Уголовно-исполнительное законодательство РФ: что это значит

Уголовно-исполнительное законодательство: понятие, цели, задачи, содержание

Уголовно-исполнительное законодательство

Последние действия по преобразованию Российской Федерации нуждались в укреплении роли правового регулирования в стране, развития и обновления законодательной системы. Ведущий принцип существования правового государства – верховенство закона начал становиться реальной правовой основой политической, социальной и экономической жизни нашего государства. Подзаконные нормативные акты в последнее время уступают место законам, которые занимают главенствующее положение в правовом регулировании важнейших сфер жизни государства и общества. Предполагается, что в недалеком будущем законодательно-правовые акты в области исполнении уголовных наказаний будут главенствовать. Уголовно-исполнительный Кодекс Российской Федерации в части 1 статье 2 официально закрепил такой подход положением о том, что УИК РФ включает в себя данный Кодекс и прочие федеральные законы.

Уголовно-исполнительное законодательство РФ представляет собой свод законов, которые прямо регламентируют общественные отношения касательно отбывания уголовных наказаний и применения других мер правового и уголовного воздействия.

Уголовно-исполнительный Кодекс Российской Федерации занимает основное место в уголовно-исполнительном законодательстве России. Кодекс является первым документом, где урегулировано исполнение всех мер и наказаний, которые прописаны в Уголовном Кодексе РФ. Кодекс представляет собой законодательный акт и носит сводный характер, при этом он охватывает важнейшие положения нормативного материала законодательства в уголовно-исполнительной сфере. Кодекс в своих положениях руководствуется едиными принципами и подробно регулирует общественные правоотношения при УИН. УИК РФ представляет собой закон, который рассчитан на долгий период действия и излагает конкретные правовые нормы в систематизированном виде.

Данные нормы прописывают общие положения по исполнению наказаний и регулируют все допустимые типы уголовных наказаний. По большей части, типы уголовных наказаний, закрепленные в Кодексе, могут быть регламентированы посредством издания отдельного закона. Отношения между этими возможными законами продуманы в УИК РФ так тщательно и подробно, что Кодекс можно рассматривать как отраслевой свод нормирующих указаний, связанных едиными принципами, обобщениями и подходами.

Система уголовно-исполнительных законов

В современную систему уголовно-исполнительных законов помимо УИК РФ включены:

Сегодня, кроме УИК РФ в систему уголовно-исполнительных законов входят:

  1. Законодательные акты федерального уровня, принятие которых непосредственно предусмотрено УИК ФР, в том числе: о помиловании; о социальной помощи лицам, отбывшим наказание и о контроле за их поведением.
  2. Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в частности, предусмотренный им новый вид уголовного наказания – принудительные работы.
  3. ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса РФ и УИК Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы» с 10 января 2010 г.
  4. ФЗ «Об обеспечении охраны психиатрических стационаров и больниц специализированного типа с интенсивным наблюдением» регламентирует правовые основы для действий по обеспечению охраны психиатрических стационаров и больниц специализированного типа с интенсивным наблюдением, безопасности лиц, находящихся на их территориях, охраны и сопровождения лиц, которым предписано прохождение принудительного лечения в указанных стационарах и больницах.
  5. ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» регламентирует правовые основы участия в общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания общественных объединений. В этом ФЗ также прописаны действия по содействию лицам, которые находятся в местах принудительного содержания, в том числе по созданию условий для их дальнейшей адаптации к общественной жизни.
  6. ФЗ «О введении в действие положений УК РФ и УИК РФ о наказании в виде обязательных работ» регламентирует исполнение на практике уголовного наказания в форме обязательных работ с 1 января 2005 г.
  7. ФЗ «Об исполнительном производстве» – устанавливает порядок исполнения уголовного наказания в форме штрафа в дополнение к УИК РФ.
  8. ФЗ «О введении в действие УИК ФР» – включает в себя отлагательную норму по поводу исполнения наказаний в виде ареста.
  9. Закон об учреждениях, исполняющих уголовные наказания, устанавливает правовые основы, цели и принципы работы УИС и ее организационную структуру, а также правовые и организационные основы деятельности специальных учреждений, исполняющих наказания. Закон закрепляет обязанности и права сотрудников УИС, их социальную и правовую защиту.

С учетом внесенных дополнений и изменений, все перечисленные законодательные акты входят в уголовно-исполнительное законодательство.

Закон о содержании под стражей

Этот закон занимает особенное положение в законодательстве, регламентирующем общие правила работы учреждений, которые занимаются исполнением наказаний.

Во-первых, на администрацию следственных изоляторов вместе с реализацией мер по уголовно-процессуальному принуждению возлагаются функции по исполнению лишения свободы в отношении тех осужденных, которые оставлены в СИЗО для выполнения хозяйственного обслуживания, а также в отношении лиц, осужденных на срок не превышающий 0,5 года, оставленных в СИЗО с их согласия. Во-вторых, этот Закон устанавливает порядок и регламентирует условия нахождения под стражей, гарантии

Читайте также:
Обязательно ли подписывать соглашение о переносе срока сдачи

Система уголовно-исполнительного законодательства, его понятие и содержание

Система уголовно-исполнительного законодательства, его понятие и содержание

Под уголовно-исполнительным законодательством понимают систему законов, регулирующих весь комплекс общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения (отбывания) наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия.

Согласно Конституции РФ (п. «о» ст. 71) уголовно-исполнительное законодательство находится в ведении Российской Федерации. В ч. 1 ст. 2 УИК РФ говорится, что уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего кодекса и других федеральных законов. А это предполагает существование иных, не перечисленных в ч. 1 ст. 2 УИК РФ, законодательных актов, регулирующих исполнение уголовных наказаний.

Уголовно-исполнительное законодательство кроме законов, принятых на уровне Российской Федерации и относящихся к вопросам исполнения уголовных наказаний, включает иные нормативные правовые акты: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, уставы, положения, инструкции, наставления, приказы и другие предписания, издаваемые совместно рядом министерств и ведомств либо отдельными из них. По своему объему это наиболее многочисленная нормативная правовая база, насчитывающая несколько тысяч актов.

Группу подзаконных нормативных актов условно подразделяют на две категории: постановления Правительства РФ и ведомственные акты. Принятый УИК РФ и Закон «О введении его в действие» предоставил Правительству РФ полномочия по принятию многих правовых актов.

В соответствии со ст. 2 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего кодекса, других федеральных законов, а также нормативно-правовых актов, принимаемых федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний.

Уголовно-исполнительное законодательство должно быть:

1) подчинено международному праву (ст. 3 УИК РФ);

2) многоступенчатым, включая в себя не только законы, но и подзаконные нормативные акты;

3) в соответствии с Конституцией РФ исключительно федеральным.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

§ 1. Понятие, система, значение принципов уголовного законодательства

§ 1. Понятие, система, значение принципов уголовного законодательства Охранительные и предупредительные задачи уголовное законодательство способно выполнить лишь при строгом соблюдении правовых принципов. Уголовно-правовые принципы — это основополагающие исходные

Глава 1. Понятие и место уголовно-исполнительного права в правовой системе России

Глава 1. Понятие и место уголовно-исполнительного права в правовой системе России 1.1. Предмет и метод уголовно-исполнительного праваКак и любая отрасль права, уголовно-исполнительное право имеет свой специфический, присущий только ей предмет регулирования , то есть

2. Деятельность уголовно-исполнительного права

2. Деятельность уголовно-исполнительного права Уголовно-исполнительное право – самостоятельная отрасль российского права, относящаяся к ведению Федерации, которая характеризуется собственными предметом, методом, а также обособленной системой норм, закрепляющих цели,

16. Система уголовно-исполнительного законодательства, его понятие и содержание

16. Система уголовно-исполнительного законодательства, его понятие и содержание Под уголовно-исполнительным законодательством понимают систему законов, регулирующих весь комплекс общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения (отбывания)

17. Формы уголовно-исполнительного законодательства

17. Формы уголовно-исполнительного законодательства К формам (источникам) уголовно-исполнительного права относятся: Конституция Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс и другие федеральные законы, постановления Правительства РФ, ведомственные

18. Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства

18. Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства Основная цель уголовно-исполнительного законодательства – исправление осужденных . Впервые данное понятие закреплено в УИК РФ (ч. 1 ст. 9).Цель предупреждения совершения новых преступлений со стороны

19. Действие уголовно-исполнительного законодательства в пространстве и во времени

19. Действие уголовно-исполнительного законодательства в пространстве и во времени Действие в пространстве. Согласно ч. 1 ст. 6 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации неукоснительно применяется на всей территории страны. Не

Источники уголовно-исполнительного права

Источники уголовно-исполнительного права Согласно ст. 71–72 Конституции РФ уголовно-исполнительное законодательство (как и все законодательство в сфере воздействия на преступность) находится в ведении Российской Федерации. А это означает, что постановления и другие

Формы уголовно-исполнительного законодательства

Формы уголовно-исполнительного законодательства К формам (источникам) уголовно-исполнительного права относятся: Конституция Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс РФ и другие федеральные законы, постановления Правительства РФ, ведомственные

Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства

Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства Основная цель уголовно-исполнительного законодательства – исправление осужденных. Впервые данное понятие закреплено в УИК РФ (ч. 1 ст. 9).Цель предупреждения совершения новых преступлений со стороны осужденных

Действие уголовно-исполнительного законодательства в пространстве и во времени

Действие уголовно-исполнительного законодательства в пространстве и во времени Действие в пространстве. Согласно ч. 1 ст. 6 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации неукоснительно применяется на всей территории страны. Не

Читайте также:
Что будет, если не построить в течении 3 лет дом на участке

Тема 2. Уголовно-процессуальное право как наука и как учебная дисциплина: понятие, предмет, метод, задачи, система

Тема 2. Уголовно-процессуальное право как наука и как учебная дисциплина: понятие, предмет, метод, задачи, система С понятием уголовного процесса тесно связано понятие науки, изучающей соответствующую отрасль права. В отличие от уголовно-процессуального права наука

2. ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА

2. ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА Впервые в истории российского законодательства в сфере исполнения уголовных наказаний принципы уголовно-исполнительного права нашли отражение в законодательстве – ст. 8 УИК РФ. Законодательство основывается на принципах

3. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА

3. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА В юридическом значении источники права – это выражающие государственную волю нормативные акты, регулирующие те или иные общественные отношения.Источниками права являются официальные документы (нормативные

Уголовно-исполнительное законодательство РФ

Уголовно-исполнительное законодательство — совокупность законодательных нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие общие положения, принципы, порядок и условия исполнения уголовных наказаний, применения средств исправления осуждённых, порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, а также иные тесно связанные с ними общественные отношения.

Уголовно-исполнительное законодательство является основным источником правового регулирования общественных отношений, составляющих предмет уголовно-исполнительного права. Термин «уголовно-исполнительное законодательство» используется в основном в странах Содружества Независимых Государств, в то время как в других странах используется понятие «пенитенциарное законодательство». В СССР отрасль, регулирующая общественные отношения в области регулирования порядка и условий исполнения наказаний называлась исправительно-трудовым правом, и, следовательно, существовало исправительно-трудовое законодательство.

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации

Базовым актом в системе уголовно-исполнительного законодательства является Конституция Российской Федерации 1993 года, которая содержит ряд норм уголовно-исполнительного права, в том числе, нормы, закрепляющие основные права и обязанности граждан и правовые принципы законности, гуманизма и демократизма, а также норму, которая относит к ведению Российской Федерации принятие законов, регулирующих исполнение уголовных наказаний.

Важнейшим законодательным актом в сфере регулирования исполнения наказаний является Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 18 декабря 1996 года и вступивший в силу с 1 июля 1997 года. В нём устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации 1996 года; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осуждённых; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок участия субъектов права в исправлении осуждённых; порядок освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам. Уголовно-испольнительный кодекс Российской Федерации установил цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства. Его целями являются исправление осуждённых и предупреждение совершения новых преступлений как осуждёнными, так и иными лицами, а задачами — регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осуждённых, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осуждённым помощи в социальной адаптации.

Существуют также иные акты законодательного уровня, регулирующие общественные отношения, являющиеся предметом уголовно-исполнительного права. Например, федеральный закон от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации применяется на всей территории Российской Федерации. Исполнение наказаний, а также применение средств исправления осуждённых и оказание помощи освобождаемым лицам осуществляются в соответствии с законодательством, действующим во время их исполнения.

Ссылки

Официальные документы

  • Нормативные документы по уголовно-исполнительному законодательству РФ
  • Нормативные документы по уголовно-исполнительному законодательству Республики Беларусь

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации
  • Уголовно-исполнительный кодекс

Полезное

Смотреть что такое “Уголовно-исполнительное законодательство РФ” в других словарях:

Уголовно-исполнительное законодательство — Уголовно исполнительное законодательство совокупность законодательных нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие общие положения, принципы, порядок и условия исполнения уголовных наказаний, применения средств исправления… … Википедия

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — система законов, регулирующих комплекс общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения (отбывания) наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия. С принятием в декабре 1996 г. УИК система У. и.з.… … Энциклопедия юриста

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации — Уголовно исполнительное законодательство совокупность законодательных нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие общие положения, принципы, порядок и условия исполнения уголовных наказаний, применения средств исправления… … Википедия

Уголовно-исполнительное право — самостоятельная отрасль права, представляющая собой систему юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения всех видов уголовных наказаний и применения иных мер уголовно правового воздействия.… … Википедия

Читайте также:
Что делать, если начальник не подписывает увольнение

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО — самостоятельная отрасль права РФ, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих порядок и условия исполнения и отбывания наказаний. Под У. и.п. понимаются тж. соответствующая наука и учебная дисциплина. Уголовно исполнительное… … Юридическая энциклопедия

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО — самостоятельная отрасль права РФ, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих порядок и условия исполнения и отбывания наказаний. Под У и.п. понимаются т.ж. соответствующая наука и учебный курс. Уголовно исполнительное… … Энциклопедический словарь экономики и права

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО — самостоятельная отрасль права, трансфомированная в 90 е гг. из исправительно трудового права, предметом регулирования которого традиционно являлись порядок и условия исполнения и отбывания уголовных наказаний, связанных с применением к… … Энциклопедия юриста

Уголовно-исполнительный кодекс Украины — это нормативный акт, который регулирует порядок отбывания уголовного наказания. Вступил в силу с 1 января 2004 года, при этом потерял силу Исполнительно трудовой кодекс УССР. Содержание 1 Структура 2 Цель УПК Украины … Википедия

Законодательство — издание законов; а также свод законов. Законодательство это внешняя форма правовой системы страны на данном этапе развития. Содержание 1 Законодательство как комплекс нормативных актов … Википедия

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации — Федеральный закон (Россия) «Уголовно исполнительный кодекс Российской Федерации» Номер: 1 ФЗ Принятие: Государственной Думой 18 декабря 1996 Одобрение: Советом Федерации 25 декабря 1996 … Википедия

Судебный штраф как мера уголовно-правового характера

Раздел 3 Уголовного кодекса Российской Федерации посвящен наказанию (иногда в юридической литературе и в руководящих разъяснениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации встречается понятие «уголовное наказание»). Согласно ч.1 ст.43 УК РФ наказание определяется в качестве меры государственного принуждения, назначаемой по приговору суда. Виды наказаний перечислены в статье 44 УК РФ (самым мягким видом наказания является штраф).

Помимо наказания как меры государственного принуждения, назначаемой только по приговору суда, уголовный кодекс содержит раздел 6, где указаны иные меры уголовно-правового характера (не относящиеся к числу уголовных наказаний). Это такие меры, как:

принудительные меры медицинского характера (глава 15 УК РФ);

конфискация имущества (глава 15.1 УК РФ);

судебный штраф (глава 15.2 УК РФ).

Новое основание освобождения от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа в качестве меры уголовно-правового характера впервые было введено федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 323-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности». С тех пор это основание доказало как свою востребованность судебной практикой (причем как по инициативе любой из сторон уголовного процесса, так и по инициативе суда), так и целесообразность (экономится время, затрачиваемое на судебные процедуры; возмещение ущерба от преступлений происходит с большей полнотой и гораздо быстрее; привлекаемое лицо не несет неблагоприятных последствий от получения судимости по приговору суда).

Согласно ч.1 ст. 46 УК РФ штраф как вид наказания есть денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных Уголовным кодексом. В свою очередь статья 104.4 УК РФ установила, что судебный штраф есть денежное взыскание, назначаемое судом при освобождении лица от уголовной ответственности в случаях, предусмотренных статьей 76.2 Уголовного кодекса. Ну а статья 76.2 УК РФ определяет юридические основания для назначения судебного штрафа: лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено судом от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа в случае, если оно возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред.

Для правильного разрешения вопросов применения судебного штрафа крайне важными являются разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащиеся в следующих постановлениях:

от 27 июня 2013 г. № 19 «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности»;

от 22 декабря 2015 г. № 58 «О назначении судами Российской Федерации уголовного наказания»;

от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регулирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних»;

от 20 декабря 2011 г. № 21 «О практике применения судами законодательства об исполнении приговора».

Кроме того, многие вопросы применения судебного штрафа получили свое разрешение в Обзоре судебной практики освобождения от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа (статья 76.2 УК РФ), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 июля 2019 г.

В целях получения полноты представления о судебном штрафе как мере уголовно-правового характера автор публикации, не претендуя на исчерпывающий характер, попытался привести признаки, отличающие его от штрафа как вида наказания (общим у них является то, что они определяются законом в качестве денежного взыскания):

Читайте также:
Могут ли у нас отобрать участок земли рядом с нашим двором?

в отличие от штрафа как вида наказания судебный штраф назначается не по приговорам, а по постановлениям суда с одновременным прекращением уголовного дела и уголовного преследования;

применение судебного штрафа не влечет в качестве правового последствия судимости;

применение судебного штрафа возможно только в отношении лиц, впервые совершивших преступления определенной категории, тогда как штраф в качестве вида наказания может применяться и в отношении лиц, ранее судимых (о том, кого следует считать впервые совершившим преступление, указывается в п. 2 приведенного выше Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 г. № 19);

судебный штраф применяется только при обвинении в преступлениях небольшой или средней тяжести, тогда как штраф в качестве вида наказания может назначаться и при обвинении в тяжких и особо тяжких преступлениях;

для судебного штрафа предусмотрены иные размеры. При этом минимальный размер судебного штрафа, назначаемого в порядке ст. 76.2 УК РФ, в ст. 104.5 УК РФ не установлен;

правила ст. 46 УК РФ (в случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания) к назначению и исполнению судебного штрафа не применяются;

судебный штраф применяется только в отношении лиц, не возражающих против его назначения (тогда как при назначении штрафа как вида наказания по приговору суда суды мнение привлекаемого к уголовной ответственности лица не выясняют).

С целью выработать единые походы к вопросам правоприменения Верховным Судом Российской Федерации утверждены некоторые правовые позиции, обязательные к применению нижестоящими судами. Эти позиции, безусловно, не ответили на все возникшие вопросы, так что остальные подходы должна дать судебная практика. Полагаю, что рано или поздно она будет обобщена в едином постановлении Пленума Верховного Суда, поскольку институт судебного штрафа того требует.

К числу таких позиций относятся следующие:

закон не содержит запрета на возможность освобождения от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа при соблюдении предусмотренных ст. 76.2 УК РФ условий и в тех случаях, когда диспозиция соответствующей статьи Уголовного кодекса РФ не предусматривает причинение ущерба или иного вреда в качестве обязательного признака объективной стороны преступления (преступления с формальным составом);

способы возмещения ущерба и заглаживания вреда должны носить законный характер и не ущемлять права третьих лиц. При этом возможные способы возмещения ущерба и заглаживания причиненного преступлением вреда законом не ограничены;

возврат похищенного имущества потерпевшему может быть признан в качестве возмещения ущерба или заглаживания вреда при условии, если лицо добровольно возвратило похищенное им имущество;

имущественное положение лица и отсутствие источника дохода не препятствуют освобождению его от уголовной ответственности и применению меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа;

в описательно-мотивировочной части постановления судьи об удовлетворении ходатайства о прекращении уголовного дела и назначении лицу меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа должны быть приведены, в частности, обстоятельства, свидетельствующие о наличии предусмотренного ст. 25.1 УПК РФ основания для прекращения уголовного дела и (или) уголовного преследования; указание о согласии подозреваемого, обвиняемого на прекращение уголовного дела и (или) уголовного преследования по данному основанию;

уголовный закон не предусматривает в качестве обязательного условия для освобождения лица от уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 76.2 УК РФ, согласие потерпевшего;

в соответствии со ст. 104.5 УК РФ размер судебного штрафа не может превышать половину максимального размера штрафа, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК РФ. В случае если штраф не предусмотрен соответствующей статьей Особенной части УК РФ, размер судебного штрафа не может быть более двухсот пятидесяти тысяч рублей. Тем самым законом определен лишь максимальный размер судебного штрафа. Минимальный размер судебного штрафа, назначаемого в порядке ст. 76.2 УК РФ, в ст. 104.5 УК РФ не установлен;

в настоящее время уголовный закон не содержит положений, регламентирующих порядок назначения судебного штрафа, а также определения его окончательного размера в отношении лиц, совершивших несколько преступлений небольшой и (или) средней тяжести (образующих их совокупность). Поэтому в п. 16.1 Постановления Пленума от 27 июня 2013 г. № 19 отмечено, что совершение лицом впервые нескольких преступлений небольшой и (или) средней тяжести не препятствует освобождению его от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа. В связи с этим суды обоснованно исходят из того, что судебный штраф является не наказанием, назначаемым за конкретное преступление, а иной мерой уголовно-правового характера, применяемой к лицу, и на него не могут распространяться положения ст. 69 УК РФ, предусматривающей назначение наказания по совокупности преступлений;

Читайте также:
Общественный защитник: что это такое, описание и особенности

согласие подозреваемого является обязательным условием прекращения уголовного дела в связи с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа;

участие прокурора в рассмотрении ходатайства о прекращении уголовного дела с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа является обязательным (его мнение судом должно учитываться, но определяющим для суда оно не является);

при освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности на основании статьи 76.2 УК РФ суду необходимо учитывать особенности, предусмотренные нормами главы 14 УК РФ, касающиеся, в частности, исчисления сроков давности уголовного преследования, сроков погашения судимости, размера штрафа, который может быть назначен несовершеннолетнему в качестве наказания, и т.д.

По наблюдениям автора статьи, с особенным пиететом суды при решении вопроса о применении судебного штрафа относятся к мнению потерпевших. При этом многие суды ошибочно полагают, что вопрос о том, погашен ущерб потерпевшему или нет, решает только сам потерпевший. Это, безусловно, верно, но только к случаям освобождения от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим. Верховный Суд неоднократно в своих правовых позициях подчеркивал, что решение о том, возмещен вред или нет, – за судом (во избежание всевозможных злоупотреблений правом со стороны пострадавших от преступлений). Прекращение дел с судебным штрафом, например, осуществлялось и тогда, когда потерпевший, руководствуясь какими-то собственными мотивами, возвращал деньги, полученные от виновного лица.

В личной практике я не раз и не два сталкивался с принципиальной позицией судей, которые прекращали дела с судебным штрафом, даже несмотря на то, что против этого активно возражали потерпевшие, а иногда и прокурор. Ведь главным является наличие правовых оснований для применения этого института в конкретном деле.

Ежегодные данные судебной статистики показывают, что институт судебного штрафа оказался крайне востребованным. Особенно активно им пользуется (безусловно, при наличии к тому оснований) сторона защиты, ведь очень часто привлекаемые к уголовной ответственности готовы заплатить потерпевшим и государству, лишь бы не получить такое крайне неприятное для себя юридическое последствие, как судимость. Да и суды охотно применяют этот институт, высвобождая судебное время для тщательного разбора более сложных и неоднозначных уголовных дел.

Михаил Слепцов, адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро «Слепцов и партнеры», кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист Российской Федерации

Тема 1: Общие положения уголовно-исполнительного права

1.3. Уголовно-исполнительное законодательство

В теории права общепринята трактовка той или иной отрасли законодательства в узком и широком смысле. В узком смысле под отраслью уголовно-исполнительного законодательства понимается совокупность законов, которые регламентируют общественные отношения в сфере исполнения уголовных наказаний. Под отраслью уголовно-исполнительного законодательства в широком смысле понимается вся совокупность нормативных правовых актов (законов и подзаконных актов), которые регламентируют общественные отношения, относящиеся к предмету уголовно-исполнительного права. Соответственно, под источниками уголовно-исполнительного законодательства необходимо понимать систему законов и подзаконных актов, регулирующих весь комплекс общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения (отбывания) наказания и иных мер уголовно-правового характера.

Среди источников права особое место занимают международные договоры. В ч..4 статьи 15 Конституции Российской Федерации указывается, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Это положение отражает требования Конституции, устанавливая, что уголовно-исполнительное законодательство учитывает международные договоры, относящиеся к исполнению наказаний и обращению с осужденными.

Подобное положение содержит и Уголовно-исполнительный кодекс РФ, в ст. 3 которого сказано, что если международным договором Российской Федерации предусмотрены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством Российской федерации, то применяются правила международного договора. Такое приоритетное положение имеют общепризнанные принципы и нормы международного права, к числу которых относятся защита от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения. К важнейшим из них относятся:

– Всеобщая декларация прав человека 1948 г.;

– Декларация ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1963 г.;

– Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;

Читайте также:
Что такое персональные данные и как они защищаются?

– Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.;

– Минимальные стандартные правила обращения с заключёнными 1955 г.;

– Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме 1989 г.;

– Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорён к смертной казни 1984 г.;

– Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) 1985 г.;

– Минимальные стандартные правила в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) 1990 г.;

– правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы 1990 г.

Основополагающим законом является Конституция Российской Федерации. Помимо того, что Конституция РФ является базой для всего законодательства Российской федерации, она содержит и нормы, прямо регламентирующие уголовно-исполнительные правоотношения. Конституция РФ впервые закрепила приоритет прав и свобод человека и гражданина, а их признание, соблюдение и защиту – обязанностью государства (ст. 2). В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти и обеспечиваются правосудием. Эти положения полностью распространяются на лиц, отбывающих уголовные наказания. Поэтому с точки зрения источников уголовно-исполнительного права первостепенное значение имеют конституционные нормы, закрепляющие права и свободы осужденных как граждан России.

Уголовные наказания являются наиболее строгой формой реализации юридической ответственности, мерами государственного принуждения, которые заключаются в существенном лишении или ограничении прав и свобод осужденного. Поэтому институт прав и свобод осужденных может рассматриваться только в совокупности с системой конституционных ограничений. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Исполнение уголовных наказаний связано с ограничением таких социальных ценностей и благ осужденного, как свобода передвижения и общения, право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, тайна переписки, право на неприкосновенность жилища и др., а также с особенностями реализации остальных прав и свобод. Изъятия и ограничения, специфика их осуществления в этом случае устанавливаются Конституцией РФ, уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 32 Конституции РФ не имеют права избирать и быть избранными граждане, отбывающие уголовные наказания в виде лишения свободы.

Для развития правового положения осужденных как граждан России необходимы юридические гарантии, определённые в ст. 45-54 Конституции РФ, которые обеспечивают реализацию прав и свобод осужденных – это судебная защита, международно-правовая защита, получение квалифицированной юридической помощи; запрет на повторное осуждение за одно и то же преступление и придание обратной силы закону, отягчающему ответственность за совершённое преступление; право на пересмотр приговора, на просьбу о помиловании или смягчении наказания; гарантии при отправлении правосудия по новому уголовному делу (презумпция невиновности, рассмотрение дела судом присяжных, освобождение от обязанности свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников); право на компенсацию причинённого ущерба вследствие злоупотребления властью и возмещение вреда, причинённого незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Конституция РФ устанавливает основные обязанности осужденных как граждан России, в частности, платить законно установленные налоги (ст. 57) и сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).

Помимо норм Конституции РФ, закрепляющих правовое положение осужденных, при определении системы источников уголовно-исполнительного права большое значение имеет конституционное положение (п. «о» ст. 71), согласно которому уголовно-исполнительное законодательство относится к исключительному ведению Российской федерации. Это обусловлено как важностью регулируемых этим законодательством общественных отношений, их предназначением в деле обеспечения внутренней политики государства, так и заинтересованностью всех субъектов РФ и государства в целом в принципиально едином правовом пространстве в сфере уголовной политики, в едином порядке исполнения уголовных наказаний на всей территории страны. Из смысла данной статьи следует, что принятие законодательных актов в сфере исполнения уголовных наказаний возлагается только на федеральные органы государственной власти, перечисленные в ст. 11 Конституции РФ, а именно на Президента РФ, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и государственную Думу), Правительство РФ, а их реализация – на Министерство юстиции России и его Уголовно-исполнительную систему. Рассмотренные положения исключают возможность издания субъектами РФ основополагающих законодательных актов по регулированию исполнения уголовных наказаний.

Читайте также:
Совет народных комиссаров: что это значит

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации – основной нормативный акт, который регулирует исполнение всех видов уголовных наказаний, и применение иных мер уголовно-правового характера. УИК РФ, разрабатывавшийся в течение последних десяти лет, принят 18 декабря 1996 года Государственной Думой, одобрен Советом Федерации 25 декабря 1996 года и подписан Президентом России 8 января 1997 года № 1-ФЗ[1]. Уголовно-исполнительный кодекс РФ вступил в силу с 1 июля 1997 года, за исключением положений о наказаниях в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста. Они вводятся в действие отдельными федеральными законами по мере создания условий для исполнения этих наказаний. Глава 4 УИК РФ, регулирующая исполнения наказания в виде обязательных работ уже введена в действие Федеральным законом «О введении в действие положений УК РФ и УИК РФ о наказании в виде обязательных работ» от 28 декабря 2004 года № 177-ФЗ[2]. Другие же федеральные законы лишь могут развивать и дополнять его положения. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1970 года регулировал лишь наказания, связанные с исправительно-трудовым воздействием на осужденных (а в последнее время лишь два из них – лишение свободы и исправительные работы без лишения свободы), а исполнение других видов наказания регулировалось другими законами (Положением о порядке и условиях исполнения в РСФСР уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных 1984 года, Положение о дисциплинарном батальоне в Вооруженных Силах СССР 1984 года и др.).

