Уголовно-исполнительный кодекс: что это такое, описание и особенности

Уголовно-исполнительный кодекс: концепция и основные положения

КОНЦЕПЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В. СЕЛИВЕРСТОВ, И. ШМАРОВ
В. Селиверстов, доктор юридических наук, профессор.
И. Шмаров, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки.
18 декабря 1996 г. был принят первый в Российской Федерации Уголовно – исполнительный кодекс. Ранее действовавшее исправительно – трудовое законодательство формировалось около трех десятилетий, начиная с Основ исправительно – трудового законодательства 1969 г. В течение более четверти века в указанные законодательные акты были внесены серьезные изменения и дополнения, многие нормы и даже разделы Исправительно – трудового кодекса 1970 г. утратили силу, около половины его статей были изменены, а также дополнены новыми, что привело к рассогласованию или конкуренции норм и затрудняло их применение.
Традиционно с начала 20-х годов отрасль законодательства, регулирующая исполнение уголовных наказаний, именовалась исправительно – трудовым правом (исправительно – трудовые кодексы 1924, 1933, 1970 гг.). Однако это наименование после принятия “Положения о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно – трудового воздействия на осужденных”, внесения изменений и дополнений в 90-е годы в систему уголовных наказаний (исключение из ее системы ссылки и высылки, условного осуждения к лишению свободы и условного освобождения из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду) перестало отвечать своему содержанию. Нормы исправительно – трудового права стали преимущественно уголовно – исполнительными. Наконец, термин “уголовно – исполнительное законодательство” стал официально употребляться в законодательных актах России, принятых в последние годы. Так, в ст. 71 Конституции РФ указывается, что в ведении Российской Федерации находится уголовно – исполнительное законодательство. Таким образом, потребности социальной правоохранительной практики предопределили необходимость подготовки законодательного акта, регулирующего исполнение всех видов наказаний, предусмотренных в новом УК РФ и с новым наименованием.
Уголовно – исполнительный кодекс РФ базируется на определенных концептуальных позициях, которые позволили сформулировать принципы и общие положения исполнения уголовных наказаний, определить структуру кодекса, понятие и содержание основных его институтов и норм. Единый концептуальный подход позволил установить объем и пределы правового регулирования исполнения наказаний в рамках Уголовно – исполнительного кодекса. Эти позиции базируются на следующих общих положениях.
Уголовно – исполнительный кодекс воспринял основные принципы обращения с осужденными, закрепленные в многочисленных международных правовых актах. Что касается норм рекомендательного характера, то они нашли отражение в кодексе лишь в тех случаях, если соответствовали социальному и социально – экономическому положению России. Так, в ч. 4 ст. 3 кодекса подчеркивается, что рекомендации (декларации) международных организаций, относящиеся к исполнению наказаний и обращению с осужденными, реализуются в уголовно – исполнительном законодательстве при наличии необходимых экономических и социальных возможностей.
Уголовно – исполнительный кодекс тесно связан с новым Уголовным кодексом, поскольку уголовное законодательство – базовое по отношению ко всем отраслям законодательства, регулирующим борьбу с преступностью. Уголовный закон предопределяет общность целей и задач, принципов правового регулирования смежных институтов и норм уголовного и уголовно – исполнительного законодательства, единство понятийного аппарата, что в свою очередь обеспечивает адекватность его толкования и применения.
Уголовно – исполнительный кодекс одновременно нацелен на достижение такой цели наказания, как исправление. Он закрепляет комплекс средств достижения этой цели, предусматривает возможность участия общественных формирований по контролю за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, оказанию им помощи в исправлении осужденных, возвращению их к полезной деятельности.
С принятием указанного закона реформа отрасли законодательства, регулирующего исполнение уголовных наказаний, не завершена. Напротив, с введением его в действие начинается новый, не менее важный, этап его реформирования. Анализ ряда статей УИК, а также положений Федерального закона “О введении в действие Уголовно – исполнительного кодекса” показывает, что в течение 1997 г. предстоит разработать и принять ряд нормативных правовых актов по реализации положений Уголовно – исполнительного кодекса.
К числу федеральных законов, регулирующих вопросы исполнения наказания и подлежащих разработке, можно отнести законы: “О мерах безопасности, применяемых к осужденным при исполнении наказаний, связанных с изоляцией от общества”, “Об уголовно – исполнительной системе”, который должен заменить в значительной степени устаревший Закон “Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы” 1993 г.
Впервые в уголовно – исполнительном законодательстве закреплены принципы этой отрасли права. ИТК 1970 г. лишь декларировал то, что исправительно – трудовое законодательство определяет принципы исполнения и отбывания наказания. Однако система принципов не была установлена и только следовала из некоторых норм ИТК. Аналогичная норма сформулирована в ч. 2 ст. 2 УИК, но она одновременно получила развитие в ст. 8 этого кодекса, в которой была определена система принципов уголовно – исполнительного законодательства. В то же время в отличие от нового УК РФ (ст. ст. 3 – 7 УК) содержание принципов не раскрыто. Представляется, что такое решение вполне обоснованно, так как в процессе разработки УИК у членов рабочей комиссии возникли расхождения в трактовке их содержания. Поэтому было принято компромиссное решение и предоставлена возможность для доктринального толкования ст. 8 УИК.
Принципы уголовно – исполнительного законодательства не являются, как нередко представляют, застывшими, декларативными, лишенными нормативной силы положениями. Принципы, закрепленные в ст. 8 УИК, определяют построение и содержание Особенной части кодекса, где регулируется исполнение конкретных видов уголовных наказаний. Они влияют на содержание институтов и норм УИК, а также создают ориентиры для иных законодательных и подзаконных нормативно – правовых актов, регулирующих исполнение различных видов наказания.
В ст. 8 УИК закреплены следующие принципы: законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом, дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний, рациональное применение принудительных средств и стимулирование правопослушного поведения, соединение наказания с исправительным воздействием.
Уголовно – исполнительный кодекс развил и усовершенствовал систему контроля за учреждениями и органами, исполняющими наказания, всесторонне ее урегулировал. Как известно, уголовное наказание – мера государственного принуждения и влечет за собой лишение или ограничение прав и свобод осужденных. Поэтому в целях обеспечения законности таких лишений и ограничений необходим всесторонний контроль общества за указанными органами и учреждениями, их должностными лицами. Его формы – государственный, общественный и судебный контроль.
В соответствии с этим в кодексе регламентировано осуществление контроля органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также органов местного самоуправления за деятельностью расположенных на их территориях учреждений и органов, исполняющих наказания.
Важная форма государственного контроля – ведомственный контроль (ст. 21) со стороны вышестоящих органов управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, и соответствующих должностных лиц.
В качестве формы государственного контроля предусмотрено осуществление прокурорского надзора за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказание (ст. 22). Такой надзор осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с Законом о прокуратуре Российской Федерации.
Общественный контроль осуществляется общественными объединениями. Статья 23 УИК предусматривает, что полномочия таких общественных объединений, их права и обязанности определяются законодательством РФ.
Судебный контроль (ст. 20) реализуется при решении судом вопросов об освобождении от отбывания наказания, замене одного вида наказания другим, изменении вида исправительного учреждения, а также при рассмотрении в случаях, предусмотренных законодательством, жалоб осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания. Кроме того, контрольные функции суда реализуются в норме УИК, обязавшей учреждения и органы, исполняющие наказание, уведомлять суд, постановивший приговор, о начале и месте отбывания осужденными лишения свободы, ограничении свободы, содержании в дисциплинарной воинской части, а также об исполнении других уголовных наказаний, включая смертную казнь.
Уголовно – исполнительный кодекс уделил серьезное внимание регламентации правового статуса осужденных, значительно расширив его и углубив. Этому вопросу посвящена самостоятельная глава 2 кодекса (в ИТК 1970 г. было лишь три статьи).
В указанной главе закрепляются общие принципы определения правового положения осужденных, их субъективные права и юридические обязанности. Эта глава, исходя из социально – правовой значимости отношений, входящих в ее предмет, поставлена законодателем на второе место, сразу за главой, устанавливающей общие положения. Это решение вполне оправданно, учитывая архитектонику Конституции Российской Федерации, где глава о правовом положении человека и гражданина также расположена после общих конституционных положений и принципов.
Новизна закрепления Уголовно – исполнительным кодексом правового положения осужденных не ограничивается вышеизложенным. Она проявляется в ряде моментов, свидетельствующих об изменении подхода законодателя к определению правового положения осужденных.
Во-первых, в отличие от ранее действовавших норм в ст. 10 кодекса констатировано, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает установленные законом условия их исправления, правовую и иную защищенность их личности при исполнении наказаний. В соответствии с этим впервые установлено, что осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно – исполнительным и иным федеральным законодательством.
Уголовно – исполнительный кодекс не освобождает осужденного от исполнения своих гражданских обязанностей. Наоборот, учитывая, что осужденные не выполнили свою основную гражданскую обязанность – соблюдать законы государства, соблюдение юридических обязанностей является для них первостепенной задачей. Поэтому в процессе исполнения наказания на осужденного возлагаются дополнительные к имеющимся гражданским обязанности и осуществляется постоянный контроль за их исполнением.
В нормах Уголовно – исполнительного кодекса впервые закреплена развернутая система субъективных прав и обязанностей осужденных. В ст. ст. 11 и 12 они названы основными правами и обязанностями, что обусловлено необходимостью закрепления в Общей части лишь тех субъективных прав и обязанностей осужденных, которые являются общими для осужденных, отбывающих различные виды уголовного наказания.
Кроме того, особенность закрепления правового положения осужденных в нормах Уголовно – исполнительного кодекса заключается в установлении системы гарантий прав, свобод, законных интересов, а также обязанностей осужденных.
Таким образом, достоинство Уголовно – исполнительного кодекса в том, что он представляет собой комплексный, системный и кодифицированный законодательный акт.
Комплексность и система правового регулирования проявляется во всестороннем регулировании отношений, возникающих при исполнении и отбывании всех видов уголовных наказаний. Кроме того, кодекс урегулировал общественные отношения, возникающие не только при исполнении наказания, но и при осуществлении специальных предупредительных и воспитательных мер и мер медицинского характера (принудительное и обязательное лечение); в кодексе заложены основы постпенитенциарного воздействия, в том числе контроля за поведением освобожденных от отбывания наказания.
Впервые в уголовно – исполнительном законодательстве урегулированы основы деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. В нем определены виды исправительных учреждений для отбывания срочного и пожизненного лишения свободы – исправительные колонии общего, строгого и особого режима, воспитательные колонии, тюрьмы и колонии – поселения. Применительно к воинским видам наказаний установлено, что исполняются они в дисциплинарной воинской части, а арест – на гауптвахте.
Дополнена система учреждений и органов, исполняющих наказания. При этом закреплен принцип, в соответствии с которым исполнение государственного принуждения, каковым является уголовное наказание, может быть возложено только на органы государственной власти Российской Федерации. Администрация предприятий, учреждений и организаций выполняет требования приговора суда, например, по лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишению специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
В соответствии с названным принципом исполнение таких наказаний, как штраф, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, конфискация имущества, возложено на суд, наказание в виде обязательных работ, лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, исправительных работ – на уголовно – исполнительные инспекции органов внутренних дел, наказание в виде ограничения свободы – на исправительные центры, ареста – на арестные дома.
Соответственно исполнение наказаний в отношении военнослужащих возложено: содержание в дисциплинарной воинской части – на специально предназначенные для этого воинские части; арест – на командование гарнизона с содержанием на гауптвахтах для осужденных военнослужащих или в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт; ограничение по службе – на командование воинских частей, учреждений, органов и воинских формирований по месту прохождения службы военнослужащими.
Особенностью регулирования этого вопроса в Уголовно – исполнительном кодексе является то, что наказания в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы на определенный срок, пожизненного лишения свободы и смертной казни исполняются учреждениями уголовно – исполнительной системы. В данном случае заложена правовая основа для обособления определенного круга учреждений и органов, исполняющих наиболее распространенные и трудоемкие в организационном и материально – затратном в финансовом отношении виды наказаний. Это сделано с целью

Читайте также:
Жалованная грамота: что это такое, описание и особенности

Уголовно-исполнительный кодекс РФ

Уголовно-исполнительный кодекс РФ

федеральный закон
«Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации»
Номер: 1-ФЗ
Принят: Государственной Думой 18 декабря 1996
Одобрен: Советом Федерации 25 декабря 1996
Подписан: Президентом 8 января 1997
Вступил в силу: 1 июля 1997
Впервые опубликован: «Собрание законодательства РФ» от 13 января 1997 №2
Действующая редакция: от 21 июля 2007

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ) — кодифицированный нормативно-правовой акт, основной источник уголовно-исполнительного права, регулирующий общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения всех видов уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера на территории Российской Федерации.

Действующий Уголовно-исполнительный кодекс был принят Государственной Думой 18 декабря 1996 года, одобрен Советом Федерации 25 декабря 1996 года и подписан Президентом 8 января 1997 года.

Структура Уголовно-исполнительного кодекса

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации представляет собой кодифицированный нормативный акт, состоящий из двух частей (восемь разделов) и приложения:

  • Общая часть
    • Основные положения уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации
    • Правовое положение осуждённых
    • Учреждения и органы, исполняющие наказания, и контроль за их деятельностью
  • Особенная часть
    • Исполнение наказания в виде обязательных работ
    • Исполнение наказания в виде штрафа
    • Исполнение наказания в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью
    • Исполнение наказания в виде исправительных работ
    • Исполнение наказания в виде ограничения свободы
    • Исполнение дополнительных видов наказания
    • Исполнение наказания в виде ареста
    • Исполнение наказания в виде лишения свободы
    • Исполнение наказаний в виде ограничения по военной службе, ареста и содержания в дисциплинарной воинской части в отношении осужденных военнослужащих
    • Освобождение от отбывания наказания. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними
    • Исполнение наказания в виде смертной казни
    • Контроль за условно осужденными
  • Приложение: Перечень имущества, не подлежащего конфискации по приговорусуда (утратил силу)

Разделы состоят из глав (24), которые, в свою очередь, делятся на статьи (190).

Ссылки

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (Российская Газета, редакция на 01.11.2007)
  • Уголовно-исполнительный кодекс РФ в СПС «КонсультантПлюс» в действующей редакции

См. также

  • Уголовно-исполнительное право
  • Уголовно-исполнительное законодательство
  • Уголовное наказание
Читайте также:
Как получить компенсацию за приобретенные лекарства?

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Уголовно-исполнительный кодекс
  • Уголовно-процессуальное законодательство РФ

Полезное

Смотреть что такое “Уголовно-исполнительный кодекс РФ” в других словарях:

Уголовно-исполнительный кодекс — федеральный закон «Уголовно исполнительный кодекс Российской Федерации» Номер: 1 ФЗ Принят: Государственной Думой 18 декабря 1996 Одобрен: Советом Федерации 25 декабря 1996 Подписан … Википедия

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РФ — основной федеральный закон, который в сочетании с другим законодательством устанавливает: общие положения и принципы исполнения наказания, применения иных мер уголовно правового характера; порядок и условия исполнения и отбывания наказания,… … Энциклопедический словарь конституционного права

Уголовно-исполнительный кодекс РФ — Угол овно исполн ительный к одекс РФ … Русский орфографический словарь

Уголовно-исполнительный кодекс Украины — это нормативный акт, который регулирует порядок отбывания уголовного наказания. Вступил в силу с 1 января 2004 года, при этом потерял силу Исполнительно трудовой кодекс УССР. Содержание 1 Структура 2 Цель УПК Украины … Википедия

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации — Федеральный закон (Россия) «Уголовно исполнительный кодекс Российской Федерации» Номер: 1 ФЗ Принятие: Государственной Думой 18 декабря 1996 Одобрение: Советом Федерации 25 декабря 1996 … Википедия

Уголовно-процессуальный кодекс Украины — У этого термина существуют и другие значения, см. Уголовно процессуальный кодекс. Закон Украины «Уголовно процессуальный кодекс Украины» Кримінально процесуальний кодекс України Принятие: 28 декабря 1960 г. Вступление в силу: 1 апреля … Википедия

Уголовно-исполнительное законодательство — Уголовно исполнительное законодательство совокупность законодательных нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие общие положения, принципы, порядок и условия исполнения уголовных наказаний, применения средств исправления… … Википедия

Уголовно-исполнительная инспекция — Уголовно исполнительная инспекция в Российской Федерации учреждения, исполняющие в соответствии с уголовно исполнительным законодательством уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества[1]. Уголовно исполнительные … Википедия

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации — Уголовно исполнительное законодательство совокупность законодательных нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие общие положения, принципы, порядок и условия исполнения уголовных наказаний, применения средств исправления… … Википедия

Уголовно-исполнительное законодательство РФ — Уголовно исполнительное законодательство совокупность законодательных нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие общие положения, принципы, порядок и условия исполнения уголовных наказаний, применения средств исправления… … Википедия

Читайте также:
Как наказать шумных соседей?

Уголовно-исполнительное законодательство: понятие, цели, задачи, содержание

Уголовно-исполнительное законодательство

Последние действия по преобразованию Российской Федерации нуждались в укреплении роли правового регулирования в стране, развития и обновления законодательной системы. Ведущий принцип существования правового государства – верховенство закона начал становиться реальной правовой основой политической, социальной и экономической жизни нашего государства. Подзаконные нормативные акты в последнее время уступают место законам, которые занимают главенствующее положение в правовом регулировании важнейших сфер жизни государства и общества. Предполагается, что в недалеком будущем законодательно-правовые акты в области исполнении уголовных наказаний будут главенствовать. Уголовно-исполнительный Кодекс Российской Федерации в части 1 статье 2 официально закрепил такой подход положением о том, что УИК РФ включает в себя данный Кодекс и прочие федеральные законы.

Уголовно-исполнительное законодательство РФ представляет собой свод законов, которые прямо регламентируют общественные отношения касательно отбывания уголовных наказаний и применения других мер правового и уголовного воздействия.

Уголовно-исполнительный Кодекс Российской Федерации занимает основное место в уголовно-исполнительном законодательстве России. Кодекс является первым документом, где урегулировано исполнение всех мер и наказаний, которые прописаны в Уголовном Кодексе РФ. Кодекс представляет собой законодательный акт и носит сводный характер, при этом он охватывает важнейшие положения нормативного материала законодательства в уголовно-исполнительной сфере. Кодекс в своих положениях руководствуется едиными принципами и подробно регулирует общественные правоотношения при УИН. УИК РФ представляет собой закон, который рассчитан на долгий период действия и излагает конкретные правовые нормы в систематизированном виде.

Данные нормы прописывают общие положения по исполнению наказаний и регулируют все допустимые типы уголовных наказаний. По большей части, типы уголовных наказаний, закрепленные в Кодексе, могут быть регламентированы посредством издания отдельного закона. Отношения между этими возможными законами продуманы в УИК РФ так тщательно и подробно, что Кодекс можно рассматривать как отраслевой свод нормирующих указаний, связанных едиными принципами, обобщениями и подходами.

Система уголовно-исполнительных законов

В современную систему уголовно-исполнительных законов помимо УИК РФ включены:

Сегодня, кроме УИК РФ в систему уголовно-исполнительных законов входят:

  1. Законодательные акты федерального уровня, принятие которых непосредственно предусмотрено УИК ФР, в том числе: о помиловании; о социальной помощи лицам, отбывшим наказание и о контроле за их поведением.
  2. Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в частности, предусмотренный им новый вид уголовного наказания – принудительные работы.
  3. ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса РФ и УИК Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы» с 10 января 2010 г.
  4. ФЗ «Об обеспечении охраны психиатрических стационаров и больниц специализированного типа с интенсивным наблюдением» регламентирует правовые основы для действий по обеспечению охраны психиатрических стационаров и больниц специализированного типа с интенсивным наблюдением, безопасности лиц, находящихся на их территориях, охраны и сопровождения лиц, которым предписано прохождение принудительного лечения в указанных стационарах и больницах.
  5. ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» регламентирует правовые основы участия в общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания общественных объединений. В этом ФЗ также прописаны действия по содействию лицам, которые находятся в местах принудительного содержания, в том числе по созданию условий для их дальнейшей адаптации к общественной жизни.
  6. ФЗ «О введении в действие положений УК РФ и УИК РФ о наказании в виде обязательных работ» регламентирует исполнение на практике уголовного наказания в форме обязательных работ с 1 января 2005 г.
  7. ФЗ «Об исполнительном производстве» – устанавливает порядок исполнения уголовного наказания в форме штрафа в дополнение к УИК РФ.
  8. ФЗ «О введении в действие УИК ФР» – включает в себя отлагательную норму по поводу исполнения наказаний в виде ареста.
  9. Закон об учреждениях, исполняющих уголовные наказания, устанавливает правовые основы, цели и принципы работы УИС и ее организационную структуру, а также правовые и организационные основы деятельности специальных учреждений, исполняющих наказания. Закон закрепляет обязанности и права сотрудников УИС, их социальную и правовую защиту.
Читайте также:
Международное право: что это такое, описание и особенности

С учетом внесенных дополнений и изменений, все перечисленные законодательные акты входят в уголовно-исполнительное законодательство.

Закон о содержании под стражей

Этот закон занимает особенное положение в законодательстве, регламентирующем общие правила работы учреждений, которые занимаются исполнением наказаний.

Во-первых, на администрацию следственных изоляторов вместе с реализацией мер по уголовно-процессуальному принуждению возлагаются функции по исполнению лишения свободы в отношении тех осужденных, которые оставлены в СИЗО для выполнения хозяйственного обслуживания, а также в отношении лиц, осужденных на срок не превышающий 0,5 года, оставленных в СИЗО с их согласия. Во-вторых, этот Закон устанавливает порядок и регламентирует условия нахождения под стражей, гарантии

“Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации” от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 11.06.2021)

Судебная практика и законодательство — УИК РФ

вносятся изменения в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон “Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы”, которые направлены на расширение круга лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, в отношении которых административный надзор применяется в обязательном порядке

вносятся изменения в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон “Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы”, которые направлены на расширение круга лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, в отношении которых административный надзор применяется в обязательном порядке

44. В случае осуждения пенсионера по приговору суда к наказанию в виде лишения свободы выплата назначенной пенсии (иной денежной выплаты) продолжает осуществляться пенсионным подразделением территориального органа безопасности, на территории которого находится учреждение, исполняющее наказание, в соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации и настоящей Инструкцией.

В соответствии с пунктом 2 плана мониторинга Минобороны России проведен мониторинг правоприменения в сфере действия УИК РФ, УПК РФ, КоАП РФ, федеральных законов от 17 января 1992 г. N 2202-I “О прокуратуре Российской Федерации”, от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов”, от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”, от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ “Об обороне” (далее – Федеральный закон N 61-ФЗ), от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих” (далее – Федеральный закон N 76-ФЗ), от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ “О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства”, от 1 декабря 2006 г. N 199-ФЗ “О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста”, от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ “О Следственном комитете Российской Федерации”, от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ “О полиции”, а также подзаконных нормативных правовых актов.

постоянно находиться в пределах территории ИЦ (за исключением случаев, предусмотренных УИК и Правилами), проживать, как правило, в специально предназначенных для осужденных общежитиях, не покидать их в ночное и нерабочее время, выходные и праздничные дни без разрешения администрации ИЦ;

137. К осужденным, проходящим лечение в ЛПУ, применяются предусмотренные Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации меры взыскания, если они не противоречат медицинским показаниям.

138. Осужденные, злостно нарушающие установленный порядок отбывания наказания, могут быть выписаны из ЛПУ и возвращены по прежнему месту содержания только в случаях, когда это позволяют медицинские показания.

1. В соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации осужденным, отбывающим наказание в исправительных колониях особого режима в строгих условиях, разрешается иметь два краткосрочных свидания в течение года (пункт “б” части третьей статьи 125); в строгие условия отбывания наказания по прибытии в исправительную колонию особого режима помещаются все осужденные к пожизненному лишению свободы; перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные условия отбывания наказания производится по отбытии не менее 10 лет в строгих условиях отбывания наказания по основаниям, указанным в части шестой статьи 124 данного Кодекса; если в период пребывания в следственном изоляторе к осужденному не применялась мера взыскания в виде водворения в карцер, срок его нахождения в строгих условиях отбывания наказания исчисляется со дня заключения под стражу (часть третья статьи 127).

Читайте также:
Социальный туризм: что это такое, описание и особенности

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. N 205 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, согласованные с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, которые на основании положений Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации регламентируют и конкретизируют соответствующие вопросы деятельности исправительных учреждений.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, определяя правовое положение осужденных, устанавливает обязанность администрации исправительного учреждения обеспечить осужденных одеждой установленного образца. Форма одежды определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 4 статьи 82).

2. Правила применяются во всех воспитательных колониях , дислоцирующихся на территории Российской Федерации, и обязательны для сотрудников и работников уголовно-исполнительной системы , осужденных и лиц, посещающих данные учреждения. Нарушение Правил влечет ответственность, установленную действующим законодательством.

Порядок и условия исполнения и отбывания наказания: к вопросу о понятиях Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сторожук Михаил Иванович

в статье рассматриваются понятия «порядок» и «условия» исполнения и отбывания наказания, раскрывается их содержание и выделяются различия

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сторожук Михаил Иванович

PROCEDUREAND CONDITIONS OF PUNISHMENTEXECUTIONANDSERVING: THE ISSUE OF THE CONCEPTS

The article considers the concepts «order» and «conditions» of punishment execution and serving, the author reveals their contents and points out the differences.

Текст научной работы на тему «Порядок и условия исполнения и отбывания наказания: к вопросу о понятиях»

УДК 343.8 M.I. STOROZHUK

ББК 67.409.11 С82

PROCEDURE AND CONDITIONS OF PUNISHMENT EXECUTION AND SERVING: THE ISSUE OF THE CONCEPTS

Аннотация: в статье рассматриваются понятия «порядок» и «условия» исполнения и отбывания наказания, раскрывается их содержание и выделяются различия.

Ключевые слова: условия отбывания наказания, порядок отбывания наказания, порядок исполнения наказания, осужденньщ исправительное учреждение

ПОРЯДОКИУСЛОВИЯ ИСПОЛНЕНИЯ И ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ: КВОПРОСУ О ПОНЯТИЯХ

* Кандидат юридических наук,

доцент кафедры уголовно-исполнительногоправа

(Академия ФСИН России).

Annotation: The article considers the concepts «order» and «conditions» of punishment execution and serving, the author reveals their contents and points out the differences.

Key words: conditions of punishment serving, order of punishment serving, prisoner, penal institution.

Актуальность уяснения сущности понятий «порядок» и «условия» исполнения и отбывания наказания обусловливается прежде всего тем, что законодательно эти два понятия четко не разделены. Нет их однозначного трактования и в научной литературе. В то же время отношения, складывающиеся в этой сфере, имеют принципиальное значение. Именно по их содержанию главным образом проводятся отличия видов наказания, определяются степень и характер их карательной сущности.

Законодатель наполняет отношения в данной сфере соответствующим содержанием в зависимости от вида наказания. Например, порядок исполнения наказания в виде обязательных работ заключается в следующем: исполнение их по месту жительства осужденных; определение вида обязательных работ и объектов, на которых они отбываются, органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями; установление начала привлечения к отбыванию наказания; ведение уголовно-исполнительными инспекциями учета осужденных; разъяснение осужденным порядка и условий отбывания наказания; ведение контроля за поведением осужденных; ведение суммарного учета отработанного осужденными времени (ст. 25 УИК РФ).

В качестве условий исполнения отбывания данного наказания УИК РФ устанавливает: обязанности осужденного; предоставление ему ежегодного отпуска; право обращения в суд с ходатайством об освобождении от дальнейшего отбывания наказания в случае тяжелой болезни, препятствующей отбыванию наказания, либо признание его инвалидом первой группы; право осужденной женщины в случае наступления беременности обратиться в суд с хода-

тайством об отсрочке ей отбывания наказания; безвозмездность обязательных работ (ст. 26).

Порядок исполнения наказания в виде штрафа заключается в следующем: осужденный обязан уплатить штраф в течение 30 дней со дня вступления приговора суда в законную силу (в случае осуждения к штрафу без рассрочки выплаты), – до трех лет, в случае если суд рассрочил его уплату (ст. 31 УИК РФ).

В отношении наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью законодатель определил, что оно исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства и учреждениями и органами, исполняющими наказания в виде ареста, содержания в дисциплинарной части или лишения свободы (в случае его назначения в качестве дополнительного наказания) – ч. 1, 2 ст. 33 УИК РФ. Определяя порядок исполнения данного наказания, закон устанавливает обязанности уголовно-исполнительной инспекции (ч. 3 ст. 33 УИК РФ), не допускает привлекать осужденного к работам, выполнение которых ему запрещено (ч. 4 ст. 33 УИК РФ).

Уголовно-исполнительное законодательство содержит две самостоятельные статьи, в одной из которых устанавливается порядок исполнения наказания в виде исправительных работ (ст. 39 УИК РФ), в другой – условия его отбывания (ст. 40 УИК РФ). В первой статье определяются: место отбывания исправительных работ; срок направления осужденного к месту отбывания наказания; обязанности уголовноисполнительной инспекции.

Читайте также:
Иск негаторный: что это такое, описание и особенности

Условия отбывания данного наказания состоят в обязанности осужденного соблюдать порядок и условия его отбывания, добросовестно относиться к труду и являться в уголовноисполнительную инспекцию по ее вызову. В условия включаются: удержания из заработной платы; запрещение увольнения с работы по собственному желанию без разрешения уголовноисполнительной инспекции; запрещение на отказ от предложеннойработы; обязанность осужденного сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места работы и места жительства в течение 10 дней; предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска.

Относительно наказания в виде ограничения свободы законодатель устанавливает только порядок его исполнения, однако в отличие от рассмотренных ранее наказаний выделяет в отдельные самостоятельные статьи порядок

исполнения (ст. 47.1 УИК РФ) и порядок отбывания наказания (ст. 50 УИК РФ).

Содержанием первого охватывается: осуществление надзора за отбыванием осужденными наказания специализированным органом -уголовно-исполнительной инспекцией; сроки вручения осужденному официального уведомления

о необходимости его явки в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет; обязанности уголовно-исполнительных инспекций; порядок следования лица, освобожденного из места лишения свободы, к месту отбывания наказания (в случае назначения его в качестве дополнительного наказания).

Порядок отбывания наказания включает в себя: установление района отбывания наказания – по месту жительства, обязанности осужденного.

Законодатель не проводит четких различий в порядке и условиях исполнения наказания в отношении ареста. Они регламентируются нормами, содержащимися в одной статье (ст. 69 УИК РФ). Если термин «условия» законодательно определен, то понятие «порядок» можно сформулировать путем систематического толкования норм, содержащихся в указанной статье.

В ч. 1 ст. 69 УИК РФ отмечается, что осужденные к аресту содержатся в условиях строгой изоляции. На них распространяются условия содержания, установленные для осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в условиях общего режима в тюрьме. Им не предоставляются свидания, за исключением свиданий с адвокатами и иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи; не разрешается получение посылок, передач и бандеролей, за определенным исключением.

Законодатель устанавливает предоставление несовершеннолетним осужденным краткосрочных свиданий, ежедневных прогулок, телефонных разговоров.

Систематическое толкование норм, содержащихся в гл. 12 УИК РФ («Режим в исправительных учреждениях и его основные требования»), позволяет сделать вывод о том, что порядок исполнения наказания в виде лишения свободы предусматривает: обязанности администрации исправительного учреждения (ч. 4 ст. 82); право на проведение обыска, досмотра, изъятие запрещенных вещей и документов(ч. 6 ст. 82); определение перечня вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бан-

деролях либо приобретать (ч. 8 ст. 82); использование технических средств надзора и контроля (ст. 83); осуществление оперативно-розыскной деятельности (ст. 84); применение мер безопасности (ст. 86).

Применительно к лишению свободы нормы, регламентирующие условия его отбывания, законодатель выделяет в УИК РФ самостоятельную главу 13. Она устанавливает для осужденных обычные, облегченные и строгие условия отбывания наказания, предусмотренные видом режима данной колонии (ч. 1 ст. 87), тюрьмы (ч. 2 ст. 87); перевод из одних условий отбывания наказания в другие (ст. 120, 122, 124, 127, 130, 132); порядок приобретения продуктов питания и предметов первой необходимости (ст. 88); свидания (ст. 89); получение посылок, передач и бандеролей (ст. 90); переписку, получение и отправление денежных переводов (ст. 91); телефонные разговоры (ст. 92); прогулки (ст. 93); просмотр кинофильмов и телепередач, прослушивание радиопередач (ст. 94); приобретение и хранение литературы и письменных принадлежностей (ст. 95); условия и порядок передвижения без конвоя или сопровождения (ст. 96); выезды за пределы исправительных учреждений (ст. 97); обязательное государственное социальное страхование и пенсионное обеспечение(ст. 98); материально-бытовое (ст. 99-100) и медико-санитарное обеспечение (ст. 101); материальную ответственность (ст. 102).

Систематический анализ норм уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующего порядок и условия исполнения и отбывания наказания, позволяет сделать вывод о том, что законодатель не проводит четких разграничений между понятиями «порядок» и «условия», «порядок и условия исполнения наказания» и «порядок и условия отбывания наказания». Не разработаны они и в теории уголовноисполнительного права.

«Условия отбывания наказания и порядок их реализации тесно соприкасаются между собой, и иногда бывает трудно отделить их друг от друга», – отмечают авторы учебника по уголовно-исполнительному праву1.

Уяснение данных дефиниций имеет принципиальное значение, так как их правильное определение позволяет более четко дифференцировать меры, направленные на их реализацию, определить ответственных за это субъектов

В.Н. Чорный отмечает «Проблема разработки правовых категорий актуальна для любой правовой науки, но особую значимость вопрос об актуальности приобретает в формирую-

щихся отраслях права»2. Не является в данном случае исключением и наука уголовно-исполнительного права. Категории отраслевых правовых наук, подчеркивает данный автор, «проявляются как более конкретизированные понятия, вытекающие из общетеоретического понимания той или иной отрасли. На детализацию категории влияют также иные специфические особенности, характерные для правовой отрасли. Конкретная отрасль права формирует «свои» наиболее приемлемые с позиций регулируемых общественных отношений категории, систему понятий, которые в конечном счете и составляют основу отраслевой правовой науки. В одних отраслях права категориальный аппарат разработан более основательно, в других не совсем достаточно. К последним относится, в частности, уголовно-исполнительное право». Исходя из приведенных установлений автор и рассматривает данные категории (понятия).

Читайте также:
Как доказать, что договор дарения поддельный?

В научной литературе по этому вопросу существуют различные мнения. А.И. Зубков считает, что порядок и условия наказания входят в содержание режима отбывания наказания3. В то же время он разделяет режим и условия отбывания наказания4.

Другие авторы выводят условия из состава режима и в качестве доказательства приводят факт выделения условия отбывания наказания осужденными в отдельную главу УИК РФ – главу 13. Они отмечают, что «условия отбывания наказания, выражая различную степень изоляции осужденных, представляют собой качество наказания, его уголовно-карательную сущность. Порядок реализации наказания – это уголовноисполнительное принуждение осужденных следовать условиям и правилам отбывания наказания. Данное принуждение не содержит элементов уголовной кары, регламентируется нормами уголовно-исполнительного права»5.

В Толковом словаре В.И. Даля содержание данных понятий раскрывается следующим образом: условия – «оговорка, зависимость чего-либо от если или будет»; порядок – «установленные действия».

Систематическое толкование этих понятий позволяет сделать вывод о том, что первое из них шире второго. А. В. Зиновьев отмечает «Условия – это. режим, в котором осуществляются основные права, свободы и обязанности»6 .

В связи с изложенным можно сделать вывод о том, что под условиями следует понимать исполнение наказания в исправительном учреждении, направление в которое зависит от характеристики осужденного (признание или не-

признание злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания – ч. 3, 4 ст. 120; ч. 3, 4 ст. 122; ч. 5 ст. 122; ч. 3, 4 ст. 124 УИК РФ; наличие взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания, характер отношения к труду, срок отбытия наказания – ч. 1 ст. 120 УИК РФ; характер совершенного преступления, отбывание наказания в других условиях – ч. 1 ст. 122, ч. 1 ст. 124 УИК РФ и др.) Наполнение же условий отбывания наказания будет в таком случае выглядеть в виде порядка отбывания наказания осужденными, с одной стороны, в виде порядка его исполнения администрацией – с другой.

Соотношение указанных понятий применительно к теме статьи можно рассматривать иначе. То понимание условий, которое приводилось ранее, можно отнести к условиям первого порядка, так как они влекут за собой новый определенный алгоритм действий законодателя в виде специфических прав осужденных и обеспечение их реализации администрацией. Это регулирует-

ся нормами, которые устанавливают процедуру их решения (ст. 121, 122, 125, 127 УИК РФ и др.): ежемесячное расходование средств на приобретение продуктов питания и товаров первой необходимости, предоставление свиданий и др. Отличительной чертой подобных норм является их процессуальный характер.

Толкование нормы, изложенной в ст. 82 УИК РФ, позволяет прийти к выводу о том, что понятие «порядок» шире понятия «условие». В данной норме указано, что «режим -установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания наказания. создает условия.».

Следовательно, с одной стороны,порядок исполнения и отбывания наказания определяет зависимость их условий от рассмотренных ранее обстоятельств, с другой – конкретные условия диктуют особенный порядок исполнения наказания (предоставление свиданий, телефонных разговоров и т. п.).

1 Уголовно-исполнительное право: учебник: в 2 т. / под общ. ред. Ю.И. Калинина. М.; Рязань, 2006. Т. 2. Особеннаячасть. С. 93.

2 Чорный В.Н. Развитие категорий науки уголовно-исполнительного (исправительно-трудовой)! права в работах Н.А. Стручкова// Актуальные проблемы исполненияуголовных наказаний: материалы науч-практ. семинара. Рязань, 2005. С. 186.

3 См.: Уголовно-исполнительноеправо: учебники основные нормативные правовые акты / под ред. О. В. Филимонова. М., 2004. С. 162.

4 См.: Там же. С. 146.

5 Уголовно-исполнительное право / учебник под ред. Ю.И. Калинина. Т. 2. Особенная часть. С. 93.

6 Зиновьев А.В. Проблемытеории и практики прав человека// Правоведение. 2008. № 6. С. 13.

Основные функции и задачи уголовно-исполнительной системы РФ

Чтобы понять, что такое уголовно исполнительная система (УИС), вначале нужно узнать, что именно в неё входит. А также необходимо рассмотреть, что относится к функциям уголовно-исполнительной системы. Системой (УИС) принято называть комплекс взаимосвязанных между собой ведомств, обязательство которых осуществление уголовных наказаний. Это понятие получило огласку благодаря Закону РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», где определяется порядок работы всех ведомств, которые вправе исполнять уголовные мероприятия.

  1. Состав УИС
  2. Основные задачи и функции
  3. Взаимодействие социума с деятельностью УИС
  4. Обязанности пенитенциарных учреждений
  5. Учреждения УИС и их контингент
  6. Защита прав и обязанностей сотрудников

Состав УИС

  • в первую очередь, это Федеральная служба Министерства Юстиций РФ, в ведении которой и существует система (минюст ФСИН);
  • окружное или территориальное управление УИС;
  • учреждения, правомерные на применение надлежащих мер, например, дома арестов, исправительные центры, центр, связанные с уголовным исполнением;
  • следственные изоляторы (СИЗО).
Читайте также:
Как закрывается ИП-банкрот?

Исполнение наказания – это неотъемлемая часть и один из главных элементов борьбы с преступным миром. Оно реализовывается определёнными методами воздействия с помощью средств, обозначенных российским законодательством и возлагающимся на вышеуказанные полномочные органы, созданные как раз для данной цели.

Суды применяют следующие виды применяемых мер:

  1. Наложение денежных штрафов.
  2. Проведение конфискации имущества.
  3. Лишение разного рода званий и чинов, государственных наград.

Например, лишение свободы возлагается на исправительные объекты. В добавление к этому на них возлагаются обязанности, такие как осуществление ограничения свободы, проведение арестов и реализация смертных казней (в настоящее время в России наложен мораторий на смертную казнь).

Исключениями служат военнослужащие, так как к ним применимы санкции особых воинских частей МВД, командирами гарнизонов и воинских частей и других мест, где служат военнослужащие. Некоторые обязанности возлагаются на суды.

Суды могут привлекать к ответственности:

  • администрацию мест, где работают граждане, приговоренные к снятию с должностей;
  • орган, законно правомочный к аннулированию разрешений на занятия какой-либо деятельностью;
  • должностных лиц, которые присваивали звания, чины или награждавшие наградами от государства.

Как мы видим, комплекс системы УИС обширен и многообразен.

Уполномоченные учреждения, которые вправе исполнять наказания делятся:

  1. Учреждения открытого типа. Инспекции, исправительные центры, дома ареста.
  2. Учреждения закрытого типа. Колонии поселения разных форм, детские колонии для подростков, которым не исполнилось 18 лет, тюрьмы.
  3. Объекты, созданные не только для исправления, но и лечения. Исправительные колонии разнообразного режима и для пожизненно лишенных свободы.

Организация, привлекающаяся к осуществлению правомерных действий, носит имя – юридическое лицо. Постановление о её создании либо ликвидации принимают Правительство и органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации совместно. Всё функционирование заведений вместе со структурами, штатами и положениями может быть утверждена центральным органом управления.

Помимо них, существуют ещё и территориальные органы. Допустим, орган управления, создаваемый в краях, областях и республиках. Они подчиняются как центральным, так и местным учреждениям.

Для успешного развития социальной сферы с целью приобщения к труду создаются организации любых форм, которые УИН может создавать и управлять ими.Кней УИ относят заведения следственных изоляторов, объекты по обеспечению деятельности УИС, научные центры и лаборатории исследования, затрагивающие проектную и учебную сферу.

Таким образом, уголовно-исполнительная система России является объединением структур под одним руководством с одинаковыми целями, задачами и функциями, направленными на перевоспитание осуждённого.

Основные задачи и функции

К функциям системы относятся:

  • применять меры средства, опираясь на законодательный базис страны;
  • содержать под стражей людей, которых подозревают или обвиняют в разных преступлениях против общества;
  • контролировать поведение и действия лиц, приговоренных к условному сроку и людей, получивших от суда отсрочку;
  • отстаивать права и интересы заключенных лиц;
  • обеспечивать правопорядок и соблюдение законности;
  • обеспечивать безопасную среду заключенным и людям под стражей, а также рабочимгражданам и другим людям, перемещающимся в районе территории УИС;
  • создавать условия, соответствующие всем нормам отечественного и международного права;
  • привлекать подчиненных к труду – на территориях заключения всегда будут промышленные, лесозаготовительные или сельскохозяйственные предприятия, где люди могут получить дополнительные денежные средства;
  • осуществлять с осужденными социальную работу, направленную на социальную адаптацию и реабилитацию.
  • предоставлять помощь в получении среднего и средне специального образования, а также проводить профориентационную подготовку.

Любые организации, выполняя свою работу, основываются на различного рода функциях и задачах. Лишь выполняя все вышеуказанные функции, можно говорить о законности всей пенитенциарной сферы.

Взаимодействие социума с деятельностью УИС

Общественность не должна полностью передавать управленческие полномочия местам УИС, она должна принимать активное участие в функционировании пенитенциарной системы, так как именно общество может защитить и отстоять социальные интересы заключённых.

Участие социума в деятельности пенитенциарных учреждений по следующим ветвям:

  • помощь лицам, осуществляющим уголовные наказания;
  • контролирование объектов и их функционирование;
  • осуществление воспитательной деятельности с преступниками;
  • организация их трудоустройства, оказание бытовых, социальных, гуманитарных услуг;
  • спонсорская и благотворительная деятельность, попечительство;
  • защита прав и гражданских интересов;
  • помощь в приобретении общего и специального образования;
  • привлечение к культуре и экономике страны;
  • привлечение к труду, предоставление рабочих мест лицам, вышедшим на свободу;
  • предоставление медицинской помощи.

Участие общественных деятелей многогранно. Например, они могут входить в состав наблюдательной комиссии, воспитательного движения либо выступать в роли общественного надзирателя в исправительных работах.

В последнее время пенитенциарные заведения находятся под особым контролем СМИ, отечественных и европейских сообществ. Эти организации имеют большую историю надзора за функционированием заведений. Не только выявляют проблемы в нарушении прав заключённых и сотрудников, но и оказывают посильную помощь уполномоченным лицам.

Отметим, что при всём вмешательстве общества в систему, оно не имеет право ей противодействовать. Недопустимо никакое самопроизвольное вмешательство к оперативной или хозяйственной службе.

Обязанности пенитенциарных учреждений

Многие люди считают, что данные заведения существуют лишь для того, чтобы обвинить преступника. Но его задачи значительно обширнее.

Рассмотрим подробнее обязанности пенитенциарных субъектов:

Читайте также:
Международный коммерческий арбитраж: что это значит

  1. Поддерживать порядок и условия исполнений и отбываний наказания на должном уровне.
  2. Определять необходимые методы для наилучшего исправления заключенных.
  3. Охранять права и гражданские интересы подопечных.
  4. Оказывать помощь в социализации.

Современная законодательная база России и международное право подвергаются постоянному реформированию и всё больше требуют гуманного обращения с подопечными.

Принципы работы сотрудников:

  1. Законности. Любое взаимодействие должно определяться исключительно законом. Основанием для осуждения человека должно выступать только решение суда, ориентированное на закон и вступившее в силу.
  2. Гуманизма. Основа принципа – недопущение никаких пыток и других насильственных действий, унижающих достоинство человека.
  3. Демократизма (равенства). Во-первых, это равенство всех людей перед законом. Во-вторых, это относится к органам, применяющим воздействие, деятельность которых должна осуществляться гласно, совместно с другими структурами, под их контролем.
  4. Индивидуализации применяемых мер. Предусматривается индивидуально продуманные меры воздействия в соответствии с темпераментом осужденного, масштаба его правонарушения, поведенческих особенностей и т. д. Только рассмотрев полностью личность преступника, можно определять в каких условиях и как именно он будет содержаться.
  5. Отраслевой принцип. Означает то, что наказание всегда идет в ногу с исправлением. Для воспитательной работы с преступниками существует широкий спектр различных мероприятий: трудотерапия, учение, профессиональная переподготовка по множеству отраслям.

Все вышеуказанные принципы взаимосвязаны и служат одной общей цели – защитить права человека, попавшего в уголовно-исправительное место.

Учреждения УИС и их контингент

Существует довольно большое количество субъектов для заключения и исправления преступного мира. Выделим основные.

Колонии поселения. В данный момент существует две формы таких заведений.

Первая форма предназначена для лиц, совершивших преступление по неосторожности либо это лица, приговорённые на срок не более 5 лет. Чаще всего к ним относятся граждане, осуждённые за автотранспортное преступное деяние.

Вторая форма нужна для людей, положительно проявивших себя в других местах лишения свободы и перенаправленные в данные объекты. Переводят их только по истечении определённого времени, с момента объявления решения суда, прописанного в законодательном акте.

Сравнивая разные места лишения свободы, можно сделать вывод о том, что данный вид заключения не лишает людей свободы, а лишь ограничивает. Поэтому она является субъектом открытой формы, и условия в ней сильно отличаются от других.

  • во время дня разрешено свободное перемещение без охраны, но определенный контроль присутствует;
  • можно взять разрешение у администрации на временный уход из территории, если этого требует специфика работы или обучения;
  • разрешено ходить в обычной одежде, иметь с собой деньги либо драгоценности, которыми не запрещается пользоваться;
  • после взятия соответствующего разрешения не запрещается проживать с семьями на площади, где размещается колония или за ее местонахождением.

В каждой колонии-поселении создаются однотипные условия всем, несмотря на вид или степень преступного деяния.

Колонии общего режима. Обычно в них находятся под арестом мужчины, которые были в первый раз приговорены за осуществление преступления разной тяжести, совершённые умышленно. Либо те, кто совершил преступное деяние по неосторожности, осуждённые судом до 5 лет. Помимо этого, здесь находятся представители женского пола, за исключением повторно привлечённых за особо опасные рецидивы.

А также под данный режим попадают те, кто был перенаправлен из других объектов судейским решением. Например, люди с детских исправительных заведений, по достижению ими полного совершеннолетия либо вернувшиеся из колонии-поселения и т. д.

В рассматриваемом режиме находится большинство заключённых, поэтому различают различные формы колоний общего режима, адаптированные под разный контингент осуждённых: обычная, облегчённая и строгая. В какую именно форму попадёт отдельно взятый человек, будет зависеть лишь от его поведения, отношения к труду, скорости и качества перевоспитания и др.

Человек, которому приговорили поселение, попадает в общежитие, разделённое на три вышеуказанные формы. Таким осуждённым разрешено каждый месяц расходовать средства, лежащие на их счетах на продуктовые товары и товары первой необходимости на общую сумму, не превышающую 50% МРОТа. Также они вправе воспользоваться 4 короткими и 4 длинными свиданиями в год и приёмом 6 посылок и столько же бандеролей.

Колонии строгого режима. Чаще всего сюда направляют мужчин, которые были приговорены в первый раз при поимке с особо тяжким преступлением, рецидивистов либо женщин, повторно совершивших преступление особой тяжести.

В подавляющем большинстве люди, находящиеся в данных местах, являются рецидивистами, уже подвергавшимися когда-либо лишению свободы. Этот факт требует особого подхода организации применяемых мер. Основная часть находящихся там лиц должна содержаться в обычных условиях, исключая лиц, пойманных с умышленным преступным деянием, совершенным во временной период заключения и лица, перешедшие с более легкого режима.

При обычном режиме заключённые живут в общежитиях, существующих внутри локализованной территории.

Права осуждённых данного типа:

  • тратить средства на покупку продуктовых товаров и товаров первой необходимости не более 40% МРОТа;
  • совершить 3 коротких и 3 долгих свидания за год;
  • получить 4 посылки и столько же бандеролей за год.

Колонии особого режима. Здесь отбывают срок мужчины, приговорённые судом за сделанный особо опасный повтор преступления. Кроме того, в данных местах находятся люди, которым путём помилования отменили смертную казнь и направили на отбывание пожизненно.

Камерное содержание влияет на весь порядок нахождения людей в особом режиме. Заключенным ограничивается личное время и общение с остальными людьми. А также сильно ограничивается применение материально-бытовых вещей.

  • тратить деньги на предметы первой необходимости, полученные во время отбывания наказаний;
  • получить одну передачу и бандероль в год;
  • гулять не более полутора часов в день в созданных дворах рядом с территорией уголовного объекта.
Читайте также:
Как закрывается ИП-банкрот?

Защита прав и обязанностей сотрудников

Профессиональная деятельность сотрудников пенитенциарных служб является одним из главных факторов, влияющих на функционирование всей системы УИ. Любая деятельность сотрудников не может выполняться без перечня прав и обязанностей, которые возлагаются на них.

Главным фактором, служащим подтверждением компетентности работника – его профессионализм, от которого в большей степени зависит возможность и успешность перевоспитания осуждённых. Помимо этого, к персоналу предъявляются и другие требования. Например, наличие специального образования, возрастные критерии – от 18 до 40 лет, дееспособность и отсутствие судимости.

Современный закон заявляет нам о том, что каждый сотрудник УИС должен:

  • неукоснительно соблюдать законодательство страны, напрямую или косвенно затрагивающее исполнение наказания;
  • знать, что на квалификацию сотрудника влияет его владение правовой базы и нормативных актов, в которых он должен легко ориентироваться. Все это составляет правовую сторону обязанностей.

Помимо этого, существуют и другие обязанности. Например, проявление к заключённым гуманности и терпимости, вера в перевоспитание даже рецидивистов. Изложенные качества всегда будут зависеть от культуры, воспитания и кругозора работника.

Иногда сотруднику приходится усмирять возможные агрессивные действия со стороны подчинённых. Пенитенциарная сфера всегда будет требовать от человека физическую и моральную выносливость и оптимизм.

Уголовно-исполнительная система

Термин «уголовно-исполнительная система» впервые введён в нормативный оборот Законом РФ № 5473-1 от 21.07.1993 г.

Что такое Уголовно-исполнительная система, какие задачи выполняет? Об этом – далее.

Понятие уголовно-исполнительной системы, её задачи и структура

Уголовно-исполнительная система РФ представлена совокупностью учреждений и органов, которые призваны исполнять наказания, вынесенные судебным приговором для осуждённых. Деятельность УИС осуществляется на принципах законности, гуманизма, уважительного отношения к правам человека.

К отраслевым принципам относят:

  • индивидуализацию и дифференциацию исполнения наказания;
  • корректное применение мер принуждения, методов исправления осуждённых и стимулирование в них уважительного отношения к закону;
  • связь наказания с исправительным воздействием.

Структура УИС

Согласно ст. 5 Закона № 5473-1, УИС включает в себя:

  • учреждения, исполняющие наказания (колонии, тюрьмы; воспитательные учреждения и пр.);
  • локальные органы УИС;
  • федеральный орган исполнительной власти, выполняющий функции по контролю и надзору в области исполнения уголовных наказаний, назначенных осуждённым;
  • СИЗО (следственные изоляторы);
  • предприятия, основанные специально с целью обеспечения деятельности УИС;
  • медицинские, научно-исследовательские, образовательные и иные организации.
  • Данный перечень могут дополнять и другие субъекты, требующиеся для обеспечения УИС. Деятельность всех вышеперечисленных субъектов, входящих в УИС, и раскрывает её понятие.

    К учреждениям уголовно исполнительной системы относятся тюрьмы, все виды колоний, воспитательные и медицинские исправительные учреждения.

    Задачи уголовно-исполнительной системы

    В задачи УИС входит следующее:

  • исполнение уголовных наказаний (лишение свободы, а также исключительной меры наказания);
  • обеспечение порядка и законности в исправительных учреждениях, безопасности персонала и осуждённых;
  • привлечение заключённых к труду;
  • обеспечение осуждённых общим и профессиональным образованием;
  • охрана здоровья осуждённых;
  • содействие служащим, выполняющим оперативно-розыскную деятельность.
  • Иные задачи на УИС могут быть возложены только законодателем.

    Персонал УИС – это работники, имеющие звания сотрудников УИС, рабочие и служащие исполняющих наказания учреждений, предприятий, федерального и территориальных органов УИС, следственных изоляторов, учебных, лечебных, проектных и иных учреждений, входящих в УИС.

    Порядок и условия трудовой деятельности сотрудников УИС регламентируются вышеуказанным Законом РФ и иными нормативно-правовыми актами РФ и Минюста России.

    Список должностей высшего руководящего состава сотрудников УИС и соответствующих званий утверждается Президентом РФ.

    Финансирование уголовно-исполнительной системы

    Финансирование УИС — исключительно целевое; указывается отдельной строкой в бюджете РФ и осуществляется на базе нормативов, утверждённых Правительством РФ.

    Доходы от производственной деятельности входящих в состав УИС учреждений и прибыль предприятий, на которых трудятся осуждённые после совершения обязательных выплат в бюджет, используются для совершенствования условий содержания осуждённых, а также для развития социальной сферы исполняющих наказания учреждений.

    Центральные и локальные органы управления УИС вправе создавать специальные внебюджетные фонды для оказания материальной помощи отдельным учреждениям и предприятиям исполняющих наказания учреждений.

    Выделение финансовых средств на развитие и укрепление УИС производится на основе федеральных программ, однако могут быть увеличены за счёт территориальных органов самоуправления и внебюджетных организаций.

    В настоящее время в РФ предпринимаются меры, направленные на дальнейшее развитие и совершенствование УИС, с целью доведения её до уровня, соответствующего единым правилам европейских пенитенциарных учреждений.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: