Устав о дисциплине работников морского транспорта

Постановление Правительства РФ от 23.05.2000 N 395 “Об утверждении Устава о дисциплине работников морского транспорта”

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 23 мая 2000 г. N 395

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УСТАВА

О ДИСЦИПЛИНЕ РАБОТНИКОВ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА

В соответствии со статьей 57 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить и ввести в действие с 1 сентября 2000 г. прилагаемый Устав о дисциплине работников морского транспорта.

от 23 мая 2000 г. N 395

О ДИСЦИПЛИНЕ РАБОТНИКОВ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА

I. Общие положения

1. Настоящий Устав, разработанный на основании Кодекса законов о труде Российской Федерации и в соответствии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, другими законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяет особые условия соблюдения дисциплины работниками морского транспорта, непосредственно обеспечивающими безопасность мореплавания, сохранность имущества на море, предотвращение ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, защиту и сохранение окружающей среды.

2. Действие настоящего Устава распространяется на членов экипажей морских судов всех типов независимо от формы собственности, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации и занятых в торговом мореплавании, за исключением членов экипажей судов рыбопромыслового флота, а также на других работников морского транспорта, включенных в перечень, утверждаемый Министерством транспорта Российской Федерации с учетом мнения соответствующих профессиональных союзов.

3. Дисциплина работников морского транспорта состоит в соблюдении ими правил и норм, установленных международными договорами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, применяемыми на морском транспорте, выполнении распоряжений руководителей, отданных в пределах их компетенции, а также обязанностей, установленных настоящим Уставом, Уставом службы на морских судах и трудовым договором (контрактом).

II. Основные обязанности работников морского транспорта

4. Работник морского транспорта обязан:

а) соблюдать трудовую и производственную дисциплину, настоящий Устав, Устав службы на морских судах и выполнять обязанности, предусмотренные трудовым договором (контрактом);

б) содействовать обеспечению безопасности плавания судов, защиты и сохранения окружающей среды, поддержанию порядка на судах, предотвращению причинения вреда судам, находящимся на них людям и грузам, а также обеспечению безопасности и сохранности технических средств, оборудования и другого имущества морского транспорта;

в) знать и неуклонно соблюдать установленные технологические регламенты и процессы выполнения работ, должностные и производственные инструкции, а также нормы и правила по охране труда, безопасному ведению работ, технической эксплуатации и ремонту оборудования, производственной санитарии и гигиене труда, пожарной безопасности, защите и сохранению окружающей среды и иные относящиеся к его трудовой деятельности нормы, правила и инструкции;

г) проходить соответствующую подготовку, переподготовку и проверку знаний относящихся к его трудовой деятельности правил, норм и инструкций;

д) соблюдать установленный порядок хранения служебных документов, проявлять бдительность, строго хранить государственную, служебную и коммерческую тайну, не разглашать сведения конфиденциального характера;

е) не оставлять самовольно свое рабочее место;

ж) проявлять заботу и внимание к пассажирам морского транспорта, обеспечивать высокое качество их обслуживания;

з) содействовать соблюдению трудовой дисциплины в экипаже судна, коллективе организации морского транспорта;

и) знать настоящий Устав и точно выполнять его требования;

к) выполнять иные требования, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Работодатель обязан:

а) обеспечивать подбор, подготовку и переподготовку, а также соответствующую квалификацию работников морского транспорта, создание для них необходимых социально – бытовых условий на производстве, а также надлежащего режима труда и отдыха;

б) организовывать трудовую деятельность работников морского транспорта в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по безопасности мореплавания, защите и сохранению окружающей среды, охране труда и иными актами, регламентирующими выполнение работ;

в) осуществлять контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам несения службы на судах, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта оборудования, устройств и механизмов, транспортных средств и береговых объектов морского транспорта, защиты и сохранения окружающей среды, охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, пожарной безопасности и иных относящихся к трудовой деятельности работников морского транспорта правил и норм;

г) проводить расследование аварий, аварийных происшествий и несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и принимать меры к устранению причин их возникновения;

д) обеспечивать надлежащую трудовую и производственную дисциплину;

е) поощрять инициативу и творческую активность работников морского транспорта;

ж) осуществлять иные полномочия и нести ответственность согласно законодательству Российской Федерации.

6. Указание работникам морского транспорта о выполнении ими работ должен давать непосредственный руководитель.

В случае получения указания от вышестоящего руководителя работник морского транспорта обязан выполнить его и известить об этом непосредственного руководителя, за исключением указания, которое противоречит действующим нормам, правилам и инструкциям по безопасности мореплавания, охране труда, пожарной безопасности, защите и сохранению окружающей среды. В этом случае работник не обязан выполнять такое указание и его отказ не влечет применения мер дисциплинарного характера.

7. Работники морского транспорта, для которых установлено ношение форменной одежды и знаков различия, при исполнении трудовых обязанностей должны быть одеты по форме, если для них не установлена специальная производственная одежда.

8. Поощрение применяется к работникам морского транспорта за добросовестное выполнение трудовых обязанностей, повышение производительности труда, разумную инициативу и творческую активность, рационализаторскую и изобретательскую деятельность, продолжительную и безупречную работу, выполнение отдельных поручений и другие достижения в работе.

Поощрение применяется руководителем совместно или по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом при наличии такого органа в организации.

9. К работникам морского транспорта применяются следующие виды поощрения:

а) объявление благодарности (в устной или письменной форме);

б) выдача премии;

в) награждение ценным подарком;

г) награждение почетной грамотой;

д) занесение в Книгу почета, на Доску почета;

е) присвоение звания лучшего работника по профессии;

ж) награждение Почетной грамотой Министерства транспорта Российской Федерации;

з) награждение знаками “Почетному работнику морского флота”, “Почетному полярнику”.

Допускается соединение нескольких видов поощрения, а также другие виды поощрения, предусмотренные в соответствующей организации морского транспорта.

Читайте также:
Следы крови: что это такое, описание и особенности

За особые трудовые заслуги работники морского транспорта представляются в установленном порядке к награждению государственными наградами Российской Федерации и присвоению почетных званий.

10. Поощрение работников морского транспорта осуществляется в следующем порядке:

а) право объявлять благодарность в приказе по судну имеет капитан судна;

б) право объявлять благодарность в приказе, выдавать премию и награждать ценным подарком имеет руководитель, обладающий правом приема на работу данного работника;

в) присвоение звания лучшего работника по профессии производится в установленном порядке;

г) право награждать почетной грамотой, заносить в Книгу почета и на Доску почета имеет руководитель, обладающий правом приема на работу данного работника, совместно с соответствующим выборным профсоюзным органом при наличии такого органа в организации;

д) право награждать Почетной грамотой Министерства транспорта Российской Федерации, а также знаками “Почетному работнику морского флота” и “Почетному полярнику” имеет Министр транспорта Российской Федерации.

Руководитель может применять другие виды поощрения, предусмотренные в соответствующей организации морского транспорта.

11. Виды поощрения, предусмотренные настоящим Уставом, могут в случае отсутствия соответствующих руководителей применяться должностными лицами, официально исполняющими их обязанности.

Если к работнику морского транспорта необходимо применить поощрение, выходящее за пределы прав, предоставленных данному руководителю настоящим Уставом и законодательством Российской Федерации о труде, то он ходатайствует об этом перед вышестоящим руководителем.

Вышестоящий руководитель пользуется принадлежащим нижестоящему руководителю правом поощрения работников морского транспорта в полном объеме.

12. Поощрение, кроме устной благодарности, объявляется в приказе и заносится в трудовую книжку работника морского транспорта.

IV. Дисциплинарные взыскания

13. Дисциплинарным проступком признается нарушение работником морского транспорта трудовой дисциплины на борту судна, в служебных помещениях и на территории организаций морского транспорта. За совершение дисциплинарного проступка к работнику могут быть применены следующие виды дисциплинарного взыскания:

в) строгий выговор;

г) предупреждение о неполном служебном соответствии;

14. Применение дисциплинарного взыскания не освобождает работника, совершившего проступок, от иной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

15. За каждый дисциплинарный проступок на работника морского транспорта может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

16. Предупреждение о неполном служебном соответствии применяется в случаях:

а) систематического невыполнения служебных обязанностей и распоряжений руководителя;

б) неоднократного совершения дисциплинарных проступков;

в) нарушений законов и иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности мореплавания, сохранности имущества на море, предотвращения возникновения ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, защиты и сохранения морской среды.

17. Любое дисциплинарное взыскание объявляется в приказе, с которым работник морского транспорта, подвергнутый дисциплинарному взысканию, должен быть ознакомлен под расписку в 3-дневный срок.

18. Руководители применяют дисциплинарные взыскания, предусмотренные настоящим Уставом и законодательством Российской Федерации о труде, в соответствии с предоставленными им правами в следующем порядке:

а) капитан самоходного судна с экипажем численностью не менее 10 человек вправе налагать на членов экипажа судна дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора и строгого выговора.

Начальник землечерпательного каравана и начальник экспедиции по морскому перегону судов наделяются правом налагать дисциплинарные взыскания на всех членов экипажей судов, входящих в землечерпательный караван или экспедицию по морскому перегону судов;

б) руководитель, обладающий правом приема работника морского транспорта на работу, может налагать на него все виды дисциплинарного взыскания;

в) руководитель может налагать взыскания в виде замечания, выговора и строгого выговора и на тех подчиненных ему работников морского транспорта, которые назначаются на должность вышестоящим руководителем, если такое право предоставлено ему в установленном порядке, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

19. Правами по применению дисциплинарных взысканий, принадлежащими тем или иным руководителям, обладают все вышестоящие по отношению к ним руководители, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

20. Если с учетом тяжести дисциплинарного проступка необходимо применить дисциплинарное взыскание, превышающее объем прав, предоставленных руководителю, то он ходатайствует об этом перед вышестоящим руководителем.

21. В отсутствие соответствующих руководителей дисциплинарные взыскания налагаются должностными лицами, официально выполняющими их обязанности.

22. Руководитель обязан до применения дисциплинарного взыскания к работнику морского транспорта лично всесторонне и объективно разобраться в причинах и мотивах дисциплинарного проступка и затребовать от работника, совершившего дисциплинарный проступок, письменное объяснение.

Отказ от дачи письменного объяснения не освобождает виновного работника от привлечения к дисциплинарной ответственности.

23. Дисциплинарное взыскание налагается не позднее 1 месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания в отпуске или времени использования суммированных дней отдыха.

Во всех случаях дисциплинарное взыскание не может налагаться позднее 6 месяцев (для членов экипажей судов дальнего плавания – 1 года) со дня совершения проступка. В этот срок не включается время производства по уголовному делу.

24. Дисциплинарное взыскание должно соответствовать степени вины работника морского транспорта и тяжести совершенного дисциплинарного проступка. При определении вида дисциплинарного взыскания учитывается характер дисциплинарного проступка, причиненный им вред, обстоятельства и мотивы его совершения, а также предшествующее поведение работника и его отношение к труду.

25. Дисциплинарные взыскания, предусмотренные настоящим Уставом, могут быть обжалованы в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации о труде.

Судебная практика и законодательство — Постановление Правительства РФ от 23.05.2000 N 395 “Об утверждении Устава о дисциплине работников морского транспорта”

Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 22, ст. 2311.

Устав о дисциплине работников морского транспорта; правила внутреннего трудового распорядка порта;

правила пешеходного движения на территории порта, знаки безопасности и предупреждающие надписи.

1.4. Слесарь обязан:

при необходимости выполнения работ, связанных с перемещением грузов (деталей, оборудования и т.п.) грузоподъемными кранами, иметь квалификацию стропальщика и сигнальщика;

Устав о дисциплине работников морского транспорта; правила внутреннего трудового распорядка порта;

правила движения пешеходов по территории порта, знаки безопасности и предупреждающие надписи.

1.4. Электромонтер обязан:

для самостоятельной работы по техническому обслуживанию и ремонту электрооборудования машин внутрипортового транспорта иметь квалификационную группу по технике безопасности (электробезопасности) не ниже III;

Читайте также:
Страховое обеспечение: что это такое, описание и особенности

Устав о дисциплине работников морского транспорта; правила внутреннего трудового распорядка порта;

правила пешеходного движения по территории порта, знаки безопасности и предупреждающие надписи.

1.4. Электромонтер обязан:

перед допуском к работе пройти по месту работы стажировку не менее двух недель под руководством опытного электромонтера и контролем группового (сменного) электромеханика;

Устав о дисциплине работников морского транспорта; правила внутреннего трудового распорядка порта;

правила пешеходного движения на территории порта, знаки безопасности и предупреждающие надписи.

1.4. Слесарь обязан:

при необходимости выполнения работ, связанных с перемещением грузов (деталей, оборудования и т.п.) грузоподъемными кранами, иметь квалификацию стропальщика и сигнальщика;

Устав о дисциплине работников морского транспорта; правила внутреннего трудового распорядка порта;

правила пешеходного движения на территории порта, знаки безопасности и предупреждающие надписи.

1.4. Слесарь обязан:

при необходимости выполнения работ, связанных с перемещением грузов (деталей, оборудования и т.п.) грузоподъемными кранами, иметь удостоверение на право управления краном и квалификацию стропальщика и сигнальщика;

Статья 31 КВВТ РФ. Права и обязанности капитана судна по поддержанию порядка на судне (действующая редакция)

1. Распоряжения капитана судна в пределах его полномочий должны исполняться всеми находящимися на судне лицами.

2. Капитан судна по согласованию с судовладельцем имеет право применять к членам экипажа судна поощрения и налагать на членов экипажа судна дисциплинарные взыскания, отстранять любого члена экипажа судна от исполнения своих служебных обязанностей в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Капитан судна вправе изолировать лицо, действия которого не содержат признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, но создают угрозу безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества.

4. В случае обнаружения на судне, находящемся в плавании, признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, капитан судна обязан задержать лицо, подозреваемое в совершении такого преступления, до передачи его компетентным органам в ближайшем порту или ближайшем населенном пункте.

5. В случае обнаружения на судне во время пребывания его в порту признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, капитан судна обязан незамедлительно информировать об этом компетентные органы.

6. Утратил силу. – Федеральный закон от 03.07.2016 N 367-ФЗ.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 31 КВВТ РФ

1. Комментируемая статья определяет особенности правового положения капитана судна по поддержанию порядка на судне.

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи распоряжения капитана судна в пределах его полномочий, выданные как в письменной, так и устной форме, должны исполняться всеми находящимися на судне лицами.

Также в соответствии с п. 44 Устава службы на судах Минречфлота РСФСР капитан судна:

– участвует в подборе и расстановке членов экипажа, принимает меры к закреплению кадров на судне;

– в случае неисполнения кем-либо из лиц, находящихся на судне, распоряжений капитана он принимает в отношении этих лиц необходимые меры в пределах предоставленных ему прав.

Согласно ст. 11.17 КоАП невыполнение лицами, находящимися на судне внутреннего водного транспорта, законных распоряжений капитана судна влечет наложение административного штрафа в размере от 2 тыс. рублей до 5 тыс. рублей.

Более подробно порядок наложения дисциплинарных взысканий на членов экипажа регулируется п. 2 комментируемой статьи.

2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи капитан судна правомочен:

– применять к членам экипажа судна поощрения;

– налагать на членов экипажа судна дисциплинарные взыскания;

– отстранять любого члена экипажа судна от исполнения своих служебных обязанностей в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Реализация указанного правомочия должна в обязательном порядке согласовываться с судовладельцем. Закон не устанавливает форму такого согласования. По нашему мнению, достаточно устного согласования.

Отметим, что до недавнего времени действовал Устав о дисциплине работников речного транспорта, утв. Постановлением Совмина СССР от 26 августа 1985 г. N 812 . Среди обязанностей работников внутреннего водного транспорта особо выделялись обязанности по обеспечению соблюдения установленных правил и норм по безопасности судоходства, технической эксплуатации флота, оборудования и механизмов, охране труда, технике безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и охране окружающей среды; сочетанию требовательности работников речного транспорта к подчиненным с заботой о них.

Утратил силу на территории РФ в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 26 октября 2018 г. N 1275.

Была попытка разработать Устав о дисциплине работников внутреннего водного транспорта в форме федерального закона. Законопроект прошел первое чтение, но в процессе его подготовки к процедуре второго чтения разработчики пришли к выводу о необходимости отзыва законопроекта. К работе был привлечен ряд экспертов, включая представителей профсоюзов работников морского и речного транспорта, а также судовладельцев. В ходе этой работы был выявлен ряд неустранимых противоречий положений законопроектов положениям ТК. К примеру, увольнение за повторное совершение дисциплинарного проступка во всех отраслях народного хозяйства осуществлялось в рамках порядка, установленного ст. 192, 193 ТК, при этом для увольнения работника по общему правилу наступление каких-либо негативных последствий не является обязательным. Положение о том, что работник на год переводится на другую работу без согласия, противоречило ч. 1 и 2 ст. 37, ст. 55 Конституции. В результате проработки всех вопросов Правительство направило в Государственную Думу письмо о том, что законопроект необходимо снять с дальнейшего рассмотрения как утративший актуальность .

См.: законопроект N 52141-5 “Устав о дисциплине работников внутреннего водного транспорта” // Система обеспечения законодательной деятельности: [сайт]. URL: http://sozd.duma.gov.ru/bill/52141-5 (дата обращения: 1 марта 2019 г.).

Таким образом, в настоящее время вопросы поощрения и дисциплинарного взыскания членов экипажа регламентируются только нормами ТК.

Согласно ст. 191 ТК работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Читайте также:
Словесный портрет: что это такое, описание и особенности

В то же время в соответствии со ст. 192 ТК за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

– увольнение по соответствующим основаниям.

Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Дисциплинарное взыскание производится капитаном только при издании приказа по судну и согласовании этого с судовладельцем.

3. Пункт 3 комментируемой статьи закрепляет правомочие капитана судна изолировать лицо, которое непосредственно создает угрозу безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества.

Аналогичное правило закрепляется и в ст. 67 КТМ РФ, посвященной поддержанию порядка на судне.

Действия такого лица не должны содержать признаки преступления, предусмотренного уголовным законодательством. Тогда применяется другой порядок. Согласно п. 4 и 5 комментируемой статьи в случае обнаружения на судне, находящемся в плавании, признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством, капитан судна обязан задержать лицо, подозреваемое в совершении такого преступления, до передачи его компетентным органам в ближайшем порту или ближайшем населенном пункте. В случае обнаружения на судне во время пребывания его в порту признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством, капитан судна обязан незамедлительно информировать об этом компетентные органы.

Таким образом, комментируемый Кодекс ограничивает права капитана судна только организацией непосредственно задержания и информированием компетентных органов. В то же время ст. 69 КТМ закрепляет, что капитан судна, находящегося в плавании, возбуждает уголовное дело публичного обвинения и осуществляет неотложные следственные действия в соответствии с УПК.

При этом ст. 40 УПК РФ установлено, что возбуждение уголовного дела публичного обвинения и выполнение неотложных следственных действий возложено на капитанов как морских, так и речных судов, находящихся в дальнем плавании, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах.

Специалистами неоднократно обращалось внимание, что необходимо внести изменения в УПК РФ и отнести к органам дознания капитанов всех судов независимо от района плавания, с которыми затруднено либо невозможно сообщение и, соответственно, затруднено либо невозможно участие в расследовании правоохранительных органов и лиц, на которых может быть возложено дознание на судне. Также следует устранить разночтения в нормативных актах, регламентирующих производство дознания капитаном или должностным лицом командного состава судна, в КТМ, КВВТ и Уставе службы на судах рыбопромыслового флота РФ, утв. Приказом Роскомрыболовства от 30 августа 1995 г. N 140, приведя к единому содержанию. Функции, детально регламентирующие действия капитана или должностного лица командного состава судна, проводящего дознание на судне, следует определить в новой Инструкции о выполнении функций органов дознания на судах, находящихся в плавании .

См.: Александров М.С. Дознание на судах, находящихся в плавании // Российский судья. 2010. N 6. С. 31 – 35.

При совершении каким-либо лицом на судне административного правонарушения капитан имеет право составить протокол об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 28.3 КоАП капитаны судов внутреннего плавания уполномочены составлять протоколы о следующих административных правонарушениях:

– выбрасывание мусора или иных предметов за борт судна внутреннего водного транспорта;

– невыполнение лицами, находящимися на судне внутреннего водного транспорта, законных распоряжений капитана судна.

Устав о дисциплине работников морского транспорта

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 23 мая 2000 года N 395

Об утверждении Устава о дисциплине работников морского транспорта

____________________________________________________________________
Утратило силу с 7 ноября 2018 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2018 года N 1275
____________________________________________________________________

В соответствии со статьей 57 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации Правительство Российской Федерации

Утвердить и ввести в действие с 1 сентября 2000 года прилагаемый Устав о дисциплине работников морского транспорта.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 мая 2000 года
N 395

УСТАВ
о дисциплине работников морского транспорта

I. Общие положения

1. Настоящий Устав, разработанный на основании Кодекса законов о труде Российской Федерации и в соответствии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, другими законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяет особые условия соблюдения дисциплины работниками морского транспорта, непосредственно обеспечивающими безопасность мореплавания, сохранность имущества на море, предотвращение ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, защиту и сохранение окружающей среды.

2. Действие настоящего Устава распространяется на членов экипажей морских судов всех типов независимо от формы собственности, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации и занятых в торговом мореплавании, за исключением членов экипажей судов рыбопромыслового флота, а также на других работников морского транспорта, включенных в перечень, утверждаемый Министерством транспорта Российской Федерации с учетом мнения соответствующих профессиональных союзов.

3. Дисциплина работников морского транспорта состоит в соблюдении ими правил и норм, установленных международными договорами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, применяемыми на морском транспорте, выполнении распоряжений руководителей, отданных в пределах их компетенции, а также обязанностей, установленных настоящим Уставом, Уставом службы на морских судах и трудовым договором (контрактом).

II. Основные обязанности работников морского транспорта

4. Работник морского транспорта обязан:

а) соблюдать трудовую и производственную дисциплину, настоящий Устав, Устав службы на морских судах и выполнять обязанности, предусмотренные трудовым договором (контрактом);

б) содействовать обеспечению безопасности плавания судов, защиты и сохранения окружающей среды, поддержанию порядка на судах, предотвращению причинения вреда судам, находящимся на них людям и грузам, а также обеспечению безопасности и сохранности технических средств, оборудования и другого имущества морского транспорта;

в) знать и неуклонно соблюдать установленные технологические регламенты и процессы выполнения работ, должностные и производственные инструкции, а также нормы и правила по охране труда, безопасному ведению работ, технической эксплуатации и ремонту оборудования, производственной санитарии и гигиене труда, пожарной безопасности, защите и сохранению окружающей среды и иные относящиеся к его трудовой деятельности нормы, правила и инструкции;

Читайте также:
Смежные права: что это такое, описание и особенности

г) проходить соответствующую подготовку, переподготовку и проверку знаний, относящихся к его трудовой деятельности правил, норм и инструкций;

д) соблюдать установленный порядок хранения служебных документов, проявлять бдительность, строго хранить государственную, служебную и коммерческую тайну, не разглашать сведения конфиденциального характера;

е) не оставлять самовольно свое рабочее место;

ж) проявлять заботу и внимание к пассажирам морского транспорта, обеспечивать высокое качество их обслуживания;

з) содействовать соблюдению трудовой дисциплины в экипаже судна, коллективе организации морского транспорта;

и) знать настоящий Устав и точно выполнять его требования;

к) выполнять иные требования, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Работодатель обязан:

а) обеспечивать подбор, подготовку и переподготовку, а также соответствующую квалификацию работников морского транспорта, создание для них необходимых социально-бытовых условий на производстве, а также надлежащего режима труда и отдыха;

б) организовывать трудовую деятельность работников морского транспорта в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по безопасности мореплавания, защите и сохранению окружающей среды, охране труда и иными актами, регламентирующими выполнение работ;

в) осуществлять контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам несения службы на судах, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта оборудования, устройств и механизмов, транспортных средств и береговых объектов морского транспорта, защиты и сохранения окружающей среды, охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, пожарной безопасности и иных относящихся к трудовой деятельности работников морского транспорта правил и норм;

г) проводить расследование аварий, аварийных происшествий и несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и принимать меры к устранению причин их возникновения;

д) обеспечивать надлежащую трудовую и производственную дисциплину;

е) поощрять инициативу и творческую активность работников морского транспорта;

ж) осуществлять иные полномочия и нести ответственность согласно законодательству Российской Федерации.

6. Указание работникам морского транспорта о выполнении ими работ должен давать непосредственный руководитель.

В случае получения указания от вышестоящего руководителя работник морского транспорта обязан выполнить его и известить об этом непосредственного руководителя, за исключением указания, которое противоречит действующим нормам, правилам и инструкциям по безопасности мореплавания, охране труда, пожарной безопасности, защите и сохранению окружающей среды. В этом случае работник не обязан выполнять такое указание и его отказ не влечет применения мер дисциплинарного характера.

7. Работники морского транспорта, для которых установлено ношение форменной одежды и знаков различия, при исполнении трудовых обязанностей должны быть одеты по форме, если для них не установлена специальная производственная одежда.

III. Поощрение

8. Поощрение применяется к работникам морского транспорта за добросовестное выполнение трудовых обязанностей, повышение производительности труда, разумную инициативу и творческую активность, рационализаторскую и изобретательскую деятельность, продолжительную и безупречную работу, выполнение отдельных поручений и другие достижения в работе.

Поощрение применяется руководителем совместно или по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом при наличии такого органа в организации.

9. К работникам морского транспорта применяются следующие виды поощрения:

а) объявление благодарности (в устной или письменной форме);

б) выдача премии;

в) награждение ценным подарком;

г) награждение Почетной грамотой;

д) занесение в Книгу почета, на Доску почета;

е) присвоение звания лучшего работника по профессии;

ж) награждение Почетной грамотой Министерства транспорта Российской Федерации;

з) награждение знаками “Почетному работнику морского флота”, “Почетному полярнику”.

Допускается соединение нескольких видов поощрения, а также другие виды поощрения, предусмотренные в соответствующей организации морского транспорта.

За особые трудовые заслуги работники морского транспорта представляются в установленном порядке к награждению государственными наградами Российской Федерации и присвоению почетных званий.

10. Поощрение работников морского транспорта осуществляется в следующем порядке:

а) право объявлять благодарность в приказе по судну имеет капитан судна;

б) право объявлять благодарность в приказе, выдавать премию и награждать ценным подарком имеет руководитель, обладающий правом приема на работу данного работника;

в) присвоение звания лучшего работника по профессии производится в установленном порядке;

г) право награждать Почетной грамотой, заносить в Книгу почета и на Доску почета имеет руководитель, обладающий правом приема на работу данного работника, совместно с соответствующим выборным профсоюзным органом при наличии такого органа в организации;

д) право награждать Почетной грамотой Министерства транспорта Российской Федерации, а также знаками “Почетному работнику морского флота” и “Почетному полярнику” имеет министр транспорта Российской Федерации.

Руководитель может применять другие виды поощрения, предусмотренные в соответствующей организации морского транспорта.

11. Виды поощрения, предусмотренные настоящим Уставом, могут в случае отсутствия соответствующих руководителей применяться должностными лицами, официально исполняющими их обязанности.

Если к работнику морского транспорта необходимо применить поощрение, выходящее за пределы прав, предоставленных данному руководителю настоящим Уставом и законодательством Российской Федерации о труде, то он ходатайствует об этом перед вышестоящим руководителем.

Вышестоящий руководитель пользуется принадлежащим нижестоящему руководителю правом поощрения работников морского транспорта в полном объеме.

12. Поощрение, кроме устной благодарности, объявляется в приказе и заносится в трудовую книжку работника морского транспорта.

IV. Дисциплинарные взыскания

13. Дисциплинарным проступком признается нарушение работником морского транспорта трудовой дисциплины на борту судна, в служебных помещениях и на территории организаций морского транспорта. За совершение дисциплинарного проступка к работнику могут быть применены следующие виды дисциплинарного взыскания:

в) строгий выговор;

г) предупреждение о неполном служебном соответствии;

14. Применение дисциплинарного взыскания не освобождает работника, совершившего проступок, от иной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

15. За каждый дисциплинарный проступок на работника морского транспорта может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

16. Предупреждение о неполном служебном соответствии применяется в случаях:

а) систематического невыполнения служебных обязанностей и распоряжений руководителя;

б) неоднократного совершения дисциплинарных проступков;

в) нарушений законов и иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности мореплавания, сохранности имущества на море, предотвращения возникновения ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, защиты и сохранения морской среды.

Читайте также:
Шаг аукциона: что это такое, описание и особенности

17. Любое дисциплинарное взыскание объявляется в приказе, с которым работник морского транспорта, подвергнутый дисциплинарному взысканию, должен быть ознакомлен под расписку в 3-дневный срок.

18. Руководители применяют дисциплинарные взыскания, предусмотренные настоящим Уставом и законодательством Российской Федерации о труде, в соответствии с предоставленными им правами в следующем порядке:

а) капитан самоходного судна с экипажем численностью не менее 10 человек вправе налагать на членов экипажа судна дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора и строгого выговора.

Начальник землечерпательного каравана и начальник экспедиции по морскому перегону судов наделяются правом налагать дисциплинарные взыскания на всех членов экипажей судов, входящих в землечерпательный караван или экспедицию по морскому перегону судов;

б) руководитель, обладающий правом приема работника морского транспорта на работу, может налагать на него все виды дисциплинарного взыскания;

в) руководитель может налагать взыскания в виде замечания, выговора и строгого выговора и на тех подчиненных ему работников морского транспорта, которые назначаются на должность вышестоящим руководителем, если такое право предоставлено ему в установленном порядке, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

19. Правами по применению дисциплинарных взысканий, принадлежащими тем или иным руководителям, обладают все вышестоящие по отношению к ним руководители, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

20. Если с учетом тяжести дисциплинарного проступка необходимо применить дисциплинарное взыскание, превышающее объем прав, предоставленных руководителю, то он ходатайствует об этом перед вышестоящим руководителем.

21. В отсутствие соответствующих руководителей дисциплинарные взыскания налагаются должностными лицами, официально выполняющими их обязанности.

22. Руководитель обязан до применения дисциплинарного взыскания к работнику морского транспорта лично всесторонне и объективно разобраться в причинах и мотивах дисциплинарного проступка и затребовать от работника, совершившего дисциплинарный проступок, письменное объяснение.

Отказ от дачи письменного объяснения не освобождает виновного работника от привлечения к дисциплинарной ответственности.

23. Дисциплинарное взыскание налагается не позднее 1 месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания в отпуске или времени использования суммированных дней отдыха.

Во всех случаях дисциплинарное взыскание не может налагаться позднее 6 месяцев (для членов экипажей судов дальнего плавания – 1 года) со дня совершения проступка. В этот срок не включается время производства по уголовному делу.

24. Дисциплинарное взыскание должно соответствовать степени вины работника морского транспорта и тяжести совершенного дисциплинарного проступка. При определении вида дисциплинарного взыскания учитывается характер дисциплинарного проступка, причиненный им вред, обстоятельства и мотивы его совершения, а также предшествующее поведение работника и его отношение к труду.

25. Дисциплинарные взыскания, предусмотренные настоящим Уставом, могут быть обжалованы в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации о труде.

Текст документа сверен по:
“Собрание законодательства
Российской Федерации”,
N 22, 29.05.2000

Постановление Правительства РФ от 23.05.2000 N 395

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 23 мая 2000 г. N 395

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УСТАВА

О ДИСЦИПЛИНЕ РАБОТНИКОВ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА

В соответствии со статьей 57 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить и ввести в действие с 1 сентября 2000 г. прилагаемый Устав о дисциплине работников морского транспорта.

от 23 мая 2000 г. N 395

О ДИСЦИПЛИНЕ РАБОТНИКОВ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА

I. Общие положения

1. Настоящий Устав, разработанный на основании Кодекса законов о труде Российской Федерации и в соответствии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, другими законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяет особые условия соблюдения дисциплины работниками морского транспорта, непосредственно обеспечивающими безопасность мореплавания, сохранность имущества на море, предотвращение ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, защиту и сохранение окружающей среды.

2. Действие настоящего Устава распространяется на членов экипажей морских судов всех типов независимо от формы собственности, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации и занятых в торговом мореплавании, за исключением членов экипажей судов рыбопромыслового флота, а также на других работников морского транспорта, включенных в перечень, утверждаемый Министерством транспорта Российской Федерации с учетом мнения соответствующих профессиональных союзов.

3. Дисциплина работников морского транспорта состоит в соблюдении ими правил и норм, установленных международными договорами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, применяемыми на морском транспорте, выполнении распоряжений руководителей, отданных в пределах их компетенции, а также обязанностей, установленных настоящим Уставом, Уставом службы на морских судах и трудовым договором (контрактом).

II. Основные обязанности работников морского транспорта

4. Работник морского транспорта обязан:

а) соблюдать трудовую и производственную дисциплину, настоящий Устав, Устав службы на морских судах и выполнять обязанности, предусмотренные трудовым договором (контрактом);

б) содействовать обеспечению безопасности плавания судов, защиты и сохранения окружающей среды, поддержанию порядка на судах, предотвращению причинения вреда судам, находящимся на них людям и грузам, а также обеспечению безопасности и сохранности технических средств, оборудования и другого имущества морского транспорта;

в) знать и неуклонно соблюдать установленные технологические регламенты и процессы выполнения работ, должностные и производственные инструкции, а также нормы и правила по охране труда, безопасному ведению работ, технической эксплуатации и ремонту оборудования, производственной санитарии и гигиене труда, пожарной безопасности, защите и сохранению окружающей среды и иные относящиеся к его трудовой деятельности нормы, правила и инструкции;

г) проходить соответствующую подготовку, переподготовку и проверку знаний относящихся к его трудовой деятельности правил, норм и инструкций;

д) соблюдать установленный порядок хранения служебных документов, проявлять бдительность, строго хранить государственную, служебную и коммерческую тайну, не разглашать сведения конфиденциального характера;

е) не оставлять самовольно свое рабочее место;

ж) проявлять заботу и внимание к пассажирам морского транспорта, обеспечивать высокое качество их обслуживания;

з) содействовать соблюдению трудовой дисциплины в экипаже судна, коллективе организации морского транспорта;

и) знать настоящий Устав и точно выполнять его требования;

к) выполнять иные требования, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Читайте также:
Постановление палаты федерального собрания РФ

5. Работодатель обязан:

а) обеспечивать подбор, подготовку и переподготовку, а также соответствующую квалификацию работников морского транспорта, создание для них необходимых социально – бытовых условий на производстве, а также надлежащего режима труда и отдыха;

б) организовывать трудовую деятельность работников морского транспорта в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по безопасности мореплавания, защите и сохранению окружающей среды, охране труда и иными актами, регламентирующими выполнение работ;

в) осуществлять контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам несения службы на судах, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта оборудования, устройств и механизмов, транспортных средств и береговых объектов морского транспорта, защиты и сохранения окружающей среды, охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, пожарной безопасности и иных относящихся к трудовой деятельности работников морского транспорта правил и норм;

г) проводить расследование аварий, аварийных происшествий и несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и принимать меры к устранению причин их возникновения;

д) обеспечивать надлежащую трудовую и производственную дисциплину;

е) поощрять инициативу и творческую активность работников морского транспорта;

ж) осуществлять иные полномочия и нести ответственность согласно законодательству Российской Федерации.

6. Указание работникам морского транспорта о выполнении ими работ должен давать непосредственный руководитель.

В случае получения указания от вышестоящего руководителя работник морского транспорта обязан выполнить его и известить об этом непосредственного руководителя, за исключением указания, которое противоречит действующим нормам, правилам и инструкциям по безопасности мореплавания, охране труда, пожарной безопасности, защите и сохранению окружающей среды. В этом случае работник не обязан выполнять такое указание и его отказ не влечет применения мер дисциплинарного характера.

7. Работники морского транспорта, для которых установлено ношение форменной одежды и знаков различия, при исполнении трудовых обязанностей должны быть одеты по форме, если для них не установлена специальная производственная одежда.

8. Поощрение применяется к работникам морского транспорта за добросовестное выполнение трудовых обязанностей, повышение производительности труда, разумную инициативу и творческую активность, рационализаторскую и изобретательскую деятельность, продолжительную и безупречную работу, выполнение отдельных поручений и другие достижения в работе.

Поощрение применяется руководителем совместно или по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом при наличии такого органа в организации.

9. К работникам морского транспорта применяются следующие виды поощрения:

а) объявление благодарности (в устной или письменной форме);

б) выдача премии;

в) награждение ценным подарком;

г) награждение почетной грамотой;

д) занесение в Книгу почета, на Доску почета;

е) присвоение звания лучшего работника по профессии;

ж) награждение Почетной грамотой Министерства транспорта Российской Федерации;

з) награждение знаками “Почетному работнику морского флота”, “Почетному полярнику”.

Допускается соединение нескольких видов поощрения, а также другие виды поощрения, предусмотренные в соответствующей организации морского транспорта.

За особые трудовые заслуги работники морского транспорта представляются в установленном порядке к награждению государственными наградами Российской Федерации и присвоению почетных званий.

10. Поощрение работников морского транспорта осуществляется в следующем порядке:

а) право объявлять благодарность в приказе по судну имеет капитан судна;

б) право объявлять благодарность в приказе, выдавать премию и награждать ценным подарком имеет руководитель, обладающий правом приема на работу данного работника;

в) присвоение звания лучшего работника по профессии производится в установленном порядке;

г) право награждать почетной грамотой, заносить в Книгу почета и на Доску почета имеет руководитель, обладающий правом приема на работу данного работника, совместно с соответствующим выборным профсоюзным органом при наличии такого органа в организации;

д) право награждать Почетной грамотой Министерства транспорта Российской Федерации, а также знаками “Почетному работнику морского флота” и “Почетному полярнику” имеет Министр транспорта Российской Федерации.

Руководитель может применять другие виды поощрения, предусмотренные в соответствующей организации морского транспорта.

11. Виды поощрения, предусмотренные настоящим Уставом, могут в случае отсутствия соответствующих руководителей применяться должностными лицами, официально исполняющими их обязанности.

Если к работнику морского транспорта необходимо применить поощрение, выходящее за пределы прав, предоставленных данному руководителю настоящим Уставом и законодательством Российской Федерации о труде, то он ходатайствует об этом перед вышестоящим руководителем.

Вышестоящий руководитель пользуется принадлежащим нижестоящему руководителю правом поощрения работников морского транспорта в полном объеме.

12. Поощрение, кроме устной благодарности, объявляется в приказе и заносится в трудовую книжку работника морского транспорта.

IV. Дисциплинарные взыскания

13. Дисциплинарным проступком признается нарушение работником морского транспорта трудовой дисциплины на борту судна, в служебных помещениях и на территории организаций морского транспорта. За совершение дисциплинарного проступка к работнику могут быть применены следующие виды дисциплинарного взыскания:

в) строгий выговор;

г) предупреждение о неполном служебном соответствии;

14. Применение дисциплинарного взыскания не освобождает работника, совершившего проступок, от иной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

15. За каждый дисциплинарный проступок на работника морского транспорта может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

16. Предупреждение о неполном служебном соответствии применяется в случаях:

а) систематического невыполнения служебных обязанностей и распоряжений руководителя;

б) неоднократного совершения дисциплинарных проступков;

в) нарушений законов и иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности мореплавания, сохранности имущества на море, предотвращения возникновения ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, защиты и сохранения морской среды.

17. Любое дисциплинарное взыскание объявляется в приказе, с которым работник морского транспорта, подвергнутый дисциплинарному взысканию, должен быть ознакомлен под расписку в 3-дневный срок.

18. Руководители применяют дисциплинарные взыскания, предусмотренные настоящим Уставом и законодательством Российской Федерации о труде, в соответствии с предоставленными им правами в следующем порядке:

а) капитан самоходного судна с экипажем численностью не менее 10 человек вправе налагать на членов экипажа судна дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора и строгого выговора.

Начальник землечерпательного каравана и начальник экспедиции по морскому перегону судов наделяются правом налагать дисциплинарные взыскания на всех членов экипажей судов, входящих в землечерпательный караван или экспедицию по морскому перегону судов;

Читайте также:
Имеет ли право собственник выписать прописанных жильцов?

б) руководитель, обладающий правом приема работника морского транспорта на работу, может налагать на него все виды дисциплинарного взыскания;

в) руководитель может налагать взыскания в виде замечания, выговора и строгого выговора и на тех подчиненных ему работников морского транспорта, которые назначаются на должность вышестоящим руководителем, если такое право предоставлено ему в установленном порядке, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

19. Правами по применению дисциплинарных взысканий, принадлежащими тем или иным руководителям, обладают все вышестоящие по отношению к ним руководители, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

20. Если с учетом тяжести дисциплинарного проступка необходимо применить дисциплинарное взыскание, превышающее объем прав, предоставленных руководителю, то он ходатайствует об этом перед вышестоящим руководителем.

21. В отсутствие соответствующих руководителей дисциплинарные взыскания налагаются должностными лицами, официально выполняющими их обязанности.

22. Руководитель обязан до применения дисциплинарного взыскания к работнику морского транспорта лично всесторонне и объективно разобраться в причинах и мотивах дисциплинарного проступка и затребовать от работника, совершившего дисциплинарный проступок, письменное объяснение.

Отказ от дачи письменного объяснения не освобождает виновного работника от привлечения к дисциплинарной ответственности.

23. Дисциплинарное взыскание налагается не позднее 1 месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания в отпуске или времени использования суммированных дней отдыха.

Во всех случаях дисциплинарное взыскание не может налагаться позднее 6 месяцев (для членов экипажей судов дальнего плавания – 1 года) со дня совершения проступка. В этот срок не включается время производства по уголовному делу.

24. Дисциплинарное взыскание должно соответствовать степени вины работника морского транспорта и тяжести совершенного дисциплинарного проступка. При определении вида дисциплинарного взыскания учитывается характер дисциплинарного проступка, причиненный им вред, обстоятельства и мотивы его совершения, а также предшествующее поведение работника и его отношение к труду.

25. Дисциплинарные взыскания, предусмотренные настоящим Уставом, могут быть обжалованы в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации о труде.

ДИСЦИПЛИНА НА СУДНЕ.

5.15.1. Каково назначение Дисциплинарного устава?

Дисциплинарный устав и взаимоотношение на судне.

Для безопасной и эффективной эксплуатации судна необходимо отдавать и выполнять приказы. Исполнительскую дисциплину невозможно ввести приказным порядком, однако она обычно появляется в том случае, когда получателю приказа становится ясной разумная природа приказа. Если смысл приказа не совсем ясен, то можно попросить разъяснение его смысла и необходимости исполнения. В то же время, сознательные или повторяющиеся отказы выполнять нормальные приказания или иные виды антиобщественного поведения должны наказываться.

Дисциплинарная практика на судах Российской Федерации определяется следующими документами:

1. Устав службы на судах Министерства Морского Флота Союза ССР, 1976;

2. Устав о дисциплине работников морского транспорта, 2000;

3. Трудовой Кодекс РФ;

4. “Руководства” по СУБ, приказы, распоряжения, стандарты, циркуляры и циркулярные письма, в том числе – вводящие в действие международные, национальные, ведомственные нормативные акты и документы.

Дисциплина на морском транспорте состоит в строгом соблюдении всеми работниками порядка и правил, установленных действующим законодательством, нормативными актами и организационно – распорядительными документами, относящимися к их деятельности, а также в точном и своевременном исполнении приказов и распоряжений руководителей, добросовестном исполнении своих обязанностей, сознательном и творческом отношении к своей работе, производительном использовании рабочего времени.

Специфика работы на морских судах такова, что жесткое и неуклонное соблюдение установленной дисциплины АБСОЛЮТНО НЕОБХОДИМО для обеспечения безопасной и эффективной деятельности судна, для обеспечения личной безопасности персонала.

Поощрения. К работникам Компаний могут применяться следующие поощрения:

1. Объявление благодарности;

2. Выдача денежной премии;

3. Награждение ценным подарком;

4. Награждение Почетной грамотой;

5. Занесение на Доску Почета или в Книгу Почета Компании;

6. Награждение высшей наградой Компании;

7. Преимущественное предоставление социальных льгот, выделяемых за счет Компании;

8. Повышение должностного оклада;

9. Перевод на более высокую должность (при наличии соответствующей ситуации);

10. Присвоение звания “Лучший по профессии”;

11. Представление о поощрениях вышестоящей организацией (Министерством транспорта РФ и др.);

12. Представление о награждении знаком “Почетному работнику морского флота”;

13. Представление к государственной награде;

14. Другие виды поощрений в рамках действующего законодательства, средств и возможностей Компании.

Допускается соединение нескольких поощрений, когда это целесообразно.

Поощрения применяются в следующем порядке:

1 Каждый руководитель имеет право объявить благодарность подчиненным ему работникам;

2 Объявление благодарности в приказе, а также выдача премий и награждение ценным подарком, равно как и другие меры поощрения, перечисленные выше в п. 4 – 9, могут производиться руководителем Компании, имеющим право приема на работу и распоряжения средствами, предназначенными на эти цели, по представлению соответствующих прямых и непосредственных руководителей;

3 Меры поощрения, перечисленные выше в п. 10 -13, могут производиться Президентом Компании по представлению соответствующих прямых и непосредственных руководителей.

Капитан судна Компании (с экипажем численностью не менее 10 человек) имеет право:

1. Объявлять членам экипажа благодарность в приказе;

2. Поощрять (при наличии средств, выделенных на эти цели) денежными премиями;

3. Принимать решение (совместно с профсоюзным комитетом судна) о занесении отличившихся членов экипажа на Доску Почета или в Книгу Почета судна;

4. Оформлять должным образом аттестацию специалиста и рекомендацию о его назначении на более высокую должность;

5. Представлять членов экипажа на поощрение администрацией Компании.

Поощрения, предусмотренные “Уставом о дисциплине работников морского транспорта”, могут в случае отсутствия соответствующих руководителей применяться должностными лицами, исполняющими их обязанности.

Если к работнику необходимо применить поощрение, выходящее за пределы прав, предоставленных данному руководителю, то он ходатайствует об этом перед вышестоящим руководителем.

Поощрение, кроме устной благодарности, объявляется в приказе и заносится в трудовую книжку работника.

Дисциплинарные взыскания. Дисциплинарным проступком признается нарушение работником морского транспорта трудовой дисциплины на борту судна, в служебных помещениях и на территории организаций морского транспорта.

Читайте также:
Становой (пристав): что это такое, описание и особенности

За совершение дисциплинарного проступка к работнику могут быть применены следующие виды дисциплинарного взыскания:

1. Замечание; 2. Выговор; 3. Строгий выговор;

4. Предупреждение о неполном служебном соответствии;

2 Применение дисциплинарного взыскания не освобождает работника, совершившего проступок, от иной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

За каждый дисциплинарный проступок на работника морского транспорта может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

Предупреждение о неполном служебном соответствии применяется в случаях:

Систематического невыполнения служебных обязанностей и распоряжений руководителя;
Неоднократного совершения дисциплинарных проступков;
Нарушений законов и иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности мореплавания, сохранности имущества на море, предотвращения возникновения ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, защиты и сохранения морской среды.

Любое дисциплинарное взыскание объявляется в приказе, с которым работник морского транспорта, подвергнутый дисциплинарному взысканию, должен быть ознакомлен под расписку в 3-дневный срок.

Руководители применяют дисциплинарные взыскания, предусмотренные “Уставом о дисциплине работников морского транспорта” и законодательством Российской Федерации о труде, в соответствии с предоставленными им правами в следующем порядке:

Руководитель, обладающий правом приема работника морского транспорта на работу, может налагать на него все виды дисциплинарного взыскания;
Руководитель может налагать взыскания в виде замечания, выговора и строгого выговора и на тех подчиненных ему работников морского транспорта, которые назначаются на должность вышестоящим руководителем, если такое право предоставлено ему в установленном порядке, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
Правами по применению дисциплинарных взысканий, принадлежащими тем или иным руководителям, обладают все вышестоящие по отношению к ним руководители, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Капитан самоходного судна с экипажем численностью не менее 10 человек вправе налагать на членов экипажа судна дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора и строгого выговора.

Если с учетом тяжести дисциплинарного проступка необходимо применить дисциплинарное взыскание, превышающее объем прав, предоставленных руководителю, то он ходатайствует об этом перед вышестоящим руководителем.

В отсутствие соответствующих руководителей дисциплинарные взыскания налагаются должностными лицами, официально выполняющими их обязанности.

Руководитель обязан до применения дисциплинарного взыскания к работнику морского транспорта лично, всесторонне и объективно разобраться в причинах и мотивах дисциплинарного проступка и, затребовать от работника, совершившего дисциплинарный проступок, письменное объяснение.

Отказ от дачи письменного объяснения не освобождает виновного работника от привлечения к дисциплинарной ответственности.

В случае отказа работника от дачи объяснения и об отказе от ознакомления с приказом, составляется акт, прикладываются докладные и объяснительные записки лиц, имевших отношение к данному случаю.

Дисциплинарное взыскание налагается не позднее 1 месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания в отпуске или времени использования суммированных дней отдыха.

Во всех случаях дисциплинарное взыскание не может налагаться позднее 6 месяцев (для членов экипажей судов дальнего плавания – 1 года) со дня совершения проступка. В этот срок не включается время производства по уголовному делу.

Дисциплинарное взыскание должно соответствовать степени вины, работника морского транспорта, и тяжести совершенного дисциплинарного проступка. При определении вида дисциплинарного взыскания учитывается характер дисциплинарного проступка, причиненный им вред, обстоятельства и мотивы его совершения, а также предшествующее поведение работника и его отношение к труду.

Появление на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения является основанием для увольнения, независимо от того, когда это имело место – в начале, середине или конце рабочего дня.

О совершении на судне указанного правонарушения составляется акт медицинского освидетельствования с применением имеющихся на судне специальных приборов, а в случае отсутствия приборов составляется акт. В нем указывается: дата и место его совершения; должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего акт; сведения о личности нарушителя; место, время совершения и существо правонарушения; фамилия, имя, отчество свидетелей; объяснение нарушителя; иные сведения (например – неуверенная походка, запах спиртного, несвязная речь и т. д.).

В случае отказа нарушителя подписать акт об этом делается запись в акте и судовом журнале, а акт подписывается свидетелями.

Капитан судна вправе списать с судна любого члена экипажа с одновременным направлением вышестоящему руководителю представления о наложении взыскания на этого работника. Следует, однако, иметь в виду, что при отсутствии доказательных и правильно оформленных документов вся финансовая ответственность, связанная с необоснованным списанием, возлагается на капитана судна.

В случае совершения уголовного преступления, капитан производит дознание, собирает свидетельские показания, передает лицо, совершившее указанное деяние, местным властям. При совершении преступления на судне, находящемся в плавании, капитан вправе задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления.

При необходимости капитан может направить данное лицо вместе с материалами дознания в Россию на любом судне, плавающем под флагом РФ.

Дисциплинарные наказания, предусмотренные “Уставом о дисциплине работников морского транспорта”, могут быть обжалованы в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации о труде.

Важным фактором сохранения рабочего взаимодействия, значимость которого трудно переоценить, являются нормальные взаимоотношения. Это применимо как к взаимоотношениям между Компанией и судном, так и к взаимоотношениям на судне. Если все заинтересованные лица информированы настолько полно, насколько это возможно, о политике и целях Компании и могут почувствовать свою личную заинтересованность в успешном выполнении рейса, то взаимодействие и гармония могут быть достигнуты гораздо легче.

Наиболее действенной формой дисциплины является самодисциплина, которая, в свою очередь, происходит от ответственного отношения к работе, какой бы она ни являлась, заинтересованности в эффективной эксплуатации судна и в комфорте и удобстве для других членов экипажа.

Поведение в аварийных ситуациях.В любой аварийной или иной ситуации, в которой безопасность судна или любого лица на борту (члена экипажа или пассажира) поставлена под угрозу, капитан, старший и младший комсостав имеют право на немедленное и беспрекословное исполнение отданных ими приказов. Для этого правила не существует исключений. Неисполнение приказов должно рассматриваться как одно из самых серьезных нарушений настоящего устава и может привести к увольнению с судна и из Компании. Это может привести также к судебному преследованию в соответствии с некоторыми статьями Кодекса торгового мореплавания.

Читайте также:
Удостоверение сделок: что это такое, описание и особенности

Поведение при повседневной работе. Следующие правила являются общими для повседневной деятельности:

● ПУНКТУАЛЬНОСТЬ весьма важна как для эффективной эксплуатации судна, так и для избежания рабочих перегрузок для своих коллег. Она заключается в своевременном прибытии на судно, возвращении с берега, докладе о несении вахты и своевременном выполнении всех других работ. Отсутствие на борту судна во время отхода, в частности, может вызвать серьезную задержку судна или его задержание до замены члена экипажа;

●ПРИВОД НА СУДНО ПОСТОРОННИХ ЛИЦ. Судовые правила или ограничения властей порта на привод посторонних лиц на судно должны строго исполняться;

●ОРУЖИЕ. Оружие не должно доставляться на судно;

●КУРЕНИЕ В НЕРАЗРЕШЕННЫХ МЕСТАХ является опасным на любом судне, однако оно особенно опасно на танкерах и судах, перевозящих взрывоопасные или воспламеняющиеся материалы. Должны тщательно соблюдаться судовые правила по ограничению курения и использованию открытого огня или неодобренных электрических фонарей;

●ОБЯЗАННОСТИ. Каждый из членов экипажа должен исполнять свои обязанности эффективным и наилучшим образом. Он имеет право получать четкую информацию о круге своих обязанностей и о том, кому он подотчетен при их выполнении. В случае появления сомнений он должен задать соответствующий вопрос. В рамках выполнения своих обязанностей он должен исполнять разумные приказы и указания; и

●ПОВЕДЕНИЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУГИМ. Антиобщественное поведение может привести к тому, что моряк может оказаться раздражающим фактором для других людей на судне, а в некоторых случаях – представлять собой опасность для судна и его экипажа. Это может включать не только злоупотребление алкоголем, но и излишне шумное поведение, оскорбительные выражения, агрессивное отношение и вызывающие манеры поведения.

Дата добавления: 2016-02-09 ; просмотров: 17049 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Устав о дисциплине работников морского транспорта

Добавлено в закладки: 0

В отношении работников транспортных компаний трудовым законодательством был установлен ряд специальных требований.

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДИСЦИПЛИНУ ТРУДА

Работники транспортных компаний в части дисциплины обязаны выполнять требования не только норм Трудового кодекса РФ, но и положений (уставов) о дисциплине, которые были установлены федеральными законами страны.
Важно отметить, что многими этими уставами и положениями предусмотрены как определенные дополнительные требования к работникам (выполнять распоряжения вышестоящего начальника, носить форму и подчиняться командам руководства.), так и различные меры поощрения, а также возможность применения других форм дисциплинарных взысканий кроме установленных Трудовым кодексом России. В ст. 192 ТК РФ сказано чётко, что федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания, помимо установленных данной статьей. При этом руководство всегда будет опираться на законодательство.
На сегодняшнее время утверждены и уже действуют следующие уставы и положения (они были приняты Правительством России в соответствии с его компетенцией до вступления в силу Трудового кодекса РФ, в связи с чем требование об утверждении всех этих актов федеральными законами не применяется):
• Устав о дисциплине работников морского транспорта(утвержден постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 № 395). Предусматривает обязательное выполнения требований непосредственного, а также вышестоящего руководителя, за исключением только тех указаний, которые могут противоречить действующим нормам, правилам и инструкциям по безопасности мореплавания, охране труда, пожарной безопасности, защите и сохранению окружающей среды. В таком случае работник имеет право не выполнять такое указание и его отказ не будет влечь за собой применения к нему мер дисциплинарного характера. Ныне действующий устав требует, чтобы работники морского транспорта, для которых было установлено требование ношения форменной одежды и знаков различия, при исполнении трудовых обязанностей были одеты по форме, если для них не была установлена специальная производственная одежда.
Основы организации службы
Устав был утвержден приказом министра морского флота и введен в действие с 1 января 1977 г. Он действует до сего дня.

Требования Устава службы распространяются на членов экипажа судна как при нахождении их на судне, так и при исполнении служебных обязанностей на берегу, а также на других лиц, временно находящихся и выполняющих служебные обязанности и работы на судне, без исключения.

Хорошее знание и точное соблюдение требований Устава службы являются важнейшей обязанностью каждого члена экипажа, и в случае нарушения этих требований влечет за собой дисциплинарную или другую ответственность, предусмотренную законодательством.

В Уставе службы были приведены документы, которые определяют порядок приема на работу, увольнение, назначение на должность лиц судового экипажа, их права и обязанности, порядок размещения и распорядок жизни экипажа, распределение функциональных обязанностей по службам .

Дисциплинарную ответственность работников морского транспорта определяет Устав о дисциплине работников морского транспорта.

Требования этого Устава имеют влияние на весь плавсостав судов Министерства морского флота и всех работников Минморфлота (это относится и центральному аппарату).

Дисциплина на морском транспорте, составляющая важную часть организации службы на судах, заключается в строгом соблюдении всеми работниками, в том числе членами экипажей судов, порядка и правил, которые установлены действующим законодательством, соответствующими приказами и инструкциями Министерства морского флота и другими, относящимися к их деятельности нормативными актами, а также в точном и своевременном исполнении приказов и распоряжений руководителей.

Дисциплина труда всегда необходима для того что бы обеспечивать безопасность мореплавания. Дисциплина достигается воспитанием у работников высоких идейно-нравственных и деловых качеств, умелым сочетанием убеждения, поощрения и дисциплинарных взысканий, эффективным воздействием трудовых коллективов на сознание и поведение каждого члена экипажа и базируется на служебном долге и ответственности за порученное дело каждым работником.

Всякое, самое незначительное невыполнение любым из членов экипажа своих обязанностей, несоблюдение или нарушение установленного порядка и правил как закономерность, может привести к опасным последствиям для судна, жизни экипажа, пассажиров и безопасности транспортируемых грузов.

Читайте также:
Судебно-медицинское вскрытие: что это такое, описание и особенности

На судне работу экипажа организовывает сам капитан, в согласии с действующим трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха плавающего состава судов морского флота РФ.

Статья 330. Дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств

Дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, регулируется настоящим Кодексом и положениями (уставами) о дисциплине, устанавливаемыми федеральными законами .

Комментарий к статье 330 ТК РФ

В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации” дисциплина труда работников железнодорожного транспорта общего пользования регулируется трудовым законодательством и утверждаемым федеральным законом Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта общего пользования.

Для работников всех видов транспорта предусмотрены как общие требования к соблюдению трудовой дисциплины, так и повышенные. Статья 330 ТК устанавливает повышенную ответственность за несоблюдение дисциплины для тех работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств. Это обусловлено тем, что транспортные средства в движении являются источниками повышенной опасности и действия работников, управляющих ими, могут причинить повышенный вред.

В связи с этим на них распространяется действие положений и уставов о дисциплине, утвержденных Правительством РФ. Среди тех, которые действуют в настоящее время, следует прежде всего назвать:

Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства РФ от 25.08.1992 N 621 (в ред. от 14.07.2001) );

——————————–
САПП РФ. 1992. N 9. Ст. 608; 1994. N 1. Ст. 11; СЗ РФ. 1996. N 18. Ст. 2152; 1999. N 7. Ст. 916; 2001. N 30. Ст. 3166; Экономика железных дорог. 2003. N 8; БВС РФ. 2004. N 4.

Устав о дисциплине работников морского транспорта (утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 N 395) ;

Устав о дисциплине работников рыбопромыслового флота Российской Федерации (утвержден Постановлением Правительства РФ от 21.09.2000 N 708 (в ред. от 19.10.2007)) .

Действие Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Постановлением Правительства РФ от 11.10.1993 N 1032 распространено на работников метрополитена.

Уставы и положения о дисциплине в вопросах дисциплинарной ответственности содержат ряд отличий от общего порядка. Так, в общем порядке (ст. 193 ТК) дисциплинарное взыскание может быть наложено не позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а в соответствии с п. 27 Устава о дисциплине работников рыбопромыслового флота Российской Федерации дисциплинарное взыскание может быть наложено по истечении шести месяцев, но не позднее одного года со дня совершения проступка, если работник, допустивший нарушение трудовой дисциплины, находился в плавании более пяти месяцев.

Отдельные уставы предусматривают отличные от общего порядка меры дисциплинарного взыскания. Так, например, Уставом о дисциплине работников морского транспорта за совершение дисциплинарного проступка к работнику могут быть применены следующие виды дисциплинарного взыскания:

в) строгий выговор;

г) предупреждение о неполном служебном соответствии;

В то же время ст. 192 ТК не содержит таких видов дисциплинарного взыскания, как строгий выговор и предупреждение о неполном служебном соответствии. При этом Устав о дисциплине работников морского транспорта предусматривает, что последнее дисциплинарное взыскание (предупреждение о неполном служебном соответствии) применяется только в определенных случаях:

а) систематического невыполнения служебных обязанностей и распоряжений руководителя;

б) неоднократного совершения дисциплинарных проступков;

в) нарушений законов и иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности мореплавания, сохранности имущества на море, предотвращения возникновения ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, защиты и сохранения морской среды.

Приказом Минтранса России от 25.08.2000 N 89 (в ред. от 05.02.2002) был утвержден Перечень работников, на которых распространяется действие Устава о дисциплине работников морского транспорта.

На практике часто возникали вопросы, связанные с возможностью применения нормативных правовых актов о дисциплине труда работников транспорта, которые были приняты до вступления в силу ТК. В связи с этим следует отметить, что акты о дисциплине труда работников транспорта, принятые в период, предшествовавший принятию ТК, применяются в части, не противоречащей ТК.

Другой комментарий к статье 330 ТК РФ

Комментируемая статья закрепляет круг нормативных источников, регулирующих дисциплину работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств. Это не только ТК РФ, но и положения (уставы) о дисциплине, устанавливаемыми федеральными законами.

Действующие на сегодняшний день дисциплинарные уставы, распространяющиеся на работников транспорта, утверждены постановлениями Правительства РФ еще до вступления в силу комментируемого кодекса и устанавливают дополнительные требования к работникам, меры поощрения, а также возможность применения иных видов дисциплинарных взысканий, кроме установленных ТК РФ, например:
– Устав о дисциплине работников морского транспорта, утвержденный постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 года N 395;
– Устав о дисциплине работников рыбопромыслового флота Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2000 года N 708;
– Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 года N 621.

Данные документы применяются в части, не противоречащей ТК РФ.

Так, Решением Верховного Суда РФ от 28 октября 2002 года N ГКПИ2002-1100 правомерно были признаны незаконными пп.”а” ч.1 п.15 и п.16 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ, устанавливавшие дополнительные виды дисциплинарного взыскания по сравнению с ТК РФ. ВС РФ указал, что это противоречит требованиям законодательства Российской Федерации. Несмотря на то, что нормативные правовые акты Правительства РФ по вопросам, которые в соответствии с ТК РФ могут регулироваться только федеральными законами, по общему правилу действительны до введения в действие соответствующих федеральных законов, они не могут противоречить ТК РФ, а в части, не соответствующей его положениям, – не действуют (см. определение Верховного Суда РФ от 6 февраля 2003 года N КАС03-23).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: