Метод правового регулирования: что это значит

Правовое регулирование

Правово́е регули́рование — процесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношения при помощи специальных юридических средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание.

Особенность правового регулирования как отдельного вида социального регулирования заключается в том, что воздействие на поведение людей и общественные отношения осуществляется исключительно при помощи специальных правовых средств и методов. Отсюда использование любых других средств правового характера, специально для этого не предназначенных, правовым регулированием не считаются, они относятся к более широкому понятию — правовое воздействие. Поэтому какое-либо воздействие на поведение людей через средства массовой информации, путём пропаганды или агитации, в том числе нравственного или правового воспитания и обучения не являются правовым регулированием, ввиду того, что не представляют из себя специально направленную юридическую деятельность по упорядочиванию общественных отношений [1] .

Правовое регулирование следует отличать от правового воздействия. Под ним понимается весь процесс влияния права на социальную жизнь общества. Предмет правового воздействия намного шире предмета правового регулирования, который содержательно входит в него. Помимо собственно правового регулирования правовым воздействием также охватываются экономические, политические и социальные отношения, которые правовом напрямую не регулируются, но на которые оно так или иначе оказывает влияние (информационно-правовое и воспитательно-правовое воздействие).

Содержание

Предмет и пределы регулирования

Предмет правового регулирования — это совокупность общественных отношений, на которые направлено воздействие правовых средств и методов.

Предмет существует как у каждого отдельно взятого правого средства (норма права, институт права, отрасль права, правоприменительный акт), так и в целом предмет представляет собой совокупность всех общественных отношений, на которые целенаправленно воздействует право. Посредством права невозможно урегулировать абсолютно все общественные отношения, поэтому должна быть достаточно точно определена сфера их регулирования. В сферу правового регулирования должны входить все те отношения, которые уже урегулированы правом — они составляют собственно предмет, а также те, которые только нуждаются в таком регулировании.

Нельзя допускать, чтобы сфера правового регулирования была слишком сужена либо чересчур расширена. В случаях, когда роль права при регулировании общественных отношений занижена или незначительна, может возникнуть ситуация хаоса и произвола в обществе, грозящее серьёзным нарушением правопорядка. И наоборот, в случаях, когда при помощи права пытаются урегулировать практически все общественные отношения, которые даже не нуждаются в этом, возникает ситуация тотального контроля государства за всей социальной жизнью общества и, как следствие, произвола уже со стороны самого государства [2] .

В сферу правого регулирования принято включать три группы общественных отношений [2] :

  • отношения людей по обмену материальными либо нематериальными ценностями (экономические отношения);
  • отношения по властному управлению (политические отношения);
  • отношения по обеспечению правопорядка (обеспечивают функционирование первых двух групп).

Также в теории выделяются пределы правового регулирования, которые являются условными границами вмешательства в общественные отношения при помощи правовых средств. За их рамками общественные отношения не подлежат и не нуждаются в правовом регулировании.

Пределы правового регулирования подразделяются на:

  • Объективные — зависят от природных, технических, социальных и иных факторов, которые делают невозможным воздействия права на те либо иные общественные отношения (отсутствие технической возможности, финансово-материальных средств и др.);
  • Субъективные — всегда зависят от воли законодателя, не желающего по тем или иным причинам регулировать определённые общественные отношения.

Характеристика

Способы

Способы правового регулирования представляют из себя основные пути регулирующего воздействия права на общественные отношения, характеризующиеся следующими предписаниями, зафиксированными в норме права:

  • Дозволение — предоставление управомоченному лицу возможности совершать определённые действия, при этом такое лицо по своему усмотрению может уклониться от их совершения или не воспользоваться ими вообще (например, собственник вещи вправе владеть, пользоваться и распоряжаться ею; граждане вправе избирать и быть избранными в органы власти).
  • Позитивное обязывание — обязанность какого-либо лица совершить определённое действие, при этом он не имеет возможности уклониться от такого совершения или проигнорировать его (например, обязательства по уплате налогов, по исполнению договора; воинский долг).
  • Запрет (негативное обязывание) — обязанность какого-либо лица воздержаться от совершения определённых действий под угрозой, в случае неисполнения такого требования, применения различного рода санкций (например, при совершении преступлений или административных правонарушений).

Методы

Методы образуют совокупность способов, приёмов и средств, используемые в процессе правового регулирования, и свойственные какому-либо институту, отрасли права или иному элементу системы права.

  • Императивный (субординации) — воздействие на общественные отношения, когда субъекту предписывается строго заданный вариант поведения и он не имеет возможности уклониться от его осуществления под угрозой применения мер принуждения. Присуще отраслям публичного права, где имеют место отношения власти и подчинения.
  • Диспозитивный (координации) — при регулировании отношений между субъектами предусматриваются лишь общие рамки возможного поведения, при этом внутри них субъекты вправе самостоятельно предусмотреть иной вариант поведения по своему усмотрению, в том случае, если таким правом они не воспользовались, их отношения будут регулироваться согласно общим предписаниям. Классический метод всех отраслей частного права, основанных на равенстве сторон.
  • Поощрительный — субъекту предписывается определённый вариант поведения, при этом за качественно совершённое исполнение предполагается мера дополнительного благоприятного воздействия (поощрение).
  • Рекомендательный — субъекту определяется возможный вариант поведения, но он не обязан его придерживаться и может свободно уклониться от исполнения.
Читайте также:
Как изменить условия договора с НПФ?

Типы сочетают в себе способы правового регулирования в зависимости от их целевой направленности и свойственны определённой совокупности отраслей права.

  • Общедозволительный — субъекту предоставляется возможность выбирать любой вариант поведения, кроме тех, что прямо и строго сформулированы в виде запретов. Такие запреты очень точно определены, а круг дозволенного не ограничен. Правовая формула выглядит следующим образом: «разрешено всё то, что прямо не запрещено». Таким путём регулируется, как правило, правовой статус личности; осуществление гражданского и предпринимательского оборота.
  • Разрешительный — субъект вправе осуществлять только тот вариант поведения, который ему прямо разрешён, всё остальное считается запрещённым и требует специального разрешения. Правовая формула выглядит следующим образом: «запрещено всё то, что прямо не разрешено». Таким образом регулируются практически все отношения в сфере публичного права, подобная схема также может иметь место и при регулировании отношений в сфере частного права, например, осуществление отдельных видов деятельности, на которые требуется разрешение (лицензия).

Некоторые исследователи полагают, что существует необходимость выделения ещё одного типа регулирования — Дозволительно-обязывающего [3] . Он предоставляет субъекту тот объём прав, который необходим для исполнения его обязанностей. Здесь достаточно точно определены права и обязанности субъекта, а всё то, что находится за их пределами изымается из сферы регулирования. Правовая формула выглядит следующим образом: «дозволено только то, что предписано законом». Таким образом регулируется правовой статус государства и государственных органов, их предметы ведения и полномочия.

Классификация

В зависимости от средств правового регулирования:

  • Нормативное — регулирование осуществляется посредством норм позитивного права и распространяется на неограниченный круг лиц. Является первичным, который определяет общие правила для всех общественных отношений определённого вида, а не для единичного случая.
  • Индивидуальное (казуальное) — регулирование осуществляется с помощью индивидуальных правовых средств (правомерные односторонние действия, договоры, правоприменительные акты: административные и судебные решения). Распространяется на индивидуально-определённый (поименованный) круг лиц, вытекает из нормативного регулирования и конкретизирует его.
    • Координационное (саморегулирование) — регулирование осуществляется непосредственно участниками общественных отношений без участия в них государства (заключение договоров, осуществление правомерных действий).
    • Субординационное — регулирование конкретных общественных отношений, в которых участвует государство в лице своих компетентных органов (принятие административных и судебных решений).

В зависимости от субъекта, осуществляющего правовое регулирование:

  • Государственное — осуществляется государственными органами и их должностными лицами с применением исключительно правовых норм.
  • Негосударственное — осуществляется общественными организациями, коллективами или индивидуальными участниками общественных отношений с применением как норм права, так и индивидуальных правовых средств.

В зависимости от степени централизации:

  • Централизованное — единообразное регулирование общественных отношений на всей территории страны.
  • Децентрализованное — регулирование осуществляется из различных центров и уровней в пределах страны (например в федеративном государстве).

В зависимости от сферы действия права:

  • Общее — распространяется абсолютно на всех субъектов.
  • Ведомственное — распространено только кв какой-либо сфере государственного управления.
  • Местное — распространено на уровне административно-территориальных или муниципальных образований.
  • Локальное — распространено внутри корпоративных сообществ и организаций.

Стадии и механизм регулирования

Стадии

правотворчество
(создание нормы права)
юридический
факт
возникновение правоотношения реализация права
применение права
(факультативная стадия)

Первая стадия (правотворчество) — создаётся норма права, имеющая общее воздействие на общественные отношения, путём обозначения ориентиров о возможности наступления либо позитивных, либо негативных последствий, которое оказывает влияние на волю и сознание людей. Правовыми средствами являются норма права и источники права.

Вторая стадия (юридический факт + правоотношение) — происходит индивидуализация и конкретизация нормативных предписаний после наступления юридических фактов, то есть воплощение нормы права применительно к конкретному общественному отношению, где она начинает работать. На этой стадии правовыми средствами являются субъективные права и юридические обязанности.

Третья стадия (реализация права) — правовые предписания воплощаются в жизнь и имеют конкретный правовой результат, в том числе посредством правообеспечительной и правоохранительной функций. Правовыми средствами здесь являются акты использования права, исполнения обязанности или соблюдения запрета.

Четвёртая стадия (правоприменение) — деятельность компетентных органов, связанная с индивидуализацией предписаний нормы права и оформленная в виде акта применения права. Является факультативной стадией, субъекты прибегают к ней только в случае возникновения такой необходимости, когда реализация правовых предписаний невозможна без вмешательства со стороны компетентных органов (в основном сфере регулятивных и охранительных отношений: регистрация брака, принятие судебного решения). Правовым средством здесь является правоприменительный акт.

Механизм

Механизмом правового регулирования является совокупность специальных юридических средств, при помощи которых осуществляется регулирование общественных отношений. Правовые средства выступают в качестве инструментов, используемых в процессе правового регулирования.

Читайте также:
Неуважение к суду: что это значит

Основные правовые средства (являются основными на конкретной стадии правового регулирования):

  • норма права;
  • субъективные права и юридические обязанности;
  • акты реализации права;
  • правоприменительные акты.

Вспомогательные правовые средства (состоят в неразрывной связи с основными):

Понятие правового регулирования, его предмет, виды, методы, способы и типы правового регулирования и правовые режимы

Правовое регулирование — процесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношения при помощи специальных юридических средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание.

Правовое регулирование является одним из составных элементов правового воздействия, которое по содержанию намного шире его и включает в себя не только целенаправленную деятельность по упорядочиванию общественных отношений, но и косвенное воздействие правовых средств и методов на субъектов непосредственно не подпадающих под правовое регулирование.

В предмет правового регулирования входят устойчивые однородные общественные отношения, которые нуждаются в упорядочивании при помощи специальных правовых средств и методов. Поскольку посредством права невозможно урегулировать практически все социальные связи членов общества, законодателем всегда достаточно точно определяется сфера такого регулирования и условные границы (пределы) правового вмешательства в социальную жизнь общества.

Правовое регулирование имеет определенные стадии, при этом для каждой стадии характерен свой набор специальных юридических средств, которые в совокупности образуют механизм правового регулирования.

Особенность правового регулирования как отдельного вида социального регулирования заключается в том, что воздействие на поведение людей и общественные отношения осуществляется исключительно при помощи специальных правовых средств и методов.

Отсюда использование любых других средств правового характера, специально для этого не предназначенных, правовым регулированием не считаются, они относятся к более широкому понятию — правовое воздействие.

Поэтому какое‑либо воздействие на поведение людей через средства массовой информации, путем пропаганды или агитации, в том числе нравственного или правового воспитания и обучения не являются правовым регулированием, ввиду того что не представляют из себя специально направленную юридическую деятельность по упорядочиванию общественных отношений.

Правовое регулирование следует отличать от правового воздействия. Под последним понимается весь процесс влияния права на социальную жизнь общества. Предмет правового воздействия намного шире предмета правового регулирования, который содержательно входит в него.

Помимо собственно правового регулирования правовым воздействием также охватываются экономические, политические и социальные отношения, которые правом напрямую не регулируются, но на которые оно так или иначе оказывает влияние (информационно‑правовое и воспитательно‑правовое воздействие).

Предмет правового регулирования — это совокупность общественных отношений, на которые направлено воздействие правовых средств и методов.
Предмет существует как у каждого отдельно взятого правового средства (норма права, институт права, отрасль права, правоприменительный акт), так и в целом предмет представляет собой совокупность всех общественных отношений, на которые целенаправленно воздействует право. Непосредственным предметом правового регулирования выступает, прежде всего, волевое поведение людей в тех или иных областях жизнедеятельности.

Посредством права невозможно урегулировать абсолютно все общественные отношения, поэтому должна быть достаточно точно определена сфера их регулирования. В сферу правового регулирования должны входить все те отношения, которые уже урегулированы правом — они составляют собственно предмет, а также те, которые только нуждаются в таком регулировании.

В сферу правового регулирования принято включать три группы общественных отношений:

  • отношения людей по обмену материальными либо нематериальными ценностями (экономические отношения);
  • отношения по властному управлению (политические отношения);
  • отношения по обеспечению правопорядка (обеспечивают функционирование первых двух групп).

Метод правового регулирования — совокупность способов, приемов и средств, используемых в процессе правового регулирования и свойственных какому‑либо институту, отрасли права или иному элементу системы права.

Следовательно, метод концентрирует внимание на том, как осуществляется правовое регулирование. Если предмет отвечает на вопрос, какие отношения регулирует право, то метод — как осуществляется это регулирование. Метод, прежде всего, предопределяется особенностями предмета правового регулирования означает способы воздействия норм права на те или иные общественные отношения.

Предмет предопределяется самим характером общественных отношений, и в этой связи обычно квалифицируется как главный материальный критерий разграничения норм объективного права по отраслям. Метод же, согласно такому подходу, служит дополнительным юридическим критерием дифференциации отраслей.

Каждая отрасль имеет свой специфический метод правового регулирования. Так, нормы административного права воздействуют на общественные отношения путем установления властных предписаний участникам этих отношений: право категоричного требования предоставляется властному органу — другая же сторона административно‑правовых отношений обязана его исполнять.

Гражданское право воздействует на общественные отношения иным способом: предоставляет участникам гражданско‑правовых отношений полную свободу действий в рамках, определенных законом, и т. д. В этом контексте метод правового регулирования — это способы воздействия норм отрасли права на определенный вид общественных отношений, являющийся предметом ее регулирования.

Методу правового регулирования как способу воздействия на поведение участников общественных отношений свойственны следующие показатели:

  • общее юридическое положение субъектов, т. е. находятся ли они в состоянии власти и подчинения или занимают равные, юридически однопорядковые позиции;
  • основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений (т. е. юридические факты) — возникают ли, в частности, правоотношения на основе административных актов или договоров и т. п.;
  • способы формирования содержания прав и обязанностей субъектов — определяются ли они непосредственно нормами права, или административными актами, или соглашением субъектов и т. п.;
  • юридические меры воздействия (т. е. санкции, способы, основания и процедуры применения санкций).
Читайте также:
Исполнение обязательства за счет должника

Именно характер регулируемых отношений, их содержание и значимость определяют соотношение различных элементов метода правового регулирования. Результативность воздействия правового регулирования на общественные отношения достигается с помощью двух обобщенных приемов: императивного и диспозитивного.

Императивный метод применяется для воздействия на те отношения, которые строятся на предпосылках власти и подчинения их субъектов. Здесь имеют место начала неравенства, один из участников всегда наделяется властными полномочиями по отношению к другому.

Субъект, реализующий властные полномочия, — это государственный орган либо орган, уполномоченный государством на совершение определенных действий, наделенный правом издания односторонне‑властных предписаний, адресованных другому участнику.

Права и обязанности субъектов правоотношения, построенного на принципах власти‑подчинения, подлежат жесткой регламентации со стороны государства. Объем соответствующих правомочий не может быть изменен участниками самостоятельно.

Императивный метод характерен для публичных отраслей права, например, административного, уголовно‑исполнительного права и др.

Диспозитивный метод предполагает равенство сторон: участники правоотношений наделяются правом выстраивать свои взаимоотношения на взаимовыгодных эквивалентных условиях или отказаться от участия в подобных отношениях.

Решающую роль здесь играет то, что государство предоставляет возможность участникам диспозитивных отношений выбирать для себя наиболее приемлемый вариант поведения. Такие отношения между субъектами строятся на условиях свободного договора, а не на основе односторонне‑властных предписаний.

Выбор варианта поведения может быть ограничен лишь с позиции несоответствия требованиям законности. Диспозитивный метод используется в сфере действия отраслей частного права (гражданского, семейного и др.).

Наряду с названными, существуют и другие варианты терминологического обозначения, по сути, тех же методов правового регулирования — императивного и диспозитивного. Это имеет место в случае выделения метода авторитарного и метода автономии. При этом сущность авторитарного метода видится в том, что он базируется на использовании властных правовых предписаний, устанавливающих основания и порядок возникновения конкретных прав и обязанностей у субъектов правоотношений.

Метод автономии, по мнению сторонников этой терминологии, характеризуется тем, что посредством этого метода самим участникам регулируемых правом общественных отношений предоставляется возможность самостоятельно определять свое поведение в их взаимных отношениях в рамках правовых предписаний.

Названные методы в отраслях права, в зависимости от характера регулируемых отношений, выступают в различных вариациях, сочетаниях. И в этой связи надо видеть преобладание одного из названных методов в тех или иных отношениях. Как отмечалось выше, в административном праве имеет «перевес» централизованное регулирование — метод субординации, в гражданском праве очевиден метод координации, т. е. децентрализованное регулирование.

В теории права различают методы и способы правового регулирования. Заметим, слово «способ» означает «действие или система действий, применяемых для достижения определенной цели».

С этой точки зрения метод правового регулирования складывается из определенных способов правового воздействия на общественные отношения. Значит, понятие «метод» правового регулирования по своему значению шире, чем понятие «способ» правового воздействия. Очевидно, последний входит составной частью в метод правового регулирования.

Способы правового регулирования — это те средства юридического воздействия, которые выражены в юридических нормах.

Какова отправная теоретическая предпосылка для выделения основных способов (правовых средств) правового регулирования? Такой предпосылкой может быть обобщенный вывод о реакции государства на различные варианты поведения индивидов и организаций в сфере действия права.

Соответствующая реакция может быть различной. Социально полезное поведение государство разрешает (дозволяет), устанавливая границы возможного поведения, предписывает социально необходимое, должное поведение субъекта и, наконец, запрещает социально опасное поведение, предусматривая наказание за нарушение установленных правом запретов.

Эти три исходные первоначальные способа воздействия права на отношения между людьми получили наименование дозволения, обязывания, запрещения (запрета).
Обратим внимание на особенности названных способов (правовых средств) правового регулирования.

Дозволение — предоставленная субъектам возможность совершать определенные действия в своих интересах (например, юридические возможности, характерные для права собственности, право на необходимую оборону против преступного посягательства, распоряжение арендуемым помещением и т.п.). Тем самым осуществляется такая форма реализации права, как использование.

Обязывание — возложение на лиц обязанности совершить активные действия, указанные в законе или договоре (платить установленные налоги, исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание предполагает такую известную форму реализации права, как исполнение.

Запрещение (запрет) — возложение на лицо обязанности воздерживаться от определенного поведения, от совершения тех или иных действий (например, запрещение распивать спиртные напитки на производстве, привлекать несовершеннолетних к сверхурочным работам, производить обыск в ночное время, применять недозволенные методы расследования и т. п.).

Читайте также:
Как правильно расписать в договоре гарантии оплаты?

Запрещение есть разновидность обязывания, характеризуемого строго определенным содержанием и четкими границами. По сути, запреты выражаются в юридических обязанностях пассивного содержания (нельзя переходить улицу при красном свете светофора, охотиться в заповедниках). И, наконец, момент, к которому необходимо привлечь внимание.

Запреты в праве, образно говоря, как бы «заряжены юридической ответственностью — уголовной, административной, гражданской». Здесь обнаруживается такая связь: нарушение юридических запретов влечет реализацию юридической ответственности, иных средств государственного принуждения, которые локализуют, блокируют противоправное поведение.

Типы правового регулирования. Общая направленность правового воздействия на общественные отношения зависит от того, какой способ (правовые средства) лежат в основе правового регулирования — юридическое дозволение, позитивное обязывание или запрет. В этой связи в юридической литературе используется понятие «типы правового регулирования». Известно, что слово «тип» толкуется как «форма, вид чего‑нибудь, обладающие определенными признаками».

Типы правового регулирования — это определенное сочетание способов регулирования: дозволений, обязываний и запретов.

Если способы правового регулирования (дозволения, запреты, позитивные обязывания) выражают пути правового воздействия на поведение индивидов, организаций, то типы регулирования затрагивают более глубокий слой права. Они раскрывают порядок правового воздействия и его направленность.

Здесь дается ответ на следующий вопрос: на что нацелено правовое регулирование — на предоставление общей дозволенности или же на введение общей запрещенности поведения субъектов общественных отношений.

Соответственно различаются два типа правового регулирования: общедозволительный и разрешительный.

Общедозволительный тип регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его можно сформулировать так: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок индивидам, организациям запрещено (купля‑продажа оружия, наркотиков).

Разрешено заниматься различными видами промыслов, исключая некоторые запрещенные (изготовление наркотиков, оружия и т. д.). Общедозволительный тип регулирования выполняет в праве регулятивно‑направляющую роль, определяет для граждан и их объединений ту или иную меру свободы. Он характерен в основном для отношений, регламентируемых отраслью гражданского права.

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого‑либо вида действий. Ему свойственна следующая формула: запрещено все, кроме разрешенного. Участники правовых отношений подобного типа могут совершать только действия, которые прямо разрешены законом. Говоря иначе, можно совершать только действия, разрешенные в нормах права.

Этот тип правового регулирования в основном свойствен отраслям права, связанным с государственным управлением (административное право и др.). Так, осуществление права на проведение манифестаций, демонстраций, шествий, влияющих на общественный порядок, требует уведомления органов исполнительной власти, что, по сути, предполагает их разрешение.

Или известно, что существует запрет на работу в выходные и праздничные дни, но трудовое законодательство в виде исключения разрешает работать и в выходные, и в праздничные дни по соглашению с комитетом профсоюза. Примечательно и следующее положение: согласно УПК РФ, суд по уже решенному уголовному делу вправе вновь возвратиться к нему только в случаях, которые предусмотрены в законе.

Рассматриваемый тип регулирования преобладает в сфере реализации юридической ответственности, в отношении правомочий таких компетентных органов, как суд, прокуратура и др., деятельность которых наиболее отчетливо подчинена разрешительному порядку. В юридической практике общедозволительный и разрешительный типы правового регулирования тесно переплетены и взаимодействуют.

Например, в административном праве есть нормы, регулирующие отношения управления по общедозволительному типу, а в гражданском праве — элементы разрешительного типа и т. д.

Правовые режимы. В теории права в настоящее время используется термин «правовой режим». Самым общим образом его можно определить так: правовой режим — это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств (дозволений, запретов, позитивных обязываний) и создающих особую направленность регулирования.

Заметим, в рамках каждого правового режима всегда участвуют все способы (правовые средства правового регулирования — дозволения, запреты, позитивные обязывания). Но в каждом режиме — и это во многом определяет его специфику — один из способов выступает в качестве наиболее значимого, наиболее весомого, т. е., можно сказать, в виде своеобразной доминанты. Именно это определяет весь «облик» правового режима и создает специфическую направленность, «настрой» в регулировании.

В этой связи правовой режим можно рассматривать как своего рода укрупненный блок в общем арсенале правового инструментария, соединяющий в единую конструкцию определенный комплекс правовых средств.

Правовым режимам присущи следующие основные признаки:

  • представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием;
  • имеют цель специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений;
  • позволяют учитывать особенности разных субъектов права и соответствующих правовых объектов.

В этой связи отметим: различные сферы общественных отношений требуют разного сочетания способов, методов, типов правового регулирования. Своеобразие правовых режимов наблюдается как внутри каждой отрасли права, так и в правовой системе в целом.

Читайте также:
Общественный жилищный фонд: что это значит

Правовой режим может включать все способы, методы, типы, но в различном их сочетании, при доминирующей роли одних и вспомогательной роли других.
Правовой режим, образно говоря, «привязан» не столько к отдельным ситуациям, сколько к более широким общезначимым социальным процессам (состояниям), в рамках которых эти субъекты и объекты взаимодействуют.

Заметим, разные режимы регулирования имеют место в административном праве. Скажем, режиму правового регулирования управленческих отношений в армии, в военизированных учреждениях свойственна своя специфика. Очевидно, этот режим существенно отличается от правовой регламентации отношений в сфере государственного управления высшим образованием.

Известно, что в настоящее время высшим учебным заведениям предоставлен значительный объем прав, возможность проявления самодеятельности, инициативы. Поэтому основу юридического режима в этой области отношений, как бы его стержень, образуют дозволения.

В теории права правовые режимы классифицируются по разным основаниям:

  • в зависимости от предмета правового регулирования выделяются конституционный, административный, земельный режимы и т. д.;
  • в зависимости от юридической природы — материальные и процессуальные режимы;
  • в зависимости от сфер использования — внутригосударственные и межгосударственные (например, режим территориальных вод) и др.

В целом можно заключить, что само существование явлений, обозначаемых термином «правовой режим» и их значение в правовой действительности — показатель многомерности, многогранности права как институционного образования.

Правовое регулирование: предмет, метод

Специфика определения и признаки предмета правового регулирования

Деление структуры права на ряд отраслей и институтов базируется на двух критериях. Речь идет о предмете и методе правового регулирования.

В качестве предмета правового регулирования выступает сумма схожих общественных отношений, которые регулируются правом.

Для предмета правового регулирования свойственно отвечать на вопрос, что контролирует право.

Рисунок 1. Суть предмета правового регулирования

Но есть и ряд иных определений данного явления. Рассмотрим их более подробно.

В качестве предмета правового регулирования также выступает ряд отношений людей фактического характера, которые объективно необходимо правовое оформление.

Для данных отношений свойственно быть жизненно важными для человека и объединений людей. Они имеют волевой, целенаправленный (разумный), устойчивый, повторяющийся и типичный характер. Их можно охарактеризовать как поведенческие, иными словами, их можно внешне контролировать (к примеру, рядом юрисдикционных органов).

Для общественных отношений свойственно выступать в качестве предмета правового регулирования в ряде ситуаций:

  • когда они отличаются повторяемостью и устойчивостью;
  • когда социум и государство имеют заинтересованность в том, чтобы придать этим отношениям правовую форму, а, соответственно, у государства и социума есть заинтересованность в их охране и защите;
  • когда они имеют отличительную способность относительно внешнего контроля (сюда же относится судебный контроль) со стороны государства.

Определение и признаки метода правового регулирования

Под методом правового регулирования понимается сумма приемов, способов влияния права на конкретные области общественных отношений.

Для данного явления свойственно отвечать на вопрос, каким образом, как осуществляется контроль общественных отношений.

Но важно отметить, что есть и ряд иных определений данного явления. Рассмотрим их более подробно.

Под методом правового регулирования понимается ряд разных способов правового влияния со стороны государства на общественные отношения, которые оно использует во время формирования правовых норм и регламентации правовых связей среди участников данных отношений.

Или под методом правового регулирования понимается сумма приемов юридического влияния на то, как ведут себя люди. Причем данные приемы были созданы как результат долгого человеческого общения.

Согласно еще одному определению метода правового регулирования, данное явление выступает в качестве средств, приемов, способов влияния права на ряд общественных отношений.

Для каждого направления права свойственно иметь конкретные методы правового регулирования.

Существует ряд основных признаков метода правового регулирования. Рассмотрим их в виде схемы:

Рисунок 2. Ряд ключевых признаков метода правового регулирования

Специфика видов методов правового регулирования

Существует два основных метода правового регулирования. Речь идет об императивном и диспозитивном методах.

Для императивного метода (авторитарного метода, метода субординации, власти и подчинения) свойственно использование в публичном праве для того, чтобы регулировать вертикальные отношения, отношения государства и физических, юридических лиц. Когда государство регулирует такие отношения, оно дает властные полномочия одним субъектам, а на иных возлагает ряд соответствующих обязанностей. Как результат данных отношений появляются отношения власти и подчинения.

Важно отметить, что для императивного метода правового регулирования свойственно проявление себя в уголовном, административном и налоговом праве.

Под диспозитивным методом (метод автономии) правового регулирования понимается способ контроля отношений между рядом равноправных участников.

Для данного метода свойственно предоставление участникам решение вопросов относительно форм своих взаимоотношений, которые урегулированы нормами права, на самостоятельной основе. В составе диспозитивного метода есть три способа, при помощи которых происходит регулирование общественных отношений:

  • возможность осуществить ряд известных действий, которые имеют правовую направленность;
  • предоставить ряду участников общественных отношений, которые урегулированы рядом норм права, конкретных прав;
  • предоставить ряду лиц, которые участвуют в конкретных взаимоотношениях, возможность выбрать вариант своего поведения.
Читайте также:
Кабальная грамота: что это такое, описание и особенности

Как дополнительные методы обозначают:

  • ряд поощрительных методов, которые основаны на том, что субъекту предоставляются дополнительные блага (поощрения), к примеру, в трудовом праве;
  • ряд рекомендательных методов, которые дают субъектам возможность самостоятельно обозначать лучший вариант поведения, учитывая различные условия и возможности;
  • ряд альтернативных методов и т.д.

Предмет и методы правового регулирования

Предмет правового регулирования можно определить как совокупность социальных отношений, регулируемых правом (находящихся в сфере правового регулирования).

В предмет правового регулирования должны входить те общественные отношения, которые имеют следующие признаки:

– эти отношения являются наиболее важные, социально значимые;

– в этих отношениях находят выражение интересы индивидов, социальных групп и общества в целом;

– в этих отношениях данные интересы реализуются путём взаимного ущемления (ограничения) ради удовлетворения интересов другого;

– отношения строятся на согласии исполнять правила, на признании их обязательности;

– отношения основаны на соблюдении установленных правил.

Предмет является главным материальным критерием разграничения норм права по отраслям, поскольку он имеет объективное содержание, предопределён самим характером общественных отношений и не зависит в принципе от воли законодателя.

Следует помнить, что право регулирует не все, а лишь наиболее принципиально важные с точки зрения интересов государства отношения, такие, которые объективно нуждаются в правовом опосредовании. Государство не ставит своей целью тотальную юридическую регламентацию общественной жизни, поэтому многие взаимоотношения между людьми регулируются другими социальными нормами – моралью, обычаями, традициями и т.п. К тому же не всякие отношения право способно урегулировать, а только такие, которые поддаются внешнему контролю. Отношения, подвергнутые правовому регулированию, приобретают правовую форму и выступают как правовые.

Группировка норм по отраслям и институтам зависит, прежде всего, от видового разнообразия общественных отношений, их качественной специфики. Р.К. Русинов полагает, что условно отношения, входящие в сферу правового регулирования можно разбить на три группы:

– отношения людей по обмену ценностями (как материальными, так и нематериальными);

– отношения по властному управлению обществом (индивидом);

– отношения по обеспечению правопорядка, которые призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе.[3]

Методы правового регулирования – это совокупность приёмов, способов и средств, воздействия права на поведение субъектов права.

Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет свою регулятивную роль, ибо правовые нормы регулируют не только разнохарактерные отношения, но и регулируют их различным образом.

От выбора методов регулирования в значительной мере зависит эффективность правового регулирования, достижение выдвигаемых при этом целей.

Метод, наряду с предметом правового регулирования, выступает критерием деления норм права на отрасли. Однако ведущая роль здесь всё-таки остаётся за предметом, потому что именно предмет, прежде всего, диктует необходимость выделения той или иной отрасли, а когда отрасль выделяется, появляется и соответствующий метод регулирования, который в значительной мере зависит от воли законодателя. Последний, находясь в рамках необходимости и учитывая характер регулируемых отношений, может избирать тот или иной способ правового воздействия на них. Он может варьировать эти способы, используя их в различных комбинациях. В этом и заключается субъективность метода правового регулирования, отличающая его от предмета. Но оба они играют важную роль в построении системы права, тесно взаимодействуют друг с другом.

В общее понятие метода правового регулирования входят следующие компоненты, дающие представление о том, каким образом государство с помощью права воздействует на происходящие социальные процессы:

а) установление границ регулируемых отношений, что, в свою очередь, зависит от ряда субъективных и объективных факторов (особенности этих отношений, экономические и иные потребности, государственная заинтересованность и т.п.);

б) издание соответствующих нормативных актов, предусматривающих права и обязанности субъектов права, предписания о должном и возможном их поведении;

в) наделение участников общественных отношений правоспособностью и дееспособностью, позволяющих им вступать в разнообразные правоотношения;

г) определение мер ответственности (принуждения) на случай нарушения этих установлений.

В целом правовой метод представляет собой определённый набор юридического инструментария, посредством которого государственная власть оказывает необходимое воздействие на волевые общественные отношения, в целях придания им желательного развития.

В правовом регулировании различаются два основных метода: императивный и диспозитивный.

Императивный (метод централизованного регулирования) предполагает властное разрешение юридической ситуации посредством воли государственного органа или должностного лица. Он базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения и используется, как правило, в публично-правовых отраслях.

Диспозитивный (метод децентрализованного регулирования) предполагает возникновение правоотношения по обоюдной воли участников (сторон) правоотношений, разрешение же конкретной юридической ситуации происходит посредством договора, соглашения и т.д. на основе равенства и взаимных прав и обязанностей сторон. Он построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении, когда они удовлетворяют, в первую очередь, свои частные интересы, т.е. в сфере отраслей частноправового характера.

Кроме двух основных методов выделяют и другие методы правового регулирования, которые в той или иной степени присущи практически всем отраслям права.

Читайте также:
Основания исполнения наказаний: что это значит

Метод поощрения направлен на стимулирование определённых вариантов поведения субъектов права, он применяется и в уголовном праве – применение условно-досрочного освобождения, и в трудовом – премирование.

Метод рекомендации. С помощью него адресатам указывается наиболее желательный (рекомендуемый) вариант поведения. Однако, если субъект права не следует рекомендуемому ему поведению, то никаких неблагоприятных мер воздействия к нему государство не применяет. Из-за неэффективности данного метода он используется крайне редко, и, в основном, в международном праве, вместе с тем имеются примеры использования рекомендаций и в национальном праве, например, рекомендуемая скорость.

Стоит отметить, что все рассмотренные выше методы тесно взаимосвязаны, переплетены, действуют не изолированно, а в сочетании друг с другом. Государство же осуществляет правовое регулирование, используя всю совокупность рассмотренных нами методов.

§ 4. Методы, способы и типы правового регулирования

Методы правового регулирования. Охарактеризовав предмет, сферу и пределы правового регулирования, рассмотрим теперь методы, способы и типы правового регулирования, тем более что между предметом и мето­дом правового регулирования существует определенная связь.

Метод правового регулирования – это совокупность способов, средств и приемов, которые закреплены в праве и используются в процессе правового регулирования общественных отношений. Принято считать, что каждая отрасль права имеет не только свой предмет, но и свой метод пра­вового регулирования, который проявляется в следующем:

во-первых, в правовом положении участников (субъектов) регули­руемых соответствующей отраслью права общественных отношений (на­пример, субъекты гражданского права равноправны, а субъекты админист­ративного права находятся в отношении власти и подчинения);

во-вторых, в способах правового регулирования (преимущественно запреты – в уголовном праве, обязывания – в административном, дозволе­ния – в гражданском);

в-третьих, в основаниях возникновения конкретных правоотноше­ний (сделки – в гражданском праве, преступления – в уголовном, админи­стративные акты и проступки – в административном);

в-четвертых, в характере санкций (возмещение вреда в гражданском праве, взыскания – в административном, наказания – в уголовном).

Несмотря на то, что методы правового регулирования – это спосо­бы, средства и приемы, которые используются государством при регули­ровании тех или иных общественных отношений, они не являются произ­вольным творением государства, а так или иначе предопределены общест­венными отношениями. Это значит, что каждая отрасль права, имея свой предмет, требует и соответствующего метода правового регулирования. Вследствие этого следует различать метод конституционного права, метод административного права, метод гражданского права, метод уголовного права, методы других отраслей права.

В отечественной теории государства и права наряду с отраслевыми методами нередко выделяют также два первичных, исходных метода пра­вового регулирования: императивный и диспозитивный. При этом импера­тивный метод, который называют также методом власти и подчинения, директивным методом, авторитарным методом, методом субординации, используется, как полагают, в публичном праве для регулирования отно­шений между государственными органами и должностными лицами, с од­ной стороны, и гражданами и их организациями – с другой. Диспозитив­ный же метод, который в свою очередь называют также методом равенства сторон, методом автономии, методом координации, используется, по мне­нию сторонников данной точки зрения, в частном праве для регулирования отношений между гражданами (частными лицами), их организациями, а также между гражданами и этими организациями.

Следует, однако, заметить, что никаких первичных, исходных ме­тодов правового регулирования в виде императивного и диспозитивного методов в действительности не существует. В действительности существу­ет два типа методов правового регулирования – императивный и диспози­тивный.

К императивному типу относятся методы централизованного регу­лирования. Для них характерно то, что государство, регулируя обществен­ные отношения, одних участников (государственные органы, должностных лиц) наделяет властными полномочиями, а на других (граждан и их орга­низации) возлагает соответствующие обязанности. К императивному типу относятся методы конституционного, административного, финансового, уголовного, уголовно-процессуального и других отраслей публичного пра­ва.

К диспозитивному типу относятся методы децентрализованного ре­гулирования. Для этих методов характерно то, что государство, регулируя общественные отношения, наделяет участников этих отношений равными возможностями, нередко предоставляя им право самим урегулировать свои отношения в пределах дозволенного законом. К диспозитивному типу от­носятся методы гражданского, семейного и трудового права, т. е. методы отраслей частного права.

Способы правового регулирования. С методами правового регули­рования напрямую связаны способы правового регулирования, которые являются составными частями методов правового регулирования и во мно­гом определяют их специфику. Способы правового регулирования – это, как принято считать, пути регулирующего воздействия права на поведение людей и общественные отношения. Они закрепляются в нормах права в виде определенных предписаний и адресуются участникам общественных отношений. Обычно выделяется три основных способа правового регули­рования: дозволение, обязывание и запрет.

Дозволение характеризуется тем, что государство, осуществляя пра­вовое регулирование, разрешает (дозволяет) участникам общественных отношений совершать те или иные действия, для чего наделяет их соответ­ствующими юридическими правами. При этом государство не требует, чтобы данные действия обязательно совершались. Обладая юридическими правами, участники общественных отношений сами решают, осуществлять им эти права или не осуществлять, совершать дозволенные законом дейст­вия или не совершать.

Читайте также:
Как оставить ребенка со мной при разводе?

Обязывание (некоторые авторы называют этот способ предписани­ем) характеризуется тем, что государство предписывает участникам обще­ственных отношений определенный вариант поведения, обязывая их со­вершить те или иные действия. Здесь государство уже не дозволяет, а тре­бует от участников общественных отношений совершения действий, пред­писанных законом.

Наконец, запрет характеризуется тем, что государство предписыва­ет участникам общественных отношений воздержаться от совершения оп­ределенных действий. Здесь государство требует, чтобы действия, запре­щенные законом, участниками общественных отношений не совершались.

Следует заметить, что обязывания и запреты выражены в юридиче­ских обязанностях. Различие состоит лишь в том, что обязывания выраже­ны в позитивных юридических обязанностях, т. е. обязанностях совершить определенные действия, а запреты – в негативных юридических обязанно­стях, т. е. обязанностях воздержаться от совершения определенных дейст­вий.

Если соотнести способы правового регулирования с методами пра­вового регулирования, то здесь наблюдается следующая картина: в мето­дах императивного типа преобладают обязывания и запреты, а в методах диспозитивного типа – дозволения. В то же время и в тех, и в других мето­дах содержатся и дозволения, и обязывания, и запреты.

Типы правового регулирования. В отечественной теории государства и права наряду с методами и способами правового регулирования принято выделять также типы правового регулирования. Тип правового регулиро­вания – это общая направленность, общий порядок, юридический режим регулирования, характерный для той или иной области общественных от­ношений. В зависимости от сочетания дозволений и запретов, используе­мых при регулировании общественных отношений, принято выделять два основных типа правового регулирования: общедозволительный и разреши­тельный.

В основе общедозволительного типа правового регулирования ле­жат общее дозволение и частные запреты. Правовое регулирование обще­ственных отношений строится по принципу: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Государство, используя данный тип регулирования общественных отношений, дозволяет их участникам совершать любые действия, кроме прямо запрещенных законом. Этот тип правового регули­рования способствует проявлению участниками общественных отношений активности и самостоятельности и наиболее всего распространен в част­ном праве.

Разрешительный тип правового регулирования является прямой противоположностью общедозволительному типу. В его основе лежат об­щий запрет и частные дозволения, а правовое регулирование строится по принципу: запрещено все, кроме того, что прямо разрешено. Это значит, что участники общественных отношений могут совершать только те дей­ствия, которые прямо разрешены законом. Все другие действия им совер­шать запрещается. Данный тип правового регулирования связан преиму­щественно с государственным управлением и имеет наибольшее распро­странение в публичном праве. Так, органы государства и должностные ли­ца как субъекты, наделенные властными полномочиями, могут осуществ­лять свою деятельность только в пределах предоставленной им компетен­ции, т. е. того, что дозволено законом. Все, что находится за пределами их компетенции, им запрещено.

В настоящее время некоторые авторы выделяют еще один тип пра­вового регулирования – дозволителъно-обязывающий^ в основе которого должны лежать позитивные юридические обязанности. Сторонники дан­ной точки зрения считают, что этот тип правового регулирования осущест­вляется применительно к государственным органам и строится по принци­пу: дозволено только то, что предписано законом, поскольку право госу­дарственным органам предоставляется лишь в том объеме, который необ­ходим для выполнения ими своих обязанностей 433 . На наш взгляд, данный тип правового регулирования не имеет самостоятельного значения, так как полностью сливается с разрешительным типом.

Общедозволительный и разрешительный типы правового регулиро­вания характерны, как правило, для демократических государств. В анти­демократических же государствах преобладает, как представляется, обще- запретительный тип правового регулирования. Суть его состоит в том, что участники общественных отношений могут совершать только те дей­ствия, которые прямо разрешены законом. Если какие-то действия законом

прямо не разрешены, но и не запрещены, считается, что они запрещены .

Место нахождения имущества: что это значит

Статья 33. Место совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 33

1. Если должником является гражданин, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по его месту жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества.

2. Если должником является организация, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала.

3. Требования, содержащиеся в исполнительных документах, обязывающих должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), исполняются по месту совершения этих действий.

4. В случае отсутствия сведений о местонахождении должника, его имущества, местонахождении ребенка исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника или по месту жительства взыскателя до установления местонахождения должника, его имущества.

Читайте также:
Безнадзорные животные: что это такое, описание и особенности

5. После установления местонахождения должника, его имущества судебный пристав-исполнитель:

1) продолжает исполнительное производство, если должник, имущество должника находятся на территории, на которую распространяются его полномочия, или имеются обстоятельства, предусмотренные частью 6 настоящей статьи;

2) передает исполнительное производство на исполнение в другое подразделение судебных приставов в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частями 7 – 7.2 настоящей статьи.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 389-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. При необходимости совершения отдельных исполнительных действий и (или) применения отдельных мер принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, он вправе поручить соответствующему судебному приставу-исполнителю совершить исполнительные действия и (или) применить меры принудительного исполнения. Поручение оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Поручение направляется в соответствующее подразделение судебных приставов в письменной форме с одновременным (по возможности) направлением посредством сети “Интернет” не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления. На время исполнения поручения исполнительное производство может быть приостановлено, за исключением случаев, если для исполнения поручения необходимо применение мер принудительного исполнения.

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 225-ФЗ, от 03.12.2011 N 389-ФЗ, от 28.12.2013 N 441-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Если в процессе исполнения исполнительного документа изменились место жительства должника, место его пребывания и выяснилось, что на территории, на которую распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, отсутствует имущество должника, на которое может быть обращено взыскание, судебный пристав-исполнитель составляет акт и выносит постановление о передаче исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов.

(часть 7 в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 389-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Постановление о передаче исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов утверждается:

1) старшим судебным приставом или его заместителем, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель, – при передаче исполнительного производства в подразделение судебных приставов одного территориального органа Федеральной службы судебных приставов;

(в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 135-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации или его заместителем, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель, – при передаче исполнительного производства в подразделение судебных приставов другого территориального органа Федеральной службы судебных приставов.

(часть 7.1 введена Федеральным законом от 03.12.2011 N 389-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 425-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.2. Постановление о передаче исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов, подлинники исполнительного документа и материалов исполнительного производства передаются в другое подразделение судебных приставов не позднее дня, следующего за днем его вынесения. Копии постановления о передаче исполнительного производства, исполнительного документа и материалов исполнительного производства остаются в подразделении судебных приставов, в котором ранее исполнялся исполнительный документ.

(часть 7.2 введена Федеральным законом от 03.12.2011 N 389-ФЗ)

8. Утратил силу с 1 января 2012 года. – Федеральный закон от 03.12.2011 N 389-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Главный судебный пристав Российской Федерации или главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации в целях более полного и правильного осуществления исполнительного производства вправе передать исполнительное производство из одного подразделения судебных приставов в другое (в том числе на стадии возбуждения исполнительного производства), о чем выносится соответствующее постановление. Постановление главного судебного пристава Российской Федерации или главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации о передаче исполнительного производства из одного подразделения судебных приставов в другое не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется соответствующим главным судебным приставам субъектов Российской Федерации и старшим судебным приставам. Главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации, старший судебный пристав, получив указанное постановление, не позднее дня, следующего за днем его получения, организуют передачу исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов в порядке, предусмотренном частями 7 – 7.2 настоящей статьи.

(в ред. Федеральных законов от 03.12.2011 N 389-ФЗ, от 30.12.2015 N 425-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. По исполнительному производству, переданному по решению главного судебного пристава Российской Федерации или главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации из одного подразделения судебных приставов в другое, судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются его полномочия. При совершении судебным приставом-исполнителем исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются его полномочия, на данной территории главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации, старший судебный пристав обязаны оказывать содействие судебному приставу-исполнителю в исполнении исполнительного документа.

(в ред. Федеральных законов от 03.12.2011 N 389-ФЗ, от 30.12.2015 N 425-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. При вынесении постановления о передаче исполнительного производства из одного подразделения судебных приставов в другое по основаниям, установленным настоящей статьей, отмена розыска должника, его имущества, розыска ребенка, а также установленных для должника ограничений не производится. Полномочия по отмене розыска, а также по изменению и отмене ограничений переходят к судебному приставу-исполнителю, которому передано исполнительное производство.

Читайте также:
Безнадзорные животные: что это такое, описание и особенности

(часть 11 в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 389-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Утратил силу с 1 января 2012 года. – Федеральный закон от 03.12.2011 N 389-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

12.1. Копия постановления о передаче исполнительного производства в другое подразделение службы судебных приставов не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

(часть 12.1 введена Федеральным законом от 03.12.2011 N 389-ФЗ)

13. Требования настоящей статьи не распространяются на совершение исполнительных действий, указанных в пунктах 2, 4, 7, 10 и 11 части 1 статьи 64 настоящего Федерального закона, которые судебный пристав-исполнитель вправе совершать на всей территории Российской Федерации.

(часть 13 в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 389-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Споры о месте совершения исполнительных действий между территориальными органами Федеральной службы судебных приставов не допускаются.

15. На территории иностранных государств исполнительные действия совершаются в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации.

(часть 15 введена Федеральным законом от 03.12.2011 N 389-ФЗ)

МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ ИМУЩЕСТВА

1) для морских, речных и воздушных транспортных средств — место нахождения (жительства) собственника имущества (место нахождения российской организации или место жительства физического лица);

2) для транспортных средств, не указанных выше, — место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых — место нахождения (жительства) собственника имущества;

3) для иного недвижимого имущества — место фактического нахождения имущества. Постановка на учет в налоговых органах физического лица по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения, осуществляется на основе информации, предоставляемой органами, указанными в ст. 85 НК (п. 5 ст. 83 НК).

Энциклопедия российского и международного налогообложения. — М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .

  • МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА
  • МЕСТО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Смотреть что такое “МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ ИМУЩЕСТВА” в других словарях:

Место нахождения имущества — по законодательству РФ для морских, речных и воздушных транспортных средств место нахождения собственника имущества; для иных транспортных средств место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых место… … Финансовый словарь

Место нахождения имущества — см. Учет налогоплательщиков … Энциклопедия права

Место нахождения имущества — Местом нахождения имущества в целях настоящей статьи признается: 1) для морских, речных и воздушных транспортных средств место (порт) приписки, при отсутствии такового место государственной регистрации, а при отсутствии таковых место нахождения… … Официальная терминология

Место нахождения имущества — см. Учет налогоплательщиков … Большой юридический словарь

Место нахождения имущества в целях постановки на учет налогоплательщика в налоговом органе — местом нахождения имущества в указанных целях признается: для морских, речных и воздушных транспортных средств место нахождения (жительства) собственника имущества; для транспортных средств, кроме указанных выше, место (порт) приписки или место… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

МЕСТО ОТКРЫТИЯ НАСЛЕДСТВА — в соответствии с гражданским законодательством РФ последнее постоянное место жительства наследодателя; а если оно неизвестно место нахождения имущества или его основной части. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 15лет, или граждан … Энциклопедический словарь экономики и права

Место совершения исполнительных действий — если должником является физическое лицо, то исполнительные действия совершаются судебным приставом исполнителем по месту его жительства, месту его работы или месту нахождения его имущества, а если должником является юридическое лицо, то… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

МЕСТО ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА — место, где обязательство должно быть исполнено. Если место исполнения не определено законом, иными правовыми актами или договором, не явствует из обычаев делового оборота или существа обязательства, исполнение должно быть произведено: по… … Большой экономический словарь

Место исполнения обязательства — (англ place of execution of obligation) в соответствии с гражданским законодательством РФ, если М.и.о. не определено законом, иными правовыми актами или договором, не явствует из обычаев делового оборота или существа … Энциклопедия права

МЕСТО РЕАЛИЗАЦИИ РАБОТ (УСЛУГ) — место нахождения недвижимого имущества, если работы (услуги) связаны непосредственно с этим имуществом. К таким работам, услугам относятся строительные, строительно монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению и т.п. услуги … Большой бухгалтерский словарь

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: