Унитарное государство: что это такое, описание и особенности

Что такое унитарное государство — примеры и признаки

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Каждое государство можно охарактеризовать по форме государственно-территориального устройства (ФГУ), которая определяется характером взаимодействия между уровнями государственной власти — центральной и региональной.

Принято выделять три вида ФГУ — унитарное государство, федерация и конфедерация.

Сегодня мы разберемся в устройстве унитарной страны, вспомним ее признаки и познакомимся с особенностями такой ФГУ.

Унитарное государство — это.

Унитарное государство — это одна из форм государственного устройства, в которой административно-территориальные образования не имеют выраженных признаков суверенности (независимости) и особых полномочий.

Они подчиняются решениям центральной власти и выступают проводниками ее политики на местах. Эта ФГУ считается более простой по сравнению с федерацией и принята в большинстве современных стран.

Унитарную ФГУ имеют в основном страны с небольшой территорией и относительно малым населением.

Это объясняется возможностью управления из единого центра — руководство государства может охватить своим вниманием широкий круг вопросов без предоставления самостоятельных полномочий регионам.

Подобное невозможно в России, где 85 субъектов отличаются своеобразием национального состава, культурными, природно-климатическими особенностями, имеют разную экономическую направленность и специфические социальные проблемы.

Унитарные государства считаются исторически первичными по отношению к другим ФГУ. Они доминировали на планете до начала XX века.

В Новое время сильные централизованные державы превратились в могущественные колониальные империи, которые длительное время определяли вектор мирового развития. Примеры унитарного государства такого типа — Британская империя, Нидерланды, Франция, в более ранний период Испания.

Признаки унитарной страны

В современной политологии принято выделять следующие признаки унитарного государства:

  1. единое гражданство;
  2. общий для всех жителей государственный язык;
  3. единый бюджет;
  4. отсутствие территориальных образований, имеющих политическую самостоятельность;
  5. единая Конституция;
  6. общая система центральных органов госвласти;
  7. единое для всей страны правовое пространство;
  8. административные единицы лишены признаков государственного суверенитета.

В унитарном государстве территориальные образования ограничены решением местных вопросов, обладающих неполитическим характером (торговля, благотворительность, туризм, образование и другие).

Законодательство таких стран всегда закрепляет единство и неделимость его территорий. Закон не дает возможности инициировать сецессию (то есть выделение из состава государства), хотя сохраняет право для каждого народа на самоопределение. Оно может реализоваться через действие международно-правовых актов, обеспечивающих признание этноса (что это?) на уровне мирового сообщества.

При ответе на вопрос, что такое унитарное государство, нужно знать еще один его признак — структуру представительного органа (парламента). В таких странах он, чаще всего, бывает однопалатным.

Несвойственность бикамерализма (двухпалатного парламента) объясняется отсутствием необходимости представлять интересы административных единиц, лишенных политических полномочий, в системе государственной власти.

Примеры унитарных государств

На самом деле, стран с такой формой управления большинство (они закрашены синим цветом на приведенной карте):

Их полный список получается очень большой, поэтому в качестве примера я приведу наиболее известные страны с таким государственным устройством:

  1. Албания
  2. Андорра
  3. Беларусь
  4. Болгария
  5. Ватикан
  6. Великобритания
  7. Венгрия
  8. Греция
  9. Дания
  10. Ирландия
  11. Исландия
  12. Испания
  13. Италия
  14. Латвия
  15. Литва
  16. Лихтенштейн
  17. Люксембург
  18. Македония
  19. Мальта
  20. Молдавия
  21. Монако
  22. Нидерланды
  23. Норвегия
  24. Польша
  25. Португалия
  26. Румыния
  27. Сан-Марино
  28. Сербия
  29. Словакия
  30. Словения
  31. Украина
  32. Финляндия
  33. Франция
  34. Хорватия
  35. Черногория
  36. Чехия
  37. Швеция
  38. Эстония

Факторы образования унитарного государства

На формирование унитарного государства оказывают влияние следующие факторы:

  1. проживание в границах государства этнически однородного населения, обладающего одним языком, общими культурными традициями, а также схожими ценностными ориентациями и установками;
  2. конфессиональное единство и общность исторического прошлого;
  3. выраженное внешнее давление, которое привело к образованию единого мнения населения в отношении врага;
  4. формирование особой политической культуры, основанной на добровольном подчинении элите для индивидуальной и общей пользы (Япония).

Виды унитарных стран

Характерная для унитарных государств централизация способна проявляться во множестве форм. Принято выделять унитарные государства по присутствию/отсутствию в их составе автономных образований:

  1. Простые — лишены административно-территориальных единиц по причине слишком маленькой территории (Мальта, Науру) или в них существует подобное деление, но нет в составе автономий (Франция, Польша).
  2. Сложные — в состав государства входят автономные образования (например, Дания — Фарерские острова или Грузия — Аджария).

Появление автономий в унитарных странах — это один из способов преодоления центробежных тенденций и сепаратизма (что это?).

Закрепляя за определенной территорией права автономии, власти наделяют ее самостоятельностью в решении проблем местного самоуправления. Чаще всего права автономии отражены в Конституции, однако иногда они сами разрабатывают статуты, опирающиеся на законодательство государства.

Читайте также:
Изъятие органов и тканей человека

Во многих странах автономии формируются по национальному признаку (Каталония в Испании, Ольстер в Великобритании, Корсика во Франции).

Также существуют централизованные и децентрализованные унитарные страны.

  1. В первых во главе региональных органов власти стоят чиновники, которые получают назначение из центра. Подобный механизм закреплен в Конституции Узбекистана, Нидерландов или Казахстана.
  2. В децентрализованных странах региональная власть формируется самостоятельно, например, в Великобритании, Испании или Японии.

Подробнее о формах государства можно узнать в этом видео:

Заключение

Этимология термина «унитарный» (лат. «единство») точно отражает механизм организации управления, в котором все политические решения принимаются только центральными органами. Это обеспечивает единую социально-экономическую, политическую и духовную модель развития общества.

Однако при возникновении стремления к самоопределению унитарное государство может стать препятствием в реализации подобных целей, как это произошло в испанской Каталонии.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Здесь все достаточно условно, к примеру, Крым в составе Украины находился в статусе автономной республики со своей конституцией, плюс в конституции Украины есть положение об изменении границ этого государства, иными словами, будучи унитарным, оно имеет некоторые признаки свойственные федерации. В России же, напротив, существует полный запрет на выход из состава федерации, что свойственно унитарным государствам.

Да если народы захотят самоопределиться, то никакие унитарные системы этому не помешают, весь вопрос лишь в том, будет этот процесс мирным или перерастет в гражданскую войну, как в Югославии.

Относительно недавно проходил референдум о самостоятельности Шотландии, в отличии от Каталонии, шотландский референдум был одобрен самой королевой, так что, в этом случае всё прошло мирно, как и должно быть в демократической стране.

Унитарное государство

  • Что такое унитарное государство
  • Виды унитарных стран, особенности
  • Классификация по признаку формирования власти
  • Перечень современных унитарных государств мира

Страны можно разделять по принципу передачи части власти в регионы. Согласно такой классификации, государство может быть унитарным или федеративным.

Что такое унитарное государство

Унитарное государство — форма государственного управления, при котором составляющие его административно-территориальные единицы подчиняются единому центральному органу власти, не имеют элементов суверенности и политической самостоятельности. Примеры стран — Япония, Испания, Нидерланды.

Альтернативной формой государственного устройства является федерация. Ее основной признак разделение власти по вертикали, когда часть полномочий передается субъектам образования (областям, республикам, краям, штатам, кантонам и др.).

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Законодательная и исполнительная власть в унитарных государствах сконцентрирована в центре (столице). Также здесь введена единая конституционная, правовая, судебная, финансовая и налоговая система.

Суверенным называется государство, имеющее четко обозначенную территорию, постоянное население и правительство. Оно не зависит от других стран, свободно в принятии решений и проведении собственной политики. Также оно может подписывать международные договора, соглашения, вступать в различные объединения и др. Осуществление этого спектра полномочий подразумевает и признание конкретного государства другими странами.

В составе унитарных государств нет административно-территориальных единиц, обладающих частичным суверенитетом (таким, как у республик в составе России, штатов в США).

Виды унитарных стран, особенности

В современной политологии государства подразделяются на:

  • Простые. Страна делится только на административно-территориальные единицы (например, Польша, Франция) либо вообще не имеет такой градации из-за небольшой площади (Мальта, Аруба и др.). При этом подразделение может включать в себя несколько уровней (к примеру, в Польше воеводства, поветы, гмины).
  • Сложные. Страна имеет в своем составе несколько автономий с признаками собственной государственности (Фарерские острова и Гренландия в составе Дании и др.).

При этом автономии в составе сложного государства могут иметь две разновидности:

  • Национально-территориальную место компактного проживания какой-либо народности, которой передано право самостоятельно решать часть вопросов государственного уровня (обучение на национальном языке, принятие собственных законов и пр.). Пример такого образования Нахичеванская автономная республика в Азербайджане.
  • Экстерриториальную право принятия решений по вопросам государственной важности в этом случае приобретают этнические меньшинства. Например, албанская диаспора в составе Северной Македонии.
Читайте также:
Следственный эксперимент: что это такое, описание и особенности

Некоторые исследователи выделяют регионалистское государство, которое полностью состоит из автономных образований (и по этой причине приближается к федерациям). Примеры — Италия, Папуа-Новая Гвинея.

Классификация по признаку формирования власти

В соответствии с этим критерием страны могут быть:

  • Децентрализованными. Формирование структурных органов власти не регулируется центральными. Это Великобритания, Япония, Новая Зеландия.
  • Централизованными. Региональных лидеров назначают в столице. Примеры Нидерланды, Узбекистан.
  • Относительно централизованными. Сочетающие местное и централизованное правление. Спецификой этих стран является наличие административного контроля из центра за работой местных органов власти.

Перечень современных унитарных государств мира

Подавляющее большинство стран в мире (около 85%) являются унитарными. Дополнительно к тем государствам, что уже упоминались в этой публикации, можно привести следующий список:

  • Азербайджан;
  • Ангола;
  • Бангладеш;
  • Буркина-Фасо;
  • Гана;
  • Замбия;
  • Израиль;
  • Камерун;
  • Кипр;
  • Либерия;
  • Марокко;
  • Мозамбик;
  • Монголия;
  • Намибия;
  • Науру;
  • Новая Зеландия;
  • Северная Корея;
  • Сингапур;
  • Сомали;
  • Таджикистан;
  • Тунис;
  • Турция;
  • Уганда;
  • Фиджи;
  • Филиппины;
  • Центральноафриканская республика;
  • Чад и др.

Особенности унитарных государств

2.2 Особенности унитарных государств

Унитарная форма государственного устройства является преобладающей. К числу унитарных государств относятся Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания, Нидерланды, Португалия, подавляющее большинство стран Латинской Америки и Африки, Камбоджа, Лаос, Таиланд, Япония и ряд других стран.

Для стран с унитарной формой государственного устройства (такие государства называются простыми или слитными) характерно наличие следующих основных признаков:

Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

1) Унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство местными органами. Во Франции, например, высшим и единым законодательным органом государственной власти является двухпалатный парламент. «Французский парламент состоит из двух палат: нижней – Национального собрания и верхней – Сената».[10] Верховная исполнительная власть на территории Франции принадлежит президенту; высшую судебную власть в государстве осуществляет Кассационный Суд;

2) На территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая, а также кредитная политика;

3) Составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других элементов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью. По степени их зависимости от центральных органов, унитарное государственное устройство может быть централизованным или децентрализованным. Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены органы местного самоуправления. Так, в Финляндии местное самоуправление возглавляется губернатором, который назначается президентом. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни. Имеются и смешанные системы местного государственного устройства, в которых присутствуют признаки централизации и децентрализации. Местное самоуправление Японии практически не зависит от центральных органов. В префектурах управление осуществляют выборные префектурные собрания. Подобные собрания имеются в городах, поселках и деревнях. Выборными являются также должностные лица органов самоуправления: в префектурах – губернаторы, в городах – мэры, в поселках и деревнях – старосты. Примером смешанной системы местного и государственного устройства может служить Турецкая республика. Местное самоуправление в основных административно-территориальных единицах в Турции осуществляется представителями центральной власти, но есть еще и Генеральные Советы и их исполнительные органы – Энджомены. В городах и окружных населенных пунктах избираются муниципальные советы, в селах – совет старшин и староста, который одновременно является представителем основной административно-территориальной единицы;

4) Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию. В Монголии, например, автономным государственным образованием является Баян-Улэгэйский аймак, на территории которого проживают, в основном, лица казахской национальности. В Судане согласно закону о самоуправлении Южных провинций 1972 г., автономное право предоставлено Южному региону. Там создан выборный региональный народный совет, который формирует исполнительный орган – Высший исполнительный совет. Самостоятельные автономные образования имеются в составе Азербайджана, Таджикистана, Грузии и других унитарных государств;

5) В унитарном государстве все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;

Читайте также:
Следственные и согласительные ко миссии

6) Унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

Таким образом, унитаризм предполагает централизацию всего государственного аппарата, прямой или косвенный контрой над муниципальными органами, создаваемые в административно-территориальных единицах. Исторически унитаризм был прогрессивным явлением, ибо он пришел на смену федеральной раздробленности и партикуляризму. Унитаризм вызывался потребностями единого рынка, удобствами осуществления государственной администрации и не ставился в связь с национально-этнической или расовой структурой населения.

В подавляющем большинстве современных унитарных государств основное территориальное деление является политико-административным. Наряду с ним во многих странах имеются административно-территориальные единицы как общего типа (например, округа в Германии, области в Болгарии), где действуют органы общей администрации, так и специального, где действуют специализированные государственные органы (судебные округа, военные округа и т.п.).

Число ступеней политико-административного деления зависит от численности населения и размеров территории страны, однако, зависимость эта не жесткая: иногда в менее крупных странах число ступеней большее, чем в более крупных. Скажем, если Великобритания имеет три уровня территориального деления, то Франция — четыре.

Современные тенденции в развитии политико-административного деления заключаются в укрупнении низовых единиц и регионализации — создании крупных регионов, как путем укрупнения высших единиц, так и путем учреждения нового высшего их уровня, что было сделано, например, во Франции, Испании, Италии. Малые единицы, унаследованные от истории, не в состоянии должным образом удовлетворять местные социальные потребности, а современные средства транспорта и связи облегчают возможность быстро преодолевать расстояния и оперативно решать вопросы административного обслуживания жителей. Следует в данном случае подчеркнуть, что речь идет именно о тенденциях, которые далеко не везде проявились. Во многих странах процессы урбанизации привели к возникновению обширных городских агломераций, однако, как правило, они не преобразовались в единые территориальные структуры, и не имеют общих органов публичной власти; в лучшем случае создаются координационные органы. Впрочем, все чаще городские и сельские общины создают союзы (синдикаты) с общими органами, которым передаются некоторые полномочия общин и средства, необходимые для их реализации. С точки зрения организации публичной власти унитарные государства можно разделить на децентрализованные, относительно децентрализованные и централизованные.

В децентрализованных унитарных государствах существует конституционное распределение полномочий между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня. Это сближает их с федеративными государствами.

Например, согласно ст. 117 Конституции Итальянской Республики 1947 года[11], в пределах основных принципов, установления законами государства, и при условии непротиворечив национальным интересам и интересам других областей область может издавать законодательные нормы по 18 позициям (организация ведомств и административных единиц областного подчинения, границы общин, местная полиция, градостроительство, сельское и лесное хозяйство и др.), а также по другим вопросам, указанным конституционными законами. Области также могут наделяться правом издания норм для проведения в жизнь общегосударственных законов. Учитывая содержащиеся в статье оговорки, следует признать, что перечисленные предметы ведения образуют совместную сферу компетенция государства и властей, а исключительной сферы ведения в отличие от субъектов федераций области не имеют. Напротив, все, что находится за пределами ст.117, составляет исключительную сферу ведения государства.

По вышеуказанным вопросам, кроме тех, которые общегосударственными законами передаются в ведение провинций, общин или иных местных единиц, области могут осуществлять административные функции, причем государство может передать областям и другие административные функции. Область осуществляет все эти функции, как правило, через провинции, общины или иные местные единицы.

Областям гарантируется финансовая автономия, но запрещается чинить препятствия свободному передвижению лиц и вещей, профессиональным и иным занятиям граждан.

Каждая область имеет устав (статут), который в соответствии с Конституцией и законами республики устанавливает нормы, относящиеся к внутренней организации области, осуществлению права инициативы и референдума по законам и административным мероприятиям области, опубликованию областных законов и регламентарных актов. Устав принимается областным советом абсолютным большинством его состава и утверждается законом республики. Пять областей, наделенных особыми формами и условиями автономии, имеют особые уставы, принятые конституционными законами.

Области, в свою очередь, имеют децентрализованную структуру. Провинции и общины, будучи автономными единицами, в рамках установленных законами республики принципов, обеспечивают государственную и областную децентрализацию. Для дальнейшей децентрализации территория провинций может разделяться на округа с исключительно административными функциями (т.е. там нет органов самоуправления, и действуют назначенные провинциальными властями администраторы).

Читайте также:
Функции государства: что это такое, описание и особенности

Относительно децентрализованными унитарными государствами являются такие, в которых высшие территориальные единицы носят исключительно или главным образом административный характер, а самоуправляются лишь низовые единицы.

Например, Конституция Республики Болгарии 1991 года[12] устанавливает: “Республика Болгария является единым государством с местным самоуправлением. В ней не допускаются автономные территориальные образования”. Нетрудно видеть, что последняя норма направлена против возможных намерений компактно проживающего и растущего турецкого меньшинства. Но независимо от этого не слишком точного конституционного положения (местное самоуправление по определению предполагает территориальную автономию), Конституция характеризует общину как основную административно-территориальную единицу, в которой осуществляется местное самоуправление. Что же касается единиц высшего уровня — областей, то это — административно-территориальная единица для проведения региональной политики, осуществления государственного управления на местах и обеспечения соответствия между национальными и местными интересами, а поэтому управление в области осуществляется областным управляющим с помощью областной администрации. Областной управляющий назначается Советом министров и обеспечивает проведение государственной политики, отвечает за защиту национальных интересов (о согласовании с местными уже речи нет), законности и общественного порядка, осуществляет административный контроль.

Наконец, централизованные унитарные государства — это те, в которых нет местной автономии вообще, а функции власти на местах осуществляют только назначенные сверху администраторы. Это государства с выраженными авторитарными политическими режимами. В ряде стран Тропической Африки значительная роль в осуществлении власти на местах принадлежит родоплеменным вождям. Впрочем, сейчас редко можно встреть государства, где на местах отсутствуют выборные органы. Однако в странах с однопартийной системой формальное наличие местных выборных органов власти есть не более чем ширма для всевластия на местах единоличных партийных руководителей, которые, в свою очередь, находятся под жестким контролем центральной партийной власти.

Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что унитарное государство – это единое государственное образование. Государство при этом делится лишь на административно-территориальные части. Для такого государства характерно существование общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой судебной системы и конституции. Унитаризм вызывался потребностями единого рынка, удобствами осуществления государственной администрации и не ставился в связь с национально-этнической или расовой структурой населения. Подавляющее большинство современных унитарных государств – государства мононациональные.

Унитарное государство — определение, виды и признаки, примеры стран

  • Теории возникновения государства
  • Общие понятия
  • Унитарная форма
    • Причины формирования
    • Главные признаки
    • Основные виды
    • География стран
  • Федеративное устройство

Теории возникновения государства

Существует множество теорий о причинах и процессе появления государственных образований. Их разнообразие обусловлено политическими и идеологическими взглядами людей, их выдвигавших, особенностями развития разных регионов, уровнем общественных отношений в конкретный исторический момент. До Средневековья были популярны мифологические и религиозные концепции, считавшие, что любая система власти вообще имеет божественное или космическое происхождение.

Патриархальные теоретики отводили в этом процессе главенствующую роль семье и роду, где структуры власти отдавались отцу, как родовому главе. Существует и органический взгляд на государство, как на живой организм — результат социальной эволюции. А психологические концепции видят главные причины появления государств в стремлении людей жить в коллективе.

Современная теория не выделяет одной причины возникновения государства, а рассматривает их в комплексе. Особое значение придается саморазвитию социума, которому для управления внутренними механизмами организации общества понадобился единый центр как координационный и направляющий фактор. Согласно этим потребностям, появились государства, как наиболее им отвечающие политические и экономические образования.

Общие понятия

Государство — это политическое устройство общества, действующее на ограниченной территории и отвечающее за соблюдение интересов всех слоев граждан. У этого образования обязательно должны быть работающие механизмы регулирования общества, институты управления и подавления. Такому союзу отдельных личностей обычно соответствуют общие интересы и единая цель, общая территория, образ жизни, языковые и культурные традиции.

Действия государства регулируются правом, которое осуществляет принцип принуждения в отношении каждого индивида и согласование интересов всех слоев общества. Признаки государства:

  • Определенная территория, имеющая границы и население, подлежащее его юрисдикции.
  • Суверенитет — другие страны не имеют права влиять на его внутренние дела и внешнюю политику.
  • Наличие институтов, через которые осуществляется государственная власть — армии, судов и прокуратуры, органов налогообложения и правопорядка.
  • Существование аппарата, наделенного полномочиями для выполнения государственных функций и совершения определенных принудительных действий в отношении своих граждан.
Читайте также:
Страховая премия: что это такое, описание и особенности

Например, фискальные органы составляют материальную основу государства, а законодательные осуществляют правотворчество. К главным характеристикам государства относятся форма правления, форма государственного устройства и политический режим. Правление может быть монархическим, когда власть передается по наследству, и республиканским — органы управления формируются в результате выборов.

По форме своего устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные. Отличие конфедерации от федерации в том, что она является союзом суверенных государств, может образовываться для каких-либо целей как международно-политический союз и существовать, пока задачи не будут выполнены.

Унитарная форма

До начала XX века основной формой устройства государств на планете была единая или унитарная. Она появилась раньше других, поэтому считается исторически первичной, по отношению к федерациям. Типичными унитарными странами того времени были Франция, Нидерланды, Великобритания.

Определение унитарного государства (УГ) дается в политологии: «Если административно-территориальные единицы, на которые разделена страна, не имеют ярко выраженных признаков суверенности, обязаны подчиняться центральной власти и проводить ее политику на своей территории, то такое государственное образование считается унитарным».

Причины формирования

Слово «унитарный» происходит от латинского «единство», что очень точно отражает организацию УГ, которые исторически образовывались по самым разным причинам. Это могло быть проживание на одной территории или объединение населения одинакового этнического происхождения, обладающего общим языком и культурными традициями и ценностями.

Немаловажную роль при создании единого государства играла конфессиональная принадлежность и общее историческое прошлое населяющих его территорию людей. Иногда УГ образовывались под воздействием сильного внешнего давления, когда одни народы сплачивались под угрозой быть захваченными и ассимилированными другими. В некоторых странах большинство принимало решение добровольно подчиниться уже сложившимся территориальным элитам, видя в этом всеобщую пользу.

Главные признаки

Унитарное устройство является большим плюсом для малых и средних стран с умеренно однородным населением. Это обусловлено тем, что все насущные вопросы можно централизовать, не делегируя регионам дополнительных полномочий. В современной политологии выделяют такие признаки унитарного государства:

  • единый государственный язык и Конституция;
  • общее гражданство;
  • отсутствие политически самостоятельных территориальных образований;
  • единая денежная единица;
  • распространение центральной системы органов госвласти на всю территорию;
  • единое правовое пространство.

Территориальные образования УГ занимаются неполитическими вопросами, важными для своего региона, например, торговлей, образованием, благотворительностью и т. п. В законодательстве унитарных стран всегда есть пункт о единстве и неделимости территорий, не предусмотрена возможность сецессии (выхода из состава), но сохраняется право народов на самоопределение.

Его можно реализовать и без выделения в отдельное государство, например, через признание мировым сообществом существования этноса. Если УГ — республика, то ее парламент практически всегда однопалатный, потому что нет потребности во втором представительском органе — административные единицы лишены политических полномочий.

Основные виды

Унитарные государства могут характеризоваться разными видами централизации. По наличию или отсутствию территориального деления и/или автономий УГ разделяют на такие виды:

  • простые — к ним относятся или совсем маленькие страны, в которых не целесообразно выделять отдельные регионы (Мальта, Люксембург), или разделенные, но не имеющие в составе автономных образований (Франция, Польша);
  • сложные — в их состав входят автономии (Дания, Испания, Грузия).

Минус крупных многонациональных УГ — проблемы, связанных с сепаратизмом, когда в среде многих так называемых малых народов периодически возникают движения за отделение и образование собственного государства. Появление автономных образований в таких странах обусловлено желанием их избежать. Жителям автономий предоставляются более широкие возможности для принятия самостоятельных решений по вопросам местного самоуправления.

Обычно права таких регионов закреплены конституционно или имеют самостоятельно разработанные на общей законодательной основе статуты. Чаще всего в основе формирования автономии лежит национальный признак (Каталония в Испании, Корсика во Франции, Северная Ирландия в Великобритании).

Кроме того, бывают централизованные и децентрализованные УГ. Для первых характерно назначение управленцев в региональные органы власти из центра (Узбекистан, Нидерланды, Казахстан). В децентрализованных странах органы региональной власти формируются самостоятельно (Великобритания, Испания, Япония).

География стран

УГ можно найти среди очень многих зарубежных стран. Все они отличаются друг от друга занимаемой территорией, месторасположением, возможностью доступа к Мировому океану и другими особенностями. Список стран — унитарных государств представлен в таблице:

Читайте также:
Хозяйственные споры: что это такое, описание и особенности
Название Географические особенности
Индонезия, Кения, Эквадор, Конго, Перу Пересекаются экватором
Эстония, Финляндия, Албания, Швеция, Украина, Болгария, Беларусь Находятся в Европе
Афганистан, Северная Корея, Китай, Азербайджан, Вьетнам Азиатские страны
Алжир, Ангола, Буркина-Фасо, Тунис, Нигер Страны Африканского континента
Сальвадор, Уругвай, Никарагуа, Гайана, Белиз, Парагвай, Чили, Боливия Северная и Южная Америка
Филиппины, Новая Зеландия, Мадагаскар, Папуа — Новая Гвинея, Гаити Островные страны
Казахстан, Армения, Казахстан, Венгрия, Монголия, Словакия Не сообщающиеся с Мировым океаном
Камбоджа, Вьетнам, Южная Корея Омываются водами Тихого океана
Мозамбик, Йемен, Саудовская Аравия, Оман, Бангладеш Имеют выход к Индийскому океану
Ангола, Сенегал, Гайана, Намибия, Либерия Лежат на побережье Атлантического океана
Никарагуа, Панама, Коста-Рика, Египет, Израиль Выходят на берега двух океанов

На политической карте мира всего насчитывается 171 унитарная страна.

Федеративное устройство

Некоторым странам свойственна многонациональность, различные климатические условия, разнонаправленность социальных проблем, значит, унитарное устройство им не подходит. Обычно это федерации или конфедерации. Федеративные государства (ФГ) являются союзами, в состав которых входят политически самостоятельные (суверенные) государственные образования. Для большинства ФГ характерны следующие общие признаки:

  • Территория ФГ состоит из территорий его субъектов.
  • Система законодательства и органы государственной власти имеет два уровня — общефедеральный и субъектов федерации (СФ).
  • СФ могут иметь конституции, принимать собственные законодательные акты, но не имеют права выхода (сецессии) из состава федерации.
  • Все федеральные законы имеют приоритет над законами СФ.
  • ФГ могут иметь некоторые элементы, присущие государству — гражданство, герб, столицу.
  • Финансовая зависимость СФ от федеральной власти — не имеют собственных денежных знаков, им не разрешается их эмиссия.
  • СФ не имеют возможности вступать в международные союзы или выступать на политической арене от своего имени.

Чаще всего ФГ имеют двухпалатный парламент, одна из палат которого представляет интересы СФ, например, земли, штаты Индии. Части унитарного государства имеют разные названия, которые обычно складываются исторически: в Украине — области, в Германии — земли, в Индии и США — штаты, в Польше — воеводства, в Англии — графства, в Италии — провинции. Даже мини-государства имеют административное деление — Люксембург на кантоны, а Сан-Марино на кастелли.

По особенностям правового статуса субъектов ФГ, закрепленного Конституцией страны, принята такая классификация:

  • симметричные;
  • асимметричные.

В первых у СФ одинаковый конституционно-правовой статус (Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), а в асимметричных он разный (Бразилия, Россия). На сегодняшний день не существует полностью симметричных федераций, у каждой наблюдаются те или иные признаки асимметричности. ФГ могут образовываться конституционно или согласно договору.

Первые, как правило, возникают вместо унитарных государств, когда новое федеративное устройство закрепляется в Основном законе. Вторые создаются из нескольких ранее суверенных государств, вступивших в договор. В зависимости от особенностей формирования, ФГ разделяют на территориальные, национальные и смешанные.

На сегодня унитаризм — самый распространенный вид государственного устройства. 85% всех стран в мире являются унитарными.

Унитарное государство – определение, виды и признаки, примеры стран

Теории возникновения государства

Существует множество теорий о причинах и процессе появления государственных образований. Их разнообразие обусловлено политическими и идеологическими взглядами людей, их выдвигавших, особенностями развития разных регионов, уровнем общественных отношений в конкретный исторический момент. До Средневековья были популярны мифологические и религиозные концепции, считавшие, что любая система власти вообще имеет божественное или космическое происхождение.

Патриархальные теоретики отводили в этом процессе главенствующую роль семье и роду, где структуры власти отдавались отцу, как родовому главе. Существует и органический взгляд на государство, как на живой организм — результат социальной эволюции. А психологические концепции видят главные причины появления государств в стремлении людей жить в коллективе.

Современная теория не выделяет одной причины возникновения государства, а рассматривает их в комплексе. Особое значение придается саморазвитию социума, которому для управления внутренними механизмами организации общества понадобился единый центр как координационный и направляющий фактор. Согласно этим потребностям, появились государства, как наиболее им отвечающие политические и экономические образования.

Общие понятия

Государство — это политическое устройство общества, действующее на ограниченной территории и отвечающее за соблюдение интересов всех слоев граждан. У этого образования обязательно должны быть работающие механизмы регулирования общества, институты управления и подавления. Такому союзу отдельных личностей обычно соответствуют общие интересы и единая цель, общая территория, образ жизни, языковые и культурные традиции.

Читайте также:
Смерть гражданина: что это такое, описание и особенности

Действия государства регулируются правом, которое осуществляет принцип принуждения в отношении каждого индивида и согласование интересов всех слоев общества. Признаки государства:

  • Определенная территория, имеющая границы и население, подлежащее его юрисдикции.
  • Суверенитет — другие страны не имеют права влиять на его внутренние дела и внешнюю политику.
  • Наличие институтов, через которые осуществляется государственная власть — армии, судов и прокуратуры, органов налогообложения и правопорядка.
  • Существование аппарата, наделенного полномочиями для выполнения государственных функций и совершения определенных принудительных действий в отношении своих граждан.

Например, фискальные органы составляют материальную основу государства, а законодательные осуществляют правотворчество. К главным характеристикам государства относятся форма правления, форма государственного устройства и политический режим. Правление может быть монархическим, когда власть передается по наследству, и республиканским — органы управления формируются в результате выборов.

По форме своего устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные. Отличие конфедерации от федерации в том, что она является союзом суверенных государств, может образовываться для каких-либо целей как международно-политический союз и существовать, пока задачи не будут выполнены.

Унитарная форма

До начала XX века основной формой устройства государств на планете была единая или унитарная. Она появилась раньше других, поэтому считается исторически первичной, по отношению к федерациям. Типичными унитарными странами того времени были Франция, Нидерланды, Великобритания.

Определение унитарного государства (УГ) дается в политологии: «Если административно-территориальные единицы, на которые разделена страна, не имеют ярко выраженных признаков суверенности, обязаны подчиняться центральной власти и проводить ее политику на своей территории, то такое государственное образование считается унитарным».

Причины формирования

Слово «унитарный» происходит от латинского «единство», что очень точно отражает организацию УГ, которые исторически образовывались по самым разным причинам. Это могло быть проживание на одной территории или объединение населения одинакового этнического происхождения, обладающего общим языком и культурными традициями и ценностями.

Немаловажную роль при создании единого государства играла конфессиональная принадлежность и общее историческое прошлое населяющих его территорию людей. Иногда УГ образовывались под воздействием сильного внешнего давления, когда одни народы сплачивались под угрозой быть захваченными и ассимилированными другими. В некоторых странах большинство принимало решение добровольно подчиниться уже сложившимся территориальным элитам, видя в этом всеобщую пользу.

Главные признаки

Унитарное устройство является большим плюсом для малых и средних стран с умеренно однородным населением. Это обусловлено тем, что все насущные вопросы можно централизовать, не делегируя регионам дополнительных полномочий. В современной политологии выделяют такие признаки унитарного государства:

  • единый государственный язык и Конституция;
  • общее гражданство;
  • отсутствие политически самостоятельных территориальных образований;
  • единая денежная единица;
  • распространение центральной системы органов госвласти на всю территорию;
  • единое правовое пространство.

Территориальные образования УГ занимаются неполитическими вопросами, важными для своего региона, например, торговлей, образованием, благотворительностью и т. п. В законодательстве унитарных стран всегда есть пункт о единстве и неделимости территорий, не предусмотрена возможность сецессии (выхода из состава), но сохраняется право народов на самоопределение.

Его можно реализовать и без выделения в отдельное государство, например, через признание мировым сообществом существования этноса. Если УГ — республика, то ее парламент практически всегда однопалатный, потому что нет потребности во втором представительском органе — административные единицы лишены политических полномочий.

Основные виды

Унитарные государства могут характеризоваться разными видами централизации. По наличию или отсутствию территориального деления и/или автономий УГ разделяют на такие виды:

  • простые — к ним относятся или совсем маленькие страны, в которых не целесообразно выделять отдельные регионы (Мальта, Люксембург), или разделенные, но не имеющие в составе автономных образований (Франция, Польша);
  • сложные — в их состав входят автономии (Дания, Испания, Грузия).

Минус крупных многонациональных УГ — проблемы, связанных с сепаратизмом, когда в среде многих так называемых малых народов периодически возникают движения за отделение и образование собственного государства. Появление автономных образований в таких странах обусловлено желанием их избежать. Жителям автономий предоставляются более широкие возможности для принятия самостоятельных решений по вопросам местного самоуправления.

Читайте также:
Расчеты с кредиторами при ликвидации юридического лица

Обычно права таких регионов закреплены конституционно или имеют самостоятельно разработанные на общей законодательной основе статуты. Чаще всего в основе формирования автономии лежит национальный признак (Каталония в Испании, Корсика во Франции, Северная Ирландия в Великобритании).

Кроме того, бывают централизованные и децентрализованные УГ. Для первых характерно назначение управленцев в региональные органы власти из центра (Узбекистан, Нидерланды, Казахстан). В децентрализованных странах органы региональной власти формируются самостоятельно (Великобритания, Испания, Япония).

География стран

УГ можно найти среди очень многих зарубежных стран. Все они отличаются друг от друга занимаемой территорией, месторасположением, возможностью доступа к Мировому океану и другими особенностями. Список стран — унитарных государств представлен в таблице:

Название Географические особенности
Индонезия, Кения, Эквадор, Конго, Перу Пересекаются экватором
Эстония, Финляндия, Албания, Швеция, Украина, Болгария, Беларусь Находятся в Европе
Афганистан, Северная Корея, Китай, Азербайджан, Вьетнам Азиатские страны
Алжир, Ангола, Буркина-Фасо, Тунис, Нигер Страны Африканского континента
Сальвадор, Уругвай, Никарагуа, Гайана, Белиз, Парагвай, Чили, Боливия Северная и Южная Америка
Филиппины, Новая Зеландия, Мадагаскар, Папуа — Новая Гвинея, Гаити Островные страны
Казахстан, Армения, Казахстан, Венгрия, Монголия, Словакия Не сообщающиеся с Мировым океаном
Камбоджа, Вьетнам, Южная Корея Омываются водами Тихого океана
Мозамбик, Йемен, Саудовская Аравия, Оман, Бангладеш Имеют выход к Индийскому океану
Ангола, Сенегал, Гайана, Намибия, Либерия Лежат на побережье Атлантического океана
Никарагуа, Панама, Коста-Рика, Египет, Израиль Выходят на берега двух океанов

На политической карте мира всего насчитывается 171 унитарная страна.

Федеративное устройство

Некоторым странам свойственна многонациональность, различные климатические условия, разнонаправленность социальных проблем, значит, унитарное устройство им не подходит. Обычно это федерации или конфедерации. Федеративные государства (ФГ) являются союзами, в состав которых входят политически самостоятельные (суверенные) государственные образования. Для большинства ФГ характерны следующие общие признаки:

  • Территория ФГ состоит из территорий его субъектов.
  • Система законодательства и органы государственной власти имеет два уровня — общефедеральный и субъектов федерации (СФ).
  • СФ могут иметь конституции, принимать собственные законодательные акты, но не имеют права выхода (сецессии) из состава федерации.
  • Все федеральные законы имеют приоритет над законами СФ.
  • ФГ могут иметь некоторые элементы, присущие государству — гражданство, герб, столицу.
  • Финансовая зависимость СФ от федеральной власти — не имеют собственных денежных знаков, им не разрешается их эмиссия.
  • СФ не имеют возможности вступать в международные союзы или выступать на политической арене от своего имени.

Чаще всего ФГ имеют двухпалатный парламент, одна из палат которого представляет интересы СФ, например, земли, штаты Индии. Части унитарного государства имеют разные названия, которые обычно складываются исторически: в Украине — области, в Германии — земли, в Индии и США — штаты, в Польше — воеводства, в Англии — графства, в Италии — провинции. Даже мини-государства имеют административное деление — Люксембург на кантоны, а Сан-Марино на кастелли.

По особенностям правового статуса субъектов ФГ, закрепленного Конституцией страны, принята такая классификация:

  • симметричные;
  • асимметричные.

В первых у СФ одинаковый конституционно-правовой статус (Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), а в асимметричных он разный (Бразилия, Россия). На сегодняшний день не существует полностью симметричных федераций, у каждой наблюдаются те или иные признаки асимметричности. ФГ могут образовываться конституционно или согласно договору.

Первые, как правило, возникают вместо унитарных государств, когда новое федеративное устройство закрепляется в Основном законе. Вторые создаются из нескольких ранее суверенных государств, вступивших в договор. В зависимости от особенностей формирования, ФГ разделяют на территориальные, национальные и смешанные.

На сегодня унитаризм — самый распространенный вид государственного устройства. 85% всех стран в мире являются унитарными.

Юридический словарь

– см.: Избирательный округ.

Смотреть значение Униноминальный Избирательный Округ в других словарях

Избирательный — избирательная, избирательное (право, офиц.). 1. Прил., по знач. связанное с выборами. закон. Избирательное право. Избирательная курия. список (список кандидатов). округ.
Толковый словарь Ушакова

Избирательный Прил. — 1. Основанный на возможности производить выбор, осуществлять отбор. 2. Связанный с выборами.
Толковый словарь Ефремовой

Округ — округа, мн. округа (округи – устар.), м. (офиц.). 1. В СССР – политическая и административно-хозяйственная единица, распадающаяся на районы и входящая в состав области или.
Толковый словарь Ушакова

Избирательный — -ая, -ое; -лен, -льна, -льно.
1. Относящийся к выборам представителей и должностных лиц путём голосования. И-ое право. И-ая кампания. И. участок. И. бюллетень.
2. Основанный.
Толковый словарь Кузнецова

Читайте также:
Церковное право: что это такое, описание и особенности

Автономный (национальный) Округ — – форма национально-территориальной автономии малочисленных народностей России, субъект РФ; национально- административное образование, входящее в состав края.
Политический словарь

Блок Избирательный — – соглашение нескольких политических партий о совместном выдвижении кандидата или списка кандидатов на выборах главы государства, центральных и местных представительных.
Политический словарь

Бюллетень Избирательный — (фр. bulletin) – документ установленной формы, выдаваемый избирателю для участия в голосовании на выборах.
Политический словарь

Вотум Избирательный — – результаты избирательной кампании по выборам парламента, президента, муниципалитета и т.д.
Политический словарь

Избирательный Округ — В конфликтологии – группа поддержки, совокупность людей, разделяющих общие интересы в конфликте, которая назначает (и наделяет полномочиями) своего представителя для.
Политический словарь

Избирательный Округ Многомандатный — – избирательный округ, в котором избирается несколько депутатов, причем избиратели голосуют за каждого из них персонально.
Политический словарь

Избирательный Округ Одномандатный — – избирательный округ, в котором избирается один депутат.
Политический словарь

Избирательный Порог (барьер) — – наименьшее количество голосов избирателей, необходимое для избрания одного депутата при пропорциональной системе голосования.
Политический словарь

Корпус Избирательный — – совокупность граждан, обладающих правом голоса в соответствии с законом, либо совокупность реально голосующих граждан.
Политический словарь

Округ Избирательный — – территориальная единица, от которой избираются члены выборных государственных органов. В зависимости от того, сколько депутатов избирается в О.и., различают многомандатные.
Политический словарь

Процесс Избирательный — – мероприятия государства по организации и проведению выборов, “избирательный закон в действии”. П.и. включает в себя: назначение выборов; регистрацию избирателей; создание.
Политический словарь

Участок Избирательный — – территориальная единица, создаваемая для проведения голосования и подсчета голосов.
Политический словарь

Ценз Избирательный — Ограничительные условия допущения гражданина к осуществлению избирательного права при выборах представителей в законодательные учреждения. В некоторых странах избирателя.
Политический словарь

Автономный Округ — – национально-территориальное
образование, одна из разновидностей субъектов РФ. Особенность А.o. как
субъекта РФ заключается в том, что А.о. одновременно входят.
Экономический словарь

Административный Округ — – в Москве одна из территориальных единиц города, образованная для административного управления соответствующими территориями, координации деятельности администрации.
Экономический словарь

Округ — -а; мн. округа́; м. Административное, политическое, военное, хозяйственное подразделение государственной территории. Административный о. Избирательный о. Проводить.
Толковый словарь Кузнецова

Избирательный Блок — – добровольное
объединение двух или более общественных объединений, политических партий для совместного участия в выборах. В И. б. достигается
соглашение о совместном.
Экономический словарь

Избирательный Бюллетень — – избирательный
документ для тайного голосования утвержденной формы. Различаются официальный (напечатанный
государством) и неофициальный И.б. (так, например.
Экономический словарь

Избирательный Вотум — – результаты избирательной кампании по выборам
парламента,
президента, муниципалитетов и т.д.
Экономический словарь

Избирательный Залог — – денежная сумма, которую по законам ряда зарубежных государств кандидат в депутаты обязан внести государству при регистрации и которая ему не возвращается, если в.
Экономический словарь

Избирательный Кодекс — – в ряде государств (Франция, Алжир и другие бывшие французские колонии) – специальный законодательный акт, содержащий в систематизированном виде все основные нормы избирательного
права.
Экономический словарь

Избирательный Корпус — –
совокупность граждан, обладающих
правом голоса (активным избирательным правом) в соответствии с законом (т.н. юридический И.к.) либо совокупность реально голосующих.
Экономический словарь

Избирательный Округ — – территориальная
единица, от которой избираются члены выборных государственных органов. В зависимости оттого, сколько депутатов избирается в каждом И.о., различаются.
Экономический словарь

Избирательный Протекционизм — 1)
протекционизм отдельной отрасли, группы предприятий, а не всего национального производства в целом; 2)
протекционизм в торговле с отдельными странами и по.
Экономический словарь

Избирательный Процесс — – один из основных элементов избирательной системы, включающий в себя: назначение выборов (как правило, это является прерогативой главы государства или законодательного.
Экономический словарь

Избирательный Спрос — повышенный
спрос на отдельные
товары определенного вида при гораздо более низком спросе на другие
товары той же товарной группы.
Экономический словарь

Читайте также:
Физическое лицо: что это такое, описание и особенности

Муниципальный район и городской округ — что это такое и отличия

Существуют различные определения для поселений, где проживают большое количество людей. Одним из примеров будет муниципальный район, другим городской округ. Многие не могут дать быстрого объяснения, чем же эти два образования отличаются друг от друга, какие особенности и отличия имеют. Также не все способны дать определение этим названиям. Известно, что местное самоуправление может, согласно действующему законодательству осуществляться на уровне таких административно-территориальных единиц. Им дали название, соответственно, муниципальный район и городской округ. Важно понять, что они представляют собой, так как от этого зависит структура управления и различные функции.

  1. Определение понятий
  2. Сравнение
  3. Выводы

Определение понятий

Муниципальный район – особое образование, заявленное в системе местного самоуправления в России. Оно представляет собой определенную территорию, на которой можно разместить поселения нескольких типов. К ним относятся:

  • Городские поселения.
  • Сельские территории.
  • Межселенные территории.

Функцию административного центра в подобных районов берут на себя один из населенных пунктов, располагающихся на территории муниципального района. В этом районе будет работать администрация или иной аналогичный орган управления.

Вопросы решаются различные. Все они соответствуют уровню административной единицы, которой является муниципальный район. В компетенцию включены следующие вопросы:

  • Образование для всего населения.
  • Медицинская составляющая.
  • Наличие и работоспособность всех коммуникаций.
  • Строительство и развитие дорог и транспортных систем.
  • Сохранение экологии на высоком уровне, борьба с загрязнением.
  • Обеспечение общественного порядка и безопасности в населенном пункте на высоком уровне.

90% существующих муниципальных районов в России обеспечены собственным бюджетом. Из него, например, идут дополнительные выплаты населению, социальная помощь районам, распределение средств на решение имеющихся неотложных задач по населенным пунктам, которые входят в соответствующую административно-территориальную единицу. Общее количество муниципальных районов в стране около 1800.

Городской округ – особая единица, которая входит в систему местного самоуправления. Это образование представляет собой отдельно взятый населенный пункт, чаще всего – крупный или средний по населенности и площади город. В состав округа также входят все находящиеся рядом небольшие населенные пункты. Подобное образование является независимым от других муниципалитетов, что расширяет его функции и возможности. Также имеет свой бюджет.

В стране в подобных образованиях эффективно решаются те же вопросы, которые рассматриваются и на территории местного самоуправления в муниципальных районах. Отличительная особенность – эти административно-территориальные единицы также имеют собственные представительные органы власти. В России сейчас официально имеется 500 городских округов.

Сравнение

Для того чтобы понять, в чем же состоят основные отличия, нужно провести сравнение по самым разным показателям. Главной особенностью и отличием муниципального района от городского округа является возможность включения района в основу объединения для других, более мелких поселений, которые располагаются рядом. Они должны быть при этом одинаковыми по занимаемой территории и показателям населения. Примерами в этом плане являются городские и сельские поселения, межселенные территории. Если речь идет про городской округ, то подобное поселение представляет собой муниципалитет. По основным показателям он соответствует городу, является крупным по территории и численности проживающего населения местом. В некоторых случаях подобное образование включает в себя дополнительно еще и небольшие пригородные населенные пункты (деревни, поселки).

Муниципальный район и городской округ — независимые друг от друга образования. Они обладают равными правами, возможностями и полномочиями. Нет различия в политическом статусе подобных поселений. Каждая единица из рассматриваемых имеет собственный бюджет, которым может распоряжаться на благо развития населенного пункта. Имеются также и собственные органы власти, такие как администрация или совет депутатов.

Выводы

В ходе сравнения этих поселений удалось выяснить, что каждый вариант обладает рядом полномочий и работает для того чтобы населенный пункт развивался. Известно, что некоторые муниципальные районы присоединялись к городским округам или получили подобный статус решением вышестоящих инстанций. После преобразования в них бюджеты увеличились, что позволило вкладывать в каждую из отраслей больше, запускать развитие и устранять неполадки в определенных сферах человеческой жизни.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: