Устав муниципального образования: что это значит

Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 97-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О государственной регистрации уставов муниципальных образований

Принят Государственной Думой 8 июля 2005 года

Одобрен Советом Федерации 13 июля 2005 года

(В редакции федеральных законов от 18.10.2007 № 230-ФЗ, от 21.11.2011 № 329-ФЗ, от 28.12.2016 № 494-ФЗ, от 08.12.2020 № 411-ФЗ)

Статья 1. Государственная регистрация уставов муниципальных образований

1. Государственную регистрацию уставов муниципальных образований организует уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Государственная регистрация муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для государственной регистрации уставов муниципальных образований.

3. Государственную регистрацию уставов муниципальных образований осуществляют территориальные органы уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований (далее – регистрирующие органы).

4. Регистрирующий орган:

1) проверяет соответствие устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации на дату государственной регистрации данного устава муниципального образования; (В редакции Федерального закона от 28.12.2016 № 494-ФЗ)

2) проверяет соблюдение установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования;

21) проводит антикоррупционную экспертизу устава муниципального образования; (Пункт введен – Федеральный закон от 21.11.2011 № 329-ФЗ)

3) присваивает уставу муниципального образования государственный регистрационный номер;

4) (Пункт утратил силу – Федеральный закон от 28.12.2016 № 494-ФЗ)

5) включает сведения об уставе муниципального образования в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

Статья 2. Ведение государственного реестра уставов муниципальных образований

1. Государственный реестр уставов муниципальных образований является сводом сведений о прошедших государственную регистрацию уставах муниципальных образований и муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований.

2. Государственный реестр уставов муниципальных образований состоит из государственных реестров уставов муниципальных образований субъектов Российской Федерации.

3. В государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации включаются следующие сведения:

1) государственный регистрационный номер устава муниципального образования;

2) реквизиты устава муниципального образования (орган, принявший устав, наименование устава, номер и дата утверждения решения, которым принят устав);

3) сведения об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования.

4. Сведения о муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований включаются в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

5. Ведение государственных реестров уставов муниципальных образований субъектов Российской Федерации осуществляется регистрирующими органами.

6. Уставы муниципальных образований, муниципальные правовые акты о внесении изменений в уставы муниципальных образований, сведения, включенные в государственный реестр уставов муниципальных образований, являются открытыми и общедоступными и размещаются на портале уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований “Нормативные правовые акты в Российской Федерации” в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”. (В редакции Федерального закона от 08.12.2020 № 411-ФЗ)

7. Порядок ведения государственного реестра уставов муниципальных образований и обеспечения доступности сведений, включенных в государственный реестр уставов муниципальных образований, определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.

Статья 3. Представление устава муниципального образования для государственной регистрации

1. Устав муниципального образования направляется главой муниципального образования в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия.

2. Для государственной регистрации устава муниципального образования представляются: (В редакции Федерального закона от 28.12.2016 № 494-ФЗ)

1) устав муниципального образования, решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии устава муниципального образования в одном экземпляре, а также на электронном носителе; (В редакции федеральных законов от 28.12.2016 № 494-ФЗ, от 08.12.2020 № 411-ФЗ)

2) протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят устав муниципального образования; (В редакции Федерального закона от 28.12.2016 № 494-ФЗ)

3) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта устава муниципального образования, муниципального правового акта о порядке учета предложений по этому проекту и порядке участия граждан в его обсуждении, а также сведения о результатах публичных слушаний по проекту устава муниципального образования. (В редакции Федерального закона от 08.12.2020 № 411-ФЗ)

3. Устав муниципального образования на бумажном носителе представляется с пронумерованными и прошитыми страницами, скрепленными печатью представительного органа муниципального образования (печатью местной администрации в случае принятия устава муниципального образования на сходе граждан). (В редакции федеральных законов от 28.12.2016 № 494-ФЗ, от 08.12.2020 № 411-ФЗ)

4. Для регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования в порядке, установленном частями 1 и 3 настоящей статьи, в регистрирующий орган направляются: (В редакции Федерального закона от 28.12.2016 № 494-ФЗ)

Читайте также:
Акты гражданского состояния: что это значит

1) муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования, решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования (в случае, если изменения, вносимые в устав муниципального образования, оформлены отдельным муниципальным правовым актом) в одном экземпляре, а также на электронном носителе; (В редакции Федерального закона от 08.12.2020 № 411-ФЗ)

2) протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят указанный акт; (В редакции Федерального закона от 28.12.2016 № 494-ФЗ)

3) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования, муниципального правового акта о порядке учета предложений по этому проекту и порядке участия граждан в его обсуждении, а также сведения о результатах публичных слушаний по проекту муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования, если официальное опубликование (обнародование) указанных порядков и проведение таких слушаний предусмотрены федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 08.12.2020 № 411-ФЗ)

41. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования и документы, указанные в частях 2 и 4 настоящей статьи, могут быть представлены для государственной регистрации в электронном виде в порядке и форматах, определяемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований. (Часть введена – Федеральный закон от 08.12.2020 № 411-ФЗ)

5. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования, представленные для государственной регистрации, возвращаются главе муниципального образования в течение пяти рабочих дней со дня их поступления в регистрирующий орган с указанием причин возврата при наличии одного из следующих оснований:

1) не представлены документы, предусмотренные частью 2 или 4 настоящей статьи;

2) представленные документы не соответствуют требованиям, установленным частью 3 настоящей статьи;

3) устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования направлены в регистрирующий орган лицом, не предусмотренным частью 1 настоящей статьи;

4) порядок представления документов в электронном виде нарушен и (или) представленные документы не соответствуют форматам, определенным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований. (Пункт введен – Федеральный закон от 08.12.2020 № 411-ФЗ)

(Часть введена – Федеральный закон от 28.12.2016 № 494-ФЗ)

6. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования, представленные для государственной регистрации, могут быть отозваны главой муниципального образования до принятия регистрирующим органом решения об их государственной регистрации или об отказе в их государственной регистрации. (Часть введена – Федеральный закон от 28.12.2016 № 494-ФЗ)

Статья 4. Принятие решения о государственной регистрации устава муниципального образования

1. Решение о государственной регистрации устава муниципального образования принимается в тридцатидневный срок со дня его представления для государственной регистрации.

2. Решение о государственной регистрации устава муниципального образования принимается на основании проверки соответствия устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования, а также на основании результата антикоррупционной экспертизы устава муниципального образования. (В редакции Федерального закона от 21.11.2011 № 329-ФЗ)

3. Уставу муниципального образования присваивается государственный регистрационный номер. (В редакции федеральных законов от 28.12.2016 № 494-ФЗ, от 08.12.2020 № 411-ФЗ)

4. Датой государственной регистрации устава муниципального образования считается день внесения сведений о нем в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

5. (Часть утратила силу – Федеральный закон от 28.12.2016 № 494-ФЗ)

6. Регистрирующий орган в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о государственной регистрации устава муниципального образования направляет главе муниципального образования уведомление о включении сведений об уставе муниципального образования в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации с указанием даты государственной регистрации устава муниципального образования, даты размещения на портале уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований “Нормативные правовые акты в Российской Федерации” в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и его государственного регистрационного номера. Форма указанного уведомления и порядок его направления определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований. (В редакции Федерального закона от 08.12.2020 № 411-ФЗ)

7. В случае, если в результате проверки, указанной в части 2 настоящей статьи, сделан вывод о противоречии устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, о нарушении установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования и (или) о наличии в уставе муниципального образования коррупциогенных факторов, регистрирующий орган принимает мотивированное решение об отказе в государственной регистрации. Решение об отказе в государственной регистрации устава муниципального образования в течение трех рабочих дней со дня его принятия направляется главе муниципального образования. (В редакции федеральных законов от 21.11.2011 № 329-ФЗ, от 08.12.2020 № 411-ФЗ)

Читайте также:
Члены ассоциации: что это значит

8. Принятие регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации устава муниципального образования не является препятствием для повторного представления устава для государственной регистрации после устранения нарушений, указанных в решении.

9. Отказ в государственной регистрации или нарушение срока регистрации устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) могут быть обжалованы гражданами и органами местного самоуправления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований, а также в судебном порядке. (В редакции Федерального закона от 28.12.2016 № 494-ФЗ)

Статья 5. Предоставление сведений об официальном опубликовании (обнародовании) устава муниципального образования

Глава муниципального образования в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) обязан направить в регистрирующий орган сведения об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) для включения указанных сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

Статья 51. Выдача заверенной копии устава муниципального образования, заверенной копии муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования

В случае утраты подлинника устава муниципального образования, подлинника муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования регистрирующий орган по заявлению главы муниципального образования в течение 30 дней со дня поступления такого заявления выдает заверенную копию устава муниципального образования, заверенную копию муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования. (Статья введена – Федеральный закон от 28.12.2016 № 494-ФЗ)

Статья 6. О вступлении в силу настоящего Федерального закона и применении его отдельных положений

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2005 года.

2. При государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, принятых до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, пункт 3 части 2 и пункт 3 части 4 статьи 3 настоящего Федерального закона не применяются.

Статья 7. Государственная регистрация уставов муниципальных образований, зарегистрированных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона

Уставы муниципальных образований, прошедшие государственную регистрацию до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, направляются в регистрирующий орган для присвоения им государственного регистрационного номера, выдачи свидетельства о государственной регистрации установленного образца и включения в государственный реестр уставов муниципальных образований в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. В свидетельстве о государственной регистрации указываются орган, осуществивший государственную регистрацию данного устава, и дата его регистрации.

Статья 8. О признании утратившими силу некоторых положений Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона

Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу пункт 16 статьи 5, пункты 3 и 4 статьи 8 Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 35, ст. 3506).

Статья 9. О внесении изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”

Часть 3 статьи 83 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 40, ст. 3822; 2005, № 1, ст. 12; Российская газета, 2005, 2 июля) дополнить абзацем следующего содержания:

“Части 1 и 2, абзац первый и пункт 1 части 3, часть 4 статьи 28 и статья 44 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 сентября 2005 года.”.

О порядке приведения Устава муниципального образования в соответствии с изменениями законодательства. Разъясняет аппарат прокуратуры области.

Разъясняет старший помощник прокурора области по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления области Масалова К.А.

Устав муниципального образования, это муниципальный нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой в системе муниципальных правовых актов и определяющий основные принципы и правила организации местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании. Устав муниципального образования имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования.

Читайте также:
Декларация безопасности промышленного объекта

Все требования к содержанию устава муниципального образования в основном сводятся к обеспечению его соответствия актам большей юридической силы – Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Учитывая особое место, которое занимает устав муниципального образования в иерархии муниципальных актов, федеральный законодатель установил в части 5 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), что устав, а также муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в него принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

В соответствии с частью 4 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.

При этом, не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами.

Как следует из приведенных положений, Федеральным законом № 131-ФЗ установлены единые требования, при которых на публичные слушания не выносится проект муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования, а также не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении.

К таким требованиям относятся:

1) все изменения, вносимые в устав муниципального образования, должны быть направлены на приведение устава в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Свердловской области или законами Свердловской области;

2) изменения должны вноситься в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава Свердловской области или законов Свердловской области.

Кроме того, по смыслу указанных норм Федерального закона № 131-ФЗ положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава Свердловской области или законов Свердловской области должны быть процитированы в муниципальном правовом акте в полном объеме.

Вместе с тем формулировка «точное воспроизведение» допускает конкретизацию в муниципальном правовом акте наименования муниципального образования, субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также муниципального правового акта применительно к соответствующей территории.

Так, например, согласно части 2 статьи 9 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

В свою очередь в муниципальном правовом акте о внесении изменений в устав муниципального образования может быть установлено, что квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются решением Думы городского округа на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом Свердловской области в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

Также следует отметить, что все проекты муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, вне зависимости от необходимости проведения публичных слушаний и официального опубликования (обнародования) порядка учета предложений и порядка участия граждан, не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса об их принятии подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований».

Читайте также:
Простое складское свидетельство: что это значит

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.

Устав муниципального образования: что это значит

Данный порядок установлен 28, 35, 44 Федерального закона от 06.10.2003 №131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131 – ФЗ), государственной регистрации уставов и актов о внесении изменений – Федеральным законом от 21.07.2005 №97 – ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (далее – Федеральный закон от 21.07.2005 №97 – ФЗ).

Частью 9 статьи 44 Федерального закона №131 – ФЗ определено, что приведение устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации осуществляется в установленный этими законодательными актами срок.

В случае, если федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации указанный срок не установлен, срок приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации определяется с учетом даты вступления в силу соответствующего федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, необходимости официального опубликования (обнародования) и обсуждения на публичных слушаниях проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, учета предложений граждан по нему, периодичности заседаний представительного органа муниципального образования, сроков государственной регистрации и официального опубликования (обнародования) такого муниципального правового акта и, как правило, не должен превышать шесть месяцев.

Таким образом, в 6 – месячный срок с даты вступления в силу соответствующего федерального закона органам местного самоуправления необходимо:

1. Разработать проект решения о внесении изменений в устав, порядок учета предложений по проекту указанного правового акта, а также порядок участия граждан в его обсуждении.

2. Опубликовать (обнародовать) проект не менее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о его принятии на заседании Совета депутатов. При проведении публичных слушаний одновременно опубликовать порядок учета предложений к проекту, а также порядок участия граждан в его обсуждении (ч.4 ст. 44 Федерального закона №131 – ФЗ).

3. Провести публичные слушания.

Не требуется проведения публичных слушаний в случае, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами (ч.3 ст. 28 Федерального закона от 21.07.2005 №97 – ФЗ, ч.4 ст. 44 Федерального закона №131 – ФЗ).

4. Не позднее, чем за 2 месяца до истечения 6 – месячного срока, принять представительным органом муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования.

В соответствии с частью 13 статьи 35 Федерального закона №131 – ФЗ нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования.

5. В течение 15 дней со дня принятия главе администрации направить решение на государственную регистрацию в Главное Управление Минюста России по Новосибирской области.

Срок принятия решения о государственной регистрации устава (либо об отказе) 30 дней со дня поступления (ч.1 ст. 4 Федерального закона №131 – ФЗ).

Принятие регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации устава не является препятствием для повторного представления устава для государственной регистрации после устранения нарушений.

6. Зарегистрированное решение опубликовать (обнародовать), в течение 10 дней со дня официального опубликования устава (муниципального правового акта о внесении изменений) направить сведения об этом в регистрирующий орган (ст. 5 Федерального закона от 21.07.2005 №97 – ФЗ).

Только после официального опубликования (обнародования) зарегистрированного решения о внесении изменений в устав, он считается приведенным в соответствие с законом.

Устав муниципального образования

Устав муниципального образования является основным нормативно-учредительным актом муниципального образования, устанавливающим статус муниципального образования. Он занимает приоритетное место в системе муниципально-правовых актов, принимаемых на муниципальном уровне правового регулирования.

Устав представляет собой своеобразную мини-конституцию, действующую в пределах границ отдельного муниципального образования. Такое положение устава в системе других муниципально-правовых актов определяется рядом объективных факторов.

Устав имеет комплексный характер, поскольку, закрепляя статус муниципального образования, он дает подробную характеристику всем элементам статуса.

Читайте также:
Приватизация жилищного фонда: что это значит

В уставе закрепляются:

1) наименование муниципального образования;

2) перечень вопросов местного значения (в соответствии с видом муниципального образования);

3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения;

4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления (следует учитывать, что в соответствии со ст. 34 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наименование представительного органа, главы муниципального образования, местной администрации устанавливаются законом субъекта РФ в соответствии с историческими и иными местными традициями);

6) виды, порядок принятия, опубликования и вступления в силу муниципальных правовых актов;

7) срок полномочий представительного органа, депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий;

8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов (основанием отзыва депутата и выборного должностного лица в соответствии со ст. 24 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» могут служить только его конкретные действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке);

9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета;

10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

Устав должен содержать нормы нескольких типов:

1) нормы-дефиниции (в том числе нормы, устанавливающие символику муниципального образования);

2) нормы тематического содержания (о муниципальной службе, о формах прямого волеизъявления), на основе которых для более детального регулирования общественных отношений впоследствии создаются положения тематического содержания (предметные положения);

3) нормы статусного содержания, закрепляющие все элементы статуса органов и должностных лиц, на основе которых разрабатываются и принимаются положения статусного содержания (органические положения);

4) процессуальные (процедурные) нормы, закрепляющие порядок осуществления своих полномочий органами и должностными лицами (в том числе порядок прохождения муниципальной службы, порядок проведения форм прямого волеизъявления, порядок создания и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений и т. д.). Перечень регулируемых в уставах вопросов не является исчерпывающим. В них могут закрепляться иные положения, касающиеся вопросов местного значения, распределения функций внутри структуры местного самоуправления, порядка образования организаций общественного территориального самоуправления, порядка распределения компетенции в городе с районным делением и многие другие. К таким вопросам могут относиться, например, дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.

Предыдущим Законом «О Счетной палате Российской Федерации» устанавливалось, что устав муниципального образования может приниматься как населением непосредственно, так и представительным органом. Новый Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепил положение, согласно которому устав принимается представительным органом местного самоуправления, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек – населением непосредственно на сходе граждан. Учитывая тот факт, что в указанных небольших поселениях представительный орган не формируется, а его полномочия осуществляются на сходах граждан, можно констатировать, что законодатель предпочел убрать население из числа особых субъектов, принимающих устав муниципального образования.

Устав муниципального образования и нормативный правовой акт о внесении в него изменений и дополнений принимается большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа.

Устав муниципального образования – единственный нормативный правовой акт, который необходимо регистрировать в государственных органах юстиции. Государственная регистрация – это деятельность государственной исполнительной власти по ведению государственного учета определенных объектов, выражающаяся в фиксации юридически значимого для государства сложившегося факта или события.

Основаниями для отказа в регистрации устава и нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в устав могут быть:

1) противоречие устава или нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в устав Конституции РФ и законодательству;

2) нарушение установленного законом порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав.

Отказ в государственной регистрации устава (муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав) может быть обжалован гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.

После государственной регистрации устав муниципального образования и нормативный правовой акт о внесении в него изменений и дополнений подлежат официальному опубликованию и после этого вступают в силу.

УСТАВ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

(англ. charter of international organization) – в международном праве документ, определяющий статус международной организации, в т.ч. цели, принципы, порядок функционирования и организационные формы ее деятельности, условия членства, порядок финансирования и др. Устав международной межправительственной организации представляет собой международный договор. Как правило, устав одновременно является и учредительным актом данной организации, хотя известны случаи, когда устав разрабатывался и принимался после ее создания (напр., Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) был создан в январе 1949 г., а его Устав принят на 12-й сессии СЭВ в декабре 1959 г. Принятие Устава Организации американских государств в 1948 г. рассматривается как завершение процесса образования региональной американской организации, начавшегося в 1889 г.). Порядок вступления в силу У.м.о. предусматривается в самом уставе. Так, для вступления в силу Устава ООН была необходима его ратификация всеми постоянными членами Совета Безопасности ООН и большинством др. государств, подписавших Устав (см.: Дипломатический словарь. Т. III. -М, 1986).

Читайте также:
Арбитражный процессуальный кодекс РФ

– международное многостороннее соглашение или иной учредительный акт, определяющий характер, содержание деятельности, основные задачи и цели международной организации. В У.м.о. обычно указываются главные органы организации (в т.ч. общее собрание всех членов, исполнительный орган и секретариат) и определяется круг полномочий каждого из этих органов, а т.ж. порядок их образования и представительства в них членов организации. У.м.о. предусматривает основные принципы сотрудничества членов организации и способы решения стоящих перед ней задач. Обычно указывается т.ж. процедура разработки и принятия решений органами организации и методы их осуществления на практике. Кроме того, в У.м.о. определяется порядок приема в члены организации и выхода или исключения из числа ее членов. В ряде У.м.о. содержатся положения, устанавливающие порядок разрешения могущих возникнуть споров между членами организации, в т.ч. споров, вытекающих из толкования учредительного акта. Особое место среди всех У.м.о. занимает Устав ООН, который является не только конституционным документом крупнейшей универсальной международной организации, но и представляет собой своеобразный “кодекс поведения” государств на мировой арене, а т.ж. служит основой широкой и разветвленной системы международных двусторонних и многосторонних договоров и соглашений, в т.ч. и учредительных актов международных организаций.

УСТАВ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ — международное многостороннее соглашение или иной учредительный акт, определяющий характер, содержание деятельности, основные задачи и цели международной организации. Обычно определяет главные ее органы (общее собрание, исполнительный орган, секретариат и др.), круг полномочий каждого из них, а также порядок их образования и представительства в них членов организации. У.м.о. предусматривают основные принципы сотрудничества членов организации и способы решения стоящих перед ней задач. Как правило, указывается также процедура разработки и принятия решений и методы их осуществления. Кроме того, в этих документах определяется порядок приема в члены организации и выхода или исключения из числа ее членов. Иногда установлен порядок разрешения споров между членами организации, в т.ч. вытекающих из толкования учредительного акта.

УСТАВ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ – международное многостороннее соглашение или иной учредительный акт, определяющий характер, содержание деятельности, основные задачи и цели международной организации. Обычно определяет главные ее органы (общее собрание, исполнительный орган, секретариат и др.), круг полномочий каждого из них, а также порядок их образования и представительства в них членов организации. У.м.о. предусматривают основные принципы сотрудничества членов организации и способы решения стоящих перед ней задач. Как правило, указывается также процедура разработки и принятия решений и методы их осуществления. Кроме того, в этих документах определяется порядок приема в члены организации и выхода или исключения из числа ее членов. Иногда установлен порядок разрешения споров между членами организации, в т.ч. вытекающих из толкования учредительного акта.

Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.)

Устав
Организации Объединенных Наций
(Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.)

Мы, народы объединенных наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе, и

вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций, и

создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права, и

содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе, и

в этих целях проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи, и

объединить наши силы для поддержания международного мира и безопасности, и

обеспечить принятием принципов и установлением методов, чтобы вооруженные силы применялись не иначе, как в общих интересах, и использовать международный аппарат для содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов,

решили объединить наши усилия для достижения этих целей.

Согласно этому наши соответствующие правительства через представителей, собравшихся в городе Сан-Франциско, предъявивших свои полномочия, найденные в надлежащей форме, согласились принять настоящий Устав Организации Объединенных Наций и настоящим учреждают международную организацию под названием “Объединенные Нации”.

Поправки к ст. 23, 27 и 61 Устава приняты Генеральной Ассамблеей 17 декабря 1963 г. и вступили в силу 31 августа 1965 г. Поправка к ст. 109, принятая Генеральной Ассамблеей 20 декабря 1965 г., вступила в силу 12 июня 1968 г.

Читайте также:
Сделки с контролируемыми товарами

Поправка к ст. 23 Устава увеличивает число членов Совета Безопасности с одиннадцати до пятнадцати.

Исправленная статья 27 предусматривает, что решения Совета Безопасности по процедурным вопросам считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов (раньше – семи), а по всем другим вопросам – когда за них поданы голоса девяти членов (раньше – семи), включая совпадающие голоса пяти постоянных членов Совета Безопасности.

Поправка к ст. 61 увеличивает число членов Экономического и Социального Совета с восемнадцати до двадцати семи. Последующая поправка к этой статье, вступившая в силу 24 октября 1973 г., увеличивает число членов Совета с двадцати семи до пятидесяти четырех.

Поправка к первому пункту ст. 109 предусматривает, что время и место проведения Генеральной конференции государств-членов с целью пересмотра Устава определяются двумя третями голосов членов Генеральной Ассамблеи и голосами любых девяти (раньше – семи) членов Совета Безопасности.

Пункт 3 ст. 109, который предусматривает возможность созыва конференции по пересмотру Устава, был рассмотрен Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности на десятой очередной сессии Генеральной Ассамблеи в 1955 г. и оставлен в его первоначальной формулировке: “голосами любых семи членов Совета Безопасности”.

Процентная ставка взноса пока не определена.

19 сентября 1991 года Белоруссия информировала Организацию Объединенных Наций о том, что ее новым названием является “Беларусь”.

Египет и Сирия были первоначальными членами Организации Объединенных Наций с 24 октября 1945 года. После плебисцита 21 февраля 1958 года в результате объединения Египта и Сирии была создана Объединенная Арабская Республика, которая далее участвовала в Организации в качестве одного члена. 13 октября 1961 года Сирия возобновила свой статус независимого государства и одновременно возобновила членство в Организации Объединенных Наций. 2 сентября 1971 года Объединенная Арабская Республика стала называться Арабской Республикой Египет.

Письмом от 20 января 1965 года Индонезия объявила о своем решении выйти из Организации Объединенных Наций “на данном этапе и в данных обстоятельствах”. В телеграмме от 19 сентября 1966 года она объявила о своем решении “возобновить сотрудничество с Организацией Объединенных Наций и участие в ее деятельности в полном объеме”. 28 сентября 1966 года Генеральная Ассамблея приняла это решение к сведению, и председатель пригласил представителей Индонезии занять места в Ассамблее.

Малайская Федерация вступила в Организацию Объединенных Наций 17 сентября 1957 года. С 16 сентября 1963 года она стала называться Малайзией после присоединения к новой федерации Сингапура, Сабаха (Северного Борнео) и Саравака. Сингапур стал независимым государством 9 августа 1965 года и вступил в Организацию Объединенных Наций 21 сентября 1965 года.

Союз Советских Социалистических Республик был первоначальным членом Организации Объединенных Наций с 24 октября 1945 года. В письме от 24 декабря 1991 года Президент Российской Федерации Борис Ельцин проинформировал Генерального секретаря о том, что членство Советского Союза в Совете Безопасности и всех других органах Организации Объединенных Наций будет продолжено Российской Федерацией при поддержке 11 стран – членов Содружества Независимых Государств.

Египет и Сирия были первоначальными членами Организации Объединенных Наций с 24 октября 1945 года. После плебисцита 21 февраля 1958 года в результате объединения Египта и Сирии была создана Объединенная Арабская Республика, которая далее участвовала в Организации в качестве одного члена. 13 октября 1961 года Сирия возобновила свой статус независимого государства и одновременно возобновила членство в Организации Объединенных Наций.

Генеральная Ассамблея 8 апреля 1993 года приняла решение о приеме в Организацию Объединенных Наций государства, которое во всех отношениях должно впредь именоваться в Организации Объединенных Наций как “Бывшая югославская республика Македония” до урегулирования разногласий в связи с ее названием.

Танганьика была членом Организации Объединенных Наций с 14 декабря 1961 года, а Занзибар – с 16 декабря 1963 года. После ратификации 26 апреля 1964 года Соглашения о союзе между Танганьикой и Занзибаром Объединенная Республика Танганьики и Занзибара участвовала в работе Организации в качестве одного члена; с 1 ноября 1964 года она стала называться Объединенной Республикой Танзанией.

Йемен был принят в Организацию Объединенных Наций 30 сентября 1947 года, а Демократический Йемен 14 декабря 1967 года. 22 мая 1990 года две страны объединились в единое государство, и с того времени их представляет единое государство-член под названием “Йемен”.

Федеративная Республика Германия и Германская Демократическая Республика были приняты в Организацию Объединенных Наций 18 сентября 1973 года. В результате вступления Германской Демократической Республики в состав Федеративной Республики Германии 3 октября 1990 года два германских государства образовали единое суверенное государство.

Читайте также:
Государственный фонд занятости РФ

Чехословакия являлась первоначальным членом Организации Объединенных Наций с 24 октября 1945 года. В письме от 10 декабря 1992 года ее постоянный представитель информировал Генерального секретаря о том, что Чешская и Словацкая Федеративные Республики в качестве государств-правопреемников намерены подать заявления о вступлении в Организацию Объединенных Наций. После получения этих заявлений Совет Безопасности на своем заседании 8 января рекомендовал Генеральной Ассамблее принять Чешскую Республику и Словацкую Республику в члены Организации Объединенных Наций. Таким образом они стали государствами-членами ООН с 19 января 1993 года.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.)

Текст Устава опубликован в сборнике “Действующее международное право” т. 1

Устав вступил в силу 24 октября 1945 г.

СССР ратифицировал настоящий Устав Указом Президиума ВС СССР от 20 августа 1945 г.

По состоянию на 18 апреля 2016 г. членами ООН является 193 государства.

Первоначальные члены ООН: Аргентина, Австралия, Бельгия, Боливия, Бразилия, Белорусская Советская Социалистическая Республика, Канада, Чили, Китай, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Чехословакия, Дания, Доминиканская Республика, Эквадор, Египет, Сальвадор, Эфиопия, Франция, Греция, Гватемала, Гаити, Гондурас, Индия, Иран, Ирак, Ливан, Либерия, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Никарагуа, Норвегия, Панама, Парагвай, Перу, Филиппины, Польша, Саудовская Аравия, Южная Африка, Сирийская Арабская Республика, Турция, Украинская Советская Социалистическая Республика, Союз Советских Социалистических Республик, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки, Уругвай, Венесуэла, Югославия

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

О СОЗДАНИИ ООН – Информационно-справочные материалы

О СОЗДАНИИ ООН

Одним из основных итогов Второй мировой войны стало создание Организации Объединенных Наций (ООН) – универсальной международной организации, основными целями которой определено поддержание и укрепление мира и безопасности, развитие сотрудничества между государствами – членами. Советская дипломатия внесла весомый вклад в создание ООН на всех этапах этого процесса.

Предшествующий опыт Лиги Наций (1919-1946 гг.), оказавшейся неспособной предотвратить трагедию Второй мировой войны, говорил о необходимости учреждения качественно иной всемирной организации по недопущению и противодействию агрессии, поддержанию надежного мира и безопасности.

Основы деятельности и структура ООН разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции.

В «Атлантической хартии» США и Великобритании от 14 августа 1941 года, к которой несколько позднее присоединился и Советский Союз, был определен ряд демократических принципов будущего послевоенного устройства: непризнание территориальных изменений, не находящихся в согласии со свободно выраженным желанием заинтересованных народов; уважение прав всех народов избирать себе форму правления; восстановление суверенитета стран, лишенных этого насильственным путем; уничтожение «нацисткой тирании», разоружение государств, которые угрожают или могут угрожать агрессией; равный доступ всех стран к торговле и источникам сырья; свобода мореплавания. В то же время в хартии были обойдены вопросы военно-политического характера.

Термин «Объединенные Нации» впервые был зафиксирован в Декларации Объединенных Наций, подписанной 1 января 1942 года представителями 26-ти боровшихся со странами «оси» государств. В ней содержались принципы «Атлантической хартии» и обязательство не заключения сепаратного мира с агрессорами.

Дальнейший шаг был сделан на Московской конференции министров иностранных дел СССР, США, Великобритании и Китая в октября 1943 г. Следует отметить, что идею образования новой организации поддерживали все, но имелись разногласия по вопросам ее структуры, задач, полномочий, прав и др. Но и в США, и в Великобритании были склонны к зауженному подходу к ее компетенции. Так, У.Черчилль выступал за воссоздание системы Лиги Наций, президент Ф.Рузвельт разделял идею создания региональных организаций. На Конференции в Москве советская делегация выдвинула предложение об учреждении всеобщей международной организации. Для предварительной совместной проработки вопросов предлагалось образовать в одной из столиц (Вашингтоне, Лондоне или Москве) комиссию в составе представителей трех государств.

В подписанной по итогам встречи 30 октября «Декларации четырех государств по вопросу о всеобщей безопасности» союзники впервые заявили о признании необходимости «учреждения всеобщей международной организации для поддержания мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства – большие и малые». Тем самым был впервые зафиксирован широкий международный формат будущей организации по поддержанию мира и безопасности.

Важной стороной московской встречи было то, что она фактически стала прологом и подготовительным этапом конференции руководителей СССР, США и Великобритании в Тегеране.

Читайте также:
Незаконное владение: что это такое, описание и особенности

На Тегеранской конференции 28 ноября – 1 декабря 1943 года, хотя и не было принято какого-либо специального решения о создании по окончании войны международной организации, однако общие идеи сотрудничества и единства действий СССР, США и Великобритании нашли свое отражение в принятой по итогам работы Декларации трех союзных держав. «Мы уверены, – указывалось в ней, – что существующее между нами согласие обеспечит прочный мир. Мы полностью сознаем ответственность, лежащую на нас и на всех Объединенных Нациях, за осуществление такого мира, который получит одобрение подавляющего большинства народов земного шара и который устранит бедствия и ужасы войны на многие поколения».

Первый проект Устава ООН был разработан на созванной по предложению СССР конференции в Думбартон-Оксе (США) 21 сентября –

7 октября 1944 года. На этом форуме представители СССР, США, Великобритании и Китая договорились о целях, структуре и функциях всемирной организации. Советская делегация последовательно и решительно выступала за то, чтобы деятельность этой организации с самого начала зиждилась на демократических началах. Несмотря на общий позитивный итог – разработку документа «Предложения относительно создания Всеобщей международной организации безопасности», ставшего в дальнейшем основой Устава ООН, конференция завершилась, не решив наиболее трудных вопросов – как совместить универсальность международной организации с особой ролью и ответственностью великих держав, как воплотить в жизнь миротворческие функции организации, не ущемив принципа государственного суверенитета, как обеспечить баланс в голосовании между многочисленными доминионами Великобритании и зависимыми от США еще более многочисленными латиноамериканскими странами, с одной стороны, и Советским Союзом – с другой.

«Зависшие» вопросы – о первоначальных членах организации и о порядке голосования в Совете Безопасности – были в основном согласованы на Крымской (Ялтинской) конференции руководителей великих держав, состоявшейся 4-11 февраля 1945 г. По вопросу о первоначальных членах организации безопасности было решено, что на учредительную конференцию в Сан-Франциско будут приглашены те государства, которые подписали в январе 1942 г. Вашингтонскую Декларацию Объединенных Наций или объявили к 1 марта 1945 г. войну общему врагу. Также было решено, что США и Великобритания поддержат на учредительной конференции ООН заявление Советского правительства о том, что Украинская и Белорусская Советские Социалистические республики станут государствами – учредителями создаваемой организации.

По вопросу о порядке голосования была достигнута компромиссная формула, предусматривавшая, что Совет Безопасности принимает любое непроцедурное решение голосами семи членов Совета (из одиннадцати предусмотренных проектом Устава), включая голоса пяти его постоянных членов (инициатором так называемого права вето, проистекавшего из требования единогласия пяти великих держав, были США, предложившие эту формулу еще в Думбартон-Оксе). Однако стороны согласились, что члены Совета Безопасности, участвующие в споре или конфликте, который рассматривается Советом, в голосовании не участвуют.

Несмотря на наличие серьезных разногласий между участниками конференции по ряду важных вопросов, союзным державам все же удалось выработать документ большого значения – «Предложения относительно создания всеобщей международной организации безопасности», содержавший основные положения ее Устава. Были согласованы вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, развитию экономических отношений, сотрудничества в социальной, технической и других областях межгосударственных отношений. Эта была одна из самых результативных дипломатических встреч периода Второй мировой войны. На конференции главы трех государств договорились о созыве в апреле 1945 г. в Сан-Франциско конференции Объединенных Наций, чтобы окончательно подготовить Устав организации соответственно положениям, выработанным во время переговоров в Думбартон-Оксе.

25 апреля – 26 июня 1945 г. состоялась учредительная конференция Объединенных Наций в Сан-Франциско. В ней участвовали 50 государств. От Советского Союза прибыли три делегации: от СССР, БССР и УССР. Вопрос об отдельном включении двух советских республик в первичные члены ООН с учетом их роли в разгроме фашизма был окончательно решен в Сан-Франциско. Следует при этом отметить, что вопрос о членстве в ООН союзных республик периодически поднимался и в последующем вплоть до распада СССР. Так, многие западные страны не признавали законным вхождение прибалтийских республик в состав СССР и потому считали, что Эстония, Латвия и Литва должны быть представлены в ООН самостоятельно.

Первоначально членами ООН стало 51 государство вместе с присоединившейся позднее Польшей. «Польский вопрос» искусственно выделялся западными государствами, которые препятствовали вступлению новой послевоенной Польши в организацию. Однако твердая позиция Москвы в данном вопросе привела к положительным результатам, и поляки (после создания коалиционного правительства) смогли подписать Устав ООН в качестве страны-учредителя.

Важное место в работе конференции занимало обсуждение замечаний и поправок к предложениям об Уставе будущей организации, подготовленным в Думбартон-Оксе. Советская делегация стремилась обеспечить закрепление в Уставе демократических начал структуры и деятельности ООН. И она добилась многого. По настоянию СССР в преамбуле Устава, в которой провозглашается основная цель ООН, было записано, что организация безопасности создается с тем, чтобы обеспечить человечеству мир и «избавить грядущие поколения от бедствий войны». На основе советских поправок в главу о целях и принципах ООН были включены важные новые положения о том, чтобы мирное разрешение международных споров проводилось «в согласии с принципами справедливости и международного права»; чтобы дружественные отношения между нациями развивались «на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов»; чтобы международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера осуществлялось «и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии…».

Читайте также:
Обязательная дактилоскопическая регистрация: что это значит

Острая борьба развернулась на конференции по вопросам, относящимся к полномочиям и функциям Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности. Советская делегация столкнулась с серьезными попытками делегаций США и Великобритании уйти от соблюдения соответствующих договоренностей, достигнутых в Думбартон-Оксе. Американская и английская делегации выступали за предоставление Генассамблее права обсуждать все вопросы международных отношений без всякого ограничения.

В итоге обмена мнениями между посольством США в Москве и НКИД СССР и деятельности специальной группы, созданной для выработки взаимоприемлемой формулировки, было составлено положение о том, что Генеральная Ассамблея «уполномочивается обсуждать любые вопросы или дела в пределах настоящего Устава или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов, предусмотренных настоящим Уставом…».

Вопрос об особом месте Совета Безопасности в системе главных органов ООН не вызвал трудностей. В соответствии с предложениями, сделанными в Думбартон-Оксе, участники конференции решили, что именно этот орган будет нести главную ответственность за поддержание международного мира и выступать от имени всех членов ООН.

Сложности возникли при обсуждении порядка голосования в Совете Безопасности. Ялтинская формула, определявшая этот порядок, подверглась попыткам ревизии со стороны делегаций Австралии, Канады, Новой Зеландии, а также ряда латиноамериканских стран. В резкие споры по поводу толкования ялтинской формулы активно включились делегации США и Великобритании, выступления которых ясно показывали их намерения добиться отхода от существа договоренностей, чтобы максимально ограничить применение принципа единогласия постоянных членов Совета и использовать механическое большинство голосов, которым они рассчитывали располагать в Совете.

Благодаря последовательной и твердой позиции, занятой советской стороной, существо ялтинской формулы было сохранено. В совместном заявлении о порядке голосования в Совете Безопасности, которое сделали 7 июня 1945 г. делегации держав-инициаторов конференции, подчеркивалось, что четыре приглашающих правительства (СССР, США, Великобритания и Китай) согласны с ялтинской формулой и представляют ее этой конференции как необходимую для того, чтобы была создана международная организация. В итоге в Уставе ООН было записано, что решения Совета Безопасности по всем вопросам, кроме процедурных, считаются принятыми, «когда за них поданы голоса семи членов Совета, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета…».

25 июня 1945 г. пленарное заседание конференции в Сан-Франциско единогласно приняло Устав ООН, статут Международного суда и Соглашение о Подготовительной комиссии, которая учреждалась с целью организации работы основных органов ООН на начальном этапе. 26 июня был подписан Устав ООН и состоялось заключительное заседание конференции. От имени СССР Устав подписал А.А.Громыко, в то время посол в США, благодаря личному участию и настойчивости которого в итоговых документах, связанных с созданием ООН, были зафиксированы позиции в значительной мере отвечающие интересам нашей страны.

К 24 октября 1945 года на хранение поступили ратификационные грамоты 29-ти, то есть, большинства государств, подписавших Устав, включая пять великих держав. Таким образом, требования пункта 3 его статьи 110 были выполнены и Устав с этой даты вступил в силу.

Так была создана эта уникальная организация, ныне объединяющая 191 государство мира. Ее деятельность через специализированные органы, комитеты и подкомитеты охватывает все сферы международной, политической, экономической, социальной, культурной, гуманитарной жизни планеты.

За прошедшие шесть с половиной десятилетий ООН внесла весомый вклад в обеспечение стабильности и безопасности в мире, экономическое и социальное развитие народов, защиту прав и свобод личности, превратилась в уникальную площадку для прямого и открытого диалога по важнейшим вопросам международной жизни. Базовые принципы и задачи, провозглашенные при создании ООН в 1945 году, остаются актуальными и востребованными и в наши дни, а реализуемые под ее эгидой программы работают в интересах и на благо всего мирового сообщества.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: