Великий хурал: что это такое, описание и особенности

Великий Государственный Хурал – State Great Khural

  • Государственный Великий Хурал Спикер: Гомбожавын ЗанданшатарНынешние члены
  • Недавние выборы
  • Законодательный: 2016 г.
  • 2020 г.
  • Министерство иностранных дел Министр: Нямцерен Энхтайван
  • Дипломатические миссииМонголии / в Монголии
  • Закон о гражданстве
  • Заграничный пасспорт
  • Визовые требования
  • Визовая политика
  • v
  • т
  • е

Великий Государственный Хурал ( монгольский : Улсын Их Хурал , Ulsyn Хурал , также Великий государственный Хурал и Хурал ; английский : горят государства большого собрание ) является однопалатным парламентом из Монголии . Он расположен во Дворце правительства .

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 История
  • 2 Структура
    • 2.1 Председатель
    • 2.2 Заместитель председателя
    • 2.3 Совет председателя
  • 3 функции
  • 4 Выборы
  • 5 сеансов
    • 5.1 Комитеты
    • 5.2 партийные собрания
    • 5.3 Список терминологических сочинений
  • 6 Законодательство
    • 6.1 Этап 1
    • 6.2 Этап 2
    • 6.3 Этап 3
  • 7 Последние выборы
  • 8 См. Также
  • 9 ссылки
  • 10 Внешние ссылки

История

Тогс-Очирин Намнансурен стал председателем Великого государственного хурала в феврале 1914 года и занимал эту должность до своей смерти в апреле 1919 года.

Первый Ульсын Их Хурал был созван в ноябре 1924 года. Этот орган являлся законодательным органом Монгольской Народной Республики . Он делегировал большую часть своих полномочий исполнительному комитету Улсын Бага Хурал ( Малый Хурал ). В период с ноября 1924 г. по февраль 1949 г. Великий Хурал провел девять заседаний. После избирательной реформы 1951 г. нумерация его заседаний возобновилась. Первый прошел в июле 1951 года, третий – в июле 1957 года.

В 1960 году была принята новая конституция , и тело была переименована в «Народный Хурал Великий» ( Монгольская : Ардын Их Хурал , Ardyn Хурал ), но сессии не были перенумерованы. Четвертый проходил в июле 1960 года, а последний – в сентябре 1992 года. В российской и монгольской историографии термин «Великий Народный Хурал» часто возвращается к Хуралу 1924–1960 годов, чтобы отличить его от Великого Государственного Хурала после 1992 года. .

Первые свободные, демократические и многопартийные выборы в Монголии были проведены в 1990 году. Затем вновь избранный парламент внес изменения в Конституцию, учредив Государственный Бага Хурал, который заменил Великий Народный Хурал в качестве высшего законодательного органа. Это избрало первым председателем Раднаасюмберелийн Гончигдорж и первым председателем Секретариата Бьяраа Чимед.

В Государственном Бага Хурале было 5 постоянных комиссий. Места в парламенте получили Монгольская народно-революционная партия (33), Монгольская демократическая партия (13), Монгольская социал-демократическая партия (4), Монгольская национальная прогрессивная партия (3). Государственный Бага Хурал принял 27 новых законов, ратифицировал 17 международных договоров и конвенций, а также внес поправки в 19 законов.

В Великом государственном хурале было 10 постоянных комиссий (в 1995 г. их число сократилось до 6). Места получили Монгольская народно-революционная партия (70), Коалиция Демократического союза Монгольской демократической партии, Монгольская национальная прогрессивная партия и Партия зеленых (4), Монгольская социал-демократическая партия (1) и один независимый политик. Избранным председателем был Нацаг Багабанди , а председателем секретариата – Намсрай Речниндорж. Великий государственный хурал принял 137 законов, внес поправки в 142 закона и отменил 46 законов. Парламент также ратифицировал 40 международных договоров и конвенций за время своего пребывания в стране.

В 1996–1997 гг. В Великом государственном хурале действовало 5 постоянных комиссий. В 1997–2000 гг. Их число увеличилось до 7 постоянных комитетов. Коалиция Демократического союза (50), Монгольская народно-революционная партия (25), Консервативная объединенная партия Монголии (1) получили места в парламенте. Председателем был избран Раднаасюмберелийн Гончигдорж (второй раз), а председателем секретариата был Лог Цог до 1999 года. Следующим председателем секретариата был Баасанганобо Энебиш. Великий государственный хурал принял 173 новых закона, внес поправки в 255 законов и отменил 32 закона. Парламент также ратифицировал 71 международный договор и конвенцию.

В Великом государственном хурале было 7 постоянных комиссий. Монгольская народно-революционная партия (72), Коалиция Демократического союза (1), Партия гражданской воли – Монгольская партия зеленых (1), Родина – Монгольская демократическая новая социалистическая партия (1), один независимый получил место в парламент. Избранным председателем был Лхамсюрем Энебиш до 2001 года, а председателем секретариата был Баасанганобо Энебиш до 2001 года. Следующим председателем был Санджбегз Тёмёр-Очир , а следующим председателем секретариата был Дагданхуу Батбаатар до 2003 года. Секретариатом в течение этого срока был Намсраиджав Лувсанджав. Великий государственный хурал принял 140 новых законов, внес поправки в 443 закона и отменил 51 закон. Парламент также ратифицировал 110 международных договоров и конвенций.

В 2004–2006 годах в Великом государственном хурале было 11 постоянных комиссий, а также 8 подкомитетов. Количество постоянных комиссий было сокращено до семи в 2006 году. В выборах приняли участие семь политических партий и коалиция из трех партий. Места в парламенте получили Монгольская народно-революционная партия (37), Союз «Родина и демократия» (35), Республиканская партия (1) и 3 независимых кандидата. Избранным председателем был Намбар Энхбаяр до 2005 года, а председателем Секретариата продолжал оставаться Намсраиджав Лувсанджав. Следующим председателем был Цендиин Нямдорж до 2007 года. Третьим и последним председателем в течение этого срока был Данзангийн Лундееджанцан . Великий Государственный Хурал принял 89 новых законов, внес изменения в 336 законов. Парламент также ратифицировал 38 международных договоров и конвенций, а также отменил 50 законов.

Читайте также:
Военное положение: что это такое, описание и особенности

В Великом государственном хурале было 7 постоянных комиссий и 11 подкомитетов. Места в парламенте получили Монгольская народно-революционная партия (46), Демократическая партия (27), Партия гражданской воли (1), 8 Партия зеленых (1) и 1 независимый. В течение 5 месяцев (с мая по сентябрь 2008 г.) Данзан Санданг-Очир был Председателем Секретариата. Избранным председателем был Дамдини Демберел , а вторым председателем Секретариата – Церенхуу Шаравдорж. Великий государственный хурал принял 111 новых законов и внес поправки в 485 законов. Парламент также ратифицировал 59 международных договоров и конвенций, а также отменил 70 законов.

В Великом государственном хурале было 8 постоянных комиссий и 10 подкомитетов. Победили Демократическая партия (34), Монгольская народная партия (26), Коалиция справедливости Монгольской народно-революционной партии – Монгольская национально-демократическая партия (11), Партия гражданской воли – Партия зеленых (2) и 3 независимых члена победили. места в парламенте. Впервые выборы в законодательные органы были проведены по смешанной избирательной системе по новому закону. 48 мест были избраны напрямую из 26 округов, а 28 мест были распределены пропорционально в зависимости от количества голосов, полученных политическими партиями. Избранным председателем был Зандахуу Энхболд , а председателем секретариата – Бьямбадорж Болдбаатар. Впервые в Монголии электронные машины для голосования были использованы для регистрации избирателей, подсчета голосов и мониторинга.

Места в парламенте получили Монгольская народная партия (65), Демократическая партия (9), Монгольская народно-революционная партия (1) и 1 независимый.

Состав

Великий Государственный Хурал однопалатный и состоит из 76 членов. Парламент с мандатом не менее 57 от общего числа членов Великого Государственного Хурала считается имеющим свои полномочия. Член Великого государственного хурала является посланником народа, представляет и защищает интересы всех граждан и народа. Полномочия члена Великого Государственного Хурала начинаются с принесения присяги перед Государственным гербом и прекращаются после принесения присяги вновь избранным членам Великого Государственного Хурала.

Председатель

Члены Великого Государственного Хурала избирают Председателя из своего состава открытым голосованием. Они служат четыре года, но могут быть освобождены от должности или сняты с должности по основаниям, установленным законом, до истечения срока их полномочий. Председатель исполняет роли спикера и заместителя президента. Они автоматически становятся членами Совета национальной безопасности. Председатель несет ответственность за следующие обязанности:

  • Обеспечивать соблюдение Конституции и других законов во всех действиях Великого Государственного Хурала.
  • Объявлять регулярные, внеочередные и почетные заседания и обеспечивать подготовку
  • Определить порядок повестки дня пленарного заседания с учетом приоритетных предложений, высказанных на собраниях и постоянных комитетах.
  • Общаться с Президентом и Кабинетом Министров от имени Великого Государственного Хурала.
  • Распоряжать надзорные функции Великого Государственного Хурала на Кабинете министров.
  • Координировать деятельность подведомственных организаций Великого Государственного Хурала и организовывать их проверку этих организаций.
  • Представлять Великий Государственный Хурал как на внешней, так и на внутренней арене.
  • Утверждать приказы по вопросам, допустимым в рамках привилегий, которыми пользуется Председатель Великого Государственного Хурала.
Нет. Председатель Вступил в должность Левый офис Примечания
1 Radnaasümbereliin Gonchigdorj Сентябрь 1990 г. 29 июля 1992 г. Из Маленького Хурала
2 Нацагийн Багабанди Июль 1992 г. Июль 1996 г. После того , как Конституция 1992 была принята
3 Radnaasümbereliin Gonchigdorj Июль 1996 г. Июль 2000 г.
4 Энебиш Лхамсурен [ мес ] Июль 2000 г. Сентябрь 2001 г.
5 Санджбегз Тумур-Очир [ мес. ] Октябрь 2001 г. Август 2004 г.
6 Намбарын Энхбаяр Август 2004 г. Июнь 2005 г.
7 Цендиин Нямдорж Июль 2005 г. Июнь 2007 г.
8 Данзангийн Лундеэджанцан Июнь 2007 г. Август 2008 г.
9 Дамдини Демберель Сентябрь 2008 г. Июль 2012 г.
10 Zandaakhüügiin Enkhbold Август 2012 г. Июнь 2016 г.
11 Миеегомбын Энхболд Июль 2016 г. Февраль 2019 г.
12 Гомбожавын Занданшатар Февраль 2019 г. Действующий

Вице-председатель

Заместитель председателя избирается каждым закрытым собранием, сформированным по результатам выборов. Они служат четыре года, но могут быть освобождены от должности или сняты с должности по основаниям, установленным законом, до истечения срока их полномочий. Заместитель председателя выполняет следующие обязанности:

  • Координировать деятельность постоянных, временных, подкомитетов и фракций.
  • Обеспечить присутствие на пленарных заседаниях и заседаниях Постоянного комитета.
  • Изучить процедуры Великого Государственного Хурала и соблюдение этических кодексов его членов.
  • Выполнять другие задачи и обязанности, указанные в соответствующих законах и постановлениях.
  • На временное исполнение обязанностей председателя по поручению действующего председателя Великого Государственного Хурала на время его отсутствия.

Совет председателя

Совет председателя состоит из заместителя председателя Великого государственного хурала, председателей фракций, лидеров парламентских партий и председателей постоянных / временных комитетов. Совет председателя несет ответственность за следующие обязанности:

  • Согласовывать и координировать деятельность фракций и Постоянного комитета с надзорными функциями Великого Государственного Хурала.
  • Определить порядок повестки дня очередного или внеочередного заседания.
  • Утверждать еженедельные расписания и повестки дня заседаний
  • Внести предложение по бюджетному предложению Великого Государственного Хурала.
  • Поручить другим вопросам, связанным с внутренними делами Великого Государственного Хурала.

Функции

Великий Государственный Хурал имеет как законодательные, так и контролирующие полномочия в Монголии.

Его законодательные функции в основном заключаются в подготовке и проведении пленарных заседаний или заседаний постоянной комиссии, обсуждения проектов законов или других решений Великого государственного хурала, а также процессов принятия, принятия и разрешения. Великий Государственный Хурал осуществляет свои надзорные полномочия путем:

  • Заслушивание отчетов, презентаций и брифингов Кабинета министров и других организаций, непосредственно подотчетных Великому Государственному Хуралу.
  • Запрашивать премьер-министра, членов кабинета министров и руководителей других организаций, непосредственно подотчетных Великому Государственному Хуралу, требовать ответов на указанные запросы и инициировать обсуждение ответов на его заседаниях.
  • Оценка выполнения законов и других постановлений Великого Государственного Хурала в кабинете министров и других организациях, которые непосредственно подотчетны Великому Государственному Хуралу и вызывают дебаты на заседаниях Постоянного комитета или, при необходимости, на пленарных заседаниях
  • Вынесение приговоров по профессиональным нарушениям или нарушениям этики, совершенным Премьер-министром, членами кабинета министров и лицами, назначенными Великим Государственным Хуралом или руководителями и членами других организаций, непосредственно подотчетных Великому Государственному Хуралу.
Читайте также:
Биржевое общество: что это такое, описание и особенности

Выборы

Выборы проводятся каждые четыре года для избрания всех 76 членов Великого государственного хурала. На выборах используется большинство голосов во всех 26 многомандатных округах. Для голосования гражданин Монголии должен быть 18 лет и старше и проживать в Монголии. Избираться может любой человек старше 25 лет. Новые выборы проводятся в случае роспуска хурала, если две трети членов проголосуют за роспуск, если президент распускает хурал или если президент или половина кабинета министров уходит в отставку.

Сессии

Основная организационная форма Великого Государственного Хурала – сессия. Согласно статье 27 Конституции очередные сессии Великого государственного хурала созываются каждые шесть месяцев на срок не менее 50 рабочих дней. Сессия состоит из пленарных заседаний, эксклюзивных или совместных заседаний Постоянного комитета и закрытых заседаний. Есть четыре типа сеансов:

  • Инаугурационная сессия – Созывается по созыву Президента в течение 30 дней после выборов.
  • Очередная сессия – Осенняя сессия начинается 1 октября, а весенняя сессия начинается 5 апреля каждого года.
  • Внеочередная сессия – созывается по требованию более одной трети членов Великого государственного хурала или по инициативе президента или председателя Великого государственного хурала.
  • Чрезвычайное заседание – созывается в течение 72 часов после объявления президентом чрезвычайного положения или войны.

Комитеты

Великий Государственный Хурал должен иметь постоянные комитеты, занимающиеся отдельными областями государственной политики. Постоянные комитеты состоят из 10-19 членов и собираются каждую неделю по вторникам и средам. Подкомитет является аффилированным лицом и занимается конкретными вопросами в рамках постоянного комитета. Великий Государственный Хурал создает временные комитеты для рассмотрения конкретных вопросов, внесения предложений и представления отчетов на пленарные заседания.

Партийные собрания

Партия / коалиция с 8 или более местами должна создать партийное собрание. Независимые члены и члены нескольких партий могут присоединиться к закрытому собранию, но не могут создавать свои собственные. Каждая фракция должна избрать лидера, о чем затем сообщается председателю. Решение об учреждении фракции вместе со списком ее членов должно быть представлено в течение 24 часов после избрания председателя. Затем председатель объявит эти решения на пленарном заседании Великого государственного хурала.

Список терминологических сочинений

подавляющее большинство большинство множественность / коалиция самое большое меньшинство

Что такое хурал

Хурал — это буддийский молебен. Слово «хурал» монгольского происхождения, оно означает «собрание», то есть собрание сутр, благопожеланий, восхвалений, просьб (молитв), обращенных к просветленным существам.

Для буддийских священнослужителей — лам — хуралы являются важной частью духовной практики. Приняв обеты бодхисаттвы, ламы обещают помогать всем живым существам освобождаться от страданий. Во время хуралов они ежедневно тренируют искусство молитвы помощи всем живым существам.

Молебны обладают большой силой воздействия на жизнь людей, устраняют препятствия в различных сферах жизни человека, способствуют обретению добродетели. Ламы обращаются к божествам, и они незримо являются в Дацан, наполняя храм мощной божественной энергетикой. Пространство вокруг очищается, все присутствующие в Дацане люди, чьи имена при этом прочитаны ламами вслух из заранее поданных записок, получают благословение.

Подать записку можно перед началом хурала или через электронную форму на нашем сайте. При этом желательно сделать подношение, чтобы создать в своем сознании благие причины — добродетель. Добро, созданное пожертвованием Дхарме и пожеланием счастья человеку, имя которого вписываете, открывает дорогу для молитв лам к его сердцу.

Структура хурала

По сложившемуся древнему канону молебен в дацане строится по принципу семичленного ритуала. Он включает следующие части:

Прибежище и порождение бодхичитты. Как и любая буддийская практика, хурал начинается всегда с молитв Прибежища в Трех драгоценностях — Будде, Дхарме, Сангхе, — и зарождения бодхичитты — особого состояния ума, направленного на достижение просветления ради блага всех без исключения живых существ.

Далее следуют 7 видов практик, которые в определенном порядке повторяются для каждого божества, призываемого в данном хурале.

  1. Поклонение — поклонением уничтожается клеша (то есть негативная склонность) гордости. В это время молящиеся могут совершить простирания — принятые в буддизме земные поклоны, когда человек распростирается перед священным символом.
  2. Подношение — уничтожается клеша жадности. Можно представлять все самое лучшее, самое драгоценное в этом мире и мысленно преподносить Учителям и Буддам, чтобы они своим присутствием освятили все это.
  3. Раскаяние — все мы в жизни порой вольно или невольно совершаем неблагие действия, в частности, перечисленные в списке 10 недобродетелей. Это негативно сказывается на наших возможностях быть счастливыми и духовно расти. Раскаяние помогает уменьшить вред неблагого поведения, стать более сознательными, внимательными и заботливыми. Покаянием искореняется органическое неведение — то изначальное неведение, которое является причиной наших перерождений и страданий в Сансаре.
  4. Сорадование — это деятельная радость. Мы радуемся действиям, исполненным смысла, любви ко всему живому, которые являются результатом практики Дхармы. Этим мы присоединяемся к ним и их плодам. Сорадование уничтожает клешу зависти и ее аффекты — вожделение и ревность.
  5. Призыв о вращении колеса Дхармы, просьба о проповеди, учении. Этот компонент молитвы освобождает от стремления к получению материальных и духовных благ в ущерб духовному развитию (побеждает клешу страсти).
  6. Просьба к Учителям и Буддам, чтобы они не уходили из Сансары ради блага живых существ. Этот компонент молитвы дарует силу не оставлять Дхарму, помогает не отходить от учения в этом и будущих рождениях.
  7. Устремление всех своих помыслов к достижению высочайшей Бодхи. Это посвящение всех совершенных благих действий, всех созданных добрых причин процветанию Дхармы, благу всех живых существ — скитальцев Сансары. Посвящение своих хороших дел просветлению словно помещает их в драгоценный сосуд, откуда они не растрачиваются на сиюминутные удовольствия, а накапливаются и увеличиваются, подобно закваске. Посвящение заслуг помогает преодолевать ложные взгляды.
Читайте также:
Жилищное право: что это такое, описание и особенности

Подношения во время хурала

Практически все хуралы включают ритуал «Серджем». Этот ритуал — подношение золотого пития Защитникам (в это время лама читает молитвы, взяв в руки чашу, а затем выносит ее на улицу). В его ходе монахи обращают свои молитвы к основным Божествам-Охранителям и их просят даровать защиту и покровительство присутствующим, а также всем живым существам Вселенной.

Часто люди, пришедшие на молебен, приносят с собой конфеты, печенье, молоко (в основном, в упаковке), чай. Они ставят их в специально отведенном для подношений месте. Пакеты с продуктами и молоком нужно оставить открытыми. Затем обязательно произносят три молитвенных слога «ОМ А ХУНГ» троекратно, что делает подношение чистым.

Если в конце хурала лама объявляет «далга» — обряд призывания удачи и счастья. Верующие встают со скамеек и берут в руки все или часть того, что принесли в качестве подношения, садятся с этим обратно. Сидеть при проведении этого обряда обязательно. Если людей очень много и нет мест, лучше что-нибудь подстелить и сесть на пол. Сидеть на корточках крайне нежелательно.

В определенный момент лама дает знак, чтобы люди надели головные уборы или обязательно покрыли чем-нибудь свою голову. Когда лама, ведущий хурал, начинает произносить древний возглас призвания удачи «А хурээ!» («Да будет благо!»), все присутствующие громко повторяют за ним (желательно произносить громко, чтобы удача «услышала» ваш голос) и по часовой стрелке делают круг в воздухе руками, держа подношения. Если подношения нет, можно держать в руках деньги: купюры или монеты. В завершение обряда лама говорит благопожелание по-бурятски, все должны повторить последнее слово каждого предложения за ним.

После хурала, даже если «далга» не проводится, верующие забирают свои освященные подношения домой, оставляя на алтаре «дээжэ» — лучшую часть, обычно берут сверху небольшую часть конфет или печенья. Считается, что после обряда «далга» в течение трех дней ничего нельзя никому давать из дома, чтобы энергия удачи успела сохраниться в доме.

Особые лунные сутки — «Дни Будды»

В буддизме используется лунный календарь. Особыми днями — «Днями Будды» — считаются полнолуние (15 лунные сутки), новолуние (30 лунные сутки), первая четверть (8 лунные сутки). В эти дни полезно предаваться молитвам, не совершать негативных действий, ведь результат как хорошего, так и плохого увеличивается в 100 000 раз, иными словами — многократно.

В эти особые дни в Дацане проводятся специальные хуралы. Они нацелены на защиту от неблагоприятных влияний и накоплению благих отпечатков в сознании.

Особенно благоприятно совершать в эти дни упосатху: брать кратковременное обязательство следовать 8 правилам.

8 предписаний, которые принимаются на дни Упосатхи:

  1. Я принимаю правило воздерживаться от уничтожения живых существ.
  2. Я принимаю правило воздерживаться от взятия того, что мне не дали.
  3. Я принимаю правило воздерживаться от нецеломудрия.
  4. Я принимаю правило воздерживаться от ложной речи.
  5. Я принимаю правило воздерживаться от принятия опьяняющих веществ, ведущих к беспечности.
  6. Я принимаю правило избегать принятия пищи в неположенное время.
  7. Я принимаю правило воздерживаться от танцев, пения, музыки, посещения развлекательных мероприятий, ношения гирлянд, использования духов и косметики для украшения тела.
  8. Я принимаю правило воздерживаться от использования высоких или больших постелей.

Соблюдение упосатхи начинается со времени астрономического восхода солнца и длится сутки — до следующего восхода солнца. Такая практика ведет к очищению от омрачений и накоплению причин для достижения просветления.

Великий Хурал — высший и представительный орган власти Тувинской Народной Республики

Авторы

  • Николай Михайлович Моллеров Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва https://orcid.org/0000-0002-7127-184X
Читайте также:
Избирательное право: что это такое, описание и особенности

Ключевые слова:

Аннотация

В статье представлено исследование истории высшего представительного органа власти Тувинской Народной Республики — Великого хурала (1923–1941 гг.). В деятельности Великих Хуралов ТНР выделяются два периода: 1923–1928 гг. и 1930–1941 гг. Источниковой базой выступили работы предшественников и документы из архивов Тувы и Москвы, часть которых (особенно по VI и VIII Великим Хуралам) вводится в научный оборот впервые.

Годы проведения Великих хуралов были разными: с I по VI-й (1923–1928 гг.) они проходили каждый год и вписывались в годовой хозяйственный цикл. Однако, ежегодное проведение, а значит и частые смены составов правительства и Малого Хурала не способствовали обретению и закреплению опыта государственного управления. Последующие Великие Хуралы (1930–1941 гг.), собирались реже, без четкой периодичности. В этот период их авторитет и роль в жизни тувинского общества начинают падать, они находятся в тени ТНРП и правительства. Одновременно с этим возрастает роль Малых Хуралов, более отвечающих требованиям бурных революционных преобразований. К началу 1940-х гг. главную роль в государстве начинает играть ЦК ТНРП, который в годы Великой Отечественной войны возглавил переход страны на военные рельсы и организацию многосторонней помощи СССР.

Заключается, что Великие Хуралы ТНР, несмотря на внутреннее (со стороны ЦК ТНРП) и внешнее (Коминтерн и советский фактор) политическое влияние, были школой народовластия, управления государством, а их деятельность способствовала поддержанию самостоятельности и суверенитета ТНР.

Библиографические ссылки

Алексеев, В. П. (2015) Земские соборы древней Руси. М. : Школа. 60 с.

Аранчын, Ю. Л. Исторический путь тувинского народа к социализму. Новосибирск : Наука. 339 с.

Астафичев, П. А. (2003) Реализация нормотворческих полномочий коллегиальных органов народного представительства // Известия высших учебных заведений. Правоведение. № 5. С. 59–75.

Булаков, О. Н. (2004) Представительная власть в системе разделения властей // Законодательство и экономика. № 8. С. 19–23.

Война далекая и близкая (2015) / под ред. Н. М. Моллерова. Новосибирск : Сибирское книжное издательство. 256 с.

Ганин, А. (2014) Урянхайский поход Бакича // Родина. № 7, июль. С. 52–58.

Иезуитов, В. М. (1956) От Тувы феодальной — к Туве социалистической. Кызыл : Тувинское книжное издательство. 208 с.

История Тувы (1964) : в 2 т. / отв. ред. С. К. Тока. М.: Наука. Т. 2. 455 с.

История Тувы (2007) / под общей ред. В. А. Ламина. Новосибирск : Наука. Т. 2. 430 с.

Кизеветтер, А. А. (1910) Местное самоуправление в России. IX–XIX ст.: Исторический очерк. М. : Журнал «Русская мысль». 155 с.

Ковалевский, М. М. (1906) От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму. Рост государства и его отражение в истории политических учений : в 3 т. М. : Тип. Т-ва И. Д. Сытина. Т. 1. 293 с.

Конституции Тувы 1921–1993 гг. (1999) : сборник к 55-летию принятия Тувы в состав СССР и РСФСР / сост. В. А. Дубровский. Кызыл : Тувинское книжное издательство. 216 с.

Милль, Дж.-Ст. (1897) Представительное правление / пер. с англ. Р. И. Сементковского. СПб.: Изд-во. Ф. Павленкова. 192 с.

Моллеров, Н. М. (2005a) История советско-тувинских отношений (1917–1944 гг.). М.: Издательство Московского гуманитарного университета. 326 с.

Моллеров, Н. М. (2005b) Советско-тувинское сотрудничество в создании финансово-кредитной системы и укреплении финансового положения Тувы. М. : Издательство РАГС. 297 с.

Моллеров, Н. М. (2014) Судебная система Урянхайского края в условиях протектората // Центральноазиатские исторические чтения. Материалы III международной научно-практической конференции / ред. З. Ю. Доржу, В. М. Дандынчап, А. А. Стороженко. Кызыл : Тувинский государственный университет. 241 с. С. 121–127.

Моллеров, Н. М. (2019) Хуралы — органы представительной и законодательной власти ТНР (к изучению проблемы) // Вестник Тувинского государственного университета. Выпуск 1. Социальные и гуманитарные науки. № 3 (48). С. 50–58.

Монгуш, Б. Б. (2011) Становление государственной символики Тувинской Народной Республики // Новые исследования Тувы. № 4. С. 79–82. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/378 (дата обращения: 17.05.2020).

На перекрестке времени (2014) / гл. ред. А. М. Дугар-Сюрюн. Новосибирск: Сибирское книжное издательство. 780 с.

Ондар, Е. М. (2010) История становления и развития парламентаризма в Туве // Кочевые цивилизации народов Центральной и Северной Азии: история, состояние, проблемы : сборник материалов II Международной научно-практической конференции / отв. ред. Н. И. Дроздов. Кызыл ; Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева 359 с. С. 194–197.

Ондар, Е. М. (2014) О выборах в Великий Хурал в Конституциях Тувинской Народной Республики // Центральноазиатские исторические чтения. Материалы III международной научно-практической конференции / ред. З. Ю. Доржу, В. М. Дандынчап, А. А. Стороженко. Кызыл : Тувинский государственный университет 241 с. С. 146–149.

Очерки истории Тувинской организации КПСС (1975) / отв. ред. Г. Ч. Ширшин. Кызыл: Тувинское книжное издательство. 405 с.

Путеводитель по фондам Государственного архива Республики Тыва за 1715–2011 гг. (2012) /отв. ред. А. М. Дугар-Сюрюн. Новосибирск: Сибирское книжное издательство. 460 с.

Читайте также:
Акцизные управления: что это такое, описание и особенности

Сердобов, Н. А. (1985) Коминтерн и революционная Тува. Кызыл: Тувинское книжное издательство. 238 с.

Taxтapeв, K. M. (1907) От представительства к народовластию: К изучению новейших стремлений политического развития современного общества. СПб.; Библиотека обществознания. 228 с.

Устинов, В. М. (1912) Учение о народном представительстве : в 2-х т. М. : Тип. «Печатное дело». Т. 1. Идея народного представительства в Англии и Франции до XIX века. 653 с.

Харунова, М. М.-Б., Харунов, Р. Ш. (2019) Создание национальной денежной системы Тувинской Народной Республики (1921–1944 гг.) // Новые исследования Тувы. № 3. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2019.3.17

Хороший, Н. Н. (1974) Социалистическая государственность тувинского народа / отв. ред. А. И. Ким. Кызыл : Тувинское книжное издательство. 138 с.
Черепнин, Л. В. (1978) Земские соборы Русского государства в XVI–XVII вв. М. : Наука. 416 с.

Чичерин, Б. Н. (1899) О народном представительстве. М. : Тип. Т-ва И. Д. Сытина. 810 с.

Хуралы

Большие хуралы (молебны)

проводимые в Агинском дацане

В традиции школы Гелуг в году определено шесть больших хура­лов: Монлам Ченмо, Дуйнхор, Дончод, Майдари, Лхабаб Дуйсэн и Зула. В канун Нового года по лунному календарю в дацане проводят хурал Де­сяти Защитников и ритуал очищения Дугжууба. В первый день нового года читают хурал Цедор Лхамо. Далее в первые пятнадцать дней нового года проводится празднование Монлам Ченмо. В этой части приведено описание шести больших и других хуралов, проводящихся в дацане ради блага всех живых существ.

Большой новогодний хурал проводится в течение пятнадцати дней, первого весеннего месяца по лунному календарю (бур. – «Сагаан hapa »). Это хурал, начинающий годовой цикл больших и малых хуралов в буд­дийских дацанах. Он учреждён Ламой Цонкапой и назван «Монлам Чен­мо» в память о том, что в эти дни Будда победил тиртхиков и совершил чудеса. На хурале читают молитвы, хвалебные гимны Божествам и про­износят пожелания счастья и благополучия всем в наступающем году. Во время хурала верующие молятся за усопших родственников, близких людей с пожеланиями обретения ими благих рождений и благоприятной жизни в следующем рождении. Первые две недели Сагаалгана в наиболь­шей степени благоприятны для чтения молитв и проведения ритуалов на год, так как совершённые добродетели в эти дни, отмеченные благосло­вением Будды, многократно увеличиваются.

Дугжууба

Это особый ритуал очищения, он проводится в канун Лосара для устранения всех помех, всего плохого, для того чтобы в новом году человек обрел благополучие, счастье, здоровье. На хурале совершается по­клонение и подношение Защитнику Дхармарадже (тиб. — «Чойгьял», бур. — «Чойжил-сахюусан»), также сжигается «соор», который символи­зирует всё негативное и отрицательное. Дугжууба проводится двадцать девятого числа последнего лунного месяца в канун Нового года.

Десять Защитников

Хурал посвящен десяти Защитникам Учения. Это Джигжед, Чагдор, Гонпо, Чойгьял, Палден Лхамо, Намсарай, Гонкар, Чамсин, Шалши, Цамба. Люди, участвующие в хурале, просят их о защите и покровитель­стве. Хурал проводится для восстановления обетов. На хурале призыва­ют десять Защитников, подносят им дары и читают хвалебные гимны.

Цедор Лхамо

Хурал посвящен Защитнице Палден Лхамо. Он проводится на рас­свете первого дня Нового года по лунному календарю. Последний день года до рассвета следующего дня является особым временем — време­нем Палден Лхамо. Для неё готовят и красиво расставляют подношения, читают молитвы, обращаются к ней с просьбами о даровании счастья, богатства, здоровья и всего доброго в наступающем году. В этот час она нисходит на Землю, обходит её и дарует всем обратившимся к ней своё благословение. Поэтому у верующих Новый год начинается на рассвете, когда они встречают Защитницу Палден Лхамо.

Намдаг сан, Хий мориной сан

Когда царь Трисонг Децен строил монастырь Самье, у него возник­ли большие сложности. Недовольные хозяева местности и наги – хозяе­ва воды, разрушали за ночь всё построенное в течение дня и поражали людей, занятых строительством, внезапными болезнями. Царь обратился за помощью к великому Падмасамбхаве. Приехав, Падмасамбхава проявил себя в гневном виде и силой заставил хозяев местности взять обязательство помогать последователям буддийского Учения. По завер­шении строительства монастыря был выполнен ритуал «Намдаг сан», на котором возжигались благовония в качестве подношения приглашён­ным хозяевам местности и нагам.

На хурале «Намдаг сан» верующие сначала обращаются с просьбами к Учителям, Буддам, Бодхисаттвам, Защитникам буддийского Учения и уже потом к хозяевам местности.

Намдаг сан читают для благоприятствования в дальней дороге, успехов в работе и учёбе, привлечения удачи и здоровья. В день проведе­ния молебна можно вывешивать молитвенные флажки — Лунгта (бур. — «Хий морин», рус. — «Конь ветра»).

Хурал Дуйнхор (молебен Калачакры) проводится в день, когда Будда Шакьямуни даровал Учение Калачакры в стране Шамбала. Это пятнад­цатый день третьего месяца по лунному календарю. Участие в молебне дарует благо всем живым существам, гармонизирует внешний мир и вну­тренний мир человека, оставляет благой отпечаток для будущих рожде­ний, даёт верующим возможность перерождения в стране Шамбала, где можно быстро достичь Просветления.

Название хурала переводится как «Праздник тысячи подношений» и проводится пятнадцатого числа первого летнего месяца по лунному ка­лендарю. В этот особенный день произошли три важных события в зем­ной жизни Будды Шакьямуни — Рождение, Просветление, Уход в Пари-нирвану, в ознаменование этого проводится большой хурал, на котором ламы читают сутры из Кангьюра.

Читайте также:
Законодательный корпус: что это такое, описание и особенности

Хурал посвящен Будде Грядущего — Майтрее. Он проводится чет­вёртого числа последнего летнего месяца. В этот день из дацана торже­ственно выносят статую Будды Майтреи и ставят на колесницу. В колес­ницу запряжён конь, украшенный зелёной попоной. Согласно текстам цвет коня Будды Майтреи зелёный. Вся праздничная процессия (ламы в ритуальных одеяниях и верующие), сопровождаемая звуками ритуальных музыкальных инструментов, торжественно обходит дацан. В священных сутрах сказано, что с приходом Будды Майтреи на земле наступит сча­стье и радость. Читается священная сутра «Поклонение и подношение Будде Майтрее».

Хурал проводится двадцать второго числа последнего осеннего месяца по лунному календарю в честь решения Будды обрести послед­нее земное рождение ради блага всех живых существ и открыть людям своё Учение. Его последователи возносят молитвы Учителям, читается текст «Найдан», который посвящен шестнадцати Архатам — ученикам Будды.

Зула хурал – «Праздник светильников» – проводится двадцать пято­го числа первого зимнего месяца по лунному календарю. Он посвящен Великому Цонкапе, земному воплощению Бодхисаттвы Манджушри, реформатору тибетского буддизма, основателю школы Гелуг. Верующие читают «Мигзем» (молитвенное обращение к Ламе Цонкапе) и зажигают светильники, символизирующие свет мудрости, рассеивающий мрак не­ведения.

Великий хурал: что это такое, описание и особенности

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

Хуралы, которые проводятся в буддийских дацанах Бурятии

В буддийских дацанах молебен называется хурал, что можно перевести как «собрание» Они читаются каждый день, в основном, на тибетском языке. Хуралы бывают малые и большие. Обычно в большинстве дацанов малые хуралы начинаются: утренний в 9.00 и дневной – 15.00 часов. Продолжительность – 1-2 часа. При этом наиболее благоприятными для умножения добродетели считаются 8, 15 и 30 лунный день.
[ Spoiler (click to open) ]
Хуралы обладают большой силой воздействия на жизнь человека, на разрешение его проблем. Когда ламы читают молитвы, то буддийские божества, которым посвящается молебен, незримо присутствуют в эти моменты в дацане. Внутреннее обращение человека к ним посредством молитвы, просьбы дает положительный эффект. Во время хурала дацан наполняется мощной божественной энергетикой, очищая все вокруг и всех присутствующих. Люди разных национальностей и веры могут посещать хуралы.

Как заказать хурал
Обычно придя на хурал, нужно до его начала вписать имена близких, свое имя на специальной бумаге, которая лежит на кассе, затем указать сумму подношения. Сумма подношения может быть любой. Обычно, подносят 50, 100, 200 рублей. Бланк с именами и деньгами для подношения отдают в кассу. Кассир передает их во время хурала ламам, которые читают вслух или про себя имена верующих. Либо их можно положить самому на стол, стоящий возле выхода. Об этом нужно спросить у кассира. Также можно вписать свои имена на хуралы в следующие дни заранее.
На приеме у ламы также принято оставлять небольшое денежное подношение, которое обычно не дают в руки, а кладут на его стол.

Как сделать подношение продуктами
Часто люди, пришедшие на молебен, приносят собой конфеты, печенье, молоко (в основном, в упаковке), чай. Они ставят их в специально отведенном для подношений месте. Пакеты с продуктами и молоком нужно оставить открытыми. Затем обязательно произносят три молитвенных слога «ОМ А ХУНГ» троекратно, что делает подношение чистым.
Даалга
Часто к концу хурала лама может объявить обряд «Даалга» – обряд призвания удачи и счастья. Верующие встают со скамеек и берут в руки все или часть того, что принесли в качестве подношения, садятся с этим обратно. Сидеть при проведении этого обряда обязательно. Если народу очень много, и нет мест, лучше что-нибудь подстелить себе и сесть на пол. Сидеть на корточках – крайне не желательно.
В определенный момент лама дает знак, чтобы люди надели головные уборы или обязательно покрыли чем-нибудь свою голову. Когда лама, ведущий хурал, начинает произносить древний возглас призвания удачи: «А хурээ!», все присутствующие громко повторяют за ним (желательно произносить громко, чтобы удача услышала ваш голос) и по часовой стрелке делают круг в воздухе руками, держа подношения. Если подношения нет, можно держать в руках деньги: купюры или монеты. В завершение обряда лама говорит благопожелание по-бурятски, все должны повторить последнее слово каждого предложения за ним.
После хурала, даже если Даалга не проводится, верующие забирают свои освященные подношения домой, оставляя на алтаре «дээжэ» – лучшую часть, обычно берут сверху небольшую часть конфет или печенья.
После обряда «Даалга» в течение трех дней ничего нельзя никому давать из дома. Для того, чтобы энергия удачи успела сохраниться в доме.
Сэржэм
Популярный в Бурятии религиозный обряд, который помогает обрести удачу в делах. Часто его проводят до начинания новых больших дел, бизнеса, перед поступлением в институт, выезда в дорогу. Для этого необходимо на прием к ламе принести собой чай или молоко, нередко приносят собой водку. И попросить его провести этот обряд. Лама, читая молитвы, преобразует эти продукты в освященную воду – аршан и подносит их божествам.

Читайте также:
Изъятие документов: что это такое, описание и особенности

Правила поведения
Дацан имеет три двери. Входить нужно в левую дверь, правая дверь служит выходом. Центральная дверь используется священнослужителями только при больших религиозных церемониях.При входе в дацан женщины по обычаю должны пропускать мужчин вперед. Также на входе необходимо снять головной убор. Мобильные телефоны нужно отключить. Если вы хотите что-то сфотографировать или снять на камеру внутри храма нужно спросить разрешения у священнослужителя. Нередко в некоторых дацанах любая фото или видеосъемка запрещена.
Верующие обходят ступы, храмы, статуи и изображения буддийских божеств внутри храма по часовому кругу, а не наоборот. При этом в храме для того, чтобы отойти от алтаря, нужно сделать три шага назад и только потом можно повернуться спиной. Если вы решите остаться на молебне, то нельзя сидеть, закинув ногу на ногу, вытягивать ноги в сторону алтаря или священнослужителя.
У выхода стоит емкость с освященной водой – аршаном, он очищает от скверны. Наливать можно самостоятельно. Аккуратно налить немного аршана в левую ладонь, не проливая на пол, и выпить в три глотка. Остатками можно омыть лицо и голову.
Не следует громко разговаривать, смеяться, шумно себя вести, держать руки в кармане, сорить.

Значение хуралов:
(знаком * отмечены молитвы за ушедших)
Алтан Гэрэл – для умножения добродетелей, счастья в семье
Алтан Гэрэлэй даллага – для пребывания в достатке
* Абидын чого – за ушедшего
Арбан Хангал – хурал, посвященный всем 10 сахюусанам – защитникам буддийской веры для защиты и спасения от всех несчастий
Арюун сан – очищение любой скверны
Базарсада – исправление неблагоприятных следствий 9-летнего цикла «мэнгэ» (Ваджрасаттва по-бурятски «Базарсада» – божество, которое дает верующему
очищение от грехов и кармы)
Балган донойн сэржэм – от воров
Банзарагша – для новорожденного, а также при трудных жизненных ситуациях
Барчад ламсэл – для устранения препятствий
* Бардо солдэб – за ушедшего
Бурхан равнайлаха или рамнай (читается как рамнээ) – освящение новой статуи божества
Ганшигууд – подношение Защитникам Учения
Гомбо Сахюусан – спасение и защита от несчастий. Гомбо или на санскрите Махакала, главный защитник буддизма. Имеет гневные аспекты для устранения злых сил.
Гонгор – для умножения добродетелей
Дара Эхын даллага – для успеха в делах
Дара Эхын мандал шива – подношение мандалы Великой Зеленой Таре. Божество Зеленая Тара помогает в экстремальных ситуациях. А также в создании семьи, семейного благополучия, рождения ребенка, для успеха в делах. Ее мантра: ОМ ТАРЕ ТУТАРЕ ТУРИ СОХА. Обычно проводится каждое воскресение, начало в 9.00.
Даши Дондуб – для дальних дорог, закрытие ущерба от воровства
Даши Зэвэг – посвящается во имя благих перерождений
Даши Чарбеб сан – для очищения всего вокруг
* Диваажанай чого – ритуал благопожелания перерождения всех живых существ в Чистой Земле Сукхавати
Додигалсан – от болезней и страданий
Доржо дэрэм – очищение скверны «черного и белого языка»
Доржо Жодбо – от плохих снов, для накопления добродетелей в этой и последующих жизней
Доржо Намжом – очищает всяческую скверну
Зугдор Намжилма – для долгой жизни, от преждевременной смерти
Тyншаг – покаянная молитва, очищающая недобродетель и падения
Дэвсан – очищает всяческую скверну
Дэвжид сэржэм – устраняет препятствия, порчу
Дэмбэрэл додба – используется для восстановления «хий-морин», а также для умножения добродетелей
Жадамба – для добродетелей в этой и последующих жизнях, для осуществления задуманного, умножения добродетелей
Жамсаран – спасение от всех несчастий
Жамсаранай сэржэм – спасение от всех несчастий
Жанаг гагдог – исправление (неблагоприятной астрологической комбинации) «харш жэл» и мэнгэ, отрезание «черного языка»
Жигжед (Ямандага бурхан) – спасение от всех несчастий
Ехэ Отошо – за здравие
Ламаадан – для острого ума, обретения мудрости
Лхамо – от любых препятствий
* Лхого намше – за ушедшего
* Маанийн юрooл – для накопления добродетелей для ушедшего
Найдан – для накопления добродетелей в этой и последующей жизни
Найдан чого – для установления добродетелей и счастья в доме, пребывания без убытков
Найман Гэгээн – для счастливых перерождений, помогает утихомирить ссоры и конфликты в семье
Намдаг сан – утихомиривание лусов – хозяев земли, очищение скверны
Намсарай – для умножения добродетели даяния, обретения благ
Намсарайн даллага – для материального довольствия, умножения добродетелей
Намхай Нинбо – книга, читаемая во время обряда “суудал hаалгаха”
Ногоон Дара эхэ – для свершения дел, отвращения всего плохого
Отошо – за здравие, очищение от болезней
Саа Юм – книга “поправления”
Сагаан шyхэртэ – отвращение (негативного влияния) «белого» языка «хвала, лесть и т.п.»
Сандуйн Жyд – для добродетелей в этой и последующих жизнях, отвращение всех несчастий
Санжид Монлам – для добродетелей в этой и последующих жизнях
Сундуй – в честь всех перерождений
Сyр – подношение хозяевам вод и земли
Сэндэма – отвращение влияния дурных сплетен
Табан харюулга – для устранения следствий, плохих снов, от злых языков, дурных помыслов, для быстрого осуществления задуманного
* Тарва ченбо – спасение от перерождения в несчастливой участи
Тvй vргэхэ – подношение божествам всего самого лучшего
Хамчу нагво – для свершения дел, обрезание «белого» и «черного» языков
Хий моринай сан – на хурале освещается священный флажок – хии-морин, конь удачи.
Часyм – утихомиривание (гнева) лусов – владык земли
Чогжy Мvнсэл – для тех, кто в пути, для устранения препятствий в дороге
Чойжал – спасение от несчастий
Шибдаг торма – утихомиривание лусов и хозяев земли
Шалши – отвращение несчастий
Ширнин – очищает любые недобродетели, устраняет препятствия

Читайте также:
Договор хранения: что это такое, описание и особенности

Лхарзай хурал

Лхарзай хурал (тиб. ལྷ་ཚེས། – Лһаце, Сахюусанай үдэр, Тэнгэриин үдэр, День защитника, День божества) – это традиционная церемония, посвященная Дхармапале (Сахюусан, Защитник).

Лхарзай – видоизменённое слово от слова Лхаце, состоит из двух слов «Лха» и «Це». Лха – божество, Це – день, число.

Слово ЛХА в контексте Лхарзай подразумевало только Дхармапалу Махапанчараджа (Пять царей – Табан хаан). Позже это понятие расширилось, сейчас в контексте Лхарзай, под словом «Лха» подразумевают защитника, который считается основным для того или иного дацана.

Лхарзай хурал проводится ежемесячно во вторые лунные сутки. В этот день приглашают великих Дхармапал из их обителей, если даже не присутствует оракул на этом хурале.

Традиция проведения Лхарзай начинается с Пятого Далай ламы, он ввел эту церемонию в систему празднования Монлам Ченмо (Великого Молебна) в первый месяц второго числа по лунному календарю, с тех пор церемония Лхарзай проводится ежемесячно.

Лхарзай хурал также называют «Умилостивление защитников и настойчивые просьбы к ним, проявить свою деятельтельную активность (ཆོས་སྐྱོང་གི་བསྐང་འཕྲིན།)», или «Церемония Благозвучания སྒྲ་དབྱངས་མ།».

Хурал Лхарзай, в основном, начинают утром, ламы собираются в специальном храме, посвященном Сахюусану, он называется Сахюусан сүмэ (Храм Защитника). Принято хурал начинать с текста Мигзэм (Молитвенное обращение к Богдо Зонхаве) и Этигэл (Прибежища).

Согласно порядку текста Этигэл, вначале ламы обращаются к Гуру, далее к Четырёхчастному прибежищу, также Идаму, Дхармапалам, далее кратко обращаются к Прибежищу, зарождают бодхичитту, проводят ритуал принятия обетов Бодхисаттвы, семичастный ритуал, порождают Четыре безмерных, восхваляют Будду посредством изречения о Пратитьясамутпаду, восхваляют Три знания посредством их качеств, восхваляют особый объект, совершают принятие прибежища, приглашают божеств, проводят омовение, подносят божествам одежду и мандалу.

Далее по порядку идет текст «Түшиитын зуун тэнгэритэ гэжэ алдаршаһан багшын бүтээл – Гандан Лхажама (Гуру йога, называемая Сто божеств Тушиты)», кратко говоря, посредством этого текста ламы приглашают сотни божеств из обители Тушиты во главе с Богдо Зонхавой.

После прочтения этих текстов в каждом дацане, согласно своим традициям, читают разные тексты, начиная с Гуру йоги и различных молитвенных обращений.

После всех вступительных текстов приступают к чтению Садханы какого-либо идама, потом уже переходят к Садхане защитника.

Садхана идама бывает краткая и обширная. Используют их в разных ситуациях.

Садханы защитников отличаются, но основная структура совершения практики по садхане какого-либо защитника особо не отличаются.

Кратко говоря, структура садханы строится таким образом:

  • Вначале проводят благословение субстанции умилостивления,
  • Порождение Защитника и его окружения,
  • Затем ясную реализацию Защитника,
  • Внешнее подношение Защитнику,
  • Внутреннее подношение Защитнику,
  • Подношение яств Защитнику,
  • Раскаяние перед Защитником,
  • Умилостивление сердечной самаи,
  • Подношение одеяния Защитнику,
  • Подношение балима для умилостивления Защитника,
  • Обращаются с просьбой к Защитнику,
  • Отражают дурное,
  • Обращаются с просьбой дарования благословения,
  • Далее идёт начитка дхарани Защитников,
  • Подношение балима Гениям-хранителям,
  • Восхваление Защитника,
  • Подношение сэржэма Защитнику,
  • Собрание подношений,
  • Выражение благодарности Защитнику,
  • Наказ Защитнику,
  • Ритуал призывания благополучия даллага,
  • Просьба о снисхождении Защитника,
  • Благопожелание.

В конце также читают Молитвенное обращение (Мигзем) к Богдо Зонхаве.

Во время восхваления Защитника ламы подносят хадаки и различные подношение для решения временных и конечных целей.

Подготовил проректор Буддийского университета Жаргал багша Дугданов.

На фото Сахюусан сүмэ (Иволгинский дацан).

Вексельные уставы

Вексельные уставы — законодательные акты, регламентировавшие вексельное обращение в России с 1729 по 1917 годы.

Содержание

  • 1 Совестные письма
  • 2 Первый устав
    • 2.1 Ограничение ростовщичества
    • 2.2 Ростовщическое лобби
  • 3 Второй устав
  • 4 Третий устав
  • 5 Международный вексельный устав
  • 6 Особенности вексельного обращения
  • 7 Ссылки

Совестные письма [ править | править код ]

Вексельное обращение («совестные письма») в России, существовало еще до издания вексельных уставов, что признается и в предисловии к первому уставу 1729 г. В России «хотя перевод денег из казны и у партикулярных людей чрез векселя есть, однакож не в таком действии и почтении», как в других странах, потому что не было «особливого» вексельного права, и по этой причине деньги возили «более натурою», «в коих провозах» излишние расходы и опасности получаются, «и самым делом в пути от воров и разбойников грабительства и убийства чинятся». Поэтому-то «для пользы и лучшего распорядку в купечестве» «сочинен и выдан вновь» вексельный устав — «ради того, что в европских областях вымышлено вместо перевозу денег из города в город, а особо из одного владения в другое, деньги переводить чрез письма, названные векселями, которые от одного к другому даются или посылаются и так действительны есть, что почитаются наипаче заимного письма и приемлются так, как наличные деньги, а за неплатеж штрафуются многими пред займом излишними процентами». Выгода пользования векселями усматривалась как в том, что «уберегаются излишние иждивения» (расходы), так и в том, что «отвращаются пропажи», а «негоцианты» получают «себе прибыль и разживаются», самое же главное — «прекращается серебра и золота вывоз» . [1]

Читайте также:
Кулачное право: что это такое, описание и особенности

Первый устав [ править | править код ]

Первый Вексельный устав утвержден в 1729 Комиссией о коммерции при Коммерц-коллегии и подписан императором Петром II. Имел своим образцом Лейпцигский (1682 г.) вексельный устав.

Векселя оформлялись на обыкновенной (не гербовой) бумаге по установленной форме. Решение по искам принималось в Ратушном и Таможенном судах не позже чем через 8 дней после обращения кредиторов. Через две недели (в особых случаях через месяц) имущество несостоятельного должника продавалось с публичного торга. Если вырученной суммы не хватало для уплаты долга, ответчик подлежал аресту.

Вексельный устав, составленный по немецкому образцу и даже напечатанный одновременно по-русски и по-немецки, содержит все характерные особенности европейского вексельного права того времени, в том числе и появившийся на Западе лишь в течение XIX ст. (во Франции, в сущности, только в 1673 г.) вексельный индоссамент, то есть передаточную надпись, делаемую позади векселя «на хребте» (in dorso — откуда и название), «которая уступка по вексельному стилю называется подпись». Она дает возможность пользоваться векселем в качестве платежного средства, реализовать указанную в нем сумму до наступления срока платежа, причем устав 1729 г. — в отличие от различных иностранных законов того времени — не ограничивает числа индоссаментов на векселе.

Устав 1729 г. касался, в сущности, только купцов и казны (гл. I — «о настоящих купеческих векселях», гл. II — «О векселях на казенные деньги», гл. III и последняя, — «Формы или образцы внутренних векселей с толкованием»). Но право обязываться векселями было неограниченным: «Понеже сей вексельной устав хотя для купеческих векселей есть, однакож когда кто из воинских, статских, духовных или иных чинов сам себя привяжет с купечеством в переводе денег векселями» и т. д. (гл. I, ст. 38). Речь, следовательно, шла о сделках лиц других сословий, заключаемых ими с купцами, о выдаваемых последними векселях. И в этих случаях по делам о векселях велено «удовольство чинить в ратушах и таможнях… понеже купцам несносное есть потеряние и повреждение купечества, когда им на других чинов просить в тех местах, где те люди ведомы, и доля того кто из таких не хочет себя подвергать под суд ратушной и таможенной, тот да не дерзает сам себя векселями и другими письмами под образом векселей с купечеством привязывать или неисправным себя показывать» . [1]

Ограничение ростовщичества [ править | править код ]

Указом 1740 г. подтверждено правило ст. 38 устава 1729 г. в том смысле, что векселя могут брать только купцы или разночинцы у купцов и то только для перевода денег в другие места, во всех же прочих случаях разночинцы обязаны пользоваться купчими крепостями. Далее рядом указов запрещено было обязываться векселями людям боярским, крестьянам и ямщикам (1749 г.), дворовым крестьянам (1751 г.), крестьянам всех наименований, так как они попадают в сети ростовщиков (1761 г.).

По смыслу устава 1729 г. дворяне не могли между собой обязываться векселями, а только купцы . [1]

Ростовщическое лобби [ править | править код ]

В 1767 году состоялось обсуждение вексельного устава в т. н. «Екатерининской комиссии».

Депутатами от дворянства указывалось на необходимость дозволить им это, так как при отсутствии такого права помещики отдают свои деньги дворянам и иным лицам под именем купцов и точно так же от заемщиков получают векселя не на свое имя, а на имя какого-нибудь купца, а отсюда получаются злоупотребления и возникают тяжбы. Однако последующими указами выдача векселей дворянами, напротив, еще более была стеснена ввиду усиления их задолженности и разорения.

Согласно вексельному уставу 1729 г., векселю придан бесспорный характер и подписи в нем не нуждались в удостоверении, члены комиссии желали изменить эту столь характерную для векселя черту. По мнению депутата от города Углича, необходимо, чтобы всякие векселя были свидетельствуемы, и это следует поручить публичным нотариусам. Депутат от харьковского дворянства предлагает писать векселя в губернских канцеляриях и других правительственных местах с верными поруками и записывать их в книгу. Представитель от кашинского дворянства не только присоединяется к мнению о том, что векселя должны быть писаны в присутствии нотариуса, но требует, чтобы нотариус еженедельно давал о них отчет конторе государственного банка; мало того, они должны даже печататься в газетах на всеобщее известие.

Читайте также:
Акцизные управления: что это такое, описание и особенности

Дворянству разрешили занимать по векселям, но порядок выдачи векселя дворянами был сильно усложнён: требовалась явка у нотариуса, составление в правительственных местах, представление поручителей, публикация . [1]

С 1800 года наряду с Вексельным стал действовать Банкрутский устав, подробно регламентировавший процедуру взыскания долга как по векселям, так и по другим долговым обязательствам (крепостям, контрактам и др.).

Второй устав [ править | править код ]

Второй Вексельный устав «по французскому образцу» (точнее по образцу Французского торгового кодекса) был подготовлен специальным комитетом, состоявшим из чиновников Министерства финансов, других ведомств, а также предпринимателей, и утвержден императором Николаем I в 1832. Имел два раздела — «О векселях вообще» и «О взыскании по векселям».

Подтверждал основные принципы вексельного обращения, закрепленных в Вексельном уставе 1729 (самодостаточность подписи векселедателя, простоту в оформлении и обращении векселя, безусловность и оперативность взыскания долга). Более четко проводились различия между простыми и переводными векселями. Помимо индоссамента (передаточной надписи на оборотной стороне векселя в целях передачи его в собственность другому лицу с ответственностью надписателя перед векселедателем) предусматривал препоручительскую надпись, которая не передавала вексель в собственность другому лицу, а только давала право получить по нему деньги от имени владельца векселя. Кроме того, вводился безоборотный вексель (содержал фразу «без оборота на меня» и подпись надписателя, освобождающие его от ответственности за поступление платежа по векселю), а также бланковый вексель (без указания лица, которому этот вексель передается). Сроки протеста и взыскания по векселям оставались прежними, но процедура взыскания была разработана подробнее.

Владелец векселя в случае протеста должен был обращаться в Управу благочиния или к частному приставу, в небольших городах — к городничему или полицмейстеру, в уезде — к земскому исправнику или к заседателю земского суда. Они обеспечивали сыск должника, арест и продажу с аукциона его имущества. Если вырученные средства не возмещали долга, должник лишался свободы и содержался в специальной долговой тюрьме («яме»). В спорных случаях дело решалось в Коммерческом суде. Вопрос о векселеспособности рассматривался в самой общей форме, однако на практике векселя могли использовать лишь лица, официально занятые торговлей, — купцы, а также дворяне и крестьяне, имевшие торговые свидетельства (с 1862 — все лица, имевшие право вступать в долговые обязательства). Одновременно с Вексельным уставом 1832 и в связи с ним изданы Устав о торговой несостоятельности (взамен Банкротского устава 1800) и Положение о порядке описи, оценки и публичной продажи имуществ. В 1857 Вексельный устав включен в Свод законов Российской империи в составе Устава торгового.

Третий устав [ править | править код ]

В 1902 издан третий Вексельный устав, отражавший достижения германской правовой мысли и в котором были исключены некоторые архаичные положения прежнего документа.

Отличительной особенностью этого российского устава была его структура: на первом месте в качестве общих норм излагались положения о простых векселях, положения о переводных давались как частные нормы. Российский законодатель дорожил этой особенностью, видимо, справедливо полагая, что закон должен сообразовываться со сложившимся положением вещей, не видя ничего дурного в приоритете простого векселя над переводным.

Международный вексельный устав [ править | править код ]

В 1912 году в Гааге был принят международный Вексельный устав, к которому частично присоединилась и Россия.

При обсуждении вопроса о разработке единого международного ( ✡ ) вексельного устава русская делегация согласилась примкнуть к будущей конвенции только в части переводных векселей, оставляя за Россией право разрабатывать собственные постановления о векселях простых.

Особенности вексельного обращения [ править | править код ]

К началу XX века в России использовались различные виды векселей. Однако, переводные векселя (тратты) использовались редко. Консервативное правосознание, уникальная честность и открытость отечественных купцов, предпочитавших такую форму предпринимательства, как товарищество на вере, не способствовали развитию ростовщических отношений с перекладыванием долга одних на других.

Чем больше было лиц, поставивших подпись на простом векселе, тем более обеспеченным он считался, так как все прежние векселедержатели становились совокупно ответственными за уплату долга.

При возврате долга вексель аннулировался его надрывом.

Вместе с этим нередко встречалась и фальсификация векселей (так называемые бронзовый или дутый вексель), когда они выдавались либо от лица вымышленного, либо заведомо неспособного оплатить их. Имел место также «безвалютный» вексель, выданный несостоятельным должником на имя близких лиц для искусственного увеличения своей задолженности, вследствие чего кредиторы получали из имущества несостоятельного должника меньше, чем рассчитывали . [2]

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: