Общества взаимного страхования: что это значит

Общества взаимного страхования

Вы будете перенаправлены на Автор24

Общество взаимного страхования (сокращенно ОВС) является одной из широко применяемых организационных и правовых форм страховых организаций взаимного типа.

Общие сведения об обществах взаимного страхования

Общество взаимного страхования – это организация некоммерческого типа, создаваемая на основе территориального или профессионального единства участников, а потому лучше адаптируемая к нуждам местных жителей либо учету специфических потребностей различных профессиональных и социальных группировок, являющихся ее участниками.

Задача деятельности обществ по взаимному страхованию состоит в осуществлении страхования имущественных интересов их участников.

В иностранных государствах ОВС реализуют страхование:

  • имущественной базы;
  • предпринимательских рисков;
  • ответственности;
  • жизни.

ОВС находятся в собственности самих страхователей, их капитал образуется за счет взносов по страхованию, уплачиваемых страхователи. Страхователи в обществах взаимного страхования представляют собой сособственников предприятия страхования.

Задачей обществ по взаимному страхованию является предоставление собственным членам более высокого качества услуг по страхованию за приемлемую стоимость. Излишки, которые накоплены за отчетный период осуществления деятельности общества, остаются в собственности его членов.

Решение о направлениях применения таких средств должно приниматься общим собранием членов ОВС либо их представителей. Данные средства могут использоваться, к примеру, для пополнения фонда страхования. В этой связи собрание может принимать решение по понижению размера страховых взносов для всех членов обществ либо лишь тех из них, кто продолжительное время не допустил наступления страхового события и, следовательно, не обретал страховые выплаты.

Готовые работы на аналогичную тему

Члены обществ взаимного страхования самостоятельно занимаются управлением их деятельностью. Верховным органом управления общества, который принимает все основополагающие решения, касающиеся осуществления деятельности, является общее собрание участников обществ взаимного страхования либо их представителей.

В категории страхования ответственности популярными являются объединения владельцев судов, которые страхуют на принципах взаимного страхования риски морского типа. Такие взаимные страховые организации известны как Клубы взаимного страхования. Множество подобных клубов обладает организационно-правовой формой не обществ по взаимному страхованию, а компаний с ограниченной ответственностью (Ltd).

Общества по взаимному страхованию в России

В России организационно-правовая форма «общество взаимного страхования» предусматривается:

  • 968 статьей ГК РФ;
  • законом РФ «О взаимном страховании».

Подготовка, а также оформление нормативной базы для реализации деятельности обществ взаимного страхования заняли свыше десяти лет.

Общества взаимного страхования реализуют страхование имущественных интересов своих членов на основе взаимности посредством соединения в общественном фонде взаимного страхования необходимых для того средств.

Распределение суммы чистого дохода средь членов обществ взаимного страхования российским законодательством не предусматривается. Согласно закону «О взаимном страховании» страхователи-члены обществ взаимного страхования обладают правом на получение (кроме страхового возмещения) при ликвидации общества части его имущественной базы, оставшейся после расчетов с кредиторами, если другое не предусматривается российским законодательством либо уставом общества.

Члены общества должны нести солидарно субсидиарную ответственность по обязательствам общества страхования.

Согласно российскому законодательству органами управления общества признаются:

  • общее собрание участников общества;
  • директор общества;
  • правление общества.

Общее собрание членов общества выбирает участников правления, а также председательствующего, членов комиссии по ревизии и самого ревизора, а также председателя комиссии.

Члены управления общества, в их численности председатель управления общества, выбираются посредством общего собрания участников общества из числа физических лиц — участников и (или) представителей юридических лиц — участников общества. Участник (член) управления общества может заниматься совмещением своей деятельности в правлении общества и работы в обществе по договору трудового типа. Численность членов правления общества, которые работают в обществе по трудовому договору, не может превышать одну треть от общего численности членов правления общества.

Читайте также:
Как получить алименты с заключенного?

ОВС – это некоммерческая организация, и на него распространено налогообложение льготного типа.

В России в обществах взаимного страхования можно страховать лишь объекты имущественного страхования, то есть имущественные интересы членов общества, которые имеют связь с:

  1. Пользованием, владением и распоряжением имуществом (имущественное страхование);
  2. Обязанностью возмещения причиненного иным лицам вреда (страховка гражданской ответственности);
  3. Реализацией деятельности предпринимательского рода (страховка предпринимательских рисков).

В Российской Федерации общества взаимного страхования не обладают правом осуществления такой разновидности страхования, как обязательное, исключая случаи, если подобное право предусматривается федеральным законодательством по конкретной разновидности обязательного страхования. Абсолютно все общества взаимного страхования в Российской Федерации включены в единый реестр субъектов страхового дела.

Застрахуй себя сам. Убьют ли общества взаимного страхования классических страховщиков?

2 Время прочтения: 8 минут

Коммерческим страховщикам готовят альтернативу в виде обществ взаимного страхования. Чем они лучше?

До конца года госкорпорация «Ростех» планирует получить лицензию ЦБ для своего общества взаимного страхования (ОВС), хотя у нее уже десять лет как работает свой страховщик — дочернее предприятие «РТ страхование». Необходимость появления ОВС генеральный директор страхового брокера «РТ страхование» Николай Галушин объясняет тем, что сейчас у предприятий госкорпорации практически не застраховано имущество — на него приходится всего 1% от общих расходов на страхование, или около 80 млн рублей. Между тем имущество год от года не становится новее. Дело не только в нежелании руководителей предприятий тратить деньги на страхование — важными факторами выступают также, например, санкционные риски и невозможность раскрытия информации о закрытых предприятиях, выпускающих продукцию военного или двойного назначения. Коммерческим страховщикам такое страхование неинтересно, потому что риски высокие, а перестраховывать их за рубежом запрещено. Поэтому решили создать ОВС. «Концепция его в том, что деньги в виде страховой премии за пределы «Ростеха» выходить не будут, и если несколько лет подряд будут благополучными, то они останутся внутри системы и будут расходоваться в неблагоприятные годы, которые, безусловно, когда-то наступят», — говорит Галушин.

Интересно взаимное страхование может оказаться не только крупному или малому бизнесу, но и физическим лицам.

Что такое ОВС?

Если совсем просто, то ОВС — это объединение людей или предприятий с одинаковыми имущественными интересами и видом деятельности. Они создают страховой фонд, из которого выплачивают деньги, если у кого-то из членов ОВС наступает страховой случай. По сути — страховщик, который не преследует цель получить прибыль.

«Экономика ОВС базируется на двух китах: учредительный взнос при формировании и страховые взносы участников или премии по договорам страхования, — рассказала профессор МГИМО Капитолина Турбина на пресс-встрече «О необходимости развития ОВС в России». — В этом плане ОВС вполне сравнимы с коммерческими страховщиками. Отличает их цель деятельности: у коммерческого страховщика — в конечном счете получить прибыль, которая подлежит распределению между акционерами либо направлена на пополнение собственных средств компании. У ОВС цель принципиально иная — совместная защита от рисков, а собранные деньги не используются на выплату каких бы то ни было дивидендов даже в прибыльные годы, они формируют резервные фонды для последующих годов».

Если ни у кого из членов ОВС много лет не происходит страховых случаев и накоплений оказывается много, члены общества могут принять решение снизить размер премий или вообще не брать взносы в этом году. Если накоплений мало, придется вносить дополнительные средства, ведь участники общества несут ответственность друг перед другом.

В мировой практике есть и более широкие варианты ОВС, когда заключить договоры страхования могут не только члены общества — услуги страхования предоставляются и третьим лицам.

Читайте также:
Как наказать шумных соседей?

Незабытое старое

Взаимное страхование изобрели несколько столетий назад, как ответ на невозможность застраховать риски у коммерческих страховщиков. Турбина рассказывает, что появление ОВС в России связано с отменой крепостного права. До 1861 года помещики за свой счет решали имущественные проблемы своих крепостных, например восстанавливали сгоревшие дома крестьян. После его отмены пожаров меньше не стало, но восстанавливать жилье уже приходилось крестьянам за свой счет (как, впрочем, и в наши дни, если недвижимость не застрахована). На тот момент коммерческое страхование в Российской империи хоть и было развито (первое страховое общество было создано для страхования грузов еще при Екатерине II), но располагались офисы в крупных городах, до которых крестьяне не добирались. И самое главное — страхование было слишком дорогим удовольствием.

В 1864 году по решению Александра II начали создаваться земские общества взаимного страхования от огня. Дальше появились городские общества взаимного страхования от огня, общества страхования в казацких вольницах, по страхованию имущества и так далее. К 1913 году доля ОВС в России достигала половины от общего объема страховых сборов.

Завидная треть

Сейчас в мировом объеме страховой премии доля ОВС составляет 27% (примерно 1,3 трлн долларов США). Лидерами считаются Финляндия — 73%, Австрия — почти 60%, Германия — около 44%. Член наблюдательного совета Российской национальной перестраховочной компании Игорь Жук рассказал, что в некоторых странах ОВС превалируют в тех или иных сегментах экономики. Например, в сельском хозяйстве — в Испании, Канаде, США, Индии, в промышленности — в Швеции, международные клубы страхования ответственности судовладельцев — в Норвегии. Тройка лидеров с наибольшим рынком взаимного имущественного страхования — Австрия, Швеция, Франция, личного страхования — Финляндия, Германия, Дания. В страховании жизни ОВС лидируют в Японии, где на его долю приходится 90% премий.

ОВС — это и дань традиции, и экономическая целесообразность. Капитолина Турбина приводит пример клубов P&I — это изобретение XIX века, которое к середине 60-х годов ХХ века стало лидером мирового рынка страхования ответственности судовладельцев и остается им до сих пор. «P&I клубы появлялись в ответ на ограниченное предложение со стороны коммерческих страховщиков, или же стоимость его была совершенно непомерной», — говорит она.

ОВС способны конкурировать с коммерческими страховщиками благодаря более низкой стоимости услуг: они проще в управлении, у них меньше расходы на ведение внутренних дел, более простой способ заключения договоров страхования. Например, в ЕС если оборот ОВС не превышает 5 млн евро в год и 25 млн евро для резервов и активов, то они вообще не попадают под надзор. «Они считаются настолько мелкими, что регулятор считает возможным пренебречь надзорной деятельностью в отношении них, — отмечает Турбина. — Он контролирует деятельность ОВС, занимающихся страхованием имущества, от несчастных случаев, потому что исполнение обязательств по таким договорам зависит от финансовой устойчивости самого ОВС. И если у ОВС есть договоры страхования в пользу третьих лиц». В этом случае ОВС обязаны выполнять требования к резервам и активам, как и коммерческие страховщики.

А что у нас?

В России сейчас, по данным Национальной ассоциации обществ взаимного страхования (НАВС), насчитывается всего десять ОВС. Самым масштабным в России было ОВС застройщиков. В 2013 году 30 крупнейших девелоперов из 13 регионов страны учредили НКО «Потребительское общество взаимного страхования гражданской ответственности застройщиков». Оно страховало ответственность застройщиков, привлекающих денежные средства участников долевого строительства. «К июню 2017 года в него входило около 450 крупнейших девелоперов из 58 регионов РФ, в портфеле было более 73,5 тысячи договоров и застраховано свыше 2 тысяч объектов, — рассказывает вице-президент НАВС Иван Давыдов. — Но внесение поправок в законодательство о страховании ответственности застройщиков привело к созданию специализированного Фонда по защите прав граждан — участников долевого строительства под управлением «ДОМ.РФ», в который все страховщики ответственности должны были в 2019 году передать все свои обязательства. Некоммерческая корпоративная форма взаимного страхования ответственности застройщиков была преобразована в государственную форму взаимного страхования».

Читайте также:
Как пожаловаться в арбитражный суд на решение налоговой?

Что мешает популяризации?

Туроператоры въездного и выездного туризма по закону обязаны иметь полис страхования гражданской ответственности или банковскую гарантию. В период пандемии, когда деятельность туроператоров де-факто была невозможна, страхование их ответственности стало обременительным для коммерческих страховщиков, ведь риск наступления страхового события достигал 100%. И они начали отказывать в заключении новых договоров. Страховать ответственность необходимо, а где это сделать — непонятно. Если бы у туроператоров было свое ОВС, проблем бы не возникало.

В НАВС сравнили, сколько заплатили туроператоры коммерческим страховщикам с 2016 по 2019 год и какой эффект получили. За четыре года они внесли 970 млн рублей страховых премий, а получили 331 млн выплат по страховым случаям. «Если не считать 2018 год, когда страховая премия была 229 миллионов рублей, а выплаты — 220 миллионов, то коэффициент выплат получается низким — например, в 2016 году начисленная премия составила 259 миллионов рублей, а выплаты — 40 миллионов рублей, — говорит Иван Давыдов. — Это свидетельствует о значительных переплатах страховых премий или избыточном страховом тарифе. Помимо прибыли, коммерческий страховщик закладывает в тариф комиссионное вознаграждение агента — в среднем 25%».

Если бы туроператоры создали ОВС, то за четыре полных года при тех же уплаченных взносах и выплатах имели бы дополнительно в гарантийном фонде 387 млн рублей и на резервно-предупредительные мероприятия 79 млн рублей. Но пока это невозможно. Закон обязывает их страховать ответственность только у коммерческих страховщиков.

Кроме того, по словам Давыдова, взаимное страхование будет эффективно как защита от экологических катастроф. Сейчас не более 5% предприятий страхуют свои экологические риски. Работает традиционный русский авось: деньги отдашь, а вдруг ничего не случится — и назад их не вернешь. «Специфика экологических рисков в том, что неблагоприятные события происходят относительно редко, но ущерб от них может быть очень высокий», — продолжает он. В этом смысле ОВС выгодно тем, что взносы аккумулируются и переходят на следующий год.

Механизм взаимного страхования мог бы заработать и в жилищной сфере — например, в страховании от ЧС. «Если создавать ОВС в регионе, то жители будут вступать в него в качестве членов и заключать договор страхования, — объясняет Иван Давыдов. — По форме это может быть сделано по-разному, но если ОВС будет универсальным по страхованию имущества, то лучше такая конструкция — членство и договор страхования». Пока реализовать это затруднительно, потому что законодательство ограничивает количество участников ОВС 2 тыс. физлиц и 500 юрлиц. А чем меньше участников, тем выше премии.

ОВС по осени считают

НАВС подготовила поправки в законодательство, которые должны облегчить создание обществ взаимного страхования. Осенью ассоциация внесет их в Госдуму. «Если ОВС в каком-то сегменте будет экономически более эффективным и целесообразным, оно должно иметь возможность образоваться и предлагать свои услуги наравне с коммерческими страховщиками», — объясняет Капитолина Турбина.

Хотя, при самом благоприятном раскладе, конкурентами коммерческим страховщикам ОВС не станут. При всех очевидных плюсах, доверие им придется завоевывать долго. Во-первых, потому, что коммерческие страховые компании финансово более устойчивы и требования к капиталу для них постоянно повышаются. ОВС же придется жить за счет собираемых с членов взносов. При необходимости ОВС может попросить участников общества сделать дополнительные взносы для пополнения капитала (то есть, по сути, выполнить роль акционеров, а не клиентов-страхователей), но люди тяжело расстаются с деньгами, особенно если это не запланировано. Во-вторых, из-за страха потребителей быть обманутыми — никто не помешает руководству ОВС собрать деньги и исчезнуть с ними. Хотя, по мнению Турбиной, рисков появления фиктивных или квази-ОВС, которые, заключив договоры страхования, исчезнут с деньгами, во взаимном страховании не больше, чем в коммерческом.

Читайте также:
Информационное обеспечение рынка: что это значит

Ольга КОТЕНЕВА, Banki.ru

n nttt nttt ntt nt”,”content”:”tt

Общества взаимного страхования: в чем отличия от коммерческих страховых?

Общество взаимного страхования (ОВС) – организация некоммерческого типа, бюджетный фонд которой выстраивается на основе членских взносов. Страхователи ОВС могут быть объединены по виду объектов страхования и по территориальному признаку. Общества взаимного страхования уже не первое десятилетие развиваются по всему миру.

Это обусловлено, в первую очередь, тем, что большинство людей заинтересованы в том, чтобы иметь надежную страховку без переплат. ОВС, в отличие от коммерческих страховых компанией, не нацелены на то, чтобы зарабатывать за счет своих страхователей, поэтому в их тарифной политике не заложена норма прибыли, что делает страховку в ОВС более доступной.

В чем заключаются принципы работы ОВС?

Помимо того, что основная задача обществ взаимного страхования заключается в том, чтобы обеспечить своих членов надежной и выгодной страховкой, отличие ОВС от коммерческих компаний заключается и в следующем:

Отсутствует уставной капитал.

Финансовая стабильность ОВС формируется за счет заключения договоров с перестраховочными компаниями.

В ОВС есть ограничения по количеству членов общества: не более 2000 физических и не более 500 юридических лиц.

Финансовая отчетность ОВС находится в свободном доступе, все страхователи могут следить за денежными потоками внутри общества.

В случае положительного финансового результата по истечении срока договора страхования, член общества может получить неизрасходованную часть страхового взноса.

Каждому страхователю оказывается непосредственная помощь от юридической службы ОВС на этапе сбора документов по страховому случаю или оформления судебных документов, в то время как клиенты коммерческих страховых компаний организуют этот процесс самостоятельно.

Таким образом, ОВС предлагают своим членам не только выгодные цены на страхование, но и абсолютную прозрачность всех операций, комфортные условия и помощь при решении любых вопросов.

ОВС на российском страховом рынке

Несмотря на то, что форма обществ в России пользуется чуть меньшей популярностью, чем в других странах Европы, на нашем рынке уже есть крупные ОВС, которые успешно развиваются из года в год. Например, НКО ПОВС «ЭТАЛОН».

ОВС было основано в 2019 году. В ноябре 2020 года получило лицензию Центробанка России на осуществление взаимного страхования ВС№4360.

Перечень видов страхования, доступных членам ОВС «ЭТАЛОН»:

  1. страхование наземного транспорта (КАСКО);
  2. финансовых рисков, титула, качества товаров, работ и услуг;
  3. гражданской ответственности перед третьими лицами;
  4. страхование грузов;
  5. предпринимательской деятельности;
  6. убытков по договорам займа, вклада, кредита, передачи личных сбережений;
  7. финансовых рисков физических лиц;
  8. имущества физических лиц от огня и других опасностей;
  9. страхование инвестиций.

НКО ПОВС «ЭТАЛОН» имеет облигаторный договор перестрахования с одним из мировых лидеров в этой области – немецкой компанией Hannover Rück SE. А также с Российской национальной перестраховочной компанией и несколькими брокерами.

Читайте также:
Перерегистрация ООО: что это такое, описание и особенности

В предложения по КАСКО входит полный пакет страховки, включая тотал и угон. Есть возможность застраховать в том числе автомобили, сдаваемые в аренду или используемые в качестве такси. Некоторые ремонтные работы, например, замена стекол, фар, покраска элементов кузова производятся без сбора дополнительных справок, что помогает ускорить процесс ремонта. Гарантия овердрайв распространяется на двигатель, КПП и электрику. Также владельцам КАСКО доступны опции автопомощь, трезвый водитель и авто на время ремонта.

ОВС наладило удобный онлайн-сервис для своих членов в целях экономии их времени. К примеру, расчет стоимости полиса можно произвести в мобильном приложении. Урегулирование страховых вопросов также может быть выполнено дистанционно. Сами полисы доступны как в бумажном, так и в электронном виде.

Общество взаимного страхования

Содержание

Общество взаимного страхования – общие представления

Общество взаимного страхования (общепринятое сокращение — ОВС) — одна из распространенных организационно-правовых форм взаимных страховых организаций.
ОВС – некоммерческая организация, которая создается на базе профессионального, коммерческого или территориального единства участников и лучше адаптируется к нуждам местного населения или учету специфических потребностей различных социально-профессиональных групп, которые являются членами такой организации. Цель деятельности ОВС – осуществление страхования имущественных интересов его членов на основе метода взаимного страхования. ОВС занимают особое место на рынках большинства индустриально развитых стран (см. Mutual insurance).

В зарубежных странах ОВС осуществляют страхование имущества, ответственности, предпринимательских рисков, а также личное страхование, в частности страхование жизни.

Общества взаимного страхования принадлежат самим страхователям, их капитал формируется за счет страховой премии (взносов).
Страхователи в ОВС являются сособственниками страхового предприятия. Задача ОВС заключается в предоставлении своим членам наиболее качественных услуг по страхованию за приемлемую цену. Излишки, накопленные за отчетный период деятельности общества, принадлежат его членам и используются на пополнение страховых взносов, а убытки возмещаются за счет увеличения страховых взносов.
Члены ОВС сами управляют его деятельностью. Высшим органом управления общества, который принимает все основные решения, касающиеся его деятельности, является общее собрание членов ОВС или их представителей.
В области страхования ответственности известны объединения судовладельцев, страхующие на принципах взаимного страхования морские риски. Эти взаимные страховые организации известны как Клубы взаимного страхования [1] (Protection and Indemnity Clubs – P&I Clubs – см. Protection and indemnity insurance). Многие подобные клубы имеют организационно-правовую форму не обществ взаимного страхования, а компаний с ограниченной ответственностью (Ltd) и др. [2] .

Общество взаимного страхования в Российской Федерации

В Российской Федерации организационно-правовая форма “общество взаимного страхования” предусмотрена ст.968 Гражданского кодекса РФ, а также законом РФ от 29 ноября 2007 г. № 286-ФЗ “О взаимном страховании”.
ОВС осуществляет страхование имущественных интересов членов общества на взаимной основе путем объединения в обществе взаимного страхования необходимых для этого средств [3] .
Распределение суммы чистого дохода среди членов ОВС законодательством Российской Федерации не предусматривается. В соответствии с законом “О взаимном страховании” страхователи-члены ОВС имеют право на получение (помимо страхового возмещения) в случае ликвидации общества части его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или уставом общества [4] .
Члены общества солидарно несут субсидиарную ответственность по страховым обязательствам общества в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов общества [5] .
В соответствии с российским законодательством органами управления общества являются общее собрание членов общества, правление общества и директор общества [6] . Общее собрание членов общества избирает членов правления общества, его председателя, членов ревизионной комиссии (ревизора) общества, ее председателя [7] .

Читайте также:
Как выписать бывшего гражданского мужа из квариры

Члены правления общества, в том числе председатель правления общества, избираются общим собранием членов общества из числа физических лиц – членов общества и (или) представителей юридических лиц – членов общества [8]
Член правления общества может совмещать свою деятельность в правлении общества с работой в обществе по трудовому договору. Число членов правления общества, работающих в обществе по трудовому договору, не должно превышать одну треть от общего числа членов правления общества [9] .
ОВС является некоммерческой организацией, и на него распространяется льготное налогообложение.

В Российской Федерации в ОВС можно застраховать только объекты имущественного страхования, то есть имущественные интересы членов общества взаимного страхования, связанные, в частности, с:

  • владением, пользованием и распоряжением имуществом (страхование имущества);
  • обязанностью возместить причиненный другим лицам вред (страхование гражданской ответственности);
  • осуществлением предпринимательской деятельности (страхование предпринимательских рисков) [10] .

В РФ ОВС не вправе осуществлять обязательное страхование, за исключением случаев, если такое право предусмотрено федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования [11] .

Компания взаимного страхования

Что такое Компания взаимного страхования?

Компания взаимного страхования – это страховая компания, которой владеют страхователи. Единственная цель компании взаимного страхования – обеспечить страховое покрытие ее членов и держателей полисов, а ее членам предоставляется право выбирать менеджмент. Компании взаимного страхования вкладывают средства в портфели, как в обычный паевой инвестиционный фонд , при этом любая прибыль возвращается участникам в виде дивидендов или сокращения премий. Федеральный закон, а не закон штата определяет, можно ли классифицировать страховщика как компанию взаимного страхования.

Ключевые моменты

  • Страховая компания, принадлежащая страхователям, является компанией взаимного страхования.
  • Компания взаимного страхования предоставляет своим членам и держателям полисов страховое покрытие по цене или почти по стоимости.
  • Любая прибыль от премий и инвестиций распределяется между ее членами через дивиденды или уменьшение премий.
  • Компании взаимного страхования не котируются на фондовых биржах, но, если они в конечном итоге решат стать, они «демутуализируются».
  • Федеральный закон определяет, может ли страховщик быть компанией взаимного страхования.

Понимание компании взаимного страхования

Цель компании взаимного страхования – предоставить своим членам страховое покрытие по стоимости или почти по стоимости. Когда у компании взаимного страхования есть прибыль, эта прибыль распределяется между членами через выплату дивидендов или сокращение премий .

Компании взаимного страхования не торгуются на фондовых биржах, поэтому их инвестиционная стратегия позволяет избежать давления, связанного с необходимостью достижения краткосрочных целей по прибыли, и может работать так, как лучше всего подходит для своих членов с целью получения долгосрочной выгоды. В результате они инвестируют в более безопасные активы с низкой доходностью. Однако, поскольку они не торгуются на открытом рынке , держателям полисов может быть сложнее определить, насколько финансово платежеспособна компания взаимного страхования или как она рассчитывает дивиденды, которые отправляет обратно своим членам.

Крупные компании могут создавать компании взаимного страхования в качестве формы самострахования, либо объединяя подразделения с отдельными бюджетами, либо объединяясь с другими аналогичными компаниями. Например, группа врачей может решить, что они могут получить лучшее страховое покрытие и снизить взносы, объединив средства для покрытия аналогичных типов рисков.

Когда компания взаимного страхования переключается с принадлежащей участникам на торги на фондовом рынке , это называется «демутуализацией», и компания взаимного страхования становится компанией по страхованию акций. Это изменение может привести к приобретению страхователями акций вновь размещенной компании. Чаще всего это делается как форма привлечения капитала. Компании по страхованию акций могут привлекать капитал, распределяя акции, в то время как компании взаимного страхования могут привлекать капитал только путем заимствования денег или повышения ставок.

Читайте также:
Как выписать ООО с моего адреса?

История компаний взаимного страхования

Взаимное страхование как концепция возникло в Англии в конце 17 века для покрытия убытков от пожара. Это началось в Соединенных Штатах в 1752 году, когда Бенджамин Франклин учредил Филадельфийскую благотворительную организацию по страхованию домов от ущерба от пожара. Компании взаимного страхования сейчас существуют почти повсюду в мире.

За последние 20 лет страховая отрасль претерпела серьезные изменения, особенно после того, как законодательство 1990-х годов устранило некоторые барьеры между страховыми компаниями и банками. Таким образом, скорость демутуализации увеличилась, поскольку многие взаимные компании хотели диверсифицировать свои операции за пределами страхования и получить доступ к большему капиталу.

Некоторые компании полностью перешли в владение акциями , в то время как другие образовали компании взаимного страхования, которые принадлежат держателям полисов преобразованной фирмы взаимного страхования.

Жаркие дни участников общего морского предприятия

Инструкция по взаимодействию страхователя, страховщика и других участников общей аварии – от нашего партнера, юридической компании “Инмарин ле Дефенс”.

Что делать, если ваши надежды на судно буквально “сгорели синим пламенем”?

Старая истина гласит: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет». Именно поэтому те, кто следят за последними новостями международного мореплавания, теперь лишний раз подумают, как лучше назвать свое судно. Катер «Глыба» вполне может пойти на дно, как кусок гранита, а, если дать какому-нибудь контейнеровозу «огненное название», жди пожара на борту. Выбирайте добрые, непотопляемые названия, дорогие доверители, с ними как-то спокойнее: «Бревно», или «Надувная утка», хотя бы!

Когда судно горит или тонет, а на его спасание тратится много сил, денежных средств и времени, объявление судовладельцем общей аварии неизбежно. В результате этого грузополучатели, которые всего лишь ждали прибытия своего груза в порту, не заботясь о методах и хлопотах, связанных с его транспортировкой, обнаруживают себя участниками общего морского предприятия. К ним, переложившим все трудности на экспедиторов или агентов, начинают предъявляться требования по выплатам обеспечения по общей аварии, оплате сюрвейерского осмотра и «выкупа» груза в спасателей. В этой статье мы расскажем о том, как страхователь может наиболее эффективно перенаправить расходы по общей аварии и ущербу застрахованному имуществу на страховую компанию.

1. Уведомление о наступлении страхового случая.
Даже если страхователь не уверен, имеет ли место фактический ущерб застрахованному грузу, он обязан уведомить страховщика о такой возможности. Хороший генеральный договор страхования всегда будет предусматривать обязанность страхователя уведомить страховщика о наступлении страхового случая, как существенное условие урегулирования страхового убытка. Не всегда требование по уведомлению будет простым («позвоните и расскажите нам, что случилось»), у крупных страховых компаний процедура проходит в несколько этапов – устный и письменный. Игнорирование требований страховщика по манере и срокам уведомления его об инциденте, может стоить страхователю его компенсации!

2. Своевременное подтверждение убытка грузу.
У страхователя существует безусловная обязанность доказать, что убыток был причинен застрахованному грузу в результате наступления страхового случая. Недостаточность доказательств может привести к отказу в выплате страхового возмещения, поэтому к их сбору стоит подходить со всей ответственностью. Все действия должны осуществляться быстро и своевременно, особенно с учетом того, что, в соответствии с условиями части 1 статьи 966 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), к требованиям по выплате страхового возмещения или обеспечения, вытекающим из договора страхования, применяется сокращенный срок исковой давности, всего лишь 2 года.

Срок для урегулирования страхового убытка также может быть предусмотрен условиями самого договора страхования, что ставит страхователя в ситуацию, когда он ограничен во времени для сбора пакета доказательных документов. Ни смотря на вышеизложенное, страхователям не стоит думать, что их обязательство по доказыванию будет нарушено, если они не предоставят полный пакет документов, подтверждающих ущерб, через час после его наступления. Документальные подтверждения выдаются и запрашиваются разными сторонами по делу: у судовладельца, у перевозчика, у фрахтователя, у пожарной службы, у банка. У всех сторон и служб имеются свои сроки рассмотрения запросов, которые, порой, занимают несколько недель. С учетом такого положения дел, страхователь обязан сделать все от себя зависящее для того, чтобы документы были собраны в срок, согласованный сторонами в договоре страхования.

3. Своевременное реагирование и сотрудничество.
В процедуре общей аварии единовременно работают над одним и тем же делом специалисты разных направлений, постоянно предоставляя участникам общей аварии информацию, новости и новые права и обязанности (осмотр груза, включение в реестр, взносы по обеспечению, и тд.).
Очень важно, в такой ситуации, отслеживать все изменения, имеющие место в отношении общей аварии, своевременно выполняя все требуемые действия. В соответствии со статьей 272 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее – КТМ РФ), у страхователя существует обязанность предпринимать все возможные и доступные действия для уменьшения размера ущерба и предотвращения его увеличения. Если страхователь будет «спустя рукава» относиться к исполнению своих обязательств в качестве участника общей аварии, это может служить основанием, чтобы сомневаться в его добросовестности.

Читайте также:
Международный суд: что это такое, описание и особенности

4. Взносы по общей аварии.
Обязанность грузовладельцев, перевозчиков и других участников общей аварии, распределить между собой и компенсировать затраты на разумное спасание их имущества, предусмотрена в законе (статьи 273, 275 КТМ РФ). В 99% случаев, без денежного обеспечения компенсации затрат спасателей, грузовладельцы просто не получат на руки спасенные грузы. В соответствии с условием статьи 273 КТМ РФ, страховщик оплачивает обеспечение по общей аварии только по требованию страхователя. Мы рекомендуем не затягивать с направлением такого требования в страховые компании, независимо от того, как быстро идет процесс урегулирования убытка от ущерба застрахованному грузу.

5. Соблюдение сроков.
Часто встречающаяся «прореха» договоров страхования – это отсутствием четких сроков, в течение которых страховые компании обязуются предоставить, по требованию страхователя, обеспечение оплаты взносов по общей аварии, что превращает, в соответствии с частью 2 статьи 314 ГК РФ, обязательство оплатить обеспечение в обязательство, определенное моментом востребования. На практике это означает, что страховщик обязан осуществить оплату в семидневный срок со дня предъявления страхователем такого требования.

Для успешного разрешения общей аварии при помощи своего страховщика, страхователь должен добросовестно исполнять обязательства, предусмотренные договором страхования, действовать в согласованные и/или указанные в законе сроки, с учетом фактических обстоятельств общего морского предприятия. Конечно, наиболее верно в такой ситуации назначать юристов и сюрвейеров, которые будут консультировать по соблюдению всех необходимых формальностей, и в случае нарушения прав и обязанностей предпримут незамедлительные действия по защите Страхователя.

Четко следуя требованиям страховщика и положениям договора страхования, страхователь гарантирует себе плавное, безболезненное урегулирование страхового случая и полноценную компенсацию любых убытков и обязательств по общей аварии, гарантируя, что жаркие дни для участников морского предприятия не прекратятся для него в адское пекло.

Юрист | Судовладельцам, ООО «Инмарин»
Жданова Виктория Дмитриевна

Морские сокращения и термины

АЛЛ ИН

Букировка

Букинг – бронирование всей или части грузовместимости судна (места на судне) для перевозки груза.

Генеральный груз

Генеральный груз – груз, который может быть пересчитан, упакованный в тару, или штучный груз, в том числе: ящики, мешки, бочки, тюки, контейнеры и т. д. Для транспортировки такого груза требуется индивидуальная упаковка и надежное крепление.

Читайте также:
Международное право: что это такое, описание и особенности

Демередж

Демередж – штраф за использование контейнерного оборудования свыше срока, заранее оговоренного с морским перевозчиком. Взимается за превышение свободного времени нахождения (простой) контейнера в порту выгрузки.

Детеншн

Детеншн – штраф за использование контейнерного оборудования свыше срока, заранее оговоренного с морским перевозчиком. Взимаются с клиентов, которые держат контейнер за пределами терминала (задержка) дольше срока, предусмотренного на возврат контейнера в линию.

Диспач

Диспач – вознаграждение, премия, уплачиваемые судовладельцем фрахтователю за досрочное освобождение судна из-под грузовых операций.

Индоссамент

Индоссамент – передаточная надпись на обратной стороне ценной бумаги, в соответствии с которой, права по этой бумаге переходят от одного лица к другому. Лицо, совершающее индоссамент, называется индоссантом. Объектами передачи посредством индоссамента могут быть векселя, чеки, коносаменты и другие ценные бумаги.

Манифест

Манифест – судовой документ, содержащий перечень коносаментов. Необходим для предоставления таможне, а также агентам и стивидорам в портах назначения. В манифесте указывают: наименование судна, порт погрузки, номера коносаментов, наименование, масса, объем и кол-во груза по каждому коносаменту, наименование грузоотправителей и грузополучателей груза, маркировка груза.

Опен топ

Тип контейнера. Контейнер с открытым верхом для облегчения погрузки, закрывающимся брезентовым чехлом.

Ордерный коносамент

Вид коноссамента, по которому груз выдаётся отправителю или получателю, либо на основании передаточной надписи (индоссамент), другому лицу, предъявившему коносамент. Передаточных надписей может быть несколько; груз выдаётся лицу, последнему указанному в ряду передаточных надписей.

Сталийное время

Сталийное время – срок, в течение которого перевозчик предоставляет судно для погрузки груза и держит его под погрузкой груза без дополнительных к фрахту платежей. Определяется соглашением сторон в чартере, при отсутствии такого соглашения сроками, обычно принятыми в порту погрузки.

Стейтмент

Документ, составляемый вместо таймшита в тех случаях, когда отсутствуют необходимые условия по учету и расчету сталийного времени. Содержит данные о времени прибытия судна в порт, использовании сталийного времени с указанием продолжительности и причин, имевших место перерывов и простоев. По данным стейтмента составляется таймшит и производятся расчеты с фрахтователями по демерреджу и диспачу.

Таймшит

Ведомость учета сталийного времени под грузовыми операциями. Таймшит составляется в каждом порту выгрузки/погрузки судна и подписывается капитаном и представителем фрахтователя. Таймшит является основанием для расчета демерреджа и диспача.

Тайм-чартер

Договор фрахтования судна на время. Судовладелец предоставляет в пользу фрахтователя судно на определенный срок за оговоренную плату. Владелец судна несет расходы по содержанию судового экипажа, по поддержанию судна в годном для эксплуатации состоянии и по страхованию его, а фрахтователь, кроме платы судовладельцу за пользование судном, принимает на себя оплату бункера, воды, портовых, канальных сборов, и других текущих и эксплуатационных расходов.

Телекс

Телекс Релиз – смена в транзитном порту судоходной линии для доставки из/в порт, не обслуживаемый линией напрямую.

Трансшипмент

Смена в транзитном порту судоходной линии для доставки из/в порт, не обслуживаемый линией напрямую.

Фидер

Морской перевозчик, осуществляющий перевозку грузов (контейнеров) на судах небольшого водоизмещения, на короткие расстояния между портами, как правило одного бассейна или доставку контейнеров от/до порта погрузки на океанское судно.

Фрахт

Деньги, выплачиваемые фрахтователем судовладельцу в соответствии с чартер-партией на рейс.

Шиппер

Отправитель груза – лицо, фактически или по поручению представляющее груз к перевозке.

ALL IN

All Inclusive – все включено. В стоимость доставки груза входит плата за дополнительные услуги, которые предусмотрены договором. К примеру, при доставке сборного груза – это расходы на консолидацию.

Читайте также:
Ипотечный залогодержатель: что это такое, описание и особенности

Atmosphere Control Surcharge – проверка состава воздуха (в контейнере-рефрижераторе). Сбор за контроль состава воздуха начисляется к ключевой ставке фрахта. Актуален при перевозке скоропортящихся продуктов, товаров, требовательных к температурному режиму.

ASC, SCN, SCS, SCT, STF, STT, SUZ

Suez Canal, Surcharge Suez Canal Fee, Suez Transit Fee, Suez Canal Transit Fee – дополнительный сбор за перемещение морских судов по Суэцкому каналу. Стоимость зависит от осадка, массы, объема груза, сроков подачи заявки, времени прохождения судна по каналу.

Bunker Adjustment Factor – коэффициент регулировки стоимости фрахта. Сбор на случай повышения цен на топливо. Прописывается в договоре доставки. Его размер зависит от стоимости нефти. У каждой судоходной компании собственная ставка BAF. На случай долгосрочного сотрудничества выгодно выбирать организацию с низкой ставкой.

BAS, BUC

Basic Ocean Freight, Base Freight Rate – основная ставка фрахта. Ключевая стоимость доставки груза из порта отправителя до порта получателя. Стоимость отличается у разных судоходных линий, зависит от специфики груза, условий перевозки, сроков доставки.

Basic Freight Rate – основная ставка фрахта. В стоимость доставки входят издержки фрахтовладельца на погрузочно-разгрузочные работы, перевалку, хранение товара, расходы на рейс судна. У каждого судовладельца – своя ставка BFR.

Bill of Lading– транспортная накладная, коносамент. Представляет собой документ наподобие товарно-транспортной накладной. Используется при морской либо мультимодальной доставке. Подтверждает передачу товара отправителем представителю перевозчика.

Before Breaking Bulk – перед началом разгрузки. Оплата фрахта при доставке груза. Применяется на случай, если есть риск не получить плату за фрахт. Относится к грузовым платежам, которые должны быть получены до разгрузки судна.

Both Dates Inclusive – обе даты включительно. Означает юридическую значимость даты начала перевозки и даты передачи груза получателю. Все операции выполняются в рамках периода от дня отбытия груза от отправителя до дня прибытия в пункт назначения.

Both Inclusive– оба включительно. Термин используется для обозначения временного промежутка, включающего дату отбытия груза и дату его прибытия в место назначения.

BIMCO

The Baltic and International Maritime Council– Балтийский международный морской совет. Его участники – судовладельцы, судовые брокеры. В ведении организации – проблемы морского судоходства, международной морской торговли, стандартизация транспортной документации, электронных баз данных.

Booking Note– договор доставки на основе бронирования. Для отправки груз закрепляют за определенным судном, перевозящим по графику. Договор основан на условиях линейного коносамента, заключается на единичную доставку или на несколько рейсов.

Bunker on Board – бункер на борту. Обозначение условия перевозки груза с использованием бункера на борту морского судна. Указывается в договоре перевозки или в заявке заказчика на доставку груза морским судном.

BOFFER

Best Offer – лучшее предложение. Дополнительные услуги или система скидок, выгодные условия перевозки от судовых компаний. Морские линии предоставляют возможность сэкономить или сократить сроки доставки.

Bunkers Remaining on Board – бункеры, оставшиеся на борту. Термин используется для обозначения условий размещения груза на борту судна, оснащенного бункерами. Условие актуально для грузов, требовательных к определенным режимам доставки.

Basis – основа. Ключевое условие договора перевозки груза. В качестве BSS может выступать способ доставки: сборный груз или генеральный, мультимодальный или одним видом транспорта.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: