Узловые соглашения: что это такое, описание и особенности

Энциклопедия решений. Узловое соглашение

Узловое соглашение устанавливает порядок взаимодействия между перевозчиками морского, железнодорожного, автомобильного и иных видов транспорта и организациями, осуществляющими перевалку грузов в речных портах, операторами морских терминалов при перевалке грузов с одного вида транспорта на другой (п. 1 ст. 112 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (далее – КВВТ РФ), ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ “О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон о морских портах), п. 39 Правил перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении (утверждены МПС СССР, Минморфлотом СССР, Минречфлотом РСФСР 17, 24.04.1956, далее – Правила перевозок)).

Узловые соглашения, заключаемые между организациями железнодорожного транспорта и пароходствами (портами или пристанями), а в соответствующих случаях – между морскими и речными пароходствами (портами или пристанями), предусматривают:

– порядок совместного сменного и суточного планирования работы пункта перевалки;

– места передачи грузов;

– сроки загрузки и разгрузки отдельных вагонов, групп вагонов и маршрутов;

– порядок подачи, расстановки и уборки железными дорогами груженых и порожних вагонов;

– фронты загрузки и разгрузки вагонов;

– в необходимых случаях – расписание подачи железной дорогой в порты (пристани) вагонов под загрузку и под разгрузку;

– порядок приема, сдачи и взвешивания грузов, а также порядок и сроки взаимной информации о подходе грузов к пункту перевалки и о прибытии груженых вагонов и судов, о подаче вагонов, их готовности к уборе и т. п.;

– порядок подачи и уборки вагонов с хозяйственными грузами, прибывающими в адрес порта (пристани);

– место оформления документов;

– другие вопросы, вытекающие из местных условий работы портов (пристаней) и станций (п. 39 Правил перевозок).

Узловое соглашение, заключаемое между оператором морского терминала и перевозчиком железнодорожного транспорта, должно предусматривать следующие условия:

1) места и нормы одновременной погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов с учетом производственных условий и объема перевозок на основе единого технологического процесса работы железнодорожной станции и оператора морского терминала;

2) нормативы времени на:

а) расформирование поездов, групп вагонов, подачу и уборку вагонов;

б) сортировку вагонов и других транспортных средств относительно грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей);

в) осуществление операций по приему и сдаче грузов;

г) оформление и выдачу документов;

д) подачу вагонов на весы и уборку вагонов с весов;

е) оборудование вагонов под погрузку грузов;

ж) погрузку грузов в вагоны, выгрузку грузов из вагонов;

з) очистку вагонов от приспособлений для погрузки, размещения, крепления и перевозки грузов, остатков ранее перевезенных грузов;

и) осмотр вагонов и других транспортных средств в части их пригодности в коммерческом отношении и технической пригодности для погрузки грузов;

3) порядок расчетов между сторонами узлового соглашения;

4) особые условия, влияющие на осуществление погрузки грузов в вагоны, выгрузки грузов из вагонов и выполнение других работ и операций (метеорологические условия, сменность работы и другие).

Стороны могут включить в это соглашение и иные условия (ч. 4 ст. 27 Закона о морских портах).

Узловое соглашение заключается сроком на пять лет. Оно может быть полностью или частично изменено (пересмотрено) по предложению одной из сторон до истечения срока действия такого соглашения в случае, если у стороны соглашения изменилось техническое оснащение или технология проведения работ (п. 2 ст. 112 КВВТ РФ, ч. 3 ст. 27 Закона N 261-ФЗ).

Узловое соглашение следует отличать от договора перевалки груза (ст. 20 Закона о морских портах), на основании которого оператор морского терминала оказывает услуги по перевалке грузов. Такой договор может быть заключен не только с перевозчиком, но и с грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), экспедитором, а также с любым другим физическим или юридическим лицом. Договор перевалки груза, в отличие от узлового соглашения, может не предполагать долговременный характер взаимоотношений сторон и определять порядок взаимодействия при единовременном оказании услуги. Каких-либо требований к сроку, на который может быть заключен такой договор, закон не содержит.

Узловое соглашение в системе транспортных организационных договоров Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Морозов Сергей Юрьевич

В статье анализируется роль и место узловых соглашений в системе транспортных организационных договоров. Определяется юридическая направленность организационного договора.I

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Морозов Сергей Юрьевич

n article the role and seat of central agreements in system of transport organizational contracts is analyzed. The legal orientation of the organizational contract is defined.

Текст научной работы на тему «Узловое соглашение в системе транспортных организационных договоров»

Морозов Сергей Юрьевич

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданского права и процесса Ульяновского государственного университета (e-mail: fgslaw@mail.ru )

Узловое соглашение в системе транспортных организационных

В статье анализируется роль и место узловых соглашений в системе транспортных организационных договоров. Определяется юридическая направленность организационного договора.

In article the role and seat of central agreements in system of transport organizational contracts is analyzed. The legal orientation of the organizational contract is defined.

Ключевые слова: узловое соглашение, система договоров, направленность договора.

Key words: the central agreement, system of contracts, orientation of the contract.

Полагаем, что не стоит отождествлять договор на оказание услуг по перевалке и узловое соглашение. Последнее должно регулировать отношения между перевозчиками, а не перевозчиков с владельцем транспортной инфраструктуры (морским портом). В противном случае происходит смешение двух различных договоров – узлового соглашения и договора на оказание услуг по пользованию объектов транспортной инфраструктуры. Узловое соглашение ни при каких обстоятельствах нельзя квалифицировать ни как договор на оказание услуг, ни как договор на выполнение работ, хотя бы потому, что действия перевозчиков в рамках договора совершаются на безвозмездной основе. Следует также учитывать, что в данных отношениях стороны складывают свои усилия для достижения общей цели, поэтому здесь нельзя однозначно выделить исполнителя и заказчика по договору. Обращая внимание на эту особенность, М.А. Тарасов отмечает: “В данном случае, хотя несколько организаций и обязуются соединить вклады (услуги) для достижения общей хозяйственной цели нельзя говорить о договоре простого товарищества. . Это не разновидность договора перевозки, не договор субподряда или простого товарищества, а своеобразный тип договора, договор особого рода” [1]. К

Читайте также:
Как нам поделить наше имущество?

сожалению, автор не указывает, в чем заключается своеобразие договорного типа.

На наш взгляд, при определении правовой природы узлового соглашения следует исходить из его направленности. Данный договор не будет иметь смысла при отсутствии другого правоотношения – обязательства по перевозке грузов в прямом смешанном сообщении, которое, в свою очередь нельзя исполнить без узлового соглашения. Организации различных видов транспорта потому и вступают в узловое соглашение, поскольку иным образом не могут обеспечить исполнение обязанности по доставке груза в пункт назначения. При отсутствии соглашений между транспортными организациями данная обязанность представляет собой разрозненные “лоскуты”, требующие их немедленного “сшивания” в единое “полотно”. Поэтому смысл узлового соглашения не может быть обозначен иначе как организация иного правоотношения, а точнее обязанности перевозчика по доставке груза в пункт назначения. Значит и узловое соглашение может быть квалифицировано только как организационный договор, направленный на организацию исполнения данной обязанности, причем не в полном объеме. В частности, М.А. Тарасов справедливо полагает, что узловые соглашения “по масштабам действия имеют в виду не исполнение перевозки в целом, а только

один ее элемент, а именно порядок и условия приема и передачи транзитных грузов следующему по пути следования груза перевозчику” [2]. Следовательно, с учетом сказанного, узловые соглашения направлены на организацию исполнения обязанности перевозчика по доставке груза в пункт назначения в части передачи груза с одного вида транспорта на другой. Поэтому следует приветствовать мнение А.И. Хаснутдинова, согласно которому, узловые соглашения определяют лишь порядок перевалки грузов, т.е. порядок реализации сторонами обязанностей, возникающих у них в силу факта приема груза к перевозке в указанном сообщении [3].

Организация исполнения данной обязанности предполагает согласования в узловом соглашении ряда условий, влияющих на эффективность взаимодействия транспортных организаций при осуществлении передачи груза. Так, в узловом соглашении, заключенном оператором морского терминала с перевозчиком железнодорожного транспорта, устанавливаются: 1) места и нормы одновременной погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов с учетом производственных условий и объема перевозок на основе единого технологического процесса работы железнодорожной станции и оператора морского терминала; 2) порядок расчетов между сторонами узлового соглашения; 3) особые условия, влияющие на осуществление погрузки грузов и выгрузки грузов и выполнение других работ и операций (метеорологические условия, сменность работы и другие); 4) иные предусмотренные соглашением сторон условия.

Немаловажное значение имеет установление в узловом соглашении нормативов времени на: а) расформирование поездов, групп вагонов, подачу и уборку вагонов; б) сортировку вагонов относительно грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей);

в) осуществление операций по приему и сдаче грузов; г) оформление и выдачу документов; д) подачу вагонов на весы и уборку вагонов с весов; е) оборудование вагонов под погрузку грузов; ж) погрузку грузов в вагоны, выгрузку грузов из вагонов; з) очистку вагонов от

приспособлений для погрузки, размещения, крепления и перевозки грузов, остатков ранее перевезенных грузов; и) осмотр вагонов и других транспортных средств в части их пригодности в коммерческом отношении и технической пригодности для погрузки грузов.

Закрепив эти и иные условия в узловом соглашении, стороны придают фактическим действиям, которые должны будут совершить

перевозчики, юридическое значение. Например, несвоевременный осмотр вагонов повлечет юридическую ответственность виновной стороны, в то время как своевременный осмотр вагонов будет представлять одностороннюю сделку, направленную на прекращения обязательства по передаче груза с одного вида транспорта на другой.

Мною уже давалось ранее определение узлового соглашения, представляющего собой гражданско-правовой договор, в соответствии с которым перевозчики различных видов транспорта обязуются совершать в установленном договором порядке в отношении друг друга согласованные действия в интересах грузоотправителя (грузополучателя), направленные на своевременную передачу груза в пунктах перевалки с одного вида транспорта на другой в целях обеспечения перевозки в прямом смешанном сообщении [4]. В целом, оно отражает сущность договора. Вместе с тем, его можно уточнить, заменив слова “в целях обеспечения перевозки”, на слова “в целях организации исполнения обязанности перевозчика по доставке груза”.

Узловые соглашения относятся к категории длительных договоров. Так, в соответствии с п. 3 ст. 27 Федерального закона №261-ФЗ от 8 ноября 2007 г. “О морских портах в Российской Федерации” [5], узловые соглашения заключаются сроком на пять лет. И только в случае изменения технического оснащения сторон узлового соглашения либо технологии проведения ими работ узловое соглашение по предложению одной из его сторон может быть полностью или частично изменено до истечения срока его действия. Приведенные положения закона свидетельствуют о том, что узловые соглашения рассчитаны на систематическую организацию исполнения договоров перевозок грузов в прямом смешанном сообщении, заключаемых в рамках срока действия узлового соглашения. Каждый раз, когда в течение такого срока заключается договор перевозки грузов по единому транспортному документу с участием организаций различных видов транспорта, на данный договор автоматически распространяются условия узлового соглашения. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что узловое соглашение следует отнести к рамочным организационным договорам.

Любой организационный договор, в том числе и узловое соглашение, является инструментом, позволяющим организовать юридическую взаимосвязь участников организуемого отношения. Узловое соглашение организует не

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2011 • № 2 (34)

любые перевозочные отношения, а только имеющие форму правоотношения. В отличие от организации фактических действий, организация правоотношений всегда предполагает обусловленность поведения участников организуемого отношения масштабом, установленным правовыми нормами. Этого не учитывает М.А. Тарасов, по мнению которого: “В понятие организации перевозки входит и обеспечение операций необходимыми средствами, в том числе крепительными и сепарационными” [6]. Если для организации перевозки крепительные и сепарационные инструменты и устройства могут быть полезны, то для организации договорного обязательства нужны средства правового характера, например, узловое соглашение. Представляется более обоснованной точка зрения

Читайте также:
Общественный защитник: что это такое, описание и особенности

Г.Б. Астановского: “Заключая между собой узловые соглашения, транспортные организации, участвующие в прямом смешанном сообщении, обеспечивают этим исполнение наиболее специфической из обязанностей, лежащих на них по договору перевозки грузов (выделено мной -С.М.) в данном виде сообщения, – передачи грузов с одного вида транспорта на другой” [7].

Признание узлового соглашения организационным рамочным договором ставит вопрос о его исследовании как элемента системы транспортных организационных договоров. Узловое соглашение взаимосвязано не только с договором перевозки грузов в прямом смешанном сообщении, но и со всеми транспортными организационными договорами. Договор о предъявлении груза к перевозке с одной стороны обуславливает возможность заключения договора перевозки грузов в прямом смешанном сообщении, а с другой стороны его заключение может быть поставлено в зависимость от наличия узлового соглашения. Для того, чтобы заявка была согласована владельцем транспортной инфраструктуры, последнему необходимо иметь договоры с владельцами иных транспортных инфраструктур, которые, в свою очередь, должны иметь договоры с перевозчиками соответствующих видов транспорта, участвующих в прямом смешанном сообщении. Данные требования закона обеспечиваются с меньшими затруднениями, если между перевозчиками заключены узловые соглашения. В этом проявляется взаимозависимость узловых соглашений и договоров о предъявлении груза к перевозке,

договоров на оказание услуг по использованию транспортной инфраструктуры, договорами между владельцами транспортных инфраструктур.

Взаимосвязь договоров на подачу и уборку вагонов и на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути с узловым соглашением проявляется в том, что условия узлового соглашения могут содержать порядок подачи и уборки вагонов на железнодорожном подъездном пути. Судам зачастую приходится рассматривать вопросы о соотношении узлового соглашения и договоров на подачу и уборку вагонов [8].

Полагаем, что узловое соглашение, как разновидность рамочного договора, имеет общие черты с иными транспортными организационными договорами рамочного типа (договорами об организации перевозок грузов, договорами об эксплуатации подъездного железнодорожного пути, договорами между владельцами транспортных инфраструктур и т.п.). При этом имеет значение не столько субъектный состав, сколько направленность на систематическую организацию перевозочных правоотношений. Признак систематичности здесь сочетается с отсутствием принудительного заключения локальных договоров. В этой связи возможна разработка общих положений, регулирующих транспортные рамочные договоры.

1. Тарасов М.А. Значение узловых соглашений в развитии перевозок прямого смешанного сообщения // Известия вузов: Правоведение. 1958. №2. С.51.

2.См.: Тарасов М.А. Значение узловых соглашений в развитии перевозок прямого смешанного сообщения // Известия вузов: Правоведение. 1958. №2. С.51.

3.См.: Хаснутдинов, А.И. Вспомогательные договоры на транспорте: дис. . д-ра юрид. наук. Иркутск. 1995. С.61-62.

4.См.: Морозов С.Ю. Транспортное право: учебное пособие. М.: Издательство Юрайт, 2010. С.433.

5.См.: СЗ РФ. 2007. № 46. Ст. 5557.

6.См.: Тарасов М.А. Значение узловых соглашений в развитии перевозок прямого смешанного сообщения // Известия вузов: Правоведение. 1958. № 2. С.59.

7.Астановский, Г.Б., Бурса, Н.П., СмирновВ.Т. Комментарий к Уставу железных дорог СССР/ под ред. Г.Б. Астановского. М.: Юрид. лит., 1986.

Узловые соглашения.

Узловое соглашение как один из видов организационного договора, действующего на транспорте. Понятие, признаки, особенности, содержание и правовая природа узлового соглашения.

Бесперебойная перевалка груза с одного вида транспорта на другой возможна только при слаженной работе всех транспортных организаций в пунктах, где стыкуются железнодорожные, автомобильные и водные пути, – в транспортных узлах.

Юридической формой, регулирующей отношения перевозчиков в прямом смешанном сообщении по перевалке грузов, является узловое соглашение, которое заключается между транспортными организациями сроком на 5 лет между дорогой и портом, автохозяйством, а при прямом водном сообщении – между морскими и речными портами.

Транспортные уставы и Правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении не раскрывают понятия узлового соглашения.

В юридической литературе узловое соглашение рассматривается либо как один из видов организационных договоров (действующих на транспорте)* либо как договор особого рода*Прежде чем определить правовую природу узлового соглашения, необходимо рассмотреть его содержание.

В узловых соглашениях применительно к местным условиям, как правило, предусматриваются:

а) порядок совместного сменного и суточного планирования работы пункта перевалки;

б) места передачи грузов;

в) сроки погрузки и выгрузки отдельных вагонов, групп вагонов, маршрутов, автомобилей, судов;

г) порядок подачи, расстановки и уборки железными дорогами груженых и порожних вагонов;

д) фронты погрузки и выгрузки вагонов;

е) в необходимых случаях – расписание подачи железной дорогой в порты (пристани) вагонов под погрузку и под выгрузку, расписание подхода автомобилей, судов;

ж) порядок приема, сдачи и взвешивания грузов, а также порядок и сроки взаимной информации о подходе грузов к пункту перевалки и о прибытии груженых вагонов, судов, автомобилей, о подаче вагонов, их готовности к уборке и т.п.

(узловом соглашении) содержатся условия и определен технический порядок согласованной эксплуатационной работы при перевалке груза с одного вида транспорта на другой.

Особенностью узловых соглашений является то, что они заключаются только между транспортными организациями.

Узловые соглашения не регулируют отношений транспортных организаций с грузоотправителями и грузополучателями, отправляющими и получающими грузы в прямом смешанном сообщении.

Это обстоятельство имеет существенное значение при сравнении узлового соглашения с видами организационных договоров, каковыми являются долгосрочные договоры об организации перевозок, годовые договоры, заключаемые автомобильным транспортом, и навигационные договоры, заключаемые речным и морским транспортом с грузоотправителями.

Основная цель организационного договора – это определение порядка, условий выполнения действий, необходимых для исполнения обязательств по перевозке грузов, вытекающих из особенностей перевозки на данном виде транспорта и предшествующих приему груза к перевозке.

Другой отличительной чертой узлового соглашения является то, что если организационные договоры регулируют отношения, связанные с передачей грузов грузоотправителями перевозчику или наоборот, то узловое соглашение регулирует только отношения, связанные с перевалкой грузов с одного вида транспорта на другой.

Это прямо установлено в транспортных уставах (ст. 112 КВВТ, ст. 15 УАТ, п. 98 Общих правил морской перевозки грузов, пассажиров и багажа)*(187), которые предусматривают, что условия работы перевалочных пунктов определяются узловыми соглашениями. Однако в юридической литературе встречаются мнения, когда перевалку грузов с одного вида транспорта на другой в пункте перевалки приравнивают к передаче грузов.

Читайте также:
Международный суд: что это такое, описание и особенности

Узловое соглашение регулирует такие взаимоотношения перевалочного пункта, которые направлены на ускорение процесса перевалки грузов от одного соперевозчика до другого и всего транспортного процесса в целом. Транспортное законодательство предусматривает обязательное заключение узлового соглашения (ст. 112 KBBT, ст. 115 УАТ и п. 98 Общих правил морской перевозки грузов, пассажиров и багажа), чего нет в отношении организационных договоров.

Таким образом, не имеется достаточных оснований для того, чтобы отнести узловое соглашение к числу организационных договоров.

Вся деятельность перевалочных организаций преследует одну основную цель – осуществить своевременно и без потерь перевалку грузов с одного вида транспорта на другой и тем самым способствовать исполнению сторонами договора перевозки грузов.

Указанное обстоятельство дает основание сделать вывод, что узловое соглашение является гражданско-правовым договором.

Таким образом, узловое соглашение – это гражданско-правовой договор, в соответствии с которым перевалочные пункты (железнодорожные станции, порты, пристани) обязуются за плату перемещать грузы с одного вида транспорта на другой на основании обязательных технологических правил с целью продолжения процесса доставки груза.

В Инструктивных указаниях Государственного арбитража СССР от 11 июня 1976 г. N И-1-17 “О некоторых вопросах практики разрешения споров, возникающих при заключении узловых соглашений” в п. 2 говорится, что проект узлового соглашения может направлять любая из сторон, между которыми должно быть заключено узловое соглашение*(190).

Транспортное законодательство не предусматривает никаких санкций за незаключение узловых соглашений либо их несвоевременное заключение. Между тем значение этого договора между транспортными организациями с каждым годом возрастает, и нарушение порядка и сроков его заключения наносит ущерб интересам клиентуры.

При перевозке грузов в прямом смешанном сообщении у соперевозчиков возникает обязанность по своевременной передаче перевозимых ими грузов. Правилами перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении предусмотрено, что передача грузов в пунктах перевалки производится по передаточным ведомостям. Передаточная ведомость представляет собой правовой документ, отражающий движение груза в процессе его перевалки: время предъявления к передаче каждой партии груза, последовательное начисление причитающихся водному и железнодорожному транспорту сборов и платежей, время фактического приема груза принимающей стороной.

Сдающая сторона вручает передаточную ведомость принимающей стороне только тогда, когда груз готов к передаче. На всех экземплярах передаточных ведомостей сдающая и принимающая стороны обязаны поставить календарные штемпели дня предъявления передаточных ведомостей.

Кроме того, передаточная ведомость выполняет и другую важную функцию. Она является документом, в соответствии с которым каждый последующий соперевозчик, подписывая ее, заключает договор перевозки с грузоотправителем и предыдущим соперевозчиком и тем самым возлагает на себя обязанность по дальнейшей доставке груза в адрес грузополучателя.

Помимо этого в передаточной ведомости дается краткая характеристика самого груза.

Передаточные ведомости, свидетельствующие о фактической передаче груза, имеют большое значение для разграничения ответственности транспортных организаций за сохранность грузов, т.к. именно с момента подписания передаточной ведомости ответственность за сохранность груза возлагается на транспортную организацию, принимающую груз в пункте перевалки*(191).

Ответственность за груз до оформления передачи лежит на сдающей стороне.

Вместе с тем при перевалке грузов с водного транспорта на железнодорожный возникает любопытная ситуация. Порожние вагоны подаются на территорию порта (пристани), и последний, разгружая судно, производит перегрузку груза в вагоны, т.е. все перевалочные работы в этом случае выполняются портом. На железную дорогу возлагается обязанность пломбирования вагонов, которые были загружены в портах.

Таким образом, железная дорога пломбирует вагоны, которые не были ею загружены, и с этого момента несет ответственность за несохранность груза перед грузополучателем.

Такая же ситуация наблюдается при перевалке грузов с железной дороги на автомобильный транспорт, где перевалочные работы осуществляет железная дорога*(192).

Указанный порядок пломбирования грузов находится в противоречии с правилом, когда обязанность пломбировать транспортные средства возлагается на того, кто должен их загружать. Действующий порядок способствует возложению ответственности за фактически неисправную перевозку на железные дороги и в случаях отсутствия их вины.

В настоящее время на транспорте используются 10-, 20- и 30-тонные контейнеры, что позволяет значительно расширить применение контейнерных перевозок. А это, в свою очередь, играет важную роль в обеспечении сохранности грузов при перевозках в прямом смешанном сообщении.

При водно-автомобильных перевозках грузов перевалку грузов осуществляет порт (пристань).

15 Понятие и виды субъектов перевозочного процесса на железнодорожном транспорте, их права и обязанности по законодательству Российской Федерации.

перевозчик – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю);. “

Согласно статей Закона, появляются три субъекта рынка железнодорожных перевозок: непосредственно сам владелец железнодорожного транспорта и инфраструктуры общего пользования, перевозчик и пользователь (пассажир, грузоотправитель, грузополучатель). Следует отметить, что впервые в российском законодательстве дано столь четкое определение сложившейся инфраструктуры железнодорожного транспорта.

В настоящий момент это технологический комплекс общего пользования, состоящий из:

· железнодорожных путей общего пользования

· железнодорожных станции, строений, сооружений и зданий

· систем централизации и блокировки

· системы управления движением, обеспечивающей надлежащее функционирование технологического комплекса.

Владельцем инфраструктуры является юридическое лицо, либо индивидуальный предприниматель, который располагает соответствующей инфраструктурой на правах частной собственности и оказывает услуги на основании лицензии и заключенного договора.

В качестве перевозчика на железнодорожном транспорте в настоящее время может выступать любое юридическое лицо или физическое лицо в статусе частного предпринимателя, который несет обязательства по договору о перевозке пассажиров и их грузов железнодорожным транспортом общего пользования и имеет на это соответствующую лицензию, дающую право на осуществление данного вида деятельности.

В число обязанностей перевозчика входит доставка пассажиров, их багажа из пункта отправления, а также всевозможных по характеристикам грузов в пункт их назначения. Воспользоваться услугами железнодорожного транспорта могут как пассажиры, так и грузоотправители вместе с грузополучателями, или же иные физические или юридические лица, нуждающиеся в получении услуг железнодорожного транспорта.

Читайте также:
Брак продукции: что это такое, описание и особенности

Федеральный Закон «О железнодорожном транспорте» формирует абсолютно новый подход к системе государственного управления в данной отрасли, что позволяет обеспечить эффективное участие в условиях его реформирования государственных структур. Федеральный Закон создает предпосылки для обеспечения гармоничной работы в целом железнодорожного транспорта.

Его положения устанавливают справедливые и честные требования к участникам процесса перевозки, а также вводят единые требования к техническому регулированию всей деятельности на железнодорожных путях. Законом предусматривается кардинальный пересмотр взаимоотношений между собственниками в рамках проводимых в отрасли структурных преобразований. В частности, он прописывает основы финансово-экономических взаимоотношений между участниками и порядок доступа перевозчиков к существующей инфраструктуре.

Понятие и виды субъектов перевозочного процесса на железнодорожном транспорте. Виды перевозчиков, их права и обязанности. Права и обязанности грузоотправитель. Права и обязанности грузополучателя.
Договор перевозки грузов оформляются в виде накладной. Данный документ оформляется отправителем груза, заполняется в установленном порядке и именно отправитель грузов несет всю ответственность за соответствие заполненным данным действительности. Отвечает и несет все последствия за неточности и несоответствия, за недостаточно полный объем заявленных сведений. В соответствии со статьей 39 Устава Железной дороги, имеет право проверить соответствие накладной и переправляемого груза, но не обязан совершать данные действия в обязательном порядке. Накладная в данном случае является официальным документом, который называется грузосопроводительным документом, который сопровождает перевозимый груз на протяжении всего пути его следования. Накладная (грузосопроводительный документ) в пункте назначения вручается получателю груза вместе с получаемым грузом.
Договор перевозки грузов вступает в силу с того момента, когда груз вместе с грузосопроводительным документом (накладной) передается отправителем груза к перевозке перевозчику груза. Перевозчик груза, в свою очередь, обязан оставить в накладной определенную отметку и выдать отправителю груза грузовую квитанцию, которая подтверждает прием груза к перевозке. Накладная (грузосопроводительный документ) является не единственным перевозочным документом. При перевозки грузов железнодорожным транспортом так же необходимы – дорожная ведомость, вагонный лист, передаточная ведомость (при осуществлении перевозки грузов прямым смешанным сообщением). Данные документы считаются необходимыми документами первичного учета.
Стоимость перевозки грузов железнодорожным транспортом регламентируется, устанавливается в рамках бюджетной государственной ценовой и тарифной политики, в соответствии с Законом о монополиях, порядком, который определен Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 10 Закона о Федеральном железнодорожном транспорте. Оплата по установленному тарифу отправителем груза осуществляется при отправлении груза на станции, с которой данный груз отправляется. Если оплата отправителем груза не будет осуществлена, то отправление груза может быть приостановлено до момента оплаты, или же отправитель груза должен быть соответствующий штраф (в размере, который предусмотрен Управлением Железной дороги). При этом стоит учитывать, что сопутствующие, все дополнительные услуги и работы, предоставляемые железнодорожным транспортом, могут быть получены при условии оплаты по договорным ценам. А так же то, что перевозчик – железная дорога не обязан предоставлять свои услуги за перевозку в случае, если оплата за перевозку груза не произведена, перевозчик имеет право удерживать пеню за несанкционированное (сверхнормативное) хранение груза. В случае если отправителем груза произведена предоплата за доставку груза, окончательный расчет может взиматься с получателя груза по факту его прибытия.
Согласно договору перевозки груза железнодорожным транспортом, перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в оговоренный срок. Срок перевозки груза зависит и определяется исходя от расстояния между пунктом отправления и пунктом назначения, от вида отправки груза (скорый, грузовой, грузобагажный) и от некоторых других условий. Срок доставки груза начинает исчисляться с 24 часов дня, при приеме груза к перевозке, или с 24 часов дня, в который груз должен быть погружен на перевозимый его транспорт (в случае, если груз был получен раньше дня погрузки). Груз, перевозимый железнодорожным транспортом, считается доставленным в срок, если вагон или контейнер, в котором он перевозился, подан под выгрузку либо силами получателя грузов до того времени, когда истекает срок доставки, либо силами железной дороги. Если выгрузка груза была задержана по причинам, зависящим от получателя груза, или перевозимый груз был доставлен ранее утвержденного срока доставки, то груз считается доставленным в срок.
В случае если по прибытию груза, в установленный срок получатель груза не заявляет свои права на получаемый груз (то есть груз получается невостребованным), то перевозчик обязан связаться с отправителем груза и получить от него инструкции на дальнейшие действия с грузом. Если связаться с отправителем груза по каким-либо причинам не удается, или отправитель груза не дает никаких указаний на запрос, то груз считается невостребованным. По истечении установленного срока хранения, невостребованный груз (согласно установленному порядку) передается для его дальнейшей реализации. После реализации невостребованного груза, из суммы (полученной за него) вычитается определенная сумма в пользу железной дороги, а остаток, передается либо получателю (в случае, если он объявился и рассчитался с железной дорогой за стоимость перевозки и хранение груза), либо отправителю груза.

Дата добавления: 2015-10-13 ; просмотров: 467 | Нарушение авторских прав

§2. Узловые соглашения

Вместе с тем данное обстоятельство не освобождает перевозчика, сдающего груз, от обязанности устранить обнаруженные недостатки iapbi или упаковки, привести тару или упаковку в такое состояние, которое способствовало бы сохранности при его транспортировке.

Передавая груз транспортной организации, грузоотправитель ли­шен возможности обеспечить сохранность этого груза в пути. В свя­зи с этим перевозчикам необходимо проводить мероприятия, кото­рые осуществил бы в данных условиях собственник, и, больше того, проявлять заботу, свойственную организациям, занимающимся хра­нением товаров и других вещей.

Расходы, связанные с приведением тары в надлежащее состояние, во всех случаях относятся на счет грузоотправителя, за исключением гех случаев, когда неисправность тары является результатом небреж­ного отношения к ней перевозчика.

§2. Узловые соглашения

Бесперебойная перевалка груза с одного вида транспорта на дру­гой возможна только при слаженной работе всех транспортных орга­низаций в пунктах, где стыкуются железнодорожные, автомобиль­ные и водные пути — в транспортных узлах.

Юридической формой, регулирующей отношения перевозчиков в прямом смешанном сообщении по перевалке грузов, является уз­ловое соглашение, которое заключается между транспортными орга­низациями сроком на 5 лет между дорогой и портом, автохозяйством, а при прямом водном сообщении — между морскими и речными пор­тами.

Читайте также:
Что нужно для перерегистрации?

Транспортные уставы и Правила перевозок грузов в прямом сме­шанном сообщении не раскрывают понятия узлового соглашения.

В юридической литературе узловое соглашение рассматривается либо как один из видов организационных договоров (действующих на транспорте)5, либо как договор особого рода6.

Прежде чем определить правовую природу узлового соглашения, необходимо рассмотреть его содержание.

В узловых соглашениях применительно к местным условиям, как правило, предусматриваются:

5 См.: быкова Г., ПоловинчикД.И., СавичевГ.П. Комментарий к уставам ав­томобильного транспорта союзных республик. — М., 1978. — С. 160.

6 См.: Комментарий к Уставу железных дорог СССР // Под ред. Г.Б. Астанов-ского. — М., 1971. — С. 194.

Глава IV. Перевозка грузов в прямом смешанном сообщении

а) порядок совместного сменного и суточного планирования ра­боты пункта перевалки;

б) места передачи грузов;

в) сроки погрузки и выгрузки отдельных вагонов, групп вагонов, маршрутов, автомобилей, судов;

г) порядок подачи, расстановки и уборки железными дорогами груженых и порожних вагонов;

д) фронты погрузки и выгрузки вагонов;

е) в необходимых случаях — расписание подачи железной доро­гой в порты (пристани) вагонов под погрузку и под выгрузку, распи­сание подхода автомобилей, судов;

ж) порядок приема, сдачи и взвешивания грузов, а также порядок и сроки взаимной информации о подходе грузов к пункту перевалки и о прибытии груженых вагонов, судов, автомобилей, о подаче ваго­нов, их готовности к уборке и т.п.

Анализ содержания изложенных выше пунктов дает основание согласиться с выводом о том, что в одном документе (узловом-еогла-шении) содержатся условия и определен технический порядок согла­сованной эксплуатационной работы при перевалке груза с одного вида транспорта на другой.

Если согласиться с мнением авторов, которые считают узловое соглашение одним из видов организационного договора, действую­щего на транспорте, и сопоставить признаки, свойственные узлово­му соглашению, с Признаками, свойственными организационному договору, сразу обращает на себя внимание целый ряд различий, су­ществующих между ними.

Особенностью узловых соглашений является то, что они заклю­чаются только между транспортными организациями.

Узловые соглашения не регулируют отношений транспортных организаций с грузоотправителями и грузополучателями, отправля­ющими и получающими грузы в прямом смешанном сообщении.

Это обстоятельство имеет существенное значение при сравнении узлового соглашения с видами организационных договоров, каковы­ми являются долгосрочные договоры об организации перевозок, го­довые договоры, заключаемые автомобильным транспортом, и на­вигационные договоры, заключаемые речным и морским транспор­том с грузоотправителями.

Основная цель организационного договора — это определение порядка, условий выполнения действий, необходимых для исполне­ния обязательств по перевозке грузов, вытекающих из особенностей

§2. Узловые соглашения

i юревозки на данном виде транспорта и предшествующих приему гру- прямом смешанном сообщении, обеспечивают этим исполнение наиболее специфической из обязанностей, лежащих на них по дого­вору перевозки грузов в данном виде сообщения, — передачу грузов с одного вида транспорта на другой7.

Это суждение, по нашему мнению, ошибочно.

Перевалку грузов, которая производится в соответствии с узло­вым соглашением, нельзя отождествлять с передачей грузов. Пере­дача груза представляет собой элемент перевозочного обязательства и заключается в действиях по оформлению передаточных докумен­тов, которые свидетельствуют о переходе права владения груэдв от сдающего перевозчика к принимающему.

При передаче груза с одного вида транспорта на другой нередко составляются новые (дополнительные) перевозочные документы (на­пример, при передаче грузов с речного транспорта на железнодорож-

7 См.: Комментарий к Уставу железных дорог СССР. — С. 194.

Глава IV Перевозка грузов в прямом смешанном сообщении

ный помимо уже имеющихся документов заполняются дорожная ве­домость, повагонные накладные).

Узловое соглашение регулирует такие взаимоотношения перевалоч­ного пункта, которые направлены на ускорение процесса перевалки грузов от одного соперевозчика до другого и всего транспортного про­цесса в целом. Транспортное законодательство предусматривает обя­зательное заключение узлового соглашения (ст. 79 ТУЖД, ст. 112 КВВТ, ст. 115 УЛТ и п. 98 Общих правил морской перевозки грузов, пассажи­ров и багажа), чего нет в отношении организационных договоров.

Таким образом, не имеется достаточных оснований для того, что­бы отнести узловое соглашение к числу организационных договоров.

Отмечая особенности и отличия узлового соглашения, следует подчеркнуть, однако, что они не дают оснований также считать уз­ловое соглашение договором особого рода, как это подчеркивают от­дельные авторы.

Подобное утверждение было бы оправданно, если бы, основыва­ясь на нем, можно было сказать, какие особенные нормы действую­щего законодательства должны применяться к соответствующему общественному отношению.

Однако авторы, называя узловое соглашение договором особого рода, не подчеркивают, в чем именно заключается эта особенность. Но «если конструкция ограничивается признанием «особенностей рода» данного правоотношения, она остается пустым местом, ибо неизвестно, какими особенными нормами закона регулируется дан­ное общественное отношение»8.

Заключая узловое соглашение и осуществляя перевалку грузов с одного вида транспорта на другой, перевалочные организации — станции, порты (пристани) обслуживают основную деятельность транспортных предприятий — оказывают содействие в осуществле­нии перевозки грузов.

Вся деятельность перевалочных организаций преследует одну ос­новную цель — осуществить своевременно и без потерь перевалку грузов с одного вида транспорта на другой и тем самым способство­вать исполнению сторонами договора перевозки грузов.

Указанное обстоятельство дает основание сделать вывод, что уз­ловое соглашение является гражданско-правовым договором.

Таким образом, узловое соглашение — это гражданско-правовой договор, в соответствии с которым перевалочные пункты (железно-

8 См.: флейшиц Е.А. Расчетные и кредитные правоотношения. — М., 1956. — С. 83.

§2 Узловые соглашения

цорожные станции, порты, пристани) обязуются за плату перемещать 1 рузы с одного вида транспорта на другой на основании обязатель­ных технологических правил с целью продолжения процесса достав­ки груза.

Важным представляется вопрос о том, кто должен быть ответ­ственным за заключение узлового соглашения, так как неясности в нем дают повод отдельным транспортным организациям затягивать оформление своих обязательств на неопределенное время. В транс­портных уставах и Правилах перевозки грузов в прямом смешанном сообщении не предусмотрено, кто конкретно должен составлять про­ект узлового соглашения и кто является ответственным за заключе­ние узлового соглашения.

Читайте также:
Является ли образец договора объектом авторского права?

В Инструктивных указаниях Государственного арбитража СССР от 11 июня 1976 г. № И-1-17 «О некоторых вопросах практики разре­шения споров, возникающих при заключении узловых соглашений» н п. 2 говорится, что проект узлового соглашения может направлять любая из сторон, между которыми должно быть заключено узловое соглашение9.

К чему может привести подобная неопределенность, видно из сле­дующего примера. Узловое соглашение между Управлением Северо-Кавказской железной дороги и Азовским-на-Дону портом вместо февраля было заключено в июле 1998 г. До этого стороны никак не могли прийти к соглашению, кто из перевозчиков должен разрабо-1ать и направить проект узлового соглашения. Естественно, что по­добная задержка при заключении узлового соглашения не могла гю-ножительно отразиться на работе перевалочного пункта при следо­вании груза с железной дороги на воду, что в конечном счете сказалось и на времени доставки груза в пункт назначения.

Транспортное законодательство не предусматривает никаких санк­ций за незаключение узловых соглашений либо их несвоевременное 1аключение. Между тем значение этого договора между транспортны­ми организациями с каждым годом возрастает, и нарушение порядка и сроков его заключения наносит ущерб интересам клиентуры.

При перевозке грузов в прямом смешанном сообщении у сопере-нозчиков возникает обязанность по своевременной передаче пере-позимых ими грузов. Правилами перевозок грузов в прямом смешан­ном железнодорожно-водном сообщении предусмотрено, что пере-1ача грузов в пунктах перевалки производится по передаточным

‘См.; Систематизированный сборник. — С. 242.

Глава IV. Перевозка грузов в прямом смешанном сообщении

ведомостям. Передаточная ведомость представляет собой правовой документ, отражающий движение груза в процессе его перевалки: вре­мя предъявления к передаче каждой партии груза, последовательное начисление причитающихся водному и железнодорожному транспор­ту сборов и платежей, время фактического приема груза принимаю­щей стороной.

Сдающая сторона вручает передаточную ведомость принимающей стороне только тогда, когда груз готов к передаче. На всех экземпля­рах передаточных ведомостей сдающая и принимающая стороны обя­заны поставить календарные штемпели дня предъявления передаточ­ных ведомостей.

Кроме того, передаточная ведомость выполняет и другую наибо­лее важную функцию. Она является документом, в соответствии с которым каждый последующий соперевозчик, подписывая ее, за­ключает договор перевозки с грузоотправителем и предыдущим со-перевозчиком и тем самым возлагает на себя обязанность по даль­нейшей доставке груза в адрес грузополучателя.

Помимо этого в передаточной ведомости дается краткая характе­ристика самого груза.

Передаточные ведомости, свидетельствующие о фактической пе­редаче груза, имеют большое значение для разграничения ответствен­ности транспортных организаций за сохранность грузов, так как именно с момента подписания передаточной ведомости ответствен­ность за сохранность груза возлагается на транспортную организа­цию, принимающую груз в пункте перевалки10.

Ответственность за груз до оформления передачи лежит на сдаю­щей стороне.

Вместе с тем при перевалке грузов с водного транспорта на желез­нодорожный возникает любопытная ситуация. Порожние вагоны подаются на территорию порта (пристани), и последний, разгружая судно, производит перегрузку груза в вагоны, т.е. все перевалочные работы в этом случае выполняются портом. На железную дорогу воз­лагается обязанность пломбирования вагонов, которые были загру­жены в портах.

Таким образом, железная дорога пломбирует вагоны, которые не были ею загружены, и с этого момента несет ответственность за не­сохранность груза перед грузополучателем.

10 См.. ст. 85 ТУЖД; ст. 114 КВВТ; ст. 122 УАТ; п. 97 Общих правил морской перевозки грузов, пассажиров и багажа. На воздушном транспорте такой нор­мы нет.

§2 Узловые соглашения

Такая же ситуация наблюдается при перевалке грузов с железной дороги на автомобильный транспорт, где перевалочные работы осу­ществляет железная дорога”.

Указанный порядок пломбирования грузов находится в противо­речии с правилом, когда обязанность пломбировать транспортные средства возлагается на того, кто должен их загружать. Действующий порядок способствует возложению ответственности за фактически неисправную перевозку на железные дороги и в случаях отсутствия их вины.

Следует отметить, что все проблемы, связанные с сохранностью грузов, которые возникают при перевалке грузов с водного транспорта на железнодорожный или автомобильный, исчезают в случаях, ког­да груз следует в контейнерах. Особенностью перевалки грузов в кон­тейнерах с водного транспорта на железнодорожный или автомобиль­ный является то обстоятельство, что контейнеры с грузом сдаются портам и принимаются от них железной дорогой или автомобиль­ным транспортом без перевески, по внешнему осмотру состояния контейнеров и пломб.

В настоящее время на транспорте используются 10-, 20- и 30-тон­ные контейнеры, что позволяет значительно расширить применение контейнерных перевозок. А это, в свою очередь, играет важную роль в обеспечении сохранности грузов при перевозках в прямом смешан­ном сообщении.

При водно-автомобильных перевозках грузов перевалку грузов осуществляет порт (пристань).

” При водно-автомобильных перевозках грузов перевалку грузов осуществ­ляет порт (пристань).

Транспортное право

Соглашения между транспортными организациями

Сроки доставки груза в прямом смешанном сообщении напрямую зависят от скорости их передачи в пунктах перевалки с одного вида транспорта на другой. В целях обеспечения взаимодействия транспортных организаций различных видов транспорта при передаче груза друг другу между ними заключаются специальные соглашения, именуемые узловыми соглашениями и договорами на централизованный завоз и вывоз грузов (ст. 799 ГК РФ). По поводу правовой природы данных договоров нет единого мнения среди специалистов в области транспортного права. О.Н. Садиков полагает, что это договоры подрядного типа, не являющиеся договорами перевозки и имеющие свои особенности 1 См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части второй (постатейный) / От ред. О.Н. Садиков. М., 1997. С 370. . По мнению А.Г. Быкова. Д.И. Половинчика и Г.П. Савичева, «эти соглашения являются одним из видов организационных договоров, задача которых определить порядок взаимоотношений транспортных предприятий в пунктах перевалки» 2 Комментарий к Уставу автомобильного транспорта РСФСР. М., 1973. С. 192 (авторы комментария – А.Г. Быков. Д.И. Половинчик. Г.П. Савичев). . С точки зрения В.А. Егиазарова, организационными транспортными договорами являются только договоры об организации перевозок. По утверждению автора, «основная цель организационного договора — это определение порядка, условий выполнения действий, необходимых для исполнения обязательств по перевозке грузов, вытекающих из особенностей перевозки на данном виде транспорта и предшествующих приему груза к перевозке»».

Читайте также:
Что такое брачный договор?

Для того, чтобы доказать правильность какой-либо из приведенных позиций, необходимо исследовать те отношения, которые регулируются узловыми соглашениями и договорами на централизованный завоз (вывоз) грузов. Характерной чертой этих соглашений является то, что стороны, участвующие в них (транспортные организации), объединяют свои усилия в целях оказания услуг другим лицам (грузоотправителю, грузополучателю). О.А. Красавчиков отмечал, что организационное отношение складывается из действий организационных (неимущественных, неличных, нетрудовых и т.д.). Оно «имеет своим объектом упорядоченность отношений, связей, действии участников «организуемого отношения» 3 Красавчиков О.А. Гражданские организационно-правовые отношения // Антология Уральской цивилистики. М. 2001. С 162. . Таким образом, различаются организационные отношения и отношения организуемые. Примерами организуемых гражданско-правовых отношений являются отношения по оказанию услуг, по выполнению работ, по передаче имущества в собственность. Все они являются имущественными отношениями, поскольку обусловлены товарно-денежным характером. Организационные отношения, напротив, являются неимущественными. Одним из главных их признаков является сотрудничество сторон по организации и обеспечению имущественных отношений. Цели такого сотрудничества могут быть различны. Например, целью сторон предварительного договора является заключение в будущем основного договора. Договор простого товарищества заключается для извлечения сторонами прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели. В случаях с узловыми соглашениями и договорами на централизованный завоз (вывоз) грузов целью сторон является оказание услуг грузоотправителю, грузополучателю. При этом речь об оказании услуг транспортными организациями может идти только по отношению к третьим лицам, которые стороной соглашения не являются.

Содержанием же узловых соглашений и договоров на централизованный завоз (вывоз) грузов являются действия транспортных организаций, направленные на налаживание транспортного процесса. Грузоотправители и грузополучатели в таких соглашениях не участвуют. Поэтому нельзя согласиться с О.Н. Садиковым в том, что рассматриваемые соглашения являются договорами подрядного типа. Ни одна транспортная организация здесь не выполняет работы по заданию другой транспортной организации. Что касается мнения В.А. Егиазарова, то из приведенных выше примеров видно, что организационные договоры достаточно разнообразны и не ограничиваются договорами об организации перевозок, а тем более отношениями, предшествующими приему груза к перевозке. Поэтому представляется некорректным противопоставлять два вида организационных договоров — договоры об организации перевозок и узловые соглашения. Резюмируя сказанное, отметим, что узловые соглашения и договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов являются организационными и не имеют своим предметом ни оказание услуг, ни выполнение работ.

Узловое соглашение — это гражданско-правовой договор, в соответствии с которым перевозчики различных видов транспорта обязуются совершать в установленном договором порядке в отношении друг друга согласованные действия в интересах грузоотправителя (грузополучателя), направленные на своевременную передачу груза в пунктах перевалки с одного вида транспорта на другой в целях обеспечения перевозки в прямом смешанном сообщении.

Узловыми соглашениями могут предусматриваться порядок и график работы пункта перевалки, сроки погрузки и выгрузки, фронты перевалки, расписание подачи транспортных средств, порядок приема, сдачи и взвешивания грузов, а также порядок и сроки взаимной информации о подходе грузов к пункту перевалки, места передачи груза, порядок въезда транспортных средств на территорию другой транспортной организации (грузовой двор, порт и т.п.), места оформления документов и другие вопросы, вытекающие из местных условий.

Узловые соглашения относятся к категории долгосрочных договоров, поскольку заключаются на 5 лет в обязательном порядке, предусмотренном ст. 445 ГК РФ. В случае изменения технического оснащения пан технологии работы пункта перевалки грузов узловое соглашение по предложению одной из сторон может быть полностью или частично пересмотрено до истечения срока его действия.

Нормами транспортных уставов и кодексов устанавливаются порядок передачи грузов в пунктах перевалки, ответственность транспортных организаций за невыполнение нормы перевалки, а также распределение ответствен поста между транспортными организациями, участвующими в перевозке грузов в прямом смешанном сообщении, за несохранность груза.

Порядок передачи груза с одного вида транспорта на другой. Общим правилом при передаче груза является возложение обязанности по проверке сохранности груза на принимающую сторону. Одним из показателей сохранности передаваемого груза является его вес. Грузы, передаваемые с железнодорожного транспорта на водный, и наоборот, взвешиваются в пунктах перевалки грузов по требованию принимающей стороны на вагонных весах – железными дорогами, на товарных весах — организациями, осуществляющими перевалку грузов в портах. При взвешивании грузов необходимо присутствие представителя организации транспорта смежного вида. При отсутствии весовых приборов передача грузов осуществляется согласно их массе, указанно» в транспортной накладной (ст. 69 УЖТ, ст. 107 КВВТ РФ, ст. 112 УАТ РСФСР). Особый порядок взвешивания установлен для тарных и штучных грузов , принятых для перевозок в соответствии со стандартом или с указанной грузоотправителем на каждом грузовом месте или пакете массой. Если такие грузы доставлены в пункт перевалки грузов в исправных таре или пакетах, то они передаются без взвешивания по количеству грузовых мест и в таком же порядке выдаются грузополучателю в пункте назначения. При наличии признаков утраты, недостачи или повреждения (порчи) грузов они подлежат взвешиванию. Передача грузов в опломбированных вагонах в пунктах перевалки грузов осуществляется с одновременной проверкой исправности установленных запорно-пломбировочных устройств и соответствия сведений на них данным, указанным в перевозочных документах (ст. 107 КВВТ РФ, ст. 69 УЖТ. ст. 112 УАТ РСФСР). При передаче грузов, перевозимых в контейнерах , одновременно осуществляется проверка состояния контейнеров и исправности запорно-пломбировочных устройств. Таким образом, принимающая сторона в необходимых случаях помимо веса осуществляет проверку исправности тары и упаковки груза, а также исправность контейнеров и транспортных средств.

Факт передачи груза фиксируется в передаточных ведомостях, которые составляются в четырех экземплярах. Передаточные ведомости прилагаются к транспортной накладной и следуют дальше вместе с ней. Как отмечается в учебной литературе, передача груза представляет собой элемент перевозочного обязательства и заключается в действиях по оформлению передаточных документов, которые свидетельствуют о переходе права владения грузами от сдающего перевозчика к принимающему. Передачу груза не следует отождествлять с понятием перевалки, которое намного шире и, помимо оформления передаточных документов, включает в себя действия по погрузке и выгрузке грузов, проверку их сохранности и т.п. При передаче груза с речного транспорта на железнодорожный заполняются также повагонные накладные и дорожные ведомости. С момента подписания передаточной ведомости и проставления в ней календарного штемпеля принимающая сторона возлагает на себя ответственность за принятый к перевозке груз. Если же при передаче груза обнаружены факты его несохранности, то до момента проставления подписи в передаточной ведомости сдающей стороне необходимо составить коммерческий акт, копия которого передается перевозчику, принимающему груз.

Читайте также:
Неуважение к суду: что это значит

При осуществлении перевалки грузов может выясниться необходимость дополнительного оборудования транспортных средств в целях обеспечения сохранности грузов при их дальнейшей перевозке. В железнодорожно-водном сообщении согласно ст. 110 КВВТ РФ оборудование грузов и вагонов в порту перевалки в целях обеспечения возможности многоярусного размещения грузов, размещение тяжеловесных, громоздких, длинномерных грузов и крепление их на судах и в вагонах проводятся в порту перевалки грузов организацией, осуществляющей перевалку грузов в этом порту. Это правило не в полной мере согласуется со ст. 74 УЖТ, в соответствии с которой такая работа может осуществляться перевозчиком в соответствии с договором между ним и портом. Оборудование вагонов для перевозки скоропортящихся грузов печами осуществляется железной дорогой. Стоимость таких работ, в том числе затраты на материалы, указывается в транспортной накладной для взимания их стоимости с грузополучателей.

Порядок погрузки и выгрузки груза в пунктах перевалки. В соответствии со ст. 73 УЖТ. ст. 114 УАТ РСФСР в зависимости от видов транспорта, участвующих в перевалке груза, перегрузка обеспечивается:

  • портами при перегрузке грузов с судов и со складов портов в вагоны, а также из вагонов на суда и склады портов;
  • перевозчиками при перегрузке грузов из вагонов и со складов железнодорожных станции на автомобили, а также из автомобилей в вагоны и на склады железнодорожных станций.

На внутреннем водном транспорте порядок перевалки регулируется ст. 112 КВВТ РФ. Ею установлено, что работы по перевалке грузов в портах, на причалах и рейдах морских и речных портов выполняются организациями, имеющими право осуществлять перевалку на указанной территории.

Узловыми соглашениями предусматривается порядок учета времени перевалки грузов (ст. 119 УАТ РСФСР). Такой учет ведется в учетных карточках.

Ответственность сторон узлового соглашения. За невыполнение нормы перевалки грузов, перевозки которых осуществляются в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, виновная сторона несет ответственность в виде штрафа в следующих размерах:

  • в отношении грузов, перевозки которых установлены в вагонах и тоннах, – 0.1 МРОТ за каждую тонну груза;
  • в отношении грузов, перевозки которых установлены в контейнерах, — 0.5 МРОТ за каждый контейнер массой брутто до 5 тонн включительно, одного МРОТ за каждый контейнер массой брутто от 5 до 10 тонн включительно, двух МРОТ за каждый контейнер массой брутто свыше 10 тонн;
  • в отношении грузов, перевозки которых установлены только в вагонах, за исключением рефрижераторных вагонов и транспортеров, – пяти МРОТ за каждый вагон независимо от рода и количества осей;
  • в отношении грузов, перевозки которых осуществляются в рефрижераторных вагонах и транспортерах, — 0.2 МРОТ за каждую тонну груза в отношении грузов, перевозки которых установлены в вагонах и тоннах, и семи МРОТ за каждый вагон в отношении грузов, перевозки которых установлены в вагонах независимо от рода и количества осей.

За невыполнение нормы перевалки грузов с морского транспорта на внутренний водный транспорт и с внутреннего водного транспорта на морской транспорт виновная сторона несет ответственность в виде штрафа в размере трех МРОТ за каждую тонну груза (п. 3 ст. 114 КВ ВТ РФ).

Законом установлены основания освобождения от ответственности перевозчиков за невыполнение нормы перевалки грузов в отдельные дни вследствие:

  • непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных обстоятельств, которые препятствуют перевалке грузов и при которых запрещено проводить операции по погрузке и выгрузке грузов, а также аварий в организациях транспорта;
  • прекращения или ограничения перевозок грузов в установленном порядке;
  • перевыполнения или восполнения в течение первой или второй половины месяца недогрузов в соответствии с нормой перевалки грузов (ст. 120 УАТ РСФСР, ст. 78 УЖТ, п. 4 ст. 114 КВ ВТ РФ).

Кроме штрафа с виновной стороны может быть взыскана плата за пользование вагонами, контейнерам . Например, в соответствии со ст. 78 УЖТ она взимается за время нахождения вагонов, контейнеров в портах под погрузкой, выгрузкой, перевалкой грузов и на железнодорожных станциях вследствие невозможности подачи вагонов под погрузку, выгрузку, перевалку грузов по причинам, зависящим от организации, осуществляющих перевалку грузов в портах. Плата за время нахождения вагонов, контейнеров в портах под погрузкой, выгрузкой, перевалкой грузов включается в перевозочные документы для взыскания с грузополучателей. Ответственность за простой вагонов нельзя отождествлять с ответственностью за невыполнение нормы перевалки. В частности. Президиум ВАС РФ в своем Постановлении от 8 октября 1996 г. по делу № 2951/96 указал, что ссылка в решении суда на то, что §107 Правил перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении ответственность за задержку приема груженых вагонов возложена на порт и иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, необоснованна, так как в нем речь идет об ответственности за простои вагонов, а в данном случае взыскивается штраф за невыполнение плана перевалки.

В случае простоя самоходного судна у причала сверх сроков, установленных узловым соглашением, в связи с неподачей железной дорогой вагонов в количестве, установленном узловым соглашением для перевалки грузов с данного судна непосредственно в вагоны, железная дорога уплачивает штраф в размере 0.06 МРОТ за каждую тонну не перегруженного с указанного судна груза за каждые сутки в отдельности. Размер указанного штрафа за сверхнормативный простои несамоходного судна снижается в 2 раза, рефрижераторного судна увеличивается в 2 раза (п. 6 ст. 114 КВВТ РФ).

Статья 211. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава

1. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона —

Читайте также:
Можно ли продать хлеб по ОКВДУ на производство

наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;

г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, —

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, —

наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, сопряженные с совершением террористического акта либо иным осуществлением террористической деятельности, —

наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

Комментарий к Ст. 211 УК РФ

1. Опасность преступления в том, что ставятся под угрозу жизнь и здоровье граждан, в первую очередь пассажиров и экипажа судна воздушного или водного транспорта либо пассажиров и членов бригады железнодорожного подвижного состава, а также сохранность указанных судна, транспорта, состава или груза.

2. Дополнительным объектом преступления могут выступать жизнь, здоровье, отношения собственности, коммерческие интересы владельцев груза, транспорта.

Предметом преступления являются воздушные и водные суда, железнодорожный подвижной состав.

К судам воздушного транспорта относятся летательные устройства, приводимые в движение двигателями, — самолет, вертолет, дирижабль, мотодельтаплан и др., а также воздухоплавательные аппараты — планер, воздушный шар и др., предназначенные для перемещения по воздуху людей, грузов, проведения научных исследований, спортивных мероприятий и т.д.

Согласно Гаагской конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г. угон воздушного судна является одной из наиболее опасных форм международного терроризма.
———————————
Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXVII. М., 1974. С. 292 — 296.

К судам водного транспорта относятся плавательные средства, приводимые в движение двигателями морские, речные, озерные суда (кроме маломерных судов) — теплоходы, корабли, самоходные баржи, паромы, плавучие сооружения, подводные лодки, буксиры, спортивные, научные и другие суда, или силой ветра — яхты, парусники, катамараны и другие, предназначенные для перемещения по воде или под водой людей, грузов, буксировки, добычи полезных ископаемых, проведения строительных, технических работ, научных исследований, спортивных, культурных мероприятий и т.д.

Безопасности морского судоходства посвящена Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, заключенная в Риме 10 марта 1988 г.

К железнодорожному подвижному составу относятся средства передвижения по рельсам для перевозки людей, грузов, проведения строительных работ, иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав — электровозы, тепловозы, мотовозы, паровозы, вагоны и поезда, авто- и электродрезины и др.

3. Объективная сторона рассматриваемого деяния выражается в угоне судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно в захвате такого судна или состава в целях угона.

Угон предполагает незаконное самовольное перемещение судна воздушного, водного транспорта либо железнодорожного состава. Расстояние, на которое они при угоне перемещены, не имеет значения. Кроме этого, состав преступления, предусмотренный комментируемой статьей, может иметь место и в случаях, когда соответствующее транспортное средство передается при выполнении требования виновного лица об этом как условия освобождения захваченного заложника, и в таких случаях деяние квалифицируется по совокупности со ст. 206 УК.

Захват судна воздушного или водного транспорта или железнодорожного подвижного состава предполагает установление незаконного контроля над соответствующим судном, транспортом или подвижным составом, в результате чего возможность их передвижения зависит от воли угонщика, который при этом может лично управлять транспортным средством, или понуждать путем угроз или физического насилия к экипажу, пассажирам, другим лицам выполнять указания угонщика по использованию транспорта по его усмотрению. Захват предшествует угону. Указанный в ч. 1 комментируемой статьи захват может осуществляться с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья (ст. 116 УК), или угрозы применения такого насилия.

Захват также может быть ненасильственным, например, в отсутствие членов экипажа, поездной бригады и т.д.

4. Преступление имеет формальный состав. Угон или захват считается оконченным с момента приведения захваченного транспортного средства в движение либо, если захват произошел в движении, с момента, когда угонщик получил возможность осуществлять управление транспортным средством лично или установил контроль над транспортным средством либо его экипажем и получил возможность распоряжаться по своему усмотрению.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла, лицо осознает, что совершает угон или захват транспортного средства, и желает этого.

Обязательным признаком субъективной стороны при захвате является то, что захват совершается с целью угона воздушного, водного транспорта или подвижного железнодорожного состава. Цель самого угона либо захвата транспортных средств значения для квалификации по комментируемой статье не имеет и может быть любая, например совершение террористического акта, незаконное пересечение границы, хищение перевозимого груза, контрабанда и другие преступления, которые образуют совокупность соответствующих преступлений.

Если захват совершен не с целью угона, а для другой цели, например для захвата заложников, находящихся в судне или на транспорте, и требования как условия их освобождения выдвигаются на месте захвата, сами судно или транспорт не перемещаются, то ответственность по комментируемой статье не наступает, и в таких случаях действия виновного лица квалифицируются соответственно с содеянным, в частности при захвате заложника по ст. 206 УК.

6. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

7. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает квалифицированные составы преступления: 1) группой лиц по предварительному сговору (ст. 35 УК); 2) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия (ст. ст. 111, 112, 115, 117 УК); 3) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия. Под оружием понимается любой вид оружия — огнестрельное, холодное, газовое, боевое оружие, в том числе и не указанное в Законе об оружии. Предметом, используемым в качестве оружия, может быть любой подобранный на месте или заранее принесенный, приспособленный для причинения вреда здоровью человека предмет.

Читайте также:
Неприкосновенность жилища: что это такое, описание и особенности

8. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает особо квалифицированные составы преступления: те же деяния, если они совершены организованной группой (ст. 35 УК) либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.

Иные тяжкие последствия являются оценочным понятием, ими могут быть крушение, авария судна, транспортного средства, значительный материальный ущерб, связанный с уничтожением или повреждением перевозимого груза, имущества, причинение тяжкого вреда здоровью нескольким потерпевшим, значительное загрязнение окружающей среды, дезорганизация работы транспортного предприятия и т.д.

Субъективная сторона угона в случаях наступления по неосторожности смерти человека или иных тяжких последствий характеризуется двойной формой вины — прямым умыслом по отношению к действиям и неосторожностью (легкомыслием или небрежностью) — к последствиям. Посягательство на жизнь потерпевшего в процессе угона или захвата судна квалифицируется по совокупности комментируемой статьи и соответственно ст. ст. 105, 277, 295, 317 УК в зависимости от того, кто являлся потерпевшим.

Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава

Основной объект преступления– общественная безопасность. Дополнительным объектом могут быть жизнь и здоровье людей, имущественные интересы граждан, государственных и иных организаций.

Предметом этого преступления являются: судно воздушного транспорта, судно водного транспорта и железнодорожный подвижной состав.

К воздушному транспорту относятся летательные аппараты, поддерживаемые в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды (самолеты, вертолеты, планеры, дирижабли и т.п.). Судно водного транспорта – это самоходное или несамоходное плавучее средство, используемое для перевозок по воде или под водой грузов, пассажиров, багажа, либо специального назначения – для буксировки судов, разведки и добычи полезных ископаемых, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций и т.д. (ст. 3 КВВТ РФ). К судам водного транспорта также относятся маломерные суда, под которыми понимаются самоходные судна валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн с главным двигателем мощностью менее 55 киловатт (75 л.с.) или с подвесными моторами независимо от мощности, парусное несамоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, а также иное несамоходное судно (гребная лодка грузоподъемностью 100 кг и более, байдарка грузоподъемностью 150 кг и более и надувное судно грузоподъемностью 225 кг и более). К железнодорожному подвижному составу относятся: локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав. К железнодорожному подвижному составу относятся железнодорожные краны, дрезины и т.п. Сюда же относятся составы метрополитена. В то же время трамваи не охватываются понятием железнодорожного подвижного состава.

Для квалификации действий не имеют значения правовой статус и предназначение транспортного средства (государственное или частное, пассажирское или грузовое и др.).

Объективная сторона преступления выражается в насильственном завладении, захвате и последующем перемещении судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава. Захват и угон возможны как на месте стоянки транспортного средства (аэродром, пристань, железнодорожная станция и др.), так и при его движении. Захват признается оконченным с момента установления контроля над транспортным средством со стороны виновного либо его экипажем, а угон – с момента его приведения в движение либо – если судно было захвачено в процессе его движения – с момента, когда угонщик получает возможность контролировать транспортное средство или управлять им. Захват транспортного средства без цели угона не образует преступления, предусмотренного ст. 211 УК РФ, например, для использования экипажа, пассажиров в качестве заложников.

Субъект преступления – физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Участником угона может быть как член экипажа, так и любое другое лицо.

Субъективная сторона выражается в умышленной форме вины в виде прямого умысла и специальной цели угона. Если угон или захват судна водного транспорта совершены с целью завладения находящимся на нем имуществом, то содеянное надлежит квалифицировать по совокупности преступлений (ст. ст. 211 и 227 УК РФ). Также по совокупности следует квалифицировать и угон транспортного средства, совершенный в целях государственной измены (ст. ст. 211 и 275 УК РФ).

Квалифицирующими признаками, предусмотренными ч. 2 ст. 211, являются: 1) совершение угона транспортного средства группой лиц по предварительному сговору; 2) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья либо с угрозой применения такого насилия; 3) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия.

Насилие может рассматриваться в качестве признака данного преступления, если оно было средством угона транспортного средства. А угроза может адресоваться не только экипажу, но и пассажирам, а также иным лицам. В качестве угрозы должны рассматриваться и заявления угонщиков о наличии на транспортном средстве взрывного устройства независимо от того, имелось ли реально такое устройство. Встречающиеся случаи заявления того или иного пассажира о якобы имеющемся на борту судна взрывном устройстве, не сопряженные с намерением его угона, не могут квалифицироваться по рассматриваемой статье.

Часть 3 ст. 211 предусматривает особо квалифицирующие признаки угона транспортного средства в этих же целях: а) если они совершены организованной группой; б) повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.

Признаки организованной группы предусмотрены в ч. 3 ст. 35 УК РФ.

К тяжким последствиям относятся смерть человека, причинение вреда здоровью людей, крушение, столкновение транспортного средства, причинение значительного имущественного ущерба и др. В этом случае состав преступления является материальным.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: