Установленные предельные размеры земельных участков

Размер земельного участка

Размер земельного участка устанавливается в зависимости от того, кто им владеет. Нормативный порядок урегулирования площади наделов определяется федеральными и нормативными актами. Для каждого вида землепользования, собственно как, и для целевого использования, устанавливаются максимальные и минимальные значения. В каждом нормативном акте указывается процент отклонения от установленных показателей при делении или выделении участка.

Значения размеров участков по целевому назначению

В зависимости от цели использования надела, он может иметь разный размер. Этот показатель зависит от градостроительных регламентов и принятых нормативных актов регионом или местным административным руководством. Возьмём для примера усреднённые показатели:

  • ИЖС, выделяется 20-60 соток;
  • создания личного, фермерского, крестьянского хозяйства = 2-40 га;
  • садоводства = 6-15, а для огородничества = 4-10 соток;
  • дачных строений = 6-25 соток.

Если участок не будет оформляться в собственное владение, площадь будет устанавливаться на уровне муниципального образования. В определённых районах участки подразделяются на несколько категорий. И для каждой из них определяется оптимальный размер. Поэтому если хотите не только взять участок в арендное пользование, но и выкупить в последующем, рекомендуется обратиться в местную администрацию.

Размер надела при разделе земельного участка

При «дроблении» территории на несколько частей. Новообразованный участок не должен быть меньше того размера, который указан именно для этой категории целевого назначения. Чтобы соблюсти установленные нормативы региона при разделе земельного участка, необходимо изначально убедиться, что его можно выделить в натуре. Органы местного самоуправления устанавливают минимально и максимально допустимые размеры.

Цель использования землиДопустимые минимальные размеры участка (в сотках)Допустимые максимальные размеры участка (в сотках)
Крестьянско-фермерское хозяйство2004000
Сад615
Огород410
Строительство дачи625

Каждый из собственников новообразованного вторичного участка обязан оплатить пошлину. Это делается при оплате свидетельства на право собственности. Сумма расходов = 1000 рублей.

Размер и площадь участка под ИЖС

Минимальная площадь надела не должна быть меньше 3 соток. Даже если застройщик согласен взять в пользование участок с меньшей площадью, он не сможет его зарегистрировать в государственном кадастре недвижимости. Также могут возникнуть проблемы с получением разрешения на ведение строительных работ на данном участке. Присматривая недорогие наделы, стоит обратить внимание на их допустимую площадь. Так, участок под ижс должен быть не менее 30 соток. В каждом конкретном регионе установлены свои параметры, которым должны соответствовать территории.

Чтобы не ошибиться с выбором площади, предварительно рекомендуется обратиться в местный управляющий орган. Но узнать всю необходимую информацию, можно и не выходя из дома. Для этого воспользоваться интернетом. В поисковой строке указать свой регион, правила использования земли и застройки. Должны заинтересовать цифры, указанные для малоэтажной застройки индивидуального дома.

Минимальная

Размер участка в этом случае составит 3 сотки. Это обобщающий показатель, который установлен по всей РФ. И для этого есть несколько аргументов:

СНиП требования по отношению расстояния между жилыми постройками со смежными территориальными наделами;

  • расстояние от заборного ограждения до жилого дома;
  • от здания до красной линии (улицы).

Минимальный размер территории рассчитывается не только при определении возможного строительства дома, но и её разделении на несколько долей.

Предельная

Ограничения в размерах земельных участков учитываются только при передаче муниципальногогосударственного надела бесплатно. Если человек захочет купить территорию, тогда никаких ограничений. Он сможет приобрести тот участок, которые его устраивает по площади, инфраструктуре и иным характеристикам.

Чтобы определить размер надела под индивидуальное строительство, во внимание берутся следующие факторы:

  • сколько в наличии имеется свободных земель;
  • уровень спроса среди населения конкретного региона;
  • семейное положение соискателей и наличие детей;
  • по какому проекту планируется возведение дома;
  • иные факторы.

Чтобы будущее строение соответствовало всем требованиям, необходимо придерживаться СНиП. Поговорим об этом подробнее.

Строительные нормы

Любое здание и строение должно соответствовать установленным нормативам. А именно:

  1. Дом не должен занимать больше 30% от общей площади земли.
  2. На 12 сотках можно построить только 1 жилое здание. Это требование не имеет отношения к хозпостройкам.
  3. Здание должно находиться от улицы на 5 метров и 3 метра от бокового проезда.

Если удастся построить дом с учётом всех перечисленных требований, удастся без особых проблем зарегистрировать права собственности, провести процедуры межевания.

Определение размеров и границ под многоквартирным домом

Территориальные границы территории под многоквартирным домом определяются ещё на стадии разработки межевого проекта. Он проходит этап обсуждения на публичных слушаниях. Каждый из жителей имеет полное право на высказывание личной точки зрения.

При разработке межевого проекта должны учитываться следующие требования:

  1. Расположение территориальных границ и площадь участка устанавливаются в полном соответствии с градостроительством. Также учитываются и остальные условия.
  2. Максимальные размеры застроенных территорий устанавливаются с учётом их использования.
  3. Новообразованный надел должен находиться в границах одного участка. То есть не за его пределами, а внутри него.
  4. К каждому образованному участку оборудовать отдельный подход, подъезд.
  5. Не допустим излом границ, вклинивание и другие недостатки. Они будут препятствовать рациональному использованию земли.

Отводимый участок под ижс должен предусматривать возможность организации придомовой зоны. Нужно создать площадки, высадить зелёные наслаждения и другие мероприятия для развития инфраструктуры.

Размеры участка по кадастровому номеру

Каждый земельный участок, которому присвоен идентификационный номер в ходе выполнения кадастровых работ, уже имеет чёткие границы. Оформление прав собственности или временное пользование наделом, все данные будут занесены в государственный кадастр недвижимости. Чтобы узнать размеры участка по кадастровому номеру, есть множество способов. А именно:

  • Обратиться в многофункциональный центр. Информацию относительно земли можно получить на бумажном носителе, либо заказать через сайт росреестра. Там будет отображён адрес, границы, площадь и другие правовые сведения.
  • Поиск через публичную кадастровую карту. Зайти на сайт росреестра, затем перейти в раздел «Земельные участки». Указываем кадастровый номер, нажимаем «Поиск». Теперь осталось только ознакомиться с представленной информацией. При желании, карту можно распечатать и предъявить по месту запроса.
  • Кадастровый план. Сделать официальный запрос в многофункциональный центр или кадастр недвижимости.

Если обращаться в МФЦ или в кадастр недвижимости, необходимо будет представить документы. А именно: правоудостоверяющее свидетельство на землю, личный паспорт. После оплаты государственной пошлины, чек необходимо сохранить. Его приложить к остальным бумагам.

Формирование участка под магазином

Предельные размеры земель устанавливаются градостроительным регламентом. В соответствии с пунктом 2 части 6 ст. 30 ГК РФ в отношении наделов и объектов капитального строительства, которые находятся в пределах одной территории, указываются размеры и параметры участка.

Согласно части 1 статьи 32 ГК РФ правила использования земли, которые отводятся под магазин устанавливаются местным административным органом. Есть и исключения, прописанные в статье под номером №63 ГК РФ.

Так, нормативным правовым актом, устанавливаются минимальные и максимальные размеры. Он должен быть утверждён в городском округе или в сельском поселении, на территории которой располагается участок.

Приобретая участок под магазин за свои деньги, можно выбрать тот, который будет соответствовать требованию. Если брать в аренду у государственного или муниципального органа, придётся соответствовать их требованиям.

Размер участка многодетным семьям

Государство предоставляет свободные земли для многодетных семей с целью улучшения их жилищных условий. Семьи с 3 и более детьми могут полученный участок оформить в собственное владение. Эта программа работает с 14 июня 2011 года. Местная администрация обязана выдавать участки многодетным семьям бесплатно. Они поступают в оборот из федеральной и государственной собственности.

Условия получения

Все нормы прописаны в статье под номером №39.5 ЗК РФ бесплатное получение земли доступно семьям, которые соответствуют определённым условиям. А именно:

  • состоять на учёте как нуждающаяся семья;
  • быть 3 и более детей;
  • родители находятся в официальном браке;
  • проживание на территории РФ от 5 лет;
  • являетесь опекуном, тогда на момент подачи заявления, ребёнок должен находиться в семье больше 3 лет;
  • дети должны проживать вместе с отцом и матерью;
  • возраст сына иили дочери до 18 или 23 лет при очном обучении.

Для справки: если в многодетной семье воспитывается ребёнок-инвалид, они могут получить землю вне очереди.

Куда обращаться

Если семья соответствует указанным требованиям, она должна собрать документы и написать заявление в муниципальном образовании. После принятия, претендента поставят на учёт. Процесс ожидания может длиться не один год, свою очередь можно отслеживать через сайт региональной администрации.

При приближении дня получения земельного участка, получите уведомление. Нужно будет подписать пакет документов в администрации. Таким образом, дать своё согласие. Если не согласны, можно отказаться, и снова ждать своей очерёдности. Но лучше согласиться, потому что период ожидания может длиться годами.

Какие необходимы документы:

  • заявление;
  • копии паспорта всех страниц;
  • справка из ВУЗа, где обучаются дети;
  • копия о браке;
  • выписка из домовой книги;
  • справка о составе семьи;
  • копия удостоверения многодетного родителя.

При заполнении заявительной формы, указываются все данные. Номер мобильного телефона написать для обратной связи. Срок принятия решения по заявления составляет в общей сложности не больше 1 месяца. Если эксперты сработают оперативно, тогда ответ получите уже через 10 рабочих дней.

Денежная компенсация

Если государство не может предоставить участок, многодетной семье полагается компенсация. Её размер должен соответствовать средней стоимости земельного участка. Для этого нужно обратиться с заявлением в местную администрацию, ознакомиться с предлагаемым вариантом. Тогда есть 2 варианта: согласиться ждать своей очереди, либо отказаться от него и взять денежную компенсацию.

Направить эти деньги можно на покупку нового жилья, погашения кредитов, проведение капитальных ремонтных работ в доме. Получить финансы можно только безналичным путём через Банк. Юридическому субъекту будет сделан перевод на банковский счёт.

Как оформить

После того как получено положительное решение, можно приступать к оформлению земли в долевое владение всех членов семьи.

Длительность этого процесса будет зависеть от целевого использования:

  1. Для строительства дома. Сначала государство предоставит земельный участок во временное арендное пользование. Если в течение указанного срока пользования не начнутся строительные работы, земля будет отчуждена. При соблюдении всех сроков, и полностью достроен дом, можно приступать к оформлению собственности. Документы подать в государственный кадастр недвижимости.
  2. Для сельскохозяйственных нужд. Если планируется использовать землю по этому целевому назначению, она будет сразу передана в собственность. Права на недвижимое имущество также подлежат регистрации в росреестре.

После того как земля оформлена в собственное владение, ею можно распоряжаться по своему усмотрению. Продавать, сдавать в арендное пользование, передать в наследство. Бесплатный участок предоставляется только 1 раз, так что следует заранее определить с его использованием.

Размер участка, подлежащего передаче собственнику недвижимости

Застройщик обязан передать вместе с домом в эксплуатацию и землю. По общему правилу распоряжение участками возлагается на местное управление, если они не находятся в госсобственности.

Право на приватизацию участка или приобретение права арендным пользованием, принадлежит физическим и юридическим лицам. Аналогичным правом наделены и собственники недвижимого имущества.

Размер участка, подлежащего передаче собственнику недвижимости, определяется согласно ЗК РФ. А именно пункт 3, статья 33. Территориальные границы определяются органом исполнительной власти в соответствии с утверждёнными нормами для конкретного вида деятельности. Либо в соответствии целевого использования территории, градостроительным нормам и проектной документацией.

Так, в законе нет ни единой формулы для расчёта размера участка, подлежащего передаче собственнику недвижимости. Это напрямую зависит от усмотрения местной власти. Поэтому стоит заранее туда обратиться с пакетом документов, ознакомиться с требованиями и правоустанавливающими нормами.

Размер участка под зданием

Законом прямо не устанавливается размер надела, который находится под зданием, и должен передаваться собственнику. Но есть общие принципы:

  • учёт ландшафта;
  • расположение смежных участков;
  • уплата налогов;
  • беспрепятственное использование соседних участков.

При продаже недвижимого объекта, который находится на участке, и не принадлежит продавцу на правах собственного владения, покупатель обретает право на использование участка под зданием. Предельные размеры земельных участков должны устанавливаться в установленном законе порядке. Для конкретного вида деятельности, правил застройки территории, проектной декларации.

Предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков

Главная » Земля » Предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков

Положения о размере земельных участков регулируются нормами Земельного кодекса РФ, а также федеральным законодательством нашего государства. Указанные акты действуют в отношении муниципального и государственного имущества, предоставленного в эксплуатацию гражданам.

Допустимый размер землевладения находится в непосредственной зависимости от того, каково его целевое использование, назначение и условия землепользования. Помимо сказанного, такие моменты довольно важны и при осуществлении раздела участка, одновременно находящегося во владении нескольких лиц. Также указанный вопрос может регламентироваться нормами регионального законодательства, но при этом такие акты должны неукоснительно соответствовать Земельному кодексу РФ.

Помните, что в случае деления одного надела на несколько самостоятельных, помимо максимальных и минимальных показателей, необходимо учитывать аспект, свидетельствующий о том, что не каждый участок допускает, к примеру, ИЖС или другие виды целевого назначения. Таким образом, при проведении раздела, участники процедуры часто вынуждены осуществлять перевод своей части в иную категорию.

Установление предельных показателей землевладений также определяются исходя из способа их получения. К примеру, если надел передан безвозмездно, его параметры исчисляются согласно факту их нахождения на учете определенного субъекта подобных правоотношений.

Предельные размеры земельных участков после 1 марта 2015 года

Установление закона в отношении предельных размеров участков земли продиктовано необходимостью поддержания разумного землепользования и полагается целесообразным, ведь при неимении таких ограничительных мер делить наделы можно было бы бессчетное количество раз, что привело бы к появлению микроучастков, не подходящих для эксплуатации надлежащим образом.

Обычно возникновение земель, площадь которых очень большая, тоже мешает их всесторонней и эффективной эксплуатации. Такие нюансы и стали главными основаниями для введения ограничительных мер в отношении предельных размеров землевладений.

Собственники заделов земли довольно часто оказываются в положении, когда требуется разделение участков.

Как свидетельствует судебная практика, главными основаниями для деления наделов выступают:

  • процедура раздела объектов, перешедших гражданам по наследству;
  • деление супружеской недвижимости при расторжении брачных отношений;
  • возникновение необходимости продажи принадлежащей доли у одного из совладельцев;
  • намерение владельца произвести отчуждение не целого участка, а определенной его доли.

Раздел землевладения на несколько самостоятельных частей, площадь которых не соответствует предусмотренному минимальному размеру, невозможен. Таким образом, надел, деление которого на отдельные участки не представляется возможным по причине несоответствия нормам о размере земель – неделимый.

Читайте также:  Обзор категорий земельных участков

Сегодня законодательные положения в отношении размеров землевладений подверглось серьезным изменениям. Утрачена сила пункта 4 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ, устанавливающего положение о том, что при разделе землевладения на несколько объектов, габариты сформированных наделов должны находиться в пределах, которые предусматривает градостроительный регламент относительно максимальных параметров земель, и не должны быть ниже обозначенной минимальной нормы землевладений.

При этом предписание о необходимости соответствия параметров формируемых наделов указаниям градостроительного регламента все еще зафиксировано пунктом 1 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ.

Кроме того, лишилась законной силы статья 33 указанного кодекса, которой указывалось, что предельные минимальные и максимальные показатели землевладений, передаваемых населению под КФХ, садоводческую и огородническую деятельность, разведение домашнего скота, дачное строительство, регламентировались правовыми нормами органов муниципальной власти.

Судя по всему, делая такие поправки относительно допустимых параметров землевладений в законодательной базе, уполномоченные органы руководствовались необходимостью упразднения законодательства, контролирующего такого рода правоотношения, и ликвидацию аналогичных норм, одновременно содержащихся в нескольких одновременно действующих нормативных актах. К примеру, лишенный силы пункт 4 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ по сути дублировал пункт 1 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ.

Еще одним поводом для внесения изменений считается стремление законодателя ликвидировать разногласия, касающиеся использования правовых норм, регулирующих минимальные показатели землевладений, передаваемых в собственность населению из участков, являющихся государственной либо муниципальной собственностью, с прочими правоотношениями, не относящимися к передаче наделов.

Сегодня показатели минимального и максимального размера землевладений, касательно которых градостроительными нормами предусматривается особая регламентация, устанавливаются положениями соответствующих регламентов.

Данная позиция законодательно закреплена в пункте 1 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ. Отражение градостроительных регламентов происходит посредством правил землепользования и застройки муниципалитета, а утверждение их происходит при помощи представительных органов местной власти.

Не забывайте о том, что каждый самостоятельный регион нашего государства предусматривает собственные нормы относительно предельных показателей земель. Таким образом, единых положений, на которые можно ссылаться при рассмотрении подобных вопросов, на территории России не предусмотрено.

Предельные размеры земельных участков в Московской области

В переделах Московской области указанный вопрос регулируется положениями Закона «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области», разработанного согласно предписаниям Земельного кодекса РФ, и определяющего показатели максимальных и минимальных площадей наделов, передаваемых населению во владение из земель, собственником которых выступает государство либо муниципалитет, под крестьянское (фермерское) хозяйство, садоразведение, устройство огородов, дачное строительство.

Согласно статье 1 вышеуказанного закона, предельно допустимые минимальные показатели размера землевладений, передаваемых в собственность граждан, определяются в зависимости от целей их эксплуатации и составляют:

  • для КФХ – 2,0 га;
  • под садоводческую деятельность – 0,06 га;
  • для устройства огородов – 0,04 га;
  • под дачное строительство – 0,06 га.

Статьей 2 данного правового акта регламентирована максимально допустимая площадь наделов, передаваемых населению во владение, которая, исходя из определенных целей землепользования равна:

  • для ведения КФХ – 40,0 га;
  • для садоразведения – 0,15 га;
  • под огородническую деятельность – 0,10 га;
  • под дачное строительство – 0,25 га.

В статье 3 закона, регламентирующего указанный вопрос на территории Московской области, приводятся завершающие положения, гласящие следующее:

  • указанный правовой акт подлежит применению, когда федеральное законодательство и законы Московской области не предусматривают других показателей в отношении размеров землевладений, передаваемых в собственность жителей;
  • при возникновении обстоятельств, когда площадь надела, выделенного определенному лицу на законных основаниях, ранее, чем данный закон получил юридическую силу, меньше минимальных показателей либо выше максимальных, отраженных в статьях 1 и 2 названного правового акта, то для конкретного землевладения этот параметр принимается в качестве максимального или минимального;
  • для уплаты соответствующих налогов, в качестве предельных показателей параметров наделов, в прошедшем времени выделенных лицам для пожизненного наследуемого владения, выступают следующие:
  • под садоводство – 0,12 гектара;
  • для разведения домашнего скота – 0,20 гектара;
  • под дачное строительство – 0,12 гектара.

Предельные размеры земельных участков для садоводства

Согласно Земельному кодексу РФ, на сегодняшний день допускаются такие показатели минимальных и максимальных площадей участков земли, передаваемых во владение граждан из государственных и муниципальных наделов:

  • для садоразведения: минимум – 0,05 га, максимум – 0,12 га;
  • под дачное строительство: не менее 0,05 га и не более 0,20 га;
  • для устройства огорода: минимально – 0,01 га, максимально – 0,10 га.

Установленные предельные максимальные размеры земельных участков.

О предельных минимальных размерах участка читайте тут.

Предельные габариты землевладений, выделенных во владение лицам в безвозмездном порядке из государственной собственности, равны:

  • под садоводство – 0,12 гектара;
  • для огороднической деятельности – 0,10 гектара;
  • под дачное строительство – 0,20 гектара.

Перед разграничением собственности государства, безвозмездная передача землевладений населению производится согласно местным нормативным актам. Таким способом надел может быть выделен лишь единожды.

Предельные размеры земельных участков для зоны религиозного назначения

Земельные участки с религиозным назначением имеют следующие показатели минимального и максимального размера, а также предела допустимого строительства и реконструкции капитальных построек:

  • основные виды допустимого землепользования;
  • культовые строения, жилые дома, предназначенные для проживания служителей религиозных организаций, имущество по инженерно-техническому обеспечению районного и местного значения, а также улично-дорожные сети. Габариты регламентированы локальными нормативными актами, действующими в области градостроительства. Размещение храмов рекомендуется производить, соблюдая минимальный трехметровый отступ от красной линии. Если производится реконструкция имеющегося строения, указанное расстояние возможно сократить. Проекты приходских храмов желательно разрабатывать в виде одноэтажных, двухэтажных или одноэтажных, оснащенных цокольным этажом. Допускается возведение храмов, которые встроены либо встроенно-пристроены. Максимально разрешенный размер застройки составляет 80%;
  • параметры землевладений, нюансы их расположения, количество этажей и другие характеристики, устанавливаются согласно заданию на проектирование и на основании технической регламентации, а также муниципальных норм, которые предусматривает градостроительное проектирование;
  • вспомогательные ВРИ:
  • участки сельскохозяйственного назначения, зеленые насаждения, гостевые автостоянки. Параметры земель, аспекты расположения, количество этажей и иные особенности, устанавливаются согласно заданию на проектирование и на основании технической регламентации, а также местных положение, которые предписывает градостроительное проектирование;
  • размещение стоянок для автотранспорта гостевого типа производится за ограждением пределов культовой постройки. Места на стоянках, расположенных при указанных объектах, регулируется технической регламентацией и локальными актами, установленными градостроительным проектированием. Параметры надела, отведенного под стоянку должны составлять 25 квадратных метров, если же стоянка примыкает к дороге – 22,5 квадратных метра;
  • условно разрешенные ВРИ;
  • земли для размещения общественных туалетов.

Площадь землевладений, местоположение, количество этажей и другие характеристики продиктованы заданием на проектирование и определяются технической регламентацией, а также местными предписаниями градостроительного регламента.

Предельные размеры земельных участков зоны автомобильного транспорта

Выделение зоны Т-1А * произведено в целях предоставления законных оснований для размещение различных объектов автотранспорта, включая вхождение в красные линии улиц, и полосы для отведения автомобильных дорог, функционирование которых взаимосвязано с повышенными шумами и высоким загрязнением.

Допускается возведение построек и коммуникационных средств, имеющих отношение исключительно к размещению и использованию автотранспорта, объектов, относящихся к дорожному обслуживанию, дорожного функционирования, постов ОВД, размещения полос автодорог, включая объекты, отнесенные к инженерной инфраструктуре.

К специальными градостроительным регламентам относительно допустимых видов землепользования, прибегают лишь тогда, когда определенные наделы не отнесены к границам объектов, предназначенных для всеобщего использования, в отношении которых градостроительный регламент не действует, и эксплуатация которых устанавливается компетентными органами государства, а также исполнительной властью и местными администрациями индивидуально, исходя из целевого назначения участков и соответствующей технической документации.

В таких обстоятельствах предусмотрено, что габариты землевладений и характеристики возможного строительства, а также ведения работ по реконструкции, устанавливаются с учетом особенностей назначения недвижимого имущества согласно имеющихся предписаний.

Предельные размеры земельных участков для территориальных зон

Понятие территориальной зоны раскрывает статья 1 Градостроительного кодекса РФ. Указанный термин предполагает определенную зону, в отношении которой правилами по землепользованию и застройке установлены границы, а также разработана специальная градостроительная регламентация.

Помните, что установление градостроительного регламента как территориальной составляющей Правил по землепользованию и застройке происходит по такой схеме:

  • назначаемые в границах определенных территориальных зон видов разрешенной эксплуатации землевладений, а также любых объектов, располагающихся выше или ниже поверхности наделов;
  • эксплуатация при их застройке и дальнейшее использование капитальных построек;
  • минимально и максимально допустимые площади земель и возможное строительство, реконструкция капитальных объектов;
  • ограничение землепользования и капитальных строений.

Относительно любой территориальной зоны градостроительным регламентом предусматривается основа правового режима землевладений.

Правила градостроительной регламентации должны соблюдаться каждым собственником участка, землевладельцем, землепользователем либо арендатором надела. При этом не играет роли ни форма собственности, ни другие правомочия по отношению к земле.

Субъекты земельных правоотношений могут эксплуатировать наделы согласно установленной в конкретной территориальной зоне градостроительной регламентации, исходя из вида допускаемого землепользования.

Не забывайте о том, что на основании части 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ, землевладение и любое имущество, которое с ним неразрывно связано, в некоторых обстоятельствах могут приниматься как противоречащие действующей градостроительной регламентации территориальной зоны, если:

  • разрешенное землепользование не включено в список возможных видов допустимого землепользования;
  • габариты участка отличны от установленных предельных норм, которые предусмотрены градостроительной регламентацией.

Допустимые показатели площади наделов земли и установленные нормы возможного строительства, произведения реконструктивных работ в отношении капитальных построек, могут состоять из:

  • сведений о наибольшей и наименьшей площади землевладений;
  • информации о минимальном отступе от границы надела для установления территорий возможного возведения построек и сооружений, за чертой которой постройка объектов недвижимости не разрешается;
  • максимальной этажности либо показателя высоты недвижимых объектов;
  • наибольшей доля застройки в пределах землевладения, устанавливаемой как соотношение общей площади надела, которую можно застроить с общей площадью земли;
  • прочих данных.

Территориальные зоны, в свою очередь, могут подразделяться на подзоны с аналогичным ВРИ землевладений и капитальных построек, но с отличными показателями максимального и минимального размеров земель и допустимых показателей возможного строительства, восстановительных работ в отношении недвижимости и соотношения обозначенных моментов.

Границы территориальной зоны фиксируются посредством создания карт по градостроительному зонированию. Такие карты вместе с прочей градостроительной регламентацией считаются составляющими ПЗЗ.

Определение границ территориальной зоны должно соответствовать нормам, устанавливающим принадлежность любого землевладения лишь к одной территориальной зоне. Создание единого надела из нескольких земель, относящихся к различным территориальным зонам, не представляется возможным. Обычно установление территориальных зон относительно отдельного землевладения не производится.

Установленные предельные максимальные размеры земельных участков

Правила установки минимальных и максимальных размеров земельных участков зафиксированы в двух основных нормативно-правовых актах:

  • Гражданский кодекс РФ (ч.6 ст.30);
  • Земельный кодекс РФ (п.1 ст.11.9).

Также законом регламентированы особые правила определения площади участков для выдачи земель на безвозмездной основе.

Данные правила касаются вида права собственности:

  • Если земля находится в собственности РФ (федеральная собственность), при идентификации размеров и границ выделяемого участка руководствуйтесь законами федерального уровня;
  • Если земля находится в собственности субъектов РФ, при идентификации размеров и границ выделяемого участка руководствуйтесь законами регионального уровня;
  • Если земля находится в муниципальной собственности, при идентификации размеров и границ выделяемого участка руководствуйтесь законами местного (муниципального) уровня;
  • Особое внимание стоит обратить на тот факт, что субъекты РФ в рамках Земельного кодекса РФ могут устанавливать свои нормы, касающиеся формирования границ и площади земельных участков.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 () 703-47-59
Москва, Московская область

+7 () 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 () 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Предельные максимальные размеры земельных участков для ИЖС

При выделении земли под индивидуальное жилищное строительство, границы участка должны быть определены в обязательном порядке. Правила формирования таких границ устанавливаются региональными законодательными актами. Напомним, что законы субъектов РФ ни при каких условиях не должны противоречить Конституции РФ и остальным нормативно-правовым актам федерального уровня.

Давайте наиболее подробно поговорим о том, что же включает в себя понятие максимальные предельные размеры земельных наделов:

  • Сами предельные размеры участков и их площадь;
  • Внешние отступы от границ, которые необходимы для того, чтобы соседи, решившие построить рядом свой дом, соблюдали данные нормы и не начали свое строительство слишком близко;
  • Максимальные возможности застройки данного земельного участка (в процентах);
  • Предельное количество этажей в жилых домах на выделенной земле.

В каждом населенном пункте органы местного самоуправления обязаны составить и утвердить специальный градостроительный регламент, который входит в правила землепользования. Муниципальные власти, руководствуясь законами конкретного субъекта РФ, обязаны самостоятельно зафиксировать минимальные и максимальные площади земельных участков, предоставляемых гражданам.

Для уточнения размеров и границ вашего земельного надела, обратитесь с соответствующим заявлением в местную администрацию. Но имейте в виду, что если для данной территориальной зоны градостроительным регламентом предельные размеры не установлены, то в нем должно быть именно так и прописано. В таком случае, установление точных границ и размеров необязательно.

В каждой территориальной зоне может быть не один земельный участок, при этом все земли, входящие в указанную зону, могут иметь одинаковое назначение, но разные предельные максимальные размеры.

Исходя из общей практики по всей стране в целом, для участков, предназначенных для строительства жилых домов, устанавливается минимальный размер – 3 сотки земли.

Но как уже было сказано выше, наиболее точные цифры устанавливаются региональными властями, поэтому граждане, желающие получить участок под ИЖС, могут рассчитывать на гораздо большую территорию.

Не забываем и о принадлежности права собственности, т.е. если земля в собственности РФ, то и законами руководствуемся также федеральными. А вот если надел принадлежит муниципалитету, то открываем местный градостроительный регламент.

Очень часто при выделении участка под строительство жилого дома возникают споры с соседями и родственниками касательно границ участка.

Чтобы уметь отстоять свои права, внимательно изучите правовые нормы, принятые в вашем населенном пункте. Не поленитесь заглянуть и в федеральные нормы. Только зная законы, регламентирующие правила определения предельных максимальных размеров земельных участков, вы сможете защитить себя и своих близких от неправомерного вторжения на вашу территорию.

В том случае, если деления участка, который был выделен под ИЖС, избежать не удалось, то придется проводить процедуру межевания, т.е. измерять точную площадь надела, определять расположение его границ. Здесь без знания норм о максимальных и минимальных размерах земельных участков точно не обойтись.

Читайте также:  Условия и порядок выкупа земельного участка без торгов в 2020 году

Аналогичные правила применяются и при покупке земли. Особенно в той ситуации, когда участок находится на заброшенной территории и не имеет четко выраженных границ.

Это значит, что приобретая землю, вы должны сначала пригласить специалистов из БТИ, затем заказать процедуру межевания и только потом ставить приобретенный участок на государственный учет в Росреестре.

Как сделать межевание земельного участка?

Как перевести земельный участок из аренды в собственность, читайте тут.

Предельные максимальные размеры земельных участков при перераспределении

С 1 марта 2015 года Земельный кодекс РФ претерпел ряд изменений. За столь короткое время по ряду вопросов уже успела сформироваться определенная практика.

В соответствии со вступившими в силу обновлениями, граждане РФ получили право оформить в собственность так называемые «прирезки».

Это значит, что если вы в течение длительного времени обрабатываете часть территории, прилегающей к вашему участку, и на данную зону никто не претендует, то вы можете присоединить этот бесхозный отрезок земли к вашему земельному участку.

Также с 01.03.2015 г. в Земельный кодекс РФ была включена отдельная глава, устанавливающая нормы перераспределения земель, которые находятся либо в собственности государства, либо в собственности граждан.

Порядок перераспределения границ земельного участка при оформлении «прирезков» устанавливаются двумя конкретными статьями в Земельном кодексе: ст. 39.28 и 39.29. Но стоит помнить о том, что для перераспределения границ земель существует ряд ограничений.

Конкретные ограничения заключаются в наличии строго определенных целей:

  • Изменение расположения границ земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) или частной собственности на территории, подлежащей застройке, возможно только для целей приведения площади участка в соответствие с ранее оформленным проектом межевания. При этом в обязательном порядке должно быть подписано соглашение о развитии застроенной территории;
  • Еще одна цель, для достижения которой разрешается перераспределение границ земельных наделов — это предотвращение вклинивания, изломанности и вкрапления границ. В рамках данной цели существует только одно ограничение — увеличение площади земли возможно только в пределах максимально установленных законом границ земельного участка;
  • Также изменение границ земельного надела в пользу увеличения возможно в тех случаях, когда земля предназначена для:
  • с/х работ на личном подсобном хозяйстве;
  • выращивания садов;
  • ведения огородничества;
  • строительства жилых домов для собственного проживания;
  • ведения дачного хозяйства. Ограничение по предельным максимальным размерам земельных участков здесь также присутствует;
  • Земельный кодекс РФ разрешает перераспределение государственных и частных земельных участков случае, если на них будут располагаться объекты капитального строительства, о которых говорит ст.49 вышеуказанного нормативно-правового акта, в том числе, если для данных целей планируется изъятие земли в пользу государства (национализация). Интересующие всех правила оформления «прирезков» закреплены именно в п.3 данной статьи.

Стоит упомянуть и о правиле согласованности перераспределения. Данное правило гласит о том, что процедура изменения границ участков возможна только в том случае, если между уполномоченными органами власти и собственниками земельных участков заключено соглашение, в соответствии с которым каждый из них выразил свое согласие на осуществление перераспределения.

В обязательном порядке к указанному договору прикладывается кадастровый паспорт, который формируется после изменения расположения границ земель и земельных участков.

Но прежде чем приступить к изменению границ земельных наделов, необходимо провести межевание, так как формирование новых границ государственных или муниципальных земель возможно только на основании ряда утвержденных документов:

  • проект межевания;
  • схема подробного местонахождения земельного участка.

Предельные максимальные размеры земельных участков в Московской области

Как уже было сказано выше, предельные максимальные размеры земельных участков устанавливаются законодательными актами сразу нескольких уровней (в зависимости от того, кому принадлежит земля).

Градостроительные регламенты, утвержденные местными органами власти, должны регламентировать все элементы застройки населенного пункта вплоть до облика конкретного здания и его постройки на определенной улице.

Каждый из таких регламентов не должен противоречить всем законам федерального уровня, но в первую очередь, не должен идти в разрез с нормами Градостроительного кодекса РФ.

В Московской области 17 июня 2003 года был принят закон «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области».

Данный нормативно правовой акт устанавливает следующие нормы для предельных размеров участков:

Вид разрешенного использованияВозможный максимальный размер в сотках
Фермерское хозяйство4000
Садоводство15
Огородничество10
Дачное строительство25

На уровне муниципалитетов также были приняты местные акты, устанавливающие максимальный размер земельных участков для каждого района Московской области.

В таблице ниже приведена информация по состоянию на 2017 год:

№ района п/пПодразделение на районы в МОВид использования земельного участка для с/х деятельностиМаксимальный размер, в сотках
1.ВолоколамскийИЖС в Волоколамске и Сычево12
ИЖС в селе25
Приусадебный ЛПХ в Волоколамске и Сычево12
Приусадебный ЛПХ в селе25
Полевой ЛПХ100
2.ВоскресенскийИЖС в Воскресенске и поселках15
ИЖС в селе30
Приусадебный ЛПХ в Воскресенске и поселках15
Приусадебный ЛПХ в селе30
Полевой ЛПХ30
3.ДмитровскийДля ИЖС или ЛПХ15
Для садоводства12
4.ИстринскийИЖС в Истре, Дедовске и пос. Снегири15
ИЖС в селе30
ЛПХ50
5.КлинскийИЖС30
Приусадебные ЛПХ30
Полевые ЛПХ100
6.КоломенскийИЖС и ЛПХ в поселке Пески20
ИЖС и ЛПХ в селе30
Полевые ЛПХ20
7.ЛенинскийИЖС в г. Видное15
ИЖС кроме г. Видное25
ЛПХ в г. Видное15
ЛПХ кроме г. Видное25
8.ЛотошинскийИЖС в Лотошино20
ИЖС в селе50
Приусадебный ЛПХ в Лотошино20
Приусадебный ЛПХ в селе50
Полевой ЛПХ50
9.МожайскийИЖС12
ЛПХ30
10.Наро-ФоминскийЛПХ, ИЖС в Наро-Фоминске15
Прочие земли для ЛПХ, ИЖС30
11.НогинскийИЖС и ЛПХ в Ногинске9
ИЖС и ЛПХ в районе12
12.ОдинцовскийИЖС25
ЛПХ25
13.Орехово-ЗуевскийИЖС для села30
ИЖС для городов15
ЛПХ для села
ЛПХ для города40
14.ПушкинскийИЖС в городах и поселках городского типа25
ИЖС в селе30
ЛПХ30
15.РаменскийИЖС40
Приусадебные ЛПХ40
Полевые ЛПХ100
16.Сергиево-ПосадскийЛПХ, ИЖС в городских населенных пунктах12
ЛПХ, ИЖС в селах30
Полевые ЛПХ200
17.СерпуховскийЛПХ, ИЖС300
18.СолнечногорскийИЖС25
Приусадебные ЛПХ25
Полевые ЛПХ100
19.СтупинскийЛПХ, ИЖС в Ступино6
ЛПХ,ИЖС в Жилево, Малино. Михнево8
ЛПХ,ИЖС в селах15
20.ТалдомскийИЖС в городе2
ИЖС в селе25
Приусадебные ЛПХ в городе25
Приусадебные ЛПХ в селе50
Полевые ЛПХ150
21.ЧеховскийИЖС15
ЛПХ25
22.ШатурскийИЖС50
ЛПХ50
23.ЩелковскийПриусадебный ЛПХ50
Полевой ЛПХ100
ИЖС40

Предельные максимальные размеры земельных участков в Ленинградской области

Если говорить о Ленинградской области, то на данный момент там действует закон от 23 октября 2003 года «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и максимальном размере общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство».

Он также на региональном уровне устанавливает максимально возможные площади земельных участков, которые предоставляются гражданам:

  • Для земель садоводства – 12 соток;
  • Для строительства дачи – 10 соток;
  • Для ведения животноводства – 500 соток.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 () 703-47-59
Москва, Московская область

+7 () 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 () 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Предельный размер земли и максимальный процент застройки на границах земельного участка

При выделении участка всегда встает вопрос о его размере, площадь не может нарушать максимальные и минимальные параметры. Как определяются предельные допустимые максимальные и минимальные размеры земельных участков?

Кто устанавливает

Определяется предельный размер участка несколькими законодательными нормативами, среди них – статья 11.9 (п.1) ЗК и статья 30 (ч.6) ГК. Есть и законодательные положения, по которым устанавливаются предельные размеры земельных участков.

  • На федеральном уровне определяется размер земли, которая находится в собственности государства, РФ.
  • Если земля – собственность субъектов Федерации, используются при определении площади законами региона.
  • Законы местной власти говорят о предельных размерах участков, выделяемых из муниципальных земель.

Особенности

Земля является ценным ресурсом, которого у государства на данное время достаточно для того, чтобы удовлетворить запрос на выделение участков желающим гражданам.

Но такой процесс не проходит хаотично, существуют законы, по которым предоставляются наделы, определяется их площадь. Разный кусок земли нужен для строительства дома и для строительства дачи, для фермерства и для личного подсобного хозяйства.

Граждане, получающие или уже получившие землю, могут заинтересоваться, на основании чего им определена та или иная площадь, можно ли ее увеличить или надел по размеру максимальный. Часто такие вопросы возникают с началом хозяйственной деятельности на земле, когда оказывается, что площади, находящейся в собственности, недостаточно.

Для каких целей может понадобиться земля? Для физических лиц предполагается несколько вариантов использование земельных территорий:

  1. Под строительство дома или дачи.
  2. Для садоводства или огородничества.
  3. Для ведения фермерского хозяйства.
  4. Для своего личного подсобного хозяйства.

При подаче заявки на предоставление участка, гражданин обязан указать, как он хочет использовать надел, какие на него планы.

С учетом этого и определяется не только место положение выделяемой территории, но и ее площадь. В дальнейшем необходимо придерживаться назначения участка, ведь все земли разделены на категории, имеют свои виды разрешенного использования.

ВНИМАНИЕ! При нарушении правил эксплуатации земли можно получить значительный штраф.

Сколько будет выделено предельно земли, зависит и от региона проживания заявителя. Если земля муниципальная, на уровне местной власти принимаются законопроекты об установлении максимальной и минимальной площади.

Максимальный предельный размер

Такое выражение включает в себя несколько понятий, это не только сама площадь надела, но и нормативные отступы строений от границ участка, максимальный процент застройки в границах земельного участка, разрешенное количество этажей.

Такие нормы указываются в градостроительном регламенте, устанавливаемом каждом населенном пункте местными органами самоуправления. Чтобы узнать, какие установленные нормы действуют в вашем городе или поселке, нужно обратиться в органы власти, муниципалитет.

По разным регионам максимальные и минимальные размеры земли, выделяемой под индивидуальное строительство, отличаются. Но среднее количество выделяемых соток под дом – это 3. Количество небольшое, но нужно узнавать в инстанциях, занимающихся земельными вопросами, возможно вы сможете получить и более просторную территорию.

При выделении участка под ИЖС его новый собственник может столкнуться с рядом проблем, в частности, с конфликтами, которые возникают иногда с соседями, владельцами смежных участков.

Если знать права собственника и правила, по которым выделяется земля, происходит определение установленных максимальных размеров надела под строительство дома, конфликт быстро будет закрыт.

Как определяется

Земельный Кодекс время от времени претерпевает изменения, что связано с изменениями реальностей жизни. И нужно следить за такими новшествами, особенно тем, кто имеет отношение к земле, является собственником участка или планирует написать заявление на выделение надела.

В 2015 году появилось нововведение, касающееся присоединения земель, расположенных рядом с собственным участком.

ВНИМАНИЕ! Теперь можно писать заявку на присоединение той территории, которая находится рядом с участком и на протяжении длительного времени возделывалась вами. При этом важно, чтобы у такой земли не было собственника.

Изменение площади

Есть уже нормы, регулирующие процесс присоединения и установления максимального размера территории, которая может быть присоединена к участку. Такие правила перераспределения, как и ограничения, указаны в статьях 39.28 и 39.29 ЗК РФ.

  • Присоединить к участку с постройкой можно землю, если есть необходимость привести площадь участка в соответствие с границами межевания. Но нужно иметь при этом проект, рассматривающий развитие и благоустройство территории.
  • Также можно сделать запрос на перераспределение земельной площади, если ваш участок нужно защитить от вклинивания, изломленности. При этом нельзя превышать допустимые максимальные размеры участка под тот или иной вид деятельности.
  • Разрешается увеличение общей площади за счет присоединения куска земли, если на участке ведется садоводство, огородничество, развивается личное подсобное хозяйство. Уважительным поводом является и строительство дома для личного проживания, дачное хозяйство.

Разрешается Земельным Кодексом перераспределение с увеличением площади земли и тогда, когда на участке планируется капитальное строительство.

Перераспределение выполняется в таком случае с изъятием земли в пользу государства. При этом между двумя сторонами операции (собственником земли и государством) подписывается соглашение.

ВАЖНО! Обязательно изменение границ, увеличение площади выполняется с процедурой межевания, ведь нужно будет получить соответствующий кадастровый паспорт.

Минимальные границы

Максимальные размеры могут быть установлены законами, принятыми на уровне государства, субъектов Федерации, муниципалитета.

Это зависит от того, кому принадлежит земля. Местными органами власти, в том числе и в Московской области, принимаются градостроительные регламенты, которые не должны противоречить государственным законодательным нормативам.

В Московской области последний такой регламент был принят в 2003 году. По этому законодательному документу минимальный размер земли в области для фермерского хозяйства составляет 4000 сотое, для дачного строительства 25 соток, для садоводства – 15 сотое. В каждом районе области были приняты нормы по максимальному предельному размеру надела, который также будет зависеть от вида хозяйствования на земле.

В Ленинградской области минимальный размер надела для ведения животноводства – 500 соток. А тот, кто хочет построить дачу, получит минимально 10 соток.

Когда используются нормы

Принятие нормативов по предельным максимальным и минимальным размерам регулируется Градостроительным Кодексом РФ. В каждой территориальной зоне вводятся еще и свои градостроительные регламенты, определяющие выделение муниципальных земель.

Такие нормы по предельным размерам соблюдаются при выделении всех участков:

  1. Они обязательно учитываются при образовании новых наделов из земель государственных или муниципальных.
  2. При выделении по заявке физическому или юридическому лицу земли под индивидуальное жилое строительство, под строительство дачи или садоводство, огородничество, под фермерскую деятельность.
  3. Также могут использоваться нормы размеров и при разделе участка на несколько, при решении вопроса с прирезками.
  4. Учитываются нормы размера и при образовании участка из невостребованной земельной доли.
Читайте также:  Как происходит переоценка кадастровой стоимости земельных участков

Несоответствия

Если при проверке, например, при межевании, установлено, что надел не соответствует по своим размерам установленным законодательно параметрам, такой участок даже может не пройти государственную регистрацию.

Возможно, размер слишком превышает тот, который указан в документах, в кадастровом паспорте. Нужно будет выкупить лишнюю площадь у муниципалитета, оформление по принципу перераспределения не получится.

Градостроительный регламент

Возможно, местные власти не приняли градостроительный регламент, но размеры участка при выделении все равно должны соответствовать законным нормам. Какие документы учитываются в таком случае?

  • Нужно рассматривать статьи ЗК, отвечающие данному вопросу.
  • Градостроительный кодек РФ, принятый на уровне государства.
  • Также поможет ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» под номером 112, принятый в 2003 году.
  • ФЗ «О фермерском хозяйстве» под номером 74, принятый в 2003 году.

Предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков.

Земельное законодательство исходит из принципа нормирования земель для различных нужд.

Общие положения о нормировании земель установлены в ст. 33 ЗК РФ.

Можно выделить несколько случаев применения норм.

1). Нормы, которые устанавливаются и применяются только в случае предоставления земельных участков из государственной и муниципальной собственности гражданам и для определенных целей. Это п.1 и 2 ст. 33 ЗК РФ. Эти нормы устанавливаются в законодательстве Самарской области и местном законодательстве.

Предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной и муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В аналогичных случаях нормы предоставления для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Субъекта РФ.

Соответствующие нормы установлены в ряде статей Закона Самарской области «О земле».

Статья 12. Максимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

1. Максимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством, составляет:

1) для садоводства – 0,25 гектара;

2) для огородничества – 0,5 гектара;

3) для дачного строительства – 0,25 гектара;

4) для животноводства – 5 гектаров.

2. Максимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, не должен превышать 10 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий в границах административно-территориальной единицы Самарской области.

Статья 13. Минимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

1. Минимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством, составляет:

1) для садоводства – 0,03 гектара;

2) для огородничества – 0,06 гектара;

3) для дачного строительства – 0,05 гектара;

4) для животноводства – 1 гектар;

5) для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства – 5 гектаров.

2. Требование пункта 5 части 1 настоящей статьи не распространяется на случаи предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее 5 гектаров.

Предельные нормы предоставления земельных участков бесплатно гражданам для тех же целей устанавливаются отдельно публичным собственником земель. П. 2 ст. 33 ЗК РФ определяет:

Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, предусмотренных правилами пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются:

федеральными законами – из земель, находящихся в федеральной собственности;

законами субъектов Российской Федерации – из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

нормативными правовыми актами органов местного самоуправления – из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.

Данным вопросам посвящены следующие статьи Закона Самарской области «О земле»:

Статья 14. Максимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность бесплатно из земель, находящихся в собственности Самарской области

В соответствии с статьей 14. максимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность бесплатно из земель, находящихся в собственности Самарской области устанавливается:

1) для садоводства – 0,1 гектара;

2) для огородничества – 0,2 гектара;

3) для дачного строительства – 0,1 гектара;

4) для животноводства – 1 гектар;

5) для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства – 5 гектаров;

6) для ведения личного подсобного хозяйства – 0,5 гектара;

7) для индивидуального жилищного строительства – 0,1 гектара.

В статье 14.1. устанавливаются предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам, имеющим 3 и более ребенка, в собственность бесплатно из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

1. Максимальный размер – 0,1 гектара.

2. Минимальный размер- 0,01 гектара.

ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» также устанавливает требования к определению предельных размеров земельных участков. Статья 4данного закона содержит следующие положения: Минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Не допускается образование земельного участка, который входит в состав искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель и размер которого меньше установленного субъектами Российской Федерации минимального размера земельного участка для искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель.

Требования настоящего пункта не распространяются на случаи выдела земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, если их основной деятельностью является садоводство, овощеводство, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее чем минимальные размеры земельных участков, установленные законами субъектов Российской Федерации.

Требования настоящего пункта не распространяются на формируемые земельные участки в целях их изъятия, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд и (или) последующего изменения целевого назначения земель на основании утвержденных актов о выборе земельных участков для строительства и материалов предварительного согласования мест размещения объектов и (или) документов территориального планирования, документации по планировке территории и землеустроительной документации.

Закон Самарской области «О земле» в ст. 15 устанавливает предусмотренные нормы, со всеми ограничениями по их применению, установленными федеральным законом.

Статья 15. Минимальный размер образуемого нового неделимого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения

1. Минимальный размер образуемого нового неделимого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, который предоставляется в собственность, составляет 5 гектаров, за исключением случаев, предусмотренных настоящей частью.

Минимальный размер образуемого нового неделимого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, который предоставляется в аренду, составляет 0,5 гектара, за исключением случаев, предусмотренных настоящей частью.

Минимальный размер образуемого нового неделимого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в результате раздела земельного участка, объединения или перераспределения земельных участков составляет 5 гектаров.

Минимальный размер земельного участка, выделяемого из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в общей собственности, устанавливается в размере доли в праве общей собственности.

Минимальный размер земельного участка, образуемого в результате выдела невостребованной земельной доли в самостоятельный земельный участок, устанавливается равным его фактическому размеру.

Минимальный размер земельного участка, образуемого в результате выдела земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок из состава искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель, устанавливается исходя из возможности самостоятельного функционирования выделяемых частей искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель с учетом естественных границ на местности. Указанная возможность определяется на основании заключения министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области.

В соответствии с требованиями ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в Законе Самарской области также установлен максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района в Самарской области и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, который составляет 30 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков (ст. 16).

Большое значение для определения соответствия размера земельного участка имеют правила землепользования и застройки, принимаемые органом местного самоуправления, на что указывает п. 3 ст. 33 ЗК РФ, в которой говориться: Для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

В соответствии с ГрК, правила землепользования и застройки должны содержать градостроительные регламенты, определяющие виды разрешенного использования и предельные размеры земельных участков для каждой градостроительной зоны. Такие нормы применяются не только при образовании земельного участка из государственных и муниципальных земель в целях предоставления гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, но и при предоставлении земельных участков в других целях, в том числе юридическим лицам.

Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории предваряет кадастровый учет. Поэтому соответствие земельного участка требованиям законодательства определяется на стадии кадастрового учета. В соответствии со ст. 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка, если размер образуемого земельного участка или измененного земельного участка не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.

Несоответствие земельного участка требованиям законодательства о предельных размерах земельного участка может быть основанием и для отказа в осуществлении государственной регистрации права на земельный участок, так как в этом случае регистрирующий орган должен будет сделать вывод, что представленные на государственную регистрацию документы по содержанию не соответствуют требованиям законодательства.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Размер земельного участка

Предельные значения размеров в действующем законодательстве делятся на максимальные и минимальные. В соответствии с этим делением участок, который был арендован или приобретён в собственность гражданином, не может быть меньше определённых норм, но и превышать максимальное значение не может.

Размер (или площадь) земельного участка — ключевое понятие при оформлении права собственности или аренды на этот ресурс.

Как определяются предельные показатели значений размеров площади участка для аренды и оформления права собственности и что об этих нормах говорит закон?

Нормативное регулирование

Говоря о нормативном регулировании порядка определения размеров площади участков, необходимо выделить две группы законов и различных подзаконных, в том числе, ведомственных, нормативных актов, которые принимают активное участие в данном процессе:

  • Федеральные акты, к которым относятся, в первую очередь, Земельный и Гражданский Кодексы, а также федеральные законы, освещающие правоотношения относительно той или иной категории земель (например, Федеральный закон, действующий на территории РФ, “О личном подсобном хозяйстве”);
  • Региональные нормативные акты, в том числе, принятые на муниципальном уровне.

Если федеральные дают только общие характеристики, применяемые к размерам участков в зависимости от целей их использования, то муниципальные и региональные осуществляют непосредственное установление предельных показателей.

Как устанавливаются размеры

Предельные значения размеров в действующем законодательстве делятся на максимальные и минимальные. В соответствии с этим делением участок, который был арендован или приобретён в собственность гражданином, не может быть меньше определённых норм, но и превышать максимальное значение не может.

Запрет на превышение максимальных значений имеет большее значение в том случае, если участок был приобретён с использованием специальных государственных программ (например, через постоянное бессрочное пользование) и поставлен на учёт с одним значением площади, а в процессе межевания было установлено, что его площадь существенно увеличилась.

На федеральном уровне нормативные акты дают перечень специальных рекомендаций, на основании которых субъекты и муниципалитеты формируют свои значения. Однако, чтобы избежать излишнего увеличения минимального размера надела, в каждом целевом нормативном акте указаны свои ограничения, на какой процент от изначально установленной в рекомендациях, может быть увеличена площадь (как правило, не более, чем в шесть раз).

Значения площади по целям землепользования

В зависимости от целей землепользования участки могут иметь различные площади. В каждом регионе эти значения устанавливаются, исходя из их градостроительных регламентов и принятых на региональном или местном уровнях нормативных актов.

Так, например, на территории, включенной в состав Московской области существуют следующие нормы площади участков:

  • Для строительства, относимого к индивидуальному жилищному выделяется от 0,2 га до 60 соток;
  • Для создания личного, крестьянского, а также фермерского и комплексного хозяйства — от 2 до 40 гектар;
  • Для садоводства — от 6 до 15 соток, а для огородничества – от 4 до 10;
  • Под осуществление возведения строений в рамках дачного строительства законодатель выделяет участки площадью от 6 соток до 25 соток.

Данные нормативы установлены Законом Московской области 63/2003-ОЗ от 17.06.2003 “О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории МО”.

Если же вести речь о пользовании участком без передачи его в собственность, то предельные значения размеров площади таких участков должны быть установлены муниципальными образованиями. Так, в Воскресенском районе Московской области для ИЖС выделяются в пользование участки площадью от 0,06 га до 0,15 га, в Истринском районе значения для такой цели использования будь аналогичными, а в Клинском – от 0,05 до 0,3 га.

При этом, в некоторых районах делается разделение на земли, расположенные в границах муниципального образования и за таковыми, как, например, в Волоколамском районе, где в Волоколамске под ИЖС выделяется участок с предельными размерами 0,02-0,12 га, а в сельских поселениях – от 0,02 до 0,25.

Ссылка на основную публикацию