Международный коммерческий арбитраж: что это значит

Международный коммерческий арбитраж: что это значит

О международном коммерческом арбитраже

(с изменениями на 25 декабря 2018 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 409-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.12.2015, N 0001201512290087) (вступил в силу с 1 сентября 2016 года);

Федеральным законом от 25 декабря 2018 года N 485-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.12.2018, N 0001201812250104).

исходит из признания важности арбитража (третейского разбирательства) как широко применяемого метода разрешения споров, в том числе возникающих в сфере международной торговли, и необходимости комплексного единообразного урегулирования в законодательном порядке вопросов арбитража;

учитывает положения об арбитраже, содержащиеся в международных договорах Российской Федерации, а также в Типовом законе “О международном торговом арбитраже”, принятом в 1985 году Комиссией ООН по праву международной торговли ЮНСИТРАЛ, с изменениями, принятыми в 2006 году.

(Преамбула в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 409-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

Раздел I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера применения

1. Настоящий Закон применяется к международному коммерческому арбитражу, если место арбитража находится на территории Российской Федерации. Однако положения, предусмотренные статьями 8, 9, 35 и 36, применяются и в тех случаях, когда место арбитража находится за границей.

2. Не урегулированные настоящим Законом вопросы, связанные с созданием и деятельностью на территории Российской Федерации постоянно действующих арбитражных учреждений, администрирующих международный коммерческий арбитраж, хранением материалов дел и внесением изменений в юридически значимые реестры в Российской Федерации на основании решений третейских судов (арбитражных решений), соотношением процедуры медиации и арбитража, а также с требованиями к арбитрам (третейским судьям) и ответственностью арбитров и постоянно действующих арбитражных учреждений в рамках международного коммерческого арбитража в случаях, если место арбитража находится на территории Российской Федерации, регулируются в соответствии с Федеральным законом “Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации”.

3. В международный коммерческий арбитраж по соглашению сторон могут передаваться споры сторон, возникающие из гражданско-правовых отношений, при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной стороны находится за границей либо если любое место, где должна быть исполнена значительная часть обязательств, вытекающих из отношений сторон, или место, с которым наиболее тесно связан предмет спора, находится за границей, а также споры, возникшие в связи с осуществлением иностранных инвестиций на территории Российской Федерации или российских инвестиций за границей.

1) если сторона имеет более одного коммерческого предприятия, коммерческим предприятием считается то, которое имеет наибольшее отношение к арбитражному соглашению;

2) если сторона не имеет коммерческого предприятия, принимается во внимание ее постоянное местожительство.

5. В случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации и федеральным законом, в международный коммерческий арбитраж могут передаваться не охватываемые настоящей статьей споры с участием иностранного инвестора в связи с осуществлением иностранных инвестиций на территории Российской Федерации или российских инвестиций за границей.

6. Федеральными законами могут устанавливаться ограничения на передачу отдельных категорий споров в арбитраж или может предусматриваться передача споров в арбитраж только в соответствии с иными положениями, чем те, которые содержатся в настоящем Законе.

(Статья в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 409-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

Статья 2. Определение терминов и правила толкования

Для целей настоящего Закона:

“арбитраж” означает процесс разрешения спора третейским судом и принятия решения третейским судом (третейское разбирательство) независимо от того, администрируется ли он постоянно действующим арбитражным учреждением, включая без ограничения Международный коммерческий арбитражный суд и Морскую арбитражную комиссию при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (приложения I и II к настоящему Закону), или нет;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 409-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

“третейский суд” означает единоличного арбитра или коллегию арбитров (третейских судей);

“суд” означает соответствующий орган судебной системы государства;

“компетентный суд” означает суд Российской Федерации, определенный в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации;

Абзацы пятый – седьмой предыдущей редакции с 1 сентября 2016 года считаются соответственно абзацами шестым – восьмым настоящей редакции – Федеральный закон от 29 декабря 2015 года N 409-ФЗ.

когда какое-либо положение настоящего Закона, за исключением статьи 28, предоставляет сторонам возможность принимать решения по определенному вопросу, стороны могут поручить принятие такого решения какому-либо третьему лицу, включая постоянно действующее арбитражное учреждение;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 409-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

если в каком-либо положении настоящего Закона имеется ссылка на то, что стороны согласились либо что они могут согласиться, или в любой другой форме имеется ссылка на соглашение сторон, это соглашение включает любые правила арбитража, указанные в этом соглашении;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 409-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

когда в каком-либо положении настоящего Закона, исключая абзац первый статьи 25 и пункт 2 статьи 32, имеется ссылка на иск, оно применяется также к встречному иску, а когда в нем имеется ссылка на возражение, оно применяется к возражению на такой встречный иск.

Статья 3. Получение письменных сообщений

1. Если стороны не договорились об ином:

любое письменное сообщение считается полученным, если оно доставлено адресату лично или на его коммерческое предприятие, по его постоянному местожительству или почтовому адресу; когда таковые не могут быть установлены путем разумного наведения справок, письменное сообщение считается полученным, если оно направлено по последнему известному местонахождению коммерческого предприятия, постоянному местожительству или почтовому адресу адресата заказным письмом или любым иным образом, предусматривающим регистрацию попытки доставки этого сообщения;

сообщение считается полученным в день такой доставки (фиксации попытки доставки).

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 409-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

2. Положения настоящей статьи не применяются к сообщениям в ходе производства в судах.

Статья 4. Отказ от права на возражение

Если сторона, которая знает о том, что какое-либо положение настоящего Закона, от которого стороны могут отступать, или какое-либо требование, предусмотренное арбитражным соглашением, не были соблюдены, и тем не менее продолжает участвовать в арбитражном разбирательстве, не заявив возражений против такого несоблюдения без неоправданной задержки, а если для этой цели предусмотрен какой-либо срок, то в течение такого срока она считается отказавшейся от своего права на возражение.

Читайте также:
Как развестись, если заявления на развод подали в другом городе

Статья 5. Пределы вмешательства суда

По вопросам, регулируемым настоящим Законом, никакое судебное вмешательство не должно иметь места, кроме как в случаях, когда оно предусмотрено в настоящем Законе.

Статья 6. Органы для выполнения определенных функций содействия и контроля в отношении арбитража

Функции, указанные в пунктах 3 и 4 статьи 11, пункте 3 статьи 13, статье 14, пункте 3 статьи 16 и пункте 2 статьи 34, выполняются компетентным судом, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

(Статья в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 409-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

Раздел II
АРБИТРАЖНОЕ СОГЛАШЕНИЕ

Статья 7. Определение, форма и толкование арбитражного соглашения

1. Арбитражное соглашение – это соглашение сторон о передаче в арбитраж всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с каким-либо конкретным правоотношением или его частью независимо от того, носило такое правоотношение договорный характер или нет. Арбитражное соглашение может быть заключено в виде арбитражной оговорки в договоре или в виде отдельного соглашения.

2. Арбитражное соглашение заключается в письменной форме.

3. Положение, предусмотренное пунктом 2 настоящей статьи, считается соблюденным, если арбитражное соглашение заключено в форме, позволяющей обеспечить фиксацию содержащейся в нем информации или доступность такой информации для последующего использования.

4. Арбитражное соглашение считается заключенным в письменной форме в виде электронного сообщения, если содержащаяся в нем информация является доступной для последующего использования и если арбитражное соглашение заключено в соответствии с требованиями закона, предусмотренными для договора, заключаемого путем обмена документами посредством электронной связи.

5. Арбитражное соглашение считается заключенным в письменной форме, если оно заключается путем обмена исковым заявлением и отзывом на исковое заявление, в которых одна сторона заявляет о наличии соглашения, а другая против этого не возражает.

6. Ссылка в договоре на документ, содержащий арбитражную оговорку, представляет собой арбитражное соглашение, заключенное в письменной форме, при условии, что указанная ссылка позволяет считать такую оговорку частью договора.

7. Арбитражное соглашение может быть заключено путем его включения в правила организованных торгов или правила клиринга, которые зарегистрированы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такое арбитражное соглашение является арбитражным соглашением участников организованных торгов, сторон договора, заключенного на организованных торгах в соответствии с правилами организованных торгов, или участников клиринга.

8. Арбитражное соглашение о передаче в арбитраж всех или части корпоративных споров участников созданного в Российской Федерации юридического лица и самого юридического лица, для разбирательства которых применяются правила разбирательства корпоративных споров в соответствии с Федеральным законом “Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации”, может быть заключено путем включения его в устав юридического лица. Устав, содержащий такое арбитражное соглашение, а также изменения в устав, предусматривающие такое арбитражное соглашение и изменения в него, принимаются высшим органом управления (собранием участников) юридического лица единогласно всеми участниками этого юридического лица, если иной порядок не предусмотрен законодательством Российской Федерации. Арбитражное соглашение, заключенное в порядке, установленном настоящим пунктом, распространяется на споры участников юридического лица и самого юридического лица, в которых участвует другое лицо, только если это другое лицо прямо выразило свою волю на обязательность для него указанного арбитражного соглашения. Арбитражное соглашение не может быть заключено путем включения его в устав акционерного общества с числом акционеров – владельцев голосующих акций одна тысяча и более, а также в устав публичного акционерного общества, за исключением устава международной компании, если он предусматривает применение к международной компании норм иностранного права, а также правил иностранных бирж.

9. При толковании арбитражного соглашения любые сомнения должны толковаться в пользу его действительности и исполнимости.

10. Если стороны не договорились об ином, арбитражное соглашение по спору, возникающему из договора или в связи с ним, распространяется на любые сделки между сторонами третейского соглашения, направленные на исполнение, изменение или расторжение указанного договора.

11. При перемене лица в обязательстве, в отношении которого заключено арбитражное соглашение, арбитражное соглашение действует в отношении как первоначального, так и нового кредитора, а равно как первоначального, так и нового должника.

12. Арбитражное соглашение, содержащееся в договоре, распространяется также на любые споры, связанные с заключением такого договора, его вступлением в силу, изменением, прекращением, действительностью, в том числе и с возвратом сторонами исполненного по договору, признанному недействительным или незаключенным, если иное не следует из самого арбитражного соглашения.

13. Правила арбитража, на которые ссылается арбитражное соглашение, рассматриваются в качестве неотъемлемой части арбитражного соглашения. Условия, которые в соответствии с настоящим Законом могут быть определены только прямым соглашением сторон, не рассматриваются в качестве неотъемлемой части арбитражного соглашения, если они включены в правила арбитража, но в отношении их отсутствует прямое соглашение сторон.

(Статья в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 409-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

Статья 8. Арбитражное соглашение и предъявление иска по существу спора в суде

1. Суд, в который подан иск по вопросу, являющемуся предметом арбитражного соглашения, должен, если любая из сторон попросит об этом не позднее представления своего первого заявления по существу спора, прекратить производство и направить стороны в арбитраж, если не найдет, что это соглашение недействительно, утратило силу или не может быть исполнено.

2. В случае предъявления иска, указанного в пункте 1 настоящей статьи, арбитражное разбирательство может быть тем не менее начато или продолжено и арбитражное решение вынесено, пока пререкания о подсудности ожидают разрешения в суде.

Статья 9. Арбитражное соглашение и обеспечительные меры суда

Обращение стороны в суд до или во время арбитражного разбирательства с просьбой о принятии мер по обеспечению иска и вынесение судом определения о принятии таких мер не являются несовместимыми с арбитражным соглашением.

Раздел III
СОСТАВ ТРЕТЕЙСКОГО СУДА

Статья 10. Число арбитров

1. Стороны могут по своему усмотрению определять число арбитров, при этом, если иное не указано в законе, число арбитров должно быть нечетным.

Читайте также:
Как вернуть деньги, уплаченные риелторам за услуги?

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 409-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

2. Если стороны не определят этого числа, то назначаются три арбитра.

Статья 11. Назначение арбитров

1. Ни одно лицо не может быть лишено права выступать в качестве арбитра по причине его гражданства, если стороны не договорились об ином. Стороны вправе договориться о дополнительных требованиях, предъявляемых к арбитрам, включая требования к их квалификации, или о разрешении спора конкретным арбитром или конкретными арбитрами.

2. Стороны могут по своему усмотрению согласовать процедуру избрания (назначения) арбитра или арбитров при условии соблюдения положений пунктов 4 и 5 настоящей статьи.

3. В отсутствие соглашения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи:

Международный коммерческий арбитраж: правовая природа, понятие, виды

Что такое международный коммерческий арбитраж?

Под международным коммерческим арбитражем (МКА) понимается специфический механизм работы с международными коммерческими спорами.

В качестве стороны спора может выступать государство, но, важно ответить, что спор по своей структуре имеет частноправовой окрас, в качестве второй стороны всегда должно выступать лицо частного права. Так в виде предмета арбитражного разбирательства могут выступать любые споры имущественной направленности. В ситуациях, когда одна сторона арбитражного соглашения – государство, государственная компания или подведомственная государству компания, то для этих сторон недопустимо делать отсылки на свой закон для того, чтобы оспорить подведомственность спора арбитражу или своих способностей участвовать в арбитражном процессе как сторона.

В качестве третейского суда выступает такой вид суда, который был избран на основании воли сторон для того, чтобы разрешить спор между ними. Рассмотрение спора осуществляется независимым арбитром, которого избрали стороны, основываясь на его профессиональных качествах для того, чтобы вынести окончательное и обязательное для сторон решение. Для МКА свойственно изымать споры относительно толкования и выполнения контрактов коммерческого характера из компетенции национального суда общей и специальной юрисдикции. Самый важный аспект юридического характера арбитража – это его негосударственная направленность.

Под арбитражем понимается третейский суд, в компетенции которого находится рассмотрение споров исключительно в ситуациях наличия арбитражного соглашения сторон, иными словами, в ситуациях, где присутствует явно выраженное согласие субъектов спора.

В качестве суда выступает орган государственной судебной системы, который наделен компетенцией из-за прямого указания национального права, а не из-за частного соглашения.

Важно видеть разницу между третейским разбирательством в МКА и третейским разбирательством споров между странами, которое базируется на нормах международного публичного права особыми международными судебными органами. Также важно видеть разницу между международным коммерческим арбитражем, рассматривающим вопросы права, и специальным арбитражем по техническим вопросам, который имеет значение экспертизы и выступает в качестве предпосылки для передачи дела на рассмотрение в третейский суд.

Важно знать, что третейский суд по вопросам права и технический арбитраж не являются тождественными понятиями.

Специфическая особенность МКА заключается в его характере третейского суда, иными словами, суда, который формируется на базе автономии воли сторон и имеет негосударственный окрас. МКА и третейский суд можно воспринимать как синонимы. Когда мы говорим о третейском суде, мы подчеркиваем негосударственный характер МКА.

В России понятие «третейский суд» в большинстве случаев означает третейский суд, который находится в рамках территории России. Обычно МКА с местом проведения разбирательства заграницей называют иностранным арбитражем. Существует множество норм АПК РФ, которые совершенно однозначно проводят границу между третейским судом и иностранным арбитражем.

Для термина «МКА», также как для терминов «МЧП» и «МГП» свойственно иметь условный характер. Когда мы используем слово «международный», то мы подразумеваем то, что в деле есть юридическая связь с иностранным правопорядком, и его можно определить по характеру к рассматриваемому спору, то есть оно появляется из международной коммерческой сделки. Учреждение МКА происходит на основании национального права. Его работа выступает в качестве деятельности национальных правоприменительных органов и основывается на нормах национального законодательства.

МКА является особым специфическим явлением правовой реальности смешанной материально-процессуальной природы. МКА выступает в качестве самостоятельного направления в структуре МЧП. В тоже время МКА имеет особую связь с МГП.

Под МГП понимается процесс рассмотрения гражданско-правового спора, который имеет отношение к иностранному правопорядку, в государственном правоприменительном органе.

МКА же выступает в качестве процесса рассмотрения конкретных категорий гражданско-правовых споров в негосударственном третейском суде. Контроль за тем, как исполняются решения МКА, лежит в области деятельности государственного судебного органа.

Помимо МКА ряд международных коммерческих споров вправе рассмотреть:

  • в структуре особых государственных судов;
  • в национальном третейском суде;
  • в национальном государственном суде общей юрисдикции.

Главная разница рассмотрения споров МКА от всего ряда других методов заключается в том, ключевая роль создания МКА – рассмотрение споров в международных коммерческих отношениях. Это обуславливает максимальную компетенцию МКА в данных вопросах.

Преимущества международного коммерческого арбитража

Среди преимуществ МКА можно отметить:

  • при обращении в МКА для сторон допустимо не следовать национальному порядку, который строго регламентирован, относительно юрисдикции конкретного правоприменительного органа, применяемого права и процедур рассмотрения спора;
  • для процедур арбитражных разбирательств свойственно иметь простой характер, на нее не влияют многочисленные процедурные нормы, которые регламентируют судебные процедуры. Как правило, в МКА разбирательства проходят относительно быстро;
  • МКА в определенной мере не имеет высокой стоимости. Во многих странах расходы, связанные с ведением дела, достаточно высокие;
  • споры в МКА рассматриваются в закрытом заседании. Это в свою очередь дает гарантии соблюдения коммерческих тайн. Для арбитра важно оставить сохранной тайну данных относительно рассмотренного спора;
  • арбитраж является демократическим институтом. Для сторон допустимо оказывать влияние на всех уровнях арбитражного разбирательства. Важно отметить, что согласие сторон является обязательным условием обращения в МКА. Для сторон допустимо свободно выбрать арбитра, процедуру, место и язык арбитражного рассмотрения дела. Для сторон также допустимо изъять спор из направления действия утвержденного права и запросить, чтобы его решили, основываясь на принципах справедливости и доброй совести;
  • МКА является более компетентным, так как для арбитра не обязательно наличие юридического образования. Их выбирают из ряда квалифицированных сотрудников в различных направлениях коммерческой работы;
  • в качестве фундаментального принципа арбитража выступает окончательная и обязательная направленность арбитражных решений. Недопустимо менять арбитражное решение, также его нельзя пересмотреть по сути, исполнение его имеет принудительный характер;
  • Руководство по арбитражу, которое было издано МТП, обращает внимание на то, что арбитражное решение является обязательным для сторон, имеет силу закона и может быть исполнено принудительно.
Читайте также:
Требования пожарной безопасности: что это значит

Нельзя воспринимать МКА как элемент государственной судебной структуры, его работа совершенно независима от нее. Когда стороны обращаются в МКА, недопустимо рассматривать спор в государственном суде. В ситуациях, когда имея арбитражное соглашение, одна сторона обращается в суд, то для суда важно либо по своему желанию, либо исходя из требований другой стороны, оказать в том, чтобы принять исковое заявление или остановить производство по делу, которое уже было начато.

Для государственных правоприменительных органов недопустимо вмешиваться в работу МКА. Но неверно будет считать его изолированным от государственной судебной структуры. Законодательство предусматривает ряд процессуальных действий, которые имеют отношение к исполнению арбитражного решения и выполнению государственным судом ряда принудительных мер относительно предварительного обеспечения иска; исполнения в принудительном порядке арбитражных решений. В ситуациях, когда арбитражные решения не были исполнены сторонами на добровольной основе, исключительно для национальных судебных органов допустимо иметь ряд полномочий относительно его принудительного исполнения.

В качестве ключевых источников права, которые регулируют вопросы МКА, выступает ряд международных договоров и национальное законодательство.

В состав национального законодательства в направлении МКА входит ряд форм. Речь идет:

  • об общем законодательстве относительно арбитража, в состав которого входит ряд отдельных норм или специальных разделов, которые посвящены темам МКА;
  • об гражданско-процессуальном законодательстве, в состав которого входит ряд отдельных норм или специальных разделов, которые посвящены темам МКА;
  • о специальном законе о МКА, который применим для России, Украины и Азербайджана;
  • о вопросах МКА, которые регулирует общий акт кодификации МЧП.

В большинстве случаев регулирование правового статуса МКА происходит на региональном уровне.

Главным источником права в области МКА является автономия воли сторон, которая затрагивает материальную и процессуальную сторону арбитража.

Структура источников права, которая регламентирует работу МКА, имеет ряд документов, которые включаются в lex mercatoria. Речь идет о Типовом арбитражном регламенте ЮНСИТРАЛ, 2010 г. и о Арбитражном регламенте Европейской экономической комиссии ООН, 1996 г.

Виды международного коммерческого арбитража

Существует несколько видов международного коммерческого арбитража. Рассмотрим два из них.

Создание институционного или постоянно действующего арбитража происходит при торговой палате, бирже, ассоциации и союзе. Тут же речь идет о компаниях, которые постоянно действуют, и выполняют ряд функций административно-технического, консультативного и контрольного характера. МКА, которые создаются при них, осуществляют свою деятельность на постоянной основе, у них есть свой устав и ряд правил процедур. В качестве основы функционирования институционного арбитража выступает особый национальный закон и регламент необходимого МКА.

Арбитражные разбирательства базируются на процедурах, которые установлены регламентом. Существует список, в котором отражены постоянные арбитры. Данный вид МКА применяется во время разбирательств сложных дел, которые имеют отношение к запутанным и трудно разрешимым разногласиям, проблемам применимого права. Функционирование институционных арбитражей происходит почти во всех странах.

Создание изолированного (разового) арбитража происходит сторонами для того, чтобы рассмотреть конкретное дело. Данный вид арбитража прекращает существовать после того, как завершилось разбирательство и вынесено решение. Для сторон свойственно выбрать, где будет проходить арбитраж, установить правила избрания арбитра и арбитражной процедуры. Данный вид арбитража базируется неограниченной автономии воли сторон. Данный вид арбитража является наиболее эффективным средством разбирательства споров, которые имеют отношение к ряду фактических обстоятельств. Речь идет о проверке качества товара и определении их стоимости.

Как правило, в данном виде арбитража происходит применение типовых арбитражных регламентов. Для них свойственно быть факультативной направленности и применяться в ситуациях, когда есть ссылки на них в соглашении сторон. Для сторон допустимо прийти к общему мнению относительно внесения любых изменений в правила регламента.

Сегодня одна из самых распространенных является концепция МКА как институт, который не имеет отношения ни к национальному праву определенной страны, ни к международному договору. Для него свойственно свободное решение споров, которое базируется на принципах морали и справедливости, на общих принципах права. МТП поддерживает доктрину МКА как негосударственное образование, свободное от применения национального и международного права и основанное исключительно на автономии воли сторон.

Почему важно уделять внимание арбитражной оговорке

Договор заключают не на случай мира,
а на случай войны

Компания «РЕВЕРА» при поддержке Минэкономики провела в Гомеле семинар «Международный коммерческий арбитраж». В роли спикеров выступили Александр Горецкий, управляющий партнер и один из основателей адвокатского бюро «РЕВЕРА», арбитр Международного арбитражного суда при БелТПП, и Оксана Котёл, руководитель судебной практики, адвокат адвокатского бюро «РЕВЕРА». Участники мероприятия получили ответы на вопросы об особенностях разбирательства в международных арбитражных судах (далее – МАС), заключения арбитражной оговорки и процессуальных аспектах ее применения.

Александр Горецкий

Заинтересованность субъектов хозяйствования в МАС

Ежегодно субъекты хозяйствования передают споры на рассмотрение МАС (например, МАС при БелТПП каждый год рассматривает 80-100 дел ). Такая ситуация объясняется тем, что иностранные контрагенты не хотят разрешать споры в национальных судах. Причина – предубеждение, что национальные суды могут быть более лояльны к своим организациям, особенно когда стороной разбирательства становится организация с долей госсобственности.

При всем при этом стороны при заключении контракта не всегда уделяют должное внимание такому условию, как способ разрешения споров. В результате возникает риск, что способ защиты, предусмотренный контрактом или законодательством, в случае необходимости предъявить иск или защититься от него может оказаться невыгодным. При возникновении конфликта каждая из сторон начинает толковать те или иные условия контракта в свою пользу. В такой ситуации большое значение имеет способ разрешения споров, которые закрепили стороны.

В первую очередь следует помнить, что МАС – своего рода альтернатива госсудам. Основная задача арбитров МАС, как и судей госсуда, – разрешить спор по существу . Кроме того, МАС выступает в качестве альтернативы различным примирительным процедурам. Перед арбитрами МАС не стоит основная задача помирить стороны, но они могут этому способствовать.

Разбирательство в МАС возможно при наличии соглашения сторон . Если такого соглашения нет, нельзя заставить сторону обратиться в МАС. Поэтому включению данного соглашения в договор нужно уделять особое внимание.

Читайте также:
Как взыскать оплату за услуги с адвоката

Ведущими МАС считаются:

— МАС при Международной торговой палате (Париж);

— Арбитражный институт при Торговой палате Стокгольма;

— Арбитражный центр при Федеральной палате экономики Австрии (Вена).

В то же время для белорусских организаций особый интерес представляют МАС при БелТПП, МКАС при ТПП России, МКАС при ТПП Украины, Казахстанский международный арбитраж. В этих МАС расходы на разбирательство и процедура практически такие же, как в госсудах.

Особенности МАС

1. Выбор арбитров. Это отличительное преимущество МАС. В госсуде стороны не вправе выбирать судей. А в МАС существует рекомендательный список арбитров, которым стороны руководствуются, исходя из области спора .

2. Конфиденциальность разбирательства. Еще одно преимущество МАС по сравнению с госсудами . В открытом доступе нет списка дел, из которого можно узнать, когда, где, по какому спору и между кем в МАС рассматривался тот или иной спор.

3. Отсутствие фиксированных сроков рассмотрения дел. В то время как для госсудов действуют установленные национальным законодательством сроки, в МАС их нет. В связи с этим иностранному контрагенту выгоднее обращаться в МАС, поскольку часто срок рассмотрения спора оказывается короче.

К примеру, в итальянских судах дело в первой инстанции обычно рассматривается 3–4 года. Для белорусских организаций сроки рассмотрения в экономическом суде дел с участием иностранных контрагентов более
приемлемы – не более 7 месяцев .

Процесс рассмотрения дела в госсуде детально регламентируется. В МАС такой жесткой регламентации нет. Вопросы, где будет проходить разбирательство, в какие сроки нужно представить документы, доказательства, возражения, решаются в свободной форме по согласованию с арбитрами.

4. Исполнение решений. Решения МАС подлежат исполнению в большинстве стран мира. В исполнении решений госсуда и МАС на территории иностранного государства существует определенная разница.

Как правило, в случае решения госсуда возникает необходимость в его признании и приведении в исполнение на территории иностранного государства. Единого механизма взаимного признания и исполнения решений госсудов на территории иностранных государств нет.

Обычно, это происходит на основании двусторонних международных договоров о правовой помощи (например, между Беларусью и Литвой действует Договор о правовой помощи, подписанный в Вильнюсе 20.10.1992) либо на основании региональных соглашений (например, Киевского, заключенного в 20.03.1992).

С рядом стран, например с Германией, у Беларуси такие документы отсутствуют. Признание и исполнение решений в подобном случае осуществляется на основе принципа взаимности. Это значит, что немецкий суд приведет в исполнение решение белорусского суда на своей территории только в том случае, если белорусский суд представит доказательства приведения в исполнение решений немецких судов.

Часто у белорусских судов нет таких доказательств, поскольку ранее запросы не поступали, соответственно, решения не исполнялись. Тогда возникает вопрос, есть ли принцип взаимности. С одной стороны, белорусские суды не отказывают в приведении в исполнение решения иностранного суда. С другой – запросов и доказательств нет. В результате иностранные суды отказывают в приведении в исполнение решений госсудов Беларуси из-за недоказанности наличия принципа взаимности.

На заметку
В таком случае у организации остается возможность обратиться за взысканием долга в суд иностранного государства. Иначе говоря, заново инициировать судебный процесс с привлечением иностранных защитников.

С исполнением решений МАС такой проблемы нет, поскольку существует универсальный документ – Конвенция ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (заключена в Нью-Йорке 10.06.1958). В ней участвуют 159 государств, а значит, решение МАС подлежит признанию и приведению в исполнение на их территории. Доказывать наличие принципа взаимности в этом случае нет необходимости. Конвенция содержит строго процессуальные основания для отказа в приведении их в исполнение .

На заметку
Чтобы исполнить решение МАС, вынесенное на территории Беларуси, нужно получить в госсуде исполнительный документ на принудительное исполнение .

5. Обжалование решений. Решение госсуда может пересмотреть по существу вышестоящая инстанция: апелляция, кассация, надзор. Арбитражное решение пересмотреть по существу нельзя: у госсуда нет таких полномочий, а в структуре МАС нет таких вышестоящих инстанций.

При этом существует процедура отмены решений МАС госсудами, но лишь строго по процессуальным основаниям, например, ответчика не уведомили о разбирательстве . Разрешая вопрос об отмене решения МАС, госсуд не переоценивает доказательства и факты, положенные в его основу, не проверяет, правильно ли арбитры применили процессуальное или материальное право.

Для истца, в чью пользу МАС вынес решение, отсутствие института его пересмотра – весомое преимущество.

Оксана Котёл

Арбитражная оговорка: типичные ошибки и последствия

Стороны могут предусмотреть арбитражную оговорку в контракте отдельным пунктом либо заключить самостоятельное арбитражное соглашение , что встречается крайне редко. При этом уполномоченному лицу, которое подписывает контракт на основании доверенности, особые полномочия для заключения арбитражной оговорки указывать в ней не нужно.

На сайте каждого МАС есть наиболее приемлемый вариант арбитражной оговорки. Им можно руководствоваться без каких-либо изменений, ведь малейшая неопределенность в оговорке может привести к негативным для сторон последствиям.

Примеры некорректных арбитражных оговорок и их последствий

Споры передаются на разрешение арбитражного суда Стокгольма (Швеция).

В данной арбитражной оговорке нет указания на количество арбитров, ссылок на регламент и правила, которые будут регулировать разбирательство. Таким образом, будет невозможно инициировать арбитражный процесс.

Все споры рассматриваются путем арбитража или в госсудах по месту нахождения ответчика в соответствии с их компетенцией.

Здесь не согласован ни институт международного арбитража, ни порядок разбирательства. Кроме того, стороны не исключили возможности обращения в госсуды, благодаря чему недобросовестная сторона сможет затягивать инициирование разбирательства.

На заметку
Бывает, что стороны, заключая арбитражную оговорку, не указывают в ней орган, уполномоченный рассматривать спор. В таком случае одна из сторон может направить иск в МАС при БелТПП, уплатив лишь
150 евро регистрационного сбора
. Если другая сторона не представит возражений, арбитражное соглашение будет считаться заключенным.

Споры, связанные с исполнением настоящего контракта, подлежат рассмотрению в МАС при БелТПП в составе трех арбитров в соответствии с его Регламентом.

Проблема этой оговорки в том, что она предусматривает только споры, связанные с исполнением контракта. Исходя из ее буквального смысла, стороны не смогут передать на рассмотрение МАС споры, связанные с расторжением или недействительностью контракта.

Споры, вытекающие из настоящего контракта, подлежат рассмотрению в МАС при БелТПП в составе трех арбитров в соответствии с его Регламентом. Срок разбирательства дела – не позднее шести месяцев с момента подачи иска.

Риск данной оговорки заключается в том, что арбитры могут не уложиться в установленный срок. В таком случае стороне могут отказать в приведении в исполнение решения, поскольку арбитражное разбирательство не соответствовало соглашению сторон.

Читайте также:
Как выделить свою долю в квартире?

Споры по настоящему контракту рассматриваются в МАС при БелТПП или в экономическом суде г. Минска по выбору истца.

Такая альтернативная оговорка может привести к параллельному разбирательству. Иначе говоря, одна сторона подаст документы в МАС, а другая, недобросовестная, по каким-либо надуманным основаниям пойдет в экономический суд, например, с иском о недействительности контракта. А затем представит в МАС возражения, указав, что дело находится на рассмотрении в ином суде. В связи с этим до завершения рассмотрения разбирательство в МАС будет невозможно. Так простое дело о взыскании денежных средств затянется на долгий срок, в течение которого недобросовестная сторона сможет уйти в банкротство.

Рекомендации сторонам

Ситуация 1. Возник спор о недействительности контракта. Недействительность, незаключенность контракта не влечет незаключенности арбитражной оговорки. Например, арбитражная оговорка предусматривает обращение в МАС или в экономический суд г. Минска. Одна сторона подает иск в МАС для взыскания долга по договору, а другая просит экономический суд признать его незаключенным. Когда госсуд выносит решение о незаключенности договора, сторона обращается в МАС, где разбирательство приостановлено, и предъявляет данное решение. Поскольку арбитражная оговорка действует, другая сторона может изменить требования на взыскание неосновательного обогащения, и разбирательство продолжится в МАС.

Ситуация 2. Появляются вопросы о компетенции МАС. В ответ на заявление об отсутствии у МАС при БелТПП компетенции арбитры вынесут отдельное определение. Его можно обжаловать в Президиум МАС при БелТПП.
Таким образом, у заявившей об этом стороны появится дополнительное время на сбор доказательств, запрос документов и т.д.

Ситуация 3. Сторона обращается в МАС с иском. Если контракт не закрепляет иного, спор в МАС при БелТПП рассматривают три арбитра. Поэтому все процессуальные документы подаются в пяти экземплярах: по одному для каждого из арбитров, один в дело и один другой стороне . Если контракт устанавливает единоличное рассмотрение, иск подается в трех экземплярах. Он считается поданным не в день поступления в МАС, а после уплаты регистрационного сбора . Иными словами, пока не уплатил регистрационный сбор – иск не подал.

Международный арбитраж: понятие, закон, виды

Развитие мировой торговли после окончания Второй мировой войны породило проблему юридических споров между участниками международной коммерции. Когда поставщик и покупатель живут в разных государствах, ответственность за неисполнение договоров каждый понимает в рамках своего законодательства. Требовался независимый посредник, чтобы установить степень вины сторон и размер компенсации за срыв договоренностей.

Международный арбитраж и международные суды зародились в 1959 году. Первый договор о рассмотрении интернациональных споров независимой комиссией был составлен в Нью-Йорке и принят 154 странами, в том числе и Советским Союзом.

Что такое международный арбитражный суд (МАС)

МАС – это нейтральная юридическая площадка для разрешения споров с участием независимого судьи, а также альтернативный способ урегулирования конфликтов представителей разных стран. Он заменяет собой судебное разбирательство. Выслушав стороны, арбитр выносит свое решение, которое становится для них обязательным к исполнению.

Преимущество международного арбитража перед традиционным судом:

  • снимает вопрос о юрисдикции;
  • проводится при согласии обеих сторон;
  • обходится участникам дешевле;
  • разрешается в сравнительно короткие сроки;
  • позволяет урегулировать как коммерческие, так и политические споры;
  • позволяет сохранить конфиденциальность обстоятельств дела и вынесенного вердикта.

В международный третейский суд можно обращаться со спорами, для разрешения которых не предусмотрена стандартная процедура. В последнее время большинство интернациональных контрактов содержат пункт об обязательном обращении в арбитраж при нарушении обязательств и причинении убытков.

Виды международных арбитражей

Международные третейские суды бывают общими и специализированными.

Общий арбитраж рассматривает дела с политическим уклоном и дипломатические споры. Он использует в своей работе нормы международного права или принцип “по справедливости” (ex aequo et bono), если к случаю не применимы общие правила. С 1928 года в “исключительном” порядке рассматривалось только 4 дела.

Чтобы собрать специализированный арбитраж, спор должен касаться международного сотрудничества в узких областях, когда для принятия решения требуются результаты научно-технической экспертизы. В обязательном порядке этот суд применяется для разногласий в:

  • вопросах рыболовства;
  • сохранении экологии мирового океана;
  • организации научных исследований в море;
  • процедуре захоронения отходов.

Также международные арбитражные суды делятся на:

  • специальные (изолированные, ad hoc);
  • институциональные (постоянные).

Изолированными называют процессы, которые были созданы для разбирательства конкретного дела. Еще их называют “ad hoc”, что переводится как “для этого случая”. Стороны спора согласуют друг с другом правила и условия ознакомления арбитра с делом и порядок исполнения его решения. Специальный арбитраж закрывается после вынесения приговора.

Институциональными называют суды, которые создаются на постоянной основе. Правила их работы регламентированы, есть штат арбитров. Постоянные МАС организуются при государственных торгово-промышленных палатах или негосударственных организациях.

Для рассмотрения дела в международном третейском суде стороны обращаются в одну из профильных ассоциаций. В своей работе арбитражные органы ориентируются на Нью-Йоркскую конвенцию 1959 года или на более поздние регламенты.

Ратификация Нью-Йоркской конвенции в СССР

С 1960 года эти правила стали действовать и в СССР. Тогда наша страна настояла на введении принципа взаимности, который применяется при участии в международном арбитраже всех стран, даже если они не ратифицировали эту конвенцию.

Принцип взаимности – установка, что все договора заключаются на равных условиях. В случае нарушения сделки оба участника имеют равные права и льготы в международном третейском суде, даже если их нет в национальном праве одной из сторон.

Процедура проведения международного арбитражного суда

Для запроса арбитража подают заявку и вносят оговоренную сумму в качестве пошлины за судебное рассмотрение и на административные издержки. Запрос составляется силами компании или нанимается адвокат, специализирующийся на делах в международном арбитраже.

В заявке говорится о сути спора, под какие статьи подпадает нарушение контракта, на какое решение истец рассчитывает с указанием подтвержденной суммы убытков.

Далее отводится время на уведомление второго участника, которое направляет МАС. По окончании подготовительного периода подписывается арбитражное соглашение, в котором указываются основные условия процесса и выбираются судьи.

Читайте также:
Парламентская республика: что это такое, описание и особенности

В случае смены владельца предприятия или реорганизации фирмы они становятся правопреемниками подписанного соглашения и арбитражного дела. Если у компании есть акционеры, их обязаны уведомить о разбирательстве в третейском суде, так как они имеют право участвовать в корпоративном споре.

Судья заслушивает стороны конфликта, свидетелей, экспертов лично или через видеосвязь. Удобство такого заседания в его гибкости и неформальности, если это не вредит качеству заседания.

Иногда участник процесса не выходит на связь. Тогда при наличии доказательств, что уведомление им получено, дело рассматривается и решение выносится без него. Это не освобождает отсутствующую сторону от оплаты вознаграждения международному арбитражу. Уклоняющийся от выплаты премии суду доказывает, что не владел информацией о его проведении.

После вынесения решения арбитр готовит официальный документ с его изложением и отправляет в Международный арбитраж. Международные суды при составлении соглашения оговаривают вопрос расходов отдельно – большую часть расходов выигравшей стороны оплачивает проигравшая, если они изначально не договорятся о другом варианте. Арбитраж закрепляет суммы своего вознаграждения за каждым участником спора в решении.

Значимые конвенции после 1959 года

Кроме Нью-Йоркской конвенции 1959 года были приняты еще несколько конвенций, которые определили понятие международного арбитража и регламентировали его работу.

Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже была принята 21 апреля 1961 года при содействии Европейской Экономической Комиссии ООН. В ней была рассмотрена возможность внешнеторгового арбитража в споре физического и юридического лиц, проживающих в Европе.

В 1962 году к ней присоединился Советский Союз. Он поддержал идею, что арбитром в международном суде может быть гражданин другой страны, и согласился с установленными правилами определения подсудности или неподсудности дел.

Межамериканская конвенция о международном коммерческом арбитраже была принята в США и странах Латинской Америки 16 июня 1976 года. Она была создана странами, входившими в состав Организации Американских Государств, для урегулирования межнациональных коммерческих споров компаний данного региона.

“Московская конвенция” была заключена в 1972 году. СССР ратифицировал ее в 1973. Ее полное название – “Конвенция о разрешении арбитражным путем гражданско-правовых споров, вытекающих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества 1972 года”. В ней была сделана поправка об отмене подсудности дел государственными судами, если уже идет рассмотрение этих споров в международных арбитражах.

Все конвенции признают три источника права для ведения третейского судопроизводства:

  • международное;
  • национальное;
  • частное – соглашение сторон и регламент.

Также конвенции утверждают неоспоримость решений международного арбитража в других судах стран – участников разбирательства и определяют требования к его судьям.

Требования к международным арбитрам

Участники процесса имеют право согласовать свои критерии отбора арбитра для рассмотрения их дела. В этом случае судью, по оговоренным условиям, назначает коллегия. Или арбитр избирается сторонами на этапе подписания соглашения.

Отклоняют его кандидатуру на этапе подбора при следующих условиях:

  • зависимость от какой-либо стороны и заинтересованность в ее выигрыше;
  • предубежденность против определенных лиц или предмета разбирательства.

Отвод выбранному судье заявляется и во время процесса, если его непредвзятость ставится под сомнение по объективным причинам, или после вынесения решения, если это прослеживается в тексте вердикта. В последнем случае он обжалуется. Нью-Йоркская конвенция определила список оснований для обжалования действий арбитра.

Самые известные международные арбитражные суды

Семь самых востребованных мировых арбитражных площадок:

  • Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма. Его услугами часто пользуются представители бывших союзных республик СССР.
  • Лондонский международный арбитражный суд. Основан в Великобритании во время правления королевы Виктории в 1892 году.
  • Международный центр урегулирования споров в США. Специализированное отделение Американской арбитражной ассоциации.
  • Международный арбитражный суд в Париже. Считается самым квалифицированным. В него подается половина мировых заявок;
  • Китайская комиссия по международному экономическому и торговому арбитражу. Главная азиатская площадка для третейских судов.
  • Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ в Москве. Создавалась для рассмотрения споров, связанных со спасением судов и грузов в мировом океане. Сейчас занимается всеми разногласиями в торговом мореплавании.
  • Международный коммерческий арбитражный суд в Воронеже. Пришел на смену Внешнеторговой арбитражной комиссии, которая занималась международными спорами с 1932 года.

Что такое международный коммерческий арбитражный суд (МКАС)

Третейский суд называется коммерческим, если одна или обе стороны спора являются физическими или юридическими лицами. Этот арбитраж специализируется на коммерческих спорах представителей разных стран, которые занимаются торговлей на интернациональном уровне. В его работе может быть использовано как международное, так и национальное право. Коммерческий арбитраж проводится на специальной или постоянной основе. Само понятие международного коммерческого арбитража предполагает, что это негосударственный орган. Процесс проходит в закрытом режиме для сохранения коммерческой тайны сторон.

Правовая основа в МКА

Дела в международном коммерческом арбитраже рассматриваются по принципу, который берется за основу по договоренности. Делается выбор между материальным или процессуальным подходом. С точки зрения юридической оценки, МКА классифицируется как процедура:

  • Договорная. Процесс рассматривается как гражданско-правовая сделка, которая состоит из заключения договора о разбирательстве и его практического исполнения, которое заканчивается вердиктом арбитра;
  • Процессуальная. В этом случае международный коммерческий арбитраж придерживается национального права страны, где рассматривается дело. Он считается стандартным судебным процессом, с точки зрения рассмотрения доказательной базы и вынесения решения;
  • Смешанная. В этом случае выбор регламента и заключение арбитражного соглашения относят к договорной составляющей, а принятие и исполнение решения – к процессуальной.

Примеры споров в МАС и МКАС

  1. Иностранные граждане против страны. Дефолт в Аргентине в 2008 стоил зарубежным держателям государственных ценных бумаг 100 миллиардов долларов. Правительство предложило заменить старые ценные бумаги на новые, значительно потерявшие в цене. Итальянские владельцы обесценившихся облигаций в 2011 подали иск в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров. Решение было принято в пользу заявителей на основании существовавшего ранее договора между Италией и Аргентиной.
  2. Страна против страны. В 1986 Никарагуа обратилось в суд против США с делом о вмешательстве в ее суверенные дела и нанесении материального ущерба. Суд в Гааге признал ответчика виновным в применении силы против другого государства и присудил выплату компенсации в пользу пострадавшей стороны. Решение не было исполнено. США заблокировали его на уровне Совбеза ООН.
  3. Компания против своей страны. Иск был подан в МКАС в Гааге в 2005. Акционеры ЮКОСа оспаривали правомерность проведенного банкротства и распродажи его активов правительством РФ. В 2014 решение было принято в пользу компании, но не было исполнено российской стороной в полном объеме.
Читайте также:
Позитивное право: что это такое, описание и особенности

Закон РФ о международном коммерческом арбитраже

7 июля 1993 года президент РФ Ельцин Б. Н. подписал закон под номером 5338-I. Он определил функции международного третейского суда, требования к арбитрам, нормы соблюдения равноправия сторон в процессе рассмотрения дела, права и обязанности участников процесса. Закон действует в отношении судов, которые проводятся на территории Российской Федерации.

Закон о международном коммерческом арбитраже состоит из 8 разделов, которые разделены на 36 статей. Он неоднократно дополнялся поправками, последняя была внесена 29 декабря 2015 года.

Закон о международном арбитраже устанавливает условия запуска судебного процесса:

  • оспариваемый договор заключен на основе международных торговых отношений;
  • предметом спора являются поставки товара, договора купли-продажи, оказание транспортных услуг и инвестиционные соглашения;
  • обязательное заключение арбитражного соглашения до начала процесса.

Последние поправки закона 2015 года касались 6 статей, а именно:

  • был определен регламент действия МКА РФ, внесен перечень дел, которые исключаются для разбирательства за границей;
  • подверглась уточнению терминология третейского судопроизводства;
  • были указаны компетентные органы РФ, которые оказывают помощь МКА, и их полномочия;
  • подано подробное пояснение сути арбитражного соглашения, методики его подписания;
  • по умолчанию принят принцип нечетности числа судей, если иное количество не прописано в соглашении;
  • оговорен процесс назначения третейских посредников.

Каждая сторона предлагает по одному судье, затем выбранная пара определяется с кандидатурой третьего арбитра.

При вынесении решения двумя и более третейскими судьями может быть применено правило большинства. Если мнения разделились, вердикт выносит председательствующий арбитр.

Понятие и виды международного коммерческого арбитража

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 200-46-92 (Бесплатная горячая линия).

Это быстро и бесплатно!

Споры и разногласия во внешнеэкономической деятельности рассматривает МКА, образованный при ТТП.

  1. МКАС
  2. Какие функции выполняет при ТТП РФ
  3. Каким правовым статусом обладает
  4. Компетенция, какие споры он рассматривает
  5. Виды международных арбитражных судов в других странах
  6. Признание и исполнение иностранных арбитражных решений в России

Международный арбитражный суд работает при Торгово-промышленной палате РФ, по N5338-1 ФЗ от 1993. Ранее указанный Типовой закон положен в основу МКАС. Законодательные документы позволяют применять положения национального законодательства при возникших спорах между хозяйствующими субъектами, работающими на международном уровне. МКАС признается независимым органом, аналогом третейского суда. Утверждением его регламента занимается ТПП.

Какие функции выполняет при ТТП РФ

По направлениям и принципам работы международный коммерческий арбитраж похож на третейские суды. Нужно отличать рассматриваемый правовой институт от третейских судов, действующих на мировом уровне. Последние рассматривают экономические споры, возникающие между государствами как субъектами международных правоотношений. Разногласия разрешаются по положениям международного права. МКА ориентируются при принятии решений на нормы внутреннего права.

Очевидные плюсы рассмотрения споров МКА:

  • упрощение процесса рассмотрения спорного экономического правоотношения;
  • стороны имеют возможность самостоятельного выбора алгоритма проведения разбирательства;
  • участники спора самостоятельно выбирают арбитра, что обеспечивает полное доверие к специалисту и сохранение коммерческой тайны каждого из хозяйствующих субъектов.

Международный арбитраж не считается частью российской судебной системы, он обособлен от нее, но не полностью. Находятся точки соприкосновения, например, в ситуации, когда на национальные суды возлагается обязанность исполнения решения, вынесенного Арбитром.

Каким правовым статусом обладает

Основу правового положения МКАС при ТПП составляет подготовленный ЮНСИТРАЛ Типовой закон, принятый комиссией ООН (1985). НПА с этого времени претерпел несколько изменений (2006). Работа МКАС, помимо закона о МКА, стала регулироваться N382-ФЗ от 2015, где рассматриваются требования к арбитрам, процедуре медиации, порядку хранения арбитражных дел.

МКАС при ТППП имеет официальный сайт, где каждый из желающих может ознакомиться с компетенцией суда, направлениями работы, арбитрами, разрешающие сложные экономические споры.

Правовой статус негосударственного органа складывается из прав и обязанностей, то есть полномочий. Компетенция – более широкое понятие, включающее в себя и ответственность Арбитража за принимаемые решения. Важно указать особенность обжалования решений, вынесенных МКА: алгоритм, по которому действует несогласная сторона в порядке общих правил судопроизводства, не действует. Закон о МКА в разделе 7 прописывает отдельные процедуры, по которым происходит выражение несогласия с решением Арбитража.

Кроме закона о международном коммерческом арбитраже, порядок рассмотрения заявлений об оспаривании, установлен в параграфе первом главы 30 АПК, гл. 46 ГПК РФ. Стоит понимать, что устоявшийся термин «ходатайство», не применим по ст. 34, п. 1 закона о МКА. Поэтому важно использовать – заявление об отмене решения принятого МКА по ст. 231 АПК.

Компетенция, какие споры он рассматривает

МКА уполномочен рассматривать разногласия, возникшие между сторонами, при осуществлении экономических связей при условии, что один из участников находится за пределами РФ, либо место выполнения обязательства, с которым связан предмет спорного правоотношения, располагается за границей.

По договоренности между участниками в МКАС передаются разногласия:

  1. Споры из контрактов в процессе проведения внешнеторговых операций.
  2. Разногласия между компаниями с долями зарубежных инвестиций.
  3. Иные споры участников экономических отношений.

Хозяйственные отношения, споры по которым передаются на решение от МКС, включают следующие действия их участников:

  • передвижение товаров, их поставка;
  • исполнение обязательств по договору;
  • обслуживание покупателей;
  • обмен продукцией или услугами;
  • перевозки: грузовые, пассажирские;
  • оказание торгового посредничества;
  • проведение страховых, финансовых операций и т.д.

Список споров, рассматриваемых Арбитражем, не исчерпывающий. Это говорит о том, что стороны по согласованию между собой, могут отправить на рассмотрение третейского суда другие моменты, но возникающие в процессе экономической деятельности международного уровня.

Стороны при передаче спорного дела в МКА, составляют Арбитражное соглашение. Этот документ представляет собой договоренность между ними в письменной форме. Особенность документа состоит в том, что его разрешено заключать, как на этапе уже имеющегося разногласия между сторонами экономической деятельности, так и при отсутствии такового. Последняя ситуация связана с тем, что спор отсутствуют, участники плодотворно сотрудничают, но перестраховываются на случай возникновения возможных разногласий путем составления этого документа.

  1. Третейская запись – имеет силу полноценного договора, который заключается между участниками экономической деятельности после возникновения спорного правоотношения.
  2. Арбитражный договор – стороны между собой составляют соглашение, прописывающее алгоритм рассмотрение споров, возникающих между ними в дальнейшем.
  3. Арбитражная оговорка – это отдельное положение в договоре, выступает частью соглашения между участниками экономической деятельности.

Арбитражная оговорка составляет отдельный раздел заключенного между участниками контракта. Согласно разделу, участники устанавливают, что любой, возникший между ними спор, подлежит передаче на рассмотрение Арбитражу, как изолированному, так и регулярному, то есть постоянно действующему. Кроме того, арбитражная оговорка имеет правовую силу независимо от признания действительности заключенного соглашения. Это означает, что договор между участниками внешнеэкономической деятельности, может быть признан недействительным, за исключением Арбитражной оговорки.

Виды международных арбитражных судов в других странах

Суды международного уровня делятся на общие и специализированные.

Читайте также:
Как правильно написать заявление?

Специализированные международные суды делятся на изолированные и постоянные. Первые собираются для разрешения единичного и конкретного спора, вторые – действуют на регулярной основе.

Понятие арбитражного судопроизводства и его виды

Какую категорию дел рассматривает арбитражный суд

Признание и исполнение иностранных арбитражных решений в России

Россия в качестве субъекта публичных отношений признает и исполняет решения Арбитражей (международных) по спорам в предпринимательской деятельности. Но при условии того, что эти решения установлены контрактом международного уровня и ФЗ, что установлено ст. 241 , п. 1 АПК. N5338-1 ФЗ устанавливает, что арбитражное решение на территории РФ признается. Страна, где было рассмотрено спорное дело и вынесено соответствующее по нему решение, не имеет значения.

В РФ признается, исполняется арбитражное решение иностранного государства. Положение вышеуказанного закона (ст. 35) позволяет говорить о том, что независимо от наличия или отсутствия международного договора с другой страной, Россия признает правовую силу решений зарубежных арбитражей.

При исполнении решений международных арбитражных судов необходимо понимать, что Конвенция не указала на единообразность порядка признания решений Арбитражей международного уровня. Это обстоятельство повлекло за собой ситуацию, при которой признание происходит по правовым нормам страны, где испрашивается исполнение решения суда. Что касается РФ, то ситуация следующая:

  1. Россия – правопреемник СССР. При ратификации Конвенции СССР было сделано заявление, по которому страна применяет положения международного документа в отношении государства, являющегося ее участником. То есть, если другая страна входит в число ратифицирующих Конвенцию, СССР признает арбитражное решение, вынесенное ею.
  2. Если страна не ратифицировала Конвенцию, СССР оставило за собой право применять решение ее Арбитража на условиях фактической взаимности.

МКАС при ТПП – это частично обособленное от судебной системы учреждение, основным направлением деятельности которого выступает рассмотрение споров в области международной торговле. МКАС работает на коммерческой основе, не соотносится с составом органов в механизме государства.

Международный информационный обмен

Международный информационный обмен

Международный информационный обмен — передача и получение информационных продуктов, а также оказание информационных услуг через государственную границу.

Объекты и субъекты международного информационного обмена

  1. Объекты международного информационного обмена: документированная информация, информационные ресурсы, информационные продукты, информационные услуги, средства международного информационного обмена.
  2. Субъектами международного информационного обмена в Российской Федерации могут являться: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления, физические и юридические лица Российской Федерации, физические и юридические лица иностранных государств, лица без гражданства.

Обязанности государства в сфере международного информационного обмена

Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации: создают условия для обеспечения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц Российской Федерации иностранными информационными продуктами и информационными услугами; обеспечивают своевременное и достаточное пополнение государственных информационных ресурсов Российской Федерации иностранными информационными продуктами; содействуют внедрению современных информационных технологий, обеспечивающих эффективное участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц Российской Федерации в международном информационном обмене; обеспечивают защиту государственных информационных ресурсов Российской Федерации, муниципальных и частных информационных ресурсов, российских средств международного информационного обмена и соблюдение правового режима информации; стимулируют расширение взаимовыгодного международного информационного обмена документированной информацией и охраняют законные интересы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц в Российской Федерации; создают условия для защиты отечественных собственников и владельцев документированной информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, средств международного информационного обмена, пользователей от некачественной и недостоверной иностранной информации, недобросовестной конкуренции со стороны физических и юридических лиц иностранных государств в информационной сфере; способствуют развитию товарных отношений при международном информационном обмене.

Список литературы

  1. 8-ой международный семинар”Электронный ресурсы и международный информационный обмен:восток-запад”[текст]:тр.семинара в 2-х т.-Нью-Хэвен и др.:[б.и],2006.-261с.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Хендовер
  • Белый Ветер

Полезное

Смотреть что такое “Международный информационный обмен” в других словарях:

Международный информационный обмен — по законодательству РФ передача и получение информационных продуктов, а также оказание информационных услуг через Государственную границу РФ. По английски: International information exchange См. также: Международный информационный обмен Внешняя… … Финансовый словарь

международный информационный обмен — передача и получение информационных продуктов, а также оказание информационных услуг через границы стран. [http://www.morepc.ru/dict/] Тематики информационные технологии в целом EN international information exchange … Справочник технического переводчика

Международный информационный обмен — передача и получение информационных продуктов, а также оказание информационных услуг через государственную границу РФ. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций

Международный информационный обмен — передача и получение информационных продуктов, а также оказание информационных услуг через государственную границу, в том числе с использованием глобальных информационных сетей. Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О МЕЖДУНАРОДНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБМЕНЕ … Официальная терминология

Международный информационный обмен — (англ. international information exchange) по законодательству РФ передача и получение информационных продуктов (документированной информации, подготовленной в соответствии с потребностями пользователей и предназначенной или применяемой для… … Энциклопедия права

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН — передача и получение информационных продуктов, а также оказание информационных услуг через Государственную границу Российской Федерации … Юридическая энциклопедия

Международный информационный обмен — (англ. international information exchange) по законодательству РФ передача и получение информационных продуктов (документированной информации, подготовленной в соответствии с потребностями пользователей и предназначенной или применяемой для… … Большой юридический словарь

Международный информационный обмен — 1. Передача и получение информационных продуктов, а также оказание информационных услуг через Государственную границу Российской Федерации Употребляется в документе: от 04.07.96 № 85 ФЗ … Телекоммуникационный словарь

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН — согласно Федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.07.2006 № 149 ФЗ, – передача и получение информационных продуктов, а также оказание информационных услуг через Государственную границу Российской… … Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях

Читайте также:
Как ликвидировать ООО?

Международный информационный обмен — передача и получение информационных продуктов, а также оказание информационных услуг через Государственную границу Российской Федерации. Федеральный закон от 04.07.96 N 85 ФЗ, ст.2 … Словарь юридических понятий

§ 3. Участие в международном информационном обмене

Понятие международного информационного обмена. Для Российской Федерации гораздо больше, чем прежде, приобрели практическое значение вопросы ее эффективного участия в международном информационном обмене в рамках единого мирового информационного пространства. В процессе осуществления такого обмена особую значимость получают проблемы, связанные с созданием условий, способствующих обеспечению граждан, юридических лиц, публичных образований иностранными информационными продуктами и информационными услугами. Указанные проблемы получили известное разрешение в Федеральном законе «Об участии в международном информационном обмене»[122].

Согласно ст. 2 названного Закона под международным информационным обменом понимаются акты передачи и получения информационных продуктов, а также оказание информационных услуг через Государственную границу Российской Федерации. Ключевым признаком международного информационного обмена выступает факт пересечения информационным продуктом либо услугой Государственной границы Российской Федерации. При этом законодатель не требует, что хотя бы одним из участников операции по международному обмену являлся иностранный гражданин или иностранное юридическое лицо. Поэтому понятие международного информационного обмена шире доктринального понятия внешнеторговой сделки и легального понятия внешнеторговой деятельности.

К внешнеторговым сделкам доктрина обычно относит сделки, в которых хотя бы одна из сторон является иностранным субъектом и содержанием которых являются операции по ввозу из-за границы товаров или по вывозу товаров за границу либо какие-нибудь подсобные операции, связанные с вывозом или ввозом товаров, а в качестве средств платежа используется валюта, которая является иностранной для обеих или по крайней мере для одной из сторон[123]. Для международного информационного обмена, как следует из приведенного выше определения, не требуется признака различного гражданства сторон и признака принадлежности средств платежа к иностранной валюте.

Что касается отличия международного информационного обмена от внешнеторговой деятельности, то определение последней, данное в ст. 2 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»[124], предполагает ее предпринимательский характер, что не требуется при квалификации операций по международному информационному отмену.

Составной частью международного информационного обмена выступает межгосударственный обмен информацией, который служит созданию отдельных секторов информационного пространства. Межгосударственный обмен информацией осуществляется в рамках двух или многосторонних международных соглашений и характеризуется, как правило, тематической направленностью подлежащей обмену информации. Примерами такого рода соглашений могут служить документы, принятые в рамках Содружества независимых государств и направленные на регулирование отношений по поводу обмена экономической информацией, информацией в области внешнеэкономической деятельности, правовой информацией, научно-технической информацией[125].

Субъекты и объекты международного информационного обмена. В международном информационном обмене принимает участие достаточно широкий круг лиц и публичных образований. В соответствии с п. 2 ст. З Федерального закона «Об участии в международном информационном обмене» субъектами такого обмена в Российской Федерации могут являться: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления, физические и юридические лица Российской Федерации, физические и юридические лица иностранных государств, лица без гражданства.

Ведущее место среди них занимает Российская Федерация, которая в качестве государства несет ряд важнейших обязанностей, исполнение которых возлагается на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ. Обязанности государства в сфере международного информационного обмена сформулированы в ст. 4 Федерального закона «Об участии в международном информационном обмене». К ним, в частности, отнесены обязанности по: созданию условий для обеспечения субъектов международного информационного обмена иностранными информационными продуктами и информационными услугами; обеспечению своевременного и достаточного пополнения государственных информационных ресурсов Российской Федерации иностранными информационными продуктами; содействию внедрения современных информационных технологий, обеспечивающих эффективное участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц Российской Федерации в международном информационном обмене; обеспечению защиты государственных информационных ресурсов, российских средств международного информационного обмена и соблюдению правового режима информации; развитию товарных отношений при международном информационном обмене.

Муниципальные образования участвуют в международном информационном обмене в качестве субъектов права, представляющих интересы населения муниципальных образований по вопросам, отнесенным к предметам ведения местного самоуправления. Правом выступать от имени муниципальных образований по вопросам международного информационного обмена обладают органы местного самоуправления в рамках их полномочий, установленных нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.

Муниципальные информационные службы и средства массовой информации муниципальных образований вправе самостоятельно участвовать в международном информационном обмене.

Физические и юридические лица, участвующие в международном информационном обмене, должны соблюдать требования, установленные законодательством применительно к этому виду деятельности.

К объектам международного информационного обмена действующее законодательство относит документированную информацию, информационные ресурсы, информационные продукты, информационные услуги и средства международного информационного обмена. При этом все названные объекты в силу прямого указания законодателя, содержащегося в п. 1 ст. 6 Федерального закона «Об участии в международном информационном обмене», отнесены к объектам имущественных прав собственников и включаются в состав их имущества.

Документированная информация, выступающая в качестве объекта международного информационного обмена, подразделяется по основанию возможности ее вывоза за пределы территории Российской Федерации на две разновидности:

– документированную информацию, вывоз которой не ограничен;

– документированную информацию вывоз которой ограничен. К первой разновидности в соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об участии в международном информационном обмене» отнесены:

– законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

– документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан иностранных государств;

– документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и других видах информационных систем;

– массовая информация и иная информация в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ко второй разновидности, согласно ст. 8 Федерального закона «Об участии в международном информационном обмене», причислена информация, отнесенная в установленном порядке к:

– государственной тайне или иной конфиденциальной информации;

– общероссийскому национальному достоянию;

– иным категориям документированной информации, вывоз которой может быть ограничен законодательством Российской Федерации.

Возможность вывоза с территории Российской Федерации такой документированной информации определяется Правительством РФ в каждом отдельном случае.

Читайте также:
Как развестись, если заявления на развод подали в другом городе

Информационные ресурсы как объект международного информационного обмена по своим сущностным признакам и юридическим характеристикам аналогичен информационным ресурсам как объекту гражданских прав, показанному нами выше. Пополнение государственных информационных ресурсов Российской Федерации, в том числе путем закупки документированной информации за границей, а равно порядок ее использования устанавливаются Правительством РФ.

В качестве информационных продуктов как объектов международного информационного обмена действующее законодательство называет документированную информацию, подготовленную в соответствии с потребностями пользователей и предназначенную или применяемую для удовлетворения потребностей пользователей. Отношения, связанные с правом собственности на российские информационные продукты, регулируются гражданским законодательством РФ. Если иное не установлено международным договором Российской Федерации или законами РФ, информационные продукты являются товаром, т. е. продуктом труда, предназначенным для обмена.

Право ввоза на территорию Российской Федерации иностранных информационных продуктов, которые могут быть применены для осуществления запрещенных законодательством РФ видов деятельности или промыслов или иных противоправных действий, предоставляется юридическим лицам, уполномоченным Правительством РФ.

Под информационными услугами понимаются действия собственников или владельцев документированной информации, информационных ресурсов, информационных продуктов и (или) средств международного информационного обмена по обеспечению пользователей информационными продуктами. Отношения, связанные с правом собственности, возникающие в результате оказания или получения информационной услуги, определяются договором между собственником или владельцем информационных продуктов и пользователем. Законодатель в п. 2 ст. 6 Федерального закона «Об участии в международном информационном обмене» специально подчеркивает, что оказание информационной услуги не создает для пользователя права авторства на полученную документированную информацию.

К средствам международного обмена относятся информационные системы, сети и сети связи, используемые при международном информационном обмене. Включение информационных систем и сетей в состав средств международного информационного обмена осуществляется при наличии международного кода, порядок получения которого устанавливается Правительством РФ.

Особый режим предусмотрен для включения в состав средств международного информационного обмена государственных информационных систем и сетей, для которых установлены особые правила доступа к информационным ресурсам. Эти системы и сети включаются в состав средств международного информационного обмена с разрешения Государственной технической комиссии при Президенте РФ и Федерального агенства правительственной связи и информации.

В настоящее время в России создан и действует ряд информационных систем различной отраслевой принадлежности. Они охватывают практически всю территорию РФ и предоставляют информационные услуги отечественным и зарубежным пользователям. В их числе, как правило, выделяют информационно-поисковые, экспертные и аналитические информационные системы государственной и негосударственной принадлежности. Назовем некоторые из них.

В области научно-технической информации выделяются Государственная система научно-технической информации (ГСНТИ), система информации Российского Фонда Фундаментальных исследований, которые действуют при Министерстве промышленности, науки и технологий РФ, а также информационная система комплексного характера «Геофонд», содержащая информацию о природных ресурсах, которая создана при Министерстве природных ресурсов РФ.

Среди негосударственных информационно-поисковых систем в сфере правовой информации выделяются системы «Кодекс», «Гарант-Сервис», «Консультант Плюс», «Инвента», «Untralex»[126].

Сети связи как элемент средств международного информационного обмена должны отвечать требованиям, установленным Федеральным законом «О связи»[127]. Согласно ст. 2 указанного Закона, различаются взаимоувязанная сеть связи Российской Федерации, сети связи общего пользования, ведомственные сети связи, внутрипроизводственные и технологические сети связи, выделенные сети связи. В основу всех этих терминов положено понятие сетей электросвязи, под которыми понимаются технологические системы, обеспечивающие один или несколько видов передач: телефонную, телеграфную, факсимильную, передачу данных и других видов документальных сообщений, включая обмен информацией между ЭВМ, телевизионное, звуковое и иные виды радио– и проводного вещания.

Средства международного информационного обмена используются на территории Российской Федерации только по волеизъявлению их собственника или уполномоченного им лица. При этом государство осуществляет защиту конфиденциальной информации юридических и физических лиц при условии использования последними в деятельности по международному информационному обмену сертифицированных средств информационного обмена и обладающих лицензией на работу с конфиденциальной информацией[128].

Доступ физических и юридических лиц в РФ к средствам международного информационного обмена и иностранным информационным продуктам осуществляется по правилам, установленным собственником или владельцем этих средств и продуктов в соответствии с законодательством РФ. На собственников и владельцев средств международного информационного обмена возлагается обязанность по обеспечению открытости установленных ими правил доступа и ознакомлению с ними пользователя. Доступ к сетям связи осуществляется в соответствии со ст. 27–31 Федерального закона «О связи».

Контроль за осуществлением международного информационного обмена. Контроль за осуществлением международного информационного обмена возлагается на федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. На федеральном уровне такими органами являются Министерство Российской Федерации по связи и информатизации, Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Специальными функциями в части контроля за осуществлением информационного обмена наделены Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ и Государственная техническая комиссия при Президенте РФ.

Основными формами контроля являются сертификация информационных продуктов, информационных услуг, средств международного информационного обмена и лицензирование деятельности по международному информационному обмену.

Обязательной сертификации подлежат средства международного информационного обмена, которые обрабатывают документированную информацию с ограниченным доступом, а также средства защиты этих средств.

Сертификации подлежат и ввозимые на территорию Российской Федерации информационные продукты и информационные услуги. Обязанность предоставления сертификата на эти объекты международного информационного обмена возлагается на импортера. Сертификат должен гарантировать соответствие ввозимых продуктов и услуг условиям договора. В случае невозможности сертификации ввозимых информационных продуктов и услуг риск их использования лежит на импортере.

Согласно ст. 18 Федерального закона «Об участии в международном информационном обмене» деятельность по международному информационному обмену в Российской Федерации подлежит лицензированию в случаях, когда в результате этой деятельности вывозятся за пределы территории Российской Федерации государственные информационные ресурсы либо ввозится на территорию Российской Федерации документированная информация для пополнения государственных информационных ресурсов за счет средств федерального бюджета или средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок лицензирования определяется Правительством РФ.

Международный информационный обмен на любой из его стадий может быть приостановлен. Основанием такого приостановления, которое вправе произвести в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, является противоправность действий участников международного информационного обмена.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: