Общественный контроль за охраной

«Пути повышения эффективности общественного контроля в экологической сфере»

Рекомендации

Рассмотрев с участием членов Совета Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научного и экспертного сообществ вопрос «Пути повышения эффективности общественного контроля в экологической сфере», участники «круглого стола» отмечают следующее.

Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды (пункт 1 статьи 68 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды») и является важнейшим институтом реализации государственной политики в природоохранной сфере.
Правовую основу участия общественности в экологическом контроле составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ), Закон Российской Федерации от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и иные нормативные правовые акты.
Общественный экологический контроль осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством (пункт 2 статьи 68 Федерального закона № 7-ФЗ).
Законодательством Российской Федерации предусмотрены следующие виды общественного экологического контроля:
общественный земельный контроль (статья 72.1 Земельного кодекса Российской Федерации);
общественный контроль в области обращения с отходами (статья 27 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»);
общественный контроль за охраной атмосферного воздуха (статья 26 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»);
общественный контроль за охраной и использованием животного мира (статья 10 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире»);
общественный контроль за обеспечением радиационной безопасности (статья 12 Федерального закона от 9 января 1996 года № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»).
Результаты общественного экологического контроля, оформленные в форме обращений, жалоб или иных предусмотренных законодательством формах, представленные в органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению (пункт 3 статьи 68 Федерального закона № 7-ФЗ).
До недавнего времени институт общественного экологического контроля не имел должного правового оформления, в связи с чем в 2016 году был принят Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 353-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания лесопарковых зеленых поясов», который ввел институт общественных инспекторов по охране окружающей среды и наделил их определенными правами. В развитие указанных норм был издан приказ Минприроды России от 12 июля 2017 года № 403 «Об утверждении порядка организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды», в соответствии с которым общественными инспекторами по охране окружающей среды могут быть граждане, изъявившие желание оказывать органам экологического надзора содействие в природоохранной деятельности на добровольной и безвозмездной основе.
Следует учитывать, что формирование эффективного взаимодействия между гражданским обществом и властью по вопросам экологии позволяет избежать возникновения конфликтных ситуаций и исключает возможность использования острых тем для различного рода спекуляций. Важное значение в этом имеет доступ к информации о состоянии окружающей среды и источниках воздействия на нее.
Однако в настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствуют понятие «экологическая информация», порядок доступа к ней и отнесение такой информации к общедоступной информации, размещаемой органами государственной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в форме открытых данных.
Вместе с тем, в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, совершенствование механизмов рассмотрения федеральными органами исполнительной власти результатов общественного экологического контроля, создана федеральная государственная информационная система общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования (ФГИС «Наша Природа»), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2017 года № 1082. Одновременно следует развивать возможности информационных ресурсов общественных организаций (интерактивного портала «Карта социально-экологических конфликтов» Российского экологического общества, «Карта свалок» Общероссийского народного фронта, интерактивного портала «Центр ресурсного обеспечения общественных инспекторов по охране природы подготовка и обучение» Национального Центра Эколого-Эпидемиологической Безопасности.
Актуальность развития института общественного экологического контроля также связана с необходимостью обеспечения эффективного участия гражданского общества в реализации национального проекта по направлению «Экология», реализуемого в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
В целях совершенствования правоотношений, возникающих при осуществлении общественного экологического контроля необходимо и дальше развивать соответствующую законодательную базу.
Представляется целесообразным обеспечить в полной мере реализацию интересов общества по результатам общественного контроля; рассмотреть вопрос об организации системы централизованной образовательной подготовки общественных инспекторов по охране окружающей среды. В целях повышения эффективности контрольной деятельности представляется полезным рассмотреть вопрос о предоставлении общественным инспекторам по охране окружающей среды права участия в проверочных мероприятиях, проводимых специально уполномоченными государственными органами в сфере охраны окружающей среды, при условии уточнения обязанностей указанных инспекторов.
В то же время в целях формирования механизма экспертной и общественной оценки в сфере нормирования на основе наилучших доступных технологий представляется полезным рассмотреть возможность создания общественного консультационного органа по оценке соответствия технико-технологических решений, реализуемых или планируемых к реализации на предприятиях, наилучшим доступным технологиям, с привлечением специалистов, имеющих опыт создания информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям и обладающих подтвержденной квалификацией в данной области.

Читайте также:
Можно ли препятствовать сособникам приводить гостей?

Учитывая изложенное, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:
1.1. Ускорить разработку и внесение в Государственную Думу проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и Закон Российской Федерации «О государственной тайне», направленного на введение понятия «экологическая информация» и установление порядка доступа к ней.
1.2. Рассмотреть вопрос о разработке законодательных предложений, направленных на совершенствование механизмов осуществления общественного экологического контроля, в том числе в части уточнения прав и обязанностей общественных инспекторов в области охраны окружающей среды, установления порядка прекращения полномочий инспекторов по охране окружающей среды, а также уточнения субъектов, объектов, предметов и инструментов контроля, требований к образовательным центрам и программам обучения общественных инспекторов.
1.3. Рассмотреть вопрос о целесообразности внесения изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части нормативно-правового регулирования совмещения трудовой и общественной деятельности.

2. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации развивать систему публичных экологических рейтингов во взаимодействии с субъектами общественного контроля и средствами массовой информации.

3.Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, Федеральному агентству лесного хозяйства, уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть вопрос об организации централизованной системы обучения, аттестации и повышения квалификации общественных инспекторов по охране окружающей среды.

4.Федеральной службе по надзору в сфере природопользования рассмотреть вопрос о целесообразности разработки предложений, направленных на установление возможности поощрений инспекторов по охране окружающей среды.

5. Общественной палате Российской Федерации, Общественному совету при Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Общественному совету при Федеральной службе по надзору в сфере природопользования изучать и обобщать существующие практики общественного экологического контроля в целях распространения наиболее успешных и перспективных из них.

5. Высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
5.1. Оказывать содействие гражданам в реализации их прав на благоприятную окружающую среду.
5.2. Обеспечить эффективное взаимодействие с субъектами общественного контроля по вопросам охраны окружающей среды.
5.3. Обеспечить создание и эффективное функционирование общественных экологических советов.

Как организован общественный контроль за охраной труда

Общественный контроль в сфере ОТ — это система надзорных мероприятий, которые осуществляются с целью создания и поддержания безопасных для здоровья условий работы и проводятся как различными ведомствами, так и представителями органов общественного контроля.

Читайте также:
Как переоформляется фирма с ИП на ИП?

Разберемся, как действует второй алгоритм.

Законодательная база

Нормативное регулирование вопросов, связанных с контролем силами общественности имеющихся условий работы сотрудника, осуществляется прежде всего трудовым законодательством. Так, ст. 353 ТК РФ устанавливает, что надзор за безопасностью труда является полномочием федеральных органов государственной власти. А вот Постановление Правительства РФ от 26.08.1995 № 843 называет в качестве одного из инструментов, подлежащих использованию, создание и укрепление подразделения по ОТ. Эти подразделения являются ответственными за такие процессы:

  • анализ условий ОТ на предприятии;
  • причины травм и профзаболеваний;
  • расследование несчастных случаев и др.

Положения об уполномоченных по охране труда в организации содержатся в ст. 370 ТК РФ. Дополнительные требования в части деятельности по такому виду надзора определены Постановлением Минтруда РФ от 08.04.1994 № 30. Оно дает рекомендации учреждениям выполнять обязанность по общественному ведомственному надзору за безопасностью труда на местах работы силами соответствующих уполномоченных (доверенных) лиц по ОТ. Документ дает организациям возможность принимать локальные положения по уполномоченным с учетом специфики в направлениях деятельности. Предприятия также оформляют журнал административно-общественного контроля по охране труда, в котором фиксируются проведенные мероприятия, выявленные нарушения и результат их устранения.

Кто и для чего проводит

Цель мероприятий — обеспечить безопасное производство по техническим, санитарным и организационным направлениям. Решаются и вопросы реабилитационных, социальных мероприятий, в том числе их экономические аспекты. В итоге должно быть достигнуто полное соответствие реальных условий производства действующим нормам.

Общественный контроль за охраной труда осуществляют:

  • профсоюзный орган;
  • специальные комиссии;
  • уполномоченные работники.

Это значит, что средством управления системой безопасного труда являются сами сотрудники организации через профсоюзы (в лице специально уполномоченных органов, работников).

Общественное наблюдение силами работников подразумевает наличие у них ряда функциональных обязанностей и связанных с ними прав.

Профсоюз

Права профсоюза при осуществлении общественного контроля широкие и заключаются в:

  • контроле за соблюдением нанимателем действующих нормативных актов в сфере ОТ;
  • участии в исследовании фактов несчастных случаев на предприятии;
  • получении сведений от руководства о том, в каком состоянии находится система ОТ в организации;
  • возможности требовать остановить работу при наличии угрозы жизни и здоровью сотрудников;
  • возможности выдать нанимателю представлений по устранению имеющихся нарушений по ОТ;
  • возможности проверить состояние условий ОТ, оговоренных в колдоговоре;
  • участии в разработке и согласовании локальных актов учреждения в сфере охраны труда;
  • обращении с требованием привлечь к ответственности виновников нарушений требований по ОТ в необходимые органы;
  • участии в расследовании ситуаций, связанных с трудовыми спорами сотрудников по нарушениям положений по ОТ.

Специальная комиссия

Основная задача — контролировать безопасность процессов на производстве. Для ее решения вправе:

  • изучать и вводить в действие лучшие практики по созданию оптимальных условий работы;
  • вместе с руководством организации вырабатывать обучающие материалы по ОТ;
  • помогать работе подразделения по ОТ;
  • помогать при инструктажах и проверке знаний;
  • доводить до работников информацию по безопасности процессов на работе;
  • определять нарушения на рабочем месте, участвовать в исследовании причин ЧС;
  • принимать и рассматривать обращения сотрудников по нарушениям условий труда.

Уполномоченный

По каким направлениям может работать уполномоченный?

  • в помощи в организации безопасных условий работы;
  • наблюдении за состоянием безопасности труда в организации;
  • защите интересов работников в процессе рассмотрения споров о труде;
  • надзоре за соблюдением сотрудниками норм по безопасному труду;
  • организации правильности использования приспособлений по защите работников (СИЗ, коллективные средства);
  • участии в функционировании комиссий по проверке состояния зданий, оборудования;
  • участии в выработке мероприятий по недопущению несчастных случаев;
  • предоставлении сведений работникам о нарушении требований к безопасности.

Таким образом, функции общественников сводятся к выполнению работ по вопросам соблюдения норм трудового законодательства.

Как организован общественный контроль за охраной труда

Цель, с которой проводится общественный контроль за охраной труда на предприятии, — минимизировать травматизм, профессиональные заболевания и опасные производственные факторы. Название говорит само за себя: его проводит руководство с профсоюзом.

Читайте также:
Приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград

В конкретном структурном подразделении можно избирать несколько уполномоченных. В целом число, алгоритм избрания, срок исполнения обязанностей предусматриваются в коллективном договоре или в другом решении, выработанном вместе с нанимателем.

Выбор уполномоченных лиц происходит по инициативе профсоюза:

  • в отдельно взятом подразделении;
  • на предприятии в целом.
  • избирать уполномоченных по охране труда на собрании всего коллектива на период не меньше 2 лет;
  • можно привлекать специалистов других организаций (в данном случае необходимо согласие работодателя);
  • не следует рассматривать кандидатуры сотрудников, которые одновременно отвечают за охрану труда организации.

Уполномоченные часто являются членами комиссии по охране труда. Такие сотрудники взаимодействуют с работодателем, профсоюзом, специалистом по охране труда, органами госнадзора.

Порядок и периодичность общественного надзора:

  • ежедневно руководителем на рабочем месте;
  • ежемесячно на предмет исправности оборудования и инвентаря;
  • ежеквартально с целью проверки исполнения ранее выписанных предписаний.

Для ежемесячных мероприятий привлекаются профсоюзы, а в рамках ежеквартальных проводится обучение и проверка знаний ИТР.

Бывает еще и ведомственный контроль, реализуемый министерствами или вышестоящими организациями. Четких сроков его проведения не установлено. Проводится по мере необходимости с целями:

  • изучить условия работы;
  • установить причины травматизма;
  • расследовать происшествия;
  • организовать обучение;
  • оценить состояние рабочих мест.

В интервалах между ведомственными проверками перечисленные задачи тоже реализуются специалистами по охране труда и уполномоченными ответственными лицами.

Избранные уполномоченные регулярно предоставляют отчет на общем собрании предприятия. Их можно отозвать до окончания срока полномочий решением того же органа, которым они избраны.

Причинами отзыва становятся:

  • неисполнение функционала;
  • отсутствие требовательности при защите интересов и прав сотрудников.

Таким образом, осуществление мероприятий по соблюдению прав и законных интересов сотрудников в сфере охраны труда происходит при участии органов профсоюза, уполномоченных сотрудников, которые имеют право формировать для выполнения своих целей собственные инспекции.

Мероприятия осуществляются на регулярной основе с применением обширного перечня прав и полномочий по такому надзору, в том числе положений, содержащих нормы, связанные с трудовым правом.

В чем заключается общественный контроль за охраной труда

  • Сроки выплаты зарплаты
  • Как прекратить деятельность ИП на патенте
  • Что входит в обязанности копирайтера
  • Как отразить декабрьскую зарплату в 6-НДФЛ
  • Как в 1С сделать отчет СЗВ-ТД

Нормативная база

Общественный контроль за охраной труда на предприятии регламентирован статьей 370 ТК РФ . Функции контролеров, которые должны постоянно следить за выполнением условий коллективных договоров, трудовых договоров, прочих соглашений и нормативно-правовых актов (НПА), возложены на профессиональные союзы. Они имеют право в рамках такой деятельности организовывать специальные инспекции профсоюзов, а также наделять необходимыми полномочиями своих членов. Утверждают положения, которыми должны руководствоваться контролеры, общероссийские профсоюзы и их объединения. Регулирует эту надзорную деятельность Федеральный закон от 21.07.2014 № 212 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

Организация общественного контроля

Форма участия профсоюзов в обеспечении контроля за охраной труда является многоуровневой:

  • правовые и технические общественные инспекции труда профессиональных союзов;
  • уполномоченные представители общероссийских профсоюзов;
  • представители отраслевых, краевых (областных), районных объединений профсоюзов;
  • уполномоченные представители первичных профсоюзных организаций непосредственно в компаниях.

Всех уполномоченных (доверенных) лиц избирают открытым голосованием на общем собрании структурного подразделения либо на профсоюзном собрании работников организации.

На предприятии общественный контроль за охраной труда осуществляется:

  1. На конкретных рабочих местах в структурных подразделениях.
  2. В отделах, участках и цехах.
  3. В целом по предприятию.

Периодичность контроля может варьироваться в зависимости от места проведения. Проверки непосредственных рабочих мест выборочно могут проходить раз в неделю, контролировать работу отделов допустимо ежемесячно, а комплексная проверка организации проводится раз в полгода или год. График разрабатывает и утверждает председатель соответствующего профсоюза.

Уполномоченные по охране труда

Отдел уполномоченных лиц по охране труда может быть создан практически в любой компании. Причем организационно-правовая форма, форма собственности и основной экономический вид деятельности не имеют никакого значения. Также никоим образом не влияют на административно-общественный контроль по охране труда ведомственная подчиненность, численность работников, наличие структурных подразделений, отраслевая принадлежность экономического субъекта. Охрана труда должна быть на любом предприятии. Организация охраны труда зависит от специфики производства, регулируется внутренним ЛНА типа программы производственного контроля.

Читайте также:
КАКОЙ СРОК ГРОЗИТ ЗА РАСПРОСТРАНЕНИЕ НАРКОТИКОВ МАТЕРИ?

Ключевые задачи уполномоченных:

  • оказание всестороннего содействия в структурном подразделении или организации в целом в создании здоровых, безопасных и соответствующих законодательным требованиям условий труда;
  • проведение контрольных мероприятий по проверке состояния охраны труда в компании или структурном подразделении, наблюдение за соблюдением интересов и прав трудящихся;
  • представление интересов трудящихся в государственных или общественных организациях при рассмотрении трудовых конфликтов, споров по исполнению работодателем принятых на себя обязательств;
  • оказание юридических и правовых консультаций по вопросам соблюдения трудового законодательства, оказание иной помощи трудящимся по защите их прав и интересов.

Права общественных контролеров

Инспекторы труда и уполномоченные лица по охране труда имеют право:

  • контролировать соблюдение работодателями трудового законодательства;
  • проводить независимую экспертизу условий работы и обеспечения безопасности работников;
  • самостоятельно расследовать, а также участвовать в расследовании, проводимом руководством, профзаболеваний и несчастных случаев на производстве;
  • иметь оперативную информацию о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях (ее обязано предоставлять руководство организаций и ИП);
  • ограждать работников от причинения вреда их здоровью и обеспечивать охрану их деятельности;
  • требовать от работодателей приостановления работ, если они непосредственно угрожают жизни и здоровью работников;
  • требовать от работодателей устранения всех выявленных нарушений.

Такие требования инспекторов работодатели обязаны не просто исполнять, но и в течение недели информировать соответствующий профсоюзный орган о результатах.

Функции и полномочия

Уполномоченные контрольные органы не только имеют права, но и наделены соответствующими полномочиями и функциями. Ключевая цель — это надзор за деятельностью работодателя по полному и неукоснительному соблюдению трудовой дисциплины в отношении наемных работников. Также уполномоченные представители должны контролировать и работников — справляются ли они со своими обязанностями по выполнению и обеспечению требований ОТ.

Для достижения ключевых целей контролеры выполняют следующие функции:

  • проверяют соблюдение сотрудниками организации норм, инструкций, положений и правил по ОТ;
  • контролируют правильность применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты, если их необходимо использовать (имеется в виду применение специальной одежды, обуви, иных средств индивидуальной защиты по их непосредственному назначению, содержание средств защиты в надлежащей чистоте и порядке);
  • участвуют в качестве официальных представителей трудящихся в работе специально созданных комиссий по проведению контрольных мероприятий и обследованию технического состояния зданий и сооружений, оборудования, приборов, машин, механизмов и прочих объектов на соответствие их нормам и правилам по охране труда. Проверяют эффективность и исправность работы вентиляционных шахт и систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, содержание средств индивидуальной и коллективной защиты сотрудников, а также разрабатывают мероприятия, направленные на устранение выявленных недостатков;
  • разрабатывают и внедряют мероприятия, направленные на предупреждение производственных травм, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также на улучшение условий труда работников;
  • своевременно сообщают руководителям о произошедших несчастных случаях, контролируют соблюдение норм рабочего времени и времени отдыха, предоставление гарантий, компенсаций и льгот за условия работы, которые отклоняются от нормальных;
  • организовывают обучение по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве, помогают ее оказывать непосредственно при наступлении несчастного случая;
  • участвуют в расследовании уже произошедших несчастных случаев на производстве по поручению профсоюзного органа или иного представительного органа трудового коллектива;
  • информируют трудящихся о нарушениях в отношении требований безопасности при проведении работ, проводят разъяснительную работу в коллективе по вопросам охраны труда.

Документальное оформление контроля

Работа по общественному надзору инспектора по охране труда должна быть соответствующим образом зафиксирована. Для этого служит журнал административно-общественного контроля по охране труда. Форма документа не утверждена никакими НПА, поэтому является произвольной. Ее может самостоятельно разработать и утвердить комитет профессионального союза каждой организации. Выглядеть этот документ может так:

Читайте также:
Дилерская деятельность: что это такое, описание и особенности

Обязанности работодателя

Поскольку общественный контроль является частью работы профсоюзного движения, все работодатели обязаны создавать инспекторам по общественному надзору условия для работы в соответствии с коллективным договором или локальным нормативным актом организации. Это значит, что у контролера есть право:

  • получать освобождение от основной работы не менее чем на 2 часа в неделю с сохранением оплаты на это время в размере среднего заработка;
  • иметь доступ к необходимой документации (правилам, инструкциям, другим нормативны­м и справочным материалам);
  • беспрепятственно посещать необходимые для проверки объекты;
  • иметь условия для обработки и хранения полученной документации;
  • проходить обучение за счет средств работодателя и ФСС;
  • иметь социальные гарантии.

За нарушение прав или препятствование работе общественного уполномоченного сама организация-работодатель и ее должностные лица несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

Контроль за условиями труда на рабочих местах

Время чтения: 7 мин

Обязанности работодателя по осуществлению контроля

Согласно статье 212 Трудового кодекса РФ руководитель организации обязан обеспечить организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах.

Для чего нужен контроль условий труда на рабочих местах?

Контроль на рабочих местах является важной составляющей системы управления охраны труда в организации и осуществляется с целью предупреждения несчастных случаев на производстве.

Контроль на рабочих местах направлен на:

  • выявление соответствия условий на рабочих местах нормативно-правовым актам по охране труда;
  • выявление потенциально опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах;
  • соблюдение всеми работниками организации требований охраны труда;
  • соблюдение ответственными за охрану труда лицами своих должностных обязанностей;
  • обнаружение нарушений по охране труда и отклонений от требований законодательства;
  • определение и принятие эффективных мер по устранению нарушений условий труда на рабочих местах.

Таким образом, работодатель может самостоятельно определить:

  • лиц, ответственных за осуществление контроля условий труда на рабочих местах;
  • уровни контроля (рабочее место, подразделение, организация);
  • виды контроля – целевые проверки на рабочих места, внеплановые проверки, проверки по графику и т.д.;
  • периодичность контроля (ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежеквартально);
  • формы документов для ведения контроля и фиксирования нарушений и несоответствий.

Кто осуществляет контроль?

В организации в обязательном порядке приказом руководителя должны быть назначены лица, ответственные за контроль на рабочих местах.

Форма Приказа о 3-х ступенчатом контроле

Как правило, контроль состояния охраны труда на рабочих местах осуществляют:

  • руководители и специалисты, на которых возложены соответствующие функциональные обязанности;
  • специалист по охране труда/служба охраны труда;
  • комиссия по охране труда;
  • уполномоченный по охране труда от трудового коллектива.

Каких-то требований к образованию или квалификации лица, ответственного за контроль, в законодательстве на данный момент нет.

Основные виды контроля условий труда на рабочих местах

К основным видам контроля на рабочих местах относят:

  • административно-общественный контроль;
  • ведомственный контроль;
  • государственный контроль;
  • общественный контроль.

Рассмотрим особенности каждого вида контроля условий труда на рабочих местах более подробно.

Административно-общественный контроль

Административно-общественный контроль условий труда на рабочих местах бывает двух видов:

— исправность оборудования, инструмента и приспособлений;

— работа вентиляционных установок;

— состояние санитарно-бытовых помещений;

— наличие инструкций и плакатов по охране труда;

— исправность и соответствие производственных и вспомогательных помещений, оборудования, транспортных и грузоподъемных средств требованиям безопасной эксплуатации;

— выполнение плановых мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе, мероприятий раздела «Охрана труда» коллективного договора, мероприятий по актам несчастных случаев, а также выполнение приказов, распоряжений, указаний по охране труда, предписаний, контрольно-надзорных органов и рекомендаций комитета (комиссии) по охране труда;

— организация обучения по охране труда руководителей и специалистов организации;

Основные отчетные документы о проведении многоступенчатого контроля

Результаты 1-ой и 2-ой ступеней контроля состояния и условий охраны труда регистрируются в журналах установленной формы.

Форма журнала 1-ой ступени контроля Форма журнала 2-ой ступени контроля

Результаты проверки состояния условий труда на 3-й ступени контроля оформляются соответствующим актом. Рассмотрим основные особенности оформления данного документа.

Читайте также:
Что грозит фиктивному генеральному директору фирмы?

Основные разделы акта:

  1. Замечания и выявленные нарушения в ходе проверки. В данном разделе прописываются выявленные нарушения с указанием ссылок на нормативно-правовые акты, регулирующие данный вопрос.
  2. Рекомендации по устранению нарушений. В данном разделе прописываются конкретные меры, которые должны быть приняты исполнителем для устранения нарушений.
  3. Срок устранения нарушений.
  4. Ответственный за устранение нарушений.
  5. Оценка результатов проверки. В данном разделе комиссия дает общую оценку итогов проведенной проверки, а также работе руководителя по вопросам обеспечения безопасных условий на рабочих местах.

Правила оформления акта:

  • акт подписывают все участники комиссии, проводившей проверку;
  • акт в обязательно порядке должен быть утвержден руководителем организации;
  • в акте обязательно должна быть указана дата его утверждения и присвоена нумерация;
  • с актом должны быть ознакомлены (под подпись) все ответственные и заинтересованные лица;
  • к акту можно прикладывать материалы фото- и видеофиксации по результатам проверки.

Форма акта 3-й ступени контроля

Внимание! Для крупных производственных организаций, связанных с эксплуатацией оборудования, транспорта, инструментов и т.п. рекомендуется проводить 3-х или 4-х ступенчатый контроль. Для малых и средних предприятий (до 200 человек) применим 2-х ступенчатый контроль.

Ведомственный контроль

Ведомственный контроль состояния охраны труда на рабочих местах осуществляет вышестоящая организация.

Данный вид контроля осуществляется при комплексных проверках на подведомственных организациях, при целевых проверках состояния охраны труда, а также по заявлениям работников подведомственных организаций.

Государственный контроль

Государственный контроль состояния и условий охраны труда осуществляют:

Надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, осуществляет Прокуратура РФ.

Общественный контроль

Согласно ст. 370 Трудового кодекса РФ профессиональные союзы имеют право осуществлять контроль за соблюдением работодателем требований трудового законодательства.

Для осуществления контроля профессиональный союз на собрании избирает уполномоченного по охране труда от трудового коллектива.

Данное лицо осуществляет регулярные проверки условий труда на рабочих местах. По итогам проверки уполномоченный составляет Представление уполномоченного лица по охране труда – документ, в котором указываются выявленные нарушения и предложения по их устранению.

Форма представления уполномоченного по охране труда

Работодатель должен в недельный срок устранить нарушения и сообщить профсоюзу о принятых мерах.

Уполномоченный по охране труда, как правило, входит в состав комиссии по охране труда.

Дополнительные виды контроля состояния и условий охраны труда

В организации также может быть отдельно организовано проведение проверок состояния и условий труда специалистом по охране труда.

Специалист по охране труда может осуществлять как целевые (плановые), так и внеплановые проверки.

Целевые проверки проводятся в соответствии с утвержденным графиком.

Форма графика проведения проверок состояния условий и охраны труда

Результаты проверок оформляются в виде акта-предписания с указанием выявленных нарушений и несоответствий, сроками устранения и назначением лиц, ответственных за устранение выявленных нарушений.

Внеплановые проверки проводятся вне графика целевых проверок. Внеплановые проверки, как правило, реализуются в связи с разного рода авариями, а также несчастными случаями на производстве. Результаты внеплановых проверок оформляются соответствующими актами.

Форма акта-предписания целевой/внеплановой проверки состояния условий труда

Порядок и сроки проведения контроля на рабочих местах

Порядок и периодичность проведения контроля на рабочих местах устанавливается работодателем.

В организации должны быть разработаны и утверждены работодателем Положение об организации контроля состояния условий труда и график проводимых проверок. Скачать пример документа можно по ссылке >> Положение об организации проведения ступенчатого контроля за состоянием условий охраны труда в организации.

Форма графика контроля состояния и условий охраны труда

Контроль за состоянием условий труда на рабочих местах дает руководителю объективную картину о состоянии охраны труда в организации. Данная информация является источником для формирования эффективного плана мероприятий по улучшению условий труда на предприятии.

Форма плана мероприятий по улучшению условий труда на предприятии

Общественный контроль

Поделиться в социальных сетях

Общественный контроль – деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.
(Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»)

Субъекты общественного контроля:

• Общественная палата Российской Федерации;
• общественные палаты субъектов Российской Федерации;
• общественные палаты (советы) муниципальных образований;
• общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации.

Также для осуществления общественного контроля могут создаваться:

• общественные наблюдательные комиссии;
• общественные инспекции;
• группы общественного контроля;
• иные организационные структуры общественного контроля.

Читайте также:
Как делиться придомовая площадь с соседями?

Формы общественного контроля:
• общественный мониторинг;
• общественная проверка;
• общественная экспертиза;
• общественные обсуждения;
• общественные (публичные) слушания;
• иные формы.
Общественный контроль может осуществляться одновременно в нескольких формах.
Общий порядок осуществления всех перечисленных форм общественного контроля, включая права и обязанности участников общественного контроля, определен статьями 19-25 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ.

Результат общественного контроля:

Подготовленный и направленный в органы государственной власти итоговый документ результатов общественного контроля: итоговый документ общественного мониторинга, акт общественной проверки, заключение общественной экспертизы, протокол общественного обсуждения, протокол общественных (публичных) слушаний, а также в иных формах.
В итоговом документе указываются место и время осуществления общественного контроля, задачи общественного контроля, субъекты общественного контроля, формы общественного контроля, установленные при осуществлении общественного контроля факты и обстоятельства, предложения, рекомендации и выводы. К итоговому документу могут прилагаться иные документы, полученные при осуществлении общественного контроля.

Общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации в соответствии с результатами общественного контроля вправе:

• направлять в органы государственной власти предложения и рекомендации по совершенствованию их деятельности, а также по устранению причин и условий, способствовавших нарушению прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;
• выдвигать общественную инициативу в соответствии с законодательством Российской Федерации;
• оспаривать в установленном порядке (в том числе в судебном и (или) административном порядке) нормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) органов государственной власти.

Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об общественном контроле:
• Субъект общественного контроля в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций вносит предложения в соответствующие органы государственной власти о привлечении к ответственности виновных должностных лиц.
• Как воспрепятствование законной деятельности субъектов общественного контроля, так и необоснованное вмешательство субъектов общественного контроля в деятельность органов государственной власти и оказание неправомерного воздействия на указанные органы влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Обзор действующего законодательства Российской Федерации в части персональной ответственности государственных гражданских служащих за воспрепятствование осуществлению общественного контроля в Минфине России

Несчастный случай на производстве

С 01.03.2022 ст. 227 излагается в новой редакции (ФЗ от 02.07.2021 N 311-ФЗ). См. будущую редакцию.

ТК РФ Статья 227. Несчастные случаи, подлежащие расследованию и учету

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 227 ТК РФ

Расследованию и учету в соответствии с настоящей главой подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.

Читайте также:
Как защитить ребенка от отца?

К лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя, помимо работников, исполняющих свои обязанности по трудовому договору, в частности, относятся:

работники и другие лица, получающие образование в соответствии с ученическим договором;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

обучающиеся, проходящие производственную практику;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

лица, страдающие психическими расстройствами, участвующие в производительном труде на лечебно-производственных предприятиях в порядке трудовой терапии в соответствии с медицинскими рекомендациями;

лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду;

лица, привлекаемые в установленном порядке к выполнению общественно-полезных работ;

члены производственных кооперативов и члены крестьянских (фермерских) хозяйств, принимающие личное трудовое участие в их деятельности.

Расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены: телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми; повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших, если указанные события произошли:

в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни;

при следовании к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем (его представителем), либо на личном транспортном средстве в случае использования личного транспортного средства в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора;

при следовании к месту служебной командировки и обратно, во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте, а также при следовании по распоряжению работодателя (его представителя) к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в том числе пешком;

при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель-сменщик на транспортном средстве, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде, член бригады почтового вагона и другие);

при работе вахтовым методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне (воздушном, морском, речном) в свободное от вахты и судовых работ время;

при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, в том числе действий, направленных на предотвращение катастрофы, аварии или несчастного случая.

Расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат также события, указанные в части третьей настоящей статьи, если они произошли с лицами, привлеченными в установленном порядке к участию в работах по предотвращению катастрофы, аварии или иных чрезвычайных обстоятельств либо в работах по ликвидации их последствий.

Несчастный случай на производстве

Несчастный случай на производстве – это непредвиденное событие, неожиданное стечение обстоятельств, которое привлекло к телесному повреждению или смерти работника.

Несчастный случай на производстве и трудовое законодательство

Происшествие во время рабочего процесса, в результате которого здоровью работника был нанесен вред или сотрудник погиб, признается несчастным случаем на производстве.

Перечень таких событий прописан в статье 227 Трудового Кодекса РФ.

Согласно этому перечню несчастным случаем на производстве считаются:

термические поражения, полученные от воздействия высоких либо низких температур;

травмы тела, нанесенные как механизмами, так и другими лицами;

укусы или раны, нанесенные насекомыми и животными;

травмы, полученные при взрывах, обрушениях зданий, стихийных бедствиях;

Читайте также:
Информационный процесс: что это такое, описание и особенности

поражения от электричества или излучения;

другие травмы, которые получены от действия внешних факторов.

Условия для признания несчастного случая производственной травмой

Для того чтобы полученное увечье признавалось именно производственной травмой, необходимо выполнение следующих условий:

Время события. Происшествие должно случиться в рабочее время, по дороге следования на работу или с работы, в командировке или в служебной поездке, если руководство предприятия по своему распоряжению отправило работника на место выполнения работы. Также происшествие может произойти во время отдыха между сменами при вахтовом методе работы или при длительной поездке на транспорте.

Место происшествия. Событие должно произойти на территории предприятия или в том месте, где выполняются работы. Если происшествие случилось при следовании по дороге на работу или с работы на транспорте, то необходимо, чтобы это был предоставленный организацией – работодателем транспорт или личный транспорт, который используется в служебных целях по согласованию с руководством предприятия.

Если работник получил травму по дороге на работу или с работы, когда шел пешком или ехал на общественном транспорте, то такая ситуация не является несчастным случаем на производстве.

Действия работника и работодателя при несчастных случаях

При наступлении несчастного случая на производстве сотруднику организации необходимо сразу же сообщить непосредственному руководителю о происшествии согласно статье 214 Трудового Кодекса РФ.

Форма такого сообщения законодательно не утверждена.

Порядок действий работника при получении производственной травмы организация имеет право прописать во внутренних локальных актах предприятия. Например, таким документом может быть инструкция для работника по охране труда.

Работодатель при получении работником производственной травмы должен предпринять следующие меры:

Организовать пострадавшему работнику предприятия оказание первой медицинской помощи. Для оказания первой медицинской помощи работодатель должен иметь в организации медицинский пост с аптечкой.

Осуществить в случае необходимости доставку пострадавшего сотрудника организации в медицинское учреждение. Перевезти пострадавшего работника в больницу или домой следует на транспорте организации или за ее счет согласно требованиям с части 2 статьи 223 Трудового Кодекса РФ.

Если возникла чрезвычайная или аварийная ситуация, то следует предпринять все меры, чтобы предотвратить ее развитие. Для этого следует вызвать специальные службы для ликвидации чрезвычайной или аварийной ситуации (например, МЧС) и вывести всех работников из опасной зоны.

Сохранить по мере возможности окружающую обстановку такой же, какой она была в момент происшествия. Если это сделать невозможно, то необходимо провести фиксацию места происшествия. Для этих целей можно сфотографировать или снять на видео, или нарисовать схему места происшествия. Такая фиксация места происшествия понадобится в ходе расследования несчастного случая.

Уведомить о происшествии специальные структуры.

Порядок уведомления о происшествии специальных структур

Согласно требованиям статьи 228 Трудового Кодекса РФ работодатель обязан передать информацию о происшествии в соответствующие организации.

Если несчастный случай произошел с группой лиц, имеет тяжелые последствия или закончился смертью потерпевших, то следует информировать:

Фонд социального страхования.

Прокуратуру по месту случившегося происшествия.

Администрацию населенного пункта или района, в котором организация зарегистрирована.

Местное подразделение органа, контролирующего объект, на котором случилось происшествие (например, Ростехнадзор).

Родственников пострадавшего, если он получил тяжелые травмы или умер.

Порядок проведения расследования при наступлении несчастного случая на производстве

Согласно требованиям статьи 228 Трудового Кодекса РФ работодатель обязан организовать расследование обстоятельств и вывить причины случившегося.

Специальная комиссия по расследованию несчастного случая на производстве

Для расследования на основании приказа по предприятию создается специальная комиссия.

В состав комиссии должны входить специалист по охране труда, лица, представляющие организацию – работодателя и профсоюз.

При тяжелом или смертельном несчастном случае в комиссию включают представителей фонда социального страхования, трудовой инспекции и администрации населенного пункта или района, в котором зарегистрировано предприятие.

Принимать участие в расследовании имеет право сам пострадавший сотрудник или его представитель.

Сроки проведения расследования несчастного случая на производстве

Согласно нормам части 1 статьи 229.1 Трудового Кодекса РФ следует провести расследование в срок до трех дней.

Читайте также:
Можно ли заключить договор аренды без торгов?

Если пострадавших несколько, они получили тяжелые увечья или погибли, то расследование может продолжаться до 15 дней.

Если нетрудоспособность пострадавшего наступила через некоторое время после несчастного случая, то сроки расследования увеличиваются до 1 месяца с момента получения от пострадавшего заявления.

Алгоритм действий при расследовании несчастного случая на производстве

В процессе выяснения обстоятельств комиссия собирает показания очевидцев, работодателя и потерпевшего, ответственных за охрану труда лиц.

Работодатель обязан со своей стороны:

обеспечить фото- или видеосъемку, составление схемы или плана места происшествия;

организовать при необходимости лабораторные исследования;

предоставить комиссии транспорт, помещение, спецодежду, связь.

Все расходы на проведения расследования несет работодатель.

На основании полученных сведений комиссия дает заключение о причинах несчастного случая, рекомендации по предупреждению подобных ситуаций.

Документальное оформление результатов расследования несчастного случая на производстве

Все результаты расследования, проведенного комиссией, следует оформить документально.

Если травмы были признаны комиссией производственными, то оформляется акт по специальной форме Н-1 в 3-х экземплярах.

В этом акте подробно указывают все обстоятельства и причины происшествия.

Акт подписывается всеми членами специальной комиссии и заверяется печатью работодателя.

Один из экземпляров акта передают пострадавшему или его представителю, второй экземпляр акта должен храниться со всеми остальными материалами расследования в течение 45 лет в архиве организации-работодателя.

Третий экземпляр, а также все копии документов по проведенному расследованию передают в местное отделение фонда социального страхования в срок до трех дней.

Каждый несчастный случай работодателю следует зарегистрировать в специальном журнале, форма которого утверждена Постановлением № 73.

Ответственность работодателя

За несоблюдение требований по охране труда, которые привели к несчастному случаю на работе, работодателя могут привлечь к административной и уголовной ответственности.

Административная ответственность предусмотрена статьей 19.4 КоАП.

По этой статье могут привлечь руководителя организации в случае препятствия проведению проверки с его стороны, отказа выполнить предписания проверяющего органа.

Если при расследовании выяснится, что работодатель не соблюдал законодательство об охране труда, то ему грозит наказание по статье 5.27.1 КоАП.

Если работодатель скроет факт наступления несчастного случая на производстве от фонда социального страхования, то его привлекут к ответственности по статье 15.34 КоАП.

Уголовная ответственность по статье 143 Уголовного Кодекса РФ может наступить, если несчастный случай привел к смерти работника или тяжелым травмам.

В этом случае суд будет определять вину работников, ответственных за охрану труда на конкретном участке производства. Такими работниками могут быть, например, начальник участка или руководителя отдела.

Выплаты пострадавшему работнику

Если в результате несчастного случая на работе работник стал нетрудоспособным, то он имеет право на следующие выплаты:

пособие по нетрудоспособности, которое выплачивается на основании больничного листа;

единовременные или ежемесячные страховые выплаты;

оплату медицинской и социальной реабилитации.

Пособие по нетрудоспособности платит организация, а все остальные выплаты производит фонд социального страхования.

Заключение

уделять особое внимание охране труда в организации;

проводить расследование всех несчастных случаев на производстве и

оформлять документально должным образом результаты проведенного расследования.

За несоблюдение требований по охране труда, которые привели к несчастному случаю на работе, работодателя могут привлечь к административной и уголовной ответственности.

Определить, является ли происшествие несчастным случаем на производстве или событие не является производственно травмой, может только специальная комиссия.

Так как целью выявления обстоятельств и причин происшествия является предотвращение подобных случаев в дальнейшем, то важно соблюдать порядок расследования несчастных случаев на производстве и своевременно информировать об этом специальные структуры.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме “Зарплата и кадры”.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: