 920)
  • предоставить документы (паспорт, документ, подтверждающий право на земельный участок и др.).

Срок выполнения кадастрового учета ранее учтенных объектов недвижимости – 5 рабочих дней.
Услуга госпошлиной не облагается.
Тут следует обратить внимания на то, что прежде, чем пройти процедуру кадастрового учета ранее учтенного земельного участка, скорее всего вам надо будет обратиться к кадастровому инженеру для подготовки межевого плана и определения границ участка (цену на данную услугу в вашем регионе можно узнать с помощью расчета в онлайн калькуляторе земельно-кадастровых работ). В противном случае кадастровый учет приостановят (ст. 26, 218-ФЗ) в связи с тем, что сведения о площади участка не уточнены или по иным причинам (в законе их более пятидесяти).
При продаже, мене, дарении ранее учтенного земельного участка необходимо зарегистрировать переход прав собственности. Для этого собственник обращается с заявлением о регистрации права по установленной форме, уплачивает госпошлину, предоставляет необходимые документы (список документов зависит от особенностей сделки) и ждет 7 рабочих дней. При этом основания для приостановки регистрации сделки также установлены 26 статьей 218 закона. «Пропустят» ли регистраторы переход прав к другому собственнику земельного участка – вопрос открытый, все зависит от данных об этом участке, содержащихся в ЕГРН.

Вывод

Несмотря на то, что четкого предписания о кадастровом учете ранее учтенных объектов недвижимости в законе не содержится, и все выданные ранее документы считаются юридически значимыми, по факту кадастровый учет необходим для того, чтобы не столкнуться с трудностями при оформлении документов в дальнейшем.

Государственный кадастровый учет земельных участков

В марте 2008 г. вступил в силу новый Федеральный закон от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «”.

При том, что Федеральный закон от 02.01.2000г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» официально не утратил силу, многие из его положений потеряли свою актуальность и не могут применяться на практике. Что же изменилось?

Среди главных новшеств, реализованных в положениях Закона отметим следующие:

  • преобразование государственного земельного кадастра в государственный кадастр недвижимости;
  • появление нового субъекта кадастровой деятельности — кадастрового инженера;
  • закрепление на уровне Федерального закона принципа платности проведения государственного кадастрового учета, порядка согласования местоположения земельных участков с заинтересованными лицами и требований к договору подряда на выполнение кадастровых работ.

Относительно же самого порядка проведения государственного кадастрового учета в качестве наиболее значимого положения необходимо отметить п. 2 ст. 20 Закона, в соответствии с которым с заявлением о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или иные лица.

Напомним, что ранее, согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона от 02.02.2000г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» с заявкой о проведении государственного кадастрового учета земельного участка могли обратиться только органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица.

Разрешение обратиться любому лицу с приложением необходимых документов за проведением кадастрового учета обусловлено тем, что в соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» правовую экспертизу документов осуществляет только регистрирующий орган. Поскольку орган кадастрового учета такими полномочиями в силу закона не обладает, и функции его сводятся именно к учету объектов, а не установлению прав на них, законодатель принял решение — учет объекта необходимо провести, а уже регистрирующий орган будет устанавливать, обладает заявитель правом на данный объект или нет.

Читайте также:  Как оформляется отказ в перераспределении земельного участка

Расширен и детализирован состав сведений, предоставляемых заинтересованным лицам. Теперь заявителю будут предоставлены:

  • копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости;
  • кадастровой выписки об объекте недвижимости;
  • кадастрового паспорта объекта недвижимости;
  • кадастрового плана территории;
  • кадастровой справки.

Кадастровый паспорт, необходимый для регистрации прав с 01.03.2008 г., не будет выдаваться, если земельный участок не прошел процедуру межевания.

Исключение предусмотрено только для тех случаев, когда участок является ранее учтенным, то есть предоставленным до введения в действие Земельного кодекса РФ и при этом разрешено его использование для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, положения так называемой «дачной амнистии» в новом законе сохраняются. Даже если участок не прошел процедуру межевания, но сведения о нем есть в государственном кадастре недвижимости, право собственности на него зарегистрировано будет.

Что касается самого документа о межевании, предъявляемого для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, то таким документом в соответствии с законом является межевой план. Форма межевого плана уже разработана и в самое ближайшее время будет утверждена. Теперь межевой план будет заверяться подписью и печатью кадастрового инженера, подготовившего его.

Этап согласования землеустроительной документации в органах Роснедвижимости, вызывающий ранее дополнительные временные затраты, в Законе не предусмотрен.

Вся ответственность за качество работ и достоверность сведений возложена на кадастрового инженера, который за неоднократное нарушение в течение года требований Закона к выполнению кадастровых работ будет лишаться квалификационного аттестата — документа, предоставляющего право ведения кадастровой деятельности на всей территории Российской Федерации.

Когда соседа не найти

В рамках ранее действовавшего закона трудности вызывало согласование границ со смежными землепользователями в случае, если неизвестны адреса их правообладателей. Сегодня эту проблему будут решать по-новому.

Закон предусматривает, что если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц, извещение о согласовании местоположения границ опубликовывается в печатном издании, являющимся источником опубликования нормативных правовых актов органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Это положительный момент, позволяющий, во-первых, не тратить время на выяснение контактных данных смежных землепользователей, а во-вторых, данное положение должно способствовать заинтересованности самих землепользователей в том, чтобы их адрес проживания или местонахождения был учтен в кадастре недвижимости. Ведь если заинтересованный смежный землепользователь не увидит публикации о согласовании с ним границ земельного участка в средстве массовой информации, через 30 дней границы участка признаются согласованными автоматически и предъявлять претензии будет проблематично. Отметим, что срок учета адреса правообладателя в кадастре недвижимости составляет всего 5 рабочих дней.

Главный вопрос, который волнует большинство заявителей — это сроки проведения государственного кадастрового учета и сроки подготовки выписок из государственного кадастра недвижимости.

Анализ статистических данных показывает, что в некоторых районах Ленинградской области оборот земельных участков настолько высок, что одних только кадастровых выписок в месяц выдается несколько тысяч. При недостаточной штатной численности сотрудников органа государственного кадастрового учета не всегда удается выдерживать законодательные сроки.

Возникают сложности и с толкованием положений нового Федерального закона. Многие нормы доступны для понимания только профессионалам в сфере земельных правоотношений. Структура Федерального закона предусматривает много отсылочных норм, поэтому не зная содержания Закона в целом, а лишь прочитав отдельную статью, понять ее можно весьма искаженно. Проблемы с заполнением новых форм заявлений также вызывает немало вопросов.

Целевая программа автоматизации

В Ленинградской области Областным законом от 02.04.2008г. № 19-оз утверждена региональная целевая программа “Создание автоматизированной системы ведения комплексного кадастра Ленинградской области на 2008-2010 годы.

Принятие данной программы вызвано тем, что как в целом в Российской Федерации, так и в Ленинградской области системы ведения кадастров не согласованы между собой.

Программа предусматривает, что автоматизированная система ведения комплексного регионального кадастра Ленинградской области должна способствовать решению проблемы формирования комплексной, многоаспектной информации о состоянии, развитии и правовом статусе отдельных территорий Ленинградской области, территорий населенных пунктов, сельских и городских поселений, муниципальных районов и Ленинградской
Объем финансирования, необходимый для завершения программы в целом составляет 772323 тыс. рублей, в том числе на 2008 год — 252957 тыс. рублей, 2009год — 303242 тыс. рублей, 2010 год — 216124 тыс. рублей.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство

Действия

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 07.06.2013 с изменениями, вступившими в силу с 07.06.2013) “О ГОСУДАРСТВЕННОМ КАДАСТРЕ НЕДВИЖИМОСТИ”
Наименование документФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 07.06.2013 с изменениями, вступившими в силу с 07.06.2013) “О ГОСУДАРСТВЕННОМ КАДАСТРЕ НЕДВИЖИМОСТИ”
Вид документазакон
Принявший органпрезидент рф, гд рф, сф рф
Номер документа221-ФЗ
Дата принятия01.08.2007
Дата редакции07.06.2013
Дата регистрации в Минюсте01.01.1970
Статусдействует
Публикация
  • В данном виде документ опубликован не был
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ “Система”
  • (в ред. от 24.07.2007 – “Российская газета”, N 165, 01.08.2007
  • “Собрание законодательства РФ”, N 31, 2007, ст. 4017)
НавигаторПримечания

Статья 20 Лица имеющие право на обращение с заявлениями о кадастровом учете

1. С заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в частях 2-6 настоящей статьи лица (далее также – заявители) или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. При этом от имени собственников помещений в многоквартирном доме с заявлением о кадастровом учете вправе обратиться также их представитель, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников; от имени собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (если число этих собственников превышает пять) – представитель, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания этих собственников; от имени членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан – представитель, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения или решением собрания уполномоченных данного некоммерческого объединения.

2. С заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.

3. С заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.

4. С заявлениями об учете частей объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или лица, в пользу которых установлены или устанавливаются ограничения (обременения) вещных прав на такие объекты недвижимости.

5. С заявлением об учете адреса правообладателя объекта недвижимости вправе обратиться собственник такого объекта недвижимости. С заявлением об учете адреса правообладателя земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лицо, обладающее этим земельным участком на указанном праве.

6. С заявлениями о снятии с учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости, с заявлениями о снятии с учета зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства также собственники земельных участков, на которых были расположены такие объекты недвижимости. С заявлениями о снятии с учета помещений вправе обратиться также собственники земельных участков, на которых были расположены соответствующие здания или сооружения, прекратившие существование.

Ссылка на основную публикацию