Уголовно-исполнительный кодекс РФ состоит из Общей и Особенной частей, объединяющих 8 разделов, 24 главы и 192 статьи (13 из них утратили силу в соответствии с Федеральным законом № 161-ФЗ от 08.12.2003 г)[3].

Общая часть включает в себя один раздел – Основные положения Уголовно-исполнительного законодательства РФ, состоящий из трёх глав: Общие положения (9 статей); Правовое положение осужденных (6 статей); Учреждения и органы, исполняющие наказания, и контроль за их деятельностью (9 статей).

Особенная часть состоит из 7 разделов и 21 главы, которые систематизированы, как правило, в зависимости от регулирования исполнения того или иного наказания.

Раздел II – Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, – подразделяется на шесть глав: Исполнение наказания в виде обязательных работ (6 статей); Исполнение наказаний в виде штрафа (2 статьи); Исполнение наказания в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью (6 статей); Исполнение наказания в виде исправительных работ (6 статей[4]); исполнение наказания в виде ограничения свободы (14 статей); Исполнение дополнительных видов наказаний (1 статья[5]).

Раздел III – исполнения наказания в виде ареста – состоит из одноименной главы, включающей в себя 5 статей.

Раздел IV- Исполнение наказания в виде лишения свободы – самый объёмный, включает в себя семь глав: Общие положения исполнения наказания в виде лишения свободы (11 статей); Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения (5 статей); Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях (16 статей); Труд, профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы (6 статей); Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы (11 статей); исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях разных видов (12 статей); Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях (11 статей).

Раздел V – Исполнение наказаний в виде ограничения по военной службе, ареста и содержания в дисциплинарной воинской части в отношении осужденных военнослужащих – состоит из трёх глав: исполнение наказания в виде ограничения по военной службе (6 статей); Исполнение наказания в виде ареста в отношении осужденных военнослужащих (6 статей); Исполнение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части (17 статей).

Раздел VI – Освобождение от отбывания наказания, и контроль за ними – включает в себя две главы: Основания освобождения от отбывания наказания (8 статей); Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними (4 статьи).

Раздел VII – Исполнение наказания в виде смертной казни – состоит из одноимённой главы, включающей в себя 3 статьи.

Раздел VIII – Контроль за условно осужденными – состоит из одной главы: осуществление контроля за поведением условно осужденных (4 статьи).

Другими федеральными законами, составляющими уголовно-исполнительное законодательство, являются: Закон «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 года, Федеральный закон «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» от 8 января 1997 года, Федеральные законы «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах» от 21 июля 1997 года и другие.

Читайте также:
Основания приобретения права собственности

Среди иных законов можно еще назвать и те, которые непосредственно не регулируют исполнение наказаний, однако, отдельные положения которых имеют к нему отношение. Это закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 7 января 1992 года. Определяющий предмет прокурорского надзора в области исполнения наказаний; Закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» от 13 марта 1992 года, определяющий основания и порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий в исправительных учреждениях; Трудовой кодек РФ, устанавливающий правила охраны труда и техники безопасности на предприятиях исправительных учреждений и другие.

Эти законы хотя и не входят в состав уголовно-исполнительного законодательства, однако, составляют правовую основу исполнения наказаний.

Перечень законов, регулирующих исполнение наказаний, дополняют нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации (например, Положения об арестных домах, исправительных центрах и т.д.), Министерства юстиции (например, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений), Министерства обороны (например, Правила отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими), а также акты, издаваемые совместно некоторыми министерствами. Однако указанные акты, хотя и детализируют вопросы исполнения наказания, в состав собственно уголовно-исполнительного законодательства не входят. Это подзаконные нормативные правовые акты, и они качественно отличаются от законов.

Что такое сельскохозяйственный кооператив

Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Что собой представляет сельскохозяйственный кооператив
  2. Разновидности сельскохозяйственных кооперативов
  3. Чем отличается кооператив от сельскохозяйственного объединения
  4. Создание кооператива
  5. Устав
  6. Налогообложение

Сельскохозяйственный кооператив – это особое образование, которое создается с целью объединения ресурсов участников.

Вопрос: В каком случае отношения между членом сельскохозяйственного кооператива и кооперативом могут считаться трудовыми?
Посмотреть ответ

Что собой представляет сельскохозяйственный кооператив

Определение СК дано в ФЗ №193 «О сельскохозяйственной кооперации» от 8.12.1995 года. Это субъект, который регистрируется сельскохозяйственными изготовителями. Участники вступают в него на добровольной основе. Цель создания – объединение взносов и ресурсов для извлечения материальной прибыли и достижения ряда целей. Регулируется СК ФЗ №193 «О сельскохозяйственной кооперации» от 8.12.1995 года и статьей 106.1 ГК РФ.

Вопрос: Вправе ли ревизионный союз сельскохозяйственных кооперативов применять УСН?
Посмотреть ответ

Участники кооператива подразделяются на эти категории:

  • Участник. Это ФЛ или ЮЛ, которые внесли взнос в размере, заданном нормативными актами СК. Участник объединения получает право на голос. Также он несет субсидиарную ответственность.
  • Ассоциированный участник. Это ФЛ или ЮЛ, которые внесли паевой взнос. Члены кооператива извлекают дивиденды. Также участники несут риски в размере своего взноса. К примеру, член внес в кооператив 10 000 рублей. У субъекта образовалась дебиторская задолженность. Участнику пришлось покрывать ее в размере своего взноса, то есть он должен внести 10 000 рублей. Ассоциированные участники не обязаны принимать участие в хозяйственной деятельности субъекта. Но они наделены правом голоса касательно решений о внесении изменений в устав. Число таких лиц не должно превышать 20% от общего количества.

Вопрос: Каков механизм получения гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и на развитие материально-технической базы сельскохозяйственного потребительского кооператива?
Посмотреть ответ

Участники могут выходить из кооператива. Прекращение членства актуально при исключении, добровольном выходе, смерти ФЛ. ЮЛ выходит из субъекта при ликвидации.

СК – это объединение участников, а не их ресурсов. Работа кооперативов основывается на этих принципах:

  • Добровольное участие.
  • Приоритет отдается участникам СК.
  • Демократия в управлении.
  • Взаимопомощь.
  • Извлечение экономической выгоды.
  • Распределение прибыли пропорционально вкладам участников в деятельность.
  • Субсидиарная ответственность.
  • Доступность сведений о кооперативе.
  • Уменьшение коммерческих рисков.
  • Рациональное использование всех ресурсов.
  • Объединение сил и ресурсов участников.

Вопрос: Как кредитный потребительский кооператив и сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив должен применять ККТ при предоставлении (погашении) займов, приеме взносов от их членов?
Посмотреть ответ

Для чего нужны СК? Субъекты образуются не с целью извлечения финансовой прибыли. Участники СК получают выгоду, к примеру, от совместной закупки удобрений и химикатов, от переработки сырья в большом размере. То есть членам не выплачиваются деньги. Выгода их заключается в экономии, взаимопомощи.

ВАЖНО! Минимальное число участников СК – это или 2 ЮЛ, или 5 ФЛ. Ограничения эти связаны с тем, что объединения создаются с целью экономии при работе с большими объемами.

Разновидности сельскохозяйственных кооперативов

Сельскохозяйственные кооперативы подразделяются на эти виды:

  • Производственный кооператив. Это объединение, созданное для ведения совместной деятельности по изготовлению, переработке и сбыту. Кооператив также может заниматься другими направлениями, которые не запрещены законом. Основная особенность ПК – личное участие участников в деятельности. Такие субъекты подразделяются, в свою очередь, на эти формы: рыболовецкая артель или кооперативное хозяйство.
  • Потребительский кооператив. Это субъект, предполагающий обязательное участие в деятельности. Это некоммерческие объединения, исполняющие функции по обслуживанию производственной деятельности своих участников. К примеру, кооператив может отвечать за снабжение своих членов семенами, оборудованием, техникой. Рассматриваемый субъект может быть перерабатывающим, торговым, специализироваться на снабжении, обслуживании, животноводстве. Также объединение может заниматься другой деятельностью для извлечения прибыли, если она не запрещена законом. Однако нужно учитывать важное ограничение: не менее половины работ и продукции, производимых кооперативом, должны быть предоставлены участникам. Субъект регулируется ФЗ №3085-1 от 19 июня 1992 года.
Читайте также:
Информационные ресурсы: что это такое, описание и особенности

ВАЖНО! Рассмотренные кооперативы схожи между собой. В частности, у них общий порядок созыва собрания, одинаковые полномочие правления, наблюдательного совета.

Узкие разновидности кооперативов

ВАЖНО! Устав сельхоз кооператива от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Производственные и потребительские кооперативы, в свою очередь, подразделяются еще на ряд видов. Рассмотрим виды первого субъекта:

  • Артель или колхоз. Представляет собой объединение производителей, созданное с целью изготовления, сбыта и переработки. Участники кооператива принимают участие в хозяйственной деятельности. Взнос выполняется в форме денег, земельных участков, прочего имущества.
  • Рыболовецкая артель. Происходит объединение рыбных хозяйств.
  • Кооперативное хозяйство. Это объединение субъектов, занимающихся обработкой земельных участков или животноводством. В фонд кооператива не принимается земля.

Потребительские кооперативы подразделяются на эти виды:

  • Перерабатывающие. Предполагают изготовление любой продукции помимо мясных и молочных изделий.
  • Сбытовые. Участники занимаются не только реализацией товара, но и упаковкой, хранением.
  • Обслуживающие. Участники оказывают любые услуги: обработка, ремонтные работы, юридическая консультация и прочее.
  • Снабженческие. Кооперативы создаются с целью закупок. Совместная покупка кормов и удобрений способствует экономии.
  • Объединения, специализирующиеся на конкретной деятельности. К примеру, это садоводческие, животноводческие кооперативы.

Существует много видов потребительских кооперативов. Выше приведены только самые распространенные.

Чем отличается кооператив от сельскохозяйственного объединения

Кооператив – это ЮЛ. Следовательно, он может заниматься закупкой техники, арендой земельных участков, получать кредиты и заключать соглашения. Регистрируется кооператив как ЮЛ в стандартном порядке. Решения в СК принимаются голосованием. Каждый участник владеет одним голосом. В обычных объединениях их владелец может изъять большую часть прибыли. В кооперативах 70% средств направляются на развитие. Остаток распределяется по паям. То есть участники получают дивиденды. Возникшие убытки выплачиваются из резервов. Если средств не хватает, выполняются дополнительные взносы.

Создание кооператива

Для создания кооператива нужно сформировать комитет. Этот орган занимается подготовкой:

  • Обоснование проекта и деятельности кооператива.
  • Размер паевого фонда и пути его формирования.
  • Разработка проекта устава.
  • Организация приема заявок о вступлении в объединение.
  • Утверждение устава.
  • Выбор председателя и правления.
  • Формирование наблюдательного совета.

Все эти действия являются подготовкой к созданию сельскохозяйственного кооператива.

Устав

Устав – это учредительный документ кооператива. В статье 11 ФЗ №193 перечислены сведения, которые должны содержаться в бумаге:

  • Название учреждения.
  • Предмет, сроки и цели деятельности.
  • Размер паевых взносов.
  • Условия формирования неделимых взносов.
  • Условия субсидиарной ответственности.
  • Состав управленческого органа.
  • Права и обязанности участников.
  • Условия ликвидации.

Устав может корректироваться. Однако для этого нужно соответствующее решение общего собрания.

Налогообложение

Налогообложение деятельности кооперативов прописано в «Рекомендациях по ведению бухучета и отчетности в СК», утвержденных Минсельхозом от 25 января 2001 года. Выполняется оно на принципах, схожих с налогообложением некоммерческих субъектов. Основной нюанс, о котором стоит помнить: целевые поступления, фиксируемые на счете 86, налогом облагаться не будут. В структуре расходов, снижающих налогооблагаемую прибыль, учитываются только те траты, которые относятся к предпринимательской деятельности.

Организация потребительского кооператива

Потребительскими кооперативами называют такие объединения граждан или юрлиц, которые позволяют заниматься предпринимательством и получать льготы по налогам и сборам. Как создаются кооперативы и каким образом они функционируют, поговорим сегодня.

Понятие потребительского кооператива, виды и функции

Понятие этой организации дано в ст. 123.2 ГК. Потребительским кооперативом признается объединение граждан и (или) юридических лиц, носящее добровольный характер, реализуемое в результате объединения ими паевых имущественных взносов. Это понятие содержит основные признаки организации:

Объединение однородных интересов. Потребительские кооперативы служат возможностью удовлетворять схожие потребности членов. Примером может послужить организация, объединяющая собственников гаражей. Он носит некоммерческий характер, чем отличается от производственного кооператива.

Имущественную основу деятельности составляет паевой взнос каждого участника. Члены организации совместно финансируют реализацию общих интересов.

В отличие от производственного кооператива, в состав могут входить как граждане, так и юридические лица. Участники приобретают особый правовой статус членов потребительского кооператива.

Читайте также:
Являетя ли прохождение полиграфа уликой?

Виды потребительских кооперативов

Основанием для классификации этих организаций вступает вид деятельности, осуществляемый ими. Сельскохозяйственный потребительский кооператив связан с изготовлением и реализацией аграрной продукции (такой статус возможен даже при ведении деятельности производственного характера). Жилищно-строительный потребительский кооператив осуществляет возведение жилой недвижимости и функции управления ей в интересах собственников квартир.

Общество взаимного страхования аккумулирует средства на покрытие возможных убытков его членов. Количество видов потребительских кооперативов соответствует числу сфер, в которых могут реализовываться интересы каждого члена, готового внести паевой взнос.

Закон о потребительской кооперации предусматривает особую классификацию, которая включает следующие виды организаций:

  • Потребительское общество, создаваемое по территориальному признаку.
  • Союз потребительских обществ, в который входят указанные в предыдущем пункте лица, объединяющий их на большей территории.

Сельскохозяйственный кооператив

Сельскохозяйственная кооперация помогает мелким сельскохозяйственным производителям конкурировать с крупным агробизнесом. При этом в своем классическом варианте такое объединение не означает коллективизацию: мелкие частные хозяйства сохраняют свою индивидуальность и независимость, но некоторые хозяйственные операции выполняются вместе.

Например, несколько крестьянских дворов объединились и закупили в складчину оборудование по переработке молока в масло, наняли работников и управляющих. Это новое предприятие и будет кооперативом (перерабатывающим и сбытовым), владельцами которого становятся крестьяне. Теперь они сдают туда свое молоко и получают выгоду от продажи его в виде масла. Объединившись, мелкие сельскохозяйственные производители становятся сильнее и устойчивей в конкурентной борьбе с крупным капиталом. В целом сельскохозяйственный кооператив чем-то напоминает акционерное общество, однако в кооперативе есть классическое правило: «один член — один голос», тогда как в акционерном обществе, скорее, работает правило «один рубль — один голос».

В России есть два типа сельскохозяйственных кооперативов: сельскохозяйственные производственные кооперативы (СПК) и сельскохозяйственные потребительские кооперативы (СПоК). К последним относятся и сельскохозяйственные кредитные кооперативы. СПК — это наследники советских колхозов (которые тоже формально были производственными кооперативами), а СПоК — это объединение мелких частных предпринимателей. СПоКи — это кооперативы в западноевропейском понимании.

Объединяющие признаки кооперативов

Наряду с отличительными признаками кооперативы, виды и особенности которых охарактеризованы, обладают общими чертами. Девятнадцатый и двадцатый век показали существенные объединяющие признаки. К ним относятся:

  • личное членство участников;
  • понимание экономической цели;
  • нацеленность на взаимовыручку;
  • свободные вхождение и выход;
  • членами кооператива в первую очередь становятся нуждающиеся;
  • в кооператив может вступить неограниченное количество пайщиков;
  • объединение происходит на основе хозяйствования;
  • члены-пайщики участвуют в управлении предприятием.

Создание кооператива

Для создания кооператива нужно сформировать комитет, который занимается подготовкой:

  • Обоснование проекта и деятельности кооператива.
  • Размер паевого фонда и пути его формирования.
  • Разработка проекта устава.
  • Организация приема заявок о вступлении в объединение.
  • Утверждение устава.
  • Выбор председателя и правления.
  • Формирование наблюдательного совета.

Все эти действия являются подготовкой к созданию сельскохозяйственного кооператива.

Устав — это учредительный документ кооператива. В статье 11 ФЗ №193 перечислены сведения, которые должны содержаться в документе:

  • Название учреждения.
  • Предмет, сроки и цели деятельности.
  • Размер паевых взносов.
  • Условия формирования неделимых взносов.
  • Условия субсидиарной ответственности.
  • Состав управленческого органа.
  • Права и обязанности участников.
  • Условия ликвидации.

Устав может корректироваться. Однако для этого нужно соответствующее решение общего собрания.

Кооператив принимает оплату и тратит деньги с расчетного счета — это специальный банковский счет для бизнеса. Если ваш расчетный счет открыт в Модульбанке, то вы можете бесплатно выводить на карту до 500 000 рублей в месяц. Чтобы выводить больше, выгоднее всего подключить опцию «Зеленый лимит», с которой можно переводить на карту любые суммы, заработанные на крупных маркетплейсах, с комиссией всего от 0,75%.

Если зарабатываете деньги за рубежом, то нужно подтверждать законность сделок, эта процедура называется валютный контроль. Собираете справки и отправляете их в банк — и через некоторое время получаете заработанную прибыль. Чтобы проходить контроль за два часа и без заполнения кучи документов, пользуйтесь этой услугой в Модульбанке — сотрудники банка сделают все за вас за два часа.

Откройте счет для бизнеса — получите MacBook

Счет для ИП и ООО в Модульбанке

Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: