Как защитить ребенка от отца?

Как ребенка уберечь от неадекватного папы и ограничить их встречи?

Ответы

Эльвира

Руслан Рунисович Ишбирдин

Уважаемая, Елена. В соответствии со ст.66 Семейного Кодекса РФ:

«родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования. Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию. Родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка. Если родители не могут прийти к соглашению, спор разрешается судом с участием органа опеки и попечительства по требованию родителей (одного из них). Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке».

Кроме того, пункт 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» гласит:

«В соответствии с п. 2 ст. 66 СК РФ родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка. Если родители не могут прийти к соглашению, возникший спор разрешается судом по требованию родителей или одного из них с участием органа опеки и попечительства. Исходя из права родителя, проживающего отдельно от ребенка, на общение с ним, а также из необходимости защиты прав и интересов несовершеннолетнего при общении с этим родителем, суду с учетом обстоятельств каждого конкретного дела следует определить порядок такого общения (время, место, продолжительность общения и т.п.), изложив его в резолютивной части решения. При определении порядка общения родителя с ребенком принимаются во внимание возраст ребенка, состояние его здоровья, привязанность к каждому из родителей и другие обстоятельства, способные оказать воздействие на физическое и психическое здоровье ребенка, на его нравственное развитие. В исключительных случаях, когда общение ребенка с отдельно проживающим родителем может нанести вред ребенку, суд, исходя из п. 1 ст. 65 СК РФ, не допускающего осуществление родительских прав в ущерб физическому и психическому здоровью детей и их нравственному развитию, вправе отказать этому родителю в удовлетворении иска об определении порядка его участия в воспитании ребенка, изложив мотивы принятого решения. Аналогично должно разрешаться и требование об устранении препятствий родителям, не лишенным родительских прав, в воспитании детей, находящихся у других лиц на основании закона или решения. Определив порядок участия отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка, суд предупреждает другого родителя о возможных последствиях невыполнения решения суда (п. 3 ст. 66 СК РФ). В качестве злостного невыполнения решения суда, которое может явиться основанием для удовлетворения требования родителя, проживающего отдельно от ребенка, о передаче ему несовершеннолетнего, может расцениваться невыполнение ответчиком решения суда или создание им препятствий для его исполнения, несмотря на применение к виновному родителю предусмотренных законом мер.»

Из вышеназванных норм следует, что для ограничения общения отца с ребенком вам с ним необходимо заключить соглашение о порядке общения с ребенком, в том числе предусмотреть вопросы частоты встреч и возможность общения вне Вашего присутствия. В случае недостижения такого соглашения, Вы вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением об установлении графика и порядка общения с ребенком.

Буду признателен за оценку ответа и отзыв. Спасибо.

Дети в семейных конфликтах

Семейный психотерапевт Анна Варга (Насильники поневоле// Семья и школа.-1999. № 11-12) отмечает, что «одинаково травматично быть и жертвой, и свидетелем насилия». Для ребенка увидевшего родных, которые причиняют вред друг другу, наносят побои или оскорбляют, это является, обычно, эмоциональным шоком от которого очень трудно оправиться и невозможно забыть. Что говорить о детях, которые подвергаются систематическим избиениям дома? Но об этом говорить нужно, для того, чтобы предотвращать подобные действия.

У ребенка являющегося участником постоянных семейных конфликтов отмечаются, как правило, следующие симптомы:

1. Повышается общая нервозность, чаще бывают эмоциональные взрывы и беспричинные истерики.

2. Поведение ухудшается, потому что авторитет родителей падает. Ребенок перестает им доверять и прислушиваться к их мнению.

3. Нарушается принятие моральных и общих культурных ценностей. Дети могут попадать под негативное влияние, желая бороться против всего, что было раньше в их жизни.

4. Чаще возникает негативное отношение к мужчинам и женщинам, в зависимости от того, против кого настроен ребенок.

У многих детей перенесших насилие часто появляются признаки посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Дети плохо спят, сны становятся беспокойными, у них появляются страхи и тревожные мысли о смерти. Может начаться или обостриться заикание или другие речевые нарушения. Внимание становится рассеянным, дети не могут сосредоточиться на каком-то деле, могут забывать сделать даже привычные дела, например, умыться утром, почистить зубы перед сном.

Все эти признаки говорят о том, что ребенок пережил некое шоковое событие, с которым он не может справиться самостоятельно. Ребенок перестал быть прежним, ведет себя неестественно – это явный сигнал о том, что ему требуется помощь взрослого.

С психологической стороны, нарушения привычной деятельности объясняются тем, что перенесенное потрясение не находит объяснения в сознании ребенка. Привычный уклад жизни нарушился, и все внимание обращено на попытку понять и осознать случившееся. Поэтому на другие вещи, людей и события, происходящие в реальности, оно не может переключиться. Мыслительные процессы замедлены, т.к. не могут справиться с новой информацией и осознать то, что произошло.

Читайте также:
Принудительная реорганизация юридических лиц

Насилие, как известно, порождает ответное насилие. Оно в свою очередь оказывается направленным на другого человека, тот передает его следующей жертве и так до бесконечности.

Встречаясь в своей работе с детьми из неблагополучных семей, специалисты каждый раз отмечали их уверенность в том, что они имеют право бить других детей. В группе детского сада 6 летний мальчик позволяет себе ударить другого ребенка, и считает, что поступил правильно. Он не видит в этом ничего необычного – ведь его били, так почему же он не может ударить любого, кого ему только захочется. Именно так думает каждый, кого хоть раз в жизни ударили: почему меня можно бить, а я не могу ударить другого?

У ребенка возникает вполне справедливый вопрос, на который многие взрослые не могут дать ответ. Ребенок действует интуитивно, то есть, полагаясь на свой чувственный опыт. Ему обидно и единственный вывод, который он для себя делает – ему можно драться с теми, кто ему не нравится. Таким образом, использование силы становится единственным способом достигать своих целей в отношениях с людьми.

Если такая позиция находит подтверждение в какой-то ситуации и ребенок действительно с помощью силы получает желаемое, то она закрепляется в сознании как правильная.

На подобное поведение важно правильно реагировать. В первую очередь, остановить ребенка. Затем, объяснить ему, что такое поведение недопустимо, и вы не позволите никому больше причинять боль. Если ребенок находится в состоянии эмоционального возбуждения, то говорить много не нужно. Будьте немногословны – говорите только по существу дела. Главное это показать своими уверенными и спокойными действиями, четкими и короткими фразами, что вы контролируете эту ситуацию и всем необходимо успокоиться. Только после того, как вы убедились, что все участники конфликта успокоились, можно доносить до них какую-либо информацию.

Еще одной серьезной семейной проблемой являются частые конфликты между родителями.

Случай из практики. На телефон психологической помощи обратилась девушка 14 лет. Представилась Светой и пожаловалась на своих родителей.

Света рассказала, что никогда не чувствовала родительской любви. По её словам, они всегда были заняты разборками между собой. Мать и отец постоянно ссорились, то из-за денег и их нехватки, то из-за взаимных претензий друг к другу. Постоянно дрались, потом мирились, снова дрались и так далее. Самые негативные воспоминания девушки связаны с тем, что во время скандалов мать и отец пытались склонить дочь, каждый на свою сторону. При этом пытались манипулировать ей, то обещаниями, то угрозами. На деле ни первое, ни второе, в итоге не доводили до конца. Мать рассказывала дочери про отрицательные черты отца, а тот в свою очередь наговаривал на жену. Оба требовали от дочери принять только одну из сторон, чтобы вместе противостоять супругу. В итоге, к своему возрасту, единственным желанием девочки-подростка было уйти из дома, куда глаза глядят и как можно скорее.

Как правило, такое желание ребенок старается реализовать.

Выясняя отношения между собой в семье, большинство родителей совершают одни и те же ошибки:

Пытаются использовать детей как своих сторонников в борьбе против супруга.

Отгораживают детей полностью от реальной ситуации в семье, опасаясь за них.

И первое, и второе есть крайности, обусловленные, чаще всего, эгоизмом самих родителей. В первой ситуации ребенок непременно оказывается в роли проигравшего, а во второй, дети чувствуют, что что-то происходит, но не могут понять что именно. Эти переживания заставляют их бояться, жить в страхе, пугаясь любого шума, развивая невротические привычки, часто такие же, как и у их родителей. Подобные проблемы в детстве превращаются в устойчивую тревожность у взрослого человека. Таким образом, в обоих случаях, мы получаем потенциальную жертву.

Как же поступить, чтобы и ребенок сделал правильный вывод и самому не стать при этом манипулятором, решающим свои задачи за счет ребенка?

Опытный английский философ и педагог Герберт Спенсер отмечал в своих работах по воспитанию, что «все те дурные наклонности, которые родители стараются уничтожить в своих детях, гнездятся в них самих» («Воспитание умственное, нравственное и физическое», 1861).

Отечественные психологи, врачи и педагоги (А. Е. Личко, 1979; Э. Г. Эйдемиллер, 1980) уже давно выделили несколько видов родительского отношения к своим детям. Это сложившаяся система отношения родителей к ребенку, включающая в себя эмоции, чувства, стереотипы и ожидания которые родители переносят на детей.

Авторитарные родители.

Когда в группу детского сада или класс школы входит авторитарный отец (или мать), его всегда видно и слышно: громкий голос, резкие движения, строгий взгляд. За всеми этими внешними, казалось бы, четкими и строгими признаками знающего человека прячется неуверенность в ребенке, страх за себя и попытка компенсировать незнания в воспитании методами быстрыми, но на самом деле малоэффективными и недолговременными. Они оперируют только угрозами, надеясь, что ребенок от этого станет послушнее. Но время идет, ребенок растет и то, что раньше помогало добиться его послушания уже не эффективно.

Рисунки детей, у таких родителей, изобилуют черным мрачным цветом, тематически привязаны к непропорциональным изображениям больших рук родителей и маленькой фигурой самого ребенка. А иногда в них присутствуют и такие элементы, которые редко встретишь в детских рисунках.

Читайте также:
Как правильно оформить дарение квартиры мне от родителей?

Случай из практики. Мальчик Ибрагим З. посещает детский сад, он из большой семьи, но большая семья, к сожалению, не всегда означает дружная семья. Родители разведены, но вынуждены жить вместе в одной квартире, дети свидетели частых ссор. У Ибрагима трое братьев и две сестры. В рисунках мальчика появляются черные терминаторы, спортивные снаряды, животные, которые соединены художником с техникой и оружием.

По мнению А.Л. Венгера (Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство, 2003), в таких рисунках детей отражена агрессия, которой повергали их и которую они также готовы выплеснуть на окружающих. То есть, защитный механизм – агрессия, передаётся к детям от родителей, которые используют его как средство воспитания. Следовательно, в детском коллективе мы получаем неблагополучного ребенка, который почти всегда будет выделяться, либо частыми конфликтами с окружающими, либо избеганием контактов и страхами.

В авторитарных семьях чаще, чем в других фигурирует насилие. Родители, применяющие его к своим детям, разрушают их ожидания в принятии, доверии, любви, заботы, что приводит к нарушению всего процесса здорового развития ребенка. Такие дети, сами становятся агрессорами, перенося полученный опыт из семьи родителей в свои отношения.

Личная позиция родителя: «Ты будешь делать то, что я скажу, потому что я авторитет для тебя». Дома ребенку, часто в приказном тоне, даются указания, без объяснения того почему он должен их выполнять. Родители требуют начать выполнять что-то немедленно, но забывают, что ребенок не дрессированная собачка, который бросив все дела, обязан выполнять полученный приказ.

Что можно сделать в этой ситуации? Дайте ребенку возможность закончить начатые ранее дела. Ваш малыш индивидуален и имеет свой внутренний биологический ритм. Конечно, режим и соблюдение порядка должны быть, но постоянное принуждение приводит к сбою внутренних часов, нарушению обмена веществ и расстройствам психических процессов. Ребенок не дрессированная собачка и не может выполнять все, так как вы хотите. Требования должны быть адекватны возрасту ребенка. Все изменения, происходящие в жизни ребенка, должны учитывать его индивидуальные особенности.

Чрезмерно опекающие родители.

Такие родители часто используют мелочные придирки, постоянно контролируют все перемещения ребенка, его действия подвергают анализу и критике, чтобы сделать более управляемым. Забота плавно переходит в давящую опеку, которая подавляет любую инициативу и активность ребенка.

В результате из детей вырастают безынициативные люди, слабохарактерные, нерешительные, не умеющие за себя постоять, полагающиеся во всем на мнение старших, неспособные строить полноценные социальные отношения со сверстниками. Если вдруг, в какой-то момент, родитель оказывается готов дать свободу своему ребенку, то наедине с самим собой никак не может успокоиться и перед его глазами всплывают ужасные картины происходящего с их чадом.

Более того, когда ребенок видит, что отец или мать со всеми из-за них ругаются, он делает вывод, что мир – это сборище негативно настроенных людей, с которыми постоянно нужно выяснять отношения ссорами и руганью.

Случай из практики. На телефон психологической помощи обратилась женщина 52 лет. К психологу ее направил школьный учитель с вопросом о том, как её ребенку (мальчику 12 лет) наладить отношения со сверстниками. В ходе беседы выяснилось, что её ребенок единственный, поздний (после 40 лет), долгожданный, воспитывается матерью в одиночку. Отца нет. Мать постоянно опекает сына, одевает его только в ту одежду, в которой тепло, чтобы он не заболел. Кормит только домашней, полезной едой, считая, что здоровье необходимо беречь с детства. При этом мать не позволяет смотреть телевизор, играть в компьютер, принципиально, не покупает продукцию, произведенную в Китае, считая её некачественной, заразной или опасной.

Для того чтобы иметь возможность провожать и забирать сына каждый день из школы она бросила прежнюю работу и устроилась уборщицей в офис. Проблемой считает то, что другие дети постоянно обижают мальчика, не хотят с ним дружить. Спрашивает: как помочь ему наладить дружбу с детьми?

Личная позиция родителя. Такой родитель не готов отпустить ребенка в жизнь. Постоянно переживает за его здоровье, тревожится о самочувствии, но мало беспокоится развитием личности ребенка. В их глазах ребенок – неспособное ни к чему, слабое, немощное создание, нуждающееся в постоянной заботе и защите от внешней опасности.

Что можно сделать в этой ситуации? Во-первых, родителям стоит работать над своей повышенной тревожностью. Именно она заставляет их самих испытывать страх и переносить его на ребенка. Впечатлительность и тревожность – несомненно, помогают выживать в наше непростое время, но во всем должна быть адекватная мера. Это значит, пора объективно оценить, что может быть опасно, а что лишь кажется опасным.

Во-вторых, родителям надо работать над своим эгоизмом. Они боятся не за ребенка, а за самих себя, потому что не интересуются его мнением, его чувствами и интересами и тем, чего на самом деле боится ребенок. Соотнесите его страхи и свои. Только тогда вы поймете, где заканчивается ваша субъективная тревога и начинается реальность.

Эмоциональные, раздражительные родители.

Такие родители своим ребенком всегда недовольны, предъявляют постоянные претензии и обвиняют во всех ошибках. Не сделал урок – дурак, ошибся – кретин, не смог за себя постоять – размазня. При этом в отношениях отсутствует эмоциональная близость между взрослым и ребенком. Тактильные контакты осуществляются на уровне шлепков, подзатыльников, оплеух.

При этом инициатором какого-то действия становится родитель. Он сам подталкивает ребенка на совершение поступка и уже изначально не верит в возможный успех. Дети очень хорошо заражаются эмоциональным настроем взрослого и поэтому не умеют верить в самих себя – естественно, что в результате они делают все не так как надо. Как и в прежнем случае, в итоге развивается низкая самооценка, забитость, не умение отстаивать свои позиции, появляется страх самовыражения.

Читайте также:
Брегонские законы: что это такое, описание и особенности

Как правило, такие дети становятся пассивными агрессорами, держат свое недовольство глубоко внутри себя. То есть, проявляют они его не явно, а несколько иначе. Например, едкими замечаниями в адрес другого человека, выражают иронию, провоцируют сарказмом, переворачивают факты с ног на голову, выставляя виновными за свои ошибки других людей.

Личная позиция родителя: «Ну что ты за наказание такое?! Ну, ничего сделать толком не умеешь» – эти слова говорила девочка Саша, пяти лет, своим игрушкам. Точь-в-точь повторяя слова своей матери.

Что можно сделать в этой ситуации? Ребенок не рождается с умениями и знаниями о жизни. И эти самые знания не появятся у него до тех пор, пока он сам, своими руками не попробует сделать что-то, пока ребенок не совершит ошибки которые потом сам исправит и не найдет способ решать проблемы по-своему, особенно.

Вы, конечно, не обязаны обожать своего ребенка, видеть в нем только плюсы и достоинства. Но хотя бы не мешайте ему развиваться естественным путем, не подавляйте в нем личность, своими претензиями и утверждениями в его несостоятельности. Если не умеете делать это сами – тогда доверьте профессионалам. А для ребенка будьте не строгим учителем или врачом, а просто родителем. Все люди имеют недостатки – это нормально, поэтому меняйте свое отношение к ребенку как к личности со своими, не похожими ни на кого, особенностями, которые в дальнейшем могут стать его достоинствами.

Либеральные родители.

Либеральный, значит допускающий. Такие родители многое допускают в жизни ребенка. Допускают его ошибки, влияние внешних факторов и случайностей на его жизнь. Умеют признать свою неправоту, могут извиниться за совершенные ошибки, но не всегда это делают. Зато уважают желание ребенка самостоятельно принимать решения в своей судьбе, делать свой выбор. И, как правило, самоустраняются из его жизни, примерно к подростковому возрасту. По привычке, могут посоветовать одеться тепло девочке-подростку идущей на дискотеку зимой, но после того как та в ответ скажет что-то типа: «Засохни, кочерыжка, я сама знаю». Предпочитают не вступать в конфликт и удалиться по своим делам.

Личная позиция родителя: «Ничего в этой жизни невозможно предусмотреть. Если ребенок хочет вырасти и работать дворником, то никто его не сможет переубедить в этом» – так описала свой взгляд на воспитание одна мама консультанту телефона экстренной психологической помощи.

Считают, что у взрослого есть свой взгляд на жизнь, а у ребенка свой. Своими делами они и предпочитают заниматься, пока их не спрашивают или пока не попросят о чем-то.

Что можно сделать в этой ситуации? Исправлять такую позицию, обычно, бывает бесполезно. В ней, в принципе, есть рациональное зерно: ребенок учится самостоятельности, отвечать за свои поступки и всего в жизни добиваться своими силами, рассчитывая только на себя. Правда, находить эффективные пути взаимодействия с другими людьми он так и не научается, потому что он не видел примера в лице значимых для него людей (родителей).

Авторитетные родители.

Авторитеты для ребенка – это пример личной активной позиции (в любом деле), весомое мнение, определяющее возникновение мотива к действию. Другими словами, с такими родителями дети советуются, выбирают их в качестве примера и делают так, как они поступили бы в этой ситуации.

«Как поступил бы отец в этой ситуации?», «А как сделала бы мать? Что она сказала бы сейчас» – такой вопрос задают себе их дети, оказавшись в трудной ситуации. Это не значит, что именно так они сделают, но всегда учтут такое мнение.

Личная позиция родителя. У таких родителей есть внутренняя жизненная позиция, что они являются спутниками ребенка на жизненном пути. Свои поступки они стараются комментировать, разъясняя, таким образом, главный принцип своих действий. Стараются избегать давления на ребенка, всегда в курсе состояния дел ребенка. Бывают честными в первую очередь с самими собой, к этому приучают и ребенка.

Исправлять такие отношения не нужно, если они благоприятно влияют на развитие личности ребенка. Более того, в этом случае, обычно, ни от кого, не поступает подобного запроса о помощи.

Демократичные родители.

Дети демократичных родителей, знают и умеют вести себя адекватно ситуации, в которой они оказались. Они достаточно критичны, по отношению к себе и умеют оценивать поступки других людей. В конфликтных ситуациях, предпочитают рассуждать последовательно, умело аргументируют свое мнение.

Личная позиция родителя. Ставят честность и справедливость в приоритет. Стараются прислушиваться к мнению ребенка, выслушать его внимательно, чтобы понять. Собственным примером воспитывают в детях дисциплину, самостоятельность, уверенность, уважение к самому себе и другим людям.

Таким образом, только наши собственные иррациональные убеждения мешают нашим детям быть счастливыми. Поэтому дайте им свободу выбора, но при этом будьте рядом, чтобы они всегда могли обратиться к Вам за помощью или знали, где эту помощь можно получить.

ведущий психолог ОДМПКиИП ФКУ ЦЭПП МЧС России

Что делать, если обижают ребёнка

Часто можно услышать вопрос: что делать, если рядом с вами кто-то бьет или унижает ребенка? Пройти мимо? Не обращать внимания, сами раз-берутся? Или вмешаться, чтобы остановить насилие над ребенком?

Это не самый простой вопрос. Если мы видим, что преступление (а фи-зическое насилие — это всегда преступление) совершают посторонние для ре-бенка люди, мы обязаны вмешаться. В этой ситуации рядом нет родителей, которые могли бы отстаивать интересы ребенка. Возможно, вы единственный человек, кто сможет в этой ситуации помочь ребенку.

Читайте также:
Как быстро и легально получить ПМЖ Мальты?

Если к ребенку применяют насилие, безучастным оставаться нельзя, но действовать нужно с холодной головой и по ситуации. Ругаться с обидчика-ми и читать им лекции о воспитании детей не имеет смысла. Во-первых, это не изменит их отношения к ребенку; во-вторых, есть шанс, что это вызовет еще большую злость. Решили вмешаться? Сначала спросите: «Чем вам мож-но помочь?» Это снизит уровень агрессии и переключит внимание. Возмож-но, человеку нужна помощь и поддержка.

Думаете, что жизни и здоровью ребенка угрожает опасность прямо сейчас? Звоните в полицию по телефону 02 или на телефон единой дежурно-диспетчерской службы — 112.

Сложнее принять решение, нужно ли вмешаться, если жестокость в от-ношении ребенка проявляют его родители или близкие люди. Ведь именно они должны отвечать за безопасность и здоровье ребенка, за его психологи-ческое благополучие. Но, к сожалению, у родителей не всегда хватает муд-рости, терпения, знаний, душевных сил, чтобы в сложных ситуациях дей-ствовать как Родитель — осознанно и с уважением.

Домашнее насилие — тема, которая все чаще и чаще становится предме-том обсуждения. Если мы закроем глаза и притворимся, что в мире нет про-блем, они никогда не решатся.

Возможно, молодые родители не справляются с новыми обязанностями или у матери случилось эмоциональное выгорание. Бывает, что агрессию проявляет отец, так что помощь нужна и ребенку, и матери.

Многих детей родители бьют. Кого-то шлепают ремнем за плохие оценки, кому-то оставляют раны и синяки. Насилие в семье недопустимо в любом виде.

Сообщить в полицию о насилии в отношении несовершеннолетнего — также наша обязанность. Если у вас за стенкой регулярно слышны крики, детский плач, звуки, характерные для драки, вы обязаны сообщить о воз-можном преступлении в отношении несовершеннолетнего в полицию — 02 или по телефону единой дежурно-диспетчерской службы — 112. Даже если насилие совершают родители или другие близкие ребенку люди.

Если окружающие начнут транслировать негативное отношение к насилию, родитель будет понимать, что это — не норма. И что он не справил-ся как родитель и ему нужна помощь.

Несовершеннолетние наравне со взрослыми могут защищать свои пра-ва. Особенно в тех случаях, когда защитить больше некому. В любом воз-расте ребёнок имеет право обратиться с заявлением в полицию или вызвать сотрудников полиции на место преступления, в том числе он может заявить о совершении преступления его родителями или другими родственниками и попросить защиты.

Кроме того, несовершеннолетний, достигший возраста 10 лет, в отно-шении которого родителями совершены противоправные действия, может быть помещён в государственное казённое учреждение социального обслу-живания Краснодарского края «Краснодарский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (ул. Гагарина, д. 186) по личному заявлению.

На маленького мальчика, играющего в уголке подъезда с машинкой, обратили внимание неравнодушные соседи. Как оказалось, ребёнка выстави-ли на лестницу родители, малыш мешал им выпивать в компании приятелей.

На тревожный сигнал сразу выехали сотрудники отдела полиции Управления МВД России по городу Краснодару, забрали малыша у сильно нетрезвых и невменяемых родителей. Мальчика поместили в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Эта история — лишь одна из тех ситуаций, когда неравнодушные люди, возможно спасли жизнь ребён-ку.

В городе Краснодаре осуществляет деятельность помощник Уполно-моченного по правам ребёнка в Краснодарском крае (ул. Северная, 279, каб. 68, тел. 2518645). Помощник Уполномоченного в своей работе взаимодей-ствует со всеми структурами профилактики безнадзорности и правонаруше-ний несовершеннолетних и оказывает помощь в сфере защиты прав и закон-ных интересов несовершеннолетних.

Порой детям или подросткам трудно решиться на откровенный разго-вор с родителями, так как они боятся столкнуться в ответ с непониманием, руганью и упреками в неправильном поведении. Далеко не все дети способ-ны общаться с мамой и папой, как с лучшими друзьями, и порой для того, чтобы поделиться наболевшим, им требуется человек со стороны. Если же рядом нет никого, кто мог бы помочь советом или просто выслушать, на по-мощь придут специалисты телефона доверия.

По детскому телефону доверия, ребенок или подросток может поде-литься со специалистом на другом конце провода абсолютно любой волну-ющей его проблемой. Это могут быть сложности в отношениях с родителями или сверстниками, плохие отметки в школе, разнообразные страхи, пережи-вания из-за неудач, ссоры с другом или подругой, эмоциональные трудности во время первой любви, необходимость получить помощь в вопросах поло-вого воспитания. Бывают случаи, когда по телефону доверия звонят дети, желающие рассказать о жестоком обращении со стороны родителей или по-сторонних, совершенном сексуальном или психологическом насилии (дет-ский телефон доверия с единым общероссийским номером: 8-800-2000-122; горячая линия министерства просвещения РФ: 8-800-555-89-81; круглосу-точная экстренная психологическая помощь детям, подросткам, молодёжи: 809880245-82-82, 8(861)245-82-82).

Детский телефон доверия на сегодняшний день — это настоящая палоч-ка-выручалочка для детей и подростков, попавших в сложную ситуацию и желающих получить ответы на свои вопросы, а также для родителей, не зна-ющих, как помочь своим детям.

Отношение к насилию в воспитании детей необходимо менять. И каж-дый гражданин может внести в это свой вклад осознанной родительской по-зицией и формированием нетерпимости к насилию. Не будьте равнодушны!

Как защитить права ребенка в школе?

С поступлением ребенка в школу многие родители понимают, что впереди долгие, насыщенные событиями годы. У большинства это время оставит в памяти приятный след, но некоторым учеба ребенка может запомниться негативными моментами и даже острыми конфликтами.

Читайте также:
Требования пожарной безопасности: что это значит

С чем это связано? Иногда с нарушением прав несовершеннолетних. Надо признать, такие факты, к сожалению, имеют место, и с ними периодически мне приходится сталкиваться в своей работе. Чаще всего родители жалуются на то, что не могут «устроить» ребенка в школу по своему выбору, на пресловутые «поборы» при поступлении или в период обучения, «субботники» и даже, привлечение детей к дисциплинарной ответственности. О последнем расскажу позже более подробно. Уверен, мало кто знает о том, что ученику можно объявить выговор…

Замечу, что иногда образовательные учреждения допускают нарушения прав учащихся по незнанию, но такие случаи единичны.

В остальных ситуациях, по моему мнению, руководители учреждений осознают противоправность своих действий либо относятся к ним безразлично, полагаясь на то, что не каждый родитель юридически подкован или настроен в защите прав ребенка «идти до конца». Я далек от мысли, что педагог с многолетним стажем работы в системе образования, назначенный на ответственную должность директора, не знает закона, регулирующего деятельность школ.

Хотя защищать нарушенные права бывает непросто, делать это следует обязательно. Поэтому, родителям полезно знать, что основные права обучающихся закреплены в отдельной статье 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон). В их числе права:

– на выбор образовательной организации;

– на предоставление условий для обучения с учетом психофизического развития и состояния здоровья;

– выбор факультативных и элективных предметов, курсов, дисциплин;

– на уважение человеческого достоинства;

– на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбление личности, охрану жизни и здоровья;

– на свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;

– на участие в управлении школой;

– на ознакомление с документами, регламентирующими деятельность образовательной организации и обжалование в установленном порядке актов образовательной организации.

Согласно части 1 статьи 45 Закона, защищая свои права, обучающиеся и родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся вправе:

1) направлять в органы управления образовательной организации, в частности директору школы, общему собранию, педагогическому совету и другие, предусмотренные уставом образовательной организации, обращения о применении к работникам, нарушающим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий;

2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, создаваемую из равного числа учащихся, родителей (законных представителей) учащихся и работников конкретного учреждения;

3) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

Очевидно, что применение первых двух пунктов затруднений и вопросов не вызывает, а третий требует уточнения.

Последний пункт предусматривает «иные», не запрещенные способы защиты, к которым помимо общественных объединений учащихся следует относить обращение: в прокуратуру, в суд, к Уполномоченному по правам человека, Уполномоченному по правам ребенка, а также в управление (отдел) образования, выступающее учредителем школы от имени органов местного самоуправления.

Приведу один интересный пример. Последним способом, то есть, обратившись ко мне и одновременно в Управление образования
г. Хабаровска, воспользовались родители ученика одной из гимназий, узнав от классного руководителя о том, что к их ребенку и еще 16 ученикам 7-го класса приказом директора применено дисциплинарное взыскание в виде выговора. Символично, что случилось это в первый день летних каникул, по традиции совпавший с Днем защиты детей.

Из разговора с учителем родители узнали не только о выговоре, но и о том, что ознакомиться с приказом сын должен без них – так распорядился директор. Между тем, пункт 13 Порядка применения к учащимся общеобразовательных учреждений мер дисциплинарного взыскания (далее – Порядок), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.03.2013 № 185, возлагает на образовательную организацию обязанность довести изданный приказ о наказании под роспись не только до обучающегося, но и до их родителей (законных представителей).

Воспрепятствовав в ознакомлении с приказом, директор гимназии грубо нарушила требования Порядка. Фактически, родители были исключены из воспитательного процесса и не имели возможности получить полную информацию о причинах наказания и применения столь строгого взыскания. Что же еще было нарушено?

Согласно пункту 8 названного Порядка, до применения меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна затребовать от обучающегося письменное объяснение. Однако, как сообщили ученики и не отрицали в гимназии, объяснения ни с одного из семнадцати учащихся затребованы не были. Налицо еще одно нарушение.

Далее, Порядок закрепляет обязанность при выборе меры взыскания учитывать: тяжесть проступка, причины, обстоятельства его совершения, предыдущие «заслуги» наказуемого. К слову сказать, ребенок, чьи родители решили обжаловать приказ гимназии, никогда не имел дисциплинарных взысканий, принимал активное участие в школьных мероприятиях, олимпиадах и благотворительных ярмарках, ежегодно награждался грамотами за хорошую учебу и активную жизненную позицию. Его родители неоднократно награждались благодарностями гимназии за воспитание сына. Однако, ничего из перечисленного учтено не было, а на вопрос «почему?» – родителям предложили эти самые грамоты за предыдущие годы порвать.

В этот момент, как мне представляется, конфликт между гимназией и родителями ученика перешел в иную, неюридическую плоскость. Возникает множество вопросов: насколько компетентен учитель и отвечает ли предъявляемым к нему требованиям, осознает ли он неэтичность своего предложения? Насколько допустимо игнорирование предыдущих успехов ребенка и их обесценивание? Возможно ли после подобного грубого высказывания сохранить репутацию и уважение в глазах учеников и их родителей? Вопросы риторические.

Возвращаясь к юридической стороне конфликтной ситуации, отмечу, что соблюдение сроков привлечения к дисциплинарной ответственности также установлено Порядком, а именно пунктом 9. Однако, оценить правильность его применения в данном случае невозможно, так как внятно сформулировать претензии к ученикам ни директор, ни классный руководитель не смогли. Обвинение свелось к обобщенным фразам о нарушении классом дисциплины в течение года.

Читайте также:
Международные неправительственные организации: что это значит

Важно отметить, что при выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать мнение совета учащихся, представительных органов обучающихся, советов родителей (законных представителей). Норма является своего рода сдерживающим фактором для администрации образовательной организации, обеспечивающим максимальную объективность при наказании несовершеннолетнего и соблюдение его прав. Будь она применена, незаконный локальный акт не появился бы, однако ни с одним из перечисленных органов гимназии перед вынесением приказа директор советоваться не стала. И в этом очередное грубое нарушение.

В результате проверки, все изложенное в обращении родителей семиклассника нашло свое подтверждение, а незаконный приказ директора гимназии был отменен. Руководителю учреждения было указано на недопустимость подобных нарушений законодательства. Подросток по инициативе родителей переведен в другое учебное заведение.

Почему я привел этот пример? В Хабаровском крае в этом году за парты село более 152 тысяч учеников, и у каждого из них есть родители (законные представители), которые в большинстве своем, к сожалению, недостаточно осведомлены о правах и способах их защиты. Что касается педагогов, то соблюдение правовых, нравственных и этических норм в соответствии со статьей 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» является их прямой обязанностью.

Хочется надеяться, что все участники образовательных отношений, к которым Закон относит учеников, педагогов и родителей (законных представителей), будут уважительно относиться к правам друг друга, добросовестно выполнять возложенные обязанности и соблюдать действующее законодательство.

Только при таком условии наши дети будут чувствовать себя защищенными и не утратят веру в справедливость, противоправные действия педагогов не останутся безнаказанными, а родители будут уверены в силе закона, зная, что смогут защитить права ребенка.

Я со своей стороны в рамках предоставленных полномочий оказываю содействие в разрешении конфликтных ситуаций, повлекших нарушение прав граждан.

Защита прав и интересов несовершеннолетних детей

Ребенок имеет права, предписанные не только национальным, но и международным законодательством.

Защищать права и интересы ребенка должны родители и государство в лице органов власти. За нарушение законных интересов ребенка предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Про то, как осуществляется порядок защиты прав и интересов ребенка читайте ниже.

Нормативно-правовое регулирование

На законодательном уровне защиту прав несовершеннолетних детей обеспечивают следующие нормативные правовые акты:

Ребенок имеет право на имя, фамилию и отчество, жить и воспитываться в семье, знать своих родителей и проживать совместно с ними, беспрепятственно общаться с родителями и иными родственниками, получать образование, выражать свое мнение, получать содержание от обоих родителей. Защиту прав и законных интересов ребенка обеспечивают родители, государственные органы и суд.

Защита прав и интересов ребенка

Одна из главных обязанностей родителей заключается в защите прав и интересов детей. При этом родители могут защищать права своих детей в отношениях с любыми лицами или государственными органами без представления на это специальных полномочий.

Осуществляя защиту прав ребенка, родители должны исходить исключительно из интересов своих детей.

Защищать права и интересы ребенка необходимо до достижения им возраста совершеннолетия.

Совершеннолетие, по общему правилу, наступает в возрасте 18 лет. В случае обретения полной дееспособности в результате эмансипации или вступления в брак ребенок может достичь совершеннолетия в возрасте 16 лет. При этом признание несовершеннолетнего ребенка полностью дееспособным до возраста 18 лет производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей.

Обратите внимание: в определенных случаях ребенок вправе самостоятельно защищать свои права и законные интересы. Например, при злоупотреблении родителей своими правами, ребенок может обратиться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет самостоятельно подать исковое заявление в суд.

Государственные органы, осуществляющие защиту прав и интересов детей

Семейное законодательство устанавливает, что ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений родителей и иных лиц.

Осуществляют защиту прав ребенка от таких злоупотреблений:

  • орган опеки и попечительства;
  • комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
  • прокуратура;
  • органы внутренних дел;
  • суд.

Орган опеки и попечительства – это орган, который занимается защитой прав и интересов несовершеннолетнего ребенка от злоупотреблений родителя и ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Данный орган осуществляет защиту имущественных, жилищных и личностных интересов ребенка.

Любое лицо, которому стало известно о возникновении реальной угрозы причинения вреда жизни и здоровью несовершеннолетнего ребенка, должен сообщить об этом в орган опеки и попечительства.

После получения информации о нарушении прав ребенка орган опеки и попечительства должен принять соответствующие меры для защиты прав и интересов несовершеннолетнего.

В функции органа входит не только защита прав ребенка, но и обеспечение прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, дача заключения о целесообразности лишения родительских прав, участие в судебных заседаниях по делам о защите прав ребенка и в исполнении решений суда, а также иные функции.

Органы опеки и попечительства вправе посещать семьи, пребывание детей в которых представляет угрозу их жизни и здоровью.

Защитой прав и интересов ребенка также занимаются комиссии по делам несовершеннолетних. В их компетенцию входит профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, выявление и устранений причин, способствующих совершению преступлений, помощь в реабилитации детям, которые оказались в тяжелой или опасной для них жизненной ситуации.

Читайте также:
Как выписать бывшего гражданского мужа из квариры

Комиссии наделены следующими обязанностями:

  • предъявление в судебный орган искового заявления о лишении и ограничении родительских прав;
  • обеспечение мер по защите прав и интересов несовершеннолетних детей;
  • в определенных случаях контроль за воспитанием, развитием и содержанием ребенка;
  • иные компетенции.

Прокуратура, как орган по защите прав и интересов ребенка, вправе:

  • подавать в суд исковое заявление о лишении или же ограничении родительских прав, а также иск о восстановлении имущественных или личных прав несовершеннолетнего ребенка;
  • предъявлять в суд постановление об отмене усыновления;
  • присутствовать на судебных заседаниях по делам о защите прав несовершеннолетнего.

Основными направлениями деятельности прокуратуры в сфере защиты прав детей являются:

  • надзор за исполнением законодательства о социальной защите детей, об образовании, об охране их жизни и здоровья;
  • пресечение случаев жестокого обращения с ребенком;
  • другие направления информации.

Органы внутренних дел принимают участие в принудительных мероприятиях, связанных с защитой детей. Например, участвуют в отобрании детей из неблагополучных семей или разыскивают лиц, которые уклоняются от исполнения решения суда.

Порядок защиты прав и интересов ребенка в суде

В случае возникновения спора, связанного с защитой прав ребенка, родители могут решить его мирным путем. Если в процессе переговоров родители не пришли к единому мнению, то они вправе обратиться в суд.

Один из родителей подает исковое заявление в мировой или в районный суд по месту жительства второго родителя.

Также исковое заявление может быть подано прокурором, органом опеки и попечительства, детским домом или иной детской организацией.

В судебном заседании принимает участие орган опеки и попечительства, который предоставляет суду акт обследования условий жизни каждого родителя и ребенка.

В отдельных случаях в судебном заседании должен участвовать прокурор (например, спор о лишении родительских прав).

Степень участия несовершеннолетнего в судебном заседании зависит от его возраста и делится на три категории:

  • ребенку не исполнилось 10 лет. В этом случае интересы ребенка защищает родитель или иной законный представитель несовершеннолетнего;
  • ребенку исполнилось 10 лет. В такой ситуации интересы несовершеннолетнего также защищает родитель или иной законный представитель, но в ходе судебного заседания суд обязан заслушать и учесть мнение ребенка;
  • ребенку исполнилось 14 лет. По достижении этого возраста несовершеннолетний вправе самостоятельно подать исковое заявление и защищать свои права в суде. При этом в суде также должны участвовать законные представители несовершеннолетних.

Обратите внимание: истец освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с защитой прав детей.

Исковое заявление должно содержать личные данные истца, ответчика, ребенка, описание сути возникшего спора, требования истца.

К иску должны быть приложены документы, которые подтверждают обоснованность требований истца к ответчику.

В ходе судебного заседания суд заслушивает мнения сторон, ребенка, если ему исполнилось 10 лет, оценивает представленные доказательства и выносит решение по делу.

Ответственность за нарушение прав и интересов ребенка

Родители, не исполняя предписанные семейным законодательством обязанности или злоупотребляя ими, могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.

Если родители или иные законные представители несовершеннолетнего не защищают должным образом его права и интересы, то они могут быть подвергнуты административному наказанию в виде предупреждения или административного штрафа.

Родители или иные законные представители подвергаются уголовному наказанию в случае, когда неисполнение своих обязанностей по воспитанию ребенка или ненадлежащее исполнение связано с жестоким обращением в отношении несовершеннолетнего.

За совершение данного преступления родители могут быть подвергнуты уголовному наказанию в виде штрафа, обязательных, исправительных или принудительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения свободы.

Профессиональная юридическая помощь

В случае возникновения опасной ситуации для физического или психологического здоровья ребенка каждый родитель будет делать все от него зависящее, чтобы защитить его.

В стрессовой ситуации родителю бывает сложно самостоятельно грамотно составить исковое заявление или собрать необходимые документы.

Юристы по семейным спорам компании «Юридическое агентство», обладая необходимыми компетенциями и теоретическими знаниями, помогут Вам защитить права и интересы ребенка.

На очной консультации в компании Вы совместно прорабатываете правовую позицию, после чего юрист составляет исковое заявление, собирает необходимые документы и подготавливает доказательства для предъявления их в суде.

После направления искового заявления в суд, юрист может выступать как представитель по доверенности, защищая родительские права и интересы Вашего несовершеннолетнего ребенка.

Как избежать раздела имущества при разводе?

Планирую развестись с женой и хочу, чтобы ей ничего не досталось.

В общей собственности с женой есть земля, небольшой жилой дом и недостроенное строение. Земля и дом приватизированы на меня. На дом тоже выделял деньги я. Хочу подарить все имущество сыновьям и затем развестись, поскольку подозреваю неверность жены. Сможет ли жена оспорить сделку?

Все имущество, нажитое в период брака, если оно не подарено кому-то из супругов и не получено им в наследство, — это совместная собственность супругов. Причем независимо от того, кто указан собственником в государственном реестре прав на недвижимое имущество. Я уже подробно рассказывал об этом в статьях «Как передать жене равные права на квартиру» и «Можно ли подарить супруге часть своего имущества».

Согласие на сделки с совместно нажитым имуществом

Даже если жена не работала и сидела дома с детьми, а муж финансировал стройку из своей зарплаты, он все равно не единоличный собственник имущества. Доходы одного из супругов — это тоже общее имущество.

Общим в браке считается вообще все, кроме того, что подарено и унаследовано, если другой порядок не определен брачным договором. И распоряжаться совместно нажитым имуществом по закону можно только с общего согласия супругов. То есть если вы хотите подарить что-то из общего имущества сыновьям, придется об этом спросить мнение жены.

Читайте также:
Требование об уплате сбора

По умолчанию всегда предполагается, что второй супруг не против сделки и дал свое согласие. Но для сделок, где обязательна нотариальная форма и государственная регистрация, например сделок с недвижимостью или сделок с долями в уставных капиталах компаний, согласие супруги должно быть оформлено у нотариуса. То есть вам придется попросить супругу подъехать к нотариусу и письменно подтвердить, что она не против подарить часть вашего общего имущества сыновьям.

Если вы решите продать или подарить имущество без ее согласия, теоретически это возможно. Хотя шансов, что такая сделка пройдет через Росреестр без нотариального согласия, фактически нет. Но даже если получится, впоследствии такую сделку легко оспорить. То есть если супруга пойдет в суд, договор признают недействительным, потому что вы не имели права распоряжаться общим имуществом без ее согласия даже в пользу ваших общих детей.

Если сделку признают недействительной, имущество вернется в вашу совместную с супругой собственность. Хорошо, если это будет дарение: тогда ничего возвращать не надо. Но бывают случаи, когда имущество продано, за него получены деньги и их уже потратили. И когда суд эту сделку отменяет, продавец должен вернуть деньги покупателю, а их уже и нет.

Как поделить недостроенный дом

Недостроенное строение при разделе имущества имеет такой же вес, как и достроенное, просто делить его сложнее. В законе есть такое понятие, как «объект незавершенного строительства». Даже если у дома нет стен и окон, а только фундамент, его можно оценить и зарегистрировать в государственном реестре как недвижимое имущество. Фундамент и стены — это, как правило, не меньше 45% от всей стоимости дома, поэтому не пренебрегайте этим.

Правда, регистрация незавершенного строительства — это отдельная сложная задача. Вам понадобятся время и консультации специалистов. Я советую обратиться в местное БТИ: они объяснят, что и как надо делать.

Как лучше сделать по закону

Если вы хотите избежать раздела имущества при разводе, у вас есть три законных способа. Вот как вы можете поступить:

  1. Заключить брачный договор, где вы укажете все имущество, его правовой режим и порядок раздела. Но не рассчитывайте, что будет как в американских фильмах: вы включите условие, что в случае неверности второй супруг ничего не получает, и он останется с носом. Это запрещено семейным кодексом. Верховный суд также указал, что условия брачного договора, которые явно ущемляют одного из супругов и ставят его в крайне неблагоприятное положение, незаконны. Например, условие о том, что супруг, уличенный в неверности, лишается всего имущества, — недействительно. Даже сильную диспропорцию при разделе имущества брачным договором суд может признать незаконной. Формально условие о порядке раздела имущества на случай неверности можно включить в договор. Если стороны добровольно его исполнят, так тому и быть. А вот если одна из сторон потребует признать такой пункт недействительным, суд встанет на ее сторону.
  2. Заключить досудебное соглашение о разделе имущества в добровольном порядке, в котором определите, кому и что принадлежит заранее. Это облегчит процесс. Не заставляйте суд высчитывать доли и выносить постановление о том, как поделить дом пополам, хотя поделить его нельзя.
  3. До развода оформить с супругой дарение имущества детям или получить ее согласие на это в нотариальной форме либо доверенность на право совершать сделки.

Никаких других законных способов избежать раздела совместного имущества при разводе нет. К сожалению или к счастью, ни один закон в РФ не рассматривает измену одного из супругов как законное основание для одностороннего пересмотра прав собственности. Для этого придуман брачный договор.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Способы сокрытия супругом совместного имущества от раздела. Как защитить своё право на долю.

“Я думала у нас много общего,
но при разделе имущества
оказалось, что из общего
у нас только холодильник”
(Алла Корж)

То, что имущество, нажитое в браке, является совместным и при разделе делится в равных долях на каждого супруга, об этом вам скажет любой юрист. Но не каждый юрист знает, с какими проблемами клиенты сталкиваются в суде, и на что идут бывшие супруги в попытке нажиться при разделе совместного имущества. И тем более, мало кто представляет, как эффективнее, от такого злоупотребления, защитить своего клиента.

В своей адвокатской практике, занимаясь делами о разделе совместно нажитого имущества, мне неоднократно приходилось защищать интересы бывших супругов от «хитроумных» схем нечестного раздела.
О том, какие способы сокрытия совместного имущества от раздела существуют и как защитить свои права, я поделюсь с вами.

1. Приобретение имущества на одного супруга до официальной регистрации брака.

В соответствии со ст. 34 Семейного Кодекса РФ, на супругов распространяется режим совместной собственности на имущество, приобретённое в браке. То есть, всё, что нажито в браке, является совместным. Исключение составляет имущество и денежные средства, нажитые супругом до брака или полученные им в браке по безвозмездной сделке (наследование, дарение, приватизация).

Однако, жизненные обстоятельства не всегда подвластны закону, и люди начинают сожительствовать до официальной регистрации брака, ведя общее хозяйство и наживая состояние. Но закон не приравнивает сожительство к браку. И приобретённое в этот период имущество не считается совместным и не подлежит разделу при разводе. Тот, на чьё имя имущество приобреталось, кто оплачивал своей банковской картой покупки – тот и будет собственником имущества.
К примеру: если до регистрации брака, на ваши, или совместные средства супруг купил автомобиль – то после развода автомобиль останется за супругом, а вы так и не вернёте свои деньги. Исключением может быть ситуация, когда имущество до брака приобретается одним из супругов в кредит. А после регистрации брака, этот кредит оплачивался за счёт совместных средств. В этом случае у вас есть право взыскать только половину денежных средств, потраченных на оплату кредита в период брака.

Люди, создавая семью основанную на доверии, не задумываются о таких “мелочах”, как право собственности на имущество. И вспоминают об этом только после развода. Но если отношения строятся на доверии – пара должна быть заинтересована защищать интересы друг друга. И это касается не только возможного развода.

В первую очередь это касается наследования. Если брак не зарегистрирован, то после смерти одного “гражданского” супруга, второй остаётся практически беззащитным перед толпой наследников, которые захотят получить свою долю в наследстве.

Обезопасить себя в такой ситуации можно следующим:

– заключить и нотариально удостоверить брачный контракт. По условиям брачного контракта можно прописать порядок раздела имущества, в том числе, и приобретённого до вступления в брак (Кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ по делу № 8-КГ19-82);

– в период сожительства, заключить письменное соглашение с партнёром о приобретении имущества в общую собственность (Апелляционное определение ВС Республики Башкортостан от 28.03.2017 по делу № 33-6075/2017, решение Бердского городского суда Новосибирской области от 10.03.2016 по делу № 2-105/2016);

– в случае приобретения объектов недвижимости, регистрацию права собственности производить за обоими сожителями в долевой собственности;

– совершая покупки за счёт собственных средств, производить оплату по своей банковской карте. При оплате наличными – оформлять сопроводительные документы на своё имя.

Из практики: Бывшая жена обратилась с иском в суд о разделе недостроенного коттеджа и земельного участка. Основную часть цены иска составляла стоимость земельного участка в элитном месте. Защищая интересы бывшего мужа, в суде я доказал, что земельный участок хоть и был получен в период брака, но моим доверителем безвозмездно в порядке дарения. Исковые требования истицы были удовлетворены частично, на 1/2 доли недостроенного дома. (Железнодорожный районный суд г. Новосибирска).

2. Оформление имущества на родителей и друзей.

Очень часто, на совместно нажитые средства супругов приобретается недвижимость и автомобили, которые регистрируются на родителей одного из супругов. Как правило, это объясняется необходимостью обезопасить себя от претензий кредиторов, либо сэкономить на налогах. Но подобные схемы имеют более скрытый умысел – заранее принять меры для обмана второго супруга при возможном разделе имущества.

Второй супруг больше рискует потерять нажитое имущество не от претензий кредиторов, а в случае смерти супруга, или его родителей и друзей на которых оформлено имущество. Маловероятно, что это имущество вам когда-то вернут, или не поделят между наследниками.
И конечно, при разводе, у вас нет права претендовать на это имущество.

Не стоит соглашаться на такие варианты “экономии” – это создаст ещё большие проблемы в будущем. А если такие сделки совершены без вашего согласия, то это уже повод задуматься об отношении супруга к вам и дальнейших перспективах.

При такой схеме, защитить себя можно только в одном случае – если доказать, что супруг злоупотреблял своим правом, передавая безосновательно деньги знакомым и родным. Тем самым, можно либо уменьшить его долю при разделе имущества, либо, если не истёк срок исковой давности, предъявить иск к этим лицам о взыскании неосновательного обогащения.

3. Фиктивная продажа имущества родственникам, а также продажа имущества с сокрытием реальной цены продажи.

Супруги вправе распоряжаться всем совместным имуществом, и закон предполагает, что такие сделки совершаются с согласия второго супруга. Исключением являются сделки с недвижимостью, где требуется обязательное нотариальное согласие второго супруга (ст. 35 Семейного Кодекса РФ). Этим и злоупотребляют супруги, в преддверии развода, переоформляя имущество путём фиктивной продажи на родственников и друзей, скрывая его от предстоящего раздела.

Еще одна разновидность махинации – сокрытие настоящей цены продажи. В этом случае имущество действительно продаётся независимому покупателю, но в документах занижается реальная цена сделки, а разницу от продажи супруг получает неофициально, без документов.

От подобных злоупотреблений защитить свои права можно несколькими способами:

– признать сделку недействительной, доказав, что вторая сторона по сделке знала или должна была знать об отсутствии согласия второго супруга на совершение сделки;

– оспорить сделку, ввиду её фиктивности, доказав, что после совершения сделки, владение и распоряжение имуществом так и осталось за бывшим супругом;

– доказать невыгодность сделки, ввиду занижения цены продажи, и взыскать разницу с супруга;

– доказать факт неполучения денежных средств от совершённой сделки и уменьшить долю супруга при разделе совместного имущества;

Из практики : В период брака супруги по расписке приобрели садовый участок, который оформили в садовом товариществе на мужа. После развода, бывший муж, в правлении садоводческого товарищества «переписал» документы на участок на свою маму, которая приватизировала участок на себя. В суде я доказал, что участок был приобретён в браке по возмездной сделке, и являлся совместным имуществом. Следовательно, действия бывшего супруга были направлены на сокрытие имущества от раздела. По результатам рассмотрения дела, суд взыскал с бывшего мужа половину рыночной цены садового участка. (Дзержинский районный суд г. Новосибирска).

4. Сокрытие документов, подтверждающих приобретение имущества.

При разделе имущества в судебном порядке, суд должен установить факт приобретения спорного имущества в браке. Для этого используются как свидетельские показания, так и документы подтверждающие расходы и факт приобретения (чеки, товарные накладные, сервисные книжки, паспорта на изделия). Кроме того, в случае сокрытия вещей от раздела, документы нужны для рыночной оценки этого имущества и определения стоимости доли. Поэтому, до предстоящего раздела имущества, супруги стараются завладеть такими документами или уничтожить их.

Ещё один вариант – приобретение недвижимости за границей. Мало кто из супругов знает, что именно и где было приобретено, и тем более не может представить в суд подтверждающие документы.

Для защиты своих интересов здесь совет простой – как только вы задумались о разводе, снимите копии с документов или оставьте их у себя. А тем, кто стал счастливым обладателем совместного имущества за границей – не оставайтесь сторонним наблюдателем при приобретении такого имущества. Это в ваших интересах знать что приобретается, как оплачивается и где оформляется сделка. В этом случае сведения и документы можно будет получить, направив судебный запрос.

5. Создание фиктивной кредиторской задолженности для уменьшения стоимости доли.

Разделу подлежит не только общее имущество, но и общие долги. В судебное разбирательство о разделе совместно нажитого имущества, кредиторы могут вступать как третьи лица заявляющие самостоятельные требования. Этим и пользуются недобросовестные супруги, создавая фиктивную задолженность перед друзьями и родственниками.

От этих лиц появляются расписки, согласно которым, они предоставляли деньги вашему супругу на приобретение дорогостоящего имущества. Действуя в интересах одного супруга, эти лица предъявляют иски о взыскании задолженности с супругов по общему долгу. После удовлетворения иска, фиктивный кредитор взыскивает долг только с вас, а полученную сумму передаёт бывшему супругу или делит с ним. Либо бывший супруг представляет в суд расписки о том, что он выплатил указанный “долг” и тем самым требует уменьшить вашу долю на размер на доли выплаченного “долга”.

Расписка является письменным доказательством факта сделки и передачи денежных средств, поэтому в суде приходится доказывать её фиктивность и безденежность. Кроме того, подлежит доказыванию и необходимость такого займа для семейных нужд. Даже если деньги были получены одним супругом, но не были использованы в интересах семьи, то в таком случае это его личные долговые обязательства, а не совместные.

Эти обстоятельства можно доказать следующим образом:

– по расписке проводиться судебная технико-криминалистическая экспертиза с целью установления давности изготовления документа и способа нанесения текста. Эта экспертиза позволяет определить временной промежуток изготовления документа и выявить фальсификацию;

– если расписка подлинная, то проверяется расходование денежных средств в интересах семьи. В этом случае производится анализ доходов и расходов семьи и полученного займа. Если после займа материальное положение семьи не менялось, не были произведены значительные расходы – суд, как правило, не признаёт этот долг совместным ( Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 марта 2016 по делу № 75-КГ15-12) .

Другое дело, если действительно, родители супруга финансово помогали и это подтверждается платёжными банковскими документами, но молодая семья вернула долг наличными. Тогда действительно, доказать отсутствие долга будет очень сложно.

Чтобы защитить свои права, самое правильное оформлять возврат денежных средств тем же способом – переводом на банковский счёт или распиской. На первый взгляд, это может показаться абсурдным – не доверять родителям супруга. Но я даю консультацию о том, как защитить свои права и обезопасить себя на будущее. Если у вас заниженная самооценка, вам стыдно разговаривать с родителями супруга на такую тему, у вас перед ними страх и чувство вины – то это уже тема работы с психологом, а не с адвокатом.

В суде кредиторы могут представить расходные документы за весь период вашей семейной жизни. Поэтому не стоит забывать о сроке исковой давности, который в соответствии со ст. 196 ГК РФ, составляет три года. Этот способ защиты нужно правильно использовать, выстраивая свою позицию в суде.

Из практики: При разделе совместного имущества между бывшими супругами, отец бывшего мужа предъявил иск к сыну и бывшей снохе о разделе совместно нажитых долгов. Бывший свёкор хотел взыскать со снохи 652 тысячи рублей (1/2 части долга), которые он якобы, занимал сыну на покупку машины и строительство дома. В суде нам удалось доказать, что если деньги и передавались, то они были потрачены не на семью. Кроме того, мы ссылались на пропуск исковой давности и подлога документов. Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил частично. Апелляционная инстанция прислушалась к нашим доводам и отказала в иске в полном объёме. (Черепановский районный суд Новосибирской области).

Вы сами видите, что простой на первый взгляд раздел имущества таит в себе множество нюансов, которые могут повлиять на окончательный результат. Не экономьте на квалифицированной юридической помощи. Проконсультируйтесь заранее, до предстоящего раздела, с адвокатом, у которого хорошая практика по гражданскими и семейными делами. Это сэкономит вам деньги и время.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: