Валютная интервенция: что это такое, описание и особенности

Валютные интервенции центрального банка. Виды и цели

Слово интервенция происходит от латинского interventio – вмешательство. Валютная интервенция (ВИ) это одна из крайних мер предпринимаемых центральными банками стран (в России это ЦБ РФ), представляющая собой не что иное, как вмешательство в регулирование курса национальной валюты.

Фактически валютная интервенция представляет собой покупку или продажу (в зависимости от целей) национальной валюты, за иностранную, в объёмах, достаточных для того, чтобы оказать нужное влияние на курс.

Цели валютной интервенции

  1. Регулирование курса национальной валюты. Производится либо покупка национальной валюты за резервную валюту, либо наоборот, покупка резервной валюты за национальную валюту. В первом случае интервенция направлена на рост курса национальной валюты, во втором случае на его снижение. В роли резервных валют в настоящее время выступают доллар США и Евро.
  2. Регулирование волатильности курса национальной валюты. Небольшие интервенции могут быть направлены на сглаживание скачков курса не выходящих за пределы определённого коридора. Это часть мер, целью которых является стабилизация курса национальной валюты.
  3. Пополнение резервных запасов Центрального банка. Зачастую, покупка большого объёма резервной валюты связана не с тем, чтобы как-то повлиять на курс своей собственной, а для того, чтобы элементарно пополнить свои запасы. Ведь от размера этих запасов напрямую зависят возможности ЦБ по оказанию дальнейшего влияния на курс своей валюты в будущем.
  4. Поддержание ликвидности валютного рынка страны. Наконец целью ВИ может быть увеличение ликвидности национальной валюты. Для этого ЦБ выступает контрагентом по сделкам на продажу национальной валюты.

Виды валютных интервенций

Все валютные интервенции проводимые Центральными банками разных стран в настоящее время, можно классифицировать по нескольким основным видам.

Во-первых, следует выделить три основных вида:

  1. Открытая ВИ. Заранее оглашается намерение Центробанка провести интервенцию и объявляется конкретная дата и время сего события. Далее в назначенное время происходит покупка либо продажа резервной валюты за национальную, что оказывает соответствующее влияние на её курс. Однако сила и продолжительность этого влияния не всегда предсказуемы (здесь многое зависит от той величины валютных резервов, которые ЦБ готов потратить).
  2. Вербальная ВИ. Центробанк оглашает намерение провести валютную интервенцию и этим всё ограничивается. Никаких реальных действий со стороны ЦБ не происходит, однако самого оглашения намерения достаточно для того чтобы повлиять на решения основной массы игроков рынка и, соответственно, на курс валюты. Как правило, не дождавшись реального вливания денежных средств, рынок, после небольшого сдвига, откатывается обратно.
  3. Косвенная ВИ. Проводится Центробанком не напрямую, а через посредничество крупнейших коммерческих банков страны. Коммерческие банки, как организации, зависящие от ЦБ, вынуждены подчиняться.

Каждый из этих трёх типов, в свою очередь, может подразделяться ещё на два вида по направлению:

  1. В направлении наметившейся ценовой тенденции для её ускорения и (или) укрепления;
  2. В направлении против наметившейся ценовой тенденции для возврата курса к прежнему уровню. Применяется, например, при выходе курса за пределы валютного коридора**.

Кроме этого все интервенции можно подразделить по степени вовлеченности в них других участников:

  1. Односторонние ВИ проводятся со стороны Центробанка одной лишь страны. Успех такого рода интервенций напрямую зависит от величины валютных резервов задействованных в ней. Но нет никаких гарантий того, что такая ВИ в итоге приведёт к намеченной цели.
  2. Двусторонние (совместные). Такие интервенции проводятся по взаимной договорённости Центробанков двух стран и имеют гораздо больше шансов на успех.
  3. Многосторонние валютные интервенции являются самыми эффективными из всех перечисленных. Примером, ставшим уже хрестоматийным, стали многосторонние валютные интервенции, направленные на укрепление курса японской йены в 2011 году. Эти меры были предприняты рядом крупнейших стран для поддержки экономики Японии после сильного землетрясения произошедшего в ней 11 марта 2011 года.

Наконец все ВИ можно классифицировать по влиянию на денежную базу государства:

  1. Стерилизованная ВИ сопровождается обратной операцией на внутреннем денежном рынке страны. Например, продажа Евро на внешнем рынке, сопровождается покупкой краткосрочных государственных облигаций стран Евросоюза, на внутреннем денежном рынке.
  2. Нестерилизованная ВИ – это просто покупка или продажа, без сопровождения обратной операцией на внутреннем денежном рынке страны.

Стерилизованная и нестерилизованная валютные интервенции. Иллюстрация на примере упрощённого баланса Центрального банка

** Валютный коридор представляет собой границы курса национальной валюты, установленные Центробанком. Достижение курсом одной из границ является сигналом к началу валютной интервенции с целью вернуть курс в пределы коридора. Если курс достигает нижней границы валютного коридора, то ЦБ начинает скупать национальную валюту за резервную (доллары и Евро) стимулируя тем самым её рост. Если курс достигает верхней границы коридора, то ЦБ начинает скупать резервную валюту за национальную валюту. В России валютный коридор вводился два раза, в 1995 году (просуществовал всего 2 месяца) и в 2008 году (просуществовал до 2014 года). В настоящее время у нас в стране нет установленного валютного коридора, и ЦБ может проводить ВИ по своему усмотрению.

Читайте также:
Как вступить в наследство на долю матери после ее смерти

Значение для трейдера

Для трейдера торгующего на валютном рынке, очень важно следить за официальными заявлениями касающихся намечающихся интервенций. Ведь иначе он может оказаться в сделке направленной против такой махины как центральный банк страны с его огромными резервами.

Кроме этого, вовремя полученная информация о намечающейся ВИ, может позволить трейдеру «прокатиться на волне», заработав на изменении курса валюты. А изменение курса, как правило, неизбежно следует за заявлениями такого рода, даже если после них так и не последует реальных действий со стороны ЦБ (в случае, например, вербальной ВИ). Другое дело, что за вербальной интервенцией всегда следует неизбежный откат, а реальная интервенция имеет все шансы вылиться в новый тренд (но тут нет никаких гарантий).

Информация о намечающихся совместных интервенциях со стороны целого ряда государств вообще является золотым дном для любого валютного трейдера. Ведь такого рода ВИ, как правило, всегда обречены на успех и трейдер может почти гарантированно сделать на них огромные деньги. Однако информация такого рода, практически во всех 100% случаев, относится к разряду инсайдерской (она не обнародуется в СМИ и известна лишь узкому кругу лиц).

Причины неэффективности

Существует две основных причины, по которым валютные интервенции, в условиях плавающего валютного курса, не имеют должной эффективности:

  1. Определить тот равновесный валютный курс, к которому должен стремиться текущий курс национальной валюты, попросту невозможно;
  2. Как показывает практика, применение валютных интервенции зачастую приводило лишь к увеличению волатильности национальной валюты, не оказывая должного влияния на корректировку её курса.

Кроме этого, возросшая в краткосрочном периоде волатильность валютного курса происходящая в качестве следствия резкого изменения макроэкономических факторов и являющая собой не что иное, как процесс поиска рынком новой точки равновесия, далеко не всегда требует вмешательства Центробанка страны.

Интервенции ЦБ РФ

Наш Центробанк активно проводил регулярные валютные интервенции вплоть до 2014 года. Именно до этого времени в стране действовал механизм курсовой политики основанный на предельных отклонениях от стоимости бивалютной корзины.

Бивалютная корзина — ценовой ориентир Центрального Банка в политике ценообразования национальной валюты страны, использовавшийся с 2005 по 2014 годы и представлявший собой средневзвешенный курс рубля к двум основным мировым валютам — доллару и евро.

В настоящее время курс российского рубля плавающий, он полностью зависит от текущей величины спроса и предложения на валютном рынке и никак не определяется ни правительством страны, ни Центробанком.

Однако, несмотря на это, ЦБ РФ продолжает практику проведения интервенций, только цель их теперь состоит не в регулировании текущего курса национальной валюты, а в пополнении валютных резервов страны.

Что такое валютная интервенция?

Валютная интервенция — это действия центробанка страны на мировом валютном рынке, направленные на коррекцию (снижение или повышение) курса национальной валюты.

Как можно подтолкнуть экономику страны к росту? Для этого существует немало способов: повышение инвестиционной привлекательности, внедрение инноваций, ослабление налогового бремени для мелкого и среднего бизнеса и т. д. Но бывает, что этих мер недостаточно, тогда на помощь приходит центробанк. Благодаря интервенциям (покупке или продаже очень больших объемов иностранной валюты) ЦБ укрепляет или ослабляет курс национальной валюты, что может стимулировать экономические процессы. Валютная интервенция — это один из классических рычагов денежно-кредитной политики государства.

Механизм интервенций

  • Повышение курса

Центробанк начинает масштабную распродажу иностранной валюты и такую же массовую покупку национальной валюты. Благодаря этому на мировом рынке повышается уровень спроса на валюту своей страны, а как известно, рост спроса порождает повышение валютного курса.

  • Понижение курса

ЦБ осуществляет покупку иностранной валюты, одновременно «выбрасывая» на рынок национальную валюту. Как результат — спрос превышает предложение, и курс отечественных денег снижается.

Виды интервенций

По характеру действий выделяют три вида валютных интервенций: прямая, косвенная и вербальная.

Прямая интервенция — это открытые действия центробанка, о которых он заранее извещает участников рынка. Регулятор заранее информирует о том, когда произойдет интервенция, какого направления (покупка или продажа иностранной валюты) и в каком объеме. В этом случае и трейдеры, и инвесторы, и реальный сектор экономики могут подготовиться к предстоящему повышению или ослаблению курса.

Косвенная — это интервенция, которая осуществляется не напрямую самим ЦБ, а коммерческими банками по приказу центробанка. Для трейдеров, зарабатывающих на разнице валютных курсов, этот вид вмешательства самый нежелательный, так как становится сложнее предугадать колебания котировок. Когда начинаются необъяснимые скачки курса, на рынке может начаться паника, из-за которой большое количество трейдеров оказывается в убытке, а выиграть от этого способны лишь крупные инвесторы, обладающие инсайдерской информацией от приближенных к ЦБ источников.

Читайте также:
Поклепная вира: что это такое, описание и особенности

Вербальная — это не интервенция в прямом смысле слова, а лишь высказывания председателя центробанка о необходимости провести такую интервенцию, чтобы оказать влияние на настроения рынка. Эффект от этого носит временный характер, так как если заявления главы ЦБ в дальнейшем не подкрепляются действиями, то валютный курс возвращается к прежним значениям. Кстати, вербальной интервенцией довольно часто пользуются Федрезерв США и Европейский центробанк. Если вы торгуете на Форекс парами с USD и EUR, то обращайте особое внимание на высказывания председателей и представителей этих финансовых регуляторов.

По участию сторон в интервенции эти валютные операции разделяются на односторонние, двусторонние и многосторонние. Если в изменении валютного курса заинтересована только одна страна, то ее центробанк осуществляет одностороннюю интервенцию.

Двусторонняя является более эффективной, так как в ней участвуют две страны. Например, если Великобритания заинтересована в укреплении курса фунта стерлингов, а США, наоборот, хотят немного ослабить доллар, чтобы поддержать свой экспорт, то Банк Англии и ФРС США могут договориться о проведении совместной интервенции, выгодной для обеих сторон.

Многосторонняя интервенция является самой эффективной, так как она задействует много участников валютного рынка и может изменить направления трендов на рынке. Яркий пример такой интервенции — решение стран G7 после наводнения в Японии в 2011 году. Тогда центробанки «большой семерки» договорились продать определенный объем иен, что помогло всего за несколько дней понизить курс японской валюты на 2%. Это позволило японским производителям получить конкурентное преимущество на мировом рынке за счет более низких цен, и экономика Японии, пострадавшая от катаклизма, смогла быстрее восстановиться.

Интервенции и трейдинг

Торгуя на рынке Форекс, следите за высказываниями и действиями руководителей крупных мировых центробанков. Когда совершается интервенция, то сопоставляйте ее направление с направлением текущего тренда по валютной паре, на которую эта интервенция должна повлиять. Например, если по паре GBP/USD наблюдается развитие восходящего тренда, а Банк Англии совершил крупную покупку доллара за фунты, то значит, центробанк хочет ослабить фунт. В этом случае высока вероятность разворота тренда — как минимум до ближайшего уровня поддержки. А если бы банк купил фунты за доллары США, то поддержал бы восходящий тренд, и можно совершать сделки в этом направлении.

Как заработать на валютной интервенции — возможно ли это?

Валютная интервенция – это выполнение Центральным банком государства определенных действий, направленных на ослабление либо поддержание национальной валюты, в процессе чего одновременно или в определенный промежуток времени осуществляется продажа/покупка (в зависимости от поставленной задачи) внушительного объема валюты. Основная задача таких действий – поддержание курса национальной валюты, корректирование его в интересах страны и ее экономики.

Нередко валютные интервенции как инструмент используются одновременно несколькими центральными банками, в соответствии с установленными договоренностями для достижения определенных целей. Так, в 2011 году «Большая семерка» постаралась поддержать экономику Японии и повысить ее конкурентоспособность путем понижения курса иены в отношении доллара США. Сделано это было согласованно Европейским центральным банком, Банком Японии, Федеральной резервной системой США и стоимость японской иены на протяжении нескольких минут понизили на 2%.

Чтобы лучше понимать, в чем смысл, можно рассмотреть основные цели таких действий:

  • Поддержание курса национальной валюты на оптимальном уровне
  • Контроль за волатильностью курса – уровнем изменчивости цены
  • Снижение темпов изменений и сглаживание резких скачков стоимости
  • Поддержание ликвидности международного валютного рынка
  • Способствование или противодействие ввозу/вывозу капитала
  • Накопление резервов центробанка в той или иной валюте

В большинстве случаев ЦБ делают публичные заявления заранее касательно дат и объема валютных интервенций. Благодаря отслеживанию таких новостей инвесторы и трейдеры на рынке Форекс могут корректировать свои планы, закрывать/открывать сделки в соответствии с полученной информацией и защищаться от потерь.

Чтобы лучше разобраться, что означает данное понятие, необходимо рассмотреть некоторые особенности. С учетом того, что все операции приобретения/продажи иностранной валюты за национальные средства обязательно влияют на денежную базу государства, они называются нестерилизованными. В том же случае, когда центробанк хочет понизить или исключить этот фактор (влияние интервенции), проводятся операции по стерилизации.

Стерилизованные валютные интервенции – это ситуация, когда совместно с осуществлением операций на валютном рынке проводятся противоположные по направлению и идентичные по объемам операции на внутреннем рынке, чтобы компенсировать влияние данных действий для рынка внутри страны.

Получается, что такая стерилизованная интервенция не влияет на национальную экономику, так как осуществляется полное взаимозамещение финансов. Равновесие на внутреннем рынке не нарушается, ставки по процентам и цены остаются на том же уровне. Меняется только валютный курс.

Читайте также:
Бюджетный год: что это такое, описание и особенности

Виды и особенности операций

В зависимости от того, каков механизм и особенности валютной интервенции, она может быть:

1) Реальной – выполняется открыто, банк сообщает дату и суммы, через представителей либо самостоятельно выходит на рынок и принимается за скупку нужных лотов. После завершения действий обязательно публикуются отчеты с указанием точных объемов.

2) Фиктивной (вербальной) – когда разные источники представляют сообщения про возможные операции, но на самом деле ничего не происходит. Это делают нечестные игроки на валютном рынке или даже сами банки, чтобы повлиять на валюту в нужном русле. Фиктивная операция проводится быстро и меньше влияет на изменения цены.

3) Косвенной – все выполняют коммерческие банки в соответствии с указаниями ЦБ. Такие интервенции очень непредсказуемы, провоцируют сильные движения стоимости и делают торги нервозными.

В соответствии с количеством участников выделяют такие виды интервенций: односторонние (не очень эффективны, так как участвует лишь одна сторона), совместные (объединяют действия нескольких ЦБ, более влиятельные), многосторонние (изменение долгосрочных трендов благодаря договоренности нескольких участников, что всегда предполагает успех и достижение всех поставленных целей).

Также операции могут производиться против текущего тренда, чтобы вернуть курс на прежнюю отметку цены, либо по тренду, чтобы ускорить изменение курса. Последний тип операций чаще всего используется для «разгона» слабого либо только зародившегося тренда.

Чтобы проведение валютных интервенций дало желаемый результат, необходимы немалые средства в виде резервов ЦБ, высокий уровень доверия участников рынка к особенностям проводимой долгосрочной политики, изменение фундаментальных экономических показателей (темпы увеличения объема финансов, темп стоимости, инфляции и т.д.).

Особенности торговли с использованием знаний об операциях

Чтобы успешно торговать, трейдеру мало знать, что понимается под валютной интервенцией, он должен уметь правильно определять время проведения таких действий, анализировать текущие изменения, строить прогнозы касательно влияния политики ЦБ на стоимость того или иного актива.

Заработать в таком случае вполне реально, но нужно понимать рынок и читать график, следить за экономическими новостями.

Так, при появлении значимого негативного катализатора (проблемы с госдолгом, национальная трагедия, кризис в экономике) стоит ожидать вмешательства ЦБ. Валюта резко удешевляется и банк с высокой долей вероятности начнет предпринимать действия для ее укрепления, что приводит к резким краткосрочным скачкам валют.

Можно получить прибыль, открыв сделку до начала спрогнозированной (или объявленной официально и действительно вероятной, а не дезинформационной) интервенции, а закрыть после ожидаемых скачков цены, взяв максимум.

Предугадывание таких операций доступно тем, кто долго работает на рынке с долгосрочными стратегиями, анализирует фундаментальные данные, интуитивно чувствует моменты, когда ЦБ той или иной страны начнет корректировать текущий курс и влиять на рынок.

Есть определенные отметки, при достижении ценой которых проводятся операции. Так, к примеру, для валютной пары USD/JPY этот уровень находится на 115.00 – как только курс американского доллара к японской иене превышает эту отметку, вмешивается банк. Но если он посчитает процедуру слишком дорогостоящей или в данном конкретном случае лишней, все прекратится.

Большое значение имеют официальные заявления касательно проведения подобных действий. Часто только заявления уже существенно влияют на курс. Если они подкрепляются реальными операциями, то в будущем выступления чиновников оказывают также сильное влияние на рынок, им можно верить и открывать/закрывать сделки с учетом этой информации. Если же после слов ничего не происходит и обещания оказываются пустыми, постепенно они все меньше влияют на рынок.

Чтобы успешно торговать на интервенциях, желательно выполнять такие действия:

  • Отмечать примерные уровни, после которых ЦБ начинает вмешиваться в торги и влиять на курс национальной валюты
  • Выставлять тейк-профит и стоп-лосс для своевременной фиксации дохода и ограничения убытка: тейк-профит устанавливается на уровне, который пара ранее достигала в процессе интервенции, стоп-лосс – на разумном расстоянии от точки входа
  • Не стоит торговать с большим кредитным плечом, так как риски тут велики: торговля идет против долгосрочного тренда и если вмешательство не начнется в спрогнозированный момент, есть шанс получить маржин-колл и стоп-аут

Валютная интервенция – что это?

Интервенция – в экономической теории таким термином обозначают вмешательство Центральных банков в положение национальной валюты на мировом рынке. Если говорить проще, то валютная интервенция – это скупка или продажа валюты эмиссионным банком для поддержания ее курса. Так же данная операция распространяется не только на национальную валюту, но и на купле-продажу иностранной. Цель этих операций состоит в том, чтобы ограничить динамику курса, благодаря ее понижению или повышению.

Читайте также:
Статутное право: что это такое, описание и особенности

В чем суть интервенции на валютном рынке?

Валютная интервенция, сама по себе, – это покупка или продажа национальной валюты. Эти действия осуществляет Центральный банк страны, в которой эта валюта является государственной. Самой важной задаче интервенции являются, в первую очередь, интересы страны, а именно ее экономическая сторона. Считается, что валютная интервенция – некий рычаг управления кредитно-денежной политикой страны.

Для того, чтобы всегда существовали подъемы и спуски в цене, Центральный банк использует несколько отработанных схем:

  • Для повышения курса национальной валюты, сотрудники Центробанка должны продавать как можно больше иностранной валюты. В противовес они покупают свою валюту. Все это происходит для уменьшения спроса на иностранную валюту.
  • Для понижения курса национальной валюты, совершаются абсолютно противоположные действия. Простыми словами, Центробанк скупает всю иностранную валюту и старается продать как можно больше национальной. Тем самым, курс иностранной валюты повышается, а национальной – опускается.

Виды интервенций

Все виды интервенций преследуют единые цели, однако отличаются между собой способами и эффективностью. Среди них можно выделить следующие:

  1. Вербальная – появляется заявление Центробанка о том, что скоро будет произведена покупка/продажа валюты. Эта новость моментально делает покупаемую валюту популярной и выгодной для трейдеров. Тем самым, желаемый результат достигается без прямого вмешательства ЦБ. Эффект можно ускорить только непосредственным вмешательством регулятора.
  2. Реальная скрытая – ЦБ скрыто заставляет крупные коммерческие банки страны покупать или продавать валюту по цене, которая им невыгодна, поставляя им валюту на обмен с «печатного станка». Такой вариант интервенции самый распространенный для стран с жесткой курсовой политикой.
  3. Реальная прямая односторонняя – Центральный Банк от своего имени заключает крупную сделку. Информацию об этом он публикует в СМИ с точным указанием суммы и направления движения валют. Такая интервенция имеет большой успех и выражается в моментальном скачке курса на сотню пунктов. Однако эффективность такого способа невысокая.
  4. Реальная прямая многосторонняя – несколько банков страны объединяют свои усилия для достижения необходимых показателей. Такой вариант самый стабильный и правильный среди всех интервенций.

Причины интервенции

Можно обозначить три наиболее веские причины, которые могут вынудить Центральный банк прибегнуть к интервенции:

  • Форс-мажоры, которые смогли резко повлиять на курс валют – природные катаклизмы, обвал бирж, банкротство крупных банковских учреждений. В таких случаях помогает разовая прямая интервенция. В иностранной валюте или золоте на сумму, которая сможет покрыть убытки и выровнять курс.
  • Необходимость сдерживать инфляцию в момент, когда в торговом балансе государства образовывается дефицит. В такие моменты хорошо работает вербальная и скрытая интервенции.
  • Потребность в снижении курса при постоянном профиците торгового баланса. В основном, используют скрытые интервенции, чтобы не придавать огласку и избежать волнений общественности

Последствия интервенции

То, как повлияет интервенция на долговременный курс валют, зависит от того, какой размер торгового баланса и объемы проведенных сделок, а так же от общей направленности рынка.

Если экономическая ситуация нестабильная, а к национальной валюте низкая степень доверия, то может понадобиться ни одна валютная интервенция в размере, который будет полностью компенсировать недостаток баланса. Если вовремя не начать исправлять ситуацию, этим воспользуются трейдеры, что приведет к тому, что необходимо будет скупать не только национальную валюту, но и иностранную.

С позитивны балансом ЦБ провозит регулярную закупку иностранной валюты для уменьшения курса национальной и разовые интервенции проводятся крайне редко. Как пример можно рассмотреть Японию, курс йены которой постоянно завышен.

Можно ли спрогнозировать интервенцию?

Обычный трейдер вряд ли сможет предугадать скрытую интервенцию. Об открытой говорят уже напрямую, для этого достаточно следить за новостями экономики. Чаще всего такая интервенция – «утка», но это так же приводит к необходимому для трейдера колебанию курса. Существуют страны, которые стараются сдерживать курс национальной валюты в неком коридоре к доллару. В том случае, когда валюта достигает верхней границы этого коридора, можно предугадать интервенцию. В развитых странах с отрицательным торговым сальдо, трейдеры не могут зарабатывать на национальной валюте. Баланс пополняется допечатыванием валют. В России предсказать скрытую интервенцию нереально. Чаще всего здесь используется прямая интервенция.

Понятие дефицита бюджета и методы его снижения

  • Что такое дефицит бюджета — на что влияет
    • Чем отличается от профицита
  • Основные элементы и функции государственного бюджета
  • Плюсы и минусы бюджета
  • Причины образования дефицита
  • Особенности финансирования дефицита из внешних и внутренних источников
  • Пути снижения бюджетного дефицита

Что такое дефицит бюджета — на что влияет

Дефицитом бюджета называют такое стечение обстоятельств, при котором расходные обязательства, рассчитанные на следующий отчетный период, больше, чем запланированные поступления в бюджет, что сопровождается формированием отрицательного сальдо в дальнейшем.

Читайте также:
Международный информационный обмен: что это значит

В ситуации дефицита бюджета правительству необходимо определиться с курсом и изыскать какие-либо источники финансирования возникших проблем. Они могут внешними и внутренними. К последнему типу относят доходы, полученные в результате размещения ценных бумаг.

Также в качестве источников используют кредитные средства, предоставляемые международными финансовыми компаниями и кредитными организациями для дальнейшего погашения, доходы от продажи акций. Внешние источники представляют собой средства, которые пополняют бюджет за счет государственных займов путем выпуска ценных бумаг от имени определенного региона или государства.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Данные бумаги по номинальной стоимости учитываются в иностранной валюте. Кроме того, используют кредиты, предоставляемые международными юридическими лицами или кредитными организациями в иностранной валюте.

Дефицит бюджета может стать причиной следующих проблем:

  • ограничения для поиска дополнительных источников прибыли;
  • при увеличении налогов наблюдается снижение деловой активности в экономической сфере, объем теневой экономики растет, как следствие поиска бизнесом путей ухода от налогов и ликвидации законной деятельности.

Во избежание подобных проблем в отдельных случаях целесообразно сохранять дефицит бюджета. В том случае, когда такая ситуация обусловлена значительными тратами, уровень опасности достаточно высок, и требуется вмешательство высококлассных и опытных специалистов.

Как правило, дефицит является последствием кризиса. Подобные обстоятельства возникают из-за неэффективной налоговой политики и усугубления финансово-хозяйственной деятельности. В этом случае от государства требуется разработать действенную стратегию, направленную на стабилизацию экономики, финансово-кредитной системы, проведение реформ в области бюджетной политики.

Исходя из степени управления, дефицит государственного бюджета классифицируют на следующие типы:

  • циклический дефицит, при котором ситуация напрямую определяется действиями государства, а причиной является снижение в производственном секторе;
  • структурный дефицит формируется в том случае, когда в процессе экономического спада государство снижает налоги для физических лиц и бизнеса с целью снизить доход, увеличивает дотации и пособия для улучшения общего финансового положения в стране.

Ориентируясь на понятие конкретной части бюджета, для которой характерен дефицит, его подразделяют на следующие виды:

  • пассивный, возникающий при уменьшении доходов страны;
  • активный, формируется в результате увеличения затрат по сравнению с государственными доходами, как следствие структурных изменений в экономике и войн.

По причинам возникновения дефицит бывает:

  • кризисным, который спровоцирован экономическим спадом;
  • форс-мажорным, к которому приводят катастрофы, стихийные бедствия, войны;
  • управленческим, сформированным в результате оттока денежных средств за границу, неэффективной инвестиционной политики, коррупции, других проблем из-за неграмотного управления.

По продолжительности дефицит подразделяют на следующие виды:

  • долгосрочный;
  • краткосрочный, возникающий на фоне форс-мажорных обстоятельств и ошибок в управлении.

К распространенным причинам образования дефицита бюджета относят проблемы, связанные с планированием доходов и расчетов. Данные обстоятельства формирует тенденция экономического спада. Нередко дефицит формируется на фоне природных катастроф, санкций или военных конфликтов.

Долгосрочным дефицитом называют системное явление, возникающие в сущности по причине экономического кризиса.

Классификация бюджетного дефицита:

  • действительный, отраженный в законодательных актах о бюджете в виде предельной величины, которая может быть нестабильна в зависимости от исполнения бюджета;
  • случайный, преимущественно затрагивающий местные бюджеты по причине зависимости от единственного источника финансирования, представляет собой причину снижения роста дохода по отношению к расходам;
  • временный, не представляющий большой опасности для экономики по причине непродолжительного действия, причиной являются случайные колебания расходов и доходов;
  • хронический, в виде ежегодного явления, сформированного по причине экономического кризиса.

Государству необходимо снизить негативное влияние дефицита и защитить экономику. Предпринимаемые меры, как правило, касаются эмиссионного покрытия дефицита, внешних и внутренних займов или повышения налогов.

Чем отличается от профицита

Финансовый план государственного бюджета включает две основных статьи: расходы и доходы. В том случае, когда сумма расходов сопоставима с суммой доходов, бюджет является сбалансированным. При возникновении ситуации, когда доходы выше, чем расходы, формируется профицит бюджета. При обратном соотношении статей возникает бюджетный дефицит.

Правительство старается поддерживать стабильность экономики страны, сдерживая дефицит государственного бюджета в пределах 10% от ВВП. Как правило, дефицит учитывают при формировании государственного бюджета. Наличие последнего приводит к инфляции, так как он обычно покрывается за счет выпуска дополнительных денег в обращение.

Доход, который при этом получен, называют сеньоражем. По распространенному мнению, профицит лучше, чем дефицит, так как такая ситуация позволяет сдерживать инфляцию. Однако оценивать бюджетную политику целесообразно, принимая во внимание структуру и статьи расходов бюджета.

Основные элементы и функции государственного бюджета

Любая денежная государственная система основана на бюджете. В процессе планирования оперируют данными о прошедшем периоде и готовят предложения на будущий срок. В целом, государственный бюджет является определенной формой расходования и формирования финансов, благодаря чему обеспечиваются федеральные функции и задачи местного самоуправления.

Читайте также:
Процессуальное правопреемство: что это такое, описание и особенности

Государственный бюджет является сводным планом сбора доходов и реализации полученных средств с целью покрытия расходов на федеральном и местном уровнях в рамках конкретного периода.

Государственный бюджет готовит правительство, а утверждает высший законодательный орган власти. В Российской Федерации бюджетный проект федерального значения выносят на обсуждение каждый год и принимают, как закон Федерального собрания. В конце отчетного периода Правительство РФ предоставляет отчет о том, как исполнен бюджет.

Доходная часть бюджета включает:

  • налоги;
  • акцизы;
  • таможенные сборы;
  • доходы от государственной собственности;
  • средства от фондов социального страхования, пенсионного и страхового фондов;
  • займы;
  • денежная эмиссия.

Расходная часть бюджета состоит из статей:

  • содержание государственного аппарата, милиции, юстиции;
  • материальное обеспечение внешней политики, дипломатических служб;
  • оборонный сектор;
  • образование, здравоохранение, социальная сфера;
  • финансирование каких-либо хозяйственных отраслей экономики, инвестиционная политика, дотации;
  • субсидии и кредиты, предоставляемые другим государствам, обслуживание внутренних и внешних долгов страны.

Согласно государственному устройству страны, доходы классифицируют, таким образом:

  • в унитарном государстве – доходы центрального и местных бюджетов;
  • при федеративном строе – доходы федерального бюджета, доходов субъектов федерации, доходы местных бюджетов.

В Российской Федерации принят трехуровневый бюджет:

  • федеральный;
  • региональный;
  • местный.

Путем корректировки бюджета государство регулирует процессы в экономике. Соблюдается принцип баланса расходов и доходов. На практике наблюдается дефицит или профицит бюджета, исходя из преобладания определенной статьи.

Бюджетная система государства представляет собой основу финансовой стабильности страны. Суть централизованного фонда денег и финансовых инструментов заключается в оплате потребностей общества и аппарата власти. Бюджет складывается из средств, поступающих от реального сектора экономики и домашних хозяйств.

  • распределение совокупного общественного дохода;
  • контроль и стимулирование хозяйственной деятельности;
  • обеспечение социальной политики;
  • контроль целесообразного расхода централизованных средств.

Основной задачей государственного бюджета является распределение денежной массы и финансов, исходя из заранее принятого плана. Средства направляют на финансирование приоритетных направлений в реальном секторе, а также экономических отраслей, не приносящих существенной коммерческой выгоды, включая медицину, культуру, образование и науку.

С тех пор, когда сформировалась государственность, началось становление бюджетной системы. В процессе развития и совершенствования налогово-бюджетной структуры сложились основные принципы разработки бюджета:

  • полнота;
  • единство;
  • правдивость;
  • гласность.

Полнота бюджета заключается в отражении всех доходов и расходов. Бюджет брутто состоит из всех валовых расходов и доходов. Бюджет нетто включает лишь чистые показатели, относительно расходов и доходов.

Единство бюджета достигается путем единообразия действий в процессе его планирования. Его компоненты должны сопоставляться друг с другом без противоречий, что обеспечивает единая бюджетная классификация, в рамках которой формируются доходные и расходные группы по отдельным статьям.

Приняты основные формы бюджета:

  • административная;
  • отраслевая;
  • экономическая;
  • смешанная форма.

Суммы, которые включают в бюджет, должны соответствовать действительности и подкрепляются доказательствами. Бюджет разрабатывается путем публичного обсуждения и утверждается публично законодательным органом власти. В Российской Федерации бюджет пополняется с помощью:

  • налога на прибыль;
  • акцизных платежей;
  • налога с продаж;
  • налогов на доходы домашних хозяйств и других.

Кроме того, бюджет пополняется средствами от эксплуатации государственного имущества, применения фондовых инструментов на фондовых биржах. Доходы поступают в виде иностранных кредитов и процентов от использования национальных денег иностранными государствами.

Плюсы и минусы бюджета

При определенных обстоятельствах дефицит бюджета могут оценивать положительно, ориентируясь на конкретные факторы. К примеру, такая ситуация возможна при расходе большей части средств внутри государства. В данном случае дефицит не является полностью негативным явлением.

Проблемы возникают в том случае, когда формируется отрицательное сальдо внешней торговли. Следует отметить, что такое утверждение справедливо только при стабильном экономическом росте.

В кризисные времена средства, как правило, утекают за пределы государства в страны с более сильной экономикой. При сравнении с Европой, в России данные процессы проявляются особенно ярко.

Минусы бюджетного дефицита:

  1. Когда дефицит формируется в условиях сокращения расходов, снижается степень влияния государства на общественные и экономические процессы. Это приводит к потере правительством контроля за ситуацией в целом и кризису в социальных и определенных экономических сферах.
  2. Как правило, в России дефицит покрывается с помощью продажи государственного имущества и кредитов, что позволяет отложить решение проблем без необходимости влиять на ключевую причину дефицита. При принятии решения о печати новых денег национальная валюта обесценивается. Увеличение налоговой нагрузки ведет к росту теневой экономики.

Причины образования дефицита

Наиболее распространенными причинами формирования бюджетного дефицита являются:

  • реализация слишком сложных с финансовой точки зрения социальных программ;
  • уменьшение прибыли в кризисное время;
  • процветание коррупции на разных уровнях;
  • неграмотная проработка финансовой системы;
  • убытки из-за структурной перестройки экономики, необходимость в поддержке промышленного комплекса;
  • агрессивная налоговая политика, рост теневого бизнеса;
  • возникновение чрезвычайных ситуаций, в том числе стихийных бедствий, катастроф и войн.
Читайте также:
Что нужно для создания бизнеса в сфере интернет-технологий?

Особенности финансирования дефицита из внешних и внутренних источников

Временная нехватка средств, которая не приводит к возникновению глобальных кризисных процессов в экономике, является нормальным явлением. В такой ситуации требуется принятие мер по снижению рисков формирования последствий дефицита бюджета.

Безопасным считается уровень дефицита не более 3% от ВВП. В качестве источников покрытия используют внешние и внутренние займы, печатают новые деньги, реализуют государственное имущество. Такие действия, как правило, приводят к инфляции и экономическому спаду.

К внутренним источникам покрытия дефицита относят продажу ценных бумаг, золота и других активов. В некоторых случаях реализуют предприятия. В данную категорию также включают кредиты Центрального банка. Такие стратегии реализуют при финансировании бюджета объектов Российской Федерации, но при этом роль Центробанка может играть другой кредитор.

Решение проблем, связанных с дефицитом бюджета, путем продажи предприятий, находящихся на балансе государства, и кредитных займов является неэффективным. Это связано с краткосрочностью подобных мер, так как в будущем кредиты должны быть погашены, а реализованные предприятия не будут приносить прибыль.

К внешним источникам относят кредиты, выданные МВФ, а также крупными иностранными компаниями. Здесь же подразумевается продажа иностранной валюты из Резервного фонда страны. Данный метод является наиболее привлекательным по той причине, что другие стратегии связаны с политической и экономической зависимостью от государств, которые выступают в роли кредиторов.

Пути снижения бюджетного дефицита

Центральный Банк является юридическим лицом, обладающим собственными правами и обязанностями. Согласно закону, предусмотрена независимость функционирования этой структуры по отношению к другим органам государственной власти.

Таким образом, банк не является государственным в определенной степени. Его управление осуществляет финансовый совет и совет директоров. Члены системы управления назначаются конкретными государственными структурами на ограниченный срок.

Можно сделать вывод, что при формировании дефицита бюджета государство кредитуется у самого себя. Исходя из механизмов возврата этого кредита, складывается ситуация, когда государство заимствует средство для предоставления их в кредит населению.

Правительство и Центральные банки решают проблемы возникновения бюджетного дефицита такими способами, как:

  1. Включение печатного станка, то есть эмиссия фиатных денег. Такие действия характеризуются кратковременным позитивным эффектом, к примеру, в результате обесценивается внутренний долг, и сокращаются расходы на его обслуживание. В качестве дополнительной меры повышают зарплаты работникам бюджетной сферы и увеличивают льготы. Благодаря избыточной эмиссии, растет инфляция, и может возникать гиперинфляция. По итогам подобных действий резко обесцениваются сбережения населения, происходит девальвация национальной валюты, растут процентные ставки по государственным облигациям.
  2. Ввод новых налогов, либо повышение существующих налогов. Такая мера носит краткосрочный характер. Налоги являются основой пополнения государственного бюджета. В дальнейшем производство сокращается, уровень безработицы растет, уменьшается ВВП. По итогам прекращается рост доходов госбюджета, а экономике наносится значительный ущерб.
  3. Бюджетный секвестр. В процессе снижают все расходы государственного бюджета на пропорциональную долю.

В том случае, когда сокращение бюджетных расходов достигло предела, бюджетный дефицит финансируют следующими способами:

  1. Денежное финансирование бюджетного дефицита в виде обращения государства за помощью к Центробанку с целью включения печатного станка и увеличения денежной массы.
  2. Долговое финансирование бюджетного дефицита подразумевает получение кредитов от финансовых доноров в виде МВФ, Всемирного банка, ЕБРР, МБРР взамен соблюдения требований по реформированию государства и уплаты небольшого процента. Данный механизм также реализуют через выпуск долговых бумаг, которые затем размещают на фондовом рынке, получение банковских кредитов, займов от других стран.
  3. Перемещение средств из золотовалютных резервов, что применимо в случае возникновения проблем несистемного характера.
  4. Приватизация государственной собственности (полная или частичная). В первом случае имущество переходит в собственность частных инвесторов полностью, а во втором – государство сохраняет контрольный пакет.

Понятие бюджетного дефицита, причины его образования

ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА

1. Понятие бюджетного дефицита, причины его образования

2. Классификация бюджетных дефицитов

3. Финансирование дефицита госбюджета

Понятие бюджетного дефицита, причины его образования

Бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами государственного бюджетного фoндa – стал характерен сегодня для большинства развитых стран. Дефицит бюджета – это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира, при котором государственные расходы превышают доходы, и, как следствие, возникает государственный долг. Страны развитого рынка признали объективность бюджетного дефицита и приняли принципиально новую политику — политику бюджетного дефицита (в пределах 3% от ВВП)

Читайте также:
Трасологическая экспертиза: что это такое, описание и особенности

. Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо (состояние) государственного бюджета.

Государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:

когда доходы бюджета превышают расходы, сальдо бюджета положительное, что соответствует излишку (или профициту) государственного бюджета.

– когда доходы равны расходам, сальдо бюджета равно нулю, т.е. бюджет сбалансирован.

– когда доходы бюджета меньше, чем расходы, сальдо бюджета отрицательное, т.е. имеет место дефицитгосударственного бюджета.

При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы.По целям расходы государства могут быть разделены на :

· на политические цели: расходы на обеспечение национальной обороны и безопасности, т.е. содержание армии, полиции, судов т.п.; расходы на содержание аппарата управления государством;

· на экономические цели: в результате государственного регулирования экономики, когда правительство осуществляет крупные государственные вложения в развитие отраслей хозяйства, добиваясь прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства, расходы на содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики;- расходы на помощь (субсидирование) частному сектору экономики.

· на социальные цели: расходы на социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий); расходы на образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды.

Существует множество факторов, в разной степени влияющих на состояние доходной и расходной частей бюджетного фонда, в частности:

· увеличение государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение (например, в странах с высокой долей пожилого населения или неблагоприятной экологической обстановкой);

· увеличение государственных расходов на образование и создание новых рабочих мест (в странах со значительной долей молодого населения или делающих упор на мероприятия по сокращению безработицы);

· увеличение государственных расходов в военное время или в связи с социальными конфликтами;

· увеличение расходов по развитию рыночной инфраструктуры (в странах с трансформационной экономикой);

· увеличение расходов на приоритетное развитие отраслей хозяйства, реструктуризацию экономики;

· сокращение налогов в целях стимулирования экономического развития;

· уменьшение доходов в связи c ухудшением показателей финансово-хозяйственной деятельности экономических агентов;

· сокращение доходов из-за низкой их собираемости.

· коррупция в государственном секторе и пр.

Большинство из перечисленных факторов увеличения государственных расходов даже в перспективе не обещают отдачи в виде источников для погашения задолженности по заемным средствам, привлеченным под финансирование бюджетного дефицита. Только некоторые из них содержат потенциал повышения эффективности в отраслях экономики, позволяющий изыскать средства для погашения государственного долга.

Таким образом, дефицит бюджета является следствием:

чрезмерности государственных расходов;

• недостаточность доходов государства, ограниченности финансовых возможностей государства по мобилизации необходимых доходов (сокращения налогов – сознательного, в целях стимулирования деятельности субъектов хозяйствования, либо из-за низкой собираемости доходов);

• циклических спадов в экономике.

На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета разное.

При рецессии (спаде)доходы бюджета сокращаются (так как сокращается деловая активность и, как следствие, налогооблагаемая база), поэтому дефицит бюджета (если он существовал изначально) увеличивается, а профицит (если наблюдался он), сокращается.

При буме дефицит бюджета уменьшается (поскольку увеличиваются налоговые поступления, т.е. доходы бюджета), а профицит увеличивается.

Т.о. состояние доходной базы бюджета напрямую зависит от состояния как субъектов хозяйствования, так и экономики в целом. В ситуации спада производства, других кризисных явлений бюджетные поступления уменьшаются. Если своевременно не обеспечить адекватное сокращение расходов, разовьется (увеличится) отрицательное бюджетное сальдо.

K бесспорно важным факторам, определяющим возникновение и размер бюджетного дефицита, следует отнести колебание объема ВВП в течение бюджетного периода.

Практика показала, что в годы депрессии, когда BBП низок, бюджет, как правило, сводится с дефицитом; в то же время в периоды подъема наблюдается положительное сальдо бюджета: при спадах резко сокращаются поступления прямых налогов (подоходного, налога на прибыль и др.) из-за уменьшения базы налогообложения, это в то же время возрастают отдельные виды государственных расходов, попадая тем самым в противофазу c циклом. Как правило, в периоды спада увеличиваются расходы правительства на выплату пособий по безработице и другие меры по социальной защите населения, что вызывает рост трансфертов в отрасли, которые производят товары и оказывают услуги населению.

Принято считать, что в условиях динамично развивающейся экономики бюджетный дефицит в допустимых размерах не страшен, и это доказали многие экономически развитые государства. Однако следует оговориться, что сумма полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна обременять его экономику, заставляя сворачивать социальные программы, и истощать налогоплательщиков в связи со значительным увеличением расходов по обслуживанию долга.

C начала ХХ в. общие государственные расходы по отношению к ВВП во всем мире значительно увеличились. Правительства принимают различные бюджетные решения, направленные на сокращение отрицательного сальдо бюджета: ужесточают налоговые режимы, замораживают финансирование, сокращают трансфертные платежи и т.д.

Читайте также:
Поименное голосование: что это такое, описание и особенности

Отношение экономистов к вопросу бюджетного дефицита неоднозначно.

Позиций столько же, сколько и вариантов составления бюджета: c отрицательным сальдо (дефицитом), положительным сальдо (профицитом), сбалансированный. K примеру, Д. Кейнс подвел научную базу под утверждение, что бюджетный дефицит – совершенно нормальное и даже желательное для растущей экономики явление, которое способствует ее росту, снижению безработицы и т.п. Заимствованные для финансирования дефицита средства вкладываются в производство, доходы от которого через некоторое время позволят расплатиться по долгам. Теоретически это логично, однако практика не подтверждает правильность такой концепции, особенно в условиях стран c переходной экономикой, включая Беларусь.

Наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как негативное явление. Это не всегда так. Бюджеты очень многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных затрат и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и ее долгосрочные приоритеты.

Проблема сокращения бюджетного дефицита весьма серьезна по ряду причин.

· Во-первых, объем необходимых государственных расходов велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы различных групп населения.

· Во-вторых, находить новые источники пополнения бюджета достаточно сложно. Рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует криминализации экономики (уклонению от налогообложения, росту теневой экономики), приватизация государственной собственности дает лишь разовое поступление денег в казну и т.п. Именно поэтому даже в развитых странах бюджет чаще сводится с дефицитом, чем с профицитом.

Если бюджет на очередной год принимается с дефицитом, в законе о бюджете необходимо предусмотреть источники его финансирования.

Однозначно определить, куда именно будут направлены финансовые ресурсы, полученные в качестве источников финансирования бюджетного дефицита, и попадут ли они вообще в сферу материального производства, не представляется возможным. Как правило, в первую очередь ими обеспечивается финансирование защищенных расходов. Поэтому нет уверенности в том, что расходы, вызвавшие бюджетный дефицит, принесут отдачу в виде дополнительных доходов хотя бы и ближайшей перспективе.

· если бюджетные ресурсы, составляющие превышение доходов над расходами, направляются на развитие экономики, финансирование приоритетных отраслей и предполагают отдачу (т.е. используются эффективно), то в будущем рост производства и прибыли возместит произведенные затраты.

· если превышение расходов над доходами допускается c целью финансирования текущих затрат, субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных тенденций в развитии экономики, главной из которых является усиление инфляционных процессов.

2.Бюджетный дефицит классифицируют по различным критериям.

1. В зависимости от учета обслуживания государственного долга бюджетный дефицит бывает первичным и вторичным.

Дефицит бюджета, рассчитываемый как разница между доходами и расходами без учета процентов, выплачиваемых по госдолгу, называется первичным, a c учетом процентов — вторичным.

2. По способу воздействия на социально-экономические процессы различают пассивный и активный дефицит.

Пассивный возникает в ситуации падения налоговых поступлений в бюджет в условиях снижения экономической активности в стране, когда средства, привлеченные для финансирования дефицита, используются на финансирование текущих расходов бюджета. Активный бюджетный дефицит есть результат сознательного увеличения государственных расходов в целях регулирования экономики. В этом случае средства, привлекаемые под бюджетный дефицит, используются на финансирование инноваций, инвестиции, развитие новых технологий, что в перспективе позволит увеличить доходы бюджета.

3. По отношению к плану выделяют плановый и внеплановый бюджетный дефицит.

Плановый — это норматив, который заранее устанавливается в законе o бюджете на очередной финансовый год. Внеплановый — следствие непредвиденного сокращения объема поступлений, роста расходов бюджета.

4. В зависимости от причин возникновения дефицит бывает чрезвычайным, кризисным, антикризисным и межбюджетным.

Чрезвычайный — следствие особых обстоятельств, которые сложно предусмотреть. Для ликвидации последствий этого дефицита обычно формируются резервные бюджетные и внебюджетные фонды. Кризисный — спутник глобального экономического кризиса или кризиса в денежно-кредитной сфере. Антикризисный — обусловлен мерами по ликвидации кризиса и его последствий. Межбюджетный — отрицательное сальдо региональных и местных бюджетов как результат несоответствия имущественных и бюджетных прав территорий, уменьшения их доходов или увеличения расходов вследствие решений, принимаемых органами власти другого уровня.

Бюджетный дефицит: что это такое, описание и особенности

Расходы государственного бюджета и его доходы не всегда совпадают. Если расходы больше доходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом. Противоположная ситуация, т. е. превышение доходов над расходами, называется бюджетным профицитом, или излишком.

Принято различать первичный и общий дефицит государственного бюджета.

Первичный дефицит – это общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по государственному долгу. По аналогии определяется и первичный профицит.

Читайте также:
Поименное голосование: что это такое, описание и особенности

Принято также различать фактический, структурный и циклический дефицит государственного бюджета.

Фактический дефицит – это отрицательная разница между фактическими (действительными) доходами и расходами правительства.

Структурный дефицит – это разность между доходами и расходами государственного бюджета, рассчитанная для уровня национального дохода, соответствующего полной занятости. Другими словами, это та разница, которая существовала бы, если бы при действующей системе налогообложения и принятых законодательной властью государственных расходах в экономике наблюдалась бы полная занятость.

Циклический дефицит – это разница между фактическим и структурным дефицитом государственного бюджета. Циклический дефицит представляет собой следствие колебаний экономической активности в ходе делового цикла. При этом изменения в налоговых поступлениях и государственных расходах происходят автоматически.

Графическое изображение бюджетного дефицита и бюджетного излишка (профицита) дано на рис. 1.

Рис. 1. Государственные расходы, налоговые поступления и дефицит государственного бюджета

G – государственные расходы;

Т – налоговые поступления; У – доход.

В точке Е – сбалансированный бюджет, т. е. налоговые поступления равны государственным расходам (Т = G).

Допустим, что в стране действует пропорциональная система налогообложения. Ставка подоходного налога составляет 20%, или 0,2. Итак, если Y = 0, то Т = 0; при Y = 1000 млрд. долл. налоговые поступления, т. е. Т, составят: Y х 0,2 = 1000 млрд. долл. х 0,2 = 200 млрд. долл. Если доход составляет величину 1500 млрд. долл., то налоговые поступления будут 1500 млрд. долл. х 0,2 = 300 млрд. долл. и т. д.

Допустим, фактический Y = 600 млрд. долл., то Т = 600 млрд. долл. х 0,2 = 120 млрд. долл.; при G = 200 млрд. долл. фактический бюджетный дефицит составит (Т – G) = 120 млрд. долл. – 200 млрд. долл. = -80 млрд. долл.).

Но если бы при той же налоговой ставке и уровне G доход был бы 1200 млрд. долл., т. е. соответствовал бы полной занятости, то не было бы и дефицита госбюджета: Т = 1200 х 0,2 = 240 млрд. долл.; G = 200; Т – G = 240 – 200 = 40 млрд. долл. (бюджетный профицит).

Каков же при этом циклический дефицит? Напомним, что он представляет собой разницу между фактическим и структурным дефицитом. В нашем примере он составит: -80 – (+40) = -120.

Действительно, за счет чего фактический дефицит достигает величины -80, если в условиях полной занятости государственный бюджет сводился бы с профицитом? Очевидно, за счет факторов экономической конъюнктуры, когда уменьшение дохода, вызванное снижением деловой активности, приводит и к снижению налоговых поступлений.

При анализе налогово-бюджетной политики и бюджетного дефицита важно обратить внимание на уже известный из предыдущего анализа подход « утечки – инъекции ».

Ранее мы рассматривали равенство S («утечки») = I («инъекции»). При этом мы абстрагировались от тех «утечек» и «инъекций», которые связаны с фискальной политикой правительства.

Но, принимая во внимание, что государство осуществляет как государственные расходы, так и собирает налоги, мы можем применить и здесь подход «утечки – инъекции». К уже известным их видам присоединяются и некоторые другие, которые теперь мы будем принимать в расчет.

Итак, сбережения (S) и чистые налоги (T), т. е. налоги за вычетом трансфертов, – это «утечки» в кругообороте доходов и расходов на макроэкономическом уровне. Инвестиции (I) и государственные расходы (G) – это «инъекции».

Следовательно, если в условиях макроэкономического равновесия сумма «утечек» должна быть равна сумме «инъекций», то получаем:

S + Т = I + G (1)

Тогда S – I = G – Т , то есть положительная разница между S и I равна дефициту государственного бюджета (G – Т).

Если представить это уравнение как

S = I + (G-T), (2)

то, очевидно, увеличение дефицита при неизменном объеме сбережений должно вести к снижению инвестиций.

Из этих уравнений видно, что, если в экономике есть дефицит государственного бюджета, то S не равно I. Государство будет использовать часть сбережений для финансирования дефицита.

Как же финансируется бюджетный дефицит? Здесь можно провести аналогию с бюджетом отдельной семьи, или домашнего хозяйства. Если за какой-то период времени, например, за год, расходы домашнего хозяйства превысили его доходы, то налицо дефицит семейного бюджета. Как его покрыть? Можно продать часть имущества или занять деньги, т. е. прибегнуть к кредиту.

Домашнее хозяйство не может печатать деньги или облагать налогом своих соседей для финансирования своего дефицита. Но на макроэкономическом уровне правительство, столкнувшееся с проблемой бюджетного дефицита, имеет иные возможности для его покрытия.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: