Международное общественное объединение: что это значит

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ – объединения государств или национальных обществ (ас­со­циа­ций) неправительственного характера для достижения общих целей в какой-либо области; одна из форм международного сотрудничества.

По пра­во­во­му ста­ту­су раз­ли­ча­ют международные организации меж­пра­ви­тель­ст­вен­ные (меж­го­су­дар­ст­вен­ные) и международные организации не­пра­ви­тель­ст­вен­ные.

Ме­ж­ду­народная меж­пра­ви­тель­ст­вен­ная ор­га­ни­за­ция – объ­е­ди­не­ние го­су­дарств и др. ор­га­ни­за­ций, соз­дан­ное в со­от­вет­ст­вии с ме­ж­ду­народным пра­вом и на ос­но­ве ме­ж­ду­народного до­го­во­ра, для осу­ще­ст­в­ле­ния со­труд­ни­че­ст­ва в по­ли­тической, эко­но­мической, куль­тур­ной, на­уч­но-тех­нической, пра­во­вой и иных об­лас­тях, имею­щее не­об­хо­ди­мую для это­го сис­те­му ор­га­нов уп­равления, пра­ва и обя­зан­но­сти, про­из­вод­ные от прав и обя­зан­но­стей го­су­дарств, и ав­то­ном­ную во­лю, объ­ём ко­то­рой оп­ре­де­ля­ет­ся во­лей го­су­дарств-чле­нов. Как пра­ви­ло, международные организации соз­да­ют­ся на ос­но­ве ус­та­ва, кон­вен­ции, со­гла­ше­ния, трак­та­та, про­то­ко­ла и т. д. Сто­ро­на­ми уч­ре­дительного ак­та яв­ля­ют­ся су­ве­рен­ные го­су­дар­ст­ва, в по­след­ние го­ды пол­но­прав­ны­ми уча­ст­ни­ка­ми международныя организаций при­зна­ют­ся так­же меж­пра­ви­тельственные ор­га­ни­за­ции (Ев­ропейский со­юз). Международные организации мо­гут со­зда­вать­ся для ко­ор­ди­на­ции уси­лий го­су­дарств в той или иной об­лас­ти: в по­ли­тической (ОБСЕ), во­ен­но-по­ли­тической (НАТО), на­уч­но-тех­нической (Ев­ропейская организация по ядер­ным ис­сле­до­ва­ни­ям), эко­но­мической (ЕС), ва­лют­но-фи­нан­со­вой (МБРР, МВФ), со­ци­аль­ной (МОТ) и др. ли­бо для ко­ор­ди­на­ции дея­тель­но­сти го­су­дарств прак­ти­че­ски во всех об­лас­тях (ООН, СНГ и др.).

Международная организация име­ет со­от­вет­ст­вую­щую ор­га­ни­зационную струк­ту­ру, что от­ли­ча­ет её от др. форм ме­ж­ду­народного со­труд­ни­че­ст­ва (например, от ме­ж­ду­народных кон­фе­рен­ций): штаб-квар­ти­ру, чле­нов в ли­це су­ве­рен­ных го­су­дарств и не­об­хо­ди­мую сис­те­му глав­ных и вспо­мо­гательных ор­га­нов. Выс­ший ор­ган – сес­сия, со­зы­вае­мая один раз в год (ино­гда один раз в 2-3 го­да). Ис­пол­нительными ор­га­на­ми яв­ля­ют­ся со­ве­ты. Административный ап­па­рат воз­глав­ля­ет ис­пол­нительный сек­ре­тарь (ге­не­раль­ный ди­рек­тор). Все ор­га­ни­за­ции име­ют по­сто­ян­ные или вре­мен­ные ис­пол­нительные ор­га­ны с различным пра­во­вым ста­ту­сом и ком­пе­тен­ци­ей.

Пра­ва и обя­зан­но­сти международной организации про­из­вод­ны от прав и обя­зан­но­стей го­су­дарств-чле­нов. Пра­ва и обя­зан­но­сти лю­бой ор­га­ни­за­ции в об­щей фор­ме за­кре­п­ле­ны в её уч­ре­дительном ак­те, ре­зо­лю­ци­ях выс­ших и ис­пол­нительных ор­га­нов, в со­гла­ше­ни­ях ме­ж­ду ор­га­ни­за­ция­ми. Го­су­дар­ст­ва впра­ве за­пре­тить ор­га­ни­за­ции пред­при­нять те или иные дей­ст­вия, и ор­га­ни­за­ция не мо­жет пре­вы­сить свои пол­но­мо­чия. Например статья 3 Ус­та­ва МАГАТЭ за­пре­ща­ет агент­ст­ву при вы­пол­не­нии сво­их функ­ций, свя­зан­ных с пре­дос­тав­ле­ни­ем по­мо­щи сво­им чле­нам, ру­ко­во­дство­вать­ся по­ли­тическими, эко­но­мическими, во­ен­ны­ми или ины­ми тре­бо­ва­ния­ми, не­со­вмес­ти­мы­ми с по­ло­же­ния­ми Ус­та­ва этой ор­га­ни­за­ции.

Од­но­вре­мен­но международная организация име­ет са­мо­сто­ятельные ме­ж­ду­народные пра­ва и обя­зан­но­сти, т. е. об­ла­да­ет ав­то­ном­ной во­лей, от­лич­ной от воль го­су­дарств-чле­нов. В пре­де­лах сво­ей ком­пе­тен­ции лю­бая ор­га­ни­за­ция впра­ве са­мо­стоя­тель­но из­би­рать сред­ст­ва и спо­со­бы вы­пол­не­ния прав и обя­зан­но­стей, воз­ло­жен­ных на неё го­су­дар­ст­ва­ми-чле­на­ми. В этом слу­чае го­су­дар­ст­ва-чле­ны осу­ще­ст­в­ля­ют кон­троль за тем, пра­во­мер­но ли ор­га­ни­за­ция реа­ли­зу­ет свою ав­то­ном­ную во­лю.

Для то­го что­бы вы­пол­нить свою ак­тив­ную роль, международная организация на­де­ле­на осо­бой пра­во­субъ­ект­но­стью, ко­то­рая вклю­ча­ет пра­во­спо­соб­ность (т. е. спо­соб­ность иметь пра­ва и обя­зан­но­сти), дее­спо­соб­ность (т. е. спо­соб­ность ор­га­ни­за­ции свои­ми дей­ст­вия­ми осу­ще­ст­в­лять пра­ва и обя­зан­но­сти), спо­соб­ность уча­ст­во­вать в про­цес­се ме­ж­ду­народного пра­во­твор­че­ст­ва, спо­соб­ность не­сти юри­дическую от­вет­ст­вен­ность за свои дей­ст­вия.

Ме­ж­ду­на­род­ная не­пра­ви­тель­ст­вен­ная ор­га­ни­за­ция – лю­бая ме­ж­ду­народная ор­га­ни­за­ция, не уч­ре­ж­дён­ная на ос­но­ва­нии меж­пра­ви­тельственного до­го­во­ра. Пра­во­вой ста­тус та­кой международной организации оп­ре­де­ля­ет­ся внут­рен­ним пра­вом то­го го­су­дар­ст­ва, по за­ко­но­да­тель­ст­ву ко­то­ро­го она со­зда­на и за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­на. Од­на­ко в от­но­ше­нии не­ко­то­рых международных организаций объ­ём прав и при­ви­ле­гий, а так­же им­му­ни­те­тов ус­та­нав­ли­ва­ет­ся пу­тём под­пи­са­ния со­гла­ше­ния с со­от­вет­ст­вую­щим го­су­дар­ст­вом. Так, Рос­сия 24.06.1992 года за­клю­чи­ла Со­гла­ше­ние с Ме­ж­ду­народным комитетом Крас­но­го Кре­ста о его ста­ту­се на тер­ри­то­рии РФ. Со­глас­но Со­гла­ше­нию, этот ста­тус ана­ло­ги­чен ста­ту­су пред­ста­ви­тельств меж­пра­ви­тельственных ор­га­ни­за­ций и в зна­чительной сте­пе­ни ди­пло­ма­тических пред­ста­ви­тельств.

Крат­кие све­де­ния о лю­бой не­пра­ви­тельственной ор­га­ни­за­ции мож­но най­ти в книге «Yearbook of International Organizations», еже­год­но из­да­вае­мой в Брюс­се­ле Ме­ж­ду­народной ас­со­циа­ци­ей не­пра­ви­тельственных ор­га­ни­за­ций.

Иностранные некоммерческие неправительственные организации и международные общественные объединения в России: соотношение понятий

Рубрика: Юриспруденция

Статья просмотрена: 2570 раз

Библиографическое описание:

Харитонов, С. С. Иностранные некоммерческие неправительственные организации и международные общественные объединения в России: соотношение понятий / С. С. Харитонов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 12 (23). — Т. 1. — С. 243-245. — URL: https://moluch.ru/archive/23/2478/ (дата обращения: 21.12.2021).

На фоне появления в международных отношениях неправительственных организаций, вопрос о самостоятельной правосубъектности которых сейчас активно изучается, в отечественных юридических исследованиях, в публичных выступлениях государственных деятелей, в различных правовых актах все чаще употребляется категория неправительственные организации (далее – НПО).

В качестве законодательной базы деятельности НПО в России указываются федеральные законы «Об общественных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и «О некоммерческих организациях» [1, C. 30]. Анализ действующих на сегодняшний момент редакций указанных нормативно-правовых актов свидетельствует о частичной имплементации норм международного права в законодательство Российской Федерации. Так, например, согласно пункту 2.1. статьи 1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» [2] данный закон определяет порядок создания и деятельности на территории Российской Федерации структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций, при этом в пункте 4 статьи 2 данного закона дается определение указанным организациям, под которыми понимаются организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками, созданные за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которых не являются государственные органы. Приведенные положения были введены Федеральным законом от 10.01.2006 № 18-ФЗ [3], который также скорректировал положения Федерального закона «Об общественных объединениях».

Читайте также:
Основания исполнения наказаний: что это значит

Статьей 46 Федерального закона «Об общественных объединениях» предусмотрена возможность российских общественных объединений наряду с вступления в международные общественные объединения заключать соглашения с иностранными некоммерческими неправительственными организациями. В своей первоначальной редакции Федеральный закон «Об общественных объединениях» оперировал категорией «неправительственные», но применительно к объединениям, а не организациям. Однако данный момент требует отдельного изучения и не входит в предмет исследования настоящей статьи. В тоже время никакого соотношения понятий международное общественное объединение и, соответственно, иностранная некоммерческая неправительственная организация законодателем установлено не было.

В статье 47 Федерального закона «Об общественных объединениях» [4] указывается, что общественное объединение, образованное в Российской Федерации, признается международным, если в соответствии с его уставом в иностранных государствах создается и осуществляет свою деятельность хотя бы одно его структурное подразделение – организация, отделение или филиал и представительство. Абзацем третьим статьи 47 Федерального закона «Об общественных объединениях» предусмотрено, что организации, отделения или филиалы и представительства международных общественных объединений создаются и осуществляют свою деятельность в Российской Федерации в соответствии с данным Федеральным законом и другими федеральными законами.

Исходя из приведенных выше положений нормативных правовых актов можно сделать следующие выводы:

1) на территории Российской Федерации могут быть образованы общественные объединения, которые считаются российскими;

2) российские общественные объединения, могут получить статус международных на условиях, предусмотренных законодательством, такие объединения можно назвать российскими международными объединениями;

3) российские общественные объединения, могут вступать в российские международные объединения;

4) на территории Российской Федерации могут функционировать международные общественные объединения, которые созданы на территории иностранного государства, которые можно назвать иностранными международными общественными объединениями;

5) российские общественные объединения могут вступать в иностранные международные общественные объединения;

6) отделения, филиалы и представительства иностранных международных общественных объединений осуществляют свою деятельность в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» и иными федеральными законами;

7) на структурные подразделения иностранных международных общественных объединений не распространяются ограничения для учредителей, членов и участников общественных объединений, установленные частью второй статьи 19 Федерального закона «Об общественных объединениях»;

8) на территории Российской Федерации могут функционировать иностранные некоммерческие неправительственные организации, которые осуществляют свою деятельность через структурные подразделения – отделения или филиалы и представительства.

Как видно данные выводы не вносят ясности в вопрос соотношения международных общественных объединений и иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественное объединение характеризуется следующими признакам:

3) общность интересов;

4) единство целей;

5) некоммерческая ориентация;

6) наличие устава, отражающего цели;

7) создание исключительно по самостоятельной инициативе граждан, по мнению автора, данный признак предполагает (является предпосылкой) собственно негосударственный или, так называемый, «неправительственный» характер таких объединений, который получил свое отражение в абзаце восьмом статьи 19 Федерального закона «Об общественных объединениях».

Относительно наличия устава общественного объединения следует подчеркнуть, что юридическая техника рассматриваемого федерального закона, на наш взгляд, несколько искажает данный признак, по сути, единый для всех форм общественных объединений. Так, к примеру, согласно статье 8 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан (выделен. автором). Указание на уставные цели корреспондирует положениям статьи 5 Федерального закона «Об общественных объединениях» и предполагает обязательное наличие устава причем независимо от того, зарегистрировано ли такое объединение в качестве юридического лица или нет. В тоже время согласно статье 9 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. В данной норме речь идет о таком качественном признаке цели как ее общественная полезность, однако данная характеристика цели является отличительным признаком конкретной формы общественного объединения, но не отражает единого для всех общественных объединений признака как закрепление соответствующих целей в уставе. При этом применительно к общественным движениям федеральным законом предусмотрена необходимость наличия устава исключительно в случае государственной регистрации данного общественного объединения.

Читайте также:
Как вернуть первый пакет документов на регистрацию ООО?

Применительно как к российским, так и к иностранным (в силу абзацев второго и третьего статьи 47 Федерального закона «Об общественных объединениях») международным общественным объединением к указанным выше признакам следует добавить создание и осуществление своей деятельности хотя бы одним структурным подразделением общественного объединения в иностранном государстве (в России относительно иностранных объединений).

Далее предлагается выявить основные признаки иностранной некоммерческой неправительственной организации. Определение данной организации как ранее уже отмечалось закреплено в пункте 4 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», по сути, данное определение раскрывает значение слов образующих рассматриваемую категорию. Так:

1) «иностранная», т.е. созданная за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства;

2) «некоммерческая», т.е. не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками;

3) «неправительственная», т.е. учредителями (участниками) такой организации не являются государственные органы.

На наш взгляд такая категория как «неправительственные» организации включает в себя несколько самостоятельных признаков, для выявления которых попробуем ответить на несколько вопросов. Во-первых, если учредителями организации не могут быть государственные органы, то кто может быть ее учредителем? При ответе на этот вопрос мы будем ограничиваться рамками страны, что сразу позволяет нам сделать аксиоматичное заключение о том, что учредителем «неправительственной» организации могут быть только члены общества – члены гражданского общества. Что может мотивировать граждан создать «неправительственную» организацию? На наш взгляд таким мотиватором является некий интерес, то есть то, что – как писали К. Маркс и Ф. Энгельс, сцепляет друг с другом членов гражданского общества [5, C. 134].

Применительно к интересу следует подчеркнуть, что это категория субъективная, которая является предпосылкой той или иной потребности получающей свое удовлетворение исключительно в результате активных самостоятельных действий индивида, которые не могут быть реализованы без самостоятельной воли на их совершение, а, следовательно, интерес предполагает добровольность в его удовлетворении.

Понятие организация в социологии подразумевает объединение людей, созданное для решения определенных задач (удовлетворения интереса – примеч. автора) и реализации определенных функций [6, C. 190]. Люди в свою очередь будут вступать в ту или иную организацию исходя из своих личных предпочтений, которые предполагают соотнесение своего интереса с интересом создателей организации, который получает выражение либо в учредительных документах, либо в программах, либо в самом поверхностном виде может содержаться в наименовании организации. В случае присоединения человека к такой организации налицо общность интересов и единство целей.

Таким образом, мы полагаем, что категория «неправительственная» организация представляет собой комплексный признак «общественного формирования» [7, C. 450].

Как видно признаки международного общественного объединения и иностранной некоммерческой неправительственной организации в большей степени совпадают, что позволяет сделать вывод об идентичности данных категорий в рамках российского законодательства.

В заключение отмечаем, что автором в рамках данной статьи намеренно не рассматривались вопросы сопоставления целей деятельности соответствующих формирований, и соотношение применения законодателем понятий «объединение» и «организация».

1. Коновалова Л.Н. Неправительственные организации в государстве и обществе // Российский социально-политический вестник. 2000, № 1

2. СЗ РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 145

3. СЗ РФ, 16.01.2006, № 3, ст. 282

4. СЗ РФ, 22.05.1995, № 21, ст.1930

5. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.3

6. Мудрик А.В. Социализация человека. М., 2006

7. Авакьян С.А. Конституционное право России. М., 2007

Международно-правовая институционализация общественных объединений: система источников Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Курочкин А.В.

Автор настоящей статьи анализирует систему источников международно-правовой институционализации общественных объединений

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Курочкин А.В.

International legal institutionalization of public organizations: a system of sources

The author of this article examines the system of sources of international legal institutionalization of public organizations

Читайте также:
Нижняя палата: что это такое, описание и особенности

Текст научной работы на тему «Международно-правовая институционализация общественных объединений: система источников»

держки в присвоении очередного специального звания должно быть названо неудовлетворительное осуществление работы с жалобами граждан.

В Инструкции о порядке рассмотрения жалоб граждан в органах внутренних дел необходимо предусмотреть основание и порядок применения мер дисциплинарного или иного воздействия за нарушение законодательства о жалобах, то есть укрепить правовую основу применения различных мер взыскания.

Одновременно для успешной реализации мер ответственности за нарушение законодательства о жалобах следует также дополнить специальной статьей и Уголовный кодекс республики. В ней целесообразно предусмотреть уголовную ответс-

твенность за нарушение порядка рассмотрения жалоб и обращений граждан.

Таким образом, применение правовых мер ответственности за нарушение законодательства о жалобах граждан является одним из действенных средств обеспечения законности в деятельности органов внутренних дел (полиции) по рассмотрению жалоб и обращений граждан.

Другими средствами выступают меры поощрения, которые в настоящее время также закреплены в Дисциплинарном Уставе органов внутренних дел.

Все это свидетельствует о том, что эффективность и действенность работы с жалобами и обращениями граждан будет обеспечен правильным сочетанием применения как мер государственного принуждения, так и соответствующих поощрительных мер.

Литература и примечания

1. Статьи 61и 67 Конституция Республики Казахстан. Алматы, 1995.

М еждународно-правовая институционализация общественных объединений: система источников

The given article is devoted to the international law institutionalization of public connections. The author carries out the comparative law analysis of international documents giving base to clarify a legal status of public connections.

Для определения правосубъектности общественных объединений весьма важное значение имеет международное признание прав человека и основных свобод как данных с рождения каждому человеку; их защита и поощрение рассматривается как первейшая обязанность государства. На Всемирной конференции по правам человека в Вене (июль 1993 г.) впервые удалось достичь согласия в том, что права человека должны соблюдаться независимо от региональной или национальной специфики либо уровня развития, а также в том, что права человека не могут быть сугубо внутренним делом государств, а «являются предметом законной обеспокоенности международного сооб-щества»1. Это положение в полной мере относится и к праву на свободу ассоциаций как составной части прав человека.

Рассматривая понятие общественной организации, отечественные ученые указывали в качестве существенного, как правило, признак добровольности, а некоторые — и законности; членство определялось как формальная взаимосвязь, тогда как индивидуальный характер ассоциации является одним из основных характеристик ее правового статуса. Другие важные элементы, отражающие правовую природу общественных объединений, не затрагивались. Из изложенных определений видно, что различные дефиниции никак не взаимосвязаны с международными нормами, однако именно при анализе международных документов, содержащих принцип свободности ассоциаций, можно раскрыть существенные элементы правового статуса этих организаций. Более того, представляется необ-

Соискатель Казанского государственного университета им. Ульянова-Ленина.

Международное общественное объединение: что это значит

В соответствии с действующим законодательством, Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, Минюст России принимает решения о государственной регистрации международных общественных объединений и осуществляет федеральный государственный надзор (контроль) за их деятельностью.

В соответствии с частью первой статьи 47 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение признается международным, если в иностранных государствах создается и осуществляет свою деятельность хотя бы одно его структурное подразделение – организация, отделение или филиал и представительство.

Порядок государственной регистрации международного общественного объединения и перечень документов, необходимых для его государственной регистрации, указаны в статье 21 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ.

Так, для государственной регистрации общественного объединения в Министерство юстиции Российской Федерации представляются следующие документы:

– заявление по форме № Р11001, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств»;

– устав общественного объединения в трех экземплярах;

– выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов;

– протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений;

Читайте также:
Пожизненное наследуемое владение: что это значит

– при использовании в наименовании общественного объединения имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования – документы, подтверждающие правомочия на их использование.

В соответствии с пунктом 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации за государственную регистрацию юридического лица уплачивается государственная пошлина в размере 4000 рублей.

Образец квитанции по оплате государственной пошлины с указанием всех необходимых реквизитов размещен на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации (www.minjust.gov.ru).

Решение о создании структурного подразделения принимается органом общественного объединения, к чьей компетенции в соответствии с уставом отнесены вопросы создания структурных подразделений общественного объединения.

Порядок регистрации (внесения в реестр, аккредитации и т.д.) структурного подразделения общественного объединения на территории иностранного государства регулируется законодательством иностранного государства.

Все документы, кроме учредительных документов, представляются на государственную регистрацию в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником. Учредительные документы (устав) представляются на государственную регистрацию в трех экземплярах. Два экземпляра учредительных документов (устава) прошиты, пронумерованы и на обороте заверены подписью руководителя. Третий экземпляр не прошивается и не заверяется.

Каждый документ, содержащий более одного листа, представляется в прошитом, пронумерованном виде. Количество листов подтверждается подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки.

Все документы на государственную регистрацию представляются на русском языке.

Документы, подтверждающие создание и деятельность структурного подразделения общественного объединения на территории иностранного государства, должны быть оформлены с учетом требований, установленных пунктом 7 статьи 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» для документов иностранных организаций.

Одновременно сообщаем, что общественное объединение, зарегистрированное в качестве юридического лица, вправе приобрести международный статус путем внесения изменений в свои учредительные документы, открыв на территории иностранного государства структурное подразделение.

В соответствии с частью девятой статьи 21 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ изменения, вносимые в уставы общественных объединений, подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация общественных объединений.

Регистрация международной общественной организации в России

Имеется такая история.

Сейчас я занимаюсь учреждением общественной организации (СПбОО). Тематика организации предполагает большое количество международного обмена, “присутствия” и деятельности организации за рубежом.

В минюсте, где я подавался, на меня странно посмотрели и сказали, что про международные ОО в Российском правовом поле они ничего не слышали, что если регистрируешься в России, то ты можешь последовательно дорасти до межрегиональной, а потом всероссийской общественной организации путем открытия представительств в других регионах. И всё. Попросили из устава убрать пункт что я могу открыть представительство за рубежом.

При этом до этого я слышал / читал на форуме такую схему

– открывается региональная ОО

– ОО открывает представительство за рубежом

– ОО вносит изменения в устав (или ЕГРЮЛ?) и после этого подается в минюст и минюст делает её из “региональной ОО” в “международную ОО”

Ввиду этого возник вопрос.

1. Предусмотрена ли возможность некоммерческим организациям России иметь представительства зарубежем в текущем законодательстве?

2. Имеется ли понятие “международная общественная организация” в российском законодательстве или это региональная/межрегиональная/всероссийская организация с представительствами?

3. Каков процесс регистрации международной ОО?

4. Есть ли “штаб” у международной ОО ил каждое ее представительство самостоятельно в своих действиях?

5.Какие ограничения со стороны МИДа и Минюста по деятельности международных ОО?

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ: отвязаться от территориальной привязки и иметь возможность, как коммерсы, действовать свободно по осуществлению проектной деятелности, покупке / продаже недвижимости, проведению акций и т.д. Проблема что СПбОО даже с международной компонентой может действовать только в СПб (“рассказывать об истории страны N студентам Петербургских вузов”). В данном ключе даже международный обмен не провести никак, потому что вывезти студентов зарубеж – уже неуставная деятельность (что не криминал, как я понял, но негладко).

ВАЖНО: интересует опыт практикующих либо международных юристов, а в идеале – кто занимается НКО и международными связями.

Здравствуйте, Петр Евгеньевич.

Право на международное сотрудничество и создание филиалов и представительств за рубежом у общественных организаций есть.

Стать международной организация также вправе.

Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ
(ред. от 02.06.2016)
«Об общественных объединениях»
Статья 46. Международные связи общественных объединений
Российские общественные объединения в соответствии с их уставами могут вступать в международные общественные объединения, приобретать права и нести обязанности, соответствующие статусу этих международных общественных объединений, поддерживать прямые международные контакты и связи, заключать соглашения с иностранными некоммерческими неправительственными организациями.
Российские общественные объединения могут создавать свои организации, отделения или филиалы и представительства в иностранных государствах на основе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации и законодательства этих государств.
Статья 47. Международное общественное объединение
Общественное объединение, образованное в Российской Федерации, признается международным, если в соответствии с его уставом в иностранных государствах создается и осуществляет свою деятельность хотя бы одно его структурное подразделение — организация, отделение или филиал и представительство.
Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация международных общественных объединений, международных союзов (ассоциаций) международных общественных объединений в Российской Федерации осуществляются в общем порядке, предусмотренном для общественных объединений настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Организации, отделения или филиалы и представительства международных общественных объединений создаются и осуществляют свою деятельность в Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Ограничения для учредителей, членов и участников общественных объединений, установленные частью второй статьи 19 настоящего Федерального закона, не распространяются на структурные подразделения международных общественных объединений, создаваемые и действующие в иностранных государствах.

Немного позже дополню ответ более подробно, с учетом Ваших вопросов и пожеланий.

Читайте также:
Судебная власть: что это такое, описание и особенности

С уважением! Г.А. Кураев

Можно не создавая общероссийское объединение сначала зарегистрировать региональную российскую общественную организацию с правом создания организаций, отделений, филиалов и представительств в иностранных государствах.

После регистрации региональной организации необходимо создать в иностранном государстве структурное подразделение — организацию, отделение, филиал или представительство.

Затем подавать заявление и необходимые документы для регистрации международной организации в Минюст России.

Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ
(ред. от 02.06.2016)
«Об общественных объединениях»
Статья 21. Государственная регистрация общественных объединений
Решение о государственной регистрации международного или общероссийского общественного объединения принимается федеральным органом государственной регистрации.
Для государственной регистрации общественного объединения в федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган подаются следующие документы:
1) заявление, подписанное уполномоченным лицом (далее — заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;
2) устав общественного объединения в трех экземплярах;
3) выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа;
4) сведения об учредителях;
5) документ об уплате государственной пошлины;
6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением;
7) протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений;
8) при использовании в наименовании общественного объединения имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование;
9) заявление о включении общественного объединения в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Федеральный закон «О некоммерческих организациях») реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, — для общественных объединений, являющихся юридическими лицами, получающих денежные средства и иное имущество от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», и участвующих в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
Указанные в части шестой настоящей статьи документы подаются в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания.
Изменения, вносимые в уставы общественных объединений, подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация общественных объединений, и приобретают юридическую силу со дня такой регистрации.
Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган в течение тридцати дней со дня подачи заявления о государственной регистрации общественного объединения обязан принять решение о государственной регистрации общественного объединения либо отказать в государственной регистрации общественного объединения и выдать заявителю мотивированный отказ в письменной форме.
Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации общественного объединения направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
На основании указанного решения и представленных федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения.
Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи об общественном объединении выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации.
За государственную регистрацию общественного объединения, изменений, вносимых в его устав, взимается государственная пошлина в порядке и размерах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Вот пример Устава международной общественной российской организации.

Читайте также:
Реальный ущерб: что это такое, описание и особенности

3.1. В структуру Объединения входят отделения (далее — Отделения), создаваемые в субъектах Российской Федерации и на территории иностранных государств, действующие на основании Устава Союза. В одном субъекте Российской Федерации и на территории зарубежного государства может быть создано только одно Отделение.

3.2. Отделением является подразделение с правами юридического лица. Отделение осуществляет функции Объединения, в том числе представительские функции.Структурными подразделениями Союза без права юридического лица являются филиалы и представительства, создаваемые на территории Российской Федерации и за рубежом.

3.3. Отделения и иные структурные подразделения Объединения, действующие на территории иностранных государств, создаются и действуют в соответствии с законодательством этих государств и международными договорами этих государств с Российской Федерацией, а также в соответствии с настоящим уставом.

4. Есть ли «штаб» у международной ОО ил каждое ее представительство самостоятельно в своих действиях?
Снютягин Пётр Евгеньевич

Создавать ли штаб международной ОО или нет, это Вам решать, по общему правилу филиалы и представительства организации действуют от имени самой организации и управляются основной организацией, ее руководством.

Гражданский кодекс
Статья 55. Представительства и филиалы юридического лица
1. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
2. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
3. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.
Представительства и филиалы должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц.

Представительства и филиалы в иностранных государствах создаются и действуют на основании норм международного права и законодательства тех государств, в которых они создаются.

Мировой океан и морское право

Жизнь на Земле возникла в Мировом океане. Необъятные океанические пространства покрывают около 140 миллионов квадратных миль, что составляет более 70 процентов земной поверхности. Помимо того что океаны всегда служили основным источником питания для всего живого на земле, они также с самых ранних времен истории человечества способствовали развитию торговли и налаживанию связей. Океаны разлучали людей и сводили их вместе.

Даже сейчас, когда все участки суши нанесены на карту и вглубь континентов можно свободно перемещаться по автомобильным дорогам, а также с помощью речных и воздушных путей, большая часть жителей планеты по-прежнему живут в пределах 200 миль от моря и тесно с ним связаны.

Свобода морей

Мировой океан долгие годы подпадал под действие доктрины свободы морей, выдвинутой еще в 17-м веке и, по сути, ограничивающей национальные права и юрисдикцию в отношении океана до узкой полоски моря, прилегающей к побережью государств. Остальная часть Мирового океана была провозглашена свободной и не принадлежащей ни одному государству.

Это положение сохранялась до середины двадцатого века, когда у государств появился новый стимул заявлять о своих притязаниях на морские ресурсы. Росла обеспокоенность по поводу ущерба, наносимого рыбным запасам в прибрежных водах рыболовецкими судами, ведущими промысел в открытом море, а также в связи с угрозой загрязнения отходами транспортных судов и нефтяных танкеров, бороздящих морские просторы по всему земному шару и нередко перевозящих опасные грузы. Возникла угроза загрязнения, угрожающая прибрежным зонам и морской флоре и фауне. Военно-морские силы морских держав боролись за сохранение своего присутствия по всему земному шару, не только на поверхностных водах, но и под водой.

Читайте также:
Реализация товаров: что это значит

Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (ЮНКЛОС)

Организация Объединенных Наций уже давно находится в авангарде усилий по обеспечению мирного, основанного на сотрудничестве и закрепленного законодательно использования морей и океанов, в интересах как отдельных стран, так и всего человечества. Настоятельные призывы к установлению эффективного международного использования океанского и морского дна за пределами действия четко определенной национальной юрисдикции положили начало 15-летнему процессу, в течение которого был создан Комитет Организации Объединенных Наций по морскому дну и подписан договор, запрещающий размещение ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения на дне морей и океанов. В тот же период Генеральная Ассамблея ООН приняла декларацию, провозгласившую ресурсы дна и недр морей и океанов за пределами действия национальной юрисдикции, а также ресурсы таких зон, общим достоянием человечества. Кроме того, была созвана Стокгольмская конференция по проблемам окружающей человека среды.

Новаторская деятельность ООН привела к принятию в 1982 году Конвенции по морскому праву. Это стало определяющим моментом в расширении сферы действия международного права на обширные, совместного используемые водные ресурсы нашей планеты.

Конвенция разрешила ряд важных проблем, касающихся использования океана и национальной юристдикции. Так, в ней были установлены:

  • права на свободную навигацию;
  • границы территориального моря в 12 милях от берега;
  • исключительные экономические зоны в пределах 200 миль от берега;
  • правила расширения права на континентальные шельфы до 350 миль от берега.

Защита морской среды

Защита морей и океанов является одним из важнейших аспектов деятельности Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП). В частности, в рамках своей Программы по региональным морям, она содействует безопасному с точки зрения экологии использованию морских ресурсов.

ЮНЕП учредила Глобальную программу действий по защите морской среды от загрязнения в результате осуществляемой на суше деятельности. Это единственный глобальный межправительственный механизм, занимающийся вопросами наземных, пресноводных, прибрежных и морских экосистем.

Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) с помощью Межправительственной океанографической комиссии координирует программы в области морских исследований, систем наблюдения, а также смягчения опасных явлений и более эффективного управления океанскими и прибрежными районами.

Ключевой структурой Организации Объединенных Наций в области развития международного морского права является Международная морская организация (ИМО). Ее главная задача заключается в создании глобальной эффективной нормативно-правовой базы в области индустрии судоходства, в которой отражены интересы всех сторон.

Судоходство и загрязнение моря

Для обеспечения экологически чистого судоходства Международная морская организация (ИМО) разработала правила, направленные на сокращение выбросов в атмосферу опасных веществ, а также обязательные энергосберегающие методы с целью сокращения эмиссии парниковых газов морскими судами. К ним относятся историческая Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов, принятая в 1973 году и измененная Протоколом 1978 года к ней (МАРПОЛ) и Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 года.

Полярный кодекс

Важной вехой в области нормативного регулирования развития транспорта и торговли стало принятие в 2014 году Международного кодекса для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс), а также внесение ряда регламентационных изменений, связанных с вопросами безопасности морского транспорта и системы снабжения и охраны окружающей среды.

Пиратство

Преступная деятельность пиратов, нередко сопровождающаяся захватами заложников из числа моряков, ведет не только к гибели людей и увечьям, но и к существенным сбоям в торговле и навигации, финансовым потерям судовладельцев, повышению страховых сборов и расходов на безопасность, повышению затрат производителей и расходов потребителей, а также нанесению ущерба морской среде. Пиратские нападения могут иметь самые различные последствия, в том числе препятствовать оказанию гуманитарной помощи и способствовать повышению стоимости будущих поставок в пострадавшие районы. Международная морская организация (ИМО) и ООН приняли дополнительные резолюции по борьбе с пиратством, дополняющие Конвенцию по морскому праву.

Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (УНП ООН) в рамках своей Глобальной программы борьбы с преступностью на море борется с транснациональной организованной преступностью в Африке, уделяя особое внимание проблеме пиратства в районе Африканского Рога и в Гвинейском заливе. В рамках этой программы государствам региона оказывается содействие в проведении судебных процессов над подозреваемыми в пиратстве лицами и заключении их в тюрьму. Также реализуются программы подготовки кадров для укрепления потенциала в области обеспечения правопорядка на море. Действуя в сложных условиях, УНП ООН добилось больших успехов по самым различным направлениям, включая создание модели судебного преследования за пиратство и передачи задержанных лиц, подготовку работников судебной системы и реализацию учебных программ для служащих береговой охраны и полицейских подразделений в Сомали, Кении и Гане. Этого удалось достичь благодаря успешной реализации целого ряда программ, направленных на обеспечение безопасности на море и укрепление верховенства права и систем правосудия.

Читайте также:
Можно ли переехать к парню несовершеннолетней?

Международное морское право: что это значит

________________
* Конвенция вступила в силу для России 11 апреля 1997 года.

Пункт 4 Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 28 июля 1994 года N 48/263 устанавливает, что часть XI данной Конвенции подлежит толкованию и применению вместе с Соглашением от 23 июля 1994 года как единый документ.

Государства – участники настоящей Конвенции,

руководствуясь стремлением урегулировать, в духе взаимопонимания и сотрудничества, все вопросы, касающиеся морского права, и сознавая историческое значение настоящей Конвенции как важного вклада в поддержание мира, справедливости и прогресса для всех народов мира,

принимая во внимание, что развитие, происшедшее после конференций Организации Объединенных Наций по морскому праву, состоявшихся в Женеве в 1958 и 1960 годах, подчеркнуло необходимость разработки новой общеприемлемой Конвенции по морскому праву,

сознавая тесную взаимосвязь проблем морского пространства и необходимость рассматривать их как единое целое,

признавая желательность установления с помощью настоящей Конвенции и с должным учетом суверенитета всех государств, правового режима для морей и океанов, который способствовал бы международным сообщениям и содействовал бы использованию морей и океанов в мирных целях, справедливому и эффективному использованию их ресурсов, сохранению их живых ресурсов, изучению, защите и сохранению морской среды,

учитывая тот факт, что достижение этих целей будет способствовать установлению справедливого и равноправного международного экономического порядка, при котором будут учитываться интересы и потребности всего человечества, и в частности особые интересы и потребности развивающихся стран как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю,

стремясь настоящей Конвенцией развить принципы, предусмотренные в резолюции 2749 (XXV) от 17 декабря 1970 года, в которой Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций торжественно заявила, среди прочего, что район дна морей и океанов и его недра за пределами действия национальной юрисдикции, а также его ресурсы являются общим наследием человечества, разведка и разработка которых осуществляются на благо всего человечества, независимо от географического положения государств,

убежденные в том, что кодификация и прогрессивное развитие морского права, достигнутые в настоящей Конвенции, будут способствовать укреплению мира, безопасности, сотрудничества и дружественных отношений между всеми государствами в соответствии с принципами справедливости и равноправия, а также содействовать экономическому и социальному прогрессу всех народов мира в соответствии с целями и принципами Организации Объединенных Наций, изложенными в ее Уставе,

подтверждая, что вопросы, не регулируемые настоящей Конвенцией, продолжают регламентироваться нормами и принципами общего международного права,

согласились о нижеследующем:

Часть I

Статья 1

Употребление терминов и сфера применения

1. Для целей настоящей Конвенции:

1) “Район” означает дно морей и океанов и его недра за пределами национальной юрисдикции;

2) “Орган” означает Международный орган по морскому дну;

3) “деятельность в Районе” означает все виды деятельности по разведке и разработке ресурсов Района;

4) “загрязнение морской среды” означает привнесение человеком, прямо или косвенно, веществ или энергии в морскую среду, включая эстуарии, которое приводит или может привести к таким пагубным последствиям, как вред живым ресурсам и жизни в море, опасность для здоровья человека, создание помех для деятельности на море, в том числе для рыболовства и других правомерных видов использования моря, снижение качества используемой морской воды и ухудшение условий отдыха;

5) а) “захоронение” означает:

i) любое преднамеренное удаление отходов или других материалов с судов, летательных аппаратов, платформ или других искусственно сооруженных в море конструкций;

ii) любое преднамеренное уничтожение судов, летательных аппаратов, платформ или других искусственно сооруженных в море конструкций;

b) “захоронением” не считается:

i) удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, летательных аппаратов, платформ или других искусственно сооруженных в море конструкций и их оборудования, кроме отходов или других материалов, транспортируемых судами, летательными аппаратами, платформами или другими искусственно сооруженными в море конструкциями, которые эксплуатируются в целях удаления таких материалов, или подвозимых к таким судам, летательным аппаратам, платформам или другим искусственно сооружаемым в море конструкциям, а также кроме тех, что являются результатом обработки таких отходов или других материалов на таких судах, летательных аппаратах, платформах или конструкциях;

Читайте также:
Может ли ИП иметь название магазина?

ii) помещение материалов для целей иных, чем их простое удаление, при условии, что это не противоречит целям настоящей Конвенции.

2. 1) “Государство-участник” означает государство, которое согласилось на обязательность для него настоящей Конвенции и для которого настоящая Конвенция находится в силе.

2) Настоящая Конвенция применяется mutatis mutandis к субъектам права, перечисленным в пункте 1 “b”, “с”, “d”, “е” и “f” статьи 305, которые становятся участниками настоящей Конвенции в соответствии с условиями, характерными для каждого из них, и в этой мере под термином “государства-участники” понимаются эти субъекты права.

Часть II

Территориальное море и прилежащая зона

Раздел 1. Общие положения

Статья 2

Правовой статус территориального моря, воздушного пространства над
территориальным морем, а также его дна и недр

1. Суверенитет прибрежного государства распространяется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод, а в случае государства-архипелага – его архипелажных вод, на примыкающий морской пояс, называемый территориальным морем.

2. Указанный суверенитет распространяется на воздушное пространство над территориальным морем, равно как на его дно и недра.

3. Суверенитет над территориальным морем осуществляется с соблюдением настоящей Конвенции и других норм международного права.

Раздел 2. Границы территориального моря

Статья 3

Ширина территориального моря

Каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего двенадцати морских миль, отмеряемых от исходных линий, определенных в соответствии с настоящей Конвенцией.

Статья 4

Внешняя граница территориального моря

Внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря.

Статья 5

Нормальная исходная линия

Если иное не предусмотрено в настоящей Конвенции, нормальной исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально признанных прибрежным государством морских картах крупного масштаба.

Статья 6

В случае островов, расположенных на атоллах, или островов с окаймляющими рифами, исходной линией для измерения ширины территориального моря служит обращенная к морю линия рифа при наибольшем отливе, как показано соответствующим знаком на морских картах, официально признанных прибрежным государством.

Статья 7

Прямые исходные линии

1. В местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов, для проведения исходной линии, от которой отмеряется ширина территориального моря, может применяться метод прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки.

2. Там, где из-за наличия дельты или других природных условий береговая линия является крайне непостоянной, соответствующие точки могут быть выбраны вдоль максимально выступающей в море линии наибольшего отлива, и, несмотря на последующее отступление линии наибольшего отлива, прямые исходные линии остаются действительными до тех пор, пока они не будут изменены прибрежным государством в соответствии с настоящей Конвенцией.

3. При проведении прямых исходных линий не допускается сколько-нибудь заметных отклонений от общего направления берега, а участки моря, лежащие с внутренней стороны этих линий, должны быть достаточно тесно связаны с береговой территорией, чтобы на них мог быть распространен режим внутренних вод.

4. Прямые исходные линии проводятся к осыхающим при отливе возвышениям и от них только в том случае, если на них возведены маяки или подобные сооружения, находящиеся всегда над уровнем моря, или в случае, если проведение исходных линий к таким возвышениям или от них получило всеобщее международное признание.

5. В случае, когда, согласно пункту 1, применим метод прямых исходных линий, при установлении отдельных исходных линий могут приниматься в расчет особые экономические интересы данного района, реальность и значение которых ясно доказаны их длительным осуществлением.

6. Система прямых исходных линий не может применяться государством таким образом, чтобы территориальное море другого государства оказалось отрезанным от открытого моря или исключительной экономической зоны.

Статья 8

1. За исключением случаев, предусмотренных в Части IV, воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориального моря, составляют часть внутренних вод государства.

Читайте также:
Как добиться списания просроченных транспортных налогов?

2. Когда установление прямой исходной линии согласно методу, предусмотренному в статье 7, приводит к включению во внутренние воды районов, которые до того не рассматривались как таковые, в таких водах применяется право мирного прохода, предусмотренное в настоящей Конвенции.

Статья 9

Если река впадает в море непосредственно, исходной линией является прямая линия, проводимая поперек устья реки между точками на ее берегах, соответствующими наибольшему отливу.

Статья 10

1. Настоящая статья относится только к заливам, берега которых принадлежат одному государству.

2. Для целей настоящей Конвенции под заливом понимается хорошо очерченное углубление берега, вдающееся в сушу в такой мере, – в соотношении к ширине входа в него, – что содержит замкнутые сушей воды и образует нечто большее, чем простую извилину берега, Углубление не признается, однако, заливом, если площадь его не равна или не больше площади полукруга, диаметром которого служит линия, пересекающая вход в это углубление.

3. Для цели измерения площадью углубления считается площадь, расположенная между отметкой наибольшего отлива вокруг берега углубления и линией, соединяющей отметки наибольшего отлива пунктов его естественного входа. Если вследствие наличия островов углубление имеет несколько входов, за диаметр такого полукруга принимается линия, длина которой равняется сумме линий, пересекающих отдельные входы. Острова, расположенные в углублении, рассматриваются как части водного пространства этого углубления.

4. Если расстояние между отметками наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив не превышает двадцати четырех морских миль, замыкающая линия может быть проведена между этими двумя отметками наибольшего отлива, и ограниченные таким образом воды считаются внутренними водами.

5. Если расстояние между отметками наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив превышает двадцать четыре морские мили, прямая исходная линия в двадцать четыре морские мили проводится внутри залива таким образом, чтобы линией такого протяжения было ограничено возможно большее водное пространство.

6. Изложенные выше положения не распространяются на так называемые “исторические” заливы или на любые случаи, когда применяется система прямых исходных линий, предусматриваемая в статье 7.

Статья 11

Для целей определения границ территориального моря наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения, которые являются составной частью системы данного порта, рассматриваются как часть берега. Прибрежные установки и искусственные острова не считаются постоянными портовыми сооружениями.

Статья 12

Рейды, которыми обычно пользуются для погрузки, разгрузки и якорной стоянки судов и которые иначе были бы расположены целиком или частично за внешней границей территориального моря, включаются в территориальное море.

Статья 13

Осыхающие при отливе возвышения

1. Осыхающее при отливе возвышение представляет собой естественно образованное пространство суши, окруженное водой, которое находится выше уровня воды при отливе, но покрывается водой при приливе. Если осыхающее при отливе возвышение полностью или частично находится от материка или от острова на расстоянии, не превышающем ширины территориального моря, то линией наибольшего отлива такого возвышения можно пользоваться как исходной линией для измерения ширины территориального моря.

2. Если осыхающее при отливе возвышение расположено полностью на расстоянии от материка или острова, превышающем ширину территориального моря, то оно не имеет своего территориального моря.

Статья 14

Сочетание методов установления исходных линий

Прибрежное государство может устанавливать исходные линии, используя поочередно любой из методов, предусмотренных в предыдущих статьях, в зависимости от различных условий.

Статья 15

Делимитация территориального моря между государствами
с противолежащими или смежными побережьями

Если берега двух государств расположены один против другого или примыкают друг к другу, ни то, ни другое государство не имеет права, если только между ними не заключено соглашение об ином, распространять свое территориальное море за срединную линию, проведенную таким образом, что каждая ее точка является равноотстоящей от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря каждого из этих двух государств. Однако вышеуказанное положение не применяется, если в силу исторически сложившихся правовых оснований или иных особых обстоятельств необходимо разграничить территориальные моря двух государств иным образом, чем это указано в настоящем положении.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: