Иностранная религиозная организация: что это значит

ИНОСТРАННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Статья 13 закона закладывает правовую основу для открытия на территории Российской Федерации представительств религиозных организаций. В пункте 1 статьи 13 иностранная религиозная организация прямо определяется как организация, «созданная за пределами Российской Федерации». По мнению Себенцова, такая формулировка позволяет «четко отделить иностранные религиозные организации от их российских аналогов»*. Себенцов специально разъясняет, что сам факт наличия у российской религиозной организации родственных организаций с «руководящими центрами, расположенными за рубежом», еще не

* – «Комментарии Себенцова», 22

превращает ее в иностранную организацию. Если организация зарегистрирована в России, то она считается российской, а не иностранной, стало быть, на нее не распространяются ограничения, предусмотренные для представительств иностранных религиозных организаций.*

В пункте 2 статьи 13 говорится, что иностранной религиозной организации может быть предоставлено право открытия своего представительства в России. Решение на этот счет принимается соответствующим регистрирующим органом.

Регистрацией представительств, открывающихся в двух или более субъектах Российской Федерации, занимается Министерство юстиции Российской Федерации. Если представительство открывается только в одном субъекте Российской Федерации, в частности, если это делается по просьбе российской религиозной организации, зарегистрированной в данном субъекте федерации, то регистрацией представительства соответствующий орган юстиции означенного субъекта Российской Федерации («Правила регистрации иностранных представительств»). Представительство не будет зарегистрировано, если оно открывается в целях противоречащих Конституции Российской Федерации или российскому законодательству, или если его уставные документы содержат неточные либо недостоверные сведения. Права такого

* – «Комментарии Себенцова», 22

представительства весьма ограничены. Оно «не может заниматься культовой и иной религиозной деятельностью», и на него не распространяется статус религиозного объединения, установленный настоящим Федеральным законодательством (Закон, глава 2, пункт 2, статья 13). Себенцов поясняет, что иностранные представительства «не имеют права заниматься религиозной деятельностью, включая миссионерскую, и обучением религии, учреждать российские религиозные организации, открывать общедоступные молитвенные дома, а также создавать в России предприятия издающие религиозную литературу и производящие предметы религиозного назначения». Из «Правил регистрации иностранных представительств» вытекает что такое представительство не только не обладает статусом религиозного объединения, но вообще не является субъектом права*.

Среди ныне существующих иностранных представительств, о которых упоминается в комментарии Себенцова, есть несколько представительств других православных церквей. Себенцов исходит из того, что эти церкви не покушаются на «каноническую территорию» Русской православной церкви, однако хотели бы иметь свои представительства в России. Другими словами,

* – «Правила регистрации иностранных представительств», абзац 3, 5

иностранные религиозные организации как бы добровольно отказываются от права «заниматься культурной и иной религиозной деятельностью» из уважения к Русской православной церкви. В некоторых случаях наличие у той или иной организации представительства в России может облегчить перевод средств из-за рубежа и ускорить процедуру выдачи визы ее членам.

К заявке на открытие представительства должен прилагаться набор документов, во многом сходный с тем, что требуется при регистрации российской религиозной организации. Заявка должна быть подписана ответственными лицами из руководства иностранной организации. В ней надлежит привести краткие сведения о данной организации, указать цели и основные направления ее деятельности в России, а также адрес представительства и число иностранных граждан, которые будут там работать. Если инициатива открытия представительства исходит от российской организации, то эта организация должна направить в регистрирующий орган соответствующую просьбу.

Требуется также копия решения иностранной организации об открытии представительства и назначении его директора. К заявке прилагаются копии устава иностранной религиозной организации, зарегистрированного у нее на родине, на языке оригинала и в русском переводе. Регистрирующий орган вправе запросить и дополнительную информацию. После того как будут получены все необходимые документы, решение о регистрации представительства должно быть принято в течении трех месяцев, причем срок этот может быть продлен еще на шесть месяцев, если регистрирующий орган запросит дополнительную информацию. При положительном решении заявителю выдается свидетельство о регистрации, сохраняющее силу в течение трех лет, после чего оно может продлеваться каждые три года по просьбе иностранной религиозной организации или «родственной» российской организации. Свидетельство может быть использовано для оформления виз иностранным гражданам и членам семей сотрудников представительства.

Персонал представительства назначается и сменяется иностранной религиозной организацией в соответствии с ее внутренними установлениями, хотя его численность, видимо, может быть ограничена определенными рамками по взаимной договоренности сторон при регистрации. После регистрации представительство должно будет сообщать властям о происходящих переменах, например, о досрочном закрытии, о замене директора представительства или об изменении его адреса, в течение месяца с того дня, как данные перемены имели место. В «Комментарии Себенцова» поясняется, что сотрудники представительств могут заниматься религиозной деятельностью исключительно в рамках структур централизованных организаций, при которых они состоят.

Основания для ликвидации иностранных представительств также во многом аналогичны тем, что предусмотрены в отношении российских религиозных организаций, с некоторыми добавлениями. В частности, в дополнение к основаниям для запрета на деятельность религиозных объединений, перечисленным в статье 14 Закона, деятельность представительства может быть прекращена по истечении срока действия его регистрации или если открывшая его иностранная религиозная организация сама пожелает его закрыть либо прекратит свое существование. Представительство может быть ликвидировано также в случае, если российская религиозная организация, ходатайствовавшая о его открытии, отзовет свое ходатайство. В подобной ситуации может возникнуть конфликт между местной организацией, входящей в состав иерархической централизованной структуры, и вышестоящей организацией.

С практической точки зрения ничто не мешает иностранным представительствам осуществлять многие виды религиозной деятельности совместно с российскими религиозными объединениями, а стало быть, указанные выше ограничения вряд ли будут столь уж обременительны (за исключением случаев, когда юридический статус имеет принципиальное значение). Себенцов подчеркивает, что «сотрудники представительств религиозных организаций имеют право пользоваться религиозной литературой и предметами культового назначения, совершать религиозные обряды и церемонии совместно с другими гражданами, воспитывать детей в соответствии со своим отношением к религии, а также пользуются неотъемлемым правом каждого на свободу совести и свободу вероисповедания»*. Короче говоря, при определенных обстоятельствах представительства могут оказаться весьма полезными административными и «квазидипломатическими» структурами, однако создать на их основе полноценных религиозные общины вряд ля возможно.

Читайте также:
Приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Последнее время в России стало возникать много проблем по поводу законной деятельности религиозных групп и объединений. Часто секты под прикрытием религиозной организации со статусом юридического лица, приводили в жизнь свои вероучения, которые с моральной точки зрения подвергаются сомнению, поэтому стало необходимым принятие закона, который более конкретно регулирует с правовой точки зрения деятельность религиозных общин.

Но в Законе «О свободе совести и религиозных объединениях»

* – «Комментарии Себенцова», 23

нет отдельных статей, которые бы оградили влияние сект на общество. Многие противники закона, считают, что данный закон поощряет деятельность сект и что свобода вероисповедания приобрела неуправляемый характер.

В большинстве случаев требования закона направлены на то, чтобы религиозные объединения действовали исключительно в рамках закона. Конечно, это представляется разумным и оправданным.

Однако бывают ситуации, когда данное положение входит в противоречие с самим принципом свободы вероисповедания и может привести к дискриминационным мерам либо репрессиям в отношении религиозных меньшинств.

Вот, к примеру, если одна религиозная организация делает заявление оскорбительное для другой веры можно ли на этом основании запретить ее деятельность?

Вызывает беспокойство то обстоятельство, что закон не содержит каких-либо гарантий равного доступа религиозных организаций в общеобразовательные учреждения. Теоретические такие гарантии должны были бы вытекать из положения статьи 3, где говорится о равенстве религиозных организаций перед законом.

Не урегулированных вопросов остаются еще множество, вот почему столь большое значение придается положениям международных правовых документов, где обозначены пределы государственного вмешательства в религиозную деятельность. В статье 9 Европейской Конвенции говорится, что проявление религиозных верований может быть ограничено лишь в той мере, в какой это «установлено законом и необходимо в демократическом обществе».

Конечно же Закон направлен в сторону большого уважения к свободе вероисповедания, также Закон направлен на существенное облегчение жизни большинства верующих.

Другим свидетельством того, что в России правам человека придается первостепенное значение может служить недавняя ратификация Россией Европейской конвенции прав человека.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баркер А. «Новые религиозные движения», Сп-б, 1997

2. Барбур «Религия и наука: история и современность», М., 2000

3. Бондарев Г.А. «Энциклопедия духовной науки» 2-х т., М., 2000

4. Варьямс М.Ю. «Краткий курс церковного права», М., 2001

5. Галицкая И. «Новые религиозные культы и школа», М., 2001

6. Красиков А.А. «Религиозный фактор в европейской и российской политике», М., 2000

7. Новик В. «Права человека и религия», М., 2001.

8. Залесский В.В., Калистратова Р.Ф. «Комментарий к Федеральному Закону «О некоммерческих организациях», М., 2001.

9. Себенцов А. «Комментарий к Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях», М., 1997.

10. Конституция Российской Федерации, 2001

11. Гражданский кодекс Российской Федерации, 2001

12. Федеральный Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 01.10.97г.

13. «Правила государственной регистрации религиозных организаций органами юстиции Российской Федерации», 1997

14. Постановление Правительства РФ от 02.02.98 г. № 130 «О порядке регистрации, открытии, закрытии в РФ представительств иностранных религиозных организаций».

15. «Методические рекомендации по осуществлению органами юстиции контрольных функций в отношении религиозных организаций».

16. Постановление Правительства РФ от 03.06.98 г. № 565 «Порядок проведения государственной религоведческой экспертизы».

17. «Методические рекомендации некоторых положений Федерального Закона «О свободе совести и религиозных объединениях».

Международные религиозные организации и формирование международного гражданского общества

Дорская Александра Андреевна, заведующая кафедрой международного права Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, доктор юридических наук, профессор.

В статье формирование международного гражданского общества показано как одно из последствий процесса глобализации. Международные религиозные организации рассматриваются как важный элемент международного гражданского общества.

Ключевые слова: международные религиозные организации, глобализация, международное гражданское общество, свобода совести, экуменизм.

International religious organizations and formation of international civil society

Dorskaya Aleksandra Andreevna, head of the Chair of International Law of the Herzen State Pedagogical University of Russia, doctor of juridical sciences, professor.

In this article the formation of an international civil society is shown as one of the consequences of globalization. International religious organizations are considered as an important element of international civil society.

Key words: international religious organizations, globalization, international civil society, freedom of conscience, ecumenism.

На современном этапе существуют две противоположные точки зрения относительно состояния и перспектив развития международного права. Сторонники первой говорят о кризисном состоянии, которое выражается в постоянном нарушении норм и принципов международного права. Согласно второй теории нарушений в сфере международного права ничуть не больше, чем в отраслях внутригосударственного права, и сам факт нарушений не является свидетельством отрицания этих норм.

Преодолению нарушений международно-правовых норм и принципов, в том числе серьезнейших и системных, способствует формирование международного гражданского общества, которое, безусловно, еще находится на начальном этапе, но в дальнейшем должно сыграть ключевую роль в становлении международного права XXI века.

В 2000 году И.И. Лукашук, говоря о глобализации, подчеркивал, что она представляет собой “всемирный процесс, взаимосвязывающий национальные социально-экономические образования в единую мировую экономическую и общественную систему”, в результате которого формируется “международное гражданское общество” . Одним из важных элементов такого общества, на наш взгляд, являются международные религиозные организации, опирающиеся в своей деятельности как на нормы морали, заложенные в каждом религиозном учении, так и права .

Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. М.: Спарк, 2000. С. 1.
Сигалов К.Е. Взаимосвязь моральных и правовых ценностей // Гражданское общество в России и за рубежом. 2013. N 2. С. 12 – 15.

Читайте также:
Предметы антиквариата: что это такое, описание и особенности

Соотношение понятий “глобализация” и “религия” является достаточно сложным. С одной стороны, религия – это интеграция, объединение представителей одного вероисповедания. С другой стороны, религия – это способ самоидентификации народов, один из критериев их разъединения. Приведем в пример рассуждения Бенедикта XVI (Йозефа Ратцингера) – папы римского с 19 апреля 2005 года по 28 февраля 2013 года. Он пишет: “Христианство в принципе уже давно сформулировало позицию, которую отводит себе в истории религий: оно усматривает во Христе единственно подлинное и тем самым окончательное спасение людей. Соответственно, по отношению к другим религиям возможна (как представляется) двоякая установка: можно считать их предтечами христианства, имеющими, стало быть, преходящую природу , и в этом смысле расценивать их положительно. С другой стороны, их можно понимать как нечто ущербное, противное Христу, противоположное истине, как нечто, обманчиво обещающее человеку спасение, но не способное его дать. В богословии нашего времени. особенно подчеркивается позитивное начало и обсуждается прежде всего аспект “предтечности” .

Ратцингер Й. (Бенедикт XVI). Вера – Истина – Толерантность. Христианство и мировые религии / Перевод с немецкого. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007. С. 49, 52.

Но возможно и другое рассмотрение соотношения данных понятий. Безусловно, рост национальной и религиозной нетерпимости является одним из последствий политики глобализации. Однако, несмотря на эти сложности, можно констатировать, что в условиях глобализма начался процесс в том числе религиозной интеграции, проявившийся на новом этапе развития международных религиозных организаций.

На современном этапе международные религиозные организации превращаются в важный элемент формирующегося глобального гражданского общества в силу целого ряда причин.

Во-первых, появились новые типы международных религиозных организаций. Исследователи констатируют, что “в современном международном праве только начинает складываться отдельная группа правовых норм, регламентирующая участие религиозных организаций в международных отношениях, включая порядок их создания и функционирования, взаимоотношения с другими международными организациями и государствами” . Уже высказывается мнение, что такие международные религиозные организации, как Организация исламского сотрудничества, Всемирный совет церквей, Конференция европейских церквей, Всемирное братство буддистов, Межпарламентская ассамблея православия и другие, “можно назвать новыми акторами международных отношений наряду с международными неправительственными организациями” .

Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М.: Международные отношения, 2001. С. 504.
Вершинина В.Ю. Религиозный фактор международных отношений в XXI веке // Актуальные проблемы современных международных отношений. 2013. N 1. С. 6.

Во-вторых, подвижность, изменчивость современного мира, не свойственная предшествующим эпохам, “сакцентировала” цементирующий характер религиозных норм. Как отмечает М.С. Павловнин, “религия руководствуется зафиксированными в священных текстах нравственными заповедями, в то время как политика пользуется принципом целесообразности. На уровне массового сознания, особенно в условиях кризисного состояния общества, когда в обществе превалируют настроения разочарования в прошлом и настоящем и тревоги по отношению к будущему, религия видится не фактором конфликта, а фактором стабильности, своеобразной панацеей от общественных болезней” .

Павловнин М.С. Взаимовлияние религии и политики в современном политическом пространстве // Вестник Томского государственного университета. 2012. N 359. С. 44.

В связи с этим сегодня существуют и совершенно разные оценки понятия “фундаментализм”. В частности, И.С. Шегаев, проведя сравнительный анализ определений фундаментализма, пришел к выводу о несправедливости толкования фундаментализма через экстремизм и терроризм и, соответственно, восприятия его как угрозы. “Многие организации, “проповедующие” фундаментализм, – отмечает исследователь, – далеки от агрессии и нарушения каких бы то ни было норм. Чаще всего враждебность проявляется в тех случаях, когда объединения формируются исключительно для достижения корыстных целей, прикрываясь при этом религиозными мотивами. В чистом же виде фундаментализм – возвращение к корням, к своей родной культуре и традициям, он служит объективной и вынужденной реакцией правоверной части человечества на те бесчисленные грехи, которые возводятся сегодня в статус нормы” .

Шегаев И.С. Религиозный фундаментализм: определение понятия и история его происхождения // Альманах современной науки и образования. 2014. N 1 (80). С. 136.

В-третьих, начался новый этап экуменического движения. Как известно, идея объединения церквей находит сторонников на протяжении нескольких веков. Достаточно вспомнить, что, например, вопрос о соединении православной и англиканской церквей обсуждался начиная с петровского времени и до начала XX века.

На современном этапе одной из самых известных международных религиозных организаций данного типа является Всемирный совет церквей (The World Council of Churches) – руководящий экуменический орган. Он был создан в 1948 году. Высшим органом Всемирного совета церквей является Генеральная ассамблея, которая собирается раз в семь лет. За время существования Всемирного совета церквей его членами стали 348 организаций, преимущественно протестантских, а также несколько православных, в том числе Русская Православная Церковь.

В-четвертых, международные религиозные организации разрабатывают и принимают свои международные соглашения, которые, конечно, не имеют нормативно-правовой природы, но должны учитываться мировым сообществом и государствами при выработке новых международно-правовых стандартов по вопросам религии. Можно сказать, что в XX веке наравне с каноническим (церковным) правом появилось “международное религиозное право”, нормы которого должны реализовываться различными религиозными образованиями. Примером такого “права” международных неправительственных религиозных организаций может служить Хартия экуменизма (Charta Ecunemica) , которая была принята в Страсбурге 22 апреля 2001 г.

Хартия экуменизма [Электронный ресурс]. URL: http://www.ortho-hetero.ru/doc-ecum/157.

В-пятых, практически все конфессии включили в свои уставные документы раздел о международной деятельности. Так, например, А. Кырлежев пишет, что применительно к России “новейшим вызовом для Русской Православной Церкви является феномен глобализации. Вызов этот заключается не только в том, что ставит доминирующую конфессию одной из крупнейших стран мира перед необходимостью не просто проводить “внешнюю политику”, но и осознавать при этом свою включенность в общемировые процессы. Для Русской Православной Церкви этот вызов имеет три измерения: конфессиональный (межправославный), межхристианский и межрелигиозный” .

Читайте также:
Как лучше зарегистрировать ООО?

Кырлежев А. Русская Православная Церковь перед проблемой модернизации // Преодолевая государственно-конфессиональные отношения: Сборник статей / Под ред. С.Н. Градировского. Н. Новгород: Издательство Волго-Вятской академии государственной службы, 2003. С. 152.

Например, в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви 2000 г., в разделе XVI, дается следующая характеристика международных отношений и их регулирования:

“. Православные христиане и их сообщества призваны стремиться к созиданию таких международных отношений, которые служили бы максимальному благу и удовлетворению законных интересов собственного народа, сопредельных наций и всей общечеловеческой семьи.

При всем понимании неизбежности международных споров и противоречий в падшем мире, Церковь призывает власть имущих разрешать любые конфликты путем поиска взаимоприемлемых решений. Она становится на сторону жертв агрессии, а также нелегитимного и нравственно неоправданного политического давления извне. Использование военной силы воспринимается Церковью как крайнее средство защиты от вооруженной агрессии со стороны других государств. Такая защита в порядке помощи может быть осуществлена и государством, не являющимся непосредственным объектом нападения, по просьбе последнего.

Свои отношения с внешним миром государства основывают на принципах суверенитета и территориальной целостности. Эти принципы рассматриваются Церковью как базовые для защиты народом его законных интересов и являющиеся краеугольным камнем межгосударственных договоров, а значит, всего международного права.

Глобализация имеет не только политико-правовое, но и экономическое и культурно-информационное измерения. Признавая неизбежность и естественность процессов глобализации, во многом способствующих общению людей, распространению информации, эффективной производственно-предпринимательской деятельности, Церковь в то же время обращает внимание на внутреннюю противоречивость этих процессов и связанные с ними опасности” .

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви 2000 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mospat.ru/ru/documents/social-concepts/xvi/.

В-шестых, на внутригосударственном уровне современные религиозные организации также являются важным элементом гражданского общества. Например, А.Г. Семашко так описывает этот процесс в России: “. государству необходим союзник, опора в вопросах обеспечения социальной справедливости в обществе и формирования социального государства, основными приоритетами которого являлись бы максимальное удовлетворение материальных и духовных потребностей членов социума, повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, обеспечение доступности таких социальных благ, как образование, медицинское и социальное обслуживание. Одним из таких союзников государства на современном этапе является Русская Православная Церковь” . Сегодня в нашей стране можно говорить о новом, партнерском этапе государственно-конфессиональных отношений . Естественно, что государства, являющиеся главным субъектом международного права, создавая международные объединения, также не могут не учитывать позиции и мнения религиозных организаций по различным вопросам.

Семашко А.Г. Роль религиозных организаций в разработке правовых реформ в России // Теория и практика общественного развития. 2014. N 5. С. 241.
Меньшикова Н.С. Государство и Русская Православная Церковь: формирование новой модели партнерских взаимоотношений // Гражданское общество в России и за рубежом. 2014. N 1. С. 16 – 19.

Развитие международного права и религиозная интеграция бросают друг другу вызовы, на которые необходимо находить ответы.

Международные религиозные организации, как элемент гражданского общества, в общепланетарном масштабе ставят перед государствами и межгосударственными объединениями целый ряд вопросов.

Как справедливо отмечает И.В. Понкин, “столкновение мировых процессов секуляризации и десекуляризации, а также их сложное взаимодействие с мировым процессом глобализации приводит к усложнению картины распределения национально-культурной и мировоззренческой идентичности как в отдельных странах, так и во всем мире, усложняя мировоззренческую “мозаику” современного мира” . Естественно, на международно-правовом уровне должны быть выработаны нормы, предотвращающие конфликт атеистического и религиозного понимания мира.

Понкин И.В. Современное светское государство: конституционно-правовое исследование. М., 2005. С. 285.

Еще один важный вопрос – использование религиозного фактора в террористической деятельности.

И, наконец, современная ситуация требует пересмотра самого понятия “международная религиозная организация” в международном праве. Традиционно международные религиозные организации относятся к числу неправительственных. Но если говорить, например, об Организации исламского сотрудничества (до 2011 г. – Организация “Исламская конференция”), которая была основана 25 сентября 1969 года на конференции глав мусульманских государств в Рабате с целью обеспечения исламской солидарности в социальной, экономической и политической сферах, а также борьбы против колониализма, неоколониализма и расизма и поддержки Организации освобождения Палестины, то она уже явно относится к числу правительственных. В силу этого под международными религиозными организациями в современных условиях следует понимать неправительственные организации, основывающиеся в своей деятельности на установках и ценностях религиозного и духовного характера и имеющие религиозную мотивацию цели участия в международных отношениях, а также межправительственные организации, ставящие перед собой задачу обеспечения религиозной солидарности во всех сферах жизни.

С другой стороны, международное право также поставило перед религиозными организациями ряд вопросов, на которые они должны найти ответ.

Первый вопрос – развитие такой отрасли международного права, как право прав человека, заставил государства и религиозные организации пересмотреть вопрос о субъектном составе этих отношений. Если раньше речь могла идти только о двух субъектах – государственных органах и религиозных организациях, то теперь все большее признание получает мнение, что верующая или неверующая личность также является третьим субъектом государственно-конфессиональных отношений. Свобода совести рассматривается на современном этапе в контексте как коллективных, так и индивидуальных прав.

Второй вопрос – разработка международно-правовых стандартов по свободе совести. Это потребовало от многих конфессий и международных религиозных организаций пересмотреть свое видение этой проблемы. Так, “анализ документов Всемирного совета церквей, – отмечает Н.В. Володина, – показывает, что в них со временем трактовка религиозных свобод, принципа свободы совести становится шире, плюралистичнее, универсальнее. В принятом исполкомом ВСЦ в 1961 г. (Женева) документе уже подчеркивается право каждого не только на свою веру, но и на неверие, необходимость международного стандарта свободы вероисповеданий, включающего соответственно и права, и ограничения. Если принятые в первые годы существования ВСЦ документы носят явно христианско-центристский характер (так, в Декларации свободы вероисповеданий, принятой в Амстердаме в 1948 г., говорилось, что “права, требуемые христианским учением, хороши и благотворны для всех людей, и дарение таковых прав еще никогда не причиняло вреда ни одной нации”), то позднее принятые документы носят более взвешенный характер, подчеркивают необходимость учета точек зрения, традиций, прав других религий (в принятом в 1975 г. в Найроби документе “Право на свободу вероисповеданий” есть знаменательное признание, что обеспечение права на свободу вероисповедания не относится только к христианской церкви и что “осуществление свободы вероисповедания не всегда отражало огромное разнообразие существующих в мире религий”) .

Читайте также:
Банкротство индивидуального предпринимателя: что это значит

Володина Н.В. Государственно-конфессиональные отношения: теоретико-правовой анализ. М.: Издательство “Щит-М”, 2005. С. 282 – 283.

Третий вопрос – религиозные организации не могут находиться вне современных глобальных проблем человечества, поэтому возрастает число международных религиозных организаций, созданных с этой целью. Например, Всемирная конференция по вопросам религии и мира (World Conference on Religion and Peace) была создана в 1970 г. в Киото (Япония) как международное объединение религиозных деятелей, представляющих разные вероисповедания. Главной задачей конференции является “содействие мирному разрешению международных и внутригосударственных конфликтов” . Основные направления деятельности конференции – это преодоление вооруженных конфликтов в различных точках мира, налаживание мирной жизни там, где шла война, предотвращение гуманитарных катастроф, борьба с распространением оружия массового поражения, голодом, СПИДом и эпидемиями, особенно на африканском континенте.

Марусин И.С. Всемирная конференция по вопросам религии и мира // Энциклопедия международных организаций. СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2006. Т. 2. С. 13.

Таким образом, формирование международного гражданского общества можно считать одним из последствий процесса глобализации. Международные религиозные организации на современном этапе играют все большую роль в становлении норм и принципов жизнедеятельности мирового сообщества, акцентируя внимание государств и международных объединений на вечных вопросах.

Статья 13. Представительства иностранных религиозных организаций

1. Иностранной религиозной организацией именуется организация, созданная за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства.

2. Иностранной религиозной организации может быть предоставлено право открытия своего представительства на территории Российской Федерации.

Представительство иностранной религиозной организации не может заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, и на него не распространяется статус религиозного объединения, установленный настоящим Федеральным законом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в пункт 3 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

3. Порядок регистрации, открытия и закрытия представительства иностранной религиозной организации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ пункт 4 статьи 13 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2009 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

4. В случае принятия решения о регистрации представительства иностранной религиозной организации ее представителю выдается свидетельство, образец которого устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

5. Российская религиозная организация вправе иметь при себе представительство иностранной религиозной организации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 апреля 2015 г. N 80-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен статьей 13.1

Статья 13.1. Реорганизация религиозной организации

Реорганизация религиозной организации осуществляется по основаниям и в порядке, предусмотренным гражданским законодательством. Религиозная организация не может быть преобразована в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ в статью 14 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 14. Приостановление деятельности религиозного объединения, ликвидация религиозной организации и запрет на деятельность религиозного объединения в случае нарушения ими законодательства

1. Религиозные организации могут быть ликвидированы:

по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации;

по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям);

по решению суда в случае, предусмотренном пунктом 9 статьи 8 настоящего Федерального закона.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 341-ФЗ в пункт 2 статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

2. Основаниями для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются:

нарушение общественной безопасности и общественного порядка;

действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности;

принуждение к разрушению семьи;

посягательство на личность, права и свободы граждан;

нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

воспрепятствование получению обязательного образования;

принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;

побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий;

неоднократное непредставление религиозной организацией в федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган в установленный срок отчета, предусмотренного пунктом 2 статьи 25.1 настоящего Федерального закона, при наличии в деятельности религиозной организации других нарушений законодательства Российской Федерации.

Читайте также:
Минимальный размер оплаты труда

3. Органы прокуратуры Российской Федерации, федеральный орган государственной регистрации и его территориальные органы, а также органы местного самоуправления вправе вносить в суд представление о ликвидации религиозной организации либо о запрете деятельности религиозной организации или религиозной группы.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 261-ФЗ в пункт 4 статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

4. Государственная регистрация религиозной организации в связи с ее ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”, с учетом особенностей такой регистрации, установленных настоящим Федеральным законом.

Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации религиозной организации в связи с ее ликвидацией, представляются в орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозной организации в соответствии с пунктами 2 – 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации религиозной организации в связи с ее ликвидацией направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании указанного решения, принятого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, и представленных ими необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в орган, принявший указанное решение.

Порядок взаимодействия федерального органа государственной регистрации и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации религиозных организаций в связи с ликвидацией определяется федеральным органом государственной регистрации по согласованию с уполномоченным регистрирующим органом.

Государственная регистрация религиозной организации в связи с ее ликвидацией осуществляется в срок не более чем десять рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов.

5. Правоспособность ликвидируемой религиозной организации как юридического лица прекращается, а имущество указанной религиозной организации распределяется в соответствии с ее уставом и гражданским законодательством Российской Федерации.

6. Основания и порядок ликвидации религиозной организации по решению суда применяются также в отношении запрета деятельности религиозной группы.

7. Деятельность религиозного объединения может быть приостановлена, религиозная организация может быть ликвидирована, а деятельность религиозного объединения, не являющегося религиозной организацией, может быть запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом “О противодействии экстремистской деятельности”.

16. Конституционно-правовой статус личности: понятие, структура, особенности правового регулирования.

Правовой статус – это совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантируемых государством. В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, т.е. реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки. Социальный и правовой статусы соотносятся как содержание и форма.

Правовой статус личности определяется всей совокупностью прав человека и гражданина, отраженных в нормах всех отраслей действующего права.

Основы правового статуса личности охватывают конституционно закрепленные права и свободы человека. Понятие же основных прав и свобод человека и гражданина можно сформулировать следующим образом: ”Конституционные (основные) права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством, составляют ядро правового статуса личности” Конституция РФ 1993 г..

В структуру правового статуса входят следующие элементы

1. правовые нормы, устанавливающие данный статус;

3. основные права и обязанности;

4. законные интересы;

6. юридическая ответственность;

7. правовые принципы;

8. правоотношения общего (статусного) типа.

При этом, права и обязанности, особенно конституционные, их гарантии образуют основу правового статуса Ст. 64 Конституции РФ, 1993 г..

Правовые нормы, устанавливающие данный статус

В российском законодательстве это Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом Российской Федерации 22 ноября 1991года, а затем Конституция Российской Федерации 1993 года.

Правосубъектность – включает в себя два понятия: дееспособность и правоспособность, которые должны присутствовать у каждого человека данного государства.

Правоспособность – это способность каждого гражданина иметь права, и нести определенные обязанности.

Дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять конкретные права, создавать для себя определенные обязанности и использовать их.

Основные права и обязанности

Государственно-правовая наука, используя классификационные основы, выработала систему основных прав и свобод, куда вошли:

1)социально-экономические права и свободы граждан;

2) политические права и свободы граждан;

3) личные права и свободы граждан.

В действующей Конституции, основанной на новой концепции прав человека, перечень прав и свобод установлен в следующей последовательности. Сначала указаны личные, затем политические, а за ними социально экономические права и свободы.

Законные интересы предполагают увлечение человеком любыми средствами, которые реализуют его в обществе. Эти интересы закрепляются в политических правах и свободах граждан, например, право на объединение – представляет собой право на образование любого союза в рамках требования закона.

Обычно это право предполагает также принцип свободы деятельности общественных объединений и их равноправия. Право на объединение не является абсолютным правом и может быть ограничено в случае введения чрезвычайного или военного положения.

Гражданство предполагает, что у конкретного человека существует правовая связь с конкретным государством Конституция РФ 1993г.

Иначе говоря, является человек гражданином Российской Федерации или иностранцем, или человеком с двойным гражданством. Помимо граждан, на территории государства могут находиться и апатриды (люди без гражданства). Их объем прав всегда меньше, чем у граждан.

Юридическая ответственность- это чувство долга, гражданской позиции, развитого правового и нравственного сознания. Это позитивная ответственность и негативная. Позитивная – мера требовательности к себе и другим. Она вытекает из реального социально-правового статуса субъекта и называется статусной ответственностью.

Читайте также:
Исполнительное соглашение: что это такое, описание и особенности

Позитивная ответственность личности предшествует негативной; последняя наступает тогда, когда не срабатывает первая, т.е совершается правонарушение.

Правовые принципы

Какие же принципы заложены Конституцией 1993 г. в основу правового статуса личности?

Ответ на этот вопрос находится в Главе 1”ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ” Конституция РФ 1993 г.

. В этой главе закреплены такие фундаментальные принципы, как принцип приоритета (высшей ценности) прав и свобод человека (ст. 2), а также принцип непосредственного действия общепризнанных принципов и норм международного права на территории Российской Федерации (ч. 4 ст. 15).

В Главе 2 Конституции РФ закреплены принципы неотчуждаемости прав и свобод человека (ч. 2 ст. 17), прямого и непосредственного действия прав и свобод человека (ст. 18), равноправия (равенства перед законом и судом) (ст. 19).

Приоритет норм международного права в области прав и свобод граждан над национальным законодательством является основополагающим принципом взаимоотношений государства и личности в Российской Федерации.

Права и свободы человека являются неотчуждаемыми, так как принадлежат каждому в силу рождения. Именно поэтому права и свободы человека являются объектом защиты государства, независимо от того, обладает человек качеством гражданства или нет. Эту группу прав государство обеспечивает за всеми людьми без исключения, находящимися на территории государства.

Права и свободы человека и гражданина являются постоянно действующими. Это означает, что Конституция как закон государства обладает возможностью прямого действия на всей территории и нарушение ее норм напрямую может быть обжаловано в суде Кашепов В.П. Институт судебной защиты прав и свобод гражданина и средства его реализации/ Государство и право/ 1998 №2- С.66-71.

Все граждане и иные лица, находящиеся на территории государства, равны перед законом и судом. Это значит, что права и свободы человека и гражданина не могут зависеть от пола, расы, национальности, языка, места жительства, положения в обществе, отношения к религии, а также других обстоятельств.

Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой и религиозной принадлежности.

Правоотношения общего (статусного) типа – это правоотношения, возникающие между человеком и государством.

Государство за гражданином закрепляет максимальный объем прав и свобод, а граждане, в свою очередь, несут обязанности, например, уплачивать законно установленные налоги и другие сборы.

17. Гражданство Российской Федерации: понятие, принципы, основания приобретения и прекращения.

гражда́нство Росси́йской Федера́ции — устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей [1] .

Приказ Минюста РФ от 03.03.2009 N 62 Об утверждении Порядка регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 3 марта 2009 г. N 62

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА

РЕГИСТРАЦИИ, ОТКРЫТИЯ И ЗАКРЫТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ ИНОСТРАННЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Во исполнение статьи 48 Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3616), пунктов 3 и 4 статьи 13 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 39, ст. 4465; 2000, N 14, ст. 1430; 2002, N 12, ст. 1093; N 30, ст. 3029; 2003, N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 29, ст. 3122) приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций и применять его с даты признания утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 N 130 “О порядке регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 6, ст. 754; 2006, N 3, ст. 297; 2008, N 50, ст. 5958).

РЕГИСТРАЦИИ, ОТКРЫТИЯ И ЗАКРЫТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ ИНОСТРАННЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

I. Порядок открытия представительства

1. В Порядке регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций (далее – Порядок) иностранной называется религиозная организация, созданная за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства.

Представительством иностранной религиозной организации (далее – представительство) называется открываемое в Российской Федерации обособленное подразделение иностранной религиозной организации, действующее от ее имени и по ее поручению на основании предоставленных полномочий. Представительство не является юридическим лицом.

2. Несколько иностранных религиозных организаций по согласованию между собой могут открыть в Российской Федерации одно совместное представительство.

Российская централизованная религиозная организация (далее – российская религиозная организация), зарегистрированная в установленном законодательством Российской Федерации порядке, вправе иметь при себе представительство иностранной религиозной организации.

3. Наименование представительства должно содержать слово “представительство” и полное наименование открывшей его иностранной религиозной организации.

4. Представительства не могут заниматься культовой, иной религиозной деятельностью, и на них не распространяется статус религиозного объединения, установленный законодательством Российской Федерации.

5. Вопросы обеспечения представительства служебными и жилыми помещениями, транспортом, иным имуществом и услугами хозяйственно- бытового характера решаются открывшими их иностранными религиозными организациями за счет собственных средств, а также на основе договоров с российскими религиозными организациями, при которых открывается представительство.

6. Свидетельство о регистрации представительства иностранной религиозной организации (далее – свидетельство) является основанием для обращения открывшей представительство иностранной религиозной организации в дипломатические представительства или консульские учреждения Российской Федерации за получением визы на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан для работы в представительстве, а также в органы внутренних дел Российской Федерации для оформления регистрации этих граждан и членов их семей в Российской Федерации.

7. Персонал представительства назначается и заменяется иностранной религиозной организацией из числа иностранных граждан в пределах численности, согласованной с Минюстом России при регистрации представительства, и граждан Российской Федерации.

Читайте также:
Как зарегистрировать фирму в Москве?

Привлечение граждан Российской Федерации для работы в представительстве осуществляется согласно законодательству Российской Федерации.

8. Деятельность представительств независимо от взаимоотношений с открывшей их иностранной религиозной организацией (организациями) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

II. Порядок регистрации представительства

9. Представительство считается открытым со дня его регистрации Минюстом России.

10. Лицо, уполномоченное иностранной религиозной организацией на ведение от ее имени переговоров об открытии представительства, представляет для его регистрации в Минюст России следующие документы:

а) заявление об открытии и регистрации представительства, подписанное уполномоченным лицом (лицами) иностранной религиозной организации, в котором указываются краткие сведения об этой религиозной организации;

б) положение о представительстве, в котором указываются цель и основные формы деятельности представительства, местонахождение (адрес) и территория его деятельности, количество иностранных сотрудников представительства;

в) в случае открытия представительства при российской религиозной организации – соответствующее решение правомочного органа и заявление этой организации;

г) решение правомочного органа иностранной религиозной организации (организаций) об открытии своего представительства в Российской Федерации и назначении руководителя представительства (представителя);

д) копии учредительных документов, свидетельства о регистрации или иных правоустанавливающих документов иностранной религиозной организации.

Документы иностранных религиозных организаций и учреждений иностранных государств представляются на государственном (официальном) языке с переводом на русский язык, заверенные в установленном порядке.

11. Минюст России вправе запросить дополнительные сведения, а также проверить достоверность содержащейся в представленных документах информации.

12. Регистрация представительства осуществляется в 3-месячный срок со дня подачи заявителем всех документов, указанных в пункте 8 Порядка.

В случае, если у заявителя запрашиваются дополнительные сведения, указанный срок может быть продлен до 6 месяцев.

13. При принятии решения о регистрации представительства Минюст России выдает заявителю сроком на 3 года свидетельство о регистрации представительства иностранной религиозной организации установленного образца (приложение N 1). Срок действия свидетельства может быть продлен на последующие 3-летние периоды при наличии соответствующего заявления от иностранной религиозной организации и, в случае открытия представительства при российской религиозной организации, соответствующего заявления этой организации.

14. Свидетельство подписывается заместителем Министра юстиции Российской Федерации, курирующим вопросы государственной регистрации и контроля за деятельностью религиозных организаций, и заверяется оттиском печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации.

15. Решение о регистрации (об отказе в регистрации) оформляется распоряжением Минюста России.

16. Решение о регистрации представительства является основанием для внесения сведений о нем в реестр представительств иностранных религиозных организаций, открытых в Российской Федерации (далее – реестр), который ведет Минюст России (приложение N 2).

17. Основания для отказа в регистрации представительства:

а) цели и деятельность иностранной религиозной организации, заявляющей об открытии своего представительства в Российской Федерации, противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;

б) представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, Порядка или содержат недостоверные сведения;

в) ранее зарегистрированное на территории Российской Федерации представительство было закрыто в связи с осуществлением деятельности, запрещенной законом, или с иными нарушениями законодательства Российской Федерации.

18. В случае отказа в регистрации представительства заявителю сообщается об этом в письменной форме с указанием конкретных положений Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, настоящего Порядка, нарушение которых повлекло отказ в регистрации представительства.

Сообщение об отказе в регистрации должно быть направлено заявителю не позднее 7 дней с даты принятия решения об отказе в регистрации.

Отказ в регистрации представительства может быть обжалован в суд.

19. В случае ликвидации иностранной религиозной организации, открывшей представительство, досрочного прекращения деятельности представительства, замены его руководителя (представителя), изменения местонахождения (адреса) представительства, численности иностранных сотрудников иностранная религиозная организация или руководитель представительства в течение месяца обязаны уведомить об этом Минюст России с приложением подтверждающих документов.

20. На основании представленных иностранной религиозной организацией или руководителем представительства документов Минюст России вносит соответствующие изменения в реестр. При изменении сведений, содержащихся в свидетельстве, оно подлежит замене.

III. Порядок закрытия представительства

21. Основания для закрытия представительства:

а) истечение срока, на который выдано свидетельство о регистрации представительства;

б) письменное решение иностранной религиозной организации, открывшей представительство;

в) отзыв заявления российской религиозной организации об открытии при ней представительства;

г) ликвидация иностранной религиозной организации, открывшей представительство;

д) осуществление представительством деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными нарушениями законодательства Российской Федерации, либо при систематическом осуществлении представительством деятельности, не соответствующей целям его создания.

22. Решение о закрытии представительства оформляется распоряжением Минюста России и является основанием для внесения в реестр записи о закрытии представительства.

Не позднее 7 дней с даты принятия решения о закрытии представительства мотивированное уведомление об этом направляется в адрес представительства, иностранной религиозной организации, открывшей представительство, и (или) в адрес российской религиозной организации, при которой было открыто представительство.

23. Решение о закрытии представительства может быть обжаловано в суд.

Судебная практика и законодательство — Приказ Минюста РФ от 03.03.2009 N 62 Об утверждении Порядка регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций

приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 марта 2009 г. N 62 “Об утверждении порядка регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций” (зарегистрирован Минюстом России 5 марта 2009 г., регистрационный N 13470) (далее – Порядок регистрации представительств иностранных религиозных организаций);

В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 39, ст. 4465; 2000, N 14, ст. 1430; 2002, N 12, ст. 1093; N 30, ст. 3029; 2003, N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 29, ст. 3122; 2008, N 30, ст. 3616), Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 “Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 52, ст. 5690; 2006, N 12, ст. 1284; N 19, ст. 2070; 2007, N 13, ст. 1530; N 20, ст. 2390; 2008, N 10, ст. 909; N 29, ст. 3473), приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 05.03.2009 N 62 “О Порядке регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций” (зарегистрирован Минюстом России 5 марта 2009 г., регистрационный N 13470) приказываю:

Читайте также:
Можно ли заключить договор аренды без торгов?

Религиозные организации: виды, формы, характеристики, особенности

Содержание:

Особенности религиозных объединений заключаются в том, что каждый человек имеет право вступить в любую организацию, если она является законной. В Российской Федерации, по данным статистики, верующих людей более 65%. Они относятся к разным конфессиям. С развитием иммиграции численность армянских, мусульманских мечетей увеличилась. Все граждане страны могут стать членами любого общества.

Что такое религиозное объединение — религия и религиозные организации кратко

Религиозные организации – это структурированные объединения граждан, исповедующих одинаковую религию. Религиозные группы, примеры которых встречаются в каждом государстве, бывают двух видов:

  • Местные объединения. В них входят совершеннолетние граждане, которые живут в одном городе, поселке или селе. Численность участников не должна превышать десяти человек.
  • Централизованные группы. Согласно правилам, такое религиозное объединение – это официальная организация как минимум с тремя местными филиалами.

Независимо от того, какие религиозные организации существуют в стране, все они подчиняются единым законам. Объединение, которое пропагандирует любой вид насилия, противоправные действия, не имеет права на ведение деятельности в Российской Федерации. Рассмотрим, чем отличается религиозная группа от религиозной организации:

  1. Организация является добровольным гражданским объединением. Важно, чтобы все ее члены законно проживали в стране. Все виды религиозных организаций – это официально зарегистрированные юридические лица, прошедшие государственную регистрацию.
  2. Группа также считается добровольным формированием жителей страны. Она не является юридическим лицом, не проходит государственную регистрацию.

Формы религиозных объединений – права групп

В России существует несколько форм организаций, проповедующих различные религии. Все они обладают определенными правами:

  1. Проведение религиозных обрядов на территории детского дома, дома престарелых, больничного учреждения по просьбе людей, находящихся в данных местах. При этом администрация должна предоставить помещение, где церковь будет проводить религиозный обряд.
  2. В соответствии с законодательством РФ создавать собственные частные предприятия, заниматься предпринимательской деятельностью.
  3. Иметь собственность – имущество движимое и недвижимое. Для приобретения должны использоваться собственные средства организации, пожертвования от государства, граждан, предприятий.
  4. Подписывать трудовые договора с гражданами РФ для узаконивания правовых отношений с работниками религиозного объединения.
  5. Открывать специализированные образовательные заведения для обучения будущих работников церкви, священников.
  6. Отечественные и международные религиозные организации имеют право заниматься благотворительностью, культурным просвещением.
  7. Распространять прессу, предметы с религиозными наставлениями среди людей, не являющихся членами группы.
  8. Экспорт, импорт, производство, распространение печатных материалов, аудиозаписей и видеофильмов на тему религии.

Основные виды религиозных организаций

Наиболее распространенные виды религиозных объединений можно сгруппировать в четыре категории:

  • Церкви. Крупная группа людей, присутствующих практически во всем мире. Их объединяет единое христианское вероучение, определенные праздники, традиции, иерархия.
  • Деноминации. В данной категории отображаются церковные особенности, но при этом просматривается секта. Многое зависит от степени развитости конкретного образования.
  • Секта. Приверженцы сект вступают в оппозицию с другими религиями, они оспаривают привычный культ. В большинстве сект свой Бог, свои принципы.
  • Общины. Данное понятие относится к мусульманской вере. Также есть небольшие общины, которые относятся к конкретным мечетям.

Понятие и виды религиозных объединений различаются в разных странах. Яркий пример – африканские племена, которые по сей день живут по своим собственным традициям, чтят своих Богов, поклоняются идолам. Перед каждым обрядом требуется длительная подготовка, на которую уходит иногда по несколько дней.

Религиозные объединения в РФ – примеры

На территории Российской Федерации культовые сооружения и здания принадлежат разнообразным религиозным организациям. Всего они владеют 230 объектами. Речь идет о построенных зданиях и тех, что находятся в процессе строительства. По данным статистики, всего в стране религиозных групп и организаций более 270. Наиболее известной является Московское Патриархальное формирование. Ему принадлежит 130 групп, среди которых:

  • 129 – Русских Православных церквей;
  • одна грузинская церковь;
  • одна Православная Единоверческая церковь.

Также есть и другие конфессии и объединения. В современной России идет активный рост численности религиозных групп. Появляется нечто новое, расширяются существующие организации. Из крупных групп можно выделить:

  1. Свидетели Иеговы.
  2. Пятидесятники.
  3. Армия спасения.
  4. Адвентисты 7 дня.
  5. Евангельские христиане-баптисты.
  6. Объединения иудеев.
  7. Формирования буддистов.
  8. Мусульманские организации.
  9. Храмы старообрядчества.
  10. Армянская Апостольская церковь.

Иностранная рабочая сила

(англ foreign workers) – в РФ иностранные граждане, привлекаемые работодателями в качестве работников в порядке, определяемом законодательством РФ. Привлечение на территорию РФ И.р.с., согласно ст. 17 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»**, является приоритетным правом РФ.

Выдача разрешений на привлечение И.р.с. и контроль за ее использованием осуществляются ФМС РФ по предложениям органов исполнительной власти субъектов РФ. Разрешениями устанавливаются квоты на привлечение определенного числа иностранных граждан в целом и по группам профессий. Такие разрешения могут выдаваться российским юридическим лицам, коммерческим организациям с иностранными инвестициями, действующим на территории РФ, а также отдельным российским и иностранным физическим лицам и лицам без гражданства, проживающим на территории РФ, использующим труд наемных работников в личном хозяйстве. При этом срок профессиональной деятельности привлекаемых иностранных граждан не должен превышать срока действия разрешения.

Для получения разрешения работодатель представляет в ФМС РФ: заявление; предложение (заключение) соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ с обоснованием целесообразности привлечения и использования И.р.с; проект трудового контракта или др. документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намерении и об условиях привлечения И.р.с.

Читайте также:
Могут ли по долгам ИП забрать имущество ООО, если я учредитель?

При этом условия, оплата и охрана труда иностранных граждан, их социальное обеспечение и страхование определяются законодательством РФ с учетом особенностей, предусмотренных межгосударственными и межправительственными соглашениями России с зарубежными странами.

Решение о выдаче разрешений принимается ФМС РФ в течение 30 дней со дня подачи работодателем указанных документов. Если для принятия решения требуется проведение Экспертизы, то оно принимается в 15-дневный срок после получения заключения эксперта, но не позднее 45 дней со дня подачи документов. Мотивированный отказ в выдаче разрешения направляется работодателю в письменном виде в течение 5 дней после принятия решения об отказе в выдаче разрешения. Разрешения выдаются, как правило, на срок до 1 года. Привлекаемые на основе разрешения иностранные работники не могут быть переведены на работу к др. работодателю. Работодатели, получившие разрешение на привлечение И.р.с, обязаны в месячный срок направить в ФМС РФ сведения о заключении трудовых контрактов с иностранными работниками.

В случае нарушения работодателем указанных в разрешении условий или законодательства РФ, в результате чего ущемляются права иностранных работников, ФМС РФ может приостановить действие разрешения до устранения допущенных нарушений или дать указание об их устранении в определенный срок. При неустранении нарушений в установленный срок разрешение может быть аннулировано по решению ФМС. Работодатель может быть без предупреждения лишен права пользования разрешением за действие или бездействие, в результате которого возникает угроза гибели людей или нанесения ущерба их здоровью. Иные условия привлечения и использования И.р.с. регулируются Положением о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы**, ст. 17 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»** и законодательством субъектов РФ (напр., ст. 78 Устава (Основного Закона) Калининградской области устанавливает, что привлечение И.р.с. осуществляется на основе квот, дифференцированных по отраслям, сферам деятельности и государствам-поставщикам И.р.с, с учетом интересов области, в соответствии с законодательством).

Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

  • Инородная управа
  • Иностранная религиозная организация

Полезное

Смотреть что такое “Иностранная рабочая сила” в других словарях:

Иностранная рабочая сила — (англ foreign workers) в РФ иностранные граждане, привлекаемые работодателями в качестве работников в порядке, определяемом законодательством РФ. Привлечение на территорию РФ И.р.с., согласно ст. 17 Закона РФ «О … Энциклопедия права

ИНОСТРАННАЯ РАБОЧАЯ СИЛА — иностранные работники, законно въехавшие в РФ в целях осуществления трудовой деятельности. В соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в РФ основаниями для привлечения и использования иностранной рабочей силы… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

Рабочая сила иностранная — Иностранная рабочая сила лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, законно въехавшие на территорию Российской Федерации и имеющие намерение осуществлять трудовую деятельность в городе Москве. Источник: ЗАКОН г. Москвы от 19.09.2001 N … Официальная терминология

Рынок труда — (Labor market) Рынок труда это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу Определение рынка труда, определение рабочей силы, структура рынка труда, субъекты рынка труда, конъюнктура рынка труда, сущность открытого и скрытого рынка… … Энциклопедия инвестора

Занятость — (Employment) Занятость населения, виды занятости Постоянная занятость, вторичная и теневая Содержание Содержание 1. Вторичная . 2. Постоянная и нерегулярная занятость. 3. Теневая занятость, частичная и условная. Занятость населения Понятие… … Энциклопедия инвестора

Федеральная миграционная служба России — (ФМС России) создана в 1992 г., на нее были возложены функции головного координирующего органа по миграционной политике России. В 1993 1994 гг. на ФМС России были дополнительно возложены функции организации иммиграционного контроля, разработки и… … Миграция: словарь основных терминов

Миграция рабочей силы — Сущность и причины миграции рабочей силы Движение рабочей силы тесно связано с движением капитала и во многом обусловлено его перемещениями. Миграция населения известна с давних времен, исторически это была первая форма существования МЭО.… … Википедия

ИРС — иностранная рабочая сила ИРС инициативное расширение словаря Источник: http://nauka.vkpk.ru/katalog/sr2000/sr03 02/0014.htm ИРС индивидуальная работа студента образование и наука Источник: http://www.mesi.ru/joe/st109.html … Словарь сокращений и аббревиатур

Кругобайкальская железная дорога — Координаты: 51°46′35″ с. ш. 104°10′55″ в. д. / 51.776389° с. ш. 104.181944° в. д. … Википедия

Население Швейцарии — Это демографическая статья о населении Швейцарии, о коренном народе Швейцарии см. статью Швейцарцы Языки Швейцарии: Немецкий язы … Википедия

Иностранная рабочая сила: что это значит

№ 107 – 108
31 марта – 13 апреля 2003

Иностранная рабочая сила в экономике России

А.Д. Попов
(Опубликовано в: Миграция населения и перспективы демографического развития России // Международная научно-практическая конференция 22 ноября 2002 года. Москва, 2003, с. 145-148)

Заметное и с тенденцией к расширению использование иностранной рабочей силы – одна из характерных черт занятости в современной российской экономике.

Зарубежная рабочая сила оказывается в России по двум каналам. Первый из них – это официальное ее привлечение российскими предприятиями и организациями, осуществляемое, как правило, при посредничестве миграционной службы, которая после ряда изменений в структуре федеральных органов исполнительной власти ныне находится в ведении Министерства внутренних дел. Второй канал – нелегальная трудовая миграция.

Официальное привлечение работников из-за рубежа вызвано рядом причин. Во-первых, появляются массовые рабочие места, которые в сложившихся на данной территории и в данное время социально-экономических условиях оказываются малопривлекательными для местных жителей и не обеспечиваются притоком рабочей силы из других регионов страны. Во-вторых, растет число предприятий с участием иностранного капитала. В 2001 году на них было занято 1,7 миллиона человек, в числе которых среди руководителей и специалистов трудятся иностранцы. В-третьих, сохраняется практика деятельности иностранных компаний на территории России в форме реализации ими договоров Подряда, по которым в 2001 году трудились 39% привлеченных.

Читайте также:
Реальная заработная плата: что это значит

Учет официального привлечения иностранной рабочей силы ведется с 1994 года. Его сведения дают представление, сколько привлекается работников, из каких стран, каков их половозрастной состав, как они распределяются по отраслям экономики и территории России.
Рабочая сила в эти годы привлекалась из более 100 стран. Из суммарного числа привлеченных (1,9 миллиона человек) 48,8% составили граждане стран – участников СНГ и 51,2% – из других государств. Бесспорный лидер по официальному предоставлению иностранной рабочей силы среди всех стран (32,6%) и в еще большей мере среди стран СНГ (66,8%) – Украина. В совокупности остальных стран за период в целом лидирует Турция, но, начиная с 2000 года, ее обошел Китай, а в 2001 году вплотную к ней приблизился Вьетнам.

Привлекаемая рабочая сила специфична по своему половозрастному составу. На протяжении всех лет около 90% ее составляли мужчины, причем 59-69% из них были в возрасте до 40 лет, тогда как среди занятых в российской экономике на долю мужчин приходилось 52%, из которых 40 лет не достигали 53-55%.

Главной сферой привлечения иностранцев выступает строительство (1995 год – 55%, 1998 – 51,5 и 2001 – 39%). В 2001 году в данной отрасли использовано 90% рабочей силы, привлеченной из республик бывшей Югославии, 79% – из Турции, 65% из Армении, 55% – из КНДР и 45% – из Украины. На второе место в последние годы вышла торгово-коммерческая деятельность (23% в 2001 году). В ней концентрируется большинство мигрантов из Вьетнама и Китая, которые в 2001 году составили 65% общего официального привлечения в эту сферу экономики.

Крупнейшими импортерами рабочей силы являются 5 регионов России (Москва, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Приморский край и Московская область), на которые в последние годы приходится более половины общего привлечения.

Приведенные данные, однако, касаются лишь относительно небольшой части иностранной рабочей силы, поскольку основным ее источником, как свидетельствует изучение реальной ситуации, является нелегальная трудовая миграция.

В связи с этим Госкомстат РФ, начиная с 1998 года, дает ежегодную оценку использования иностранной рабочей силы с учетом нелегальной миграции. Делается это в рамках баланса трудовых ресурсов, где введена новая составляющая трудовых ресурсов под названием “работающие граждане других государств”.

В 1998 году по данным Госкомстата в России работали 549 тысяч иностранцев, в 1999 – 706, в 2000 – 699 и в 2001 году – 675 тысяч. Причем эти цифры относятся к среднегодовой численности, тогда как сведения миграционной службы касаются физических лиц. Учитывая сезонный характер значительной части трудовой миграции, можно считать, что 700 тысяч работников в среднегодовом исчислении соответствуют 1,5-2 миллиона физических лиц.

Госкомстат пока ограничивается общей цифрой работающих иностранцев без распределения их по отраслям экономики. По нашей оценке, это распределение по своей структуре может отличаться от соответствующих данных миграционной службы, скорее всего, в сторону усиления доли строительства и особенно торгово-коммерческой деятельности.

В территориальном распределении работающих граждан других государств гораздо сильнее, чем в рамках учета официальной миграции, выделяется Москва. В 2001 году по оценке Госкомстата Москва “отхватила” 64,3% иностранной рабочей силы (по данным миграционной службы только 29,2%) и в результате иностранцы составили более 8% занятых в экономике Москвы.

Хотя сведения Госкомстата о привлечении иностранной рабочей силы значительно масштабнее данных миграционной службы, они, вероятнее всего, занижены. Об этом, в частности, свидетельствует сравнение соответствующих цифр по ряду регионов. Например, в Московскую область официально в 2001 году было привлечено 11,5 тысячи иностранцев, а согласно балансу трудовых ресурсов в среднегодовом исчислении общее число привлеченных оказалось 8,8 тысячи. В Приморском крае – соответственно 14,8 и 12,9 тысячи. Балансовая цифра по Москве в 5,3 раза превышает официальное привлечение иностранцев. Но и она не бесспорна .

Россия притягивает нелегальных мигрантов по двум причинам: они вообще не могут найти работу в своей стране или считают, что в России могут заработать существенно больше. Выгодны они и российским предпринимателям, которые существенно экономят на заработной плате путем снижения ее величины (по сравнению со сложившейся на местном рынке труда) и выплаты черным “налом”, позволяющей избежать обложения оплаты труда подоходным и единым социальным налогом.

Особо притягательной зоной для нелегальной трудовой миграции служат масштабность и распространенность в российской экономике неформального сектора. В 2001 году, согласно балансу трудовых ресурсов, в нем было занято около 12,5 миллионов человек, из которых только 4,5 миллиона индивидуальных предпринимателей состояли на учете в налоговых органах. Остальные 8 миллионов – это незарегистрированные предприниматели и работающие по найму у физических лиц. Соответственно у мигрантов-нелегалов существуют достаточно большие возможности бесконтрольно заниматься строительством индивидуальных домов, ремонтом этих домов и квартир, работать по найму на вещевых и продовольственных рынках, заниматься уличной торговлей. Сокращение этих возможностей напрямую связано с усилением финансового контроля над неформальным сектором.

В целом первостепенная и весьма непростая задача заключается в том, чтобы нелегальную трудовую миграцию свести к минимуму. Но это вовсе не значит, что ее следует легализовать в полном объеме, составляющем, по наиболее распространенной оценке, около 4 миллионов физических лиц. Оптимизации внешней трудовой миграции и контролю над ней много места отведено в законе “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”, который действует с 1 ноября 2001 года. Теперь дело за конкретными механизмами которые должны обеспечить реализацию поставленных целей. Особое внимание здесь должно быть уделено установлению квот на иностранную рабочую силу и мерам наказания за использование нелегальных трудовых мигрантов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: