Содержание закона о кадастровом учете земельных участков

Статьи 221 ФЗ РФ

Государство не зря считает недвижимость наиболее ценной и «твердой» валютой. Неважно, как меняется фондовый рынок и курсы валют, имущество всегда ценится, квартира это, дом или земельный участок. Регулирование основных вопросов, связанных непосредственно с имуществом, отражено в тексте закона 221 ФЗ. Что конкретно регламентирует данный закон? Как граждане могут использовать его? Стоит разобраться подробнее.

  • работу специализированных кадастровых компаний, отдельных инженеров-оценщиков;
  • национальные объединения таких кадастровых организаций.

Статья 70. Государственный кадастровый учет земельных участков

Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

С принятием Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет земельных участков с 1 марта 2008 года должен осуществляться в порядке, установленном данным Законом.

Новый порядок согласования границ и оформления участка с 16.09.2019 года

С 16.09.2019 официально вступает в силу 150-ФЗ от 17.06.2019, который предусматривает новый порядок комплексных кадастровых работ для согласования границ земельных участков СНТ, территорий общего пользования и прочих участков, находящихся в собственности граждан, юридических лиц или государства. Какие изменения ждут собственников земли с 16 сентября, как надо поступить, чтобы узаконить и оформить излишки земли в собственность в 2019 – 2020 годах рассмотрим более подробно.

С 16.09.2019 официально вступает в силу 150-ФЗ от 17.06.2019, который предусматривает новый порядок комплексных кадастровых работ для согласования границ земельных участков СНТ, территорий общего пользования и прочих участков, находящихся в собственности граждан, юридических лиц или государства. Какие изменения ждут собственников земли с 16 сентября, как надо поступить, чтобы узаконить и оформить излишки земли в собственность в 2019 – 2020 годах рассмотрим более подробно.

Кадастровые работы

ФЗ №221 устанавливает отличия кадастровой деятельности от непосредственно осуществляемых работ данной сферы. Кадастровые работы – мероприятия, направленные на исследование зданий, сооружений, наделов и иных объектов. То есть данное понятие более узкое по сравнению со всей деятельностью. Однако между ними прослеживается прямая связь, так как именно за счёт кадастровых работ добываются те сведения, что позволяют вести учёт и регистрировать имущество, что, в свою очередь, также выступает частью деятельности кадастрового характера.

Рассматриваемые работы всегда осуществляются одновременно на территории одного кадастрового квартала и в отношении всех имеющихся там объектов.

После проведения кадастровых мероприятий всегда определяется какой-то результат.

Он может выражаться любым из следующих вариантов:

  • определяются границы и их точное местоположение;
  • определяется расположение и факт наличия на участке каких-либо строений;
  • образуются наделы для дальнейшего строительства и общего пользования;
  • выявляются сведения, которые позволяют устранить допущенные ошибки в реестре.

Проводиться такие работы могут только специалистами, сдавшими экзамен и имеющими высшее образование.

Отдельно следует сказать о том, кто именно заказывает кадастровые работы. Несмотря на то что они нередко требуются именно гражданам, такое мероприятие считается государственным, а значит инициируется органами власти, поэтому только муниципалитет может направить заявку специалистам и подтвердить необходимость кадастровых работ. Кроме того, подобная деятельность всегда финансируется за счёт денег бюджета в субъекте или муниципальном образовании, в котором ежегодно определяется сумма средств только на кадастровые работы. Соответственно, исполнять работы может также исключительный субъект – кадастровый инженер.

Инженеры, которые назначаются на работу, имеют определённую долю независимости, так как граждане не вправе вмешиваться в их деятельность и препятствовать ей. Это связано с тем, что такие работы устанавливают сведения, которые обязательно должны быть у каждого объекта недвижимости: границы, разметка, площадь, наличие строения на участке, их характеристика и так далее. Всё это вносится в реестры, что позволяет вести учёт и формировать техническую документацию имущества.

Кадастровые мероприятия предполагают большой перечень действий, к которым относят следующее:

  1. Составление планов, схем и карт местности.
  2. Размещение межевых знаков, определяющих границы.
  3. Определение координат участков, внесение пометок в техническую документацию.
  4. Согласование и утверждение сформированных планов, карт и схем.
  5. Сбор документов, содержащих необходимые сведения для дальнейшей работы и учёта имущества.
  6. Передача заявлений о постановке на учёт адресов определённых территорий и построек на них.
  7. Уведомление всех заинтересованных лиц, а именно полноправных владельцев недвижимости о начале кадастровых работ.
  8. Подготовка и непосредственная передача всех схем, планов и карт заказчику, а именно местному органу власти.
  9. Участие в согласовании планов и схем за счёт формирования специальной комиссии.

Все вышеперечисленные действия могут выполняться только в строго установленном порядке, который регламентируется как законом о кадастровой деятельности, так и градостроительным законом.

Важным моментом согласно ФЗ №221 является оповещение о том, что работы начались. Это прямая обязанность исполнителя. Причём необходимо не только уведомить орган власти, выступающий заказчиком работ, но и разместить сведения на официальном сайте организации инженеров, направить данные в средства массовой информации. Кроме того, обязательно оповещается орган, который впоследствии будет осуществлять регистрацию права на тот или иной исследуемый объект.


Такое возможно при наличии заявления от следующих субъектов:

Исправление ошибок

Ошибки в ЕГРН могут быть техническими и реестровыми. Первые могут возникнуть при неправильном внесении записи. Они исправляются после подачи заявления в Росреестр или через МФЦ.

Таким же образом корректируются реестровые ошибки, которые сильно изменяют информацию и возникает пересечение границ. Для подтверждения своих слов нужно предоставить документы или решение суда.


Для регистрации земельного участка, также как и остальных объектов недвижимости потребуются следующие документы:

Новый порядок регистрации земли при получении дома в порядке наследования

Начиная с текущего года, переход права собственности на землю при наследовании жилья предполагает проведение регистрации земельного участка, на котором размещена постройка.

Важным изменением стало то, что для регистрации права собственности на дом раньше надо было предоставлять:

  • бумаги, удостоверяющие факт наследования имущества, с указанием права наследодателя на распоряжение жилым помещением;
  • любой документ, который подтверждает право гражданина на владение постройкой и земельным участком, где дом расположен.

Такие документы могут потребоваться в том случае, если ранее никаких регистрационных процедур не выполнялось и объект, а также земельный надел уже были внесены в электронную базу. В остальных ситуациях документы больше предоставлять не нужно.


После успешного прохождения процедуры межевания собственник надела получает кадастровую выписку. Согласно оценкам экспертов, более половины участков, которые находятся на кадастровом учете, остаются с неуточненными границами. В том числе данная ситуация связана с упрощенной процедурой регистрации, зафиксированной в «дачной амнистии».

Общие положения

Федеральный закон № 221 «О кадастровой деятельности» регулирует отношения, которые возникают в ходе реестровой деятельности.

Кадастровая деятельность — проведение работ в отношении недвижимого имущества на основании федеральных требований. Основными этапами деятельности являются:

  • Подготовка документов, связанных с недвижимым имуществом;
  • Указание кадастровых услуг.

На основании 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» инженеры определяют координаты земельных территорий, зданий, сооружения или иных объектов недвижимости, а затем делают записи в соответствующих документах.

Федеральный закон о кадастре был принят Гос Думой РФ 4 июля 2007 года. Совет Федерации одобрил внедренный законодательный проект 11 июля того же года.

Закон состоит из пяти глав:

  • Глава 1 — описываются общие положения настоящего Федерального закона;
  • Глава 2 — перечисляются способы ведения государственного кадастра недвижимости;
  • Глава 3 — описывается порядок кадастрового учета;
  • Глава 4 — описывается деятельность кадастрового учреждения и принимающих участия в ней людей;
  • Глава 5 — перечисляются заключительные положения настоящего Федерального закона.

В пункте 13 описывается порядок предоставления в орган государственного надзора или в орган регистрации прав документов и личной информации в конкретное время (в течение пяти рабочих дней с момента поступления в саморегулируемую организацию).

Что такое государственный кадастр земельных участков

Условия ведения земельного кадастра обозначены в Земельном кодексе РФ.

При оформлении прав на недвижимость важным условием является наличие кадастрового номера. Любая сделка, связанная с землей, осуществима только в том случае, если земля стоит на кадастровом учете.

Кадастровый земельный учет является процедурой, при которой в единую базу Росреестра вносятся сведения об объекте недвижимости:

  • площадь;
  • границы объекта;
  • вид обременения;
  • вид разрешенного использования и категория земель;
  • сведения о кадастровом инженере;
  • кадастровая стоимость и т.д.

Данные из государственного кадастра относятся к общедоступным материалам, так как любой пользователь сети может открыть публичную карту и получить необходимые сведения, поэтому госкадастр общественное явление.

Причины по которым земля ставится на кадастровый учет:

  • образование нового участка (например, при разделе участка);
  • изменение его характеристик.
  • Землеустройство содержит в себе процессы по планировке и координации
  • рационального использования земель, их охраны, описание расположения на карте, установление границ. Более развернутое определение можно получить, опираясь на статью №78–ФЗ РФ.

Специалистами-землеустроителями рассматриваются вопросы о разработке и рассмотрении предложений о разумном использовании земельных ресурсов. Ими проводятся аэросъемки, кадастровые съемки, почвенные, геодезические, топографические обследования и измерения, межевание.

Основываясь на землеустроительной работе, составляется документация, включающая в себя схемы и планы земельных участков, картопланы и другие материалы. По каждому земельному объекту составляется землеустроительное дело.

В зависимости от вида и объема проводимых работ, земельный кадастр подразделяется на два типа:

  • основной (первичный);
  • текущий (последующий).
Читайте также:  Содержание пошаговой инструкции по оформлению земельного участка в собственность

Первичный кадастр включает в себя начальный сбор, анализ и систематизацию всей документации, в которой содержится информация о площади, составе и качестве земельных участков, урожайности, издержках. Он дает самые детальные и точные сведения о состоянии земельного фонда.

Кроме того, вносятся исправления и дополнения. Одним словом, последующий кадастр помогает соответствовать данным изменяющейся действительности.

Объектами, подлежащие обязательному кадастровому учету:

  • земельные участки;
  • подземные построения;
  • объекты незавершенного строительства;
  • здания, сооружения, строения и т.д.

После постановки на учет каждому из перечисленных объектов присваивается индивидуальный, неповторяющийся индекс, по которому, в дальнейшем, объект будет легко и безошибочно идентифицировать.

Объектами, подлежащие обязательному кадастровому учету:

Документация не содержит права распоряжения наделом

В новой трактовке закона существует обязательное условие-документация должна содержать подтверждение права собственности на земельный участок. Это условие действует при приобретении или получении надела до 2001 года. Специальный акт должен отражать полную информацию, удостоверяющую право собственности гражданина.

При отсутствии таких документов ставиться под сомнение полномочие гражданина в вопросе обладания и распоряжения наделом, а также осуществляется инициация проверочных мероприятий в отношении следующих документов:

  1. Акта о передаче имущества от государственного органа или муниципального образования;
  2. Выписки из похозяйственной книги (при пользовании землей под ЛПХ);
  3. Иных документов, подтверждающих право пользования земельным участком.

При установлении факта достаточности поданных документов, а также их подлинности производится регистрация, согласно поданному заявлению.

  1. Акта о передаче имущества от государственного органа или муниципального образования;
  2. Выписки из похозяйственной книги (при пользовании землей под ЛПХ);
  3. Иных документов, подтверждающих право пользования земельным участком.

Государственный кадастровый учет земельных участков

Понятие государственного кадастрового учета земельных участков.

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» являются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе. Такие сведения должны или подтверждать существование недвижимого имущества, обладающего признаками индивидуально-определенной вещи и имеющего так называемые уникальные

характеристики объекта недвижимости, или подтверждать прекращение существования такого имущества.

Кадастровый учет осуществляется в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, т. е. объектов недвижимости.

Кадастровому учету предшествует кадастровая деятельность (кадастровые работы). Ею признается выполнение кадастровым инженером работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о недвижимом имуществе.

Кадастровую деятельность вправе выполнять физическое лицо, которое имеет квалификационный аттестат (ст. 29 указанного Закона). Результатом кадастровых работ в отношении земельного участка является подготовка межевого плана. Межевой план — это документ, в котором отражены внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке и указаны новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке (ст. 38 указанного Закона).

В соответствии со ст. 5 этого Закона каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории РФ государственный учетный номер (кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета. Для присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров орган кадастрового учета осуществляет кадастровое деление всей территории страны на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, действующая на основании Положения о ней, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. № 457 1 .

Порядок ведения государственного кадастрового учета земельных участков. Основания осуществления кадастрового учета указаны в ст. 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, т. е. постановкой на учет объекта недвижимости, прекращением его существования — снятием с учета объекта недвижимости либо изменением уникальных характеристик

объекта недвижимости или любых сведений об объекте недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости происходят на основании заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов.

Круг лиц, имеющих право на обращение с заявлениями о кадастровом учете, определен в ст. 20 вышеназванного Закона. Как правило, это обладатели прав на недвижимость или их представители. Орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные данным Законом; состав необходимых для кадастрового учета документов определен в его ст. 22.

Постановка на учет объекта недвижимости, отражение его изменений, учет части объекта недвижимости, внесение адреса владельца или снятие с учета объекта недвижимости осуществляются в случае принятия органом кадастрового учета решения об осуществлении кадастрового учета.

В соответствии со ст. 26 указанного Закона возможно приостановление кадастрового учета, например, если имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных документах, и кадастровыми сведениями об этом объекте, или если одна из границ земельного участка пересекает границу другого земельного участка. Решение о приостановлении может быть обжаловано в судебном порядке.

В ст. 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» определены основания отказа в кадастровом учете. Это случаи, когда имущество не является объектом недвижимости; размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков; граница земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, не считается согласованной и др. Решение об отказе может быть обжаловано в судебном порядке.

Правовое значение кадастрового учета недвижимого имущества заключается в том, что внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе является юридическим фактом, подтверждающим индивидуализацию недвижимого имущества (земельного участка) как объекта индивидуально — определенных прав на землю, т. е. факт его существования либо факт прекращения существования.

До тех пор, пока земельный участок не прошел государственный кадастровый учет, он не может являться предметом сделок. Согласно п. 1 ст. 37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.

В соответствии со ст. 5 этого Закона каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории РФ государственный учетный номер (кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета. Для присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров орган кадастрового учета осуществляет кадастровое деление всей территории страны на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы.

Подробно о кадастровом учете земель

Подробно о кадастровом учете земель

Еще совсем недавно учетом земель занимались управления Роснедвижимости и Земельная кадастровая палата. В 2008 году Роснедвижимость была упразднена, а ее функции были переданы вновь созданной Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестру). При этом свою деятельность продолжает осуществлять и Земельная кадастровая палата. О том, как «разведены» функции этих организаций, а также о практике применения земельного законодательства рассказала на семинаре, организованном Уральской палатой недвижимости, начальник отдела Земельной кадастровой палаты по Свердловской области Ольга Заречанская.

Кто сегодня занимается учетом земель?

В разное время документы, содержащие описание учтенных земельных участков, подписывались должностными лицами и Земельной кадастровой палаты, и Роснедвижимости. Эта ситуация объясняется тем, что на протяжении многих лет кадастровым учетом в Российской федерации занимались управления Роснедвижимости. Но в соответствии с Указом президента от 01.01.01 года № 000 Роснедвижимость была упразднена, а ее функции были переданы вновь созданной Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестру). Поэтому в нашем регионе кадастровым учетом земель наряду с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним занимается управление Росреестра по Свердловской области. Кроме того, вопросами кадастрового учета земельных участков занималась раньше и Земельная кадастровая палата, созданная в 2001 году. При этом объем полномочий данной организации менялся – это могли быть либо только обеспечительные функции (без юридических последствий) – ведение архивов, подготовка документов без юридических последствий, либо большие по объему полномочия. В настоящее время Земельная кадастровая палата подведомственна Росреестру, и с 15 сентября 2010 года в полном объеме осуществляет полномочия по государственному кадастровому учету. Органом власти она не является, но реализует от имени государства эту государственную услугу вместо Росреестра и несет ответственность за совершенные действия. Иначе говоря, все претензии по тем или иным делам принимаются в адрес Палаты.
В связи с передачей функций от Роснедвижимости некоторое время выдаваемые документы по земельным участкам подписывались и Управлением Росреестра. Сегодня все документы подписывает и выдает Земельная кадастровая палата.

О Государственном кадастре

Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» № 000 от 2007 года регулирует учет не только земельных участков, но и зданий, строений, сооружений, объектов незавершенного строительства. Вместе с тем органы, осуществляющие учет земельных участков, никакого отношения к учету зданий, строений и сооружений не имеют – он осуществляется по иным нормам и правилам. Пока в течение переходного периода до 2013 года (затем учет зданий, сооружений, земельных участков и регистрация прав на них будут объединены в рамках одного органа) этим занимаются органы по техническому учету и технической инвентаризации – у нас это областное БТИ, екатеринбургское муниципальное предприятие БТИ и
БТИ руководствуется нормативными документами в сфере учета объектов градостроительной деятельности и капитального строительства, действовавших на момент вступления в силу закона о государственном кадастре недвижимости (1 марта 2008 года). Это постановление правительства РФ от 4 декабря 2000 года № 000 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации объектов капитального строительства», постановление правительства РФ от 01.01.01 года № 000 «О государственном учете жилищного фонда» и инструкция Минземстроя РФ от 4 августа 1998 года № 37. В 2013 году должен появиться закон, регулирующий учет зданий и сооружений наряду с земельными участками.

Читайте также:  Чем характерен участок ЛПХ

Кадастровый учет и ранее учтенные земельные участки

Государственный земельный кадастр и кадастр недвижимости возникли не на пустом месте. В теперешнем своем виде земельный кадастр стал вестись с 2001 года. До этого учет тоже осуществлялся, ведь участки предоставлялись. И для того, чтобы наполнить базу и вести кадастр по новым правилам, установленным законом о государственном земельном кадастре, была проведена инвентаризация сведений о ранее учтенных участках.
На тот момент органом кадастрового учета были комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, впоследствии включенные в Роснедвижимость, а сегодня – в Росреестр. У комитетов были очень большие полномочия в части оформления документов, удостоверяющих права на землю, они же вели кадастровый учет, занимались мониторингом земель и землеустройством. Архивы их не пропали – огромные фонды документов, полученных в результате проведения землеустройства, вторые экземпляры документов, удостоверяющих права на землю, сохранились. Если что-то нужно получить из ранее выданного комитетами либо выяснить какой-то вопрос, связанный с формированием земельного участка в тот период, отыскать какую-то документацию, нужно обращаться именно в управление Росреестра по Свердловской области, являющееся держателем этого фонда данных. Даже есть такая государственная услуга – «предоставление документов фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства», она оказывается безвозмездно. Так что все документы по образованию, формированию, установлению границ участков, которые создавались в период с 1991 по 2009 годы, хранятся в фондах данных землеустроительной документации.
Все земельные участки, внесенные в кадастр, делятся на две группы: учтенные по правилам государственного кадастра и учтенные до 2000 года, которые по правилам закона не учитывались, но сведения о них были внесены в кадастр.
Необходимо понимать, что в настоящее время к документам, которые представляются для учета земель, предъявляются серьезные требования, а раньше сведения об учтенных землях вносились «как есть», то есть без жестких требований. В базе могут быть участки с неточными или неустановленными границами, без графической информации, с неточными сведениями о площади, с подлежащими уточнению сведениями о категории земли, о виде разрешенного использования и т. п. Очень часто выявляются технические ошибки, допущенные при составлении перечней земельных участков в момент инвентаризации. Ошибки в информации о разрешенном использовании земли влекут за собой ошибки в кадастровой стоимости земли. «Поэтому если вы обнаружили неточность в нужном вам документе, можете обратиться в орган кадастрового учета, который устранит ее, – советует Ольга Заречанская. – Участки с ошибками вносились в перечень в 90-е годы прошлого века, и чаще всего они не являются полноценными, несмотря на то, что имеют кадастровый номер и состоят на учете. Сведения о них можно получить, но они нуждаются в уточнении».
Неточные сведения по участкам, которые регистрируются в соответствии с «дачной амнистией» (сады, огороды, земли для гаражного и индивидуального жилищного строительства), не являются препятствием для выдачи кадастрового паспорта. То есть даже если у них не установлены площадь и границы, зарегистрировать право собственности на них и оформить сделку можно. Если же участок предоставлен для иных целей, то кадастровый паспорт не будет выдан, и возможность государственной регистрации и совершения сделки с таким участком отсутствует. Тем не менее, объектами учета и налогообложения подобный участок является. Выдача кадастрового паспорта и совершение сделки с ним станут возможными лишь после уточнения характеристик.

Как поставить участок на учет?

В настоящее время весь учет подразделяется на две большие группы: учет земельных участков вновь и учет изменений характеристик участков. Кроме того, осуществляется внесение сведений о ранее учтенных земельных участках. При вступлении в силу закона о государственном земельном кадастре внесение сведений было одномоментным и массовым, не все архивы были проверены, поэтому законодательством предусмотрена возможность в дальнейшем вносить в кадастр сведения о таких объектах для заинтересованных лиц.
По словам Ольги Заречанской, очень часто поступают заявки о внесении в перечень участков, выделенных когда-то сельскими администрациями. Как правило, у заявителя имеется документ – постановление о выделении земельного надела, но в то же время никто не знает, где этот участок находится, и вообще, есть ли место в конкретном населенном пункте для него – границ нет, площадь неточная и т. д. Такой участок будет внесен, кадастровый паспорт будет выдан, право по нему можно будет зарегистрировать. Однако найти этот надел на местности будет проблематично. Более того, существование такого объекта повлечет много споров – ведь и местоположение, и площадь чаще всего будут указывать на то, что этот участок накладывается на уже существующий объект.

Многих интересует, какие документы необходимы для постановки земельного участка на учет. Перечень документов, являющийся основанием для внесения сведений о ранее учтенных земельных участках в государственный кадастр недвижимости, установлен порядком государственного кадастра недвижимости. Он является открытым, и любой документ в той или иной степени подтверждающий, что когда-то какой-то участок был предоставлен для тех или иных целей, является основанием для внесения сведений о нем в кадастр. Потом сведения можно уточнять. Также сведения вносятся по представлениям органов государственной власти и местного самоуправления. К примеру, орган местного самоуправления принимает правила землепользования и застройки, в составе которого имеется градостроительные регламенты, предусматривающие определенные виды разрешенного использования участков. И в порядке информационного взаимодействия орган местного самоуправления эту информацию передает в орган кадастрового учета. Или же областное правительство принимает решение о включении земельных участков в границы населенного пункта со сменой категории земли, и эту информацию оно передает в орган кадастрового учета, и тот меняет характеристики участков.
Для учета земельного участка вновь и для учета изменений местоположения площади и границ заявителем в орган кадастрового учета предоставляется заявление и межевой план, причем для учета земельного участка вновь никаких документов, подтверждающих право на вновь образованный или исходный земельный участок, не требуется. То есть любое лицо может обратиться в орган кадастрового учета за учетом земельного участка вновь. А вот для учета изменений характеристик земельного участка может обратиться только правообладатель – собственник, владелец на праве постоянного бессрочного и пожизненно наследуемого владения. Как правило, документов, подтверждающих наличие права на землю, в орган кадастрового учета предоставлять тоже не требуется, потому что там содержатся сведения о правах и правообладателях.

Как получить сведения из государственного кадастра недвижимости?

Учет осуществляется без взимания какой-либо платы, а вот предоставление сведений, согласно порядку, утвержденному приказом Минэкономразвития от 27 февраля 2010 года № 75, – услуга платная. Сведения предоставляются в виде кадастрового паспорта (уникальные характеристики), кадастровой выписки, где, в том числе, содержится и информация о координатах, поворотных точках границ участков, кадастрового плана территорий, содержащего сведения обо всех земельных участках, расположенных в границах кадастрового квартала. Кадастровый квартал может быть территорией нескольких улиц или же территорией садоводческого товарищества, сельхозпредприятия, завода. Если кого-то интересует местоположение своего надела относительно иных земельных участков, то лучше заказывать кадастровый план территории, поскольку именно в нем содержатся все сведения об участках в границах кадастрового портала и видно расположение их относительно друг друга.
Сведения предоставляются в виде копий документов, на основании которых участки внесены в кадастр. Размеры платы за предоставление сведений определены приказом Минэкономразвития от 30 июля 2010 года № 000. Градация установлена в зависимости от категории собственника (физическое или юридическое лицо), вида запрашиваемого документа и носителя документа (бумажного или электронного) и составляет от 50 рублей за электронный документ для органов государственной власти до 2400 рублей для юридических лиц за кадастровый план территории.
Последние изменения, внесенные в закон о государственном кадастре недвижимости 17 июля 2011 года, устанавливают льготы по оплате за предоставление сведений: органы государственной власти и местного самоуправления освобождаются от платы за сведения о кадастровой стоимости. Срок предоставления сведений составляет 5 рабочих дней, кадастровый учет проводится в течение 20 рабочих дней, а кадастровый план территории готовится 15 рабочих дней.
И в заключение. На портале государственных услуг можно ознакомиться с публичной кадастровой картой, где имеются данные о номерах участков и их кадастровой стоимости. Однако юридической силы этот документ не имеет.

В настоящее время весь учет подразделяется на две большие группы: учет земельных участков вновь и учет изменений характеристик участков. Кроме того, осуществляется внесение сведений о ранее учтенных земельных участках. При вступлении в силу закона о государственном земельном кадастре внесение сведений было одномоментным и массовым, не все архивы были проверены, поэтому законодательством предусмотрена возможность в дальнейшем вносить в кадастр сведения о таких объектах для заинтересованных лиц.
По словам Ольги Заречанской, очень часто поступают заявки о внесении в перечень участков, выделенных когда-то сельскими администрациями. Как правило, у заявителя имеется документ – постановление о выделении земельного надела, но в то же время никто не знает, где этот участок находится, и вообще, есть ли место в конкретном населенном пункте для него – границ нет, площадь неточная и т. д. Такой участок будет внесен, кадастровый паспорт будет выдан, право по нему можно будет зарегистрировать. Однако найти этот надел на местности будет проблематично. Более того, существование такого объекта повлечет много споров – ведь и местоположение, и площадь чаще всего будут указывать на то, что этот участок накладывается на уже существующий объект.

Читайте также:  Что говорится в законе о земельных участках

Какие законы указывают на необходимость постановки земельного участка на кадастровый учет?

можно конкретно указать статьи в 136 фз Земельный кодекс, 171 фз “О внесении изменений в земельный кодекс” и 221 ФЗ” О государственном кадастре недвижимости” которые обязывают при заключении договора аренды проводить кадастровые работы по постановке на кадастровый учет з.у

Я арендую з.у. у администрации городского поселения. З.у не стоит на кадастровом учете, в администрации меня обязывают делать межевание и ставить на кадастровый учет и только потом они будут продлевать договор аренды со мной.Почему я это должна делать, а не муниципалитет, ведь земля не в моей собственности.

P.S. земельный участок из земель категории- земли населенных пунктов, гос. собственность на которые не разграничена.

    постановка земельного участка на кадастровый учет, кадастровые вопросы, кадастровый учет, кадастровый учет земельных участков, межевание, государственный кадастр, 221 фз о кадастре, 221 фз о государственном кадастре недвижимости, Аренда земли у пайщиков
  • Поделиться

Ответы юристов ( 1 )

  • 370 ответов
  • 60 отзывов

Здравствуйте, Наталья, согласно Федерального закона ” О государственном кадастре недвижимости” № 221 ФЗ, статьи 3

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее — кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с
характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее — уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В Вашем случае чтобы определить объект договора его нужно поставить на кадастровый учет.

Если участок не стоит на кадастровом учете, его нельзя определить в качестве индивидуально-определенной вещи как Вам предоставили его в аренду? Как определили границы ЗУ?

договор аренды от 2003 года, к нему приложена схема расположения з,у. И все, вот в таком виде нам его предоставили в аренду. Может в те года было гораздо проще, но сейчас без кадастрового паспорта продлевать договор аренды администрация не может. И все таки, почему я должна нести затраты по межеванию, где в законе это прописано?

Добрый вечер, Татьяна, в данной ситуации применимо понятие «действие закона по аналогии»

Земельный кодекс Российской Федерации

Статья 39.14. Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов
1. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если
земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания
территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом
заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в
случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного
участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом
«О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный
участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или
границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о
предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом
выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в
соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если приняторешение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка
или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного
участка, а также государственной регистрации права государственной или
муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования
земельного участка из земель или земельного участка, государственная
собственность на которые не разграничена.

Статья 39.14. Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов
1. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

Для чего переоформляют землю?

Чтобы стать полноправным владельцем земли, важно иметь на руках не только правоустанавливающие документы, но и бумаги, подтверждающие местной администрацией право собственности. Их можно получить в результате проведения сделки: путем заключения с новым лицом договора купли-продажи или дарения.

В данном договоре должны быть прописаны не только все характеристики земельного участка, но и условия его передачи и дальнейшего использования.

Если вы не имеете опыта, то для оформления сделки по переоформлению, лучше обратиться к юристу, специализирующегося на земельных вопросах и сделках с недвижимостью. Он подготовит документы в соответствии со всеми требованиями Федерального законодательства и норм, которые регулируют подобные операции (закон №122-ФЗ).

Опытные землевладельцы также могут обратиться в местную администрацию, здесь важно сразу предоставить правильный пакет документов, после чего, через несколько дней, можно будет уже забрать готовые бумаги, переоформленные на нового владельца.

Право переоформлять участок есть исключительно у владельца. Это значит, что даже супругу или родственнику собственника следует сначала узаконить статус доверенного лица (оформить нотариально заверенную доверенность), перед тем как проводить операции с этим недвижимым имуществом.

В каких случаях потребуется внесение изменений?

Внесение изменений — это процедура, направленная на фиксацию любых изменений характеристик земельного участка в кадастровых документах.

Внесение изменений потребуется в таких случаях:

  • у участка появился новый владелец (вследствие продажи, обмена, дарения, наследования);
  • увеличилась или уменьшилась площадь надела (например, за счет реконструкции строения);
  • на участке появились новые жилые или нежилые объекты;
  • площадь участка, зафиксированная в правоустанавливающих документах и в самом кадастровом паспорте отличаются;
  • изменился адрес, по которому расположен участок (например, при переименовании улицы или поселения);
  • изменилось целевое назначение земли;
  • поменялась кадастровая стоимость;
  • на территории участка появились или исчезли лес, водоем, другой природный объект.

Необходимо помнить, что при разделе, объединении либо присоединении соседних участков необходимо не просто внести изменения в кадастровый паспорт, а заново провести процедуру межевания, в результате которой собственнику будет выдан новый документ.

Вышеназванные причины являются следствием манипуляций с земельным участком. Но возможно также обнаружение ошибок, которые были допущены третьими лицами (работниками кадастрового учета или кадастровыми инженерами). Данные ошибки бывают двух видов:

  • ошибки, которые возникли вследствие невнимательности работников кадастровой службы и привели к несоответствию сведений (например, опечатки, грамматические ошибки, арифметические неточности) — исправление таких ошибок не доставит проблем и происходит легко и быстро;
  • ошибки, которые были допущены в самом начале проведения процедуры межевания и оформления кадастровых документов инженерами, что повлекло за собой искажение характеристик земельного участка в документах кадастрового учета — эти ошибки достаточно сложно исправить, так как в большинстве случаев необходимо будет заново проводить процедуру межевания и оформление всех документов.
  • у участка появился новый владелец (вследствие продажи, обмена, дарения, наследования);
  • увеличилась или уменьшилась площадь надела (например, за счет реконструкции строения);
  • на участке появились новые жилые или нежилые объекты;
  • площадь участка, зафиксированная в правоустанавливающих документах и в самом кадастровом паспорте отличаются;
  • изменился адрес, по которому расположен участок (например, при переименовании улицы или поселения);
  • изменилось целевое назначение земли;
  • поменялась кадастровая стоимость;
  • на территории участка появились или исчезли лес, водоем, другой природный объект.

Переоформление права собственности на земельный участок

Переоформление права собственности на землю регулируется ФЗ №218 «О государственной регистрации недвижимости». Процедура требуется, если есть необходимость в изменении вида права (аренда, бессрочное использование, собственность).

Переоформление права собственности на землю регулируется ФЗ №218 «О государственной регистрации недвижимости». Процедура требуется, если есть необходимость в изменении вида права (аренда, бессрочное использование, собственность).

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию