Иностранный наблюдатель: что это значит

Юридический словарь

– лицо, представляющее иностранную или международную организацию, приобретающее право на осуществление наблюдения за подготовкой и проведением выборов и референдумов в Российской Федерации в соответствии с установленным законом порядком. Иностранные (международные) наблюдатели получают разрешение на въезд в Российскую Федерацию в порядке, установленном федеральным законом, и при наличии приглашения органов государственной власти, избирательных комиссий, комиссий референдума аккредитуются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Деятельность иностранных (международных) наблюдателей регулируется федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Смотреть значение Наблюдатель Иностранный (международный) в других словарях

Иностранный — иноземный
чужестранный
чужеземный
Словарь синонимов

Иностранный — иностранная, иностранное (книжн.). 1. Принадлежащий, свойственный другой стране. корабль. Иностранное правительство. Иностранные языки. || Заграничный. Иностранные вина.
Толковый словарь Ушакова

Международный — международная, международное. 1. Интернациональный, распространяющийся на несколько или на все народы, не ограниченный рамками одного народа. Международное значение.
Толковый словарь Ушакова

Наблюдатель — наблюдателя, м. (книжн.). Кто наблюдает что-н. Положение дела ясно всякому беспристрастному наблюдателю. Вера представляла вчера зрелище пленительное для нашего брата.
Толковый словарь Ушакова

Иностранный Прил. — 1. Свойственный другой стране. 2. Принадлежащий другой стране. 3. разг. Изготовленный, купленный за границей; заграничный. 4. Связанный с внешней политикой и торговлей.
Толковый словарь Ефремовой

Международный Прил. — 1. Связанный с отношениями между народами, странами. 2. Существующий, происходящий, действующий и т.п. между народами, странами; распространяющийся на многие народы, страны.
Толковый словарь Ефремовой

Наблюдатель М. — 1. Тот, кто отличается наблюдательностью.
Толковый словарь Ефремовой

Иностранный — -ая, -ое.
1. Относящийся к иному государству, другой стране; принадлежащий им. И-ые подданные. И-ые языки. И-ое происхождение. // Сделанный, купленный за границей; заграничный.
Толковый словарь Кузнецова

Международный Валютный Фонд — — (МВФ, англ. International Monetary Fund) международная валютно-финансовая организация, созданная в 1944 году для содействия развитию международной торговли и валютного сотрудничества.
Политический словарь

Международный Информационный Обмен — – передача и получение информационных продуктов, а также оказание информационных услуг через государственную границу.
Политический словарь

Международный Политический Порядок — – определенный строй международных политических отношений, оформленный в системе соответствующих норм и принципов международного права, опирающийся на исторически.
Политический словарь

Международный Терроризм — — жупел, который начал использоваться сравнительно с недавнего времени, а именно после 11 сентября 2001 года, когда в США была проведена серия массовых терактов (или провокаций).
Политический словарь

Международный — -ая, -ое.
1. Относящийся к внешней политике государства и отношениям между народами. М-ая обстановка. М-ая солидарность, безопасность. М-ое сотрудничество. М-ые контакты.
Толковый словарь Кузнецова

Арбитраж Международный — англ. international arbitration метод разрешения международных споров с помощью арбитров, избираемых по взаимному соглашению сторон. Обращение к А.м. является добровольным, порядок.
Экономический словарь

Аукцион Международный — вид торговли партиями товаров или отдельными предметами. Обычно, товарами международных аукционов являются особые по качеству товары: пушнина, шерсть, табак, чай, пряности.
Экономический словарь

Аукцион, Международный — –
способ продажи отдельных партий товаров или предметов, которые по очереди выставляются для
осмотра и считаются проданными тому из присутствующих покупателей.
Экономический словарь

Банк Иностранный — банк, контролируемый зарубежным капиталом и служащий его интересам. Деятельность Б.и. в стране пребывания регулируется местным законодательством.
Экономический словарь

Банк Реконструкции И Развития Международный (мбрр) — международный
банк, задачей которого является
стимулирование экономического развития стран-членов, содействие развитию международной торговли, поддержание.
Экономический словарь

Банк Реконструкции И Развития, Международный (мбрр) — – межправительственная финансовая
организация,
основной задачей которой является
стимулирование экономического развития стран-членов, содействие развитию.
Экономический словарь

Банк-корреспондент Иностранный — FOREIGN CORRESPONDENTБанк за границей, выбранный в качестве агента нац. банка, открывающего свои счета в банке-корреспондентеСм. КОРРЕСПОНДЕНТ.
Экономический словарь

Наблюдатель — -я; м.
1. Тот, кто наблюдает, следит глазами за кем-, чем-л., наблюдает что-л. Внимательный, беспристрастный н.
2. Лицо, которое по службе, по профессии наблюдает за кем-.
Толковый словарь Кузнецова

Брокер, Международный — В международных страховых операциях: страховая брокерская деятельность, организованная и реализуемая в какой-либо одной стране для проведения операций по размещению.
Экономический словарь

Вексель Иностранный — вексель, выдаваемый
банком на своих партнеров в другой стране – иностранные
банки.
Экономический словарь

Временно Пребывающий В Российской Федерации Иностранный Гражданин — Лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;.
Экономический словарь

Читайте также:
Правовое регулирование: что это такое, описание и особенности

ст. 2 федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”
Экономический словарь

Двусторонний Международный Договор — –
договор, который заключают между собой две стороны, или договор, в котором с одной стороны имеются несколько участников, а с другой – один или т.ж. несколько участников.
Экономический словарь

Департамент Иностранный — FOREIGN DEPARTMENTОтдел банка или траст-компании, к-рый занимается сферой деятельности, начавшейся за рубежом или нацеленной на зарубежье. Полностью оснащенный Д.и. способен.
Экономический словарь

Дипломатический Наблюдатель — –
представитель государства или международной
организации, направляемый для участия в работе международных конференций, организаций и органов. Обычно Д.н. не.
Экономический словарь

Права, обязанности и ограничения международных наблюдателей на избирательных участках

17-19 сентября 2021 года – важные три дня в политической жизни России и её граждан, ведь именно в этот временной промежуток будут проведены выборы депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации VIII созыва.

Большинству политически активного населения страны известно, что одним из участников в процессе голосования на избирательных участках является наблюдатель (представитель определенной политической партии или общественной организации на избирательном участке, целью деятельности которого является надзор за соблюдением законов на выборах). Но при этом не все знают, что помимо «обычных» наблюдателей существует институт международных наблюдателей. Поэтому хотелось бы прояснить некоторые моменты относительно работы международных наблюдателей на избирательных участках.

Почему это важно? Совсем скоро стартуют выборы, и помимо изучения предвыборных программ партий и независимых кандидатов гражданин, обладающий активным избирательным правом, должен понимать, как работает механизм голосования, какие особенности избирательного процесса существуют для того, чтобы стать действительно просвещенным субъектом политики и ускорить процесс политической социализации и интеграции в политическую жизнь страны. На грядущих выборах Парламентская ассамблея Совета Европы приняла решение отправить наблюдателей 19 сентября. Таким образом, нам представится возможность проследить за деятельностью международных наблюдателей уже через считанные дни.

Международный наблюдатель – это представитель иностранной или международной организации, наделенный правом осуществлять в порядке, установленном законом, наблюдение за подготовкой и проведением выборов и референдумов в РФ.

О деятельности международных наблюдателей есть правовая информация в Федеральном законе от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 04.06.2021) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», в Федеральном законе от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 05.04.2021) «О выборах Президента Российской Федерации».

С точки зрения обеих процедур выборов (депутатов Госдумы и Президента), международные наблюдатели вправе встречаться с кандидатами, представителями политических партий и иных общественных объединений, наблюдателями. Они могут публично излагать свое мнение о законодательстве Российской Федерации о выборах, о подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы (Президента РФ). Плюс ко всему, возможно проводить пресс-конференции и обращаться к представителям средств массовой информации (только после окончания времени голосования на всей территории Российской Федерации). Стоит также добавить, что международные наблюдатели имею право на доступ к документам, используемым в процессе голосования. Также предполагается непосредственное присутствие международного наблюдателя на избирательном участке.

Эти меры являются неким гарантом «чистоты» процедуры голосования, что очень важно для статуса выборов. Благодаря присутствию международных наблюдателей на участках рядовые граждане, обладающие активным избирательным правом, могут быть спокойны и уверены в том, что выборы являются не «театральной постановкой», а реальным механизмом обновления правящих кругов страны.

В круг обязанностей международных наблюдателей входит соблюдение Конституции страны пребывания, а также других законов. Наблюдателям стоит быть беспристрастными, нейтральными, чтобы их действия по наблюдению за процедурой выборов были максимально честными.

В то же время быть международным наблюдателем значит не выходить за рамки дозволенного. Существует ряд ограничений их деятельности, связанных с вмешательством в процедуру выборов (выдача бюллетеней, агитационная работа, действия, нарушающие тайну голосования).

В случае несоблюдения всех обязанностей, превышения должностных полномочий Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе отозвать аккредитацию.

В целом институт международных наблюдателей – прекрасная возможность сделать выборы более демократичными. Когда есть контроль со стороны надгосударственных учреждений, возрастает уровень доверия избирателей к выборам. И это действительно так, потому что так работает человеческая психология. Но в то же время стоит отметить, что в этом мире нет ничего идеального, и деятельность международных наблюдателей не может быть кристаллически чистой. Теоретически возможна провокация со стороны международных наблюдателей, если в стране проведения выборов сложилась ситуация, когда власти превышают свои полномочия, и государство из демократического превращается в авторитарное. В этом случае существует угроза действующему режиму, что может подорвать суверенитет государства и способствовать государственному перевороту, гражданским войнам и развалу государства как института.

Читайте также:
Что делать, если виновник ДТП не выходит на связь для возмещения

В любом случае на практике каких-то грубых нарушений обязанностей со стороны международных наблюдателей нет, поэтому выражаем надежду на спокойные и честные выборы депутатов Государственной Думы без случаев, из ряда вон выходящих.

Зачем нужны иностранные наблюдатели на выборах

“Им предлагается установить, что официальными наблюдателями на выборах в Украине не могут быть лица, которые являются гражданами, подданными государства, признанного Верховной Радой государством-агрессором или государством-оккупантом”, – пояснила одна из авторов этого законопроекта Ирина Луценко.

А президент Петр Порошенко отдал приказ Пограничной службе не пускать российских наблюдателей на выборы в Украине.

ОБСЕ “против”, а Курт Волкер – “за”

Этот шаг украинских властей вызвал критику со стороны ОБСЕ.

“Решение отказать в возможности аккредитации гражданам одного государства-участника не имеет прецедентов и противоречит обязательствам всех государств-участников приглашать наблюдателей из любых других государств-участников ОБСЕ, которые могут пожелать наблюдать за ходом выборов”, – говорится в письме ОБСЕ, которое эта организация направила в украинский МИД.

Напомним, что ранее Бюро демократических институтов и прав человека (БДИПЧ) ОБСЕ предложило включить двух граждан России в состав миссии по наблюдению за выборами президента Украины 31 марта 2019 года.

Но в украинском МИДе в ответ заявили, что не видят никаких проблем с недопуском россиян на украинские выборы. “Взаимное отсутствие граждан конфликтующих стран на пространстве ОБСЕ никогда не мешало успешно осуществлять процесс наблюдения за выборами”, – заявили в украинском МИДе. И напомнили, что официальные наблюдатели от Украины не ездили на выборы президента России в 2018 году.

Спецпредставитель США по Украине Курт Волкер также поддержал Киев в этом споре. “Мы убеждены в преданности Украины прозрачности и проведению свободных и честных выборов. Следует помнить, что Россия является агрессором в Украине, а, следовательно, беспокойство Украины относительно безопасности очень реальное”, – написал Волкер в своем Твиттере.

После этого в ОБСЕ заявили, что двое россиян будут исключены из списка долгосрочных наблюдателей на украинских выборах в связи с отказом Киева в их аккредитации.

Для чего нужны иностранные наблюдатели

Кто же такие иностранные наблюдатели и каковы их возможности, что из-за них ломается столько копий?

Иностранный наблюдатель – это представитель другого государства или международной организации, который имеет право на наблюдение за подготовкой и проведением выборов. Его деятельность регулируется статьей 70-й закона “О выборах президента Украины”

Иностранные наблюдатели не являются участниками избирательного процесса, но выполняют две главные задачи: наблюдают чтобы не было грубых нарушений на выборах и дают рекомендации по усовершенствованию избирательного законодательства принимающей страны.

Какие права имеют и кто оплачивает их работу

Международный наблюдатель на территории государства пребывания находится под покровительством данного государства.

Срок полномочий иностранного наблюдателя начинается со дня его аккредитации в Центризбиркоме Украины и заканчивается в день официального опубликования общих результатов выборов.

В момент регистрации ЦИК выдает иностранным наблюдателям соответствующие удостоверения.

С этого момента наблюдатель имеет право присутствовать на встречах кандидатов на пост президента с их доверенными лицами и избирателями на собраниях и митингах.

Иностранный наблюдатель имеет право присутствовать на заседаниях участковых и окружных избиркомов. Он может наблюдать с любого расстояния за деятельностью членов этих комиссий во время выдачи бюллетеней, подсчета голосов и установления результатов голосования и фиксировать это все на фото и видео, не нарушая самой тайны голосования.

Все финансовые расходы на обеспечение деятельности иностранных наблюдателей оплачивают они сами или страна/организация, которая их делегировала.

В чем ценность иностранных наблюдателей

В том, что они могут поставить вопрос о легитимном характере выборов. Если они не признают легитимными выборы в той или иной стране и это примут их страны, то это грозит санкциями и международной изоляцией провинившихся стран.

Недавний пример: США не признали результаты президентских выборов в Венесуэле, на которых в прошлом году победил Николас Мадуро. В результате изоляция, санкции и угроза гражданской войны.

В 2015 году на третий срок попытался баллотироваться президент Бурунди Пьер Нкурунзиза. Это привело к протестам оппозиции и попытке госпереворота, в результате которых погибли сотни людей. В итоге Запад признал выборы президента нелегитимными и ввел санкции.

Результаты парламентских выборов в Сирии в 2016 году не признали США, Франция, Великобритания и Германия. В результате Евросоюз и США продлили экономические санкции, включающие в себя нефтяное эмбарго.

Читайте также:
Как исправить объект налогообложения?

Но не всегда отрицательный вердикт иностранных наблюдателей влияет на результат выборов. Запад не признал референдум в Крыму 14-го, парламентские выборы в Госдуму России 16-го и выборы президента России на полуострове в 2018 году. Санкции введены, но тот же Запад, в отличие от предыдущих случаев, сохранил все контакты с Москвой.

Сколько нужно наблюдателей

Миссия по наблюдению за выборами от бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека уже начала работу в Украине.

“Основная команда, которую мы сегодня здесь представляем, состоит из 18 специалистов, которые приехали из 13 стран-участниц ОБСЕ. Эта команда будет базироваться в Киеве. Хотя мы являемся гражданами 13 стран, мы представляем в миссии свои страны, а не ОБСЕ. Мы имеем соответствующий мандат и действуем в соответствии с правилами этического поведения”, – пояснил глава миссии посол Питер Тейлер.

Кроме них, на сайте Центризбиркома уже зарегистрированы 9 наблюдателей от Германии и еще 100 от международных организаций, включая ОБСЕ. Но к самим выборам это количество может значительно возрасти. Например, на президентских выборах 2014 года было зарегистрировано 282 наблюдателя из 19 стран (России также не было) и еще более 3300 – от международных организаций. Последний раз российские наблюдатели были на украинских выборах 2010 года – 39 человек.

Наибольшее количество наблюдателей было зарегистрировано на президентских выборах 2004 года: более 3200 от 33 стран и еще более 9 тысяч – от международных организаций. В 2010 году на первый тур выборов президента в Донецк прибыло около 200 тысяч наблюдателей из Грузии. Украинский ЦИК отказался регистрировать такой большой десант, и большая их часть покинула Украину перед вторым туром.

Наибольшее количество наблюдателей к нам присылают Польша, США, Канада. Но вместе с этим заметно, что интерес западных партнеров к украинским выборам заметно уменьшается. Если на президентские выборы в 2004 году Польша прислала более 2 тысяч наблюдателей, то уже на выборах 2014 года – всего 61. США в 2004 году были представлены почти 150 наблюдателями, а в 2014 – только 38-ю. Канада уменьшила свое представительство на украинских выборах с 385 человек в 2004 году до 4(!) – в 2014-м.

Правовой статус международных наблюдателей в российском избирательном процессе Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Денисова Е. А.

Анализируются правовое положение международных наблюдателей и способы решения современных проблем наблюдения. Статья основана на сравнении отечественной и зарубежной практики регулирования международного наблюдения за выборами . Приводятся итоги наблюдения за выборами Президента РФ 2012 года.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Денисова Е. А.

Текст научной работы на тему «Правовой статус международных наблюдателей в российском избирательном процессе»

Новый университет. 2012. № 10 (20).

ПРАВОВОЙ СТАТУС МЕЖДУНАРОДНЫХ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОМ ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Анализируются правовое положение международных наблюдателей и способы решения современных проблем наблюдения. Статья основана на сравнении отечественной и зарубежной практики регулирования международного наблюдения за выборами. Приводятся итоги наблюдения за выборами Президента РФ 2012 года.

Ключевые слова: избирательный процесс, демократические выборы, наблюдение за выборами, международные наблюдатели.

По мнению первого зампредседателя комитета Госдумы по СНГ А.С. Козловского, сейчас у граждан начал возрастать интерес к общественно-политической жизни в стране и возможности влиять на политические процессы [8]. В 2011 году прошли выборы депутатов в Государственную Думу РФ и Президента РФ, за которыми следило буквально всё мировое сообщество.

Участие независимых наблюдателей в выборах является необходимым атрибутом избирательного процесса как в государствах со сложившейся политической системой, так и в государствах, создающих или перестраивающих свои политические системы.

Согласно Декларации международного наблюдения за выборами, разработанной Департаментом электорального содействия ООН в 2005 г, международное наблюдение подразумевает: систематический, всеобъемлющий и тщательный сбор информации о законах, процессах и институтах, имеющих отношение к проведению выборов, и о других факторах, касающихся общей обстановки проведения выборов; объективный и квалифицированный анализ такой информации; высказывание выводов относительно характера процесса выборов на основе высочайших стандартов в отношении точности информации и объективности анализа [1].

Международное наблюдение – деятельность уполномоченных субъектов (представителей иностранных государств и международных организаций) по сбору, обобщённому анализу информации, относящейся к выборам и формулирование выводов о соответствии проводимых выборов международным избирательным стандартам. В соответствие с данным определением, наблюдение за выборами можно разделить на несколько последовательных этапов: сбор информации, касающейся организации и проведения выборов, обобщение и анализ собранной информации, сравнение результатов анализа собранной информации с требованиями международных избирательных стандартов и, наконец, формулирование и обнародование выводов о соответствии порядка организации и проведения выборов международным избирательным стандартам.

Читайте также:
Может ли бывшая гражданаская жена оспорить дарственную?

Рассмотрим Документ Копенгагенского совещания по человеческому измерению 21 июня 1990 г. Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в котором участвовал (далее – СБСЕ) и СССР [2]. Вопросу международного наблюдения посвящён п. 8 названного документа. «Государства – участники считают, что присутствие наблюдателей, как иностранных, так и национальных, может повысить авторитетность избирательного процесса для государств, в которых проводятся выборы. Поэтому они приглашают наблюдателей от любых других государств – участников Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (далее – ОБСЕ) и любых соответствующих частных учреждений и организаций, которые пожелают этого, наблюдать за ходом их национальных выборов в объеме, допускаемом законом. Они также будут стремиться содействовать такому же доступу к избирательным процессам, проводимым на более низком, чем общенациональный, уровне. Такие наблюдатели будут брать на себя обязательство не вмешиваться в избирательный процесс». Таким образом, данный акт создал правовую основу для развития института международного наблюдения за выборами в государствах-участниках ОБСЕ. В отношении правового статуса международных наблюдателей документ Копенгагенского совещания содержит только одно указание – обязанность международных на-

© Денисова Е. А., 2012.

Экономика и право

блюдателей не вмешиваться в избирательный процесс, что направлено на воспрепятствование международному наблюдению, преследующему противоправные цели.

Следующим документом, регламентирующим вопросы международного наблюдения за выборами, является Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках СНГ, подписанная 7 октября 2002 г., ратифицированная РФ 2 июля 2003 г. и вступившая в силу 11 ноября [3]. Выделим особенности международного наблюдения, определённые Конвенцией: во-первых, сам факт наличия логично структурированных закрытых перечней прав и обязанностей наблюдателей, во-вторых, право государства, в котором проходят выборы, лишать аккредитации международных наблюдателей, которые нарушают законы и общепризнанные принципы и нормы международного права, в-третьих, обязанность международных наблюдателей основывать свои наблюдения на фактическом материале [3, ст. 15].

После ратификации Конвенции о стандартах демократических выборов РФ приняла на себя обязательства принимать наблюдателей от СНГ.

В России возможность осуществления иностранного наблюдения за выборами была впервые закреплена в Положении о статусе иностранных наблюдателей в период проведения выборов депутатов Федерального собрания РФ в 1993 г., утвержденном Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ (далее – ЦИК РФ) от 1 ноября 1993г. Правовой статус международных наблюдателей в РФ легально оформился после принятия федеральных законов: «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», «О выборах Президента РФ» и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» [5, 6, 7].

ФЗ «Об основных гарантиях» легально определяет статус международных наблюдателей; право международных наблюдателей присутствовать при проведении голосования и подсчёте голосов, и установлении итогов голосования; предоставление сведений о результатах голосования международным наблюдателям. Согласно п. 13 ст. 30 международные наблюдатели получают разрешение на въезд в Российскую Федерацию в порядке, установленном федеральным законом, и при наличии приглашения органов государственной власти, комиссий, организующих выборы, референдум, аккредитуются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Отметим, что ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и «О выборах Президента Российской Федерации» лишили Уполномоченного по правам человека в права самостоятельно приглашать наблюдателей, предоставив ему лишь право подавать предложения, которые никто не обязан удовлетворять. Таким образом, право самостоятельного направления приглашений иностранным (международным) наблюдателям в настоящее время есть только у Президента РФ, Правительства РФ, обеих палат Федерального Собрания и у Центральной избирательной комиссии РФ.

На современном этапе развития международного наблюдения за выборами существуют определённые проблемыСогласно ФЗ «Об основных гарантиях», международные наблюдатели аккредитуются ЦИК РФ [5, п. 13 ст. 30]. Исходя из анализа нормы, можно сделать вывод, что регулирование правового статуса международных наблюдателей законодательством субъектов РФ не допускается. Очевидно, что тем самым российское законодательство не обеспечивает возможность участия международных наблюдателей в выборах более низкого уровня, чем федеральный, что не соответствует Конвенции о демократических выборах, в которой отмечено -государства будут стремиться содействовать доступу международных наблюдателей к избирательным процессам, проводимым на более низком, чем общенациональный, уровне, вплоть до муниципального уровня [3, п. 1 ст. 15]. Также это противоречит Копенгагенскому документу -государства также будут стремиться содействовать доступу к избирательным процессам, проводимым на более низком уровне [2, п. 8]. В связи с этим представляется целесообразным допустить международных наблюдателей к системе региональных и местных выборов, если будет обеспечено невмешательство во внутренние дела для повышения открытости избирательного процесса в целом в стране.

Читайте также:
Кодекс об административных правонарушениях

Кроме того, регулирование правового статуса международных наблюдателей в РФ подзаконными нормативно-правовыми актами не допускается. Однако это не исключает возможности принятия актов, не устанавливающих дополнительных прав и обязанностей международных наблюдателей, а разъясняющих порядок применения норм федерального законодательства. Так, 12 мая 2011 г. ЦИК РФ были утверждены разъяснения порядка деятельности иностранных (международных) наблюдателей при проведении выборов Президента РФ, устанавливающие

Новый университет. 2012. № 10 (20).

процедуру аккредитации и форму удостоверения международного наблюдателя [4]. Остановимся подробнее на аккредитации международных наблюдателей.

Гражданин РФ, представитель иностранной или международной организации получает статус международного наблюдателя на основании решения об аккредитации. Единственным основанием принятие такого решения является наличие приглашения, направленного уполномоченным субъектом (органами государственной власти, Уполномоченным по правам человека в РФ, правительственными и неправительственными организациями, частными лицами, имеющими признанный авторитет в области защиты прав и свобод человека и гражданина после официального опубликования решения о назначении выборов).

Случаи отказа в аккредитации: отсутствие правоспособности у иностранной организации, направившей иностранного наблюдателя, осуществлять наблюдение на выборах Президента РФ; непредставление представителем иностранной организации, соответствующей иностранной организацией документов, либо представления их с неполными или недостоверными сведениями; уставные цели иностранной организации или цели пребывания на территории РФ и деятельность иностранной организации либо её представителя противоречат Конституции РФ и законодательству РФ; ранее представитель иностранной организации либо сама организация были лишены аккредитации в качестве иностранных наблюдателей на территории РФ в связи с грубым нарушением Конституции РФ, законодательства РФ, международных правовых актов или международных принципов наблюдения [4, ст. 2.8].

В числе проблем международного наблюдения требует своего разрешения проблема соответствия международных обязательств России в сфере выборов интересам её национальной безопасности. Деятельность международных наблюдателей должна проводиться в соответствии с принципами суверенного равенства государств, уважения их территориальной целостности и политической независимости. Однако получившая распространение практика выдвижения иностранными (международными) наблюдателями незаконных требований о непризнании итогов выборов, распространения заведомо ложной информации, связанной с подготовкой и проведением выборов, подрывает доверие граждан к собственному государству, способствует осложнению общественно-политической обстановки и оказывает деструктивное воздействие на конституционный строй.

В целях защиты государственного суверенитета страны и придания действительно свободного характера избирательным процессам предлагается реализовать следующие меры реформирования: предложить ОБСЕ отказаться от формирования групп наблюдения на непрофессиональной основе (наблюдатели должны быть специалистами в области конституционного или избирательного права, а не профессиональными политиками, министрами и дипломатами); рекомендовать ОБСЕ отказаться от краткосрочных наблюдений за выборами. Зачастую участники не знают законодательства страны пребывания, не имеют представления о национальной процедуре голосования и подведения итогов голосования, о порядке передачи данных об итогах голосования в вышестоящие комиссии; отказаться от предварительных заключений о состоявшихся выборах. Эти заключения носят политически ангажированный характер и препятствуют подготовке взвешенных, отличающихся по содержанию итоговых отчетов, выражающих позицию не только руководства миссии, но и направляющей международной организации в целом. Итоговый отчёт группы международных наблюдателей должен приниматься большинством её состава.

Интересным будет исследовать, какие выводы международные наблюдатели сделали по выборам Президента РФ 4 марта 2012 г. По данным Ассоциации по защите избирательных прав «Гражданский контроль», группа независимых международных наблюдателей в составе 50 человек, представляющих 21 государство, осуществляла краткосрочное наблюдение за ходом голосования и подсчёта голосов. В группу международных наблюдателей вошли: Джордж Клайн Престон, исполнительный директор Института прогресса посредством права (США), Педро Мауриньо, президент Медиасьете (Испания), Петер Вестенталер, депутат парламента (Австрия), Алесандро Мусолино, Почетный президент молодежной организации партии Форза (Италия), Бел Ковач, депутат Европарламента (Венгрия). 2 марта 2012 года ими был подписан Меморандум о честном и неполитизированном наблюдении за выборами, которым определили принципы совместной работы.

Международные наблюдатели исходили в своей деятельности из необходимости оценки соблюдения каждого из международных принципов проведения выборов, предусмотренных международными обязательствами РФ в рамках организаций, участником которых она является, и закрепленных законодательством Российской Федерации. С этой целью группа оценивала

Экономика и право

соблюдение принципов всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании, а также принципов открытых и гласных выборов, периодических выборов, свободных выборов, справедливых выборов и подлинных выборов.

Читайте также:
Как заполнить декларацию ИП под нулевой процент

В целом, международные наблюдатели оценили процесс голосования как «хорошо» на 89,1% посещённых избирательных участков, «удовлетворительно» – на 10,9%, «плохо» – 0%. Подсчёт голосов избирателей, несмотря на указанные процедурные замечания, оценён наблюдателями как «хорошо» – на 100% посещенных избирательных участков [9].

Группа независимых международных наблюдателей считает, что голосование и подсчёт голосов на выборах Президента РФ прошли в соответствии с международными избирательными стандартами и законодательством РФ, с соблюдением принципов всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании, открытых и гласных выборов, свободных выборов, справедливых выборов и подлинных выборов.

Подытоживая рассмотрение международного наблюдения за выборами, отметим его важность на современном этапе. Что касается правового регулирования статуса международных наблюдателей, он, безусловно, требует дальнейшего совершенствования.

1. Декларация принципов международного наблюдения за выборами. URL: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv.

2. Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ / Современное государство и право. 1990. № 11. С. 93-105.

3. Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государст-вах-участниках СНГ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 48. Ст. 4971.

4. Постановление ЦИК РФ от 12 мая 2011 г. № 10/98-6 «О Разъяснениях порядка деятельности иностранных (международных) наблюдателей при проведении выборов Президента РФ и об удостоверении иностранного (международного) наблюдателя» // Вестник ЦИК РФ. 2011. № 24. С. 6-12.

5. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Российская газета. 2002. № 2974. С. 15-47.

6. Федеральный закон Российской Федерации от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета. 2005. № 3777. С. 9-46.

7. Федеральный закон от 10 января 2003 г. №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // Российская газета. 2003. № 3120. С. 5-34.

8. [Электронный ресурс] / Режим доступа:// http://www.cikrf.ru/banners/duma_2011/international/int_ kozlovsky.html.

9. [Электронный ресурс] / Режим доступа:// http://civilcontrol.ru/sovetnews/1092-zayavlenie-gruppy-nezavisimyh-mezhdunarodnyh-nablyudateley-na-vyborah-prezidenta-rossiyskoy-federacii-4-marta-2012-goda.html.

Статья поступила в редакцию 28.10.2012.

ДЕНИСОВА Екатерина Андреевна – студент Института права, экономики и управления Тюменского государственного университета.

Иностранный наблюдатель: что это значит

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 9 января 2018 года N 124/1045-7

1. Утвердить Разъяснения порядка деятельности иностранных (международных) наблюдателей при проведении выборов Президента Российской Федерации (прилагаются).

3. Опубликовать настоящее постановление в официальном печатном органе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации – журнале “Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации” и официальном сетевом издании “Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации”.

Центральной избирательной комиссии

Исполняющий обязанности секретаря

Центральной избирательной комиссии

УТВЕРЖДЕНЫ

Центральной избирательной комиссии

от 9 января 2018 года N 124/1045-7

Разъяснения порядка деятельности иностранных (международных) наблюдателей при проведении выборов Президента Российской Федерации

Настоящие Разъяснения порядка деятельности иностранных (международных) наблюдателей при проведении выборов Президента Российской Федерации подготовлены на основе положений Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, Федерального закона “О выборах Президента Российской Федерации”, общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации, Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств.

Настоящие Разъяснения определяют порядок деятельности иностранных (международных) наблюдателей при проведении выборов Президента Российской Федерации, осуществляющих наблюдение индивидуально, в составе группы наблюдателей, а также в составе международной миссии по наблюдению.

1. Общие положения

1.1. К иностранным (международным) наблюдателям по смыслу настоящих Разъяснений относятся лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, наделенные правом осуществлять в порядке, установленном законом, наблюдение за подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации.

Иностранные (международные) наблюдатели получают разрешение на въезд в Российскую Федерацию в порядке, установленном Федеральным законом “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”, и при наличии приглашения, указанного в пунктах 2.1 и 2.2 настоящих Разъяснений, аккредитуются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

1.2. К международным организациям по смыслу настоящих Разъяснений относятся:

межгосударственные, межправительственные организации – в соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров, Федеральным законом “О международных договорах Российской Федерации”;

международные ассоциации организаторов выборов.

Международные общественные объединения в соответствии со статьей 47 Федерального закона “Об общественных объединениях” не относятся к категории международных организаций.

1.3. Иностранной организацией применительно к данным Разъяснениям является государственный орган иностранного государства или иностранная некоммерческая организация с объемом правоспособности, позволяющим осуществлять международное наблюдение на территории Российской Федерации. Юридический статус и правоспособность иностранных организаций подтверждаются документами, признаваемыми в качестве таковых законодательством страны, в которой они учреждены.

Читайте также:
Можно ли начать раздел имущества до развода?

1.4. В соответствии с нормами международного права иностранные или международные организации (их отделения, бюро и т.д.) могут быть зарегистрированы и находиться как за пределами территории Российской Федерации, так и непосредственно на территории Российской Федерации.

1.5. Срок полномочий иностранного (международного) наблюдателя начинается со дня его аккредитации Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и заканчивается в день официального опубликования результатов выборов Президента Российской Федерации.

1.6. Иностранный (международный) наблюдатель осуществляет свою деятельность самостоятельно и независимо. Материально-финансовое обеспечение деятельности иностранного (международного) наблюдателя осуществляется за счет средств стороны, направившей наблюдателя.

2. Порядок приглашения и аккредитации иностранных (международных) наблюдателей

2.1. Приглашения могут быть направлены Президентом Российской Федерации, палатами Федерального Собрания Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации.

2.2. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации направляет приглашения избирательным органам иностранных государств, а также международным организациям, специализирующимся по вопросам избирательного законодательства и выборов, защиты прав граждан на участие в выборах и референдумах, в том числе международным ассоциациям организаторов выборов.

2.3. Предложения о направлении приглашений могут быть поданы Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, международными и национальными правительственными и неправительственными организациями, а также частными лицами, имеющими признанный авторитет в области защиты прав и свобод человека и гражданина.

2.4. Для аккредитации в качестве иностранного (международного) наблюдателя на выборах Президента Российской Федерации претендент на статус иностранного (международного) наблюдателя, отвечающий требованиям пунктов 1.2 и 1.3 настоящих Разъяснений, направляет в орган, уполномоченный приглашать иностранных (международных) наблюдателей, заявление на аккредитацию в качестве иностранного (международного) наблюдателя установленной формы, включая собственноручно заполненную анкету на аккредитацию в качестве иностранного (международного) наблюдателя (приложение N 1), копию приглашения, полученного от любого органа или лица, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящих Разъяснений, копию документа, удостоверяющего личность.

2.5. Орган, уполномоченный приглашать иностранных (международных) наблюдателей, после проверки поступивших от претендента на статус иностранного (международного) наблюдателя документов, перечисленных в пункте 2.4 настоящих Разъяснений, передает их в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации для аккредитации.

2.6. Документы, перечисленные в пункте 2.4 настоящих Разъяснений, должны быть представлены в ЦИК России не позднее чем за десять дней до дня голосования. Документы, поступившие с нарушением указанного срока, к рассмотрению не принимаются.

2.7. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации при соответствии поступивших документов установленным требованиям аккредитует претендента на статус иностранного (международного) наблюдателя в качестве иностранного (международного) наблюдателя и выдает ему удостоверение иностранного (международного) наблюдателя (приложение N 2).

2.8. Удостоверение оформляется на трехцветном (бело-сине-красном) бланке размером 135х90 мм. В удостоверении иностранного (международного) наблюдателя на выборах Президента Российской Федерации указываются наименование выборов, номер удостоверения, фамилия, имя иностранного (международного) наблюдателя, название представляемой страны и/или организации, дата аккредитации, а также ставится подпись Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, скрепленная голограммой круглой гербовой печати Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Удостоверение иностранного (международного) наблюдателя действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

Удостоверение иностранного (международного) наблюдателя – документ, удостоверяющий его статус. Такое удостоверение дает иностранному (международному) наблюдателю право осуществлять свою деятельность в период со дня его аккредитации Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и до дня официального опубликования общих результатов выборов Президента Российской Федерации.

2.9. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не осуществляет аккредитацию иностранного (международного) наблюдателя и не выдает удостоверение иностранного (международного) наблюдателя в случаях:

отсутствия у иностранной (международной) организации, направившей своего представителя для аккредитации в качестве иностранного (международного) наблюдателя, правоспособности осуществлять наблюдение на выборах Президента Российской Федерации;

непредставления претендентом на статус иностранного (международного) наблюдателя документов, установленных пунктом 2.4 настоящих Разъяснений, либо представления их с неполными или недостоверными сведениями;

если уставные цели иностранной (международной) организации или цели пребывания на территории Российской Федерации и деятельность иностранной (международной) организации либо ее представителя противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации, создают угрозу суверенитету, безопасности, территориальной целостности, национальному единству и национальным интересам Российской Федерации;

если ранее у претендента на статус иностранного (международного) наблюдателя была отозвана аккредитация в качестве иностранного (международного) наблюдателя на территории Российской Федерации в связи с нарушением Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права;

Читайте также:
Что делать, если обвиняют в краже документов

если в соответствии с Федеральным законом “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” в отношении претендента на статус иностранного (международного) наблюдателя вынесено (принято) решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания в Российской Федерации.

3. Права и гарантии деятельности иностранных (международных) наблюдателей

3.2. Иностранный (международный) наблюдатель во время пребывания на территории Российской Федерации находится под покровительством Российской Федерации. Избирательные комиссии всех уровней, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны оказывать ему необходимое содействие в пределах своей компетенции.

3.3. Иностранные (международные) наблюдатели вправе:

3.3.1. Встречаться с кандидатами на должность Президента Российской Федерации, их доверенными лицами, уполномоченными представителями по финансовым вопросам, уполномоченными представителями политических партий, групп избирателей, наблюдателями.

3.3.2. Иметь доступ ко всем документам (не затрагивающим интересы национальной безопасности и не содержащим информацию конфиденциального характера), регулирующим избирательный процесс, получать от избирательных комиссий необходимую информацию и копии протоколов избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов.

3.3.3. Присутствовать на избирательных участках, в том числе образованных за пределами территории Российской Федерации, включая помещения для голосования, с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей.

3.3.4. Присутствовать при установлении территориальными избирательными комиссиями и избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации итогов голосования, определении Центральной избирательной комиссией Российской Федерации результатов выборов, составлении указанными комиссиями соответствующих протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при проведении данными комиссиями повторного подсчета голосов избирателей.

3.3.5. Знакомиться на избирательном участке со списком избирателей, сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту своего нахождения, с реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования на выборах Президента Российской Федерации на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

3.3.6. Наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям.

3.3.7. Знакомиться с порядком работы технических средств подсчета голосов избирателей (комплексов обработки избирательных бюллетеней, комплексов для электронного голосования) и наблюдать за их использованием избирательной комиссией в день голосования.

3.3.8. Наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей; подсчетом избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих ему обозримость содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей; визуально знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей.

3.3.9. Присутствовать при установлении и оглашении итоговых данных по списку избирателей, проводимом участковой избирательной комиссией перед непосредственным подсчетом голосов избирателей.

3.3.10. Визуально знакомиться под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса с рассортированными избирательными бюллетенями установленной формы по голосам избирателей, поданным за каждого из зарегистрированных кандидатов.

3.3.11. Наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей.

3.3.12. Знакомиться с протоколом избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов; получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов.

3.3.13. Информировать представителей избирательных комиссий о своих наблюдениях без вмешательства в их работу.

3.3.14. Присутствовать на итоговом заседании участковой избирательной комиссии, на котором рассматриваются жалобы и заявления о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей.

3.3.15. Знакомиться с результатами рассмотрения жалоб (заявлений), обращений, связанных с нарушением законодательства о выборах.

3.3.16. Получать от соответствующей избирательной комиссии для ознакомления сводные данные по итогам голосования по каждому избирательному участку, территории, на которую распространяется деятельность комиссии, результаты выборов в объеме данных, содержащихся в ее протоколе об итогах голосования и протоколах об итогах голосования непосредственно нижестоящих комиссий.

3.3.17. Производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой избирательной комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии.

Читайте также:
Международное морское право: что это значит

3.3.18. После окончания времени голосования на всей территории Российской Федерации публично (в том числе в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”) излагать свое мнение (суждения оценочного характера) о законодательстве Российской Федерации о выборах, о подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации, проводить пресс-конференции и обращаться к представителям средств массовой информации.

3.3.19. Предоставлять организаторам выборов, органам государственной власти, их должностным лицам свое заключение о результатах наблюдения за подготовкой и проведением выборов.

Статья 1

Статья 1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

безвозмездная помощь (содействие) – средства, товары, предоставляемые Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, органам государственной власти и органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам, а также выполняемые для них работы и оказываемые им услуги в качестве гуманитарной или технической помощи (содействия) на безвозмездной основе иностранными государствами, их федеративными или муниципальными образованиями, международными и иностранными учреждениями или некоммерческими организациями, а также физическими лицами (за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи), на которые имеются удостоверения (документы), подтверждающие принадлежность указанных средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи (содействию);

(в ред. Федерального закона от 27.11.2002 N 157-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

техническая помощь (содействие) – вид безвозмездной помощи (содействия), предоставляемой в целях оказания поддержки в осуществлении экономической, социальной реформ и осуществления разоружения путем проведения конверсии, утилизации вооружения и военной техники, проведения радиационно-экологических мероприятий по обращению с радиоактивными отходами, отработанным ядерным топливом и другими ядерными материалами, ранее накопленными и (или) образующимися при эксплуатации и выводе из нее объектов мирного и военного использования атомной энергии, а также путем проведения исследований, обучения, обмена специалистами, аспирантами и студентами, передачи опыта и технологий, поставок оборудования и других материально-технических средств по проектам и программам, которые зарегистрированы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

гуманитарная помощь (содействие) – вид безвозмездной помощи (содействия), предоставляемой для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий, расходы на транспортировку, сопровождение и хранение указанной помощи (содействия);

удостоверение – документ, подтверждающий принадлежность средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи (содействию), составленный по форме и выдаваемый в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Налоговые и таможенные льготы для всех участников реализации программ оказания безвозмездной помощи (содействия), предусмотренные статьей 2 настоящего Федерального закона, предоставляются только при наличии удостоверения.

В случае предоставления технической помощи (содействия) для выдачи удостоверения необходимо наличие зарегистрированного проекта или программы такой помощи (содействия). Не могут относиться к технической помощи (содействию) средства, товары, предоставляемые физическими лицами, финансируемые ими работы и услуги.

(в ред. Федерального закона от 27.11.2002 N 157-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Не могут относиться к безвозмездной гуманитарной и (или) технической помощи (содействию) подакцизные товары (продукция), за исключением предназначенных для финансируемых из бюджетов всех уровней государственных и муниципальных организаций: автомобилей специального назначения для оказания медицинской скорой помощи, а также передвижных диагностических лабораторий, оснащенных специальным медицинским оборудованием, получаемых лечебными учреждениями для собственных нужд; автомобилей легковых, предназначенных для перевозки 10 человек и более, ввозимых для домов ребенка, детских домов, домов престарелых и инвалидов; автомобилей легковых, оборудованных подъемниками для инвалидных колясок, ввозимых для центров реабилитации инвалидов.

(в ред. Федерального закона от 27.11.2002 N 157-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Форму и порядок регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), порядок оказания гуманитарной помощи (содействия), порядок распоряжения предоставленными в качестве гуманитарной и (или) технической помощи (содействия) легковыми автомобилями определяет Правительство Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 27.11.2002 N 157-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Продажа безвозмездной помощи (полная или частичная) запрещается.

В сложной ситуации. Что такое гуманитарная помощь?

Гуманитарная помощь — то, что начинают собирать в первую очередь после каких-нибудь чрезвычайных ситуаций. Причем это делается как на государственном уровне, так и силами простых людей. Взять, например, ситуацию с наводнениями — сразу же на клич волонтеров отзываются все желающие и организовывают сбор вещей и необходимых предметов.

Что собой представляет такая помощь?

Под гуманитарной помощью понимают совокупность действий различных государств (может принимать участие как одно, так и несколько сразу), разнообразных организаций — от межправительственных и неправительственных, которая направлена на обеспечение помощи жертвам гуманитарных катастроф, вооруженных конфликтов или природных бедствий.

Читайте также:
Как переоформляется фирма с ИП на ИП?

Как правило, она представляет собой наборы продуктов питания, медикаментов, вещей, особенно теплых и т. п. При этом стоит понимать, что хоть сбор и отправка гуманитарной помощи — дело, по сути, добровольное, все равно международное право жестко осуждает оставление жертв стихийных бедствий и военных столкновений без гуманитарной помощи. И расценивает это как угрозу жизни людей, посягательство на достоинство и нарушение прав человека.

Естественно, есть и определенные нюансы. Так, вопросы, связанные с гумпомощью, регулируются ООН. И для зоны вооруженных конфликтов Международный суд организации определил допустимую помощь как «предоставление продовольствия, одежды, лекарств и прочей помощи, но это не включает предоставление оружия, систем вооружения, боеприпасов или другого оборудования, автотранспортных средств и материалов, которые могут быть использованы для причинения серьезных телесных повреждений или явиться причиной смерти».

Гуманитарная помощь отличается от других вариантов тем, что предоставляется срочно и применяется для облегчения участи жертв стихийных бедствий.

Гуманитарные инициативы осуществляются под эгидой ООН, при этом есть ссылка на то, что человеческие страдания составляют угрозу международному миру и безопасности. Согласно решениям, принятым ООН еще 30 лет назад, такой вид помощь предоставляется всем жертвам без разницы, не навязывается и не пресекается. Чтобы поддержка пострадавшего населения была законной и не противоречила никаким кодекса, требуется согласие государства, в котором такая помощь оказывается. Хотя и работает принцип свободного и беспрепятственного доступа к пострадавшим, который не должен затрудняться государством или его соседями, все же суверенитет страны превыше всего.

Основные принципы

Как отмечают эксперты, гуманитарная помощь строится на ряде важных принципов, которые должны всеми неукоснительно соблюдаться. Итак, она должна быть гуманной, т. е. исходить из нужд жертв ситуации, нейтральной — это важно в отношении политических и военных целей противоборствующих сторон конфликта, независимой — как от политических целей, так и от национальных идей государства. Кроме того, гумпомощь должна иметь неограниченный доступ к пострадавшим, а также может использоваться в качестве конструктивного диалога с властями.

История начала гуманитарных движений

Сегодня нередко зарождение гуманитарной помощи относят к XVIII-XIX векам, когда миссионерские организации Европы и Северной Америки проповедовали христианство в дальних странах, параллельно оказывая помощь нуждающимся. Именно они первыми показали, что можно помогать ближним. И со временем их даже начали поддерживать финансово другие люди, собирая деньги.

Важным этапом развития данного направления называют создание «Красного Креста», первый комитет которого собрался во второй половине XIX века. В задачи организации входило оказание помощи пострадавшим в войне и организация почтового сообщения между военнопленными и их семьями. В России такой вид помощи появился еще раньше — великая княгиня Елена Павловна создала Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия, которая оказывала помощь раненым на полях боев.

Цели помощи

Если изучить статью 1 Устава ООН, можно увидеть, что одной из задач международного сотрудничества считается совместное разрешение социальных, культурных, экономических и гуманитарных проблем. При этом должны развиваться права и свободы человека. И как раз-таки гуманитарная помощь и является оперативным средством для решения данных задач. C ее помощью обеспечивают выживание людей и сохранение их здоровья (речь идет про тех, кто оказался в зоне бедствия), восстановление самостоятельной работы служб жизнеобеспечения, возвращение в нормальное состояние экономики и инфраструктуры пострадавшей стороны.

Организация гуманитарной помощи строится по ряду принципов. Так, должно быть информирование государственных и неправительственных структур, общественных, международных гуманитарных организаций о видах необходимой помощи и мобилизации ресурсов, чтобы обеспечить все потребности пострадавших. Также должно быть налажено взаимодействие с международными гуморганизациями, которые оказывают помощь пострадавшим. Все организации должны иметь свободный доступ к своим опекаемым с учетом норм и правил международного права. Должны быть налажены учет и контроль раздачи помощи, оказания медицинских процедур и т. д. Кроме того, отдельный пункт касается обеспечения современной техникой пострадавших районов для ликвидации последствий катастрофы.

Гуманитарная помощь — важная отрасль для развития гуманного мира, а также для того, чтобы люди понимали, что в случае какого-то негативного сценария они не останутся один на один с бедой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: