Монопольно низкая цена: что это значит

Статья 7. Монопольно низкая цена товара

Комментарий к статье 7

1. Установление монопольно низкой цены товара – это один из видов злоупотребления доминирующим положением (п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона о защите конкуренции).

А. Цена товара, на рынке которого поставщик товара (ответчик) занимает доминирующее положение, ниже суммы расходов и прибыли, необходимых для производства и реализации такого товара. Под прибылью и расходами в данном случае имеются в виду прибыль и расходы непосредственно доминирующего поставщика товара. Прибыль и расходы конкурентов поставщика не должны приниматься во внимание при определении монопольно низкой цены. Так, если конкуренты поставщика ввиду отсутствия у них таких же ресурсов и инфраструктуры, как у доминирующего поставщика, несут гораздо больше расходов на единицу товара, чем доминирующий поставщик (соответственно, требования к прибыльности у них также будут выше), то цена, установленная поставщиком, не должна рассматриваться через призму расходов его конкурентов . Однако вышесказанное не исключает возможности оценки расходов и прибыли как элементов цены других хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на сопоставимых рынках, при сравнении цен таких хозяйствующих субъектов с ценами доминирующего поставщика (см. условие “Б”).

См., напр.: Постановление ФАС СЗО от 18 октября 2011 г. по делу N А21-10374/2010.

Б. Цена на данный товар ниже его цены на сопоставимом товарном рынке в России при наличии такого рынка (ч. 1 ст. 7 Закона о защите конкуренции). Под сопоставимым рынком понимается товарный рынок, сопоставимый по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (ч.

В. Установление доминирующим субъектом такой цены повлекло или могло повлечь за собой ограничение конкуренции в связи с сокращением числа участников товарного рынка, т.е. независимых конкурентов доминирующего субъекта (п. 3 ч. 2 ст. 7 Закона о защите конкуренции). Важно отметить, что, исходя из формулировки данного условия, уменьшение количества участников рынка должно состояться как факт. Ограничение конкуренции как результат уменьшения количества участников рынка доказывается отдельно. При этом достаточно доказать возможность ограничения конкуренции в результате состоявшегося уменьшения количества участников рынка.

2. Таким образом, суть установления монопольно низкой цены состоит в искусственном занижении цены на товар. Поскольку низкая цена устанавливается доминирующим поставщиком товара, охватывающим существенную часть рынка, большая доля покупателей на рынке имеет сильный стимул покупать товары именно у этого поставщика и игнорировать товары с более высокими ценами менее крупных продавцов на рынке – конкурентов поставщика.

В результате конкуренты доминирующего поставщика теряют своих клиентов и, как правило, вынуждены сокращать, а затем и вовсе прекращать производство и (или) реализацию продукции и уходить с рынка. Доминирующий поставщик же гарантирует себе высокую долю рынка, при этом, как отметил ВАС РФ, сохраняет “экономическую стабильность своего предприятия” .

Постановление Президиума ВАС РФ от 30 июля 2012 г. N 1063/12.

На первый взгляд для конечных потребителей такая ситуация является положительной, поскольку они получают товар по низкой цене. Однако целью разумного поставщика вряд ли является постоянная реализация товара себе в убыток, которая неизбежно рано или поздно приведет к его банкротству. Его главная бизнес-стратегия – возместить выгоду, упущенную при реализации товара по искусственно заниженной цене, за счет монопольной прибыли, которую он не смог бы получить при установлении цены на товар в условиях конкуренции.

Во-первых, после выдавливания конкурентов с рынка и увеличения собственной клиентской базы доминирующий поставщик может существенно повысить цены на товар (как правило, выше рыночных). В такой ситуации покупатели вынуждены платить повышенную цену, поскольку других источников товара на рынке больше нет или количество альтернативного товара незначительно (так как конкуренты поставщика ушли с рынка). Доминирующий поставщик получает сверхприбыль за счет продажи значительного объема продукции (обеспеченного большой и стабильной клиентской базой) по завышенным ценам. Такая ситуация, например, имела место в деле, рассмотренном УФАС по г. Москве в отношении ЗАО “АКАДО-Столица” .

См.: решение АС г. Москвы от 8 февраля 2010 г. по делу N А40-156748/09-139-1081, поддержанное всеми инстанциями, включая ВАС РФ, который отказал в пересмотре дела (Определение ВАС РФ от 31 января 2011 г. N ВАС-16284/10).

Во-вторых, рост объемов реализации товаров доминирующего поставщика за счет сокращения спроса на товары его конкурентов может привести к снижению средних издержек производства доминирующего поставщика. Тем самым изначально невыгодная для доминирующего поставщика пониженная цена с ростом его клиентской базы становится для него выгодной. В такой ситуации дальнейшее сокращение присутствия конкурентов на рынке влечет повышение эффективности доминирующего поставщика и гарантирует получение им желаемой прибыли. Такая логика в отношении концепции монопольно низкой цены отражена в позиции ВАС РФ в рамках пересмотра дела, рассмотренного УФАС по Республике Бурятия в отношении ОАО “Бурятнефтепродукт” .

Читайте также:
Императивная норма права: что это значит

Постановление Президиума ВАС РФ от 30 июля 2012 г. N 1063/12 по делу N А10-11/2011.

В-третьих, доминирующий поставщик при установлении монопольно низкой цены на товар и увеличении своей доли на рынке такого товара может увеличивать прибыль на рынке, смежном с рынком товара, реализуемого по монопольно низким ценам (например, за счет повышения цены товара, обращающегося на смежном рынке).

В такой ситуации для целей дальнейшего пресечения нарушения антимонопольный орган может обязать ответчика вести раздельный учет затрат и доходов по основным видам товаров.

3. Монопольно низкая цена может устанавливаться путем снижения ранее установленной цены товара, а также путем поддержания или неповышения ранее установленной цены товара, когда рыночная цена идет вверх (п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 7 Закона о защите конкуренции). Условия установления монопольно низкой цены, предусмотренные в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 7 Закона о защите конкуренции, такие же, как и для монопольно высокой цены. В этой связи отдельный комментарий в отношении таких условий не приводится.

4. Цена не признается монопольно низкой, если она установлена субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного в соответствии с законодательством РФ. Это исключение мотивировано тем, что контроль антимонопольного органа над тарифами, как правило, осуществляется на этапе определения таких тарифов уполномоченными государственными органами. Следовательно, установление последующего контроля над тарифами, уже согласованными с антимонопольным органом, является чрезмерным. Например, размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям определяется по согласованию с ФАС России .

Пункт 87 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. N 1178 “О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике”.

А. Навязывание низкой цены доминирующим покупателем.

Логика ст. 7 Закона о защите конкуренции исходит из того, что монопольно низкая цена товара устанавливается именно продавцом товара . Однако если рынок имеет структуру монопсонии (т.е. на рынке доминирует покупатель), то цена товара на таком рынке в значительной степени диктуется именно покупателем. Покупатель, обладающий рыночной властью (доминирующим положением), может понудить поставщиков товара продавать товар с отрицательной рентабельностью, т.е. по ценам, которые будут ниже суммы расходов и прибыли, необходимых поставщикам для производства и (или) реализации товара.

Говоря об установлении цены, законодатель всегда имеет в виду именно продавца товара. Кроме того, п. 3 ч. 2 ст. 7 Закона прямо говорит об установлении цены продавцом товара.

Существует позиция, согласно которой данная ситуация не подпадает под определение монопольно низкой цены. Однако при этом очевидно, что она тем не менее может ограничить конкуренцию. Например, чрезмерно низкая цена товара на рынке создает барьеры входа для потенциальных поставщиков, а также может привести к выходу с рынка тех поставщиков товара, которые не смогут в течение длительного времени реализовывать товар по чрезмерно низким ценам.

В академической литературе встречается позиция, согласно которой такое поведение доминирующего потребителя в принципе выпадает из-под регулирования Закона о защите конкуренции, и поэтому действие ст. 7 Закона необходимо распространить на эту ситуацию путем внесения соответствующих изменений . Данная позиция представляется не вполне обоснованной, так как Закон о защите конкуренции уже содержит в себе необходимый инструментарий для пресечения и недопущения указанного антиконкурентного поведения доминирующего покупателя.

Навязывание доминирующим покупателем чрезмерно низкой цены товара поставщику может квалифицироваться как нарушение п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции: злоупотребление доминирующим положением в форме навязывания контрагенту невыгодных для него условий договора. Указанная практика доминирующего поставщика также может рассматриваться как создание препятствий доступу на товарный рынок (п. 9 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции) для тех поставщиков, которые не в состоянии реализовывать товар с отрицательной рентабельностью. Наконец, учитывая тот факт, что перечень видов злоупотреблений доминирующим положением в ст. 10 Закона о защите конкуренции не является исчерпывающим, эта практика всегда может быть признана злоупотреблением доминирующим положением покупателя, если будут доказаны какие-либо иные признаки ограничения конкуренции или ущемления интересов.

Б. Формирование низкой цены на торгах, проводимых в рамках публичных закупок.

Среди судебных решений встречается достаточно спорная позиция, согласно которой при предложении участником торгов, проводимых в рамках публичных закупок, чрезмерно низкой цены положения ст. 7 Закона о защите конкуренции не должны применяться .

Постановление 7 ААС от 25 октября 2012 г. по делу N А67-3659/2012.

Суть позиции состоит в следующем: 1) на торгах цена не устанавливается поставщиком, как того требует ст. 7 Закона о защите конкуренции, а формируется в процессе проведения тендерных процедур, предусмотренных законодательством о закупках товаров, работ или услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд ; 2) целью проведения торгов в отличие от целей применения положений ст. 7 Закона о защите конкуренции является не только извлечение прибыли, но и достижение эффективности использования бюджетных средств; 3) в законодательстве о закупках товаров, работ или услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не установлено требований относительно недопустимости снижения цены контракта ниже себестоимости соответствующей услуги.

Читайте также:
Инновационный банк: что это такое, описание и особенности

На момент рассмотрения дела еще действовал Закон N 94-ФЗ.

Данная позиция не имеет преюдициального значения и, по мнению авторов, не учитывает всего многообразия ситуаций, при которых предложение доминирующим участником торгов (закупок) цены на товар ниже себестоимости действительно может ограничить конкуренцию и отвечать всем условиям монопольно низкой цены. Кроме того, новые законодательные нормы, регулирующие публичные закупки, прямо указывают на недопустимость осуществления участниками закупок любых действий, которые приводят к ограничению конкуренции, тем самым отсылая к Закону о защите конкуренции .

См.: ст. 8 Закона о ФКС.

В. Недобросовестная конкуренция в форме установления низкой цены, искусственно сдерживающей рост цен на товарном рынке.

Встречаются случаи, когда антимонопольный орган, доказав, что цена установлена ниже требуемых расходов и прибыли, не может тем не менее доказать соблюдение остальных условий установления ответчиком монопольно низкой цены, и дело переквалифицируется на осуществление ответчиком актов недобросовестной конкуренции .

Постановление Президиума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 1162/13; Постановление 12 ААС от 23 апреля 2013 г. по делу N А06-6215/2011.

Установление искусственно низкой цены (ниже необходимых расходов и прибыли), действительно, может не соответствовать общим экономическим принципам формирования цены, принципам разумности, законам логики, обычаям делового оборота и сдерживать обоснованный рыночный рост цен на товарном рынке. Таким образом, выполняется одно из условий для недобросовестной конкуренции, а именно действия противоречат “обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости” (п. 9 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Однако, как справедливо указал ВАС РФ, это лишь одно из условий недобросовестной конкуренции, остальные условия также должны быть доказаны антимонопольным органом . Такими условиями являются получение ответчиком преимуществ при осуществлении им предпринимательской деятельности, а также причинение или возможность причинения ответчиком убытков его конкурентам либо нанесение или возможность нанесения вреда их деловой репутации (п. 9 ст. 4 Закона о защите конкуренции). Например, сравнение финансовых показателей ответчика и его конкурентов с учетом использования ими различных систем налогообложения может быть использовано для доказывания получения ответчиком преимуществ в предпринимательской деятельности.

Постановление Президиума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 1162/13.

Таким образом, наличия факта необоснованно низкой цены, согласно ч. 1 ст. 7 Закона о защите конкуренции, недостаточно для признания такой практики актом недобросовестной конкуренции.

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Монопольно низкая цена

Монопольно низкая цена – цена приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополни-тельной прибыли и ( или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, результатом установления которой является или может являться ограничение конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка. [1]

Монопсония устанавливает монопольно низкие цены на товары, закупаемые у аутсайдеров. Понижение цены по сравнению с общественной стоимостью или возможной равновесной ценой достигается посредством искусственного создания зоны избытка продукции. В этом случае монопсония преднамеренно уменьшает закупки товаров, из-за чего их предложение превышает монополистический спрос. Так обычно поступают монопсонии, которые занимаются переработкой сельскохозяйственной, продукции, скупаемой у массы мелких ферм. [3]

Наконец, при помощи монопольно низких цен в условиях избытка дешевой нефти корпорации не только максимизировали массу текущих прибылей, стимулируя спрос, но и решали не менее, а возможно и более важную стратегическую задачу – наступление МНК на позиции компаний, производящих иные энергоносители, прежде всего уголь, с помощью ценовой конкуренции. Именно в эпоху дешевой нефти 60 – х годов наиболее активно закладывались основы для широко развернувшейся в следующем десятилетии диверсификации деятельности крупнейших нефтяных монополий, для их превращения в энергетические и химические концерны. [4]

Установление монопольно высоких и монопольно низких цен ведет к модификации форм проявления закона стоимости. Поскольку монополии в известной мере могут диктовать цены, свободной игры цен на рынке нет. Конкуренция, хотя и обострившаяся, протекает отнюдь не на равных началах для монополий немонополизированных фирм и мелких производителей. Господство монополий затрудняет межотраслевую миграцию капитала, так как монополии препятствуют притоку новых капиталов в отрасли, где преобладает их влияние. Продолжительность и уровень отклонения монопольных цен от стоимости более значительны, чем в эпоху домонополистического капитализма. [5]

Читайте также:
Международный валютный фонд: что это

Установление монопольно высоких и монопольно низких цен ведет к модификации форм проявления закона стоимости. Поскольку монополии в известной мере могут диктовать цены, свободной игры цен на рынке нет. Конкуренция, хотя и обострившаяся, протекает отнюдь не на равных началах для монополий, немонополизированных фирм и мелких производителей. Господство монополий затрудняет межотраслевую миграцию капитала, так как монополии препятствуют притоку новых капиталов в отрасли, где преобладает их влияние. [6]

Система монопольно высоких и монопольно низких цен , механизм извлечения монопольно высоких прибылей обусловливают рост эксплуатации, нищеты и прямого разорения больших масс мелких товаропроизводителей, особенно в с. Об этом свидетельствует обнищание и разорение огромного количества мелких фермеров. [7]

Разумеется, понять, кому мешают монопольно низкие цены или почему предприниматель всю жизнь должен выращивать сахарную свеклу, если он однажды начал ее выращивать, не так просто. И разбираться во всех этих нарушениях антимонопольного законодательства приходится именно антимонопольному комитету. [8]

В результате установления монопольно высоких и монопольно низких цен возникают так называемые ножницы цен. [9]

Речь идет о монопольно высоких и монопольно низких ценах , уровни которых удаляются друг от друга подобно расходящимся лезвиям ножниц. Такое движение цен основывается на расширении зон избытка и дефицита товаров. Оно характерно для многих предприятий обрабатывающей промышленности, которые в условиях инфляции повышают цены на свои готовые изделия в несколько раз больше, чем увеличиваются цены в добывающих и сельскохозяйственных отраслях. [11]

Речь идет о монопольно высоких и монопольно низких ценах , уровни которых удаляются друг от друга подобно расходящимся лезвиям ножниц. Такое движение цен основывается на расширении зон избытка и дефицита товаров. Оно характерно для многих предприятий обрабатывающей промышленности, которые в условиях инфляции повышают цены на свои готовые изделия в несколько раз больше, чем увеличиваются цены в добывающих и сельскохозяйственных отраслях. [13]

Фактором ценовой дискриминации может быть и установление монопольно низких цен , что затрудняет доступ на рынок и существенно ограничивает конкуренцию. Признаками такой практики являются искусственное создание на рынке условий, при которых приобретение потребителем товара у других компаний становится экономически невыгодным; реализация продукции доминирующей на рынке компании по ценам ниже себестоимости и / или ниже уровня, который сложился на конкурентных рынках и / или меньше среднеотраслевого ( среднерегионального) уровня, когда это не предопределено рыночной конъюнктурой; не обусловленное конъюнктурой рынка и динамикой издержек производства снижение прибыли в условиях стабильного ( растущего) спроса на данный товар за определенный период времени. [15]

Монопольно низкая цена: что это значит

  • Главная
  • Поиск
  • О проекте
  • Связь

Статья 7. Монопольно низкая цена товара

Комментарий к статье 7

1. Ранее действовавшим законом монопольно низкая цена определялась как цена приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, результатом установления которой является или может являться ограничение конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка.
Возможность установления, поддержания необоснованно низкой цены является отличительным признаком хозяйствующего субъекта, доминирующего на соответствующем рынке, поскольку именно наличие рыночной власти и ее составляющих позволяет негативно влиять на конкуренцию и конкурентов такими ценовыми способами, сохраняя экономическую стабильность предприятия. При этом действия монополиста посягают как на публичные, так и на частные интересы (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 31 января 2012 г. N 12074/11 по делу N А53-21660/2010). С учетом этого следует отличать категорию монопольно низкой цены и экономически необоснованной (низкой) закупочной цены, никаких критериев для определения неправомерности которой действующее законодательство не содержит, в силу чего последнее понятие во многом является оценочным. Соответственно, вывод о такой неправомерности может быть сделан только в результате оценки совокупности всех обстоятельств дела, прежде всего положения хозяйствующего субъекта на рынке (см. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 августа 2010 г. N Ф09-6069/10-С1 по делу N А76-36276/2009-35-754/1).
Для определения монопольно низкой цены законодатель использует те же критерии (методы) ее установления, что и для определения монопольно высокой цены (см. комментарий к ч. 1 ст. 6). При этом указывается, что установление монопольно низкой цены может выражаться в: 1) снижении ранее установленной цены товара или 2) поддержании или неповышении ранее установленной цены товара. Так же, как и в отношении монопольно высокой цены, предметом оценки является соответствие цены: 1) расходам, необходимым для производства и реализации товара, которые в данном случае превышают получаемую от реализации товаров, работ и услуг выручку; 2) составу продавцов или покупателей товара; 3) условиям обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленным мерами государственного регулирования (см. комментарий к ч. 1 ст. 6).
Пример: на практике вопрос об установлении монопольно низкой цены возникает довольно редко. Несколько раз предметом проверки со стороны антимонопольных органов были факты установления заниженных цен на молоко, дизельное топливо, услуги связи. В одном из случаев суды отметили, что несовпадение темпов роста оптовых и розничных цен на нефтепродукты не соответствует общим экономическим принципам формирования цены, принципам разумности, законам логики, обычаям делового оборота и хозяйствующий субъект искусственно сдерживает рост розничных цен на нефтепродукты, пользуясь своим доминирующим положением, из чего был сделан вывод об использовании им нерыночных механизмов (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 30 июля 2012 г. N 1063/12 по делу N А10-11/2011).
2. Не признается монопольно низкой цена товара в случае, если:
1) она установлена субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного в соответствии с действующим законодательством. Тот факт, что такой субъект не предпринял своевременных мер для утверждения тарифов в установленном порядке, не дает основания для самостоятельного определения размера платы за оказываемые услуги (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 31 января 2012 г. N 12074/11 по делу N А53-21660/2010). Не является нарушением антимонопольного законодательства установление цены за реализуемые товары и услуги в отсутствие нормативно утвержденного порядка их установления (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 15 марта 2006 г. N 11696/05 по делу N А28-12932/04-618/13);
2) она не ниже цены, сформировавшейся в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке, при анализе которого следует учитывать различные факторы ценообразования, в том числе сезонность рынка производства некоторых видов продукции, превышение предложения сырья над его спросом и т.п. (про метод сопоставимых рынков см. комментарий к ч. 1 ст. 6);
3) ее установление продавцом не повлекло или не могло повлечь за собой ограничение конкуренции в связи с сокращением числа не входящих с продавцами или покупателями товара в одну группу лиц хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке.

Читайте также:
Что должно содержаться в трудовом договоре?

Антимонопольный контроль ценообразования

Журнал «Учет в производстве» № 4, ноябрь 2009 г.

Потапов К. А., юрист

Несмотря на то что ценообразование относится к компетенции самого предприятия, антимонопольная служба вправе проверить правомерность установления цен на выпускаемую продукцию. Могут ли наступить негативные последствия, если предприятие реализует одному из потребителей идентичную продукцию по цене ниже, чем другим покупателям? Ответ на вопрос – в нашей статье.

Защита конкуренции

Ряд положений, касающихся установления цен на товарных и финансовых рынках, содержится в Федеральном законе от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции).

Так, пункт 1 статьи 10 этого Закона запрещает определенные действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, который занимает доминирующее положение. Данный запрет связан с тем, что результатом таких действий может быть недопущение, ограничение, устранение конкуренции или ущемление интересов дру-гих лиц.

Среди запрещенных действий (бездействия) названы:

– установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

– экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

Обратите внимание: под хозяйствующим субъектом, в частности, закон понимает коммерческую организацию, которая ведет деятельность, приносящую ей доход.

Монопольные цены на товары

Поскольку в рассматриваемой ситуации речь идет о снижении цены для отдельных покупателей, то нужно определить, будет ли такое снижение нарушением законодательства.

По общему правилу монопольно низкой ценой товара является цена, которая установлена занимающим доминирующее положение предприятием, если эта цена:

– ниже цены, которую в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке устанавливают предприятия, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на таком рынке;

– ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов.

Не будет признана монопольно низкой цена товара, если ее установление продавцом не повлекло за собой ограничение конкуренции в связи с сокращением числа организаций, не входящих с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц на соответствующем товарном рынке.

Контроль в сфере защиты конкуренции

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в пункте 1 статьи 10 Закона о конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается изначально и не требует доказывания антимонопольным органом.

Антимонопольный орган в ходе контроля за соблюдением законодательства, установив факт злоупотребления доминирующим положением (в том числе навязывание цены при заключении договора, неверное применение регулируемых цен), принимает меры, чтобы прекратить это нарушение и обеспечить условия конкуренции. А нарушителей привлекает к административной ответственности.

Читайте также:
Последующий залог: что это такое, описание и особенности

По результатам рассмотрения дела о таком нарушении, допущенном при заключении конкретного договора, антимонопольный орган вправе на основании положений подпункта 2 пункта 1 статьи 23 Закона о конкуренции вынести предписание об изменении условий заключенного договора или о его расторжении. Такое предписание он вынесет в том случае, если к нему с ходатайством обратилась организация, право которой нарушено или могло быть нарушено.

Если при рассмотрении дела выяснится, что предприятие заключило договоры с другими организациями на аналогичных условиях, то при отсутствии ходатайств этих организаций предприятие могут обязать направить своим контрагентам предложение об изменении или расторжении таких договоров. Такие выводы содержатся в постановлении Пленума ВАС РФ от 30 июня 2008 г. № 30.

Ответственность за нарушения

Законодательством предусмотрены меры ответственности за нарушения антимонопольного законодательства.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО ЗАКОНУ О КОНКУРЕНЦИИ

Антимонопольный орган вправе выдать предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения законодательства. Данная мера ответственности предусмотрена подпунктом 2 пункта 1 статьи 23 Закона о конкуренции.
Если нарушитель в указанный срок не исполнил предписание, то сумма дохода взыскивается в судебном порядке (п. 3 ст. 51 Закона о конкуренции).

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

За злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке ответственность установлена статьями 14.31 и 14.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Должностных лиц организаций наказывают штрафом в размере от 20 000 до 50 000 руб. либо дисквалифицируют на срок до трех лет.
Организацию оштрафуют в размере от 0,01 до 0,15 суммы выручки от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более 1/50 совокупного размера выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее 100 000 руб. Если же сумма выручки от реализации товара превышает 75 процентов совокупного размера выручки от реализации всех товаров, то штраф составит от 0,003 до 0,03 суммы выручки, но не более 1/50 ее совокупного размера от реализации всех товаров и не менее 100 000 руб.

Если на основании законодательства организацию признают занимающей доминирующее положение с долей доминирования менее 35 процентов, то за злоупотребление таким положением на должностных лиц налагают штраф в размере от 15 000 до 20 000 руб., а на организацию – от 300 000 до 1 млн руб.

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

За недопущение, ограничение или устранение конкуренции предусмотрена и уголовная ответственность.

Ее применяют в случаях установления или поддержания монопольно высоких (низких) цен, установления или поддержания единых цен, если эти деяния повлекли причинение крупного ущерба (ст. 178 Уголовного кодекса РФ).

В данном случае применяют наказание в виде штрафа в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Применение мер ответственности

Необходимо учитывать и порядок применения санкций за нарушения. На это указал Пленум ВАС РФ в постановлении от 30 июня 2008 г. № 30. Он отметил, что и взыскание дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, и штрафы, предусмотренные Кодексом РФ об административных правонарушениях, являются мерами публичной ответственности за одни и те же нарушения. Поэтому одновременно их применять нельзя.

Взыскать сумму дохода в бюджет можно только в том случае, если, исходя из допущенного нарушения, невозможно привлечь к административной ответственности из-за невозможности определения штрафа по правилам, установленным статьями 14.31–14.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

КРИТЕРИИ ДОМИНИРУЮЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ

Согласно Закону о конкуренции, доминирующим признается положение организации (группы лиц) или нескольких организаций на рынке определенного товара, которое дает им возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на данном товарном рынке или устранять с него другие организации, а также затруднять им доступ на такой рынок.

В частности, доминирующим признается положение организации, доля которой на рынке определенного товара:

– превышает 50 процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на такое превышение, положение организации на рынке не является доминирующим;

– составляет менее чем 50 процентов, если ее доминирующее положение установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли организации на товарном рынке, относительного размера долей на этом рынке, принадлежащих конкурентам, а также возможности доступа на этот рынок новых конкурентов. Либо исходя из иных критериев, характеризующих этот рынок.

Читайте также:
Вносятся ли изменения в учредительные документы при смене адреса

Монопольно низкая цена: что это значит

РАЗЪЯСНЕНИЕ N 1
ПРЕЗИДИУМ ФАС РОССИИ

Определение монопольно высокой и монопольно низкой цены товара

Настоящие разъяснения определяют особенности выявления монопольно высокой и монопольно низкой цены, устанавливаемой хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке.

Общие положения

Одним из существенных условий гражданско-правового договора, обеспечивающего реализацию товара, является его цена.

Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, определенной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены, установленные или регулируемые государственными органами. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

Следовательно, хозяйствующие субъекты в большинстве случаев, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации, не ограничены в праве по своему усмотрению формировать цены на производимый (реализуемый) товар.

Вместе с тем Гражданским кодексом Российской Федерации установлен принцип запрета на использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В развитие данного принципа в целях обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков принят Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции” (далее – Закон о защите конкуренции).

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Применение данного запрета обуславливает необходимость определения действий (бездействия) хозяйствующего субъекта, которые могут рассматриваться антимонопольным органом как установление или поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены, а также необходимость определения положения такого хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке как доминирующего.

Условия признания положения хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке доминирующим установлены статьей 5 Закона о защите конкуренции.

При анализе состояния конкуренции на товарном рынке с целью установления доли хозяйствующего субъекта надлежит руководствоваться Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220.

Также следует учитывать, что для анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения кредитной организации необходимо руководствоваться приказом ФАС России от 28.06.2012 N 433 “Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения кредитной организации”.

Согласно части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

При этом, при определении монопольно высокой цены товара учитываются биржевые и внебиржевые индикаторы цен, установленные на мировых рынках аналогичного товара.

Согласно части 1 статьи 7 Закона о защите конкуренции монопольно низкой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и ниже цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Исходя из указанных положений, в антимонопольном законодательстве используются два метода определения монопольно высокой или монопольно низкой цены товара:

1) затратный метод;

2) метод сопоставимых рынков.

Согласно части 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

Метод сопоставимых рынков

Оценку цены товара на предмет того является ли она монопольно высокой или низкой необходимо начинать с установления наличия сопоставимых конкурентных рынков (сопоставимого конкурентного рынка) и установления цены товара на таких сопоставимых рынках.

Пунктом 2 части 2 статьи 7 Закона о защите конкуренции установлено, что цена не признается монопольно низкой ценой товара в случае, если она не ниже цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

Поэтому установление цены товара доминирующим хозяйствующим субъектом в пределах цены, сформированной в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке, не может являться основанием для квалификации ее в качестве монопольно высокой или монопольной низкой независимо от уровня затрат на производство и реализацию товара и получаемой таким субъектом прибыли.

Читайте также:
Является ли образец договора объектом авторского права?

Установление цены товара доминирующим хозяйствующим субъектом за пределами цены, сформированной в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке, потребует оценки ее с использованием также затратного метода.

При применении метода сопоставимых рынков необходимо рассматривать такой рынок, который будет сопоставим по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование.

При этом такой товарный рынок должен находиться в состоянии конкуренции.

В целях объективности получения данных при сравнении цен на сопоставимых рынках следует устанавливать наличие (отсутствие) различных режимов регулирования рынков, непосредственно влияющих на уровень цены. К таким режимам можно отнести, например, наличие или отсутствие субсидирования цены товара, налоговых льгот, иных влияющих на обращение товара условий.

Отдельные различия в регулировании деятельности хозяйствующих субъектов на рассматриваемых товарных рынках (регулирование трудовых отношений, налоговый режим) могут не учитываться при сопоставлении уровня цен на рынках с развитой конкуренцией по отношению к неконкурентному рынку, если они не оказывают существенного влияния на процесс ценообразования.

Установление наличия сопоставимого конкурентного рынка осуществляется антимонопольным органом при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства с учетом сведений, представленных лицами, участвующими в деле.

Так, например в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 16.09.2009 N КА-А40/8589-09 суд делает вывод, что цена авиационного керосина, устанавливаемая ЗАО “ТОК” для заправки воздушных судов в аэропорту “Южно-Сахалинск” за периоды с 2007 по 2008, превышала цену, установленную в других сопоставимых аэропортах с аэропортом “Южно-Сахалинск”, а также цена авиационного керосина, установленная ЗАО “ТОК”, превышала сумму необходимых для реализации авиационного керосина расходов и прибыли. В указанном деле о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольным органом использованы одновременного два метода определения монопольно высокой цены, предусмотренных статьей 6 Закона о защите конкуренции.

В частности, выводы антимонопольного органа о превышении цены на авиационный керосин основаны на представленных Росавиацией данных о ценах на авиатопливо в аэропортах Петропавловска-Камчатского, Магадана и Анадыря, сопоставимых с аэропортом города Южно-Сахалинск по объему обслуживания пассажиров, отправки грузов, среднесуточному объему авиатоплива и объему авиатоплива, завозимого в период водной навигации. В решении антимонопольного органа приведены сравнительные данные о росте цен в указанных аэропортах за 2007 год и первое полугодие 2008 года.

Затратный метод

Установление монопольно высокой (низкой) цены с использованием одного затратного метода возможно при условии отсутствия сопоставимого товарного рынка, на котором цена товара формируется в условиях конкуренции.

При использовании затратного метода анализу подлежат:

– расходы, необходимые для производства и реализации товара;

– прибыль хозяйствующего субъекта от реализации товара;

– данные о превышении фактической рентабельности над нормативными показателями рентабельности (в случае рассмотрения цены в качестве монопольно низкой цены – данные о занижении фактической рентабельности над нормативными показателями рентабельности) для тех рынков, где уровень рентабельности установлен нормативно.

В рамках исследования обстоятельств установления монопольно высокой или монопольно низкой цены товара (работы, услуги) антимонопольный орган может оценивать обоснованность расходов, включенных в цену товара (работы, услуги), а также уровня доходов соответствующего хозяйствующего субъекта.

При этом, исходя из положений статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации, под расходами следует понимать обоснованные и документально подтвержденные затраты. Расходами признаются затраты в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени, фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления.

Следует отметить, что каждый товарный рынок может иметь ряд особенностей, также как и финансово-хозяйственная деятельность нескольких хозяйствующих субъектов в рамках одного товарного рынка формируется индивидуально. Таким образом, настоящие разъяснения должны применяться с учетом обстоятельств, характерных для каждого конкретного случая. Каждый случай должен оцениваться на основании конкретных фактов.

Так, например, краткосрочное увеличение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, цены на товар, обусловленное резким увеличением спроса на такой товар, не может быть квалифицировано как установление монопольно высокой цены, только если такое увеличение спроса не является следствием действий хозяйствующих субъектов, подпадающих под запреты, предусмотренные антимонопольным законодательством.

При оценке обоснованности отнесения расходов по соответствующим статьям затрат, включенных в себестоимость товара (работы, услуги), необходимо учитывать, что хозяйствующий субъект может продавать иные (сопутствующие) товары или оказывать иные (сопутствующие) услуги. При этом такие иные (сопутствующие) товары (работы, услуги) могут реализовываться с использованием одних и тех же основных средств, амортизационные отчисления от стоимости которых включаются в состав затрат; персонала, затраты на который включаются в состав затрат, также занятого в производственных процессах, связанных с реализацией (оказанием) всех товаров (работ, услуг) таким хозяйствующим субъектом.

В каждом конкретном случае антимонопольный орган исследует перечень затрат хозяйствующего субъекта в отношении рассматриваемого товара (работы, услуги), в том числе амортизационные отчисления. Так, например, в статью затрат “амортизация” не могут быть включены расходы на имущество, которое не подлежит амортизации.

Читайте также:
Отказ в предоставлении информации федеральному собранию РФ или с

При определении экономической обоснованности размера затрат могут использоваться механизмы сопоставимости динамики изменения аналогичных затрат хозяйствующего субъекта при производстве других товаров и динамики изменения аналогичных затрат в других отраслях (например, определяется стоимость сырья для производства монопольного товара и стоимость аналогичного сырья при производстве товара, реализуемого в условиях конкуренции). Экономическая необоснованность затрат на производство и реализацию товара может служить основанием для признания цены товара монопольно высокой.

Так, в постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 31.03.2015 N Ф09-1383/15 по делу N А47-26/2014 суд делает вывод о том, что антимонопольным органом доказан факт увеличения стоимости услуг по отгрузке зерна за период с 01.01.2012 по 01.03.2013 на 6,2%; получение обществом в 2012 году дополнительного дохода в сумме 871300 руб. за счет завышения стоимости услуг по отгрузке и отправке зерна за одну тонну, в связи с чем антимонопольным органом правомерно признана монопольно высокой ценой на услуги по отгрузке и отправке указанного зерна. Вывод сделан на основании того, что в себестоимость оказываемых услуг включены расходы, не связанные с отгрузкой зерна интервенционного фонда; имеется несоответствие фактических затрат при расчете расходов на фитосанитарный сертификат исходя из объема отгруженного зерна, а также несоответствие их данным первичных документов бухгалтерского учета.

Таким образом, суд, применяя на практике затратный метод, дает оценку обоснованности отнесения затрат на себестоимость товара.

При оценке рентабельности хозяйствующего субъекта от реализации товара антимонопольному органу следует сравнивать фактическую рентабельность с уровнями рентабельности, установленными нормативно (для тех рынков, где уровень рентабельности установлен нормативно).

Так, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в постановлении по делу N А51-6988/2012 согласился с выводами антимонопольного органа об установлении монопольно высокой цены на услуги по топливообеспечению, указывавшими на отсутствие объективных факторов для повышения тарифа и значительное превышение предельного уровня рентабельности, предусмотренного законодательством (фактическая рентабельность по виду деятельности “обеспечение АвиаГСМ” в спорный период превышала предельный уровень рентабельности, установленный нормативными актами). Выявление монопольно высокой или монопольно низкой цены возможно путем ретроспективного анализа изменения цены товара доминирующего хозяйствующего субъекта.

Так, исходя из положений статьи 6 Закона о защите конкуренции, монопольно высокая цена может быть установлена в том числе:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

Согласно части 1 статьи 7 Закона о защите конкуренции монопольно низкая цена товара может быть установлена, в том числе:

1) путем снижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

Монопольно высокая цена: что это значит

(в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 164-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее – сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

Читайте также:
Земельный кредит: что это такое, описание и особенности

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

2. При соблюдении условий, предусмотренных частью 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, не признается монопольно высокой цена товара, являющегося результатом инновационной деятельности, то есть деятельности, приводящей к созданию нового невзаимозаменяемого товара или нового взаимозаменяемого товара при снижении расходов на его производство и (или) улучшение его качества.

3. Цена товара не признается монопольно высокой, если она установлена субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

5. Цена товара не признается монопольно высокой в случае, если она установлена на бирже при одновременном соблюдении следующих условий:

1) объем продаваемого на бирже товара, производимого и (или) реализуемого хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, составляет не менее величины, установленной федеральным антимонопольным органом и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование сферы деятельности, к которой относится производство соответствующего товара;

2) сделки заключаются хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, в ходе биржевых торгов, которые соответствуют требованиям, определенным федеральным антимонопольным органом и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование сферы деятельности, к которой относится производство соответствующего товара, в том числе требованиям к минимальному количеству участников биржевых торгов в течение торговой сессии;

3) хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, аккредитованный и (или) участвующий в торгах (в том числе путем подачи заявок на участие в торгах брокеру, брокерам), предоставляет бирже список аффилированных лиц в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом;

4) действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, и (или) его аффилированных лиц не относятся к манипулированию рынком;

5) реализация на бирже товара хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, осуществляется регулярно с равномерным распределением объема товара по торговым сессиям в течение календарного месяца. Правительство Российской Федерации вправе определять критерии регулярности и равномерности реализации товара на бирже для отдельных товарных рынков;

6) хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, осуществляет регистрацию внебиржевых сделок на поставки товаров, обращающихся на таком товарном рынке, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации;

7) минимальный размер биржевого лота не препятствует доступу на соответствующий товарный рынок;

8) реализация товара хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, осуществляется на бирже, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации об организованных торгах, включая требования к соблюдению конфиденциальности информации о лицах, подавших соответствующие заявки на участие в торгах, в том числе путем подачи таких заявок брокеру, брокерам.

(часть 5 введена Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)

6. Не признается монопольно высокой цена товара, установленная с учетом особенностей формирования стартовой цены на продукцию при ее продаже на бирже, согласованных с антимонопольным органом.

(часть 6 введена Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)

7. Не признается монопольно высокой цена товара в случае, если она не превышает цену, установленную на бирже с соблюдением предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи условий, и при этом экономические (коммерческие) условия сделки сопоставимы по количеству и (или) объему поставляемых товаров, срокам исполнения обязательств, условиям платежей, обычно применяемых в сделках данного вида, а также по иным разумным условиям, которые могут оказывать влияние на цену.

Читайте также:
Бестиражная лотерея: что это такое, описание и особенности

(часть 7 введена Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)

8. При определении монопольно высокой цены товара в соответствии с частью 1 настоящей статьи учитываются биржевые и внебиржевые индикаторы цен, установленные на мировых рынках аналогичного товара.

(часть 8 введена Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)

Discovered

О финансах и не только…

Монопольная цена

Монопольная цена (mono­po­ly price) — цена товара или услуги, устанавливаемая фирмой, которая является монополистом на рынке данного товара (услуги). Ее высота зависит от монопольной власти фирмы (см. Индекс Лернера), от эластичности спроса, а в ряде случаев — от ограниченности платежеспособного спроса в экономике в целом.

Монопольная цена — рыночная цена, устанавливаемая производителем-монополистом на уровне, обеспечивающим:

  • либо сверхприбыль;
  • либо конкурентные преимущества для борьбы за рынки сбыта (демпинг).

Монопольная цена — рыночная цена товара, устанавливающаяся под влиянием не только спроса и предложения, но и господства монополистов на рынке данного товара (см. Рынок монополии и монополистическая конкуренция). Такая цена обычно является следствием соглашения между монополистами, монополистическими объединениями, властвующими на рынке данного товара, и устанавливается, исходя из расчета получения возможно большей прибыли, сверхприбыли от продажи имеющихся у продавцов товаров. Монопольная цена, как правило, намного превышает цену, устанавливающуюся на конкурентном рынке.

Накидка к предельным издержкам, которыми определяется цена в условиях совершенной конкуренции, назначается монополистом в зависимости от эластичности спроса на товар данной фирмы. Если она невелика, накидка будет большой (фирма обладает значительной монопольной властью); если же эластичность велика, накидка будет минимальной. В зависимости от целей монополия может устанавливать монопольно высокие и монопольно низкие цены.

Монопольная цена — особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже общественной стоимости или равновесной цены в целях получения монопольного дохода. Как правило, хозяйствующие субъекты устанавливают монопольно высокие цены на свою продукцию, превышающую общественную стоимость или возможно равновесную цену. Это достигается тем, что монополисты преднамеренно создают зону дефицита, сокращая объемы производства и искусственно создавая повышенный покупательский спрос.

Монопольно высокая цена — цена товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощностей, и (или) получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара.

При поверхностном взгляде наиболее опасными кажутся монопольно высокие цены, прямо работающие на «карман» хозяйствующего субъекта в ущерб его конкурентам. На деле же значительно большую угрозу свободе конкуренции часто таят в себе монопольно низкие цены. Известны два их варианта.

Первый заключается в том, что заниженная цена приобретаемого товара устанавливается хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца. Такие цены навязываются более слабым участникам рыночных отношений, как правило, хозяйствующим субъектам, действующим в одиночку, которые при закупке у них товаров не могут сами рыночными способами, без вмешательства извне защитить свои интересы. Понижение цены по сравнению с общественной стоимостью или возможной равновесной ценой достигается посредством искусственного создания зоны избытка продукции.

Второй вариант монопольно низких цен состоит в том, что цена товара сознательно устанавливается хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара. Результатом установления такой заниженной цены является или может явиться ограничение конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка. Низкие цены способны устанавливать и выдерживать сравнительно продолжительное время, монополизируя рынок определенных товаров, только сильные хозяйствующие субъекты, могущие позволить долго торговать «себе в убыток». Как следствие, их конкуренты, не выдерживая испытания ценой, разоряются или уходят с рынка.

В целях сохранения на рынке монопольных цен монополистические объединения:

  • препятствуют свободному переливу капитала, мешая конкурентам сбить монопольные цены, или договариваются с ними об их поддержании;
  • ограничивают выпуск товаров на внутренний рынок, не останавливаясь перед некоторым сокращением производства или уничтожением «излишних товаров», компенсируя потери от этого за счет высоких цен;
  • препятствуют свободному движению цен на мировом рынке, объединяясь для этого в международные картели;
  • используют силу государства для ограждения внутреннего рынка от иностранной конкуренции при помощи высоких таможенных пошлин на ввозимые товары.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: