Уполномоченный представитель налогоплательщика: что это значит

Уполномоченный представитель налогоплательщика

(англ. authorized representative of taxpayer) – по законодательству РФ о налогах и сборах физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (ст. 29 НК РФ*). Не могут быть У.п.н. должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов гос-ных внебюджетных фондов, органов налоговой полиции, судьи, следователи и прокуроры. У.п.н.-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ, а У.п.н.-физического лица – на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ. См. также Законный представитель налогоплательщика.

Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

  • Уполномоченный банк
  • Управа благочиния

Смотреть что такое “Уполномоченный представитель налогоплательщика” в других словарях:

Уполномоченный представитель налогоплательщика — уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Уполномоченный представитель налогоплательщика — (англ. authorized representative of taxpayer) по законодательству РФ о налогах и сборах физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с … Энциклопедия права

Уполномоченный представитель налогоплательщика — Это понятие вводится статьей 29 НК РФ. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

Уполномоченный представитель налогоплательщика — 1. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений,… … Официальная терминология

Представитель налогоплательщика — см. Законный представитель налогоплательщика; Налогоплательщик; Уполномоченный представитель налогоплательщика … Энциклопедия права

Представитель налогоплательщика — Лицо, которое уполномочено представлять налогоплательщика, в отношениях, связанных с законодательством по налогам и сборам (например, с налоговым органом). Нормы о представительстве в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА — лицо, представляющее налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Правила о представительстве в налоговых правоотношениях (глава 4 НК) распространяются также на плательщиков сборов и налоговых агентов.… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

Представитель налогоплательщика — см. Законный представитель налогоплательщика; Налогоплательщик; Уполномоченный представитель налогоплательщика … Большой юридический словарь

Законный представитель налогоплательщика — (англ. legal representative of taxpayer) по законодательству РФ о налогах и сборах лицо, уполномоченное представлять налогоплательщика организацию на основании закона или ее учредительных документов, и лицо, выступающее в качестве … Энциклопедия права

Законный представитель налогоплательщика — (англ. legal representative of taxpayer) по законодательству РФ о налогах и сборах лицо, уполномоченное представлять налогоплательщика организацию на основании закона или ее учредительных документов, и лицо, выступающее в качестве представителя… … Большой юридический словарь

Срок доверенности истек за время сбоя при приеме отчетности: что делать налогоплательщику

В январе-феврале произошел массовый сбой при приеме отчетности, отправленной в налоговые органы через интернет. На днях ФНС России успокоило налогоплательщиков, заявив, что отправлять отчетность повторно не нужно (подробнее см. «Январский сбой при приеме отчетности: нужно ли выслать отчеты повторно?»). Однако в письме ФНС ничего не сказано о том, как решить возникшую из-за сбоя проблему с доверенностями. Речь идет о ситуации, когда срок доверенности на подписание и представление отчетности истек как раз в период задержки. Порой ИФНС отказываются принимать такую отчетность, поскольку на момент формирования квитанции о приеме доверенность недействительна. Правомерны ли такие отказы? Какие шаги стоит предпринять налогоплательщикам и их представителям? Ответы на эти вопросы и шаблон жалобы на неправомерный отказ — в нашем сегодняшнем материале.

Зачем нужна доверенность

Начнем, как говорится, «от печки» — определим, для каких целей вообще требуется доверенность в рамках сдачи отчетности. Согласно п. 5 ст. 80 НК РФ, налогоплательщик (плательщик сбора, страховых взносов, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в этой декларации (расчете). При этом если достоверность и полноту сведений подтверждает уполномоченный представитель, то в декларации (расчете) указывается наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание декларации (расчета). А копия этого документа прилагается к отчетности (подробнее см. «Налоговики напомнили, когда не примут отчетность, подписанную представителем»). Отметим, что в некоторых системах для отправки электронной отчетности сообщение о реквизитах доверенности автоматически прикрепляется к отчету. Так, при сдаче отчетности через «Контур.Экстерн» сообщение о представительстве заполняется один раз и отправляется автоматически вместе с каждой декларацией (расчетом).

Бесплатно сдать отчетность через «Контур.Экстерн»

Одновременно п. 4 ст. 80 НК РФ, регламентирующий порядок подачи декларации, содержит норму о том, что отчетность может быть представлена налогоплательщиком как лично, так и через представителя. При этом, поскольку не оговорено иное, применяются общие правила ст. 29 НК РФ, регулирующие порядок оформления полномочий представителя. Согласно п. 3 ст. 29 НК РФ, уполномоченный представитель осуществляет полномочия на основании доверенности.

Читайте также:
Администрация президента РФ: что это значит

Таким образом, в рамках сдачи отчетности доверенность может требоваться дважды. Первый раз как основание для проставления подписи (в том числе и электронной) на декларации. И второй раз для подтверждения того, что лицо полномочно передать подписанную декларацию в налоговый орган именно от лица налогоплательщика. Понятно, что оба вышеуказанных полномочия могут содержаться в одной доверенности, если декларацию подписывает и представляет одно и то же лицо. Но это могут быть и разные доверенности, если бизнес-процессы в компании устроены так, что функции по подписанию и представлению отчетности разделены.

Обмениваться с контрагентами юридически значимой «первичкой» через интернет Входящие бесплатно

Сроки действия доверенности

Теперь рассмотрим вопрос о периоде полномочий, на которые выдана доверенность. Согласно ст. 29 НК РФ, доверенности для совершения действий в рамках Налогового кодекса оформляются по правилам гражданского законодательства. А правила эти относительно сроков действия доверенности таковы.
В доверенности обязательно должна быть указана дата ее выдачи (без этого доверенность ничтожна). Срок же, на который предоставляются полномочия, в доверенности указывать не обязательно: в этом случае доверенность действует один год. Но это правило не применяется, если в доверенности прямо указан срок ее действия: такая доверенность сохраняет силу в течение указанного срока. Причем ни минимальный, ни максимальный срок доверенности никак не ограничены (ст. 186 ГК РФ).

Итак, доверенность — это срочный документ, наделяющий представителя соответствующими полномочиями только временно, на период, указанный в доверенности, а если таковой не указан, то на один год со дня выдачи. Это значит, что в этот период времени (период действия доверенности) уполномоченное лицо может совершать от имени доверителя все те действия, на которые его уполномочили. То есть применительно к рассматриваемой ситуации — удостоверять полноту и достоверность сведений, указанных в отчетности, а также подавать эту отчетность в налоговый орган. И если каждое из указанных действий совершено еще до того, как срок доверенности истек, то представитель действует в рамках своих полномочий. А значит, оснований для отказа в приеме декларации по причине ее подписания или представления неуполномоченным лицом нет.

Получать «первичку» от клиентов, вести учет и сдавать отчетность через веб‑сервис

В какой момент отчетность считается подписанной, а в какой — представленной

Как видим, принципиальным вопросом для приема или отказа в приеме декларации, подписанной и (или) представленной доверенным лицом, является момент совершения соответствующего действия. Поэтому необходимо четко определить в какой момент отчетность считается подписанной, а в какой — представленной.

Что касается даты подписания отчетности, то в НК РФ каких-либо специальных правил нет. Однако таковые имеются в официально утвержденных порядках заполнения соответствующих форм отчетности и носят универсальный характер: дата подписания отчетности проставляется в соответствующих полях самой отчетности рядом с подписью уполномоченного лица (см., например, последний абз. п. 32 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС, утв. приказом ФНС России от 29.10.14 № ММВ-7-3/558@ или п. 3.3.5 Порядка заполнения налоговой декларации по транспортному налогу, утв. приказом ФНС России от 05.12.16 № ММВ-7-21/668@).

То есть датой совершения уполномоченным лицом такого действия, как «удостоверение полноты и достоверности сведений, указанных в отчетности», является дата, указанная в самой отчетности рядом с соответствующей подписью. А значит, если на эту дату срок действия доверенности не истек, то подпись представителя на декларации правомерна и оснований для отказа в ее приеме по причине подписания неуполномоченным лицом не имеется. Даже если в налоговый орган декларация и копия соответствующей доверенности поступили уже после истечения срока, на который были предоставлены полномочия.

Аналогично обстоят дела и с полномочием на представление декларации. По правилам п. 4 ст. 80 НК РФ, декларация считается представленной в день ее подачи в ИФНС (при личном предоставлении), либо в день отправки почтового отправления с описью вложения (при представлении по почте), либо в день отправки (при представлении по ТКС и через личный кабинет). А значит, если на соответствующую дату доверенность действует, то полномочия представителя подтверждены, и оснований для отказа в приеме декларации нет.

Обжалуем отказ

Итак, в ситуации, когда на дату отправки декларации по ТКС доверенность представителя еще действовала, а на дату формирования ИФНС квитанции о приеме уже нет, законных оснований для отказа в приеме декларации не имеется. Ведь полномочия представителя подтверждены надлежащим образом. А основанием для отказа в приеме декларации является именно отсутствие документов, которые в установленном порядке подтверждают соответствующие полномочия представителя (пп. 2 п. 28 Административного регламента по приему налоговых деклараций, утв. приказом Минфина России от 02.07.12 № 99н)).

В описанном случае такие документы имеются. И на дату совершения каждого из действий, определенную по правилам, установленным налоговым законодательством, срок действия полномочий представителя еще не истек.

Так что отказ в приеме декларации в рассматриваемой ситуации является незаконным. Он нарушает не только положения Административного регламента, где приведен исчерпывающий перечень случаев, когда возможен отказ, но и п. 4 ст. 80 НК РФ, где установлен запрет на отказ в приеме декларации, если она составлена по утвержденной форме. А значит, такой отказ можно и нужно обжаловать. Сначала в вышестоящий налоговый орган (жалоба подается через ИФНС, отказавшую в приеме декларации). А если это не поможет, то в суд (ст. 137 и 138 НК РФ). Примерная форма жалобы приведена ниже.

Читайте также:
Особо охраняемые водные объекты
Примерная форма жалобы

Управления ФНС России по Хабаровскому краю
(через ИФНС России по Железнодорожному району
г. Хабаровска в порядке ст. 139 НК РФ)
от Общества с ограниченной ответственностью «Логитех» (ООО «Логитех»)
ИНН 2721304299 КПП 272401001
680031, Хабаровский край,
Хабаровск г., Дежнева пр., 81, 240

ЖАЛОБА
на незаконный отказ в приеме налоговой декларации по НДС за IV квартал 2018 года

15 января 2019 года ООО «Логитех» в ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска (далее по тексту также — Инспекция, налоговый орган) посредством телекоммуникационных каналов связи была представлена налоговая декларация по НДС за IV квартал 2018 года. Указанный документ был подписан уполномоченным представителем ООО «Логитех» Никаноровым И.Н. на основании доверенности ООО «Логитех» сроком действия до 18.01.2019. Копия декларации была передана в налоговый орган в порядке, установленном п. 5 ст. 80 Налогового кодекса РФ (далее по тексту также НК РФ, Кодекс).
04 февраля 2019 года от налогового органа поступило извещение об отказе в приме вышеуказанной налоговой декларации в связи с тем, что на дату поступления декларации в ИФНС (04.02.2019) срок действия доверенности лица, подписавшего декларацию, истек.

ООО «Логитех» полагает данный отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы по следующим причинам:
Согласно п. 5 ст. 80 НК РФ, налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в этой декларации (расчете). При этом если достоверность и полноту сведений подтверждает уполномоченный представитель, то в декларации (расчете) указывается наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание декларации (расчета). А копия этого документа прилагается к декларации.

Согласно п. 4 ст. 80 НК РФ, при предоставлении налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи декларация считается представленной в день ее отправки.

Согласно пп. 2 п. 28 Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов) (утв. Приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н; далее по тексту — Административный регламент), основанием для отказа в приеме декларации является отсутствие документов, которые в установленном порядке подтверждают соответствующие полномочия представителя.

Декларация по НДС за IV квартал 2018 года была отправлена ООО «Логитех» по телекоммуникационным каналам связи 15.01.2019, что зафиксировано в подтверждении оператора электронного документооборота. Соответственно в силу положений п. 4 ст. 80 Кодекса 15.01.2019 является днем представления данной налоговой декларации.

На указанную дату (15.01.2019) полномочия представителя, который своей подписью удостоверил полноту и достоверность данных налоговой декларации, подтверждались доверенностью от 18.01.2018, срок действия которой не истек. Копия данного документа была передана в Инспекцию в порядке, установленном п. 5 ст. 80 НК РФ.

Таким образом, на дату представления декларации по НДС за IV квартал 2018 года данная декларация была подписана уполномоченным представителем налогоплательщика-организации, полномочия которого были оформлены и подтверждены в полном соответствии с положениями ст. 29 и 80 Кодекса.
С учетом изложенного, а также руководствуясь положениями пп. 12 п. 1 ст. 21, ст. 137 и 138 Налогового кодекса РФ, п. 28 Административного регламента,

1. Признать незаконным отказ Инспекции ФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска в приеме налоговой декларации по НДС за 4 кв. 2018 года, представленной ООО «Логитех» 15.01.2019 по телекоммуникационным каналам связи.
2. О результатах рассмотрения настоящей жалобы уведомить письменно в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Генеральный директор Д.В. Пилипенко
ООО «Логитех» 07 февраля 2019 года

Приложение:
1. Копия подтверждения оператора электронного документооборота на 1 л.
2. Копия извещения об отказе в приеме налоговой декларации на 1 л.
Всего приложений на 2 л.

51. Законные и уполномоченные представители налогоплательщика. Общие положения

51. Законные и уполномоченные представители налогоплательщика. Общие положения

Законным представителем налогоплательщика или плательщика сборов – организации – признаются лица, уполномоченные представлять данную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

Действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в налоговых отношениях, признаются действиями (бездействием) этой организации.

Законным представителем налогоплательщика или плательщика сборов – физического лица – признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Представительство, как известно, является институтом гражданского права. Однако в соответствии с п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на властном подчинении одной стороны другой, в том числе налоговым отношениям, гражданское законодательство применяется в случаях, если это предусмотрено законодательством.

Читайте также:
Государственный оборонный заказ: что это значит

Норма, предусматривающая применение гражданского законодательства, регулирующего представительство в налоговых отношениях, закреплена в ст. 27 НК РФ.

В соответствии со ст. 26, 28, 29, 30 ГК РФ законными представителями являются родители, усыновители, попечители, опекуны. Родители, усыновители, а также в соответствии со ст. 31 ГК РФ опекуны и попечители выступают в защиту прав и обязанностей своих подопечных в отношениях с любыми лицами без специального полномочия.

Уполномоченным представителем налогоплательщика и плательщика сборов признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком или плательщиком сборов представлять его интересы в налоговых отношениях. В п. 2 ст. 29 НК РФ содержится запрещающая норма, согласно которой не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщиков или плательщиков сборов должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, судьи, следователи и прокуроры.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

33. Взыскание налога, сбора, пени с налогоплательщика – организации и налогоплательщика – физического лица

33. Взыскание налога, сбора, пени с налогоплательщика – организации и налогоплательщика – физического лица В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на

2.3.1. Общие положения

2.3.1. Общие положения Российское общество, выплачивающее дивиденды, является налоговым агентом, который обязан исчислить, удержать и перечислить в бюджет налог на дивиденды.Ставки налога на доходы в виде дивидендов установлены:для юридических лиц – ст. 284 НК РФ;для

3.1. Общие положения

3.1. Общие положения Порядок бухгалтерского учета операций с ценными бумагами регулируется Федеральным законом от 21.11.1996 № 129ФЗ«О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете), Положением по ведению бухгалтерского учета, Планом счетов (Инструкцией по

5.1. Общие положения

5.1. Общие положения Основными документами, регулирующими вексельное обращение в Российской Федерации, являются:– Конвенция о единообразном законе о переводном и простом векселе, заключенная в Женеве 7 июня 1930 года;– Федеральный закон от 11.03.1997 № 48ФЗ «О переводном и

5.2.1. Общие положения

5.2.1. Общие положения Бухгалтерский учет операций с векселями регулируется следующими нормативными документами:– ПБУ 15/01;– ПБУ 19/02;– письмом Минфина России от 31.10.1994 № 142 «О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при

5.2.2.1. Общие положения

5.2.2.1. Общие положения План счетов не предусматривает отдельных счетов для учета выпущенных организациями долговых обязательств. У векселедателя задолженность перед займодавцами, обеспеченная выданными векселями, учитывается на счете 66 или 67 «Расчеты по долгосрочным

6.1. Общие положения

6.1. Общие положения В соответствии с Положением о порядке заключения и исполнения сделок РЕПО с государственными ценными бумагами Российской Федерации, утвержденным Банком России 25.03.2003 № 220П, под сделкой РЕПО понимается двусторонняя сделка по продаже (покупке) ценных

7.1. Общие положения

7.1. Общие положения Нормативными документами бухгалтерского учета и налоговым законодательством предусмотрены особенности учета и налогообложения операций с ценными бумагами, номинированными в иностранной валюте.Закон о валютном регулировании подразделяет ценные

7.4.1. Общие положения

7.4.1. Общие положения Условия выпуска облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа (ОВГВЗ) утверждены постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 15.03.1993 № 222.Облигации были выданы владельцам валютных счетов во Внешэкономбанке,

1.1. Общие положения

1.1. Общие положения Для субъектов хозяйственной деятельности эффективная оптимизация налогообложения так же важна, как и производственная или маркетинговая стратегия, что обусловлено не только возможностью экономии затрат за счет платежей в бюджет, но и обеспечением

I Общие положения

I Общие положения 1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности коммерческих организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций),

I Общие положения

I Общие положения 1. Настоящее Положение (далее – Положение) устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль организаций (далее – налог на прибыль) для организаций,

I Общие положения

I Общие положения 1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о финансовых вложениях организации. Под организацией в дальнейшем понимается юридическое лицо по законодательству Российской

I Общие положения

I Общие положения 1. Настоящее Положение устанавливает правила и порядок раскрытия информации об участии в совместной деятельности в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству

I Общие положения

I Общие положения 1. Настоящее Положение устанавливает правила исправления ошибок и порядок раскрытия информации об ошибках в бухгалтерском учете и отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением

9.1 Общие положения

9.1 Общие положения Общие требования к разработке технического задания (ТЗ) на разработку стандартов различных уровней и категорий устанавливают ГОСТ Р 1.2, ГОСТ Р 1.4 и РМГ 24. Техническое задание является исходным материалом для разработки стандарта и/или проекта стандарта

Читайте также:
Страхование объекта строительства: что это значит

Статья 27. Законный представитель налогоплательщика

1. Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

2. Законными представителями налогоплательщика – физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Комментарий к ст. 27 НК РФ

1. Законные представители налогоплательщика-организации – это лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

– единоличный исполнительный орган юридического лица (генеральный директор, президент, председатель и т.п.). Он без доверенности действует от имени организации, в том числе представляет ее интересы и совершает сделки; выдает доверенности на право представительства от имени организации, в том числе доверенности с правом передоверия; осуществляет иные полномочия, не отнесенные федеральным законом или учредительными документами организации к компетенции общего собрания участников такого юридического лица.

Документами, подтверждающими полномочия единоличного исполнительного органа, могут быть протокол или решение, приказ и т.п.;

– единоличные управляющие или управляющие организации.

Так, в соответствии со статьей 42 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”, ООО вправе передать по договору полномочия своего единоличного исполнительного органа управляющему, если такая возможность прямо предусмотрена уставом общества. При этом договор с управляющим подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, утвердившим условия договора с управляющим, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества.

Полномочия законных представителей организации чаще всего подтверждаются ее учредительными документами (устав, учредительный договор, а также решение (или протокол) об избрании на должность, приказ и т.п.) либо законом. К примеру, статья 100 НК РФ предоставляет руководителю проверяемой организации полномочия для подписания акта налоговой проверки. Статья 72 ГК РФ устанавливает, что каждый участник полного товарищества вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно, либо ведение дел поручено отдельным участникам и др.

2. Законные представители налогоплательщика – физического лица – это лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации:

Законными представителями налогоплательщика – физического лица могут быть организации (лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения, образовательные учреждения и др.).

В соответствии с пунктом 4 статьи 35 ГК РФ опекунами и попечителями граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве и находящихся или помещенных в соответствующие воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения или другие аналогичные учреждения, являются эти учреждения.

Кроме того, статья 147 Семейного кодекса РФ устанавливает, что детям, находящимся на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, опекуны (попечители) не назначаются. Выполнение их обязанностей возлагается на администрации этих учреждений;

б) физические лица:

– в соответствии со статьей 61 Семейного кодекса РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права). Родительские права прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия (например, эмансипация).

Документами, подтверждающими полномочия законного представителя, в данном случае будут являться свидетельство о рождении и паспорт;

– опекун или попечитель физического лица.

Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются законодательством о браке и семье.

Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.

Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

Опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя). Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства.

Судебная практика по статье 27 НК РФ

1 СТАТЬИ 3, ПУНКТОМ 1 СТАТЬИ 27 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ ЧАСТЬЮ ПЕРВОЙ СТАТЬИ 45
ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

Читайте также:
Негосударственный Пенсионный фонд: что это значит

Учитывая установленные обстоятельства, судебные инстанции пришли к выводу о том, что земельные участки учреждения не являются изъятыми из оборота в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 27 Налогового кодекса и признаются объектом обложения земельным налогом согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса.

В силу положений пункта 1 статьи 129 Закона о банкротстве, части 2 статьи 7, части 1 статьи 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”, подпункта 5 пункта 1 статьи 23, статей 24 и 27 Налогового кодекса Российской Федерации, обязанности по ведению и сдаче бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности должника возлагаются на конкурсного управляющего.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Е.М. Криштоп оспаривает конституционность статьи 15 ГК Российской Федерации, фактически ее пункта 1, согласно которому лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере; статьи 1064 ГК Российской Федерации, фактически положений ее пункта 1, в соответствии с которыми вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред; а также пункта 1 статьи 27 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющего, что законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТАТЬЕЙ 27 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

пункта 1 статьи 27 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющего, что законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов;
подпункта 14 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающего, какие иски (заявления) налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации или арбитражные суды;

ФЕДЕРАЦИИ И ПУНКТОМ 1 СТАТЬИ 27 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил, что право хозяйственного ведения за муниципальным предприятием на объекты недвижимости, поименованные в распоряжениях Департамента по управлению муниципальным имуществом администрации было зарегистрировано в публичном реестре на основании заявлений соответствующего органа местного самоуправления – администрации, как собственника этого имущества, распорядившегося этим имуществом, и, руководствуясь положениями части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 27, 333.17, 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 14, 15, 17, 18, 19 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”, статьи 21 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”, признав, что администрация, освобожденная от уплаты государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, как орган местного самоуправления, обращаясь за совершением юридически значимого действия, действовала от своего имени и в своих интересах, как собственник имущества, удовлетворил заявленные требования.

Субъектом преступления, ответственность за которое предусмотрена статьей 198 УК РФ, может быть и иное физическое лицо, осуществляющее представительство в совершении действий, регулируемых законодательством о налогах и сборах, поскольку в соответствии со статьями 26, 27 и 29 НК РФ налогоплательщик (плательщик сборов, страховых взносов) вправе участвовать в таких отношениях через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.

Уплата страховых взносов: что это значит

НК РФ Статья 431. Порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и порядок возмещения суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

(введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

1. В течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

2. Действовал до 31 декабря 2020 года. – Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.

Читайте также:
Свободная экономическая зона: что это значит

4. Плательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений (за исключением указанных в подпункте 3 пункта 3 статьи 422 настоящего Кодекса), сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.

(в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Сумма страховых взносов, подлежащая перечислению, исчисляется в рублях и копейках.

6. Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

7. Плательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса (за исключением физических лиц, производящих выплаты, указанные в подпункте 3 пункта 3 статьи 422 настоящего Кодекса), представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организации, которым организацией открыты счета в банках и которые начисляют и производят выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

(в ред. Федеральных законов от 30.11.2016 N 401-ФЗ, от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если в представляемом плательщиком расчете сведения по каждому физическому лицу о сумме выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, базе для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины, сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных исходя из базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не превышающей предельной величины, базе для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу, сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу за расчетный (отчетный) период и (или) за каждый из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода содержат ошибки, а также если в представляемом плательщиком расчете суммы одноименных показателей по всем физическим лицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику страховых взносов и (или) в расчете указаны недостоверные персональные данные, идентифицирующие застрахованных физических лиц, такой расчет считается непредставленным, о чем плательщику не позднее дня, следующего за днем получения расчета в электронной форме (10 дней, следующих за днем получения расчета на бумажном носителе), направляется соответствующее уведомление.

(в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В пятидневный срок с даты направления в электронной форме указанного в абзаце втором настоящего пункта уведомления (десятидневный срок с даты направления такого уведомления на бумажном носителе) плательщик страховых взносов обязан представить расчет, в котором устранено указанное несоответствие. В таком случае датой представления указанного расчета считается дата представления расчета, признанного первоначально не представленным.

(в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8 – 9. Действовали до 31 декабря 2020 года. – Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Плательщики, у которых численность физических лиц, в пользу которых начислены выплаты и иные вознаграждения, за расчетный (отчетный) период превышает 10 человек, а также вновь созданные (в том числе в результате реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты, указанные в пункте 7 настоящей статьи, в налоговый орган в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи по телекоммуникационным каналам связи. Плательщики и вновь созданные организации (в том числе в результате реорганизации), у которых численность физических лиц, в пользу которых начислены выплаты и иные вознаграждения, за расчетный (отчетный) период составляет 10 человек и менее, вправе представлять расчеты, указанные в пункте 7 настоящей статьи, в электронной форме в соответствии с требованиями настоящего пункта.

(п. 10 в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений организации, которым организацией открыты счета в банках и которые начисляют и производят выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (далее в настоящей статье – обособленные подразделения), если иное не предусмотрено пунктом 14 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Сумма страховых взносов, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины базы для исчисления страховых взносов, относящейся к этому обособленному подразделению.

13. Сумма страховых взносов, которая подлежит уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой страховых взносов, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой страховых взносов, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений.

Читайте также:
Политическое общественное объединение: что это значит

14. При наличии у организации обособленных подразделений, расположенных за пределами территории Российской Федерации, уплата страховых взносов, а также представление расчетов по страховым взносам по таким обособленным подразделениям осуществляется организацией по месту своего нахождения.

15. В случае прекращения деятельности организации в связи с ее ликвидацией либо прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода плательщики, указанные в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, обязаны соответственно до составления промежуточного ликвидационного баланса либо до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя представить в налоговый орган расчет по страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно.

Разница между суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с указанным расчетом, и суммами страховых взносов, уплаченными плательщиками с начала расчетного периода, подлежит уплате в течение 15 календарных дней со дня подачи такого расчета или возврату плательщику в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.

16. Действовал до 31 декабря 2020 года. – Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ.

Фиксированные страховые взносы ИП в 2021 году

Страховые взносы для предпринимателей

Начнём с того, что же такое страховые взносы – это платежи во внебюджетные фонды страхования, которые предприниматель обязан выплачивать за себя и за своих работников.

Разница между налогами и взносами заключается в следующем: взносы начисляются в зависимости от размера заработной платы работника, а налоги считаются исходя из доходов ИП. Более того, при выплате платежей по налогам, деньги предпринимателя поступают в федеральный бюджет государства, а, при выплате страховых взносов деньги попадают во внебюджетные фонды страхования, которые обеспечивают работников, или самого ИП, пенсией и медицинским страхованием.

Физические лица со статусом ИП обязаны платить только два вида страховых взносов: по обязательному медицинскому страхованию (ОМС) и по обязательному пенсионному страхованию (ОПС).

Помимо этих двух фондов, существует ещё и фонд социального страхования (ФСС), который производит выплаты в связи с трудными жизненными ситуациями, при которых плательщик будет не способен работать определённый период времени: декрет, болезни, травмы.

ИП может производить выплаты в ФСС добровольно, для того, чтобы обеспечить себя или работников, в зависимости от того, за кого производятся выплаты, возможностью получать пособия по страховым случаям.

Перейдём к обязательным для ИП взносам.

Обязательное медицинское страхование

Предприниматели производят выплаты в фонд медицинского страхования за своих работников и за себя.

Взносы за сотрудников по ОМС в 2021 году составляют 5,1% от заработной платы до достижения уровня МРОТ и 5% от зарплаты после достижения уровня минимального размера оплаты труда.

Выплаты за себя называются фиксированными, так как их сумма не зависит от каких-либо факторов деятельности ИП.

Обязательное пенсионное страхование

ИП должен делать взносы за своих сотрудников в федеральный фонд пенсионного страхования. Эти взносы рассчитываются исходя из тарифа страховых взносов на текущий год. В 2021 году ставка по выплатам за ОМС сотрудников составляет 22% от заработной платы до величины МРОТ и 10% от выплат после минимального размера оплаты труда.

ИП также обязан платить фиксированные взносы по ОПС, как и в случае с ОМС.

Далее мы более подробно рассмотрим фиксированную часть страховых взносов для индивидуальных предпринимателей на 2021 год.

Фиксированные страховые взносы ИП в 2021 году

Какие страховые взносы должны платить ИП в 2021

Обязательными для выплаты являются фиксированные страховые взносы за себя по ОМС и ОПС. Для ОПС исключением является ситуация временной нетрудоспособности или материнства предпринимателя. При этом, ИП имеет право продолжать перечислять платежи по ОПС и в указанных случаях, чтобы получать пособия по материнству или временной нетрудоспособности.

Размер фиксированных страховых взносов ИП

Предприниматели обязаны выплачивать взносы за себя по ОМС в размере 8 426 рублей. Эта сумма не зависит от каких-либо факторов и является фиксированной.

Также фиксированным является взнос по ОПС, при том условии, что доход ИП за текущий календарный год не превышает 300 тысяч рублей. Он составит 32 448 рублей.

В случае, если доходы превысили данный лимит, предприниматель будет обязан выплатить дополнительный взнос, составляющий 1% от годовых доходов сверх 300 тысяч рублей.

Для того, чтобы рассчитать платежи по взносам, можно воспользоваться калькулятором страховых взносов на сайте ФНС.

Сроки уплаты фиксированных платежей на 2021 год

Как для ОМС, так и для фиксированной части ОПС срок единый – взносы необходимо перечислить до 10 января (в предыдущие периоды крайним сроком было 31 декабря, но в связи с объявлением этого дня выходным с 2021 года срок был перенесён).

Для дополнительного взноса по ОПС крайний срок – 1 июля следующего года.

Порядок уплаты страховых взносов ИП за себя

Кроме крайнего срока, для предпринимателей не существует каких-либо требований по периодичности уплаты взносов. Исходя из этого, ИП имеет право самостоятельно определять порядок уплаты страховых взносов в течение года.

Читайте также:
Уничтожение или повреждение лесов

Однако, рекомендуется уплачивать всю сумму страховых взносов до конца налогового периода, ведь таким образом при УСН индивидуальные предприниматели смогут получить налоговый вычет в размере платежей по страховым взносам, подробнее об этом в секции “Уменьшение налога на доход”.

Помимо этого, ФНС рекомендует начислять страховые взносы в виде авансовых платежей ежеквартально (в 2021 году):

1 квартал — 26 апреля;

2 квартал — 26 июля;

3 квартал — 25 октября;

4 квартал — 31 декабря.

Желательно производить платежи в указанные даты.

В 2021 году при перечислении взносов используются следующие КБК:

Платежи по ОПС: 182 1 02 02140 06 1110 160;

Платежи по ОМС: 182 1 02 02103 08 1013 160.

В случае, если предприниматель утрачивает свой юридический статус, необходимо выплатить все взносы за период работы в течение 15 дней после исключения его из реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

Пени и штрафы за неуплату взносов и нарушение порядка отчётности по выплатам

На просроченные платежи по страховым взносам за каждый день просрочки автоматически начисляется пеня по ставке в размере одной трёхсотой от ключевой ставки Центрального Банка.

На 2021 год, ставка рефинансирования, или ключевая ставка, ЦентроБанка составляет 5,5%. Соответственно, ставка пени составит 0,0018% от суммы задолженности ежедневно.

Предусмотрены санкции по двум типам нарушений в отношении выплат по страховым взносам:

Штраф за неуплату (статья 122 Налогового кодекса РФ): 20% от неуплаченной суммы, если деяние было совершено без умысла, и 40% от неуплаченной суммы в случае умышленной неуплаты;

Штраф за нарушение ведения бухгалтерской отчётности (статья 15.11 КоАП РФ): от 5 до 10 тысяч рублей за первое нарушение, от 10 до 20 тысяч рублей или лишение права на деятельность на срок от 1 года до 2 лет за повторное нарушение.

КБК для уплаты пени и штрафов:

Пени по ОПС: 182 1 02 02140 06 2110 160;

Штрафы по ОПС: 182 1 02 02140 06 3010 160;

Пени по ОМС: 182 1 02 02103 08 2013 160;

Штрафы по ОМС: 182 1 02 02103 08 3013 160.

Случаи освобождения ИП от фиксированных страховых взносов

ИП может получить освобождение от взносов в фонды страхования в следующих случаях:

Предприниматель находится на срочной военной службе;

ИП требуется уход за ребёнком до достижения им полутора лет.

В остальных случаях ИП обязан производить фиксированные платежи в страховые фонды, даже если:

ИП де-факто не ведёт деятельность;

Деятельность ИП не приносит доход;

ИП привлекает к работе третьих лиц;

ИП во время осуществления предпринимательской деятельности работает по трудовому договору и за него уже выплачивает взносы работодатель.

Страховые взносы при УСН и ОСН

Все страховые взносы уплачиваются вне зависимости от того, какую систему налогообложения выберет предприниматель или организация.

Однако, при УСН есть возможность сделать вычет из налоговой базы за счёт выплаты страховых взносов.

Уменьшение налога на доход

Если предприниматель или организация пользуются упрощённой системой налогообложения, то возможно использовать взносы во внебюджетные фонды (ОМС, ОПС) как фактор, снижающий налоговую нагрузку на организацию или ИП.

Организации или ИП с наёмными сотрудниками имеют право уменьшить налог УСН за счёт социальных взносов максимум на 50%. В случае, если ИП работает в одиночку, то он может уменьшить налоговую базу за счёт страховых выплат вплоть до 100%.

Патент для ИП

Индивидуальный предприниматель может воспользоваться специальной патентной системой налогообложения. Особенность этой системы заключается в том, что предприниматель заменяет ряд налоговых выплат покупкой патента на профессиональную деятельность.

При оформлении и покупке патента, ИП освобождается от нижеследующих налогов:

Налог на имущество физических лиц;

Налог на добавленную стоимость (НДС);

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

Освобождение от НДС не работает в следующих случаях:

ИП осуществляет деятельность, в отношении которой не применяется патентная система налогообложения;

Предприниматель осуществляет ввоз товаров на территории под юрисдикцией Российской Федерации;

Индивидуальный предприниматель осуществляет операции, подпадающие под действие статей 161 и 174.1 НК РФ.

Патент можно оформить тем предпринимателям, чьё количество наёмных работников не превышает в среднем 15 человек за налоговый период.

Патентная система налогообложения совмещается с двумя основными системами налогообложения: упрощённую (УСН) и основную (ОСН). Такое совмещение применяется в случаях, когда ИП требуется снизить издержки на некоторые виды своей деятельности благодаря более выгодному налоговому режиму для видов деятельности, облагаемых патентом.

Субъект патентного налоогобложения остаётся плательщиком страховых взносов. Как фиксированные, так и взносы за работников выплачиваются в полном объёме.

Узнать подробнее про патент для ИП.

Налог на профессиональный доход

Налог на профессиональный доход, или НПД – экспериментальный налоговый режим, введённый с 2019 года. По состоянию на 2021 год, НПД действует во всех регионах Российской Федерации.

При НПД субъекты малого бизнеса платят единый налог по ставке от 4% до 6%, в зависимости от того, кто приносит доход: с дохода от юридических лиц взимается 6% процентов, а с дохода от физических лиц 4% процента. Кроме того, предпринимателям больше не придётся искать каждый год новые реквизиты налоговой службы — все выплаты производятся через мобильное приложение.

Читайте также:
Факторы среды обитания: что это значит

Переход на данный режим налогообложения является сугубо добровольным и доступен для тех физических лиц, кто осуществляет свою деятельность в одиночку.

Данный налоговый режим не предусматривает уплату страховых взносов, но их можно уплачивать добровольно для формирования пенсионной базы.

Подробнее о том, как перейти на НПД.

Дата публикации: 22.07.2021

Страховые взносы: виды, ставки, сроки начисления и уплаты

Оплата труда сотрудника – это вознаграждение за его трудовую деятельность, которое исчисляется исходя из его квалификационных качеств, сложности выполняемой работы, количества отработанных часов, качества труда и других критериев. Помимо заработной платы, к таким вознаграждениям относят выплаты стимулирующего и компенсационного характера.

По законодательству Российской Федерации с таких выплат работодатель выплачивает обязательные суммы, которые идут в бюджет страны. Они называются страховыми взносами (далее – СВ).

Что такое страховые взносы?

Налоговый кодекс, а точнее его восьмая статья говорит, что это платежи, которые государство взимает с работодателей на финансовое обеспечение реализации прав застрахованных лиц на получение обеспечения по тому или иному виду обязательного социального страхования.

Виды страховых взносов: какие бывают?

Статья 8 Налогового кодекса различает такие виды взносов на обязательное страхование:

на пенсионное (ОПС);

на медицинское (ОМС);

на социальное – на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ);

на травматизм (от несчастных случаев и профзаболеваний).

СВ рассчитываются с зарплаты и иных выплат сотрудникам, к которым относятся (ст. 420 Налогового кодекса):

отпускные и компенсации за неистраченный отпуск;

материальная помощь более 4000 руб. на одного сотрудника за год.

Плательщики страховых взносов: кто они?

СВ должны уплачивать все работодатели, выплачивающие зарплату и другие выплаты работникам (п.1 ст. 419 НК РФ).

Уплату взносов производят непосредственно из денежных средств организации: данная сумма не вычитается из зарплаты сотрудника.

Плательщиками могут быть как юридические лица (организации и ИП), так и физические лица.

Важный момент: ИП уплачивают СВ не только за своих сотрудников, но и за самих себя (п.2 ст. 419 НК РФ).

Взносами облагаются выплаты сотрудникам, нанятым по трудовому договору и (или) договору гражданско-правового характера (ГПХ).

Если сотрудник нанят по договору ГПХ, то работодателю за него не нужно уплачивать СВ на ВНиМ и по травматизму. Но на ОМС и ОПС всё равно придётся платить.

Выплаты, не подлежащие обложению

Согласно 422 статье Налогового кодекса обложению взносами не подлежат:

Пособия от государства: по безработице, по временной нетрудоспособности, беременности и родам и прочие.

Компенсационные выплаты: возмещение вреда, причинённого здоровью, плата за аренду жилого помещения, возмещение затрат на питание, спонсирование повышения квалификации и т.д.

Единовременно выплачиваемая материальная помощь – из-за ЧС, стихийного бедствия, смерти члена семьи, рождения ребёнка.

Доходы (кроме з/п), полученные членами общин малочисленных коренных народов РФ.

Материальная помощь – до 4 000 руб. на сотрудника.

Возмещение трат сотрудников на погашение кредитов и займов на покупку или строительства жилья.

Прочие виды выплат компенсационного характера.

Предельная база страховых взносов

При расчёте суммы взносов значение имеют не только ставки, но и предельная величина базы по ним – то есть максимальные лимиты. Лимит базы устанавливается только по взносам на ОПС и ВНиМ. По СВ на ОМС и на травматизм – нет. В 2020 году предельные величины базы по СВ следующие:

на ОПС – 1 292 000 руб.

на ВНиМ – 912 000 руб.

Ставки страховых взносов

Доходы сотрудника В ПРЕДЕЛАХ установленной предельной величины базы

Для некоторых компаний установлены пониженные (льготные) ставки СВ. Право использовать их есть у компаний, соблюдающих условия из п. 5 ст. 427 НК РФ. Например, у ИТ-компаний, которые разрабатывают ПО для ЭВМ. Они могут использовать ставки СВ 8% – на ОПС, 4% – на ОМС, 2% – на ВНиМ.

А если выплаты сотруднику превысят предельные базы (лимиты), то СВ на ОПС и на ВНиМ с выплат этому сотруднику начислять не требуется.

Что касается СВ на травматизм, то ставки по этому виду в 2020 году остаются на прежнем уровне. Размер ставки зависит от класса профессионального риска деятельности компании. Для расчёта СВ в 2020 году организации нужно было в срок до 15 апреля 2020 года подтвердить свой основной вид деятельности – так ФСС установит ей тариф на текущий год.

Всего существует 32 тарифа, они сформированы с учётом разных сфер деятельности (ст. 1 Закона № 179-ФЗ). Минимальная ставка – 0,2%, она соответствует первому классу профриска. Максимальная ставка – 8,5%, соответствующая тридцать второму классу.

Класс профессионального риска

Порядок и сроки начисления и уплаты

СВ на ОПС, ОМС и ВНиМ уплачиваются в ИФНС по месту нахождения плательщиков, СВ на травматизм – в ФСС. Взносы в Пенсионный фонд в 2020 году не уплачиваются вовсе.

Читайте также:
Изменение существенных условий труда

Если у компании есть обособленные подразделения в других городах, то СВ уплачиваются по месту нахождения головной компании, за исключением случаев, когда «обособка» наделена специальными полномочиями.

Начисление СВ происходит ежемесячно по каждому работнику на последнее число месяца, исходя из базы для исчисления СВ. А уплачиваются они не позднее 15-го числа следующего календарного месяца. Если 15 число попадает на выходной день (сб/вс/праздник), то взносы платятся в следующий за выходным рабочий день. Например, СВ за октябрь необходимо оплатить не позднее 16 ноября.

Можно оплатить раньше, позже – нельзя. За каждый день просрочки начисляются пени.

Уплаченные СВ оформляются в виде отдельных платёжных документов.

Отчётность по страховым взносам

Итак, сдавать отчётность по страховым взносам обязан работодатель, который заключил трудовой договор и (или) договор ГПХ с физическим лицом и выплачивает ему вознаграждение. При начислении вознаграждений он обязан исчислить с них и страховые взносы, уплатить их, а затем предоставить отчётность в госорганы.

Организации отчитываются по страховым взносам в любом случае: вне зависимости от того, производились ли выплаты физлицам в отчётном периоде или нет. Если выплат не было, сдаются так называемые нулевые отчёты.

С индивидуальными предпринимателями дело другое. Если ИП не имеет сотрудников и не зарегистрирован как работодатель, то отчёты по страховым взносам он не сдаёт.

Отчётные периоды для всех видов страховых взносов одинаковые: это квартал, полугодие, девять месяцев. Расчётный период – год. По завершению каждого из указанных периодов плательщики СВ должны отчитаться о базе, размере, в котором были исчислены страховые взносы, и о том, какие выплаты не подпали под обложение взносами.

Формы отчётности в 2020-2021 годах состоят из 4-ФСС и единого расчёта по страховым взносам. 4-ФСС предназначен для расчёта базы и взносов на травматизм, он сдаётся в ФСС. В едином же расчёте рассчитываются СВ на пенсионное, медицинское страхование и на случай нетрудоспособности. Этот документ сдаётся в налоговую службу.

Сроки сдачи отчётности

Сроки сдачи 4-ФСС зависят от способа подачи – в бумажном или электронном виде. Если отчёт сдаётся на бумаге (для компаний, где среднесписочная численность (ССЧ) или число сотрудников менее 25 человек), то крайний срок – до 20-го числа месяца, следующего за отчётным периодом. Если отчёт отправляется в электронном виде (для компаний с ССЧ или числом сотрудников свыше 25 человек), то сроки увеличиваются на 5 дней.

Единый расчёт по страховым взносам работодатели сдают до 30-го числа месяца, следующего за отчётным периодом. Здесь срок сдачи не зависит от способа отправки. Однако требование к численности сотрудников также есть. Сдавать отчёт в электронном виде должны работодатели с ССЧ или числом сотрудников более 10 человек.

С сервисами для сдачи отчётности в электронном виде компании Такском вы не пропустите ни одного отчёта. Персональный календарь бухгалтера напомнит вам о сроках сдачи, а система проверки на ошибки не даст отправить неправильно заполненный отчёт. При заполнении есть система подсказок, которая поможет заполнить форму.

Такском предлагает на выбор три сервиса для электронной отчётности, в зависимости от масштабов бизнеса, его нужд и используемых учётных и информационных систем.

Так, малому и среднему бизнесу отлично подойдёт облачное решение компании Онлайн-Спринтер. Это веб-кабинет, для работы в котором нужен лишь любой ПК и доступ в интернет. Онлайн-Спринтер представляет собой дополнительную вкладку в браузере, через которую можно сдавать отчётность и переписываться с ФНС. Данные надёжно хранятся в облачном архиве.

Обновлять сервис не придётся: пользователям всегда открывается только актуальная версия ПО.

Форма 4-ФСС в Онлайн-Спринтере:

Форма единого расчёта по СВ в Онлайн-Спринтере:

Решение Доклайнер подойдёт предприятиям покрупнее и тем, кто склоняется в пользу выбора программных решений, устанавливаемых на рабочий компьютер. Хранение данных осуществляется на ПК пользователя. При этом работа в сервисе так же проста, как в Спринтере.

В Доклайнере может работать сразу несколько сотрудников одновременно, что удобно для компаний с несколькими бухгалтерами, отвечающими за разные направления отчётности. Можно настроить разные права доступа для них.

У Доклайнера предусмотрен фоновый режим обновлений, который не отвлекает пользователя ПК. Также программа автоматически умеет определять тип документа, отправителя и получателя – достаточно перенести документ из папки на компьютере в окно Доклайнера. Сервис моментально запускается даже с большой базой документов.

А тем, кто привык работать в системе 1С, Такском предлагает напрямую из неё сдавать отчётность. Решение 1С: Электронная отчётность поддерживает большинство популярных конфигураций семейства 1С. Таким образом, решение позволяет работать из привычного интерфейса всем знакомой программы, не перенося данные, и без повторного их ввода.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: