Иностранная рабочая сила: что это значит

Иностранная рабочая сила как трудовой ресурс Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исаян Г.В.

Изложены результаты теоретического обзора литературы по проблеме иностранной рабочей силы как трудового ресурса. Выделены основные концепции миграционной политики в России. Рассмотрены основные виды миграции в России. Выделены основные характеристики миграционной политики в России.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Исаян Г.В.

Текст научной работы на тему «Иностранная рабочая сила как трудовой ресурс»

ИНОСТРАННАЯ РАБОЧАЯ СИЛА КАК ТРУДОВОЙ РЕСУРС

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Волгоград

Изложены результаты теоретического обзора литературы по проблеме иностранной рабочей силы как трудового ресурса. Выделены основные концепции миграционной политики в России. Рассмотрены основные виды миграции в России. Выделены основные характеристики миграционной политики в России.

Ключевые слова миграция, трудовая миграция, миграционная политика, иностранная рабочая сила.

Проблема использования иностранной рабочей силы напрямую связана с трудовой миграцией населения. Трудовая миграция коснулась социального и экономического мирового пространства. Россия в этом процессе находится в русле общих тенденций, но имеет собственные специфические особенности и этапы становления процесса управления иностранной рабочей силой.

В последние десять лет в России наблюдается активизация миграционных процессов международного и внутрироссийского масштаба. В связи с этим, 13 июня 2012 г. была принята одобренная Президентом страны Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025, которая представляет собой систему взглядов на содержание, принципы и основные направления деятельности Российской Федерации в сфере миграции. Данной Концепцией определяются цели, принципы, задачи, основные направления и механизмы реализации государственной миграционной политики Российской Федерации. В Концепции отмечено, что миграционные процессы играют значимую роль в социально-экономическом и демографическом развитии Российской Федерации. За последние два десятилетия миграционный прирост в значительной степени компенсировал более половины естественной убыли населения. Согласно расчету Федеральной службы государственной статистики о перспективной численности населения до 2030 года (высокий и средний варианты), учитывающему результаты Всероссийской переписи населения и динамику демографических процессов последних лет, численность населения страны на начало 2025 года составит 142,8-145,6 миллиона человек» [1].

Также Концепция предполагает, что важным источником человеческого капитала, который создает условия для благосостояния в принимающих

СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ

странах и экономический рост, при современных условиях обеспечивает миграция работников высокой квалификации. Одна из стратегических задач -создание условий и механизмов для привлечения востребованных экономикой высококвалифицированных и квалифицированных специалистов разного профиля, предпринимателей и инвесторов, прежде всего на долгосрочной основе.

В последние годы понятие миграции стало весьма популярным и актуальным и определяется оно следующим образом: Миграция – это социально-экономическое явление, формирующееся в процессе реализации людьми своих намерений, связанных с передвижением и приобретением нового гражданско-правового статуса в местах вселения, а также с интересами семьи, общества и государства [2, с. 30-31].

Относительно видов миграции в Российской Федерации, В. Самойлов отмечает, что государственно-правовому управлению подлежат восемь миграционных процессов: иммиграция, расселение, внешняя трудовая миграция, переселение соотечественников, вынужденная миграция, эмиграция, реадмиссия, нелегальная миграция.

В результате миграционных процессов возникает явление, ставшее объектом данного исследования, – иностранная рабочая сила.

Иностранная рабочая сила, представляет собой законно въехавших на территорию Российской Федерации иностранных работников в целях осуществления трудовой деятельности. В соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в РФ основаниями для привлечения и использования иностранной рабочей силы являются наличие свободных рабочих мест, на которые не претендуют граждане РФ, а также отсутствие возможности удовлетворить спрос на рабочую силу за счет трудовых ресурсов субъектов РФ, в том числе за счет подготовки или переподготовки имеющихся трудовых ресурсов либо за счет привлечения трудовых ресурсов других субъектов РФ [3].

Существует также правовая трактовка данной категории: иностранная рабочая сила – физические лица, т.е. иностранные граждане, гражданская правоспособность и дееспособность которых определяется на базе права иностранного государства, в котором эти лица имеют место жительства на основании трудовых соглашений» [3].

Тенденция к расширению использования иностранной рабочей силы -одна из характерных черт занятости в современной российской экономике.

После распада СССР иностранной рабочей силой на территории России стала считаться, рабочая сила из бывших союзных республик, и специалисты стран дальнего зарубежья. Отметим, что много рабочей силы поступает из следующих стран ближнего зарубежья: Украины, Азербайджана, Грузии, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана. Использование иностранной рабочей силы получило широкое распространение, несмотря на то, что в самой

Миграционная ситуация и миграционная политика

России число безработных в разные годы на рубеже XX-XXI вв. колебалось от 6 до 8 млн. человек, включая частично и скрытых безработных.

Так же отметим, что в России зарубежная рабочая сила перемещается по двум каналам. Первый из них – это официальное ее привлечение российскими предприятиями и организациями, Второй канал – нелегальная трудовая миграция.

Что касается половозрастного состава, привлекаемая иностранная рабочая сила весьма своеобразна. В течении долгих лет высокую долю из них составляли мужчины, около 90 %. Отметим, что среди занятых в Российской экономике процент мужчин составлял 52 %.

Важно отметить, что в Россию на работу приезжают мигранты из различных стран мира. В течение последнего десятилетия существенно менялись страны-поставщики иностранной рабочей силы.

Прежде всего, за прошедшие годы кардинальным образом изменилось соотношение вклада в целом стран дальнего зарубежья и стран СНГ. Если с 2000 по 2005 гг, по данным официальной статистики, их доли в потоке трудовых мигрантов были примерно равны (страны СНГ даже немного уступали дальнему зарубежью), а в 2006 г. трудовая миграция из СНГ ненамного превысила поток из дальнего зарубежья, то уже начиная с 2008 г., численность трудовых мигрантов из стран СНГ заметно опережала приток иностранной рабочей силы из дальнего зарубежья. Основная причина таких кардинальных изменений – введение в 2007 г. нового миграционного законодательства (см. выше), давшего большие преференции работникам из СНГ. Только им была предоставлена возможность получать разрешение на работу самим, минуя работодателя; для работников из стран с визовым въездом по-прежнему работодатели должны были получать разрешение на привлечение и разрешение на работу.

Читайте также:
Кабальная грамота: что это такое, описание и особенности

Если в 2006 г. из 1 млн. полученных разрешений на работу 47 % приходилось на граждан дальнего зарубежья, а 53 % – на граждан СНГ, то уже в 2008 г. из 1,7 млн. разрешений 67 % было выдано гражданам СНГ и 33 % -работникам из дальнего зарубежья. К 2012 г. доля стран дальнего зарубежья в общей численности официально работавших в России иностранных граждан упала до 24 %. Таким образом, три четверти официальных иностранных работников в России – это граждане СНГ.

В частности, экспертная оценка доли Украины в общем потоке трудовой миграции заметно выше данных официальной статистики и приближается к 15-16 %. Отметим, что из мигрантов работающих неофициально, именно из Украины самое большое количество, потому что они реже остальных подвергаются проверкам, продление миграционного учета на основе официальных трудовых договоров для них не актуально, т.к. они могут легко каждые три месяца въезжать и выезжать из России и возвращаться обратно. Основные причины привлечения в Россию иностранных мигрантов заключа-

СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ

ются в том, что они вообще не могут найти работу в стране проживания, или иностранные работники, считают, что в России они могут заработать гораздо больше, чем у себя на родине. Выгодны они и российским предпринимателям, которые существенно экономят на заработной плате путем снижения ее величины и выплаты черным «налом», позволяющей избежать обложения оплаты труда подоходным и единым социальным налогом [4, с. 147].

В течении последнего десятилетия в России соотношение легальной и нелегальной составляющей потока трудовой миграции существенно менялось.

Миграционная политика России на современном этапе характеризуется огромным теневым сектором в области найма иностранных граждан физическими лицами. Запрос экономических агентов смещается на высококвалифицированную рабочую силу, осложняется наем высококвалифицированной рабочей силы. Происходит частичная разработка квотной системы, а также разработка нового механизма привлечения иностранных граждан, альтернативного квотного.

Введен новый инструмент – патент на трудоустройство у физических лиц. Высококвалифицированные и работающие на физических лиц трудовые мигранты, выведены из под квотирования. Не произошло полного отказа от квот: новые механизмы управления трудовым потоком разрабатываются без отказа от скомпрометировавшего себя инструмента, путем формирования зон свободных от квот. Нормативно выделены пять способов выхода на российский рынок труда: в рамках квоты, вне квоты согласно утвержденному списку специальностей, по патенту при трудоустройстве у частного лица, в качестве высококвалифицированного специалиста по приглашению работодателя и в соответствии с утвержденным законом списком лиц, которым разрешение на работу не требуется. Введена обязательная государственная дактилоскопическая регистрация для иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, при выдаче разрешения на работу (вступает в силу с 01.01.2013 г.).

За счет легализации в секторе найма у физических лиц сокращена доля незаконной занятости. Наем высококвалифицированной рабочей силы более упрощен (если предложенная редакция закона, устанавливающая чрезмерно высокий финансовый ценз, парализующий возможность найма, будет пересмотрена). Сформирован канал высококвалифицированной миграции (формирование особого канала деловой миграции по-прежнему не осознается как управленческая задача). Достигнут новый уровень формализации отношений со странами – ключевыми донорами трудовой миграции.

Проведение политики открытого общества превратило Россию из закрытой страны с незначительным внешним миграционным оборотом в активного участника интеграционных процессов и международного трудового

Миграционная ситуация и миграционная политика

обмена. Выявление и изучение этих новых явлений – предпосылка правильного понимания современных тенденций миграционных процессов, их взаимосвязей с миграционной политикой, регулированием ситуации на рынке труда и в сфере занятости населения [5, с. 98].

Констатация увеличения трудностей в сфере регулирования занятости, главным образом в связи с ростом нелегальной трудовой иммиграции, является одной из распространенных точек зрения относительно расширения, привлечения и использования иностранной рабочей силы.

В соответствии с противоположной версией, активизация внешней трудовой миграции в Россию, представляет собой нормальное явление в условиях выздоравливающей экономики, которая обеспечивает сбалансированность на рынке труда [6, с. 24].

Следовательно, в настоящее время все большее число стран вовлекается в процесс мировой миграции и участвует в международном обмене трудовыми ресурсами. Международная трудовая миграция представляет собой неотъемлемую часть современной системы мирового хозяйства, а так же норму существования большинства государств, в том числе и России.

1. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. Одобрена президентом РФ 13 июня 2012 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru.

2. Самойлов В. Легальные миграционные процессы эффективность государственно-правового управления [Текст]. // Государственная служба. -2013. – № 3. – С. 30-31; Скрипниченко Л.С. Внешняя трудовая миграция: институциональный анализ общероссийских и региональных практик (на материалах Краснодарского края) [Текст]: автореф. дис. . канд. соц. наук. -Краснодар, 2009.

3. Словарь «Яндекс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slo-vari.yandex.ru/ (дата обращения: 02.04.2014).

4. Попов А.Д. Миграция населения и перспективы демографического развития России [Текст] // Международная научно-практическая конференция, 22 ноября 2002 г. – М., 2003. – С. 145-148.

5. Тюркин М.Л. Сущность структура и перспективы совершенствования миграционного процесса в РФ [Текст] // Государство и право. – 2009. – № 9. -С. 97-101.

6. Ушкалов И.Г. Население и трудовые ресурсы: проблемы, опыт, решения [Текст] // РЭЖ. – 2009. – № 2. – С. 23-25.

7. Федорова Н.В. Управление персоналом организации: учебное пособие [Текст] / Н.В. Федорова, О.Ю. Минченкова. – 4-е изд., перераб. и доп. -М.: КНОРУС, 2008. – С. 51.

Работники-иностранцы: что нужно знать всем работодателям

Иностранные работники — кадровый и бухгалтерский участок с серьезными нюансами. Знать детали важно, чтобы не нарваться на штрафы в сотни тысяч рублей. Контрольные точки: от постановки на миграционный учет до выплаты зарплаты.

Читайте также:
Может ли ИП иметь название магазина?

Когда работодатель ставит иностранца на миграционный учет

Чтобы понять, должен ли работодатель ставить иностранца на миграционный учет, нужно ответить на один вопрос: является ли компания (ИП) принимающей стороной? Ответ будет положительный, если, например, компания предоставляет будущему сотруднику жилье. В таких случаях непосредственно работодатель ставит работника-иностранца на миграционный учет.

Для этого подают уведомление в ГУВМ МВД на бланке из приложения № 4 к приказу МВД от 10.12.2020 № 856 (о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания).

Срок подачи уведомления — 7 рабочих дней со дня прибытия иностранца (п. 3 ст. 20 Закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ). Но есть страны, для граждан которых действуют свои, удлиненные дедлайны. Некоторые особые периоды мы привели в таблице 1.

Не путайте это уведомление с уведомлением о заключении трудового или ГПХ-договора. Это два разных уведомления. Сообщать в миграционную полицию о заключении договора с иностранцем должны все работодатели, независимо от статуса иностранца. И об этой процедуре мы подробно расскажем далее, в отдельном разделе статьи.

Таблица 1. Льготные сроки для постановки иностранца на миграционный учет

Срок постановки на миграционный учет с даты въезда в Россию

В течение 15 календарных дней

Ст. 1 Соглашения между Россией и Республикой Таджикистан, ратифицировано Законом от 28.12.2013 № 393-ФЗ

Страны ЕАЭС*, кроме Белоруссии

В течение 30 суток

П. 6 ст. 97 Договора о ЕАЭС

В течение 90 календарных дней

Ст. 3 Соглашения между Россией и Республикой Беларусь, заключено в Санкт-Петербурге 24.01.2006

* Из иностранных государств в Евразийский экономический союз входят: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия.

Если работодатель не является принимающей стороной, иностранцы сами встают на миграционный учет. Это касается всех иностранцев, в т.ч. граждан Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии.

Когда понадобится разрешение на иностранную рабочую силу

Получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников нужно, если работодатель заключает трудовой договор или ГПД с визовыми иностранцами. И визовый иностранец не поименован в перечне исключений. Например, разрешение не надо получать в отношении журналистов, аккредитованных в России. Полный перечень исключений — в пункте 4 статьи 18 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ.

К иностранцам, прибывающим в Россию в визовом порядке, относится:

  • большинство граждан дальнего зарубежья;
  • большинство граждан бывших советских республик, которые после распада СССР ввели в отношениях с Россией визовый режим. Например, Эстония, Литва.

Какой режим въезда в Россию установлен для граждан каждой страны смотрите в письме МИД от 27.04.2012 № 19261/кд.

До обращения в МВД за разрешением, необходимо подать в службу занятости населения заявку о потребности в тех или иных специалистах. Если в течение месяца служба занятости не подберет подходящих специалистов, тогда уже можно идти в МВД.

Бланк заявления о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранцев — в приложении № 1 к приказу МВД от 19.06.2017 № 392.

Разрешение дают на год.

Документ, как и самих работников, нельзя передать другой организации (ИП).

В каких случаях оформлять приглашение на въезд в Россию

Еще один документ нужен для привлечения к работе визовых иностранцев. Это приглашение на въезд по форме из приказа МИД от 01.03.2018 № 3026 (приказ МВД от 09.08.2017 № 619). Такое приглашение собственно и будет основанием для выдачи сотрудникам-иностранцам визы.

Приглашение на въезд выдает Главное управление по вопросам миграции МВД (ст. 16 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ). Туда будущий работодатель представляет, в частности (п. 28–28.4 Регламента из приказа МВД от 29.09.2020 № 677):

  • письменное ходатайство в двух экземплярах;
  • копию документа, удостоверяющего личность иностранного работника.

Для обращения в МВД используйте возможности Госуслуг. В частности, приглашение на въезд иностранца можно получить через данный портал .

С 25 сентября 2020 работодатели должны контролировать, чтобы приглашенный иностранец соблюдал цель въезда в Россию и вовремя уехал из страны. Для этого власти ввели следующие обязанности работодателей (постановление Правительства РФ от 15.09.2020 № 1428):

  • сообщить сотруднику любым удобным способом, при оформлении приглашения или уже после въезда в страну, контактные данные;
  • предоставить на период пребывания в РФ гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения, которые заявили при приглашении;
  • оформить с иностранцем трудовой или гражданско-правовой договор, предоставить рабочее место;
  • сообщить в МВД в произвольной форме в течение двух рабочих дней, если потеряли связь с сотрудником.

Какие документы брать у новичка

Для оформления трудового договора с иностранным гражданином понадобятся (ст. 65 ТК):

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность иностранца: разрешение на временное проживание, вид на жительство и др.

Для временно пребывающих иностранцев — миграционная карта, виза, разрешение на работу или патент на работу.

Разрешение на работу не путайте с разрешением на привлечение и использование иностранной рабочей силы, которое получает работодатель.

Патент на работу не путайте с патентом, который покупают ИП, чтобы вести бизнес на налоговом режиме ПСН.

Также имейте в виду: гражданам ЕАЭС, временно пребывающим из этих стран, патент не нужен;

  • трудовая книжка (при наличии) или сведения о трудовой деятельности, если трудовая ведется в электронном виде;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (при наличии);
  • договор (полис) добровольного медицинского страхования на территории России (для временно пребывающих иностранцев). Договор не нужен, если работодатель заключил с медицинской организацией договор о платных медуслугах;
  • документ об образовании, квалификации, специальных знаниях, если этого требует должность;
  • справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении преследования по реабилитирующим основаниям. Требуется, если работа связана с деятельностью, к которой согласно закону не допускаются лица с судимостью, а также те, в отношении которых проводят или проводили уголовное преследование.

Например, чтобы занять должность школьного учителя, иностранцу надо иметь такую справку.

Получить ИНН обязаны все лица, работающие на территории России, но сделать это можно и после заключения трудового договора.

Читайте также:
Совет по опеке ООН

Также не требуйте документы воинского учета у иностранных граждан.

Для договора ГПХ запрашивайте те же самые документы, что в случае с трудовым договором, кроме трудовой книжки.

Как уведомлять МВД о заключении договора с иностранцем

О том, что заключили или прекратили трудовой договор и договор ГПХ с иностранным гражданином, необходимо уведомить МВД. Изменение условий договора не в счет, тут ничего предпринимать не нужно (постановление Конституционного суда РФ от 04.02.2020 № 7-П).

Срок уведомления о заключении (прекращении) договора с иностранцем — не позднее трех рабочих дней с даты заключения или расторжения соглашения . Форма уведомления — в приказе МВД от 30.07.2020 № 536.

Будьте осторожны: обязанность эта не формальная. За невыполнение — очень существенные штрафы по пунктам 3 и 4 статьи 18.15 КоАП:

  • для компаний и ИП — от 400 до 800 тыс. руб. То есть ИП в данном случае отвечают за себя не как должностные, а как юрлица (примечание к статье 18.1 КоАП). В качестве альтернативы могут приостановить деятельность на срок от 14 до 90 суток;
  • для должностных лиц — от 35 до 50 тыс. руб.

Верхний порог штрафа выше, если нарушение совершили в Москве, Санкт-Петербурге, в Московской или Ленинградской области. Это соответственно:

  • 1 млн руб.;
  • 70 тыс. руб.

Статья 18.15 КоАП предусматривает и другие штрафы за незаконное привлечение к труду иностранного гражданина или лица без гражданства.

Штраф могут заменить на предупреждение , если нарушение совершили впервые и в результате никому не причинили вред или имущественный ущерб и вообще отсутствует такая угроза (ст. 4.1.1 КоАП). Решение по этому поводу может быть достаточно субъективным, поэтому надеяться, что освободят от штрафа не стоит.

Если не уведомили о приеме и увольнении граждан из Беларуси, от штрафа поможет отбиться постановление Верховного суда РФ от 30.05.2017 № 78-АД17-19.

Как платить мигранту зарплату

Здесь нужно запомнить один важный нюанс: нерезидентами в терминах валютного законодательства являются все иностранцы без вида на жительство. То есть временно пребывающие и временно проживающие в Российской Федерации.

Так вот рублевая выплата в пользу нерезидента, включая зарплату, считается валютной операцией. Это значит, расчеты с временно пребывающими и временно проживающими в РФ должны быть только в безналичной форме, то есть через банковские счета в уполномоченных банках (подп. 6–7 п. 1 ст. 1 и ст. 14 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ).

В поле «Назначение платежа» перед текстовой частью ставьте код валютной операции из приложения 1 к Инструкции ЦБ от 16.08.2017 № 181-И. Это шифр 70060 — расчеты, связанные с выплатой резидентом нерезиденту зарплаты и других видов оплаты труда .

Код валютной операции указывайте в следующем виде, обязательно с фигурными скобками и символом из двух латинских прописных букв:

Пробелы внутри скобок не ставьте. Смотрите пример формулировки.

Расчеты, связанные с выплатой резидентом нерезиденту заработной платы и других видов оплаты труда за апрель 2021 года (55 000 руб.)

Если запрет нарушить и рассчитаться из кассы, работодателю грозит штраф от Росфиннадзора в размере от 75 до 100% выплаченной суммы. А его должностному лицу — от 20 до 30 тыс. руб. (п. 1 ст. 15.25 КоАП).

По каким ставкам считать зарплатные налоги с выплат иностранцу

Основная ставка НДФЛ для работодателей по нерезидентам — 30%. Доходы-исключения, когда с первого дня сотрудничества с иностранцем работает общая ставка 13% и новая прогрессивная 15%по доходам свыше 5 млн руб. (п. 3.1 ст. 224 НК):

  • зарплата высококвалифицированных специалистов;
  • зарплата иностранцев, работающих по патенту на осуществление трудовой деятельности;
  • зарплата граждан из стран ЕАЭС. Только если по итогам года ЕАЭСовец так и остался налоговым НЕрезидентом, налог, удержанный с начала года с его доходов, работодатель должен пересчитать по повышенной ставке 30% (письмо Минфина от 23.07.2019 № 03-04-05/54647);
  • зарплата беженцев, переселенцев.

Напомним: для целей расчета НДФЛ человек считается налоговым резидентом, если находится на территории России минимум 183 дня в течение 12 месяцев подряд.

Иностранцы — налоговые резиденты РФ имеют право получать стандартные, социальные и имущественный налоговые вычеты по НДФЛ.

Чтобы не запутаться в многочисленных статусах мигрантов, мы составили удобную таблицу 2 с возможными тарифами взносов, уплачиваемых в ФНС.

Взносы в ФСС РФ на страхование от травматизма начисляйте с оплаты труда всех иностранных работников независимо от их миграционного статуса. По ГПД взносы в ФСС начисляют, только если прописали соответствующее условие в договоре (п. 2 ст. 5 и п. 1 ст. 20.1 Закона от 24.07.98 № 125-ФЗ).

Таблица 2. Взносы в ФНС по иностранным работникам с выплат в рамках предельной базы по взносам

Постоянно или временно проживающие в РФ

Высококвалифицированные специалисты (ст. 425 НК, п. 1 ст. 7 Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, ст.10 Закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ, ст. 2 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС)

Общий порядок трудоустройства иностранцев

Что такое квота на иностранных работников? Какие документы нужны, чтобы взять на работу сотрудника из Беларуси? Как трудоустроить специалиста из Бельгии? Ответы на все эти вопросы в нашем материале.

Нормативная база

Если вы решили работать с иностранными гражданами, вам следует начать изучение нормативной базы с нескольких значимых документов. В их числе:

  • гл. 50.1 Трудового кодекса РФ;
  • Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 «О порядке миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства»;
  • Приказ МВД России от 10.01.2018 № 11 «О формах и порядке уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа…»;
  • Постановление Правительства РФ от 14.11.2018 № 1365 «Об установлении на 2019 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности» (на 2020 год будет новое постановление).
Читайте также:
Несостоятельность (банкротство): что это такое, описание и особенности

Допустимая доля иностранных работников

Прежде чем взять иностранца на работу, надо убедиться, что вы вправе это сделать. Каждый год Правительство РФ публикует данные о допустимой доле иностранных работников по каждой из отраслей. Если для вашей сферы деятельности нет запрета на привлечение иностранцев — смело оформляйте документы.

Если у вас уже есть иностранные сотрудники, отслеживайте изменения квот. При снижении процента на следующий год вы должны привести численность иностранных работников на предприятии в соответствие с утвержденными Правительством РФ нормами. Иначе организации грозит штраф от 800 тысяч до 1 млн рублей или приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток. Должностных лиц могут оштрафовать на сумму от 45 тысяч до 50 тысяч рублей.

Доля не включает:

— иностранных граждан, которые получили разрешение на временное проживание или вид на жительство (п. 1 ст. 2 Закона № 115-ФЗ);

— высококвалифицированных специалистов и членов их семей (п. 2 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ);

— граждан Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии, работающих по трудовым или гражданско-правовым договорам (п. 2 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014).

Кроме допустимой доли, существует еще и квота. Она распространяется на иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы. Каждый год Правительство РФ определяет потребность в привлечении иностранцев из визовых стран.

Правовой статус иностранца в РФ

Возможность трудоустройства иностранных граждан зависит от их правового статуса:

  1. Временно пребывающие — самая большая группа. Это иностранцы, которые приезжают в РФ работать, учиться, в гости, с туристическими целями и т.д. Срок их пребывания в РФ определяется сроком действия выданной визы или 90 суток суммарно в течение каждых 180 суток для безвизовиков. Срок пребывания в РФ может быть продлен при наличии оснований.
  2. Временно проживающие — те, кто получил разрешение на временное проживание на три года.
  3. Постоянно проживающие — те, кто получил вид на жительство, их проще всего принять на работу.

Иностранцев можно также разделить на группы по порядку въезда:

  1. Визовый — из Грузии, Туркмении, Литвы, Латвии, Эстонии, США, Канады, Германии, Великобритании, Китая и пр. Для иностранцев из этих стран нужно оформлять разрешение на привлечение иностранной рабочей силы в рамках квоты, приглашение, визу и разрешение на работу.
  2. Безвизовый. Группу можно разделить на две подгруппы. Граждане стран — участников ЕАЭС (Армении, Казахстана, Киргизии, Беларуси) — работают в РФ на основании трудового договора. Граждане Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана, Молдовы, Украины для работы в РФ обязаны оформить патент и заключить трудовой договор.
  3. Краткосрочный безвизовый по международным соглашениям с отдельными странами, например с Сербией, Израилем, на короткий промежуток времени, если цель поездки — не работа и не учеба. Для работы в РФ они должны оформить документы, указанные в п. 1 (разрешение, визу и т.д.).

Правовой статус и страна, откуда приехал иностранный гражданин, определяют порядок и сроки оформления на работу в России, а также перечень представляемых документов.

Документы при устройстве на работу

Базовый пакет документов, обязательный для иностранца, который устраивается на работу на территории России, включает:

  1. Национальный паспорт. В большинстве стран паспорта делаются по единому международному образцу, и в них нетрудно найти сведения о дате и месте рождения, гражданстве и пр. Обращайте внимание на срок действия документа: если паспорт просрочен, вашего работника могут выдворить из страны; если до окончания срока действия паспорта осталось меньше года, иностранцу могут отказать в патенте, разрешении на работу.
  2. Виза. Она нужна тем, кто приезжает из визовых стран. Виза вклеивается в паспорт, в ней должна быть указана цель приезда — работа по найму.

Миграционная карта. В ней должна быть подчеркнута цель — работа. За нарушение цели въезда КоАП предписывает штраф (от 2 000 до 5 000 рублей, ст. 18.8). У граждан Беларуси, у постоянно и временно проживающих иностранных граждан миграционных карт нет.

Жители Казахстана, Киргизии, Украины могут приехать в Россию не только по заграничному паспорту, но и по внутреннему удостоверению. Но вам, как работодателю, выгоднее нанимать сотрудников, которые могут представить именно паспорт, где проставляется отметка о пересечении границы. Это важная дата, потому что с нее отсчитывается срок пребывания иностранца на территории страны, по ней можно проверить суммарный срок пребывания в РФ (90 из 180).

Иностранцы из ЕАЭС

Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный главами России, Киргизии, Беларуси, Армении и Казахстана, обеспечивает свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы на территориях этих стран. Это значит, что трудоустройство граждан ЕАЭС в России проходит в упрощенном порядке. Работодателю достаточно заключить с таким сотрудником трудовой или гражданско-правовой договор, направить в МВД уведомление о приеме на работу и поставить иностранца на миграционный учет, если он будет проживать в квартире, предоставленной работодателем.

Граждане Киргизии, Казахстана и Армении при въезде на территорию РФ могут не получать миграционную карту до 30 дней с даты пересечения границы и не вставать на учет. Но устраиваясь на работу, они обязаны предъявить карту в отдел кадров. Граждане Беларуси приезжают в РФ без миграционных карт и в течение 90 суток могут не стоять на мигучете.

Если иностранный гражданин из ЕАЭС заключил трудовой договор, то ему и членам его семьи на основании трудового договора и документов, подтверждающих родство, МВД продлит пребывание в РФ на срок свыше 90 суток. В случае досрочного расторжения договора после истечения 90 суток из 180 у иностранца есть еще 15 дней на заключение нового договора. Если не успел, обязан покинуть территорию РФ.

Сотрудники из безвизовых стран

Иностранцы, приехавшие в Россию из Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана, Молдовы и Украины, с 18 лет могут работать на основании патента. Этот документ действует максимум год при условии, что его владелец своевременно делает авансовый платеж. В каждом регионе установлен свой размер платы за патент.

Читайте также:
Как ликвидировать ООО?

Патент действует только в том регионе, где он выдан, и только на указанную в нем профессию. Если меняется регион или профессия, надо получить другой патент. Если ваш сотрудник получил патент на работу поваром, но хочет по совместительству еще и мыть посуду — ему нужно получать новый патент. То же относится и к работе в разных регионах. Для второй должности или второго региона надо получить второй патент и по нему тоже платить налоги.

Иностранец оплачивает патент авансовым платежом ежемесячно или сразу за длительный период. Размер этого налогового взноса в регионах разный и меняется каждый год Так, в 2019 году в Москве за патент платят 5 000 рублей в месяц, в Якутии — 9 335 рублей, в Астраханской области — 3 813 рублей.

Обратиться за получением патента иностранец обязан в течение 30 календарных дней со дня въезда в РФ. Срок оформления в МВД — 10 рабочих дней. Чтобы оформить патент, надо представить:

  1. Заявление.
  2. Паспорт или признаваемый в России документ, удостоверяющий личность, со сроком действия не менее года.
  3. Миграционная карта, где указана цель визита — работа.
  4. Договор или полис ДМС.
  5. Заключение медкомиссии об отсутствии зависимостей, опасных инфекционных заболеваний, сертификат обследования на ВИЧ-инфекцию и пр.
  6. Документ об образовании:
  • документ об образовании (не ниже основного общего), выданный на территории государства, входившего в состав СССР до 1 сентября 1991 года;
  • документ об образовании или квалификации, выданный по итогам успешной аттестации на территории РФ после 1 сентября 1991 года;
  • сертификат о владении русским языком, знании истории РФ и законодательства, выданный после сдачи экзамена.
  1. Документ об оплате штрафа, в случае если иностранец не уложился в отведенные ему 30 суток (ст. 18.20 КоАП, от 10 000 до 15 000 рублей).

Проследите, чтобы в течение двух месяцев с момента получения патента иностранец представил в управление по вопросам миграции ГУ МВД РФ копию трудового договора, иначе патент может быть аннулирован и вы потеряете сотрудника. Патент выдается максимум на год, чтобы продлить его, к исходным документам надо добавить трудовой (гражданско-правовой) договор и ходатайство работодателя.

Проверить, действителен ли патент будущего сотрудника, можно на сайте МВД.

Выдача и переоформление патента — 10 рабочих дней.
Оформление дубликата патента — 3 рабочих дня.
Если во время действия патента изменились личные данные — в течение 7 рабочих дней с момента въезда или получения нового паспорта надо обратиться в МВД.

Срок пребывания безвизового гражданина в России напрямую зависит от того, на сколько месяцев вперед оплачен патент. Об изменении срока пребывания принимающая сторона должна в течение 3 рабочих дней уведомить территориальное отделение МВД лично или через МФЦ (п. 42 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007

№ 9). Если работодатель, который предоставил сотруднику жилье, не сообщил в ведомство об изменении срока пребывания иностранца в РФ (при оплате патента), он может быть оштрафован на сумму до 500 тысяч рублей (ч. 4 ст. 18.9 КоАП).

Сотрудники из визовых стран

Чтобы принять на работу иностранца-визовика, вам надо получить квоту. Основные нормативные документы, которые регламентируют квотирование:

  • Приказ Минтруда России от 15.12.2017 № 848н;
  • Приказ Минтруда России от 24.10.2014 № 795н.

Порядок действий работодателя:

  1. Подать заявку на Migrakvota.gov.ru.
  2. Получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников.
  3. Оформить каждому иностранному сотруднику разрешение на работу, приглашение, визу.

Рабочая виза сначала оформляется на 90 суток. Если во время этого испытательного срока вас и сотрудника все устраивает, заключайте трудовой договор и подавайте в МВД ходатайство о продлении визы. После этого работник получает годовую многократную визу.

Размер госпошлины с 1 января 2015 года не менялся и составляет:

  • 10 000 рублей за человека — за выдачу разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы;
  • 3 500 рублей — за выдачу разрешения на работу;
  • 800 рублей — за выдачу приглашения;
  • 1 600 рублей — за продление визы.

И помните: не важно, из какой страны приехал ваш сотрудник и какой у него правовой статус, вы обязаны подавать в МВД уведомления о приеме на работу и увольнении иностранца (приложения № 13–15 к Приказу МВД России от 10.01.2018 № 11). Исключение из этого правила — граждане Беларуси.

Об авторе: Наталья Расторгуева, эксперт сервиса Контур.ФМС, подполковник внутренней службы в отставке.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Иностранная рабочая сила: что это значит

Одной из ключевых проблем современного развития российских регионов является разрушение накопленного десятилетиями трудового потенциала. Устойчивое развитие территории предполагает формирование базы ресурсов труда, соответствующей имеющемуся потенциалу экономического роста. В условиях инерционности социально-демографических процессов и дефицита собственных трудовых резервов большую научно-практическую значимость обретают вопросы привлечения и использования в экономике региона иностранной рабочей силы (ИРС).

Фундаментальные исследования процессов привлечения ИРС включают в себя широкий ряд глубоких методологических разработок, начиная от конкретизации понятия «иностранная рабочая сила» и заканчивая концептуально обоснованной политикой регулирования привлечения ИРС. В настоящее время исследования только миграционных проблем включают в себя 18 различных научных подходов, каждый из которых содержит различные научные направления, теории и т.д. [3]. Целью настоящего исследования является рассмотрение ИРС как элемента воспроизводства трудовых ресурсов в регионе.

Исходя из понятия «рабочая сила», которая в современной экономической науке отождествляется с категорией экономически активного населения, в широком смысле ИРС региона можно определить как совокупность иностранных граждан, обеспечивающих предложение своей рабочей силы для производства товаров и услуг в данном регионе [4, с. 8]. Важно отметить, что к ИРС относятся только те лица, которые участвуют в создании новой стоимости, т.е. занимаются производительным трудом. Так, иностранных граждан, пересекающих границу с Россией с целью продать товар, которых россияне традиционно называют «гастарбайтерами», неправомерно относить к категории ИРС, в то время как иностранцы, работающие на российских строительных, сельскохозяйственных и других предприятиях, являются для России именно иностранной рабочей силой. В узком смысле ИРС – совокупность иностранных граждан, занятых на национальных предприятиях производством товаров (работ, услуг) за вознаграждение. Иностранную рабочую силу составляют как наемные работники, так и предприниматели и самозанятые. На основе обозначенного определения иностранная рабочая сила рассматривается как составная часть экономически активного населения региона и, следовательно, часть трудовых ресурсов и населения. Как экономическая категория ИРС выражает отношения в обществе по поводу вовлечения, распределения и использования трудового потенциала иностранных граждан в экономике региона.

Читайте также:
Как привлечь мастерскую к ответственности?

Понятия «иностранная рабочая сила», «привлечение иностранной рабочей силы» тесно связаны с понятиями «международная миграция рабочей силы», «трудовая миграция». Однако, если термин «миграция» отражает движение, перемещение рабочей силы через государственные границы, то ИРС – это особая категория используемых трудовых ресурсов, а привлечение ИРС – комплексный процесс вовлечения, распределения и использования в национальном производстве иностранных трудовых ресурсов. По сути, в понятии «привлечение иностранной рабочей силы» отражается единство всех фаз воспроизводственного цикла ИРС.

Поскольку иностранные граждане – собственники рабочей силы вступают в отношения с национальными работодателями, то в регионе возникает особый рынок – рынок иностранной рабочей силы, который, с одной стороны, является подсистемой общего рынка рабочей силы в регионе. Однако, с другой стороны, отношения по поводу формирования рынка ИРС выходят далеко за рамки региональной экономической системы, так как источником самой ИРС является мировой рынок труда. Таким образом, посредством привлечения иностранной рабочей силы происходит интеграция регионального, национального и международного рынков рабочей силы, взаимопереплетение и согласование их интересов.

Целенаправленные исследования причин возникновения международных перемещений рабочей силы, формирования ИРС и ее взаимосвязи с процессом воспроизводства экономики начали осуществляться с начала XX века в рамках классической политэкономии. Особенность теоретических взглядов большинства западных ученых (Б. Томас, А. Том, Т. Шульц, Р. Лукас, Э. Ли, Р. Харт и другие) заключается в том, что искомая ими причина межстрановых передвижений рабочих лежит в плоскости интересов самих рабочих. Зарубежные исследования сводятся к поиску факторов притяжения и отталкивания рабочей силы, оценке ожидаемых выгод от проживания на определенной территории. Связь привлечения ИРС с процессом экономического развития изучается западными учеными главным образом посредством анализа влияния международной миграции рабочей силы на выравнивание межрегиональных различий в оплате труда и на темпы экономического роста. С другой стороны, получившая широкое распространение во второй половине XX века теория человеческого капитала рассматривает международную миграцию рабочей силы как один из факторов различий в темпах экономического роста.

Исследования отечественных ученых уходят корнями в «общую интернациональную основу миграций – накопление капитала». Развивая мысль Карла Маркса о промышленной резервной армии капитала как источнике межстрановых потоков рабочей силы, Э.Г. Плетнев в своей фундаментальной работе «Международная миграция рабочей силы» объясняет саму суть процесса привлечения ИРС, которая заключается в «бесперебойном обеспечении капитала необходимой рабочей силой» [5, с. 49]. Ученый исследует зависимость экспорта и импорта рабочей силы от хода воспроизводства экономики на примере промышленных циклов развитых стран и убедительно доказывает, что привлечение рабочей силы всегда представляет следствие, а не причину движения инвестиций, которые являются главным фактором экономического развития и источником спроса на труд.

Воспроизводство рабочей силы является необходимым условием воспроизводства всей экономики, однако имеющийся трудовой потенциал далеко не всегда соответствует заданным ориентирам экономического развития. Несбалансированность трудовых ресурсов и потребности в них приводит к относительному дефициту или излишку рабочей силы и непосредственно отражается на состоянии рынка труда. По словам Э.Г. Плетнева, «существенная тенденция иммиграции заключается в том, чтобы восполнить убыль на рынке труда в зависимости от уровня занятости» [5, с. 114]. Если в экономике закрытого типа единственным источником восполнения трудовых ресурсов является население, вступающее в трудоспособный возраст, то с открытием экономических границ и возникновением феномена миграции рабочей силы воспроизводство ресурсов труда уже не исчерпывается естественным механизмом, функционирующим на основе демографических циклов. В эпоху международного разделения труда воспроизводство трудовых ресурсов как процесс их непрерывного возобновления трактуется в более широком смысле, т.е. с учетом как естественных (эндогенных), так и миграционных (экзогенных) факторов. В связи с этим возможность устранения в регионе дефицита труда за счет ИРС позволяет рассматривать последнюю как один из источников рабочей силы, а процесс ее привлечения – как элемент регионального воспроизводства трудовых ресурсов. Роль иностранной рабочей силы заключается в ресурсном обеспечении экономики, а воспроизводство трудовых ресурсов является формой взаимосвязи регионального воспроизводства и процесса привлечения ИРС.

Таким образом, иностранная рабочая сила выступает не просто как составная часть трудовых ресурсов, а как элемент региональной экономики, находящийся в тесной функциональной связи с другими компонентами экономической системы, в особенности с рынком труда. Существование устойчивого спроса на рабочую силу со стороны капитала приводит к тому, что масштабы привлечения ИРС увеличиваются одновременно с ростом уровня занятости местного населения и уменьшением уровня безработицы в регионе. Схема на рисунке отражает связь двух воспроизводственных процессов – регионального продукта и рабочей силы.

Воспроизводство трудовых ресурсов, преодоление дефицита рабочей силы – краеугольный камень в фундаменте динамично развивающейся экономики вне зависимости от типа общественно-экономической системы. В рамках того или иного источника пополнения рабочей силы используются различные методы решения проблемы нехватки кадров (таблица).

Очевидно, что с позиций долговременного развития реализация естественного и организационно-экономического механизмов воспроизводства рабочей силы имеет приоритетное значение для экономики, поскольку всемерно содействует прогрессивному развитию производительных сил региона. Однако и формирование народонаселения, и научно-техническое развитие являются поступательными, поэтапными процессами, требующими значительных ресурсов и времени, поэтому для обеспечения текущих потребностей экономики в дополнительной рабочей силе целесообразно привлекать трудовые ресурсы извне. В современном мире привлечение ИРС приобретает все большее значение как наиболее быстрый и гибкий механизм концентрации человеческих ресурсов в зонах скопления капитала. Реализация данного механизма способствует решению следующих задач воспроизводства рабочей силы.

Читайте также:
Как взыскать моральный вред с застройщика?

Функциональная модель регионального воспроизводства с участием иностранной рабочей силы

Источники рабочей силы для трудодефицитных регионов

Мировая экономика и международные экономические отношения

Тема 8. Международная миграция трудовых ресурсов

1.Миграция рабочей силы: понятие, виды.

2.Основные направления международной миграции.

3.Последствия миграции.

4.Регулирование международной миграции.

1. Международная миграция трудовых ресурсов

1.Миграция рабочей силы: понятие, виды.

2.Основные направления международной миграции.

3.Последствия миграции.

4.Регулирование международной миграции.

1. Международная миграция рабочей силы – это переселение трудоспособного населения из одних государств в другие для поиска работы сроком более одного года, которое может быть вызвано, прежде всего, причинами экономического характера.

Все перемещения населения относительно каждой территории складываются из двух потоков: эмиграционных и иммиграционных. Эмиграция – это выбытие за границу, а иммиграция – прибытие из-за границы. Реэмиграция – это возвращение эмигрантов на родину на постоянное место жительства. Миграционное сальдо – это разность иммиграции из страны и эмиграции в страну.

Международную миграцию высококвалифицированных кадров называют «утечкой умов». Она является сегодня серьезной проблемой для большинства развивающихся стран.

Согласно классификации ООН постоянными трудящимися-мигрантами считаются лица, прибывающие в страну для того, чтобы найти оплачиваемую работу на срок, превышающий один год. В соответствии с разработанной Международной организацией труда (МОТ) классификацией современная международная трудовая миграция подразделяется на 5 основных типов:

– работающие по контракту, в котором ясно установлен срок пребывания в принимающей стране. Это, прежде всего, сезонные рабочие, которые приезжают на уборку урожая, а также неквалифицированные или малоквалифицированные работники;

– профессионалы, отличающиеся высоким уровнем подготовки, наличием соответствующего образования и практического опыта работы;

– нелегальные иммигранты – это иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся трудовой деятельностью;

-беженцы — лица, эмигрировавшие из своих стран из-за какой-либо угрозы их жизни и деятельности;

– переселенцы — это переезжающие на постоянное ме­стожительство. Данная группа мигрантов ориентирована, прежде всего, на выезд в промышленно развитые страны.

Причины миграции рабочей силы:

1. К неэкономическим факторам относятся политико-правовые, национальные, религиозные, расовые, семейные. В последние десятилетия серьезное влияние на развитие миграционных процессов стали оказывать также экологические, образовательно-культурные, психологические и этнические факторы.

2. К экономическим факторам, определяющим миграцию рабочей силы, относятся:

а) различные уровни экономического развития стран, что влечет и различную стоимость рабочей силы, и поиск более высокого заработка

б) в слаборазвитых и густонаселенных странах национальный рынок развивается в условиях хронической безработицы, что толкает людей к поиску работы в других странах;

в) структурная перестройка экономики.

г) развитие научно-технического прогресса, который сопровождается ростом потребностей в квалифицированной рабочей силе;

д) вывоз капитала.

2. Основные направления международной миграции трудовых ресурсов.

– Миграция из развивающихся стран в промышленно развитые страны. Центрами притяжения рабочей силы являются США, Канада, Австралия, развитые страны Западной Европы. Для промышленно развитых стран иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает обеспечение ряда отраслей работниками, без которых невозможным было бы их существование.

– Миграция в рамках промышленно развитых стран. Эта миграция связана в большей степени с неэкономическими факторами, чем с экономическими. Но и для развитых стран характерной является “утечка умов” (например, в США из Западной Европы). В рамках западноевропейской интеграции создан и развивается общий рынок рабочей силы стран Европейского союза, предполагающий свободное перемещение работников между странами союза и унификацию трудового законодательства. Так рабочая сила из Испании, Португалии, Греции активно используется в экономике более развитых стран ЕС.

– Миграция рабочей силы между развивающимися странами. Новое явление последних лет – интенсификация трудовой миграции среди самих развивающихся стран. Главным образом это миграция между новыми индустриальными странами, странами арабских эмиратов, нефтедобывающими странами (членами ОПЕК), с одной стороны, и иными развивающимися странами – с другой. Эта миграция определялась в основном экономическими причинами: более высоким уровнем зарплаты в странах-импортерах рабочей силы, а в азиатских «новых индустриальных странах» и богатых странах.

– Миграция рабочей силы из промышленно развитых стран в развивающиеся. В основном – это сравнительно небольшой поток квалифицированных кадров из стран Европы и Северной Америки в развивающиеся страны. Причины этой миграции экономические (высокая зарплата у преподавателей, инженеров и др.), а также неэкономические (узнать мир, реализовать свои возможности и т.п.).

3. Международная миграция рабочей силы выявляет как положительное, так и отрицательное воздействие на экономическое и социальное развитие стран – доноров (экспортеров рабочей силы) и стран – реципиентов (импортеров рабочей силы).

Позитивные последствия для экономики стран импортеров рабочей силы:

– вследствие притока иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчаются структурные, отраслевые и другие изменения в экономике. Иммигранты способствуют омоложению нации, так как эмигрирует обычно самая мобильная часть населения в наиболее трудоспособном возрасте;

– достигается существенная экономия средств на обучение принимаемых рабочих и специалистов;

– иммигранты расширяют емкость внутреннего рынка, а собранные на их счетах деньги используются для развития экономики;

– временно свободные денежные средства иммигрантов, хранящиеся на счетах в банках, могут быть использованы для финансирования экономики принимающей страны;

– иммигранты улучшают демографическую ситуацию, особенно в промышленно развитых странах Западной Европы, которые характеризуются старением коренного населения;

– иностранные рабочие часто играют роль определенного амортизатора в случае кризисов и безработицы, так как их первыми могут уволить с работы. Они не обеспечиваются пенсиями, медицинским страхованием и не учитываются при реализации социальных программ.

Негативные последствия для экономики стран импортеров рабочей силы:

– целые отрасли экономики (сфера услуг, торговля, строительство) при длительном использовании иностранных рабочих попадают в зависимость от их труда. Это ведет к сокращению количества рабочих мест среди коренного населения, увеличивает безработицу, в целом ухудшает ситуацию на национальном рынке труда;

Читайте также:
Меня затопило из квартиры, считающейся муниципальной.

– происходит снижение цены на национальную рабочую силу, так как растет предложение рабочих на рынке труда, которые заполняют вакансии на низкооплачиваемую, неквалифицированную работу;

– провоцируются конфликты между коренным населением и иммигрантами;

– иммигранты довольно долго и болезненно адаптируются к новым условиям жизни и трудовой деятельности в стране пребывания.

Позитивные последствия для экономики стран экспортеров рабочей силы:

– эмиграция облегчает положение на национальном рынке труда, так как экспорт рабочей силы уменьшает давление избыточных трудовых ресурсов;

– экспорт рабочей силы – это бесплатное для страны-донора обучение работников-эмигрантов новым профессиональным навыкам, повышение их квалификации, приобщение к новым технологиям, передовой организации труда;

– экспорт рабочей силы – важный источник поступления валюты в страны эмиграции через переводы мигрантами валютных средств из-за рубежа на поддержку своих семей и родственников, что в целом способствует улучшению их экономического положения;

– при возвращении на родину мигранты привозят с собой материальные ценности и сбережения, составляющие примерно такую же сумму, что и их денежные переводы.

Негативные последствия для экономики стран экспортеров рабочей силы:

– страна теряет часть трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, в результате чего происходит старение трудовых ресурсов;

– теряются средства, связанные с общеобразовательной и профессиональной подготовкой эмигрантов.

Таким образом, наличие положительных и отрицательных последствий международной миграции рабочей силы приводит к необходимости выработки мер, позволяющих обеспечить нормальное функционирование национальной экономики этих стран, т. е. государственной миграционной политики.

4. Миграционная политика – политика государства в области миграции населения и трудовых ресурсов – включает два направления – иммиграционную политику, регламентирующую правила и нормы принятия иностранных граждан, и эмиграционную политику, регламентирующую правила и порядок выезда граждан страны за рубеж и защиту их прав в принимающих странах.

Законодательства большинства стран, регулирующие миграцию, прежде всего проводят четкое различие между иммигрантами – людьми, переезжающими в страну на постоянное место жительства, и неиммигрантами – людьми, приезжающими в страну временно.

Основные черты иммиграционного законодательства следующие:

– Требования к уровню образования, стажу работы по специальности, прохождение процедуры признания документов мигранта об образовании и профессиональной подготовке; приоритет отдает специалистам новых и перспективных отраслей (программисты, узкоспециализированные инженеры), представителям редких профессий; специалистам с мировым именем (музыканты, артисты, ученые, врачи), бизнесменам, инвестирующим капитал в принимающую страну; страна готова принимать работников, готовых за минимальную оплату выполнять тяжелую, вредную работу.

– Ограничения личного характера включают жесткие требования к здоровью, возрасту, политическому и социальному облику. Национальность иммигранта является качественным признаком, дифференцированным в зависимости от национального состава принимающей страны и учитываемым для обеспечения, например в США, национального равновесия. Возрастной ценз иммигрантов устанавливается законодательством в зависимости от отрасли промышленности, в которой они намереваются работать. Обычно он колеблется в пределах 20-40 лет.

– Инструментом количественного регулирования иммигрантов используется показатель иммиграционной квоты. Большинство стран устанавливает большое количество разнообразных квот. При введении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе и по отдельным категориям привлекаемого населения (пол. возраст, образование).

– Страны проводят экономическое регулирование, вводя определенные финансовые ограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов. Например, в некоторых странах фирмы имеют право нанимать иностранную рабочую силу только по достижении определенного объема оборота и продаж или после внесения определенных платежей в государственный бюджет.

Законодательства большинства стран устанавливают временные ограничения пребывания иностранных работников на их территории, по истечении которых они должны либо покинуть принимающую страну, либо получить разрешение на продление своего пребывания в ней.

Страны могут устанавливать географическую структуру иммиграции. Она обычно регулируется с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из определенных стран. Явные и скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силу, что содержится в законах о профессиях, которыми иностранцам заниматься запрещено; запрещается передвижение, изменение специальности, смены места работы и т.п.

Императивная норма права: что это значит

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Как реализуется в гражданских правоотношениях свобода содержания договора?

Свобода договора рассматривается Гражданским кодексом РФ в составе основных принципов гражданского права (п. 1 ст. 1, ст. 421 ГК РФ). Согласно п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения (ст. 422 ГК РФ). В связи с этим правовые нормы, регулирующие договорные правоотношения, делятся на императивные и диспозитивные. Условия договора должны соответствовать императивным нормам законодательства (п. 1 ст. 422 ГК РФ) и не могут им противоречить под страхом недействительности соответствующего условия договора или договора в целом (ст.ст. 168, 180 ГК РФ). Судебная практика исходит из того, что договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность (абзац второй п. 74 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25 “О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации”, далее – Постановление N 25).
Диспозитивные нормы, напротив, применяются постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное. Стороны вправе своим соглашением исключить их применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в диспозитивной норме. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой (п. 4 ст. 421 ГК РФ).
В некоторых случаях закон предусматривает одностороннюю диспозитивность. Так, возможность изменять положения диспозитивных норм закона в договорных отношениях с участием потребителя ограничена правилом п. 1 ст. 16 Закона от 07.02.1992 N 2300-I “О защите прав потребителей”, запрещающим ухудшение положения потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами (смотрите также п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 сентября 2011 г. N 146, определение Верховного Суда РФ от 10 июля 2018 г. N 301-АД18-9015 по делу N А43-35877/2017).
Свобода договора не является безграничной. Однако и ограничения свободы договора не вводятся произвольно. Целями ограничения свободы договора могут быть (смотрите также п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 14 марта 2014 г. N 16 “О свободе договора и ее пределах”, далее – Постановление N 16):
1) защита публичного интереса, основ нравственности;
2) защита интересов третьих лиц;
3) защита слабой стороны договора (патернализм) – в первую очередь, в случае неравенства переговорных сил; недопущение грубого нарушения баланса интересов сторон.
Свободу договора следует рассматривать как презумпцию. Эта свобода может быть ограничена только при наличии достаточных политико-правовых оснований, а бремя доказывания наличия подобных обстоятельств лежит на том, кто предлагает соответствующее ограничение ввести. К примеру, правовая норма признается диспозитивной (позволяющей сторонам изменить или исключить установленное ею правило), если она не содержит явно выраженного запрета на установление соглашением сторон условия договора, отличного от предусмотренного в ней, и если отсутствуют основания для признания ее императивного характера для целей защиты особо значимых охраняемых законом интересов (интересов слабой стороны договора, третьих лиц, публичных интересов и т.д.), недопущения грубого нарушения баланса интересов сторон либо для целей сохранения смысла законодательного регулирования данного вида договора (п. 4 Постановления N 16). При возникновении спора об императивном или диспозитивном характере нормы, регулирующей права и обязанности по договору, суд обязан указать, каким образом существо законодательного регулирования данного вида договора, необходимость защиты соответствующих особо значимых охраняемых законом интересов или недопущение грубого нарушения баланса интересов сторон предопределяют императивность этой нормы либо пределы ее диспозитивности (п. 3 Постановления N 16).
Существуют две модели ограничения договорной свободы:
1) предупредительный (ex ante) контроль, реализуемый посредством закрепления в законе императивных норм;
2) последующий (ex post) контроль – ретроспективный контроль, предполагающий судебную оценку условий конкретного договора и обстоятельств, связанных с его заключением, как правило – путем применения оценочных стандартов (добросовестность, нравственность), с помощью которого пресекаются те или иные злоупотребления свободы договора. Такой механизм контроля над свободой договора может осуществляться путем:
– применения доктрины злоупотребления правом (ст. 10 ГК РФ),
– введения контроля справедливости условий стандартизированных договоров (ст. 428 ГК РФ),
– признания недействительными сделок, совершенных с целью, противной основам правопорядка или нравственности (ст. 169 ГК РФ), кабальных сделок (п. 3 ст. 179 ГК РФ), сделок, совершенных во вред кредиторам (ст. 61.2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”) и т.д.,
– а также путем применения частных институтов ex post контроля, к примеру, снижения установленной договором неустойки, несоразмерной последствиям нарушения обязательства (ст. 333 ГК РФ).
Контроль справедливости договорных условий на основании ст. 10 ГК РФ осуществляется по остаточному принципу – в случаях, когда специальные инструменты ex post контроля (ст.ст. 428, 169, 179 ГК РФ и пр.) не применимы. Частные случаи использования такого инструмента в судебной практике представлены, к примеру, в п. 9 Постановления N 16, постановлении Президиума ВАС РФ от 15 июля 2014 г. N 5467/14, п. 7 постановления Пленума ВАС РФ от 06 июня 2014 г. N 35, постановлении Президиума ВАС РФ от 11 февраля 2014 N 13846/13, п. 9 информационного письма Президиума ВАС от 25 ноября 2008 N 127.

Читайте также:
Позитивные следы: что это такое, описание и особенности

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Диспозитивная и императивная норма права это: что к ним относится

Правовые нормы – это основа для всех юридических действий, благодаря им эти действия могут осуществляться в рамках закона. Любой аспект жизнедеятельности невозможно решить, не руководствуясь этими предписаниями. Нормы гражданского права позволяют регулировать все взаимоотношения граждан страны законодательно верно в договорах и хозяйственных спорах.

Основной их характеристикой является диспозитивность, т.е. предоставление свободы выбора при наличии множества правил, которые и контролируют взаимоотношения граждан. Однако существует и такая характеристика права, как императивность, т.е. четкие предписания действий, которым необходимо следовать всем участникам взаимоотношений.

Что такое императивные и диспозитивные нормы, их характеристики и отличия будут рассмотрены в данной статье.

Методы правового регулирования

Для начала следует уточнить, что в данном случае права – это система обязательных уставов и правил поведения, которые занимаются урегулированием отношений в обществе.

Любой конфликт между гражданами регулируется установленными юридическими правилами. Различают два основных метода регулирования:

  1. Императивный – данный метод крайне точен, именно он требует безусловного подчинения субъектов кодексу правил, предусмотренных для конкретного случая. Он точным образом характеризует не только права, но и обязанности субъектов, а также не дает им возможности менять что-либо в соглашении. Примером метода может стать наказание преступника государством: применяются жесткие меры, которые субъект не может изменить. В литературе императивный метод называют авторитарным, подчиняющим и методом субординации.
  2. Диспозитивный – это равноправный метод, который говорит о равных юридических правах участвующих субъектов и свободе их воли. Применяется в сферах гражданских, трудовых, административно-правовых и семейных взаимоотношений. Регулирующей основой выступает договор, заключенный сторонами, в котором прописываются их возможности и обязанности. Примером метода может стать создание договоров о покупке или продаже, хранения или аренды. В литературе может встречаться под названием автономный метод.
Читайте также:
Уголовная ответственность несовер шеннолетних

Данные методы существенно различаются между собой, поскольку основываются на совершенно различных юридических предписаниях, несмотря на то, что они одинаково направлены на управление субъектных взаимоотношений.

Диспозитивная норма права

Что такое диспозитивная форма отношений? Понятие диспозитивности происходит от латинского слова dispositivus – распоряжающийся, а диспозитивные нормы гражданского права подразумевают наличие некоторых правил поведения, которые уточняются самим субъектом.

Проще говоря, во взаимоотношениях их участники самостоятельно определяют обязанности и возможности друг для друга. Такая форма взаимоотношений является демократической и характерна для большинства гражданских связей.

Помимо установленных правил, эти законы включают и предписания на случай невыполнения их последующего наказания (штрафы, пеня и пр.). Сегодня Гражданский кодекс РФ содержит в большинстве своем именно такие статьи.

К диспозитивным относятся правовые нормы:

  • имеющие диспозицию;
  • дающие субъектам выбирать манеру своего поведения;
  • определяющие и разграничивающие позиции субъектов на судебном разбирательстве;
  • определяющие обязанности;
  • исключающие учет позиций сторон в случае споров об имуществе.

Примерами могут стать статьи 211, 212, 455, 713 ГК РФ. В любой подобной статье предусматривается свобода выбора сторон при определении их обязанностей и прав, основной модели поведения и характера отношения. Достаточно легко сразу определить, что используется именно такой метод урегулирования отношений, – в договоре сторон прописываются фразы «если договор не предусматривает иного» и подобные им.

Императивная норма права

Императивные нормы права существенно отличаются от диспозитивных, являются их полной противоположностью и не предоставляют свободу действий. Они представляют собой примеры авторитарных законов и установленных правил. Императивность – абсолютная безусловность требований и достаточно точное обозначение прав и обязанностей каждой стороны в споре. Эта форма отношений полностью исключает право выбора и является основой для множества законов, например, прописанных в Уголовном кодексе.

Императивные нормы права можно сразу определить по прописанному закону – он будет включать в себя такие выражения, как «недопустимо», «не могут» или «недействительно», а также другие элементы запрета.

Этот тип предписаний предполагает четкое юридическое ограничение для взаимоотношений, т.е. их субъекты жестко ограничены в возможностях выбора и действиях.

Их цель – защитить экономические свободы сторон и обеспечить защиту важных интересов общества и государства.

Императивные законы категоричны, они не допускают отклонения от требований или изменений. У данных законов имеются свои характерные черты, которые делают их отличными от прочих. Они отличаются:

  • распространенностью – они являются показателем объективности в любых спорах сторон, что делает их присущими любой правовой отрасти;
  • статусом – они стоят выше диспозитивных форм и по-особому влияют на регуляцию отношений в социуме;
  • методом использования – они применяются только в качестве ограничителей;
  • внешней формой – это не расплывчатые объяснения, а четко прописанные принципы и ограничения;
  • функциями – выполняют охранную, обеспечивающую, образующую и регуляционную работу. При этом для них характерно наделение сторон юридическими обязанностями и возможностями.

Императивность предписаний позволяет гарантировать соблюдение гражданских прав, выделяя наиболее важные, а также обеспечивает следование установленным законодательным предписаниям.

Классификация

Любая форма закона отличается разнообразностью, и поэтому ее можно по-разному охарактеризовать.

Императивную форму можно классифицировать в первую очередь по характеру предписания:

  • обязывающие – такие законы указывают субъектам на необходимость выполнения какого-либо действия. Например, третья часть 91 статьи ТК РФ говорит, что работодатель обязан учитывать время работы каждого сотрудника;
  • управомочивающие – эта категория законов дает свободу выбора относительно характера действий, т.е. субъект может самостоятельно выбрать выполнять те или иные действия или нет. Например, вторая часть статьи 295 ТК РФ говорит, что каждый сотрудник может воспользоваться правом на получение выгоды от имущества, которое находится в хозяйственном использовании фирмы;
  • запрещающие – в таких законах четко прописаны запреты на определенные поступки. Например, вторая часть статьи 91 ТК РФ запрещает трудовую деятельность рабочих свыше 40 часов в неделю.

Кроме этого, их также различают по:

  1. Степени определенности – относительно определенные (предлагают выбор из нескольких вариантов) и абсолютно определенные (предполагают лишь один вариант).
  2. Положению в системе – различают специальные, которые можно применить только к определенному случаю, и общие, применяемые ко всем ситуациям.
  3. Методу регулирования – могут быть в виде запретов, принципов или рекомендуемых предписаний.
  4. Времени действия – разделяются на постоянные и временные.
  5. Порядку поведения – статические, которые утверждают положение сторон и их возможности, и динамические, предписания к положению и возможностям сторон изменяется на протяжении времени.

Исходя из данных, которые приведены выше, можно сделать вывод что императивные и диспозитивные уставы имеют существенные различия и противоположны друг другу. Главное отличие императивной нормы в том, что она не позволяет субъекту делать самостоятельный выбор или принимать независимые решения. Все, что она может предоставить субъекту, – это выбор из нескольких предложенных вариантов. А диспозитивные применяются лишь в том случае, когда стороны не предусмотрели иного исхода событий, предоставляя им решать и определять свои обязанности самостоятельно.

Полезное видео: какие бывают нормы права

Нормы гражданского права охватывают и предписывают действия сторон в любом виде деятельности. Эти законы совершенно разные по своим характеристикам и положениям, но их знания дают возможность субъектам следовать им и компетентно оформлять свою деятельность с точки зрения действующего законодательства.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: