Валютная политика: что это такое, описание и особенности

Валютное право

Валютная политика России и ее правовые основы

Исходное значения для понимания сути валютного регулирования имеет валютная политика государства, так как валютное регулирование — это способ выражения валютной политики государства, которая является воплощением одного из трех возможных режимов государственного регулирования порядка внешних расчетов, операций с валютой, золотом и других схожих процессов, а именно:

  • режима валютной монополии государства;
  • режима установления, введения, применения и контроля за применением системы валютных ограничений;
  • режима отсутствия валютных ограничений.

В то же время валютная политика — часть общеэкономической, финансовой и денежно-кредитной политики, направленная на укрепление валютно-финансового положения страны, поддержание на высоком уровне ее платежеспособности и кредитоспособности, создание режима устойчивости национальной валюты и стабильности внутреннего рынка, расширение и упрочение международного экономического сотрудничества, обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, приостановку бегства капитала за границу и т.д.

В зависимости от типа валютного режима валютная политика проявляется в совокупности различных мероприятий, осуществляемых в сфере международных и внутренних валютных отношений в соответствии с текущими и стратегическими задачами страны. Являясь составной частью внутренней и внешней политической деятельности государства, валютная политика в текущем плане направлена на достижение устойчивости экономического роста, сдерживание безработицы и инфляции и др. В стратегическом плане она призвана способствовать интегрированию страны в мировое экономическое пространство.

Вместе с тем указанные цели предполагают обеспечение:

  • стабильного функционирования национальной денежной системы и покупательной способности национальной валюты внутри страны;
  • стабильности курса национальной валюты на международном рынке;
  • активности (или равновесия) платежного баланса страны.

Одним из средств реализации валютной политики является валютное регулирование — регламентация государством внутренних и международных валютных отношений страны с целью повышения их эффективности, совершенствования валютной системы с учетом принципов мировой валютной системы и обеспечения валютной стабилизации.

Оно осуществляется на национальном, межгосударственном и региональном уровнях.

Прямое валютное регулирование реализуется путем законодательных актов и действий исполнительной власти, косвенное — с использованием экономических, в частности валютно-кредитных, методов воздействия на поведение субъектов рынка.

Глобализация хозяйственных связей способствует развитию межгосударственного валютного регулирования . Оно преследует следующие цели: регламентацию структурных принципов мировой валютной системы, координацию валютной политики отдельных стран, совместные меры по преодолению валютного кризиса, согласование валютной политики ведущих держав по отношению к другим странам.

Региональное валютное регулирование осуществляется в рамках экономических интеграционных объединений, например в ЕС, в региональных группировках развивающихся стран.

Валютная политика определяет подготовку, принятие и реализацию решений по валютным проблемам и осуществляется на следующих уровнях:

  • частные предприятия, банки и корпорации, которые располагают огромными валютными ресурсами и активно участвуют в валютных операциях;
  • национальное государство (министерство финансов, центральный банк, органы валютного контроля);
  • межгосударственные институты, конференции, соглашения.

Межгосударственное регулирование в форме координации валютной, кредитной и финансовой политики обусловлено следующими причинами:

  1. усиление взаимозависимости национальных экономик в условиях глобализации мирового хозяйства;
  2. изменение соотношения между рыночным и государственным регулированием в пользу рынка в условиях либерализации хозяйственных отношений;
  3. изменение расстановки сил в мировом сообществе: безраздельное лидерство США сменилось господством трех центров партнерства и соперничества — США, Западной Европы, Японии. К тому же появились молодые конкуренты — новые индустриальные государства;
  4. огромные масштабы мировых валютных, кредитных, фондовых рынков, которые отличаются нестабильностью в связи с колебаниями валютных курсов, процентных ставок, периодическими нефтяными шоками, биржевыми, валютными, банковскими кризисами и т.д.

Абсолютно автономная национальная экономическая политика, в том числе валютная, несовместима с развитием взаимозависимости стран и их интеграцией в мировое хозяйство.

Органом межгосударственного валютного регулирования являются МВФ, а с середины 1970-х гг. также регулярные совещания на высшем уровне с ограниченным числом участников. На совещаниях в «верхах» обсуждаются актуальные мировые экономические и политические проблемы.

Виды и формы валютной политики. В экономической литературе валютная политика в зависимости от ее целей и форм подразделяется на структурную и текущую.

Структурная валютная политика — совокупность долгосрочных мероприятий, направленных на осуществление структурных изменений в валютной системе. Она реализуется в форме валютных реформ, проводимых в целях совершенствования ее принципов. Структурная валютная политика оказывает влияние на текущую политику.

Текущая валютная политика — совокупность краткосрочных мер, направленных на оперативное регулирование валютного курса, валютных операций, деятельности валютного рынка и рынка золота.

Помимо видов выделяют формы валютной политики: дисконтную, девизную политику (и ее разновидность — валютную интервенцию), диверсификацию валютных резервов, валютные ограничения, регулирование степени конвертируемости валюты, режима валютного курса, девальвацию, ревальвацию.

Дисконтная политика (учетная) — изменение учетной ставки центрального банка, направленное на регулирование валютного курса и платежного баланса путем воздействия на международное движение капиталов, с одной стороны, и динамику внутренних кредитов, денежной массы, цен, совокупного спроса — с другой.

Девизная политика — метод воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи иностранной валюты (девиз). В целях повышения курса национальной валюты центральный банк продает, а для снижения — скупает иностранную валюту в обмен на национальную.

Девизная политика осуществляется преимущественно в форме валютной интервенции, т.е. вмешательства центрального банка в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи иностранной валюты.

Диверсификация валютных резервов — политика государств, банков, фирм, ТНК, направленная на регулирование структуры валютных резервов путем включения в их состав разных валют с целью обеспечить международные расчеты и защиту от валютных потерь. Эта политика обычно осуществляется путем продажи нестабильных валют и покупки более устойчивых, а также валют, необходимых для международных расчетов.

Регламентация режима валютных паритетов и валютных курсов является одной из форм национального и межгосударственного регулирования. В мире практикуются разные режимы валютного курса, поскольку измененный Устав МВФ (1978) предоставил странам свободу их выбора.

Девальвация и ревальвация — традиционные методы валютной политики. Девальвация — снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам или международным валютным единицам, ранее и к золоту. Ее объективной основой является завышение официального валютного курса по сравнению с рыночным. Ревальвация — повышение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам или международным валютным единицам, ранее и к золоту.

В качестве одной из форм протекционистской валютной политики периодически используются валютные ограничения — законодательное или административное запрещение либо лимитирование операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Это составная часть валютного контроля, который обеспечивает соблюдение валютного законодательства путем проверок валютных операций резидентов и нерезидентов.

Читайте также:
Судебный департамент: что это такое, описание и особенности

Валютные ограничения как разновидность валютной политики преследуют следующие цели .

  1. выравнивание платежного баланса;
  2. поддержание валютного курса;
  3. концентрацию валютных ценностей в руках государства для решения текущих и стратегических задач.

Валютная политика современной России. Валютная политика России, как и большинства стран, направлена на достижение главных макроэкономических задач: обеспечение устойчивого экономического роста, сдерживание инфляции и безработицы, поддержание равновесия платежного баланса. Средством реализации валютной политики России является валютное регулирование — государственная регламентация валютных отношений, издание нормативных актов, валютный контроль и оперативное управление валютным механизмом.

В зависимости от целей и форм валютной политики в России, как и в мировой практике, различаются две ее основные разновидности: стратегическая и текущая .

Цель стратегической структурной валютной политики России в условиях перехода к рыночной экономике состояла в формировании национальной валютной системы с учетом особенностей социально-экономического развития страны, а также структурных принципов мировой валютной системы, зафиксированных в уставе МВФ. Это предполагало:

  1. образование полномасштабного внутреннего валютного рынка;
  2. введение конвертируемости рубля;
  3. установление единого экономически обоснованного валютного курса рубля по отношению к иностранным денежным единицам;
  4. накопление достаточных по объему и оптимальных по структуре в соответствии с мировыми стандартами международных (золотовалютных) резервов;
  5. интегрирование национального валютного механизма в мировую валютную систему;
  6. полноправное участие России в деятельности международных валютно-кредитных и финансовых организаций.

По мере изменений в национальной экономике и мировом хозяйстве ключевые элементы национальной валютной системы подвергаются дальнейшей трансформации.

Текущая валютная политика России направлена:

  1. на устранение валютных ограничений и повышение степени конвертируемости рубля;
  2. осуществление повседневного контроля за валютными операциями;
  3. регулирование режима валютного курса рубля и его динамики на рынке;
  4. противодействие «бегству» капитала за границу;
  5. привлечение иностранного реального капитала в российскую экономику;
  6. повседневное управление золотовалютными резервами.

Принятый Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173-ФЗ) отличается следующими особенностями:

  • уточнены основные термины, используемые в валютном законодательстве, в частности понятие «валютные ценности»;
  • упрощена и в дальнейшем упразднена система валютных ограничений на пути движения капитала;
  • трансформирована система субъектов валютного контроля, которая становится трехуровневой;
  • из сферы валютного регулирования и валютного контроля изъяты драгоценные металлы и драгоценные камни.

В настоящее время валютная политика России меняется в связи с санкциями и переориентацией России на новые рынки.

Стала очевидной необходимость новой редакции Закона «О валютном регулировании и валютном контроле». В числе неотложных представляются следующие направления обновления:

  • согласование валютной политики в рамках ЕврАзЕС;
  • создание системы информационного контроля за движением капитала;
  • совершенствование механизмов внутреннего контроля и противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма;
  • либерализация валютного законодательства в свете снижения издержек для экономических агентов.

Валютная политика: понятие и формы

Важную роль в интегрировании стран в мировую экономику играет национальная валютная политика. Национальная валютная политика — это совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных валютных, кредитных и других экономических отношений, которые нацелены на поддержание стабильного курса национальной валюты, поддержание положительного сальдо платежного баланса и формирование достаточных золотовалютных резервов. В то же время валютная политика подчинена решению задач экономической политики макроэкономического характера, включая обеспечение устойчивого экономического роста, сдерживание роста инфляции и безработицы.

Формирование валютной политики в соответствии с меняющимися условиями интегрирования стран в мировую экономику позволяет использовать ее для повышения конкурентоспособности страны в глобальной экономике и эффективного взаимодействия с другими странами мира и мировым сообществом в целом. Именно поэтому валютная политика России формируется с учетом необходимости решения ключевой задачи развития российскойэкономики в ближайшие десятилетия — модернизации российской промышленности.

Как правило, валютная политика отражает принципы взаимодействия данной страны с другими странами мира и мировым сообществом. Она может строиться на принципах сотрудничества или конфронтации, партнерства или вмешательства в дела более слабых стран. Зачастую именно валютная политика используется для подчинения экономики одних стран другими. Направления и формы валютной политики определяются валютно-экономическим положением страны, эволюцией мирового хозяйства, расстановкой сил на мировой арене.

Юридически валютная политика оформляется в рамках национального валютного законодательства, международных норм и двусторонних и многосторонних соглашений.

На практике валютная политика реализуется через определенные инструменты, которые призваны комплексно реализовать меры государственной политики в области внешнеэкономической деятельности. С этой точки зрения валютная политика реализуется на нескольких уровнях: на микроэкономическом уровне — через деятельность предприятий и корпораций, национальных и транснациональных банков, населения; на макроуровне — через деятельность общенациональных структур (министерство финансов, центральный банк, комитет таможенного контроля, органы валютного контроля); на международном уровне — через деятельность международных валютно-кредитных организаций: МВФ, Европейского центрального банка и пр. С середины 1970-х гг. в согласовании валютной политики стран важную роль играют регулярные совещания на высшем уровне с ограниченным числом участников. Одна из первых встреч в верхах состоялась в ноябре 1975 г. в Рамбуйе (Франция) с участием шести ведущих стран мира, а с 1976 г. начались встречи «семерки» (США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада). В 1997 г. в Денвере впервые встал вопрос о «Большой восьмерке», т.е. об участии России в заседаниях этого элитарного клуба. Активная позиция России по вопросам стабилизации мировой валютной системы и разработке комплекса мер по выходу из мирового финансового кризиса 2007—2008 гг. была изложена на саммитах «Большой двадцатки» в 2009—2012 гг. Национальная валютная политика России ориентирована на достижение этих целей с использованием рыночных и экономических форм регулирования, дополняющих друг друга.

В зависимости от целей, задач и методов проведения валютная политика подразделяется на структурную и текущую валютную политику.

Структурная валютная политика реализуется в форме валютных реформ, направленных на решение долгосрочных макроэкономических задач экономической политики страны, укрепления статуса национальной валюты и повышения эффективности внешнеторговой политики.

Текущая валютная политика осуществляется в форме мер оперативного регулирования валютного курса, валютных операций, деятельности валютного рынка в интересах развития национальной экономики.

В мировой практике накоплен большой опыт реализации валютной политики путем использования таких ее форм как девизная политика, дисконтная (учетная) политика, регулирование обменного курса валюты на основе его девальвации и ревальвации, двойной валютный рынок, диверсификация официальных золотовалютных резервов.

В современных условиях методом воздействия на курс национальной валюты продолжает оставаться девизная политика, заключающаяся в покупке и продаже центральными банками иностранной валюты в форме валютной интервенции.

Обязательным условием осуществления валютной интервенции является значительный объем официальных золотовалютных резервов. С этой целью центральные банки стран осуществляют покупку валютных ресурсов как на внутреннем валютном рынке, принимая участие в торгах валютных бирж, так и используя краткосрочные взаимные кредиты с центральными банками других стран, зачастую на основе межбанковских соглашений своп, т.е. о взаимном обмене национальными валютами с обязательством обратного обмена через 3 месяца.

Читайте также:
Исполнитель преступления: что это такое, описание и особенности

В случае, если валютных резервов недостаточно, монетарные власти вынуждены принимать меры рестриктивного (лат. restrictio — ограничение)характера по отношению к участникам валютного рынка, устанавливая обязательные нормы отчисления валютной выручки для всех экспортеров, вводя определенный порядок продажи валютной выручки на бирже, ограничивая лимит открытой валютной позиции, устанавливая различного рода валютные ограничения.

Валютные интервенции решают ряд важных задач:

· сглаживания значительных колебаний валютных курсов;

· купирования атаки на национальную денежную единицу;

· нейтрализации пиковых валютных колебаний, если они превышают определенное допустимое значение;

· изменения сложившегося тренда на валютном рынке.

Необходимость в проведении валютных интервенций зачастую определяется не столько абсолютной динамикой курса национальной валюты, сколько динамикой относительных показателей состояния денежной системы, а также динамикой реального курса валют.

Выбор способа проведения интервенции связан с проблемой ее эффективности. Появление в 1990-е гг. большого ассортимента финансовых инструментов сделало возможным перекладывание расходов по проведению интервенций на население и корпорации. Существование финансового рынка государственных обязательств позволяет использовать политику финансовой стерилизации.

Традиционный метод регулирования валютного курса с помощью интервенций в сочетании со стерилизацией, состоит в совмещении каждой продажи активов, номинированных в иностранной валюте, на внешнем валютном рынке с равной по величине закупкой на открытом рынке ценных бумаг внутри страны и, соответственно, совмещении каждой закупки на внешнем рынке с равной по величине продажей на рынке внутреннем.

Однако валютная политика на основе «стерильных» интервенций имеет и недостатки. Обычно во время кризиса одним из первых страдает финансовый рынок, поэтому политика стерилизации не может быть эффективно использована, более того, монетарные власти страны должны проводить предупреждающие меры по очень интенсивному оттоку иностранных инвестиций, размещенных в краткосрочных государственных обязательствах.

Одной из форм валютной политики является учетная (дисконтная) политика, основанная на изменении процентной ставки, по которой учитываются векселя. По сложившейся мировой практике при продаже векселя до наступления срока платежа, т.е. учитывая его в банке, владелец векселя получит сумму с удержанием определенного процента, т.е. дисконта. Если коммерческий банк не в состоянии финансировать вексель целиком из своих средств, то существует возможность предложить первоклассные векселя центральному банку, который переучтет их и уплатит коммерческому банку не полную сумму, указанную на векселе, а с учетом удержания учетной ставки.

В отличие от учетной политики в России и ряде стран Восточной и Центральной Европы используется политика рефинансирования, которая выступает в качестве инструмента кредитно-денежного регулирования. Изменение уровня процентной ставки может влиять на перелив капиталов из реального сектора на валютный рынок или рынок ценных бумаг, ее регулирование косвенным образом воздействует на валютный курс, а также сдерживает инфляционный процесс.

Вместе с тем, труднопрогнозируемые темпы инфляции, слабая финансовая дисциплина в странах Восточной Европы являются причинами тенденции к завышенным ставкам рефинансирования, которые ведут к росту стоимости кредитов банков и в результате к более высокому уровню инфляции. Ориентируясь на ставку рефинансирования, коммерческие банки устанавливают настолько высокие процентные ставки по кредитам, что они не могут интересовать промышленные предприятия.

Маневрирование процентной ставкой в странах с развитой экономикой используется для поддержания макроэкономического равновесия. Так, для торможения развития конъюнктуры используется повышение учетной ставки, а при замедлении экономического роста производится ее снижение. Однако такая схема может не действовать, под влиянием учетной политики других стран, что многократно доказано практикой. Иногда достаточно заявления монетарных властей одной из ведущих стран мира, например, ФРС США о намерении в ближайшем будущем изменить уровень процентной ставки. Это сразу же приводит к реакции на фондовом и денежном рынках стран, тесно связанных с США и между собой внешнеэкономическими связями.

В качестве формы валютной политики используется девальвация национальной валюты, которая проявляется в снижении ее официального курса по отношению к иностранным твердым валютам, золоту (как это было в период золотого стандарта и в условиях фиксированных валютных курсов). Следствием снижения курса национальной валюты является получение экспортерами дополнительной выгоды в результате обмена экспортной валютной выручки на большой объем национальной валюты, а для импортеров — возможные убытки, поскольку для них становится дороже покупка иностранной валюты для осуществления платежа.

С переходом к плавающим валютным курсам в условиях углубления интернационализации производства и глобализации финансовых рынков возрастает связь между динамикой валютного курса и широким спектром форм международного обмена, в результате которого усиливается связь между платежным балансом и изменением валютного курса. Поэтому девальвация национальной валюты продолжает оставаться закономерным результатом обесценения валют при ухудшении платежного баланса стран, но в краткосрочном плане снижение курса национальной валюты используется целенаправленно для выравнивания его сальдо.

В случае, когда девальвация происходит внезапно, экспорт и импорт продолжают осуществляться на базе ранее заключенных контрактов при прежнем курсе национальной валюты. Поэтому расходы на внезапно подорожавший в национальной валюте импорт, объемы которого еще не сократились, немедленно не перекрываются увеличивающимися доходами от количественного роста, подешевевшего в иностранной валюте национального экспорта. Изначально происходит ухудшение платежного баланса. Считается, что требуется приблизительно от 3 до 12 месяцев, чтобы приспособиться к новому уровню цен. По истечении года эластичность цен возрастает, и торговый баланс в результате улучшается. В противном случае снижение курса национальной валюты приведет к оттоку иностранной валюты и ухудшению торгового баланса. Примером может служить девальвация российского рубля почти на 50% в феврале 2009 г., которая на некоторое время затормозила рост объемов российского импорта.

В условиях плавающих валютных курсов ежедневное повышение или понижение курса валют стало регулярным явлением, отражающим не политику данной страны, а сложившуюся конъюнктуру на мировом валютном рынке под воздействием операций наиболее крупных игроков. Понятие «девальвация» валюты отражает достаточно длительную тенденцию снижения рыночного курса валюты к валютам основных экономических партнеров.

Используя диверсификацию валютных резервов как форму валютной политики, страны осуществляют регулирование структуры официальных золотовалютных резервов путем замещения менее устойчивых валют более стабильными валютами с целью защиты от валютных потерь и обесценения международных обязательств. Так, с учетом последствий современного мирового финансового кризиса и в результате снижения доверия к доллару как ведущей мировой валюте, наметилась тенденция снижения доли доллара в мировых валютных резервах с 71% в 1999 г. до 61,4% в 2010 г. и в валютной корзине СДР с 44% в 2005 г. до 41,9% в 2011-2015 гг. при увеличении доли евро с 17,9% в 1999 г. до 24,4% в 2005 г. и до 25,4% в 2010 г. Однако долговой кризис, который поразил экономику Греции, Испании, Италии и Португалии снизил доверие к единой валюте — евро — и привел к уменьшению ее доли в валютных резервах государств за 2011 г. на 0,4 процентных пункта, до 25%.

Читайте также:
Иск негаторный: что это такое, описание и особенности

При формировании структуры валютных резервов могут учитываться такие факторы как доходность активов, выраженных в данных валютах, степень их ликвидности.

Одной из форм валютной политики, которая использовалась отдельными странами, является политика двойного валютного рынка, в рамках которой устанавливаются отличающиеся валютные курсы по текущим операциям и операциям, связанным с движением капитала. Примером является поддержание заниженного официального курса по операциям, обслуживающим международные расчеты за товары и услуги, и рыночного курса по операциям с ценными бумагами в Бельгии, Италии и Франции в 1970-е гг. Такое различие в регулировании валютных курсов по основным видам операций должно было не только снижать расходование валютных резервов на поддержание стабильности курсов валют, но и сдерживать отток капиталов за рубеж. В начале 1990-х гг. в России также была использована система множественности валютных курсов.

Особенности современной валютной политики РФ Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наумова Татьяна Сергеевна

В статье рассматривается валютная политика как дополнительный фактор экономического роста и финансовой стабилизации государства; исследуются формы, направления и инструменты валютной политики Банка России; выявляются специфические особенности современной валютной политики РФ; дается сравнительная оценка ее эффективности.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Наумова Татьяна Сергеевна

The Peculiarities of the Current Foreign Exchange Policy of the Russian Federation

The article describes the foreign exchange policy as the additional factor contributing to the economic growth and financial stabilization of the state. The author studies the forms, frameworks and instruments of the foreign exchange policy of the Bank of Russia and reveals the peculiarities which are unique to the current foreign exchange policy of the Russian Federation. The paper gives the comparative evaluation of policy efficiency.

Текст научной работы на тему «Особенности современной валютной политики РФ»

УДК 339.7 ББК 65.268

Особенности современной валютной политики РФ

В статье рассматривается валютная политика как дополнительный фактор экономического роста и финансовой стабилизации государства; исследуются формы, направления и инструменты валютной политики Банка России; выявляются специфические особенности современной валютной политики РФ; дается сравнительная оценка ее эффективности.

Ключевые слова: валютная политика, валютное регулирование, ставка рефинансирования, валютные интервенции, валютные ограничения, операционный ориентир Банка России, режим валютного курса.

The Peculiarities of the Current Foreign Exchange Policy of the Russian Federation

The article describes the foreign exchange policy as the additional factor contributing to the economic growth and financial stabilization of the state. The author studies the forms, frameworks and instruments of the foreign exchange policy of the Bank of Russia and reveals the peculiarities which are unique to the current foreign exchange policy of the Russian Federation. The paper gives the comparative evaluation of policy efficiency.

Key words: foreign exchange policy, regulation of foreign exchange activities, refinancing rate, foreign exchange interventions, restrictions, exchange rate regime.

Важнейшей составляющей стратегии и тактики государства в области финансов является валютная политика. Ее цели определяются конкретными условиями и приоритетными задачами развития страны, к которым относятся: поддержание равновесия платежного баланса, стабильности национальной валюты, устойчивости экономического роста [5, с. 160].

Основными формами валютной политики являются: дисконтная, девизная, валютные ограничения, выбор режима валютного курса, и др. Каждая форма валютной политики предусматривает использование адекватных инструментов валютного регулирования как средства реализации валютной политики.

По используемым методам и инструментам различают прямое и косвенное валютное регулирование. Прямое валютное регулирование

НАУМОВА Татьяна Сергеевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики таможенного дела Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток.

осуществляется на базе принятия соответствующих законодательных актов и действий органов государственной власти. Инструментами прямого валютного регулирования являются: законодательное или административное запрещение, лимитирование, регламентация операций резидентов и нерезидентов с национальной валютой и валютными ценностями, а также валютный контроль за соблюдением установленных правил [5]. Косвенное валютное регулирование основывается на применении экономических методов воздействия на поведение субъектов валютного рынка.

В настоящее время, в рамках реализации политики либерализации валютных операций, использование прямых методов валютного регулирования сведено к минимуму. Это соответствует положениям федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» [13], где в числе основных принципов валютного регулирования и валютного контроля выделяется приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования.

Дисконтная политика относится к экономическим методам и предусматривает использование в качестве инструмента валютного регулирования ставки рефинансирования ЦБ. В 90-е годы ее величина фиксировалась на высоком уровне: первоначально (1993 г. – середина 1996 г.) от 100 до 200% и более. Предполагалось, что эти меры будут способствовать ограничению денежной массы, сдерживанию инфляции, привлечению иностранных инвестиций, стабилизации и постепенному повышению курса национальной валюты. Однако анализ статистической информации свидетельствует о том, что снижение ставки рефинансирования ЦБ РФ в определенные периоды времени сопровождалось укреплением курса национальной валюты и наоборот. Если же направление изменения показателей соответствовало ожидаемым результатам, то наблюдались существенные отличия степени колеблемости показателей (рис. 1). Иностранные инвесторы с осторожностью относились к перспективе вложения средств в экономику РФ, поэтому удавалось привлекать в основном спекулятивный капитал, так называемые «короткие деньги». В то же время высокая ставка рефинансирования ограничивала доступ к кредитным ресурсам хозяйствующих субъектов, замедляя темпы экономического роста.

Последствия введения данной меры для развития предпринимательской деятельности носили преимущественно негативный характер. Изменение экономической обстановки в стране обусловило необходимость и создало предпосылки переориентации приоритетов денежно-кредитной и валютной политики в направлении стимулирования роста производства, создания для этого благоприятных условий.

Читайте также:
Исполнительное соглашение: что это такое, описание и особенности

Начиная с 1995 г. формируется выраженная тенденция снижения ставки рефинансирования, причем это снижение сопровождается ростом курса национальной валюты. В начале и середине 2000-х годов для стимулирования экономической активности ЦБ РФ постепенно уменьшал ставку рефинансирования, которая является ориентиром для разработки процентной политики

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 2(67)/2014

коммерческих банков. Курс рубля стабилизировался, произошло заметное укрепление национальной валюты, сальдо платежного баланса оставалось положительным. Динамика ставки рефинансирования и курса рубля к доллару США за период 2000-2012 гг. представлена на рис. 2. Своего пика курс рубля достиг в середине 2008 г. – 23,2300 р. за 1 долл. США. Во второй половине 2008 г. Банк России стал постепенно повышать ставку рефинансирования с целью, в условиях финансового кризиса, стабилизировать курс рубля и уменьшить отток иностранного капитала. Рост ставки рефинансирования сопровождался снижением курса национальной валюты. Более того, период действия наиболее высокого уровня ставки рефинансирования характеризуется наиболее слабым курсом рубля, что позволяет сделать вывод об отсутствии связи между этими показателями.

““ Курс USD/RUB Значение ставки

Ставка рефинансирования ЦБ РФ, %

Рис. 1. Динамика ставки рефинансирования и курса рубля за 1993-1997 гг. Источник: данные ЦБ РФ [2, 4, 18]

Таким образом, использование ставки рефинансирования в качестве инструмента валютного регулирования и в 90-е, и в 2000-е годы не обеспечило желаемого эффекта, так как монетарные факторы оказывают слабое влияние на курс рубля. Наши расчеты подтверждают этот вывод. Кроме того, реакция на изменение ставки рефинансирования носит пролонгированный характер и обеспечивает получение желаемого эффекта, как правило, в среднесрочной перспективе. К особенностям дисконтной политики 90-х годов относятся: высокий уровень ставки рефинансирования, большая частота пересмотра этого показателя, значительная амплитуда колебаний, высокий удельный вес пересмотров ставки рефинансирования в сторону ее повышения – 53,5% против

23,1% в 2000-е годы (табл. 1). В среднем за период 1992-1999 гг. ставка пересматривалась более пяти раз за год, а за 2000-2012 гг. – около трех раз, причем в основном – в сторону снижения (76,9%). Интенсивность изменений ставки рефинансирования возрастала в кризисные периоды: в 1998 г. и 2008-2009 гг.

Ставка рефинансирования ЦБ РФ, %

Рис. 2. Динамика ставки рефинансирования и курса рубля за 2000-2012 гг. Источник: данные ЦБ РФ [2, 4, 18]

Частота изменений ставки рефинансирования ЦБ РФ*

Годы Количество изменений ставки рефинансирования Годы Количество изменений ставки рефинансирования

Всего в том числе Всего в том числе

повышение снижение повышение снижение

1992 3 3 – 2003 2 – 2

1993 7 7 – 2004 2 – 2

1994 8 7 1 2005 1 – 1

1995 5 1 4 2006 1 – 1

1996 5 – 5 2007 2 – 2

1997 5 1 4 2008 6 6 –

1998 9 4 5 2009 10 – 10

1999 1 – 1 2010 4 – 4

2000 5 – 5 2011 3 2 1

2001 – – – 2012 1 1 –

* Составлено по данным ЦБ РФ [2, 4].

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 2(67)/2014

В 2000-е годы изменение показателя носило более последовательный характер, что отражает особенности валютной политики 2000-х годов: стратегическую целевую направленность, последовательность, обоснованность действий монетарных властей.

С 13 сентября 2013 г. Банк России в качестве инструмента денежно-кредитного и валютного регулирования использует так называемую ключевую ставку, которая представляет собой процентную ставку по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности коммерческим банкам на аукционной основе сроком одна неделя. Этот показатель в большей степени оказывает реальное воздействие на объем денежной массы и, следовательно, на курс национальной валюты. Показатель ставки рефинансирования с этого времени носит справочный характер.

Отличительные особенности имеются также в выборе приоритетных направлений решения экономических задач для обоих периодов: для 90-х годов это – преодоление тенденции спада экономики, выравнивание платежного баланса, создание условий для привлечения иностранных инвестиций, ограничение роста денежной массы, снижение инфляции, финансовая стабилизация; в 2000-е годы – регулирование уровня процентных ставок, повышение инвестиционной активности, сглаживание резких колебаний предложения денежной массы и курса рубля, стимулирование экономического роста. Помимо ставки рефинансирования, для опосредованного воздействия на курс национальной валюты Банк России использовал также такие инструменты денежнокредитной политики, как норма обязательных резервов, операции на открытом рынке. Однако действие этих инструментов нивелировалось влиянием других факторов.

К условиям, оказывающим решающее воздействие на курс национальной валюты, относятся структурные особенности экономики РФ – приоритет добывающих отраслей: доля нефтегазовой промышленности в формировании ВВП РФ составляет 34% (2011 г.), в доходах федерального бюджета – 54,5%, а в общем объеме экспорта – 65-66% [18]. Зависимость экономики от показателей развития добывающих отраслей такова, что по оценкам экспертов снижение цены на нефть на 10 долл. США увеличивает дефицит бюджета на 1,4% ВВП [22]. По нашим расчетам, теснота связи между курсом рубля и ценами на нефть составляет 0,911, а коэффициент детерминации, характеризующий степень охвата факторов, – 0,83, т. е. 83% (рис. 3). Интенсивный приток валюты за период 2000-2012 гг. обусловил укрепление реального курса рубля к доллару на 142,6% (с учетом инфляции). Изменение ситуации на внешнем рынке, сокращение поступлений от экспорта энергоносителей замедляет темпы экономического роста, уменьшает доходную часть федерального бюджета, ослабляет национальную валюту. В таких условиях органам валютного регулирования достаточно сложно, манипулируя имеющимися в их распоряжении инструментами, обеспечить эффективность мер валютного регулирования.

Курс USD/RUB —Цена за нефть (долл./барр.) Цена за нефть

Рис. 3. Динамика цен на нефть и курса рубля к доллару за 2000-2012 гг. [4]

В настоящее время наблюдается ослабление зависимости курса рубля от конъюнктуры внешнего рынка энергоносителей: средняя цена на нефть растет или остается на прежнем, достаточно высоком, уровне, а курс рубля падает. Так, например, средняя цена на нефть за период 2010-2012 гг. увеличилась с 85 до 110 долл. США за баррель, а курс рубля снизился с 29 до 32 р. [19, 21]. С начала 2013 г. динамика курса рубля не совпадает с изменением цены на нефть: рубль имеет выраженную тенденцию к снижению, а цена на нефть колебалась в пределах 99-117 долл. США за баррель [16]. Одной из причин этого называют сознательные действия монетарных властей РФ, направленные на решение проблемы увеличения доходной части бюджета. К другим причинам относят стагнацию экономики РФ и наличие перспектив экономического роста США. Однако говорить о полном отсутствии связи курса рубля и цены на нефть не приходится, что необходимо учитывать при разработке валютной политики и мер валютного регулирования в РФ.

Читайте также:
Парламентские каникулы: что это такое, описание и особенности

Одной из действенных форм регулирования валютных отношений является девизная политика и ее инструменты – валютные интервенции, представляющие собой операции купли-продажи иностранной валюты, осуществляемые Центральным банком против национальной валюты. Валютные интервенции использовались в качестве действенного инструмента регулирования в 90-е годы и используются в настоящее время. Однако возможности и характер их проведения существенно различаются. Ограниченность международных резервов РФ в 90-х годах не позволяла осуществлять валютные интервенции в нужных объемах и с соответствующей периодичностью. На рис. 4 представлена динамика курса рубля и международных резервов РФ в 1998-1999 гг.

На графике прослеживается определенная тенденция: одновременное снижение и рост показателей. Начало и середина 2000-х годов характеризуются позитивными изменениями в развитии экономики: устойчивым

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 2(67)/2014

ростом ВВП, снижением уровня инфляции, и т. д. В этих условиях применение мер валютного регулирования носило более действенный характер, в свою очередь, оказывая позитивное влияние на экономическое развитие страны. После некоторого снижения в начале 2000-х годов национальная валюта по отношению к доллару США постоянно укреплялась, достигнув наивысшего значения – 23,2300 р. (официальный курс) в середине 2008 г. Однако затем появились и стали все активнее нарастать негативные тенденции, вызванные действием внешних факторов. Финансовый кризис снизил деловую активность в экономиках развитых стран, что повлияло на ухудшение конъюнктуры мирового рынка энергоносителей, снижение цен на нефть, сокращение притока валюты и падение курса рубля (рис. 5).

Резервы РФ, Курс USD/RUB

Монетарное золото Валютные резервы

Международные резервы —–Курс USD/RUB

Рис. 4. Динамика курса рубля и международных резервов РФ за 1998-1999 гг.

Источник: Данные ЦБ РФ [2, 4, 18]

В целом монетарные власти не допустили обвала курса национальной валюты, подобного имевшему место в 1998 г. Это стало возможным благодаря накопленным валютным резервам: к началу кризиса их величина достигла размеров 596 566 млн долл. США (3-е место в мире), что превышает показатели 1990-х годов приблизительно в 30 раз, т. е. возможности проведения валютных интервенций стали неизмеримо выше. Имеющиеся резервы позволяли осуществлять валютные интервенции, не допуская резкого ослабления национальной валюты. Девальвация носила характер плавного снижения курса рубля, отсутствовали резкие скачки, характерные для ситуации 90-х годов (рис. 6). Масштабы валютных интервенций характеризуют показатели нетто-покупки, представляющие собой разницу между объемами покупки и продажи валюты. Данные, представленные на рис. 6, свидетельствуют об активизации деятельности ЦБ РФ на внутреннем валютном рынке страны в период

с сентября 2008 г. и до февраля 2009 г. В начале 2009 г. меры по поддержанию стабильности национальной валюты перестали носить масштабный характер, что подтверждается показателями нетто-покупки валюты ЦБ РФ.

Резервы РФ, Курс USD/RUB

Международные резервы РФ —–Курс USD/RUB

Рис. 5. Динамика курса рубля и международных резервов РФ за август 2008 -май 2009 г. [2, 4, 18]

Объем нетто-покупок долларов США Объем нетто-покупок евро

—–Курс USD/RUB . Курс EUR/RUB

Рис. 6. Динамика курса рубля и показателей, характеризующих объемы валютных интервенций ЦБ РФ за 2008-2009 гг. Источник: данные ЦБ РФ [2, 4, 18]

В настоящее время Банк России продолжает активно использовать в качестве инструментов регулирования денежной массы и курса рубля валютные интервенции (рис. 7).

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 2(67)/2014

10 000 6 000 2 000 -2 000 -6 000 -10 000

Объем нетто-покупок долларов США Курс USD/RUB

Валютная политика: понятие, виды. Проблемы выбора валютной политики и следования ей

Валютная политика – это совокупность мероприятий, проводимых как в рамках национальной экономики, так и вне ее для обеспечения экономического роста, поддержания платежного баланса, снижение безработицы и инфляции, осуществляемых через воздействие на национальную валюту, валютный курс, валютные операции.

Данная политика является частью общей социально-экономической стратегии развития государства, составным компонентом внешнеэкономической и денежно-кредитной политики. Оформляется валютная политика валютным законодательством и валютными соглашениями, заключенными между государствами.

Целями валютной политики могут быть: укрепление внутренних позиций национальной денежной единицы, формирование и накопление валютных резервов, обслуживание государственных обязательств по внешним долгам, регулирование движения иностранного и отечественного капитала.

Цели валютной политики могут устанавливаться на длительный период или на незначительный временной интервал. В зависимости от этого валютная политика будет структурной или текущей.

  • Структурная валютная политика – совокупность долгосрочных мероприятий, направленных на изменение валютной системы, которая реализуется через валютные реформы.
  • Текущая валютная политика – совокупность краткосрочных мер, направленных на оперативное регулирование валютного курса и валютных операций.

Валютная политика реализуется путем использования Центральным банком таких инструментов, как валютные интервенции, валютные ограничения, валютные резервы и ряд других (например, валютное субсидирование, валютные паритеты).

Назовем основные формы валютной политики.

Дисконтная (учетная) политика – изменение учетной ставки Центрального банка, направленное на регулирование валютного курса и направлена на регулирование спроса и предложения свободных денежных ресурсов в национальной экономике.

Увеличивая учетную ставку (ставку рефинансирования), регулирующие органы сокращают совокупную денежную массу, что успокаивает ажиотаж на валютном рынке и приводит к стабилизации (или падению) курса иностранных валют к национальной. В случае сокращения учетной ставки (ставки рефинансирования) наступают обратные последствия.

В современных условиях эффективность дисконтной политики снижается из-за противоречия между внешнеэкономическими и внутриэкономическими целями. Повышение учетной ставки отрицательно влияет на экономику, находящуюся в состоянии застоя. Это мера, скорее, кратковременная.

Девизная политика и ее разновидность – валютная интервенция – метод воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи иностранной валюты (девиза). Для повышения курса национальной валюты Центральный банк продает, для снижения скупает иностранную валюту в обмен на национальную. Ее характерные черты – относительно крупные масштабы и сравнительно краткий период применения. Валютная интервенция осуществляется за счет официальных золотовалютных резервов или краткосрочных взаимных кредитов в Центральном банке.

Вальвация – представляет собой политику Центрального банка, направленную на прямое установление курсового соотношения между национальной и иностранными валютами. В практической работе наибольшее распространение получили понятия, производные от вальвации – девальвация и ревальвация. Девальвация – снижение курса национальной валюты по отношению к иностранной валюте либо к международным счетным единицам. Ее объективная основа – завышение официального валютного курса по сравнению с рыночным. Ревальвация – повышение курса национальной валюты по отношению к иностранной валюте.

Валютная монополия: что это такое, описание и особенности

Валютная монополия

В условиях плановой экономики и валютной монополии валютный рынок в СССР отсутствовал. Государство являлось единственным законным владельцем иностранной валюты, которая концентрировалась в его руках и распределялась с помощью валютного плана. Оно имело монопольное право на совершение операций с валютными ценностями и управление золото-валютными резервами. Принцип единства валютной кассы обязывал всех держать валюту на счетах во Внешэкономбанке СССР. [c.504]

Развитие валютного рынка и валютных операций в стране началось с конца 80-х годов. Составной частью экономических реформ, направленных на переход к рыночной экономике, явились отмена государственной монополии внешней торговли и валютной монополии и введение децентрализации внешнеэкономической деятельности страны. Валютная реформа обеспечила переход от административного распределения валютных ресурсов государственными органами к формированию валютного рынка. Предприятиям и организациям впервые было предоставлено право оставлять в своем распоряжении значительную часть экспортной выручки на открытых им валютных счетах. Они получили возможность использовать эти средства по своему усмотрению. С ноября 1989 г. Внешэкономбанк СССР начал проводить аукционы по продаже валюты по рыночному курсу. В Москве была создана валютная биржа. [c.504]

Введение конвертируемости рубля. Стратегической задачей валютной политики России стало введение свободного обмена рубля на иностранные валюты. В СССР в условиях валютной монополии практически не существовало понятия валютные права предприятий и населения. До 1987 г. валютные доходы, иностранные кредиты и резервные активы централизованно использовались в основном в форме бюджетных ассигнований в соответствии с государственным валютным планом. Гражданам СССР с конца 20-х годов было запрещено владеть иностранной валютой, открывать валютные счета, совершать валютные сделки, если документально не подтверждалась законность получения валюты (работа за рубежом, наследство, гонорар и т.д.). [c.523]

Валютный курс. В условиях валютной монополии в СССР валютный курс рубля был счетным инструментом и не оказывал реального воздействия на результаты хозяйственной деятельности участников внешнеэкономических связей доходы внешнеторговых объединений, возникавшие в результате разницы между мировыми и внутренними ценами, поступали в государственный бюджет, а убытки соответственно покрывались из бюджета, следовательно, имели плановый характер. Советский рубль, за исключением 1922—1924 гг., когда был введен основанный на золоте червонец, был привязан к иностранным валютам. Курс рубля устанавливался административным путем. [c.528]

Развитие валютного рынка и валютных операций в СССР началось в конце 80-х годов. Было покончено с государственной монополией внешней торговли и валютной монополией. В переходный период (с января 1990 г.) наблюдалась множественность валютных курсов рубля. [c.474]

ВАЛЮТНАЯ КОТИРОВКА – установление курсов иностранных валют в соответствии с действующими законодательными нормами и сложившейся практикой. Котировку валют производят государственные (национальные) или крупнейшие коммерческие банки. Котировка производится прямым или косвенным способом. При прямом методе котировки, принятом всеми странами, кроме Англии, курс денежной единицы иностранной валюты выражаемся в некотором количестве единиц национальной валюты. Косвенная котировка иностранных валют практикуется в Англии, где за единицу принимается фунт стерлингов и выражается в некотором количестве иностранной валюты. ВАЛЮТНАЯ МОНОПОЛИЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ — исключительное право государства совершать операции с валютными ценностями или разрешать ведение таких операций определенным органам, ведомствам, предприятиям, объединениям и фирмам, устанавливать порядок использования валютных средств. В. м. г. предполагает регламентацию валютных операций, контроль за использованием валютных средств, осуществление мер по повышению эффективности их применения. Конкретные задачи в этой области возложены в России па Госбанк России, Внешэкономбанк России и уполномоченные ими республиканские и коммерческие банки. [c.51]

Валютная монополия государственная 51 [c.292]

Принято различать три типа валютных режимов, используемых государством для проведения валютной политики внутри страны и за рубежом режим государственной валютной монополии, т.е. исключительное право государства на совершение всех валютных сделок, существовавший ранее в нашей стране режим валютного государственного регулирования (валютных ограничений), установленный Законом Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3615-1 О валютном регулировании и валютном контроле 1, и режим свободно конвертируемой валюты. [c.384]

Правовое регулирование валютных операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации Под валютным регулированием понимается деятельность уполномоченных государственных органов по регламентированию порядка совершения валютных операций. Ранее отмечалось, что в условиях перехода к рыночным отношениям в нашей стране коренным образом изменилась политика государства во внешнеэкономической сфере, изменился тип валютного режима, была отменена государственная валютная монополия. [c.392]

Финансовая политика в 80-е годы. В условиях административно-командной системы управления, в основе которой лежали монополия государства в управлении всеми отраслями экономики и социальной сферой, монополия внутренней и внешней торговли и валютная монополия, а также руководящая роль КПСС во всех сферах деятельности, государству довольно долго удавалось держать ситуацию под контролем , т. е. не допускать видимой формы инфляции и бюджетного дефицита. [c.41]

Развитие валютного рынка и валютных операций в СССР началось в конце 80-х годов. Было покончено с государственной монополией внешней торговли и валютной монополией. [c.497]

Ликвидация системы государственной валютной монополии [c.796]

Система валютной монополии государства, существовавшая в условиях централизованной плановой экономики бывшего СССР, являлась неотъемлемым элементом монополии государст- [c.796]

Госбанк СССР устанавливал единый официальный курс рубля к иностранным валютам по всем видам операций на базе золотого содержания валют. Золотое содержание рубля было рассчитано на базе паритета покупательной способности рубля к другим валютам, так как других объективных критериев его определения в условиях валютной монополии не существовало. После окончательного краха золотого стандарта в международной валютной системе курс рубля был привязан к корзине из шести основных валют (именно поэтому с 1972 г. курс доллара к рублю стал плавать в зависимости от изменения стоимости данной корзины). [c.797]

Эрозия системы валютной монополии началась в конце 80-х гг. в рамках концепции совершенствования внешнеэкономической деятельности, когда сначала несколько десятков, а затем все предприятия и организации получили право самостоятельного выхода на внешние рынки. [c.797]

Последовательный демонтаж системы валютной монополии начался после распада СССР. С этого момента важнейшими Целями валютной политики правительства России стали [c.797]

К основным формам валютной политики страны, направленным на регулирование курса национальной валюты, можно отнести а) финансирование временных платежных дисбалансов за счет собственных золотовалютных резервов без изменения курса национальной валютЫ, б) валютный контроль со стороны государства или валютная монополия, в) постоянная фиксация валютного курса за счет интервенций на валютной бирже, г) свободное плавание валютных курсов, д) управляемое плавание или система периодически пересматриваемых валютных паритетов. [c.115]

В бывшем СССР, в условиях валютной монополии государства, вся валютная выручка поступала в распоряжение государства. С началом реформ в сфере внешнеэкономической деятельности предприятия-экспортёры получили возможность использовать часть валютной выручки для закупки за рубежом това- [c.33]

Отличительными чертами банковских систем социалистических стран были концентрация банковского дела в немногих кредитных учреждениях, централизация управления банками на основе планомерной организации кредита, расчетов, государственной валютной монополии. Центральные государственные банки выступали в качестве универсальных кредитных институтов, которые выполняли большинство функций, присущих в экономически развитых странах различным звеньям банковской системы (исключая страховое дело). [c.382]

ВАЛЮТНЫЙ СЧЕТ — банковский счет в иностранной валюте, открываемый в соответствии с нормами национального законодательства юридическим и физическим лицам для проведения расчетов, связанных с теми или иными внешнеэкономическими операциями. В ходе проводимых в нашей стране экономических реформ, предусматривающих последовательное ограничение государственной валютной монополии, начиная с 1989 г. зарегистрированным юридическим лицам, получившим право на непосредственные экономические сделки с зарубежными партнерами, открываются счета в СКВ, [c.84]

Н. б. имеет огромное значение для строительства социализма. Она подрывает финансовую мощь буржуазии и является решающим условием превращения банков в аппарат общегосударственного учета и контроля за произ-вом и распределением. В. И. Ленин подчеркивал, что от Н. б. выигрывают все трудящиеся она означает огромную экономию народных средств, расхищавшихся заправилами банков в форме учредительской прибыли, комиссионных доходов от различных спекулятивных банковских операций и т. д. позволяет трудовому крестьянству и др. мелким производителям широко пользоваться кредитом, дает возможность поставить кредит на службу социалистич. переустройства об-ва. Н. б. ведет к сосредоточению всего банковского дела в руках гос-ва. Это в свою очередь позволяет рационально организовать банковскую систему мобилизовать все свободные средства х-ва и населения, а также средства бюджета и планомерно использовать и распределять их в форме кредита на нужды расширенного воспроиз-ва регулировать денежное обращение рационально осуществлять через банки расчеты в народном х-ве производить международные расчеты на основе государственной валютной монополии. Тем самым Н. б. содействует созданию и плановому развитию социалистич. экономики в интересах строительства социализма и коммунизма. [c.96]

ПЕРЕВОД И ПЕРЕСЫЛКА ИНВАЛЮТЫ регламентируются валютным законодательством страны. В капиталистич. странах эти операции регулируются системой валютных ограничений. В большинстве гос-в П. и п. и. разрешаются в незначительных суммах или вовсе запрещаются без особого разрешения валютных органов. В странах, где с конца 1958 г. введена частичная обратимость валют, свободные П. и п. и. могут производиться только иностранцами, денежные авуары к-рых в данной стране образовались в результате продажи ими золота, иностранной валюты или товаров. На резидентов (т. е. лиц, постоянно проживающих в стране) право обратимости не распространяется (кроме США, Швейцарии и ФРГ). В социалистич. странах П. и п. и. осуществляются на основе государственной валютной монополии и в соответствии с валютным планом (см. Валютные ограничения и Валютное законодательство). [c.186]

ВАЛЮТНАЯ МОНОПОЛИЯ —исключительное право социалистич. гос-ва (в лице уполномоченных им банков) совершать сделки с иностранной валютой и др. валютными ценностями неразрывно связана с монополией внешней торговли. [c.203]

В СССР В. з. основано на государственной валютной монополии (см.) и регулируется след, основными постановлениями 1) ЦИК и СНК СССР от 7 янв. 1937 г. О сделках с валютными ценностями и о платежах в иностранной валюте 2) Совета Министров СССР от 25 окт. 1948 г. о порядке вывоза, ввоза, перевода и пересылки за границу и из-за границы валюты и валютных ценностей с последующими изменениями и дополнениями 3) решением Совета Министров СССР об установлении с 1 янв. 1961 г. нового золотого содержания рубля и о повышении его курса по отношению к валютам иностранных гос-в. Операции с иностранной валютой и валютными ценностями являются исключительным правом Госбанка СССР. По его поручению они выполняются также Банком для внешней торговли СССР. Министерство финансов СССР осуществляет валютный контроль и регулирует эти операции. Нарушение В. з. влечет за собой ответственность, предусмотренную уголовным и таможенным кодексами. Иностранная валюта не может обращаться внутри СССР. Производство и прием платежей в иностранной валюте на территории СССР разрешается только по внешнеторговым сделкам и в особо предусмотренных законом случаях. Оплата денежных обязательств по внешнеторговым сделкам, выраженных в иностранной валюте, допускается в валюте СССР только в тех случаях, когда такой порядок платежа определен условиями сделки. [c.205]

Вся иностранная валюта, получаемая советскими организациями в результате внешнеторговых, кредитных и др. операций, продается Госбанку и Банку для внешней торговли и оплачивается в рублях по существующему курсу. Советские организации, предприятия и учреждения не могут использовать иностранную валюту самостоятельно, минуя Госбанк или Банк для внешней торговли. Физические и юридические лица также реализуют принадлежащую им иностранную валюту и др. валютные ценности, на к-рые распространяется валютная монополия, путем продажи их Госбанку или Банку для внешней торговли. Таким образом, вся иностранная валюта, поступающая в СССР по внешнеторговым и др. операциям, сосредоточивается в кассах и на иностранных счетах Госбанка и Внешторгбанка и выдается для производства текущих платежей за границей по внешнеторговым, кредитным и пр. обязательствам и расходам СССР. Выступая посредниками в международных расчетах, Госбанк и Внешторгбанк осуществляют вместе с тем контроль за использованием валютных средств. [c.205]

ВАЛЮТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ осуществляется социалистич. странами неразрывно связано с народнохозяйственным планированием и базируется на монополии внешней торговли и валютной монополии. Производится по группам и видам валюты, в к-рой ведутся расчеты с др. странами, или по видам валюты, в к-рой ведутся клиринговые счета. Валютные планы составляются в национальной валюте (рубли — в СССР, кроны — в Чехословакии и т. д.) пересчет иностранной валюты в валюту той или иной социалистич. страны производится по существующему валютному курсу. В. п. обеспечивает возможность определения перспективного платежного баланса на планируемый период. [c.206]

В социалистич. гос-вах в основе регламентации В. и в. в. лежат принципиально иные причины. Сосредоточение всей иностранной валюты в руках социалистич. гос-ва связано с монополией внешней торговли и валютной монополией. Строгая регламентация ввоза и вывоза как национальной, так и иностранной валюты ограждает денежное обращение социалистич. стран от влияния стихии мирового капиталистич. рынка и препятствует использованию их валют в спекулятивных целях. В Советском Союзе порядок, регулирующий В. и в. в., предусмотрен валютным законодательством (см.). [c.214]

ГОС. ВАЛЮТНАЯ МОНОПОЛИЯ — ГОС. ТЕОРИЯ ДЕНЕГ [c.287]

В социалистич. странах Г. м. (монополия внешней торговли, валютная монополия, монетная, страховая и др.) связаны с ролью социалистич. гос-ва в народном х-ве. [c.305]

На Г. б. СССР возложено осуществление валютной монополии. Он производит покупку и продажу наличной иностранной валюты, а также чеков, банковских переводов, аккредитивов и др. платежных документов, выписанных в иностранной валюте. Госбанк покупает также золото, серебро и др. драгоценные металлы как внутри страны, так и за границей. С 1 янв. 1961 г. Г. б. СССР передал Внешторгбанку непосредственное проведение операций по кредитованию внешнеторгового оборота и расчетов с иностранными банками. Разработку форм международных расчетов и методов кредитования осуществляет Госбанк он устанавливает также курс рубля по отношению к валютам иностранных гос-в и ежемесячно публикует Бюллетень курсов иностранных валют. [c.318]

Функция мировых Д. Эту функцию выполняет золото, находящееся в распоряжении социалистич. гос-ва и используемое им на основе монополии внешней торговли и валютной монополии. Советское правительство постоянно памятует завет В. И. Ленина Пока же беречь надо в РСФСР золото, продавать его подороже, покупать на него товары по- [c.378]

Внешторгбанк СССР. Внешторгбанк СССР — акционерный банк, функционирующий на основе государственной монополии внешней торговли и валютной монополии. Он является одним из крупнейших коммерческих банков мира и по поручению Госбанка выполняет функции кредитования внешней торговли, международных расчетов и валютного регулирования, связанные с экономическим, научно-техническим и культурным сотрудничеством СССР с иностранными государствами. [c.37]

В. СССР и др. социалистич. стран коренным образом отличается от В. капиталистич. стран. Их отличия и преимущества вытекают из особенностей плановой социалистич. системы х-ва. Основой устойчивости В. социалистич. стран является наличие в руках гос-ва товарных масс, пускаемых в оборот по твердым плановым ценам. Огромную роль в укреплении В. стран социализма играет планомерное и непрерывное развитие народного х-ва, планирование денежного обращения и товарооборота. Устойчивость рубля и валют др. социалистич. стран опирается также на наличие у социали-етич. гос-в золотого запаса, служащего одним из обеспечений В., на планирование внешне-экономич. связей и на валютную монополию. С 1 янв. 1961 г. золотое содержание рубля повышено с 0,222168 г до 0,987412 г чистого золота соответственно повышен курс рубля к иностранным валютам. Так, 1 долл. = 90 коп. вместо 4 руб. до 1961 г., 1 ф. ст. = 2 р. 51 к. вместо 11 р. 20 к. [c.202]

В странах народной демократии, как и в СССР, В. з. опирается на государственную монополию внешней торговли и основывающуюся на ней государственную валютную монополию. В соответствии с законодательством большинства народно-демо-кратич. стран вся поступающая из-за границы иностранная валюта подлежит сдаче центральным и др. уполномоченным на то банкам и оплачивается ими по установленному курсу. Через указанные банки осуществляются все расчеты по торговым и неторговым операциям. [c.206]

Государственная валютная монополия — 287 Девальвация — 352 Девизная политика — 353 Девизы — 353 Дизажио — 384 Дипломатия доллара — 385 Долларовая зона—400 Долларовый блок — 400 Долларовый голод — 400 Долларовый пул — 400 Драгоценные камни — 408 Драгоценные (благородные) металлы — 409 Европейский Платежный союз (ЕПС) —411 Европейский фонд — 412 Европейское Валютное соглашение — 412 Золотая валюта — 438 Золотая оговорка — 438 Золотниковая система проб—438 Золото — 438 Золотой блок — 440 Золотой запас — 440 Золотые точки — 442 Золотые цены — 443 Зона франка — 443 Именник — 448 Иностранная валюта — 472 Интервалютарный курс — 473 Карат —508 [c.648]

ВАЛЮТНАЯ МОНОПОЛИЯ

Смотреть что такое ВАЛЮТНАЯ МОНОПОЛИЯ в других словарях:

ВАЛЮТНАЯ МОНОПОЛИЯ

Валютная монополия Валютная монополия – исключительное право государства на операции с иностранной валютой. Валютная монополия вводится при монополии. смотреть

ВАЛЮТНАЯ МОНОПОЛИЯ

– монополия государства в лице его органов на валютные операции и всю валюту, зарабатываемую экономическими агентами В. м. представляет собой исключительное право государства: а) совершать операции с валютными ценностями: б) разрешать ведение таких операций определенным органам, ведомствам, организациям, объединениям и фирмам: в) устанавливать порядок использования валютных средств. В.м. предполагает регламентацию валютных операций, контроль за использованием валютных средств, осуществление мер по повышению эффективности их применения. Конкретные задачи в этой области возложены в России на Центральный банк РФ и уполномоченные им коммерческие банки.
. смотреть

ВАЛЮТНАЯ МОНОПОЛИЯ

монополия государства в лице его органов на валютные операции и всю валюту, зарабатываемую экономическими агентами В. м. представляет собой исключительное право государства: а) совершать операции с валютными ценностями: б) разрешать ведение таких операций определенным органам, ведомствам, организациям, объединениям и фирмам: в) устанавливать порядок использования валютных средств. В.м. предполагает регламентацию валютных операций, контроль за использованием валютных средств, осуществление мер по повышению эффективности их применения. Конкретные задачи в этой области возложены в России на Центральный банк РФ и уполномоченные им коммерческие банки. смотреть

ВАЛЮТНАЯ МОНОПОЛИЯ

Валютная монополия исключительное право государства на операции с иностранной валютой, золотом. Связана с монополией внешней торговли. Политическая на. смотреть

ВАЛЮТНАЯ МОНОПОЛИЯ

монополия государства в лице его органов на валютные операции и всю валюту, зарабатываемую экономическими агентами. * * * (англ. currency monopoly) — и. смотреть

ВАЛЮТНАЯ МОНОПОЛИЯ

исключительное право государства на операции с золотом, иностранной валютой. Связана с монополией внешней торговли.

ВАЛЮТНАЯ МОНОПОЛИЯ

ВАЛЮТНАЯ МОНОПОЛИЯ — монополия государства в лице его органов на валютные операции и всю валюту, зарабатываемую экономическими агентами.

ВАЛЮТНАЯ МОНОПОЛИЯ

ВАЛЮТНАЯ МОНОПОЛИЯ, исключительное право государства на операции с иностранной валютой, золотом. Связана с монополией внешней торговли.

ВАЛЮТНАЯ МОНОПОЛИЯ

– исключительное право государства на совершение операций с валютными ценностями (иностранной валютой, золотом и другими драгоценными металлами).

ВАЛЮТНАЯ МОНОПОЛИЯ

ВАЛЮТНАЯ МОНОПОЛИЯ – исключительное право государства на операции с иностранной валютой, золотом. Связана с монополией внешней торговли.

ВАЛЮТНАЯ МОНОПОЛИЯ

ВАЛЮТНАЯ МОНОПОЛИЯ – монополия государства в лице его органов на валютные операции и всю валюту, зарабатываемую экономическими агентами.

ВАЛЮТНАЯ МОНОПОЛИЯ

ВАЛЮТНАЯ МОНОПОЛИЯ , исключительное право государства на операции с иностранной валютой, золотом. Связана с монополией внешней торговли.

ВАЛЮТНАЯ МОНОПОЛИЯ

ВАЛЮТНАЯ МОНОПОЛИЯ, исключительное право государства на операции с иностранной валютой, золотом. Связана с монополией внешней торговли.

ВАЛЮТНАЯ МОНОПОЛИЯ

– исключительное право государства на операции синостранной валютой, золотом. Связана с монополией внешней торговли.

ВАЛЮТНАЯ МОНОПОЛИЯ

исключительное право государства на операции с иностранной валютой, золотом. Связана с монополией внешней торговли.

ВАЛЮТНАЯ МОНОПОЛИЯ

foreign exchange monopoly

ВАЛЮТНАЯ МОНОПОЛИЯ

ВАЛЮТНАЯ МОНОПОЛИЯ ГОСУДАРСТВА

устанавливаемый государством порядок регламентации валютных операций, контроль за использованием валютных средств, осуществление мер по повышению эффективности их применения, представляющий собой исключительное право государства совершать операции с валютными ценностями или разрешать ведение таких операций определенным органам, ведомствам, организациям, объединениям и фирмам, устанавливая при этом порядок использования валютных средств. . смотреть

ВАЛЮТНАЯ МОНОПОЛИЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

исключительное право государства совершать операции с валютными ценностями или разрешать ведение таких операций определенным ведомствам, предприятиям, объединениям и фирмам. Она предполагает концентрацию валютных ресурсов, общегосударственную регламентацию их использования в соответствии с интересами народного хозяйства. . смотреть

ВАЛЮТНАЯ МОНОПОЛИЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

См. Монополия государственная валютная

ВАЛЮТНАЯ МОНОПОЛИЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ВАЛЮТНАЯ МОНОПОЛИЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ — исключительное право государства совершать операции с валютными ценностями или разрешать ведение таких операций определенным органам, ведомствам, организациям, объединениям и фирмам, устанавливать порядок использования валютных средств. В.м.г. предполагает регулирование валютных операций, контроль за использованием валютных средств, реализацию мер, повышающих их эффективность. Конкретные задачи в этой области возложены в России на ЦБ РФ и уполномоченные коммерческие банки.

ВАЛЮТНАЯ МОНОПОЛИЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

исключительное право государства совершать операции с валютными ценностями или разрешать ведение таких операций определенным органам, ведомствам, орган. смотреть

ВАЛЮТНАЯ МОНОПОЛИЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

См. Монополия государственная валютнаяСловарь бизнес-терминов.Академик.ру.2001.

ВАЛЮТНАЯ МОНОПОЛИЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ВАЛЮТНАЯ МОНОПОЛИЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ – исключительное право государства совершать операции с валютными ценностями или разрешать ведение таких операций определенным органам, ведомствам, организациям, объединениям и фирмам, устанавливать порядок использования валютных средств. В.м.г. предполагает регулирование валютных операций, контроль за использованием валютных средств, реализацию мер, повышающих их эффективность. Конкретные задачи в этой области возложены в России на ЦБ РФ и уполномоченные коммерческие банки.
. смотреть

Валютная монополия государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 05:54, курсовая работа

Описание

Текущие цели валютной политики государства и инструменты их достижения фиксируются в основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики, которые ежегодно совместно с Правительством РФ разрабатываются Центральным банком РФ и представляются на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ (п. 1 ст. 155 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ)).
Цель курсовой работы рассмотреть валютную монополию государства.

Содержание

Введение …3
Глава 1 Валютная политика государства: цель, задачи 5
1.1. Валютное право 5
1.2. Валютная политика 11
Глава 2 Правовые инструменты воздействия на валютные отношения 15
2.1. Структура механизма валютного регулирования: правовые основы 15
2.2. Правовое регулирование валютных операций 24
2.3. Ответственность за нарушения валютного законодательства Российской Федерации 29
Заключение 34
Библиографический список 36

Работа состоит из 1 файл

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО – КУРСОВАЯ и Экзамен.doc

В-четвёртых, в соответствии с п.3 ст. 2 ГК РФ “к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством”. Имущественные отношения, регулирующие оборот валютных ценностей, не основаны на властном подчинении. Это частно-правовые отношения, возникающие при обороте объектов гражданских прав. Юридическая природа данных правоотношений абсолютно иная по сравнению с бюджетными и налоговыми правоотношениями. Стороны при заключении сделок с валютными ценностями (валютных операций) являются равными субъектами, обладают автономией воли и имущественной самостоятельностью.

В-пятых, закон о валютном регулировании должен определять не принципы осуществления валютных операций в РФ, а порядок совершения валютных операций в РФ.

В-шестых, возможно осуществление валютных операций в РФ и без участия уполномоченных банков, что ранее мной уже было доказано.

Высказывается точка зрения, что особенностью валютного законодательства является изложение основной массы норм в подзаконных актах, что обуславливает непостоянство и бессистемность правовой основы внешнеэкономической и валютной деятельности. Существенные сведения разбросаны по десяткам и сотням постоянно изменяемых документов, ориентироваться в которых трудно даже специалистам.

Мне представляется, что изложение основной массы норм в подзаконных актах является не особенностью, а недостатком действующего валютного и внешнеэкономического законодательства. Действующий закон о валютном регулировании с той ролью, которая ему определена Гражданским кодексом РФ, не справляется, так как он содержит более двадцати отсылочных норм по тем вопросам, которые он и должен регулировать. Некоторые из действующих норм этого закона отменены Конституционным судом РФ. Этот пробел в гражданском законодательстве Центральный банк РФ заполнил своими несистематизированными, противоречащими друг другу более чем трёмястами нормативными актами. Для того чтобы разобраться в хаосе нормативных актов по вопросам валютного регулирования, исходящем от Центрального банка РФ, он издаёт в форме информационных сообщений обобщения практики их применения. В этих обобщениях практики применения своих же нормативных актов Центральный банк РФ в форме ответов на конкретные вопросы разъясняет то, как следует применять его нормативные акты.

1.2. Валютная политика

Валютная политика — совокупность мероприятий, проводимых государством в сфере валютных отношений. Целью валютной политики является воздействие на валютные курсы , валютные расчеты.

По длительности решения задач различают текущую валютную политику и долговременную валютную политику.

Текущая валютная политика направлена на оперативное регулирование валютно-рыночной конъюнктуры с помощью валютной интервенции, валютных ограничений, валютного субсидирования, диверсификации валютных резервов и т. д.

Долговременная валютная политика предполагает долгосрочные меры по последовательному изменению валютного механизма с помощью межгосударственных переговоров и соглашений, а также валютных реформ.

Валютная политика осуществляется главным образом в двух формах: учетной политики и девизной политики.

Учетная политика в сфере международных валютных отношений направлена на регулирование валютного курса изменением процентных ставок за кредит . Повышение процентных ставок привлекает капиталы из стран, где существуют более низкие процентные ставки, что улучшает состояние платежного баланса данной страны и повышает курс ее валюты. Напротив, понижение процентной ставки приводит к отливу капитала в другие страны и понижению курса валюты данной страны.

Девизная политика направлена на регулирование валютного курса покупкой и продажей иностранной валюты. При падении курса национальной валюты центральный банк страны обычно продает на валютном рынке крупные суммы иностранной валюты, что приводит к повышению курса национальной валюты в отношении иностранных валют и, наоборот, скупка иностранной валюты влечет за собой падение курса национальной валюты.

Валютная политика государства формируется под воздействием ряда внешних и внутренних факторов.

Основным внешним фактором, формирующим валютную политику, является объективная потребность в интеграции российской национальной валюты в международную валютную систему в соответствии с реальным экономическим потенциалом Российской Федерации. Решение такой задачи будет способствовать повышению роли России в системе мировых хозяйственных связей и исключению дискриминации рубля как средства международных расчетов.

Национальные хозяйства связаны цепью взаимных обязательств, и в этом смысле валютные отношения представляют собой ключевую форму международных экономических связей. Данный факт предопределяет усиление тенденций к валютной интеграции экономически развитых стран по мере роста таких связей. Наглядным примером проявления такой тенденции является создание Европейского валютного союза на базе евро.

Очевидно, что Российская Федерация как часть мирового сообщества не может оставаться в стороне от этого процесса. Концепция национальной безопасности РФ провозгласила стремление России к более широкой интеграции в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами. Движение Российской Федерации в направлении вступления во Всемирную торговую организацию, участие Российской Федерации в Международном валютном фонде (далее — МВФ), Международном банке реконструкции и развития, Международной ассоциации развития свидетельствуют о стремлении нашей страны играть активную роль в международных экономических отношениях. Однако такая роль предполагает не только ее участие в международных экономических и финансовых институтах, но и наличие в национальных экономике и законодательстве условий для включения российской валюты в международную валютную систему. Приоритетное значение в этом процессе следует признать за экономическими предпосылками, поскольку отмена законодательных ограничений в валютной сфере сама по себе не достаточна для появления у участников международных экономических отношений доверия к рублю и желания использовать его в международных расчетах.

Доминирующим внутренним фактором, формирующим валютную политику государства, является относительная слабость рубля по отношению к ведущим мировым валютам, потребность в защите его покупательной способности на внутреннем валютном рынке как экономическими, так и административными мерами. Проблема интеграции российской валюты в международную валютную систему может быть эффективно решена только при наличии твердых позиций рубля на внутреннем валютном рынке. Задача укрепления рубля, как следует из Концепции национальной безопасности РФ, должна решаться путем создания условий для прекращения расчетов в иностранной валюте на внутреннем валютном рынке и предотвращения бесконтрольного вывоза капитала.

Совокупность факторов, формирующих валютную политику, нашла свое отражение в валютном законодательстве РФ. Так, согласно преамбуле Федерального закона № 173-ФЗ целью валютного законодательства РФ является обеспечение реализации единой государственной валютной, политики, устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Очевидно, что цели валютной политики, сформулированные в валютном законодательстве РФ, преимущественно направлены на решение экономических задач. Таким образом, связка экономики, политики и права как естественной цепи взаимосвязанных социальных процессов наглядно отражается в нормах валютного права. Необходимо отметить, что валютное право представляет собой совокупность основополагающих, общеобязательных, формально определенных норм, которые выражают государственную волю в области общественных отношений, возникающих по поводу валютных операций. С этой точки зрения валютное право является проявлением и концентрированным выражением валютной политики государства, основополагающим образом обусловленной экономическими факторами.

В Российской Федерации валютная политика направлена на обеспечение устойчивости рубля (валюты Российской Федерации) и стабильности внутреннего валютного рынка как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Диверсификации валютных резервов — политика государства, направленная на регулирование структуры валютных резервов путем включения в их состав разных иностранных валют с целью обеспечения международных расчетов и защиты их от валютных рисков.

Действенным инструментом реализации валютной политики является валютный контроль.

Глава 2 Правовые инструменты воздействия на валютные отношения

2.1. Структура механизма валютного регулирования: правовые основы

Переход российской экономики на рыночные отношения, ее постепенная интеграция в мировое хозяйство и международные валютно-финансовые организации, последовательная децентрализация внешнеэкономических связей российских предприятий с зарубежными партнерами делают крайне актуальными знания механизма регулирования валютных отношений на территории России и за ее пределами. Данный механизм, имеющий экономическую природу (в его основе лежат объективно обусловленные экономические процессы), выступает в любом государстве в правовой форме.

Существующая система нормативных правовых актов представляет собой юридический механизм регулирования валютных отношений, имеющий двойное функциональное назначение. Во-первых, он выполняет статическую функцию, закрепляя уже сложившийся комплекс валютных отношений; во-вторых, ему присуща динамическая функция, которая выражается в том, что создаются предпосылки для дальнейшего развития и трансформации данного комплекса, т.е. возможность его эволюционирования и изменения. Вне рамок существующей системы нормативных правовых актов вообще невозможно говорить о механизме регулирования валютных отношений в любом государстве. В научной литературе вышеупомянутая система получила название “валютное законодательство”. Этот термин употребляется в широком смысле и охватывает не только законы, но и любые другие подзаконные акты нормативного характера (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, инструкции Центрального банка РФ и т.д.). Механизм валютного регулирования можно представить на следующей схеме:

Валютное законодательство Регулятивное воздействие Валютные отношения
Акты валютного законодательства (нормативный аспект)

Объекты валютных отношений

Как видно из схемы, механизм валютного регулирования включает в себя три структурных элемента:

– валютное законодательство, принимаемое различными государственными органами;

– валютные отношения, складывающиеся между различными субъектами по поводу совершения ими валютных операций с различными объектами;
– регулятивное воздействие валютного законодательства на валютные отношения, осуществляемое в различных формах.

Структурные элементы механизма валютного регулирования находятся в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии, что предполагает их системообразующее видоизменение и функциональное эволюционирование. Статичные по сути валютные отношения, представляющие собой константу механизма валютного регулирования, перманентно находятся в состоянии развития в силу регулятивного воздействия на них со стороны динамичного по сути валютного законодательства, играющего роль двигателя в данном механизме.
Валютное законодательство представляет собой первый структурный элемент механизма валютного регулирования, и именно оно выполняет регулятивную функцию в этом механизме. Валютное законодательство РФ в настоящее время представляет собой крайне неоднородный нормативный комплекс, включающий акты различной юридической природы, принятые государственными органами, которые находятся на различных ступеньках государственной иерархии. Согласно Конституции РФ от 12 декабря 1993 года валютное регулирование находится в ведении Российской Федерации (п.”ж” ст.71) . 2 Это означает, что принятие валютного законодательства входит в исключительную компетенцию федеральных государственных органов и не находится в компетенции субъектов Федерации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: