Уголовно-правовая статистика: что это такое, описание и особенности

Основные направления анализа данных уголовно-правовой статистики

Уголовно-правовая статистика направлена на изучение коли­чественной стороны преступности, мероприятий по предупрежде­нию преступных проявлений и исправлению правонарушителей. Большую роль играет уголовно-правовая статистика и в процессе выработки рекомендаций и практических мер контроля над пре­ступностью.

Источниками информации в процессе анализа явлений уго­ловно-правового характера служат:

· документы первичного учета (статистические карточки форм № 1, 1.1, 1.2, 2, 3, 4, 6) и официальной статистической отчетности правоохранительных органов (отчеты о зарегистрированных, рас­крытых и нераскрытых преступлениях (форма № 1), о состоянии преступности и результатах расследования (форма № 1-А), единый отчет о преступности (форма № 1-Г) и многие другие);

· данные отчетов о работе прокурора (форма П) и прокурор­ских проверок состояния законности;

· 6результаты изучения общественного мнения о преступности и криминологических исследований (опросы граждан о противоправ­ных действиях, жертвами которых оказались они сами или их родст­венники и знакомые; опросы сотрудников правоохранительных ор­ганов и экспертов-специалистов; опросы осужденных и заключен­ных и т.д.);

· данные социально-экономической, социально-демографической статистики.

К основным направлениям анализа данных уголовно- правовой статистики относятся:

· определение количественно-качественных характеристик пре­ступности;

· выявление причин преступности и мотивации преступного поведения;

· изучение лиц, совершивших преступления;

· изучение деятельности правоохранительных органов и всей системы государственных мер социального контроля над преступ­ностью.

Статистический анализ преступности является основой изу­чения ее причин, личности преступников, социальных и экономи­ческих последствий преступности, планирования борьбы с ней и оценки деятельности правоохранительных органов.

Главная цель статистического анализа преступности заключа­ется в установлении ее реального состояния. Ведь анализироваться должен уровень всей фактической преступности, а не только ее за­регистрированной части. При анализе реального состояния пре­ступности нельзя ориентироваться только на данные уголовно- статистической регистрации и не учитывать особенности статисти­ки преступности по сравнению с другими отраслевыми статистика­ми (например, демографической). Даже если в стране хорошо раз­работаны правовой учет и отчетность, то все равно учтенная пре­ступность не может отразить реальную криминологическую обста­новку. По некоторым экспертным оценкам, уровень регистрируе­мой преступности составляет в среднем от четверти до половины от уровня фактически совершаемых преступлений, а по отдельным группам и видам преступлений (экономическим, должностным, преступлениям, связанным с коррупцией, и др.) регистрируются десятые и даже сотые доли реальных преступных деяний.

Важное условие объективности изучения фактического со­стояния преступности – учет латентного характера преступности. Выявить полную картину при любом статистическом исследовании практически невозможно, поэтому задача объективного статистиче­ского изучения состояния преступности состоит в приближении вы­водов об изучаемой преступности к ее реальному состоянию, в более или менее адекватном учете «скрытых» цифр преступности. Выяв­ленные в процессе анализа учтенной преступности количественные закономерности нельзя непосредственно распространять на всю со­вокупность преступлений. Необходимо учитывать, в какой степени они отражают реальность, а в какой являются следствием правоох­ранительной деятельности.

Статистическое изучение преступности начинается с количе­ственной характеристики ее состояния, уровня, структуры, динами­ки. В региональном разрезе такое изучение предполагает:

· анализ распространенности преступности (ее уровень и ин­тенсивность);

· анализ структуры преступности по видам и категориям пре­ступлений;

· анализ преступлений и других правонарушений по месту, вре­мени и способам их совершения;

· анализ состояния преступности по социальным сферам и от­дельным отраслям хозяйства;

· анализ состояния преступности по административно- территориальному делению (различным населенным пунктам, рай­онам и т.д.) и др.

Особенно важны структурные показатели преступности по категориям преступлений (небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие). Существует статистическая закономерность распределения этих групп преступлений: чем ниже доля тяжких и особо тяжких преступлений в общей совокупности преступлений (соответственно, выше доля преступлений небольшой и средней тя­жести), тем ниже уровень латентной преступности и наоборот.

Анализ преступности по месту, времени и способам совершения преступлений, отраслям хозяйства позволяет выявить криминогенные обстоятельства и причины совершения преступлений.

Изучение структуры преступности в отдельных регионах, районах, городах в сравнении со средними данными по субъектам Федерации или стране в целом, либо по сравнению с данными пре-

8дыдущих лет позволяет оценить реальное состояние дел на кон­кретной территории. Более точному раскрытию состояния преступ­ности в отдельно взятой местности способствует расчет коэффици­ента преступности, позволяющий устранить влияние естественного и миграционного прироста (убыли) населения.

Исключительную аналитическую значимость имеет статистиче­ское изучение преступности не в статике, а в динамике. Ретроспектив­ный анализ, т.е. оценка тенденций и состояния преступности в про­шлом, позволяет прогнозировать ее возможные тенденции и характе­ристики в перспективе. При этом, анализируя динамику преступности за многолетний период, необходимо учитывать соответствующие из­менения социально-экономических условий, демографической обста­новки, уголовного законодательства и другие обстоятельства, опреде­ляющие динамику преступлений за исследуемый период.

Статистические возможности анализа причин преступности и мотивации преступного поведения реализуются в изучении всей совокупности социальных воздействий прошлого, настоящего и возможного будущего во взаимодействии с личностью правонару­шителей.

Причины преступности – это конкретные обстоятельства, вы­зывающие преступное поведение. Условия (или факторы) преступ­ности – это негативные явления, способствующие потенциальному совершению преступлений. Оценка одних явлений в качестве при­чин, а других – в качестве условий при изучении преступности но­сит относительный характер. В некоторых случаях одно и то же яв­ление может выступать причиной преступления, а в других – усло­вием (например, алкоголизм).

Читайте также:
Парламентская диета: что это такое, описание и особенности

Условия преступности обычно подразделяют на объективные (или внешние) и субъективные (внутренние). Такое деление позво­ляет в каждом конкретном случае установить воздействие на чело­веческое поведение внешних факторов и влияние внутренних, лич­ностных особенностей индивида на его действия и поступки.

Исследование причин, способствующих совершению преступле­ний, осуществляется на следующих иерархических уровнях:

· общие причины преступности;

· причины отдельных видов (категорий, групп) преступлений;

· причины конкретных отдельных преступлений.

На каждом из этих уровней существуют соответствующие ус­ловия, способствующие развитию причин преступного поведения.

В первичных документах учета и статистической отчетности правоохранительных органов содержится характеристика обстоя­тельств совершения преступлений. В них отражается место и способ совершения преступлений (в зависимости от того, где совершаются преступления: на улице, в общественных местах, в квартирах, на пред­приятиях, определяются и причины совершения этих преступлений); объект посягательства (коммерческая деятельность, половая неприкос­новенность женщин и другие), в зависимости от которого также меня­ется круг причин и условий совершения преступлений и т.д.

Первичные учетные документы содержат сведения о крими­нальной мотивации: по корыстным побуждениям; с целью приобре­тения денежных средств, кредитов, наркотических средств; с целью завладения транспортным средством, оружием; с целью сбыта или промысла; из хулиганских, сексуальных, бытовых (ссора, ревность) побуждений и многие другие мотивы преступного поведения. Мо- тивационные характеристики преступности помогают глубже рас­крыть в субъективные и объективные причины и условия преступ­ности, оценить личность виновных в развитии преступления. В со­четании с признаками личности и объективными характеристиками преступления они существенно приближают к выявлению причин и условий, способствующих совершению преступлений.

Важное значение для выявления обстоятельств, способствую­щих совершению преступлений, имеет изучение динамики соответ­ствующих показателей. Именно их динамика, прямо или обратно коррелируемая с динамикой самого уровня преступности, позволяет отнести те или иные обстоятельства к криминогенным или анти­криминогенным условиям (факторам). Среди криминогенных факторов одного вида преступлений могут быть и преступления другого вида. Так, например, между уровнем хищений огнестрель­ного оружия и уровнем преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия, существует прямая корреляционная зави­симость (табл. 18).

Сопоставляя между собой числа преступлений, связанных с хищением оружия, и преступлений, совершенных с применением оружия, следует, однако учитывать, что прямая взаимосвязь между этими деяниями существует в основном потому, что у этих преступ­лений практически одни и те же причины. Совершение тех или иных вооруженных преступлений не всегда совершается с помощью оружия, похищенного в том же году.

Тема 7. Уголовно-правовая статистика

Уголовно-правовая статистика – отрасль государственной правовой статистики о состоянии преступности, уголовного судопроизводства, исполнительного производства в уголовно-правовой сфере, применении наказания и иных мер уголовно-правового воздействия за совершение преступлений.

Уголовно-правовую статистику как отрасль правовой статистики принято подразделять на несколько разделов (подотраслей), которые соответствуют стадиям уголовного процесса.

Основными задачами статистического изучения преступности являются определение состояния преступности, ее уровня, динамики и структуры, выявление причин и условий преступности, изучение системы мер противодействия преступности.

Первичный учет преступлений – это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации о преступности и государственных мерах социального контроля над ней и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета преступлений, лиц, их совершивших, и процессуальной деятельности органов уголовной юстиции в этом направлении.

Правовой базой первичного учета преступлений в Казахстане выступает Инструкция по ведению единого карточного учета заявлений, сообщений, жалоб и иной информации о преступлениях, происшествиях, уголовных дел, результатах их расследования, прокурорского надзора и судебного рассмотрения (Единая унифицированная статистическая система), утвержденная приказом Генерального прокурора РК №122 от 18 ноября 2011 года (в действующей редакции).

Назначение единого карточного учета заключается в прозрачном статистическом наблюдении за досудебным производством по уголовному делу и обеспечении государственных органов, физических и юридических лиц объективными и достоверными данными о состоянии преступности, деятельности органов уголовного преследования, суда и органов, ведающих исполнением наказаний, посредством ведения единой унифицированной статистической системы.

Формирование уголовно-правовой статистики осуществляется на основании следующих форм карточек:

1) форма ЗС-1 «Карточка учета заявления, сообщения и иной информации о преступлении, происшествии»;

2) форма ЗС-2 «Карточка учета решения по зарегистрированному заявлению, сообщению о преступлении»;

3) форма 1.0 «Карточка учета преступления»;

4) форма 1.1 «Карточка о ходе и результатах предварительного следствия (дознания)»;

5) форма 2.0 «Карточка на лицо, совершившее преступление»;

6) форма 2.1 «Карточка на лицо подозреваемое, обвиняемое, задержанное либо арестованное»;

7) форма 2.2 «Карточка по рассмотрению судом ходатайств об избрании меры пресечения арест, домашний арест, продлении срока, отмене, изменении ареста, домашнего ареста, об обжаловании и опротестовании санкций суда»;

Читайте также:
Монополистические действия и ограничение конкуренции

8) форма 3.0 «Карточка о решении прокурора по уголовному делу»;

9) форма 1-Н «Карточка учета изъятых и уничтоженных наркотических средств, психотропных и ядовитых веществ, прекурсоров и площадей произрастания растений, содержащих наркотические вещества».

Инструкция детально регламентирует правила ведения, постановки на учет, выставления каждой из перечисленных форм документов первичного учета; закрепляет требования, предъявляемые к порядку ведения документов первичного учета, и контроля за их применением.

Роль документов первичного учета в формировании объективной государственной правовой статистики настолько высока, что в специальной литературе ученые предлагают поднять обязательность надлежащего заполнения и выставления документов первичного учета установленных форм до уровня процессуальных документов.

Основными статистическими показателями оценки работы следователей являются число дел, оконченных производством, показатели раскрываемости преступлений, сроки расследования, показатели нагрузки следователя, число дел, возвращенных на дополнительное расследование, число лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности и др.

Основными показателями оценки работы судов по осуществлению правосудия по уголовным делам выступают: сроки рассмотрения уголовных дел, число отмененных и измененных приговоров, классификация судебных ошибок, соотношение числа осужденных к лишению свободы и осужденных к наказаниям, не связанных с лишением свободы и др.

Статистика деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание, включает в себя данные о составе заключенных, их распределении по видам исправительных учреждений, учет результатов достижения целей наказания и др.

Статистика прокурорского надзора выступает как количественное отражение многогранной деятельности прокуратуры по надзору за соблюдением режима законности. Необходимо отметить, что в литературе статистику прокурорского надзора называют в качестве самостоятельной отрасли правовой статистики. Статистика прокурорского надзора включает в себя статистику надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, за соблюдением прав человека органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, за соблюдением законности в местах содержания задержанных, предварительного заключения, уголовно-исполнительных учреждений.

Формы официальной правовой статистической отчетности утверждаются приказами Генерального прокурора РК.

Нормативные источники и литература: указаныв подразделе 1.8. п.п. 1-8, 10-23, 29, 31, 33-35, 37-40, 43-50, 51-56.

studopedia.org – Студопедия.Орг – 2014-2022 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

§ 2. Значение (функции) и виды показателей правовой статистики

Показатели правовой статистики выполняют следующие функ­ции: познавательную, управленческую, пропагандистскую, стиму­лирующую.

Познавательная функция статистических показателей (основная их функция) производна от функций науки (описание, объясне

ние, прогнозирование). Она заключается прежде всего в том, что подсчитанные статистические показатели, характеризующие состо­яние, структуру, распространенность, динамику правонарушений, деятельностБ государственных органов и общества по реализации государственных мер социального контроля над ними, поддержа­нию в стране режима законности (описательная функция), кладут­ся в основу выявления статистической связи, зависимости, соот­ношения, закономерностей развития правонарушений с фактора­ми, их обусловливающими, а также с деятельностью государства и общества в этом направлении (объяснительная функция).

Кроме того, статистические показатели используются для оп­ределения тенденций изменения правонарушений, составления ста­тистического (криминологического) прогноза (прогностическая функция).

Познавательная функция статистических показателей заключа­ется также и в том, что они служат фактической базой как для те­оретических обобщений на более высоком уровне (например, для развития криминологической теории, доктрины уголовного права, основных направлений и принципов уголовной политики на современном этапе и др.), так и для выявления «тревожных» момен­тов в характеристике правонарушений, положительных сторон и не­достатков в деятельности правоохранительных органов для приня­тия на их основе своевременных решений и разработки мер по рас­пространению положительного опыта и устранению недостатков.

Вторая функция показателей правовой статистики, любых ее раз­делов, — управленческая. Как отмечалось, сама проблема социаль­ных показателей возникла в связи с нуждами практики социаль­ного управления в различных сферах жизни общества, причем да­леко не в последнюю очередь и в области социально отклоняюще­гося поведения. На их основе оценивались конкретные возможно- 1 сти и эффективность социальных программ, в том числе и контро- | ля над преступностью, оптимальная возможность их реализации.

Без достоверной, полной и своевременной, научно обоснован­ной информации о “правонарушениях, изменениях, происходящих в них, выраженных в соответствующих статистических показате­лях, управление процессом реализации государственных мер со­циального контроля над ними на всех уровнях (государства, субъ­екта Федерации, города, района и т.д.) невозможно. Управлен­ческие решения в этой сфере принимаются только на основе анализа данных как о состоянии правонарушений, так и об эф-

фективности деятельности правоохранительных органов по под­держанию в стране режима законности.

В процессе реализации управленческой функции статистиче­ские показатели активно используются для обоснования экономи­ческих расходов общества на правоохранительную деятельность.

Последние две функции — пропагандистская и стимулирующая — знакомы всем.

Как своеобразные индикаторы состояния общественного ор­ганизма одни социальные показатели могут выступать «социаль­ными защитниками», другие — «социальными обвинителями» общества. С их помощью в известной мере представляется возмож­ность оценивать состояние общества, его «нравственную физио­номию» и тем самым сравнивать общества с разными правовы­ми системами или на разных этапах их развития.

Читайте также:
Как защитить ребенка от отца?

Статистический показатель в пропагандистской функции при­зван показать и доказать преимущества того или иного экономи­ческого строя, государства, ведомства или учреждения, той или иной социальной, правовой, в том числе и уголовно-правовой, по­литики на данном этапе развития общества.

Эта функция показателей совместима, не противоречит их основной функции — познавательной при условии, если такая про­паганда понимается как подлинно научная информация о состо­янии объекта наблюдения, по итогам которого рассчитываются со­ответствующие статистические показатели. Но если пропаганда под­чинена групповым, партийным, ведомственным или личным ин­тересам, если ее цель не объективное, а предвзятое информиро­вание, апологетика в целях защиты интересов или престижа оп­ределенных групп, ведомств и отдельных лиц, тогда происходят извращения статистических показателей, односторонняя ориен­тация на относительные показатели и т. д.

С этих позиций симптоматичными являются показатели пра­вонарушений несовершеннолетних как индикатор криминально­го неблагополучия затянувшейся перестройки общества. За 1996 г. несовершеннолетние совершили 1215убийств, более 5тыс. разбой­ных нападений, свыше 17 тыс. грабежей. А всего 340 тыс. подро­стков совершили общественно опасные деяния, из них 116 тыс. — дети младшего возраста. Около 900 тыс. детей и подростков состо­ят на учете в милиции, 280 тыс. употребляют алкоголь и наркоти­ки. За последние десять лет число смертей от употребления нар­котиков увеличилось в 12 раз, а среди детей — в 42 раза.

Дети становятся наиболее криминальной частью общества. Их действия при совершении преступлений отличаются, как пра­вило, чрезвычайной жестокостью. Эксперты считают, что число беспризорников в стране достигло 4 млн. Мы перешагнули рубеж самой мрачной страницы в отечественной истории — гражданской войны. Маленькие изгои, обиженные и обозленные, брошенные на произвол судьбы, проходят жестокую школу борьбы за выжи­вание. Число «трудных» подростков в возрасте до 14—15 лет, от­численных из школ и ПТУ и нетрудоустроенных, более 2 млн; 40% преступлений совершено именно этой категорией детей.

Государственная система ворпитания подрастающего поколе­ния развалена. В стране практически отсутствует механизм пре­дупреждения безнадзорности и правонарушений.

В стране действует около 20 специально ориентированных на подростков и молодежь социальных программ, но эффективность их реализации находится в прямой зависимости от финансирова­ния, которое не соответствует остроте проблемы 1 .

Специально посвященная этой проблеме коллегия Генераль­ной прокуратуры характеризовала состояние дел здесь, по сути, как преступление против детства, включающее жестокое обраще­ние, сексуальную и экономическую эксплуатацию, неисполнение обязанностей по воспитанию детей- 2 .

По данным исследователей американского Университета имени Дж. Гопкинса, при повышении уровня безработицы на 1 % возраста­ет число самоубийств на 4,1%, число заключенных — на 5,7%. Это значит, что для конкретного человека, потерявшего работу, жизнь ста­новится опаснее примерно в 14 раз только по трем факторам риска 3 .

О неблагополучии в российской армии наглядно свидетельст­вуют обобщающие статистические показатели уровня самоубийств:

до революции в армии совершалось 3 самоубийства на 100 тыс. во­еннослужащих, сейчас, по сообщениям средств массовой инфор­мации, — 36.

Наглядно-пропагандистская функция статистических данных может проявляться на уровне обобщающих показателей (как в приведенном выше примере) и абсолютных величин, в том числе и незначительных в суммарном выражении. Вот наглядные примеры, свидетельствующие о том, насколько сильна нынче коррупция, пронизавшая властные структуры. В Курской облас­ти задержан с поличным при получении взятки в 10 тыс. долл. США заместитель прокурора Курчатовской межрайонной прокурату­ры. Деньги были переданы за прекращение двух уголовных дел. По со­общению министра внутренних дел А. Куликова, в одном из си­бирских регионов задержали преступную группу, у которой при обыске нашли программное обеспечение на научной основе вне­дрения преступных групп во властные структуры.

О размерах доходов организованных преступных групп и сооб­ществ свидетельствуют данные об изъятии у них правоохранитель­ными органами в 1996 г. ценностей на сумму 877 млрд руб., ва­люты — 3,9 млн долл. США, 74 кг золота, 228 кг серебра, 0,5 кг платины, ценных бумаг на сумму 126 млрд руб. В 1997 г. установ­ленная сумма ущерба (материального) от преступных посяга­тельств составила 13 543 млрд руб.; изъято имущества, денег, цен­ностей и добровольно погашено на сумму 2977,3 млрд руб. 2

Стимулирующая функция статистических показателей находит широкое применение в большей мере в экономической статисти-

ке через призму натуральных, стоимостных, оценочных показате­лей’. Однако и в правовой, в частности уголовно-правовой, ста­тистике они занимают достойное место. Уголовно-правовые по­казатели могут быть стимулирующими тогда, когда они отража­ют не затраты, а результаты работы, и притом не промежуточные, а конечные, рассматриваемые с точки зрения обеспечения госу­дарством правового статуса личности в Российской Федерации, за­крепленного в гл. 2 Конституции России.

Чтобы оказывать положительное (стимулирующее) влияние, уго­ловно-статистические показатели должны отражать глубинные свойства преступности, с одной стороны, и деятельность государ­ства по контролю над ней — с другой. Правовая статистика долж­на стать способом получения информации о деятельности органов уголовной юстиции, а не оставаться лишь средством оценки объ­ема проделанной работы отдельных органов и их сотрудников.

Читайте также:
Как оформить несостоятельность ИП?

Стимулирующая и оценочная функция возлагается на статисти­ческий показатель в том случае, когда от величины данного пока­зателя зависят оценка деятельности ведомства, коллектива или опе­ративных сотрудников, получение премий, наград, продвижения по службе или, наоборот, выговоров, служебного несоответствия и т.д.

Положение с этой функцией далеко не простое, особенно в деятельности индивидуальной, творческой — выявлении и пре­сечении преступлений, их раскрытии, осуждении виновного, пре­дотвращении необоснованного привлечения к уголовной ответст­венности, а также осуждения и наказания лиц, чья виновность не доказана.

Превращение какого-то показателя в оценочно-стимулирую­щий обусловливает одностороннюю ориентацию управляемой системы (правоохранительных органов) на этот показатель в ущерб конечным целям правового государства, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблю­дение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязан­ность государства (ст. 2 Конституции РФ).

С этих позиций на смену процентомании, приглаженных от­четов и рапортов о нагрузке, раскрываемости, объеме проделан­ной работы и т.д. в процессе научной поддержки проводимой в стране судебной реформы должны быть разработаны новые по-

казатели, стимулирующие проявление свободного внутреннего убеждения следователей, прокуроров и судей 1 . Снятие оценочно-стимулирующей функции с показателей правовой статистики должно способствовать снижению преднамеренных ошибок стати­стического наблюдения (нарушений законности, в том числе ук­рытия преступлений от учета, незаконного задержания по подо­зрению в совершении преступлений, ареста, производства обыс­ка, выемки, необоснованного отказа в возбуждении или незакон­ного прекращения уголовного дела и преступлений против право­судия, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов), позволит показателям эффективнее исполнять свою познаватель­ную, управленческую, пропагандистскую функции.

Надо отметить, что для выполнения всех функций использу­ются, как правило, одни и те же статистические показатели. И са­ма реализация этих функций — процесс взаимообусловленный, сов­местный; разделение их— это лишь методический прием, способ­ствующий в учебном процессе более глубокому пониманию задач, решаемых с помощью статистических показателей 2 .

По различным основаниям все показатели классифицируют­ся на следующие виды:

а) по охвату единиц совокупности: индивидуальные и сводные (объемные и расчетные);

б) по времени: моментные и интервальные;

в) по принадлежности к одному или двум объектам изучения: однообъектные и межобъектные;

г) по пространственной определенности: общетерриториаль­ные, региональные и местные (локальные);

д) по форме выражения: абсолютные и обобщающие (относи­тельные и средние величины) 3 .

В общей теории статистики выделяют показатели свойств конкретных объектов и показатели статистических свойств лю­бых массовых явлений и процессов, не зависящих от конкретно­го содержания этих явлений.

В первом из них, в свою очередь, различают конкретный ста­тистический показатель и показатель-категорию.

Конкретный статистический показатель характеризует раз­мер, величину изучаемого явления или процесса в данном месте (т.е. в отношении какой-либо территории или объекта) и в дан­ное время. Например, раскрываемость преступлений в стране, уголовные дела, протоколы и материалы о которых находились в про­изводстве, в 1996 г. составила 70,1%, в 1997 г. — 72,2%’. Анало­гичный показатель по преступлениям, совершенным с использо­ванием огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, составлял 55% (в 1997 г. — 64,2%), а раскрываемость таких пре­ступлений, как приобретение или сбыт имущества, заведомо до­бытого преступным путем, была в 1996 г. 99,3%.

Однако в научной литературе, ведомственных нормативных ак­тах (инструкциях) и на этапе разработки статистического на­блюдения (при построении системы статистических показателей, обосновании методики их расчета) также оперируют абстрактны­ми показателями или показателями-категориями.

Показатель-категория отражает сущность, отличительные свой­ства конкретных статистических показателей одного и того же ви­да без указания места времени и числового значения. Показатели раскрываемости в приведенном выше примере отличаются объе­мом совокупности и конкретным числовым значением, но имеют одну и ту же сущность (процент раскрываемости), которая отра­жена в показателе-категории «раскрываемость преступлений».

В соответствии с Инструкцией о едином учете преступлений основным критерием оценки раскрываемости преступлений яв­ляется число преступлений, оставшихся нераскрытыми 2 .

Нераскрытым считается такое преступление, уголовное дело по которому приостановлено по п. 1 или Зет. 195 УПК.

В число нераскрытых преступлений включаются все преступ­ления, дела о которых впервые приостановлены в данном отчет­ном периоде, независимо от времени возбуждения уголовного дела и времени регистрации данного преступления.

Процент нераскрытых преступлений определяется соотно­шением числа нераскрытых преступлений, дела о которых при­остановлены по п. 1 и 3 ст. 195 УПК, деленного на сумму рассле-

дованных преступлений и число нераскрытых преступлений, де­ла о которых приостановлены по п. 1 и 3 ст. 195 УПК, умножен­ное на 100.

При этом преступление может быть учтено как раскрытое только в случае, когда:

1) уголовное дело по обвинению лица, совершившего преступ­ление, закончено производством и обвинительное заключение утверждено прокурором или его заместителем с направлением де­ла в порядке ст. 217 УПК;

2) лицо, совершившее преступление, установлено, но с согла­сия прокурора по основаниям, предусмотренным в ст. 7—9 УПК, уголовное дело прекращено с освобождением этого лица от уго­ловной ответственности;

Читайте также:
Как выйти из общества или сменить участников ООО?

3) лицо, совершившее преступление, установлено в процес­се протокольной формы досудебной подготовки материалов, и протокол вместе с материалами с санкции прокурора направ­лен в суд в порядке ст. 415 УПК;

4) уголовное дело прекращено с освобождением лица от уго­ловной ответственности по основаниям, указанным в ст. 6 УПК, т.е. вследствие изменения обстановки;

5) уголовное дело прекращено в соответствии с п. 3, 4, 8 ст. 5 УПК.

Задержание или арест подозреваемого в преступлении лица, при­менение к нему иных мер пресечения, а также предъявление ли­цу обвинения в совершенном преступлении не дает оснований для учета преступления как раскрытого.

Особенность этого показателя («раскрываемость преступлений») в том, что он не является продуктом исключительно самой уголов­но-правовой статистики. Статистика, исходя из общей теории по­казателей, отвечает за их количественную сторону. Что касается его построения и использования, то уголовно-правовая статистика опирается на теорию криминалистических наук и уголовно-процес-■ суальное законодательство (в частности, ст. 2 УПК РСФСР) 1 ,

I В соответствии с этой статьей «задачами советского уголовного судопроиз­водства являются быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение винов­ных и обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совер­шивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один не­виновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден» — в ред. Ука­за Президиума Верховного Совета РСФСР от 8 августа 1983 г. (см.: ВВС РСФСР. 1983. № 32. Ст. 1153).

практику правоохранительных органов, которые определяют, ис­ходя из своих категорий и понятий, качественную сторону пока­зателя.

Совершенно иначе обстоит дело с показателями статисти­ческих свойств любых массовых явлений и процессов, не зави­сящих от конкретного содержания этих явлений. К таким пока­зателям относятся: относительные и средние величины, показа­тели вариации, показатели связи признаков, показатели струк­туры и характера распределения, показатели скорости и темпов изменения, показатели колебания динамики явлений; к ним же относятся статистические оценки степени точности и надежно­сти любых конкретных статистических показателей, получен­ных при выборочном изучении совокупности, а также оценки на­дежности и точности статистических прогнозов. И только сама статистика, ее обшая теория, отвечает как за качественную, так и за количественную сторону этих показателей, за их построе­ние, интерпретацию и применение 1 . Правовая статистика, исполь­зуя указанные показатели, адаптирует их с учетом особенностей объекта ее наблюдения (правонарушений и социальных мер кон­троля над ними).

В последующих главах, основываясь на положениях теории ста­тистических показателей, будут рассмотрены их построение, свойства и применение при изучении объектов правовой стати­стики.

Криминология. Шпаргалки (8 стр.)

29. Статистика в криминологических исследованиях

Уголовной статистикой называется система положений и приемов общей теории статистики, которая применяется для изучения уголовно-правовых и криминологических явлений для выявления их закономерностей и разработки мер, противодействующих преступности или предотвращающих ее.

Уголовная статистика применяется в криминологии для детального и всестороннего рассмотрения преступности. В анализ преступности методами уголовной статистики входит выявление элементов, которые ее составляют. К этим элементам относятся: интенсивность преступности, динамика преступности, структура преступности, характер преступности, удельный вес различных преступлений, территориальное распределение преступности и «цена» преступности.

Статистическая информация о преступности зависит от того, что и как учитывается. Интенсивность преступности высчитывается с помощью специальных математических формул, исходя из общего количества совершенных преступлений на количество «условных» жителей – на 10 000, 100 000 человек и т. п. Динамика преступности высчитывается, исходя из соотношения процента преступлений за разные периоды времени.

Структура преступности выявляется в результате дифференцированного подсчета количества тех или иных видов преступлений в общей массе всех преступлений. Характер преступности вычисляется из расчета процентной доли опасных преступлений в общей массе преступлений. Удельный вес исчисляется, исходя из структуры преступности для данного территориального образования. Территориальное распределение преступности подсчитывается согласно распределению количества тех или иных преступлений по разным регионам. «Цена» преступности выявляется в результате сложных расчетов причиненного вреда. Для всех этих расчетов криминология использует наработанную практику уголовной статистики.

Задачи уголовной статистики в криминологии таковы:

1) цифровая характеристика состояния и динамики преступности в абсолютных и относительных показателях, а также оценка практики борьбы с преступностью;

2) получение достоверной информации о регистрации преступлений и мер борьбы с ними;

3) определение тенденций изменения преступности и ее рецидива;

4) выявление плюсов и минусов в борьбе с преступностью.

30. Методы уголовной статистики

Для решения задач криминологии используются следующие методы уголовной статистики:

1) статистическое наблюдение;

2) сводка и группировка собранного материала;

3) вычисление обобщенных данных;

4) качественный анализ общественных явлений.

Статистическим наблюдением называют организационный сбор информации о массовых процессах и явлениях, относящихся к криминологическому исследованию.

Используемая в криминологии статистическая информация зависит от того, что учитывается и каким образом учитывается. Регистрация каждого преступления и совершившего его лица в соответствующих документах учета является главнейшей задачей статистического наблюдения. Статистической сводкой называется научная обработка материалов статистического наблюдения, сведение отдельных единиц в группы для получения обобщенной характеристики изучаемого явления по существенным признакам.

Читайте также:
Общее имущество супругов: что это значит

Статистической группировкой называют распределение единиц совокупности на однородные, качественно различающиеся между собой группы по существенным для данного исследования признакам. Получение полной и всесторонней количественной характеристики преступности, личности преступников, жертв преступлений, причин и условий преступлений и реакции общества – главная задача группировок в криминологическом исследовании.

Криминологические исследования условно можно разделить на три типа:

1) типологические группировки, предполагающие расчленение изучаемых явлений на однородные группы или типы по существенному признаку (пол, наличие судимости и т. п.);

2) вариационные группировки, предполагающие распределение типически однородных и изменяющихся по количественным признакам групп для изучения состава преступников (возраст, образование, число судимостей и т. п.);

3) аналитические группировки, предполагающие распределение по их зависимости, выявляют взаимосвязи между разнородными группами.

Обобщенные характеристики уголовной статистики выражаются в величинах: 1) абсолютных (суммарных); 2) относительных (сравнительных); 3) средних (обобщенных).

31. Понятие, виды и значение статистических группировок

Статистические методы используются в криминологии для выявления закономерностей возникновения преступлений и разработки мер борьбы с ними. Одним из таких методов является метод статистических группировок. Статистической группировкой называется распределение единиц совокупности на однородные, качественно различающиеся между собой группы по существенным признакам.

Метод статистических группировок позволяет создать полную и объективную картину преступности, ее количественную характеристику, выявить, какие типы преступников в ней доминируют, кто и почему становится их жертвами, каковы условия совершения преступлений и их причины. С помощью данного метода можно проследить реакцию общества на преступления, наметить оптимальные пути борьбы с ними.

Метод позволяет, оперируя математически выверенными данными, группируя и перегруппировывая их согласно цели криминологического исследования, делать точные и объективные выводы. Создание статистических группировок в криминологии не является самоцелью, а служит конкретным целям, которые ставит перед собой исследователь.

Исходя из поставленных задач, криминология оперирует типологическими, вариационными и аналитическими группировками.

При распределении изучаемых явлений по типам, имеющим существенные, качественные признаки, используется типологическая группировка. В типологическую группировку «судимые» войдут, например, только лица, имеющие судимость, в группировку «насильники» – только лица, совершившие изнасилования.

При распределении типологически однородных групп по количественным, изменяющимся признакам образуется вариационная группировка. Ее создают, например, преступники определенного возраста или образования.

При распределении по степени зависимости, то есть по связям, имеющимся между разнородными группами, выявляется аналитическая группировка.

32. Метод статистического исследования

Наиболее доступный и популярный источник в криминологии – статистические данные. Изучая преступность, криминологи начинают исследование с обработки материалов уголовной статистики, поскольку вся информация о преступности и борьбе с нею отражена в документах первичного учета и официальной статистической отчетности. Криминологам приходится изучить кроме опубликованных данных огромное количество карточек из «бумажной» картотеки, которые являются основными формами статистического учета. Обычно это формы:

– на выявленное преступление (форма № 1);

– о результатах расследования преступления (форма № 1.1);

– на преступление, по которому лицо, его совершившее, установлено (форма № 1.2);

– на лицо, совершившее преступление (форма № 2);

– о движении уголовного дела (форма № 3);

– о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности (форма № 4);

– о результатах рассмотрения дела в суде (форма № 6).

Статистическое исследование обширного и разобщенного материала включает наблюдение, сводку, группировку и анализ. В криминологии статистическое наблюдение (учет и регистрация информации) бывает сплошным и выборочным. Сплошное наблюдение предполагает исследование всего массива информации, выборочное касается части явления, и отбор идет по одному или нескольким признакам. Для точности и объективности выборочное наблюдение обязано отвечать научным требованиям репрезентативности и случайности.

Репрезентативность предполагает, что выборка отражает основные закономерности явления, и чем больше выборка, тем точнее результат. Массив выборки определяется на основе специальных таблиц или математических расчетов с учетом планируемой погрешности в результатах не более 5 %. Выборка должна отвечать критерию случайности, поэтому в выборку попадает разнородный материал, который в дальнейшем подвергается обработке первичных данных (сводке), а затем группируется, то есть разбивается на однородные, качественно различающиеся между собой группы по тем или иным признакам – типологические (с расчленением на однородные группы по количественным признакам) или аналитические (с распределением по зависимости между двумя или более разнородными группами).

Тема 7. Уголовно-правовая статистика

Уголовно-правовая статистика – отрасль государственной правовой статистики о состоянии преступности, уголовного судопроизводства, исполнительного производства в уголовно-правовой сфере, применении наказания и иных мер уголовно-правового воздействия за совершение преступлений.

Уголовно-правовую статистику как отрасль правовой статистики принято подразделять на несколько разделов (подотраслей), которые соответствуют стадиям уголовного процесса.

Основными задачами статистического изучения преступности являются определение состояния преступности, ее уровня, динамики и структуры, выявление причин и условий преступности, изучение системы мер противодействия преступности.

Первичный учет преступлений – это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации о преступности и государственных мерах социального контроля над ней и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета преступлений, лиц, их совершивших, и процессуальной деятельности органов уголовной юстиции в этом направлении.

Читайте также:
Дикая вира: что это такое, описание и особенности

Правовой базой первичного учета преступлений в Казахстане выступает Инструкция по ведению единого карточного учета заявлений, сообщений, жалоб и иной информации о преступлениях, происшествиях, уголовных дел, результатах их расследования, прокурорского надзора и судебного рассмотрения (Единая унифицированная статистическая система), утвержденная приказом Генерального прокурора РК №122 от 18 ноября 2011 года (в действующей редакции).

Назначение единого карточного учета заключается в прозрачном статистическом наблюдении за досудебным производством по уголовному делу и обеспечении государственных органов, физических и юридических лиц объективными и достоверными данными о состоянии преступности, деятельности органов уголовного преследования, суда и органов, ведающих исполнением наказаний, посредством ведения единой унифицированной статистической системы.

Формирование уголовно-правовой статистики осуществляется на основании следующих форм карточек:

1) форма ЗС-1 «Карточка учета заявления, сообщения и иной информации о преступлении, происшествии»;

2) форма ЗС-2 «Карточка учета решения по зарегистрированному заявлению, сообщению о преступлении»;

3) форма 1.0 «Карточка учета преступления»;

4) форма 1.1 «Карточка о ходе и результатах предварительного следствия (дознания)»;

5) форма 2.0 «Карточка на лицо, совершившее преступление»;

6) форма 2.1 «Карточка на лицо подозреваемое, обвиняемое, задержанное либо арестованное»;

7) форма 2.2 «Карточка по рассмотрению судом ходатайств об избрании меры пресечения арест, домашний арест, продлении срока, отмене, изменении ареста, домашнего ареста, об обжаловании и опротестовании санкций суда»;

8) форма 3.0 «Карточка о решении прокурора по уголовному делу»;

9) форма 1-Н «Карточка учета изъятых и уничтоженных наркотических средств, психотропных и ядовитых веществ, прекурсоров и площадей произрастания растений, содержащих наркотические вещества».

Инструкция детально регламентирует правила ведения, постановки на учет, выставления каждой из перечисленных форм документов первичного учета; закрепляет требования, предъявляемые к порядку ведения документов первичного учета, и контроля за их применением.

Роль документов первичного учета в формировании объективной государственной правовой статистики настолько высока, что в специальной литературе ученые предлагают поднять обязательность надлежащего заполнения и выставления документов первичного учета установленных форм до уровня процессуальных документов.

Основными статистическими показателями оценки работы следователей являются число дел, оконченных производством, показатели раскрываемости преступлений, сроки расследования, показатели нагрузки следователя, число дел, возвращенных на дополнительное расследование, число лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности и др.

Основными показателями оценки работы судов по осуществлению правосудия по уголовным делам выступают: сроки рассмотрения уголовных дел, число отмененных и измененных приговоров, классификация судебных ошибок, соотношение числа осужденных к лишению свободы и осужденных к наказаниям, не связанных с лишением свободы и др.

Статистика деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание, включает в себя данные о составе заключенных, их распределении по видам исправительных учреждений, учет результатов достижения целей наказания и др.

Статистика прокурорского надзора выступает как количественное отражение многогранной деятельности прокуратуры по надзору за соблюдением режима законности. Необходимо отметить, что в литературе статистику прокурорского надзора называют в качестве самостоятельной отрасли правовой статистики. Статистика прокурорского надзора включает в себя статистику надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, за соблюдением прав человека органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, за соблюдением законности в местах содержания задержанных, предварительного заключения, уголовно-исполнительных учреждений.

Формы официальной правовой статистической отчетности утверждаются приказами Генерального прокурора РК.

Нормативные источники и литература: указаныв подразделе 1.8. п.п. 1-8, 10-23, 29, 31, 33-35, 37-40, 43-50, 51-56.

Статья 1 УИК РФ. Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации

1. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

2. Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Комментарии к ст. 1 УИК РФ

1. В комментируемой статье определяются цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства. Данная норма имеет принципиальное значение, поскольку все дальнейшее содержание УИК РФ определяется на основе и с учетом стоящих перед законом целей и задач.

В научной литературе понятия целей и задач нередко отождествляются, и они употребляются как синонимы. Но в данном случае законодатель разделяет эти понятия, наполняя каждое из них собственным содержанием.

Под целями уголовно-исполнительного законодательства следует понимать те конечные результаты правового регулирования исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера, на достижение которых направлено действие закона. Эти результаты выражаются в общих и наиболее значимых достижениях, имеющих социальный характер.

Однако достижение целей невозможно без решения отдельных вопросов, направлений промежуточного плана, связанных с реализацией не всего законодательства в целом, а его конкретных институтов и норм. Достижение этих промежуточных результатов и является задачей уголовно-исполнительного законодательства, что в совокупности обеспечивает возможность достижения его целей.

Читайте также:
Валютные ограничения: что это такое, описание и особенности

К целям уголовно-исполнительного законодательства отнесены исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Необходимо отметить, что цели уголовно-исполнительного законодательства практически полностью совпадают с целями уголовного наказания, закрепленными в ч. 2 ст. 43 УК РФ, где сказано, что наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Подобное совпадение вполне объяснимо, поскольку уголовный закон является базовой и материальной основой закона уголовно-исполнительного.

Наиболее важной целью, стоящей перед уголовно-исполнительным законодательством, является исправление осужденных. В научной литературе имеются различные позиции, касающиеся понятия “исправление”, но в целом все они сводятся к тому, что исправление предполагает правопослушное поведение осужденного в период отбывания наказания и после освобождения от отбывания наказания. Исправление осужденного достигается комплексом мер правового, организационного, психолого-педагогического характера, которые применяются к осужденному в период отбывания наказания. Более подробно содержание понятия “исправление” приводится при анализе положений ст. 9 УИК РФ.

Понятие предупреждения преступлений разработано наукой криминологией. Под предупреждением преступлений понимается система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой.

Эти меры связаны с воздействием на всех людей (общее предупреждение), определенные группы людей (групповое предупреждение), на отдельных лиц (специальное предупреждение).

Значительную роль в предупреждении преступлений играет и уголовно-исполнительный закон. Его общепредупредительное значение заключается в воздействии на сознание граждан путем информирования их об условиях и порядке отбывания уголовных наказаний различного вида, материально-бытовом и медико-санитарном обеспечении осужденных в период отбывания наказания, их правах и обязанностях, различных мерах воздействия, применяемых к осужденным. В этой связи уголовно-исполнительный закон способствует формированию определенных сдерживающих начал при определении жизненных установок человека, линии его поведения. В ряде случаев это удерживает человека от совершения преступления, хотя значительное число граждан не совершает преступление не из страха перед наказанием, а исходя из своих моральных и нравственных позиций.

Однако в большей мере уголовно-исполнительный закон способствует специальному предупреждению, т.е. предупреждению совершения преступлений лицами, отбывающими уголовное наказание. В этом отношении эффективность уголовно-исполнительного закона достигается в результате применения целого комплекса мер к осужденным. Это режим отбывания наказания, правоограничения, применяемые к осужденным, применение мер безопасности и иные меры. В результате осужденный или лишается возможности совершить новое преступление, или такая возможность существенно ограничивается. Кроме того, нельзя не принимать во внимание и индивидуально-профилактическую работу, проводимую с осужденными, в том числе и воспитательную работу. Таким образом, условия, связанные с отбыванием наказания, психолого-педагогическое воздействие на осужденного способствуют формированию у него позиции социально полезного и законопослушного лица.

Предупредительное значение имеет и то обстоятельство, что уголовно-исполнительный закон дает основания применения ряда мер предупредительного характера не к осужденным, а к гражданам, которые негативно влияют на процесс исправления осужденных (в частности, проносят на территорию исправительного учреждения наркотики, спиртное, деньги, иные запрещенные предметы, способствуют совершению осужденными преступлений, например побегу, уклонению от отбывания наказания).

2. Задачи уголовно-исполнительного законодательства сформулированы в ч. 2 комментируемой статьи. Этими задачами являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Задача регулирования порядка и условий отбывания наказания решается и в Общей части УИК РФ, где определяются общие условия исполнения и отбывания наказания, и в Особенной части, где указанные условия и порядок конкретизируются применительно к отдельным видам наказания.

Аналогичным образом решаются и иные задачи. Так, задача определения средств исправления осужденных решается путем указания этих средств в ст. 9 УИК РФ, а затем конкретизируется и уточняется применительно к специфике исполнения и отбывания отдельных видов уголовного наказания.

Задача охраны прав, свобод осужденных и законных интересов осужденных находит свое разрешение в нормах о правовом статусе осужденных, их основных правах, обращениях осужденных и более подробно – в нормах, регламентирующих права и законные интересы осужденных различных категорий.

Важное место в уголовно-исполнительном законодательстве отведено и задаче оказания осужденным помощи в социальной адаптации. Это обусловлено тем, что успешная социальная адаптация после освобождения от отбывания наказания существенно снижает риск совершения осужденным нового преступления. Длительный отрыв от общества, трудового коллектива, семьи ведет к утрате осужденным социально полезных связей. Поэтому при исполнении наказания уделяется большое внимание ресоциализации осужденных, оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве, оказанию им психологической помощи. Социальная адаптация осужденных предполагает также и контроль за поведением осужденных отдельных категорий после освобождения.

Читайте также:
Что будет, если перестать ходить на работу

Адвокат Кудряшов Константин. Личный блог

Телефон и WhatsApp 8-916-579-33-83 (Москва)

Чем отличается общий и строгий режим, колония-поселение и тюрьма? – Ст 121, 123, 129, 131 УИК РФ

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Чем отличается общий и строгий режим, колония-поселение и тюрьма?

Статья 121. Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях общего режима
1. Осужденные к лишению свободы, отбывающие наказание в обычных условиях в исправительных колониях общего режима, проживают в общежитиях. Им разрешается:
а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости помимо средств, указанных в части второй статьи 88 настоящего Кодекса, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере девяти тысяч рублей;
б) иметь шесть краткосрочных свиданий и четыре длительных свидания в течение года;
в) получать шесть посылок или передач и шесть бандеролей в течение года.

1.1. Осужденным, указанным в части второй.1 статьи 89 настоящего Кодекса, отбывающим наказание в обычных условиях, с учетом их личности и поведения может ежемесячно предоставляться до двух дополнительных длительных свиданий с ребенком в выходные и праздничные дни с проживанием (пребыванием) вне исправительного учреждения, но в пределах муниципального образования, на территории которого расположено исправительное учреждение.

2. Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, проживают в общежитиях. Им разрешается:
а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, без ограничения;
б) иметь шесть краткосрочных и шесть длительных свиданий в течение года;
в) получать 12 посылок или передач и 12 бандеролей в течение года.

2.1. Осужденным, указанным в части второй.1 статьи 89 настоящего Кодекса, отбывающим наказание в облегченных условиях, предоставляются дополнительные длительные свидания с ребенком в выходные и праздничные дни с проживанием (пребыванием) вне исправительного учреждения, но в пределах муниципального образования, на территории которого расположено исправительное учреждение, без ограничения их количества.

3. Осужденным, отбывающим наказание в облегченных условиях, в целях успешной социальной адаптации по их заявлению на основании постановления начальника исправительной колонии за шесть месяцев до окончания срока наказания разрешается проживать и работать под надзором администрации исправительной колонии за пределами исправительной колонии, за исключением случаев, если имеется мотивированное постановление начальника исправительной колонии об отказе в проживании и работе за ее пределами. Они могут содержаться совместно с осужденными, которым предоставлено право передвижения без конвоя или сопровождения. Осужденным по их заявлению разрешается проживание за пределами исправительной колонии совместно с семьей или детьми в жилых помещениях, находящихся в их собственности или пользовании.

4. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в запираемых помещениях. Им разрешается:
а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости помимо средств, указанных в части второй статьи 88 настоящего Кодекса, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере семи тысяч восьмисот рублей;
б) иметь три краткосрочных свидания и три длительных свидания в течение года;
в) получать три посылки или передачи и три бандероли в течение года;
г) пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью полтора часа. При хорошем поведении осужденного и наличии возможности время прогулки может быть увеличено до трех часов.

Статья 123. Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях строгого режима
1. Осужденные к лишению свободы, отбывающие наказание в обычных условиях в исправительных колониях строгого режима, проживают в общежитиях. Им разрешается:
а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости помимо средств, указанных в части второй статьи 88 настоящего Кодекса, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере семи тысяч восьмисот рублей;
б) иметь три краткосрочных и три длительных свидания в течение года;
в) получать четыре посылки или передачи и четыре бандероли в течение года.

2. Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, проживают в общежитиях. Им разрешается:
а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости помимо средств, указанных в части второй статьи 88 настоящего Кодекса, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере девяти тысяч рублей;
б) иметь четыре краткосрочных и четыре длительных свидания в течение года;
в) получать шесть посылок или передач и шесть бандеролей в течение года.

3. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в запираемых помещениях. Им разрешается:
а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости помимо средств, указанных в части второй статьи 88 настоящего Кодекса, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере семи тысяч двухсот рублей;
б) иметь два краткосрочных свидания и два длительных свидания в течение года;
в) получать две посылки или передачи и две бандероли в течение года;
г) пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью полтора часа. При хорошем поведении осужденного и наличии возможности время прогулки может быть увеличено до трех часов.

Читайте также:
Как затянуть развод или отказаться от него?

Статья 129. Условия отбывания лишения свободы в колониях-поселениях
1. В колониях-поселениях осужденные к лишению свободы:
а) содержатся без охраны, но под надзором администрации колонии-поселения; в часы от подъема до отбоя пользуются правом свободного передвижения в пределах колонии-поселения; с разрешения администрации колонии-поселения могут передвигаться без надзора вне колонии-поселения, но в пределах муниципального образования, на территории которого расположена колония-поселение, если это необходимо по характеру выполняемой ими работы либо в связи с обучением; могут носить гражданскую одежду; могут иметь при себе деньги и ценные вещи; пользуются деньгами без ограничения; получают посылки, передачи и бандероли; могут иметь свидания без ограничения их количества;
б) проживают, как правило, в специально предназначенных для них общежитиях. Осужденным, не допускающим нарушений установленного порядка отбывания наказания и имеющим семьи, по постановлению начальника колонии-поселения может быть разрешено проживание со своими семьями на арендованной или собственной жилой площади, находящейся в пределах колонии-поселения или муниципального образования, на территории которого расположена колония-поселение. Указанные осужденные обязаны являться для регистрации в колонию-поселение до четырех раз в месяц. Периодичность регистрации устанавливается постановлением начальника колонии-поселения. Жилые помещения, в которых проживают осужденные, могут посещаться в любое время представителем администрации колонии-поселения;
в) имеют документ установленного образца, удостоверяющий личность осужденного. Паспорт и другие личные документы осужденных хранятся в их личных делах.

2. Осужденным запрещается использовать и хранить на территории колонии-поселения и на объектах, где выполняются работы, предметы и вещества, перечень которых установлен Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

3. Труд осужденных регулируется законодательством Российской Федерации о труде, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы и перевода на другую работу. Перевод осужденных на другую работу, в том числе в другую местность, может осуществляться администрацией предприятия, на котором они работают, по согласованию с администрацией колонии-поселения.

3.2. Администрация организации, в которой работают осужденные, находящиеся на участке колонии-поселения, расположенном вне территории колонии-поселения, в соответствии с частью третьей.1 настоящей статьи предоставляет осужденным общежития для проживания по нормам, установленным частью первой статьи 99 настоящего Кодекса, другие помещения и имущество, необходимые для обеспечения установленного порядка и условий отбывания лишения свободы в колонии-поселении, а также оказывает содействие администрации колонии-поселения в материально-бытовом и медико-санитарном обеспечении осужденных.

4. Осужденным разрешается обучаться по заочной форме в образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях, расположенных в пределах муниципального образования, на территории которого расположена колония-поселение.

5. При применении к осужденным, отбывающим лишение свободы в колониях-поселениях и не занятым общественно полезным трудом, взыскания в виде запрещения выхода за пределы общежития в свободное от работы время на срок до 30 дней им предоставляется право на ежедневную прогулку продолжительностью не менее двух часов.

Статья 131. Условия отбывания лишения свободы в тюрьмах
1. Осужденные к лишению свободы содержатся в тюрьмах в запираемых общих камерах. В необходимых случаях по мотивированному постановлению начальника тюрьмы и с согласия прокурора осужденные могут содержаться в одиночных камерах.

4. Осужденным, отбывающим наказание на общем режиме, разрешается:
а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости помимо средств, указанных в части второй статьи 88 настоящего Кодекса, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере семи тысяч двухсот рублей;
б) иметь два краткосрочных и два длительных свидания в течение года;
в) получать две посылки или передачи и две бандероли в течение года;
г) пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью два часа. При хорошем поведении осужденного и наличии возможности время прогулки может быть увеличено на тридцать минут.

5. Осужденным, отбывающим наказание на строгом режиме, разрешается:
а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости помимо средств, указанных в части второй статьи 88 настоящего Кодекса, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере шести тысяч рублей;
б) иметь два краткосрочных свидания и одно длительное свидание в течение года;
в) получать одну посылку и одну бандероль в течение года;
г) пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью полтора часа. При хорошем поведении осужденного и наличии возможности время прогулки может быть увеличено на тридцать минут.

Примечание: Чем обличается общий и строгий режим, колония-поселение и тюрьма? – Ст 121 УИК РФ, ст 123 УИК РФ, ст 129 УИК РФ, ст 131 УИК РФ – статьи Уголовного-исполнительного кодекса РФ в действующей редакции.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: