Уполномоченный банк: что это такое, описание и особенности

Уполномоченный банк

Финансовый эксперт с высшим экономическим образованием по специальности “Экономист-менеджер”. Имею опыт работы в Сбербанке России. Более 7 лет консультирую читателей по финансовым вопросам.

Процесс выдачи данного освидетельствования может заключаться в наличии лицензии или разрешения, которое имеет государственное одобрение, где представлен перечень банковских организаций, способных выполнять собственные обязательства.

Появление уполномоченных банков

На сегодняшний день существование данного вида коммерческих организаций является достаточно актуальным. С конца ХХ века Российская Федерация претерпела множественное количество изменений, которые имели как положительные аспекты, там и отрицательные.

Но все эти преобразования оставили жирный след в жизни экономики России, и ее быстро развивающихся рыночных отношений. Вступление страны в мировое хозяйственное сообщество, доля в иностранных финансовых предприятиях, улучшение связей в плане внешней экономики ставят под вопрос существующую и привычную на то время банковскую систему страны.

Новые веяния и задачи необходимо было решать, показали, что необходимо сформировать новую правовую базу, которая будет играть главную роль в определении валютных взаимоотношений, т.к. существующая система банков является крайне слабой в вопросах инвестирования и финансированию валютных операций.

Сегодня уполномоченные банки проводят через себя большую часть государственного бюджета, а так же через данную коммерческую организацию проходит налоговые отчисления с граждан.

В российском законодательстве прописано, что уполномоченные банки не имеют права перенимать от гражданских лиц валюту в иностранном денежном эквиваленте для оплаты за действующие услуги организации для того, чтобы перечислить данные средства на существующие валютные счета, зарегистрированные в уполномоченных банках. Вклады не принимаются даже тех лиц, которые несут вклад от лица действующего предприятия.

Выходит, что перевести платеж в качестве иностранных денег на счет уполномоченной организации за существующие услуги, которые действуют во всей стране, можно осуществить при помощи системы перевода зарубежных денег на действующий счет уполномоченной организации только на валютные счета граждан, которые были закреплены за уполномоченными банками.

Платежи, права и обязанности

В уполномоченные банки можно проводить платежи в зарубежном эквиваленте и в отечественных рублях. Данную процедуру можно сделать несколькими способами:

  • сделать кассовый взнос наличных денег уполномоченной организации, где обязательным пунктом должно быть использование кассового аппарата и соответственно произойдет зачисление денег на требуемый счет;
  • данный коммерческий банк делает денежный перевод физическому лицу за зарубежные деньги, которые были куплены некоторое время назад в рублях. Перевод делается на рублевый счет организации, своевременно заключившей соглашение с данным банком. Чековые документы о проведенной операции хранятся у банка и у организации, на чей счет были переведены деньги.

Наличные зарубежные деньги, которые были приобретены данными банками у граждан страны, не могут переводиться на действующие денежные счета организаций, т.к. данные средства используются непосредственно для кассовых манипуляций между банками и клиентами банка. Так же не предусмотрена продажа этих денег за рубли населению РФ. Это условие подкреплено на законодательном уровне.

Уполномоченные организации имеют полноценное право приобретать при помощи данного вида банков зарубежные деньги внутри рынка валют для личных целей, которые не противоречат условиям Банка России, используя собственный доход, выраженный в рублях. Банк России дает непосредственное разрешение для того, чтобы зачислить наличные зарубежные деньги на существующие счета в данных банках, и на их снятие, рассматривая каждый случай в индивидуальном порядке.

Все виды существующих уполномоченных организаций не имеют права начислять зарплату, премиальные бонусы и другие денежные выплаты своим сотрудникам в зарубежной валюте. В случаях, когда организация имеет долговое обязательство перед данным банком, процент начисляется непосредственно в зарубежных деньгах на счет, который открыт в данном финансовом заведении.

Приоритет зачисления иностранных денег имеет драгоценное имущество, которое перешло в собственность государства посредством нахождения его в кладах. Данные бесхозные средства проходят должную проверку и оценку на подлинность и выяснение стоимости, и в дальнейшем зачисляются на счета уполномоченных банков в иностранном денежном эквиваленте.

Уполномоченные банки имеют определенные права и обязанности перед государством:

  • данные банки – это некие представители контроля системы валют, которые подчиняются Банку России;
  • для осуществления своей работы эти банки должны иметь действующую лицензию.

Лицензии, которые выдаются таким банкам, бывают трех типов: внутренняя, расширенная и генеральная.

  1. Первый вид лицензии дает банку осуществлять определенные операции, выраженные иностранными деньгами. Она не дает разрешения на корреспондентские отношения между данными банками и зарубежными.
  2. Второй вид лицензии предоставляет осуществление основных манипуляций, как и внутренняя, но плюс еще разрешает открыть несколько корреспондентских счетов в зарубежных банках.
  3. Третий вид лицензии дает уполномоченным финансовым организациям «карт-бланш» в осуществлении своей работы. Единственное, она не дает разрешение на расширение собственных филиалов за пределами РФ, а также не дает разрешение на приобретение акций некоторого вида зарубежных банков.
Читайте также:
Правовая охрана топологий интегральных микросхем

Стоит отметить, что существование уполномоченных банком в нашей стране носит положительных характер для населения. За последние годы состояние валютных вложений на российском рынке улучшилось и, скорее всего, в недалеком будущем Россия выйдет на новый уровень валютных отношений.

Гособоронзаказ: о чем нужно знать участнику

эксперт по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ, начальник отдела кадров АО «Тульский патронный завод»

Закупки по госооборонзаказу по-прежнему вызывают множество вопросов даже у тех, кто давно работает по 44-ФЗ. Разбираемся, в чем особенности закупок по 275-ФЗ

Статья подготовлена по материалам вебинара «Гособоронзаказ. Как выйти на закупки по 275-ФЗ», который провела эксперт по 44-ФЗ и 223-ФЗ, начальник отдела кадров АО «Тульский патронный завод» Татьяна Руцинская.

Нормативное регулирование ГОЗ

Впервые начав работать с государственным оборонным заказом (ГОЗ), надо понять, каково соотношение двух основных законов, регулирующих эту сферу. Общий порядок госзакупок предусмотрен законом № 44-ФЗ. Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ является по отношению к нему специальным нормативным правовым актом, который вводит условия для ГОЗ, в том числе описывает особенности:

  • планирования закупок;
  • определения начальной максимальной цены контракта и цен контрактов, которые заключаются с единым поставщиком в составе ГОЗ;
  • описания объектов закупок;
  • определения цены госконтракта на товары/работы/услуги;
  • установления дополнительных требований к экспертам и экспертным организациям, которых привлекают для экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
  • принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта;
  • обеспечения исполнения контракта.

Есть еще несколько важных документов, которые регулируют оборонные закупки. Их тоже надо изучить и отслеживать изменения.

Кроме того, в сфере ГОЗ работает своя терминология. Новичкам сложно сразу перестроиться и понять, чем контракт отличается от госконтракта и откуда взялись исполнители второго и третьего уровней. Поэтому мы подготовили полезную памятку, в которой раскрыли основные понятия, используемые при работе с ГОЗ, и сделали обзор нормативно-правовой базы.

В конце статьи есть шпаргалка

Особенности закупок по 275-ФЗ

Одно из значимых отличий гособоронзаказа — ограничения по участникам закупок. Ими могут быть только юридические лица. Индивидуальные предприниматели, иностранные компании, физические лица не будут допущены к участию, даже если подадут заявку, оформленную по всем правилам.

Предметом закупок могут быть самые обычные товары/работы/услуги, как по 44-ФЗ или 223-ФЗ, то есть ГОЗ — это не только про вооружение. Но в зависимости от объекта и условий проведения закупки в рамках гособоронзаказа (ГОЗ) делятся на две группы:

  • Закрытые. Их организуют, когда закупка содержит гостайну или предмет закупки связан с разработкой и производством военной техники и оружия. В этом случае поставщика можно выбрать только из числа специально приглашенных участников. В числе одного из условий может стать наличие лицензии ФСБ на выполнение работ, связанных с гостайной. Информация о закрытых закупках не размещается в ЕИС. Доступ к документации предоставляется по запросу потенциальных исполнителей и размещается на АСТ ГОЗ. Для участия в закрытых закупках необходимо не менее чем за 10 дней зарегистрироваться на электронной площадке.
  • Открытые. Проходят в формате обычной закупки (например, электронного аукциона), которая размещается в ЕИС с уточнением, что это процедура определения поставщика в рамках ГОЗ. Предметом контракта могут быть те же товары/работы/услуги, что и по 44-ФЗ, например, поставка продуктов или строительство хозяйственного здания.

Регистрация участников в ЕИС

Кроме ограничений по закрытым процедурам, на закупках по ГОЗ действует общий порядок регистрации в ЕИС (ст. 24.2 № 44-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 30.12.2018 № 1725).

При первой регистрации руководитель или уполномоченный сотрудник должен:

  1. Зарегистрировать руководителя организации на портале Госуслуги.
  2. Создать профиль организации на Госуслугах.
  3. Создать профиль организации в ЕИС.
  4. Дождаться регистрации в ЕРУЗ и аккредитации на восьми торговых площадках для госзакупок.

Ранее мы писали подробный материал об общих правилах и необходимых документах для регистрации в ЕИС.

Если организация уже зарегистрирована в ЕИС, аутентифицированную запись можно использовать и для закупок по ГОЗ.

Регистрация в ЕИС дает аккредитацию на три года на всех федеральных торговых площадках. Пройти регистрацию на новый срок надо не ранее чем за 6 месяцев и не позднее чем за 3 месяца до даты окончания срока регистрации.

Одновременно с этим ЕИС вносит организацию в ЕРУЗ — Единый реестр участников закупок.

Порядок открытия лицевых счетов

Для участия в гособоронзаказе головной исполнитель и исполнители второго и третьего уровней по 275-ФЗ должны открыть специальные лицевые счета (Постановление Правительства РФ от 25.12.2019 № 1819) в одном из уполномоченных банков. Через них будут проводиться любые расчеты в рамках ГОЗ. Если госконтрактов несколько, для каждого должен быть отдельный счет.

Читайте также:
Покусала соседская собака – как потребовать компенсации?

Исполнитель предоставляет в территориальный орган Федерального казначейства документы, необходимые для открытия счета. В течение двух дней Казначейство проверяет информацию об организации и не позднее следующего рабочего дня после завершения проверки:

  • в случае положительного результата проверки открывает лицевой счет;
  • в случае отрицательного результата приостанавливает открытие и направляет уведомление с указанием причины (ПП № 1819).

Если есть сложности, госзаказчик не позднее двух рабочих дней с момента получения уведомления должен подтвердить открытие лицевого счета или мотивировать отказ. На следующий день Казначейство открывает лицевой счет головному исполнителю или отказывает и возвращает все документы.

Идентификатор как обязательный элемент

Техническая особенность закупок по ГОЗ — наличие идентификатора. Это специальный код, который заказчик присваивает госконтракту с головным исполнителем (Приказ Минобороны, Федерального казначейства от 11.08.2015 № 475/13н), ставится через дробь перед номером госконтракта. С этим номером документ входит в реестр контрактов.

Далее идентификатор проставляют на всех контрактах, платежках, внутренних приказах, которые сопровождают выполнение заказа в рамках одного гособоронзаказа и пр. Это подтверждение затрат и залог того, что денежные средства по ГОЗ будут перечислены. Идентификатор действует на протяжении всего периода, пока стороны исполняют контракт.

Разряды идентификатора означают:

  • способ, которым определяют исполнителя;
  • год, в котором заключен госконтракт;
  • год, в котором госконтракт заканчивает действовать;
  • порядковый номер госконтракта;
  • код госзаказчика.

Идентификатор не может быть повторно присвоен другому госконтракту.

Порядок расчетов по госконтракту

Вне зависимости от того, каков предмет закупки, вы должны помнить об особенностях расчетов в гособоронзаказе:

  • каждая сторона ГОЗ должна открыть отдельный счет в уполномоченном банке и все взаиморасчеты проводить через него;
  • деньги, которые поступают от государственного заказчика, целевые, они направлены на конкретные затраты конкретного заказа, даже если это сухие корма для кинологических центров или уборка помещений;
  • если деньги уйдут не по назначению, это будет признано нарушением;
  • после того как контракт будет исполнен, счет в уполномоченном банке закрывается.

В обычных закупках действует правило невмешательства в финансово-хозяйственную деятельность участника закупки, но в рамках ГОЗ существует четкая законодательная регуляция. Закон № 275-ФЗ дает заказчикам право проверять, как используются перечисленные деньги.

Вывести деньги со спецсчета на обычный расчетный счет можно только после исполнения контракта. Если в рамках госконтракта несколько различных спецификаций, то прибыль можно получить лишь после исполнения всего контракта, а не его отдельной спецификации. Это главное отличие расчетов по 275-ФЗ.

Пример. Организация «А» участвует в закупке на уборку помещений и выступает в роли головного исполнителя. Средства от заказчика она получит после приемки всех работ. Организация «Б» участвует в крупной закупке военной техники как исполнитель в рамках кооперации. У нее заключен контракт с головным исполнителем на поставку партии деталей. Организация «Б» получит деньги по своей спецификации только после того, как заказчик перечислит деньги по всему госконтракту головному исполнителю.

Чтобы перевести деньги со счета в уполномоченном банке на свой счет, исполнитель должен предоставить в банк следующие документы:

  • контракт с дополнительными соглашениями;
  • акт приема-передачи товара или акт выполненных работ (оказанных услуг);
  • документы, которые подтвердят, что исполнитель понес из собственных средств расходы на исполнение контракта по ГОЗ;
  • иные документы, необходимые, чтобы подтвердить целевое расходование средств на госзакупки.

Списание денег с отдельного счета возможно, только если во всей цепочке документов по закупке будет указан идентификатор. Если его нет, расходы могут быть признаны нецелевыми, и деньги за товар или работу исполнитель не получит, хотя контракт будет выполнен.

Права и обязанности заказчика

Главный принцип взаимодействия заказчика и исполнителей — прозрачность. В отличие от закупок по 44-ФЗ или 223-ФЗ, в системе гособоронзаказа организатор имеет право запрашивать информацию:

  • о финансовых операциях головного исполнителя по всем счетам;
  • о привлеченных головным исполнителем субподрядчиках;
  • о ходе исполнения госконтракта: на каком этапе работа, соответствует ли ход работ техзаданию, нет ли отклонений по качеству и пр.

Более того, это может делать не только заказчик, но и органы финансового мониторинга и прокуратура. В закупке военных средств, техники, боеприпасов к приемке товаров может подключиться военное представительство. Это дополнительная ответственность головного исполнителя и исполнителей.

  • указывать идентификатор контракта в платежных документах;
  • подтвердить в территориальном органе Федерального казначейства регистрацию лицевого счета головному исполнителю или отказать в оформлении счета;
  • уведомить казначейство, если финансовые операции на счету головного исполнителя приостановили необоснованно, или подтвердить обоснованность таких мер;
  • перечислять средства головному исполнителю, с которым заключен госконтракт.
Читайте также:
Участие в хозяйственной деятельности кооператива

Еще одна обязанность установлена п. 6 и 6.1 ст. 6 Закона № 275-ФЗ. Это связано с обязанностью Заказчика возместить организации все расходы из собственных средств, связанные с выполнением ГОЗ, включая запасы необходимой продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий. Это условие должно быть включено в госконтракт, а сумма не должна превышать установленную цену.

Права и обязанности головного исполнителя

Головной исполнитель определяет состав субподрядчиков, обосновывает с их участием цену на продукцию, сроки и условия финансирования поставок продукции. При необходимости госзаказчик формирует кооперацию и уведомляет ее участников о порядке работы, соблюдая требования законодательства РФ о гостайне.

По согласованию с госзаказчиком головной исполнитель определяет уполномоченный банк и уведомляет о своем выборе участников кооперации. Далее вписывает в контракты условие о работе с уполномоченным банком и об использовании отдельного счета для работы по ГОЗ.

По запросу заказчика или банка головной исполнитель в течение пяти рабочих дней предоставляет информацию о каждом исполнителе-субподрядчике и иную информацию согласно Закону 275-ФЗ. Это важное отличие закупок по 275-ФЗ. В госзакупках по 44-ФЗ на субподрядчиков не возлагается ответственность, а исполнителю не надо предоставлять заказчику все документы на привлеченные организации.

Головной исполнитель также обязан:

  • указывать во всех документах идентификатор государственного контракта;
  • вести контроль за исполнением обязательств по каждому из этапов;
  • обеспечить казначейству возможность проверять исполнение контрактов с использованием фото- и видеосъемки;
  • вести раздельный учет затрат по каждому госконтракту — средства, которые пойдут на выполнение ГОЗ, не должны смешиваться с иными финансами, иными контрактами, иными расходами, которые не связаны с ГОЗ.
  • обеспечить качество товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями законодательства и условиями госконтракта;
  • вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту и предоставлять отчет заказчику.

Головной исполнитель вправе:

  • получать информацию о финансовых операциях на своих счетах и счетах субподрядчиков;
  • включить в контракт условие о возмещении головному исполнителю расходов, если издержки возникли до поступления средств на лицевой счет;
  • раскрыть структуру цены государственного контракта в случаях, которые установлены правовыми актами Правительства РФ.

Прибыль поставщика

По поставкам военной техники и техники специального назначения приняты ограничения по прибыли (Постановление Правительства от 02.12.2017 № 1465). Она не должна превышать 1% плановых привнесенных затрат и 20% плановых собственных затрат организации на поставку, включая производство продукции.

В закупках вне ГОЗ то, каким образом распределяется прибыль и какое процентное соотношение она имеет к затратам организации, не регулируется законодательно. В закупках же по 275-ФЗ эта норма распространяется на весь список исполнителей.

Если речь идет о закупках опытно-конструкторских работ или военной техники, то головному исполнителю и другим исполнителям придется использовать калькуляции себестоимости, утвержденные Приказом Минпромторга от 08.02.2019 № 334.

Роль государства

Чтобы обеспечить безопасность и выполнение заказов по 275-ФЗ, Правительство РФ строго контролирует сферу и выдвигает жесткие требования ко всем этапам закупки. Но при этом берет на себя ряд обязательств, которые поддержат исполнителей, например, предоставляет:

  • государственные гарантии РФ по кредитам, которые берут головные исполнители и исполнители, чтобы поставить товар или выполнить работы в рамках закупки;
  • субсидии на уплату процентов по этим кредитам;
  • субсидии, которые помогут предотвратить банкротство головного исполнителя или исполнителя.

Ответственность по ГОЗ

На закупки по ГОЗ распространяется действие КоАП и УК РФ. За нарушения предусмотрена административная и уголовная ответственность — все, как и в закупках по 44-ФЗ. Но есть и свои особенности (ст. 15 275-ФЗ).

Например, предусмотрены отдельные штрафы за отказ от исполнения обязательств по госконтракту. Не вправе отказаться от исполнения обязательств:

  • единственный исполнитель, которому гособоронзаказ принесет прибыль;
  • организации, которые занимают доминирующее положение по ст. 14 Закона №275-ФЗ.

Суммы штрафов за отказ: на должностное лицо — от 30 000 до 50 000 руб., на организацию — от 300 000 до 1 000 000 руб. (ч. 2 ст. 7.29.2 КоАП РФ).

За попытку извлечь личную выгоду и нанести ущерб интересам общества или государства руководителя организации накажут:

  • штрафом от 1 до 3 млн руб. или в размере дохода за период от 1 до 3 лет и лишат права занимать руководящую должность или вести определенную деятельность на срок до 10 лет;
  • штрафом от 500 000 до 1 млн руб. или в размере дохода за период от 3 до 4 лет, лишением свободы на срок от 4 до 8 лет и права занимать руководящие должности или вести определенную деятельность на срок до 3 лет.
Читайте также:
Срок годности: что это такое, описание и особенности

Участвовать в закупках в рамках гособоронзаказа сложнее, чем в обычных торгах: есть нюансы в порядке расчетов, отчетности перед заказчиком, работой с банками — их все надо учитывать. Это может отпугнуть тех, кто только планирует выходить на закупки по 275-ФЗ. Но сфера ГОЗ хоть и накладывает серьезные ограничения, в то же время дает преимущества, в том числе государственные гарантии в части безопасности сделки и финансовой поддержки.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Гособоронзаказ: нормативная база и основные понятия 429.1 КБ

Уполномоченный банк: что это такое, описание и особенности

Компания, которая оказывает финансовые услуги: например, открывает вклады, выдает кредиты, помогает бизнесу выпускать ценные бумаги

Банк — это компания, которая занимается операциями с деньгами, ценными бумагами и драгоценными металлами. Он оказывает финансовые услуги государству, физическим и юридическим лицам.

Рассказываем, какие банки бывают, чем они занимаются и на чем зарабатывают.

Что делают банки

Банки делают три вещи: хранят деньги, дают их в долг и проводят платежи. Они зарабатывают на комиссиях, процентах и обслуживании.

Вклады. Организации, предприниматели и физлица могут сдать деньги в банк на хранение. Вклад помогает обеспечить безопасность денег и заработать проценты, которые могут частично или полностью покрыть обесценивание средств — инфляцию.

Когда вкладчик приносит деньги, банк переводит определенный процент на специальный счет в Центральном банке: там деньги хранят до тех пор, пока клиент не решит их забрать. Остальную сумму банк пускает в оборот и зарабатывает на ней. Например, выдает кредит другому клиенту. Отсюда берутся проценты по вкладу: банк делится с вкладчиком частью прибыли, которую получил за то время, пока использовал его деньги.

Деньги со вклада можно забрать в любой момент, если в договоре не прописаны другие условия. Но банку это невыгодно: он успел заработать меньше, чем рассчитывал. Поэтому процент, который получит клиент, будет маленьким.

Кредиты. У банка можно взять деньги в долг под проценты и постепенно возвращать. Это может сделать даже государство, но не у любого банка. Если деньги не вернуть, назначат штрафы и запретят выезд за границу.

Платежи. Банки предоставляют возможность совершать денежные переводы. Они позволяют моментально оплатить товар или услугу, уплатить налог или отправить деньги близким. Банк использует цифровые деньги и следит, чтобы платеж прошел быстро и безопасно. Если возникнет проблема, он возьмет риски на себя.

Виды банков

В России двухуровневая банковская система: первый уровень — Центральный банк, второй — коммерческие банки. У каждого свои функции.

Центральный банк. Банк России — главная кредитная структура государства. Он помогает власти разрабатывать меры сдерживания инфляции, но остается независимым: правительство не отвечает по обязательствам Центробанка, а Центробанк — по обязательствам правительства.

Банк России может выдавать кредиты другим государствам, а населению — нет. Вот что он делает внутри страны:

  1. Принимает решение об эмиссии, то есть выпуске денег, определяет вид банкнот и номинал.
  2. Контролирует уровень инфляции: удерживает курс рубля стабильным и устанавливает ключевую ставку.
  3. Контролирует кредитные организации. ЦБ проверяет, чтобы все участники финансового рынка соблюдали закон. Он выдает лицензии и выпускает нормативно-правовые акты, которые регулируют финансовые отношения. Например, составляет инструкции и положения о порядке работы банков.

В кризисной ситуации Центробанк может кредитовать коммерческие банки.

Коммерческий банк. Это частный банк, который оказывает услуги физическим и юридическим лицам: размещает денежные средства на вклады, выдает кредиты, обслуживает счета, обменивает валюту и консультирует по финансовым вопросам.

Коммерческие банки бывают государственными, муниципальными и частными — форма собственности зависит от того, кто создал организацию и владеет ее акциями.

Чтобы банк мог работать, он должен получить лицензию Центробанка. Есть два вида лицензии: базовая и универсальная.

В базовой лицензии есть ограничения: например, нельзя обслуживать иностранных клиентов и открывать филиалы за рубежом. Минимальный уставный капитал при базовой лицензии — 300 млн рублей.

Универсальная лицензия позволяет совершать все виды банковских операций, в том числе и международные. Минимальный уставный капитал при такой лицензии — 1 млрд рублей.

Банки могут быть специализированными и универсальными. Специализированные банки выбирают одно направление. Выделяют три вида таких банков:

  1. Сберегательные. Сберегательные банки предлагают самые выгодные условия по вкладам. Чтобы получить прибыль, они используют полученные деньги для оформления кредитов другим клиентам.
  2. Инвестиционные. Это кредитные организации, которые специализируются на фондовых операциях. Они не выдают кредиты и не предлагают вклады. Инвестиционные банки помогают бизнесу выпускать акции и облигации.
  3. Ипотечные. Ипотечные банки предлагают бизнесу и физлицам крупные кредиты для покупки недвижимости.
Читайте также:
Товарный дефицит: что это такое, описание и особенности

Иногда выделяют еще один вид — банк потребительского кредита. Такие банки берут кредит в другой организации и из этой суммы предлагают клиентам-физлицам рассрочку на короткий или средний срок. Например, на покупку кофемашины для дома.

Универсальные банки работают со всеми направлениями.

Операции коммерческих банков

Коммерческие банки могут выполнять несколько видов операций.

Депозитные. Банки размещают вклады, обслуживают счета клиентов, начисляют проценты и обеспечивают возврат средств.

Кредитные. Банки предоставляют кредиты, зачисляют заемные средства на счет, принимают платежи по договору, реструктуризируют кредиты.

Обслуживание счетов. Банки обслуживают клиентские счета, проводят безналичные и наличные расчеты, выводят, зачисляют, переводят средства, исполняют платежные поручения.

Обслуживание карт. Банки проводят операции, связанные с использованием банковской карты: выпускают и перевыпускают карту, проводят платежи и зачисления.

Валютные операции. Банки продают и покупают иностранную валюту, конвертируют ее по запросу клиентов.

Денежные переводы. По поручению клиентов банки переводят деньги на счета других граждан или юридических лиц.

Правовые формы банков

Есть два вида банков по правовой форме: общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО). Учредителями таких банков могут быть компании и физлица. Количество участников общества ограничено: их не может быть больше 50.

Чтобы открыть ООО, участники делают вклад в уставный капитал — деньгами, ценными бумагами или имуществом. Чем больше вклад, тем больше доля участника в компании и тем большую часть прибыли он получит. Минимальный размер доли — 10 000 ₽. Если участник захочет выйти из состава держателей капитала, он может потребовать выплатить сумму доли согласно уставу банка.

Акционерное общество (АО). Выделяют НАО (АО) и ПАО — непубличные и публичные акционерные общества. Капитал таких банков делят между собой акционеры: чем больше акций у держателя, тем больше у него прав.

Основные различия между непубличным и публичным акционерным обществом:

Акции и ценные бумаги акционерного общества можно продавать и дарить.

Что такое веб-банкинг

Это форма дистанционного обслуживания клиентов. Чтобы получить услугу, физлицу или юрлицу достаточно установить официальное мобильное приложение и зарегистрироваться в личном кабинете.

Обычно в приложении или личном кабинете есть дополнительные услуги:

  • открыть или продлить карту;
  • оформить заем;
  • открыть вклад;
  • проанализировать финансы;
  • установить автоматические платежи
  • совершить покупки и оформить доставку на дом;
  • уплатить налог.

Веб-банкинг нужен, чтобы клиент мог видеть состояние счетов, легко управлять ими и получать услуги без похода в отделение или звонка оператору.

Банковская тайна

Закон и профессиональная этика обязывают сотрудников соблюдать банковскую тайну — не разглашать персональную информацию о клиентах, счетах, вкладах и операциях.

Раскрыть банковскую тайну можно по запросу суда, антимонопольного комитета, арбитражного управляющего, налоговых или следственных органов, страховых компаний при наступлении страхового случая. Еще банки обязаны информировать Росфинмониторинг обо всех переводах частных лиц на разовую сумму более 100 000 ₽, компаний — от 600 000 ₽.

В других случаях за разглашение конфиденциальных сведений закон предусматривает административную, гражданскую и уголовную ответственность.

Перечень кредитных организаций, в которые назначены уполномоченные представители Банка России

Уполномоченные представители Банка России, действующие в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 10.07.2002 № «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», назначены в 109 кредитных организаций.

№ п/п Перечень кредитных организаций, в которые назначены уполномоченные представители Банка России Рег. №
Центральный федеральный округ
г. Москва и Московская область
1. АО ЮниКредит Банк 1
2. АО «БКС Банк» 101
3. АО АКБ «ЦентроКредит» 121
4. АО «РН Банк» 170
5. ООО «ХКФ Банк» 316
6. Банк ГПБ (АО) 354
7. Банк ИПБ (АО) 600
8. АО «Почта Банк» 650
9. ПАО «МИнБанк» 912
10. Банк ВТБ (ПАО) 1000
11. ПАО «КВАНТ МОБАЙЛ БАНК» 1189
12. АО «АЛЬФА-БАНК» 1326
13. ПАО Сбербанк 1481
14. ПАО «РосДорБанк» 1573
15. АО «Тимер Банк» 1581
16. «СДМ-Банк» (ПАО) 1637
17. ПАО МОСОБЛБАНК 1751
18. ООО «Инбанк» 1829
19. АКБ «ФОРА-БАНК» (АО) 1885
20. АКБ «Ланта-Банк» (АО) 1920
21. ПАО «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК» 1978
22. АКБ «ПЕРЕСВЕТ» (ПАО) 2110
23. «Сетелем Банк» ООО 2168
24. ПАО Банк «ФК Открытие» 2209
25. ТКБ БАНК ПАО 2210
26. АО «Банк Интеза» 2216
27. КИВИ Банк (АО) 2241
28. ПАО «МТС-Банк» 2268
29. ПАО РОСБАНК 2272
30. ПАО «БАНК УРАЛСИБ» 2275
31. АО «Банк Русский Стандарт» 2289
32. АКБ «Абсолют Банк» (ПАО) 2306
33. Банк СОЮЗ (АО) 2307
34. АО «Банк ДОМ.РФ» 2312
35. АО АКБ «ЕВРОФИНАНС МОСНАРБАНК» 2402
36. ПАО АКБ «Металлинвестбанк» 2440
37. ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ) АО 2495
38. АО КБ «Пойдём!» 2534
39. АО АКБ «НОВИКОМБАНК» 2546
40. АО КБ «Ситибанк» 2557
41. АО АКБ «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КЛУБ» 2618
42. АО «Тинькофф Банк» 2673
43. КБ «ЛОКО-Банк» (АО) 2707
44. АО «БМ-Банк» 2748
45. ИНВЕСТТОРГБАНК АО 2763
46. АО «ОТП Банк» 2766
47. ПАО АКБ «АВАНГАРД» 2879
48. АО КБ «АГРОПРОМКРЕДИТ» 2880
49. ББР Банк (АО) 2929
50. АО «Экспобанк» 2998
51. ПАО «РГС Банк» 3073
52. АО «НС Банк» 3124
53. Банк «СКС» (ООО) 3224
54. ПАО «Промсвязьбанк» 3251
55. ПАО Банк ЗЕНИТ 3255
56. Банк «ТРАСТ» (ПАО) 3279
57. Банк «ВБРР» (АО) 3287
58. ООО «Эйч-эс-би-си Банк (РР)» 3290
59. АО «Райффайзенбанк» 3292
60. НКО АО НРД 3294
61. АО «Кредит Европа Банк (Россия)» 3311
62. АО «МСП Банк» 3340
63. АО «Россельхозбанк» 3349
64. КБ «Ренессанс Кредит» (ООО) 3354
65. АО «СМП Банк» 3368
66. АО «Банк Финсервис» 3388
67. АО Банк «Национальный стандарт» 3421
68. НКО НКЦ (АО) *
69. НКО-ЦК «Клиринговый центр МФБ» (АО) *
Калужская область
70. АО «Газэнергобанк» г. Калуга 3252
Костромская область
71. ПАО «Совкомбанк» г. Кострома 963
72. АО КБ «Модульбанк» г. Кострома 1927
Северо-Западный федеральный округ
Вологодская область
73. АО «БАНК СГБ» г. Вологда 2816
г. Санкт-Петербург
74. АО «АБ «РОССИЯ» 328
75. ПАО «Банк «Санкт-Петербург» 436
76. Таврический Банк (АО) 2304
77. ПАО «БАЛТИНВЕСТБАНК» 3176
Приволжский федеральный округ
Кировская область
78. АО КБ «Хлынов» г. Киров 254
79. ПАО «Норвик Банк» г. Киров 902
Республика Мордовия
80. АО «КС БАНК» г. Саранск 1752
Нижегородская область
81. ПАО «НБД-Банк» г. Нижний Новгород 1966
82. АО «САРОВБИЗНЕСБАНК» г. Саров 2048
Оренбургская область
83. АО «БАНК ОРЕНБУРГ», г. Оренбург 3269
Самарская область
84. АО КБ «Солидарность» г. Самара 554
Саратовская область
85. АО «Экономбанк» г. Саратов 1319
Республика Татарстан
86. ООО Банк «Аверс» г. Казань 415
87. ПАО «АК БАРС» БАНК г. Казань 2590
Удмуртская Республика
88. ПАО «БыстроБанк» г. Ижевск 1745
Южный федеральный округ
Краснодарский край
89. КБ «Кубань Кредит» ООО г. Краснодар 2518
Ростовская область
90. ПАО КБ «Центр-инвест» г. Ростов-на-Дону 2225
Республика Крым и г. Севастополь
91. РНКБ Банк (ПАО) г. Симферополь 1354
92. АО «ГЕНБАНК» г. Симферополь 2490
Уральский федеральный округ
Свердловская область
93. ПАО КБ «УБРиР» г. Екатеринбург 429
94. ПАО «СКБ-банк» г. Екатеринбург 705
95. АО «ВУЗ-банк» г. Екатеринбург 1557
96. ПАО «МЕТКОМБАНК» г. Каменск-Уральский 2443
Тюменская область
97. АО БАНК «СНГБ» г. Сургут 588
98. ПАО «Запсибкомбанк» г. Тюмень 918
Челябинская область
99. ПАО «ЧЕЛИНДБАНК» г. Челябинск 485
100. ПАО «ЧЕЛЯБИНВЕСТБАНК» г. Челябинск 493
101. Банк «КУБ» (АО) г. Магнитогорск 2584
Сибирский федеральный округ
Новосибирская область
102. АО «Банк Акцепт» г. Новосибирск 567
103. Банк «Левобережный» (ПАО) г. Новосибирск 1343
Дальневосточный федеральный округ
Амурская область
104. ПАО КБ «Восточный» г. Благовещенск 1460
105. «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (АО) г. Благовещенск 1810
Приморский край
106. АО «Дальневосточный банк» г. Владивосток 843
107. ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» г. Владивосток 2733
108. ПАО АКБ «Приморье» г. Владивосток 3001
Республика Саха (Якутия)
109. АКБ «Алмазэргиэнбанк» АО г. Якутск 2602
Читайте также:
Страхование товара: что это такое, описание и особенности

* Уполномоченные представители Банка России назначены в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 № «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте».

При использовании материала ссылка на Пресс-службу Банка России обязательна.

Виды коммерческих банков РФ

Российские банки выполняют разные типы операций и сделок в зависимости от вида кредитно-финансового учреждения. Для коммерческих организаций главная цель — получение дохода от своей работы, как и для любого другого направления бизнеса. Какие виды коммерческих банков бывают и на чем они зарабатывают, разобрался Бробанк.

Описание понятия

Коммерческие банки — это финансовые организации, которые проводят операции с наличными и безналичными деньгами, ценными бумагами, драгметаллами и камнями, другими ценностями. А также они оказывают услуги населению и государственным учреждениям на возмездной основе, то есть за оплату. Коммерческий банк руководствуется в деятельности такими принципами:

  • работает для получения прибыли;
  • получил от государства и центрального банка страны лицензию на проведение операций, сделок и работу в этом виде услуг;
  • обладает правом привлекать средства населения и юрлиц на депозитных счетах и размещать их по своему усмотрению исходя из законодательства и для извлечения прибыли;
  • не вправе осуществлять торговлю, страхование и производственную деятельность.

Особенности банковской деятельности

Коммерческие банки работают по другим правилам и принципам, чем производственное или торговое предприятие. Их отличительные характеристики такие:

  1. В ресурсах банка большую долю занимает привлеченный капитал, что приводит к высокой ответственности перед инвесторами, кредиторами и вкладчиками.
  2. Сильная зависимость от политической, социальной и экономической стратегии государства, которая влияет на ситуацию, происходящую на финансовом рынке.

  • Работа с крупным, средним, мелким бизнесом и физическими лицами, которые преследуют разные цели. Умение выбрать свое направление и целевой сегмент или лавировать и выбрать стратегию универсального коммерческого банка.
  • Специфика банковских продуктов — их нематериальность. Поэтому в реализации услуг задействовано большое количество подразделений и участников, которые нацелены на продажу и извлечение прибыли.
  • Виды банков

    Банки в любой стране делятся на два типа:

    1. Центральные. Учреждены государством, занимаются эмиссией национальной валюты и страны и выполняют регулирующие и надзорные функции за деятельностью остальных кредитно-финансовых учреждений.
    2. Коммерческие. Все остальные банки, которые могут быть с долей участия государства или полностью коммерческие. Они действуют в рамках правового поля страны и подчиняются Центробанку.
    Читайте также:
    Формы собственности: что это такое, описание и особенности

    По местоположению банки в РФ бывают:

    • местные;
    • федеральные;
    • республиканские.

    По направлению и сферам деятельности коммерческие банки работают с промышленными предприятиями, торговыми компаниями и сельскохозяйственным бизнесом.

    Классификация коммерческих банков

    В зависимости от того, кто владеет капиталом банковской организации, проводят такую классификацию:

    1. Государственные. К ним относятся как Центробанки страны, так и коммерческие банки с главным учредителем в лице государства.
    2. Акционерные общества. Самая большая группа банков представлена АО. Они бывают открытого и закрытого типа. Акции в зависимости от этого могут продаваться всем желающим компаниям и организациям или только закрытому, ограниченному числу лиц.

  • Кооперативные, уставной фонд которых формируется за счет продажи паев.
  • Муниципальные. Создаваемые на средства и/или для нужд определенного муниципалитета, города, отдельного населенного пункта.
  • Смешанные банки. Учредителями подобных организаций могут компании разных форм собственности. Тоже один из самых распространенных видов.
  • Совместные — это учреждения с участием иностранных инвесторов или международного бизнеса.
  • Классификация по направлению бизнеса и виду обслуживания

    Коммерческие банки России по направлению бизнеса и типу обслуживания делятся на:

    1. Универсальные. Работают со всеми видами бизнеса и физическими лицами. Предоставляют весь возможный перечень банковских услуг.
    2. Инвестиционные. Основное направление деятельности — работа с ценными бумагами, фондами, инвестициями. Такие банки не проводят кредитование населения и не принимают деньги во вклады. Основная цель помочь промышленным предприятиям и крупному бизнесу в основном капитале. Помогают в выпуске акций, облигаций компаниям и зарабатывают на работе с этими бумагами.
    3. Ипотечные. Основной вид деятельности таких банков направлен на кредитование для приобретение жилья в новостройках или на вторичном рынке, а также под нужды бизнеса. Работают с физическими и юридическими лицами, но могут специализироваться под одно из направлений.
    4. Сберегательные. Предлагают населению и бизнесменам самые заманчивые условия по накоплению и сбережению капитала. А привлеченные средства отдают под кредитование частных лиц и коммерческих структур.
    5. Специализированные. Выбирают в своей деятельности одно или два основных направления, например, кредитное и сберегательное.

    Иногда можно встретить такую классификацию:

    • ритейловый банк — направлен на сделки с розничным бизнесом;
    • кэптивный — дочернее подразделение крупного банка, главное направление которого обслуживание задач головного учреждения.

    В РФ не так много банков, которые придерживаются как-то четкого вида, гораздо чаще коммерческие структуры развивают несколько направлений одновременно или обслуживают смежные.

    Основные функции

    Главные функции коммерческих банков складываются из целей деятельности. В ходе истории они претерпевали трансформацию, появлялись новые, исчезали неактуальные:

    1. Первой функцией банков было хранение денег, за что клиенты платили вознаграждение. Теперь же кредитно-финансовые учреждения платят клиентам проценты, за то, что те размещают свой капитал на вкладе.
    2. Проведение записей по лицевым счетам через систему корреспондентских счетов. Осуществление безналичных платежей через изменение записей по балансовым и расчетным счетам клиентов.
    3. Кредитование. При выдаче заемных средств банк выступает в роли мультипликатора, искусственно создавая объем дополнительной денежной массы без ее реальной эмиссии. То есть денег у населения или юридических компаний становится «больше», а количество наличности остается прежним.

    Операции и сделки

    Из содержания функций вытекают основные виды операций и сделок, которые проводят банки для формирования собственной прибыли:

    • привлечение капитала от физических и юридических лиц на депозиты;
    • выдача займов;
    • сделки между держателями счетов в национальной и иностранной валюте;
    • открытие, сопровождение и обслуживание счетов населения и бизнесменов;
    • инкассирование денежной наличности;
    • услуги по расчетам и кассовым операциям;

  • сделки с инвалютой в наличном и безналичном выражении;
  • работа с ценными бумагами и драгметаллами;
  • аренда сейфовых ячеек;
  • депозитарные услуги;
  • лизинговые услуги;
  • трастовые сделки;
  • консультирование и информационное сопровождение физических и юридических лиц.
  • Читайте также:
    Частный детектив: что это такое, описание и особенности

    Из чего формируют банковские доходы и расходы

    Самый очевидный вариант расчета прибыли банка — посчитать разницу между процентами по вкладам и ставкой по выдаваемым кредитам. На самом деле, доходы делятся на две большие группы — процентные и непроцентные:

    1. Процентная прибыль включают доходы по кредитам, операциям с ценными бумагами, платежи за расчетно-кассовое обслуживание физических и юридических лиц.
    2. Непроцентные формируются от операций с инвалютой, ценными бумагами, аренды сейфовых ячеек, выдачи банковских гарантий, долевого участия в деятельности компаний и других видов деятельности.

    Операции любой кредитно-финансовой организации делятся на:

    1. Активные. Они позволяют создавать новые ресурсы, которые можно будет направить на кредитование.
    2. Пассивные — формируют собственный капитал финансовой организации. Они происходят за счет собственных средств пущенных в оборот.

    Основные статьи расходов в деятельности банков:

    • задолженности перед клиентами-вкладчиками;
    • комиссии по депозитам;

  • налоги и сборы;
  • расходы на основную деятельность, продвижение и развитие;
  • начисления дивидендов, бонусов процентов держателям акций;
  • формирование резервов и фондов по возможным рискам.
  • У банковской организации должно быть достаточный объем собственных средств на обеспечение текущих нужд. Когда учреждение систематически «влезает» в долг к своим вкладчикам, то это увеличивает внутренний заем и может привести к банкротству.

    В статьях Бробанка рассказывается не только про виды банков, но и про системообразующие банки, что входит в это понятие и какие преимущества дает клиентам. А также на портале можно узнать из-за чего происходят отзывы лицензии и как не стать заложником ситуации.

    Что такое таможенная процедура уничтожения и какие в ней есть нюансы

    Транспортировка и хранение грузов при пересечении границ Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) и на его территории сопряжены с рядом обстоятельств, приводящих к необходимости использования таможенных процедур (далее — ТП) уничтожения или отказа в пользу государства.

    В этой статье рассмотрим аспекты применения таможенной процедуры уничтожения (далее — ТПУ) и требования, предъявляемые действующим законодательством к ее оформлению.

    Что такое таможенная процедура уничтожения

    Это законодательно урегулированный порядок действий, при котором иностранные товары уничтожаются частично или полностью, утрачивают потребительские и другие специфические свойства и не подлежат восстановлению в первоначальном состоянии.

    Правовые основы

    На начало 2019 года ТПУ регулируется следующими правовыми актами:

    1. Глава 34 Таможенного кодекса ЕАЭС (далее — ТК ЕАЭС).
    2. Глава 31 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
    3. Приказ ФТС России от 07.02.2011 №216 (ред. от 04.07.2012) «Об утверждении порядка осуществления таможенными органами действий, связанных с выдачей разрешения на помещение товаров под таможенную процедуру уничтожения» (далее — приказ ФТС №216).
    4. Приказ ФТС России от 19.03.2012 №501 «О внесении изменений в приложения к приказу ФТС России от 07.02.2011 №216».
    5. Приказ ФТС России от 22.12.2010 №2523 «Об утверждении формы акта об уничтожении товаров под таможенным контролем» (далее — приказ ФТС №2523).
    6. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 09.09.2011 №732 «Об утверждении порядка выдачи и формы заключения о возможности уничтожения, способе и месте уничтожения товаров для помещения таких товаров под таможенную процедуру уничтожения» (далее — приказ Минприроды №732).
    7. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 №30 «О мерах нетарифного регулирования в ЕАЭС».

    Какие товары не подвергаются ТПУ

    Не допускается ТПУ для товаров, не соответствующих:

    • мерам нетарифного регулирования;
    • техническим регламентам;
    • требованиям санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, карантинного, фитосанитарного, радиационного контроля (ст. 249, ст. 7 ТК ЕАЭС).

    ТПУ не применяется в отношении:

    • культурных, археологических и исторических ценностей;
    • животных и растений, их частей и дериватов, причисленных законами стран ЕАЭС или международными договорами к охраняемым видам, кроме обязательного уничтожения для пресечения эпидемий, эпизоотий и распространения карантинных объектов;
    • товаров, принятых в залог таможенными органами (далее — ТО), до прекращения отношений залога;
    • изъятых или арестованных грузов, в том числе вещественных доказательств.

    Справка. Комиссия, состоящая из сотрудников ТО, вправе определять перечень иных товаров, в отношении которых не применяется ТПУ (ст. 248 ТК ЕАЭС).

    ТПУ запрещена, если уничтожение:

    • вредит окружающей среде или опасно для жизни и здоровья людей;
    • заключается в потреблении согласно прямому назначению;
    • влечет расходы для государственных органов стран ЕАЭС.

    Порядок уплаты пошлин и налогов

    Ввозные пошлины и налоги не уплачивают только при условии непригодности отходов от ТПУ для дальнейшего коммерческого использования и невозможности их восстановления экономически выгодным способом (ст. 248 ТК ЕАЭС).

    Читайте также:
    Спасательная единица: что это такое, описание и особенности

    Отходы не подлежат таможенному контролю и считаются товарами ЕАЭС со дня признания непригодности или представления ТО документов, подтверждающих:

    • захоронение;
    • обезвреживание;
    • утилизацию;
    • уничтожение иным способом;
    • передачу отходов для совершения таких операций другими организациями.

    Отходы или лом, представляющие коммерческий интерес:

    • рассматриваются как иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию в таком состоянии;
    • помещаются под соответствующую ТП;
    • облагаются пошлинами и налогами, применяемыми к таким отходам или лому.

    Для взимания платежей с отходов, образовавшихся после уничтожения, декларант или его таможенный представитель, классифицирует такие отходы согласно Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (далее — ТН ВЭД) и сообщает ТО наименование, количество и стоимость товара.

    Справка. Перевозка, уничтожение товаров и утилизация отходов выполняются за счет декларанта, владельца груза или таможенного представителя (ст. 250 ТК ЕАЭС).

    Основания для помещения товаров под процедуру уничтожения

    Под ТПУ могут быть помещены товары, перемещенные через таможенную границу, в ходе транспортировки или при продолжительном хранении которых теряются потребительские качества или заканчивается срок их хранения, при условии, что возврат таких товаров невозможен или экономически невыгоден.

    Необходимость в ТПУ возникает, когда:

    • транспортировка растягивается на продолжительное время, что становится причиной незапланированных транспортных расходов или непредвиденного роста ставок ввозных пошлин, которые владелец груза не в состоянии оплатить;
    • рост транспортных расходов или ввозных платежей делает товары неконкурентоспособными в сравнении с аналогичными на внутреннем рынке ЕАЭС и сбыт становится невыгодным для предпринимателя;
    • изменения правовых норм делают невозможным легальный ввоз груза на территорию ЕАЭС.

    ТПУ заявляют в отношении грузов, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС и не помещенных под ТП или помещенных под процедуры, не изменяющие статус товаров, под контролем ТО стран ЕАЭС:

    • временный ввоз;
    • таможенный склад;
    • беспошлинная торговля;
    • переработка на таможенной территории;
    • таможенный транзит;
    • свободная таможенная зона;
    • свободный таможенный склад и др.

    Как поместить товары под ТПУ

    До подачи декларации декларант уведомляет ТО, в регионе которого находятся товары, о намерении помещения их под ТПУ в произвольной письменной форме

    В уведомлении указываются:

    • описание;
    • количество;
    • код согласно ТН ВЭД;
    • стоимость;
    • место нахождения;
    • предполагаемый способ уничтожения;
    • краткое изложение причин, по которым декларант выводит товары из оборота;
    • место уничтожения;
    • сведения об отходах, образующихся после уничтожения.

    К уведомлению декларант прикладывает заверенную копию заключения об уничтожении или возможности уничтожения, выданного уполномоченной организацией стран ЕАЭС, с указанием способа и места уничтожения товаров (ст. 249 ТК ЕАЭС).

    Допускается использовать как заключение:

    • нотариально заверенную копию лицензии, выданной специализированной организации, заключившей договор с декларантом;
    • акт, выданный организацией, проводившей испытания с временно ввезенными для таких испытаний иностранными товарами (ст. 249 ТК ЕАЭС);
    • акт, составленный должностными лицами ТО, наблюдавшими за уничтожением (согласно приказу ФТС №2523);
    • заключение территориального органа Росприроднадзора (согласно приказу Минприроды №732).

    Решение о разрешении ТПУ принимает начальник или заместитель начальника ТО (согласно приказу ФТС №216).

    Для проведения процедуры ТО устанавливается срок с учетом:

    • времени, необходимого для уничтожения;
    • способа и места уничтожения;
    • сроков, указанных в заключении уполномоченного государственного органа страны ЕАЭС (ст. 250 ТК ЕАЭС) (при наличии).

    После уничтожения товаров декларант обязан представить ТО подтверждающие документы либо акт организации, уничтожавшей или утилизировавшей товары.

    Заключение

    Правильный выбор ТП основан на изучении принципов таможенных операций и таможенного контроля, правовых возможностей совершения операций с товарами, помещенными под конкретную ТП, особенностей исчисления и уплаты таможенных платежей, исходя из содержания ТП.

    ТПУ возможна для ограниченного перечня товаров. Расходы на применение этой процедуры ложатся на владельца груза, при страховании поставки — на страховую компанию. В определенных ситуациях ТПУ коммерчески целесообразнее других ТП.

    Таможенная процедура уничтожения

    Уничтожение – это таможенная процедура, которой подвергаются товары зарубежного производства, по тем или иным причинам не подлежащие реализации.

    Общее о таможенной процедуре уничтожения

    Как именно должна проводиться таможенная процедура уничтожения (в данном контексте также будет использоваться термин «утилизация» в том же значении), изложено в ст. 248 Таможенного кодекса ЕАЭС. Эта мера применяется только в отношении пищевых и непродовольственных продуктов зарубежного производства.

    В статье 249 Таможенного кодекса ЕАЭС также указываются условия, при наличии которых продукты зарубежного производства помещаются под данную процедуру. Там же установлены категории товаров, не подлежащие утилизации и методы, которые при рассматриваемой операции не применимы. Комиссия Евразийского экономического союза вправе определять дополнительные категории товаров, не подлежащие уничтожению, но на сегодняшний день таких перечней Комиссии нет.

    Читайте также:
    Таможенный контроль: что это такое, описание и особенности

    Отходы, которые образуются в результате осуществления процедуры, помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (ИМ 40) только в том случае, если их использование выгодно с экономической точки зрения. Поэтому стараются уничтожать товары таким образом, чтобы подобных отходов не оставалось.

    К примеру, на Выборгской таможне в феврале 2019 года было уничтожено около тонны ввозимых продуктов. Среди них рыбная, мясная и молочная продукция. Со сроками годности все было в порядке, но дело в том, что эта продукция поставлялась из стран санкционного списка. Таможенники изъяли товар на границе и сожгли в высокотемпературной печи. При этом возврату или продаже изъятая продукция уже не подлежит. Ее уничтожают без уплаты каких-либо пошлин и налогов.

    И еще один случай таможенного уничтожения произошел в Калининграде, где на таможне была задержана партия игрушек из Китая. Груз был задержан в морском порту города Балтийска. Игрушки оказались поддельными, они не имели необходимых сертификатов качества, внешне выглядели как подделка и издавали неприятный химический запах. Вся партия была уничтожена гусеничными бульдозерами на полигоне. Задача – не просто сломать игрушки, а превратить их в массу совсем мелких кусочков, которые потом засыплют в яму и сравняют с землей.

    Порядок помещения иностранных товаров под таможенную процедуру уничтожения

    Общий порядок утилизация товаров состоит из трёх шагов:

    Этап получения разрешения, складывающийся из двух последовательных действий:

    • Получение заключения Минприроды с указанием возможности, территории и способа ликвидации товаров. Регламентируется приказом Минприроды от 9.09.2011 года №732.
    • Получение разрешения на утилизацию в таможне, в регионе деятельности которой планируется подача соответствующей декларации (ИМ 93); регламентируется приказом ФТС России от 7 февраля 2011 года №216.

    На этом этапе декларант указывает сроки ликвидации иностранных продуктов, достаточные для подачи, выпуска декларации на товары в таможенной процедуре уничтожения и фактического совершения операций по их утилизации на полигоне.

    Также важно отметить, что необходимо указать причину выведения из оборота товаров (причину, из-за которой их следует уничтожить). Для продуктов питания, как правило, причиной является истечение срока годности.

    Этап подачи Декларации на товары и помещения их под процедуру.

    Этап фактической утилизации в сроки и месте, согласно полученному разрешению от таможни на этапе А).

    На этом этапе для фактического наблюдения на полигон, где будет проходить уничтожение товаров, помещённых под процедуру, также выезжает должностное лицо таможенного органа РФ.

    После фактической ликвидации составляется соответствующий акт в 3-х экземплярах: по одному для каждого подписанта, который подписывается декларантом, лицом, осуществившим уничтожение, и должностным лицом таможенного органа (приказ ФТС России от 22 декабря 2010 года №2523).

    Возможности таможенного представителя

    Компания ООО «СБ Карго» имеет практический опыт по уничтожению иностранных товаров, путём их помещения под таможенную процедуру уничтожения. Получение заключений в территориальном управлении Росприроднадзора достаточно затруднительный процесс. Поэтому наша компания может помочь в поиске соответствующей компании, имеющей необходимую лицензию на совершение операций по уничтожению товаров. Это альтернативный законный вариант обойтись без получения заключений от Минприроды. Этой лицензии и заключенного договора с компанией-уничтожителем достаточно для того, чтобы приступить к получению разрешения на уничтожение в таможне.

    Мы можем предложить уничтожение товаров способом измельчения, например, на полигоне вблизи города Домодедово без образования отходов.

    Я видел это действо,
    И был им восхищён,
    Завели большое автосредство
    Железный пожиратель он.

    Примерно вот такой обзор:
    Подающая конвейерная лента,
    Заведённый дизельный мотор,
    И товары едут разного ассортимента.

    В конце встречает их железный,
    Точнее, стержень винтовой стальной,
    Дробит всё это в мусор бесполезный
    Товарной ценности не остаётся никакой.

    И ради этого финала,
    Готов по кабинетам лазить я,
    И пусть времени пройдёт не мало,
    Но для уничтожения это всё не зря!

    Уважаемые клиенты!

    Мы работаем только с юридическими лицами, являющимися собственниками/отправителями/получателями грузов, а также готовой коммерческой документацией на товар.

    Чтобы получить консультацию, необходимо предоставить: подписанный внешнеторговый контракт, инвойс, упаковочный лист и заключить с нами договор таможенного представительства.

    Просьба формировать запросы с корпоративной почты компании. Обращения с почтовых адресов зарегистрированных на бесплатных почтовых сервисах, в соответствии с политикой безопасности компании, попадают в СПАМ.

    Подробнее об особенностях таможенного оформления различных категорий товаров вы можете узнать в разделе “Полезная информация”, воспользовавшись поиском.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: