Водный кодекс: что это такое, описание и особенности

Водный кодекс России 2021

Водный кодекс России был принят в 2006 году. Он регулирует взаимоотношения государственных и муниципальных органов, а так же физических и юридических лиц в области водопользования. ВК РФ представляет собой основу совокупности нормативных актов разного иерархического уровня, регулирующих пользование водными объектами на территории юрисдикции России. Все нормативы данной направленности составляют водное законодательство страны.

Объекты и термины

Водопользование – это, конечно, пользование водой. Только объектом взаимоотношений, регулируемых данным кодексом, является специфическая деятельность по использованию воды, находящейся в природных водоёмах. К природным приравнены и водоёмы, созданные человеком, но функционирующие в качестве естественных саморегулирующихся объектов. Например, водными объектами являются подземные и поверхностные реки, моря, океаны, озёра, пруды, водохранилища.

В то же время вода, текущая из крана в квартире, находящаяся в вёдрах, ванной, бочках и батареях отопления объектов уже не является объектом взаимоотношений, регулируемых ВК России. Такая вода обычно является объектом нормирования санитарно-гигиенического характера.

Весь перечень объектов водного законодательства сосредоточен в статье 5 ВК РФ. Если его обобщить, то в сфере действия Водного кодекса окажутся все очерченные береговыми линиями поверхностные водоёмы, снежники, ледники, болота (по границам залежей торфа), подземные воды, их выходы на поверхность суши, водоносные горизонты. Для определения границ подземных вод применяется отсылочная норма. Поскольку подземная вода является ещё и полезным ископаемым, то её месторасположения определяется по нормам статьи 7 ФЗ № 2395-1.

Объектами отношений, регулируемых Водным кодексом, не могут быть признаны временные водоёмы, образовавшиеся в результате обильных осадков или таяния снега. Временный характер водоёма определяется его существованием на протяжении одного сезона. Такие объекты не вносятся в государственный водный реестр, что не позволяет контролировать их состояние в рамках нормативов Водного кодекса (ст. 31).

Регламентация пользования водоёмами

Понятие водопользования выходит за пределы процесса потребления воды для бытовых и промышленных нужд. Это любое использование водоёма, в той или иной степени изменяющее его состояние. Водопользование – это использование воды, находящейся в водоёме, для целей (ст. 37):

  • забора воды;
  • производства электроэнергии;
  • сброса стоков;
  • передвижения транспорта;
  • рекреации.

Пользование водоёмами, находящимися в юрисдикции данного кодекса, может осуществляться с изъятием воды или без него (ст. 38 ВК). Последний вариант так же делится на забор с возвратом или без него.

Кроме того, пользование водоёмами может быть обособленным или совместным. Последний вариант распространяется на объекты, которые находятся в свободном пользовании нескольких физических и юридических лиц. Обособленное пользование производится на фактически закрытом объекте, находящемся в собственности физических и юридических лиц, а так же государства и муниципалитетов. Обособленность водопользования чаще всего продиктована особой необходимостью, исключающей иные виды эксплуатации.

Правовой режим

Использование водных объектов производится на основании решений органов управления субъектами федерации или муниципалитетов. Объекты, находящиеся в федеральной собственности, могут использоваться по решению Правительства РФ (ст. 21).

Собственники водных объектов могут пользоваться ресурсом без заключения договоров и специальных разрешений. Однако их деятельность ограничивается необходимостью (ст. 39):

  • соблюдения природоохранного законодательства;
  • содержания в исправности сооружений водопользования;
  • своевременного информирования о возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление профилактики возникновения аварий и других ЧС на водоёмах;
  • проведения учёта забора воды или спуска сточных вод;
  • осуществления мониторинга.

Право целевого пользования водоёмами, находящимися в собственности государства и муниципалитетов приобретается на основании договора (ст. 11). При заключении договора лицо приобретает и право аренды водоёма в части разрешённого использования (ст. 12). Это означает, что за реализацию своего права пользователь должен платить сумму, оговоренную в договоре.

Управление

В сфере пользования данной категорией ресурсов управление осуществляется по принципу иерархии полномочий, разделённых между государственными и муниципальными органами власти (глава 4). Кроме того, для целей осуществления мониторинга, сохранения ресурсов в оптимальном состоянии и контроля водопользования вся территория страны разделена на бассейновые округа (ст. 28). В настоящий момент существует 21 округ. В основе выделения округов лежат водосборные бассейны крупных или совокупности мелких и средних рек в их связи с морями. При этом в состав бассейна входят не только наземные, но и подземные воды.

Поскольку границы округов не совпадают с административными границами страны, для управления этими территориями создаются бассейновые советы (ст. 29). В их состав входят представители всех органов власти, общественных организаций, водопользователей, общин коренных народов данной территории. Советы участвуют в разработке схем развития территорий и охраны водных объектов.

Охрана и ответственность

Несмотря на сложные процессы перемещения воды на планете, водные ресурсы считаются исчерпаемыми. Дело в том, что водоёмы могут быть наполнены водой, которую невозможно использовать из-за её низкого потребительского качества.

Читайте также:
Земская грамота: что это такое, описание и особенности

Охрана водных объектов возложена на их собственников, то есть на физических и юридических лиц, государство и органы местного самоуправления (ст. 55 ВК РФ). Собственники принимают меры по недопущению истощения, засорения и загрязнения водоёмов, а так же по их восстановлению после чрезвычайных ситуаций.

За нарушение водного законодательства предусмотрены три вида наказаний – административная, уголовная и материальная. В зависимости от масштабов содеянного виновные лица не только подлежат наказанию в соответствии с требованиями уголовного и административного кодексов. На них возлагается обязанность возместить ущерб, и устранить последствия правонарушения (ст. 68).

Таким образом, Водный кодекс России построен по принципу создания оптимальных условий эксплуатации одного из самых ключевых ресурсов планеты. Оптимальность заключается не только в обеспечении доступа граждан к данному ресурсу, но и в создании системы, призванной поддерживать допустимый уровень состояния водоёмов.

Статья 8 Водного кодекса. Право собственности на водные объекты

1. Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

2. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

3. Право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты.

4. Пруд, обводненный карьер, указанные в части 3 настоящей статьи, могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.

5. Естественное изменение русла реки не влечет за собой прекращение права собственности Российской Федерации на этот водный объект.

6. Формы собственности на подземные водные объекты определяются законодательством о недрах.

Комментарии к ст. 8 ВК РФ

Право собственности – фундаментальное понятие юридической науки и практики. Еще римские юристы понимали собственность как наиболее полное господство над вещью, но лишь с течением веков европейская правовая мысль стала понимать право собственности как известную триаду: владение (физическое обладание), пользование (возможность эксплуатировать, извлекать полезный эффект из вещи), распоряжение (возможность определять юридическую судьбу вещи, продать, сдать в аренду). Такой же взгляд на собственность разделяется российской правовой теорией и отражается в российском законодательстве.

Согласно статьям 209 – 211 ГК РФ собственник имеет право владения, пользования и распоряжения своим имуществом, несет на себе бремя содержания и риск гибели имущества. Но в Гражданском кодексе РФ (ст. ст. 209, 129) устанавливаются своего рода “экологические приоритеты”. Свободное владение, пользование, распоряжение землей и другими природными ресурсами ограничено требованием не наносить ущерб окружающей среде. Кроме того, земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иным способом в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и другими природными ресурсами (ст. 129 ГК РФ). Таким образом, применение к природным ресурсам (земля, недра, леса, вода, животным мир) института права собственности имеет свои принципиальные особенности.

Содержание права собственности на водные объекты определяется как гражданским, так и водным законодательством. Согласно последнему характерной чертой права собственности на водные объекты является неполное применение понятия “владение” к водным объектам, ибо сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена. Еще одна особенность права собственности на водные объекты заключается в запрете на их отчуждение (кроме прудов и обводненных карьеров).

После длительной и острой дискуссии в обществе новый Водный кодекс разработан таким образом, что положения о преимущественно федеральной собственности на водные объекты были пролонгированы. Впрочем, по-другому этот вопрос в едином федеральном государстве было бы трудно решить. Согласно Кодексу собственность субъектов Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц теперь возможна лишь на пруды и обводненные карьеры.

Таким образом, законодатель отошел от формулировок первоначальной редакции Водного кодекса 1995 г. о собственности субъектов Федерации на водные объекты, акватории и бассейны которых находятся на территории одного субъекта Федерации (например, области, края, республики). На основе этой формулировки в нескольких субъектах некоторые реки и озера внутреннего стока либо реки, впадающие в море, реально были региональной собственностью. Согласно последующим изменениям в ВК РФ 1995 г. это стало невозможным. В Водном кодексе 2006 г. собственность субъектов Федерации окончательно сведена до собственности лишь на такие искусственные водоемы, как пруды и обводненные карьеры.

Читайте также:
Государственные функции: что это такое, описание и особенности

Еще одной новеллой Водного кодекса РФ 2006 г. стал отказ от правовой конструкции обособленных водных объектов (замкнутых водоемов). Согласно Закону о введении в действие Водного кодекса Российской Федерации данная формулировка была изъята из земельного и гражданского законодательства. По ВК РФ 1995 г. обособленными могли быть лишь небольшие по площади непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами (как правило, пруды). В то же время следует признать несовершенство и условность правовой конструкции обособленных водных объектов.

Прежде всего, по-разному может пониматься и искусственное происхождение замкнутых водоемов, ибо многие пруды создавались и создаются на месте небольших озер или родников. Кроме того, такие признаки данных водных объектов, как “непроточность” и “замкнутость”, по сути, идентичны, а отсутствие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами в реальной жизни встречается очень редко. Даже если пруд прямо не связан с рекой, не исключена его косвенная гидравлическая связь с поверхностными водами через подземные горизонты и родники. В свою очередь, несовершенство правовых конструкций влекло за собой трудности правоприменения. Например, на практике встречались попытки приватизировать озера и иные водоемы, связанные с рекой.

В новом Водном кодексе прямо указаны разновидности поверхностных водных объектов, могущих быть в частной собственности (пруды и обводненные карьеры, находящиеся на частных земельных участках). Однако определения понятий данных водоемов в Кодексе не даны, что может способствовать недобросовестному присвоению в частную собственность небольших озер или, скажем, малых водохранилищ. Кроме того, многие искусственные водоемы возникают на месте естественных. Маленькое озеро, превращенное в небольшой искусственный водоем, может оказаться в частной собственности.

Согласно статье 42 ВК РФ 2006 г. работы по изменению и обустройству природного водоема и водотока проводятся при условии сохранения естественного происхождения водных объектов (надо полагать, и естественного характера водного режима). Данные положения призваны положить конец произвольному запруживанию малых рек и ручьев, наблюдающемуся в период “коттеджного бума” и завершающемуся присвоением “свежеиспеченных” водоемов частными лицами.

Следует также отметить: пруды и обводненные карьеры находятся в собственности субъектов Федерации (республик, краев, областей и др.), муниципальных образований, частных лиц вместе с соответствующими земельными участками. Наложен запрет на отчуждение названных водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых последние расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда или обводненного карьера. При этом неверно считать, что пруды и обводненные карьеры крайне малы по площади. Некоторые обводненные карьеры, оставленные в результате масштабной добычи полезных ископаемых, крупнее иных озер. Именно поэтому члены Совета Федерации и МПР России предлагают внести поправки в новый Водный кодекс, позволяющие субъектам Федерации определить предельные размеры водоемов, которые могут быть преданы в собственность физических и юридических лиц.

Ограничение предмета возможного права собственности субъектов Федерации лишь прудами и обводненными карьерами было в свое время вопросом острой дискуссии, в которой участвовали администрации субъектов Федерации. При подготовке проекта нового Водного кодекса РФ от регионов поступали следующие интересные, но отклоненные предложения:

– сохранить в собственности субъектов Федерации реки, акватории которых находились исключительно в границах одной области (края, округа);

– передать в собственность субъектов Федерации водотоки, преимущественно расположенные в одном регионе;

– передать в собственность субъектов Федерации рукотворные водные объекты, созданные в целях питьевого водоснабжения данного субъекта вне зависимости от их географического расположения.

Во втором случае речь идет о реках, более половины течения которых приходится на данный регион. В третьем случае – о водохранилищах питьевого назначения. Эти смелые и даже конфликтные предложения имели важную смягчающую оговорку: на внутренние водные пути региональные власти не претендовали.

Правовой режим подземных водных объектов главным образом определяется в законодательстве о недрах. В преамбуле Закона РФ от 21 февраля 1992 г. “О недрах” закреплено, что регулированию подлежат отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации и континентального шельфа, в том числе в связи с использованием специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер, заливов морей.

Согласно статье 1.2 указанного Закона недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Участки недр вмещают в себя и подземные воды. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Читайте также:
Афинский кодекс: что это такое, описание и особенности

Итак, подземные воды отнесены к специфическим минеральным ресурсам недр и находятся в государственной собственности. Однако в действующем законодательстве о недрах применяется словосочетание “подземные воды”, а не “подземные водные объекты”. Это объясняется тем, что в законодательстве о недрах подземные воды рассматриваются как извлекаемый ресурс, а не как природное образование. Такая узость подхода при обновлении законодательства о недрах будет, наверное, преодолена.

Остается неясным, до каких пределов горные породы, вмещающие в себя подземные воды, могут признаваться предметом права собственности на водные объекты. Согласно статье 5 Водного кодекса границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах. Данный вопрос может показаться пока неактуальным, так как недра всецело, включая подземные запасы вод, принадлежат одному хозяину – государству. Поэтому подземные водные объекты как бы теряются в общем массиве государственной собственности на недра. Однако с развитием рыночных отношений в области природопользования подземные водные объекты могут стать предметом договора добычи подземных вод, предусмотренного проектируемым горным законодательством. В любом случае необходимо обеспечить экономное “подземное” водопользование.

Таким образом, при всех изменениях законодатель явно предпочел сохранить государственную собственность на большую часть водного фонда, привлекая частные инвестиции на основе договорного пользования. В частную же собственность, как следует ожидать, должны попасть окруженные частными земельными участками водоемы, до которых у государства “не доходят руки” .

См.: Сиваков Д.О. Водный кодекс 2006 года: новеллы и задачи применения // Журнал российского права. 2007. N 1. С. 95 – 102; Он же. Новый Водный кодекс – итог обновления водного права // Законодательство и экономика. 2006. N 7. С. 88 – 91; Он же. Частная собственность и частное пользование по новому Водному кодексу Российской Федерации // Право и экономика. 2006. N 8. С. 82 – 85; Он же. Водный кодекс 2006 года: значение для водопользователей // Экология производства. 2006. N 12. С. 14 – 18.

Водный кодекс: что это такое, описание и особенности

Принят
Государственной Думой
12 апреля 2006 года

Одобрен
Советом Федерации
26 мая 2006 года

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:

  • акватория — водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ;
  • водное хозяйство — деятельность в сфере изучения, использования, охраны водных объектов, а также предотвращения и ликвидации негативного воздействия вод;
  • водные ресурсы — поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы;
  • водный объект — природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима;
  • водный режим — изменение во времени уровня, расхода и объема воды в водном объекте;
  • водный фонд — совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации;
  • водоотведение — любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты;
  • водопользователь — физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом;
  • водопотребление — потребление воды из систем водоснабжения;
  • водоснабжение — подача поверхностных или подземных вод водопотребителям в требуемом количестве и в соответствии с целевыми показателями качества воды в водных объектах;
  • водохозяйственная система — комплекс водных объектов и предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов гидротехнических сооружений;
  • водохозяйственный участок — часть речного бассейна, имеющая характеристики, позволяющие установить лимиты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и другие параметры использования водного объекта (водопользования);
  • дренажные воды — воды, отвод которых осуществляется дренажными сооружениями для сброса в водные объекты;
  • использование водных объектов (водопользование) — использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц;
  • истощение вод — постоянное сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод;
  • негативное воздействие вод — затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты;
  • охрана водных объектов — система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов;
  • речной бассейн — территория, поверхностный сток вод с которой через связанные водоемы и водотоки осуществляется в море или озеро;
  • сточные воды — воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории.
Читайте также:
Аналогия закона: что это такое, описание и особенности

Статья 2. Водное законодательство

1. Водное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

2. Нормы, регулирующие отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения) и содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

3. Водные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам.

4. Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации.

5. Уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

6. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российском Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения.

7. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения.

Статья 3. Основные принципы водного законодательства

Водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:

  • значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав;
  • приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду;
  • сохранение особо охраняемых водных объектов, ограничение или запрет использования которых устанавливается федеральными законами;
  • целевое использование водных объектов. Водные объекты могут использоваться для одной или нескольких целей;
  • приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования. Предоставление их в пользование для иных целей допускается только при наличии достаточных водных ресурсов;
  • участие граждан, общественных объединений в решении вопросов, касающихся прав на водные объекты, а также их обязанностей по охране водных объектов. Граждане, общественные объединения имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на водные объекты при их использовании и охране. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством Российской Федерации;
  • равный доступ физических лиц, юридических лиц к приобретению права пользования водными объектами, за исключением случаев, предусмотренных водным законодательством;
  • равный доступ физических лиц, юридических лиц к приобретению в собственность водных объектов, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут находиться в собственности физических лиц или юридических лиц;
  • регулирование водных отношений в границах бассейновых округов (бассейновый подход);
  • регулирование водных отношений в зависимости от особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей;
  • регулирование водных отношений исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему;
  • гласность осуществления водопользования. Решения о предоставлении водных объектов в пользование и договоры водопользования должны быть доступны любому лицу, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа;
  • комплексное использование водных объектов. Использование водных объектов может осуществляться одним или несколькими водопользователями;
  • платность использования водных объектов. Пользование водными объектами осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации;
  • экономическое стимулирование охраны водных объектов. При определении платы за пользование водными объектами учитываются расходы водопользователей на мероприятия по охране водных объектов.
  • использование водных объектов в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления традиционного природопользования.

Статья 4. Отношения, регулируемые водным законодательством

1. Водное законодательство регулирует водные отношения.

Читайте также:
УК отключила свет за долг за 2 месяца. Правомочны ли они?

2. Имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, определяются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы настоящим Кодексом.

Статья 5. Поверхностные водные объекты и подземные водные объекты

1. Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на:

  • поверхностные водные объекты;
  • подземные водные объекты.

2. К поверхностным водным объектам относятся:

  • моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);
  • водотоки (реки, ручьи, каналы);
  • водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);
  • болота;
  • природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);
  • ледники, снежники.

3. Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.

4. Береговая линия (граница водного объекта) определяется для:

  • моря — по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды — по линии максимального отлива;
  • реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера — по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом;
  • пруда, водохранилища — по нормальному подпорному уровню воды;
  • болота — по границе залежи торфа на нулевой глубине.

5. К подземным водным объектам относятся:

  • бассейны подземных вод;
  • водоносные горизонты.

6. Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах.

Статья 6. Водные объекты общего пользования

1. Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3. Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

4. На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

5. Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.
(в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

6. Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

7. Береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных федеральными законами водных объектов не определяется. 8. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Статья 7. Участники водных отношений

1. Участниками водных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические лица, юридические лица.

2. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в водных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

Статья 7.1. Водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов
(введена Федеральным законом от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

1. Водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24–27 настоящего Кодекса или лицами, использующими водные объекты в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Размещение заказа на выполнение водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Читайте также:
Отвечаю ли я за пожар в квартире, потому что я там прописана?

“Водный кодекс Российской Федерации” от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.12.2021)

ВОДНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 апреля 2006 года

26 мая 2006 года

Судебная практика и законодательство — Водный кодекс РФ

1. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ.

2. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ “О безопасности гидротехнических сооружений”.

3. Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ “Градостроительный кодекс Российской Федерации”.

Кроме того, Закон о защите конкуренции содержит ряд исключений, касающихся предмета преференции. Например, указанный в части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции порядок заключения договоров путем предоставления преференций в соответствии с главой 5 Закона о защите конкуренции не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.

Водным кодексом Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2381; N 50, ст. 5279; 2007, N 26, ст. 3075; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 30, ст. 3735; N 52, ст. 6441; 2011, N 1, ст. 32; N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590, ст. 4594, ст. 4596; ст. 4605; N 48, ст. 6732; N 50, ст. 7343, ст. 7359; 2012, N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4322; 2013, N 19, ст. 2314; N 27, ст. 3440; N 43, ст. 5452; N 52, ст. 6961; 2014, N 26, ст. 3387; N 42, ст. 5615; N 43, ст. 5799; 2015, N 1, ст. 11, ст. 12, ст. 52; N 29, ст. 4347, ст. 4350, ст. 4359, ст. 4370; N 48, ст. 6723; 2016, N 45, ст. 6203);

Таким образом, в случае если пруд расположен на водотоке (ручье, реке, канале) и включает в себя в качестве составной части водоток и покрытые им земли, такой водный объект в силу положений Водного кодекса Российской Федерации может находиться только в федеральной собственности.

1.1. Временные правила использования водных ресурсов Нижне-Бурейского водохранилища на р. Бурее (далее – Временные правила) разработаны в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации от 03 июня 2006 г. N 74-ФЗ , Положением о разработке, согласовании и утверждении правил использования водохранилищ, в том числе типовых правил использования водохранилищ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. N 349 , Положением о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. N 282 , Методическими указаниями по разработке правил использования водохранилищ, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26 января 2011 г. N 17 .

а) подпункт “а” после слов “города федерального значения Севастополя”,” дополнить словами “и рыбоводного участка, в границах которого осуществлялись разведение и (или) содержание, выращивание объектов аквакультуры до вступления в силу Федерального закона “Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” на основании лицензии на водопользование, выданной для целей сельского хозяйства и (или) рыбного хозяйства до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации, и заключенного в соответствии с ней договора пользования водными объектами, действующего на день вступления в силу Федерального закона “Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”,”;

1. Правила использования водных ресурсов Верхневолжского водохранилища на р. Волге (далее – Правила) разработаны в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ , Положением о разработке, согласовании и утверждении правил использования водохранилищ, в том числе типовых правил использования водохранилищ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. N 349 , Положением о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. N 282 , Методическими указаниями по разработке правил использования водохранилищ, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26 января 2011 г. N 17 .

Федеральным законом “Об охране окружающей среды”, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом “Об особо охраняемых природных территориях”, Федеральным законом “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах” установлены специальные экологические требования к градостроительной деятельности.

В период проведения обобщения с 1 апреля 2015 г. вступили в силу изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости”, Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” и ряд других федеральных законов, внесенные Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 499-ФЗ).

Читайте также:
Избирательная квота: что это такое, описание и особенности

Водным кодексом Российской Федерации установлено, что поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено данным кодексом. На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (части 1, 4 статьи 6).

Водный кодекс Российской Федерации

Федеральный закон (Россия)
«Водный кодекс Российской Федерации»
Номер: 74-ФЗ
Принятие: Государственной думой 12 апреля 2006
Одобрение: Советом Федерации 26 мая 2006
Подписание: Президентом 3 июня 2006
Вступление в силу: 1 января 2007
Первая публикация: «Собрание законодательства РФ» №23 от 5 июня 2006

Водный кодекс Российской Федерации — кодифицированный нормативно-правовой акт, являющийся основным источником, регулирующим отношения в сфере водопользования в России.

Водный кодекс Российской Федерации был принят Государственной думой 12 апреля 2006 года, одобрен Советом Федерации 26 мая 2006 года и подписан Президентом Российской Федерации 3 июня 2006, вступил в силу 1 января 2007 года (согласно Федеральному закону от 3 июня 2006 года № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации»).

Со дня введения в действие Водного кодекса Российской Федерации признан утратившим силу Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 № 167-ФЗ, а законодательные акты Союза ССР, содержащие нормы, регулирующие водные отношения, признаны не действующими на территории Российской Федерации.

Согласно статье 2 Водного кодекса Российской Федерации, водное законодательство Российской Федерации состоит из Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации, указов Президента, постановлений Правительства, актов иных органов исполнительной власти и местного самоуправления.

Структура

Водный кодекс состоит из 7 глав (в общей сложности 69 статей):

  1. Общие положения
  2. Право собственности и иные права на водные объекты
  3. Договор водопользования. Решение о предоставлении водного объекта в пользование
  4. Управление в области использования и охраны водных объектов
  5. Водопользование
  6. Охрана водных объектов
  7. Ответственность за нарушение водного законодательства.

Ссылки

  • Водный кодекс Российской Федерации от 1995 г. на КонсультантПлюс
  • Водный кодекс Российской Федерации от 2006 г. на КонсультантПлюс

См. также

  • Водопользование

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • The Jesus Lizard
  • Маунт-Рейнир (национальный парк)

Полезное

Смотреть что такое “Водный кодекс Российской Федерации” в других словарях:

Водный кодекс Российской Федерации — 1) кодификационный законодательный акт водного законодательства, регулирующий водные общественные отношения; 2) в настоящее время действует ВК РФ от 3 июня 2006 г. N 74 ФЗ с изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 4 декабря 2006 г. N 201 … Экологическое право России: словарь юридических терминов

Налоговый кодекс Российской Федерации — федеральный закон «Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая» Номер: 146 ФЗ Принятие: Государственной Думой 16 июля 1998 Одобрение: Советом Федерации 17 … Википедия

Налоговый Кодекс Российской Федерации — федеральный закон «Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая» Номер: 146 ФЗ Принят: Государственной Думой 16 июля 1998 Одобрен: Советом Федерации 17 июля 1998 … Википедия

НПА:Налоговый кодекс Российской Федерации:Часть вторая — (в редакции, действующей по состоянию на 01.12.2013) Налоговый кодекс Российской Федерации ГАРАНТ 29 декабря 2000 г., 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31… … Бухгалтерская энциклопедия

НПА:Налоговый кодекс Российской Федерации — (в редакции, действующей по состоянию на 01.12.2013) Часть первая → Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. № 146 ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117 ФЗ Источник ГАРАНТ … Бухгалтерская энциклопедия

Водный кодекс — федеральный закон «Водный кодекс Российской Федерации» Номер: 74 ФЗ Принят: Государственной думой 12 апреля 2006 Одобрен: Советом федрации 26 мая 2006 Подписан … Википедия

Читайте также:
Автомобильный тариф: что это такое, описание и особенности

Водный кодекс РФ — федеральный закон «Водный кодекс Российской Федерации» Номер: 74 ФЗ Принят: Государственной думой 12 апреля 2006 Одобрен: Советом федрации 26 мая 2006 Подписан … Википедия

Водный кодекс России — федеральный закон «Водный кодекс Российской Федерации» Номер: 74 ФЗ Принят: Государственной думой 12 апреля 2006 Одобрен: Советом федрации 26 мая 2006 Подписан … Википедия

Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации — федеральный закон «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» Номер: 81 ФЗ Принятие: Государственной думой 31 марта 1999 года Одобрение: Советом федерации 22 апреля 1999 года Подписание: Президентом … Википедия

Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации — Федеральный закон (Россия) «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» Номер: 24 ФЗ Принятие: Государственной думой 7 февраля 2001 Одобрение: Советом Федерации 22 февраля 2001 Подписание … Википедия

Водное законодательство. Общая характеристика.

Согласно ст. 4 ВК РФ водные отношения регулируются водным законодательством, за исключением имущественных отношений, связанных с оборотом водных объектов, которые выступают предметом гражданского законодательства.

Водное законодательство в соответствии со ст. 72 Конституции относится к совместному ведению РФ и ее субъектов, однако возможности субъектов весьма ограничены и определяются ст. 25 ВК.

В частности субъекты уполномочены:

– разрабатывать, утверждать и реализовывать программы субъектов по использованию и охране водных объектов или их частей, расположенных на территориях субъектов, утверждать правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах, правила охраны жизни людей на водных объектах независимо от форм собственности на них, утверждать перечни объектов, подлежащих региональному государственному контролю и надзору за использованием водных объектов. Кроме того, в ведении субъектов находятся все вопросы регулирования, использования и охраны водных объектов, находящихся в их собственности, включая установление ставок платы и порядка взимания такой платы.

Основными федеральными законами являются:

– Водный кодекс 2006 г.

– ФЗ «Об охране озера Байкал» 1999 г.

– ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и исключительной экономической зоне» 1998 г.

Определенное значение в системе водного законодательства имеет ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Юридическое понятие “воды” отличается от естественнонаучных и житейских представлений о воде как о химическом соединении водорода и кислорода. В действующем Водном кодексе РФ отсутствует определение понятия “вод”.

В соответствии с водным законодательством к водам не относится вода, изъятая из водных объектов. Речь идет о воде, которая течет из крана в наших домах или используется в технологическом процессе. Отношения, связанные с использованием такой воды, регламентируются гражданским, санитарным и иным законодательством РФ. К водам не относится и та вода, которая хотя и находится в природной среде, но не представляет самостоятельного естественного блага, а является структурным элементом других природных объектов (атмосферная влага, почвенная влага, вода, находящаяся в организмах растений и животных).

Основными организационно-правовыми инструментами обеспечения рационального использования и охраны вод и одновременно функциями государственного управления в данной сфере являются:

– планирование рационального использования водных объектов;

– нормирование допустимого воздействия на воды;

– государственный мониторинг водных объектов;

– государственный водный реестр;

– государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов.

Планирование рационального использования водных объектов ведется в форме схем комплексного использования и охраны водных объектов (ст. 33 ВК РФ). Схемы разрабатываются в целях: определения допустимой антропогенной нагрузки на водные объекты; определения потребностей в водных ресурсах в перспективе; обеспечения охраны водных объектов; определения основных направлений деятельности по предотвращению негативного воздействия вод.

Нормирование допустимого воздействия на воды осуществляется в целях поддержания поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства (ст. 35 ВК РФ). Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц (ст. 30 ВК РФ). Такой мониторинг осуществляется в целях: своевременного выявления и прогнозирования развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработки и реализации мер по предотвращению негативных последствий этих процессов; оценки эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов; информационного обеспечения управления в области использования и охраны водных объектов, в том числе для государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов.

Читайте также:
Административное правонарушение: что это такое, описание и особенности

Государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах (ст. 31 ВК РФ). В реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования.

Государственный водный реестр создается в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

В государственный водный реестр включаются, в частности, документированные сведения: о водных объектах; об использовании водных объектов, в том числе о водопотреблении и водоотведении; о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, других зонах с особыми условиями их использования; о решениях о предоставлении водных объектов в пользование; о договорах водопользования.

Государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов проводится в целях обеспечения соблюдения требований к использованию и охране водных объектов; особого правового режима использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах водоохранных зон и зон специальной охраны источников питьевого водоснабжения; иных требований водного законодательства (ст. 36 ВК РФ).

Все водные объекты находятся в федеральной собственности, за исключением прудов и обводненных карьеров.

Что такое банковский депозит?

Депозит в банке – это размещение денежных средств на банковском счете за определенный установленный доход в виде процентной ставки. Обязательные условия существования депозита – возвратность денег клиенту, срочность (действия соглашения в течение конкретного срока), платность (выплата вознаграждения клиенту за предоставленные деньги).

Простыми словами депозит – это деньги, которые клиент отдал банку в пользование в обмен на регулярный доход. Это один из самых простых способов инвестирования, потому что для него не нужны специализированные знания. При этом прибыль гарантированная и стабильная. Риски минимальны, потому что депозиты физических лиц застрахованы.

Банковские вклады и депозиты – есть ли отличия?

По сути, вклад и депозит – это одно и то же. Депозит – это англицизм, который переводится как «банковский вклад, вложение, сдача на хранение». В русскоязычной среде эти два слова являются синонимами.

Однако есть небольшие смысловые отличия в значении двух понятий. Термин «вклад» предполагает только денежные вложения. Депозит очерчивает более широкий круг инструментов инвестирования:

  • ценные бумаги;
  • ценные металлы;
  • деньги на банковском счете и т.д.

Более того, депозит не всегда обеспечивает прибыль, потому что ценные вещи могут быть переданы только на хранение. А понятие вклада подразумевает обязательный доход от размещения денежных средств.

Виды депозитов

Выделить депозиты в отдельные группы можно по разным критериям. Самый популярный критерий – срок – делит все вклады на две большие группы:

  • срочные;
  • бессрочные.

Бессрочные депозиты – это вклады до востребования. Главная цель таких вкладов – не получение прибыли, а комфортное управление денежными средствами на счету. Разрешается снимать деньги в любой момент, переводить их, пополнять счет без ограничительных сумм.

При этом процентная ставка минимальна – 0,01% годовых. Низкая ставка обусловлена тем, что банкам не выгодны неопределенные сроки вклада: так трудно использовать средства вкладчиков.

Срочные вклады – те, что ограничиваются конкретным периодом, прописанном в договоре. Они делятся на три группы:

  • накопительные – для сбора определенной суммы, разрешено пополнение;
  • сберегательные – для сохранения и преумножения капитала, пополнение и частичное снятие запрещено;
  • целевые (например, детские).

Если снять деньги раньше установленного срока, то процентная ставка сократится до уровня ставки вклада до востребования.

Другие виды банковских вкладов:

  • рублевые и валютные (чаще всего в долларах и евро), мультивалютные (допускается одновременно три счета);
  • краткосрочные и долгосрочные;
  • для физических лиц и юридических лиц и т.д.

Условия депозитов в банках

Все условия детально прописываются в договоре. Предварительно ознакомиться с ними можно на официальных порталах банков или специализированных сайтах, которые собирают информацию из всех российских кредитно-финансовых организаций.

Условия напрямую зависят от вида депозита и самого банка. Основные параметры:

  • процентная ставка. Чем выше ставка, тем меньше «бонусов» для клиента: нет возможности пополнения и частичного снятия, длительный срок размещения;
  • минимальная и максимальная сумма вклада. Чаще всего стартовая сумма для открытия – 10 000 рублей;
  • возможность пополнения счета. В некоторых вкладах делать дополнительные взносы можно только в определенный период после открытия;
  • возможность частичного снятия. Снимать можно только деньги сверх «несгораемого» остатка;
  • капитализация – регулярное прибавление прибыли от процентов к телу вклада. Чем чаще происходит капитализация (еженедельно, ежемесячно), тем больше в итоге будет доход от вложений;
  • пролонгация. Может быть автоматической или по заявлению клиента.
Читайте также:
Административное выдворение: что это такое, описание и особенности

Для наглядности условия вкладов в крупных банках мы разместили ниже.

Предложения банков

В таблице ниже собраны самые доходные вклады для физических лиц крупнейших российских банков. Предложениями с дополнительными условиями (инвестиционное страхование, взносы в частные пенсионные фонды и т.д.) не рассматривались.

от 1 тыс. рублей

от 30 тыс. рублей

от 50 тыс. рублей

от 10 тыс. рублей

от 1 тыс. рублей

от 50 тыс. рублей

от 50 тыс. рублей

от 1 млн рублей

от 500 тыс. рублей

Как видно из таблицы, самые высокие процентные ставки – у «негибких» вкладов в банке. То есть у тех, которыми неудобно управлять: нет пополнения и частичного снятия.

У вкладов с инвестиционным страхованием и другими подобными условиями процентная ставка возрастает в среднем до 7%.

Как рассчитать проценты по вкладу?

Рассчитать доходность можно самостоятельно или с помощью онлайн-калькулятора. Второй способ гораздо проще и быстрее. Нужно всего лишь указать базовые данные о депозите – срок действия и сумму вложений. Как правило, данные о процентной ставке уже содержатся в калькуляторе. Сервисы по расчету есть на официальных сайтах банков, а также на финансово-информационных порталах.

Для самостоятельного подсчета нужно использовать формулу (без капитализации процентов):

А – сумма вклада

С – процентная ставка

D – количество дней в году

Часто при самостоятельном подсчете совершаются ошибки. Для более точного расчета лучше использовать таблицы EXCEL. Также можно обратиться за консультацией к сотруднику банка.

Для расчета доходности вкладов с капитализацией нужно использовать более сложную формулу, в которой учитывается каждый месяц.

Страхование банковских депозитов

Физические лица могут не переживать за сохранность своих сбережений, если выбранный банк участвует в программе государственного страхования вкладов. Проверить этот факт можно на сайте Агентства по страхованию вкладов – организации, которая отвечает за программу страхования.

Чтобы обезопасить депозит, вкладчикам ничего делать не нужно. Страхованием занимается банковская организация. Денежная компенсация выплачивается в двух случаях:

  • банкротства банка;
  • отзыва лицензии у кредитно-финансового учреждения.

Агентство по страхованию вкладов возмещает 100% депозита, но не больше, чем 1 400 000 рублей в одном банке. Если сумма вложений вкладчика больше, советуем хранить ее в разных банках. Учитывайте, что разные филиалы – это все равно одна организация. Поэтому максимальная сумма выплат будет 1,4 млн рублей.

Что нужно для возврата денег при наступлении страхового случая?

  1. До завершения процедуры банкротства обратиться в Агентство по страхованию вкладов с заявлением. Можно обратиться и позже, но нужно будет документально объяснить причину позднего запроса.
  2. Агентство рассмотрит заявление и в течение трех рабочих дней перечислит денежную компенсацию. Если в этом же банке был оформлен кредит, то возмещение будет меньше (сумма компенсации минус долг).

Как открыть депозит – инструкция

Для создания депозита нужно пройти три простых шага. Для офлайн оформления:

  1. Изучить информацию о депозитных предложениях в разных банках города. Выбрать подходящий вид вклада и удобные условия.
  2. Прийти в отделение банка и написать заявление об открытии депозитного счета. При себе нужно обязательно иметь паспорт. Могут понадобиться и другие документы, особенно если предусмотрены льготы определенным категориям граждан, – пенсионное удостоверение, военный билет и т.д. Вклады для юридических лиц предполагают другой список документов.
  3. Последний шаг – ознакомление с договором и его подписание. Обратите внимание на пункт о досрочном изъятии средств, на процентную ставку (фиксированная или плавающая), на возможность пролонгации.

Онлайн процедура открытия гораздо проще. Но чтобы ее совершить, необходимо уже являться клиентом банка – нужен доступ в мобильный или интернет банк. Алгоритм действий:

  1. Войти в личный кабинет онлайн банка.
  2. Выбрать вкладку «Вклады» и нужный депозит.
  3. Указать параметры – срок договора, валюту вклада, счет и сумму списания, вариант получения дохода от процентов (капитализация или перечисление на отдельный счет).
  4. Прочитать договор.
  5. Подтвердить онлайн оформление.

У онлайн оформления есть несколько преимуществ. Во-первых. Банки часто предлагают повышенную ставку. Во-вторых, так удобней следить за счетом и полученной прибылью. Никаких походов в банк и очередей за выписками со счета.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: