Минимальные государственные социальные: что это значит

Минимальные государственные социальные: что это значит

О минимальных государственных социальных стандартах

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы и общий порядок разработки, утверждения и применения минимальных государственных социальных стандартов, обеспечивающих реализацию социальных гарантий и прав граждан на образование, охрану здоровья и медицинскую помощь, на жилище, на социальное обеспечение, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры и на получение квалифицированной юридической помощи, закрепленных в Конституции Российской Федерации.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

минимальные государственные социальные стандарты – единые на всей территории Российской Федерации требования к объему и качеству предоставления определенного вида бесплатных социальных услуг гражданам Российской Федерации на минимально допустимом уровне для обеспечения реализации установленных в Конституции Российской Федерации отдельных социальных гарантий и прав граждан, финансируемых из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;

бесплатные социальные услуги – услуги, предоставление которых гражданам Российской Федерации гарантируется государством на безвозмездной и безвозвратной основе государственными и муниципальными учреждениями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

минимальные социальные нормы – единые или групповые удельные показатели необходимой обеспеченности населения важнейшими социальными услугами по их видам;

финансовые нормы – денежное выражение минимальных социальных норм.

Статья 2. Задачи утверждения и применения минимальных государственных социальных стандартов

Минимальные государственные социальные стандарты утверждаются и применяются для решения следующих задач:

– реализация основных социальных гарантий и прав граждан, закрепленных в Конституции Российской Федерации;

– упорядочивание и совершенствование межбюджетных отношений между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Статья 3. Законодательство о минимальных государственных социальных стандартах

Законодательство о минимальных государственных социальных стандартах состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, Федерального закона “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации”, иных федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Статья 4. Перечни и виды минимальных государственных социальных стандартов, а также минимальных социальных и финансовых норм

1. Минимальные государственные социальные стандарты утверждаются в следующих сферах:

– социальное обслуживание населения;

Минимальные государственные социальные стандарты применяются при оказании юридической помощи гражданам.

2. В вышеуказанных сферах утверждаются перечни и виды минимальных государственных социальных стандартов, а также минимальных социальных и финансовых норм.

а) в качестве минимальных государственных социальных стандартов в сфере образования утверждаются требования к объему и качеству предоставления определенного вида бесплатных образовательных услуг гражданам Российской Федерации, необходимых для получения дошкольного, основного общего, начального и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, а также для получения на конкурсной основе высшего образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении;

б) в качестве минимальных государственных социальных стандартов в сфере здравоохранения утверждаются требования к объему и качеству предоставления определенного вида бесплатных медицинских услуг гражданам Российской Федерации, необходимых для оказания медицинской помощи и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

в) в качестве минимальных государственных социальных стандартов в сфере социального обслуживания населения утверждаются требования к объему и качеству предоставления определенного вида бесплатных социальных услуг гражданам Российской Федерации, необходимых для их социального обслуживания, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

г) в качестве минимальных государственных социальных стандартов в сфере культуры утверждаются требования к объему и качеству предоставления определенного вида бесплатных социальных услуг гражданам Российской Федерации, необходимых для обеспечения библиотечного обслуживания населения;

д) в качестве минимальных государственных социальных стандартов в жилищно-коммунальной сфере утверждаются требования к объему и качеству предоставления определенного вида бесплатных социальных услуг, необходимых для предоставления малоимущим и иным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации бесплатного жилья;

и) в качестве минимальных государственных социальных стандартов при оказании юридической помощи населению утверждаются требования к объему и качеству предоставления определенного вида юридических услуг гражданам Российской Федерации, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

Читайте также:
Валютный курс: что это такое, описание и особенности

Статья 5. Порядок установления минимальных государственных социальных стандартов

1. В Российской Федерации утверждаются и применяются единые минимальные государственные социальные стандарты, а также минимальные социальные и финансовые нормы.

2. В сферах, указанных в пункте 1 статьи 4 настоящего Федерального закона перечни и виды основных минимальных государственных социальных стандартов устанавливаются федеральными законами.

Перечни и виды минимальных государственных социальных стандартов, кроме указанных в абзаце 1 пункта 2 настоящей статьи, а также перечни и виды минимальных социальных и финансовых норм разрабатываются соответствующими министерствами и ведомствами, иными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации и утверждаются Правительством Российской Федерации.

4. Минимальные государственные социальные стандарты в натуральном выражении устанавливаются сроком на 4 года.

Минимальные государственные социальные стандарты в денежном выражении, устанавливаются сроком на 1 год и не могут изменяться в течение финансового года.

5. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе увеличивать минимальные социальные и финансовые нормы за счет средств соответствующих бюджетов.

Статья 6. Применение минимальных государственных социальных стандартов на территории Российской Федерации

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах полномочий, закрепленных за ними Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления обязаны обеспечивать применение минимальных государственных социальных стандартов за счет средств соответствующих бюджетов.

Минимальные государственные социальные стандарты используются для определения объемов финансирования отраслей социальной сферы, перечисленных в пункте 1 статьи 4 на очередной финансовый год из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Государственные и муниципальные предприятия и учреждения используют минимальные государственные социальные стандарты при предоставлении бесплатных социальных услуг населению.

Статья 7. Использование минимальных государственных социальных стандартов при формировании и исполнении бюджетов

1. Бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации формируются и исполняются с учетом расходов, необходимых для обеспечения минимальных государственных социальных стандартов.

2. Органы государственной власти Российской Федерации в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации закрепляют за бюджетами субъектов Российской Федерации собственные доходы либо передают им в порядке бюджетного регулирования другие источники доходов, необходимые для обеспечения минимальных государственных социальных стандартов.

Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации закрепляют за местными бюджетами собственные доходы либо передают им в порядке бюджетного регулирования другие источники доходов необходимые для обеспечения минимальных государственных социальных стандартов.

3. Финансовая помощь из бюджета одного уровня бюджетной системы Российской Федерации бюджетам других уровней, предоставляемая на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности, определяется на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг в целях финансирования расходов, обеспечивающих минимальные государственные социальные стандарты.

Статья 8. Ответственность за несоблюдение и (или) неисполнение минимальных государственных социальных стандартов, минимальных социальных и финансовых норм

За несоблюдение и неисполнение минимальных государственных социальных стандартов, минимальных социальных и финансовых норм органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и их должностные лица, организации, а также их руководители несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 9. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
В.В.Путин

Минимальные государственные социальные: что это значит

  • Пол:
  • Регистрация: 25.02.2014
  • Сообщений: 1787
  • Поставил(а) лайков: 15480
  • Получено лайков: 5869
  • Выплачено: 147 645 RUB

Что такое государственные минимальные социальные стандарты?

  • Откройте счет на ИнстаФорекс. Присоединяйтесь к лидерам!
  • Нравится

    Спасибо, Ваш голос учтён

    • Пол:
    • Регистрация: 19.07.2017
    • Сообщений: 10666
    • Поставил(а) лайков: 14194
    • Получено лайков: 24727
    • Выплачено: 2 979 468 RUB

    Что такое государственные минимальные социальные стандарты?


    В конституции практически любого более-менее развитого государства, в том числе и в Конституции РФ, есть фраза вроде:

    Пока все может казаться сложным и непонятным, однако каждый так или иначе сталкивался с этим понятием. Достаточно просто посмотреть на изображение, на котором указаны одни из основных категорий минимальных социальных стандартов:

    Получается, что знакомые нам прожиточный минимум, минимальная зарплата, минимальная пенсия, минимальная стипендия, минимальное пособие и прочее относятся к социальным стандартам. Однако есть еще и более скрытая категория, которую многие не замечают, однако там тоже есть стандарты, называется она “обеспеченность населения объектами социальной инфраструктуры”. К данной категории можно отнести следующие области:

    • образование;
    • здравоохранение;
    • культуру;
    • социальное обслуживание;
    • жилищно-коммунальное обслуживание.

    По сути, в каждой из сфер есть свои установленные нормы, которые позволяют гражданам реализовать свои права. Сфера ЖКО отвечает за “право на жилье”, сфера образования за “право на получение образования”, сфера здравоохранения за “право на медицинское обслуживание”. И в каждой из сфер есть свои минимальные стандарты, например в сфере здравоохранения это обеспеченность населения больницами, врачами, койками, в сфере образования – обеспеченность детскими садами, школами, университетами и т.д.

    Стоит отметить, что в последнее время есть достаточно много обоснованной критики в сторону минимальных социальных стандартов, поскольку проводимая внутри страны политика привела к тому, что по факту на прожиточный минимум практически нереально прожить, обеспеченность врачами в регионах оставляет желать лучшего, да и уровень оплаты труда в целом тоже не так велик, хотя с другой стороны минимальные стандарты и не должны гарантировать “хорошую” жизнь, они должны поддерживать “жизнь” в целом, а потому не стоит ожидать, что государство просто так вас будет одевать, кормить и обеспечивать.

    • Дополнительный заработок с ИнстаФорекс.
    • Нравится

      Спасибо, Ваш голос учтён

      Комментарий

      • Пол:
      • Регистрация: 19.02.2017
      • Сообщений: 8363
      • Поставил(а) лайков: 3756
      • Получено лайков: 14081
      • Выплачено: 2 189 690 RUB

      Что такое государственные минимальные социальные стандарты?

      Отношения обычных граждан с государством можно сравнить с отношениями заказчика и подрядчика. Первые платят деньги (налоги) и нуждаются в определенных услугах, вторые, получая эти деньги, выполняют услуги. Это в идеальном мире, которого, к сожалению, не бывает.

      Они предоставляются на безвозмездной основе за счет бюджета, который и формируется гражданами государства.

      Что может входить в государственные минимальные социальные стандарты?

      • Если говорить о сфере образования, то это набор общедоступных бесплатных услуг. Яркий пример – стипендия или возможность бесплатно получать образование.
      • Пенсионное обеспечение – минимальный размер пенсий.
      • В области здравоохранения – список бесплатный препаратов. Например, инсулин, который бесплатно выдается диабетикам.
      • В области жилищно-коммунального хозяйства – субсидии на оплату ЖКХ.
      • Ну и так далее. Областей на самом деле большое количество. Это и бесплатный проезд в общественном транспорте, различные пособия, дотации.

      Стоить понимать, что установка государственных минимальных социальных стандартов направлена на обеспечение минимально доступного уровня жизни тех граждан, которые в этом нуждаются, а не на улучшение жизни всех граждан. Тут может возникнуть вопрос: “А почему я должен платить за обеспечение комфорта другим?”. Ведь по сути основная часть налогов собирается со среднего класса, а государственные минимальные социальные стандарты в основном направлены на низший класс. Получается, что первые платят за вторых.

      Государственные минимальные социальные стандарты решают следующие задачи:

      • Оказывают необходимую материальную помочь малоимущим.
      • Улучшают среду обитания определенных регионов.
      • Способствуют развитию культуры.
      • Помогают оценить уровень жизни населения и состояния окружающей среды.
      • Обеспечивают нормативное формирование и использование бюджетных средств.
      • И ряд других.
      • Зарабатывать, не выходя из дома, просто. Откройте счет в ИнстаФорекс.
      • Нравится

        Спасибо, Ваш голос учтён

        Комментарий

        • Пол:
        • Регистрация: 18.02.2017
        • Сообщений: 12495
        • Поставил(а) лайков: 33448
        • Получено лайков: 39918
        • Выплачено: 745 787 RUB

        Государственные минимальные социальные стандарты – необходимые минимальные гарантии социальной защиты, установленные государством, закреплённые на законодательном уровне с целью удовлетворения жизненно необходимых потребностей человека.

        Установление стандартов позволяет решить задачи, связанные с формированием и использованием бюджетных средств в социальной сфере, обеспечить государственную поддержку социально незащищённым слоям населения (малоимущие, пострадавшие от стихии, беженцы), оценить уровень жизни и внешние условия в отдельных регионах

        Реализация их обязательна при начислении и выплате заработной платы, расчёте пенсионного обеспечения. Учитываются они в сфере образования, здравоохранения и культуры, при формировании социальной помощи, в нормативах ЖКХ, в экологических программах и разработках.

        Соблюдение минимальных государственных социальных стандартов обеспечивается государством и гарантируется всем гражданам на территории страны, осуществляется на безвозмездной и безвозвратной основе за счёт средств из государственного бюджета, государственных организаций и фондов.

        • Следуйте примеру успешных! Зарабатывайте с ИнстаФорекс.
        • Нравится

          Спасибо, Ваш голос учтён

          Комментарий

          • Пол:
          • Регистрация: 19.10.2020
          • Сообщений: 361
          • Поставил(а) лайков: 464
          • Получено лайков: 711
          • Выплачено: 222 528 RUB

          В Конституции РФ сказано, что Российская Федерация является социальным государством, с политикой, обусловливающей условия создания достойной жизни и свободного развития человека. Можно сказать, что государственные минимальные социальные стандарты – это объединяющие параметры для всей территории Российской Федерации, выполняющие минимальный уровень обеспечения граждан социальными услугами позволяющий не опускаться ниже уровня черты минимально возможного достойного существования. Для различных социальных слоев предназначен различный набор услуг и гарантий, например, это выплаты пенсионерам, инвалидам, также обеспечения охраны институтов материнства, отцовства, детства. То есть нужен индивидуальный подход для различных гражданских групп.

          • ИнстаФорекс – надежный проводник в мир финансов и инвестиций.
          • Нравится

            Спасибо, Ваш голос учтён

            Комментарий

            • Пол:
            • Регистрация: 05.04.2013
            • Сообщений: 4073
            • Поставил(а) лайков: 5129
            • Получено лайков: 6201
            • Выплачено: 969 341 RUB

            Государственные минимальные социальные стандарты – это минимальный, гарантированный государством уровень социальной защиты гражданина, выражающийся в удовлетворении минимальных потребностей человека. Эти потребности определяются нормативными документами и могут быть осуществлены через предоставления денежных выплат, социальных пособий и помощи, а так же путем предоставления бесплатных и общедоступных социальных услуг.

            • ИнстаФорекс, может заработать каждый
            • Нравится

              Спасибо, Ваш голос учтён

              Комментарий

              • Пол:
              • Регистрация: 21.12.2012
              • Сообщений: 11702
              • Поставил(а) лайков: 21518
              • Получено лайков: 47921
              • Выплачено: 2 501 110 RUB

              Что такое государственные минимальные социальные стандарты? На кого они распространяются?

              Государственный минимальный социальный стандарт – это установленный законом, нормативными правовыми актами минимум, гарантированный государством по обеспечению социальной защиты, что поможет удовлетворить основные потребности гражданина страны. Как правило формируется, устанавливается и утверждается в порядке, определенном Кабинетом Министров.

              Государственный минимальный социальный стандарт выражается в доступных социальных услугах, в социальных нормах и нормативах предоставления государственных пособий и выплат. Социальные нормы и нормативы – это данные ,которые демонстрируют уровень необходимого потребления продуктов питания, услуг и товаров непродовольственного характера, а также необходимость обеспечения социальными услугами ( образование, медицина, культура, коммунальные услуги).

              Что подразумевается под государственными минимальными социальными гарантиями:

              • законодательно утвержденные минимальные размеры оплаты труда;
              • минимальный доход граждан;
              • гарантия пенсионного обеспечения;
              • гарантия получения образования;
              • обеспечение приемлемых условий проживания;
              • поддержка развития культуры;
              • выплата социальной помощи и пр. социальных выплат.

              Все эти выплаты и гарантии устанавливаются законами и иными нормативно-правовыми актами и должны обеспечивать уровень жизни не ниже прожиточного минимума.

              Направления внедрения государственных минимальных социальных стандартов:

              1. Гособеспечение каждому работающему человеку: нормальный уровень благосостояния, минимальную зарплату и ее индексацию, умеренное налогообложение, свободную предпринимательскую деятельность.
              2. Обеспечение самых важных потребностей общества (медицина, образование, воспитание детей, культурное просвещение и т.п.)
              3. Улучшение качества жизни некоторых социальнонезащищенных групп населения.

              Цели внедрения государственных минимальных социальных стандартов и нормативов:

              • определить механизм обеспечения социальных прав и государственных социальных гарантий граждан согласно Конституции;
              • определить приоритеты госполитики в обеспечении граждан материальными благами;
              • определить и обосновать необходимые размеры расходов госбюджета, которые должны пойти на социальную защиту и обеспечение населения;
              • учет этих стандартов в разработке программ экономического и социального развития.

              Государственные минимальные социальные стандарты

              Лекция 1. Социальные стандарты как основа государственного регулирования социального развития

              План

              Понятие социальных гарантий и социальных стандартов

              Государственные минимальные социальные стандарты

              1. Современный уровень развития общества тесным образом связан с уровнем развития экономики, которая выступает базисом социального развития. Соответственно, качество жизни человека, обуславливаемое различными параметрами, во многом определяется обеспеченностью как отдельного члена того или иного общества, так и общества в целом располагаемым набором социально-экономических благ.

              Экономическое развитие общества, будучи базисом его социального развития, большей частью зависит от эффективности взаимодополняющей деятельности рыночных и государственных институтов, за счет чего происходит взаимодействие частного и общественного секторов экономики.

              На современном уровне общественного развития государство, концентрируя за счет налогообложения финансовые ресурсы, получает возможность осуществлять свою социальную функцию по отношению к его гражданам. Реализация государством социальной функции зависит от выполнения принятых на себя социальных гарантий, которые отражают его обязанности и ответственность перед гражданами, что зафиксировано законодательством государства.

              Таким образом, социальные гарантии – это предусмотренные законом обязательства государ­ства, направленные на реализацию важнейших (конституционных) прав граждан в социально-экономической сфере.

              Социальные гарантии государства являются одним из ключевых элементов современной системы социальной защиты, характеризующей возможности государства по осуществлению социальной функции.

              Функция общест­венного благосостояния строится в соответствии с представлениями кон­кретного общества о справедливости и при непосредственном участии госу­дарства. Определение ее вида зависит от сочетания рынка и государства в экономике, то есть от того, какая концепция социально-экономического развития выбрана соответствующим обществом: неолиберальная или эгали­тарная. Идея своего рода контракта, который государство заключает с об­ществом в настоящее время, выражается в определенных обязательствах го­сударства по отношению к обществу, заключившему с ним такой контракт. Так, в обмен на налоги в пользу государства, уплачиваемые обществом на постоянной и регулярной основе, государство гарантирует обществу финан­сирование, производство и распределение тех или иных общественных и социально значимых благ. В связи с этим возникает проблема конкретиза­ции социальных гарантий с учетом их экономического наполнения.

              Проблема конкретизации социальных га­рантий заключается в том, что последние, хотя и позволяют обозначить ос­новные параметры социальной функции государства, зачастую представля­ют собой общие направления. Следовательно, требуется еще одно звено для того, чтобы социальная функция государства через социальные гарантии выполнялась в отношении заданного объекта – общества, заинтересованно­го в социальном развитии. По нашему мнению, в качестве такого промежу­точного звена выступает система социальных стандартов, в которых нахо­дят практическое воплощение социальные гарантии.

              Социальные гарантии воплощаются в социальных стандартах, отражающих представления общества об уровне и качестве жизни; совокупность этих представлений, выраженных в виде требований общества, и определяет стандарт жизни, или социальный стандарт.

              Социальный стандарт представляет собой совокупность социальных потребностей населения, а также потребностей на содержание учреж­дений социальной сферы, финансируемых из бюджета, на одном из уровней обеспеченности: минимальном, среднем, рациональном, – выражаемых в социальных нормах и нормативах.

              Социальная стандартизация неразрывно связана с использованием социальных нормативов, имеющих традиционно многоцелевое использование. Они могут выступать в качестве критериев для различных сопоставлений, определения социальных рейтингов территорий, оценки близости достигнутого жизненного уровня требуемому в данных условиях развитию.

              Социальные стандарты могут использоваться государством в качестве инструментов управления социальным развитием при выработке социально-экономической политики, распределении направляемых в социальный сектор ресурсов, решении организационных задач, формировании и реализации социальных программ, закреплении и обеспечении социальных гарантий граждан и решении других социальных задач.

              2. Как известно, экономические ресурсы обладают свойством ограниченности, поэтому непосредственное претворение в жизнь социальных гарантий государства больше связано с понятием минимальных социальных стандартов, нежели с социальными стандартами в широком смысле. Именно минимальные социальные стандарты характеризуют возможности государства по обеспечению всех граждан минимальным уровнем дохода, определенным уровнем образования, установленным набором услуг здравоохранения, а также по предоставлению всем гражданам жилья и т. д.

              В связи с чем, государственная социальная стандартизация представляет собой правовую регламентацию приоритетных социальных нормативов и норм в качестве государственных минимальных социальных стандартов.

              Использование государственных минимальных социальных стандартов способствует повышению значимости норм и нормативов, регламентирующих приоритетные направления социальной политики, позволяет постоянно поддерживать реальное содержание основных государственных социальных гарантий. Таким образом, социальный стандарт на минимальном уровне означает со­вокупность социальных потребностей населения, а также по­требностей на содержание учреждений несоциальной сферы, финансируемых из бюджета и гарантируемых государством.

              В настоящее время не существует устоявшегося мнения относительно содержания минимальных социальных стандартов, в нормативных документах они определяются по-разному. Так, в Бюджетном кодексе Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ (ст. 6) минимальные государственные социальные стандарты определяются как государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счёт финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории Российской Федерации.

              В проекте Федерального закона «О минимальных государственных социальных стандартах» (принят Государственной Думой в первом чтении 11 июня 2003 г.) минимальные государственные социальные стандарты представлены как единые на всей территории Российской Федерации требования к объему и качеству определенного вида бесплатных социальных услуг гражданам Российской Федерации на минимально допустимом уровне для обеспечения реализации установленных в Конституции РФ отдельных социальных гарантий и прав граждан, финансируемые из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

              Таким образом, государственный минимальный социальный стандарт в общем виде – это законодательно установленный для каждого гражданина государства минимум дохода и состав, объем и качество социально значимых услуг, предоставляемых гражданам на безвозмездной основе.

              Система государственных минимальных социальных стандартов выражается в финансовых и социальных (натуральных) нормативах, являющихся конкретными показателями процесса социальной стандартизации. Социальные (натуральные) нормативы – это определенные количественные и качественные параметры оказания государственных услуг и являющиеся основой для определения финансовых нормативов. Финансовые нормативы – это подушевые нормы бюджетной обеспеченности одного потребителя государственных услуг.

              Установление государственных минимальных социальных стандартов в Российской Федерации должно быть направлено на решение следующих задач:

              – совершенствование механизма реализации основных конституционных прав граждан;

              – социальную защиту населения и удовлетворение важнейших потребностей человека в материальных благах и социальных услугах;

              – определение видов гарантированных социальных выплат и услуг за счет бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;

              – обеспечение социальной стабильности и устойчивого развития общества;

              – сохранение единого социального пространства страны на основе выравнивания условий доступности потребления материальных благ и услуг в различных регионах России;

              – нормативное обоснование формирования и исполнения бюджетов прежде всего на уровне субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также государственных внебюджетных фондов;

              – совершенствование межбюджетных отношений;

              – концентрацию финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социальной политики;

              – оценку уровня социального развития Российской Федерации и отдельных ее субъектов

              Необходимо отметить, что в настоящее время в соответствии с действующим законодательством перечень предметов ведения и полномочий в области социально-экономической стандартизации перемещается с федерального уровня на уровень субъектов РФ, в связи с чем особое значение имеет формирование системы государственных минимальных социальных стандартов в регионах.

              Социальные гарантии государства и минимальные социальные стандарты

              Основные социальные гарантии закреплены в Конституции РФ, что является важной частью социально-экономической политики.

              Социальные гарантии – это механизм долговременного действия, предусмотренные законом обязательства государства, направленные на реализацию конституционных прав граждан.

              Минимальные социальные стандарты – это установленные законодательством РФ нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты, ниже которого опускаться нельзя. Систему государственных минимальных стандартов составляют взаимосвязанные государственные минимальные социальные стандарты в области:

              2. Пенсионного обеспечения;

              6. Социального обслуживания;

              7. Жилищной политики

              Закрепляя в законе «О государственных минимальных стандартах» самый необходимый минимум социальных стандартов, государство делает обязательным их обеспечение для исполнительной власти на всех уровнях, а также для работодателей и предпринимателей всех видов собственности.

              Программы развития социально-экономической политики описаны в Указах президента № 596, 597, 598 (коротко о них):

              В Указе Президента от 7 мая 2012 г № 596, идет речь о:

              Утверждена долгосрочная экономическая политика России.

              В частности, к 2020 г. планируется создать и модернизировать 25 млн высокопроизводительных рабочих мест, к 2018 г. – увеличить производительность труда в 1,5 раза относительно показателей 2011 г. Кроме того, к 2015 г. необходимо приумножить объем инвестиций не менее чем на 25% ВВП, а к 2017 г. – до 27%.

              Также предусматривается, что доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП к 2018 г. возрастет в 1,3 раза относительно уровня 2011 г.

              В связи с этим Правительству РФ даны поручения.

              В частности, до 1 декабря 2012 г. должны быть утверждены план деятельности Правительства РФ на период до 2018 г. и прогноз социально-экономического развития нашей страны до 2030 г. До 31 декабря 2012 г. нужно принять основные государственные программы (например, такие как “Социальная поддержка граждан”, “Развитие науки и технологии”).

              Установлены сроки, в которые должны быть разработаны и утверждены госпрограммы в области модернизации и инновационного развития экономики.

              Указ вступает в силу со дня официального опубликования.

              В Указе Президента от 7 мая 2012 г № 597, идет речь о:

              Для совершенствования государственной социальной политики Правительству РФ следует реализовать ряд мер.

              Так, к 2018 г. размер реальной зарплаты должен увеличиться в 1,4 – 1,5 раза, а средняя зарплата врачей, преподавателей вузов и научных сотрудников должна быть повышена до 200% от средней зарплаты в соответствующем регионе.

              К 2020 г. число высококвалифицированных работников должно возрасти так, чтобы оно составляло не менее трети от количества квалифицированных сотрудников.

              Ежегодно в период с 2013 по 2015 гг. необходимо создавать до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов.

              До 1 декабря 2012 г. следует принять программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики. Повышение оплаты должно быть обусловлено достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг. При этом следует предусмотреть, что к 2018 г. средняя зарплата соцработников, включая сотрудников медорганизаций, младшего медперсонала, среднего медицинского (фармацевтического) персонала увеличивается до 100% от средней зарплаты в соответствующем регионе. Что касается работников медорганизаций с высшим образованием, предоставляющих медуслуги (обеспечивающих их предоставление), то повышение должно быть до 200%.

              До 1 апреля 2013 г. нужно сформировать независимую систему оценки качества работы организаций, оказывающих соцуслуги, включая определение критериев эффективности работы и введение публичных рейтингов их деятельности.

              Уделено внимание также сохранению и развитию российской культуры. В частности, к 2015 г. в малых городах должно появиться не менее 5 центров культурного развития, а количество госстипендий для выдающихся деятелей культуры и искусства, молодых талантливых авторов следует увеличить до 4 тыс.

              Указ вступает в силу со дня официального опубликования.

              В Указе Президента от 7 мая 2012 г № 598, идет речь о:

              В частности, утвержден ряд мер, направленных на дальнейшее совершенствование госполитики в сфере здравоохранения, призванной сохранить и укрепить здоровье граждан нашей страны, увеличить продолжительность их жизни.

              Так, Правительство РФ должно обеспечить к 2018 г. снижение смертности от болезней системы кровообращения (до 649,4 случая на 100 тыс. населения), от туберкулеза (до 11,8 случая), от ДТП (до 10,6 случая).

              Объем производства отечественных лекарств по номенклатуре перечней стратегически значимых и жизненно необходимых и важнейших препаратов следует довести до 90%.

              До 1 марта 2013 г. необходимо утвердить комплекс мер по совершенствованию оказания медпомощи населению на основе госпрограммы “Развитие здравоохранения”. К 1 января 2013 г. должна быть утверждена Стратегия развития медицинской науки в России на период до 2025 г.

              Не позднее 1 ноября текущего года в Госдуму нужно внести законопроект о защите здоровья населения от последствий потребления табака.

              Кроме того, следует разработать комплекс мер по обеспечению системы здравоохранения медицинскими кадрами. Срок – до 1 мая 2013 г.

              К 1 января 2016 г. должна быть завершена модернизация наркологической службы России.

              Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.это на экзамене рассказать в порядке ознакомления. Не переписывать!

              38.Государственно-частное партнерство: содержание, перспективы развития в России

              Вопросы взаимоотношения государства и бизнеса всегда находились в центре пристального внимания любого современного демократического правового государства. Более того, в последние годы во всем мире наблюдается тенденция усиления сотрудничества власти и бизнеса. В первую очередь, это проявляется в таких сферах, как электроэнергетика, транспорт, здравоохранение, образование. Предприятия в этих сферах, имеют стратегическое значение и не могут быть приватизированы, но, с другой стороны, государство не всегда обладает достаточным объемом средств, необходимых для их поддержки и развития. В этом случае применяется такая форма взаимодействия власти и бизнеса, как государственно-частное партнерство.

              Термин “государственно-частное партнерство” является дословным переводом английского термина “public-private partnership” (PPP) и давно применяется в зарубежных государствах: Франции, Великобритании, США, Канаде, Австрии, Бельгии, Дании.

              В отличие от большинства зарубежных государств, в России государственно-частное партнерство все еще находится на стадии становления. В органах государственной власти субъектов РФ создаются структурные подразделения по вопросам ГЧП, при министерствах, Государственной Думе созданы экспертные советы по ГЧП, реализуются проекты с применением институтов ГЧП. В настоящее время среди федеральных нормативных правовых актов, тем или иным образом регулирующих отношения, возникающие в сфере ГЧП можно назвать:

              – договорные конструкции, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.

              – Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ “О концессионных соглашениях”;

              – Федеральный закон от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ “Об особых экономических зонах в Российской Федерации”;

              – Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”;

              – Федеральный закон от 17.05.2007 N 82-ФЗ “О банке развития” и т.д.

              В широком смысле под ГЧП подразумевается любое официальное конструктивное взаимодействие власти и бизнеса не только в экономике, но и в политике, культуре, науке.

              В узком смысле под государственно-частным партнёрством понимается – взаимодействие бизнеса и власти в процессе реализации социально значимых проектов, имеющих общегосударственное значение.

              Discovered

              О финансах и не только…

              Государственные минимальные социальные стандарты

              Государственные минимальные социальные стандарты — установленные законодательством минимально необходимые гарантии социальной защиты, обеспечивающие удовлетворение важнейших потребностей человека. При помощи государственных минимальных социальных стандартов решаются основные задачи:

              • нормативного обеспечения формирования и использования бюджетных и внебюджетных средств на социальные нужды;
              • обеспечения государственной поддержки развития социальной сферы и улучшения среды обитания отдельных регионов и поселений с учетом их особенностей;
              • оказания необходимой социальной помощи малоимущим гражданам, лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации и пострадавшим от стихийных бедствий;
              • оценки уровня жизни населения и состояния окружающей среды в регионах и поселениях;
              • по разработке и реализации государственной социальной, экономической и экологической политики, общегосударственных и региональных программ, концепций, прогнозов и схем социального, экономического и экологического развития.

              Государственные минимальные социальные стандарты применяются в сферах:

              • оплаты труда;
              • пенсионного обеспечения;
              • социальной поддержки граждан, нуждающихся в защите;
              • образования;
              • здравоохранения;
              • культуры;
              • социального обслуживания;
              • жилищно-коммунального хозяйства;
              • обеспечения благоприятной окружающей среды;
              • физической культуры, туризма и санаторно-курортного обслуживания.

              К государственным минимальным социальным стандартам относятся:

              • количественные и качественные нормы объектов государственной социальной стандартизации;
              • нормативы времени и периодичность предоставления социальных услуг;
              • гарантированные ассигнования из бюджетов и государственных финансовых фондов (пенсии, стипендии, пособия, выплаты и др.);
              • нормы кадрового, материального и технического обеспечения объектов государственной стандартизации.

              На основе государственных минимальных социальных стандартов определяются нормативы бюджетного финансирования по текущим расходам на социальные нужды, нормативы удельных затрат на строительство учреждений социальной сферы и учреждений, обеспечивающих мероприятия по улучшению окружающей среды.

              Государственные минимальные социальные стандарты устанавливаются в областях и сферах:

              • получения денежных доходов населения – прожиточный минимум (денежная оценка потребительской корзины и обязательных платежей и сборов);
              • оплаты труда – минимальный размер оплаты труда, дифференцируемый по районам страны с учетом прожиточного минимума, тарифные ставки – в соответствии с Единой тарифной сеткой по оплате труда работников бюджетной сферы;
              • пенсионного обеспечения – минимальные размеры государственных пенсий по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца и за выслугу лет, пособия и др.;
              • образования – набор общедоступных и бесплатных образовательных услуг, финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней, а также затраты на дошкольное воспитание и обучение ребенка;
              • здравоохранения – набор общедоступных и бесплатных услуг по оказанию амбулаторно-поликлинической, стационарной и скорой медицинской помощи, финансируемой за счет бюджетов различных уровней и фондов обязательного медицинского страхования;
              • культуры – набор общедоступных и бесплатных услуг государственных и муниципальных учреждений культуры, финансируемых за счет бюджетов различных уровней;
              • жилищно-коммунальные – категории граждан, нуждающихся в жилище, которым оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственного, местных и других жилищных фондов, социальные нормы площади жилья, предоставляемого бесплатно или за доступную плату, нормы адресного дотирования покупки или строительства жилья гражданами-очередниками, нуждающимися в улучшении жилищных условий, и др.

              Государственные минимальные социальные стандарты используются для определения:

              • финансовых нормативов формирования и исполнения статей социально-культурной сферы бюджетов всех уровней;
              • формирования и расходования средств государственного и местных финансовых фондов социального назначения;
              • нормативов потребности в финансовых средствах и необходимой бюджетной обеспеченности расходов на социальные нужды, а также покрытия расходов на социальные нужды из государственного и местных внебюджетных фондов.

              Предоставление государственных минимальных социальных стандартов гражданам на безвозмездной и безвозвратной основе за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы и бюджетов государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на всей территории страны.

              Правовое регулирование

              Правовое регулирование – осуществляемое при помощи системы правовых средств воздействие на общественные отношения.

              Для того чтобы общество было организованным и упорядоченным, необходимо осуществлять определенное согласование разнообразных интересов как отдельного человека так и сообщества людей. Это осуществляется посредством социального регулирования, то есть целенаправленного воздействия на поведение людей. Регулирование может быть внутренним (саморегулирование) и внешним (со стороны кого – либо).

              В системе социального регулирования важная роль принадлежит именно правовому регулированию. Регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели.

              Воздействие норм, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовыми. Если под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а иногда противоречащие целям законодателя, такое воздействие не может считаться правовым регулированием. Также нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Например, воздействие на сознание людей через средства массовой информации, нравственное и правовое просвещение.

              Предмет правового регулирования

              Право не должно и не может регулировать все общественные отношения и все социальные связи людей. Поэтому должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования, то есть те связи, которые необходимо урегулировать правом.

              В сферу правового регулирования должны входить отношения со следующими признаками:

              – в них находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные;

              – в них реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения другого;

              – они строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил;

              – они требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой

              Этим признакам отвечают три группы общественных: отношений:

              1) отношения людей по обмену материальными и духовными ценностями (имущественные);

              2) отношения по властному управлению обществом (государственное управление социальными процессами);

              3) отношения по обеспечению правопорядка (призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе). Эти отношения возникают из нарушения правил поведения людей в двух указанных сферах.

              Общественные отношения, входящие в эти группы составляют предмет правового регулирования, поскольку по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и требуют правового регламентирования.

              От характера и содержания общественных отношений зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования.

              Такой характер и вид общественных отношений обусловливают степень интенсивности правового регулирования (широта охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения).

              Методы, способы и типы правового регулирования

              Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия. В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.

              Метод децентрализованного регулирования (автономный, диспозитивный) – построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих свои частные интересы (в сфере отраслей частноправового характера).

              Метод централизованного (императивного, авторитарного) регулирования – базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. В этих отношениях приоритетным является общественный интерес. Централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (в конституционном, административном, уголовном праве).

              Метод правового регулирования является одним из важных критерия разграничения прав на отрасли.

              Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей. В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

              1. Дозволение – состоит в предоставлении субъектам прав на совершение определенных положительных действий (предоставление субъективных прав).

              Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма не однородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

              2. Обязывание – заключается в возложении обязанности совершить определенные положительные действия (обязанность платить налоги).

              Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо в договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязанности перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

              3. Запрет – сводится к возложению обязанности воздерживаться от определенных действий.

              Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющее собой определенное долженствование.

              Второй и третий способы имеют определенное сходство. Оба предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности носят позитивный характер, то в другом – пассивный. Кроме того, можно выделить дополнительные способы правового воздействия. Это:

              поощрение– выражается в награждении субъектов за определенные заслуги;

              рекомендации – состоят в предложении избрать наиболее целесообразный (оптимальный вариант поведения).

              Также к дополнительным способам относятся применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за правонарушение). К дополнительным способам можно отнести предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность правового применения правового принуждения.

              В юридической литературе и в практике существуют две юридические формулы (принципа), на основе которых выделяются два типа правового регулирования.

              Общедозволительный тип – выражается в принципе: разрешено все, что прямо не запрещено законом. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик.

              Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленных целей.

              Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение.

              Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (например, купля – продажа наркотиков).

              Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

              Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств способов достижения поставленных целей.

              Разрешительный тип – выражается в принципе: запрещено все, что прямо не разрешено законом. Участники правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

              Разрешиетльный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер государственного принуждения.

              Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действия, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение запрещается.

              Его формула звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

              Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

              Методы, способы, типы правового регулирования

              Правовое регулирование – осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения; это процесс наделения участников общественных отношений правомочиями, обязанностями, ответственностью (дозволениями, запретами, управомочиями), реализации этих правомочий, обязанностей, ответственности, превращения этих участников в субъектов правовых отношений.

              Методы правового регулирования

              Метод правового регулирования – определенные приемы, способы, средства воздействия права на общественные отношения; это известный набор юридического инструментария, посредством которого государственная власть оказывает необходимое воздействие на волевые общественные отношения в целях придания им желательного развития.

              Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет свою регулятивную роль, ибо правовые нормы регулируют не только разнохарактерные отношения, но и различным образом. От методов в значительной мере зависит эффективность правового регулирования , достижение выдвигаемых при этом целей.

              В общее понятие метода правового регулирования (как собирательной категории) входят следующие компоненты, дающие представление о том, каким образом государство с помощью права воздействует на происходящие социальные процессы:

                • установление границ регулируемых отношений (что зависит от ряда объективных и субъективных факторов – особенности этих отношений, экономические и иные потребности, государственная заинтересованность и др.);
                • издание соответствующих нормативных актов , предусматривающих права и обязанности субъектов, предписания о должном и возможном их поведении;
                • наделение правоспособностью и дееспособностью участников общественных отношений (граждан и юридических лиц), позволяющих им вступать в разнообразные правоотношения;
                • определение мер ответственности (принуждения) на случай нарушения этих установлений.
              Виды методов правового регулирования

              Наряду с общим существуют конкретные методы правового регулирования, характерные для тех или иных отраслей права и опосредуемых ими отношений, к которым относятся:

                • императивный;
                • диспозитивный;
                • поощрительный;
                • рекомендательный;
                • и другие.

              Суть императивного (административно-правового) метода правового регулирования заключается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства. Соответственно стороны находятся в неравных отношениях – между участниками административных правоотношений складываются отношения власти и подчинения.

              Диспозитивный (гражданско-правовой) метод правового регулирования основывается на равенстве сторон правоотношения. В гражданско-правовых отношениях их участники выступают обычно как равноправные субъекты, независимые друг от друга. Посредством заключаемого между ними договора (соглашения) они сами определяют свои права и обязанности, которые, однако, должны соответствовать закону, находиться в его рамках. Примером такого договора может быть договор между предприятием, на котором образуются отходы производства, и транспортным предприятием по перевозке отходов на объекты их утилизации.

              Поощрительный метод свойственен, например, трудовому праву, где действуют премиальные системы.

              Рекомендательный метод используется при регулировании общественных отношений между негосударственными организациями (например, в сельском хозяйстве). Государство оказывает на них свое влияние лишь путемразрешений, содействия, рекомендательных актов.

              Способы правового регулирования

              В процессе правового регулирования используются три способа регулирования:

                1. дозволение,
                2. обязывание,
                3. запрещение.

              Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма неоднородны. Они могут выражаться в таких формах, как

                • субъективное право,
                • свобода,
                • законный интерес.

              Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

              Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

              Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование.

              Существует тесная взаимосвязь между обязываниями и запрещениями, которые допускают взаимную определимость. Ведь обязанность выполнить определенное действие эквивалентна запрещению не выполнять его . Например, обязанность уплатить стоимость вещи по договору купли-продажи эквивалентна запрету приобретения этой вещи бесплатно. Точно так же запрещение определенного действия эквивалентно обязанности несовершению этого действия. Так, запрещение для судьи вести дело, если он является родственником обвиняемого, эквивалентно обязанности судьи не принимать участия в судопроизводстве по этому делу.

              Типы правового регулирования

              Тип правового регулирования – те или иные сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволений, либо обязываний с запрещениями.

              Выделяют два типа правового регулирования:

                1. общедозволительный;
                2. разрешительный.

              Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено . Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (купля-продажа наркотиков). Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

              Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств и способов достижения поставленных целей.

              Разрешительный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения (С.С. Алексеев, А.Ф. Черданцев).

              Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается. Его формулировка звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного . Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: