Угроза силой: что это такое, описание и особенности

Угрозы

В настоящее время угрозы могут трактоваться по-разному, так как сама ситуация, которая сейчас складывается на мировой политической арене – это угроза безопасности государства. В отношении человека также существуют различные виды угроз, которые следует трактовать в спектре правового понимания.

Понятие угрозы

Угроза в отношении человека в настоящее время трактуется, в первую очередь, с позиций уголовного права. В таком толковании под ней следует понимать возможное наступление фактической опасности жизни и здоровью конкретного человека.

В статье 119 Уголовного Кодекса Российской Федерации говорится о том, что угроза, высказываемая в отношении конкретного человека или группы лиц, может быть связана также и с их национальными признаками.

В соответствии с положениями современного уголовного права под угрозой следует понимать намерение нанести жизни и здоровью человека физический вред, если такое намерение было высказано жертве угроз лично или написано, в том числе, с использованием современных средств коммуникации.

Так как данное положение отражено в статье 119 Уголовного Кодекса Российской Федерации, угрозы в настоящее время считаются преступны деянием, за которое формируются соответствующие меры ответственности, чаще всего выраженные в реальных или условных сроках отбывания наказания.

Виды угроз

Уголовное право в своей правоприменительной практике подразделяет угрозы на различные виды. Такое деление производится в зависимости от:

  • того, на что именно покушаются (жизнь и здоровье конкретного человека и членов его семьи, имущество и т.д.);
  • каким образом такая угроза высказана (реальная она, то есть высказанные слова сопровождались каким-либо действием, или она содержит обещания нанести вред);
  • форма ее совершения (фактическое нанесение вреда жизни и здоровью или совершение психического насилия над личностью, которое не дает последней нормально существовать в сложившихся обстоятельствах);
  • оконченность ее совершения (высказана она конкретному человеку в отношении его жизни и здоровья или в отношении его членов семьи, либо находится на стадии слухов).

В противном случае преступление, согласно положениям современного уголовного права, не будет считаться оконченным.

Формы ответственности за угрозы

Все формы ответственности, которые современным законодательством предусмотрены за угрозы жизни и здоровью человека, зафиксированы статьей 119 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

В рамках этой статьи содержатся основные формы наказания, которые предусмотрены за совершение такого деяния, а именно:

  • обязательные работы (максимальный срок которых не может превысить 480 часов в случаях, если наказание предусмотрено первой частью статьи, то есть за преступление простого характера);
  • принудительные работы (если угрозы высказаны против человека без использования его национальных и других признаков, максимальный срок составит два года, если национальные, политические, религиозные и другие признаки имели место быть, то максимальный срок увеличивается до трех лет);
  • ограничение свободы (применяется только в соответствии с положениями части 1 статьи 119 УК РФ, при этом максимальный срок составит два года);
  • арест (применяется также, как и ограничение свободы, только в отношении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 119 УК РФ, максимальный срок не может превышать 6 месяцев);
  • лишение свободы (если без использования национальных, религиозных и иных признаков, то не более двух лет, если с использованием, то максимальный срок наказания увеличивается до трех лет).

В тех случаях, когда речь идет о квалификации преступлений по части 2 статьи 119 УК РФ, может использоваться в качестве дополнительной меры наказания и запрет занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок не более трех лет с момента вынесения приговора или полного отбытия наказания в его реальном виде.

А также на основании профессионального направления деятельности такого человека (в отношении последних квалификация преступлений происходит в соответствии с положениями статей 296 и 317 Уголовного Кодекса Российской Федерации, посвященным угрозам и насильственным действиям в связи с осуществлением правосудия или предварительного следствия, а также угрозы сотруднику правоохранительных органов в связи с осуществлением им его профессиональных обязанностей).

Статья за угрозу и запугивание

Содержание статьи
    1. Что такое запугивание
        1. Наказание за запугивание
    2. Как доказать наличие угроз или запугивания гражданина
    3. Пример заявления в полицию
    4. Угрозы по телефону и интернету

В Уголовном законодательстве РФ предусмотрена статья за угрозу и запугивание граждан. Если пострадавший воспринимает реально такие угрозы, статья УК РФ предусматривает для обидчика несколько альтернативных видов наказания – обязательные работы или тюремный срок. Для квалификации таких действий преступника не имеет значения, в какой форме была представлена угроза и каким способом она выражена, ключевой признак – реальность ее оценки пострадавшим лицом.

Что такое запугивание

Уголовное законодательство не предусматривает такого понятия как запугивание. Самым близким к нему по составу являются действия, предусмотренные ст. 119 Уголовного кодекса – угрозы убийством или физической расправой. Такой угрозой является выраженное в отношении потерпевшего намерение причинения вреда его жизни и здоровью независимо от способа нанесения такого вреда, при условии, что такая угроза воспринята потерпевшим как реальная.

Форма выражения угрозы значения не имеет – она может быть выражена словесно, письменно, жестикуляцией, голосовыми сообщениями или сообщениями, переданными через третьих лиц и прочими способами. Отсутствие словесного выражения не говорит о том, что угроза не существовала – запугивание может быть выражено в виде демонстрации оружия.

Обратите внимание!

Запугивание может осуществляться единичными действиями или повторяться систематически. Если способ и форма угроз идентичны, такое преступление считается длящим.

Читайте также:
Судебные издержки: что это такое, описание и особенности

Для привлечения преступника к ответу не имеет ключевого значения цель выражения угроз и запугивания, наличие у преступника намерений воплотить их в жизнь, требования, которыми угроз обусловлены и прочие обстоятельства. Важно, чтоб намерение причинить вред было выражено в отношении конкретного лица. Угроза неограниченному кругу лиц не является угрозой убийства в контексте ст. 119 УК, и такое лицо воспринимало такую угрозу как реальную. Но одного лишь мнения пострадавшего о том, что угроза реальна, недостаточно. Реальность угрозы и восприятие ее как опасной со стороны пострадавшего оценивается с учетом:

  • обстоятельств, при которых она была высказана;
  • отношений между сторонами;
  • заявленных требований;
  • общественной опасности преступника;
  • насильственных действий со стороны преступника и иных факторов, свидетельствующих о восприятии намерений преступника как реальных.
Обратите внимание!

Если преступник совершает действия, направленные на воплощение его угроз в жизнь, такие действия квалифицируются по иным статьям УК, в частности по ст. 105 или 111 УК.

Наказание за запугивание

Согласно ст. 119 УК, выделен основной и квалифицированный составы уголовного проступка, связанного с запугиванием и угрозами жизни и здоровью. Основной состав предполагает наличие угрозы, которая воспринята пострадавшим как реальная. В зависимости от тяжести последствий и общественной опусти проступка ч. 1 ст. 119 УК предполагает для нарушителя один из видов наказания:

  • обязательные работы до 480 ч;
  • ограничение свободы или принудительные работы до 24 месяцев;
  • арест на 6 месяцев;
  • реальный тюремный срок до 2 лет.

Если угроза основана на расовых, национальных, религиозных или иных дискриминирующих отличиях в том числе в отношении конкретной социальной категории населения (например, иностранцев), она квалифицируется по ч. 2 ст. 119 УК и может повлечь для преступника:

  • 5 лет принудительных работ и лишение права занимать должности на госслужбе на 3 года;
  • 5 лет реального тюремного срока и лишение права занимать должности на госслужбе на 3 года.

Как доказать наличие угроз или запугивания гражданина

Потерпевший от угроз гражданин не обязан доказывать факт их выражения в его отношении. Достаточно просто обратиться в полицию с заявлением, и она будет обязана проверить описанные в нем факты. Но наличие доказательств значительно повысит шансы на открытие уголовного дела. Доказательством послужат:

  • записи телефонных разговоров с угрозами;
  • аудио- и видеозаписи встреч с угрожающим;
  • текстовые сообщения, переданные телекоммуникационными каналами либо в письменном виде;
  • распечатки телефонных соединений от оператора;
  • свидетельские показания и т.д.

Пример заявления в полицию

Заявление в полицию об угрозах, согласно ст. 140 Уголовно процессуального кодекса, является основанием для открытия уголовного дела. Оно может быть подано в устной форме – в таком случае ответственный сотрудник обязан составить на его основании протокол. Заявление может быть подано и письменно. Оно составляется в свободной форме, но в любом случае не может быть анонимным. По анонимным заявлениям открытие дела недопустимо. В заявлении необходимо указать:

Угрозы по телефону и интернету

Форма и способ выражения угрозы ключевого значения для квалификации деяний по ст. 119 УК не имеют и если они будут выражены в интернете или по телефону, они также могут считаться преступлением. Для квалификации значение будет иметь факт восприятия запугиваний как имеющих под собой основания и реальных. Если пострадавший опасается их и верит в возможность воплощения угроз в жизнь, не имеет значения, каким образом они были выражены.

Вопрос 53. Принцип неприменения силы и угрозы силой

Принцип неприменения силы и угрозы силой относится к числу принципов, становление которых произошло в XX столетии. До это­го международное право считало обращение к войне как к способу урегулирования международных разногласий и споров естественной функцией государства, его неотъемлемым правом. Это отмечал в сво­ем трактате «О праве войны и мира» Гуго Гроций, подчеркивая, что «право. народов, установленное волею, а также законы и обычаи всех народов, как об этом в достаточной мере свидетельствует исто­рия, отнюдь не осуждают войны». Английский юрист Л. Оппенгейм признавал, что «с точки зрения права война представлялась естествен­ной функцией государства и прерогативой его неограниченного су­веренитета».

Принятые на Гаагских конференциях мира 1899 и 1907 годов Кон­венции о мирном решении международных столкновений и об огра­ничении применения силы при взыскании по договорным долговым обязательствам не отменяли права государства на войну (jus ad bellum), а лишь призывали государства «по возможности» предупреж­дать обращение к силе, «насколько позволят обстоятельства».

Становление принципа неприменения силы началось с запреще­ния агрессивных войн. Впервые война была объявлена величайшим преступлением против человечества во внутригосударственном за­коне — Декрете о мире, принятом на II Всероссийском съезде Сове­тов России 8 ноября 1917 г.

Статут Лиги Наций установил определенные ограничения на право государств прибегать к войне. Лига приняла ряд документов, запре­щающих и осуждающих агрессивные войны, в том числе Декларацию об агрессивных войнах 1927 года. Первым многосторонним догово­ром, запретившим обращение к войне, стал Договор об отказе от вой­ны в качестве орудия национальной политики от 27 августа 1928 г., вступивший в силу 24 июля 1929 г. (известен как пакт Бриана—Келлога, или Парижский пакт). В ст. 1 Договора предусматривалось, что участники Договора «осуждают обращение к войне для урегулирова­ния международных споров и отказываются от таковой в своих вза­имных отношениях в качестве орудия национальной политики».

Читайте также:
Сезонные работы: что это такое, описание и особенности

Устав ООН придал более широкое толкование запрещению вой­ны, закрепив его в форме неприменения силы или угрозы силой. Статья 2, п. 4, Устава обязывает гос-ва воздерживаться в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической не­зависимости любого гос-ва, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН.

Нормативное содержание принципа неприменения силы и угрозы силой получило конкретизацию в Декларации ООН о принципах международного права 1970 года, в Определении агрессии 1974 года, в Заключительном акте СБСЕ 1975 года, в Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 года. Анализ всех этих докумен­тов дает возможность определить в наиболее полной степени норма­тивное содержание принципа.

Прежде всего, рассматриваемый принцип является универсальным по своему характеру и обязательным, независимо от политической, эко­номической, социальной или культурной системы или союзнических отношений каждого государства (Декларация 1987 г.). Это означает, что принцип распространяется на все государства. При этом запреща­ются любые действия, представляющие собой угрозу силой или пря­мое или косвенное применение силы одним государством против дру­гого (Декларация 1975 г.). Под «любыми действиями» следует пони­мать как применение вооруженной силы, так и невооруженное насилие. Запрещая все проявления силы или ее угрозы, Декларация 1970 года обращает особое внимание на обязанность воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью: 1) нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров или вопросов, касающихся государственных границ; 2) нару­шения международных демаркационных линий, включая линии пе­ремирия; 3) актов репрессалий, связанных с применением силы; 4) насильственных действий, лишающих народы их права на самооп­ределение, свободу и независимость; 5) организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства; 6) орга­низации, подстрекательства, оказания помощи или участия в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве или потворствования подобным актам в пределах собственной терри­тории; 7) военной оккупации территории государства или ее приобре­тения в результате угрозы силой или ее применения.

В Декларации 1987 года подчеркивается также обязанность госу­дарств не применять и не поощрять применения экономических, по­литических или каких-либо других мер с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от этого каких бы то ни было преимуществ.

Принцип неприменения силы и угрозы силой запрещает прежде всего применение вооруженной агрессии. Для раскрытия его содер­жания принципиальное значение имеет Определение агрессии, при­нятое Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 году. (для шпоры оставлю здесь, но это вопрос № 56. )

В ст. 1 говорится, что агрессией является применение силы госу­дарством против суверенитета, территориальной неприкосновенно­сти или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН.

Статья 3 дает определение агрессии через перечень конкретных агрессивных актов, устанавливая, что любое из нижеперечисленных действий, независимо от объявления войны, будучи примененным первым, будет квалифицироваться в качестве акта агрессии:

1) вторжение или нападение вооруженных сил государства на тер­риторию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом та­кого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы против территории другого государства или части ее;

2) бомбардировка вооруженными силами государства террито­рии другого государства или применение любого оружия государ­ством против территории другого государства;

3) блокада портов или берегов государства вооруженными сила­ми другого государства;

4) нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы или морские или воздушные флоты другого государства;

5) применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим Государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, кии любое продолжение их пребывания на такой территории по пре­кращении действия соглашения;

6) действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, ис­пользовалась этим другим государством для совершения акта агрес­сии против третьего государства;

7) засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществля­ет акты применения вооруженной силы против другого государства, косящие столь серьезный характер, что это равносильно перечислен­ным выше актам, или его значительное участие в них.

Из семи перечисленных случаев первые пять относятся к актам прямой агрессии, последний, седьмой,—к косвенной. Особо выделя­ется в п. 6 случай соучастия в агрессии. Перечень агрессивных актов, перечисленных в Определении аг­рессии, не является исчерпывающим. «Совет Безопасности, — гово­рится в ст. 4, — может определить, что другие акты представляют собой агрессию согласно положениям Устава».

В Определении агрессии прямо подчеркиваются дискреционные полномочия Совета Безопасности при установлении существования актов агрессии. Именно с учетом таких полномочий ст. 2 Определе­ния агрессии устанавливает критерии противоправности применения вооруженной силы. Наиболее важный из них — принцип первенства, который гласит, что «применение вооруженной силы государством первым в нарушение Устава является prima facie свидетельством акта агрессии».

Совет Безопасности, выполняя свои полномочия в установлении акта агрессии, помимо принципа первенства должен руководст­воваться и другими важными критериями. Об этом прямо говорит ст. 2 Определения агрессии: «Совет Безопасности может в соответст­вии с Уставом сделать вывод, что определение о том, что акт агрес­сии был совершен, не будет оправданным в свете других соответству­ющих обстоятельств, включая тот факт, что соответствующие акты или их последствия не носят достаточно серьезного характера».

Читайте также:
Агентство по реструктуризации кредитных организаций

Критерий серьезности характера актов незаконного применения вооруженной силы позволяет СБ провести грань между актом агрессии и таким применением вооруженной силы, ко­торое в силу его ограниченного или случайного характера может быть расценено как угроза миру или нарушение мира.

Из ст. 2 вытекает также необходимость учета критерия агрессив­ного намерения. При рассмотрении конкретной ситуации Совет Бе­зопасности исходит не только из принципа первенства, но и из агрес­сивных намерений сторон. Важным подспорьем в этом направлении является ст. 5 Определения агрессии, которая указывает, что никакие соображения любого характера, будь то политического, эко­номического, военного или иного, не могут служить оправданием агрессии.

Определение агрессии квалифицирует агрессию как преступление против международного мира, влекущее международную ответст­венность. Оно предусматривает, что никакое территориальное при­обретение или особая выгода, полученные в результате агрессии, не являются и не могут быть признаны законными.

Принятый в Риме в июле 1998 года Статут Международного уго­ловного суда включил в перечень преступлений, подпадающих под юрисдикцию Суда и влекущих индивидуальную уголовную ответст­венность физических лиц, преступление агрессии. И хотя Суду пред­стоит еще выработать определение и элементы такого преступления, факт его включения в перечень наиболее серьезных преступлений, вызывающих озабоченность всего международного сообщества, сви­детельствует о решимости государств укрепить режим неприменения силы и угрозы силой.

Принцип неприменения силы и угрозы силой не исключает право­мерного применения силы в порядке самообороны и в случае при­менения мер объединенными вооруженными силами от имени ООН в целях поддержания международного мира и безопасности.

Устав ООН, ссылаясь в ст. 51 на неотъемлемое право государств на индивидуальную или коллективную самооборону, подчеркивает, что это право возникает лишь в случае вооруженного нападения од­ного государства на другое. Право на самооборону не должно трак­товаться расширительно. Это означает, что государство не вправе использовать вооруженные силы в порядке превентивного удара, ссы­лаясь на угрозу вооруженного нападения. Статья 51 также требует от государств, чтобы о мерах, принятых ими при осуществлении пра­ва на самооборону, было немедленно сообщено Совету Безопаснос­ти и чтобы эти меры никоим образом не затрагивали полномочий и ответственности Совета Безопасности в отношении действий, какие он сочтет необходимыми для поддержания или восстановления меж­дународного мира и безопасности.

Право ООН на применение вооруженной силы для поддержания международного мира и безопасности также поставлено в определен­ные рамки. Применение такой силы может иметь место только в слу­чаях угрозы миру, нарушения мира и акта агрессии по решению Со­вета Безопасности и под его руководством.

Тем не менее в современных условиях ст. 51 все чаще трактуется как дающая право государству применять силу превентивно в случае явной угрозы. Из такого понимания исходит военная доктрина США, а также военная доктрина России, одобренная в 2000 году.

Группа высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам, со­зданная в 2003 году Генеральным секретарем ООН из 16 видных дея­телей, представляющих различные регионы мира (в ее составе был и Е.М. Примаков), во главе с бывшим премьер-министром Таиланда Ананом Паньярачуном в своем докладе «Более безопасный мир: наша общая ответственность» (А/59/565) высказалась против внесения ка­ких-либо поправок в ст. 51 Устава. Группа исходила из того, что Ус­тав наделяет Совет Безопасности всеми необходимыми полномочия­ми для устранения как явных угроз, так и угроз, хотя и не являющих­ся явными, но которые станут реальными практически без каких-либо предупреждений и, если их не устранить, могут привести к чудовищ­ным последствиям. Группа предложила следующие пять критериев легитимности, которые Совет Безопасности (и любой другой уча­ствующий в принятии таких решений орган) должен всегда учиты­вать при рассмотрении вопроса о том, разрешить ли применение вооруженной силы или применить ее: серьезность угрозы, правиль­ная цель, крайнее средство, соразмерность средств и сбалансирован­ный учет последствий.

Вооруженная сила может быть применена народами колониаль­ных и зависимых стран в борьбе за свою независимость при осущест­влении своего права на самоопределение.

Что касается применения невооруженной силы, то государства вправе обращаться к мерам, не связанным с использованием воору­женных сил, в порядке реторсии или репрессалии в ответ на недру­жественное поведение или правонарушение, не имеющее характера международного преступления. Их применение должно носить соразмерный характер. Если же речь идет об использовании таких мер в качестве санкций против государства, поведение которого квалифицировано как создающее угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии, то они могут применяться только по решению Совета Безопасности и под его контролем. В ст. 41 Устава дан перечень та­ких мер: полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио и других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений.

Спецификой принципа неприменения силы и угрозы силой явля­ется то, что он связан с такими понятиями, как сила, вооруженная сила, невооруженная сила, угроза миру, нарушение мира, агрессия, акт агрессии, вооруженное нападение, индивидуальная и коллектив­ная самооборона. Право квалифицировать те или иные ситуации в соответствии с указанными понятиями и устанавливать применение мер, связанных с использованием силы, принадлежит исключитель­но Совету Безопасности. Это один из основополагающих моментов в системе поддержания мира, основанной на положениях Устава, кото­рый, к сожалению, не всегда соблюдается в практике международ­ных отношений, о чем свидетельствуют действия США и их союзни­ков по НАТО в Югославии, Афганистане, Ираке. Применение силы или ее угрозы в нарушение положений Устава ООН является неза­конным, и, как отмечено в Декларации 1987 года, «никакие сообра­жения не могут использоваться в качестве оправдания» этому.

Читайте также:
Частная авария: что это такое, описание и особенности

Составной частью принципа неприменения силы и угрозы силой является запрещение пропаганды войны. В Декларации 1970 года об этом говорится: «В соответствии с целями и принципами Организа­ции Объединенных Наций государства обязаны воздерживаться от пропаганды агрессивных войн». Такое же положение включено и в Декларацию 1987 года.

Принцип неприменения силы и угрозы силой самым тесным обра­зом связан с системой поддержания международного мира и безопас­ности, являясь ее центральным звеном.

Определение угроз и рисков

В нашей повседневной жизни, мы постоянно пользуемся такими словами как: риск, угроза, опасность. Для простого обывателя это, практически слова – синонимы. Сегодня мы попробуем разобраться с данными терминами.
Следует отметить, что употребление термина «риск» в значении «угроза» широко распространено.

Обращаю Ваше внимание на то, что однозначных и универсальных определений риска, как и угрозы, пока не дано. Термины эти являются жертвой своей популярности; словари, монографии и статьи дают широкое многообразие определений, описаний и формул. Ряд исследователей вообще отрицает связь между различными вариантами определений.
Не существует общепризнанных научно разработанных понятий «угроза» и «риск». В «Толковом словаре» С.И. Ожегова записано: «Угроза – обещание причинить кому-нибудь вред, зло».

В.И.Даль толковал угрозу как действие или намерение «угрожать, грозить, стращать, наводить опасность либо опасение, держать под страхом, под опаскою, пригражать».
Мы будем пользоваться следующими определениями.

Угроза – объективный, т.е. внешний мало (не) контролируемый агентом тренд, событие, влекущее за собой опасность потерь, ущерба, вреда или воспринимаемое как таковое.
Коротко, угроза – это возможная опасность.

Риск – возможность нежелательного события, потери, недостижения ожидаемых результатов деятельности агента или отклонений от них. Он связан с угрозами через фактор неопределенности, но непосредственно характеризует ситуацию через призму действий (или бездействия) самого агента. Интуитивной мерой оценки риска служит опасение. Риск часто связан с ситуацией выбора: между привлекательным, но менее надежным вариантом и менее привлекательным, но более надежным, а следовательно, с принятием решений в условиях выбора.

Угроза – основополагающее понятие в сфере обеспечения безопасности.
Угроза это сочетание факторов и условий, возникающих в процессе взаимодействия различных объектов, которые могут оказать негативное воздействие на объект безопасности.
Угрозы экономической безопасности могут быть самыми разными.

Негативные воздействия от угроз различаются по характеру наносимого вреда:
– степень изменения свойств объекта;
– возможность ликвидации последствий угрозы.

Выделяются два наиболее важных типа угроз:
1. Намерение нанести вред (умысел);
2. Возможность нанесения вреда, т.е. наличие сил и средств.

Особенностью первого типа угроз является неопределенность, желание есть, но будет ли возможность.
А вот возможность нанесения вреда может быть осуществлена только самими субъектами угроз.
Между угрозой и опасностью нанесения вреда существует прочная причинно-следственная связь.

Угроза всегда порождает опасность. Опасность можно представить как состояние, в котором находится объект безопасности вследствие возникновения угрозы этому объекту.
Но, главным отличие между угрозой и опасностью является то, что опасность является свойством объекта безопасности и характеризует его способность противостоять проявлению угроз, а угроза – свойством объекта взаимодействия или находящихся во взаимодействии элементов объекта безопасности, выступающих в качестве источника угроз. Понятие угрозы имеет причинно – следственную связь не только с понятием опасности, но и с возможным вредом как следствием негативного изменения условий существования объекта. Возможность нанесения вреда определяет величину опасности.

И, в соответствии со всем вышесказанным, делаем вывод, что безопасность предприятия можно рассматривать, как состояние защищенности от угроз.
Декларируемая в нашей стране рыночная экономика, не исключает регулирования государством экономических отношений, касается это и вопросов экономической безопасности. Экономическая безопасность является гарантом стабильности функционирования предприятия. Его устойчивости, конкурентоспособности на рынке. Экономическая устойчивость охраняется как от прямых, так и от потенциальных посягательств. Количеством принимаемых нашим правительством нормативных актов показывает, что проблема очень серьезная.

Но, как бы мы не ограждали наши предприятия от всех риском, угроз и опасностей, всегда следует помнить, что самое слабое звено в структуре безопасности – это человек. Можно создать надежную систему защиты и написать очень подробные инструкции по безопасности, однако халатное обращение сотрудников с важными сведениями, их доверчивость и беспечное поведение способны свести на нет все усилия.

К вопросу о применении силы в международном праве

Рубрика: 20. Международное право

Опубликовано в

Статья просмотрена: 9167 раз

Библиографическое описание:

Долженкова, О. А. К вопросу о применении силы в международном праве / О. А. Долженкова. — Текст : непосредственный // Право: история, теория, практика : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 131-136. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/84/4077/ (дата обращения: 21.12.2021).

Проблема применения силы всегда была и остается одной из самых сложных и дискуссионных в международном праве. С одной стороны, очевидно, что сила использовалась и продолжает использоваться для решения самых разных задач, с другой стороны, вся система Организации Объединенных Наций нацелена на то, чтобы процент применения силы был как можно меньше. Применение силы как через миротворчество под эгидой ООН, так и через гуманитарную интервенцию, через вооруженные конфликты, через гражданские войны сегодня приобретает особо острое звучание. Проблемы возможности, а главное, границ применения силы издавна остро стоят в международном праве. Безусловно, Организация Объединенных Наций, являясь фундаментом современного международного права, не может быть в стороне от этих проблем и должна наиболее четко отражать позицию современного международного сообщества по вопросу рамок применения силы. Однозначно можно сказать, что сила регулярно используется в современных международных отношениях в тех или иных формах, что делает неосуществимой возможность полного запрета на ее применение. Наиболее часто основаниями и предлогами для применения силы можно считать обязательства по договору, защиту собственных граждан за рубежом, гуманитарную катастрофу.

Читайте также:
Собственница трети квартиры поменяла замки: что делать

Именно поэтому задача ООН, на наш взгляд, состоит в том, чтобы максимально привести в соответствие реальное применение силы и правовую базу данного применения: «… как свидетельствует горький опыт Организации Объединенных Наций, никакое количество хороших намерений не станет заменой реальной возможности направлять дееспособные силы, в частности, для того, чтобы обеспечить успех комплексной миротворческой операции. Но одной лишь силой нельзя обеспечить мир, сила может только подготовить пространство, в котором можно построить мир» [2].

Наибольшие дискуссии в данном ракурсе вызывает проблема правомерного применения силы, так как «применение вооруженных сил ООН или группой государств или отдельными государствами вне рамок ООН — все это, так или иначе, применение вооруженной силы одними государствами против других государств» [4].

Ситуацию осложняет наличие самых противоречивых мнений по указанной проблеме: «Многие эксперты убеждены, что раннее и решительное военное вмешательство может стать эффективным сдерживающим средством для дальнейших убийств. Другие полагают, что максимум того, что может дать гуманитарная интервенция — это приостановка кровопролития, которого может быть достаточно для начала мирных переговоров и для оказания различных форм помощи. То есть она позволяет выиграть время, однако не решает проблем, лежащих в основе конфликтов» [5]. Можно констатировать, что в доктрине международного права нет единства относительно правомерности применения силы.

Способствование миру — это процесс урегулирования разногласий и разрешения проблем, которые ведут к конфликту, главным образом путем дипломатии, посреднической деятельности, переговоров или других форм мирного урегулирования». Вообще сегодня зачастую используют деление миротворческой концепции на две части, более обширные, — во-первых, миротворчество без использования военной силы, к которому в классической доктрине относятся превентивная дипломатия, миростроительство и средства мирного разрешения споров, а во-вторых, миротворчество, связанное с использованием военной силы, к которому относятся поддержание и принуждение к миру. Под поддержанием мира понимаются «меры и действия с использованием вооруженных сил или военных наблюдателей, принимаемые Советом Безопасности ООН для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

В настоящее время многие государства, например, США и союзники по НАТО не соблюдают важные положения Устава ООН о необходимости решения международных споров мирным путем, о применении государственной силы лишь в ответ на вооруженное нападение или по решению Совета Безопасности ООН, о развитии международных отношений на основе равноправия народов и суверенного равенства всех членов ООН, о главной ответственности СБ ООН за поддержание международного мира и безопасности и др.

Курс США и НАТО на игнорирование ключевых норм международного права, подрывавший авторитет ООН и ее СБ, агрессивные войны, начатые во исполнение своих доктрин — война НАТО против Югославии в 1999 г. под «гуманитарным» предлогом, война США против Ирака в 2003 г. вообще под выдуманным предлогом о «наличии» там готового к применению оружия массового уничтожения, — привели к катастрофическим последствиям для населения Югославии и Ирака, вызвали кризис в отношениях между Европой и США и подорвали поддержку концепции «гуманитарной интервенции» даже на Западе, особенно в Европе и Канаде, в том числе среди юристов-международников этих стран. Министр иностранных дел России С. В. Лавров отмечал, что сам термин «гуманитарная интервенция», противоречащий Уставу ООН, «сейчас уже не используют, потому что он «саморазоблачительный» [3].

Солидаризируясь с указанной точкой зрения, отметим, что в науке международного права существует и иной подход к рассматриваемой проблеме. Так, сторонники гуманитарной интервенции отмечают, что вопросы обеспечения и защиты прав и основных свобод человека не являются исключительно внутренним делом государства. Это вытекает, в частности, из необходимости неукоснительного соблюдения Устава ООН, положений Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Хельсинского Заключительного акта 1975 г. и многих других документов, обязывающих государства гарантировать права человека. Поскольку данные вопросы не относятся к исключительно внутренней компетенции, то гуманитарная интервенция со стороны другого государства или группы государств является способом решения дела, которое входит в их компетенцию.

Концепция универсальности прав человека дополняется концепцией ограниченного государственного суверенитета, суть которой заключается в том, что на государстве в силу суверенитета лежит ответственность по защите и обеспечению прав и основных свобод человека и гражданина. Если государство не выполняет эту обязанность, международное сообщество вправе вмешаться. В свою очередь, такой подход обуславливает приоритет принципа уважения прав человека и основных свобод перед принципами уважения суверенитета государства и невмешательства во внутренние дела. Отчасти, это может быть оправдано тем, что государства способны злоупотреблять правом суверенитета, прикрывая, таким образом, массовые и грубые нарушения прав человека. В таком случае применение силы в целях спасения людей не может считаться применением силы против государства, его политической независимости и территориальной целостности, поскольку независимость государства — это свобода выбирать путь политического, экономического, социального и культурного развития, но массовое нарушение прав человека не может быть правомерным выбором государства; «речь не идет о посягательстве на принцип государственного суверенитета, поскольку права человека и его жизнь в первую очередь находятся под защитой международного права». Более того, гуманитарная интервенция не преследует цели посягательства на территориальную целостность и политическую независимость государств, т. е. на незаконные цели применения силы согласно Уставу ООН, а значит, гуманитарная интервенция соответствует целям ООН. Соблюдение прав человека является одной из основных обязанностей государственной власти, в случае ее невыполнения государство само нарушает свой суверенитет, соответственно, гуманитарная интервенция не может нарушить суверенитет, а способна только его восстановить [6].

Читайте также:
Общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства

Важным аспектом является право государств на самооборону. До недавнего времени существовали две точки зрения на содержание указанного права: буквальное толкование ст. 51 Устава ООН, в соответствии с которой исключается любая самооборона, если она осуществляется не в ответ на вооруженное нападение, и расширительная интерпретация, допускающая самооборону перед лицом нависшей над государством угрозы вооруженного нападения.

Конфликты последнего поколения все чаще имеют внутригосударственный характер, что ограничивает возможность вмешательства ООН в силу государственного суверенитета. Однако, глава VII Устава допускает вмешательство в случае «угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии». Следовательно, сторонники вмешательства считают, что понятие «гуманитарной катастрофы» можно приравнять к «угрозе миру, нарушению мира или акта агрессии». Сторонники данной концепции ссылаются также на Преамбулу и ст. 1, 55 и 56 Устава ООН, в которых оговаривается возможность «предпринимать совместные и самостоятельные действия» для «всеобщего уважения и соблюдения прав человека». Фактически такая теория имеет право на существование, так как термин «операции по поддержанию мира», так же как и термин «вмешательство по гуманитарным причинам», в Уставе отсутствует. Однако, это не мешает на протяжении нескольких десятилетий применять ОПМ на основании расширительного толкования положений Устава ООН.

А. Л. Адамишин полагает, что «ряд исходных положений Устава ООН уже не отвечают новым условиям. Устав ООН регулирует главным образом межгосударственные отношения, включая конфликты между странами. Устав ООН мало в чем может помочь, когда речь идет о конфликтах внутри государства, межэтнических, межнациональных столкновениях» [1].

Пункт 4 ст. 2 Устава ООН закрепляет универсальный императивный принцип неприменения силы и угрозы силой. По мнению Ю. Н. Малеева, такого принципа никогда не было, не существует, и главное, быть не может в природе человеческого общества. Наоборот: сила, и только сила, структурирует человеческое общество — иное дело, что она должна применяться адекватно и пропорционально [4].

Таким образом, можно констатировать, что проблема применения силы в современном международном праве не решена окончательно, и, несмотря на формальное признание ООН как единственной международной структуры, имеющей право на легитимное применение силы, силовые методы часто применяются различными государствами для решения конфликтов и реализации собственных национальных интересов.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, неуклонное возрастание количества ситуаций нерегламентного применения вооруженной силы в межгосударственных и внутригосударственных отношениях, а также произвольного толкования норм международного права, ведет к мысли о формировании новой отрасли международного права — международного чрезвычайного права.

Международное чрезвычайное право, по нашему мнению, должно базироваться на следующих принципах: принцип обязанности сотрудничать в предотвращении глобальных угроз и вызовов; принцип субсидиарности институтов обеспечивающих противодействие глобальным угрозам и вызовам; принцип своевременного реагирования.

В обозримом будущем должен быть реформирован СБ ООН с Вооруженными Силами ООН, во главе которых будет Военно-штабный комитет. Необходимо сформировать и утвердить список региональных организаций, которые бы могли с санкции СБ ООН принимать участие в различных стадиях определения, локализации, ликвидации рисков, вызовов и угроз.

Полагаем, что целесообразно разработать международные стандарты чрезвычайного «законодательства». Тогда, может быть, прекратятся споры о жизнеспособности принципа неприменения силы и угрозы силой. А будет принцип рационального и адекватного применения силы в целях борьбы с глобальными рисками, угрозами и вызовами.

1. Адамишин А. На пути к мировому правительству // Россия в глобальной политике. 2002. № 1. Ноябрь-декабрь.

2. Доклад группы по операциям ООН в пользу мира. А/55/305-S/2000/809.

3. Интервью Министра иностранных дел России С. В. Лаврова журналу «Международная жизнь» 13 сентября 2012 г. [Электронный ресурс] // URL: http://www.lawinrussia.ru/node/167875

4. Малеев Ю. Н. Организация Объединенных Наций и применение вооруженной силы государствами // 60 лет ООН. 50 лет Российской ассоциации содействия ООН. М.: Изд-во РУДН, 2006. — С. 65–107.

5. Модин Н. В. «Гуманитарная интервенция» как метод регулирования международных конфликтов // Власть. 2007. — № 3. — С. 94–97.

6. Синякин И. И. Правомерность гуманитарной интервенции: современные международно-правовые аспекты / И. И. Синякин // Евразийский юридический журнал. — 2012. — № 10(53). — С. 50–58.

Читайте также:
Когда платится пошлина за куплю-продажу квартиры?

Похожие статьи

Миротворчество Организации Объединенных Наций.

Миротворчество Организации Объединенных Наций и гуманитарная интервенция. Автор: Зверев Петр Геннадьевич.

операция, сила, Совет Безопасности ООН, поддержание мира, операция ООН, Миссия ООН, мир, международное сообщество, мирный договор.

Превентивная самооборона государства: к истории вопроса

Основные термины (генерируются автоматически): государство, Устав ООН, сила, вооруженное нападение, действие, правовое обоснование, превентивная самооборона, отношение, вооруженный конфликт, вооруженная сила.

Политический контекст в гуманитарных интервенциях

Таким образом, становится очевидным, что гуманитарная интервенция — не что иное, как вмешательство в дела суверенного государства, что противоречит одному из основных принципов международного права [1]. С другой стороны, Устав ООН предусматривает.

Концепция гуманитарного вмешательства во внешней политике.

2. Зверев П. Г. Проблема вмешательства миротворческих сил ООН в вооруженные конфликты и международное гуманитарное право. Крах Версальско-Вашингтонгской системы: причины и последствия.

Международное гуманитарное право и миротворческие.

2. Объединенные военно-морские силы Евросоюза провели наземную операцию в Сомали.

В ходе обсуждения вопросов применимости международного гуманитарного права (МГП) и права прав человека в условиях миротворческих операций ООН предметом дискуссии часто.

Изменение парадигмы международной безопасности.

Миротворчество Организации Объединенных Наций и гуманитарная интервенция. Автор: Зверев Петр Геннадьевич. Часть проблемы операций ООН по поддержанию мира в начале 1990-х гг. в Хорватии и Боснии состояла в том, что миротворческие мандаты содержали в себе.

Особенности современных миротворческих операций ООН

. Организации Объединенных Наций, посвященный вопросам обеспечения международного мира и. Организации, либо к свертыванию миротворческих операций под воздействием таких. дня, мир, Устав ООН, международное сообщество, поддержание мира, Сомали.

Применимость международного гуманитарного права.

Соблюдение силами Организацией Объединенных Наций международного гуманитарного права» [2, p. 1656; 5, p. 133].

Таким образом, правила ведения боя — это свод правил и директив для вооруженных сил (и комбатантов), которые.

Решение Международного суда ООН от 27 июня 1986 года по.

Ключевые слова: Международный суд ООН, Никарагуа, Соединенные Штаты Америки, международное публичное право, принцип неприменения силы и угрозы силой, принцип уважения государственного суверенитета.

Уголовный розыск

Уголовный розыск (УГРО, УгРо) — оперативная служба, орган дознания органов внутренних дел в СССР, Российской Федерации, Украине, Белоруссии и некоторых других странах бывшего Советского Союза, в задачу которой входит предупреждение, пресечение, раскрытие готовящихся, либо совершенных преступлений общеуголовной направленности, розыск лиц, скрывшихся от следствия и суда, без вести пропавших граждан, установление личности неопознанных трупов.

Содержание

История

До 1917 г. функции УР исполнял Уголовный сыск. Царская полиция была упразднена 11 марта 1917 года. При Министерстве юстиции было образовано Бюро уголовного розыска, куда вошли прежние сыскные отделения. Эти структуры действовали до образования уголовно-сыскных аппаратов в составе НКВД.

В составе НКВД УР был создан 5 октября 1918 года Постановлением НКВД РСФСР, утвердившим «Положение об организации отделов уголовного розыска», в котором излагались основы организации и задачи этой службы : «В различных пунктах РСФСР для охраны революционного порядка путем негласного расследования преступлений уголовного характера и борьбы с бандитизмом учреждается на основании следующего положения при всех губернских управлениях советской рабоче-крестьянской милиции в городах как уездных, так и посадах с народонаселением не менее 40 000 – 45 000 жителей отделения уголовного розыска. Все существующие ныне уголовно-розыскные учреждения должны быть реорганизованы и изменены согласно данному положению. » Общее руководство уголовным розыском на местах было возложено на организованное в составе Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД РСФСР Центральное управление уголовного розыска Центророзыск.[1] В 1919 г. аналогичные подразд. стали создаваться и в др. населенных пунктах. К сентябрю того года угол.-розыскные отделения функционировали в 62 городах. При УР сформировались первые научно-технич. подразделения: Кабинет судебной экспертизы, регистрационное бюро и дактилоскопическое бюро.

На первом этапе УР использовался в основном для борьбы с политическими противниками. Но уже с 1920 г. основным направлением их деятельности становится борьба с уголовн. преступностью, в основном с крупными бандами и организованными преступными сообществами.

С 1922 г. УР являлся самостоят. Службой органов внутр. дел. С августа 1923 г. по декабрь 1927 г. общее руководство УР РСФСР осуществлял Отдел уголовного розыска Центрального административного управления НКВД РСФСР. Позже он стал самостоятельным отделом НКВД.

В 1928 г. в соответствии с новой Инструкцией в аппаратах УР введен Линейный принцип работы и сформирована новая структура подразделений. В мае 1931 г. УР включен в состав органов милиции. В 1937 г. одно из направлений работы – борьба с хищениями гос. и обществ. собственности и спекуляция – было оформлено как самостоятельное. В результате появилась Служба по борьбе с хищениями социалистической собственности (БХСС).

Во время Велик. Отеч. войны УР помимо своих основных обязанностей активно занимались борьбой с диверсиями, вредительством, мародерством, паникерством и дезертирством. Мн. сотрудники УР вошли в состав истребительных отрядов, уничтожавших разведгруппы противника и совершавших диверсии в тылу врага.

17 октября 1949 г. УР, как и вся милиция РСФСР, из МВД СССР были переданы в Министерство гос. безопасности (МГБ). В 1950 г. Управление уголовного розыска преименовано в управлние уголовного сыска. 11 марта 1953 г. произошел обратный переход и возвращение прежнего названия. За последующие годы развитие УР шло по восходящей линии. Накапливался опыт; расширялась научно-техническая база; были созданы подразделения по раскрытию преступлений прошлых лет; внедрялись новые методики. В 1974-м в его составе созданы подразделения «А». В 1973 г. в УР передана Профилактическая служба; в 1977 г. е его составе созданы Инспекции по делам несовершеннолетних. В 1989 г. после создания самостоят. Профилактической службы эти линии работы были выведены из компетенции УР.

Читайте также:
Хищение либо вымогательство радио-активных материалов

С середины 1980-х гг. сотрудники УР принимали участие в предотвращении и раскрытии преступлений, совершенных на почве межэтнич. конфликтов на территории бывшего СССР. В этот период из УР выделились и образовали самостоятельн. службы подразделения по борьбе с организованной преступностью и наркоманией. С 2000 г. аппараты УР входят в состав криминальной милиции. Практическая деятельность сотрудников уголовного розыска в основе своей носит разведывательный характер и в значительной степени представляет собой исследовательскую работу, а труд их имеет интеллектуальную направленность. Не случайно людей, работающих в этой службе, называют гвардией российской полиции. [2] См. также Экспертно-криминалистические подразделения.

Правовая основа

  • Конституция
  • Уголовно-процессуальный кодекс;
  • Закон «О полиции»
  • Закон «Об оперативно-розыскной деятельности»

Указанные нормативно-правовые акты приняты в Российской Федерации, Украине, Беларуси и некоторых других республиках бывшего Советского Союза.

Задачи

Задачами уголовного розыска являются:

  • Осуществление оперативно-розыскной деятельности (ОРД), направленных на предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений общеуголовной направленности, розыск лиц, скрывшихся от следствия и суда, без вести пропавших граждан и установления личности не опознанных трупов;
  • Проведение дознания в ходе доследственной проверки, по заявлениям граждан и сообщениям организаций о преступлениях;
  • Проведение дознания по уголовным делам, по которым предварительное расследование не обязательно (в настоящее время дознание по уголовным делам в РФ проводится дознавателями отделов дознания МОБ органов внутренних дел);
  • Оперативное сопровождение предварительного расследования по уголовным делам;
  • Исполнение отдельных поручений следователя.

Структура

Структурно уголовный розыск входит в состав полиции.

В зависимости от органа внутренних дел, в штат которого входит подразделение уголовного розыска, МВД СССР имело следующую структуру УР:

  • МВД СССР, МВД РСФСР, МВД УССР — Главное управление уголовного розыска (ГУУР);
  • МВД союзной республики, УВДавтономных республик, краевыеУВД, УВД крупных областейГУВДгородов союзного и республиканского подчинения (Москвы, Ленинграда, Киева, др.)– Управление уголовного розыска (УУР);
  • УВД области, УВД на транспорте, ГОВД крупных промышленных центров (как правило города с населением свыше 200000 человек) — отдел уголовного розыска (ОУР)
  • ГОВД, ЛОВД, городские отделения милиции в городах союзного и республиканского подчинения — отделения уголовного розыска (ОУР);
  • Городские и поселковые отделения милиции (ГОМ, ПОМ)– группа уголовного розыска (ГУР).

Внутри уголовного розыска главные управления включали в свой состав управления, управления отделы, отделы отделения, отделения группы.

Главное управление уголовного розыска имело в своей структуре следующие управления:

  • Управление «А» — агентурное управление;
  • 1 управление — аналитическое управление;
  • 2 управление — управление по раскрытию преступлений против личности (убийства – не только человека, но и животного, птицы, рыбы и т д, причинение тяжких телесных повреждений, изнасилования, за причинение психического насилия – против табачных компаний, против алкогольных компаний);
  • 3 управление — управление по раскрытию корыстных преступлений (кражи, грабежи, разбои, мошенничества, угоны автотранспорта);
  • 4 управление — управление по раскрытию преступлений, совершенных несовершеннолетними;
  • 5 управление — управление по розыску лиц, скрывшихся от следствия и суда, без вести пропавших граждан и установлению личности неопознанных трупов;
  • 6 управление — управление по борьбе с групповыми и организованными преступными проявлениями (ранее управление по борьбе с бандитизмом);
  • 7 управление — управление негласного наблюдения (ранее наружного наблюдения);
  • 8 управление — управление по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств;
  • Штаб;
  • отдел кадров.

Соответственно, Управления и отделы нижестоящих ОВД имели подразделения с аналогичными функциями (в управлениях отделы, в отделах отделения, в отделениях группы, в группах сотрудники, закрепленные за линиями работы).

В Российской Федерации и некоторых республиках бывшего Союза Главные управления уголовного розыска МВД переименованы в Департаменты.

Россия и Украина

Структура уголовного розыска Российской Федерации почти полностью идентична Советской, с той только разницей, что отдельные территориальные УВД и ОВД получили более высокий статус и, соответственно увеличен штат подразделений УР, а также из состава УР в самостоятельные службы выведены некоторые структурные подразделения и, в свою очередь, сформированы новые.

В конце 80-х годов из состава УР в отдельную службу выведено 7-е управление.

В 90-е годы из состава УР РФ и Украины в отдельные службы выведены 4-е, 6-е, 8-е управления.

Впоследствии, с разграничением обязанностей РУБОП (на Украине УБОП) и уголовного розыска, в структуре УР были восстановлены 6-е подразделения. Этому послужило то обстоятельство, что раскрытие фактовых преступлений, совершенных членами организованных преступных группировок являлось непосредственной прерогативой уголовного розыска, в то время, как в обязанности РУБОП входила непосредственная разработка членов ОПГ и документирование их преступной деятельности.

В 2008 г. отделения уголовного розыска Украины переименованы в сектора.

Средства УР

Средствами УР являются:

  • Оперативно-розыскные учеты;
  • Специальная техника;
  • Агентурныйаппарат;
  • Служебно-розыскные собаки.

Методы уголовного розыска (как комплекс мероприятий)

Методами уголовного розыска являются:

  • Личный сыск;
  • Агентурная разработка.

Сотрудники

Сотрудников уголовного розыска обычно именуют розыскниками, среди прочего такое самоназвание можно встретить в газетах «На боевом посту», «Слово», «Труд», «Комсомольская правда», «Московский комсомолец» и мемуаристике. В общеупотребительной речи, с середины 1950-х годов по настоящее время, также прижилось «опера́» (сокращение от оперуполномоченные) [1] .

Читайте также:
Транспортный тариф: что это такое, описание и особенности

Художественные произведения

Становление и развитие УР широко отображено в литературе и искусстве. Одними из самых удачных являются повести П.Нилина “Испытательный срок” и “Жестокость”, и снятые по ним одноименные худож. фильмы. В них показана борьба УР с бандитизмом и “городской” преступностью в сибирской тайге и небольшом городе в 20-е годы.

Роман А. Нагорного и Г. Рябова “Повесть об уголовном розыске” и снятый по нему сериал “Рожденная революцией. Комиссар милиции рассказывает”. Действие происходит в Петрограде/Ленинграде и Москве. Каждая серия охватывает определенный историч. период, от 1917 до середины 1970 гг.

«Ликвида́ция» — российский многосерийный художественный фильм 2007 года режиссёра Сергея Урсуляка, в основе сюжета которого лежит борьба советской власти против бандформирований после войны в 1946 году в Одессе.

деятельность уголовного розыска

Как можно охарактеризовать деятельность Уголовного розыска, какова структура, задачи, цели и функции.

Ответы на вопрос:

Вам это собственно зачем?

Уголо́вный ро́зыск (УГРО, УгРо, УР) — специальная оперативная служба криминальной полиции, входящая в структуру органов внутренних дел, в задачу которой входит предупреждение, пресечение, раскрытие готовящихся либо совершённых преступлений общеуголовной направленности, розыск лиц, скрывшихся от следствия и суда, и без вести пропавших граждан, а также установление личности неопознанных трупов. Сотрудники уголовного розыска, осуществляют оперативно-розыскные мероприятия (перечень указан в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»), оказывают оперативное сопровождение в ходе расследования уголовных дел. В последние годы введена практика принятия процессуальных решений сотрудниками уголовного розыска по материалам проверки (если в материале проверки не усматривается состав преступления, решение об отказе принимает сотрудник УР).

Задачами уголовного розыска являются:

Осуществление оперативно-разыскной деятельности (ОРД), направленных на предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений общеуголовной направленности, розыск лиц, скрывшихся от следствия и суда, без вести пропавших граждан и установления личности неопознанных трупов;

Проведение дознания в ходе доследственной проверки, по заявлениям граждан и сообщениям организаций о преступлениях;

Проведение дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно (в настоящее время дознание по уголовным делам в РФ проводится дознавателями отделов дознания органов внутренних дел);

Оперативное сопровождение предварительного расследования по уголовным делам;

Исполнение поручений следователя (дознавателя) о производстве отдельных следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий

Структурно уголовный розыск входит в состав полиции.

УГОЛОВНЫЙ РОЗЫСК – специальная оперативная служба криминальной полиции, входящая в структуру органов внутренних дел, в задачу которой входит предупреждение, пресечение, раскрытие готовящихся либо совершённых преступлений общеуголовной направленности, розыск лиц, скрывшихся от следствия и суда, и без вести пропавших граждан, а также установление личности неопознанных трупов. Сотрудники уголовного розыска, осуществляют оперативно-розыскные мероприятия (перечень указан в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»), оказывают оперативное сопровождение в ходе расследования уголовных дел. В последние годы введена практика принятия процессуальных решений сотрудниками уголовного розыска по материалам проверки (если в материале проверки не усматривается состав преступления, решение об отказе принимает сотрудник УР).

ЗАДАЧИ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА – 1. Разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности от преступных посягательств.

2. Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие тяжких и особо тяжких преступлений против личности, имущественного блока отнесенных к компетенции подразделений уголовного розыска, вызвавших большой общественный резонанс, имеющих международный и межрегиональный характер, совершаемых в установленной области оперативного обслуживания.

3. Организационно-методическое руководство деятельностью подразделений уголовного розыска территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне по Иркутской области (далее – территориальные органы) и оказание практической помощи по розыску преступников, лиц пропавших без вести, установлению личности неопознанных трупов.

4. Участие в оказании практической помощи подразделениям уголовного розыска территориальных органов в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений в установленной области оперативного обслуживания.

5. Организация и проведение профилактических и оперативно-розыскных мероприятий в установленной области оперативного обслуживания.

6. Непрерывное слежение за изменениями оперативной обстановки в установленной области деятельности и обеспечение своевременного реагирования подразделений уголовного розыска на ее обострение.

7. Совершенствование организационно-методического, правового и кадрового обеспечения оперативно-служебной деятельности УУР ГУ МВД России по Иркутской области.

Уголовный розыск – это оперативная служба криминальной полиции, которая входит в структуру органов внутренних дел, занимающейся

осуществлением оперативно – розыскной деятельности

Задачами уголовного розыска являются:

Осуществление оперативно – розыскной деятельности (ОРД), направленных на предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений общеуголовной направленности, розыск лиц, скрывшихся от следствия и суда, без вести пропавших граждан и установления личности не опознанных трупов

Это – проведение дознания в ходе доследственной проверки, по заявлениям граждан и сообщениям организаций о преступлениях

Оперативное сопровождение предварительного расследования по уголовным делам

Исполнение отдельных поручений следователя в соответствии со ст.2 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 30.12.2020) “Об оперативно-розыскной деятельности”

Должностные обязанности оперуполномоченного уголовного розыска

Должностным лицом, в полномочия которого входит выполнение мероприятий по оперативно-розыскной деятельности и дознанию, является оперуполномоченный.

Таким образом, целью деятельности оперуполномоченного уголовного розыска является получение сведений в рамках возбужденного уголовного дела.

Отдел уголовного розыска, в соответствии с Федеральным законом “Об оперативно-розыскной деятельности”, выполняет функции по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию тяжких, особо тяжких преступлений против личности, личного имущества граждан, выполнения оперативно-розыскной деятельности с целью установления места сокрытия прячущихся от следствия преступников, пропавших без вести граждан, опознания трупов, подготовка и внедрение действий, направленных на защиту жизни и здоровья человека, его имущества от противоправных посягательств, осуществление дознаний при выполнении доследственной проверки по заявлениям о совершении правонарушений от граждан и организаций.

Читайте также:
Администрация не кладет асфальт: куда жаловаться

Функции уголовного розыска

Осуществление оперативно-розыскной деятельности в полном объеме.

2. Разработка, организация и проведение в установленном порядке специальных операций и оперативно-профилактических мероприятий в установленной области деятельности.

3. Организация и участие в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии тяжких и особо тяжких преступлений общеуголовной направленности, в том числе носящих межрегиональный, транснациональный характер, вызывающих большой общественный резонанс:

убийств представителей исполнительной, законодательной и судебной власти;

серийных преступлений против личности;

преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности;

преступлений против личности прошлых лет;

тяжких и особо тяжких преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, преступлений, совершенных в особых условиях, а также в закрытых административно-территориальных образованиях на особо важных и режимных объектах.

4. Организация и осуществление раскрытия преступлений, связанных с иностранными гражданами.

5. Организация и осуществление раскрытия вызвавших широкий общественный резонанс преступлений против собственности, в том числе серийных краж, преступных посягательств на автотранспортные средства, хищений культурных ценностей, разбоев и грабежей.

6. Организация и осуществление борьбы с организованной преступностью общеуголовной направленности.

7. Организация осуществления оперативно-розыскной деятельности в среде несовершеннолетних.

8. Координация розыскной работы в системе МВД России.

9. Организация и осуществление розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, лиц, пропавших без вести.

10. Организация и осуществление международного розыска.

11. Организация в установленном порядке розыска лиц в случае признания их безвестно отсутствующими либо возбуждения уголовного дела.

12. Организация идентификации лиц, которые по состоянию здоровья, возрасту и иным причинам не могут сообщить сведения о себе.

13. Организация идентификации неопознанных трупов.

Уголовный розыск входит в состав Криминальной милицию органов внутренних дел России. Это основное и наиболее мощное оперативно-разыскное подразделение по борьбе с общеуголовной преступностью. В своей деятельности уголовный розыск активно взаимодействует с другими службами криминальной милиции (подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями и налоговыми преступлениями; подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков; подразделения по борьбе с организованной преступностью и терроризмом; оперативно-поисковыми подразделениями; подразделениями по осуществлению специальных технических мероприятий; подразделениями по обеспечению собственной безопасности; отрядами милиции специального назначения и подразделениями оперативно-разыскной информации.

Подразделения уголовного розыска входят в состав всех районных (городских) и линейных органов внутренних дел. Они действуют во всех органах внутренних дел, включая органы внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте[1] и органы внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях[2] и на особо важных и режимных объектах.[3]

1. Основные задачи уголовного розыска:

выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых обязательно производство предварительного следствия, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ, производство дознания, а также оказание содействия милиции общественной безопасности.

2. Основные обязанности сотрудников уголовного розыска:

Сотрудники подразделений уголовного розыска выявляют, предупреждают, пресекают и раскрывают преступления, устанавливают и разыскивают лиц, занимающихся приготовлением или покушением на преступление, принимают к ним меры, предусмотренные законом. При проведении оперативно-разыскных мероприятий, выявляют причины и условия, способствующие совершению преступлений, принимают в пределах своей компетенции меры по их устранению. Документируют противоправные действия, направленных на приготовление к преступлению или покушение на преступление. Поддерживают взаимодействие с участковыми уполномоченными милиции, сотрудниками подразделений по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних и другими сотрудниками и службами милиции общественной безопасности.[4] Оперативно-разыскными средствами выявляют организованные группы или преступные сообщества (преступные организации) несовершеннолетних и осуществляют специальные мероприятия по пресечению их деятельности и разобщению. Информируют подразделения по предупреждению преступлений несовершеннолетних[5] о совершенных несовершеннолетними правонарушений, иных формах их противоправного поведения для принятия к ним профилактических мер. Кроме того, с целью предупреждения повторных преступлений со стороны лиц, состоящих под административным надзором милиции, а также лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, осуществляют в отношении них оперативно-розыскных мероприятия.

Устанавливают достоверность сведений, необходимых для принятия решения о выдаче гражданам лицензий на частную детективную и охранную деятельность. Осуществляют оперативно-профилактические мероприятия по предупреждению и пресечению правонарушений в деятельности охранно-сыскных предприятий и по выявлению фактов незаконного использования служебного и гражданского оружия охранными предприятиями. Принимают меры по их пресечению и привлечению виновных лиц к ответственности в соответствии с законом. Осуществляют проверки деятельности работников охранно-сыскных предприятий. Информируют подразделения ЛРР о противоправных действиях работников охранно-сыскных предприятий для принятия мер в соответствии с законом. Взаимодействуют с подразделениями милиции общественной безопасности, по борьбе с налоговыми преступлениями и другими правоохранительными органами по сбору оперативной информации о правонарушениях в сфере частной детективной и охранной деятельности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: