Монопольно высокая цена: что это значит

ФАС разъяснила, как определять монопольно высокую цену

ФАС опубликовала рекомендации о применении антимонопольных законов. В них ведомство разъяснило спорные ситуации. Например, уточнило понятие «неопределённый круг потребителей», при этом оно сослалось на определение Верховного суда от 20 декабря 2017 по делу № А64-2941/2016. В нём указано: термин используется в отношении участников рынка, которые пострадали от лица, злоупотребившего своим положением и рыночной властью.

Рекомендации о применении антимонопольных законов будут направлены в территориальные органы ФАС. «Это повысит предсказуемость и единообразие результатов рассмотрения соответствующих дел. Должно сократиться число противоречивых и спорных решений», – отметил партнер Максим Бульба, глава практики антимонопольного права CMS Russia CMS Russia Федеральный рейтинг. группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Страховое право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Антимонопольное право (включая споры) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) 18 место По количеству юристов × . Он рассказал про случаи, когда территориальные органы ФАС по-своему трактовали положения законодательства, а их решения вызывали определенный резонанс. «Теперь, вероятно, таких случаев будет меньше», – говорит Бульба.

Временной интервал

Рекомендации устанавливают, как осуществлять временной анализ состояния конкуренции. Этот анализ проводится в рамках рассмотрения материалов, заявлений и дел об установлении доминирующего положения (ст. 10 закона о защите конкуренции). Ссылаясь на постановление Президиума ВАС по делу № А03-1338/2012, авторы рекомендаций говорят, что для установления доминирующего положения нужно анализировать время совершения нарушения.

При этом если надо определить последствия для конкуренции, которые возникнут от сделки экономической концентрации, то проводится перспективный анализ. Он определяет возможные значения в будущем. Ретроспективный анализ делается, когда необходимо установить сложившиеся в прошлом характеристики товарного рынка.

Чтобы признать действия хозяйствующего субъекта неправомерными, необходимо достоверно установить, что в момент совершения таких действий он занимал доминирующее положение на рынке и мог этим злоупотребить.

Антимонопольному органу не следует ограничиваться имеющейся у него информацией и во всех случаях устанавливать доминирующее положение в период совершения нарушения.

Виктор Фадеев, старший юрист практики антимонопольного права Инфралекс Инфралекс Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры – mid market) группа Банкротство (включая споры) (high market) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Цифровая экономика группа Антимонопольное право (включая споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Семейное и наследственное право группа Транспортное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Частный капитал группа Уголовное право ×

Между тем в рекомендациях сделана оговорка: если ранее уже проводился анализ и у антимонопольного органа есть информация о нем, можно использовать этот анализ. «Такой подход вряд ли обоснован. Ведь, согласно ст. 25 закона о конкуренции, ФАС вправе истребовать необходимую ей информацию у любых субъектов», – считает старший юрист практики антимонопольного права Инфралекс Инфралекс Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры – mid market) группа Банкротство (включая споры) (high market) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Цифровая экономика группа Антимонопольное право (включая споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Семейное и наследственное право группа Транспортное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Частный капитал группа Уголовное право × Виктор Фадеев. Если адресат не предоставит такую информацию, он может быть оштрафован (ст. 19.8 КоАП).

Монопольная цена

Документ разъясняет, как выбрать метод определения монопольно высокой или монопольно низкой цены товара. Для этого следует понять, есть ли сопоставимые конкурентные рынки, и выяснить цену товара на этих рынках.

Чтобы доказать существование сопоставимого рынка, часто приходится прибегать к помощи экономистов. «Это не означает, что ФАС обязана во что бы то ни стало изучить рынок или что заключение международных экономистов-экспертов будет основано на полной информации. Бывает, достаточно набора признаков того, что рынок является сопоставимым. А вот дальше встает задача сравнить цены и их образование. Сделать это без достаточного объема данных не получится», – уверен управляющий партнер консалтинговой компании Kulik & Partners Law. Economics Ярослав Кулик.

При рассмотрении такой категории дел важно правильно определить границы товарного рынка. «Существует много рынков, границы которых выходят за пределы РФ (мировые и макрорегиональные рынки). ФАС часто не соглашается с доводами ответчиков и ограничивает объем исследуемых данных. В таких условиях оценка уровня цен ответчика оказывается неполной, возрастает риск ошибки», – отметил Кулик.

Складывается мнение, что хозяйствующий субъект-доминант во всех случаях обязан доказать экономическую обоснованность цен под угрозой обвинения в установлении монопольно высокой цены. Такое прочтение не соответствует ст. 6 закона о защите конкуренции.

Виталий Дианов, к. ю. н., партнер антимонопольной практики Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры – mid market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Международный арбитраж группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Цифровая экономика группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международные судебные разбирательства группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Семейное и наследственное право группа Уголовное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Финансовое/Банковское право группа Частный капитал 2 место По выручке 2 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 5 место По количеству юристов Профайл компании ×

Читайте также:
Неприкосновенность частной жизни: что это значит

Рекомендации предусматривают: если нет обоснования повышения или поддержания ранее установленной цены товара, можно говорить о монопольно высокой цене. «Это положение не соответствует действующему закону, согласно которому доказать нарушения антимонопольного законодательства должен антимонопольный орган», – считает советник Dentons Dentons Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международные судебные разбирательства группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Рынки капиталов группа Санкционное право группа Транспортное право группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Фармацевтика и здравоохранение группа Финансовое/Банковское право группа Цифровая экономика группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры – mid market) группа Банкротство (включая споры) (high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Международный арбитраж группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Частный капитал 2 место По количеству юристов × Радмила Никитина. Она также отметила: рекомендации не говорят, какие затраты и какая норма прибыли должны быть учтены. «В настоящее время эти вопросы остаются целиком на усмотрение правоприменителя», – говорит Никитина.

Субсидирование

Отдельный раздел эксперты посвятили вопросам субсидирования. Авторы считают: субсидирование некоммерческих организаций, которые ведут предпринимательскую деятельность, может содержать признаки ограничения конкуренции. Поэтому ФАС будет проверять ведомства, которые занимаются таким субсидированием. Отмечается, что если некоммерческая компания осуществляет коммерческую деятельность и выступает в качестве хозяйствующего субъекта, то получение такой компанией субсидии может рассматриваться как ограничение конкуренции.

«Некоммерческая организация, получившая субсидию, оказывается в привилегированном положении по отношению к другим хозяйствующим субъектам. Такая организация за счет полученной субсидии может предложить более низкие цены на свою продукцию», – говорит Бульба.

Подход ФАС к предоставлению субсидий некоммерческим организациям позволит сделать взаимодействие на товарных рынках транспарентным и более конкурентным.

Радмила Никитина, советник Dentons Dentons Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международные судебные разбирательства группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Рынки капиталов группа Санкционное право группа Транспортное право группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Фармацевтика и здравоохранение группа Финансовое/Банковское право группа Цифровая экономика группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры – mid market) группа Банкротство (включая споры) (high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Международный арбитраж группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Частный капитал 2 место По количеству юристов ×

Нарушением антимонопольного законодательства может стать и субсидирование предприятий, подведомственных органам власти и местного самоуправления: ФГУП, МУП, БУ и АУ. Иногда органы власти создают подведомственные организации, чтобы те вели деятельность, связанную с обеспечением государственных и муниципальных нужд. Такие схемы ФАС тоже рассматривает в качестве ухода от конкурентных процедур.

Аналитика Публикации

Когда цена монопольно высокая?

Метод сопоставимых рынков

Исходя из смысла ч. 1 ст. 6 Закона о защите конкуренции, для проверки цены, установленной занимающим доминирующее положение субъектом, могут применяться два метода: метод сопоставимых рынков и затратный метод. При этом цена не может быть признана монопольно высокой, если она ниже цены, сформировавшейся на сопоставимом рынке в условиях конкуренции. Исходя из указанного положения, Президиум ФАС России сделал вывод, что оценку цены необходимо начинать с поиска сопоставимого конкурентного рынка и рассмотрения цены, сложившейся на таком рынке (1.

Сопоставимым считается рынок, который аналогичен рассматриваемому по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на рынок, государственному регулированию (включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (2.

В качестве примера использования метода сопоставимых рынков можно привести дело Ивановского УФАС № 02-08/2013-003 (Решение от 17.04.2014). В указанном случае антимонопольный орган рассматривал товарный рынок услуг по хранению и отгрузке зерна в географических границах территории конкретного элеватора – ответчика по делу. В качестве сопоставимых рынков были определены рынки аналогичных услуг в географических границах территорий элеваторов, расположенных в Ивановской области и соседних регионах. Ивановский УФАС посчитал, что данные рынки соответствуют всем критериям, указанным в ч. 1 ст. 6 Закона о защите конкуренции. В результате проведенного анализа цен на выявленных сопоставимых рынках антимонопольный орган пришел к выводу, что средняя цена аналогичных услуг на таких рынках на 65% ниже, чем цена, установленная ответчиком, что послужило основанием признания установленной цены монопольно высокой.

Читайте также:
Новгородская судная грамота: что это значит

Однако основными проблемами складывающейся правоприменительной практики являются объективное отсутствие либо невозможность определить сопоставимый рынок. Кроме того, согласно позиции, выраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.05.2010 № 16678/09 по делу № А70-9090/15-2008 и в Письме ФАС России от 31.12.2013 № АЦ/54346/13, антимонопольный орган может применить только один критерий для определения монопольно высокой цены. В связи с этим метод сопоставимых рынков используется на практике крайне редко, в большинстве случаев антимонопольные органы констатируют отсутствие сопоставимого рынка и применяют исключительно затратный метод.

Так, Якутское УФАС при рассмотрении дела № 02-7/12А не нашло рынка, сопоставимого с рынком оптовой реализации газового конденсата и в то же время стабильного в географических границах республики Саха (Якутия). В связи с этим решение об установлении компанией монопольно высокой цены было принято на основании исключительно затратного метода (3. Аналогичный подход был применен и во множестве других дел (4.

При этом в большинстве случаев сложно определить, действительно ли сопоставимые рынки объективно отсутствовали либо они просто не были обнаружены антимонопольным органом. Поиск и анализ сопоставимых рынков являются сложными и трудозатратными процессами, они требуют направления дополнительных запросов различным хозяйствующим субъектам, исследования полученной информации, сопоставления различных аспектов деятельности хозяйствующих субъектов и ситуации на рынках. Поэтому нельзя исключать вероятность того, что фактически существующие сопоставимые рынки просто не были выявлены в ходе рассмотрения дел.

Затратный метод

В отличие от метода сопоставимых рынков затратный метод имеет более широкое практическое применение. Он предполагает анализ антимонопольными органами необходимых для производства и (или) реализации товара расходов и прибыли. Сложность применения затратного метода обусловлена тем, что в законодательстве отсутствуют какие-либо четкие критерии необходимых расходов, как и критерии необходимой прибыли.

Согласно разъяснениям ФАС России (5 при использовании затратного метода анализу со стороны антимонопольного органа подлежат расходы, необходимые для производства и реализации товара, обоснованность произведенных затрат, прибыль от реализации товара, цена товара, данные о превышении рентабельности продукции над нормативными показателями рентабельности для тех рынков, где уровень рентабельности установлен нормативно, и иные аналогичные данные.

Для признания факта установления монопольно высокой цены антимонопольный орган должен доказать, что цена, установленная хозяйствующим субъектом, отклоняется от влияния объективных и обоснованных факторов ценообразования (6. Однако критерии того, какие факторы являются обоснованными, какие расходы допустимо включать в себестоимость товара, нормативно не закреплены, каждый случай оценивается на основании конкретных фактов и обстоятельств дела.

Например, правоприменительная практика обычно признает недопустимым включать в себестоимость и соответственно в конечную цену товара расходы, произведенные в отношении иных товаров. Так, Арбитражный суд ВСО в Постановлении от 07.09.2015 № Ф02-4479/2015 по делу № А58-5687/2012 поддержал позицию антимонопольного органа о том, что включение в цену расходов по маркетингу и расходов по перевозке иных товаров свидетельствует о превышении необходимых расходов и, как следствие, об установлении монопольно высокой цены. Аналогичная позиция была высказана Арбитражным судом УО в Постановлении от 31.03.2015 № Ф09-1383/15 по делу № А47-26/2014.

Некоторые суды высказывают позицию, что, помимо анализа существующей структуры цены товара, установленной хозяйствующим субъектом, надо также провести расчет предполагаемой цены товара с учетом необходимости покрытия затрат на производство, реализацию и обеспечение получения необходимой прибыли (7.

Антимонопольные органы в ряде дел выражали позицию, что доход хозяйствующего субъекта признается обоснованным, если его достаточно для обеспечения финансирования необходимых расходов и получения прибыли, необходимой для нормального функционирования. При этом любое повышение цены без пропорционального роста затрат рассматривается как свидетельство получения доходов сверх уровня (8. Однако суды не всегда поддерживают такую позицию (9.

На практике антимонопольные органы в рамках применения затратного метода также предпринимают попытки сравнения уровня рентабельности хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, либо с уровнем рентабельности этого же субъекта в пределах иных географических границ, либо с уровнем рентабельности других хозяйствующих субъектов, реализующих идентичный товар на рынках со сравнительно развитой конкурентной средой, либо с уровнем среднеотраслевой рентабельности (10. Данный подход, по сути, очень похож на применение метода сопоставимых рынков, однако, по мнению антимонопольных органов, не требует наличия критериев сопоставимого рынка, перечисленных в ч. 1 ст. 6 Закона о защите конкуренции.

Судебная практика относится к такому подходу неоднозначно. Так, в Постановлении ФАС МО от 06.03.2013 по делу № А40-63566/12-72-439 было указано, что сравнение внутренних и экспортных цен одного и того же хозяйствующего субъекта и рентабельности его деятельности на различных рынках без какого-либо подтверждения сопоставимости рынка Российской Федерации и зарубежных рынков является неправомерным. В то же время Арбитражный суд МО в Постановлении от 19.11.2015 № Ф05-16118/2015 по делу № А40-49794/15 поддержал подход антимонопольного органа по сопоставлению данных о рентабельности ответчика с данными по рентабельности в других округах и в России в целом. При этом такое сравнение было проведено в отсутствие выявленных сопоставимых рынков.

Подводя итог, нужно отметить, что текущее правовое регулирование установления монопольно высокой цены содержит лишь общее описание подходов, применяемых при рассмотрении таких дел. Однако, как показывает анализ правоприменительной практики, такого описания недостаточно для создания правовой определенности. Различные подходы к оценке устанавливаемых доминирующими хозяйствующими субъектами цен со стороны антимонопольных органов и судов затрудняют деятельность компаний по выработке ценовой политики, которая бы однозначно соответствовала антимонопольному законодательству. В то же время разработанные ФАС России разъяснения (11, а также анализ практики позволяет прояснить отдельные вопросы рассмотрения дел об установлении монопольно высоких цен и снизить риск привлечения хозяйствующих субъектов к административной ответственности.

Читайте также:
Международный арбитраж: что это такое, описание и особенности

1. Разъяснение № 1 Президиума ФАС России, утвержденное протоколом Президиума ФАС России от 10.02.2016 № 2.

2. Часть 1 ст. 6 Закона о защите конкуренции.

3. Постановление Арбитражного суда ВСО от 07.09.2015 № Ф02-4479/2015 по делу № А58-5687/2012.

4. Постановления Арбитражного суда МО от 19.11.2015 № Ф05-16118/2015 по делу № А40-49794/15; ФАС ДО от 06.02.2014 № Ф03-6364/2013 по делу № А59-4335/2012; Арбитражного суда ПО от 11.12.2015 № Ф06-2844/2015 по делу № А06-11504/2014.

5. Письмо ФАС России от 31.12.2013 № АЦ/54346/13; Разъяснение № 1 Президиума ФАС России, утвержденное протоколом Президиума ФАС России от 10.02.2016 № 2.

6. Письмо ФАС России от 31.12.2013 № АЦ/54346/13.

7. Постановления Арбитражного суда СЗО от 20.10.2014 по делу № А13-11950/2013; ФАС СЗО от 21.01.2014 № Ф07-9588/2013 по делу № А21-1788/2013.

8. Решение УФАС по Курской области от 09.09.2009 по делу № 02/08-32-209.

9. Постановление ФАС ЦО от 04.08.2011 по делу № А35-10523/2009.

10. Решение ФАС России от 13.02.2012 по делу № 110/107-11.

11. Разъяснение № 1 Президиума ФАС России, утвержденное протоколом Президиума ФАС России от 10.02.2016 №

МОНОПОЛЬНО ВЫСОКАЯ И МОНОПОЛЬНО НИЗКАЯ ЦЕНА

Под монопольно высокой ценой мы понимаем цену товара приобретаемого на рынке, которую устанавливает хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке, с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощностей и (или) получение дополнительной прибыли в результате снижения качества товара.

Что здесь имеется в виду?

Представим себе, что у меня есть производственные мощности, которые позволяют мне выпускать 200 тысяч единиц товара в месяц. Однако продать я могу только 50 тысяч, поэтому у меня загружено только четверть моих производственных мощностей. Естественно они требуют постоянного надзора, смазки. Кроме того, я несу большие убытки, связанные с необходимостью аренды помещений. Я беру все эти убытки, и включаю в цену товара.

Был такой прецедент, когда государственное предприятие включало в цену продукции очень интересные вещи: в частности поездку всего совета директоров на Канарские острова. Сейчас так явно уже не делают. Как делают? Если мы даем своим работникам большой социальный пакет, можем мы его внести в цену продукции? Да. Выясняется, что всем работникам был выдан страховой медицинский полис такой же, как вам дают в поликлинике, а вот некоторым работникам были даны другие полисы, которые предусматривали санаторно-курортное лечение в санатории в Дубае, почему бы и нет? (Дубай – это Арабские Эмираты). Таким образом, на первый взгляд никто ничего не может сказать, вот я забочусь о своих работниках. Поэтому здесь очень много проблем, и доказать, что цена действительно является монопольно высокой довольно трудно.

Парной категорией категории монопольно высокой цены является понятие низкой цены. Монопольно низкой ценой называется цена приобретаемого товара, которую устанавливает хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке, в качестве покупателя в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца, а также сюда относится цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, результатом установления которой является или может являться ограничение конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка. Такая цена называется демпинговая.

Обратите внимание на то, что это определение лукавое, мягко говоря.

Очень часто российских производителей в США обвиняют, что они продают свои товары, например алюминий, сталь по демпинговым ценам. Но с другой стороны понятно, что это для защиты своего рынка. Они берут средне-американскую зарплату, средне-американского работника, средне-американскую компанию, которые сидят с 1969 года на государственных дотациях, и исходя из уровня налогов, из уровня налогов на недвижимость, они начисляют минимально существующую цену. И получается, что эта цена оказывается в 2 раза выше, чем цена, за которую согласны продавать российские компании алюминий американским товаропроизводителям. Они поэтому говорят: у вас цена демпинговая, потому что она убыточная, потому что у нас себестоимость в 2 раза ниже, чем ваша цена на рынке.

Поэтому можно сказать, что часто антимонопольное законодательство используется для защиты собственных товаропроизводителей. Если импортные товаропроизводители учатся работать гораздо лучше, то им говорят, что они неправильно делают. Это было бы смешно, если бы не конкретные действия, которые некоторые государства применяют по отношению к реальным компаниям. И наше государство тоже. Получается, что доминирующее положение может быть достигнуто в результате прекрасного знания рынка, новых технологий, но доказать это зачастую невозможно.

Это проблема любой демократии. Поэтому сама по себе деятельность антимонопольных органов является сложной, ибо там необходимо с одной стороны защитить собственного товаропроизводителя; с другой стороны выявить, действительно ли конкуренция является добросовестной, действительно ли является положение доминирующим и т.д.

Читайте также:
Как выселить с доли собственника арендаторов?

Рассмотрим какой-нибудь рынок, допустим рынок ночных горшков. Мы увидим, что 95% рынка ночных горшков контролируется китайскими товаропроизводителями. Точнее: 90% китайскими, 5% турецкими. А оставшиеся 5% сохранилось за предприятиями, которое делает металлические ночные горшки. По большому счету если не рассматривать дополнительных производителей, выходит, что оно монополист, потому что оно контролирует 100% сбыта, и к нему должны быть предъявлены самые разнообразные санкции, например по поводу взимания с него монопольно высокой прибыли. Т.е. налогообложение существенно вырастает. Если вдуматься, то мы видим, что оно занимает 5% рынка и это неуспешное предприятие.

То же самое можно сказать о производителе какой-нибудь техники, телевизоров. В первом приближении получается, что у нас фактически 4 компании, которые держат весь российский рынок телевизоров. А с другой стороны, если мы посмотрим, то где вы увидите большой спрос на российские телевизоры?

В России закон о конкуренции предусматривает контроль еще за крайне важными процессами:

за созданием слияний и присоединений друг к другу коммерческих организаций. Как правило, когда мы говорим о слиянии и присоединении, это касается только тех организаций, сумма активов которых по последнему балансу не превышает 100 тысяч МРОТ (минимальных размеров оплаты труда).

отдельно производится контроль за ликвидацией и разделением или выделением государственных и муниципальных унитарных предприятий (ГУП и МУП), размер активов которых превышает 50 тысяч МРОТ.

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) устанавливается законодательно, поэтому является своеобразным мерилом. Через него устанавливаются размеры штрафов. Им очень удобно пользоваться. Как только МРОТ меняют, повышают, так автоматически и все остальное меняется.

Особенно важным этот контроль представляется в том случае, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, чья доля на рынке будет превышать 35%.

По поводу экономической безопасности. Является ли уклонение от налогов на доходы, полученные от коррупции, мошенничеством? По большому счету, любой человек, который вдумался бы в эту фразу, ответил бы, что нет. А почему? Налоги на коррупцию у нас не взимаются, он не существует вообще, потому что взятка является уголовным преступлением.

Были в истории прецеденты, одно время в Османской империи брался налог на взятки. Механизм мне неизвестен. Считалось так, что человек, занимающий определенную должность, имеет определенное количество взяток.

Чем вопрос длиннее, тем он проще.

МАКРОЭКОНОМИКА.

Макроподход рассматривает всю экономическую систему в целом, условия деятельности всех экономических отношений. И предметом исследований здесь является совокупность фирм. Исходя из этого, мы говорим о совокупном производителе, совокупном потребителе, совокупном спросе, совокупном предложении. Периодически определенные характеристики совокупного спроса и совокупного предложения отличаются от характеристик обычного спроса и предложения. Исходя из этого, отождествлять их нельзя. Все эти различия необходимо учитывать.

Мы помним, что у нас существует как минимум 2 подхода к исследованию экономических величин: подход с точки зрения запасов и подход с точки зрения потоков. В макроэкономике часть показателей мы рассматриваем как показатели потоков. Получается, что часть показателей макроэкономических у нас является функцией от времени, что естественно затрудняет исследования. Мы понимаем, что обобщенные макроэкономические показатели формируются под воздействием самых разнообразных факторов, поэтому мы можем выявить некоторые направления исследований, которые являются основными в макроэкономике. В принципе мы постараемся ряд вопросов осветить.

Макроэкономика прежде всего направлена на:

1) исследование равновесия экономической системы. Исследование вопросов равновесного или неравновесного состояния экономической системы является крайне важным для макроэкономики. Исследование подобного рода вопросов является крайне важным и полезным, потому что достижение или близость точки макроэкономического равновесия дает нам возможность при прочих равных производить больше благ, увеличивать общественное богатство;

2) достижение устойчивых и стабильных темпов экономического роста;

3) занятость населения и эффективное использование ресурсов. Проблема занятости является острой для современной экономики по целому ряду самых разнообразных причин. Мы живем, увы, в ситуации перепроизводства, когда производственных мощностей слишком много; во-вторых мы с вами живем не просто в ситуации перепроизводства, а тогда, когда большая часть общественного производства стала крайне эффективной. Иными словами, существенная часть людей в общем-то в современном производстве не нужна. Поэтому государство прилагает огромные усилия по развитию малого бизнеса.

Рассмотрим малый бизнес Великобритании. Он там очень велик, потому что в частном секторе экономики доля малого бизнеса составляет по данным статистики порядка 50%. Эти 50% населения, которые работают в частном секторе, выпускают 8% национального валового внутреннего продукта.

С другой стороны примерно 7% населения, которые работают на транснациональные компании, выпускают примерно 60% валового внутреннего продукта. Вот и пересчитайте. На первый взгляд малый бизнес крайне неэффективен. Зачем же его все стараются поощрить? Потому что малый бизнес дает нам реальный шанс создать новые рабочие места. Если мы посмотрим на то количество населения, которое обслуживает этот сектор, то мы понимаем, что если бы увеличить сектор производства сверхкрупных компаний, то прядка 48% населения стало бы незанятым.

Исходя из этого, малый бизнес нужен прежде всего для того, чтобы обеспечить занятость населения.

В принципе современное государство старается повысить качество жизни. А крупные и сверхкрупные концерны зачастую не заинтересованы в очень узких рыночных нишах. А малый бизнес создает возможность эти самые ниши заполнить. Кроме всего прочего, малый бизнес является прекрасным инкубатором, в котором развиваются самые разнообразные в будущем компании. Поэтому от малого бизнеса на первый взгляд проку очень мало, потому что он вроде бы неэффективно использует ресурсы, а на второй взгляд очень много, потому что он позволяет и население занять и качество жизни увеличить, и дополнительными продуктами население снабдить, причем малыми партиями, что качество жизни также улучшит.

Читайте также:
Совет народных комиссаров: что это значит

Кроме всего прочего, такое повышенное внимание к малому бизнесу позволит еще и создать в будущем какие-нибудь перспективные структуры, реализовать какую-нибудь бизнес-идею.

Поэтому проблема занятости населения является доминирующей. Кстати, отчасти из-за этого государство в 1990-е годы не приняло решения о закрытии такого предприятия как «Автоваз» (автомобильный завод). Автоваз собирались закрыть, причем несколько раз из-за его явной убыточности. Но ему оказывали экономическую помощь, отчасти из-за того, что руководство Автоваза подтасовывало статистику, а отчасти из-за того: представим себе город Тольятти. Автоваз там является градообразующим предприятием. Если мы его закрываем, у нас сразу 100 тысяч безработных. Через 2 недели количество безработных увеличиться до 200 тысяч, потому что полетит вся сфера, которая связана с обслуживанием людей, работающих на этом предприятии. Таким образом, закрытие Автоваза приведет к тому, что у нас сразу образуется 200 тысяч безработных, о которых надо заботиться. А если о них не заботиться, то это приведет к печальным для государства последствиям.

Понятно, что при таких градообразующих предприятиях уже очень скоро загнется и все остальное, и получится, что нам нужно что-то делать в масштабе отдельной области.

А в Узбекистане в свое время закрыли свое собственное производство. А у нас не решились, победила более разумная точка зрения. Да, мы долгое время кормили эти производства, зато нам удалось избежать социального взрыва.

В этом смысле, огромным плюсом политики явилось то, что фактически социальных взрывов удалось избежать. Мы ушли от сценария Югославии. Другое дело – какую цену мы за это заплатили. Цена была огромной.

Поэтому когда мы задумываемся о занятости населения и неэффективном использовании ресурсов, мы понимаем, что здесь нужно поставить свои собственные приоритеты, определить: а с позиции чего мы рассматриваем эффективное использование ресурсов? Со стороны каждого конкретного предприятия или государства в целом? Здесь мы сразу вспоминаем про издержки внешние и внутренние. Когда внешние издержки от какой-то деятельности слишком высоки, мы понимаем, что издержки общества тоже слишком высоки, и с такими издержками общество согласиться не может. Исходя из этого, легче идти по другому пути, не связанному с подобного рода издержками.

Стабильность денежного обращения и инфляционные процессы в обществе. В этом блоке мы рассматриваем денежно-кредитную политику, антиинфляционный блок. Мы рассматриваем те процессы, которые приводят к обесцениванию денег; те процессы, которые приводят к созданию денежной массы, к контролю над ними и т.д.

Экономические функции правительства в формировании и расходовании государственного бюджета. Мы постараемся посмотреть на госбюджет, на государственные расходы, инвестиции, финансы.

Статья 6. Монопольно высокая цена товара

Ст. 6 Закон о конкуренции в последней действующей редакции от 6 января 2012 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 6. Монопольно высокая цена товара

1. Монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее – сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за её пределами, в том числе установленная:

  • 1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
    • а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;
    • б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;
    • в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;
  • 2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
    • а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;
    • б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;
    • в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

2. При соблюдении условий, предусмотренных частью 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, не признаётся монопольно высокой цена товара, являющегося результатом инновационной деятельности, то есть деятельности, приводящей к созданию нового невзаимозаменяемого товара или нового взаимозаменяемого товара при снижении расходов на его производство и (или) улучшение его качества.

3. Цена товара не признаётся монопольно высокой, если она установлена субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определённого в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Цена товара не признаётся монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

Читайте также:
Какой размер пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет

5. Цена товара не признаётся монопольно высокой в случае, если она установлена на бирже при одновременном соблюдении следующих условий:

  • 1) объем продаваемого на бирже товара, производимого и (или) реализуемого хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, составляет не менее величины, установленной федеральным антимонопольным органом и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование сферы деятельности, к которой относится производство соответствующего товара;
  • 2) сделки заключаются хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, в ходе биржевых торгов, которые соответствуют требованиям, определённым федеральным антимонопольным органом и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование сферы деятельности, к которой относится производство соответствующего товара, в том числе требованиям к минимальному количеству участников биржевых торгов в течение торговой сессии;
  • 3) хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, аккредитованный и (или) участвующий в торгах (в том числе путем подачи заявок на участие в торгах брокеру, брокерам), предоставляет бирже список аффилированных лиц в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом;
  • 4) действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, и (или) его аффилированных лиц не относятся к манипулированию рынком;
  • 5) реализация на бирже товара хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, осуществляется регулярно с равномерным распределением объема товара по торговым сессиям в течение календарного месяца. Правительство Российской Федерации вправе определять критерии регулярности и равномерности реализации товара на бирже для отдельных товарных рынков;
  • 6) хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, осуществляет регистрацию внебиржевых сделок на поставки товаров, обращающихся на таком товарном рынке, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации;
  • 7) минимальный размер биржевого лота не препятствует доступу на соответствующий товарный рынок;
  • 8) реализация товара хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, осуществляется на бирже, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации об организованных торгах, включая требования к соблюдению конфиденциальности информации о лицах, подавших соответствующие заявки на участие в торгах, в том числе путем подачи таких заявок брокеру, брокерам.

6. Не признаётся монопольно высокой цена товара, установленная с учётом особенностей формирования стартовой цены на продукцию при её продаже на бирже, согласованных с антимонопольным органом.

7. Не признаётся монопольно высокой цена товара в случае, если она не превышает цену, установленную на бирже с соблюдением предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи условий, и при этом экономические (коммерческие) условия сделки сопоставимы по количеству и (или) объему поставляемых товаров, срокам исполнения обязательств, условиям платежей, обычно применяемых в сделках данного вида, а также по иным разумным условиям, которые могут оказывать влияние на цену.

8. При определении монопольно высокой цены товара в соответствии с частью 1 настоящей статьи учитываются биржевые и внебиржевые индикаторы цен, установленные на мировых рынках аналогичного товара.

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Монопольно высокая цена

Монопольно высокая цена равняется издержкам производства плюс средняя прибыль и плюс монополистическая сверхприбыль. Поэтому монопольно высокая цена всегда превышает цену производства и обычно превышает также стоимость монополизированных товаров. [1]

Монопольно высокие цены представляют собой особую разновидность рыночных цен. [2]

Монопольно высокой ценой называется цена товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощностей, и ( или) получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара. [3]

Фирмы устанавливают монопольно высокие цены на свою продукцию, превышающую общественную стоимость или возможную равновесную цену. Это достигается тем, что монополисты преднамеренно создают зону дефицита, сокращая объемы производства и искусственно создавая повышенный покупательский спрос. [5]

Наряду с монопольно высокими ценами яа газ крупные компании осуществляют различные мероприятия по усилению эксплуатации рабочего класса на предприятиях коксохимической и коксогазовой промышленности. Борьба рабочих против произвола монополий приводит к тому, что монополистический капитал и в этих отраслях вынуждает государство принимать законы, обеспечивающие монополиям высокие прибыли. США введено жесткое законодательство для рабочих газовой промышленности, облегчающее предпринимателям подавлять забастовки в кратчайший срок. [6]

В период действия монопольно высоких цен наступает мертвый сезон в применении технических новинок, поддерживаются искусственно незначительный дефицит и превышение спроса над предложением. В результате постоянно поддерживается завышенная цена, являющаяся ложным стимулом для небольших товаропроизводителей. Итог – нерациональное использование ресурсов ( в условиях ограниченности сырьевых ресурсов это становится первостепенной проблемой) и прямой убыток для национальной экономики. Так, в США потери от монопольно высоких цен составляют 0 5 – 2 % валового национального продукта. [7]

Они имеют возможность устанавливать монопольно высокие цены и этим способствовать инфляционным процессам. В мировой экономической литературе эти три фактора называют главными причинами инфляции. [8]

Компании – продавцы изделий устанавливают монопольно высокие цены на свою продукцию, которая превышает общественную стоимость или возможную равновесную цену. Это достигается тем, что монополисты преднамеренно создают зону дефицита, сокращая объемы производства и искусственно создавая повышенный покупательский спрос. [9]

Конкурент, обладающий возможностью установления монопольно высокой цены , осуществляет это, как правило, в результате изъятия товаров из обращения с целью завышения цены для получения сверхприбыли. При этом ущемляются интересы конкурентов и потребителей. [10]

Читайте также:
Детальная фотосъемка: что это такое, описание и особенности

Правда, обща и сумма монопольно высоких цен превышает общую сумму стоимости монополизированных товаров. Но продаже этих товаров выше их стоимости противостоит продажа ниже стоимости товаров немонополизированных предприятий. [11]

Во-вторых, важным фактором установления монопольно высоких цен служит размещение государственных заказов, при котором государство гарантирует монополиям высокие цены на заказанные им товары. В этом случае цены складываются не через рыночную конкуренцию, а по договоренности между монополистическими корпорациями и соответствующими правительственными органами. При этом, как правило, за базу исчисления цен берутся наивысшие издержки производства предприятий данной отрасли. К ним относятся предприятия немонополистического сектора, а также предприятия, хотя и входящие в состав монополистических компаний, но являющиеся по технической оснащенности относительно отсталыми. В силу того, что монополии имеют наиболее низкие издержки производства, подобный метод установления цен обеспечивает им монопольно высокую прибыль. [12]

Во-вторых, важным фактором установления монопольно высоких цен служит размещение государственных заказов, при котором государство гарантирует монополиям высокие цены на заказанные им товары. В этом случае цены складываются не через рыночную конкуренцию, а по договоренности между монополистическими корпорациями и соответствующими правительственными органами. При этом, как правило, за базу исчисления цен берутся наивысшие издержки производства предприятий немонополистического сектора, а также предприятий, хотя и входящих в состав монополистических компаний, но являющихся по технической оснащенности относительно отсталыми. Кроме того, в монопольную цену включается гарантированный процент прибыли, абсолютный размер которой тем больше, чем выше издержки производства. В силу того что монополии имеют наиболее низкие издержки производства, подобный метод установления цен обеспечивает им монопольно высокую прибыль. [13]

Характер монополистического рынка с его монопольно высокими ценами способствует возникновению новых производителей-аутсайдеров. Даже средним и мелким товаропроизводителям с несовершенной технологией и высокими издержками капитала эти цены позволяют выпускать аналогичную с монополиями продукцию. Поэтому рынок часто наполнен продукцией аутсайдеров, с которыми монополии вынуждены постоянно вести конкурентную борьбу. Чтобы их разорить, монополии используют демпинг, или резкое снижение рыночных цен на свои товары, устанавливая их ниже издержек производства. [14]

Наиболее ощутимо П.н. проявляется при установлении монопольно высоких цен . Наиболее интенсивно П.н. осуществляется в период экономического подъема, когда создаются благоприятные условия для повышения цен. В периоды экономических кризисов, а также в переходные периоды, в результате свертывания производства, понижения уровня жизни населения и снижения его платежеспособности П.н. затруднено. [15]

Государственные минимальные социальные стандарты

Государственные минимальные социальные стандарты — это государ­ственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмезд­ной и безвозвратной основах за счет бюджетов всех уровней, а также государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории РФ.

Минимально допустимая стоимость государственных или муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов, называется минимальной бюджетной обеспеченностью.

Система государственных минимальных социальных стандар­тов формируется при определении финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на единой правовой базе и общих методических принципах. При разработке проектов бюджетов субъектов РФ и местных бюдже­тов начиная с 1997 г. ежегодно определяются финансовые норма­тивы их формирования на основе государственных минимальных социальных стандартов. При этом органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления до утверждения государственных минимальных социальных стандартов при разра­ботке соответствующих проектов бюджетов применяют уточнен­ные Правительством РФ социальные нормативы и нормы.

При составлении бюджета каждому главному распорядителю, распорядителю бюджетных средств и бюджетному учреждению устанавливаются задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг в зависимости от цели их функцио­нирования.

Нормативы финансовых затрат на единицу предоставляемых государственных или муниципальных услуг разрабатывает и ут­верждает федеральный орган исполнительной власти. При состав­лении проекта бюджета выделение средств конкретному главному распорядителю, распорядителю бюджетных средств, бюджетному учреждению определяется с учетом нормативов финансовых за­трат на единицу предоставляемых государственных или муници­пальных услуг и задания на предоставление таких услуг.

Нормативы финансовых затрат на предоставление государст­венных или муниципальных услуг используются при расчете финансирования государственного заказа на предоставление государственных или муниципальных услуг, выполняемого госу­дарственными, муниципальными унитарными предприятиями и другими юридическими лицами. В этой связи особое значение имеет разработка планов развития государственного и муниципаль­ного секторов экономики, в том числе бюджетной сферы.

Составной частью плана развития государственного сектора экономики федерального уровня является сводный план по глав­ным распорядителям бюджетных средств предоставления государ­ственных или муниципальных услуг бюджетными учреждениями.

Формирование государственных минимальных социальных стандартов строится на следующих принципах:

• соблюдение конституционных прав граждан РФ;

• экономическая и социальная обоснованность;

• использование международных критериев их установления;

• ответственность органов государственной и власти и ме­стного самоуправления за их несоблюдение.

Классификация государственных минимальных социальных стандартов включает следующие основные типы:

1) номенклатуру объектов государственной социальной стандартизации, представленную в виде перечней организаций социальной сферы, ассортимента или набора материальных благ и услуг;

2) количественные нормы и нормативы объектов государст­венной социальной стандартизации в натуральном или стоимо­стном выражении;

3) нормативы времени предоставления услуг объектами государственной социальной стандартизации;

4) нормативные соотношения объектов государственной со­циальной стандартизации, выраженные в виде пропорций.

Основными объектами государственной социальной стандартизации являются оплата труда, государственные пенсии, посо­бия и другие социальные выплаты, льготные бесплатные соци­альные услуги, оказываемые государственными и муниципальными учреждениями, и другие гарантии социальной защиты.

Читайте также:
Международный коммерческий арбитраж: что это значит

Государственные минимальные социальные стандарты включают:

• в области оплаты труда — минимальный размер оплаты труда; единую тарифную сетку по оплате труда работников бюджетной сферы;

• в области пенсионного обеспечения — минимальные размеры государственных пенсий;

• в области образования — набор общедоступных бесплатных ус­луг образовательных учреждений, финансируемых за счет средств госбюджета; нормы и нормативы предельной наполняемости классов и групп в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и обеспеченности населения бес­платными образовательными услугами; нормы и нормативы со­циальной поддержки обучающихся; норматив числа студентов, получающих бесплатное высшее профессиональное образование в государственных высших учебных заведениях;

• в области здравоохранения — перечень видов медицинской по­мощи, предоставляемой учреждениями здравоохранения бес­платно; набор общедоступных бесплатных услуг по оказанию амбулаторно-поликлинической, стационарной и скорой меди­цинской помощи, финансируемых за счет бюджетов различных уровней и фондов обязательного медицинского страхования; нормы и нормативы обеспеченности населения медицинской помощью;

• в области культуры — набор общедоступных бесплатных услуг государственных и муниципальных учреждений культуры, финан­сируемых за счет бюджетов различных уровней; нормы и норма­тивы обеспеченности населения государственными и муници­пальными учреждениями культуры, оказывающими общедоступ­ные и бесплатные услуги;

• в области социального обслуживания населения — набор бесплат­ных услуг государственных и муниципальных учреждений соци­ального обслуживания населения, финансируемых за счет бюд­жетов различных уровней; нормы и нормативы обеспеченности населения услугами учреждений социального обслуживания на­селения;

• в области жилищно-коммунального обслуживания населения — набор предоставляемых населению льготных жилищно-коммунальных услуг; нормы и нормативы минимального уровня жилищно-коммунального обслуживания населения, устанавливаемые ор­ганами исполнительной власти.

Установлен единый методологический принцип: выделение образовательным учреждениям необходимых бюджетных средств осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающего­ся по каждому виду и типу образовательных учреждений.

Нормативный подход к определению бюджетных расходов на образование предполагает существенное снижение субъективных факторов в принятии соответствующих решений, позволяет обоснованно определить потребность учреждений в бюджетном финансировании и оптимально распределить выделяемые де­нежные ресурсы. Одной из задач, решаемых на этой основе, яв­ляется предоставление самостоятельности учреждениям образо­вания в распределении предоставляемых ресурсов с целью повышения заинтересованности в их эффективном использовании. В качестве базового показателя используется фонд оплаты труда. За основу расчета принимается нормативное соотношение меж­ду фондом оплаты труда и суммой других материальных расхо­дов — фондом материального обеспечения.

Реализация государственных минимальных социальных стан­дартов в регионах гарантируется государством путем закрепле­ния за ними доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов бюджетов субъектов РФ и местных бюд­жетов, оказания им финансовой помощи из федерального бюд­жета, предоставления дотаций, субвенций и средств на возврат­ной основе. Органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления осуществляют формирование и исполне­ние социальных стандартов в пределах закрепленных за ними финансовых ресурсов.

Государственные минимальные социальные стандарты ис­пользуются в качестве нормативной базы при определении раз­меров финансовой помощи вышестоящих бюджетов нижестоя­щим. Реализация таких стандартов обеспечивается путем закре­пления за регионами адекватных доходных источников и оказа­ния финансовой помощи бюджетам по линии трансфертов из вышестоящих бюджетов.

В настоящее время система территориальных бюджетов не имеет способов обеспечения минимальных социальных стандар­тов. Для решения этой проблемы возможно использование сис­темы трансфертов либо прямой оплаты услуг на основе феде­ральных социальных программ.

Социальный стандарт представляет собой совокупность социальных потребностей населения, а также потребностей на содержание учреж­дений несоциальной сферы, финансируемых из бюджета, на одном из уровней обеспеченности: минимальном, среднем, рациональном, — выражаемых в социальных нормах и нормативах.

Социальный стандарт на минимальном уровне означает со­вокупность социальных потребностей населения, а также по­требностей на содержание учреждений несоциальной сферы, финансируемых из бюджета и гарантируемых государством.

Социальные нормы и нормативы представляют собой единые или групповые для однородных территорий субъекта РФ параметры социаль­ных потребностей, таких, как обеспеченность продуктами питании, това­рами первой необходимости, важнейшими жилищно-коммунальными, социально-культурными и другими услугами, а также потребностей на содержание инфраструктуры, в том числе социальной, финанси­руемой из бюджета.

Система социальных стандартов, норм и механизмов формиро­вания бюджетов субъектов РФ включает:

• социальные стандарты и натуральные нормы обеспечен­ности населения услугами при пользовании социальной инфраструктурой, а также обеспеченности инфраструктуры, финансируемой из бюджета, в том числе социальной, необходимыми ресурсами;

• алгоритмы и технологии формирования социальных фи­нансовых норм;

• состав, механизмы сбора и поддержки в актуальном со­стоянии данных о характеристиках социальной инфра­структуры субъекта РФ;

• состав, алгоритмы и технологии формирования стоимо­стной величины прожиточного минимума и минималь­ного потребительского бюджета;

• алгоритмы и технологии формирования бюджетной по­требности на планируемый год субъектов РФ;

• методика бюджетного регулирования.

Система социальных стандартов используется:

• в качестве нормативной базы и инструмента для расчета бюджетной потребности региона;

• для оценки фактического исполнения бюджетов регионов;

• в качестве нормативной базы для системы адресной со­циальной защиты потребителей товаров и услуг при уходе от дотирования отраслей и видов деятельности;

• для оценки качества жизни населения и условий для его роста.

Социальные стандарты и натуральные нормы обеспеченно­сти населения услугами при пользовании социальной инфра­структурой, обеспеченности социальной инфраструктуры ресур­сами, достаточными для ее функционирования, представлены натуральными нормами в разрезе статей затрат экономической классификации расходов бюджетов РФ. Кроме того, в состав норм по конкретным отраслям включены натуральные нормы, специфичные для тех или иных отраслей. Они дифференциро­ваны по типам или видам учреждений отраслей. Классификация учреждений отраслей на типы и виды произведена по критерию общности норм. Натуральные нормы для каждой статьи расхода представлены тремя значениями для социальных стандартов: минимальный, средний, рациональный.

Читайте также:
Международно-правовая аренда: что это такое, описание и особенности

Финансовые нормы системы социальных стандартов форми­руются с использованием натуральных норм и цен, тарифов. В качестве основных единиц нормирования приняты: один рабо­тающий, один обслуживаемый, воспитанник, обучаемый, один метр квадратный площади, одно учреждение. В зависимости от специфики отрасли используются другие единицы нормирования: одно автотранспортное средство (для городского автотранспорта), один печатный лист (для средств массовой информации).

Для формирования финансовых норм в зависимости от пе­риода времени, на который они формируются, используются дефляторы цен, тарифов. Данные о ценах на товары формиру­ются в результате мониторинга цен на территориях региона. При формировании финансовых норм используются средние значения цен субъекта РФ.

В соответствии со структурой натуральных норм финансовые нормы формируются также для трех уровней бюджетной обеспе­ченности: минимального, среднего, рационального.

Одно из основных назначений социальных стандартов и норм — нормативная база для расчета бюджетной потребности на планируемый год.

Бюджетная потребность формируется для субъекта РФ в разрезе его территорий, отраслей, статей затрат бюджетной классификации.

В составе социальных стандартов разработан порядок сбора и поддержки в актуальном состоянии характеристик социальной инфраструктуры, осуществляемый в следующей последовательности:

• анализ предлагаемых социальных стандартов и натураль­ных норм, утверждаемых на уровне исполнительной вла­сти субъекта РФ;

• сбор характеристик о социальной инфраструктуре;

• формирование базы данных цен и тарифов на товары и услуги;

• анализ алгоритмов расчета финансовых норм и бюджет­ной потребности;

• расчет бюджетной потребности на трех уровнях бюджет­ной обеспеченности;

• формирование доходной части бюджета субъекта РФ;

• на основе согласования доходной части и бюджетной по­требности в разрезе уровней бюджетной обеспеченности формирование повышающих или понижающих коэффи­циентов и формирование бюджетной потребности, согла­сующейся с доходной частью бюджета;

• уточнение доходной части всех бюджетов, находящихся в ведении различных органов власти, расположенных на территории субъекта РФ.

Формирование расходной части бюджета с использованием стандартов и норм является основой для применения методики бюджетного регулирования, в основе которой стимулирование территорий к достижению самофинансирования, росту собирае­мости налогов.

Временные государственные минимальные социальные стан­дарты применяются при формировании областного бюджета и бюджетов муниципальных образований на соответствующий год. В зависимости от доходов бюджета области, принятых на оче­редной финансовый год, к финансовым нормативам областным законом о бюджете вводятся уточняющие коэффициенты.

Финансовые нормативы для расчета минимально необходи­мых расходов областного бюджета и бюджетов муниципальных образований индексируются в соответствии с прогнозируемыми темпами инфляции и нормативными актами РФ.

Минимальный набор продуктов питания, непродовольствен­ных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья че­ловека и обеспечения его жизнедеятельности, составляет потре­бительскую корзину. Стоимостная оценка потребительской кор­зины, а также обязательные платежи и сборы составляют про­житочный минимум.

Прожиточный минимум в целом по РФ используется в сле­дующих целях: для оценки уровня жизни населения при разра­ботке и реализации социальной политики и федеральных соци­альных программ; для ‘обоснования устанавливаемых на феде­ральном уровне минимального размера оплаты труда и мини­мального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат; для формирования федерального бюджета.

Прожиточный минимум в субъектах РФ применяется для:

• оценки уровня жизни населения соответствующего субъ­екта РФ при разработке и реализации региональных со­циальных программ;

• оказания необходимой государственной социальной по­мощи малоимущим гражданам;

• формирования бюджетов субъектов РФ.

Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по России и в субъ­ектах РФ определяется не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием обще­российских объединений профсоюзов, в порядке, устанавливае­мом Правительством РФ.

В субъектах РФ потребительская корзина устанавливается законодательными и представительными органами субъектов РФ по представлению органов исполнительной власти субъектов РФ с учетом природно-климатических условий, национальных тра­диций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения при наличии заключе­ния экспертизы, проводимой в порядке, определяемом Прави­тельством РФ.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по России в субъектах РФ определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные то­вары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Прожиточный минимум, определяемый в целом по России, является основой для установления минимального размера опла­ты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других соци­альных выплат.

Минимальный размер оплаты труда и минимальный размер пенсии по старости должны поэтапно повышаться до величины прожиточного минимума.

Семья, среднедушевой доход которой ниже величины про­житочного минимума, установленного в соответствующем субъ­екте РФ, считается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи.

46.1. Государственные минимальные социальные стандарты

Государственные и муниципальные услуги — это общественно полезные функции, осуществляемые органами государственной власти или местного самоуправления, бюджетными учреждениями, а также блага и услуги, предоставляемые ими гражданам и юридическим лицам.

Государственные минимальные социальные стандарты — это государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет бюджетов всех уровней, а также государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории РФ.

Читайте также:
Обязательно ли подписывать соглашение о переносе срока сдачи

Минимально допустимая стоимость государственных или муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов, называется минимальной бюджетной обеспеченностью.

Система государственных минимальных социальных стандартов формируется при определении финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на единой правовой базе и общих методических принципах.

При составлении бюджета каждому главному распорядителю, распорядителю бюджетных средств и бюджетному учреждению устанавливаются задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг в зависимости от цели их функционирования.

Нормативы финансовых затрат на единицу предоставляемых государственных или муниципальных услуг разрабатывает и утверждает федеральный орган исполнительной власти.

Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг используются при расчете финансирования государственного заказа на предоставление государственных или муниципальных услуг, выполняемого государственными, муниципальными унитарными предприятиями и другими юридическими лицами. В этой связи особое значение имеет разработка планов развития государственного и муниципального секторов экономики, в том числе бюджетной сферы.

Составной частью плана развития государственного сектора экономики федерального уровня является сводный план по главным распорядителям бюджетных средств предоставления государственных или муниципальных услуг бюджетными учреждениями.

Формирование государственных минимальных социальных стандартов строится на следующих принципах:

• соблюдение конституционных прав граждан РФ;

• экономическая и социальная обоснованность;

• использование международных критериев их установления;

• ответственность органов государственной и власти и местного самоуправления за их несоблюдение.

Классификация государственных минимальных социальных стандартов включает следующие основные типы:

1) номенклатуру объектов государственной социальной стандартизации, представленную в виде перечней организаций социальной сферы, ассортимента или набора материальных благ и услуг;

2) количественные нормы и нормативы объектов государственной социальной стандартизации в натуральном или стоимостном выражении;

3) нормативы времени предоставления услуг объектами государственной социальной стандартизации;

4) нормативные соотношения объектов государственной социальной стандартизации, выраженные в виде пропорций.

Основными объектами государственной социальной стандартизации являются оплата труда, государственные пенсии, пособия и другие социальные выплаты, льготные бесплатные социальные услуги, оказываемые государственными и муниципальными учреждениями, и другие гарантии социальной защиты.

Государственные минимальные социальные стандарты включают:

• в области оплаты труда — минимальный размер оплаты труда; единую тарифную сетку по оплате труда работников бюджетной сферы;

• в области пенсионного обеспечения — минимальные размеры государственных пенсий;

• в области образования — набор общедоступных бесплатных услуг образовательных учреждений, финансируемых за счет средств госбюджета; нормы и нормативы предельной наполняемости классов и групп в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и обеспеченности населения бесплатными образовательными услугами; нормы и нормативы социальной поддержки обучающихся; норматив числа студентов, получающих бесплатное высшее профессиональное образование в государственных высших учебных заведениях;

• в области здравоохранения — перечень видов медицинской помощи, предоставляемой учреждениями здравоохранения бесплатно; набор общедоступных бесплатных услуг по оказанию амбулаторно-поликлинической, стационарной и скорой медицинской помощи, финансируемых за счет бюджетов различных уровней и фондов обязательного медицинского страхования; нормы и нормативы обеспеченности населения медицинской помощью;

• в области культуры — набор общедоступных бесплатных услуг государственных и муниципальных учреждений культуры, финансируемых за счет бюджетов различных уровней; нормы и нормативы обеспеченности населения государственными и муниципальными учреждениями культуры, оказывающими общедоступные и бесплатные услуги;

• в области социального обслуживания населения — набор бесплатных услуг государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания населения, финансируемых за счет бюджетов различных уровней; нормы и нормативы обеспеченности населения услугами учреждений социального обслуживания населения;

• в области жилищно-коммунального обслуживания населения — набор предоставляемых населению льготных жилищно-коммунальных услуг; нормы и нормативы минимального уровня жилищно-коммунального обслуживания населения, устанавливаемые органами исполнительной власти.

Установлен единый методологический принцип: выделение образовательным учреждениям необходимых бюджетных средств осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося по каждому виду и типу образовательных учреждений.

Нормативный подход к определению бюджетных расходов на образование предполагает существенное снижение субъективных факторов в принятии соответствующих решений, позволяет обоснованно определить потребность учреждений в бюджетном финансировании и оптимально распределить выделяемые денежные ресурсы.

Реализация государственных минимальных социальных стандартов в регионах гарантируется государством путем закрепления за ними доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, оказания им финансовой помощи из федерального бюджета, предоставления дотаций, субвенций и средств на возвратной основе. Органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления осуществляют формирование и исполнение социальных стандартов в пределах закрепленных за ними финансовых ресурсов.

Государственные минимальные социальные стандарты используются в качестве нормативной базы при определении размеров финансовой помощи вышестоящих бюджетов нижестоящим. Реализация таких стандартов обеспечивается путем закрепления за регионами адекватных доходных источников и оказания финансовой помощи бюджетам по линии трансфертов из вышестоящих бюджетов.

В настоящее время система территориальных бюджетов не имеет способов обеспечения минимальных социальных стандартов. Для решения этой проблемы возможно использование системы трансфертов либо прямой оплаты услуг на основе федеральных социальных программ.

Некоторые из действующих социальных норм и нормативов приведены в табл. 46.1.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: