Угон судна: что это такое, описание и особенности

Статья 211. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава

1. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона –
наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового .

2. Те же деяния, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) пункт утратил силу с 11 декабря 2003 года – Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ ;
в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;
г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, –
наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет .

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, –
наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет .

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, сопряженные с совершением террористического акта либо иным осуществлением террористической деятельности, –
наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

Комментарий к статье 211 Уголовного Кодекса РФ

Основной объект преступления – общественная безопасность. Дополнительный объект – отношения по охране жизни и здоровья, собственности граждан и юридических лиц.

Факультативный объект – отношения по охране жизни человека.

Угон воздушного судна является преступлением международного характера. Еще в Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (г. Гаага, 16 декабря 1970 г.) отмечалось, что акты незаконного захвата или осуществления контроля над воздушным судном, находящимся в полете, угрожают безопасности лиц и имущества, серьезно нарушают воздушное сообщение и подрывают веру народов мира в безопасность гражданской авиации .

——————————–
Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXVII. М., 1974. С. 292 – 296.

Положения о преступности аналогичных действий с морскими судами содержатся в Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (заключена в г. Риме 10 марта 1988 г.) .

Предметом преступления является судно воздушного или водного транспорта, а также железнодорожный подвижной состав.

Понятие воздушного судна дано в ст. 32 Воздушного кодекса РФ от 19 марта 1997 г. Воздушное судно – это летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды (самолет, вертолет, дирижабль, мотодельтаплан, планер и др.).

Судно водного транспорта – морское, речное, озерное самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства. К целям судоходства относятся перевозка грузов, пассажиров, буксировка судов и других плавучих объектов, проведение поисков, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, гидротехнических, подводно-технических работ, спасательных операций, проведение научных исследований и некоторые другие цели (учебные, спортивные, культурные). Предметом угона являются корабли, яхты, паромы, катера, подводные лодки, буксиры, плавучие краны и другие подобные технические сооружения. Не охватываются составом ст. 211 УК РФ маломерные водные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 т с главными двигателями мощностью менее 55 кВт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы), гребные лодки, байдарки.

Определение железнодорожного транспортного средства (подвижного состава) приведено в Федеральном законе от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации” (ст. 2). Это локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной железнодорожный подвижной состав, предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры (например, дрезины).

Объективная сторона преступления включает действия двух видов: 1) угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава; 2) захват такого судна или состава в целях угона.

Угон – это противоправное завладение судном воздушного, водного транспорта, а также подвижным железнодорожным составом и использование его для полета, поездки или в качестве плавающего средства.

Захват означает противоправное завладение судном воздушного, водного транспорта, а также подвижным железнодорожным составом и установление над ним контроля с целью последующего угона.

Захват и угон возможны как в отношении движущегося, так и находящегося на стоянке судна либо железнодорожного подвижного состава. По ч. 1 ст. 211 УК РФ угон и захват могут быть совершены без насилия, с использованием обмана, с применением или угрозой применения насилия, не опасного для жизни или здоровья (побои, ограничение свободы в виде связывания, запирания, удержания). Угроза применения насилия означает запугивание потерпевших немедленным применением насилия, не опасного для жизни или здоровья.

Читайте также:
Законодательная власть: что это такое, описание и особенности

Насилие или угроза его применения могут адресоваться экипажу судна или подвижного железнодорожного состава, пассажирам, техническому персоналу, охранникам и любым другим лицам, пытающимся воспрепятствовать совершению преступления.

Состав угона формальный, деяние окончено с момента начала движения транспортного средства или, если судно во время угона находилось в движении, с момента изменения направления движения. Захват также является формальным составом преступления. Он окончен с момента завладения судном. Наступления общественно опасных последствий для признания преступления оконченным не требуется.

С субъективной стороны деяние характеризуется прямым умыслом. При совершении деяния в форме захвата обязательным признаком субъективной стороны является цель угона судна воздушного, водного транспорта или подвижного железнодорожного состава. Мотивы совершения преступления могут быть любыми – корыстными, хулиганскими, стремление использовать судно или железнодорожный подвижной состав для совершения преступления, желание покататься.

Субъект преступления общий – вменяемое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет.

Квалифицирующими признаками состава преступления, предусмотренного ч. 2 рассматриваемой статьи УК РФ, являются:

– п. “а” – совершение деяния группой лиц по предварительному сговору;

– п. “в” – применение насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;

– п. “г” – применение оружия или предметов, используемых в качестве оружия.

Признаки, указанные в п. п. “а” и “г” ч. 2 ст. 211 УК РФ, имеют такое же содержание, что и раскрытые ранее п. п. “а” и “в” ч. 2 ст. 206 УК РФ “Захват заложника”.

Под насилием, опасным для жизни или здоровья, следует понимать такое насилие, которое повлекло причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, а также причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.

Указанные последствия охватываются составом преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 211 УК РФ, и квалификации по совокупности со ст. ст. 115, 112, 111 УК РФ не требуется. Угроза может выражаться в угрозе убийством или причинении любого по степени тяжести вреда здоровью. Форма угрозы не имеет значения для квалификации преступления. Она может быть выражена вербально, жестами, запиской и т.п. При угрозе убийством или причинением тяжкого вреда здоровью все содеянное охватывается признаками п. “в” ч. 2 ст. 211 УК РФ и вменение ст. 119 УК РФ “Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью” не требуется.

Особо квалифицирующие признаки угона или захвата судна воздушного, водного транспорта или подвижного железнодорожного состава (ч. 3 ст. 211 УК РФ) следующие: совершение деяния организованной группой либо наступление по неосторожности смерти человека или иных тяжких последствий. В случае наступления последствий в виде смерти или тяжкого вреда здоровью состав преступления является материальным, субъективная сторона характеризуется двумя формами вины: умышленным совершением захвата либо угона и неосторожным (как легкомыслием, так и небрежностью) отношением к последствиям.

Умышленное причинение смерти одному или нескольким лицам при угоне или захвате требует дополнительной квалификации по ст. 105 УК РФ.

Иные тяжкие последствия могут состоять в уничтожении, повреждении судна или железнодорожного состава, серьезном нарушении графика полетов, движения поездов, причинении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью многих лиц и т.п. Это признак оценочный, подлежащий установлению в каждом конкретном случае с учетом обстоятельств дела.

Другой комментарий к статье 211 УК РФ

1. Предметом преступления являются судно воздушного или водного транспорта, а также железнодорожный подвижной состав.

2. Общественно опасное деяние описано в законе в виде двух альтернативных действий:

1) угон указанных транспортных средств;

3. Угон – противоправное самовольное перемещение судна воздушного, водного транспорта либо железнодорожного состава и использование его по своему усмотрению. Угоном следует признавать и такое незаконное самовольное использование преступником, например, воздушного судна для полета, когда совпадают место взлета и место посадки.

Захват – противоправное насильственное завладение указанными транспортными средствами в целях угона. Захват предполагает установление контроля над транспортным средством, который позволял бы использовать его для перемещения в любую географическую точку, угодную преступнику, либо исключал возможность следования судна по ранее намеченному маршруту. Захват предшествует угону и может осуществляться с применением насилия, неопасного для жизни или здоровья, или угрозой применения такого насилия (ч. 1 ст. 211).

4. Преступление имеет формальный состав. Захват считается оконченным с момента, когда угонщик устанавливает контроль над транспортным средством либо его экипажем и получает возможность распоряжаться им по своему усмотрению; угон – с момента приведения захваченного транспортного средства в движение либо, если захват произошел в движении, с момента, когда лицо получило возможность осуществлять управление транспортным средством или контролировать его.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом, и для захвата обязательна цель – угон судна.

6. Субъект преступления – вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.

7. Под иными тяжкими последствиям (ч. 3 ст. 211) понимают:

– аварию транспортного средства;

– значительное повреждение груза, имущества;

– причинение тяжкого вреда здоровью нескольких лиц;

Читайте также:
Ставка страхового взноса: что это значит

– значительное загрязнение окружающей среды и т.д.

ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ УГОНА (ЗАХВАТА) СУДНА ВОЗДУШНОГО, ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ЛИБО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Князева Екатерина Анатольевна

В статье анализируются проблемные вопросы квалификации преступления, предусмотренного ст. 211 УК РФ, которое в соответствии с конвенциями, отнесено к числу международных преступлений. Автор показывает отграничение данного состава преступления от иных смежных преступлений, предметом которых также являются различные виды транспорта.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Князева Екатерина Анатольевна

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ УГОНА (ЗАХВАТА) СУДНА ВОЗДУШНОГО, ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ЛИБО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА»

ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ УГОНА (ЗАХВАТА) СУДНА ВОЗДУШНОГО, ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ЛИБО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Угон транспортного средства часто связан с такими преступными деяниями, как нарушение правил безопасности и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена (ст. 263 УК РФ); незаконное лишении свободы лиц, находящихся на борту судна (ст. 127 УК РФ). Поэтому подобные преступления самостоятельной квалификации не требуют. УК РФ позволяет правильно квалифицировать содеянное в случаях возникновения проблемных ситуаций. Так, угон воздушного судна по своим внешним признакам схож с нарушением правил международных полетов (ст. 271 УК). В соответствии со ст. 271 УК уголовно наказуемым является совершение полета с нарушением указанных в разрешениях маршрутов, мест посадки, высоты полета и т.д.

В ст. 79 Воздушного кодекса РФ под международным полетом понимается полет воздушного судна в воздушном пространстве более одного государства [2]. Установление РФ правил международных полетов связано с необходимостью обеспечения интересов внешней безопасности государства и охраны границ от несанкционированного пересечения, а также безопасности полетов на международных и внутренних авиалиниях.

Международные полеты воздушных судов выполняются на основе Международных договоров РФ или разрешений, выдаваемых в порядке, установленном Правительством РФ [2]. Совершение угона воздушного судна всегда сопряжено с нарушением правил международных полетов, особенно в тех случаях, когда виновный преследует своей целью совершить посадку угнанного самолета на территории другого государства. То есть виновный совершает вылет из РФ или влет в России без установленного разрешения [7]. По нашему мнению, состав преступления, предусмотренного ст. 211 УК РФ, полностью охватывает нарушение правил международных полетов, которые были допущены в связи с угоном воздушного судна за границу. Поэтому дополнительной квалификации указанное нарушение не требует.

В связи с тем, что угон воздушного судна является преступлением, представляющим повышенную общественную опасность, максимальное наказание за него определено законодателем в виде лишения свободы сроком до 15 лет (минимальное составляет четыре года лишения свободы). В то же время санкция за нарушение правил международных полетов в соответствии со ст. 271 УК РФ не предусматривает такой меры наказания, как лишение свободы, ограничиваясь лишь штрафом и арестом. Следовательно, в данном случае законодатель учёл возможность нарушения виновным лицом правил международных полетов как практически естественное следствие угона воздушных судов.

Часто возникают проблемы квалификации по ст. 211 УК РФ в части угона (захвата) судна водного транспорта, которое было совершенно в открытом море.

* Князева Екатерина Анатольевна — аспирант кафедры уголовного права и криминологии Юридической школы Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток. E-mail: ugpra@chair.dvgu.ru

Здесь можно говорить о нападении на судно, и основная проблема возникает в установлении цели такого нападения. Если цель — завладение чужим имуществом, то содеянное следует квалифицировать по ст. 227 УК РФ — пиратство. В случаях, когда цель нападения не установлена, квалификация действий должна осуществляться по ч. 3 ст. 30 УК РФ и соответствующей части ст. 211 УК РФ, то есть как покушение на угон судна.

Так, 25 ноября 2002 г. группа вооруженных лиц совершила нападение на экипаж судна РМС «Сангар», принадлежащего ООО «Регион» и приписанного к порту Корсаков Сахалинской области, во время его нахождения в экономической зоне Японии и пыталась установить контроль над ним посредством применения насилия. Экипажем судна действия нападавших были пресечены. Было установлено, что нападение на «Сангар» было связано с процессом раздела собственности, происходящим в ООО «Регион». Указанное нападение было квалифицировано транспортным прокурором Сахалинской области по ч. 3 ст. 30 и п. «а» ч. 2 ст. 211 УК РФ [5].

Угон судна воздушного или водного транспорта может быть связан с незаконным пересечением Государственной границы РФ. В случаях угона воздушного или водного судна с целью незаконного выезда из РФ или въезда в неё действия виновного лица следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 211, 322 УК РФ.

В связи с тем, что преступление, предусмотренное ст. 322 УК РФ, является менее тяжким по сравнению с угоном воздушного или водного судна, оно не может его поглотить. В то же время невозможно и обратное поглощение, так как два указанных деяния внутреннее не связаны. Следовательно, лицо, совершающее преступление, предусмотренное ст. 322 УК РФ, и избравшее в качестве способа выезда или въезда в страну угон судна, совершает деяние еще более тяжкое, которое требует самостоятельной уголовно-правовой оценки [6].

Читайте также:
Уголовно-исполнительная инспекция: что это такое, описание и особенности

Часто в результате угона транспортного средства нарушаются правила безопасности движения и эксплуатации, что обусловлено его выходом из-под контроля служб управления, что может привести к авариям или катастрофам.

Таким образом, можно утверждать, что объективная сторона преступлений, предусмотренных ст. 211, 263 УК РФ, совпадает в тех случаях, когда нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта выражается в самом факте их угона. Состав угона по содержанию объективных признаков является специальным по отношению к составу преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ. В случае же конкуренции общей и специальной нормы действия виновного лица всегда квалифицируются по статье уголовного закона, предусматривающей специальный состав преступления [7]. Это о значает, что захват судна либо состава работниками соответствующего вида транспорта в целях угона следует квалифицировать только по ст. 211 УК РФ, несмотря на то, что такие действия являются одновременно нарушением правил, предусмотренных ст. 263 УК РФ. Состав преступления, предусмотренного ст. 211 УК РФ, полностью включает в себя действия, которые нарушают установленный порядок движения и эксплуатации воздушного, водного или железнодорожного транспорта, и дополнительной квалификации по ст. 263 УК РФ не требует.

Совершение угона судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава с целью государственной измены, а равно в

случае совершения угона с целью незаконного пересечения Государственной границы, является способом совершения другого преступления. В данном случае — это акт предательства российского гражданина [3]. В указанном комментарии — совершение угона является способом совершения более тяжкого преступления. Таким образом, вопрос об уголовной ответственности за подобное деяние должен решаться по правилам квалификации при конкуренции части и целого: «. в тех случаях, когда норма, предусматривающая способ совершения преступления, находится в конкуренции с нормой, предусматривающей все преступления, должна применяться последняя норма» [4, с. 263].

Однако следует учитывать, что угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава является конвенционным, международным преступлением. РФ, являясь участницей Гаагской конвенции, взяла на себя обязательства по соблюдению установлений этого международного договора и, в частности, как уже отмечалось выше, обязанность по наказанию лиц, совершивших угон гражданского воздушного судна. Таким образом, конвенционный характер перечисленных в данном случае действий по угону воздушного судна за границу с целью государственной измены является основанием для квалификации содеянного по совокупности преступлений — как государственная измена и угон.

Преамбула Гаагской конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов устанавливает, что акт незаконного захвата или осуществления контроля над воздушным судом, находящимся в полете, угрожает безопасности лиц и имущества, серьёзно нарушает воздушное сообщение.

Захват воздушного судна считается проявлением терроризма по международному уголовному праву только в том случае, если место взлёта и место фактической посадки воздушного судна, на борту которого совершенно преступление, находится вне пределов территории государства регистрации такого воздушного судна. При этом не имеет значения, совершало ли воздушное судно международный полет или полет на внутренних авиалиниях. То есть под действие Гаагской конвенции подпадает ситуация, например, когда самолет выполняет внутренний рейс, но был угнан и приземлился на территории другого государства.

С другой стороны, под положения Гаагской конвенции не подпадают ситуации, когда борт выполнял международный полёт, был захвачен, вылетел из страны регистрации, но самолет удалось посадить на территории этой же страны. Любой иностранный гражданский самолет, выполняющий рейс из России, в случае захвата и последующей посадки на территории России будет предметом действия данной Конвенции [1], как это было, например, в 1998 г. при попытке захвата самолета А-320 итальянской авиакомпании Alitalia, выполнявшего рейс Москва—Милан, но возвращённого в Шереметьево-2 [10]. Важно и время совершения данного деяния — оно считается преступным и подпадает под действие Гаагской конвенции только в том случае, если воздушное судно находилось в состоянии полета.

Следующим составом преступления, с которым граничит угон и возникают трудности при квалификации, является террористический акт (ст. 205 УК). Как и угон (захват) судов, рассматриваемое преступление посягает на основы общественной безопасности и характеризуется прямым умыслом. Однако ст. 211 УК не устанавливает цель угона судна в качестве обязательного признака, в

отличие от ст. 205, в которой указана специальная цель — оказание воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями. Состав преступления, предусмотренного ст. 211 УК , формальный. Преступление будет считаться оконченным с момента совершения указанных в диспозиции действий, и в этом случае для квалификации не требуется наличия опасности гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий. В случае же совершения угона (захвата) с террористическими целями, при создании опасности гибели человека, причинения значительного ущерба либо наступления иных тяжких последствий рассматриваемое деяние необходимо квалифицировать по совокупности со ст. 205 УК РФ.

Читайте также:
Судимость - помеха регистрации ИП?

Угон (захват) воздушного или водного судна либо железнодорожного подвижного состава следует отграничивать от преступления, предусмотренного ст. 166 УК РФ, — неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения. Основное отличие данного преступления от рассматриваемых нами видов угона состоит в том, что последнее отнесено законодателем к преступлениям против собственности.

Предметом посягательства по ст. 166 могут быть любые транспортные средства, за исключением тех, которые подпадают под понятия судов воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава. Особенность объективной стороны заключается в том, что не может квалифицироваться по ст. 166 УК самовольное использование транспортного средства лицом, которое использовало его в силу занимаемой должности (например, временное использование автомобиля закрепленным за ним шофёром). Статья 211 УК предусматривает ответственность за угон воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава представителем экипажа или непосредственно лицом, осуществляющим управление транспортным средством, то есть субъектами преступления могут быть и члены экипажа, которые имеют доступ к транспортному средству в связи с выполнением своих служебных обязанностей.

1. Адельханян Р.А. Захват воздушных судов по международному уголовному праву // Законность. 2002. № 10. С. 27.

2. Воздушный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ (в ред. от 5 апреля 2011 г.) // СЗ РФ. 1997. № 12. Ст. 1383.

3. Комментарий к уголовному кодексу РФ / под ред. В.В. Мозякова. — М. : ЮРИСТЪ, 2003 . – 1039 с.

4. Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации. — М. : Юридическая литература, 1972. — 352 с.

5. Нагаева Т.И. Пиратство как вид преступного деяния (историко-право-вой аспект) // История государства и права. 2010. № 10. С. 9—15.

6. Узденов А.И. Угон транспортного средства по уголовному законодательству Российской Федерации : дис. . канд. юрид. наук: 12.00.08. — Ростов н/Д. 2008. 220 с.

7. Хомич В.М. Уголовная ответственность за угон транспортных средств. — Минск : Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 1982. — 96 с.

Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава

Согласно Гаагской конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16.12.1970 угон воздушного судна является одной из наиболее опасных форм международного терроризма.

Опасность преступления состоит в том, что ставятся под угрозу жизнь и здоровье граждан, в первую очередь пассажиров и членов экипажа судна воздушного или водного транспорта либо пассажиров и членов бригады железнодорожного подвижного состава, а также сохранность указанных судна, транспорта, состава или груза.

Дополнительным объектом преступления могут выступать жизнь, здоровье, отношения собственности, коммерческие интересы владельцев груза, транспорта.

Предметом преступления являются воздушные и водные суда, железнодорожный подвижной состав.

В соответствии со ст. 32 ВзК воздушное судно – это летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отражаемым от поверхности земли или воды, – легкое воздушное судно, сверхлегкое воздушное судно, пилотируемое воздушное судно, беспилотное воздушное судно, беспилотная авиационная система.

К судам воздушного транспорта относятся летательные устройства, приводимые в движение двигателями, – самолет, вертолет, дирижабль, мотодельтаплан и др., а также воздухоплавательные аппараты – планер, воздушный шар и др., предназначенные для перемещения по воздуху людей, грузов, проведения научных исследований, спортивных мероприятий и т.д.

Воздушные суда подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 14.03.2009 N 31-ФЗ “О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними”.

Водный транспорт может быть морским и внутренним водным. В ст. 3 КВВТ определено, что судно водного транспорта – это самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, в том числе для смешанного “река-море” плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технологические сооружения подобного рода.

Водные суда предназначены для перевозок грузов, пассажиров, багажа и для специального назначения – буксировки судов, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций. К ним относятся плавательные средства, приводимые в движение двигателями: морские, речные, озерные суда (кроме маломерных судов) – теплоходы, корабли, самоходные баржи, паромы, плавучие сооружения, подводные лодки, буксиры, спортивные, научные и другие суда, или силой ветра: яхты, парусники, катамараны и другие, предназначенные для перемещения по воде или под водой людей, грузов, буксировки, добычи полезных ископаемых, проведения строительных, технических работ, научных исследований, спортивных, культурных мероприятий и т.д.

Маломерные катера, моторные лодки и иные суда, угон которых не содержит признаков преступления, предусмотренного ст. 211 УК, являются предметом преступления, предусмотренного ст. 166 УК.

Безопасности морского судоходства посвящена Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, заключенная в Риме 10.03.1988.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ “О железнодорожном транспорте” железнодорожный транспорт состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перевозки товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций железной дороги подвижным составом для собственных нужд этих организаций.

Читайте также:
Неуставные отношения: что это такое, описание и особенности

К железнодорожному подвижному составу относятся грузовые вагоны, локомотивы, пассажирские вагоны локомотивной тяги, моторвагонный подвижной состав и т.д. Железнодорожный подвижной состав – это средства передвижения по рельсам для перевозки людей, грузов, проведения строительных работ, иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав – электровозы, тепловозы, мотовозы, паровозы, вагоны и поезда, авто- и электродрезины и др.

Объективная сторона рассматриваемого деяния выражается в угоне судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно в захвате такого судна или состава в целях угона.

Угон предполагает незаконное самовольное перемещение судна воздушного, водного транспорта либо железнодорожного состава. Расстояние, на которое они при угоне перемещены, не имеет значения. Кроме этого, состав преступления, предусмотренный коммент. статьей, может иметь место и в случаях, когда соответствующее ТС передается при выполнении требования виновного лица об этом как условие освобождения захваченного заложника, и в таких случаях деяние квалифицируется по совокупности со ст. 206 УК.

Захват судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава предполагает установление незаконного контроля над соответствующим судном, транспортом или подвижным составом, в результате чего возможность их передвижения зависит от воли угонщика, который при этом может лично управлять ТС или понуждать путем угроз или физического насилия к экипажу, пассажирам, другим лицам выполнять указания угонщика по использованию транспорта по его усмотрению. Захват предшествует угону. Указанный в ч. 1 коммент. статьи захват может осуществляться с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья либо угрозы применения такого насилия. Такое насилие предполагает умышленное причинение потерпевшему физической боли путем нанесения ударов либо с ограничением его свободы (связывание рук, применение наручников, оставление в закрытом помещении и т.д.), если такие действия не повлекли последствий, указанных в ст. ст. 115, 112 УК (о понятии такого насилия см. коммент. к п. “г” ч. 2 ст. 161, а также п. 21 Пост. Пленума ВС РФ от 27.12.2002 N 29).

Захват также может быть ненасильственным, напр. в отсутствие членов экипажа, поездной бригады и т.д.

Преступление имеет формальный состав. Угон или захват считается оконченным с момента приведения захваченного ТС в движение либо, если захват произошел в движении, с момента, когда угонщик получил возможность осуществлять управление ТС лично или установил контроль над ТС либо его экипажем и получил возможность распоряжаться им по своему усмотрению.

Согласно ч. 3 ст. 1 Токийской конвенции о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, от 14.09.1963 воздушное судно считается находящимся в полете с момента включения двигателя в целях взлета до момента окончания пробега при посадке.

Согласно ч. 1 ст. 3 Гаагской конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16.12.1970 воздушное судно считается находящимся в полете в любое время с момента закрытия всех его внешних дверей после погрузки до момента открытия любой из таких дверей для выгрузки. В случае вынужденной посадки считается, что полет происходит до тех пор, пока компетентные власти не примут на себя ответственность за воздушное судно и за лиц и имущество, находящиеся на борту.

Аналогичное этой Конвенции понятие о нахождении воздушного судна в полете закреплено в п. “а” ст. 2 Монреальской конвенции от 23.09.1971 о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла, лицо осознает, что совершает угон или захват ТС, и желает этого.

Обязательным признаком субъективной стороны при захвате является то, что захват совершается с целью угона воздушного, водного транспорта или подвижного железнодорожного состава. Цель самого угона либо захвата ТС значения для квалификации по коммент. статье не имеет и может быть любая: напр., совершение террористического акта, незаконное пересечение границы, хищение перевозимого груза, контрабанда и другие преступления, которые образуют совокупность соответствующих преступлений.

Если захват совершен не с целью угона, а для другой цели, напр. для захвата заложников, находящихся в судне или на транспорте, и требования как условия их освобождения выдвигаются на месте захвата, сами судно или транспорт не перемещаются, то ответственность по коммент. статье не наступает и в таких случаях действия виновного лица квалифицируются соответственно с содеянным, в частности при захвате заложника, по ст. 206 УК.

Субъект преступления – физическое вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста.

Часть 2 коммент. статьи предусматривает квалифицированные составы преступления: 1) группой лиц по предварительному сговору (см. коммент. к ст. 35 УК); 2) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия (ст. ст. 111, 112, 115, 117 УК); 3) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия. Под оружием понимается любой вид оружия – огнестрельное, холодное, газовое, боевое оружие, в том числе и не указанное в Законе об оружии. Предметом, используемым в качестве оружия, может быть любой подобранный на месте или заранее принесенный, приспособленный для причинения вреда здоровью человека предмет (см. также коммент. к ч. 2 ст. ст. 162, 222 – 223, п. 23 Пост. Пленума ВС РФ от 27.12.2002 N 29).

Читайте также:
Как заполнить заявление, чтобы закрыть ИП?

Часть 3 коммент. статьи предусматривает особо квалифицированные составы преступления: деяния, предусмотренные ч. ч. 1 или 2, если они совершены организованной группой (см. ст. 35 УК) либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.

Иные тяжкие последствия являются оценочным понятием, ими могут быть крушение, авария судна, ТС, значительный материальный ущерб, связанный с уничтожением или повреждением перевозимого груза, имущества, причинение тяжкого вреда здоровью нескольким потерпевшим, значительное загрязнение окружающей среды, дезорганизация работы транспортного предприятия и т.д.

Субъективная сторона угона в случаях наступления по неосторожности смерти человека или иных тяжких последствий характеризуется двойной формой вины – прямым умыслом, по отношению к действиям и неосторожностью (легкомыслием или небрежностью) – к последствиям. Посягательство на жизнь потерпевшего в процессе угона или захвата судна квалифицируется по совокупности ст. 211 и соответственно ст. ст. 105, 277, 295, 317 УК в зависимости от того, кто являлся потерпевшим.

Часть 4 коммент. статьи предусматривает особо квалифицированные составы: деяния, предусмотренные ч. ч. 1, 2 или 3, сопряженные с совершением, террористического акта либо иным осуществлением террористической деятельности (см. коммент. к ст. ст. 205 – 208, 361).

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Угон воздушного судна

Угон любого вида транспорта – воздушного, водного, железнодорожного представляет общественную опасность. Причины этого в нарушении правил эксплуатации подобного вида транспорта, что существенно увеличивает угрозу жизни и здоровья людей и может привести к катастрофе с большим количеством жертв. Подобные преступления имеют ряд особенностей в области состава преступления и уголовно-правовых характеристик.

Назначаемая ответственность

Статья 211 УК РФ включает в себя все нормы, ответственность и возможное наказание при осуществлении захвата или угона транспорта для доставки пассажиров:

  • Угон воздушного судна или водного транспорта организованный и осуществленный одним человеком предусматривает заключение под стражу на срок от 4 до 8 лет. Дополнительно может быть назначено ограничение свободы на период 12 месяцев.
  • Совершение подобного деяния группой лиц с использованием оружия и применение насильственных действий, предусматривает минимальный срок наказания 7 лет, максимальный 12 лет. Ограничения свободы достигает два года.
  • Если в результате выше перечисленных преступлений произошла смерть человека, предусмотрено наказание в пределах 8-15 лет, с ограничением свободы от одного до двух лет.
  • Если угон воздушного судна и водного транспорта был связан с террористической деятельностью, продолжительность заключения под стражей начинается с 15 лет, а при определенных обстоятельствах, назначается высшая мера наказания.

Пример судебной практики

  1. Служащий вооруженных сил совершил несколько незаконных деяний. Чтобы избежать по ним наказания, он решил переправиться через реку на принадлежащем воинской части катере. После пересечения реки, его задержал военный патруль. Злоумышленник полностью признал свою вину и получил наказание на срок 4 года, без дополнительного ограничения, по статье 211 УК РФ.
  2. В состоянии сильного алкогольного опьянения, мужчина предпринял попытку угнать буксирный катер. Проникнув на борт судна, он отвязал его и попытался завести двигатель, но из-за отсутствия необходимых навыков сделать это не получилось. Водным течением катер отнесло на мель, где он и остановился. Злоумышленник полностью признал свою вину. В ходе рассмотрения материалов дела в суде не было выявлено действий попадающих под статью 211 УК РФ. Причина в отсутствии факта завладения водным транспортом. Мужчину осудили по другим статьям Уголовного Кодекса.

Характеристика злодеяния

Отличительной особенностью преступлений попадающих по статью 211 УК РФ, является его предмет. Угон воздушного судна происходит достаточно редко, а осуществить подобное деяние сможет далеко не каждый.

Характерной чертой преступления связанного с угоном самолета, является отсутствие необходимости определять причину вызвавшую подобное деяние. Нет необходимости определять, зачем злоумышленник захватил самолет. Определяющей характеристикой является сам факт осуществленного преступления.

Определения и статистика

Для полноценного определения сути преступлений, наказание по которым предусматривает статья 211 УК РФ, необходимо правильно понимать следующие определения:

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (495) 266-02-45

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 603-78-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20

  • Водное транспортное средство. Объект перемещения людей и грузов по различным водоемам, рекам, морям, океанам. Приводиться в движение вводный транспорт может различными вариантами тяги.
  • Воздушное транспортное средство. Самолет, вертолет и другие средства перемещения людей и грузов с помощью специальных двигателей, потоков газа и воздуха.
  • Угон. Получение контроля с применением насильственных методов или без них над различными средствами передвижения, которые находятся на стоянке или следуют по установленному маршруту. После угона транспортное средство меняет свой первоначальный маршрут на тот, который необходим злоумышленнику.
  • Захват. С применением насилия или без него, злоумышленник завладевает средством передвижения, находящегося на стоянке или во время следования по маршруту. По статистике за последние несколько лет фактов хищения воздушных или водных средств передвижения зафиксировано не было. Максимальное количество случаев угона самолетов в РФ, было зафиксировано в 1994 году – их было 5.
Читайте также:
Могу ли я не платить алименты?

Классификация и разновидности

Преступления, описанные в статье 211 УК, подразделяют на следующие виды:

  • Незаконное деяние совершено единолично.
  • Процесс организации и реализации преступления осуществлялся группой лиц.
  • При совершении захвата водного или воздушного транспорта одним человеком или группой лиц, был нанесен тяжкий вред здоровью или причинена смерть.
  • Различные виды деяний, касающиеся террористической деятельности.

Состав преступного деяния

При совершении преступления, связанного с угоном воздушного и водного транспорта, в качестве объекта преступления выступает общественная безопасность. В качестве предмета совершенного деяния, выступают различные виды транспорта:

  • Водный.
  • Воздушный.
  • Железнодорожный.

Перечисленные ниже действия определяют объективную сторону незаконного поступка:

  • Угон транспортного средства.
  • Захват транспортного средства для дальнейшего угона.

Преступления подобного характера определяет формальный состав. Со времени угона или захвата судна признается факт свершения незаконного деяния. Прямой умысел характеризует субъективную сторону захвата воздушного или морского судна. Злоумышленник понимает, что производит захват судна и хочет это сделать. К одному из основных признаков захвата относится цель по угону судна.

Особенности уголовно-правовой характеристики

В смысл уголовно-правовой характеристики включают суть осуществленного преступного деяния и сопутствующие преступлению особенности и нюансы.

Отличительной чертой от других преступлений является субъект незаконного деяния при захвате воздушного или водного транспорта. В подавляющем большинстве случаев подобные деяния осуществляются террористами и пиратами.

Методика расследования

При рассмотрении ситуации угона воздушного или водного транспортного средства и других случаев по статье 211 УК, возможны следующие ситуации:

  • На месте осуществления противоправных действий отсутствуют предмет преступления и злоумышленник.
  • Расследование проводиться после задержания лица совершившего угон, осуществившего незаконное деяние.

В обязательном порядке проводиться следующие мероприятия:

  • Проведение полноценного осмотра места совершения преступного деяния.
  • Опрос всех лиц, которые могли стать свидетелями происшествия и его последствий.
  • Допрос потерпевшей стороны.
  • Если расследование начали в отсутствии предмета преступления и злоумышленника, дополнительно составляется распоряжением о начале расследования.
  • Если преступник был задержан до момента начала расследования, прилагается протокол допроса подозреваемого.

Если обратить внимание на судебную практику, можно сказать, что на данный момент такие преступления редкость.

Угон железнодорожного состава, воздушного или водного транспорта в статье 211 УК РФ

Угон автомобилей в современной судебной практике встречается очень часто, но аналогичное преступление, связанное с воздушным или водным судном, железнодорожным транспортом – редкость. Тем не менее, за такое деяние положено особенное наказание, о котором сообщается в ст 211 УК РФ. Чем больше человек участвует в таком преступлении, тем тяжелее наказание. Также мера ответственности зависит от обстоятельств деяния, применения насилия или оружия.

О чем статья УК?

Статья 211 УК РФ указывает на наказания, совершенные за угон или захват крупных суден и транспорта.

  1. В первой говорится о наказании за угон самолета, корабля или железнодорожного состава.
  2. Во второй – о преступлении, совершенном по сговору, с применением насилия или оружия.
  3. В третьей – за деяния организованной группы, повлекшие смерть человека или прочие тяжкие последствия.
  4. В четвертой – за деяния, сопряженные с террористическим актом.

Изложение и основные положения

Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава наказывается лишением свободы с ее ограничением. Если действия осуществляются по сговору, с применением насилия или оружия, то преступников сажают в тюрьму. При тяжких последствиях для жизни человека положен арест и помещение в колонию, при сопряжении с терактом или другой террористической деятельностью – лишение свободы, вплоть до пожизненного.

В каких случаях применяется, виды наказаний и сроки

Угон или захват судна, либо состава наказывается лишением свободы на 4-8 лет с ограничением свободы на год или без него. За преступление по сговору, с применением угрозы насилия, оружия положен арест на 7-12 лет с ограничением свободы на 2 года. Если угон производится организованной группой, принес смерть или тяжкие последствия, то преступников сажают на 8-15 лет с ограничением свободы на 1-2 года. Если деяние сопряжено с терактом, то положено лишение свободы на 15-20 лет с ограничением свободы на 1-2 года или пожизненное заключение.

Комментарии к статье 211

Общественная опасность состоит в нарушении контроля за передвижением транспорта, что влечет за собой возможность аварий.

Читайте также:
Истребование документов: что это такое, описание и особенности

Комментарии к статье:

  • Объект – отношения по безопасности порядка перемещения для граждан по воздуху, воде, железной дороге.
  • Объективная сторона – угон, захват судна или состава. К ним могут относиться вертолет, самолет, теплоход, судно, баржа, танкер, катер, подводная лодка, вагон, локомотив.
  • Угон – завладение судном, перемещение его из одного места в другое, которое выбирается субъектом. Угон окончен в момент передвижения судна. При пересечении границы происходит дополнительная квалификация по 322 статье.
  • Захват – установление над судном контроля, который дает возможность незаконно распоряжаться по усмотрению виновного. Захват окончен в момент установления контроля над судном.

Угон и захват квалифицируются по 1-й части статьи, имеют ненасильственный характер или могут осуществляться с применением неопасного насилия (побои, физическая боль) или угрозой его применения в любой форме.

Мотивы для квалификации цели не имеют. Они могут быть личными, хулиганскими, националистическими, политическими. Захват всегда осуществляется с целью последующего угона. При удержании лиц на судне в качестве заложников проводится дополнительная квалификация по 206 статье. Угон с целью завладения имуществом на борту квалифицируется по 227 статье.

Субъект – вменяемое лицо старше 16 лет. Во второй части статьи предусмотрены квалифицирующие признаки: сговор лиц, насилие или угроза его применения, опасного для жизни, применение оружия. Под последним понимается использование оружия по назначению. Применение предметов в качестве оружия предполагает использование для нанесения повреждений потерпевшему.

В 3 части установлены особо квалифицирующие признаки – организованная группа, смерть по неосторожности или тяжкие последствия. Если погибли члены экипажа или пассажиры. Судно выведено из строя, уничтожен перевозимый груз, то преступление имеет 2 формы вины. При наступлении умышленной смерти человека требуется дополнительная квалификация по 105 статье.

В первой части статьи описаны тяжкие преступления, во 2, 3 и 4 – особо тяжкие. Угон без захвата – когда судно уводится без экипажа или машиниста, средство угоняется сами экипажем, посторонними лицами по договоренности с машинистом.

Воздушное судно – аппарат, который движется за счет взаимодействия с воздухом. Водный транспорт – плавучее сооружение, которое перевозит людей и грузы. Железнодорожный состав – все виды состава для передвижения по железнодорожным путям. К нему также могут относиться открытые платформы, дрезины, цистерны, но не трамвай.

Что показывает судебная практика по данной статье?

Судебная практика по статье минимальная, так как сложно угнать и захватить такие большие судна или локомотивы.

  1. Гражданин Г., будучи машинистом поезда, решил угнать вагон и продать его, получить денежное вознаграждение. Он подготовил план, действовал в одиночку, но очень продуманно. В результате вагон удалось угнать, но продать не получилось. Преступника заметила дорожная полиция, которая посчитала странным, что перевозится лишь один вагон. Г. арестовали, представили к суду. По его решению преступник получил 6 лет колонии.
  2. Гражданин Е. решил захватить самолет с целью его угона и вылета из страны. Он продумал план, сделал взрывное устройство, которым собирался угрожать членам экипажа. Уже в воздухе он потребовал изменить курс маршрута, ему подчинились., при прилете в другую страну его удалось схватить и обезвредить, никто не пострадал. За попытку угона и теракта его приговорили к пожизненному лишению свободы.
  3. Гражданка Ш., будучи нетрезвой, прогуливалась около пляжа, где увидела яхту. Пробравшись на нее незаметно, она сумела завести судно и вывести его в море. Ее заметила береговая полиция, которая поняла, что произошел угон. Ш. сумели догнать, вынудили сдаться. Ее приговорили к условному лишению свободы и штрафу.

Какие решения чаще всего выносятся по статье 211?

Чаще статья выносит обвинительные решения, но применяется крайне редко. В 2017 по ней проходило всего 2 дела, и оба по первой части. 1 человека лишили свободы, второй получил условно.

Что чаще всего является отягчающими и смягчающими обстоятельствами?

Отягчить меру наказания может совершение преступления по сговору, с применением насилия или оружия, организованной группой, с целью теракта. Смягчающие обстоятельства рассматриваются из общего списка для каждого случая в отдельности.

Уголовное дело: понятие, поводы и основания для возбуждения

Понятие уголовного дела

Уголовное дело. Это словосочетание довольно часто встречается не только в тексте Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов Российской Федерации. Оно является распространенным в среде лиц, совершивших преступление, и, наоборот, лиц, уполномоченных государством их пресекать, расследовать и раскрывать – сотрудников правоохранительных органов, следователей, прокуроров и судей. Его часто используют преподаватели и студенты юридических ВУЗов, а нередко и обычные граждане, особенно, пострадавшие от преступления. Однако, уголовный и уголовно-процессуальный законы, а также многочисленные учебники по уголовному праву и уголовному процессу, оперирующие таким словосочетанием, как уголовное дело, не раскрывают его понятия.

Поэтому, чтобы понять, что все-таки представляет из себя уголовное дело, обратимся к словарям.

Так, Юридический словарь, размещенный на интернет-ресурсе «Коллекция словарей на ВсеСлова.ру», дает такое определение: «Уголовное дело – дело, возбужденное в установленном законом порядке в каждом случае обнаружения признаков преступления»[1].

Читайте также:
Требования охраны труда: что это значит

Чтобы было еще более понятно, обратимся к Толковому словарю русского языка, составленному С.И. Ожеговым и Н.Ю. Шведовой. [2] На странице 159 указанного издания одно из значений слова «дело» определяется как «собрание документов, относящихся к какому- либо факту или лицу».

Дополнительно взяв за основу толкование слова «уголовный», как «относящийся к преступности, к преступлениям и их наказуемости» (с. 824), и соединив значения данных слов вместе, получим следующее определение: «Уголовное дело – это собрание документов, относящихся к преступлению».

Документы, которые собраны в уголовном деле, носят название процессуальных документов и доказательств. В следующих публикациях вопрос о процессуальных документах и доказательствах будет рассмотрен подробней. Пока же отметим, что собирание указанных документов происходит в процессе предварительного следствия или дознания по уголовному делу уполномоченными на то Уголовно-процессуальным кодексом РФ лицами (следователем или дознавателем).

А поскольку предварительному расследованию уголовного дела предшествует принятие решения о его возбуждении, вначале кратко рассмотрим стадию уголовного процесса, которая называется «возбуждение уголовного дела».

Согласно ст. 140 Уголовно-процессуального кодекса РФ уголовное дело может быть возбуждено лишь при одновременном наличии двух условий: 1) когда имеются поводы для его возбуждения; 2) когда имеются основания для этого.

Поводы для возбуждения уголовного дела

Поводы для возбуждения уголовного дела – это установленные уголовно-процессуальным законом источники, из которых компетентные органы и должностные лица получают информацию о преступлении [3]. Они играют роль юридического факта, влекущего начало деятельности компетентных органов по возбуждению уголовного дела. [4]

Исчерпывающий перечень поводов для возбуждения уголовного дела содержится в статье 140 УПК РФ. К ним относятся:

  • заявление о преступлении;
  • явка с повинной
  • сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;
  • постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

При этом необходимо иметь в виду, что поводом для возбуждения уголовного дела о так называемых налоговых преступлениях (преступлениях, предусмотренных ст.198 – 199.2 Уголовного кодекса РФ), служат только те материалы, которые направлены для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в правоохранительные органы подразделениями Федеральной налоговой службы.

Основания для возбуждения уголовного дела

Вместе с тем, одного лишь повода для решения вопроса о возбуждении уголовного дела не достаточно. Законодатель установил, что уголовное дело может быть возбуждено, если наряду с поводами имеются основания для возбуждения уголовного дела (ч. 2 ст. 140 УК РФ). Иными словами, чтобы возбудить уголовное дело, нужны достаточные данные, указывающие на признаки преступления: противоправность, общественная опасность, виновность и уголовная наказуемость деяния (ч. 1 ст. 14 Уголовного кодекса РФ), о котором речь идет в заявлении, явке с повинной или сообщении о преступлении, полученном из иных источников.

В большинстве случаев в указанных поводах не содержится сведений об обстоятельствах дела, указывающих на наличие оснований для возбуждения уголовного дела. Как правило, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении вначале проверяются. Порядок проверки заявлений и сообщений установлен ст. 144 УПК РФ.

По результатам предварительной проверки принимается решение о возбуждении уголовного дела либо отказа в этом. О принятом решении сообщается заявителю.

Виды уголовных дел

Уголовное дело может быть возбуждено по факту совершенного преступления (когда неизвестно лицо, его совершившее) либо в отношении конкретного лица, подготавливающего, совершающего или совершившего преступление.

И, наконец, следует отметить, что в зависимости от характера и тяжести совершенного преступления уголовное преследование может осуществляться в публичном, частно-публичном и частном порядке. Соответственно и уголовное дело может носить характер частного обвинения, частно-публичного либо публичного обвинения (в одной из последующих статей будет дана более подробная характеристика данным видам уголовного преследования и уголовных дел).

Таким образом, мы кратко рассмотрели вопросы о том, что представляет собой уголовное дело, каковы поводы и основания для возбуждения уголовного дела установил законодатель, какие виды уголовных дел могут быть возбуждены при наличии предусмотренных законом оснований.

Если информация, размещенная на сайте, оказалась вам полезна, не пропускайте новые публикации – подпишитесь на наши страницы:

А если информация, размещенная на нашем сайте оказалась вам полезна, пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях.

Возбуждение уголовного дела: пособие для «чайников»

Любому расследованию – будь то дело о хищении миллиарда долларов или о простой карманной краже – предшествует этап, называемый стадией возбуждения уголовного дела. На первый взгляд, здесь нет ничего сложного: чтобы возбудили уголовное дело, достаточно сообщить «куда следует», а уж «компетентные органы» сами разберутся.

Но глубоко заблуждается тот, кто так считает – действительность далека от идеала. Причем реального представления о ней не получишь, сколько бы ни прочитал детективов или даже специальной литературы.

Визит к Минотавру

Не знаю, как вам, уважаемые читатели, а автору с большим трудом удается представить себе человека, радостно спешащего на прием к прокурору или на допрос к следователю. Да и профессиональные сутяжники – это явление, пока не характерное для нашей страны.

Читайте также:
Брак частичный: что это такое, описание и особенности

Остальные всеми правдами и неправдами стараются по возможности избегать общения с отечественной правоохранительной системой. Но, с одной стороны, это иногда просто невозможно, о чем прекрасно знают предприниматели, которых постоянно посещают незваные гости из ОБЭП и ему подобных подразделений. А при осуществлении, например, охранно-детективной деятельности или внешнеторговых сделок постоянный контакт с правоохранительными органами подразумевается изначально. С другой стороны, сплошь и рядом возникают ситуации, когда человеку самому приходится обращаться в правоохранительные органы за помощью и защитой.

Но гражданин, выстрадавший заявление и принесший его в ближайшее отделение милиции, не застрахован от неожиданностей. Прежде всего будет удивлен тот, кто наивно полагает, что в милиции его с распростертыми объятиями встретят идеальные сотрудники образца советского телесериала «Следствие ведут знатоки». Не в меньшей мере заблуждаются и те, кто надеется увидеть там «Робокопа» или, например, слегка нетрезвых суперменов из бесконечных сериалов про «Ментов».

Нет, уважаемые, в «дежурке» вы увидите обычных людей, для которых вы сами, как и принесенное вами заявление, – это дополнительная работа, от выполнения или невыполнения которой размер зарплаты не зависит. А потому бурной радости приход очередного заявителя обычно не вызывает. Дальнейшие же события развиваются по сценарию, зависящему от порядочности и исполнительности сотрудника, к которому вы обращаетесь, а также от организации работы в данном конкретном подразделении.

«Это неправильно, – возможно, подумает читатель, которого Бог миловал от общения с нашими правоохранителями. – Не должно быть так, чтобы в каждом отделении к гражданам относились одинаково неприветливо. Ведь правоохранительные органы не частная лавочка, а существующая на средства налогоплательщиков государственная структура». И хотя такое мнение вполне обоснованно, проблема приема обращений от граждан сотрудниками правоохранительных органов все же имеет место. Причем ситуация настолько серьезна, что, несмотря на регулярно проводимые проверки и наказания нарушителей, факты «отфутболивания» заявителей или непринятия должных мер по обращениям граждан и организаций остаются обычным и широко распространенным явлением.

Общение с людьми, обращения которых в компетентные органы были проигнорированы адресатом, показывает, что многие из них убеждены в несовершенстве закона, регламентирующего процедуру разбирательства по обращениям граждан. Но они заблуждаются – процедура прохождения обращения гражданина в любой правоохранительный орган и принятия по нему решения регламентированы законом довольно четко (имеется в виду заявление о преступлении и ином правонарушении). Однако так уж повелось, что для любого чиновника, к числу которых относятся и сотрудники правоохранительных органов, на первом месте не закон, а инструкция, приказ. Понимая эту российскую (и не только) специфику, руководители ряда правоохранительных органов в последнее время провели важную работу – издали соответствующие инструкции, регламентирующие каждый шаг чиновника, к которому с соответствующим заявлением обратился гражданин.

Ниже мы проанализируем некоторые из положений упомянутых инст­рукций и, поскольку читателям на практике может понадобиться более подробная информация, перечислим документы такого рода. Это:

Обычно первыми, к кому россияне обращаются по фактам правонарушений, являются сотрудники милиции. Поэтому рассмотрим процедуру возбуждения уголовного дела и работу с соответствующими обращениями граждан на примере МВД. По ряду причин здесь частенько приходится сталкиваться с ситуациями, когда человека, обратившегося с требованием возбудить дело и провести расследование, под разными предлогами ­выставляют за дверь, так и не начав расследования.

Кому-то пообещают разобраться в кратчайшее время, кого-то убедят, что его случай на общем криминальном фоне слишком малозначителен и лишь отвлечет доблестные органы от более важных дел. А у некоторых заявление принимается «как положено», но потом по надуманным основаниям в возбуждении уголовного дела отказывают1 . Не подумайте, что в милиции совсем не осталось порядочных сотрудников. Нет, их пока большинство, но и «паршивых овец», портящих «стадо», меньше не становится. А главная причина, побуждающая некоторых сотрудников любой ценой избегать официальной регистрации обращений, – это необходимость отчитаться перед начальством, необходимость показать высокую раскрываемость и т.п.

Итак, человек, – возможно, представитель фирмы – собирается в отдел милиции с просьбой найти или привлечь к ответственности неизвестного либо известного ему злодея. Тут надо руководствоваться простым правилом – если задержание правонарушителя возможно «по горячим следам», то, не теряя ни минуты, надо спешить за помощью. В милиции вам покажут образец, по которому надо написать заявление, или даже примут устное заявление, составив соответствующий протокол.

Но, когда подобная оперативность уже бессмысленна или, допустим, имеется обоснованное сомнение в адекватной реакции правоохранителей на ваше обращение, либо существует опасность преждевременно вспугнуть правонарушителя – спешка пагубна для интересов дела. Тут уж надо готовиться обстоятельно и, по меньшей мере, необходимо загодя написать заявление.

Схематично эту бумагу составляют следующим образом:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: