Международные неправительственные организации: что это значит

Международные неправительственные организации: что это значит

Неправительственные организации (НПО) – организация, учреждённая частными лицами и/или другими общественными (некоммерческими, НПО) организациями без участия официальных (правительственных) институтов и осуществляющая свою деятельность на основании устава и на собственные средства. Собственные средства НПО складываются из взносов её членов и привлечённых средств (частных и корпоративных пожертвований, частных и государственных грантов, заказов на выполнение работ в сфере компетенции НПО и т.п.). Различаются национальные и международные НПО (МНПО). МНПО – международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения. Отличительным признаком МНПО является признание её, по крайней мере, одним государством или наличие у неё консультативного статуса при международных межправительственных организациях. МНПО, как и иные международные организации характеризуются наличием учредительного документа, постоянным или регулярным характером деятельности, использованием в качестве основного метода деятельности многосторонних переговоров и обсуждения проблем, принятием решений путем голосования или консенсуса, рекомендательным, как правило, характером решений.

Наиболее известными в России и мире являются именно МНПО, располагающие на территории нашей страны своими региональными отделениями. Ниже приводятся краткие характеристики самых авторитетных МНПО.

Ассоциация международного права – МНПО научного профиля. Создана в 1873г., имеет консультативный статус при ООН. Ассоциация призвана способствовать: прогрессивному развитию международного права; добросовестному его применению; унификации права и устранению коллизий законов; упрочению международного взаимопонимания и доброй воли.

Врачи без границ (ВБГ) – независимая международная медицинская гуманитарная организация, лауреат Нобелевской премии мира 1999 за гуманитарную деятельность и помощь пострадавшим во время вооруженных конфликтов, от природных и техногенных катастроф. Создана в 1971 г. в Париже с целью оказания помощи жертвам конфликта в Нигерии. Действует во многих горячих точках, ведёт просветительскую и профилактическую работу по борьбе с наркоманией и СПИДом, информирует общественность о кризисных ситуациях и их последствиях. В настоящее время имеет 20 региональных представительств, её добровольцы (более 3 тыс. человек) ежегодно работают в более, чем 80-ти странах мира. Штаб-квартира организации находится в Брюсселе. Общий штат сотрудников насчитывает более 2500 единиц, большинство которых – врачи и обслуживающий медперсонал. Организация финансируется за счёт частных пожертвований, около 80% её средств поступают от двух миллионов индивидуальных доноров. Наиболее значимые международные программы: с 1994 – помощь гражданским жертвам этнических и региональных конфликтов в районе Великих озер; 2002-2003 – миссия во время гражданской войны в Либерии; 1994 – помощь жертвам геноцида в Руанде; до 2003 миссия в Ираке, откуда персонал был выведен после террористической атаки на представительство Красного Креста в Багдаде; 1979-2004 – миссия на афгано-пакистанской границе и в самом Афганистане. Благодаря активности ВБГ проблема оказания независимой гуманитарной помощи стала одним из главных приоритетов международной политики.

Хартия организации определяет её международный неправительственный статус. Принципы деятельности: оказание помощи пострадавшим вследствие природных и техногенных катастроф и жертвам вооруженных конфликтов, без дискриминации и вне зависимости от их расовой принадлежности, вероисповедания и политических убеждений; соблюдение нейтралитета во имя общепризнанной врачебной этики и общепризнанного права на гуманитарную помощь. Добровольцы и штатные сотрудники ВБГ обязуются сохранять полную независимость организации от политических, религиозных и экономических сил. От национальных правительств ВБГ требует полной свободы при осуществлении своей деятельности. Врачи без границ выступают в защиту нарушенных прав человека, оказывая давление на государственные органы как напрямую, так и косвенно, посредством мобилизации общественного мнения и информационных кампаний. Так, Бернар Кушнер (ныне – глава МИД Франции), бывший руководитель организации, инициировал информационную кампанию по помощи беженцам во время Косовского кризиса 1999, дистанцируясь от правительств стран-членов НАТО. Тогда же ВБГ отказалась от пожертвований со стороны правительств стран-членов НАТО и от координации своих действий с военным командованием Альянса. Там, где дистанцию по отношению к органам власти сохранить не удается, организация сворачивает свою деятельность. За её независимую позицию некоторые государственные чиновники периодически подвергают её критике и даже обвиняют в шпионаже.

В России ВБГ оказывает медицинскую и социальную помощь бездомным в Москве, беженцам на Северном Кавказе, туберкулезным больным, жертвам землетрясений и наводнений, занимается профилактикой заболеваемости ВИЧ/СПИД среди наркоманов.

Гринпис – международная неправительственная правозащитная (природоохранная) организация. Создана в г. Ванкувер (Канада) в 1971 г. Основная цель МНПО – добиться решения глобальных экологических проблем. Ради привлечения к ним внимания общественности и властей, организация ведёт серьёзную работу, одним из принципов которой является свидетельствование: активисты, известные своими громкими акциями, стремятся побывать на месте экологического преступления и предоставить СМИ независимую и достоверную информацию. Имеет кустовые (объединяющие несколько государств) представительства в регионах ЦВЕ, Скандинавии, Средиземноморья, ЮВА, Австралии и Океании и национальные офисы в Бельгии, Великобритании, Германии, Греции, Испании, Италии, Люксембурге, Нидерландах, Португалии, России, Румынии, Франции, Чехии, Швейцарии, Индии, Китае, Японии, Конго, Сенегале, ЮАР, Канаде, Мексике, США, Аргентине, Бразилии, Чили, Новой Зеландии. Гринпис существует только за счёт пожертвований сторонников, не принимает финансовую помощь от государственных структур, политических партий или бизнеса. Наиболее значимые кампании: нефтяная – против употребления нефтяных продуктов, при использовании которых атмосфера массированно загрязняется токсичными веществами: активисты проникают на нефтяные танкеры и платформы, они воспрепятствовали затоплению нефтяной платформы Брент Спар компании Shell в 1995 г.; против материалов, из которых изготавливается iPhone; серия акций 2007-2008 гг., связанная со строительством объектов к Сочинской Олимпиаде.

Читайте также:
Как развестись, если муж забрал свидетельство о браке?

Деятельность Гринпис вызывает неоднозначную реакцию в научном сообществе, т.к. ряд её активистов призывает полностью запретить исследования в области генной инженерии и нанотехнологий. Профессиональные экологи критикуют её за отсутствие научной базы, часть из них считает, что деятельность Гринпис чаще приносит природе вред, чем пользу. Ставится под сомнение объективность и неангажированность некоторых заявлений и акций организации, поскольку от них выигрывают конкуренты тех политических сил и компаний, против которых она выступала.

В России Гринпис постоянно ведёт 8 кампаний: лесную; антиядерную (против радиационного заражения окружающей среды); антитоксичную (против химического загрязнения); Байкальскую (за сохранение чистоты озера Байкал); морскую (против браконьерства и нарушений правил лова в морях); нефтяную (против загрязнения окружающей среды нефтью); климатическую (за предотвращение катастрофических изменений климата); проект Всемирное наследие (подготовка номинаций особо ценных природных территорий в список всемирного природного наследия ЮНЕСКО).

Международная амнистия (МА) – международная неправительственная правозащитная организация, лауреат Нобелевской пре-мии мира и премии ООН в области прав человека. Имеет статус консультанта при ООН, Совете Европы и ЮНЕСКО. Создана в Великобритании в 1961г. Изначально МА ставила своей целью исследования и действия, направленные: на предупреждение и прекращение нарушений прав на физическую и психологическую неприкосновенность, на свободу совести и самовыражения, на свободу от дискриминации в контексте своей работы по продвижению прав человека; на защиту лиц, лишённых свободы за мирное выражение мнения, и гарантирование признания ст. 18 и 19 Всеобщей декларации прав человека (ВДПЧ) во всём мире; на справедливое судебное разбирательство и противодействие длительным срокам содержания под стражей без передачи дел в суд; на недопущение пыток в отношении заключённых; на пресечение практики «исчезновений» и смертной казни; на права беженцев. В её задачи входит мобилизация общественности в целях оказания давления на лиц, нарушающих права человека. МА имеет 52 секции в Австралии, Австрии, Алжире, Аргентине, Бельгии, Белоруссии, Бенине, на Бермудах, в Боливии, Британии, Буркина-Фасо, Венгрии, Венесуэле, Гайане, Гамбии, Германии, Гонконге, Греции, Дании, Замбии, Зимбабве, Израиле, Ирландии, Исландии, Испании, Италии, Канаде, Южной Корее, Кот д’Ивуаре, Кюрасао, Люксембурге, Малайзии, Мали, на Маврикии, в Марокко, Мексике, Молдавии, Монголии, Непале, Нидерландах, Новой Зеландии, Норвегии, Пакистане, Парагвае, Перу, Польше, Португалии, Пуэрто-Рико, Сенегале, Словакии, Словении, США, Сьерра-Леоне, Таиланде, на Тайване, в Того, Тунисе, Турции, на Украине, в Уругвае, на Фарерских островах, Филиппинах, в Финляндии, Франции, Хорватии, Чехии, Чили, Швейцарии, Швеции, ЮАР, Японии. К МА относятся ок. 2 млн. членов и сторонников. Штаб-квартира МА находится в Оттаве (Канада). Руководящие органы: Международный секретариат (МС) и Международный исполнительный комитет (МИК). В МС под руководством Генерального секретаря работают примерно 500 специалистов. Представительство МС находится в Лондоне.

Организация располагает архивом документов об узниках совести, помогает родственникам заключённых, направляет наблюдателей на судебные процессы, делает представления в правительства и помогает бывшим заключённым в поисках убежища или трудоустройства за рубежом. МА сыграла решающую роль в принятии Резолюции ООН № 3059, которая официально осудила пытки. Выступала за введение поста Верховного комиссара ООН по правам человека (учреждён в 1993 году) и Международного уголовного суда (учреждён в 2002 году). Эпоха глобализации заставила организацию расширить свою деятельность. Теперь в неё входят экономические, социальные и культурные права, противодействие насилию в отношении женщин, контроль за оборотом оружия и содействие усилению ООН. Основные направления работы в настоящее время: права женщин, детей, беженцев и узников совести, ликвидация пыток и смертной казни. Организация преследует следующие конкретные цели: отменить смертную казнь; покончить с внесудебными казнями и «исчезновениями»; обеспечить соответствие условий содержания в тюрьмах международным стандартам в области прав человека; гарантировать своевременные и справедливые судебные разбирательства по делам всех политических заключённых; гарантировать бесплатное образование детям во всём мире; бороться с безнаказанностью властей через органы судебно-правовой системы; положить конец вербовке и использованию детей-солдат; освободить всех узников совести; укреплять экономические, социальные и культурные права обездоленного населения; защищать интересы правозащитников; поощрять религиозную терпимость; прекратить пытки и жестокое обращение с заключёнными; покончить с незаконными убийствами в условиях вооружённых конфликтов и защищать права беженцев, мигрантов и просителей убежища.

В СССР группа «Международной амнистии» существовала с 1974 по 1983 год, когда она была разгромлена, а её члены репрессированы. В неё входили Лариса Богораз, Георгий Владимов, Владимир Войнович, Александр Даниэль, Сергей Ковалёв, Юрий Орлов, Андрей Твердохлебов, Валентин Турчин. МА неоднократно предъявляли претензии также в других западных и восточных странах. Её обвиняли во вмешательстве во внутренние дела, защите врагов нации и шпионаже. Администрация Буша-мл. обрушила на неё жёсткую критику за борьбу против пыток в тюрьме Гуантанамо.

Репортёры без границ (РБГ) – международная неправительственная правозащитная организация. Создана в 1985 году. Штаб-квартира расположена в Париже. Организация борется, во исполнение положений ст. 19 ВДПЧ, против цензуры и за освобождение журналистов, находящихся в заключении из-за своей профессиональной деятельности. Финансируется крупными западными концернами, американским и французским правительствами. Ежегодно публикует на своём веб-сайте индекс свободы слова более, чем 160 стран мира. Россия регулярно занимает в нём место между 138-ой и 147-ой позициями.

Читайте также:
Метод правового регулирования: что это значит

В России РБГ обратила на себя внимание протестом против закрытия интернет-газеты «Курсив» и ареста её главного редактора Рахманькова за публикацию статьи «Путин как фаллический символ» и своим расследованием убийства главного редактора журнала Forbes на русском языке Пола Хлебникова, по итогам которого обвинила в инициировании и финансировании этого преступления Хож-Ахмеда Нухаева.

Оппоненты упрекают организацию в том, что она критикует только страны, имеющие непростые отношения с США, такие как Куба, Белоруссия или Россия, а союзников Америки, например, Филиппины и Саудовскую Аравию, где свобода слова отсутствует практически полностью, обходит молчанием, а также избегает оценок состояния этой свободы в развитых странах Запада.

Римский клуб – научная МНПО, объединяющая ученых, политических и общественных деятелей многих стран. Римский клуб создан в 1968г. по инициативе итальянского экономиста А.Печчеи. Деятельность Клуба направлена на выработку тактики и стратегии разрешения глобальных проблем.

Хельсинкские группы (ХГ) – сеть неправительственных правозащитных организаций (наиболее активны были ХГ СССР, Польши, Чехословакии и Венгрии), возникших после подписания Хельсинкских (1975 г.) соглашений, третья корзина которых была посвящена правам человека, с целью сбора информации о нарушениях этих прав в различных странах и информирования о них правительств стран-участниц соглашений. На территории СССР была создана вначале Московская Хельсинкская группа (МХГ), а вслед за ней, в 1976-1977 гг.,– хельсинкские группы на Украине, в Литве, Грузии и Армении. ХГ образуют Международную Хельсинкскую федерацию по правам человека. С самого начала своей деятельности ХГ ставили своей целью адекватное информирование мирового общественного мнения и международного сообщества о подлинном состоянии дел с правами человека, преимущественно в социалистических государствах. В социалистических странах ХГ вели свою статистику и публиковали её методом самиздата, действовали на (полу)подпольной основе, их члены подвергались репрессиям. В постсоветское время ХГ критиковались за отсутствие с их стороны протестов против распада СССР, Чехословакии и СФРЮ, т.к. нерушимость послевоенных границ была одним из пунктов Хельсинкских соглашений. В этой связи в их адрес звучали обвинения в ангажированности, в том числе, финансовой.

МХГ была создана в 1976 г. Её уставная цель заключается в содействии практическому выполнению гуманитарных статей Заключительного акта Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Сфера компетенции – СССР, а теперь Россия. Состав МХГ советского периода постоянно менялся из-за регулярных арестов её членов, но она продолжала работать до 1981, когда на свободе осталось только двое из них, и Е.Боннэр заявила о невозможности дальнейшей деятельности. Работа МХГ была возобновлена в 1989 г. и продолжается до сих пор. Сейчас её возглавляет Е.Алексеева. В советский период МХГ финансировалась за счёт взносов её членов и других частных пожертвований. После распада СССР деятельность МХГ финансируется частными и государственными структурами: Европейской комиссией, частным Фондом МакАртуров, правительственным фондом Нидерландов МАТРА, Национальным фондом США в поддержку демократии, Фондом «Открытое Общество» Джорджа Сороса, Агентством США по международному развитию. В 2007-2009 гг. МХГ были получены государственные гранты через Общественную палату Российской Федерации. В настоящее время МХГ занята проблемами прав заключённых, свободы слова, пересмотра дел учёных, осуждённых за шпионаж, реабилитации жертв политических репрессий и увековечивания их памяти и т.д.

Хьюман Райтс Вотч (ХРВ) – международная неправительственная правозащитная организация, лауреат премии фонда Теодора Хойса. Создана в 1978 году в ответ на призыв о помощи от правозащитных групп Москвы, Варшавы и Праги (см. ХГ). Штаб-квартира расположена в США. Ведёт свою деятельность более, чем в 70-ти странах мира. Организация не принимает финансовой помощи от правительственных структур и существует за счёт частных пожертвований. В настоящее время ХРВ работает по следующим направлениям: предотвращение дискриминации; отстаивание политических свобод; расследования и публикация нарушений прав человека; расследования фактов геноцида, военных преступлений и преступлений против человечности; предотвращение распространения и применения противопехотных мин; противодействие детской занятости и вербовке солдат-детей; помощь бездомным детям; прекращение пыток, практики вынесения внесудебных смертных приговоров и смертной казни; организация процессов против нарушителей прав человека; противодействие торговле людьми и продаже в сексуальное рабство; защита прав сексуальных меньшинств; защита мирных жителей в период военных действий.

Противники организации обвиняют её в том, что она является инструментом информационно-пропагандистского обеспечения дипломатического, экономического и военного вмешательства стран НАТО, в первую очередь, США, во внутренние дела других стран. Данные подозрения находятся в противоречии с антиизраильской позицией ХРВ в арабо-израильском конфликте и поданным ею в 2005 г. в суд штата Иллинойс иском против министра обороны США Дональда Рамсфельда с обвинением его в бездействии в отношении пыток в американских военных тюрьмах.

Международные неправительственные организации: перечень, роль, цели, развитие. Международные правительственные и неправительственные организации

На сегодняшний момент на 7 континентах планеты Земля расположено 252 страны. Каждая из них отстаивает свои частные интересы, но полное обособление невозможно.

Возникновение международных организаций

Все люди живут на одной планете, дышат одним и тем же воздухом, сталкиваются с похожими трудностями. Поэтому мира во всем мире нельзя достичь, опираясь на решения проблем внутренней политики каждого отдельного государства. Только международные правительственные и неправительственные организации могут эффективно справиться с этой задачей.

Впервые об этом начали задумываться еще два века назад. Тогда главной угрозой для дальнейшего развития всех стран были инфекции и болезни, с которыми в одиночку не могла справиться ни одна нация. Необходимо было предотвратить надвигающуюся мировую эпидемию. Единственным возможным выходом из ситуации было создание союза, объединяющего всех ведущих специалистов, медицинских работников и научных деятелей.

Читайте также:
Правовое регулирование: что это такое, описание и особенности

Региональные правительственные организации

Чтобы возникли межправительственные и неправительственные международные организации, нужна была крепкая база на местах. Так появились местные организации. Они должны были наладить контакты внутри одного государства и между разными странами. Таким образом, образовывалось единое пространство, в рамках которого осуществлялось дальнейшее создание более крупных, общемировых объединений.

Международные правительственные и неправительственные организации

Изначально речь шла лишь о необходимости создания международных организаций. Это бы дало ведущим державам возможность объединить свои силы, совместными усилиями продумывать план спасения всего человечества. Учредителями подобных организаций были государства, в них входившие. Такие объединения существуют и по сей день. Истории известны случаи, когда организации не были постоянным образованием, они возникали внезапно, по случаю, и так же внезапно прекращали свое существование, как только проблема разрешалась. Встречаются и такие международные правительственные организации, которые вполне стабильны.

С ходом времени нарастало и количество проблем, которые требовали своего решения. Потребность в деятельности подобных организаций, особенно после Второй Мировой войны, также стала увеличиваться. Однако по понятным причинам поставленные лидеры не могли справиться со всем самостоятельно. Это послужило причиной тому, что во второй половине XX века официально появились международные неправительственные организации. Они, в отличие от правительственных, характеризуются тем, что не учреждены государствами на основе официального соглашения.

В международные неправительственные организации мира могут входить, например, добровольцы с активной жизненной позицией. Их еще можно назвать силой общественного мнения. Если правительство государства выполняет различные функции, руководя внутренней и внешней политикой страны, то активисты формируют массовое сознание. И в том, и в другом случае поставленные люди обладают реальной властью. Уже поэтому нельзя утверждать, что сегодня международные неправительственные организации неэффективны. Как раз, наоборот, их деятельность часто приводит к впечатляющим результатам. Однако международные правительственные организации обладают куда большими правовыми полномочиями.

Особенности международных неправительственных организаций

Деятельность, позволяющая решать мировые проблемы, очень привлекательна. Потому нередко учредителями общественно полезных организаций становятся частные компании. Это и провоцирует развитие международных неправительственных организаций. Для успешного противостояния необходимы не только авторитет и власть, но и экономические вливания. Обычно они осуществляются либо частными, либо межправительственными предприятиями.

Но учредитель – не единственное, чем характеризуются международные неправительственные организации. Цели подобных объединений могут немного отличаться от тех, что присущи их правительственным аналогам. Например, они не созданы для извлечения прибыли. Несмотря на то, что никто из лидеров множества стран мира не является членом такого альянса, он все же должен иметь официальный статус. Международной неправительственной организацией является только такое объединение, которое признано несколькими державами и регулярно финансируется более чем одним государством. Деятельность подобных организаций должна осуществляться также в нескольких странах, иначе это уже местное объединение.

Цели создания экономических объединений

Международные неправительственные экономические организации характеризуются тем, что создаются для достижения определенных целей, и акт их создания подкреплен договором. В отличие от прочих неправительственных объединений, экономические обладают определенным набором прав, а значит, несут большую ответственность перед обществом. Среди целого ряда таких организаций принято выделять несколько групп. Первая и самая важная – та, которая основывается на интересах людей всего земного шара. Одно из самых известных таких объединений – Организация Объединенных Наций (ООН). Она призвана поддерживать по всему миру покой и порядок и должна охранять население всех стран от войн, массовых убийств и разрушений, а также способствовать налаживанию контактов среди ведущих политических лидеров планеты. Более мелкие организации занимаются менее масштабными проблемами, например, Всемирная организация торговли работает лишь в своей специализированной области. Однако ее деятельность, так или иначе, отражается на всем, что происходит в современном обществе.

Возможно создание межгосударственных организаций. В них входят те страны мира, единство интересов которых обусловлено общностью территории.

Международные экологические организации

Существуют различные признаки, которые могут являться достаточным основанием для объединения, от экономических до социальных. Если с первыми все вполне понятно, то вторые гораздо сложнее. Во многом это обусловлено тем, что сама классификация социальных проблем постоянно увеличивается, перед обществом возникают все новые и новые сложности. Так, в прошлом веке, помимо очевидной угрозы человечеству в виде войны, проблемы ядерного оружия и полной безысходности, ясно начал вырисовываться и другой важный вопрос. Он касается ограниченности запасов пресной воды, чистоты воздуха и почвы.

Человечество начало осознавать, насколько на самом деле важна охрана природы. Именно в тот момент начали появляться организации, ставившие перед собой задачу решить важнейшие экологические проблемы. По разным подсчетам, уже к 90-м годам XX века появилось более двухсот объединений, позиционировавших себя как международные неправительственные экологические организации. Это, например, Международный союз по охране природы, который появился во Франции в 1948 году.

Именно International Union for the Conservation of Nature стал инициатором введения Красных книг. Их деятельность продолжается и сегодня, потому что ряд различных видов животных и растений по-прежнему нуждается в охране. Другая организация, созданная в 1968 г., Международная юридическая организация, занимается в основном созданием законов, которые бы позволили оградить природу от человеческого вмешательства. И, конечно, Международный экологический суд, утвержденный в 1994 году. Все это способствовало тому, что появились реальные механизмы, позволяющие бороться за чистоту окружающей среды.

Читайте также:
Могут ли мошенники воспользоваться копиями документов?

Медицинские организации

Международные правительственные и неправительственные организации ежедневно решают самые разные задачи, в области науки, искусства, экологии и медицины в том числе. В XXI веке речь идет не только о попытках предотвратить эпидемии и познавании пока еще малоизученных болезней, но и о методах альтернативной медицины. Перечень международных неправительственных организаций просто огромен, и каждое объединение индивидуально выбирает для себя подходящие цели и задачи. Например, организация Cochrane Collaboration с 1993 года занимается тем, что изучает различные методики и техники лечения, оценивая степень эффективности каждой из них. Это помогает людям по всему миру делать правильный выбор. На основе публикаций Cochrane Collaboration каждый может решить для себя, к какому медицинскому способу решения своей проблемы лучше прибегнуть.

Некоторые международные неправительственные организации настолько большие, что от них может образоваться целый ряд ответвлений, дочерних объединений. Для Cochrane Collaboration таким является Cochrane Fields. Они обращают свое внимание не только на изучение современных методик лечения различных болезней, но и рассматривают потребности людей разных возрастов в тех или иных процедурах. Оценке подвергается и качество оказываемых по всему миру медицинских услуг. По сути, это изучение мировой медицины, с точки зрения рыночного подхода, когда особое внимание уделяется количеству спроса и качеству предложения. Подобные исследования помогают человеку определиться, например, с клиникой, в которой он бы хотел пройти обследование, или сделать для себя определенные выводы о составе персонала конкретного учреждения.

Роль медицинских организаций

Международные неправительственные организации сегодня, как никогда, направлены на решение различных вопросов медицины. Существует более 45 различных объединений. Некоторые из них, подобно Cochrane Collaboration, проводят исследования, призванные помочь людям в чем-то личном. Другие борются за что-то общее. Это, например, Международная федерация по гинекологии и акушерству, Международная федерация стоматологов, Международное кардиологическое сообщество и другие. Огромное значение сегодня имеют исследования онкологических заболеваний. Это действительно сближает людей по всему миру, потому что, на каком бы языке они ни говорили и какого бы вероисповедания ни были, каждый становится одинаково беспомощным при попытке побороть малоизученное заболевание. О какой бы организации ни шла речь, любая из них в одинаковой степени направлена на улучшение качества жизни, медицинского обслуживания и не только. Многие из неправительственных объединений медицинского характера направлены на попытку помочь людям в безвыходной ситуации, дать им надежду.

Зачем нужны

Роль международных неправительственных организаций невозможно переоценить. В какой бы области они ни вели свою деятельность, неизменно каждый день она приносит свои положительные результаты. Улучшается законодательство, расширяются сферы взаимоотношений. Все это способствует тому, что люди из разных государств имеют возможность получать от жизни то, что им необходимо, а также отдавать то, чем они могут бескорыстно поделиться.

Значимость международных правительственных организаций и возможности их развития

Сил правительства и народа отдельно взятого государства уже давно недостаточно для того, чтобы решить какую-либо важную проблему. Дело не только в том, что один аппарат власти просто не способен с одинаковой долей эффективности участвовать в разрешении огромного количества вопросов. Просто международные организации, каждая из которых обладает своими задачами и целями, как правило, заинтересованы в конкретной сфере деятельности. Именно по этой причине они больше разбираются в вопросе, а значит, могут решить его куда быстрее. При этом примечателен тот факт, что степень заинтересованности в случае с подобными объединениями определяется не финансовыми показателями, а реальным желанием помочь людям.

Понять, почему необходимы именно международные организации, тоже не составляет труда. Все дело в том, что есть ряд вопросов, которые выходят за рамки интересов одной страны. Поэтому их решение требует межгосударственного сотрудничества. Это, например, достижение мира, забота об окружающей среде, общемировом бизнесе, изучение различных болезней и медицинских услуг. Со всеми этими задачами отлично справляются различные международные правительственные и неправительственные организации. Их деятельность не просто эффективна в современном обществе, она еще и способна сглаживать общемировые трения, тем самым препятствуя развитию конфликтов. Поэтому такие объединения активно финансируются многими государствами, заинтересованными в развитии человечества и его безопасности.

Тема 7. Международные неправительственные организации

Согласно Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1296 (ХГУ) от 23 мая 1968 г. международная неправительственная организация (МНПО) — это любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения. Согласно резолюции Экономического и социального совета (ЭКОСОС) 1996/31 от 25 июля 1996 г. МНПО являетсялюбая не­правительственная организация, учрежденная не на основе меж-правительственного договора и не преследующая своей целью из­лечение коммерческой прибыли. По мнению К. Кольяра (Франция), «организации, иногда сокращенно именуемые НПО, являют­ся по своей природе частными организациями, они объединяют ча­стных лиц, иногда даже государственных деятелей и общественные организации, но не государства».

Основными признаками МНПО являются:

а) отсутствие целей извлечения прибыли;

б) призна­ние, по крайней мере, одним государством или наличие консуль­тативного статуса при международных межправительственных ор­ганизациях;

Читайте также:
Как получить алименты с заключенного?

в) получение денежных средств более чем из одной страны;

г) осуществление деятельности, по крайней мере, в двух государствах;

д) создание на основе учредительного акта. В МНПО не могут входить в качестве членов субъекты междуна­родного права.

МНПО возникли в начале XIX в. В настоящее время их насчи­тывается более 8 тыс. Краткие сведения об этих организациях (как и о любой другой организации) можно почерпнуть в книге «Yearbook of International Organizations», издаваемой в Брюсселе Международной ассоциацией. Первыми МНПО в социально-по­литической области были в основном профессиональные, просве­тительские, религиозные, пацифистские.

МНПО играют активную роль во всех аспектах современных международных отношений. Более того, в ряде областей они явля­ются лидерами. В частности, Международный институт по гума­нитарному праву(создан в 1970 г.) проводит большую работу по применению норм и принципов международного гуманитарного права. Институт регулярно созывает семинары по изучению офи­церами законов и обычаев войны и норм, направленных на защи­ту беженцев.

Ассоциация международного права (создана в 1873 г.) коор­динирует исследования по актуальным проблемам международно­го публичного и международного частного права. Организация уделяет внимание исследованиям в области коллизионного права и права договоров.

Международная ассоциация по уголовному праву (создана в 1924 г.) разрабатывает принципы и руководства по применению конвенций по международному уголовному праву. Она разработа­ла рекомендации по модернизации национального законодатель­ства и развитию науки международного уголовного права, созыва­ет конференции и семинары в этой области.

Международный комитет Красного Креста (МККК), принци­пами деятельности которого являются гуманность, беспристраст­ность, нейтральность, независимость, добровольность, единство и универсальность, внес огромный вклад в разработку принципов и норм международного гуманитарного права.

При его активном участии разработаны:

Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1906 г.,

Гаагская кон­венция по применению к войне на море принципов Женевской конвенции о защите жертв войны 1949 г.,

два Дополнительных протокола к Женевским конвенциям 1949 г.

Среди многочислен­ных и трудных задач, отнесенных гуманитарными конвенциями к компетенции МККК, следует особо отметить право посещать все места, где содержатся военнопленные или интернированные гражданские лица, а также организацию Центрального справочно­го агентства по делам военнопленных для сбора информации о них. Статья 3, общая для четырех Женевских конвенций от 12 августа 1949 г., гласит: «Беспристрастная гуманитарная органи­зация, такая, как Международный комитет Красного Креста, мо­жет предложить свои услуги сторонам, находящимся в конфлик­те». Являясь нейтральным посредником в случае вооруженных конфликтов или беспорядков, МККК направляет свои усилия на обеспечение защиты жертвам международных и гражданских войн (см. главу XXII).

Многие МНПО активно сотрудничают с межправительствен­ными организациями. Основной формой такого сотрудничества является консультативный статус. Каждая межправительственная организация имеет свои правила предоставления консультативно­го статуса МНПО. Получение такого статуса не только означает признание полезной деятельности МНПО, но и в то же время отражает рост международного авторитета и влияния международ­ных неправительственных организаций на развитие современных международных отношений.

Согласно ст. 71 Устава ООН ЭКОСОС уполномочивается проводить надлежащие мероприятия для консультации с неправи­тельственными организациями, заинтересованными в вопросах, входящих в его компетенцию. Такие мероприятия могут быть со­гласованы с международными организациями, а в случае надобно­сти — с национальными организациями после консультации с за­интересованными членами ООН.

Отношения ООН с МНПО регламентируются резолюцией ЭКОСОС «Мероприятия по консультации с неправительственны­ми организациями», принятой в 1946 г. (в дальнейшем неодно­кратно пересматривались).

Консультативный статус при Совете предоставлен более 1500 МНПО. Они подразделяются на три категории:

к категории I от­носятся организации, связанные с большинством аспектов дея­тельности Совета;

к категории II относятся организации, обла­дающие особым опытом в конкретных областях;

к категории III относится обширный список организаций, оказывающих содейст­вие Совету, его вспомогательным органам и другим органам ООН по мере необходимости.

Резолюция ЭКОСОС 1996/31 от 25 июля 1996 г. устанавливает следующий основной принцип предоставления МНПО консульта­тивного статуса: консультативные отношения устанавливаются в соответствии с Уставом ООН с целью достижения справедливо­го, сбалансированного и подлинного вовлечения неправительст­венных организаций в ее работу. В этой резолюции изложена про­цедура приостановления действия консультативного статуса и ли­шения его. МНПО, которым предоставлен консультативный статус, могут направлять своих наблюдателей на открытие заседа­ния ЭКОСОС и его вспомогательных органов, а также представ­лять письменные заявления, касающиеся работы Совета. Они мо­гут также консультироваться с Секретариатом ООН по вопросам, представляющим взаимный интерес.

Специализированные учреждения ООН имеют свои правила предоставления консультативного статуса.

Например, Международная морская организация (ИМО) пре­доставляет консультативный статус тем МНПО, которые могут внести существенный вклад в работу ИМО. Кроме того, цели и функции этих организаций полностью гармонируют с функция­ми и принципами ИМО (Правила, касающиеся взаимоотношений с МНПО 1961 г.).

Любая МНПО, желающая сотрудничать с ВОЗ (в том числе путем предоставления консультативного статуса), должна соответ­ствовать следующим критериям:

а) МНПО занимается вопроса­ми, входящими в компетенцию ВОЗ;

б) цели и принципы МНПО не противоречат целям и принципам Устава ВОЗ;

в) МНПО при­знана в качестве постоянной организации;

г) МНПО имеет руко­водящий орган и уполномочена выступать от имени своих членов;

д) МНПО формально является международной по своей структу­ре и сфере деятельности;

е) она должна иметь своих членов, ко­торые вправе голосовать по вопросам, касающимся политики и деятельности такой организации (Правила, касающиеся взаимо­отношений с МНПО 1948 г.).

Читайте также:
Как затянуть развод или отказаться от него?

Международной неправительственной организацией, с кото­рой ЮНЕСКО может поддерживать отношения, считается любая международная организация с целями и функциями, неправитель­ственными по своему характеру, учрежденная не на основании межправительственного соглашения и отвечающая следующим ус­ловиям:

а) заниматься вопросами, входящими в компетенцию ЮНЕСКО, быть в состоянии и желать оказывать действенную по­мощь в осуществлении задач организации в соответствии с прин­ципами, содержащимися в Уставе ЮНЕСКО;

б) объединять зна­чительное число групп или отдельных лиц, заинтересованных в одном или нескольких видах деятельности, входящих в ведение ЮНЕСКО, и иметь постоянных членов в достаточно большом числе различных стран, с тем чтобы такая организация могла по мере своих возможностей выступать в качестве действительного представителя различных культурных районов мира; в) в случае когда дело идет об организации регионального характера с геогра­фической или культурной точки зрения, она должна иметь доста­точно большое число членов, чтобы быть в состоянии выступать в качестве действительного представителя всего данного района; г) иметь постоянный руководящий орган, созданный на между­народной основе, должным образом уполномоченных представи­телей и располагать рабочим аппаратом и процедурой, позволяю­щими ей поддерживать регулярную связь со своими членами в различных странах.

Отношения между ЮНЕСКО и МНПО могут быть отнесены к трем категориям:

категория А (консультативная и сотрудничаю­щая);

категория В (информационная и консультативная) и

кате­гория С (взаимная информация).

МНПО, отнесенные к этим ка­тегориям, имеют строго определенные права и обязанности (см. Директивы, касающиеся отношений ЮНЕСКО с МНПО1960 г.).

Характеристика международных неправительственных организаций

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность международных неправительственных организаций

Международные неправительственные организации (МНПО) — это объединения общественных национальных организаций, групп, союзов, отдельных граждан разных государств, созданные для содействия международному сотрудничеству в экономической, политической, научно-технической, культурной и иных сферах деятельности человека.

МНПО — это организации, функционирующие на международном, региональном, субрегиональном и национальном уровнях. Деятельность МНПО не зависит от правительственных указаний, тесно связана с широкими народными массами. Неправительственные организации создаются любыми негосударственными структурами. МНПО является любая международная организация, не учрежденная межправительственным соглашением.

К международным неправительственным организациям относятся: общества, ассоциации, союзы, фонды, клубы, лиги, комитеты, федерации, конференции, группы и т.д. Бюджеты международных неправительственных организаций складываются, как правило, из взносов национальных организаций, частных пожертвований, взносов отдельных физических лиц, реже — взносов правительств (Международная добровольная служба, Всемирная федерация глухих).

Характерные особенности международных неправительственных организаций:

  • отсутствие цели извлечения прибыли;
  • признание государством (или несколькими государствами), наличие консультативного статуса при международных неправительственных организациях;
  • получение финансирования более чем из одной страны.

МНПО имеют право заключать договора о найме персонала, выступать в судах, владеть недвижимым и движимым имуществом.

Не существует каких-либо специальных международно-правовых актов, регулирующих деятельность неправительственных организаций. Отдельные правовые отношения регулируются внутренним законодательством стран.

Готовые работы на аналогичную тему

Существует несколько критериев, которым должны соответствовать МНПО:

  • организация имеет некоммерческий характер и финансируется непосредственно самими членами или существует за счет добровольных взносов;
  • организация не должна пропагандировать или использовать насильственные методы, в качестве МНПО не признаются освободительные движения, восставшие или воюющие стороны, иные вооруженные группировки (даже если их деятельность с точки зрения международного права признается легитимной);
  • организация не может принимать участие в борьбе за власть (политические партии и движения, оппозиционные объединения).

Классификация международных неправительственных организаций

МНПО по своей природе являются частными организациями, они объединяют частных лиц (иногда — государственных деятелей). В доктрине международного права неправительственные организации подразделяются на организации с конкретным членством и организации с неопределенным членством. Большинство организаций по своему составу одинаковы: их члены — это национальные организации (отдельные лица), или и те, и другие (коллективное и индивидуальное членство).

  • объединяющие физических лиц;
  • объединяющие национальные неправительственные организации.

Отдельные неправительственные организации не имеют фиксированного членства. В разных странах функционируют только регистрационные центры данных организаций. В одной неправительственной организации может быть несколько категорий членства. Например, Международная организация социального обеспечения имеет полноправных, или действительных членов и ассоциированных, то есть с правом совещательного голоса.

МНПО можно классифицировать по разным признакам. По кругу участников межгосударственных организаций они подразделяются на универсальные, открытые для всех государств (ООН и ее специализированные учреждения), региональные, членами которых являются государства одного региона.

Международные неправительственные организации могут быть:

  • общей компетенции — их деятельность охватывает все сферы международных отношений (экономическую, политическую, культурную, социальную и др.);
  • специальной компетенции — ограничиваются сотрудничеством в одной области и подразделяться на экономические, политические, религиозные, научные и др.

По характеру полномочий МНПО классифицируют на межгосударственные и надгосударственные (наднациональные) организации. К межгосударственным организациям относятся большая часть международных организаций, основная цель которых — организация межгосударственного сотрудничества. Среди исследователей нет единого мнения о наднациональности межправительственных организаций. Их деятельность связан с гармонизацией интересов разных государств, координации их действий по решению разных международных проблем.

МНПО подразделяются на открытые, когда любое государство может стать членом этой организации и закрытые (прием в эти организации происходит по приглашению первоначальных учредителей).

Функции международных неправительственных организаций

Основная функция МНПО заключается в установлении связей между государствами и негосударственными сегментами. Неправительственные организации выступают в качестве неполитического образования и могут функционировать на национальном и международном уровнях. На установление доверия между неправительственными организациями и правительством значительное влияние оказывает тот факт, что большая часть неправительственных организаций проходят специальную национальную регистрацию учредительных актов, в которых заложены их задачи и цели.

Читайте также:
Неэтичная реклама: что это такое, описание и особенности

Роль МНПО в международных отношениях, их воздействие на деятельность межправительственных организаций, может проявляться в различных формах:

  • информационная — МНПО направляет общую и частную информацию межправительственным организациям и государствам о сфере своей деятельности, о правах человека;
  • правотворческая — участие в правотворческом процессе, разработка проектов соглашений, которые передаются на рассмотрение межправительственных организаций и государств; отдельные неправительственные организации занимаются неофициальной кодификацией международного права;
  • консультативная — консультации и советы лицам, организациям, группам лиц по их просьбе;
  • контрольная — обеспечение соблюдения норм международного права;
  • следственная — создание специальных следственных комиссий.

Международные неправительственные организации: их виды, особенности, категории и характеристика Текст научной статьи по специальности « Политологические науки»

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шагабиева Елена Мансуровна

В статье анализируется различие межправительственных и неправительственных организаций. Рассматривается видение этого вопроса с точки зрения его правовой основы , связанной с суверенитетом государств.I

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Шагабиева Елена Мансуровна

n the article the difference between intergovernmental and non-governmental organizations is analyzed. This issue is considered in the context of its legal platform connected with the principle of state sovereignty.

Текст научной работы на тему «Международные неправительственные организации: их виды, особенности, категории и характеристика»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ИХ ВИДЫ, ОСОБЕННОСТИ, КАТЕГОРИИ И ХАРАКТЕРИСТИКА

В статье анализируется различие межправительственных и неправительственных организаций. Рассматривается видение этого вопроса с точки зрения его правовой основы, связанной с суверенитетом государств.

In the article the difference between intergovernmental and non-governmental organizations is analyzed. This issue is considered in the context of its legal platform connected with the principle of state sovereignty.

международные неправительственные организации, межправительственное соглашение, региональный уровень, правовая основа; international non-governmental organizations, intergovernmental agreement, regional level, legal platform.

Активными участниками современных международных отношений выступают не только государства, но и международные организации, как межправительственные, так и неправительственные.

Международные неправительственные организации (МНПО) — это объединения национальных общественных организаций, союзов, групп и отдельных лиц из различных государств, созданные в целях содействия международному сотрудничеству в политической, экономической, культурной, научно-технической и других сферах деятельности человека; эти организации учреждены не на основании межправительственного соглашения и не ставят целью извлечение коммерческой прибыли.

В международно-правовых документах понятие «международные неправительственные организации» употребляется в отношении организаций, действующих на национальном, субрегиональном, региональном или международном уровнях. При этом определяющим в термине остается слово «неправительственная», которое является альтернативой понятию «правительственная» организация. Тем самым подчеркивается независимость этих организаций от правительств, а также их тесная связь с такими категориями, как широкие массы, власть народа.

Первые международные неправительственные организации стали появляться еще в XIX в., однако их численность существенно возросла только во второй половине XX в. По данным Союза международных ассоциаций, с 1875 по 1975 гг. в мире было создано более 35 тыс. МНПО1 — ассоциаций, обществ, фондов, союзов, комитетов, клуб, лиг, конференций, федераций, групп и т. д.

Различие между межправительственными и неправительственными организациями лежит в их правовой основе и связано с суверенитетом государств: межправительственные организации создаются субъектами международного права — суверенными государствами, а неправительственные организации создаются любыми другими структурами, кроме государств. Следует подчеркнуть, что в Уставе ООН не уточняется, на каком уровне функционируют неправительственные организации: на национальном, субрегиональном, региональном или международном. В нем речь идет о полномочии Экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС) проводить

1 Цыганков П.А. Политическая социология международных отношений. – М., 1994, с. 35.

консультации с неправительственными организациями, входящими в его компетенцию (ст. 71).

В соответствии с резолюцией ЭКОСОС № 288В(Х), принятой в 1950 г., термин «неправительственная» подразумевает «любую международную организацию, не учрежденную на основании межправительственного соглашения»1. Исследователи данной проблемы пытаются разработать критерии, по которым можно классифицировать международные организации. Так, по мнению Е. Кузнецовой, можно выделить несколько критериев, которым должны отвечать МНПО2. Во-первых, организация должна иметь некоммерческий характер и финансироваться самими членами или добровольными взносами. Даже организации, объединяющие представителей бизнеса, лоббирующих коммерческие интересы, признаются в качестве МНПО Советом Европы и ООН. Так, Международный морской форум нефтедобывающих компаний активно сотрудничает с ООН и Международной морской организацией в качестве МНПО.

Во-вторых, организация не должна использовать или пропагандировать насильственные методы. Соответственно, не признаются в качестве МНПО освободительные движения, воюющие или восставшие стороны и прочие вооруженные группировки, даже если их действия легитимны с точки зрения международного права, например Организация освобождения Палестины (ООП) или Народная организация Юго-Западной Африки (СВАПО).

В-третьих, организация не должна принимать участия в политике с целью борьбы за власть. Данный критерий исключает из круга МНПО всевозможные политические партии и оппозиционные объединения политических партий, такие как Либеральный интернационал, Социалистический интернационал, Международный союз демократов и др. К. Кольяр считает, что МНПО по своей природе являются частными организациями, т.к. объединяют частных лиц, иногда

1 Абашидзе А.Х., Урсин Д. А. Неправительственные организации: международно-правовые аспекты. — М., 2002, с. 21.

Читайте также:
Ребус сик стантибус: что это значит

2 Кузнецова Е.В. Эволюция консультативного статуса международных неправительственных

организаций при Экономическом и социальном совете ООН // Белорусский журнал международного права и международных отношений, 2004, № 3, с. 34.

даже государственных деятелей, но не государства3.

По мнению профессора А.И. Камынина, МНПО — это форма осуществляемого на постоянной основе многостороннего международного сотрудничества общественности в различных сферах деятельности.

В доктрине международного права делается различие между неправительственными организациями, имеющими конкретных членов, и неправительственными организациями с неопределенным членством. Большинство неправительственных организаций одинаковы по составу: их членами являются национальные организации или отдельные лица, или те и другие (так называемое коллективное и индивидуальное членство).

Учитывая все это, МНПО условно делят на два типа: объединяющие физических лиц и объединяющие национальные неправительственные организации. Однако встречаются и иные типы членства. Так, например, членство Межпарламентского союза настолько необычно, что принято считать его международной ассоциацией полуофициального характера. Членами этой организации являются национальные парламентские группы, состоящие из добровольно объединившихся членов парламентов этих государств. Представители парламентских групп, участвующие в работе союза, выступают от себя лично, а не от имени национальной группы или парламента.

Некоторые неправительственные организации не имеют фиксированного членства; существуют лишь регистрационные центры этих организаций в различных странах. Нередко в одной и той же неправительственной организации встречается членство нескольких категорий. Международная ассоциация социального обеспечения имеет, например, действительных (полноправных) и ассоциированных (с правом совещательного голоса) членов.

Бюджеты неправительственных организаций, как правило, складываются из взносов национальных организаций, отдельных лиц, частных пожертвований, фондов, а иногда и взносов правительств (например, Всемирная федерация глухих, Международная добровольная служба).

3 Кольяр К. Международные организации. — М., 1978, с. 472.

Каких-либо специальных международноправовых актов, регулирующих деятельность МНПО, не существует. Некоторые правовые отношения МНПО регулируются внутренним законодательством отдельных стран, и чаще всего по аналогии с правовым положением национальных неправительственных организаций.

Характеризуя правовую природу МНПО, следует отметить, что в российской доктрине международного права преобладает мнение о том, что они не являются субъектами международного права, однако вполне могут выступать в качестве субъектов международно-правовых отношений1. Учитывая практический вклад неправительственных организаций в развитие современных международных отношений, некоторые ученые признают за ними международную правосубъект-ность2.

Главная функция международных неправительственных организаций заключается в установлении связей между государствами и негосударственными сегментами. В этом случае неправительственные организации выступают как бы в качестве неполитического образования и способны действовать в таком качестве как на национальном, так и на международном уровне. Такая возможность основывается на возрастающем доверии. Одним из факторов, способствующих установлению доверия между правительствами и неправительственными организациями, является то, что многие неправительственные организации проходят национальную регистрацию своих учредительных актов, в которых изложены их цели и задачи. Влияние МНПО на деятельность межправительственных организаций, их роль в международных отношениях проявляются в различных формах. Вот некоторые из них.

• Информационная. МНПО регулярно направляют общую и частную информацию государствам и межправительственным организациям и их органам в сфере

1 Николаева Э.Н. Международно-правовые проблемы международных неправительственных организаций. — М., 2001, с. 20.

2 Малкина И.Б. Международные неправительственные организации в современном международном праве. — М., 2001, с. 8.

своей деятельности. Они также распространяют информацию, полученную от межправительственных организаций. Особо важную роль играют МНПО в распространении знаний о правах человека.

• Консультативная. МНПО дают советы и консультации организациям, лицам, группам лиц по их просьбе.

• Правотворческая. МНПО традиционно участвуют в правотворческом процессе, влияя на позицию государств, разрабатывая проекты соглашений. Такие проекты зачастую передаются на рассмотрение государств и межправительственных организаций. Некоторые МНПО специально занимаются неофициальной кодификацией международного права.

• Контрольная. Все больше возрастает роль МНПО в обеспечении соблюдения норм международного права и соответствующего контроля.

• Следственная. МНПО неоднократно создавали специальные следственные комиссии. Так, по инициативе Международной ассоциации юристов-де-мократов были созданы Международная комиссия по расследованию преступлений США в Индокитае (1970 г.), Международная комиссия по расследованию преступлений Израиля на оккупированных арабских территориях. В последние годы ряд МНПО, например Международная амнистия, создавали специальные следственные комиссии для расследования положения с правами человека в Чили, Руанде, Гаити.

Характерными особенностями МНПО являются: отсутствие целей извлечения прибыли; признание, по крайней мере, одним государством или наличие консультативного статуса при международных межправительственных организациях; получение денежных средств более чем из одной страны. МНПО могут заключать договоры о найме персонала, владеть движимым и недвижимым имуществом, выступать в судах и арбитражных судах.

Подводя итог, следует отметить, что международные неправительственные организации занимают особое место в системе международных отношений и играют в них значительную роль.

Международные межправительственные организации

Международные организации — постоянные объединения межправительственного или неправительственного характера, созданные на основе международных соглашений в целях содействия решению оговоренных в соглашениях международных проблем.

Термин «международные организации» как правило, применяют для обозначения как международных межправительственных (межгосударственных) организаций, так и международных неправительственных организаций. Однако эти организации имеют различную юридическую природу.

Международные межправительственные (межгосударственные) организации — постоянные объединения государств, созданные на основе международного договора в целях содействия решению оговоренных в договоре международных проблем.

Международные неправительственные организации — постоянные объединения национальных союзов, ассоциаций, обществ неправительственного характера для достижения общих целей в области здравоохранения, культуры, образования, науки и техники, благотворительности и т.п. Для признания за организацией статуса международной неправительственной организации она должна соответствовать следующим требованиям:

Читайте также:
Как лучше составить договор?

Содержание

Классификация международных организаций

Классификация по кругу участников

  • универсальные (то есть для всех государств; напр. — ООН)
  • региональные (членами которых могут быть государства одного региона; напр. — Организация африканского единства, Организация американских государств)
  • межрегиональные

Классификация по характеру полномочий

  • межгосударственные — не ограничивающие суверенитет государства
  • надгосударственные (наднациональные) — частично ограничивающие суверенитет государства: вступая в подобные организации, государства-члены добровольно передают часть своих полномочий международной организации в лице её органов.

Классификация по выполняемым функциям

  • нормотворческие
  • консультативные
  • посреднические
  • операционные
  • информационные

Классификация по порядку приёма новых членов

  • открытые (любое государство может стать членом по своему усмотрению)
  • закрытые (прием с согласия первоначальных учредителей)

Классификация по компетенции (сфере деятельности)

  • общей компетенции (напр. — ООН)
  • специальной компетенции (политические, экономические, кредитно-финансовые, по вопросам торговли, здравоохранения; напр. — Всемирный почтовый союз)

Международные параорганизации (клубы) (напр. – “Большая восьмерка”)

  • Международные параорганизации (или клубы), часто играя значительную роль в международных отношениях, не могут быть включены в классификацию международных институтов, так как не имеют официального статуса – не имеют устава, штаб-квартиры и прочего.

Список международных организаций

Крупнейшие международные организации:

  • ООН — (UN, United Nations)
    • ВОИС — Всемирная организация интеллектуальной собственности.
    • МАГАТЭ — Международное агентство по атомной энергии.
    • ЮНЕСКО — Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры.
    • Международная почтовая организация
  • ВТО — (WTO, World Trade Organization)
  • Интерпол — (Interpol)

Другие международно-региональные организации:

  • Андское сообщество — Andean Community
  • АСЕАН — Ассоциация стран Юго-Восточной Азии — ASEAN
  • АСЕМ — Форум «Азия — Европа»
  • АТПФ — Азиатско-Тихоокеанский парламентский форум
  • Африканский союз (бывш ОАЕ) — African Union
  • Всемирная исламская лига
  • ГУАМ
  • Европейская ассоциация свободной торговли — EFTA
  • Европейский союз — European Union
  • КАРИКОМ — CARICOM
  • ЛАГ — Лига арабских государств
  • Лига наций
  • Франкофония
  • ФАИ
  • Меркосур — исп.Merkosur , порт. Mercosul
  • НАТО — Организация Североатлантического договора — NATO
  • НАФТА — Североамериканская зона свободной торговли — NAFTA
  • INOBI — Международная организация по предпринимательству и инвестициям — INOBI
  • ИНМАРСАТ — Международная организация морской спутниковой связи
  • ОБСЕ — Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
  • Организация Восточно-карибских государств — англ.Organisation of Eastern Caribbean States (OECS)
  • ОПЕК — Организация стран-производителей и экспортеров нефти — OPEC
  • Организация исламская конференция
  • СААРК — Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии — SAARC
  • САМ — Союз арабского Магриба
  • Северный совет
  • СНГ — Содружество независимых государств англ.Commonwealth of Indenpendent States
  • ОВД — Организация Варшавского Договора
  • СЭВ — Совет Экономической Взаимопомощи
  • Коминтерн — Третий Коммунистический Интернационал
  • Содружество наций (Британское Содружество)
  • Союз православных государств
  • ССАГПЗ — Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива англ.Gulf Cooperation Council (GCC)
  • Тихоокеанский союз — Pacific Union
  • ФИДИК — Международная Федерация Инженеров-Консультантов (строительство)
  • Центральноамериканский парламент — Central American Parliament
  • Международное Общество Авиационной Электросвязи — SITA Société Internationale de Télécommunications Aéronautiques
  • ШОС — Шанхайская организация сотрудничества
  • Южноамериканское сообщество наций — англ.The South American Community of Nations (CSN)

См. также

  • Торговый блок
  • Военный блок
  • Список международных финансовых организаций

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Международные даты и периоды ООН
  • Международные олимпиады школьников

Полезное

Смотреть что такое “Международные межправительственные организации” в других словарях:

Международные межправительственные организации — (англ. international intergov ernment organizations) обладающие самостоятельной правосубъектностью объединения государств, создаваемые на основе многосторонних международных договоров или иных учредительных актов в соответствии с … Энциклопедия права

Международные межправительственные организации — (англ. international intergov ernment organizations) обладающие самостоятельной правосубъектностью объединения государств, создаваемые на основе многосторонних международных договоров или иных учредительных актов в соответствии с международным… … Большой юридический словарь

МЕЖДУНАРОДНЫЕ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ — (ММО) добровольные объединения суверенных государств или международных, организаций, созданные в соответствии с международным правом на основе межгосударственного договора или резолюции ММО общей компетенции для координации деятельности… … Энциклопедия юриста

Международные авиационные организации — транспортные делятся на межправительственные (ММАО) и неправительственные (МНАО). ММАО создаются государствами на основе международных договоров, которые определяют цели и задачи организаций, членство в них, права и обязанности их участников,… … Энциклопедия техники

международные авиационные организации — транспортные — делятся на межправительственные (ММАО) и неправительственные (МНАО). ММАО создаются государствами на основе международных договоров, которые определяют цели и задачи организаций, членство в них, права и обязанности их… … Энциклопедия «Авиация»

международные авиационные организации — транспортные — делятся на межправительственные (ММАО) и неправительственные (МНАО). ММАО создаются государствами на основе международных договоров, которые определяют цели и задачи организаций, членство в них, права и обязанности их… … Энциклопедия «Авиация»

Международные организации — (англ. international organizations) важнейшая форма многостороннего сотрудничества между государствами, добровольные постоянные объединения правительственного или неправительственного характера, образуемые на основе учредительного акта для… … Энциклопедия права

международные организации — постоянные объединения межправительственного и неправительственного характера, созданные на основе международных соглашений (устава, статута или иного учредительного документа). Характерными для М.о. являются: наличие учредительного документа,… … Большой юридический словарь

Читайте также:
Могут ли у нас отобрать участок земли рядом с нашим двором?

Международные организации — объединения межгосударственного или негосударственного характера, созданные на основе соглашений для достижения определённых целей. Не каждая международная организация имеет свой устав (например, ООН уставом обладает, а ОБСЕ, в силу специфики… … Википедия

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ — международные отношения, урегулированные нормами международного права. Их участниками являются носители субъективных прав и обязанностей: государства, народы или нации, борющиеся за свое самоопределение; межправительственные организации.… … Энциклопедический словарь экономики и права

Роль международных межправительственных организаций в современных международных отношениях

Вы будете перенаправлены на Автор24

Международные межправительственные организации

Международные межправительственные организации – это объединения суверенных государств, создаваемые ради достижения общих целей в культурной, научно-технической, экономической, политической и социальной областях согласно нормам международного права с опорой на многостороннее сотрудничество и международные договора.

Иначе международные межправительственные организации принято называть «публичными». Некоторые из них представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Некоторые международные межправительственные организации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В современном мире международные межправительственные организации поддаются определённой классификации по различным основаниям, будь то различия в их:

  • статусе,
  • структуре,
  • функциях,
  • задачах,
  • правилах членства,
  • рабочих языках,
  • финансировании.

Так или иначе, все они носят межгосударственный характер. Создаются они в соответствии с учредительным документом (договор или соглашение), наделяющим их собственными полномочиями относительно принятия решений. Полномочия таких организаций в сфере принятия решений существенно отличаются от полномочий государств-участников. Помимо прочего, в рамках учредительных документов определяются общая юрисдикция международных межправительственных организаций, устанавливается их постоянная организационная структура, а также предоставляются средства достижения общей цели и решения конкретных задач в международном масштабе.

Международные межправительственные организации имеют статус юридического лица и могут заключать соглашения с другими организациями, иметь в собственности или на праве хозяйственного ведения движимое и недвижимое имущество, защищать свои права и урегулировать споры в судебном порядке, а также претендовать на особые привилегии (например, на освобождение от налогов).

Готовые работы на аналогичную тему

Полномочия, которыми наделяются те или иные международные межправительственные организации могут быть более или менее широкими. Как правило, основными функциями таких организаций выступают сотрудничество и интеграция. Ключевой целью функционирования международных межправительственных организаций в рамках современных международных отношений считается согласование различных политических позиций стран-участников. Интеграция, основанная на выработке общей политической стратегии, при этом отходит на второй план.

Ключевыми методами координации системы международных отношений, используемыми международными межправительственными организациями, выступают соответствующие стандарты и контроль за их соблюдением.

Организационная структура международных межправительственных организаций

Международные межправительственные организации создаются на основе заключения договоров между странами. В большинстве случаев они имеют однотипные организационные структуры. Большая часть из них включает в себя:

  • секретариат;
  • генеральную ассамблею;
  • различного рода советы, комиссии и иные коллегиальные органы, которые могут заседать как на постоянной основе, так и созываться для решения конкретных вопросов;
  • судебные органы;
  • посреднические агентства;
  • региональные отделения.

С позиции иерархии органы управления международных межправительственных организаций условно подразделяются на основные и вспомогательные. Основные органы управления создаются на основе устава. Они осуществляют руководство определенными видами деятельности международной межправительственной организации и участвуют в принятии решений. В ведение вспомогательных органов управления отдано выполнение конкретных задач, имеющих постоянный либо временный характер. Как правило, их создают и упраздняют по мере необходимости.

Членами международных межправительственных организаций выступают государства в лице своих представителей. Как правило, это национальные правительства. Страны-участники, входящие в состав международных межправительственных организаций, могут иметь различные статусы, будь то государство-учредитель или страна, присоединившаяся к учредительному договору. Права и обязанности у государств, имеющих разный статус в международной межправительственной организации, чаще всего одинаковы.

Новые государства могут быть приняты в международную межправительственную организацию по решению ее членов. Решения о приеме новых членов должны быть приняты единогласно либо большинством голосов. Некоторые международные межправительственные организации, в принципе, открыты для всех государств мира, которые готовы признать их устав и выполнять обязательства по отношению к организации. К числу таких организация могут быть отнесены, например, Всемирная организация здравоохранения или Организация Объединенных Наций.

История развития международных межправительственных организаций и их место в системе международных отношений

Исторически зарождение международных ассоциаций уходит своими корнями еще в V-VI вв. Однако, лишь с формированием современных национальных государств, после заключения в 1648 году Вестфальского мира, начали устраиваться первые дипломатические конференции. Действительно развиваться межправительственная система начала после наполеоновских войн. XIX век был охарактеризован как эпоха многосторонних договоров, а в ХХ веке в Гааге были провозглашены принципы равенства и универсальности, которые, в конце концов, привели к созданию Лиги Наций.

Сегодня число международных межправительственных организаций все растет, а их вклад в эволюцию глобальных отношения становится все более ощутимым. В условиях непрерывного усиления глобализационных проблем в мире, роста политической нестабильности и угроз вооруженных конфликтов страны все чаще ищут новые формы международного управления. Ежедневно в рамках функционирования международных межправительственных организаций проводятся различные конференции по вопросам общемировой важности, подписываются новые соглашения, реализуются мероприятия, выходящие за рамки национальных границ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: