Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб

Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб

признав желательность установления некоторых минимальных норм для обеспечения финансовой защиты от ущерба, возникающего в результате определенных видов мирного использования ядерной энергии,

считая, что конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб будет содействовать также развитию дружеских отношений между нациями, независимо от их различных конституционных и социальных систем,

решили с этой целью заключить конвенцию и в связи с этим согласились о нижеследующем:

Статья I

1. Для целей настоящей Конвенции –

a) “Лицо” означает любое физическое лицо, товарищество, любой частный или государственный орган, независимо от того, является ли он юридическим лицом или нет, любую международную организацию, являющуюся юридическим лицом согласно законодательству отвечающего за установку государства, и любое государство или любое из входящих в него государственных образований.

b) “Гражданин Договаривающейся стороны” включает Договаривающуюся сторону или любое входящее в нее государственное образование, товарищество, или любой частный или государственный орган, учрежденный в пределах территории Договаривающейся стороны, независимо от того, является ли он юридическим лицом или нет.

c) “Оператор” в отношении ядерной установки означает лицо, назначенное или признанное отвечающим за установку государством в качестве оператора этой установки.

d) “Отвечающее за установку государство” в отношении ядерной установки означает Договаривающуюся сторону, в пределах территории которой находится эта установка, или, если она не находится в пределах территории любого государства, Договаривающуюся сторону, которая эксплуатирует или по разрешению которой эксплуатируется эта ядерная установка.

e) “Закон компетентного суда” означает закон суда, имеющего юрисдикцию согласно настоящей Конвенции, включая любые положения такого закона, касающиеся коллизии законов.

f) “Ядерное топливо” означает любой материал, способный производить энергию путем самоподдерживающегося цепного процесса ядерного деления.

g) “Радиоактивные продукты или отходы” означают любой радиоактивный материал, произведенный в процессе производства или использования ядерного топлива, или любой материал, ставший радиоактивным под действием облучения в результате производства или использования ядерного топлива, но не включают радиоизотопы, которые достигли окончательной стадии изготовления, став таким образом пригодными для использования в любых научных, медицинских, сельскохозяйственных, коммерческих или промышленных целях.

h) “Ядерный материал” означает –

i) ядерное топливо, за исключением природного урана и обедненного урана, способное производить энергию путем самоподдерживающегося цепного процесса ядерного деления вне ядерного реактора самостоятельно или в комбинации с каким-либо другим материалом; и

ii) радиоактивные продукты или отходы.

i) “Ядерный реактор” означает любое сооружение, содержащее ядерное топливо, расположенное таким образом, что в нем может произойти самоподдерживающийся цепной процесс ядерного деления без дополнительного источника нейтронов.

j) “Ядерная установка” означает –

i) любой ядерный реактор, за исключением реактора, которым оборудовано средство морского или воздушного транспорта в целях использования его в качестве источника энергии для приведения в движение этого средства транспорта или для любой другой цели;

ii) любой завод, использующий ядерное топливо для производства ядерного материала, или любой завод по обработке ядерного материала, включая любой завод по переработке облученного ядерного топлива; и

iii) любое место, где хранится (складирован) ядерный материал, за исключением складирования, связанного с перевозкой такого материала;

при условии, что отвечающее за установку государство может установить, что несколько ядерных установок одного оператора, которые расположены в одном и том же месте, рассматриваются как единая ядерная установка.

к) “Ядерный ущерб” означает –

i) смерть, любое телесное повреждение или любую потерю имущества, или любой ущерб имуществу, которые возникают или являются результатом радиоактивных свойств или комбинации радиоактивных свойств с токсическими, взрывными или другими опасными свойствами ядерного топлива, или радиоактивных продуктов или отходов на ядерной установке, или ядерного материала, поступающего с ядерной установки, произведенного в ней или направленного на ядерную установку;

ii) любую другую потерю или ущерб, возникающие таким образом или являющиеся результатом этого, если это предусмотрено законом компетентного суда, и в пределах, установленных таким законом; и

iii) если это предусмотрено законодательством отвечающего за установку государства, смерть, любое телесное повреждение или любую потерю имущества, или любой ущерб имуществу, которые возникают или являются результатом другого ионизирующего излучения, испускаемого любым другим источником излучения внутри ядерной установки.

l) “Ядерный инцидент” означает любое происшествие или серию происшествий одного и того же происхождения, которые причиняют ядерный ущерб.

2. Отвечающее за установку государство может, если это позволяют небольшие размеры риска, с которым это сопряжено, исключать любые небольшие количества ядерного материала из сферы применения настоящей Конвенции при условии, что –

a) максимальные пределы для исключения таких количеств установлены Советом управляющих Международного агентства по атомной энергии; и

b) любое исключение, сделанное отвечающим за установку государством, не превышает таких установленных пределов.

Читайте также:
Арестантская рота: что это такое, описание и особенности

Эти максимальные пределы периодически пересматриваются Советом управляющих.

Статья II

1. Оператор ядерной установки несет ответственность за ядерный ущерб, если доказано, что такой ущерб причинен ядерным инцидентом –

a) на его ядерной установке; или

b) связанным с ядерным материалом, поступившим с такой установки или произведенный в его ядерной установке, и происшедшим –

i) до принятия оператором другой ядерной установки ответственности в отношении ядерных инцидентов, связанных с этим ядерным материалом в соответствии с ясно выраженными условиями письменного контракта;

ii) при отсутствии таких ясно выраженных условий – до поступления этого ядерного материала в распоряжение оператора другой ядерной установки; или

iii) если этот ядерный материал предназначен для использования в ядерном реакторе, которым оборудовано средство транспорта для использования его в качестве источника энергии для приведения в движение этого средства транспорта или для любой другой цели, – до поступления этого ядерного материала в распоряжение лица, уполномоченного надлежащим образом эксплуатировать такой реактор; но

iv) если этот ядерный материал был направлен какому-либо лицу в пределах территории государства, не являющегося участником Конвенции, – до выгрузки его со средства транспорта, на котором он был доставлен на территорию этого государства, не являющегося участником настоящей Конвенции;

c) связанным с ядерным материалом, направленным на его ядерную установку, и происшедшим –

i) после принятия им от оператора другой ядерной установки ответственности, в соответствии с ясно выраженными условиями письменного контракта, в отношении ядерных инцидентов, связанных с этим ядерным материалом;

ii) при отсутствии таких ясно выраженных условий – после поступления этого ядерного материала в его распоряжение; или

iii) после поступления в его распоряжение этого ядерного материала от лица, эксплуатирующего ядерный реактор, которым оборудовано средство транспорта для использования его в качестве источника энергии для приведения в движение этого средства транспорта или для любой другой цели; но

iv) если этот ядерный материал, с письменного согласия этого оператора, был направлен от какого-либо лица в пределах территории государства, не являющегося участником настоящей Конвенции, – только после погрузки его на средство транспорта, на котором он должен быть вывезен с территории этого государства;

при условии, что если ядерный ущерб причинен ядерным инцидентом, происшедшим на ядерной установке и связанным с ядерным материалом, складированным на ней в связи с перевозкой такого материала, то положения подпункта а) данного пункта не применяются в том случае, когда ответственность несет только другой оператор или только другое лицо в соответствии с положениями подпункта b) или с) данного пункта.

2. Отвечающее за установку государство может предусмотреть в законодательстве, что в соответствии с условиями, которые могут быть установлены в нем, перевозчик ядерного материала или лицо, имеющее дело с радиоактивными отходами, может, по его просьбе и с согласия заинтересованного оператора, быть назначено или призвано в качестве оператора вместо этого оператора в отношении такого ядерного материала или радиоактивных отходов соответственно. В этом случае такой перевозчик или такое лицо рассматривается, для всех целей настоящей Конвенции, как оператор ядерной установки, находящейся в пределах территории этого государства.

3. а) Если ядерный ущерб связан с ответственностью более чем одного оператора, то эти операторы, поскольку доля каждого из них в этом ущербе не может быть обоснованно выделена, несут солидарную и долевую ответственность.

b) Если ядерный инцидент происходит во время перевозки ядерного материала на одном и том же средстве транспорта, или, в случае складирования в связи с перевозкой, на одной и той же ядерной установке и причиняет ядерный ущерб, связанный с ответственностью более чем одного оператора, общий размер ответственности не должен превышать наивысшего размера, применимого в отношении любого из них в соответствии со статьей V.

c) Ни в одном из случаев, упомянутых в подпунктах а) и b) этого пункта, ответственность каждого оператора не должна превышать размера, применимого в отношении его в соответствии со статьей V.

4. При условии соблюдения положений пункта 3 этой статьи, если несколько ядерных установок одного и того же оператора вовлечены в один и тот же ядерный инцидент, то такой оператор несет ответственность в отношении каждой из этих ядерных установок вплоть до размера, применимого в отношении его в соответствии со статьей V.

5. За исключением случаев, когда в настоящей Конвенции предусмотрено иное, ни одно лицо, кроме оператора, не несет ответственности за ядерный ущерб. Это, однако, не затрагивает применения любой международной конвенции в области транспорта, которая действует или открыта для подписания, ратификации или присоединения в день, когда настоящая Конвенция будет открыта для подписания.

6. Ни одно лицо не несет ответственности за потерю или ущерб, не являющийся ядерным ущербом в соответствии с подпунктом к) пункта 1 статьи I, но который мог бы быть включен в качестве такого ущерба в соответствии с подпунктом k) ii) указанного пункта.

Читайте также:
Актовая пересылка: что это такое, описание и особенности

7. Прямой иск возбуждается в отношении лица, предоставляющего финансовое обеспечение в соответствии со статьей VII, если это предусмотрено законом компетентного суда.

Статья III

Оператор, который несет ответственность согласно настоящей Конвенции, снабжает перевозчика сертификатом, выданным страховщиком или от его имени или другим финансовым гарантом, предоставляющим финансовое обеспечение, требуемое в соответствии со статьей VII. В сертификате указываются фамилия и адрес этого оператора, а также сумма, вид и срок обеспечения, и эти сведения не могут оспариваться лицом, которым или от имени которого выдан сертификат. В сертификате также указывается ядерный материал, в отношении которого применяется обеспечение, и в него включается заявление компетентного государственного органа, отвечающего за установку государства о том, что названное лицо является оператором в смысле настоящей Конвенции.

Статья IV

1. Ответственность оператора за ядерный ущерб согласно настоящей Конвенции является абсолютной.

2. Если оператор докажет, что ядерный ущерб возник полностью или частично либо в результате грубой небрежности лица, которому причинен ущерб, либо в результате действия или бездействия такого лица с намерением причинить ущерб, то компетентный суд может, если это предусмотрено его законом, освободить оператора полностью или частично от его обязанности выплатить возмещение в отношении этого ущерба, причиненного такому лицу.

3. а) Никакая ответственность согласно настоящей Конвенции не возлагается на оператора за ядерный ущерб, причиненный ядерным инцидентом, возникшим непосредственно в результате вооруженного конфликта, военных действий, гражданской войны или восстания.

b) За исключением случаев, когда законодательство отвечающего за установку государства может предусматривать противоположное, этот оператор не несет ответственности за ядерный ущерб, причиненный ядерным инцидентом, возникшим непосредственно в результате тяжелого стихийного бедствия исключительного характера.

4. Когда как ядерный ущерб, так и неядерный ущерб причинены ядерным инцидентом или совместно ядерным инцидентом и одним или более происшествиями иного характера, такой неядерный ущерб, в той степени, в какой он не может быть обоснованно отделен от ядерного ущерба, считается для целей настоящей Конвенции ядерным ущербом, причиненным этим ядерным инцидентом. Однако, если ущерб причинен совместно ядерным инцидентом, подпадающим под действие настоящей Конвенции, и высвобождением ионизирующего излучения, не подпадающим под ее действие, то ничто в настоящей Конвенции не ограничивает и не затрагивает иным образом ответственности – как в отношении любого лица, которому причинен ядерный ущерб, так и регрессного иска или требования о возмещении – любого лица, которое может быть признано ответственным в связи с этим высвобождением ионизирующего излучения.

5. Оператор не несет ответственности согласно настоящей Конвенции за ядерный ущерб, причиненный –

a) самой ядерной установке или любому имуществу на месте расположения этой установки, которое используется или должно использоваться в связи с этой установкой; или

b) средству транспорта, на котором этот ядерный материал находился во время ядерного инцидента.

6. Любое отвечающее за установку государство может предусмотреть в законодательном порядке, что подпункт b) пункта 5 данной статьи не применяется при условии, что ответственность данного оператора в отношении ядерного ущерба, иного чем ядерный ущерб, причиненный средству транспорта, ни в коем случае не будет понижена до суммы, меньшей чем 5 миллионов долларов США за каждый ядерный инцидент.

7. Ничто в настоящей Конвенции не затрагивает –

a) ответственности любого физического лица за ядерный ущерб, за который оператор в силу пункта 3 или 5 этой статьи не несет ответственности согласно настоящей Конвенции и который это физическое лицо причинило действием или бездействием с намерением причинить ущерб; или

b) ответственности вне сферы действия настоящей Конвенции оператора за ядерный ущерб, за который в силу подпункта b) пункта 5 этой статьи он не несет ответственности по этой Конвенции.

Статья V

1. Ответственность оператора может быть ограничена отвечающим за установку государством не менее чем 5 миллионами долларов США за каждый ядерный инцидент.

2. Любые пределы ответственности, которые могут быть установлены в соответствии с этой статьей, не будут включать в себя процент или судебные издержки, установленные судом по искам о возмещении за ядерный ущерб.

Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб

-принята в 1963 г. на международной конференции в Вене, проходившей с 29 апреля по 19 мая; открыта для подписания 21 мая вместе с Факультативным протоколом относительно обязательного урегулирования споров; вступила в силу 12.11.1977 г. в отношении Аргентины, Боливии, Египта, Камеруна, Кубы, Нигера, Перу, Тринидада и Тобаго, Филиппин, Югославии.

Читайте также:
Агентирование судов: что это такое, описание и особенности

Конвенция регламентирует вопросы возмещения ущерба, причиненного в ходе использования атомной энергии в мирных целях, дает ряд имеющих международно-правовое значение определений (ядерные материалы, ядерное топливо, ядерная установка, ядерный инцидент, ядерный ущерб, оператор установки и др.). В частности, оператор ядерной установки определяется как лицо, отвечающее за эту установку, назначенное или признанное государством в качестве такового.

Конвенция предусматривает, что ответственность за ядерный ущерб является абсолютной и лицом, несущим эту ответственность, является оператор соответствующей установки. Это означает, что пострадавшая сторона не должна доказывать, что ущерб был нанесен в результате ошибки или грубой небрежности оператора ядерной установки. Оператор несет ответственность, если пострадавшим доказана связь между нанесенным ему ущербом и событием, в результате которого был нанесен ущерб.

Предусмотрено, что каждое государство ограничивает ответственность своих операторов суммой не менее 5 млн. долларов за инцидент и что этот размер ответственности должен быть покрыт страхованием или иным финансовым обеспечением (см.: Ю.М. Колосов. Ответственность в международном праве. — М, 1975).

Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

  • Вендетта
  • Венская конвенция о дипломатических сношениях

Полезное

Смотреть что такое “Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб” в других словарях:

Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб — принята в 1963 г. на международной конференции в Вене, проходившей с 29 апреля по 19 мая; открыта для подписания 21 мая вместе с Факультативным протоколом относительно обязательного урегулирования споров; вступила в силу 12.11.1977 г. в отношении … Энциклопедия права

Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 г. — – была выработана под эгидой МАГАТЭ с намерением охватить участием в ней все государства независимо от региональной принадлежности. Большинство ее положений по сути совпадают с положениями региональной Парижской конвенции об ответственности перед … Правовой глоссарий по комплексному управлению прибрежными зонами

Конвенция о гражданской ответственности в области морских перевозок ядерных материалов, 1971 г. — – дополняет Парижскую конвенцию об ответственности перед третьей стороной в области ядерной энергии 1960 г. и Венскую конвенцию о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 г. применительно к морским перевозкам. Была разработана под эгидой … Правовой глоссарий по комплексному управлению прибрежными зонами

Ядерный ущерб — означает i) смерть или телесное повреждение; ii) потерю имущества или ущерб имуществу; и следующее по каждому подпункту в пределах, устанавливаемых законом компетентного суда: iii) экономические потери, возникающие в результате потерь или ущерба … Официальная терминология

Венская конвенция — 1963 о гражданской ответственности за ущерб, международная конвенция, принята на международной дипломатической конференции по гражданской ответственности за ядерный ущерб (29 апреля 19 мая 1963). Конвенция и факультативный протокол… … Большая советская энциклопедия

Ядерный инцидент — означает любое происшествие или серию происшествий одного и того же происхождения, которые причиняют ядерный ущерб или, но только в отношении превентивных мер, создают серьезную и непосредственную угрозу причинения такого ущерба. Источник:… … Официальная терминология

Ядерный реактор — означает любое сооружение, содержащее ядерное топливо, расположенное таким образом, что в нем может произойти самоподдерживающийся цепной процесс ядерного деления без дополнительного источника нейтронов. Источник: ВЕНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О… … Официальная терминология

ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР — означает любое сооружение, содержа щее ядерное топливо, расположенное таким образом, что в нем может произойти самоподдерживающийся цепной процесс ядерного деления без дополнительного источника нейтронов. ( Венская конвенция о гражданской… … Право Белоруссии: Понятия, термины, определения

Конвенция об ответственности операторов ядерных судов, 1962 г. — – так же как и Парижская конвенция об ответственности перед третьей стороной в области ядерной энергии, и Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб, возлагает ответственность за ядерный ущерб на оператора. Согласно… … Правовой глоссарий по комплексному управлению прибрежными зонами

Брюссельская конвенция — об ответственности операторов ядерных судов, конвенция, принятая в 1962 на специальной сессии дипломатической конференции по морскому праву. В конференции, созванной Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) и Международным… … Большая советская энциклопедия

Россия согласилась отвечать за ядерный ущерб

повестка

Вчера совет Государственной думы внес в повестку сегодняшнего пленарного заседания вопрос о ратификации Венской конвенции 1963 года о гражданской ответственности за ядерный ущерб. Подписав эту конвенцию девять лет назад, Россия лишь сейчас сочла возможным ее ратифицировать. По мнению парламентариев, ратификация откроет путь к безлимитному участию России в международных программах по сотрудничеству в сфере атомной энергии.

Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб была открыта для подписания 21 мая 1963 года и вступила в силу 12 ноября 1977 года, когда ее подписало пятое по счету государство. Конвенция предусматривает, что страна–обладатель ядерных материалов несет полную ответственность за их безопасное использование и хранение. В случае любого инцидента с ядерными материалами государство обязано возместить ущерб в размере до $50 млн пострадавшим как в самой стране, так и за ее пределами. Для этого необходимо решение суда государства, где произошел инцидент. На сегодня участниками Венской конвенции являются 26 стран.

Читайте также:
Агитационные материалы: что это такое, описание и особенности

Российский закон об использовании атомной энергии, принятый в 1995 году, предполагал выплату денежных компенсаций вследствие ядерного ущерба только для граждан России. Однако это не соответствовало нормам международного права. 8 мая 1996 года Россия наконец подписала Венскую конвенцию, тем самым решив выполнять международные нормы. Но тогда Госдума по финансовым соображениям отказалась ратифицировать конвенцию. В качестве обоснования приводился пример аварии на Чернобыльской АЭС: восемь европейских стран выплатили своим гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, в общей сложности около $1,2 млрд. Для России это оказалось бы тяжелым бременем. Поэтому СССР, а затем и Россия выплатили после чернобыльской аварии компенсации только своим гражданам.

Однако отказ от ратификации конвенции пагубно сказался и на России. После гибели в 2000 году атомной подлодки “Курск” Евросоюз согласился выделить западным компаниям на ее подъем $35 млн, что составляло половину требуемой суммы. Для привлечения западных инвестиций в ноябре 2000 года по инициативе российского и нидерландского правительств был учрежден фонд “Курск”. В феврале 2001 года Евросоюз объявил, что европейские страны будут финансировать подъем “Курска” только в том случае, если это произойдет в рамках так называемой Многосторонней ядерной экологической программы для России. Однако Москва отказалась принимать эту помощь. Официальные лица тогда объясняли это тем, что Россия не может никому позволить диктовать ей условия, даже если это условия предоставления безвозмездной финансовой помощи. Одним из требований ЕС тогда как раз была ратификация Венской конвенции. Запад хотел бы решить вопрос о том, что в случае возникновения аварийных ситуаций, в том числе и при подъеме “Курска”, ответственность за возмещение экологического и другого ущерба несла бы Россия. В итоге финансирование подъема “Курска” Москва осуществляла самостоятельно.

Но теперь и у России возникла серьезная заинтересованность в ратификации Венской конвенции. “В 2002 году на саммите ‘большой восьмерки’ наша страна стала участником программы глобального партнерства в области ядерного разоружения и атомной энергетики,— рассказал вчера корреспонденту Ъ председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев.— Таким образом, наше дальнейшее неучастие в конвенции вошло в противоречие с нашим участием в программе глобального партнерства. Именно поэтому ратификация конвенции стала необходимым пунктом сотрудничества”.

С финансовой точки зрения ратификация конвенции особо тяжких последствий России не сулит. По словам господина Косачева, государство будет обязано компенсировать ядерный ущерб не только гражданам своей страны, но и гражданам других стран, пострадавших вследствие аварий на российской территории. В конвенции минимальный размер компенсации установлен на уровне $50 млн. Именно таков нижний предел суммы, на которую должны быть застрахованы ядерные объекты. Реальная сумма ущерба будет устанавливаться внутренними законами России, которые еще предстоит принять. Скорее всего, эта сумма останется прежней. “Кроме того, Россия соседствует с семью европейскими государствами, использующими атомную энергию — Литвой, Украиной, Чехией, Словакией, Венгрией, Румынией и Болгарией,— сообщил депутат.— В случае аварии на территории этих стран Россия до ратификации конвенции также оставалась без денежных компенсаций”.

Федеральный закон от 21.03.2005 N 23-ФЗ “О ратификации Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб”

О РАТИФИКАЦИИ ВЕНСКОЙ КОНВЕНЦИИ

О ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЯДЕРНЫЙ УЩЕРБ

2 марта 2005 года

11 марта 2005 года

Ратифицировать Венскую конвенцию о гражданской ответственности за ядерный ущерб, подписанную от имени Российской Федерации в городе Вене 8 мая 1996 года.

21 марта 2005 года

  • АПК РФ
  • Бюджетный кодекс
  • ГПК РФ
  • КАС РФ
  • КоАП РФ
  • Лесной кодекс
  • Семейный кодекс
  • ТК РФ
  • УИК РФ
  • УК РФ
  • УПК РФ
  • Водный кодекс РФ
  • Воздушный кодекс РФ
  • Градостроительный кодекс РФ
  • Жилищный кодекс РФ
  • Земельный кодекс РФ
  • Кодекс внутреннего водного транспорта
  • Кодекс торгового мореплавания РФ
  • ГК РФ часть 1
  • ГК РФ часть 2
  • ГК РФ часть 3
  • ГК РФ часть 4
  • Налоговый кодекс ч.1
  • Налоговый кодекс ч.2
  • Постановление Пленума ВС РФ от 09.12.2021 N 42
  • Постановление Пленума ВС РФ от 09.12.2021 N 40
  • Постановление Пленума ВС РФ от 09.12.2021 N 41
  • “Обзор практики применения судами общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации при рассмотрении уголовных дел”
  • Постановление Пленума ВС РФ от 23.11.2021 N 39
  • Постановление Пленума ВС РФ от 23.11.2021 N 37
  • Постановление Пленума ВС РФ от 23.11.2021 N 38
  • Постановление Президиума ВС РФ от 17.11.2021 N 172П20
  • Постановление Президиума ВС РФ от 17.11.2021 N 169П21
  • “Обзор судебной практики ВС Российской Федерации N 3 (2021)”
  • ГПК РСФСР
  • КоАП РСФСР
  • УК РСФСР
  • УПК РСФСР
  • Водный кодекс РСФСР
  • Гражданский кодекс РСФСР
  • Жилищный кодекс РСФСР
  • Земельный кодекс РСФСР
  • Кодекс законов о труде
  • Кодекс о браке и семье РСФСР
  • Исправительно – трудовой кодекс РСФСР
Читайте также:
Водный кодекс: что это такое, описание и особенности

ФЗ о страховых пенсиях

ФЗ о пожарной безопасности

ФЗ об образовании

ФЗ о государственной гражданской службе

ФЗ о государственном оборонном заказе

О защите прав потребителей

ФЗ о противодействии коррупции

ФЗ об охране окружающей среды

ФЗ о бухгалтерском учете

ФЗ о защите конкуренции

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

ФЗ о прокуратуре

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

ФЗ о персональных данных

ФЗ о госзакупках

ФЗ об исполнительном производстве

ФЗ о воинской службе

ФЗ о банках и банковской деятельности

Проценты по денежному обязательству

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

Уклонение от исполнения административного наказания

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

Особенности правового положения казенных учреждений

Общие основания прекращения трудового договора

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

Судебный порядок рассмотрения жалоб

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

Форма и содержание искового заявления

(c) 2015-2021 Законы, кодексы, нормативные и судебные акты

Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб

Турция намерена обеспечить к 2030 г. 10 % своих потребностей в электроэнергии путем развития собственных атомных электростанций. Об этом во время Саммита по ядерной безопасности в Сеуле (Южная Корея) 27 марта с.г. заявил премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган. «Использование безопасных, недорогих и экологически чистых источников энергии – задача номер один в рамках нашей стратегии развития. Турция приступила к выполнению амбициозной ядерной программы. И мы настроены решительно, поскольку речь идет об удовлетворении энергетических потребностей страны», – отметил Р.Т. Эрдоган. Он также подчеркнул осторожность, с которой нужно подходить к строительству атомных электростанций, напомнив об авариях в «Фукусиме-1» и на Чернобыльской АЭС.

Вышеуказанное заявление турецкого премьера, а также турецкая поддержка ядерной программы Ирана и перспективы развития турецко-российского сотрудничества в области атомной энергетики на фоне растущего регионального влияния Турции заставляют серьезно отнестись к вопросам развития турецкой ядерной энергетики и детально рассмотреть наиболее важный аспект этих вопросов – действующее и формирующееся ядерное законодательство Турецкой Республики.

Как известно, для обеспечения растущего мирового спроса на энергию необходимо наличие постоянных энергетических ресурсов. Известные и существующие сегодня в природе энергоресурсы уже не в состоянии постоянно удовлетворять растущие энергетические потребности. В условиях недостаточности энергоресурсов на повестку дня встал вопрос об использовании ядерной энергии. Эксплуатация атомных электростанций стала рассматриваться в качестве постоянного источника относительно недорогой электроэнергии. Однако этот способ удовлетворения энергетических потребностей является не совсем безопасным.

В соответствии со ст. 1/a Парижской конвенции об ответственности перед третьей стороной в области ядерной энергии от 29 июля 1960 г., под атомной электростанцией подразумеваются станции и сооружения, в которых проводятся работы: 1) по производству ядерных веществ; 2) по переработке ядерных веществ; 3) по хранению ядерных веществ; 4) по резервированию ядерных материалов; 5) по повторной переработке ядерных веществ. Первоначальное развитие ядерной энергетики и ее использование осуществлялось в военных целях. Разрушительное воздействие атомных бомб, использованных в Японии в августе 1945 г., долгое время сохранялось в памяти народов и в окружающей среде. В то же время, после Второй мировой войны в результате технологических прорывов во многих сферах на повестку дня встал вопрос о применении ядерной энергетики в гражданских целях. Больше всего ядерная энергетика использовалась с целью производства электроэнергии.

Благодаря атомным электростанциям появился постоянный источник электроэнергии. Однако они содержат в себе целый ряд рисков. Поскольку в случае их ошибочного применения возможно нанесение огромного и непоправимого вреда человеку и окружающей среде. Разработка правовой базы для компенсации возможных повреждений в результате эксплуатации ядерных сооружений представляет особую важность. Для создания общей правовой базы, регулирующей компенсацию за причинения вреда третьим лицам в результате эксплуатации атомных электростанций, подписаны следующие международные конвенции:

1) Парижская конвенция об ответственности перед третьей стороной в области ядерной энергии от 29.07.1960.

2) Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб от 21.05.1963.

3) Парижская конвенция после ее подписания в 1960 г. была подвергнута многочисленным поправкам, в результате чего было принято два протокола (28.01.1964 и 16.11.1982), изменившие конвенцию. На Турцию конвенция распространяется в том виде, в котором она представлена в протоколе 1982 г.

Читайте также:
Избирательное право: что это такое, описание и особенности

4) Особенно после Чернобыльской катастрофы возникла острая необходимость во внесении определенных поправок в существующее международное ядерное законодательство, что и было отражено в третьем Протоколе о внесении поправок в Конвенцию от 12 февраля 2004 г., до сих пор так и неутвержденных достаточным числом государств. Турецкий парламент также не одобрил эти поправки, а потому и положения этих поправок на Турцию не распространяются.

Положения, регулирующие правовую ответственность за причинение ядерного ущерба, имеются не только в Парижской конвенции, но и в Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 г. В некоторых странах параллельно упомянутым конвенциям приняты и внутренние акты. В Турции в последнее время хоть и активизировалась работа в этом направлении, однако находится все еще на недостаточном уровне.

В Парижской конвенции правовой характер ответственности эксплуатирующего атомную электростанцию определен в рамках «концепции причинения вины» и в качестве «ответственности без вины». Такой вид ответственности был определен в связи с тем, что эксплуатация атомной электростанции сама по себе содержит в себе риск причинения вреда. Такое понимание ответственности широко используется в турецком гражданском праве.

В соответствии с Парижской конвенцией субъектом ответственности за причинение вреда в результате атомной аварии является эксплуатирующий атомную станцию. Эксплуатирующий атомную станцию – это лицо, уполномоченное в установленном порядке компетентным и официальным органом проводить работы по строительству и эксплуатации атомной электростанции (Парижская конвенция, ст. 1/a-iv). Официальным органом в Турции является Агентство по атомной энергии Турции. Физическое или юридическое лицо, эксплуатирующее атомную станцию, несет ответственность за причинение вреда как в процессе работы станции, так и в процессе транспортировки ядерных веществ (Парижская конвенция, ст. 3-5). В рамки ответственности эксплуатирующего атомную электростанцию входит ответственность за причинение любого вреда, ставшего результатом аварии (Парижская конвенция, ст.3). Ущерб, нанесенный самой атомной электростанции или ее сооружениям, а также материалам и транспортным средствам, выходит за рамки ответственности эксплуатирующего (Парижская конвенция, ст.3 a-ii).

Что касается пределов финансовой ответственности, то ранее в рамках Парижской конвенции эти пределы составляли около 18 млн евро. Однако в последнем протоколе, подписанном в 2004 г., пределы компенсации, в том числе и под влиянием Чернобыльской катастрофы, были расширены и составили 700 млн евро. Однако, как отмечалось выше, в связи с отсутствием дополнительного согласования этот протокол все еще не вступил в силу. Поэтому в настоящее время в Турции компенсация ограничена 18 млн евро. Однако, судя по развернувшейся в последнее время дискуссии среди турецких экспертов, в ближайшее время в турецком ядерном законодательстве будет фигурировать сумма, приближенная к 700 млн евро.

Большое значение в вопросах возмещения ядерного ущерба имеют сроки подачи жалоб. В Парижской конвенции сроки подачи жалоб на компенсацию за причинение ядерного вреда составляют 10 лет после того как произошло событие, ставшее причиной причинения вреда (ст. 8/a). Однако в рамках протокола о внесении поправок, подписанного в 2004 г., в отношении жалоб на компенсацию, связанных с потерей жизни, сроки установлены до 30 лет. В Турции при определении сроков давности подачи заявления о возмещении ущерба руководствуются, главным образом, Турецким законом о долговых обязательствах № 5098. Положения этого закона, которые касаются сроков давности ответственности за неправомерные действия, в последнее время претерпели значительные изменения. В соответствии со ст. 72 последней редакции этого закона, жалобу на компенсацию вреда потерпевший вправе подавать «в течение 2-х лет после получения информации о вреде и ответственном лице и во всяком случае в течение 10 лет с момента совершения неправомерного действия». Однако, как утверждают турецкие эксперты, ответственность за причинение ядерного ущерба будет в скором времени представлять собой исключение, поскольку в рамках процесса обновления турецкого ядерного законодательства планируется увеличить сроки давности: 3 года после получения информации и 30 лет – во всяком случае.

В настоящее время в Турции обсуждается законопроект о привлечении к ответственности заинтересованных лиц, причастных к аварии на атомной электростанции. В этом законопроекте не используется термин «ядерная катастрофа» как в Парижской конвенции, а применяется термин «ядерный случай». В обсуждаемом законопроекте ядерный ущерб определяется в качестве «смерти, любого телесного повреждения или любой утраты имущества, любого ущерба, причиненного имуществу, которые возникают или являются результатом радиоактивных особенностей или комбинации радиоактивных особенностей с токсическими, взрывными или другими опасными характеристиками ядерного топлива, или радиоактивных веществ или отходов ядерной установки, или ядерного материала, поступающего с ядерной установки, произведенного или размещенного в ней». Для того чтобы рассматривать ущерб в рамках ответственности необходимо установить его связь с ядерным случаем.

Читайте также:
Аграрные законы: что это такое, описание и особенности

В Турции убеждены в том, что в результате катастрофы, возникшей в процессе эксплуатации ядерных сооружений или транспортировки ядерных материалов, необходимо возмещать все ущербы, а также необходимо принимать все меры предосторожности для ликвидации всех негативных последствий ядерной катастрофы. В соответствии со ст. 41 и последующими статьями Турецкого закона о долговых обязательствах № 5098, лицо, подавшее жалобу на возмещение вреда, обязано доказать состав вреда и связь между случаем и причиненным ущербом. Однако в случае возникновения ядерной катастрофы эксплуатирующий атомную электростанцию может быть не в состоянии компенсировать весь объем причиненного ущерба. Учитывая тот факт, что эксплуатирующими атомную электростанцию являются юридические лица, то и их ответственность перед третьими лицами ограничена лишь их официальным имуществом. В Турции полагают, что существует два способа обеспечения гарантий компенсации ядерного вреда. Первый из них – это страхование финансовой ответственности, другой – обеспечение банковской гарантии. Турецкие эксперты утверждают, что в рамках осуществления ядерной деятельности большое значение имеет обязательное страхование рисков, возможных в процессе эксплуатации АЭС. А потому и ожидается, что в рамках обновления турецкого ядерного законодательства будет принято обязательное страхование ядерной деятельности, чего в настоящее время в турецком ядерном законодательстве не предусмотрено.

Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб

-принята в 1963 г. на международной конференции в Вене, проходившей с 29 апреля по 19 мая; открыта для подписания 21 мая вместе с Факультативным протоколом относительно обязательного урегулирования споров; вступила в силу 12.11.1977 г. в отношении Аргентины, Боливии, Египта, Камеруна, Кубы, Нигера, Перу, Тринидада и Тобаго, Филиппин, Югославии.

Конвенция регламентирует вопросы возмещения ущерба, причиненного в ходе использования атомной энергии в мирных целях, дает ряд имеющих международно-правовое значение определений (ядерные материалы, ядерное топливо, ядерная установка, ядерный инцидент, ядерный ущерб, оператор установки и др.). В частности, оператор ядерной установки определяется как лицо, отвечающее за эту установку, назначенное или признанное государством в качестве такового.

Конвенция предусматривает, что ответственность за ядерный ущерб является абсолютной и лицом, несущим эту ответственность, является оператор соответствующей установки. Это означает, что пострадавшая сторона не должна доказывать, что ущерб был нанесен в результате ошибки или грубой небрежности оператора ядерной установки. Оператор несет ответственность, если пострадавшим доказана связь между нанесенным ему ущербом и событием, в результате которого был нанесен ущерб.

Предусмотрено, что каждое государство ограничивает ответственность своих операторов суммой не менее 5 млн. долларов за инцидент и что этот размер ответственности должен быть покрыт страхованием или иным финансовым обеспечением (см.: Ю.М. Колосов. Ответственность в международном праве. — М, 1975).

Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

  • Вендетта
  • Венская конвенция о дипломатических сношениях

Полезное

Смотреть что такое “Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб” в других словарях:

Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб — принята в 1963 г. на международной конференции в Вене, проходившей с 29 апреля по 19 мая; открыта для подписания 21 мая вместе с Факультативным протоколом относительно обязательного урегулирования споров; вступила в силу 12.11.1977 г. в отношении … Энциклопедия права

Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 г. — – была выработана под эгидой МАГАТЭ с намерением охватить участием в ней все государства независимо от региональной принадлежности. Большинство ее положений по сути совпадают с положениями региональной Парижской конвенции об ответственности перед … Правовой глоссарий по комплексному управлению прибрежными зонами

Конвенция о гражданской ответственности в области морских перевозок ядерных материалов, 1971 г. — – дополняет Парижскую конвенцию об ответственности перед третьей стороной в области ядерной энергии 1960 г. и Венскую конвенцию о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 г. применительно к морским перевозкам. Была разработана под эгидой … Правовой глоссарий по комплексному управлению прибрежными зонами

Ядерный ущерб — означает i) смерть или телесное повреждение; ii) потерю имущества или ущерб имуществу; и следующее по каждому подпункту в пределах, устанавливаемых законом компетентного суда: iii) экономические потери, возникающие в результате потерь или ущерба … Официальная терминология

Венская конвенция — 1963 о гражданской ответственности за ущерб, международная конвенция, принята на международной дипломатической конференции по гражданской ответственности за ядерный ущерб (29 апреля 19 мая 1963). Конвенция и факультативный протокол… … Большая советская энциклопедия

Ядерный инцидент — означает любое происшествие или серию происшествий одного и того же происхождения, которые причиняют ядерный ущерб или, но только в отношении превентивных мер, создают серьезную и непосредственную угрозу причинения такого ущерба. Источник:… … Официальная терминология

Читайте также:
Золотая оговорка: что это такое, описание и особенности

Ядерный реактор — означает любое сооружение, содержащее ядерное топливо, расположенное таким образом, что в нем может произойти самоподдерживающийся цепной процесс ядерного деления без дополнительного источника нейтронов. Источник: ВЕНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О… … Официальная терминология

ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР — означает любое сооружение, содержа щее ядерное топливо, расположенное таким образом, что в нем может произойти самоподдерживающийся цепной процесс ядерного деления без дополнительного источника нейтронов. ( Венская конвенция о гражданской… … Право Белоруссии: Понятия, термины, определения

Конвенция об ответственности операторов ядерных судов, 1962 г. — – так же как и Парижская конвенция об ответственности перед третьей стороной в области ядерной энергии, и Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб, возлагает ответственность за ядерный ущерб на оператора. Согласно… … Правовой глоссарий по комплексному управлению прибрежными зонами

Брюссельская конвенция — об ответственности операторов ядерных судов, конвенция, принятая в 1962 на специальной сессии дипломатической конференции по морскому праву. В конференции, созванной Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) и Международным… … Большая советская энциклопедия

Как оспаривают сделки, совершенные без согласия супруга

М.Полуэктов / АК Полуэктова и партнеры

В своей практике мы много раз сталкивались с требованиями признать сделку недействительной на основании того, что такая сделка была совершена без согласия супруга либо такое согласие являлось порочным.

Причем в большинстве случаев желание “поломать” сделку и отобрать ценный актив возникало у лиц, действовавших недобросовестно. Супруг просто заявлял, что он якобы не знал о данной сделке и не давал согласие на ее совершение.

Для добросовестного контрагента по сделке риски потерять приобретенное имущество очень существенны.

Разберемся во всех нюансах подобных дел.

Корни проблемы

В российской правовой системе де-факто существует режим скрытой супружеской собственности. В публичном реестре (например, ЕГРН) собственником может значиться один человек, а на самом деле существует и другой собственник — его супруг, о котором добросовестный приобретатель может и не знать.

И это нисколько не противоречит правилу ст.8.1 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК), согласно которому права на имущество, подлежащие гос.регистрации, возникают с момента внесения соответствующей записи в гос.реестр.

Дело в том, что после данных слов стоит оговорка “если иное не установлено законом”. И это “иное” установлено ст.34 Семейного кодекса РФ (далее — СК), в силу которой имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью “независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено”.

Если второй (“незарегистрированный в реестре”) супруг такой же собственник, что и первый, значит с его мнением нужно считаться.

По общему правилу п.2 ст.35 СК при совершении одним из супругов сделки по распоряжению общим имуществом супругов предполагается, что он действует с согласия другого супруга. Такую сделку можно оспорить по мотивам отсутствия согласия другого супруга только если другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о несогласии другого супруга на совершение данной сделки.

Однако из этого общего правила есть одно исключение — это п.3 ст.35 СК, согласно которому для определенных трех типов сделок необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга, т.е. презумпция согласия супруга в этих случаях не действует.

Когда требуется нотариальное согласие супруга на совершение сделки

В силу п.3 ст.35 СК нотариальное согласие супруга необходимо для совершения следующих сделок с общим имуществом супругов:

  1. Либо это должна быть сделка по распоряжению имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации.

Это не только сделки с недвижимостью, но и сделки с долями в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью (п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25), результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (в ряде случаев), маломерными и некоторыми иными судами морского и внутреннего плавания, воздушными судами.

Права на автомобили и акции гос.регистрации не подлежат, а потому для совершения сделки с ними не требуется нотариальное согласие супруга.

  1. Либо это должна быть сделка, для которой законом установлена обязательная нотариальная форма.

Это может быть договор ренты, залог доли в уставном капитале ООО, договор эскроу (за исключением случаев депонирования безналичных денежных средств и бездокументарных ценных бумаг), наследственный договор, сделка по распоряжению недвижимым имуществом на условиях опеки, договор о передаче доли в уставном капитале ООО (за некоторыми исключениями), договор по отчуждению или залога доли в праве общей собственности на недвижимость.

  1. Либо это должна быть сделка, подлежащая обязательной государственной регистрации.

Это может быть договор ипотеки или договор о передаче нежилого помещения в долгосрочную аренду (на срок 1 год и более).

Читайте также:
Адвалорная пошлина: что это такое, описание и особенности

Следует различать понятия “гос.регистрация перехода права на имущество” и “гос.регистрация сделки”.

Например, при совершении сделки купли-продажи нежилого помещения регистрируется только переход права собственности на помещение, но не сам договор. Такой договор считается заключенным с момента его подписания сторонами.

А вот при совершении сделки купли-продажи жилого дома или квартиры регистрируется и сам договор, и переход права. Такой договор считается заключенным с момента его регистрации, а не с момента его подписания сторонами.

Требования к содержанию согласия супруга

Нередко один супруг берет у другого супруга нотариальное согласие на отчуждение любого совместно нажитого имущества без какой-либо конкретики. Росреестр принимает такое согласие и регистрирует переход права.

В дальнейшем супруг, давший такое “общее” согласие, может попытаться оспорить сделку по отчуждению общего имущества, ссылаясь на п.3 ст.157.1 ГК, в котором сказано: “В предварительном согласии на совершение сделки должен быть определен предмет сделки, на совершение которой дается согласие”.

Как правило, суды в подобных спорах отказываются распространять на согласие супруга действие ст.157.1 ГК и сохраняют сделку.

Дело в том, что данная статья применяется, если на совершение сделки в силу закона требуется согласие третьего лица, а суды не признают супругов “третьими лицами по отношению друг к другу” (они ведь — сособственники) и исходят из того, что ст.35 СК “не предусматривает обязательного указания в согласии супруга на совершение сделки по распоряжению имуществом конкретного объекта недвижимого имущества, на отчуждение которого оно дается, не содержит запрета давать одним супругом другому супругу согласие на отчуждение любого принадлежащего им имущества без указания его конкретного перечня” (Постановление Президиума Санкт-Петербургского городского суда от 25.07.2018 N 44г-128/2018).

Правда встречается и другая практика, по которой ст.157.1 ГК признается общей, а ст.35 СК — специальной. Здесь действует уже следующая логика. В п.1 ст.157.1 ГК сказано, что “правила настоящей статьи применяются, если другое не предусмотрено законом или иным правовым актом”. В ст.35 СК “другое” (что в согласии супруга предмет сделки можно не указывать) не предусмотрено. А потому некоторые суды применяют правило п.3 ст.157.1 ГК о необходимости конкретизации предмета сделки в нотариальном согласии супруга и не признают “общее” согласие супруга.

Последствия совершения сделки без нотариального согласия супруга

Сразу надо сказать, что сделки, совершенные без нотариального согласия супруга, оспоримы. То есть они действительны пока суд не признает их недействительными (именно поэтому их регистрация в Росреестре часто проходит без проблем).

Что касается оспаривания таких сделок, то здесь не все так просто и практика судов на данный момент неоднородна.

Есть три нормы, о применении которых можно говорить:

  1. Применительно к сделкам, совершенным без согласия третьего лица — п.2 ст.173.1 ГК:

“Поскольку законом не установлено иное, оспоримая сделка, совершенная без необходимого в силу закона согласия третьего лица, … может быть признана недействительной, если доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать об отсутствии на момент совершения сделки необходимого согласия такого лица …”.

  1. Применительно к совместной собственности вообще (не важно — супругов или нет) — п.3 ст.253 ГК:

“Совершенная одним из участников совместной собственности сделка, связанная с распоряжением общим имуществом, может быть признана недействительной по требованию остальных участников по мотивам отсутствия у участника, совершившего сделку, необходимых полномочий только в случае, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об этом”.

  1. Применительно к совместной собственности исключительно супругов — п.3 ст.35 СК:

“Супруг, чье нотариально удостоверенное согласие на совершение указанной сделки не было получено, вправе требовать признания сделки недействительной в судебном порядке в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о совершении данной сделки”.

Как видно, первые две нормы ГК защищают интересы добросовестного приобретателя. По ним, если зарегистрированный в ЕГРН собственник продаст квартиру без необходимого нотариального согласия своего супруга, но будет установлено, что покупатель не мог знать о существовании у продавца супруга, то суд оставит сделку в силе. В этом случае может пострадать супруг.

Однако в третьей норме (ст.35 СК) о фигуре добросовестного приобретателя ничего не говорится.

Возникает вопрос: как соотносятся все эти три нормы между собой, какую и когда надо применять?

В первой норме (ст.173.1 ГК) говорится о согласии “третьего лица”. А, как было указано выше, суды в большинстве своем не считают супруга “третьим лицом” по отношению к другому супругу. Суды считают их равноправными собственниками.

Кроме того, первая норм по своему содержанию аналогична второй (ст.253 ГК). Поэтому первую норму можно из нашего анализа исключить и сравнивать только ст.253 ГК (которая защищает добросовестного приобретателя) и ст.35 СК (которая такой защиты не дает).

Читайте также:
Агентирование судов: что это такое, описание и особенности

Есть общее правило — специальная норма имеет приоритет на общей, общая норма применяется в части, неурегулированной специальной нормой.

С этих позиций однозначно ст.35 СК имеет приоритет над ст.253 ГК. Но вот вопрос: ст.35 СК полностью вытесняет ст.253 ГК или нет?

Есть два варианта толкования:

  1. Данные статьи говорят о разном — в п.3 ст.253 ГК говорится о необходимом условии для признания сделки недействительной (если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об отсутствии согласия), а в ст.35 СК в дополнение к этому говорится о том, в какой срок супруг может заявить иск о признании сделки недействительной.

При таком толковании интересы добросовестного приобретателя защищены.

Скажем сразу, данный подход больше встречается в юридической литературе нежели в судебной практике. Возможно потому, что непонятно зачем в таком случае законодателю надо было устанавливать специальный годичный срок исковой давности для таких дел, если этот же срок уже установлен в п.2 ст.181 ГК. То есть, при таком подходе специальная норма ничего нового не устанавливает, что странно.

  1. Пункт 3 ст.35 СК полностью отменяет ст.253 ГК, так как только в этом случае в специальной норме ст.35 СК можно найти какой-то смысл.

При таком толковании интересы добросовестного приобретателя абсолютно не защищены и именно этот подход главенствует в судебной практике.

В этом случае последствия совершения сделки без нотариального согласия супруга кардинально различаются в зависимости от того, когда была совершена сделка по распоряжению общим имуществом — в период брака или после его расторжения.

Если сделка была совершена в период брака, то применяется ст.35 СК — супруг, не давший нотариального согласия на сделку может оспорить ее и отобрать имущество даже у добросовестного приобретателя.

Если сделка с общим имуществом была совершена после расторжения брака, то ст.35 СК применить уже нельзя, так как на момент совершения сделки участники совместной собственности супругами не являлись. Соответственно никакого нотариального согласия бывшего супруга получать не надо было. В этом случае должна применяться ст.253 ГК, по которой согласие второго участника совместной собственности предполагается, сделку можно оспорить только в случае, если доказано, что приобретатель был недобросовестным, т.е. знал или заведомо должен был знать о том, что другой участник совместной собственности (бывший супруг) был против сделки (Определение Верховного Суда РФ от 25.04.2017 N 16-КГ17-4).

Выводы для добросовестного приобретателя общего имущества супругов

Приобретение нажитого в браке имущества у бывшего супруга (т.е. после расторжения брака) достаточно безопасно.

Однако приобретение нажитого в браке имущества у одного из супругов в течение его брака сопряжено с большими рисками.

Если даже продавец предоставит покупателю нотариально удостоверенное заявление, что в браке не состоит, а также свой паспорт без отметки о заключении брака, то это ничего не значит. Может “объявиться” второй супруг, чье нотариальное согласие на сделку не было получено, и отобрать имущество даже у добросовестного приобретателя.

В этом вопросе российский законодатель отдает предпочтение интересам супруга в ущерб стабильности гражданского оборота.

На этом нередко строятся мошеннические схемы.

Пример из практики: гражданин Азербайджана Алиев Т.И. у себя на родине зарегистрировал брак с гражданкой России Яничкиной Е.В., в связи с чем приобрел российское гражданство. Далее он решил продать долю в ООО, которая была приобретена в браке. Алиев Т.И. оформил у нотариуса заявление об отсутствии режима совместной собственности в отношении доли в ООО (т.е. сознательно скрыл наличие брака), в его российском паспорте не было отметки о его семейном положении. После сделки объявилась Яничкина Е.В. и успешно оспорила сделку (Определение Верховного Суда РФ от 17.05.2018 N 305-ЭС17-20998). Добросовестный приобретатель конечно может получить решение суда о взыскании с Алиева Т.И. убытков, но будет ли оно исполнено?

Особенно осторожным надо быть когда сделка совершается через представителя по доверенности. Желательно запросить у него нотариально заверенную копию паспорта доверителя, чтобы хотя бы по паспорту проверить его семейное положение.

Способа полностью исключить такие риски не существует.

Да, уже создан и тестируется Единый государственный реестр актов гражданского состояния и это сильно снизит риски. Но из него Вы все равно не узнаете о наличии у Вашего контрагента зарубежного брака. Дело Алиева Т.И. тому пример.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: